Воздушные системы дальнего радиолокационного дозора ПВО Польши: аэростаты и самолёты ДРЛО

17 004 49
Воздушные системы дальнего радиолокационного дозора ПВО Польши: аэростаты и самолёты ДРЛО
В предыдущих публикациях, посвящённых польской системе противовоздушной обороны, были рассмотрены её наземные составляющие: зенитная артиллерия, войсковые и объектовые зенитные ракетные комплексы, радиолокационные станции контроля воздушного пространства и средства управления и передачи информации. Сегодня речь пойдёт о привязных аэростатах и самолётах дальнего радиолокационного дозора, предназначенных для раннего обнаружения средств воздушного нападения на малых высотах и координации действий компонентов системы ПВО.

Аэростаты радиолокационного дозора


22 мая 2024 года для реализации польской программы Barbara между министерством национальной обороны Польши и правительством США было подписано соглашение на поставку четырех аэростатных комплексов радиолокационного обнаружения ASRR (Airspace and Surface Radar Reconnaissance). Стороны договорились, что контракт стоимостью $960 млн будет профинансирован за счет льготного кредита, выделяемого США. Дополнительно в рамках заключенного соглашения был заказан логистический пакет, включающий эксплуатационное обслуживание, запас запасных частей, техническую поддержку и обучение личного состава.



Первый аэростатный комплекс польские военные должны получить в 2026 году. Остальные три комплекса прибудут в 2027 году, а всю систему планируют ввести в строй к концу 2027 года.

Планируется, что аэростаты системы ASRR войдут в состав формируемого аэростатного дивизиона ВВС Польши и будут нести дежурство в приграничных районах на восточном и северо-восточном направлениях. Аэростатные комплексы дополнят существующую сеть радиолокационных постов и станут элементом воздушной системы радиолокационной разведки и наблюдения, способной обнаруживать маловысотные воздушные цели, включая крылатые ракеты, самолеты, беспилотники, а также надводные объекты.

Комплекс радиолокационного обнаружения ASRR включает в себя привязной аэростат с РЛС, подвешенной в нижней его части.


Наземный сегмент состоит из пункта управления, сопряженного со средствами связи, позволяющими передавать первичную и обработанную информацию в реальном режиме времени, причальной платформы, метеорологического оборудования и электрогенераторов.


Технические подробности, касающиеся характеристик приобретаемых Войском Польским аэростатов радиолокационного дозора, не разглашаются, но известны подрядчики, выбранные для поставки аппаратуры и оборудования. Это компании Raytheon, Elta North America (американский филиал израильской компании IAI Elta) и QinetiQ US (в прошлом Avantus Federal).

Компания QinetiQ US в последние годы по контракту обслуживает аэростатные комплексы радиолокационного обнаружения TARS (Tethered Aerostat Radar System), работающие в интересах Пограничной и таможенной службы США и использующиеся в основном для пресечения незаконного ввоза наркотиков и нелегальной миграции в Карибском бассейне и вдоль границы с Мексикой.


Сходный по своим возможностям аэростатный радиолокационный комплекс обеспечивает безопасность израильского ядерного объекта в Димоне и эксплуатируется на Тайване.


Система TARS начала функционировать в первой половине 1980-х и основана на сети привязных аэростатов, выпущенных американскими компаниями TCOM и ILC Dover. Генеральным подрядчиком, ответственным за поставку и интеграцию аэростатных комплексов в национальную систему ПВО, выступала корпорация Lockheed Martin.

В 1999 году в ходе военных учений в районе Форт-Стюарт (штат Джорджия) состоялись испытания привязной аэростатной радиолокационной системы JLENS (Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System), разработанной корпорацией Raytheon. До 2017 года МО США финансировало исследования по созданию аэростатного комплекса обнаружения низколетящих крылатых ракет в рамках программы JLENS. Предполагалось, что аэростатная система не только станет недорогой альтернативой самолётам ДРЛО, но и сможет «подсвечивать» маловысотные воздушные цели при пусках по ним зенитных ракет.


Также предусматривалось создание «боевых» аэростатов с ракетами «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и управляемыми бомбами с развитыми аэродинамическими поверхностями и миниатюрным реактивным двигателем. По мнению представителей компании Raytheon, такая бомба, сброшенная с аэростата, способна поразить цель на дальности 40-50 км.


В этой программе для подъёма в воздух радиолокаторов использовались аэростаты ТСОМ 71М. Грузоподъемность аэростата при подъеме на рабочую высоту 4500 м достигает 2000 кг. Полученная радиолокационная информация передаётся по волоконно-оптическому кабелю на наземный комплекс обработки, а сформированные данные целеуказания доводятся до потребителей по каналам связи.

Поставщиком РЛС обнаружения EL/M-2083 с АФАР выступит израильская компания IAI Elta. Радиолокаторы этого типа уже используются вооруженными силами Израиля.

Помимо радиолокационной станции на аэростате может быть размещена полезная нагрузка в виде оптоэлектронной аппаратуры с камерами высокого разрешения и тепловизором. Это дополняет возможности РЛС в части обнаружения компактных дронов, конструкция которых в основном выполнена из полимерных материалов, плохо отражающих высокочастотное излучение, а также даст возможность эффективно следить за объектами на земле.

Американская армия с 2007 года использовала в Афганистане и Ираке менее крупные аэростаты TCOM 32M, оборудованные РЛС слежения за наземными объектами AN/ZPY-1 StarLite от корпорации Northrop Grumman и мультиспектральной системой визуализации и наведения MX20 от компании L-3 Wescam, которые в зависимости от погодных условий вели наблюдение с высоты 350-1500 м.


Аппаратура визуального наблюдения, поднятая в воздух, при средней прозрачности воздуха эффективно засекала транспортные средства на удалении 20 км, а пешеходов — на дистанции 10 км. При этом имелась возможность различать вооруженных и невооруженных людей. Радиолокационный канал позволял обнаруживать подвижные цели, а также металлические объекты и не зависел от прозрачности атмосферы.

Предполагается, что аэростат системы ASRR сможет круглосуточно наблюдать за воздушным пространством на дальности более 350 км в течение 30 дней и своевременно выявлять средства воздушного нападения во всём диапазоне высот.

Для выполнения такой задачи требуется не менее 2-3 самолетов ДРЛО. Эксплуатация радиолокационного аэростатного поста обходится в 5-7 раз дешевле, чем самолет ДРЛО со схожими характеристиками, а также требует меньшего количества обслуживающего персонала.

Впрочем, у аэростатов есть и существенные недостатки. Хорошо заметная «колбаса», надутая гелием и висящая на привязи на высоте до 4500 м, является очень уязвимой для дальнобойных ракет класса «воздух-воздух». Развертывание комплекса осуществляется на хорошо подготовленной в инженерном отношении площадке, а само наземное оборудование весьма громоздко и требует много времени для перебазирования.

Фактически система ASRR в основном предназначена для работы в мирное время и в случае полномасштабного конфликта с технологически продвинутым противником может быть быстро выведена из строя.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора


В середине 2023 года стало известно, что Польша для наблюдения за восточными границами и акваторией Балтийского моря приобрела два подержанных самолета дальнего радиолокационного дозора Saab 340 AEW&C (в ВВС Швеции имеют обозначение S 100B Argus).


Турбовинтовой Saab 340 AEW&C создан на базе пассажирского самолёта, рассчитанного на перевозку 36 человек на линиях небольшой протяжённости. По сравнению с пассажирской машиной наружные боковые секции фюзеляжа самолёта ДРЛО были усилены, так чтобы выдержать вес антенны. Площадь вертикального оперения с целью улучшения путевой остойчивости увеличена. Для большей продолжительности полёта в кормовой части установлены два дополнительных топливных бака. Помимо радиолокатора на самолёте Saab 340 AEW&C имеется станция РЭБ, её антенна расположена в хвостовой части. Отображение информации происходит на плоских цветных ЖК-дисплеях с сенсорным управлением.

Самолёт с максимальным взлётным весом 13150 кг способен находиться в воздухе 5-6 часов. Максимальная скорость 530 км/ч, скорость на патрулировании 320 км/ч. Высота патрулирования от 3000 до 6000 метров. Экипаж 7 человек, из них 5 — операторы РТК.


Основой радиотехнического комплекса шведских воздушных радарных пикетов является РЛС PS-890 Erieye, разработанная Ericsson Microwave Systems (сейчас Saab Electronic Systems). Вес антенного блока радиолокатора составляет всего 900 кг. Двусторонняя антенна АФАР, размещенная в «бревнообразном» обтекателе длиной 9 метров, состоит из 192 приёмо-передающих модулей. Луч с электронным сканированием обеспечивает просмотр пространства в секторе 150° с каждой стороны. Недостатком радиолокатора с антенной такого типа является наличие спереди и сзади самолёта «мёртвых зон» — не просматриваемых секторов 30° каждый. РЛС, работающая в частотном диапазоне 2–4 ГГц, имеет несколько режимов работы, адаптированных для конкретных условий, с разной частотой повторения импульсов и скоростью сканирования. Помимо контроля воздушного пространства, возможен поиск морских целей, в том числе перископов подводных лодок.

По данным компании-разработчика РЛС, максимальная дальность обнаружения крупных высотных целей составляет 450 км. В реальности истребитель, летящий на средней высоте, может быть обнаружен на дальности 350–400 км. Аппараты с небольшой ЭПР на малых высотах на фоне земной поверхности фиксируются на дальности от 180 км. Модифицированные варианты способны работать «по земле», видеть передвижения бронетехники, транспортных колонн и железнодорожных составов, что существенно расширяет спектр возможностей самолётов, оснащённых усовершенствованной РЛС Erieye-ER. Модернизированные машины получили аппаратуру, способную определять координаты источников высокочастотного излучения в широком диапазоне. Также на внешних поверхностях имеются датчики, фиксирующие тепловой след зенитных и авиационных ракет, а также лазерное облучение.

При неплохих характеристиках обзорной РЛС и относительно невысокой стоимости к недостаткам самолёта Saab 340 AEW&C относят непродолжительное время нахождения в воздухе, отсутствие системы дозаправки и малый внутренний объём, что не позволяет разместить на борту расширенный состав оборудования. В частности, критике подвергались ограниченные возможности аппаратуры передачи данных.

Всего было построено 12 самолётов Saab 340 AEW&C, большая их часть продана иностранным заказчикам. Относительно того, откуда в Польшу поступили самолёты ДРЛО шведского производства, в открытых источниках информации нет. Журналисты, специализирующиеся на авиационной тематике, пишут, что это могут быть машины, снятые с вооружения как в Швеции, так и в ОАЭ.

Так или иначе, бывшие в эксплуатации Saab 340 AEW&C являются для Воздушных сил Польши временным решением. В качестве альтернативы обсуждалась возможность приобретения самолётов Е-7А Wedgetail на базе пассажирского Boeing 737-700ER.


Самолёт ДРЛО Е-7А ВВС Австралии

Самолёт ДРЛО Е-7А по своим возможностям является промежуточным вариантом между E-767 и Е-2D Hawkeye. В настоящее время самолёты Е-7А эксплуатируются в Австралии, Турции и Республике Корея. Однако стоимость одного «Веджтейла» с учётом оборудования наземной инфраструктуры и обучения специалистов составляет примерно $300 млн. Кроме того, для обеспечения полноценного патрулирования самолётов радиолокационного обнаружения потребуются воздушные танкеры. Так как таких самолётов ДРЛО потребуется минимум два, и в Польше сейчас осуществляется создание системы WISŁA, это является для бюджета страны неподъёмным грузом.

Несколько менее затратным вариантом может стать приобретение самолётов CASA C-295AEW с РТК на базе израильского радара EL/M-2075 Phalcon, но с антенной, установленной во вращающемся дискообразном обтекателе. РЛС имеет два режима работы: круговой, обеспечивающий просмотр в дежурном режиме в 360°, и концентрированный поиск в секторе 120° с большим разрешением. В режиме кругового обзора дальность обнаружения цели типа «истребитель» должна быть не менее 450 км.


Самолёт ДРЛО C-295AEW

На фоне других машин своего класса C-295AEW смотрится вполне достойно. Самолёт с максимальной взлётной массой 23200 кг способен патрулировать в воздухе не менее 8 часов. Скорость патрулирования 485 км/ч, максимальная — 560 км/ч. На борту может находиться 10 человек, из них 7 операторов РТК и офицеров управления.

Ближайшим двухдвигательным турбовинтовым аналогом перспективного испано-израильского самолёта ДРЛО можно считать E-2D Hawkeye. При практически одинаковой взлётной массе и близких скоростных характеристиках C-295AEW за счёт более ёмких топливных баков способен дольше находится на патрулировании, а значительные внутренние объёмы позволяют предоставить больше места для операторов и аппаратуры. Определяющим при выборе этого самолёта радиолокационного дозора может стать наличие в составе польских ВВС военно-транспортных С-295М, которые совместимы с C-295AEW по планеру, силовой установке и основному оборудованию.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -9
    26 января 2025 06:20
    Фактически система ASRR в основном предназначена для работы в мирное время
    Такая игрушка нужна полякам разве что только отслеживать мигрантов на польско-белорусской границе. Но для этой цели для бюджета гораздо дешевле обойдется злобный польский пограничник с собакою на поводке wink
    1. +4
      26 января 2025 14:42
      Цитата: Голландец Михель
      Такая игрушка нужна полякам разве что только отслеживать мигрантов на польско-белорусской границе.

      Аэростатная радиолокационная система JLENS предназначена для обнаружения маловысотных воздушных целей и по земле она работать не способна. no
      1. WIS
        -1
        26 января 2025 17:59
        Цитата: Bongo
        Аэростатная .....не способна.

        Надо внимательней читать, или не высовываться.
        Аппаратура визуального наблюдения, поднятая в воздух, при средней прозрачности воздуха эффективно засекала транспортные средства на удалении 20 км, а пешеходов — на дистанции 10 км. При этом имелась возможность различать вооруженных и невооруженных людей. Радиолокационный канал позволял обнаруживать подвижные цели, а также металлические объекты и не зависел от прозрачности атмосферы.

        PS: вот тут, кто-то что-то не договаривает:
        Предполагается, что аэростат системы ASRR сможет круглосуточно наблюдать за воздушным пространством на дальности более 350 км в течение 30 дней и своевременно выявлять средства воздушного нападения во всём диапазоне высот.

        Для выполнения такой задачи требуется не менее 2-3 самолетов ДРЛО. Эксплуатация радиолокационного аэростатного поста обходится в 5-7 раз дешевле, чем самолет ДРЛО со схожими характеристиками, а также требует меньшего количества обслуживающего персонала.

        5-7 ... какой арифметичекой линейкой подсчитывали?
        1. WIS
          0
          26 января 2025 18:06
          Этой "КОЛБАСЫ" не хватает там. куда рвутся укро-беспилотники, моё мнение
          1. +2
            26 января 2025 23:12
            не хватает там. куда рвутся укро-беспилотники


            Согласен. С А-100 у нас как то не идёт дело. А такие баллоны можно повесить километров 150-200 от линии фронта, и круглосуточно, не дорого контролировать небо. А то удары по аэродрому стратегической авиации под Энгельсом, это уже позор.
        2. 0
          27 января 2025 00:10
          Цитата: WIS
          Надо внимательней читать, или не высовываться.

          Вот именно... fool
          Вы пожалуйста разберитесь, чем аэростаты системы JLENS, которые планируют использовать в Польше отличаются от аэростатов TCOM 32M, оборудованные РЛС слежения за наземными объектами AN/ZPY-1 и мультиспектральной системой визуализации и наведения MX20 использовавшиеся в Афганистане.
          1. WIS
            0
            27 января 2025 00:50
            Цитата: Bongo
            аэростаты системы JLENS, которые планируют использовать в Польше

            вот тута было
            22 мая 2024 года для реализации польской программы Barbara между министерством национальной обороны Польши и правительством США было подписано соглашение на поставку четырех аэростатных комплексов радиолокационного обнаружения ASRR

            Но, к Вашему пониманию хочу добавить, вся моя кассация учитывает лишь основу принципа: внедрение и последующее использования данного вида техники у себя дома с пользой.
            У кого "ракурс сбит не то замечая или шишки набиты в каком месте с достатком" - не важно. Главное прочитать и пользу выудить.
            Но Вы упрямый...
            зы: а что за птица нас преследует-ведёт (на колбасу не похожа)?
            1. 0
              27 января 2025 01:17
              Цитата: WIS
              вот тута было
              22 мая 2024 года для реализации польской программы Barbara между министерством национальной обороны Польши и правительством США было подписано соглашение на поставку четырех аэростатных комплексов радиолокационного обнаружения ASRR

              Коль уж вы взялись цитировать мою статью, цитируйте её пожалуйста полностью, а не там где вам удобно: Далее сказано:
              Комплекс радиолокационного обнаружения ASRR включает в себя привязной аэростат с РЛС, подвешенной в нижней его части.


              Цитата: WIS
              Но, к Вашему пониманию хочу добавить, вся моя кассация учитывает лишь основу принципа: внедрение и последующее использования данного вида техники у себя дома с пользой.
              У кого "ракурс сбит не то замечая или шишки набиты в каком месте с достатком" - не важно. Главное прочитать и пользу выудить.
              Но Вы упрямый...
              зы: а что за птица нас преследует-ведёт (на колбасу не похожа)?

              Вы бред несёте.... fool
              1. WIS
                0
                27 января 2025 01:25
                Цитата: Bongo
                мою статью, цитируйте её пожалуйста полностью, а не там где вам удобно

                Спасибо, скромность не позволяет. no
        3. 0
          27 января 2025 00:26
          Цитата: WIS
          Надо внимательней читать, или не высовываться.

          Очень забавно, когда тролль пытается троллить автора, указывая ему, что надо "внимательней читать" его же статью.... lol
          1. WIS
            -1
            27 января 2025 01:18
            Не хочется Вас огорчать, делая вид, что не заметил.
            "Плохих учеников не бывает..." hi
  2. +1
    26 января 2025 06:40
    10 человек, из них 7 операторов РТК и офицеров управления.

    вся информация для обработки должна передаваться на КП, который находится на земле, тогда эффект по всем параметрам будет выше и потерь меньше.
    1. +1
      26 января 2025 11:54
      Цитата: Alex20042004
      эффект по всем параметрам будет выше и потерь меньше.

      Вполне выполнимо. Подключаешь Старлинк и всё что тебе нужно это интернет.
    2. +3
      26 января 2025 14:43
      Цитата: Alex20042004
      вся информация для обработки должна передаваться на КП, который находится на земле, тогда эффект по всем параметрам будет выше и потерь меньше.

      Об этом в статье прямо сказано:
      Полученная радиолокационная информация передаётся по волоконно-оптическому кабелю на наземный комплекс обработки, а сформированные данные целеуказания доводятся до потребителей по каналам связи.
    3. WIS
      -3
      26 января 2025 18:11
      Цитата: Alex20042004
      вся информация для обработки должна передаваться на КП, который находится на земле, тогда эффект по всем параметрам будет выше и потерь меньше.

      Понимаю так, что у Вас и опыт был всю "кухню" лично опробовать, испытать, проверить и оценить.
      Извините, за не скромность, в каком ресторане работали?
      зы: "должна передаваться на КП" - всем кому чо должен - просщаю... bully
  3. 0
    26 января 2025 07:32
    Объективные новости о состоянии и планах развития ПВО противника - это тоже хорошие новости с утра! Но возникли два вопроса на которые не требуется ответа. 1. Потянет ли даже пятипроцентный военный бюджет Польши эти стартапы в области ПВО? 2. Не слишком ли велик риск постановки системы обнаружения от воздушной компоненты (в смысле аэростаты и самолёты), которые жёстко ограничены погодными условиями, абсолютно беззащитны в воздухе против СВКН высокотехнологичного противника и в разы (если не на порядок) дороже традиционных сухопутных и морских РЛС? Статье однозначный "+" и в закладки! angry
    1. +3
      26 января 2025 14:48
      Цитата: Шарнхорст
      Потянет ли даже пятипроцентный военный бюджет Польши эти стартапы в области ПВО?

      Данные о военном бюджете Польши и стоимости отдельных программ есть в открытом доступе.
      Цитата: Шарнхорст
      Не слишком ли велик риск постановки системы обнаружения от воздушной компоненты (в смысле аэростаты и самолёты), которые жёстко ограничены погодными условиями, абсолютно беззащитны в воздухе против СВКН высокотехнологичного противника и в разы (если не на порядок) дороже традиционных сухопутных и морских РЛС?

      В конце данной публикации есть активные ссылки на предыдущие статьи этого цикла. В том числе и по наземным РЛС и АСУ. По количеству имеющихся радиолокационных постов ВВС Польши на первом месте среди европейских стран НАТО.
    2. +2
      26 января 2025 15:54
      5% — это очень далеко. В 2024 году мы потратили 3,7% ВВП на военные нужды. Польская армия получила 146 танков: K2GF, M1A1 Abrams и Leopard 2PL, 70 гаубиц-пушек K9A1, 57 реактивных систем залпового огня Homar-A и Homar-K, 16 самоходных минометов Rak, 16 бронетранспортеров Rosomak с башней ZSSW-30 и в варианте WEM, 2 боевых самолета F-35A, 2 б/у самолета дальнего радиолокационного обнаружения Saab 340 AEW, 8 вертолетов: AW101, S-70i Black Hawk и AW149, 9 радиолокационных станций НУР-15М «Одра» и «Быстра», зенитные комплексы Piorun и БПЛА различных типов.
      1. 0
        26 января 2025 23:17
        Если Россия проявит характер и откажется от поставок дешёвых энергоресурсов и сырья в Европу, то о военном бюджете в 5% им придётся забыть. Или забыть о хорошей жизни...
        1. -1
          27 января 2025 03:38
          Russia no longer really supplies energy or raw materials to the EU. A little bit of liquefied gas, a bit of this, a bit of that, but these are small quantities that Europe can manage without major problems.
  4. +4
    26 января 2025 10:23
    Аэростаты радиолокационного дозора- зря у нас на эту тематику положили большой и толстый болт am
  5. +5
    26 января 2025 10:58
    hi
    Как всегда, интересная статья!

    Впрочем, у аэростатов есть и существенные недостатки. Хорошо заметная «колбаса», надутая гелием и висящая на привязи на высоте до 4500 м, является очень уязвимой для дальнобойных ракет класса «воздух-воздух». Развертывание комплекса осуществляется на хорошо подготовленной в инженерном отношении площадке, а само наземное оборудование весьма громоздко и требует много времени для перебазирования.
    Фактически система ASRR в основном предназначена для работы в мирное время и в случае полномасштабного конфликта с технологически продвинутым противником может быть быстро выведена из строя.

    ИМХО, это и есть основное предназначение - работать в мирное время, потому что АВАКСОВ "не напасешься", "24 на 7" в воздухе держать.
    А если вдруг аэростаты стали падать - значит пора "Фолкель и Бюхель распаковывать".

    Да и РФ не мешало бы такими программами заняться...
    И если мне мои глаза не изменяли bully еще в Сочи на Олимпиаде что-то подобное в небе летало.
    1. +5
      26 января 2025 11:47
      Цитата: Wildcat
      И если мне мои глаза не изменяли еще в Сочи на Олимпиаде что-то подобное в небе летало.

      Там был мелкий совсем, с оптикой. Аэростат Око.
    2. 0
      26 января 2025 11:59
      Цитата: Wildcat
      А если вдруг аэростаты стали падать

      Автор несколько преувеличил заметность аэростата. Сам аэростат в РЛ диапазоне не виден ибо проницаем для ЭМ излучения и ничего не отражает. А т. к. он практически не движется то эффект Доплера тут не поможет.
      1. AMG
        -5
        26 января 2025 14:02
        А если из космоса его засекут? Постоянно нужно перемещать? Небольшие самолеты более предпочтительные.
      2. +7
        26 января 2025 15:49
        Цитата: Дырокол
        Автор несколько преувеличил заметность аэростата. Сам аэростат в РЛ диапазоне не виден ибо проницаем для ЭМ излучения и ничего не отражает.

        Не могу с Вами согласиться. no Мне достоверно известно, что станции наведения ЗУР, а также бортовые радары установленные на Су-30СМ и Су-35С хорошо видят метеорологические зонды аэростатного типа, которые значительно меньше аэростатов системы JLENS, несущих на себе не мало металла. Но дело даже не в радиолокационной заметности. Вы забываете, что это цель излучающая мощный высокочастотный сигнал, которая светится как прожектор в поле тёмной ночью.
        1. 0
          26 января 2025 20:24
          Во время войны воздушные шары можно использовать для защиты от беспилотников и крылатых ракет. Достаточно разместить их на расстоянии 200–300 километров от линии фронта. Тогда их будет трудно сбить.
          1. 0
            27 января 2025 00:04
            Цитата: Mark19
            Во время войны воздушные шары можно использовать для защиты от беспилотников и крылатых ракет. Достаточно разместить их на расстоянии 200–300 километров от линии фронта. Тогда их будет трудно сбить.

            Не знаю о каких "воздушных шарах" вы пишите, но аэростаты системы JLENS планируют размещать на границе. И в случае начала вооруженного конфликта по ним очень скоро прилетит, и скорей всего это будет баллистика и КР.
            1. 0
              27 января 2025 07:47
              Цитата: Bongo
              И в случае начала вооруженного конфликта по ним очень скоро прилетит, и скорей всего это будет баллистика и КР.

              Возможно, но местонахождение аэростата будет отличаться от местонахождения базы.
              Вообще идеальный вариант: на аэростате РЛС и база Старлинк, питание с земли. Тогда устойчивость будет выше.
              1. 0
                27 января 2025 09:57
                Цитата: Дырокол
                Возможно, но местонахождение аэростата будет отличаться от местонахождения базы.

                С чего бы это? В любом случае, на земле останутся причальные устройства, лебёдка, система трансляции данных и энергогенератор. Вынести достаточно далеко можно только пункт управления. Но, повреждение одного из этих элементов гарантировано приведёт к выходу аэростатной системы из строя.
        2. 0
          27 января 2025 08:14
          Цитата: Bongo
          танции наведения ЗУР, а также бортовые радары установленные на Су-30СМ и Су-35С хорошо видят метеорологические зонды аэростатного типа

          Сомнительно, что такое можно засечь на расстояниях 200+ км. Плюс объект не двигается. Вспомните китайский воздушный шар над США, его обнаружили только визуально любители и подняли шумиху.
          Вы забываете, что это цель излучающая мощный высокочастотный сигнал, которая светится как прожектор в поле тёмной ночью.

          Включенная РЛС конечно выдает себя работой, но это не дает точных координат ее расположения. Если оператор не идиот, то увидит отметку приближающейся ракеты и достаточно на пару минут прекратить работу дабы она улетела в никуда и потом снова включиться.
          1. +2
            27 января 2025 10:13
            Цитата: Дырокол
            Сомнительно, что такое можно засечь на расстояниях 200+ км.

            Сомневаться вы можете в чём угодно, и это правильно! Но, я лишь пишу о том, что точно знаю.
            Цитата: Дырокол
            Плюс объект не двигается.

            Он не может не двигаться, хотя бы достаточно медленно.
            Цитата: Дырокол
            Вспомните китайский воздушный шар над США, его обнаружили только визуально любители и подняли шумиху.

            Китайский шар не нёс на себе металла и был не таким крупным как аэростат радиолокационного дозора. Что впрочем не снимает ответственности с американских военных. Я подозреваю, что NORAD видел эту цель, но не поднимал шумиху, дабы не создавать ненужных политических сложностей. Во всяком случае, у нас аэростаты научились обнаруживать ещё в 1960-е годы.
            Цитата: Дырокол
            Включенная РЛС конечно выдает себя работой, но это не дает точных координат ее расположения.
            Тут, Вы не правы. Координаты высокочастотного сигнала определяются с очень высокой точностью. Даже старые советские ЗУР 5В28 и авиационные УР Р-27П успешно наводились в пассивном режиме на загоризонтной дальности на работающие генераторы помех и БРЛС.
            Цитата: Дырокол
            Если оператор не идиот, то увидит отметку приближающейся ракеты и достаточно на пару минут прекратить работу дабы она улетела в никуда и потом снова включиться.

            Ну да, ну да...я не буду вам рассказывать про наши изделия, но поинтересуйтесь режимами работы современных западных УР с АРГСН. Кроме того, если вернуться к нашим "баранам" - т.е. наземной составляющей комплекса, то с учётом низкой мобильности и громоздкости системы в целом, её координаты определяются достаточно легко. Даже баллистика с ИНРС несущая кассетную БЧ вполне в состоянии нейтрализовать такую цель.
            1. 0
              27 января 2025 11:10
              Китайский шар не нёс на себе металла и был не таким крупным как аэростат радиолокационного дозора.

              Оценочные размеры 30 метров в диаметре. Это больше чем тот же JLENS. А аппаратная часть 910 кг. (то что упало и нашли). Довольно громоздкая конструкция. Металла там достаточно, не говоря уже о солнечных панелях.
              Цитата: Bongo
              Я подозреваю, что NORAD видел эту цель, но не поднимал шумиху, дабы не создавать ненужных политических сложностей. Во всяком случае, у нас аэростаты научились обнаруживать ещё в 1960-е годы.

              NORAD если видел, то должен был среагировать, а реакция пошла когда люди увидели сей объект (там много помешанных на НЛО).
              Даже старые советские ЗУР 5В28 и авиационные УР Р-27П успешно наводились в пассивном режиме
              наводиться можно пока сигнал есть, в направлении усиления. Но как только он исчезнет, то и ракета будет лететь "ориентировочно".
              я не буду вам рассказывать про наши изделия, но поинтересуйтесь режимами работы современных западных УР с АРГСН
              - я в курсе. Но вы должны различать атаку стационарного объекта на плоскости и в трехмерном пространстве. Объект на поверхности земли не может уйти под землю или взлететь и промах на несколько метров может не быть критичным, контактный взрыватель сработает. В воздухе же промах в несколько метров приведет к пролету мимо цели без срабатывания взрывателя. Среди АСП в-в нет противорадиолокационных ракет.
              если вернуться к нашим "баранам" - т.е. наземной составляющей комплекса, то с учётом низкой мобильности и громоздкости системы в целом

              Тут вы правы, это ахилесова пята комплекса. Но зависимость от нее можно сократить как я уже говорил перенеся пункт управления на большое расстояние посредством передачи данных через спутники Старлинк. Единственное уязвимое место это энергетика, без питания с земли система устойчиво работать не будет.
              1. +2
                27 января 2025 11:41
                Цитата: Дырокол
                Оценочные размеры 30 метров в диаметре. Это больше чем тот же JLENS.

                Если верить таблице ниже, то не меньше. no
                Цитата: Дырокол
                NORAD если видел, то должен был среагировать, а реакция пошла когда люди увидели сей объект (там много помешанных на НЛО).

                Я не верю, что в США эксплуатируется обзорные РЛС уступающие тем, что были у нас 60 лет назад. no Шум поднялся, когда об этом начали говорить СМИ.
                Цитата: Дырокол
                наводиться можно пока сигнал есть, в направлении усиления. Но как только он исчезнет, то и ракета будет лететь "ориентировочно".

                Угу, но если только ракета не переключится в активный режим.
                Цитата: Дырокол
                Среди АСП в-в нет противорадиолокационных ракет.

                Точно. yes Но есть многорежимные ракеты "воздух-воздух" с радиолокационными ГСН, способными работать как в пассивном, так и в активном режиме.
                Цитата: Дырокол
                Но зависимость от нее можно сократить как я уже говорил перенеся пункт управления на большое расстояние посредством передачи данных через спутники Старлинк.

                КП можно вынести и передавать данные и без Старлинка (очень уязвимого в военное время) как по кабельным, так по радиорелейным линиям.
                Цитата: Дырокол
                Единственное уязвимое место это энергетика, без питания с земли система устойчиво работать не будет.

                Уязвима не только энергетика. Взгляните на фото наземной составляющей системы TARS, а там аэростаты меньше, чем у JLENS.
                1. 0
                  28 января 2025 08:12
                  взгляните на фото наземной составляющей системы TARS,

                  Да уж, электричества жрет много. Но согласитесь, как защита от ТКР это самый оптимальный вариант
                2. 0
                  28 января 2025 14:08
                  Среди АСП в-в нет противорадиолокационных ракет

                  Точно
                  А как же 27П, про которую Вы написали выше? Это есть ракета "воздух-воздух" с наведением на излучение РЛС, и скорее всего только истребителей.
                  Но есть многорежимные ракеты "воздух-воздух" с радиолокационными ГСН, способными работать как в пассивном, так и в активном режиме.
                  Нет таких, Вы путаете возможность наведения на помехопостановщик и с наведением на излучение РЛС!
          2. +2
            28 января 2025 10:22
            Цитата: Дырокол
            Сомнительно, что такое можно засечь на расстояниях 200+ км.

            Так на аэростате стоит неплохой отражатель - антенна РЛС. Если взять EL/M-2083, то для неё пишут дальность работы по цели типа "истребитель" порядка 250 км (по более крупным - до 500 км), что предполагает наличие крупной антенны.
            У её прямого предка - наземной РЛС EL/M-2080 - антенная имела размеры 9х3 м.

            Вот аэростатная ENA-2083 от ELTA North America:
    3. +5
      26 января 2025 14:33
      Да и РФ не мешало бы такими программами заняться...
      И если мне мои глаза не изменяли bully еще в Сочи на Олимпиаде что-то подобное в небе летало.

      В Организации охраны правопорядка при проведении Олимпиады в Сочи участвовал сводный лётный отряд МВД России, на вооружении которого состояли привязные аэростаты с системой видеонаблюдения. Если я не ошибаюсь, на один аэростат приходилось по три единицы машин обеспечения (на базе КАМАЗов). Радарами данные папелацы не оборудовались, только оптикой и тепловизарами. Для работы оперативного штаба и оценки ситуации самое то. В настоящее время техника передана в Росгвардию.
      Насколько она живая я не знаю.
      Сергею огромное спасибо за продолжение цикла!.
      1. +4
        26 января 2025 22:40
        Насколько она живая я не знаю.
        Живая. Позапрошлым летом у нас на ПМФ и "черножопый саммит" запускали.
        1. +4
          27 января 2025 10:15
          Антон, привет!
          Цитата: 3x3zsave
          Позапрошлым летом у нас на ПМФ и "черножопый саммит" запускали.

          Смотри, подведут тебя "поклонники" под "разжигание межнациональной розни". wink
          1. +3
            27 января 2025 10:21
            Привет, Сергей!
            Зато может на Дальнем Востоке на халяву побываю!
            1. +4
              27 января 2025 10:24
              Цитата: 3x3zsave
              Зато может на Дальнем Востоке на халяву побываю!

              Боюсь, что тебе здесь не понравится.... lol
  6. +3
    26 января 2025 11:33
    Так или иначе, бывшие в эксплуатации Saab 340 AEW&C являются для Воздушных сил Польши временным решением.

    Тут можно добавить, что это решение было "молниеносным". В середине 2023 года было принято решение, к ноябрю второй самолет был в Польше.
    И цена очень приятная - по 115 млн злотых (28,6 млн. долларов США), если Гуглпереводчик не ошибается, за самолет с обучением и логистикой. А цены на тот же Е7 очень грубо - от 400-500 млн до 1 млрд.
    Да, самолет б/у. Но цена отличная, срок поставки молниеносный, можно полякам ждать еще от шведов "братских подгонов". И прятать такой самолет удобно, ИМХО - хоть на автодорогу его сажай.
    1. +3
      26 января 2025 11:52
      Сорри, не успел уточниться: "В середине 2023 года было принято решение, к ноябрю второй самолет был в Польше." К ноябрю 2024.
  7. +2
    26 января 2025 11:50
    Кроме того, для обеспечения полноценного патрулирования самолётов радиолокационного обнаружения потребуются воздушные танкеры.

    Танкеры им нужны и для истребителей.
    Проблема в том, что и С295 и С130 в основном используют "шланг/конус", а для Ф16 нужна "штанга". Ф35 для Польши, ИМХО, тоже "в стоке" со "штангой", хотя для ВМС, например, есть вариант "шланг-конус".
    Но пока поляки не имеют опыта реальных воздушных операций и вопрос "воздушной национальной дозаправки" у них даже не обсуждается, ИМХО.
    1. +3
      26 января 2025 15:19
      И Boeing KC-135R, и европейский A330 MRTT соответствуют обоим предположениям.

      Во время пресс-брифинга с заместителем министра обороны Павлом Бейдой глава Агентства по вооружению подтвердил, что Польша рассматривает возможность ускорения приобретения возможностей дозаправки в воздухе. Он добавил, что переговоры ведутся с "несколькими претендентами". «Мы хотим ускорить процесс лизинга самолетов-заправщиков. Переговоры продолжаются. Приобретение самолета-заправщика, а конкретно многоцелевого транспортно-заправочного самолета, включено в План технической модернизации.
      1. +2
        26 января 2025 20:51
        И Boeing KC-135R, и европейский A330 MRTT соответствуют обоим предположениям.
        Потому что и "штанга" и "шланг-конус" стандартные.
        Но в реальности (из предложений) есть лишь европейский А330 MRTT, из "общей программы" которого Польша вышла в 2016 году.

        А по состоянию на конец 2024 есть лишь небольшая ругань в адрес А Мацеревича, который в далеком 2016, будучи министром обороны, ушел из программы "Karkonosze", она же "общеевропейская А330 MRTT".

        Все, больше ничего в этой области не делается.
  8. +2
    26 января 2025 12:01
    критике подвергались ограниченные возможности аппаратуры передачи данных

    Полагаю эту слабость легко вылечить Старлинком.
  9. +2
    26 января 2025 15:15
    Узким местом является отсутствие собственных самолетов для дозаправки в воздухе. Была программа совместной покупки и обслуживания авиатанкеров, но Польша при предыдущем правительстве вышла из нее. Сейчас авиазаправщики предоставлены союзниками и тема закупки самолетов-дозаправщиков вернулась, тем более, что количество закупаемых самолетов резко возросло (48 FA-50 и 32 F-35).
    Хорошая статья, спасибо автору.