Парусник «Juan Sebastián de Elcano»

19 439 48
Парусник «Juan Sebastián de Elcano»
«Juan Sebastián de Elcano» под всеми парусами.

Учебный парусный корабль A-71 «Juan Sebastián de Elcano» является визитной карточкой испанского военно-морского флота (Armada Española), демонстрируя свой флаг во многих уголках мира уже почти сотню лет. Тысячи будущих офицеров Армады прошли на его борту морское крещение, включая и королей Испании Juan Carlos I, Felipe VI и нынешнюю наследницу трона принцессу Leonor.

Escuela Naval Militar de España


Academia de Guardias Marinas (Академия гардемаринов) для подготовки офицеров испанского флота под названием Compañia de Guardias Marinas была открыта в Кадисе в 1717 году по инициативе морского министра и реформатора флота Хосе Патиньо (José Patiño). 7 февраля этого года 37 гардемаринов приступили к постижению теоретических и практических основ морского дела. В это время система подготовки офицеров в ведущих морских странах – Англии и Франции – разительно отличалась. Британских «midshipmen’ов» натаскивали в основном практическим основам морского дела, в то время как французских «Gardes marins» – голой теории. Программа же обучения испанских гардемаринов включала в себя оба этих аспекта.




Хосе Патиньо (José Patiño)

В 1769 году Академию перевели на остров Isla de León, а в 1776 году в Картахене и Эль Ферроле были сформированы Королевские роты гардемаринов (Reales Compañías de Guardias Marinas), просуществовавшие до 1824 года. В 1824 году Академию перевели в Arsenal de Carraca (Кадис), но в мае 1831 года ее закрыли, а гардемаринов отправили на практику на корабли «Perla» и «Soberano».

Прошло немало лет, прежде чем Академия возобновила свое существование. 1 января 1845 года в военном городке Сан-Карлос, расположенном рядом с морским арсеналом Arsenal de La Carraca, открылся Colegio Naval Militar, где вскоре приступили к учебе 80 гардемаринов.

Начиная с 1862 года гардемарины проходили плавательную практику на специально выделенных для этой цели кораблях флота «Isabel II», «Rey Francisco de Asis», «Mazaredo», «Constitución», «Villa de Bilbao». В 1874-1910 годах для этого использовались фрегаты «Blanca», «Almansa», «Asturias» и корвет «Nautilus». В ноябре 1892 года учебный корвет «Nautilus» в ознаменование 400-летия открытия Америки с гардемаринами на борту отправился из порта Эль-Ферроль в кругосветное плавание длиною в 40 тысяч миль, завершившееся в июле 1894 года в Сан-Себастьяне. С 1922 до начала 80-х годов в качестве учебного судна использовался трехмачтовый барк «Galatea», построенный в 1896 году в Глазго для британской судоходной компании.

За 23 года существования Colegio Naval Militar (закрыт в 1867 году) из его стен вышло 1002 офицера Армады. 10 сентября 1869 года в Эль Ферроле на борту фрегата «Asturias” открылось Плавучее военно-морское училище (Escuela Naval Flotante). Столь частые пертурбации с морским училищем были вызваны нестабильным политическим и экономическим положением страны и далеко не блестящим состоянием военного флота, где ощущался явный избыток офицеров и адмиралов.
В 1913-1943 годах новое военно-морское училище располагалось в Кадисе, а затем по решению генерала Франко было переведено в Марин (Marín, Pontevedra, Galicia), где находится и сейчас. При этом рассматривались и другие варианты размещения Escuela Naval Militar – в Кадисе, Эль-Ферроле, Картахене, Маоне или Сан-Себастьяне.


Герб Escuela Naval Militar


Ворота Карлоса I - главный вход в Escuela Naval Militar

Современная программа обучения Escuela Naval состоит из пяти академических курсов и готовит офицеров для следующих служб флота: корабельной службы (Cuerpo General), морской пехоты (Infantería de Marina), корпуса корабельных инженеров (Cuerpo de Ingenieros de la Armada) и интендантской службы (Cuerpo de Intendencia). Кроме того, в училище проходят адаптацию будущие офицеры добровольного резерва флота.

Курсанты первых двух курсов носят звания аспирантов (Aspirante de 1° и Aspirante de 2°), третьих и четвертых — гардемаринов (Guardiamarina de 3°, Guardiamarina de 4°), пятого — младшего лейтенанта-учащегося (Alférez de Fragata Alumno, морские пехотинцы — Alférez Alumno). Начиная с 2010/2011 учебного года внедрена новая форма обучения, когда курсанты наряду с изучением военных дисциплин получают университетское образование в Военном университетском центре (Centro Universitario de la Defensa) при университете Виго и диплом инженера-механика.

Обязательной частью обучения является плавательная практика. На протяжении второго семестра 4-го академического года гардемарины проходят практику на борту учебного парусника «Juan Sebastián de Elcano». Чаще всего это шестимесячный поход (Cruceros de Instrucción) по маршруту Испания – порты американского континента – Испания протяженностью около 20 тысяч миль со 155 днями в море.

При этом, наряду с практическими занятиями, продолжается и теоретическое обучение. Пять часов ежедневно в двух корабельных аудиториях гардемарины слушают лекции по метеорологии, навигации, астрономии, английскому языку и другим дисциплинам. Будущие офицеры морской пехоты изучают также тактику, десантные операции и т. д. В связи с тем, что выпускники Escuela Naval Militar теперь получают также дипломы инженера-механика, гардемаринам в море читают лекции и профессора Centro Universitario de la Defensa.

Кроме гардемаринов Escuela Naval Militar на борту парусника практику проходят также курсанты школы младших командиров Escuela de Suboficiales de Armada (Сан-Фернандо), школы специалистов Escuela de Especialistas (Ла-Гранья) и других учебных заведений флота.

Рождение корабля


Решение о строительстве нового парусника «Minerva» для Армады на верфи Echevarrieta y Larrinaga было утверждено 6 апреля 1923 года. 24 ноября 1925 года состоялась церемония закладки киля, на которой присутствовали наследник престола Дон Карлос, премьер-министр генерал Примо де Ривера и другие официальные лица. В ходе церемонии владелец судоверфи Орасио Эчеварриета предложил Примо де Ривере изменить название судна, и 17 апреля 1925 года согласно декрету короля Alfonso XIII будущий корабль стал именоваться «Хуан Себастьян де Элькано» («Juan Sebastián de Elcano») в честь великого испанского мореплавателя, после смерти Фернандо Магеллана возглавившего экспедицию, которая в 1522 году завершила первое кругосветное путешествие.


Хуан Себастьян де Элькано

В память об этом мореплавателе в 1933 году по приказу командира корабля Морено Фернандеса (Moreno Fernández) на одной из переборок парусника был помещен герб Хуана Себастьяна де Элькано, дарованный ему императором Карлом I, – земной шар, обрамленный латинской надписью “Primus Circumdedisti Me” (Ты первый обогнул меня). Корабль был спущен на воду 5 марта 1927 года, его крестной матерью была дочь премьер-министра (фактически диктатора Испании) Кармен Примо де Ривера.


Герб «Хуана Себастьяна де Элькано»

Основные ТТХ учебного парусного судна A-71 «Juan Sebastián de Elcano»
(современные данные)

Место постройки — верфь Echevarrieta y Larrinaga (Кадис).
Закладка судна — 24 ноября 1925.
Спуск на воду — 5 марта 1927.
Вступление в строй — 29 февраля 1928.
Стоимость постройки судна, испанских песет — 8 189 532,28.
Длина наибольшая, м — 94,1.
Длина наибольшая с бушпритом, м — 113,0.
Длина между перпендикулярами, м — 79,24.
Ширина наибольшая, м — 13,0.
Осадка наибольшая носом, м — 6,524.
Осадка наибольшая кормой, м — 7,570.
Высота надводного борта до главной палубы, м — 6,3.
Высота надводного борта до шлюпочной палубы, м — 9,0.
Высота судна максимальная, м — 49,9.
Тип парусного вооружения — четырехмачтовая баркентина (исп. bergantín-goleta).
Число парусов — 20.
Площадь парусности, м² — 3151.
Водоизмещение полное, т — 3770,7.
Мощность главного двигателя, л. с. — 2070.
Скорость под парусами, узлов — до 17.
Скорость под дизелем, узлов — 10 (?)
Мощность дизель-генераторов, кВт — 3 х 301.
Запас дизельного топлива, м³ — 262.
Запас пресной воды, т — 305.
Производительность опреснительных установок, т/сутки — 64.
Дальность плавания под дизелем, миль — 10 500 (6 узлов), 8 600 (10 узлов).
Численность экипажа — 197 (24 офицера, 22 мичмана, 146 матросов и старшин, 5 гражданских преподавателей).
Численность практикантов — до 78.
Вооружение: 2 — 37-мм салютных орудия, 2 — 12,7-мм пулемета Browning, 2 — 7,62-мм пулемета MG-1.


Девушка-гардемарин на фоне салютного орудия

На протяжении своей службы судно в 1955–1956, 1978, 2011 и 2017 годах подвергалось существенной модернизации. Согласно принятому в 1997 году Плану сохранения корабля, «Juan Sebastián de Elcano» должен оставаться в строю до достижения своего столетнего юбилея, хотя, без всякого сомнения, и дальше продолжит свою службу.

Парусник базируется на ВМБ Арсенал де Ла-Каррака (Сан-Фернандо — Кадис) и организационно входит в состав Fuerza de Acción Marítima испанского флота.

Конструкция корпуса, рулевое и шлюпочное устройства



Носовая фигура

Корпус корабля стальной, клепаный, двухостровной, с баком и ютом, с рубкой в средней части. В горизонтальной плоскости он делится четырьмя палубами – палубой трюма, нижней, верхней и главной палубами. Нумерация шпангоутов (от 0 до 129) с кормы в нос, длина шпации 685 мм (610 мм в оконечностях). Главные поперечные водонепроницаемые переборки, доходящие до главной палубы (за исключением переборки М40, простирающей только до верхней палубы), делят парусник на четыре отсека. В трюме располагается балласт из чугунных слитков общим весом 769,88 т.

Цистерны для жидких запасов расположены между килем и нижней палубой:

1. Четыре танка дизельного топлива общей вместимостью 261,914 т.
2. Шесть танков пресной воды (305 т).

Запас смазочного масла для главного и вспомогательных дизелей составляет 14350 литров.

Рулевое устройство состоит из небалансирного пера руля, представляющего собой плоский стальной лист площадью 9,6 м² с толщиной 26 мм, и электрогидравлической рулевой машины (установлена в 1997 году).


Автор статьи у штурвала аварийного управления рулем «JSDE», Санта-Крус-де-Тенерифе, 19 января 2025 г.

Якорное устройство состоит из двух якорей Холла весом по 2400 кг с якорными цепями калибром 53,97 мм и длиной 227,6 м (левый) и 261 м (правый якорь). Запасной якорь того же типа весом 2050 кг хранится на главной палубе. Брашпиль фирмы «Emerson Walker Thompson» электрогидравлический с тяговым усилием 23 000 кг. Для швартовых операций, управления бегучим такелажем, грузовых работ и т. д. используются четыре электрогидравлических лебедки и столько же ручных шпилей.


Брашпиль


Ручной шпиль

Шлюпочное устройство:

- две парусно-гребные шлюпки вместимостью по 11 человек. Спуск на воду/подъем осуществляется шлюпбалками;
- две полужесткие шлюпки типа DUARRY DSL-430 ARMADA с двигателем мощностью 75 л.с. Обслуживаются электрогидравлическими кранами грузоподъемностью 1 т;
- полужесткая шлюпка типа DUARRY CORMORAN 730 (двигатель 200 л.с., скорость 35 узлов, вместимость 18 человек). Обслуживается электрогидравлическим краном грузоподъемностью 3,3 т;
- моторная шлюпка типа “Lepanto” вместимостью 13 человек. Спуск на воду/подъем осуществляется шлюпбалками.



Парусно-гребная шлюпка


Полужесткая шлюпка и электрогидравлический кран для ее обслуживания

Имеется также 23 спасательных надувных плота и два надувных плота «человек за бортом».
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    2 февраля 2025 05:24
    Гербы красивые, имена романтичные. Испанцы.
    Не могли только что-то посерьезней баркентины завести? Чтобы круто. По мачтам лазить. Брасы тянуть. Чтобы аналогово и лампово. Поистрепалась испанская слава.
    А за обзор - спасибо! Пишите почаще!
    1. 0
      24 февраля 2025 03:55
      Хорошие у них корабли -был, знаю ПЛ с AIP, авианесущий корабль, фрегаты с ПВО и ПРК, даже в ближнем космосе (американские)
  2. +5
    2 февраля 2025 05:32
    Наследники( наследницы) испанского престола по Конституции обязательно проходят военную подготовку ,длящуюся три учебных года армейскую,морскую и летнюю.Получается примерно ознакомительную, но на полном серьёзе " лямку тянут".На Ютубе много роликов о прохождении военной подготовки наследницы престола принцессы Леонор.Симпатичная девушка её в Испании очень любят и уважают.Мне она нравится.Сейчас она проходит морскую подготовку как раз в плавании на полгода.
  3. +6
    2 февраля 2025 05:34
    Автору благодарность, статья для меня интересная!
  4. +5
    2 февраля 2025 06:05
    Солнце, море, паруса, 375 человек и все в белых штанах - красотища!
    1. +4
      2 февраля 2025 10:15
      Цитата: mark1
      Солнце, море, паруса, 375 человек и все в белых штанах - красотища!

      Насчет штанов не знаю, это к В. Шпаковскому статья о униформе индейцев…!!!
      А корабли и вправду красивые, лет десять назад собирал коллекцию учебных судов в масштабе 1/400.
      По порядку:
      Эсмеральда - баркентина (Чили).
      Сагреш - барк (Португалия).
  5. +4
    2 февраля 2025 07:25
    Пулемёты на учебном паруснике - вещь совсем не лишняя в наше время!
  6. +3
    2 февраля 2025 07:45
    "В флибустьерском дальнем синем море
    Бригантина поднимает паруса.. "
    Красиво
    1. +3
      2 февраля 2025 09:52
      Цитата: тлауикол
      "В флибустьерском дальнем синем море
      Бригантина поднимает паруса.. "
      Красиво

      Утро доброе! Немного по-занудствую на фотографиях не бригантина, а баркентина (шхуна-барк).
      1. +1
        2 февраля 2025 14:33
        Бригантина - красивое словечко для дилетантов и девушек. А так уже слова бригантина и алые паруса вызывает рвотный рефлекс.
      2. +3
        2 февраля 2025 15:25
        "По-занудствую" пишется "сылитно" hi
        Да, баркентина Стар Клипер на входе в Которский залив drinks
      3. +2
        2 февраля 2025 15:44
        А без парусов опознаете тип? drinks
        1. +1
          2 февраля 2025 18:10
          Четырехмачтовый корабль. Четыре мачты с прямыми парусами. Бизань не в счёт :))
        2. +1
          2 февраля 2025 19:11
          Цитата: тлауикол
          А без парусов опознаете тип? drinks

          Цитата: solar
          Четырехмачтовый корабль. Четыре мачты с прямыми парусами. Бизань не в счёт :))

          За меня уже ответили. Причем довольно редкий тип корабля. Современные парусные суда вооружают попроще. Если не секрет, что за судно?
          hi
          1. 0
            2 февраля 2025 19:20
            Роял Клипер, по мотивам пятимачтового Пройссена построен. Пассажирский лайнер.
            Самый длинный парусник на сегодняшний день
          2. +1
            2 февраля 2025 19:29
            И ответил слегка неверно. Корабль, но пятимачтовый. Мачт столько, что в глазах рябит :))
    2. +1
      2 февраля 2025 10:46
      "В флибустьерском дальнем синем море
      Бригантина поднимает паруса.. "



      Флибустьерское море- это Карибское море с прилегающей частью Атлантики.
  7. +4
    2 февраля 2025 07:48
    Большое спасибо Вам, Александр, за статью!
    Я, как и многие советские мальчишки, зачитывался романами о временах парусного флота. Вдвойне приятно, что в наш так называемый "высокотехнологичный компьютерный век" еще есть место для романтики и приключений, которые обязательно случаются с теми, кто ходит под парусами...
    1. +4
      2 февраля 2025 09:44
      Цитата: Multicam
      еще есть место для романтики и приключений,

      "Барк «Крузенштерн» завершил третий учебный рейс навигации 2024 года и прибыл в порт Калининграда."
      1. 0
        2 февраля 2025 09:49
        А,"Товарищ" Жалко, профукали.
        1. +3
          2 февраля 2025 10:08
          Цитата: Kotofeich
          А,"Товарищ" Жалко, профукали.

          Давайте по четному, профукали, но не мы. Могу только искренне позавидовать немцам, которые вернули корабль в родную гавань.
        2. +3
          2 февраля 2025 10:08
          Цитата: Kotofeich
          А,"Товарищ" Жалко, профукали.
          Товарищ стоит в немецком Штральзунде ,немцы фанаты парусников собрали около 1 млн€ и выкупили его у Украины в состоянии близком к " металлому".Можно сказать спасли.
        3. +3
          2 февраля 2025 11:13
          Корабли, к сожалению стареют, ремонты все дороже и сложнее с годами, они больше ремонтируются, чем находятся в море. :((
          "Товарищ" стоит как корабль- музей в гавани города Штральзунд, месте его первоначальной приписки.
          1. +1
            2 февраля 2025 11:16
            Цитата: solar
            Корабли, к сожалению стареют, ремонты все дороже

            Это понятно. Но...
            "В 1991 году при разделе имущества СССР учебный парусник «Товарищ» сменил советский флаг на украинский и попал на баланс Министерства образования новой независимой республики. По очевидным причинам очень скоро судно, требующее постоянного ухода и поддержания в ходовом состоянии, начало приходить в упадок, поскольку средства на его обслуживание перестали выделяться.Например, деньги на то, чтобы заменить вышедший из строя главный дизель, были собраны в Германии по подписке. В 1995 году «Товарищ» дошел до верфи в английском Ньюкасле, где обследование показало, что его состояние стало катастрофическим и требует долгого дорогостоящего ремонта. Денег на него Украина в очередной раз найти не смогла. В итоге в 2003 году парусник был выкуплен у нее и в плавучем доке доставлен в порт своей первой приписки – Штральзунд, где ему вернули прежнее имя Gorch Fock и превратили в корабль-музей."
            Немцы могли, а мы нет. Жалко, очень жалко.
            1. +4
              2 февраля 2025 11:22
              Для немцев это символично, изначально-то корабль немецкий. По назначению он уже не мог использоваться, но немцы организовали целое общество по его сохранению, выкупили за свой счет, за частный же счёт отремонтировали и переоборудовали в корабль- музей.
          2. +2
            2 февраля 2025 12:22
            Цитата: solar
            Корабли, к сожалению стареют, ремонты все дороже и сложнее с годами, они больше ремонтируются, чем находятся в море. :((
            "Товарищ" стоит как корабль- музей в гавани города Штральзунд, месте его первоначальной приписки.

            Его ситершип Саргеш (Португалия) до сих пор «под парусами». Ровесники (плюс минус четверть века) Седов, Крузенштерн, Амего Виспучи ,да и герой статьи - бороздят просторы океанов
            1. +2
              2 февраля 2025 18:57
              Немцы тоже не смогли полноценно вернуть его в строй. По разному бывает. Во время войны его взорвали и утопили. После того как подняли- передали СССР.
            2. +1
              2 февраля 2025 19:48
              Ровесники (плюс минус четверть века) Седов, Крузенштерн, Амего Виспучи ,да и герой статьи - бороздят просторы океанов

              Крузенштерн относится к серии Flying-P-Liner, серия включала 8 судов. На сегодняшний день на ходу остался только один "Крузенштерн".
              Время не щадит корабли:((
          3. 0
            2 февраля 2025 14:03
            Рында "Товарища" до последнего времени висела "лицом " к надстройке( там где надпись Товарищ) .Такой вот секрет у немцев.
            1. +1
              24 февраля 2025 03:34
              Не рында, а судовой колокол, салага. А рында совсем другое дело. Открой морской словарь
              1. 0
                24 февраля 2025 06:14
                При СССР ,была такая практика - посылать в творческую командировку члена Союза писателей - рядовым матросом ,обычно на рыбофабрику..Вот их повести о труде рыбаков в море были самые забавные для экипажей траулеров.Писатели ,действительно делали корректировку по Морскому словарю.Читать было весело всем .В каждом рыбном бассейне морские термины используются по своему.В Мурманском тралфлоте Капитан это ни как не мастер,потому что на траулере есть уже мастер,рыбмастер .Начальник флота : Что я вижу - встречаю в Индии траулер идущий на иголки ,на баке висит за место рынды - обрезок кислородного баллона ,покрашенный золотой краской, где продали ? " Капитан ты ни когда не будешь майором ,а ты майор капитаном".Дружеская поговорка в флоте .
        4. +1
          2 февраля 2025 15:33
          Техническое состояние "Товарища" Было далеко не фонтан. Да, еще и вороватые новые хозяева чуть не угробили. Старый корабль. И надо сказать спасибо немцам, что выкупили его и сделали хоть памятником.
          1. +1
            24 февраля 2025 03:06
            В 1992 видел "Товарищ" на Канарах - стыд и позор. Вошли под перевернутым хохляцким флагом, на трапе курсанты в личку торговали своими гюйсами и прочей робой. У всех парусников подъем флага в 8 - украинцы опоздали на полчаса а флаг запутался, долго над ним издевались под громкий смех толпы
            1. +1
              24 февраля 2025 05:02
              Перевернутый гос. флаг сигнал бедствия. Наверное, там у них была беда.
            2. 0
              25 февраля 2025 18:11
              А кстати, там может быть и такой косяк. Читал, что изначально петлюровский флаг был как перевернут относительно современного. Но потом подвели красивую тему про небо и поле. И перевернули как сейчас.
              Так, что может там был какой-нибудь любитель мазепы и петлюры. А может и просто обычная туп ота.
  8. +3
    2 февраля 2025 09:39
    В 1997 г наш траулер " Леонид Гальченко" базировался на порт Санта - Крус - де - Тенерифе .В начале рейса ( 21 сутки ремонтные работы в порту и подготовка к рейсу) посетили парусник Украины Дружба - благодаря украинскому стармеху "Дружбы",ранее он работал до пенсии в Мурманском Траловом Флоте на судах типа " Алтай".Разрешили осмотреть только верхнюю палубу ,под палубой ,всё было уже переоборудовано под круизный яхту и там уже находились " пассажиры".В конце рейса зашли опять же в де Тенерифе .Тут нам больше повезло - в порт зашёл наш родной барк " Седов",с ними получилось всё отлично для нас двоих устроили экскурсию предоставив курсанта ,что бы мы не заблудились.Запретных мест вообще не было.На предложение залезть на нижнюю рею кормовой мачты я вежливо отказался "я столько не выпью."Потом я с "Седовым" встречался уже только в Сочи на Олимпиаду - пропуск на борт была фотографии 18 летней давности у штурвала барка ( на вахте штурвал " крутят" 4 курсанта, по два с каждой стороны)и как же без рынды без рынды нельзя.за фото с девушкой курсантом большое спасибо - за спиной у неё центр де Тенерифе ,дерево смотрю осталось в тени которого начинались наши экскурсии по городу( ресторан там за деревом laughing)
  9. Комментарий был удален.
  10. +1
    2 февраля 2025 09:45
    Спасибо!
    Читать интересно. Есть ли ошибки с датами, персоналиями - не знаю.
    Как на ограниченном пространстве могут находиться сеньоры и сеньориты продолжительное время? Это же не день, не неделя. И не все сеньоры.
    1. +3
      2 февраля 2025 10:26
      Цитата: Fangaro
      Спасибо!
      Читать интересно. Есть ли ошибки с датами, персоналиями - не знаю.
      Как на ограниченном пространстве могут находиться сеньоры и сеньориты продолжительное время? Это же не день, не неделя. И не все сеньоры.

      Англичане в начале XIX века на корабли с аналогичными размерами «впихивали» до 400 человек команды и 150 морских пехотинцев. Причем это без офицеров, врача и капеллана
      Испанские линейные корабли того периода считались самыми комфортными. Правда носили меньше пушек и крепче были постоены.
      1. +3
        2 февраля 2025 10:59
        Испанские линейные корабли того периода считались самыми комфортными. Правда носили меньше пушек и крепче были постоены.
        Я бы так не сказал. При Трафальгаре на испанских трехпалубниках было на 10 пушек больше чем на английских. На двухпалубниках - примерный паритет.
        Привет, Влад!
        1. +1
          2 февраля 2025 14:07
          День добрый Дружище!
          В Трафальгаре в основном принимали участие корабли конца 18 века. Я же брал в среднем по больнице, по линейным кораблям первой четверти 19 века. В целом испанские одноклассники (по рангу) были крупнее британцев, по этому сравнивал по размерениям, а не рангам.
          1. +1
            2 февраля 2025 14:13
            В целом испанские одноклассники (по рангу) были крупнее британцев,
            Все правильно, испанцы, как и французы делали ставку на крупный калибр орудий, в связи с чем и корабли были больше.
      2. Комментарий был удален.
    2. +1
      2 февраля 2025 15:35
      А там всякое бывает. Скандалы всплывают время от времени, то там, то сям. Молодежь.
    3. 0
      24 февраля 2025 03:11
      Ходил, знаю. Нормально
  11. +2
    2 февраля 2025 15:39
    Судя по загару автор живёт не на Канарах. laughing Вот такие они санкции для простых россиян .Куда угодно можно добраться ,в зависимости от наполнения кошелька.Учится надо было и много работать .lol
    1. +2
      2 февраля 2025 18:57
      Живу на Канарах полтора десятка лет с гаком, да я и не гражданин РФ. И никогда им не был, а только СССР.
      1. -1
        2 февраля 2025 19:24
        Вы вроде говорили что были " дедом".Да с середины 90 тых довольно весело россияне на канары перемещались ,было всё относительно дёшево.Домик от 50 000 $ ,сечас наверно и не выговорить цену!Ни когда не был против ,если специалист в своём деле можешь устраивать жизнь где хочешь.Но Родину не ругай. hi
  12. +1
    2 февраля 2025 19:33
    Это на фига нам это показали? Лучше расскажите про барк Иван Федорович Крузенштерн. Как он выиграл гонку столетия
  13. 0
    19 февраля 2025 17:53
    Цитата: Kotofeich
    А,"Товарищ" Жалко, профукали.

    На фото не "Товарищ",а "Горх Фок II"