Парусник «Juan Sebastián de Elcano»

40
Парусник «Juan Sebastián de Elcano»
«Juan Sebastián de Elcano» под всеми парусами.

Учебный парусный корабль A-71 «Juan Sebastián de Elcano» является визитной карточкой испанского военно-морского флота (Armada Española), демонстрируя свой флаг во многих уголках мира уже почти сотню лет. Тысячи будущих офицеров Армады прошли на его борту морское крещение, включая и королей Испании Juan Carlos I, Felipe VI и нынешнюю наследницу трона принцессу Leonor.

Escuela Naval Militar de España


Academia de Guardias Marinas (Академия гардемаринов) для подготовки офицеров испанского флота под названием Compañia de Guardias Marinas была открыта в Кадисе в 1717 году по инициативе морского министра и реформатора флота Хосе Патиньо (José Patiño). 7 февраля этого года 37 гардемаринов приступили к постижению теоретических и практических основ морского дела. В это время система подготовки офицеров в ведущих морских странах – Англии и Франции – разительно отличалась. Британских «midshipmen’ов» натаскивали в основном практическим основам морского дела, в то время как французских «Gardes marins» – голой теории. Программа же обучения испанских гардемаринов включала в себя оба этих аспекта.




Хосе Патиньо (José Patiño)

В 1769 году Академию перевели на остров Isla de León, а в 1776 году в Картахене и Эль Ферроле были сформированы Королевские роты гардемаринов (Reales Compañías de Guardias Marinas), просуществовавшие до 1824 года. В 1824 году Академию перевели в Arsenal de Carraca (Кадис), но в мае 1831 года ее закрыли, а гардемаринов отправили на практику на корабли «Perla» и «Soberano».

Прошло немало лет, прежде чем Академия возобновила свое существование. 1 января 1845 года в военном городке Сан-Карлос, расположенном рядом с морским арсеналом Arsenal de La Carraca, открылся Colegio Naval Militar, где вскоре приступили к учебе 80 гардемаринов.

Начиная с 1862 года гардемарины проходили плавательную практику на специально выделенных для этой цели кораблях флота «Isabel II», «Rey Francisco de Asis», «Mazaredo», «Constitución», «Villa de Bilbao». В 1874-1910 годах для этого использовались фрегаты «Blanca», «Almansa», «Asturias» и корвет «Nautilus». В ноябре 1892 года учебный корвет «Nautilus» в ознаменование 400-летия открытия Америки с гардемаринами на борту отправился из порта Эль-Ферроль в кругосветное плавание длиною в 40 тысяч миль, завершившееся в июле 1894 года в Сан-Себастьяне. С 1922 до начала 80-х годов в качестве учебного судна использовался трехмачтовый барк «Galatea», построенный в 1896 году в Глазго для британской судоходной компании.

За 23 года существования Colegio Naval Militar (закрыт в 1867 году) из его стен вышло 1002 офицера Армады. 10 сентября 1869 года в Эль Ферроле на борту фрегата «Asturias” открылось Плавучее военно-морское училище (Escuela Naval Flotante). Столь частые пертурбации с морским училищем были вызваны нестабильным политическим и экономическим положением страны и далеко не блестящим состоянием военного флота, где ощущался явный избыток офицеров и адмиралов.
В 1913-1943 годах новое военно-морское училище располагалось в Кадисе, а затем по решению генерала Франко было переведено в Марин (Marín, Pontevedra, Galicia), где находится и сейчас. При этом рассматривались и другие варианты размещения Escuela Naval Militar – в Кадисе, Эль-Ферроле, Картахене, Маоне или Сан-Себастьяне.


Герб Escuela Naval Militar


Ворота Карлоса I - главный вход в Escuela Naval Militar

Современная программа обучения Escuela Naval состоит из пяти академических курсов и готовит офицеров для следующих служб флота: корабельной службы (Cuerpo General), морской пехоты (Infantería de Marina), корпуса корабельных инженеров (Cuerpo de Ingenieros de la Armada) и интендантской службы (Cuerpo de Intendencia). Кроме того, в училище проходят адаптацию будущие офицеры добровольного резерва флота.

Курсанты первых двух курсов носят звания аспирантов (Aspirante de 1° и Aspirante de 2°), третьих и четвертых — гардемаринов (Guardiamarina de 3°, Guardiamarina de 4°), пятого — младшего лейтенанта-учащегося (Alférez de Fragata Alumno, морские пехотинцы — Alférez Alumno). Начиная с 2010/2011 учебного года внедрена новая форма обучения, когда курсанты наряду с изучением военных дисциплин получают университетское образование в Военном университетском центре (Centro Universitario de la Defensa) при университете Виго и диплом инженера-механика.

Обязательной частью обучения является плавательная практика. На протяжении второго семестра 4-го академического года гардемарины проходят практику на борту учебного парусника «Juan Sebastián de Elcano». Чаще всего это шестимесячный поход (Cruceros de Instrucción) по маршруту Испания – порты американского континента – Испания протяженностью около 20 тысяч миль со 155 днями в море.

При этом, наряду с практическими занятиями, продолжается и теоретическое обучение. Пять часов ежедневно в двух корабельных аудиториях гардемарины слушают лекции по метеорологии, навигации, астрономии, английскому языку и другим дисциплинам. Будущие офицеры морской пехоты изучают также тактику, десантные операции и т. д. В связи с тем, что выпускники Escuela Naval Militar теперь получают также дипломы инженера-механика, гардемаринам в море читают лекции и профессора Centro Universitario de la Defensa.

Кроме гардемаринов Escuela Naval Militar на борту парусника практику проходят также курсанты школы младших командиров Escuela de Suboficiales de Armada (Сан-Фернандо), школы специалистов Escuela de Especialistas (Ла-Гранья) и других учебных заведений флота.

Рождение корабля


Решение о строительстве нового парусника «Minerva» для Армады на верфи Echevarrieta y Larrinaga было утверждено 6 апреля 1923 года. 24 ноября 1925 года состоялась церемония закладки киля, на которой присутствовали наследник престола Дон Карлос, премьер-министр генерал Примо де Ривера и другие официальные лица. В ходе церемонии владелец судоверфи Орасио Эчеварриета предложил Примо де Ривере изменить название судна, и 17 апреля 1925 года согласно декрету короля Alfonso XIII будущий корабль стал именоваться «Хуан Себастьян де Элькано» («Juan Sebastián de Elcano») в честь великого испанского мореплавателя, после смерти Фернандо Магеллана возглавившего экспедицию, которая в 1522 году завершила первое кругосветное путешествие.


Хуан Себастьян де Элькано

В память об этом мореплавателе в 1933 году по приказу командира корабля Морено Фернандеса (Moreno Fernández) на одной из переборок парусника был помещен герб Хуана Себастьяна де Элькано, дарованный ему императором Карлом I, – земной шар, обрамленный латинской надписью “Primus Circumdedisti Me” (Ты первый обогнул меня). Корабль был спущен на воду 5 марта 1927 года, его крестной матерью была дочь премьер-министра (фактически диктатора Испании) Кармен Примо де Ривера.


Герб «Хуана Себастьяна де Элькано»

Основные ТТХ учебного парусного судна A-71 «Juan Sebastián de Elcano»
(современные данные)

Место постройки — верфь Echevarrieta y Larrinaga (Кадис).
Закладка судна — 24 ноября 1925.
Спуск на воду — 5 марта 1927.
Вступление в строй — 29 февраля 1928.
Стоимость постройки судна, испанских песет — 8 189 532,28.
Длина наибольшая, м — 94,1.
Длина наибольшая с бушпритом, м — 113,0.
Длина между перпендикулярами, м — 79,24.
Ширина наибольшая, м — 13,0.
Осадка наибольшая носом, м — 6,524.
Осадка наибольшая кормой, м — 7,570.
Высота надводного борта до главной палубы, м — 6,3.
Высота надводного борта до шлюпочной палубы, м — 9,0.
Высота судна максимальная, м — 49,9.
Тип парусного вооружения — четырехмачтовая баркентина (исп. bergantín-goleta).
Число парусов — 20.
Площадь парусности, м² — 3151.
Водоизмещение полное, т — 3770,7.
Мощность главного двигателя, л. с. — 2070.
Скорость под парусами, узлов — до 17.
Скорость под дизелем, узлов — 10 (?)
Мощность дизель-генераторов, кВт — 3 х 301.
Запас дизельного топлива, м³ — 262.
Запас пресной воды, т — 305.
Производительность опреснительных установок, т/сутки — 64.
Дальность плавания под дизелем, миль — 10 500 (6 узлов), 8 600 (10 узлов).
Численность экипажа — 197 (24 офицера, 22 мичмана, 146 матросов и старшин, 5 гражданских преподавателей).
Численность практикантов — до 78.
Вооружение: 2 — 37-мм салютных орудия, 2 — 12,7-мм пулемета Browning, 2 — 7,62-мм пулемета MG-1.


Девушка-гардемарин на фоне салютного орудия

На протяжении своей службы судно в 1955–1956, 1978, 2011 и 2017 годах подвергалось существенной модернизации. Согласно принятому в 1997 году Плану сохранения корабля, «Juan Sebastián de Elcano» должен оставаться в строю до достижения своего столетнего юбилея, хотя, без всякого сомнения, и дальше продолжит свою службу.

Парусник базируется на ВМБ Арсенал де Ла-Каррака (Сан-Фернандо — Кадис) и организационно входит в состав Fuerza de Acción Marítima испанского флота.

Конструкция корпуса, рулевое и шлюпочное устройства



Носовая фигура

Корпус корабля стальной, клепаный, двухостровной, с баком и ютом, с рубкой в средней части. В горизонтальной плоскости он делится четырьмя палубами – палубой трюма, нижней, верхней и главной палубами. Нумерация шпангоутов (от 0 до 129) с кормы в нос, длина шпации 685 мм (610 мм в оконечностях). Главные поперечные водонепроницаемые переборки, доходящие до главной палубы (за исключением переборки М40, простирающей только до верхней палубы), делят парусник на четыре отсека. В трюме располагается балласт из чугунных слитков общим весом 769,88 т.

Цистерны для жидких запасов расположены между килем и нижней палубой:

1. Четыре танка дизельного топлива общей вместимостью 261,914 т.
2. Шесть танков пресной воды (305 т).

Запас смазочного масла для главного и вспомогательных дизелей составляет 14350 литров.

Рулевое устройство состоит из небалансирного пера руля, представляющего собой плоский стальной лист площадью 9,6 м² с толщиной 26 мм, и электрогидравлической рулевой машины (установлена в 1997 году).


Автор статьи у штурвала аварийного управления рулем «JSDE», Санта-Крус-де-Тенерифе, 19 января 2025 г.

Якорное устройство состоит из двух якорей Холла весом по 2400 кг с якорными цепями калибром 53,97 мм и длиной 227,6 м (левый) и 261 м (правый якорь). Запасной якорь того же типа весом 2050 кг хранится на главной палубе. Брашпиль фирмы «Emerson Walker Thompson» электрогидравлический с тяговым усилием 23 000 кг. Для швартовых операций, управления бегучим такелажем, грузовых работ и т. д. используются четыре электрогидравлических лебедки и столько же ручных шпилей.


Брашпиль


Ручной шпиль

Шлюпочное устройство:

- две парусно-гребные шлюпки вместимостью по 11 человек. Спуск на воду/подъем осуществляется шлюпбалками;
- две полужесткие шлюпки типа DUARRY DSL-430 ARMADA с двигателем мощностью 75 л.с. Обслуживаются электрогидравлическими кранами грузоподъемностью 1 т;
- полужесткая шлюпка типа DUARRY CORMORAN 730 (двигатель 200 л.с., скорость 35 узлов, вместимость 18 человек). Обслуживается электрогидравлическим краном грузоподъемностью 3,3 т;
- моторная шлюпка типа “Lepanto” вместимостью 13 человек. Спуск на воду/подъем осуществляется шлюпбалками.



Парусно-гребная шлюпка


Полужесткая шлюпка и электрогидравлический кран для ее обслуживания

Имеется также 23 спасательных надувных плота и два надувных плота «человек за бортом».
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    2 февраля 2025 05:24
    Гербы красивые, имена романтичные. Испанцы.
    Не могли только что-то посерьезней баркентины завести? Чтобы круто. По мачтам лазить. Брасы тянуть. Чтобы аналогово и лампово. Поистрепалась испанская слава.
    А за обзор - спасибо! Пишите почаще!
  2. +5
    2 февраля 2025 05:32
    Наследники( наследницы) испанского престола по Конституции обязательно проходят военную подготовку ,длящуюся три учебных года армейскую,морскую и летнюю.Получается примерно ознакомительную, но на полном серьёзе " лямку тянут".На Ютубе много роликов о прохождении военной подготовки наследницы престола принцессы Леонор.Симпатичная девушка её в Испании очень любят и уважают.Мне она нравится.Сейчас она проходит морскую подготовку как раз в плавании на полгода.
  3. +6
    2 февраля 2025 05:34
    Автору благодарность, статья для меня интересная!
  4. +5
    2 февраля 2025 06:05
    Солнце, море, паруса, 375 человек и все в белых штанах - красотища!
    1. +4
      2 февраля 2025 10:15
      Цитата: mark1
      Солнце, море, паруса, 375 человек и все в белых штанах - красотища!

      Насчет штанов не знаю, это к В. Шпаковскому статья о униформе индейцев…!!!
      А корабли и вправду красивые, лет десять назад собирал коллекцию учебных судов в масштабе 1/400.
      По порядку:
      Эсмеральда - баркентина (Чили).
      Сагреш - барк (Португалия).
  5. +4
    2 февраля 2025 07:25
    Пулемёты на учебном паруснике - вещь совсем не лишняя в наше время!
  6. +3
    2 февраля 2025 07:45
    "В флибустьерском дальнем синем море
    Бригантина поднимает паруса.. "
    Красиво
    1. +3
      2 февраля 2025 09:52
      Цитата: тлауикол
      "В флибустьерском дальнем синем море
      Бригантина поднимает паруса.. "
      Красиво

      Утро доброе! Немного по-занудствую на фотографиях не бригантина, а баркентина (шхуна-барк).
      1. +1
        2 февраля 2025 14:33
        Бригантина - красивое словечко для дилетантов и девушек. А так уже слова бригантина и алые паруса вызывает рвотный рефлекс.
      2. +3
        2 февраля 2025 15:25
        "По-занудствую" пишется "сылитно" hi
        Да, баркентина Стар Клипер на входе в Которский залив drinks
      3. +2
        2 февраля 2025 15:44
        А без парусов опознаете тип? drinks
        1. +1
          2 февраля 2025 18:10
          Четырехмачтовый корабль. Четыре мачты с прямыми парусами. Бизань не в счёт :))
        2. +1
          2 февраля 2025 19:11
          Цитата: тлауикол
          А без парусов опознаете тип? drinks

          Цитата: solar
          Четырехмачтовый корабль. Четыре мачты с прямыми парусами. Бизань не в счёт :))

          За меня уже ответили. Причем довольно редкий тип корабля. Современные парусные суда вооружают попроще. Если не секрет, что за судно?
          hi
          1. 0
            2 февраля 2025 19:20
            Роял Клипер, по мотивам пятимачтового Пройссена построен. Пассажирский лайнер.
            Самый длинный парусник на сегодняшний день
          2. +1
            2 февраля 2025 19:29
            И ответил слегка неверно. Корабль, но пятимачтовый. Мачт столько, что в глазах рябит :))
    2. +1
      2 февраля 2025 10:46
      "В флибустьерском дальнем синем море
      Бригантина поднимает паруса.. "



      Флибустьерское море- это Карибское море с прилегающей частью Атлантики.
  7. +4
    2 февраля 2025 07:48
    Большое спасибо Вам, Александр, за статью!
    Я, как и многие советские мальчишки, зачитывался романами о временах парусного флота. Вдвойне приятно, что в наш так называемый "высокотехнологичный компьютерный век" еще есть место для романтики и приключений, которые обязательно случаются с теми, кто ходит под парусами...
    1. +4
      2 февраля 2025 09:44
      Цитата: Multicam
      еще есть место для романтики и приключений,

      "Барк «Крузенштерн» завершил третий учебный рейс навигации 2024 года и прибыл в порт Калининграда."
      1. 0
        2 февраля 2025 09:49
        А,"Товарищ" Жалко, профукали.
        1. +3
          2 февраля 2025 10:08
          Цитата: Kotofeich
          А,"Товарищ" Жалко, профукали.

          Давайте по четному, профукали, но не мы. Могу только искренне позавидовать немцам, которые вернули корабль в родную гавань.
        2. +3
          2 февраля 2025 10:08
          Цитата: Kotofeich
          А,"Товарищ" Жалко, профукали.
          Товарищ стоит в немецком Штральзунде ,немцы фанаты парусников собрали около 1 млн€ и выкупили его у Украины в состоянии близком к " металлому".Можно сказать спасли.
        3. +3
          2 февраля 2025 11:13
          Корабли, к сожалению стареют, ремонты все дороже и сложнее с годами, они больше ремонтируются, чем находятся в море. :((
          "Товарищ" стоит как корабль- музей в гавани города Штральзунд, месте его первоначальной приписки.
          1. +1
            2 февраля 2025 11:16
            Цитата: solar
            Корабли, к сожалению стареют, ремонты все дороже

            Это понятно. Но...
            "В 1991 году при разделе имущества СССР учебный парусник «Товарищ» сменил советский флаг на украинский и попал на баланс Министерства образования новой независимой республики. По очевидным причинам очень скоро судно, требующее постоянного ухода и поддержания в ходовом состоянии, начало приходить в упадок, поскольку средства на его обслуживание перестали выделяться.Например, деньги на то, чтобы заменить вышедший из строя главный дизель, были собраны в Германии по подписке. В 1995 году «Товарищ» дошел до верфи в английском Ньюкасле, где обследование показало, что его состояние стало катастрофическим и требует долгого дорогостоящего ремонта. Денег на него Украина в очередной раз найти не смогла. В итоге в 2003 году парусник был выкуплен у нее и в плавучем доке доставлен в порт своей первой приписки – Штральзунд, где ему вернули прежнее имя Gorch Fock и превратили в корабль-музей."
            Немцы могли, а мы нет. Жалко, очень жалко.
            1. +4
              2 февраля 2025 11:22
              Для немцев это символично, изначально-то корабль немецкий. По назначению он уже не мог использоваться, но немцы организовали целое общество по его сохранению, выкупили за свой счет, за частный же счёт отремонтировали и переоборудовали в корабль- музей.
          2. +2
            2 февраля 2025 12:22
            Цитата: solar
            Корабли, к сожалению стареют, ремонты все дороже и сложнее с годами, они больше ремонтируются, чем находятся в море. :((
            "Товарищ" стоит как корабль- музей в гавани города Штральзунд, месте его первоначальной приписки.

            Его ситершип Саргеш (Португалия) до сих пор «под парусами». Ровесники (плюс минус четверть века) Седов, Крузенштерн, Амего Виспучи ,да и герой статьи - бороздят просторы океанов
            1. +2
              2 февраля 2025 18:57
              Немцы тоже не смогли полноценно вернуть его в строй. По разному бывает. Во время войны его взорвали и утопили. После того как подняли- передали СССР.
            2. +1
              2 февраля 2025 19:48
              Ровесники (плюс минус четверть века) Седов, Крузенштерн, Амего Виспучи ,да и герой статьи - бороздят просторы океанов

              Крузенштерн относится к серии Flying-P-Liner, серия включала 8 судов. На сегодняшний день на ходу остался только один "Крузенштерн".
              Время не щадит корабли:((
          3. +1
            2 февраля 2025 14:03
            Рында "Товарища" до последнего времени висела "лицом " к надстройке( там где надпись Товарищ) .Такой вот секрет у немцев.
        4. +1
          2 февраля 2025 15:33
          Техническое состояние "Товарища" Было далеко не фонтан. Да, еще и вороватые новые хозяева чуть не угробили. Старый корабль. И надо сказать спасибо немцам, что выкупили его и сделали хоть памятником.
  8. +3
    2 февраля 2025 09:39
    В 1997 г наш траулер " Леонид Гальченко" базировался на порт Санта - Крус - де - Тенерифе .В начале рейса ( 21 сутки ремонтные работы в порту и подготовка к рейсу) посетили парусник Украины Дружба - благодаря украинскому стармеху "Дружбы",ранее он работал до пенсии в Мурманском Траловом Флоте на судах типа " Алтай".Разрешили осмотреть только верхнюю палубу ,под палубой ,всё было уже переоборудовано под круизный яхту и там уже находились " пассажиры".В конце рейса зашли опять же в де Тенерифе .Тут нам больше повезло - в порт зашёл наш родной барк " Седов",с ними получилось всё отлично для нас двоих устроили экскурсию предоставив курсанта ,что бы мы не заблудились.Запретных мест вообще не было.На предложение залезть на нижнюю рею кормовой мачты я вежливо отказался "я столько не выпью."Потом я с "Седовым" встречался уже только в Сочи на Олимпиаду - пропуск на борт была фотографии 18 летней давности у штурвала барка ( на вахте штурвал " крутят" 4 курсанта, по два с каждой стороны)и как же без рынды без рынды нельзя.за фото с девушкой курсантом большое спасибо - за спиной у неё центр де Тенерифе ,дерево смотрю осталось в тени которого начинались наши экскурсии по городу( ресторан там за деревом laughing)
  9. Комментарий был удален.
  10. +1
    2 февраля 2025 09:45
    Спасибо!
    Читать интересно. Есть ли ошибки с датами, персоналиями - не знаю.
    Как на ограниченном пространстве могут находиться сеньоры и сеньориты продолжительное время? Это же не день, не неделя. И не все сеньоры.
    1. +3
      2 февраля 2025 10:26
      Цитата: Fangaro
      Спасибо!
      Читать интересно. Есть ли ошибки с датами, персоналиями - не знаю.
      Как на ограниченном пространстве могут находиться сеньоры и сеньориты продолжительное время? Это же не день, не неделя. И не все сеньоры.

      Англичане в начале XIX века на корабли с аналогичными размерами «впихивали» до 400 человек команды и 150 морских пехотинцев. Причем это без офицеров, врача и капеллана
      Испанские линейные корабли того периода считались самыми комфортными. Правда носили меньше пушек и крепче были постоены.
      1. +3
        2 февраля 2025 10:59
        Испанские линейные корабли того периода считались самыми комфортными. Правда носили меньше пушек и крепче были постоены.
        Я бы так не сказал. При Трафальгаре на испанских трехпалубниках было на 10 пушек больше чем на английских. На двухпалубниках - примерный паритет.
        Привет, Влад!
        1. +1
          2 февраля 2025 14:07
          День добрый Дружище!
          В Трафальгаре в основном принимали участие корабли конца 18 века. Я же брал в среднем по больнице, по линейным кораблям первой четверти 19 века. В целом испанские одноклассники (по рангу) были крупнее британцев, по этому сравнивал по размерениям, а не рангам.
          1. +1
            2 февраля 2025 14:13
            В целом испанские одноклассники (по рангу) были крупнее британцев,
            Все правильно, испанцы, как и французы делали ставку на крупный калибр орудий, в связи с чем и корабли были больше.
      2. Комментарий был удален.
    2. +1
      2 февраля 2025 15:35
      А там всякое бывает. Скандалы всплывают время от времени, то там, то сям. Молодежь.
  11. +2
    2 февраля 2025 15:39
    Судя по загару автор живёт не на Канарах. laughing Вот такие они санкции для простых россиян .Куда угодно можно добраться ,в зависимости от наполнения кошелька.Учится надо было и много работать .lol
    1. +2
      2 февраля 2025 18:57
      Живу на Канарах полтора десятка лет с гаком, да я и не гражданин РФ. И никогда им не был, а только СССР.
      1. -1
        2 февраля 2025 19:24
        Вы вроде говорили что были " дедом".Да с середины 90 тых довольно весело россияне на канары перемещались ,было всё относительно дёшево.Домик от 50 000 $ ,сечас наверно и не выговорить цену!Ни когда не был против ,если специалист в своём деле можешь устраивать жизнь где хочешь.Но Родину не ругай. hi
  12. +1
    2 февраля 2025 19:33
    Это на фига нам это показали? Лучше расскажите про барк Иван Федорович Крузенштерн. Как он выиграл гонку столетия