Ульяновский автозавод в 1944 – 1945 годах

18 605 30
Ульяновский автозавод в 1944 – 1945 годах

В 1942 г. мне было 16 лет, нас забрали, на машине привезли в Тагай да закрыли, боялись, что мы убежим. Сделали скороспешно паспорта и привезли в Ульяновск, здесь тогда начал строиться автозавод. Расселили нас в ближнее село по избам, и стали мы работать. Паспорта у нас отобрали…

…Как мы страдали… Голодные, грязные, вшивые… Но молодые были — и плакали, и песни пели. Убежать можно было, но за это судили Указом. В столовой сделали показательный суд, одна убежала, ей пять лет дали…

Из воспоминаний жительницы Ульяновска А. Д. Анисимовой.



Заводу ставится очередная важная задача


После отправки оборудования для выпуска ЗИС-5 в Миасс (О нелегкой и короткой жизни первого Ульяновского автозавода в 1943–44 годах), ошарашенные такими неожиданно навалившимися переменами оставшиеся в Ульяновске заводчане лишь недоуменно пожимали плечами, и по предприятию поползли слухи о переориентации завода на выпуск не связанной с автомобилями продукции.

Но трудящиеся напрасно тревожились, ибо постановление ГОКО № 3628с о строительстве в г. Ульяновске автомобильного завода по производству 3-тонных грузовых машин с двухтактными дизель-моторами типа «Дженерал Моторс» никто отменять не собирался, и дело по закладке нового предприятия стало для оставшихся немногочисленных автозаводчан самой приоритетной задачей.

3 марта 1944 года ульзисовцы решили помочь ОСМЧ-18. В этот день был организован всеобщий субботник: воодушевленные заводчане прибыли на новый участок, расположенный за рекой Свиягой, и приступили к рытью первого котлована под фундамент теплоэлектроцентрали. Понятное дело, что ни о какой строительной технике не могло быть и речи, поэтому строительную площадку сначала вручную очистили от глубокого снега, потом в промерзший грунт долго забивали кувалдами железные клинья, а отколотую землю относили на деревянных носилках. К концу апреля запустили бетонный заводик, но техники опять не было, и бетон носили вручную на носилках и заливали его в опалубку, сколоченную из старых досок. Доски часто не выдерживали, лопались, и бетон растекался по земле. Металл для монтажа ТЭЦ комсомольцы целыми днями собирали по городским свалкам, в итоге с трудом набрали около 6 тонн.

Вот так, напряженным трудом, в постоянной борьбе с многочисленными неиссякаемыми производственными и бытовыми трудностями проходила закладка второго ульяновского автомобильного завода...

А между тем коллективным разумом командармов советского автопрома было выработано решение развернуть на заводе выпуск спроектированного в НАТИ (бывшем и будущем НАМИ) нового перспективного автомобиля УльЗИС-НАТИ-253 грузоподъемностью 3,5 т с пока еще не выпускаемым в СССР двухтактным трехцилиндровым дизельным двигателем GMC-3-71 (Ne=76 л.с. при 2000 об/мин; Vh=3490 см3). И несмотря на то, что на ЗОК НАТИ уже был собран ходовой образец грузовика, заводчане решили продемонстрировать свой потенциал и изготовить собственный опытный автомобиль (есть мнение, что в этом им оказали помощь инженеры НАТИ, а шасси пришло с московского ЗИС).

Сказано — сделано, в итоге в День международной солидарности трудящихся 1 мая 1944 года опытный образец машины УльЗИС-253 согласно сложившейся традиции по окончании торжественного митинга выехал из заводских ворот и гордо продефилировал по городским улицам.


В ноябре 1944 г. был изготовлен второй опытный образец, который на пару с первым совершил испытательный пробег из Ульяновска в Москву.


Однако, несмотря на изготовление и испытание многих опытных образцов УльЗИС-253 (в НАТИ, на Московском ЗИС и в Ульяновске), его серийный выпуск так и не состоялся…

Рождение Ульяновского завода малолитражных двигателей и продолжение строительства второго Ульяновского автозавода


Очередная неожиданная метаморфоза произошла с автопредприятием в начале сентября 1944 года, когда оно по решению советского правительства снова было расчленено на две части.

Первая, состоящая из ульЗИСовцев, занимавшихся выпуском малолитражных моторов, осталась на «историческом» месте первого Ульяновского автозавода и в сентябре 1944 г. на его базе основала новое советское производство – Ульяновский завод малолитражных двигателей (будущий Ульяновский моторный завод), где продолжился выпуск стационарного движка Л-3/2. Это событие поставило финальную точку в витиеватой истории первого Ульяновского автозавода.


Вторая часть заводчан (из числа не задействованных в производстве боеприпасов) переквалифицировалась в строителей и приступила к ударному труду по возведению производственных корпусов нового автомобильно-дизельного завода. И лишь несколько зданий остались в распоряжении конструкторско-экспериментального отдела с подчиненным ему экспериментальным цехом.


Красной стрелкой указано место нахождения первого Ульяновского автозавода, преобразованного в УЗМД, зеленой – место строительной площадки второго Ульяновского автозавода

Чтобы дело пошло веселей, в конце октября 1944 г. ГОКО выпустило постановление № 6846с «О мерах неотложной помощи строительству Ульяновского автомобильного завода им. Сталина Наркомсредмаша».

Несмотря на это, строительство второго автозавода по-прежнему шло ни шатко ни валко. Проблемы были все те же, традиционные: острая нехватка стройматериалов, техники и хронический недостаток людских ресурсов.

Тов. Дундуков прилагал титанические усилия по изысканию трудовых резервов. По его инициативе к строительству были привлечены даже заключенные местной ИТК №1. Но из имеющейся тысячи на строительство выводились лишь по 290 чел. А физическое состояние зеков оказалось еще более плачевным, чем у наловленных по всей округе работников ОСМЧ-18, поэтому реальной помощи от них было мало.

Недостаток рабочей силы на строительстве завода даже планировали ликвидировать привлечением военнопленных немцев. Для этого НКВД СССР поручалось к 25 ноября 1944 г. закончить комплектование лагеря военнопленных для строительства Ульяновского автозавода имени Сталина численностью до 8 тыс. чел. Сколько в действительности работало пленных, сведений не встречается. Но, судя по строкам одного из документов (май 1945 г.) — «На строительство выходит значительно меньше немцев, чем занято рабочих для их обслуживания и охраны», — их было немного.

Вот так, в постоянной борьбе с непрекращающимися трудностями, воистину общенародным трудом возводился второй ульяновский автозавод…

24 февраля 1945 г., несмотря на принятые ГОКО решения, строительство нового автозавода в Ульяновске по-прежнему шло крайне медленно. 24 февраля и.о. директора завода Е.А. Дундуков написал обращения в адрес ряда руководителей страны, где, в частности, докладывал: «Строительство Ульяновского автозавода имени Сталина, выполняемое Наркомстроем крайне медленно, в настоящее время, по существу, находится на положении консервации…».

На 1945 г. перед УльЗИС-ом и ОСМЧ-18 была поставлена задача создать комплекс промышленных, энергетических и жилищных объектов, которые обеспечили бы возможность освоения и начало выпуска дизель-моторов. Для её выполнения ОСМЧ-18 должна была сдать заводу под монтаж литейный, кузнечный, дизель-моторный и инструментальный цеха и один из важнейших объектов строительства — ТЭЦ.

А заводу было необходимо проделать огромную работу по подготовке производства, которое складывается из таких главнейших элементов, как изготовление нескольких тысяч сложнейших приспособлений, различного вида инструментария, холодных и горячих штампов, большого количества металлических моделей. Также заводу требовалось изготовить на несколько миллионов рублей нестандартного оборудования и закончить подготовку всей рабочей технологии производства и обеспечить весь комплекс строительства и техническую документацию. И еще нужно было где-то найти около 3000 рабочих и организовать базу для их обучения будущим профессиям.

1945 г. — очередное крушение надежд


Сохранились сведения, что в марте 1945 г. на новой площадке был смонтирован первый дизельно-моторный цех. В нем было установлено около сотни новых импортных станков, и планировалось начать освоение деталей дизеля и приступить к обучению на этих станках рабочих. В этом же месяце приступили к монтажу второго дизель-моторного цеха, его монтаж планировалось закончить в марте. В связи с тем, что на новой площадке еще не имелось достаточного количества сооружений, пришлось начать организацию механических дизельных цехов и на старой площадке.

Таким образом, в начале марта 1945 г. в руководстве УльЗИС-а и партактиве города царила оптимистическая уверенность, что если не в этом году, то уж в следующем точно в Ульяновске заработает новый автогигант – гордость советского автопрома, где развернется массовое производство первых советских серийных дизельных автомобилей по 30 000 штук в год (и запчастей к ним).

Казалось, что Ульяновский автозавод вскоре вновь воскреснет из автомобильного небытия и вольется в славную когорту отечественных автопредприятий, но тут дело, будто заколдованное, опять застопорилось.

На этот раз перспективное начинание загубили подлые американцы. Проблема заключалась в том, что станки для выпуска дизельных двигателей закупались в США. Но после окончания Второй мировой новый президент Трумэн воспылал к СССР лютой ненавистью и запретил своим капиталистам продавать нашей стране производственное оборудование. Видимо, поэтому пока еще строящийся второй Ульяновский автозавод не получил весь комплект оборудования, позволяющего собрать всю производственную цепочку для изготовления дизелей. И когда он его получит (и получит ли вообще) — был вопрос, не имеющий ответа. А как известно, без двигателя автомобиль немыслим.

Поэтому выпуск дизельного грузовика с туманной перспективой было решено перенести в Новосибирск, для чего предполагалось построить там новый автозавод, видимо, с далекой перспективой получения дизельных двигателей из Ярославля. В результате от УльЗИС-а опять отсекли часть трудового коллектива: задействованные в «дизельном проекте» работники (включая главного конструктора Б. Л. Шапошника) уехали в Сибирь на еще не построенный НАЗ.

Но и там дело с постановкой на производство московско-ульяновского детища тоже не пошло.

На Ярославском автомобильном заводе уже с 1944 года начался монтаж приобретенного в США оборудования, с помощью которого планировалось наладить массовое производство новых советских 4-цилиндровых дизельных двигателей семейства «GMC-71». Но из-за ненависти Гарри Трумэна пострадали и ярославцы – дело с выпуском первого массового советского автодизеля забуксовало и у них, опять же из-за невозможности закупить все нужные станки. И недостающее оборудование они то ли были вынуждены изготавливать самостоятельно, то ли (что наиболее вероятно) приобретать окольными путями, используя возможности советской разведки – тут дело темное. Поэтому свой первый дизель ЯАЗ-204 ярославцам удалось с превеликим трудом поставить на производство только в 1947 г., предназначался он для автомобилей ЯАЗ, и лишних двигателей для НАЗ у них не было.

В итоге из-за отсутствия двигателя решение выпускать в Новосибирске УльЗИС-253 тоже пришлось отменить, а строившийся автозавод перепрофилировали для нужд обороны страны. В результате возник химико-металлургический завод по производству металлического урана – завод № 250 (Новосибирский завод химконцентратов).

Короче говоря, в 1948 г. так и не заработавший Новосибирский автозавод был ликвидирован, а задействованные в проекте специалисты (включая Л. Б. Шапошника) переехали в Минск на МАЗ.

Дополнительно считаю необходимым подчеркнуть, что эти периодически проводимые «отсечения» нанесли Ульяновскому автозаводу колоссальный кадровый урон. На предприятии и без того постоянно не хватало квалифицированных специалистов, поэтому их регулярное изъятие сотнями и тысячами для отправки на другие заводы в итоге опустило производственный потенциал формально существовавшего УльЗИС-а к нулевой отметке.

Продолжение следует...
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 февраля 2025 06:14
    "Думаешь, только те военные, у кого погоны на плечах? Нет. Военные – это все те, у кого война на плечах".
    Симонов, "Живые и мертвые", книга третья "Последнее лето".

    Интересно, прочитают ли эту статью "турбопатриоты" топящие за военное положение, СМЕРШ, мобилизацию промышленности.
    Попробуют ли примерить все описанное на себя любители поливать грязью сегодняшнее российское руководство.
    Вряд ли. Они в массе своей "писатели", не читатели.
    Для человека же интересующегося историй и имеющего минимальные способности к логическому мышлению, все, описанное в статье, есть в воспоминаниях Новикова и Емельянова.
    1. +2
      21 февраля 2025 13:04
      Если бы Советскую промышленность не развалили (созданную таким трудом и жертвами), и Советскую армию тоже, то Турбопатриоты, ни про всеобщую и промышленную мобилизацию не говорили бы.
      1. +1
        22 февраля 2025 09:13
        Цитата: Егоров Олег
        Если бы Советскую промышленность не развалили .... и Советскую армию тоже

        Так и не было бы турбопатриотов, так как не было бы и причины для их появления как "класса" laughing
  2. +8
    21 февраля 2025 06:16
    Мурашки по коже и волосы дыбом, когда думаешь, какой же ценой досталась нам Победа!
  3. +3
    21 февраля 2025 07:24
    О! Минусаторы объявились!
    1. +4
      21 февраля 2025 07:45
      Цитата: Grossvater
      О! Минусаторы объявились!

      Традиционно без коментариев!
      Всем салют, Льву (автору) спасибо за статью. Жду продолжение!
      1. +7
        21 февраля 2025 09:14
        Присоединяюсь! Тема тыла во Великой Отечественной очень больная для меня лично. Мои бабушка и тетя умерли от голода в Казани в январе 45-го. Отдавали все самой младшей, моей маме. Она в 12 лет осталась одна как перст.
        Подробностей не знаю, мама избегала разговоров на эту тему.
  4. -2
    21 февраля 2025 12:02
    мне было 16 лет, нас забрали, на машине привезли в Тагай да закрыли, боялись, что мы убежим. Сделали скороспешно паспорта и привезли в Ульяновск, здесь тогда начал строиться автозавод. Расселили нас в ближнее село по избам, и стали мы работать. Паспорта у нас отобрали…

    …Как мы страдали… Голодные, грязные, вшивые

    Нельзя так с ЛЮДЬМИ.

    онятное дело, что ни о какой строительной технике не могло быть и речи, поэтому строительную площадку сначала вручную очистили от глубокого снега, потом в промерзший грунт долго забивали кувалдами железные клинья, а отколотую землю относили на деревянных носилках.

    это адский и абсолютно непроизводительный труд, дико расточительное использование трудовых ресурсов. Какова же смертность среди работников?

    И в те времена разогревали мерзлую землю кострами, копали шурфы с последующим подрыванием и пр-почему тут нет?

    В результате от УльЗИС-а опять отсекли часть трудового коллектива: задействованные в «дизельном проекте» работники (включая главного конструктора Б. Л. Шапошника) уехали в Сибирь на еще не построенный НАЗ

    А как же семьи-дети, жены, родители? Что от них осталось в итоге бесконечных переездов, бараков и землянок?

    И ведь основная масса этих людей именно русские. А где на этих страшных работах /переездах узбеки,киргизы, туркмены и пр?
    1. 0
      22 февраля 2025 04:13
      Цитата: Ольгович
      Нельзя так с ЛЮДЬМИ.

      При царе брата моей бабушки приказчик помещика за несколько картофелен для голодной сестренке забил на смерть. При Сталине дед воруя в колхозе смог накопить на взятку и получить от местной власти справку, что семья его брата раскулачена по ошибке чем их спас от голода. Кстати дед считал счастьем устроиться на работы подобные строительству этого завода. Он тогда завербовался на торфоразработки, где отпахал по контракту 3 года но получил возможность сбежать из деревни(работал в МТС) в Подмосковье. В результате все его выжившие дети получили или среднее специальное или высшее образование. Так что на самом деле это честное вознаграждение заслугами за тяжелый труд в сталинские времена. Дед очень горько жалел, что смог отучиться только 4 года. Думаю он бы с радостью отработал по мобилизации на подобный автозавод в подростковом возрасте за возможность получить высшее образование.
  5. +4
    21 февраля 2025 12:04
    Цитата: Grossvater
    очень больная для меня лично

    Лет десять назад, маме уже за восемьдесят. Наверное последний семейный праздник, когда она могла сидеть с нами за общим столом. На столе чего только нет. Как говориться рюмку не уронить.
    Вдруг мама начинает откладывать отдельно все понемножку, хлеба кусочек, котлетку, помидорку...
    Мамочка! Зачем?
    Для Риммы...
    Римма, ее старшая сестра, умершая от голода в Казани в январе 45-го....
    Мама рассказывала, что они, ребятишки с ее двора, бегали к немецким пленным, строившим чего то в Казани. Те их, голодных детей, подкармливали.
    1. +4
      21 февраля 2025 13:18
      Моя бабушка, которая в войну похоронила 3-х летнюю младшую сестру моей мамы, в начале 2000 - х, при каждом новогоднем фейерверке во дворе, кричала моей маме: "Ася, отойди от окна!"...
      1. +4
        21 февраля 2025 13:24
        Люди прошли через то, что нам, Слава Богу, даже не снится.
  6. +6
    21 февраля 2025 12:38
    Цитата: Ольгович
    Нельзя так с ЛЮДЬМИ.

    ВОЙНА!
    Война на которую последнее время стало модно мастурбировать. Страшная, всеобщая, на уничтожение. Та самая война, от которой, столь всеми кому не лень ругаемое российское руководство, пока успешно, нас оберегает.
    Но турбопатриотам об этом думать некогда. Надо дерьмо на вентилятор накидывать.
    1. -5
      21 февраля 2025 19:22
      Цитата: Grossvater
      ВОЙНА!
      Страшная, всеобщая, на уничтожение

      Война шла во имя жизни ЛЮДЕЙ, молодежи. Вот ее и надо было поберечь, иначе все жертвы, всё -просто бессмысленно.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        22 февраля 2025 09:56
        Цитата: Ольгович
        Война шла во имя жизни ЛЮДЕЙ, молодежи. Вот ее и надо было поберечь, иначе все жертвы, всё -просто бессмысленно.

        И в февральской вьюжной мгле
        Страшный бой идет, кровавый,
        Смертный бой не ради славы,
        Ради жизни на земле.

        В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих.
        15 июля 1943 года СНК СССР принял постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях», в соответствии с которым были организованы школы рабочей молодежи для обучения без отрыва от производства.
        В 1943 г. коллективы студентов вузов составили 91 % (не смотря на оккупированную врагом территорию) от уровня 1940 г.
        В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным.
        1943 год МГУ открыл свои двери для первокурсников. Университет стал активно расширяться и возобновлять свою работу. В том же 1943 г. был создан факультет международных отношений и открыто 45 кафедр.
        в сентябре 1943 года СНК СССР своим постановлением освободил студентов от призыва в армию.

        Созданное индустриально развитое государство, шагнувшее в космос через 12 лет после разрушающей войны, восстановившее свой потенциал, вышедшее в мировые лидеры по многим показателям - цена тех жертв на которые пришлось идти что бы выжить.

        История доказала полную несостоятельность вашего "всё -просто бессмысленно."
        1. -2
          22 февраля 2025 10:46
          Цитата: Serg Koma
          Созданное индустриально развитое государство, шагнувшее в космос через 12 лет

          А на родине Гагарина, в Смоленской области, еще многие земляки сидели при лучине (электричество не проведено), зашивая заплату на заплату, под соломенными крышами, без дорог,всё- как в 17 веке. То же -Владиирская обл, Тверская и ВЕЗДЕ
          Цитата: Serg Koma
          цена тех жертв на которые пришлось идти что бы выжить.

          Немыслимые жертвы-цена глупости, непрофессонализма, ошибок руководства.
          Цитата: Serg Koma

          История доказала полную несостоятельность вашего "всё -просто бессмысленно."

          Молодежь надо было БЕРЕЧЬ , а не кидать ее в бараки долбить врукопашную мерзлую землю-см ниже.

          Много они потом родили детей?

          замечу, что это все -РУССКАЯмолодежь мобилизовывалась.
          Агде-таджиксая , узбекская на мерзлоте уляновска?

          ЭТО
          7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

          8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16-17 лет в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

          9. Обязать городские советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14-15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16-17 лет в школы фабрично-заводского обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

          10. Установить, что все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления.

          Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), подвергаются по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года.

          -
          что такое?! Египетское рабство?

          Истррия все показала -крах большевиков во всем-эконоике, политике и пр
          1. 0
            22 февраля 2025 17:04
            Цитата: Ольгович
            Истррия все показала

            Эпиграф внимательно к предыдущему посту прочитали - вникли, прежде чем о заплатках говорить?
            У меня дядя был "мобилизован" в железнодорожное училище во время войны, потом окончил техникум (уже после войны), трудно было, в семье в общей сложности пять человек, он самый старший из трёх братьев, работала только мать, отец п/б Сталинград, жили благодаря картошке... Двое из братьев, которые младше, окончили ВУЗ. И большое спасибо всем моим родственникам которые трудились, воевали и подарили нам жизнь.
            Да и вообще, ваша позиция очернителя всего с 1917 по 1991 год всем на сайте известна.
            1. -2
              22 февраля 2025 19:00
              Цитата: Serg Koma
              У меня дядя был "мобилизован" в железнодорожное училище во время войны, потом окончил техникум (уже после войны), трудно было, в семье в общей сложности пять человек, он самый старший из трёх братьев, работала только мать, отец п/б

              это к чему?
              Цитата: Serg Koma
              Да и вообще, ваша позиция очернителя всего с 1917 по 1991 год всем на сайте известна.

              глупости: народ-труженник и герой -прекрасен, а режим он не выбирал
              Цитата: Serg Koma
              Что же ваш любимый николашка дорог то не понаделал?

              так ваши "умельцы" не дали :Гагарина из Смол области в космос запустили, а электричество в СО провели аж. к...1970
          2. +1
            22 февраля 2025 17:07
            Цитата: Ольгович
            без дорог,всё- как в 17 веке.

            Что же ваш любимый николашка дорог то не понаделал? Или большевики их "репрессировали" tongue
      3. 0
        22 февраля 2025 11:16
        Война шла во имя жизни ЛЮДЕЙ, молодежи.
        И что предлагаешь? Молодёжи сидеть в тылу, а остальные возраста идут на фронт и за молодёжь воюют? Хоть бы подумал сначала, что написал.
        1. -3
          22 февраля 2025 11:54
          Цитата: Авиатор_
          И что предлагаешь?

          Думать-зачем всё , если не ради детей? А их тоже-мобилизовывали.
          Хоть подумай сначала...
          1. 0
            22 февраля 2025 12:49
            если не ради детей? А их тоже-мобилизовывали.
            Конечно, подростков мобилизовывали. А немцы вообще с оккупированных территорий угоняли к себе наших подростков. И тоже для работы, только на рейх, поскольку на фронте были бОльшие возраста. Так что твоё философствование "ради детей" тут не к месту. Ради Победы. Без всеобщей мобилизации её бы не было.
            1. -3
              22 февраля 2025 14:10
              Цитата: Авиатор_
              у. Ради Победы. Без всеобщей мобилизации её бы не было.

              не надо глупость и ошибки прикрывать высокой целью.
              Т
              Кстати, и после Победы мобилизац режим сохранялся-18 млн уголовных приговоров-за опоздания, прогулы

              так что твоё философствование "ради Победы" тут не к месту
              1. +1
                22 февраля 2025 14:50
                Кстати, и после Победы мобилизац режим сохранялся-18 млн уголовных приговоров-за опоздания, прогулы
                Я тут недавно готовил материал по своей конторе, был юбилей нашего подразделения - 80 лет. В частности, поднимал архивные материалы по наказанию за нарушение трудовой дисциплине. Наказание за систематические опоздания - месяц 30% з/пл удерживается в пользу государства, за прогул - 3 месяца то же самое. Всё по суду, естессно. И что удивительно - никаких сибирских лагерей! Шаблон порвался?
                1. +2
                  22 февраля 2025 17:14
                  Цитата: Авиатор_
                  И что удивительно - никаких сибирских лагерей! Шаблон порвался?

                  Не берите в голову - это Ольгович laughing У него "питание" только от "Солженицын и К", иногда такие данные приведёт...
                  1. +1
                    22 февраля 2025 17:29
                    Да знаю я этого убогого хрустобулочника. Иной раз даже жалко становится. Но он сам выбрал свой образ "страдающего за великую РИ, растерзанную кровавыми большевиками"
                    1. -4
                      22 февраля 2025 19:08
                      Цитата: Авиатор_
                      Да знаю я этого убогого хрустобулочника. Иной раз даже жалко становится

                      убогие прсли власть, партию, страну, армию, экономику (заметь-без войны, катастроф, просто-сгнили), но из банкротной ямы надувают щеки. Жалко -убогие ведь.... lol
      4. +1
        24 февраля 2025 10:24
        И как Вы себе это представляете? Осознаёте наконец, что страна воевала чудовищным напряжением всех сил. Всех.
        Вы вообще, что ни-ть читаете? Рекомендую Емельянова Василь Семеныча. Из истории авиации Кузнецова. Новикова можно почитать. Из художественного, "Живые и мертвые" Симонова.
  7. +1
    21 февраля 2025 19:10
    Полагаю необходимым привести полностью воспоминание, ставшее эпиграфом публикации:

    > Я родилась в 1926 г. в селе Старые Маклауши, нас у матери было семеро (она из раскулаченной семьи). Война началась, старшего брата проводили на фронт, он не вернулся.
    В 1942 г. мне было 16 лет, нас забрали, на машине привезли в Тагай (тогда мы были Тагайского района) да закрыли, боялись, что мы убежим. Сделали скороспешно паспорта и привезли в Ульяновск, здесь тогда начал строиться автозавод. Расселили нас в ближнее село по избам и стали мы работать. Паспорта у нас отобрали.
    Рыли траншеи лопатами, носилками таскали раствор и кирпич, заливали крышу гудроном. Для трубы будущей ТЭЦ делали фундамент, на тачках возили вот такие «дикари», «бутовый камень» назывался. Здесь же были наши заключенные и пленные немцы. Немцы холоду боялись, навешают на себя мохров да сопли распустят… Каждый день два воза их вывозили, хоронили, где старый был аэродром.
    Заключенные работали днем (с собаками их охраняли), а мы ночью. Нам давали по 700 грамм хлеба и в обед тарелку баланды. И еще туды ложку каши бросали. А за ночную смену нам «стахановские» давали — еще одну ложку каши. А как солнышко-то заходит, спать охота не знаю как. Мы раз легли да уснули. Десятник увидел и эту ложку каши отобрал, оштрафовал.
    Как мы страдали… Голодные, грязные, вшивые… Но молодые были — и плакали, и песни пели. Убежать можно было, но за это судили Указом. В столовой сделали показательный суд, одна убежала, ей пять лет дали.
    Я была там с 1942 года и до 1945-го. Вытащил меня мой жених, он пришел с войны контуженый, раненый (осколок в двух сантиметрах от сердца), мы расписались, и тогда меня отпустили обратно в колхоз. А то бы не знаю, сколько там еще пробыла… Самые тяжелые годы моей жизни

  8. 0
    22 февраля 2025 13:55
    6 тонн металлолома, для строительства ТЭЦ собранные комсомольцами это сильно