Рождение и недолгая жизнь второго Ульяновского автомобильного завода 1945-1951

15 933 34
Рождение и недолгая жизнь второго Ульяновского автомобильного завода 1945-1951

Предыдущая публикация об удивительной истории ульяновских автозаводов заканчивалась на марте 1945 г., когда оборудование для производства дизельных автомоторов вместе с заводскими специалистами было отправлено в Новосибирск.

Теперь возвращаемся в Ульяновск.



Итак, в 1945-м году автомобильно-дизельный проект отбывает из Ульяновска и затем исчезает в исторической мгле (последовав за ранее исчезнувшим проектом по выпуску ЗИС-32). А ему на смену приходит новая, более реалистичная задача: теперь приказом Народного комиссариата среднего машиностроения СССР № 340с от 29 августа 1945 г. было решено переподчинить Ульяновский филиал ЗИС Горьковскому автозаводу и развернуть на его новой площадке за рекой Свиягой выпуск ветеранов советского автопрома — проверенных войной грузовиков ГАЗ-АА. Видимо, УльЗИС-у самой судьбой было предначертано навсегда застрять в статусе филиала и заниматься выпуском машин, спроектированных еще в 30-х годах.

Осенью 1945 г. в Ульяновск из Горького прибывает первая партия производственного оборудования, вместе с ней приезжают и специалисты: конструкторы, технологи, наладчики. С этого времени судьба завода оказалась надолго связана с лидером отечественного автомобилестроения.

При этом автозавод (в тот год занимающийся изготовлением боеприпасов и запчастей для тракторов) более двух лет все еще по инерции именовался для краткости УльЗИС. И только в 1947 году предприятие наконец-то обрело краткое название УАЗ, окончательно избавившись от привязки к московскому ЗИС, хотя и оставшись при этом имени Сталина. Но формально завод являлся филиалом ГАЗ-а.


Главные заводские ворота, вторая половина 40-х годов

Любопытно отметить, что УльЗИС-УАЗ хоть и продолжал именоваться автозаводом, однако около трех лет (со второго полугодия 1944 г.) серийные автомобили не выпускал.

Несмотря на то, что при возведении отдельных объектов на новой площадке периодически использовался хорошо себя зарекомендовавший штурмовой метод, и бригады порой выполняли нормы на 300%, строительство все же растянулось на долгие 4 года.

И вот наконец 1 сентября 1947 г., во исполнение ранее установленного срока, был торжественно запущен перевезенный из Горького главный конвейер нового «засвияжского» Ульяновского автозавода – на его ленту была положена первая рама. Но сборка автомобилей традиционно затянулась, конвейер долго отлаживали-доделывали, и в итоге первый собранный автомобиль ГАЗ-АА сошел с него лишь 26 октября.


Главный конвейер Ульяновского автозавода (ноябрь 1947 г.)

А строительство дополнительных корпусов под различные цеха продолжалось еще несколько лет.

Заводу хронически не хватало инженеров, и их периодически присылали из Горького. Оттуда же еще долгое время поставляли многие детали машин, которые ульяновский завод самостоятельно изготовлять еще не мог — не хватало площадей, оборудования и специалистов.

Летом 1948 г. в инструментальном цехе установили паровоздушный молот ERIE – работа завода стала более ритмичной. Появилось и иное иностранное оборудование, вот только не хватало специалистов, умеющих на нем работать.

31 августа 1948 г. директором УАЗ был назначен старый большевик (в ВКП(б) с 1919 г.) Иван Кузьмич Лоскутов, в предвоенные и военные годы работавший директором ГАЗ-а.


Проходная второго Ульяновского автозавода (вторая половина 40-х годов)

Попытки наладить выпуск собственной модели


В 1949 году ульяновские конструкторы (руководитель отдела М. И. Казаков) решили сделать любимому городу подарок на день Великого Октября. И вот к 7 ноября на предприятии собственными силами спроектировали и построили опытный образец новой перспективной машины грузоподъёмностью 1 т УАЗ-300, внешне напоминающий породистый американский автомобиль, но по сути дела представляющий собой сильно доработанный ГАЗ-АА с новыми обтекаемыми кабиной и кузовом, модернизированной подвеской от ЯАЗ-200, «победовским» двигателем М-20, собственно спроектированной 4-скоростной КП (изготовленной на ГАЗе) и односкатными задними колёсами.


Автомобиль принял участие в праздничной демонстрации трудящихся, но дело с его серийным производством по сложившейся традиции застопорилось…

Несмотря на казавшуюся вполне жизнеспособной задумку ульяновских конструкторов занять своим грузовиком пустующую нишу между «полуторкой» и «полутонкой», командиры советского автопрома скептически отнеслись к возможности автозавода наладить массовый выпуск новой машины, и в серию она так и не пошла.

Тем не менее, КБ завода сделало вторую попытку продемонстрировать свой потенциал, и в 1950 г. изготовили два опытных УАЗ-302 грузоподъемностью 1,5 т с такой же «зализанной» кабиной, но с двухскатной ошиновкой заднего моста (колеса от ГАЗ-ММ) и более габаритной грузовой платформой.


Судьба образцов оказалась точно такой же, как и ранее изготовленных УАЗ-300 – далее пробеговых испытаний дело не продвинулось.

В итоге заводу посоветовали завязывать с самодеятельностью и сосредоточить усилия на изначально порученном деле – бесперебойном и качественном производстве грузового автомобиля ГАЗ-АА, теперь называвшемся ГАЗ-ММ («молотовец модернизированный»). Завод выпускал эту модель с 1947-го по 1951 год и в итоге изготовил свыше 10 000 полуторок, хотя, согласно принятому в 1945 г. грандиозному плану производства автомобилей в СССР, должен был изготовить 180 000 штук.

Все эти годы отдельные заводские объекты еще достраивались, причем по сложившейся традиции без привлечения профильных специалистов. Например, вскоре после запуска ТЭЦ обнаружилось, что для ее нормального функционирования не хватает воды, поступавшей из мелководной Свияги. Для поднятия уровня воды построили плотину, но ее постоянно размывало весенними паводками. Тогда в 1949 г. было решено перегородить реку сплошной бутовой перемычкой. Результат превзошел даже самые смелые ожидания: во время весеннего паводка Свияга начала быстро разливаться и вдаль, и вширь, создалась явная угроза, что возникшее половодье снесет все начатое и законченное…

К счастью, на этот раз обошлось — первым делом оно снесло перемычку…

Встречаются сведения, что в 1949-50 гг. ульяновцы предприняли попытку придать своим грузовикам «индивидуальное лицо» и построили образец ГАЗ-ММ с модернизированной кабиной:


Однако руководство автопрома эту затею не одобрило (модернизация требовала изготовления нового оборудования — посчитали, что овчинка выделки не стоит), и завод продолжил выпуск грузовика с более простой кабиной, где «рожденные войной» угловатые крылья изготовлялись не штамповкой, а гибкой.


ГАЗ-ММ, выпущенные в Ульяновске, 1950 г.

Таким образом, Ульяновский автозавод постоянно швыряло, словно утлую лодочку в бурных волнах, ну никак не удавалось ему найти свое собственное место под теплым автомобильным солнцем…

Неожиданный поворот в судьбе автозавода


Но настоящая беда нежданно-негаданно обрушилась на предприятие в начале 50-х.

В то время отношения между СССР и США обострились до предела, весь мир затаил дыхание, и над земным шаром начал витать призрак Третьей мировой. И тут вдруг неожиданно обнаружилось, что оборонный комплекс нашей страны по своему техническому уровню существенно уступает комплексу США. Пришлось опять срочно догонять Америку. Благодаря помощи советской разведки, добывшей детальные материалы по американской ПВО, нашим ученым удалось в кратчайшие сроки разработать её отечественный аналог. Современные технические средства для ее создания требовалось изготовить немедленно, время поджимало, и возиться со строительством новых заводов было некогда. Поэтому выпуск изделий оборонного комплекса решили развернуть на уже имеющихся машиностроительных заводах, разбросанных по всей стране.

Среди прочих выбор партии и правительства пал на Ульяновский автомобильный завод, который в те годы особой ценности для советской автопромышленности не представлял.

В 1951 году в соответствии с правительственным постановлением № 1306-659 от 21 апреля 1951 года выпуск автомобилей на автозаводе был свернут. Предприятие перепрофилировали и переименовали в секретный «Государственный союзный завод № 852» (условное наименование «почтовый ящик № 80»). Цеха освободили от ставшего ненужным автопроизводственного оборудования, установили новое нужное, и в 1952 году уже привыкшие к неожиданным поворотам судьбы засекреченные заводчане освоили очень важное и ответственное дело: наладили производство новейших станций орудийной наводки РЛС ПВО.

Вот так неожиданно окончился скоротечный трудовой путь так и не успевшего по-настоящему развернуться второго Ульяновского автомобильного завода…

А возникшее на его базе новое оборонное предприятие оказалось удачливым, быстро начало наращивать обороты, расширяться, благополучно дожило до наших дней и сейчас называется ОАО «Ульяновский механический завод».
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    26 февраля 2025 04:14
    Утро доброе Лев, спасибо за продолжение цикла!
    Камрадам хорошего дня!!!
  2. +3
    26 февраля 2025 05:18
    Благодаря помощи советской разведки, добывшей детальные материалы по американской ПВО, нашим ученым удалось в кратчайшие сроки разработать её отечественный аналог
    Что мешает разведке сейчас добыть технологию производства микрочипов и литографических станков? Статье плюс!
    1. +2
      26 февраля 2025 16:46
      Сложность и необходимые человека-часы. Если раньше что бы скопировать нужны были условные тысячи человека-часов, то теперь для того что бы скопировать современный литограф нужны миллионы-человека-часов. У нас просто нет такого количества специалистов.
      1. +2
        26 февраля 2025 17:03
        Цитата: Oldrover
        Сложность и необходимые человека-часы
        Думаю что умыкнуть секрет атомной бомбы у американцев было тоже не так-то и просто wink
        1. +5
          26 февраля 2025 17:15
          Современный литограф просто на порядки сложнее атомной бомбы, не спроста современный литограф это результат деятельности наверное самой крупной международной кооперации, если посмотреть сколько людей/компаний участвует в производстве.
          И возвращаясь к атомной бомбе у СССР впринципе были компетенции, была сильная научная школа, были люди и шла работа, данные разведки помогли срезать углы.
          1. +2
            26 февраля 2025 17:23
            Цитата: Oldrover
            Современный литограф просто на порядки сложнее атомной бомбы
            Вы рассуждает с позиции современного человека. В то же время атомная энергия была чудом чудным. Ещё могу напомнить первый спутник и первый человек в Космосе. Понимаю, что без немецких специалистов тут не обошлось, но мы были первыми
            1. +2
              26 февраля 2025 18:09
              Для СССР она не была чудом чудным, в СССР были физики мирового уровня, шли работы в этом направлении. Проблема с современными литогафом ровно одна это ресурсы человеческие их нет ни у одной страны в одиночку.
    2. +4
      26 февраля 2025 17:08
      Цитата: Голландец Михель
      Что мешает разведке сейчас добыть технологию производства микрочипов и литографических станков? Статье плюс!


      А потом добыть технологию производства всех до единого комплектующих - от лазера Трумпфа до зеркал Цайс
      А потом собрать специалистов, способных осмыслить каждую технологическую стадию , учитывая, что целых отраслей у нас нет в принципе
      А потом сесть за работу и найти подрядчика для ультрапрецизионной механики с нанометровой точностью позиционирования

      Россия не способна сделать даже в 100 (скорее в 1000) раз более простую работу- освоить 60-65 нм на имеющемся оборудовании, что вполне возможно в принципе

      Больше того, литогорафическая линия AMD, пусть даже на два поколения старше современных, у нас есть на складах Ангстрема. Ее не то что скопировать, ее просто запустить в работу не смогли
      1. +3
        26 февраля 2025 17:18
        Цитата: Engineer
        А потом собрать специалистов, способных осмыслить каждую технологическую стадию
        Специалистов собирать не надо. Есть МВТУ им, Баумана (или как там он сейчас называется), есть Физтех, мехмат при МГУ и много еще сего. Нет желания. При гораздо худших условиях создали авиапром. Создали практически с нуля.
        Россия не способна сделать даже в 100 (скорее в 1000) раз более простую работу- освоить 60-65 нм на имеющемся оборудовании
        Уже запущен отечественный литограф, обеспечивающий выпуск чипов размером до 350 нанометров, что является важным шагом к обеспечению технологической независимости. Вы посмеетесь над размером, который никоим образом не подойдёт для современных смартфонов, зато его вполне достаточно для "мозгов" стиральной машины или пылесоса. Ну и, конечно же для военных целей
        1. +2
          26 февраля 2025 17:34
          Вы всерьез думаете, что люди, которые никогда не занимались производством обрудования для микроэлектроники просто сядут, покумекают, разберутся и все сделают?

          Профессора в вузах знимаются преподаванием базовых знаний. Пусть даже очень обширных и зачастую сверхсложных для обывателя.
          Производство оборудования для микроэлектроники это огромная область с колоссальным количеством сверхспециализированных сототрудников
          Или ты работаешь на лидеров отрасли и годами накапливаешь уникальные знания или ты преподаешь в вузе, но имеешь лишь базовые представления обо всем, пусть даже зачастуюочень широкие и глубокие, но лишь относительно обывателя

          Уже запущен отечественный литограф, обеспечивающий выпуск чипов размером до 350 нанометров, что является важным шагом к обеспечению технологической независимости.

          Так заявлено

          https://russianelectronics.ru/mikron-zapustit-proizvodstvo-65-nm-mikroshem-v-2014-godu/
          «Микрон» запустит производство 65-нм микросхем в 2014 году

          https://overclockers.ru/hardnews/show/135072/v-rossii-serijnoe-proizvodstvo-65-nm-chipov-nachnetsya-k-2028-godu
          В России серийное производство 65-нм чипов начнётся к 2028 году


          Это все что нужно знать про полупроводниковую промышленность в России
          1. +2
            26 февраля 2025 17:40
            Цитата: Engineer
            Вы всерьез думаете, что люди, которые никогда не занимались производством обрудования для микроэлектроники просто сядут, покумекают, разберутся и все сделают?
            А в Зеленограде по-вашему люди чем занимаются? Сено разгружают? Или лапти плетут?
            «Микрон» запустит производство 65-нм микросхем в 2014 году
            Это наша разработка, но производство на тайваньской TSMC. Я же говорю о производстве отечественного литографа. Кстати, ещё десять лет назад Китай находился в начале пути, т.е. там, где находимся сейчас мы
            1. +2
              26 февраля 2025 18:07
              Цитата: Голландец Михель
              А в Зеленограде по-вашему люди чем занимаются? Сено разгружают? Или лапти плетут?

              В Зеленограде, конкретно на предприятии Микрон выпускают электронику на иностранном оборудовании от компании STmicroelectronics
              Это не плохо и даже хорошо, но никаких поводов для гордости тут нет

              Цитата: Голландец Михель
              Это наша разработка, но производство на тайваньской TSMC.

              Эта не наша разработка и не тайваньское производство это попытка выжать максимум из уже имеющегося на Микроне оборудования, котрая провалилась
              История с мучениями на 65-нм процессе показана для того чтобы любой человек относился к официальным заявлениям максимально критически, а заобно домонстрирует технологический предел в России

              Я же говорю о производстве отечественного литографа.


              Что касается вашего литографа
              https://www.zelenograd.ru/news/55678/

              Партнёрами ЗНТЦ по разработке фотолитографа выступают российский производитель лазеров ЛАССАРД и белорусская компания «Планар», которая сохранила компетенции в области разработки фотолитографов еще со времен СССР. В начале 2023 года ЗНТЦ договорился с белорусским производителем микросхем «Интеграл» об условиях предзаказа на оборудование для фотолитографии с уровнем топологии 350 нм.

              То есть основой литографа стало уже давно имеющееся оборудование белоруссской фирмы Планар плюс российский лазер
              Сам 350- нм литограф Планара это наследие СССР, которое белорусы каким-то чудом сохпнили и ухитрились даже что-то модифицировать в 90-е. Дальше развитие продукта остановилось.
              Можно искренне порадоваться за белорусов и Лассард, но выдавать это за какую-то важную веху в развитии российской промышленности- ну такое себе
              Кстати, ещё десять лет назад Китай находился в начале пути, т.е. там, где находимся сейчас мы

              Тут даже комментировать нечего. Россия не Китай
            2. +3
              26 февраля 2025 18:29
              Цитата: Голландец Михель
              Кстати, ещё десять лет назад Китай находился в начале пути, т.е. там, где находимся сейчас мы

              Китай в свое время закрыл рот и вовсю сотрудничал с Западом десятки лет, перенося второстепенные производства, приглашая специалистов, отправляя студентов в вузы США и Европы, покупая лицензии и только подготовив материальную базу и специалистов заявил о своих геополитических амбициях. У нас получилось строго наоборот в 98г дефолт и чуть не развал а уже 2008г когда только отъелись в Мюнхене ВВП заявил о новом мировом порядке, естественно о передаче технологий западом речь уже не шла, а после Крыма закрыли и то самое окно. Китай технологии не даст, даже наших студентов в свои ведущие технологические вузы принимают с огромным скрипом.
            3. -1
              28 февраля 2025 14:02
              Сравните китайский автопром начала 90х ,и современый .
              И на каком уровне Российский.
      2. +1
        28 февраля 2025 14:17
        Цитата: Engineer
        Ее не то что скопировать, ее просто запустить в работу не смогли

        В микроэдектронике очень низкие зарплаты. В 2010 году в этой отрасли зарплата в 20 000 рублей считалась высокой. При таких зарплатах грамотные специалисты стремятся не собраться а разбежаться.
  3. +1
    26 февраля 2025 08:57
    причем по сложившейся традиции без привлечения профильных специалистов. Например, вскоре после запуска ТЭЦ обнаружилось, что для ее нормального функционирования не хватает воды, поступавшей из мелководной Свияги. Для поднятия уровня воды построили плотину, но ее постоянно размывало весенними паводками. Тогда в 1949 г. было решено перегородить реку сплошной бутовой перемычкой. Результат превзошел даже самые смелые ожидания: во время весеннего паводка Свияга начала быстро разливаться и вдаль, и вширь, создалась явная угроза, что возникшее половодье снесет все начатое и законченное…
    Какой вопиющий бардак, допзатраты , потери..
    Кто ответил? Никто.....
    1. +6
      26 февраля 2025 10:16
      Недавно прослушал курс видеолекций о деятельности советских авиазаводов во второй половине 30-х, там еще смешнее.

      Допустим, некий завод А занимается выпуском цельнометаллических самолетов.
      А завод Б - цельнодеревянных.
      Два различных КБ разработали новые модели самолетов, одна цельнометаллическая, другая цельнодеревянная.
      И вот наркоматом принимается решение первую модель поставить на производстве на з-де Б, а вторую - на з-де А. В итоге начало производства и там и там сначала затягивается, а потом еще годами продолжается борьба за качество и безотказность изделий.
      И такие парадоксы в истории советской промышленности встречаются часто
      1. +2
        26 февраля 2025 16:14
        Цитата: Lewww
        Допустим, некий завод А занимается выпуском цельнометаллических самолетов.
        А завод Б - цельнодеревянных.
        Два различных КБ разработали новые модели самолетов, одна цельнометаллическая, другая цельнодеревянная.
        И вот наркоматом принимается решение первую модель поставить на производстве на з-де Б, а вторую - на з-де А.

        Где начинается авиация, там заканчивается порядок. ©
        Походу, промы заразились бесхозяйственностью от Заказчиков - ВВС в те же самые времена устраивали такие же карусели.
        5 управление не контролировало отгрузку бензоцистерн в округа и безответственно распределяло отгрузку бензоцистерн с заводов в округа, что в отдельных случаях приводило к лишним затратам средств и срыву сроков строительства. Так, Свесскому заводу было запланировано отгрузить 14 цистерн в ОдВО, тогда как непосредственно находящийся в Одессе завод Цнитмаш, согласно разверстки отгрузил 89 цистерн в ЗакВО. В свою очередь в Грузии имеется завод по изготовлению бензоцистерн.
        1. +2
          26 февраля 2025 17:07
          Цитата: Alexey RA
          Где начинается авиация, там заканчивается порядок. ©
          С порядком в авиации все в нормально. Только меньше дypaков и поменьше дypocти, как в других родах войск wink
          1. +1
            26 февраля 2025 19:15
            Цитата: Голландец Михель
            С порядком в авиации все в нормально. Только меньше дypaков и поменьше дypocти, как в других родах войск

            В конце 30-х, судя по "Справке 3 управления НКО СССР о состоянии аэродромного строительства" от 16 апреля 1941 г., в ВВС царили бардак и бесхозяйственность.
            5 управление ГУ ВВС КА начинало расширение аэродромов без сметы и проекта - а потом бросало всё на полдороги, потому что либо объём работ оказывался слишком большим, либо аэродром просто некуда было расширять.
            Так в июле м-це 1940 г. по распоряжению майора Макеева было начато расширение Кишиневского аэродрома без проекта и смет, хотя была очевидна нецелесообразность его расширения из-за большого объема земляных работ.
            Только 10.IX.40 г. была произведена съемка и составлены сметы, на основании которых в октябре м-це 1940 г. дальнейшие работы по расширению аэродрома были прекращены как нерентабельные. В результате по вине Макеева бесцельно израсходовано около 500 000 рублей.

            При строительстве аэродрома Павловское при выравнивании рельефа пришлось снимать грунт до 2 метров толщиной, тогда как рядом находилась площадь с меньшим объемом земляных работ.
            Аэродром Чертаново по размерам ограничен 900x900 и расширить [его] не представляется возможности, так как с одной стороны расположен колхоз, с другой болото. Решением комиссии строительство аэродрома Чертаново было отменено, но бывш. командующий ВВС МВО генерал-майор Еременко принял решение строить.
            Ватулинский аэродром, имея размеры 900x900 метров, от железной дороги расположен на расстоянии 5—6 км. Подъездных путей к аэродрому нет.
            Аэродром д. Инюкнно размером 800x800, расширить в дальнейшем не представляется возможным.

            Плюс нерациональным образом распределяло даже имеющиеся дефицитные ресурсы (кроме цистерн).
            Так, на октябрь месяц 1940 г. для ВВС ПрибОВО на ст. Рига было запланировано 40 вагонов цемента, тогда как согласно заявки требовалось лишь 12 вагонов. При острой потребности нефтебитума для Одесского военного округа 5 управление запланировало на октябрь месяц всего 90 тонн, тогда как для ЗапОВО, которому совершенно не требовалось, запланировало 95 тонн.

            И да, вечная проблема ВВС - ангары и хранение авиатехники.
            В 1939 г. завезено два ангара на Чернышевские аэродромы ДВФ и до сих пор не собраны. В 1939 г. на Монинский аэродром завезены конструкции, но до сих пор ангар не собран. Аналогичное положение в ОрВО и ЗапОВО. Таким образом, десятки конструкций изготовлены и находятся в бесхозяйственном состоянии, в то время как самолеты из-за отсутствия ангаров в ЗакВО и АрхВО гниют.

            И, вишенка на торте:
            Следует отметить, что в напряженный период аэродромного строительства в 1940 г. ряд ответственных работников 5 управления ГУ ВВС К А во главе с нач. управления Филатовым и бывш. комиссаром, ныне замнач. управления Андреенко, занимались строительством собственных дач, используя свое служебное положение для получения строительных материалов и тратя на это служебное время.
      2. 0
        28 февраля 2025 18:46
        Возможно на эти заводы было легче завести материалы, цельнодеревянный это только из дешевизны потом все заменят металлом.
    2. +1
      26 февраля 2025 13:16
      Какой вопиющий бардак, допзатраты , потери..
      Кто ответил? Никто.....

      Вот, оказывается, когда зародились основы эффективного манагерства! И тут мы оказались впереди планеты всей!))
    3. 0
      28 февраля 2025 18:48
      Почему бардак люди своими силами пытались решить проблему. Сейчас бы согласовывали и сертифицировали лет 20.
  4. AMG
    +4
    26 февраля 2025 09:18
    С 1952 года завод начал выпускать СОН-4 ( станция орудийной наводки) для артиллерийского комплекса с орудием КС-19 калибра 100 мм. Параллельно продолжалось автомобильное производство. С 1966году в серию пошла ЗСУ-23-4 "Шилка", а затем целый ряд установок "Куб", "Бук", "Тунгуска".
  5. +7
    26 февраля 2025 10:18
    Если читателям интересно, могу сделать еще одну публикацию о появлении на свет третьего Ульяновского автозавода
    1. +5
      26 февраля 2025 10:55
      Конечно интересно.
      Историю автомобилестроения СССР нужно знать!
    2. +4
      26 февраля 2025 11:12
      Однозначно делайте. Вообще малоизвестные страницы истории нашего автопрома (для обывателей по крайней мере).
    3. +4
      26 февраля 2025 11:45
      Прочитал все статьи о всех Ульяновских заводах . Обязательно продолжайте .
    4. +1
      26 февраля 2025 13:40
      Цитата: Lewww
      Если читателям интересно, могу сделать еще одну публикацию о появлении на свет третьего Ульяновского автозавода

      Пишите.
      Дальше только интереснее и прямая связь с армией.
      З.ы.
      Если до современности дойдете - будьте внимательны к "АДС" request feel lol
      1. +2
        26 февраля 2025 17:16
        До современности не пойду, планирую до УАЗ-450 и пару строк про 469, т.к. дальнейшая история УАЗ общеизвестна
  6. +1
    27 февраля 2025 11:30
    Спасибо за уникальную информацию(для меня).
    Ждём продолжений). Удачи.
  7. 0
    27 февраля 2025 17:41
    Был когда-то на полигоне, где проверялись зенитки, мы, советские курсанты, пытались сфотографировать её, тогда ещё неизвестную модель, дядя в клетчатой рубашке засветил всю нашу плёнку из фотика и, под обещания - больше ни -ни, отпустил восвояси, сжалился и пообещал не сдавать нас органам...Зенитка была какая-то чудная для того времени! А на карте на месте полигона - значок - "Пионерлагерь" request
  8. 0
    2 марта 2025 19:31
    Точно такая-же история случилась и с Лианозовским Вагоностроительным (Вагоноремонтным ) Заводом .
    После войны этот завод получил дополнительно много трофейного оборудования из Германии с немецких вагоностроительных заводов .
    И развернул производство цельнометаллических пассажирских железнодорожных вагонов по германскому образцу .
    До этого в СССР цельнометаллических пассажирских железнодорожных вагонов вообще не делали ,только для метро и частично для электричек .
    Завод вышел на проектную производительность в 800 вагонов в год .
    И тут в конце 40-х и начале 50-х этот завод был перепрофилирован для производства радиолокаторов .
    Все оборудование для производства вагонов перевозили в Калинин .
    А на площади бывшего вагонного завода перевезли оборудование по производству радиолокационной техники с нескольких заводов Германии .

    Так что история автомобильного завода в Ульяновске не удивительная !
    1. 0
      2 марта 2025 23:12
      В СССР такое происходило часто, про первый советский легковой:
      Начальники советского автопрома в своих юбилейных речах никогда не упоминали, что первый легковой автомобиль, самостоятельно изготовленный в Стране Советов, был сделан на доставшемся большевикам от прежнего режима бывшем «Московском автомобильном заводе Русско-Балтийского вагонного завода», заложенном (но недостроенном) еще в 1916 году в Филях под Москвой, где использовались станки и оборудование, эвакуированные после начала Великой войны из Риги.

      После выпуска «пробной» партии из 5 автомобилей рабочие уже отсортировали комплекты деталей, позволяющие собрать еще 58 машин, но тут неожиданно в конце 1922 года в соответствии с новой экономической политикой завод был отдан в концессию иностранному авиапредприятию «Юнкерс». Поэтому выпуск автомобилей на нем благополучно свернули, чтобы наладить производство более важных для страны немецких самолетов.


      Имеющийся запас автокомплектов в апреле 1923 года был перевезен на другой заложенный еще при царе, но так и не достроенный авторемонтный завод, до революции являвшийся ремонтной базой автомобильной роты, а после названный Авторемонтным заводом (Преображенским). Затем в 1920 году название сменилось на 4-й Государственный авторемонтный завод Мостранса (4-й ГАРЗ). В 1922 году предприятие было вновь переименовано теперь уже во 2-й БТАЗ

      В 1929 году 2-й БТАЗ был передан в ведение Всесоюзного автотракторного объединения, переименован в Завод № 2 и в итоге перешел на изготовление танков
      .