Military Review

Light front bomber and torpedo bomber Tu-14 (Part of 1) Creation

17
The adoption in the advanced capitalist countries of the armament of fighter jets with turbojet engines ushered in a new era aviation. The use of these engines allowed to increase speed, carrying capacity, range, reliability, reduced labor costs for maintenance.


The need to switch to jet aircraft became quite obvious. However, the domestic engine-building, significantly lagged behind the world progress and could offer nothing for installation at all. Despite this, however, the development of aircraft equipped with turbojet engines began in 1945. For the first fighters used German captured engines BMW 003 and Jumo 004, the thrust of which was less than 1000 kgf.

At the initial stage, there were two trends: some design bureaus built aircraft taking into account the aerodynamic requirements of near-sonic speeds, others tried to adapt cars with outdated aerodynamics to the new powerplant. Both of these trends can be traced when designing fighters and bombers.

Tu-14


OKB Myasishchev initiated the transition to jet bombers. He proposed the PB-17 project with 4 RD-10 engines. However, the matter did not go further than the draft, since in the 1946 year, the OKB disbanded. Su-10 suffered the same fate. This machine was calculated under the four experimental TP-1, developed by the cradle design bureau. At this stage, the Ilyushin team advanced the farthest; it created an Il-22 bomber equipped with four TR-1.

The situation with aircraft engines improved significantly in 1947, after the UK acquired the Nin-1 and Derwent-V engines from Rolls-Royce, launched under the name of RD-45 and RD-500 in the series. "Dervent-V" had a single-stage turbine and a centrifugal compressor. With 14,7 thous. Rpm, the engine developed static thrust 1600 kgf. "Ning-1" differed from its predecessor by a two-way compressor. Designed and built in 6 months, it was tested in the fall of 1944. In the 1945, his thrust was brought to 2272 kgf at 12400 rpm, the specific fuel consumption at 727 kg was 1,08 kg / kg.s.

OKB Tupolev for a long time remained in the old positions. The design bureau made repeated attempts to improve the flight characteristics of the Tu-2 by installing more powerful and efficient engines. Also, the power plant of the aircraft tried to complement the turbojet engine. However, time has shown that this approach is a waste of energy.

In January, the design bureau 1947 began the development of a mid-range high-altitude bomber with a pressurized cabin and two Nin-1 turbojet engines. Two months later, the USSR Council of Ministers approved the construction of the 73 aircraft having absolutely fantastic data (range - 3 thousand km, speed - 850 km / h, bomb load - 3 tons) and unrealistic deadlines for state tests - December 1947 of the year!

Already at the design stage, it became clear that in order to obtain the specified characteristics, the thrust of two engines is insufficient, and it is possible that the aircraft will not take off at all, which would be an obvious embarrassment. Our aviation industry could not offer more powerful engines at that time, so the question arose of installing a third engine. The choice fell on "Derwent" (probably due to the lower mass), but the significant performance deterioration was not taken into account. It was assumed that the third engine will be used during takeoff and in emergency situations. To do this, in flight, the air intake of the engine off will be closed by a flap.

Fate Project "73" At first it was quite successful. 29.12.1947 crew test pilot Opadchego FF performed the first flight. By the middle of June, the 1948 of the year ended with factory testing. With a normal flight mass at an altitude of 5 km, the speed reached 872 km / h (M = 0,75), the practical ceiling (probably with the inclusion of the third engine) is 11,5 km, the range with a load of 3 tons is 1545 kilometers.

The defensive armament of the 73 aircraft, about which they were very worried at the time, looked quite impressive: two pilot's 23-mm guns, due to the third engine, were forced to install the lower and upper two-gun remotely controlled installations. The leadership of the USSR was inclined to expand the mass production of this aircraft.

The aircraft had good stability and was easy to pilot. OKB-156 believed that the machine is ready for transfer to state tests. The latter looks rather strange, because the aircraft lacked the equipment necessary for combat use.

In August, 1948, during one of the flights to the crew of test pilot Opadchego FF (radio operator Khoroshev A.N., lead engineer Grozdov V.N.) succeeded, having dispersed the plane on descending from 10 to 7 km, to reach speeds of 920 km / h (M = 0,9).

In March, the Design Bureau of the Year 1948 was “punched” by a resolution of the Council of Ministers and the Central Committee of the CPSU, according to which Plant No.23 could build an experimental series of 10 bombers with RD-45 and RD-500 engines. In the series, these planes were to receive the designation Tu-14. Production of aircraft began, but due to the deployment at the plant number XXUMX production of twin-engine version of the machine it was stopped, and the reserve was transferred to Irkutsk.

Despite this, in August 1948 of the year, state tests of a semi-finished aircraft began, which lasted until May 1949. It was difficult to count them as successful: it was unstable, the engines, fuel system, etc. probably did. happened.

"Aircraft 81" on factory testing. LII airfield, October 1949


Tu-14T ("81T")


From the conclusion of the scientific research institute of the air forces it follows that the flight characteristics of the Tu-14 are in accordance with the resolution of the Council of Ministers from 31.05.1947, with the exception of the range that was less than that indicated on 190 km. Significant shortcomings of the front-line bomber were the lack of means of bombing out of sight of the ground, radio navigation equipment and anti-icing devices on the tail and wing, insufficient body armor protection of the crew, the different types of engines. As was to be expected, the observations turned out to be quite substantial, therefore, the plane had to be brought up.

VK-1In the meantime, the Klimov Design Bureau created the VK-1 engine having a thrust of 2700 kgf. This was done by increasing the size of the Nin-1 engine and improving the flow path. Thus, the problem with the power plant was somewhat simplified, and the third engine was not needed on the plane. At this time, the Tupolev Design Bureau was engaged in fine-tuning a three-engine machine, in the version of reconnaissance "78" with one RD-500 and two RD-45.

The construction of the bomber "81" with two VK-1 engines began in accordance with the decree of the Council of Ministers of the year signed in December 1948. A modification of the machine "73". RD-500 engines were removed from the aircraft, radars were installed (PSBN-M is a blind bombing and navigation device), but due to an increase in crew to 5 people and for a number of other reasons, the project failed.

Some publications say that at a special meeting of the government in May 1949, the results of the tests of Il-28 and Tu-14 m, allegedly Stalin I.V. made a choice in favor of IL-28. But, apparently, this is not true. At the meeting, in particular, they discussed the issue of alteration of aircraft for VK-1 engines.

Tupolev, after three months, achieved a decision in his favor. In a resolution of the Council of Ministers signed in August by Stalin, 1949, in particular, it was noted that IL-28 aircraft would be discontinued and serial production would be prepared for the production of a Tu-14 bomber equipped with two VK-1 aircraft.

The uncapped VK-1 engine of the experimental "aircraft 81"By the same decree, it was prescribed to immediately begin the transfer of a set of plans and drawings to the serial plant and to hand over the first 5 serial Tu-14 to September 1950. Thus, Tupolev found himself in an embarrassing situation: it was necessary to prepare production documentation without having a used aircraft.

Meanwhile, the Il-28 with the RD-45F turbojet engine, which was developed by the Ilyushin Design Bureau, initiated the tests in February, 1949, during which showed good results. By the fall of the Il-28, Ilyushin installed the VK-1 engines, whose mass production was launched at three plants.

By September, the 14 produced significant improvements on the Tu-1949: instead of the third jet engine, the KDU-81 rifle rifle unit was installed, equipped with the ASP-3P synchronous riflescope and airtight cockpit for the radio operator. To do this, the stabilizer was set at zero angle and the lower part of the steering wheel was cut off. Dismantled the lower and upper firing points. In the fuselage after that, there was another germocabine, an incomprehensible destination.

The crew again dropped to 3 people. The new version has been approved. To speed up the work, the 73 airframe was used, the diameter of the central and forward parts of the fuselage was increased, the stern was extended by 400 mm. An increase in the bomb bay provided suspension for the M-46 bombs. Also installed a synchronous optical sight OPB-6sr and typical bomb armament. On the plane, engine nesting was improved, which facilitated their maintenance.

In January 1950, the factory tests ended. They turned out to be satisfactory, but a large number of defects, which are subject to mandatory elimination, were revealed at state tests. These included the incompliance of the requirements of the Air Force with the angles of fire of the aft installation and the absence of all the crew members of the ejection seats.

Modified "81 aircraft" (the rudder was changed, KDU-81 with increased vertical angles of fire). State tests, November 1950.


The Civil Code of the Scientific-Research Institute of the Air Force in the third paragraph of the conclusion attempted to save the aircraft and the prestige of the company. It was noted that the Tu-14 on the flight data complied with the requirements of the front bomber. The aircraft was recommended for serial production and service in the versions of a torpedo bomber and a bomber with aft gun having the required firing angles and with the elimination of previously identified defects ...

At the plant No. XXUMX in the summer of 156, the aircraft was equipped with a modified aft unit, as well as anti-icing devices for the wing, air intakes of turbojet engines and tail unit. The extension of the fuselage on the 1950 mm in the area of ​​the center section increased the cargo compartment, which probably pursued far-reaching goals. An air brake was installed under the hatch of the technical compartment, and a number of other changes were made.

Aft cannon installation of the experimental "aircraft 81"The tests of the aircraft presented to the customer in October 1950 of the year were completed in January of the year 1951. It was noted that the armament, the amount of equipment, the range of the Tu-14 with VK-1 engines meets the requirements of the air force and slightly differs from them in the ceiling and maximum speed. At the same time, the Tu-14 lost to the IL-28 at 57 km / h at maximum speed, its practical ceiling was less at 1,3 km, had the worst take-off and landing characteristics, and by rate of climb lost at 2 times.

Tupolev, saving the plane, turned to the naval the fleet, focusing on the bomb bay, which provided the suspension of aircraft mines and thermal torpedoes used small and large heights.

As a result of complex diplomatic quirks and "political" combinations, the following compromise point arose in the test report:

"Given that today a modern high-speed bomber, which allows for the suspension of mine-torpedo armaments, it is not possible to recommend the Tu-14 to mass production for arming naval forces using aerodromes with a runway longer than 2500 m.

Due to the large take-off distance and long take-off length, as well as the insufficient rate of climb, the Tu-14 plane cannot be recommended for use as a front bomber in the air force of the Soviet Army ... "

Light front bomber and torpedo bomber Tu-14 (Part of 1) Creation
Instrumentation Cabin Navigator


A similar decision was made with an absolutely obvious fact: the classic torpedoes have already outlived their age. However torpedo enthusiasts weapons there was still quite a lot. At the end of 1950, another revision was made on the Tu-14: a torpedo bridge was installed in the bomb bay, the necessary systems for preparing / dropping torpedoes were installed, the low torpedoing scope PTN-50 was installed in the navigator’s cabin.

At the NII-15 Navy in January, 1951 conducted control tests. Engineers Kukharenko V.D., pilots I.M. and Biba A.G. First, the tests were conducted at the airport LII, then in the Crimea. Vice-Admiral N.G. Kuznetsov, Minister of the Navy, and Preobrazhensky E.N., Commander of Naval Aviation, signed the conclusion in August 1951 with a recommendation to adopt the Tu-14.

As noted earlier, mass production began at the plant number XXUMX in Irkutsk. On the plane, intended as a torpedo bomber, the navigator's cabin glass was slightly modified to ensure the use of a torpedo sight.

According to the MAP of the USSR, the Irkutsk plant from 1951 to 1953 built 147 torpedo bombers Tu-14.

As part of the naval aviation by the beginning of 1951, there were 14 mine-torpedo air regiments (this does not mean that they actually were such as some units were armed with Pe-2 aircraft). On the Tu-14 was retrained five air regiments. In each of these, 30 airplanes should have been listed by state at the time. In fact, each regiment, except for combat aircraft, had 3 training IL-28. In addition, some regiments were mixed: one squadron on the IL-28 and two - on the Tu-14T.



To be continued ...
Author:
Articles from this series:
Light front bomber and torpedo bomber Tu-14 (Part of 1) Creation
Light front bomber and torpedo bomber Tu-14 (Part of 2) Construction and operation
17 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Vadivak
    Vadivak 28 March 2013 08: 37 New
    +4
    It left earlier the IL-28, however, due to the loss of Il to maximum speed, ceiling, rate of climb (and according to landing data he had no equal at all) Joseph Vissarionych decided in favor of Il
  2. avt
    avt 28 March 2013 09: 02 New
    +2
    That's how IL-28 looks more like a jet bomber smile obviously not the best Tupolev machine, as they did in the puffs, but the Tu-16 can rightly be called the first Tupolev bomber. And the article is good +
  3. yacht
    yacht 28 March 2013 11: 30 New
    +1
    Yes, there was a problem with the engines, but it’s not clear why the British sold their engines, because the Cold War had already begun, and if they hadn’t sold? It would have been hard ...
    1. Bosk
      Bosk 28 March 2013 13: 43 New
      0
      The refusal to sell the engines had to be formulated somehow ... but in fact it was like the allies were ... so they hit the plug.
    2. Vadivak
      Vadivak 28 March 2013 14: 02 New
      +2
      Quote: yacht
      why did the British sell their engines,


      09.09.2010:20.19
      By the end of the year, the Russian NPO Energomash will send seven RD-180 rocket engines to the United States for the American Atlas launch vehicles

      That's the answer, money
  4. Georgs
    Georgs 28 March 2013 13: 56 New
    0
    I wonder who borrowed the concept from anyone. Ilyushin Tupolev or vice versa? But in general, the ideology of the layout clearly went from the B-29 and took root for quite some years. Yes, we seem to eat up to American ideologies in the field of aerodynamics.
    1. Vadivak
      Vadivak 28 March 2013 14: 06 New
      +1
      Quote: GeorGS
      layout ideology clearly wandered off from the B-29


      In general, everything is different. According to the V-29 concept, a strategist, in addition to a four-engine and piston, and these front-line twin-engine turbojets
  5. Gamdlislyam
    Gamdlislyam 28 March 2013 15: 12 New
    0
    The article is extremely chaotic. It seems that individual phrases and passages are torn from different sources.
    Stefanovsky P.M. and a number of other test pilots, in their memoirs, speak of this aircraft as unsuccessful (especially against the background of the Il-28).
    But about the undercover fight to push through an unsuccessful aircraft by Tupolev A.N. There is a lot of information in the article. Alas, due to the ambitions of Tupolev A.N. and officials flowing to him quite a few combat pilots died in the Tu-14 disaster. He was not in the arsenal of the Soviet Navy for long. The regiments were rearmed with IL-28, and later with Tu-16.
    1. Vadivak
      Vadivak 28 March 2013 15: 40 New
      +1
      Quote: Gamdlislyam
      It seems that individual phrases and passages are torn from different sources.



      The main from here - airwar.ru ›Tupolev Tu-14
  6. xomaNN
    xomaNN 28 March 2013 18: 03 New
    +2
    Once again I am convinced that Tupolev very much abused his influence, so in different years he prevented several more successful aircraft from other design bureaus from "getting on the wing"
  7. xomaNN
    xomaNN 28 March 2013 18: 04 New
    0
    Once again I am convinced that Tupolev very much abused his influence, so in different years he prevented several more successful aircraft from other design bureaus from "getting on the wing"
  8. xomaNN
    xomaNN 28 March 2013 18: 04 New
    0
    Once again I am convinced that Tupolev very much abused his influence, so in different years he prevented several more successful aircraft from other design bureaus from "getting on the wing"
  9. xomaNN
    xomaNN 28 March 2013 18: 04 New
    0
    Once again I am convinced that Tupolev very much abused his influence, so in different years he prevented several more successful aircraft from other design bureaus from "getting on the wing"
  10. patriot2
    patriot2 28 March 2013 21: 37 New
    +1
    Incidentally, the IL-28 is in service with the North Koreans so far in the amount of 80 pieces.
  11. cobalt
    cobalt 29 March 2013 07: 10 New
    +1
    Aircraft are very similar, you can’t tell right away. But IL - 28 was a long-liver.

  12. Vadivak
    Vadivak 29 March 2013 08: 33 New
    +4
    Quote: patriot2
    Incidentally, the IL-28 is in service with the North Koreans so far in the amount of 80 pieces.


    If it weren’t for Khrushchev, maybe we would have stood, at least as a training one, already very strong at landing, holding a 10-meter goat
  13. lazy
    lazy April 19 2013 16: 12 New
    0
    Tupolev can be called not only a talented designer, but also a "Pogasyan of the Soviet era" could snatch an unsuccessful project to the authorities, they say, then we will bring it up to standard, for example, according to various sources, the Tu-22 only in the Tu-22m3 version began to meet the requirements of the military put forward to him in the 60s years so this is how many years have passed.

Легкий фронтовой бомбардировщик и торпедоносец Ту-14 (Часть 1) Создание

Принятие в передовых капиталистических странах на вооружение истребителей с турбореактивными двигателями знаменовало новую эпоху авиации. Использование данных двигателей позволяло увеличить скорость, грузоподъемность, дальность, надежность, уменьшались трудозатраты на обслуживание.

Необходимость перехода на реактивные самолеты стала вполне очевидной. Однако отечественное двигателестроение, значительно отставало от мирового прогресса и вообще ничего не могло предложить для установки. Однако несмотря на это, разработка летательных аппаратов оснащенных турбореактивными двигателями началась в 1945 году. Для первых истребителей использовались немецкие трофейные двигатели BMW 003 и Jumo 004, тяга которых составляла менее 1000 кгс.

На начальном этапе имелось две тенденции: одни КБ строили самолеты учитывая требования аэродинамики околозвуковых скоростей, другие - пытались приспособить машины с устаревшей аэродинамикой под новую силовую установку. Обе эти тенденции прослеживаются и при проектировании истребителей, и бомбардировщиков.


Легкий фронтовой бомбардировщик и торпедоносец Ту-14 (Часть 1) Создание
Ту-14


ОКБ Мясищева выступило инициатором перехода на реактивные бомбардировщики. Им был предложен проект РВ-17 с 4 двигателями РД-10. Однако дело дальше эскизного проекта не пошло, поскольку в 1946-м году ОКБ расформировали. Су-10 постигла такая же судьба. Данная машина рассчитывалась под четыре опытных ТР-1, разработки ОКБ Люльки. На этом этапе дальше всех продвинулся коллектив Ильюшина, который создал бомбардировщик Ил-22 оснащенный четырьмя ТР-1.

Положение с авиационными двигателями существенно улучшилось в 1947-м году, после того как у Великобритании приобрели двигатели "Нин-1" и "Дервент-V" компании "Роллс-Ройс", запущенных под названием РД-45 и РД-500 в серию. "Дервент-V" имел одноступенчатую турбину и центробежный компрессор. При 14,7 тыс. об/мин двигатель развивал статическую тягу 1600 кгс. "Нин-1" отличался от предшественника двухсторонним компрессором. Спроектированный и построенный за 6 месяцев, испытывался осенью 1944-го года. В 1945 году его тягу довели до 2272 кгс при 12400 об/мин, удельный расход топлива при массе 727 кг составлял 1,08 кг/кгс.ч.

ОКБ Туполева долгое время оставалось на старых позициях. В КБ предпринимались неоднократные попытки улучшить летные характеристики Ту-2 за счет установки более мощных и экономичных двигателей. Также силовую установку самолета пытались дополнить турбореактивным двигателем. Однако время показало, что данный подход является пустой тратой сил.

ОКБ в январе 1947 года начало разработку среднего фронтового высотного бомбардировщика с гермокабиной и двумя турбореактивными двигателями "Нин-1". Совет министров СССР спустя два месяца утвердил постройку самолета "73" имеющего совершенно фантастические данные (дальность – 3 тыс. км, скорость – 850 км/ч, бомбовая нагрузка – 3 тонны) и нереальными сроками представления на государственные испытания - декабрь 1947 года!

Уже на этапе проектирования стало понятно, что для получения заданных характеристик тяга двух двигателей недостаточна, и возможно самолет вообще не взлетит, что стало бы явным конфузом. Наша авиапромышленность более мощных двигателей предложить в то время не могла, поэтому встал вопрос о монтаже третьего двигателя. Выбор пал на "Дервент" (вероятно, из-за меньшей массы), однако не было учтено значительное ухудшение эксплуатационных характеристик. Предполагалось, что третий двигатель будет использоваться при взлете и в чрезвычайных ситуациях. Для этого в полете воздухозаборник выключенного двигателя будет закрываться заслонкой.

Судьба Проект "73" сначала складывалась вполне успешно. 29.12.1947 экипаж летчика-испытателя Опадчего Ф.Ф. выполнил первый полет. К середине июня 1948 года закончились заводские испытания. При нормальной полетной массе на высоте 5 км достигли скорости 872 км/ч (М=0,75), практический потолок (вероятно, с включением третьего двигателя) – 11,5 км, дальность с нагрузкой 3 тонны – 1545 километров.

Оборонительное вооружение самолета "73", о котором в те времена очень беспокоились, выглядело довольно внушительно: два 23-миллиметровых орудия у летчика, из-за третьего двигателя были вынуждены установить нижнюю и верхнюю двухпушечные дистанционно управляемые установки. Руководство СССР склонялось к развертыванию серийного производства данного самолета.

Самолет обладал хорошей устойчивостью и оказался прост в пилотировании. ОКБ-156 считало, что машина готова к передаче на государственные испытания. Последнее выглядит достаточно странным, ведь на самолете отсутствовало оборудование необходимое для боевого использования.

В августе 1948 года во время одного из полетов экипажу летчика-испытателя Опадчего Ф.Ф. (радист Хорошев А.Н., ведущий инженер Гроздов В.Н.) удалось, разогнав самолет на снижении с 10 до 7 км, достичь скорости 920 км/ч (М=0,9).

ОКБ в марте 1948 года "пробило" постановление Совета министров и ЦК КПСС, в соответствии с которым завод №23 мог построить опытную серию из 10 бомбардировщиков с двигателями РД-45 и РД-500. В серии эти самолеты должны были получить обозначение Ту-14. Производство самолетов началось, однако в связи с развертыванием на заводе №39 производства двухдвигательного варианта машины его прекратили, а задел был передан в Иркутск.

Несмотря на это в августе 1948 года начались государственные испытания полуготового самолета которые продолжались вплоть до мая 1949 г. К успешным их причислить трудно: на самолете неустойчиво работали двигатели, топливная система и др. Вероятно, ОКБ предполагало довести самолет в ходе испытаний, однако этого не произошло.

Легкий фронтовой бомбардировщик и торпедоносец Ту-14 (Часть 1) Создание
"Самолет 81" на заводских испытаниях. Аэродром ЛИИ, октябрь 1949г


Легкий фронтовой бомбардировщик и торпедоносец Ту-14 (Часть 1) Создание
Ту-14Т ("81Т")


Из заключения НИИ военно-воздушных сил следует, что летные характеристики Ту-14 постановлению Совмина от 31.05.1947 соответствуют, за исключением дальности, которая была меньше указанной на 190 км. Существенным недостатками фронтового бомбардировщика было отсутствие средств бомбометания вне видимости земли, радионавигационного оборудования и противообледенительных устройств на оперении и крыле, недостаточная бронезащита экипажа, разнотипность двигателей. Как и следовало ожидать, замечания оказались весьма существенными, поэтому самолет пришлось доводить.

ВК-1В КБ Климова тем временем создали двигатель ВК-1 имеющий тягу 2700 кгс. Это было сделано за счет увеличения размеров двигателя "Нин-1" и усовершенствования проточной части. Таким образом, проблема с силовой установкой несколько упростилась, и на самолете третий двигатель оказался не нужен. В это время, ОКБ Туполева занималось доводкой трехдвигательной машины, в варианте разведчика "78" с одним РД-500 и двумя РД-45.

Постройка бомбардировщика "81" с двумя двигателями ВК-1 началась в соответствии с постановлением Совета министров подписанного в декабре 1948 года. Предполагалась модификация машины "73". С самолета были сняты двигатели РД-500, установили РЛС (ПСБН-М – прибор слепого бомбометания и навигации), однако в связи с увеличением экипажа до 5 человек и по ряду других причин проект не прошел.

В некоторых публикациях говорится, что на специальном заседании правительства в мае 1949 года рассматривались результаты испытаний Ил-28 и Ту-14 м, якобы, Сталин И.В. сделал выбор в пользу Ил-28. Но, судя по всему, это не соответствует действительности. На совещании, в частности, рассматривали вопрос о переделке самолетов под двигатели ВК-1.

Туполев, спустя три месяца, добился принятия решения в свою пользу. В подписанном в августе 1949 года Сталиным постановлении Совета министров, в частности, отмечалось о прекращении производства самолетов Ил-28 и подготовке серийного производства под выпуск бомбардировщика Ту-14 оснащенного двумя ВК-1.

Раскапотированный двигатель ВК-1 опытного "самолета 81"Раскапотированный двигатель ВК-1 опытного "самолета 81"Этим же постановлением предписывалось немедленно начать передачу комплекта планов и чертежей на серийный завод и сдать первые 5 серийных Ту-14 к сентябрю 1950 года. Таким образом, Туполев оказался в затруднительном положении: требовалось подготовить документацию на производство, не имея отработанного самолета.

Тем временем Ил-28 с турбореактивным двигателем РД-45Ф, инициативно разработанный ОКБ Ильюшина, в феврале 1949 года начал испытания, во время которых показал неплохие результаты. К осени на Ил-28 Ильюшин установил двигатели ВК-1, серийное производство которого запустили на трех заводах.

На Ту-14 к сентябрю 1949 года произвели существенные доработки: вместо третьего реактивного двигателя установили кормовую стрелковую установку КДУ-81 оснащенную синхронным оптическим прицелом АСП-3П и герметичную кабину для стрелка-радиста. Для этого стабилизатор установили на нулевой угол и срезали нижнюю часть руля поворота. Демонтировали нижнюю и верхнюю огневые точки. В фюзеляже после этого осталась еще одна гермокабина, непонятного назначения.

Экипаж вновь сократился до 3 человек. Новый вариант был одобрен. Для ускорения работ использовался планер самолета "73", диаметр центральной и носовой частей фюзеляжа увеличили, корму удлинили на 400 мм. Увеличение бомбового отсека обеспечило подвеску бомб М-46. Также установили синхронный оптический прицел ОПБ-6ср и типовое бомбовое вооружение. На самолете было улучшено капотирование двигателей, что облегчило их техобслуживание.

В январе 1950 года закончились заводские испытания. Они оказались удовлетворительными, однако на государственных испытаниях было выявлено большое количество дефектов, подлежащих обязательному устранению. К ним относились, несоответствие требованиям ВВС углов обстрела кормовой установки и отсутствие у всех членов экипажа катапультных кресел.

Легкий фронтовой бомбардировщик и торпедоносец Ту-14 (Часть 1) Создание
Доработанный "самолет 81" (изменен руль направления, КДУ-81 с увеличенными вертикальными углами обстрела). Госиспытания, ноябрь 1950г.


ГК НИИ ВВС в третьем пункте заключения предприняли попытку спасти самолет и престиж фирмы. Отмечалось, что Ту-14 по летно-техническим данным соответствовал требованиям фронтового бомбардировщика. Самолет рекомендовался в серийное производство и на вооружение в вариантах торпедоносца и бомбардировщика с кормовой пушечной установкой имеющей требуемые углы обстрела и с устранением ранее выявленных дефектов...

На заводе №156 летом 1950 года на самолет установили доработанную кормовую установку, а также противообледенительные устройства крыла, воздухозаборников турбореактивных двигателей и хвостового оперения. Удлинение фюзеляжа на 430 мм в районе центроплана увеличило грузовой отсек, что, вероятно, преследовало далеко идущие цели. Под люком технического отсека установили воздушный тормоз, а также внесли ряд других изменений.

Кормовая пушечная установка опытного "самолета 81"Кормовая пушечная установка опытного "самолета 81"Испытания самолета, предъявленного в октябре 1950 года заказчику, завершились в январе 1951 года. Отмечалось, что по вооружению, объему оборудования, дальности Ту-14 с двигателями ВК-1 требованиям соответствует военно-воздушных сил и незначительно отличается от них по потолку и максимальной скорости. При этом Ту-14 проигрывал Ил-28 на 57 км/ч по максимальной скорости, его практический потолок был меньше на 1,3 км, имел худшие взлетно-посадочные характеристики, по скороподъемности проигрывал в 2 раза.

Туполев, спасая самолет, обратился к военно-морскому флоту, делая упор на бомбоотсек, который обеспечивал подвеску авиационных мин и тепловых торпед, применявшихся малых и больших высот.

В результате сложных дипломатических вывертов и "политических" комбинаций в заключении по испытаниям возник следующий компромиссный пункт:

"Учитывая, что сегодня современного скоростного бомбардировщика, который позволяет осуществлять подвеску минно-торпедного вооружения, не имеется рекомендовать Ту-14 в серийное производство для вооружения авиации военно-морских сил с использованием на аэродромах, с взлетно-посадочной полосой длиной более 2500 м.

Ввиду большой взлетной дистанции и большой длины разбега, а также недостаточной скороподъемности самолет Ту-14 для использования в качестве фронтового бомбардировщика в военно-воздушных силах Советской армии не может быть рекомендован..."

Легкий фронтовой бомбардировщик и торпедоносец Ту-14 (Часть 1) Создание
Приборное оборудование кабины штурмана


Подобное решение было принято при совершенно очевидном факте: классические торпеды свой век уже отживали. Однако энтузиастов торпедного оружия еще было довольно много. В конце 1950 года на Ту-14 произвели очередные доработки: в бомбоотсеке был установлен торпедный мост, необходимые системы для подготовки/сброса торпед, в кабине штурмана установили прицел низкого торпедометания ПТН-50.

В НИИ-15 ВМС в январе 1951 года провели контрольные испытания. Ведущими по самолету назначили инженера Кухаренко В.Д., летчиков Сухомлина И.М. и Биба А.Г. Сначала испытания проводились на аэродроме ЛИИ, затем в Крыму. Вице-адмирал Кузнецов Н.Г., министр ВМС, и Преображенский Е.Н., командующий авиацией ВМС, в августе 1951 года подписали заключение с рекомендацией принять на вооружение Ту-14.

Как отмечалось ранее, серийное производство началось на заводе №39 в Иркутске. На самолете, предназначавшегося в качестве торпедоносца, несколько изменили переднее стекло кабины штурмана, для обеспечения использования торпедного прицела.

По данным МАП СССР иркутский завод с 1951 по 1953 годы построил 147 торпедоносцев Ту-14.

В составе морской авиации к началу 1951 года числилось 14 минно-торпедных авиаполков (это не обозначает, что они на самом деле такими являлись, поскольку некоторые части вооружались самолетами Пе-2). На Ту-14 было переучено пять авиаполков. В каждом из них по штату того времени должно было числится 30 самолетов. Фактически, каждый полк, кроме боевых самолетов, имелось 3 учебных Ил-28. Кроме того, некоторые полки являлись смешанными: одна эскадрильи на Ил-28 и две – на Ту-14Т.

Легкий фронтовой бомбардировщик и торпедоносец Ту-14 (Часть 1) Создание


Продолжение следует ...

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Vadivak 28 марта 2013 08:37
    Вышел раньше Ил-28,однако ввиду проигрыша Илу по максимальной скорости, потолку, скороподъемности (а по посадочным данным ему вообще равных не было) Иосиф Виссарионыч принял решение в пользу Ила
  2. avt 28 марта 2013 09:02
    Вот как то Ил -28 больше на реактивный бомбардировщик похож smile явно не лучшая машина Туполева ,как то в попыхах ее делали ,вот Ту -16 справедливо можно назвать первым туполевским бомбером .А статья хорошая +
    avt
  3. яхонт 28 марта 2013 11:30
    Да с движками была проблема, только вот не понятно почему англичане продали свои движки, ведь уже начиналась холодная война, а если бы не продали? Тяжко пришлось бы...
    яхонт
    1. Bosk 28 марта 2013 13:43
      Отказ на продажу движков надо было как-то сформулировать...а по факту вроди как союзники были...вот и попали в вилку.
    2. Vadivak 28 марта 2013 14:02
      Цитата: яхонт
      почему англичане продали свои движки,


      09.09.2010:20.19
      Российское НПО "Энергомаш" до конца года отправит в США семь ракетных двигателей РД-180 для американских ракет-носителей "Атлас"

      Вот и ответ- деньги
  4. GeorGS 28 марта 2013 13:56
    Интересно, кто у кого концепт позаимствовал? Ильюшин у Туполева или наоборот? А вообще-то, идеология компоновки явно прибрела от В-29 да и прижилась на довольно долгие годы. Да мы, похоже, и до сё питаемся американскими идеологиями в области аэродинамики.
    GeorGS
    1. Vadivak 28 марта 2013 14:06
      Цитата: GeorGS
      идеология компоновки явно прибрела от В-29


      Вообще все разное. По концепции В-29 стратег, к тому же четырехмоторный и поршневой а эти фронтовые двухмоторные турбореактивные
  5. Гамдлислям 28 марта 2013 15:12
    Статья крайне сумбурная. Такое впечатление, что отдельные фразы и обзацы надёрганы из разных источников.
    Стефановский П.М. и ряд других лётчиков - испытателей, в своих воспоминаниях, отзываются об этом самолёте, как о неудачном (особенно на фоне Ил-28).
    А вот о подковёрной борьбе по проталкиванию неудачного самолёта Туполевым А.Н. в статье есть не мало информации. Увы, из-за амбиций Туполева А.Н. и потокавших ему чиновников немало строевых лётчиков погибли в катастрофах на Ту-14. На вооружении ВМС СССР он пробыл недолго. Полки были перевооружены на Ил-28, а в дальнейшем на Ту-16.
    1. Vadivak 28 марта 2013 15:40
      Цитата: Гамдлислям
      Такое впечатление, что отдельные фразы и обзацы надёрганы из разных источников.



      Основное отсюда - airwar.ru›Туполев Ту-14
  6. xomaNN 28 марта 2013 18:03
    В очередной раз убеждаюсь, что Туполев оччччень злоупотреблял своим влиянием, поэтому в разные году помешал нескольким более удачным самолетам других КБ " встать на крыло"
  7. xomaNN 28 марта 2013 18:04
    В очередной раз убеждаюсь, что Туполев оччччень злоупотреблял своим влиянием, поэтому в разные году помешал нескольким более удачным самолетам других КБ " встать на крыло"
  8. xomaNN 28 марта 2013 18:04
    В очередной раз убеждаюсь, что Туполев оччччень злоупотреблял своим влиянием, поэтому в разные году помешал нескольким более удачным самолетам других КБ " встать на крыло"
  9. xomaNN 28 марта 2013 18:04
    В очередной раз убеждаюсь, что Туполев оччччень злоупотреблял своим влиянием, поэтому в разные году помешал нескольким более удачным самолетам других КБ " встать на крыло"
  10. патриот2 28 марта 2013 21:37
    Между прочим ИЛ-28 состоит на вооружении у северокорейцев до сих пор в количестве 80 штук.
    патриот2
  11. кобальт 29 марта 2013 07:10
    Самолеты очень похожи , сразу не различишь. Но Ил - 28 оказался долгожителем.

  12. Vadivak 29 марта 2013 08:33
    Цитата: патриот2
    Между прочим ИЛ-28 состоит на вооружении у северокорейцев до сих пор в количестве 80 штук.


    Если бы не Хрущев может и у нас бы стоял, по крайней мере как учебный, уж очень прочный на посадке, 10 метрового козла держит
  13. ленивый 19 апреля 2013 16:12
    Туполева можно назвать не только талантливым конструктором но и "Погасяном советской эпохи" мог втюхать неудачный проект властям, мол потом доведём до кондиции,например ,если верить различным источникам, ту-22 лишь в версии ту-22м3 стал соответствовать требованиям военных выдвинутых ему в 60х годах так это сколько лет прошло.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня