Танки ленд-лиза. Соглашения и пути снабжения БТТ

После поражения Франции и Дюнкеркской эвакуации Великобритания, а также ее колонии и доминионы остались единственными странами, ведущими вооруженную борьбу с державами Оси. Современной техники и стратегических материалов остро не хватало, поэтому было решено прибегнуть к закупкам необходимого оборудования у заокеанского соседа. Первоначально предприятия США продавали технику и вооружение под предварительное денежное обеспечение. Но так как золото-валютные запасы Великобритании стремительно таяли, а международная обстановка не улучшалась, а угроза распространения войны подбиралась к Соединенным Штатам, под давлением президента 11 марта 1942 года сенат и палата представителей США приняли закон о ленд-лизе (lend - давать взаймы, lease - сдавать в аренду), предоставляя правительству США право продавать, передавать, сдавать в аренду или поставлять иным способом военные материалы и информацию правительству любой страны, если ее "оборона против агрессии" важна для Соединенных Штатов.

В законе устанавливалась система ленд-лизовских расчетов:
материалы, уничтоженные во время войны или непригодные для дальнейшего употребления, не подлежат никакой оплате;
материалы, оставшиеся после войны и пригодные для гражданских нужд, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита;
военные материалы остаются в странах-получателях, правительство США сохраняет за собой право истребовать их;

оборудование, не законченное производством к концу войны, и уже готовые материалы, находящиеся на складах в США, могут быть приобретены государствами-заказчиками, причем американское правительство предоставляет кредит на его оплату.

Танки ленд-лиза.  Соглашения и пути снабжения БТТ
Фотография митинга в Бирмингеме по случаю передачи британских танков СССР, 28.09.1941 г.


Принятый закон предназначался в основном для регламентации поставок вооружений и стратегических материалов в Грецию и Англию, однако ситуация коренным образом изменилась с вступлением во Вторую Мировую войну Советского Союза. Уже вечером 22 июня 1941 года, выступая по радио, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил, что за последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем он. Но теперь у Соединенного Королевства одна неизменная цель: оно полно решимости уничтожить Гитлера и нацистский режим. Поэтому любое государство, которое борется против нацизма, получит британскую помощь. "Мы окажем России и русскому народу всю помощь, которую только сможем".

24 июня и правительство США заявило о своей готовности оказать поддержку Советскому Союзу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Уже 12 июля 1941 года было подписано "Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии". С советской стороны документ подписали И.В.Сталин и В.М.Молотов, с английской - посол Великобритании в СССР С.Криппс. 16 августа 1941 года было заключено соглашение с Англией о товарообороте, кредите и клиринге. Оно предусматриваю предоставление Советскому Союзу кредита на сумму 10 млн. фунтов стерлингов, а также поставку английских танков, самолетов и других видов вооружений на принципах, аналогичных американскому ленд-лизу. В конце июля президент США Ф.Рузвельт направил своего личного представителя Гарри Гопкинса для изучения военного и экономического положения СССР. На основании результатов его миссии 5 сентября 1941 года было решено, что США покроют половину советской заявки на вооружение, обещанное Великобританией. В сентябре У.Черчилль информировал советскую сторону о начале британских поставок в СССР. Англо-американские переговоры о взаимопомощи, начавшиеся в Лондоне 15 сентября 1941 года, носили весьма напряженный характер, так как Великобритания хотела сама перераспределять грузопоток американской помощи. Однако такое предложение было американской стороной отклонено.

Танки ленд-лиза.  Соглашения и пути снабжения БТТ
Разгрузка английских танков "Матильда". Архангельск, февраль 1942 года


Танки ленд-лиза.  Соглашения и пути снабжения БТТ
Транспортировка танков "Шерман" через Румынию, сентябрь 1944 года


28 сентября А.Гарриман и Г.Стендли с лордом У.Бивербруком прибыли на борту крейсера "London" в Архангельск, откуда выбыли самолетом в Москву. 29 сентября начала работу Московская конференция представителей СССР, Великобритании и США. От Советского Союза в ней участвовали И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, представители наркоманов обороны, ВМФ и иностранных дел. По результатам конференции, на Советский Союз льготы ленд-лиза были распространены с 1 октября 1941 года. А.Гарриман подписал протокол сроком на 9 месяцев объемом 1 млрд. долларов. 7 ноября это решение подтвердил президент США, однако реальные поставки бронетанковой техники начались только с 1942 года, так как США только разворачивали выпуск собственных танков. Поэтому в 1941 году в СССР поставляли только английскую бронетанковую продукцию.

В феврале 1942 года Рузвельт авансировал второй миллиард долларов и пожелал пересмотреть условия предоставления кредита. Эти вопросы обсуждались в Вашингтоне во время визита Молотова в США в мае 1942 года. Был подготовлен второй протокол сроком на 1 год, согласно которому намечались поставки обшим объемом 8 млн. тонн грузов. 10-12 марта 1943 года палата представителей и сенат конгресса США одобрили продление срока действия закона о ленд-лизе. В то же время в 1943 году английские поставки в СССР по сравнению с 1942 годом сократились более чем на 2/3. В соответствии с принятым протоколом, британские обязательства по поставкам в СССР взяла на себя Канада. Несмотря на дипломатические сложности (до 5.02.1942 года СССР и Канада не имели дипломатических представительств, а официальные отношения между ними были установлены только 12.06.1942 г.), в СССР в значительных количествах стала прибывать канадская продукция ( в том числе танки "Валентайн" и танковые ремонтные мастерские). Американские, английские и канадские поставки в СССР продолжались до июля 1945 года, однако и в войне с Японией Красная Армия использовала танки союзников и грузовики.

Чтобы проанализировать пути и объем грузопотоков именно бронетанковой техники, необходимо изучить документы по организации и функционированию отделов приема танков (военной "приемки"). Именно в те пункты (за исключением Московского учебного центра в г. Горьком, куда поступало достаточно много иностранной техники), где были организованы отделы или группы по приему бронетанковой техники, поступали зарубежные танки и бронетранспортеры. Свертывание того или иного подразделения военной приемки было следствием прекращения грузопотока техники по данному направлению. Первые транспорты союзников с вооружением и бронетанковой техникой стали прибывать в Архангельский порт в ноябре, а в Мурманский - в декабре 1941 года. После разгрузки танки направляли в учебный центр (г. Горький), где и происходила их приемка и освоение. Однако уже 20.01.1942 в самом Архангельске был организован отдел военной приемки иностранной бронетанковой техники, а 4.04.1942 такое же подразделение было сформировано в Иране для доставки техники через эту страну или через южные порты ("иранский" отдел военной приемки занимался только автомобилями, а перегоняемые специальной бригадой танки принимались в г. Горьком).

Погрузка танков «Матильда» в трюм судна, направляющегося в СССР, 1942г.Погрузка танков «Матильда» в трюм судна, направляющегося в СССР, 1942г.Выгрузка английских танков «Валентайн» в Бакинском порту. Март 1943г.Выгрузка английских танков «Валентайн» в Бакинском порту. Март 1943г.


Разгрузка английских танков «Матильда».Разгрузка английских танков «Матильда».Эшелон с английской бронетанковой техникой следует к фронту. Зима 1942-43гг.Эшелон с английской бронетанковой техникой следует к фронту. Зима 1942-43гг.


К середине 1942 года на Севере существовали Архангельский узел приема бронетанковой техники с отделениями (группами) в Бакарице, Молотовске и Экономии, Мурманский и Горьковский отделы приема танков, "иранский" и Горьковский отделы приема автомобилей и мотоциклов. В сентябре 1942, к связи с малыми объемами поставок, был упразднен "иранский пункт" военной приемки автотехники, а в декабре 1942 года из-за того, что немцы перерезали магистраль Мурманск-Ленинград, упразднили также Мурманский отдел приема танков. В марте 1943 караваны с бронетанковой техникой стали прибывать в порт Баку, в сентябре 1943 - в порт Владивосток, где соответственно и было организонано два новых отдела по приему союзной техники. С начала 1944 года, в связи с улучшением военной и политической обстановки, возобновил свою работу и Мурманский отдел. Последним крупным направлением союзных поставок стал путь через освобожденную Одессу, где за счет свертывания Бакинского подразделения в феврале 1945 года был открыт собственный отдел приема БТ техники.

Таким образом, в течение всего периода войны существовало три основных направления поставок бронетанковой техники в СССР:
Северное (порты г. Архангельска и г. Мурманска)
Южное (порты г. Баку и г. Одессы)
Дальневосточное (г. Владивосток)

Поставки танков и САУ в СССР за 1944 г.

Регионы поступленияВсегоМ4А2 "Шерман""Валентайн III-V""Валентайн VII""Валентайн IX-X""Валентайн" мостоукладчик"Кромвелл" А 27САУ М10САУТ-70
в порты Севера1727146533-19925--5
в порты Юга100780049991-652-
в порты Востока8080-------
Всего по типам28142345829290256525


Поставки легких САУ, ЗСУ и БТР в СССР за 1944 г.

Регионы поступленияВсегоМЗА1 "Скаут"MK.I "Универсал"СУ-57(Т48)М17М15
впорты Севера459141123924324
в порты Юга3349180733937075776
в порты Востока66-*-
Всего по типам381419543514091000100


По окончании Второй Мировой войны различная техника, поставленная по ленд-лизу и взаимным договорам в СССР и пригодная для гражданских нужд, должна была вернуться к странам-отправителям. Поэтому часть грузовых автомобилей после капитального ремонта в 1947 году была возвращена американской стороне. Что касается бронетанковой техники, то, чтобы избежать возврата танков и бронеавтомобилей в Великобританию и США (уже ставших потенциальными врагами), правительство СССР представило оставшуюся после боев часть танков и бронетехники в качестве лома (в целом это было недалеко от реальности), а немногие исправные машины в течение 1946-1947 годов были переданы союзникам по социалистическому лагерю. С точки зрения финансовой стороны вопроса, американское правительство, "простившее" всем остальным странам системы Lend-Lease плату за поставленное вооружение и материалы, по отношению к Советскому Союзу (естественно, по политическим мотивам) продолжало предъявлять претензии, оцененные сначала в 2,6, а затем в 1,3 млрд. долларов. Но реальное соглашение было достигнуто лишь в годы "разрядки" (18.10.1972). Было решено, что Советский Союз должен был выплатить 722 млн. долларов при условии предоставления ему американской стороной режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. Однако выполнение договоренностей не было реализовано американской стороной в полном объеме, что дало Советскому Союзу повод отказаться от выплаты оговоренной суммы.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. саша 19871987 2 апреля 2013 10:33
    мы сполна им заплатили за ленд лиз...
  2. EvgAn 2 апреля 2013 10:35
    В таблице с поставками не учтены, как минимум, Черчилли
    EvgAn
  3. 755962 2 апреля 2013 11:22
    Для американских империалистов это был бизнес...Решающий вклад был достигнут Советским оружием.Как вспомнишь караван РQ-17 ....
    755962
    1. opkozak 2 апреля 2013 15:41
      Для американских империалистов это был бизнес..

      В своем роде да:
      "По Стеттиниусу, сенатор Джордж, председатель Финансового комитета, так объяснил, почему стоит тратить деньги на программу ленд-лиза:

      Нация сейчас тратит около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов нации. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно…
      ".
      opkozak
      1. EvgAn 3 апреля 2013 10:03
        Это правильно, когда государство заботится о жизнях своих людей - пусть даже за счет жизни "союзников". Ставлю слово в кавычки, ибо мы стали союзниками вынужденно, без обоюдного стремления, а только под влиянием обстоятельств.
        EvgAn
  4. omsbon 2 апреля 2013 12:08
    Человеческие жизни и американские бабосы - это вещи не соизмеримые !
    1. Лопатов 2 апреля 2013 12:16
      Не всё так просто.Говорят, они истинно по-стахановски работали. Как и наши, оставались спать на работе.
      1. carbofo 2 апреля 2013 20:29
        Цитата: Лопатов
        Не всё так просто.Говорят, они истинно по-стахановски работали. Как и наши, оставались спать на работе.


        не путай правительство и народ, народу на 99% врали, и тогда и после, когда запугали всех до такой степени, что теперь у каждого в доме подвал бронирован и по 2 ствола на рыло.

        Мы такого страха не испытываем, не те люди!.
  5. Takashi 2 апреля 2013 14:56
    где-то в газете, давным-давно, было опубликовано : что последний транш по ленд-лизу Россия закрыла , то ли в 2001 году? то ли в 2010 году?. Совсем не давно.
  6. Genady1976 2 апреля 2013 17:44
    «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью».
    Сталин.
    Genady1976
  7. Арон Заави 2 апреля 2013 22:58
    Кстати г-да если внимательно изучать развитие ВС США вплоть до 1940 г , как структурно, так и военно-технически, создается стойкое убеждение, что они вообще не планировали воевать. СВ одной из крупнейших стран мира выглядели просто смехотворно.
    1. carbofo 4 апреля 2013 02:47
      Кому их было завоевывать ?
  8. вася 2 апреля 2013 23:25
    от поставки авиации и танков необходимо было отказаться
    1. avt 3 апреля 2013 09:15
      Цитата: вася
      от поставки авиации и танков необходимо было отказаться

      Ну это вообще request хватил ! По самолетам даже говорить не хочется ,полный бред . А по танкам ,так у меня дальний родственник мехводом на Валентине был ,очень машину хвалил , только пушкой недовольны были .Им сперва 40мм попалась ,потом правда 57мм пошли ,вроде полегче стало .Для легкого самое то .
      avt
  9. Argon 3 апреля 2013 00:13
    Решительно не согласен с уважаемым васей .А чем бы мы кавказ обороняли? Кировский завод тока переехал,Сормовский не как не мог начать выпуск,Сталинградский закрылся. С самолетами ситуацию понимаешь, если взглянуть на чем летали наши Асы-ГСС.Но наиболее плачевно дела были с автотранспортом основной продукцией ГАЗа cтали Т-60,Т-70а потом Су-76, А ЗиЛ сократил выпуск автомобилей на 87%,что они там тока не выпускали и минометы и автоматы. А до Берлина мы совсем не на гнедой кобылке добрались а на полноприводном студибеккере,копию которого только после войны выпускать смогли.
  10. pinecone 3 апреля 2013 09:24
    Цитата: Argon
    наиболее плачевно дела были с автотранспортом


    Абсолютно верно. Оборудование московского автозавода ЗИС было эвакуировано на восток ( Миас и Ульяновск) в октябре 1941г. , но полномасштабное производство автомобильной техники развернуть там не удалось.
    Что же касается горьковского автозавода им. Молотова (ГАЗ), то о тяжёлых последствиях нанесённых по нему в начале июня 1943г. серии немецких авиаударов можно, например, прочитать на http://www.lib-info.ru/Image/nas_rajon/doc/voina2.doc
    Инфомации на эту тему имеется достаточно.
    pinecone

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня