Military Review

Lend-Lease Tanks. Agreements and supply lines for BTT

15
After the defeat of France and the Dunkirk evacuation, Great Britain, as well as its colonies and dominions, remained the only countries leading the armed struggle against the Axis powers. Modern technology and strategic materials are not enough, so it was decided to resort to the procurement of necessary equipment from an overseas neighbor. Initially, US enterprises sold equipment and weapons against provisional cash. But since Britain’s gold and currency reserves were rapidly melting, and the international situation was not improving, and the threat of war spreading to the United States, under pressure from President 11 in March 1942, the US Senate and House of Representatives passed the Lend-Lease Act (lend - lend, lease - lease), granting the US government the right to sell, transfer, lease or otherwise supply military materials and information to the government of any country if its “defense against aggression” is important for the United States. States


The law established a system of lend-lease payments:
materials destroyed during the war or unsuitable for further use are not subject to any payment;
materials remaining after the war and suitable for civilian needs are paid in full or in part in the form of a long-term loan;
war materials remain in recipient countries, the US government reserves the right to reclaim them;
equipment that was not completed by the end of the war, and ready-made materials stored in warehouses in the United States can be acquired by customer states, with the US government providing a loan to pay for it.

Lend-Lease Tanks. Agreements and supply lines for BTT
Photo of the Birmingham rally on the occasion of the transfer of the British tanks USSR, 28.09.1941/XNUMX/XNUMX


The adopted law was intended mainly to regulate the supply of arms and strategic materials to Greece and England, but the situation has radically changed with the entry into the Second World War of the Soviet Union. In the evening of June 22 1941, speaking on the radio, British Prime Minister Winston Churchill said that over the past 25 years, no one has been a more consistent opponent of communism than he. But now the United Kingdom has one fixed goal: it is determined to destroy Hitler and the Nazi regime. Therefore, any state that fights against Nazism will receive British aid. "We will provide all the help we can to Russia and the Russian people."

24 June and the US government has declared its readiness to support the Soviet Union in the fight against the German fascist invaders. Already 12 July 1941, the "Agreement between the governments of the USSR and Great Britain on joint actions in the war against Germany" was signed. On the Soviet side, the document was signed by I.V. Stalin and V.Molotov, with the English side - the British ambassador to the USSR S.Kripps. 16 August 1941, an agreement was reached with England on trade, credit and clearing. It provides for a loan to the Soviet Union in the amount of 10 million pounds, as well as the supply of British tanks, aircraft and other types of weapons on principles similar to the American lend-lease. At the end of July, US President F. Roosevelt sent his personal representative Harry Hopkins to study the military and economic situation of the USSR. Based on the results of his 5 September mission, 1941, it was decided that the United States would cover half of the Soviet armament bid promised by Britain. In September, W. Churchill informed the Soviet side about the start of British supplies to the USSR. The Anglo-American mutual assistance talks, which began in London on September 15 1941, were very tense, as the United Kingdom wanted to redistribute the flow of American aid itself. However, such a proposal was rejected by the American side.

Unloading English tanks "Matilda". Arkhangelsk, February 1942 of the year


Transportation of Sherman tanks through Romania, September 1944


September 28 A.Harriman and G.Stendli with Lord U. Beeverbrook arrived on board the cruiser "London" in Arkhangelsk, from where they left by plane to Moscow. September 29 started the Moscow conference of representatives of the USSR, the UK and the USA. From the Soviet Union, JV Stalin, KE Voroshilov, representatives of defense, navy and foreign drug addicts participated in it. According to the results of the conference, the Soviet Union lend-lease benefits were extended from October 1 1941. A. Garriman signed a protocol for 9 months with a volume of 1 billion dollars. November 7 this decision was confirmed by the President of the United States, but the actual supply of armored vehicles began only with the 1942 year, since the United States only launched its own tanks. Therefore, in the 1941, only British armored products were supplied to the USSR.

In February 1942, Roosevelt advanced the second billion dollars and wished to revise the terms of the loan. These issues were discussed in Washington during Molotov’s visit to the USA in May 1942. A second protocol was prepared for the 1 year, according to which deliveries with a total volume of 8 million tons of cargo were planned. 10-12 March 1943, the House of Representatives and the Senate of the United States approved the extension of the Lend-Lease Act. At the same time, in the 1943 year, British shipments to the USSR decreased by more than 1942 / 2 compared to 3 a year. In accordance with the adopted protocol, Canada assumed the British obligations to supply the USSR. Despite diplomatic difficulties (until the USSR and Canada had no diplomatic missions before 5.02.1942, and only 12.06.1942 was established official relations between them), Canadian products began to arrive in the USSR in large quantities (including Valentine tanks and tank repair shops). ). American, British, and Canadian shipments to the USSR continued until July of the 1945 year, but the Red Army also used allied tanks and trucks in the war with Japan.

In order to analyze the ways and volume of cargo traffic of armored vehicles, it is necessary to study the documents on the organization and functioning of the reception departments of tanks (military "acceptance"). It was precisely to those points (with the exception of the Moscow Training Center in Gorky that received quite a lot of foreign equipment) where departments or groups for receiving armored vehicles were organized, foreign tanks and armored personnel carriers arrived. The closure of a military unit of military acceptance was the result of the termination of the cargo traffic of equipment in this area. The first allied transports with weapons and armored vehicles began to arrive in the port of Arkhangelsk in November, and in Murmansk - in December 1941. After unloading, the tanks were sent to the training center (Gorky), where they were received and mastered. However, 20.01.1942 in Arkhangelsk itself was organized by the department of military acceptance of foreign armored vehicles, and 4.04.1942 the same unit was formed in Iran for delivery of equipment through this country or through southern ports (the "Iranian" department of military acceptance was engaged only in cars, and tanks overtaken by a special brigade were taken in the city of Gorky).

Loading tanks "Matilda" in the hold of the ship heading to the USSR, 1942g.Unloading English tanks "Valentine" in the port of Baku. March 1943


Unloading British tanks "Matilda".Echelon with the English armored vehicles should be to the front. Winter 1942-43gg.


By the middle of 1942, in the North, there was an Arkhangelsk armored vehicle receiving center with branches (groups) in Bakaritsa, Molotovsk and Ekonomiya, Murmansk and Gorky tank accepting departments, "Iranian" and Gorky automobile and motorcycle accepting departments. In September, 1942, in connection with small volumes of supplies, was abolished the “Iranian point” of military acceptance of vehicles, and in December, 1942, due to the fact that the Germans cut the Murmansk-Leningrad highway, the Murmansk tank reception department was also abolished. In March, 1943 caravans with armored vehicles began to arrive in the port of Baku, in September 1943 - in the port of Vladivostok, where, accordingly, two new departments for receiving allied equipment were organized. Since the beginning of 1944, due to the improvement of the military and political situation, the Murmansk department has resumed its work. The last major direction of Allied deliveries was the path through the liberated Odessa, where due to the closure of the Baku branch in February 1945, its own department for receiving BT equipment was opened.

Thus, during the entire period of the war, there were three main areas of supply of armored vehicles in the USSR:
North (ports of Arkhangelsk and Murmansk)
Southern (ports of Baku and Odessa)
Far East (Vladivostok)

Supplies of tanks and self-propelled guns in the USSR for 1944

Regions of incomeTotalМ4А2 "Sherman""Valentine III-V""Valentine VII""Valentine IX-X""Valentine" Bridge Layer"Cromwell" A 27SAU M10SAUT-70
to the ports of the North1727146533-19925--5
to the ports of the South100780049991-652-
to the ports of the East8080-------
Total by types28142345829290256525


Deliveries of light SAU, ZSU and BTR in the USSR for 1944

Regions of incomeTotalMZA1 "Scout"MK.I "Universal"SU-57 (T48)M17M15
in the north459141123924324
to the ports of the South3349180733937075776
to the ports of the East66-*-
Total by types381419543514091000100


At the end of the Second World War, various equipment, supplied under Lend-Lease and mutual agreements in the USSR and suitable for civilian needs, was to return to the sending countries. Therefore, part of the trucks after the overhaul in 1947 was returned to the American side. As for armored vehicles, in order to avoid returning tanks and armored vehicles to Great Britain and the United States (already potential enemies), the USSR government presented the remaining tanks and armored vehicles as scrap (in general, it was not far from reality), and few serviceable during 1946-1947, the vehicles were handed over to the allies in the socialist camp. From the financial point of view, the American government, which “forgave” all the other countries of the Lend-Lease system, paid for supplied weapons and materials against the Soviet Union (of course, for political reasons) continued to make claims, assessed first at 2,6 and then in 1,3 billion dollars. But the real agreement was reached only in the years of "detente" (18.10.1972). It was decided that the Soviet Union had to pay 722 million dollars subject to the provision of the most-favored-nation treatment in trade with the United States, as well as export credits and guarantees, to it by the American side. However, the implementation of the agreements was not implemented by the American side in full, which gave the Soviet Union a reason to refuse to pay the agreed amount.
Author:
Articles from this series:
Lend-Lease Tanks. Agreements and supply lines for BTT
Lend-Lease Tanks. Volumes and modifications
Lend-Lease Tanks. Preparation, completing and staffing structure of parts
15 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Sasha 19871987
    Sasha 19871987 April 2 2013 10: 33
    +3
    we paid them in full for land lease ...
  2. Evgan
    Evgan April 2 2013 10: 35
    +1
    Churchill’s table does not include at least Churchill’s
  3. 755962
    755962 April 2 2013 11: 22
    +2
    For the American imperialists, it was a business ... The decisive contribution was made by Soviet weapons. As you recall the caravan of PQ-17 ....
    1. opkozak
      opkozak April 2 2013 15: 41
      +5
      For the American imperialists, it was a business ..

      In a way, yes:
      "According to Stettinius, Senator George, Chairman of the Finance Committee, explained why it is worth spending money on a Lend-Lease program:

      The nation now spends about 8 billion a month. If it were not for the preparations that we made in these months, having won time, the war, I am sure, would have continued for a year longer. Every year we spend up to $ 100 billion on war, and besides, we could lose a huge number of lives of the best sons of the nation. Even reducing the war by only six months, we will save $ 48 billion by spending only 11 billion, and the blood of our soldiers, the tears of our mothers, cannot be estimated at all ...
      ".
      1. Evgan
        Evgan April 3 2013 10: 03
        0
        It is right when the state takes care of the lives of its people - even at the expense of the lives of its "allies". I put the word in quotation marks, because we became allies by force, without mutual striving, but only under the influence of circumstances.
  4. omsbon
    omsbon April 2 2013 12: 08
    +1
    Human lives and American babosos are not commensurate things!
    1. Lopatov
      Lopatov April 2 2013 12: 16
      +1
      Not so simple. They say they truly worked in a Stakhanov style. Like ours, we stayed to sleep at work.
      1. carbofo
        carbofo April 2 2013 20: 29
        0
        Quote: Spade
        Not so simple. They say they truly worked in a Stakhanov style. Like ours, we stayed to sleep at work.


        do not confuse the government and the people, they lied to the people by 99%, and then and after, when they frightened everyone to such an extent that now everyone in the house has a basement armored and 2 trunks per snout.

        We do not feel such fear, not those people !.
  5. Takashi
    Takashi April 2 2013 14: 56
    0
    somewhere in the newspaper, a long time ago, it was published: that Russia closed the last tranche of Lend-Lease, or in 2001? in 2010? Recently.
  6. Genady1976
    Genady1976 April 2 2013 17: 44
    +3
    "The Soviet Union paid in full for the debts of Lend-Lease blood."
    Stalin.
  7. Aaron Zawi
    Aaron Zawi April 2 2013 22: 58
    +1
    By the way, if you carefully study the development of the US Armed Forces up to 1940, both structurally and military-technical, a strong belief is created that they did not plan to fight at all. NE of one of the largest countries in the world looked simply ridiculous.
    1. carbofo
      carbofo April 4 2013 02: 47
      0
      Who was to conquer them?
  8. washi
    washi April 2 2013 23: 25
    -6
    from the supply of aviation and tanks it was necessary to refuse
    1. avt
      avt April 3 2013 09: 15
      0
      Quote: Vasya
      from the supply of aviation and tanks it was necessary to refuse

      Well this is generally request enough! I don’t even want to talk about airplanes, complete nonsense. And in tanks, I had a distant relative who had a mechanical drive on Valentine, praised the car very much, they were only unhappy with the cannon. They got it at first 40mm, then they went 57mm, it seemed easier. For light things.
  9. Argon
    Argon April 3 2013 00: 13
    +3
    Strongly disagree with respected Vasya. And what would we defend the Caucasus? The Kirov current plant moved, Sormovsky could not begin to release, Stalingradsky was closed. You understand the situation with airplanes, if you look at what our Asy-GSS flew. But the most deplorable business was with automobiles, the main GAZ products became T-60, T-70a and then Su-76, and ZIL reduced the output of cars by 87%, which they current did not produce mortars and machine guns. And we didn’t get to Berlin at all on a bay filly, but on an all-wheel drive studentbacker, a copy of which we were only able to produce after the war.
  10. pinecone
    pinecone April 3 2013 09: 24
    +1
    Quote: Argon
    the most deplorable cases were with vehicles


    Absolutely right. The equipment of the Moscow ZIS automobile plant was evacuated to the east (Mias and Ulyanovsk) in October 1941. , but the full-scale production of automotive equipment to deploy there failed.
    As for the Gorky Automobile Plant named after Molotov (GAZ), then about the grave consequences inflicted on him in early June 1943. a series of German air strikes can be read, for example, at http://www.lib-info.ru/Image/nas_rajon/doc/voina2.doc
    There is enough information on this subject.

Танки ленд-лиза. Соглашения и пути снабжения БТТ

После поражения Франции и Дюнкеркской эвакуации Великобритания, а также ее колонии и доминионы остались единственными странами, ведущими вооруженную борьбу с державами Оси. Современной техники и стратегических материалов остро не хватало, поэтому было решено прибегнуть к закупкам необходимого оборудования у заокеанского соседа. Первоначально предприятия США продавали технику и вооружение под предварительное денежное обеспечение. Но так как золото-валютные запасы Великобритании стремительно таяли, а международная обстановка не улучшалась, а угроза распространения войны подбиралась к Соединенным Штатам, под давлением президента 11 марта 1942 года сенат и палата представителей США приняли закон о ленд-лизе (lend - давать взаймы, lease - сдавать в аренду), предоставляя правительству США право продавать, передавать, сдавать в аренду или поставлять иным способом военные материалы и информацию правительству любой страны, если ее "оборона против агрессии" важна для Соединенных Штатов.

В законе устанавливалась система ленд-лизовских расчетов:
материалы, уничтоженные во время войны или непригодные для дальнейшего употребления, не подлежат никакой оплате;
материалы, оставшиеся после войны и пригодные для гражданских нужд, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита;
военные материалы остаются в странах-получателях, правительство США сохраняет за собой право истребовать их;

оборудование, не законченное производством к концу войны, и уже готовые материалы, находящиеся на складах в США, могут быть приобретены государствами-заказчиками, причем американское правительство предоставляет кредит на его оплату.

Танки ленд-лиза.  Соглашения и пути снабжения БТТ
Фотография митинга в Бирмингеме по случаю передачи британских танков СССР, 28.09.1941 г.


Принятый закон предназначался в основном для регламентации поставок вооружений и стратегических материалов в Грецию и Англию, однако ситуация коренным образом изменилась с вступлением во Вторую Мировую войну Советского Союза. Уже вечером 22 июня 1941 года, выступая по радио, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил, что за последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем он. Но теперь у Соединенного Королевства одна неизменная цель: оно полно решимости уничтожить Гитлера и нацистский режим. Поэтому любое государство, которое борется против нацизма, получит британскую помощь. "Мы окажем России и русскому народу всю помощь, которую только сможем".

24 июня и правительство США заявило о своей готовности оказать поддержку Советскому Союзу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Уже 12 июля 1941 года было подписано "Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии". С советской стороны документ подписали И.В.Сталин и В.М.Молотов, с английской - посол Великобритании в СССР С.Криппс. 16 августа 1941 года было заключено соглашение с Англией о товарообороте, кредите и клиринге. Оно предусматриваю предоставление Советскому Союзу кредита на сумму 10 млн. фунтов стерлингов, а также поставку английских танков, самолетов и других видов вооружений на принципах, аналогичных американскому ленд-лизу. В конце июля президент США Ф.Рузвельт направил своего личного представителя Гарри Гопкинса для изучения военного и экономического положения СССР. На основании результатов его миссии 5 сентября 1941 года было решено, что США покроют половину советской заявки на вооружение, обещанное Великобританией. В сентябре У.Черчилль информировал советскую сторону о начале британских поставок в СССР. Англо-американские переговоры о взаимопомощи, начавшиеся в Лондоне 15 сентября 1941 года, носили весьма напряженный характер, так как Великобритания хотела сама перераспределять грузопоток американской помощи. Однако такое предложение было американской стороной отклонено.

Танки ленд-лиза.  Соглашения и пути снабжения БТТ
Разгрузка английских танков "Матильда". Архангельск, февраль 1942 года


Танки ленд-лиза.  Соглашения и пути снабжения БТТ
Транспортировка танков "Шерман" через Румынию, сентябрь 1944 года


28 сентября А.Гарриман и Г.Стендли с лордом У.Бивербруком прибыли на борту крейсера "London" в Архангельск, откуда выбыли самолетом в Москву. 29 сентября начала работу Московская конференция представителей СССР, Великобритании и США. От Советского Союза в ней участвовали И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, представители наркоманов обороны, ВМФ и иностранных дел. По результатам конференции, на Советский Союз льготы ленд-лиза были распространены с 1 октября 1941 года. А.Гарриман подписал протокол сроком на 9 месяцев объемом 1 млрд. долларов. 7 ноября это решение подтвердил президент США, однако реальные поставки бронетанковой техники начались только с 1942 года, так как США только разворачивали выпуск собственных танков. Поэтому в 1941 году в СССР поставляли только английскую бронетанковую продукцию.

В феврале 1942 года Рузвельт авансировал второй миллиард долларов и пожелал пересмотреть условия предоставления кредита. Эти вопросы обсуждались в Вашингтоне во время визита Молотова в США в мае 1942 года. Был подготовлен второй протокол сроком на 1 год, согласно которому намечались поставки обшим объемом 8 млн. тонн грузов. 10-12 марта 1943 года палата представителей и сенат конгресса США одобрили продление срока действия закона о ленд-лизе. В то же время в 1943 году английские поставки в СССР по сравнению с 1942 годом сократились более чем на 2/3. В соответствии с принятым протоколом, британские обязательства по поставкам в СССР взяла на себя Канада. Несмотря на дипломатические сложности (до 5.02.1942 года СССР и Канада не имели дипломатических представительств, а официальные отношения между ними были установлены только 12.06.1942 г.), в СССР в значительных количествах стала прибывать канадская продукция ( в том числе танки "Валентайн" и танковые ремонтные мастерские). Американские, английские и канадские поставки в СССР продолжались до июля 1945 года, однако и в войне с Японией Красная Армия использовала танки союзников и грузовики.

Чтобы проанализировать пути и объем грузопотоков именно бронетанковой техники, необходимо изучить документы по организации и функционированию отделов приема танков (военной "приемки"). Именно в те пункты (за исключением Московского учебного центра в г. Горьком, куда поступало достаточно много иностранной техники), где были организованы отделы или группы по приему бронетанковой техники, поступали зарубежные танки и бронетранспортеры. Свертывание того или иного подразделения военной приемки было следствием прекращения грузопотока техники по данному направлению. Первые транспорты союзников с вооружением и бронетанковой техникой стали прибывать в Архангельский порт в ноябре, а в Мурманский - в декабре 1941 года. После разгрузки танки направляли в учебный центр (г. Горький), где и происходила их приемка и освоение. Однако уже 20.01.1942 в самом Архангельске был организован отдел военной приемки иностранной бронетанковой техники, а 4.04.1942 такое же подразделение было сформировано в Иране для доставки техники через эту страну или через южные порты ("иранский" отдел военной приемки занимался только автомобилями, а перегоняемые специальной бригадой танки принимались в г. Горьком).

Погрузка танков «Матильда» в трюм судна, направляющегося в СССР, 1942г.Погрузка танков «Матильда» в трюм судна, направляющегося в СССР, 1942г.Выгрузка английских танков «Валентайн» в Бакинском порту. Март 1943г.Выгрузка английских танков «Валентайн» в Бакинском порту. Март 1943г.


Разгрузка английских танков «Матильда».Разгрузка английских танков «Матильда».Эшелон с английской бронетанковой техникой следует к фронту. Зима 1942-43гг.Эшелон с английской бронетанковой техникой следует к фронту. Зима 1942-43гг.


К середине 1942 года на Севере существовали Архангельский узел приема бронетанковой техники с отделениями (группами) в Бакарице, Молотовске и Экономии, Мурманский и Горьковский отделы приема танков, "иранский" и Горьковский отделы приема автомобилей и мотоциклов. В сентябре 1942, к связи с малыми объемами поставок, был упразднен "иранский пункт" военной приемки автотехники, а в декабре 1942 года из-за того, что немцы перерезали магистраль Мурманск-Ленинград, упразднили также Мурманский отдел приема танков. В марте 1943 караваны с бронетанковой техникой стали прибывать в порт Баку, в сентябре 1943 - в порт Владивосток, где соответственно и было организонано два новых отдела по приему союзной техники. С начала 1944 года, в связи с улучшением военной и политической обстановки, возобновил свою работу и Мурманский отдел. Последним крупным направлением союзных поставок стал путь через освобожденную Одессу, где за счет свертывания Бакинского подразделения в феврале 1945 года был открыт собственный отдел приема БТ техники.

Таким образом, в течение всего периода войны существовало три основных направления поставок бронетанковой техники в СССР:
Северное (порты г. Архангельска и г. Мурманска)
Южное (порты г. Баку и г. Одессы)
Дальневосточное (г. Владивосток)

Поставки танков и САУ в СССР за 1944 г.

Регионы поступленияВсегоМ4А2 "Шерман""Валентайн III-V""Валентайн VII""Валентайн IX-X""Валентайн" мостоукладчик"Кромвелл" А 27САУ М10САУТ-70
в порты Севера1727146533-19925--5
в порты Юга100780049991-652-
в порты Востока8080-------
Всего по типам28142345829290256525


Поставки легких САУ, ЗСУ и БТР в СССР за 1944 г.

Регионы поступленияВсегоМЗА1 "Скаут"MK.I "Универсал"СУ-57(Т48)М17М15
впорты Севера459141123924324
в порты Юга3349180733937075776
в порты Востока66-*-
Всего по типам381419543514091000100


По окончании Второй Мировой войны различная техника, поставленная по ленд-лизу и взаимным договорам в СССР и пригодная для гражданских нужд, должна была вернуться к странам-отправителям. Поэтому часть грузовых автомобилей после капитального ремонта в 1947 году была возвращена американской стороне. Что касается бронетанковой техники, то, чтобы избежать возврата танков и бронеавтомобилей в Великобританию и США (уже ставших потенциальными врагами), правительство СССР представило оставшуюся после боев часть танков и бронетехники в качестве лома (в целом это было недалеко от реальности), а немногие исправные машины в течение 1946-1947 годов были переданы союзникам по социалистическому лагерю. С точки зрения финансовой стороны вопроса, американское правительство, "простившее" всем остальным странам системы Lend-Lease плату за поставленное вооружение и материалы, по отношению к Советскому Союзу (естественно, по политическим мотивам) продолжало предъявлять претензии, оцененные сначала в 2,6, а затем в 1,3 млрд. долларов. Но реальное соглашение было достигнуто лишь в годы "разрядки" (18.10.1972). Было решено, что Советский Союз должен был выплатить 722 млн. долларов при условии предоставления ему американской стороной режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. Однако выполнение договоренностей не было реализовано американской стороной в полном объеме, что дало Советскому Союзу повод отказаться от выплаты оговоренной суммы.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. саша 19871987 2 апреля 2013 10:33
    мы сполна им заплатили за ленд лиз...
  2. EvgAn 2 апреля 2013 10:35
    В таблице с поставками не учтены, как минимум, Черчилли
    EvgAn
  3. 755962 2 апреля 2013 11:22
    Для американских империалистов это был бизнес...Решающий вклад был достигнут Советским оружием.Как вспомнишь караван РQ-17 ....
    755962
    1. opkozak 2 апреля 2013 15:41
      Для американских империалистов это был бизнес..

      В своем роде да:
      "По Стеттиниусу, сенатор Джордж, председатель Финансового комитета, так объяснил, почему стоит тратить деньги на программу ленд-лиза:

      Нация сейчас тратит около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов нации. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно…
      ".
      opkozak
      1. EvgAn 3 апреля 2013 10:03
        Это правильно, когда государство заботится о жизнях своих людей - пусть даже за счет жизни "союзников". Ставлю слово в кавычки, ибо мы стали союзниками вынужденно, без обоюдного стремления, а только под влиянием обстоятельств.
        EvgAn
  4. omsbon 2 апреля 2013 12:08
    Человеческие жизни и американские бабосы - это вещи не соизмеримые !
    1. Лопатов 2 апреля 2013 12:16
      Не всё так просто.Говорят, они истинно по-стахановски работали. Как и наши, оставались спать на работе.
      1. carbofo 2 апреля 2013 20:29
        Цитата: Лопатов
        Не всё так просто.Говорят, они истинно по-стахановски работали. Как и наши, оставались спать на работе.


        не путай правительство и народ, народу на 99% врали, и тогда и после, когда запугали всех до такой степени, что теперь у каждого в доме подвал бронирован и по 2 ствола на рыло.

        Мы такого страха не испытываем, не те люди!.
  5. Takashi 2 апреля 2013 14:56
    где-то в газете, давным-давно, было опубликовано : что последний транш по ленд-лизу Россия закрыла , то ли в 2001 году? то ли в 2010 году?. Совсем не давно.
  6. Genady1976 2 апреля 2013 17:44
    «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью».
    Сталин.
    Genady1976
  7. Арон Заави 2 апреля 2013 22:58
    Кстати г-да если внимательно изучать развитие ВС США вплоть до 1940 г , как структурно, так и военно-технически, создается стойкое убеждение, что они вообще не планировали воевать. СВ одной из крупнейших стран мира выглядели просто смехотворно.
    1. carbofo 4 апреля 2013 02:47
      Кому их было завоевывать ?
  8. вася 2 апреля 2013 23:25
    от поставки авиации и танков необходимо было отказаться
    1. avt 3 апреля 2013 09:15
      Цитата: вася
      от поставки авиации и танков необходимо было отказаться

      Ну это вообще request хватил ! По самолетам даже говорить не хочется ,полный бред . А по танкам ,так у меня дальний родственник мехводом на Валентине был ,очень машину хвалил , только пушкой недовольны были .Им сперва 40мм попалась ,потом правда 57мм пошли ,вроде полегче стало .Для легкого самое то .
      avt
  9. Argon 3 апреля 2013 00:13
    Решительно не согласен с уважаемым васей .А чем бы мы кавказ обороняли? Кировский завод тока переехал,Сормовский не как не мог начать выпуск,Сталинградский закрылся. С самолетами ситуацию понимаешь, если взглянуть на чем летали наши Асы-ГСС.Но наиболее плачевно дела были с автотранспортом основной продукцией ГАЗа cтали Т-60,Т-70а потом Су-76, А ЗиЛ сократил выпуск автомобилей на 87%,что они там тока не выпускали и минометы и автоматы. А до Берлина мы совсем не на гнедой кобылке добрались а на полноприводном студибеккере,копию которого только после войны выпускать смогли.
  10. pinecone 3 апреля 2013 09:24
    Цитата: Argon
    наиболее плачевно дела были с автотранспортом


    Абсолютно верно. Оборудование московского автозавода ЗИС было эвакуировано на восток ( Миас и Ульяновск) в октябре 1941г. , но полномасштабное производство автомобильной техники развернуть там не удалось.
    Что же касается горьковского автозавода им. Молотова (ГАЗ), то о тяжёлых последствиях нанесённых по нему в начале июня 1943г. серии немецких авиаударов можно, например, прочитать на http://www.lib-info.ru/Image/nas_rajon/doc/voina2.doc
    Инфомации на эту тему имеется достаточно.
    pinecone

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня