Танки ленд-лиза. Соглашения и пути снабжения БТТ
В законе устанавливалась система ленд-лизовских расчетов:
материалы, уничтоженные во время войны или непригодные для дальнейшего употребления, не подлежат никакой оплате;
материалы, оставшиеся после войны и пригодные для гражданских нужд, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита;
военные материалы остаются в странах-получателях, правительство США сохраняет за собой право истребовать их;
оборудование, не законченное производством к концу войны, и уже готовые материалы, находящиеся на складах в США, могут быть приобретены государствами-заказчиками, причем американское правительство предоставляет кредит на его оплату.

Принятый закон предназначался в основном для регламентации поставок вооружений и стратегических материалов в Грецию и Англию, однако ситуация коренным образом изменилась с вступлением во Вторую Мировую войну Советского Союза. Уже вечером 22 июня 1941 года, выступая по радио, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил, что за последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем он. Но теперь у Соединенного Королевства одна неизменная цель: оно полно решимости уничтожить Гитлера и нацистский режим. Поэтому любое государство, которое борется против нацизма, получит британскую помощь. "Мы окажем России и русскому народу всю помощь, которую только сможем".
24 июня и правительство США заявило о своей готовности оказать поддержку Советскому Союзу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Уже 12 июля 1941 года было подписано "Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии". С советской стороны документ подписали И.В.Сталин и В.М.Молотов, с английской - посол Великобритании в СССР С.Криппс. 16 августа 1941 года было заключено соглашение с Англией о товарообороте, кредите и клиринге. Оно предусматриваю предоставление Советскому Союзу кредита на сумму 10 млн. фунтов стерлингов, а также поставку английских танков, самолетов и других видов вооружений на принципах, аналогичных американскому ленд-лизу. В конце июля президент США Ф.Рузвельт направил своего личного представителя Гарри Гопкинса для изучения военного и экономического положения СССР. На основании результатов его миссии 5 сентября 1941 года было решено, что США покроют половину советской заявки на вооружение, обещанное Великобританией. В сентябре У.Черчилль информировал советскую сторону о начале британских поставок в СССР. Англо-американские переговоры о взаимопомощи, начавшиеся в Лондоне 15 сентября 1941 года, носили весьма напряженный характер, так как Великобритания хотела сама перераспределять грузопоток американской помощи. Однако такое предложение было американской стороной отклонено.


28 сентября А.Гарриман и Г.Стендли с лордом У.Бивербруком прибыли на борту крейсера "London" в Архангельск, откуда выбыли самолетом в Москву. 29 сентября начала работу Московская конференция представителей СССР, Великобритании и США. От Советского Союза в ней участвовали И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, представители наркоманов обороны, ВМФ и иностранных дел. По результатам конференции, на Советский Союз льготы ленд-лиза были распространены с 1 октября 1941 года. А.Гарриман подписал протокол сроком на 9 месяцев объемом 1 млрд. долларов. 7 ноября это решение подтвердил президент США, однако реальные поставки бронетанковой техники начались только с 1942 года, так как США только разворачивали выпуск собственных танков. Поэтому в 1941 году в СССР поставляли только английскую бронетанковую продукцию.
В феврале 1942 года Рузвельт авансировал второй миллиард долларов и пожелал пересмотреть условия предоставления кредита. Эти вопросы обсуждались в Вашингтоне во время визита Молотова в США в мае 1942 года. Был подготовлен второй протокол сроком на 1 год, согласно которому намечались поставки обшим объемом 8 млн. тонн грузов. 10-12 марта 1943 года палата представителей и сенат конгресса США одобрили продление срока действия закона о ленд-лизе. В то же время в 1943 году английские поставки в СССР по сравнению с 1942 годом сократились более чем на 2/3. В соответствии с принятым протоколом, британские обязательства по поставкам в СССР взяла на себя Канада. Несмотря на дипломатические сложности (до 5.02.1942 года СССР и Канада не имели дипломатических представительств, а официальные отношения между ними были установлены только 12.06.1942 г.), в СССР в значительных количествах стала прибывать канадская продукция ( в том числе танки "Валентайн" и танковые ремонтные мастерские). Американские, английские и канадские поставки в СССР продолжались до июля 1945 года, однако и в войне с Японией Красная Армия использовала танки союзников и грузовики.
Чтобы проанализировать пути и объем грузопотоков именно бронетанковой техники, необходимо изучить документы по организации и функционированию отделов приема танков (военной "приемки"). Именно в те пункты (за исключением Московского учебного центра в г. Горьком, куда поступало достаточно много иностранной техники), где были организованы отделы или группы по приему бронетанковой техники, поступали зарубежные танки и бронетранспортеры. Свертывание того или иного подразделения военной приемки было следствием прекращения грузопотока техники по данному направлению. Первые транспорты союзников с вооружением и бронетанковой техникой стали прибывать в Архангельский порт в ноябре, а в Мурманский - в декабре 1941 года. После разгрузки танки направляли в учебный центр (г. Горький), где и происходила их приемка и освоение. Однако уже 20.01.1942 в самом Архангельске был организован отдел военной приемки иностранной бронетанковой техники, а 4.04.1942 такое же подразделение было сформировано в Иране для доставки техники через эту страну или через южные порты ("иранский" отдел военной приемки занимался только автомобилями, а перегоняемые специальной бригадой танки принимались в г. Горьком).
К середине 1942 года на Севере существовали Архангельский узел приема бронетанковой техники с отделениями (группами) в Бакарице, Молотовске и Экономии, Мурманский и Горьковский отделы приема танков, "иранский" и Горьковский отделы приема автомобилей и мотоциклов. В сентябре 1942, к связи с малыми объемами поставок, был упразднен "иранский пункт" военной приемки автотехники, а в декабре 1942 года из-за того, что немцы перерезали магистраль Мурманск-Ленинград, упразднили также Мурманский отдел приема танков. В марте 1943 караваны с бронетанковой техникой стали прибывать в порт Баку, в сентябре 1943 - в порт Владивосток, где соответственно и было организонано два новых отдела по приему союзной техники. С начала 1944 года, в связи с улучшением военной и политической обстановки, возобновил свою работу и Мурманский отдел. Последним крупным направлением союзных поставок стал путь через освобожденную Одессу, где за счет свертывания Бакинского подразделения в феврале 1945 года был открыт собственный отдел приема БТ техники.
Таким образом, в течение всего периода войны существовало три основных направления поставок бронетанковой техники в СССР:
Северное (порты г. Архангельска и г. Мурманска)
Южное (порты г. Баку и г. Одессы)
Дальневосточное (г. Владивосток)
Поставки танков и САУ в СССР за 1944 г.
Регионы поступления | Всего | М4А2 "Шерман" | "Валентайн III-V" | "Валентайн VII" | "Валентайн IX-X" | "Валентайн" мостоукладчик | "Кромвелл" А 27 | САУ М10 | САУТ-70 |
в порты Севера | 1727 | 1465 | 33 | - | 199 | 25 | - | - | 5 |
в порты Юга | 1007 | 800 | 49 | 9 | 91 | - | 6 | 52 | - |
в порты Востока | 80 | 80 | - | - | - | - | - | - | - |
Всего по типам | 2814 | 2345 | 82 | 9 | 290 | 25 | 6 | 52 | 5 |
Поставки легких САУ, ЗСУ и БТР в СССР за 1944 г.
Регионы поступления | Всего | МЗА1 "Скаут" | MK.I "Универсал" | СУ-57(Т48) | М17 | М15 |
впорты Севера | 459 | 141 | 12 | 39 | 243 | 24 |
в порты Юга | 3349 | 1807 | 339 | 370 | 757 | 76 |
в порты Востока | 6 | 6 | - | * | — | - |
Всего по типам | 3814 | 1954 | 351 | 409 | 1000 | 100 |
По окончании Второй Мировой войны различная техника, поставленная по ленд-лизу и взаимным договорам в СССР и пригодная для гражданских нужд, должна была вернуться к странам-отправителям. Поэтому часть грузовых автомобилей после капитального ремонта в 1947 году была возвращена американской стороне. Что касается бронетанковой техники, то, чтобы избежать возврата танков и бронеавтомобилей в Великобританию и США (уже ставших потенциальными врагами), правительство СССР представило оставшуюся после боев часть танков и бронетехники в качестве лома (в целом это было недалеко от реальности), а немногие исправные машины в течение 1946-1947 годов были переданы союзникам по социалистическому лагерю. С точки зрения финансовой стороны вопроса, американское правительство, "простившее" всем остальным странам системы Lend-Lease плату за поставленное вооружение и материалы, по отношению к Советскому Союзу (естественно, по политическим мотивам) продолжало предъявлять претензии, оцененные сначала в 2,6, а затем в 1,3 млрд. долларов. Но реальное соглашение было достигнуто лишь в годы "разрядки" (18.10.1972). Было решено, что Советский Союз должен был выплатить 722 млн. долларов при условии предоставления ему американской стороной режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. Однако выполнение договоренностей не было реализовано американской стороной в полном объеме, что дало Советскому Союзу повод отказаться от выплаты оговоренной суммы.
Информация