Самолет пятого поколения как тупиковая ветвь развития авиации

Вы на картинку не смотрите. Это так… Для затравки. Кто у нас самый неоднозначный самолет – сказать, подозреваю, не возьмутся даже в тех КБ, что создают эти самолеты.
Перед этим был материал про историю создания F-14 (Как советская разведка «развела» коллег из США на самолет). Там всё было просто: поперхнувшись дезинформацией, американцы бросились строить свой очередной самолет с крылом изменяемой стреловидности, построили фигню, которую теперь нахваливают в фильмах с Томом Крузом.

История создания этого самолета чем-то схожа с историей создания F-14, только с обратным знаком. Но насчет того, что это «минус», не спешим. Все, как говорится, не так однозначно.
Честно признаюсь, давно хотел выложить свое видение относительно того, почему у нас нет авиадивизий, вооруженных Су-57 и 75, и оно здесь будет уместно, хотя эти самолеты участвуют в гонке вооружений, но не так, как всем хотелось бы.
Но наш сегодняшний герой, вы уже поняли, истребитель бюджетов пятого поколения F-22.

История его создания (и последствий) действительно напоминает вывернутую наизнанку историю создания F-14 «Томкэт». Но по разрушительному действию, который мог бы нанести нам «Раптор», я бы сравнил проект его создания с программой «Звездных войн», то есть СОИ-2.
Я не думаю, что в США так хорошо запомнили то обманулово, которое было устроено советскими спецслужбами более полувека назад, скорее, действовали по накатанной дорожке с одной-единственной целью. И цель эта сопоставима с той целью, которую умники в Штатах начали реализовывать в 80-х годах прошлого века. Та цель называлась «Стратегическая оборонная инициатива», величайшая пугалочка 20 века, на которую, к сожалению, наши купились и потратили просто ошеломительное количество денег на спутники-убийцы, боевые челноки, космические военные станции, лазеры и прочее. Ну, к чему всё это привело на фоне одновременного устроенного падения цен на нефть, вы все понимаете – мы живем в другой стране.
Да, были и другие причины, но СОИ в советском исполнении сожрала столько денег, что ими можно было три Стабфонда залить под завязку. Золотом.

Ладно, хорошо, с угрозой из космоса всё понятно, «Раптор» тут при каких делах?
А при таких: история появления этого самолета ну очень напоминает СОИ. Расчет был какой? Да просто устроить гонку авиационных вооружений, результат которой непредсказуем. Но вся история F-22 – это история обмана и надувательства.
Начнем вообще с определения пятого поколения самолетов. Уже на этом месте многие «эксперты» начинают закатывать глаза и многозначительно мычать. Изгалялись многие, пытаясь запихнуть все самолеты мира в какие-то рамки, но получилось далеко не у всех. Лично мне, например, больше всего по душе то, как раскладывал Ричард Халлион, но он это делал лет тридцать назад, и у него все закончилось шестым поколением, представителями которого были Су-27 и F-14/15/16. Стоило бы продолжить его труд, но у нас сейчас разговор немного не о том.
Что такое это пятое поколение?

Истребители пятого поколения, по мнению Avia Week, начали разрабатываться в конце XX века и отличаются от четвёртого следующими характеристиками:
- применение стелс-технологии и технологий уменьшения заметности, размещение вооружения внутри фюзеляжа;
- полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа;
- более совершенная авионика (АФАР и т. п.).
Уже всё расплывчато и неопределенно, не так ли? Малозаметность, конечно, да. Серьезная составляющая, здесь и материалы, и формы, и технологии.
Вооружение внутри фюзеляжа? Этому «новшеству» почти сто лет, потому что уже к середине 30-х годов прошлого века бомбардировщики таскали свой груз именно в бомбоотсеках, а не под крыльями.

Более совершенная авионика – опять же расплывчато. Это да, может быть и АФАР (который на МиГ-31 с 1981 года стоит), и всякие шлемы с экранами, и генераторы искажающего поля, которое на экране радара превратит истребитель в транспортный «Геркулес» или (чем дьявол не шутит) – в «Тукана».
Что касается суперкруза, полета на сверхзвуковой скорости без применения форсажа, – это вообще предмет отдельного разговора, так что мы пройдемся по нему вкратце.
Сверхзвуковой продолжительный крейсерский полет: он кому и для чего?
Очень хорошая опция для бомбардировщика, которому приходится преодолевать большие расстояния. Бомбардировщик, сами понимаете, не фронтовой типа Су-24 или Су-34, им как раз не особенно это надо. Но суть: быстро преодолеть расстояние до точки пуска ракет/сброса бомб, не сжирая при этом железнодорожную цистерну топлива и не уничтожая ресурс двигателя, потому что как ни крути, а форсаж — штука напряжная. Да и лететь на форсаже долго может получиться не у всех самолетов.
Для истребителя суперкруз — он сильно так себе. Зачем вообще используют сегодня форсаж/сверхзвук? Да всё элементарно: во-первых, когда надо кого-то догнать, во-вторых — когда надо от кого-то оперативно смыться. Всё. Ну, третий вариант — схождение до точки пуска ракет с тем, чтобы был запас скорости на маневр отхода.
Всё остальное — маневренный бой (который, прямо скажем, уходит в историю), противоракетные маневры уклонения, да что угодно — любые активные эволюции не про сверхзвук. Еще 100 лет назад при пилотаже на поршневых тарахтелках прошлого века пилот запросто мог потерять сознание или кратковременно зрение из-за перегрузок. А при современных скоростях…

Хотя два слова о скоростях. Сегодня сверхзвуковая скорость, скажем, 1,1 Маха – 1350 км/ч. Я бы сказал – среднестатистическая скорость. Серьезный сверхзвук – это около 2 М, то есть около 2500 км/ч. Это уже не для всех. Но что современный самолет сможет на такой скорости? Да ничего. У него летчик внутри, очень нежная структура.
Несколько лет назад один из наших читателей, с которым у нас было несколько очень познавательных бесед на тему авиации, в прошлом летчик-перехватчик с МиГ-31, поведал очень интимные подробности относительно того, как летать на таких скоростях. А летать на МиГ-31 можно, это вообще король скорости и высоты, шикарный (по словам Александра) самолет, после которого смотреть на что-то другое можно только с усмешкой.
Так как летать на 2М? Спокойно и красиво.

На большой высоте, наслаждаясь видами, по прямой. Маневры на такой скорости? Нереально, максимум — влево-вправо, как бы по дну трубы, нежно и плавно. Правда, и этого может хватить, потому что ракеты хоть и летят с большой скоростью, до 6М, таким «раскачиванием» обмануть их можно. Догнать МиГ-31 на такой скорости самой продвинутой ракете очень проблематично. Катапультирование? Да. Один раз. На любом самолете можно катапультироваться два раза, третий раз уже только после очень серьезной комиссии, а с МиГ-31 на сверхзвуке — один раз и всё. На списание.
В целом вот так. На сверхзвуке пересекают огромные расстояния (России, Тихого океана, Атлантику с севера на юг и так далее), но маневренные бои на сверхзвуке – это не для человека. Быстро ломается. Бои на дистанции – да сколько угодно, главное – не «ломать» самолет в супервиражах, а то точно кто-то выйдет из строя.
Вот, в принципе, и весь суперкруз. Но мы к нему еще вернемся, когда станем все собирать в один ящик.
Малозаметность

Вот это по степени своей изощренности я бы приравнял к байке про «озоновые дыры». Помните, как нам все мозги повыбили, что если мир не перестанет пользоваться холодильниками и кондиционерами, то ему кранты? Пожалуй, оно покруче СОИ будет, потому что СОИ только СССР на уши поставил, а «ОД» — весь мир. Ну, кроме тех, кто не знал, что такое холодильник, и кому было все равно.
Слава времени, все эти «истребители-невидимки» ушли в историю, остались лишь малозаметные самолеты. Сегодня любому нормальному человеку «в теме» ясно и понятно, что обеспечить полную невидимость самолету от радиолокаторов не сможет никто и ничто. Конечно, такая вещь, как деревянно-матерчатый планер с пороховыми ракетными двигателями, будет полностью невидим для РЛС, но мы не об этом.
Мы о том, что снижение ЭПР, то есть количества радиоволн, необходимого для того, чтобы составить радиолокационную картинку объекта с тем, чтобы определить его размер, тип, направление движения, степень опасности и так далее, — это очень полезное дело, но, увы, не панацея от радаров. Конечно, если на экране РЛС F-22 будет выглядеть как «Сессна», для F-22 это будет просто прекрасно, чего не сказать о тех, к кому он летит.
Многие, кстати, обратили внимание на «заплаточную» структуру поверхности «Раптора». И многие, уверен, помнят, как напыщенно американцы разъясняли всем этим недалеким, что эти странные панели есть продукт технологий, пока недоступных всему миру, и именно они рассеивают лучи радаров и отражают их туда, куда нужно, делая аппарат не то чтобы невидимым, но совершенно малозаметным.

Да, сейчас прямо вот лучше некуда для момента воспоминаний о том, как самолет из класса «невидимок» был вполне себе увиден и сбит югославскими (на тот момент) зенитчиками. Март 1999 года. Вообще, событие всколыхнуло мир военный, потому что такого расклада никто не ожидал: югославы, вооруженные черт знает чем, сбили новейший бомбардировщик.

Если что и сказать в защиту F-117, так это то, что сегодня такая схема малозаметности, практически основанная на архитектуре самолета и покрытиях, вполне себе состоятельна. У F-117 архитектура вообще брала на себя 90% снижения ЭПР, остальное «на совести» покрытий. Именно за счет таких странных форм у F-117 и происходит отражение радиоволн не в сторону РЛС, а вверх или вниз от самолета.

Именно потому большинство поверхностей F-117 наклонено под углом более 30° от вертикали, ведь углы встречи самолета и пучка волн от РЛС довольно пологие, эта встреча происходит не «в упор», а на приличной дистанции. Если взять и облучить F-117 с разных ракурсов и расстояний, а потом по этим данным составить некую общую картинку, то получится, что самолет виден, но… «Светится» «невидимка» в отдельно взятых секторах, которые довольно узкие и не могут дать полноценной картины. То есть РЛС не сможет извлечь из отраженных сигналов достаточно информации для того, чтобы ответить на самый главный вопрос: кто летит и зачем?
Практически все компоненты планера ориентированы таким образом, чтобы отражение от них происходило строго в основных секторах. Все щели по контуру смотровых люков и оптических окон, сочленения фонаря кабины и фюзеляжа имеют накладки с пилообразной кромкой, створки отсеков шасси, двигателей и вооружения также имеют пилообразные кромки, причем стороны зубцов ориентированы в направлении желаемого сектора. Сложная и серьезная работа, но…
Но есть нюанс. Он прост и незамысловат. Это диапазон частот, в котором работает конкретно взятый радар. И от этого как раз и зависит, что произойдет при столкновении волны и самолета-невидимки: уйдет ли отраженный сигнал куда-то в небеса или вернется на приемную антенну. Диапазоны для РЛС тщательно высчитываются на предмет именно эффективного отражения и дальнобойности, и, естественно, максимально держатся в секрете.
Не исключено, что F-117 был невидим/малозаметен для современных радаров, о чем было сказано немало. Кто ж в США виноват в том, что у югославов на вооружении были ЗРК, которые еще «Фантомов» во Вьетнаме роняли на землю?
Вообще вы и сегодня замучаетесь искать диапазон частот, в котором работают СНР-125, станции наведения ракет ЗРК С-125. Что говорить о более современных комплексах? Да, конечно, когда создавали F-117 и F-22, разработки головы ломали над тем, как будет смотреться самолет в том или ином радиодиапазоне. Конечно, облучали, отталкиваясь от тех данных, что нарыла их разведка и притащили на хвосте самолеты радиотехнической разведки, которые именно с этой целью и шатаются по всему миру, собирая на себя сигналы различных радаров. Обрабатывая их и потом передавая тому, кому необходимы эти данные.
Что-то такое усредненное и было с конкретно взятым F-117. Плоскости, углы, грани, покрытия – всё было рассчитано на одно, а на деле получилось другое.

Очень интересно было бы, как в подобной ситуации вышло бы с F-22. Понятно, что его формы, просчитанные на суперкомпьютерах, рассеют часть облучения от радаров самолетов противника, часть облучения наземных радаров ПВО, корабельных радаров, но: кто даст гарантию, что так будет со всеми радарами? А если какой-нибудь «Сарыч» вылезет со своим не очень модернизированным «Фрегатом-710»? Увидит? Не исключаю. Да и С-75 и С-125 по миру натыкано… Особенно у тех, кто не имеет денег на нормальное ПВО.
Ну а с современными РЛС тоже не все так просто и однозначно. Все зависит от дальности, угла, мощности сигнала, частоты.
В целом, малозаметность — вещь в теории весьма полезная, поскольку дает самолету главное — возможность выжить. Вообще, на большой дистанции, скажем, 100-200 км, ракету любой самолет может сбросить в сторону элементарным противозенитным маневром и ловушками. Смотря, конечно, какую ракету, это тоже важно. Но у нас же малозаметный самолет…
Значит, его если заметят, то в упор. И времени у летчика, если реально заметят и наведут ракету километров этак с 20-30, практически уже не будет. Надо будет очень активно шевелиться, чтобы уйти. Так что здесь реально палка о двух концах.
Малозаметность — это очень сложно, дорого и в плане эффективности — вопрос, который разрешить может только полноценное участие в боевых действиях. Испытания Су-57 в небе Украины — это не полноценные БД, это просто испытания в боевых условиях.
Вооружение

Вот тоже не увидел сказки о лазерах-бластерах. Её вообще активно рассказывали, вот только не показали, так что чудо-оружие в виде суперумных ракет, захват которых сбросить невозможно и от которых нет спасения, видимо, покажут потом.
Получается, что за абсолютно тривиальными створками бомболюков, которым как конструкции 100 лет, прячутся тривиальные ракеты типа того же «Сайдвиндера», которому в этом году как изделию 70 лет стукнет, если что.
И это такое «новое поколение»?
Ах да… Там же суперсистема есть, которая ракету выводит из отсека и производит пуск за пределами самолета…
Не возьмусь сказать, сколько тут новизны, но на «Юнкерсе» Ju-87 такая штука стояла и выводила сбрасываемую в пикировании бомбу за пределы ометаемого винтом радиуса. Очень, знаете ли, современно и новаторски исполнено.

Ну а «Спарроу», «Сайдвиндер» и АМРААМы в бомболюках (простите, оружейных отсеках) – примем как данность.
Очень много вопросов было задано на тему того, шлак «Раптор» или все-таки лучший самолет мира?
«Раптор» получил очень неплохие двигатели, надежные и проверенные временем. Pratt & Whitney F100 – это, пожалуй, лучшее, что выпускалось фирмой когда-либо. И с этими двигателями «Раптор» без проблем имеет крейсерский сверхзвук, а учитывая, что у него еще и УВТ, пусть и очень в узком диапазоне (не сравнить с российскими самолетами), но тем не менее – маневренность и тяговооруженность у F-22 вполне себе приличные.
Маскировка в статусе малозаметности? Да. Изогнутые впускные воздуховоды, призванные скрыть лопатки турбины (а это то, что «светит» самолет лучше всего), выпускные сопла столь странной конфигурации, что в прошлом веке такое можно было только в фантастике Голливуда узреть, в общем – уменьшена заметность в радиодиапазоне, уменьшена тепловая сигнатура, полная, так сказать, благодать?

О, ну мы еще по последнему пункту не прошлись.
Насчет АФАР и всего такого прочего
Ну про АФАР я уже сказал, этим никого не удивишь, в плане размещения излучателей и кругового обзора, а также всяких РЭБ-безобразий, пожалуй, самолеты и покруче есть (да, надо на сайт компании «Сухой» зайти), а что есть такого, чего нет у других?
А есть. Вся современная реактивная авиация в плане управления представляет собой стальной шарик, балансирующий на острие иглы. То есть представляет собой динамически нестабильный объект. Есть самолеты с ярко выраженной задней центровкой, есть с передней, а есть, например, Су-27, который про аэродинамический фокус даже не читал. Потому управлять таким самолетом без компьютера нереально, зато можно выделывать кульбиты, какие никаким американским самолетам и не снились.
У F-22 центр масс близок к аэродинамическому фокусу или немного позади, то есть самолет неустойчив по полной программе, что есть поле для реализации сверхманевренности. Без электронной системы управления (FBW) самолёт был бы неуправляем, а так — да, хорошо «Раптор» летает, не отнять.
Про самолеты с настоящим, а не обрезанным УВТ мы просто молчим.

Понятно, что балансировка современного самолета – это очень тонкое дело. И занимаются этим специально обученные люди, дабы самолет не начал в полете задирать нос или, наоборот, опускать его из-за, скажем, выработки топлива.
У «Раптора» полетная конфигурация программируется в специальном центре обслуживания, в виде флешки запихивается в «полетный чемоданчик», где также присутствуют коды «свой-чужой», координаты запретных зон и сигнатуры запретных к атаке объектов. В общем, много очень полезной и важной информации. Этот ящик крепится в левом оружейном отсеке и подключается к бортовой системе.

Так выглядит отсек с местом подключения этого ящика, фото самого прибора найти не получилось.
В этот ящик можно записать любую программу «поведения» в воздухе. Абсолютно любую, в зависимости от задачи. Это может сказать многое, в том числе и то, что планер F-22 хорош и обладает отличными полетными характеристиками в теории. Ну, как Су-27. То, что на «Рапторах» не устраивают шоу в стиле «Русских витязей», не говорит о том, что самолет не в состоянии проделать в воздухе «Кобру» или что-то еще из арсенала наших пилотажников.
Но, скажем честно, и каких-то атомных показух с участием F-22 не было по причине полного нежелания их продавать на сторону. Так что теория теорией, но теория требует практических доказательств.
Что еще есть из такого сверхсовременного? Пожалуй, фонарь.

Вообще умные люди говорят, что фонарь кабины пилота — вторая по «светимости» часть самолета, после лопаток турбины. Поэтому фонарь «Раптора» стоит несколько миллионов долларов за штуку (7,028, если точно) и выполнен многослойным: индий, олово и золото между слоями разных пластиков. Смотрится потрясающе, но еще избавляет летчика от загара (хотя он в шлеме и маске) и сильно уменьшает заметность.
Универсальность? Ну да, американцы отчитались, что в ходе одного сверхзадания F-22 совершил сверхдальний перелет с дозаправками, в ходе выполнения задания отработал как истребитель (вопрос — против кого, дело в Сирии было), бомбардировщик, самолет фотоконтроля, снова как истребитель сопровождения и самолет наведения. 11 часов — надеюсь, летчикам памперсов хватило, не встречал информации о наличии у F-22 блока удаления отходов жизнедеятельности.
Хорошо, наверное, пора ответить на вопрос «Ради чего все затевалось» и «Чего ты домотался до F-22»?
Собственно, всё приведенное выше служит одной цели: доказать, что F-22 ну ничем таким особым не отличается от самолетов предыдущего поколения. И, возможно, это очень даже хорошая машина, смысл всего несколько в ином.

Итак, у нас есть самолет пятого поколения, который частично обладает признаками этого поколения. Точнее, одним: возможностью летать на сверхзвуке без форсажа. Малозаметность условна, потому что действительно, на сверхзвуке она не работает, с внешними подвесками не работает. Вооружение абсолютно такое же, как у самолетов 4-го поколения.
Вопрос: а он нужен, этот сверхзвук?

Ответ: исключительно местами, как было сказано выше. Ракеты и противоракеты, а главное — БПЛА, вооруженные ракетами, сегодня могут летать и маневрировать с перегрузками до 30g и скоростью до 8М. Самолет с летчиком внутри и близко не в состоянии так летать, ибо человек слаб и хрупок и может не выдержать перегрузок, начиная от 15g. Летать по прямой и ждать, пока тебя нагонит ракета? Какой-то странный мазохизм, ибо ракета все равно быстрее.
Хорошо, есть ЭПР небольшого значения, как бы и здорово, но современные ракеты уже не полагаются на собственный радар, они, как и ПТУРы, скоро смогут работать «по портрету», когда в базе процессора ракеты собраны все «облики» самолетов противника и ракета «знает», на кого она идет. И 60-100 раз в секунду делает снимки цели и сравнивает их с базой данных, не выпуская цель из захвата. И вот тут все ухищрения РЭБ, все ловушки будут примерно так же эффективны, как танковые системы обороны против «Джавелинов».
Так что вот: три основополагающих фактора для пятого поколения и… ничего особенного по сравнению с тем же F-15, если не принимать во внимание просто ошеломительную стоимость. F-15 летит в два раза дальше, несет ракет и бомб в два раза больше, а то, что он не может пролететь 150 км на бесфорсажном сверхзвуке, — да по большому счету всем на это плевать.
Остается эта малозаметность, которая невозможна на сверхзвуке, с подвешенными ПТБ, с ракетами на внешней подвеске… Короче, не боец, а какой-то ассасин из компьютерной игры: подкрался, пустил пару ракет и малозаметно смылся, пока не увидели и не выдали по полной. Нет, тоже тактика, но все-таки…
И вот самый главный вопрос: а нам-то что с американских терзаний?
В принципе, кроме возни с Су-57, ничего. Но надо сказать, что наш авиапром не представляет собой такого, как в советские времена, потому нагрузки лишние ему не очень-то и нужны. Американцы, надо отдать им должное, наигрались в «Раптор» очень быстро, мягко говоря, обалдев от цен на производство и обслуживание, свернули программу, наделав пару сотен «чудо-самолетов». Но устроив небывалую пиар-кампанию, поставив на уши весь мир и заставив мир поверить, что F-22 – это лучшее, что вообще могло летать в небесах, и самое смертельное. А потому США никому не продадут ни одного самолета, такой самолет самим нужен до зарезу.
Зато как все рванули-то догонять и перегонять… Хотя, признаемся себе, догонять и некого особо. Но те, кто мог, начали свои процессы двигать. Наши бросились торговать налево и направо сперва Су-57, потом и Су-75 начали предлагать, в металле не сделавши, но мир как-то не оценил. В мире предпочли покупать четвертое, но безусловное поколение. И не говорите про F-35, это не больше, чем обезжиренный F-22, не сильно отличающийся от F-15 и Су-35, а во многом и уступающий этим выдающимся самолетам.

Су-57 — это такой же проект бездумной гонки вооружений, как не к ночи помянутые модульные фрегаты. Помните, мы так же рванули штамповать такие вслед за Штатами, получили в итоге пять или шесть унылых беззащитных корыт, которые быстренько отправили гнить на Черное море, и на этом, слава богу, всё.
В чем проблема Су-57? Да всё в том же – в двигателях. Нет пока в серии, все домурыживают «изделие 30», которое должно дать Су-57 этот крейсерский сверхзвук. Зачем – это вопрос. Точнее, так: у ВКС РФ будет истребитель, способный летать на сверхзвуке без форсажа, останется вопрос – куда и зачем. Американцы ответить не смогли.
Вообще тут стоило бы применить калькулятор. Возьмем гипотетический F-22, который на своем суперкрузе полетит в сторону России с территории, скажем, Украины. 500 км расстояния от Борисполя и до Валуек. В Борисполе аэродром, в Валуйках — штаб 3-й мсд как цель.
Прикол в том, что на суперкрузе F-22 сможет пролететь только 185 км из 500. Это официальная информация, так что как-то так: 185 км со скоростью 1 900 км/ч, а дальше либо форсаж и падаем в белгородских степях по причине выработки топлива, либо пыхтим с дозвуковой скоростью. Малозаметно. Тут надо помнить, что боевой радиус при таком раскладе у F-22 – 750 км. Ну и да, все волшебные покрытия для маскировки не работают на сверхзвуковых скоростях, не стоит забывать.
F-15 пролетит это расстояние примерно за то же время, потому что его скорость будет все те же 1200-1300 км/ч, но без душевных терзаний, что топлива не хватит. Два раза так слетать хватит.
Преимуществ перед другими самолетами этот сверхзвук не дает, тут стоило бы больше уповать на новые системы РЭБ и радары, которые у нас есть.
Очень много вопросов было в пустоту на тему «Где наши полки и дивизии на Су-57???», в том числе и в комментариях на наших страницах. А вот теперь сидишь и думаешь: а реально они так необходимы? Из-за сверхзвука? Или из-за малозаметности? Тут получается или одно, или другое, всё вместе никак. Доказано F-22.

Летные характеристики у Су-35 и Су-57 очень схожи. И Су-35 умеет в бесфорсажный сверхзвуковой полет, если что. Пусть не на такой скорости, как 57-й, но умеет. И оружие у них одинаковое практически. Малозаметность у Су-57 абсолютно с теми же ограничениями. Стоимость? Ну, 57-й немного (всего-то на 300 миллионов рублей) дороже. И, соответственно, времени на него требуется больше, чем на 35-й.
Стоит сравнить, конечно, вплотную, но и так понятно, что как самолет следующего поколения не сильно превосходит Су-35 из предыдущего. Тогда зачем всё? Зачем миллиардные траты? Просто потому, что у американцев появилась новая игрушка, которую они особо никому не показывали? Ну я не имею в виду показательный пилотаж группы F-22 Demo-Team, там нормально летают, красиво.
Складывается впечатление, что это была некая программа, направленная на то, чтобы Россия изо всех сил бросилась строить армады Су-57. А потом распихивала бы их по другим странам, что было бы даже в лучшие времена сложно, в плане маркетинга своих самолетов американцы красавцы. А кто не понимает, тому и санкциями можно мозги прочистить.
Глядя на все это сегодня, поневоле начинаешь понимать, что не зря полки Су-57 не бороздят небо. Есть определенное понимание момента, что пока что все самолеты пятого поколения, кроме как ценой, ничем не отличаются от самолетов четвертого. И, может, не зря европейцы начали лепить там что-то вроде как из шестого? А китайцы уже облетывают?
Но если у китайцев действительно будет этакий трехдвигательный ракетоплан, способный выходить чуть ли не в ближний космос, — это да, это отличие. А если просто будут самолеты из более дорогих материалов и с более дорогой начинкой — вот тогда точно можно было бы сказать, что F-22, F-35, Су-57, J-20 и все, кто там еще последуют, — не более чем тупиковая ветвь развития авиации, пожирающая миллиарды миллиардов, но не представляющая из себя ничего такого, чего не было изобретено лет 50 назад.
Информация