Казахстан, Китай и уйгурский вопрос без ответа

25 919 24
Казахстан, Китай и уйгурский вопрос без ответа


Ветер с Востока


Состоящий в ШОС и ЕАЭС, претендующий на членство в БРИКС Казахстан все больше и больше уделяет внимание отношениям с Китаем, прежде всего экономическим. В сравнении с развитием сотрудничества со странами объединения, которое остаётся на стабильном, хотя по-прежнему очень высоком уровне, динамика со всей очевидностью впечатляет.



При этом тема российских энергоносителей для Казахстана не становится менее важной, но всё больше — в свете их транзита, опять же, в Поднебесную. 25 апреля министр иностранных дел Китая Ван И организовал в Алматы вторую встречу на уровне глав внешнеполитических ведомств КНР и Республики Казахстан.

В переговорах со стороны казахстанской стороны принял участие заместитель премьер-министра и руководитель МИД Мурат Нуртлеу. В официальных отчетах о встрече много говорилось об успехах экономического сотрудничества между странами, о дружбе, прочем разумном, добром и вечном.

Однако о нерешенном вопросе пути транзита в Китай российского газа, по которому китайская и казахская стороны имеют разные позиции, говорилось крайне мало. И дело, по всей видимости, в том, что официальные лица Китая выражают серьёзные сомнения относительно целесообразности транспортировки российского газа по территории Казахстана.

По их мнению, создание новой инфраструктуры для газоснабжения через Казахстан сопряжено с излишне высокими затратами, поэтому Пекин склоняется к альтернативным вариантам: поставкам из России по маршруту «Сила Сибири-2» (через Монголию из Ямала) или посредством поставок в форме сжиженного природного газа (СПГ).

В Китае считают, что существующая инфраструктура Казахстана для газотранспорта уже работает на пределе своих возможностей, а для организации дополнительных объёмов перевозок потребуется возведение новой линии трубопровода. Ко всему прочему, Казахстан явно рассчитывает на то, что индустриальный Китай поможет ему разрабатывать его богатые недра. Конечно, не так, как Трамп будет «помогать» Зеленскому, а с выгодой для Казахстана.

Республика располагает внушительными объёмами таких металлов, как цинк (около 6,7 миллиона тонн, что позволяет занимать седьмое место в мировом рейтинге), медь (20 миллионов тонн – одиннадцатая позиция), свинец (2 миллиона тонн, восьмая строчка) и никель (1,5 миллиона тонн, попадая в число двадцати ведущих стран).

Тем не менее перед Казахстаном стоят серьёзные трудности в плане независимой разработки собственных богатых минеральных запасов: горнодобывающая отрасль испытывает дефицит передовых технологий и специалистов соответствующей квалификации. В связи с этим Китай уверенно занимает ведущие позиции в сфере разработки и потенциального импорта критически важных минералов из Казахстана.


Не «ОСОБЫЙ» район Китая


Однако более широкому экономическому сотрудничеству препятствует почти неразрешимая проблема, которая обнажает всю способность Казахстана к маневрированию в отношениях с Китаем. Это уйгурский вопрос.

То, что в Китае уйгурам, хоть и имеющим свою автономию в виде Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), живётся несладко, — известный факт, хотя, возможно, в информации западных правозащитных структур и имеется некоторый перебор. Проверить можно мало что в силу весьма ограниченной гласности в Китае.

Факт в том, что, начиная с середины XIX века, уйгуры выбирали казахские земли, граничащие с Китаем, как место бегства от китайских притеснений. Представители уйгурского национального движения традиционно обращают внимание на уйгурское Караханидское государство, существовавшее в эпоху Средневековья и охватывавшее земли современных государств Центральной Азии, однако эта точка зрения вызывает резкое несогласие среди казахстанских ученых.

Если же брать казахстанскую, советскую и современную российскую точки зрения, то переселение уйгуров на территорию нынешнего Казахстана происходило поэтапно. Первое переселение датируется серединой XIX века и было связано с миграцией людей, участвовавших в различных восстаниях против китайской власти, которые нашли убежище в Российской империи, враждовавшей тогда с Империей Цин.

Вторая волна миграции пришлась на начало XX века – это были трудовые мигранты, искавшие заработка. Их тоже царская власть с большим удовольствием приняла, поскольку это было еще одно основание обвинить Цин в каких-либо недостатках жизни императорских подданных, мало того, еще и распространить при помощи мигрантов в той или иной степени влияние на Восточный Туркестан, как тогда называлась территория современного СУАР.

«Китайский вектор» российской внешней политики в Манчжурии и на территории КВЖД тогда и привёл к печальным последствиям — проигранной русско-японской войне и революции 1905 года. К тому времени население уйгуров в пределах Российской империи достигло примерно 100 тысяч человек.

…И третья волна миграции


Третья волна переселенцев относится к пятидесятым-шестидесятым годам XX века, когда из-за систематических гонений со стороны китайского правительства значительное число уйгуров направилось в Советский Союз. На фоне резкого обострения советско-китайских отношений вопрос третьего переселения уйгуров в Казахстан крайне политизирован.

Только за 1962 год более 67 тысяч человек, преимущественно уйгуров и дунган, нелегально пересекли советско-китайскую границу и оказались на территории СССР. Партийное руководство КазССР с согласия Кремля предоставило мигрировавшим уйгурам убежище, советское гражданство и жильё, в основном в сельской местности.

Также вспышка миграции наблюдалась явно уже не в связи с репрессиями против уйгуров в Китае, а с подачи советского руководства КазССР после предельно жёсткой перестрелки на границе в Жаланашколе И третий Даманский. Тоже забытый, инициатором которой явилась китайская сторона. Но после смерти Мао в 1976 году, положившей конец «культурной революции», репрессии против уйгуров несколько ослабли, миграция практически прекратилась.


Стало ли хорошо уйгурам в Казахстане, обрели ли там они «землю обетованную»? Китай долгое время регулярно обвинял Казахстан в том, что он использует уйгурскую диаспору как политический инструмент дестабилизации обстановки в СУАР, поскольку, во-первых, мигранты третьей волны и их потомки до сих пор поддерживают контакты с родственниками в Китае, во-вторых, в Китае периодически появляются обвинения в том, что Казахстан предоставляет политическое убежище активистам из СУАР.

Насколько это правда?

В культурном плане ситуация с уйгурами в Казахстане неизмеримо лучше, чем в Китае с его программами «перевоспитания» (то есть китаизации), закрытия мечетей (что в мусульманском Казахстане в принципе невозможно). Официальная статистика, согласно последнему пересчету населения, фиксирует около 300 тысяч уйгуров на территории Казахстана, почти исключительно в Алматы и области.

Однако, по мнению лидеров уйгурской диаспоры, истинная численность этой этнической группы в стране значительно выше и превышает полмиллиона человек. Несоответствие между официальными данными и реальным количеством уйгуров в Казахстане обусловлено наличием районов с высокой концентрацией населения этой национальности.

Представители общин обладают более точным пониманием о численности и географическом распределении уйгуров. Например, в Алматы проживает около 12% жителей, представляющих уйгурскую народность. В любом случае, подобный исторический контекст может привести к скандалу между Казахстаном и Китаем.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    23 мая 2025 07:13
    Уйгурская проблема существует, но китайцы ее плотно решают. Сейчас у Казахстана другая проблема - оставшиеяся уйгуры бегут в Китай)).
    Неудивительно. Первый крупный город на въезде в Китай из Казахстана - Урумчи. Во времена СССР это был кишлак, в котором только складные ножички делали.
    А теперь сравните с тем, что сделали китайцы. Панорама и ресторан в отеле Сушан. wink
    1. -11
      23 мая 2025 08:29
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: Arzt
      Сейчас у Казахстана другая проблема - оставшиеяся уйгуры бегут в Китай)).

      В начале прошлого века уйгуры бежали от большевиков. В начале этого века опять бегут. Весело живут, всё бегут и бегут ...
      1. +6
        23 мая 2025 09:15
        В начале прошлого века уйгуры бежали от большевиков.

        А когда в начале? В 1901 или в 1920? В 1921 советские войска вошли в Синьцзян,разгромили укрывшиеся там белогвардейские отряды. А в 1931 ,1937 вместе с белыми громили восставших уйгуров,помогая китайцам.Кст,ввод советских войск,способствовал,возвращению русского населения,которое находилось в Синьцзяне.И да,Синьцзян,еще в конце 40-х начало 50-х,просился в СССР.
        1. 0
          23 мая 2025 13:59
          Цитата: parusnik
          И да,Синьцзян,еще в конце 40-х начало 50-х,просился в СССР.

          Надо было тогда принимать.
          1. +1
            24 мая 2025 22:01
            Территория нам бы эта точно не помешала бы, но минусовщик считает иначе.
      2. +2
        23 мая 2025 17:05
        Цитата: Boris55
        В начале прошлого века уйгуры бежали от большевиков.

        Это Вы о чем? В 60-е годы они бежали из Китая к "большевикам" в СССР
    2. +7
      23 мая 2025 08:33
      А теперь сравните с тем, что сделали китайцы.
      Если внутренняя политика КНР направлена на развитие регионов, то результат получается тот, что на ваших фотографиях. Т.е. руководство КНР хочет и делает страну Великой не на словах, а на деле.
    3. +13
      23 мая 2025 08:38
      Цитата: Arzt
      А теперь сравните с тем, что сделали китайцы
      Если бы не китайцы, то они там бы до сих пор ездили на ишаках и жили в юртах...
  2. +1
    23 мая 2025 09:36
    Уважаемый автор, пожалуйста, поделитесь, на чью воду мельницу льёте и по заказу какого государства. Разве кочевники из МНР и всего СССР не кочевали на территорию нынешнего СУАРа в 20-30 годы 20 века? Разве кочевники разных народов не кочевали с территорий нынешнего СУАРа на территории МНР и СССР? Разве не было кочёвок из МНР в ТНР и обратно, а Монголия Тыву долго не признавала, а Китай не признавал МНР? Разве в 19 веке на было нападений афганских племён на народы Горного Бадахшана, от которых народы ГБ бежали на восток, но жители Яркенда мужчин с удовольствием перерезали, женщин, детей и скот забрали себе ( и верёвочка в хозяйстве пригодится)? Разве СССР в 30-50 годы, до окончательной победы коммунистов Китая, не воевал в СУАРе с китайскими генералами-милитаристами? Уважаемый автор, почему про Казахстан пишем, а про Киргизию молчим? Потому что проект газопровода из РФ в КНР через территорию Казахстана китайцы обсуждают, как обычно, не торопясь, ведя параллельно переговоры с Туркменией о новой ветке газопровода Туркмения - КНР? Или вопрос газификации восточного Казахстана от магистрального газопровода Газпрома в КНР решается медленно, а у Вас, уважаемый автор, родственники в восточных областях Казахстана надеются на скорую газификацию?
    Камрады по сайту, а Boris55 (Борис Леонтьевич) разве не прав, написав о том, что от большевиков бежали уйгуры в Китай? Ведь от советской власти на территорию Монголии и Китая много родов и казахов, и монгол, и киргизов сбежали. И уже после Великой Отечественной войны и образования КНР была программа по репатриации этих родов в СССР.
  3. +1
    23 мая 2025 10:46
    И что китайцы хотят от казахов в плане уйгуров?
  4. -2
    23 мая 2025 11:28
    Да, вот так проблема. Сложная история.
  5. 0
    23 мая 2025 15:28
    Суть Русской цивилизации есть большевизм.
    Жаль что Владимир Красно Солнышко его в 10-м веке не выбрал
    1. 0
      23 мая 2025 17:07
      Тогда не существовало трудов Маркса с Энгельсом и Ленина, а так кто знает...
  6. 0
    23 мая 2025 17:15
    Глядя на скачки казахстанских властей и титульной нации, на расцветающий пышным цветом казахский нацизм, мне идея создания на территории Казахстана Уйгурского ханства нравится. Главное - на очередном заседании министров иностранных дел стран СНГ Лаврову между делом негромко сказать об этом. И можно будет с интересом наблюдать за кипением субстанции у казахских лидеров государства, общественных мнений, нацистов и прочего сброда.
    1. +2
      24 мая 2025 08:57
      А что интересная тема и если учесть что Уйгуры имели государство еще со времен распада Второго тюрского каганата когда о казахах в степях кыпчакских слыхать не слыхивали совсем интрига. Ну а отношение Ханьцев к уйгурам корни имеют опять таки во времена крушения тюрских каганатов и расцвета на обломках Уйгурского ханства. Много горя тогда они принесли китайцам.
      1. -1
        4 июня 2025 23:17
        Это были немного другие уйгуры, чем сейчас и язык у них был другой, а не тот который сейчас. Сейчас язык современных людей, называемых уйгурами, относится к карлукской группе, куда входит еще и узбекский язык. Только "желтых уйгуров", которые не мусульмане, а буддисты, и их язык можно с натяжкой отнести к "древним уйгурам" и их государству. Остальные "уйгуры" - самозванцы wink
        1. -1
          5 июня 2025 07:24
          Вино ханьцам на сие плевать . В принципе карлуки также входили в эль обоих тюрских кагнатов . Ну а язык он не совсем показатель . В 10 веке русский с польским были очень схожи практически одинаковыми ( ближе чем сейчас с украинским) теперь разница куда больше. Собственно карлуки , киби и многие другие племена второго каганата вощли в состав уйгурского каганата .
          1. -1
            5 июня 2025 15:22
            Да, могли название принять от государства - Уйгурского каганата. Как там в старину было - Вы кто? Мы уйгурцы, (то бишь из Уйгурского каганата). А вы кто? - А мы хорезмцы.
  7. fiv
    0
    23 мая 2025 19:14
    Любая власть есть насилие. Даешь экспроприацию экспроприаторов! В обители правды есть ложь, и в обители лжи есть правда. Истинны лишь число Пи и Е. В трехмерной системе координат.
  8. +4
    23 мая 2025 19:39
    Китайцы в быту относятся к казахам так же как к уйгурам, без уважения, как к людям "второго сорта". И выстраивать свои отношения с Казахстаном они будут опираясь на свое видение жизни, а не на "хотелки" Токаева, какую бы выгоду им это не сулило.
  9. +2
    24 мая 2025 18:01
    Китайцы в СУАР составляют около 50% и в основном сосредоточены в административных центрах где всё делопроизводство ведётся на государственном языке – в Китае на китайском, в РФ на русском, в Латвии на латвийском, в Казахстане на казахском, на Украине на украинском.
    Город – центр притяжения сельских регионов населённых национальными меньшинствами, что по неволе убивает национальные языки и культуру малых народов входящих в состав гособразования и это общемировая тенденция во всём мире. Даже Библия говорит, что к концу времён в Европе останется лишь 10 основныхязыков из многих ноне существующих.
    Уровень научно-технического развития и материального производства определяет экономическое развитие и распространение в мире того или иного языка. В своё время в мире доминировали Персидский, Греческий, Латинский, Испанский, Французский, Немецкий, Английский, а сегодня всё большее значение приобретает Китайский, а потому попытки противодействия объективным процессам интеграции и глобализации в как в рамкам отдельных гособразований так и в миром масштабе со стороны разного рода националистов заведомо обречены
    1. +1
      28 мая 2025 09:21
      Смотрю казахские телеканалы, аналоги нашего канала Россия-24. Удивило, что значительная,если не большая часть, мероприятий проходит на русском языке. И президент Токаев часто выступает на русском языке. Причем это внутренние мероприятия, не имеющие отношения к внешней политике. Большинство публикаций казахстанских учёных, выпускных квалификационных работ студентов тоже на русском языке. С другой стороны, русский язык в Казахстане имеет статус официального языка.
      1. -2
        4 июня 2025 23:22
        С одной стороны это говорит о недостаточной культуре и свойствах казахского языка, в отличие от тех же узбеков, у которых большинство населения уже не говорит на русском языке, а говорят в основном только в Ташкенте, Фергане и немного в других городах, но все равно процентов 70-80% особенно молодых русский язык плохо говорят. А с другой стороны - казахи прозорливы и не разрывают связь с Россией и население в среднем более образованное и современное чем в Узбекистане.
        1. +1
          19 июня 2025 00:49
          Цитата: MichIs
          А с другой стороны - казахи прозорливы и не разрывают связь с Россией

          Население Казахстана всего 20 миллионов человек. Мне например удобнее выучить вначале английский язык а затем изучать литературу по электротехнике и программированию на английском языке. Иногда требовалось переводить с китайского. Для казахов все серьезнее. На казахском высшеее образование возможно иметь в области медицыны, транспорта или строительства, но даже в этих областях все новинки придется изучать на английском, русском, китайском или немецком. Узбеков в 4 разо больше, поэтому в 4 раза больше есть вероятность, что найдется узбек, желающий перевести ценную книгу или статью на родной язык для сородичей.