Military Review

Armored Hungary World War II. Armored car "Chabo"

4
Armored car AC.II



The first attempt to create an armored car of the Hungarian design was made in the 1932 year by the already mentioned designer N. Straussler. Under his leadership, the company Manfred Weiss developed and manufactured a four-wheel unarmored AC.I. car. In fact, it was a future armored car chassis. The chassis was taken to England for testing. In 1935, an improved AC.II chassis model was produced, again again soon sent to England, since it was impossible to book it in Hungary (the restraining articles of the Trianon Treaty were still in force). The armor and turret of the car was equipped by the English company Alvis, to which the designer himself switched to work in 1937. Soon Alvis-Straussler was formed. The AC.II armored car had riveted armored hull and turret. The mass of the car with a crew of four was 4 t. Armament consisted of a Vickers machine gun caliber 7,69 mm. Six-cylinder Alvis engine with horsepower 120 clocked an armored car up to a maximum speed of 45 km / h.

Csaba


The layout of the armored car "Chabo": 1 - 20-mm anti-tank gun 36М; 2 - surveillance device; 3 - machine gun 31M; 4 - machine gunner's seat; 5 - rear driver's seat; 6 - handrail antenna; 7 - engine; 8 - ammunition; 9 - rear wheel; 10 - front driver's seat; 11 - front wheel


In 1937, a prototype of an AC.II armored car was manufactured at the Alvis-Straussler plant. These machines were ordered by Holland for their colonies, Portugal and England for service in the Middle East. The chassis for them were supplied by the firm Manfred Weiss, and the armor, engines, gearboxes and weapons - Alvis-Straussler.

Hungarian company Manfred Weiss in 1938 year based on the AC.IIID chassis produced a prototype armored car for Honvedsheg. The car received the AC.II index and had a body and a tower of non-armored steel. She was tested in 1939 year, was recommended for serial production and adopted for service under the name 39M Csaba ("Chabo") - in honor of the younger son of the Hunnish king Attila. Straussler had no relation to the final development of “Chabo”. The order for the production of eight training (non-armored steel) and 53 armored vehicles, the plant Manfred Weiss received in 1939 year. From 1940 to 1944, 135 units were released year.

“Chabo” is the only serial Hungarian light reconnaissance armored car. He is one of the most successful machines of this type during the Second World War.

Towing a stalled armored car "Chabo" the same type of machine. 1-I cavalry brigade (its identification marks are applied over the spherical installations 8-mm machine guns Gebauer). Ukraine, 1941 year


The turret and the carrying body of the car, riveted, were assembled from straight armor plates located at rational inclination angles. The thickness of the armor plates in the frontal part of the body reached 13 mm, sides - 7, towers - 10. In the stern of the right was the engine, on the left - the rear control post. The armament consisted of an 36M anti-tank rifle, caliber 20 mm and 8-mm machine gun 34 / 37AM Gebauer. In addition, the 8-mm 31M light machine gun, intended for firing at air targets through a hatch in the stern wall of the tower, was packed in the body of an armored car. Ammunition - 200 cartridges caliber 20 mm and 3000 cartridges caliber 8 mm.

The crew included the commander-gunner, machine gunner, front driver and rear driver (he is also a radio operator). The latter had a radio station R / 4.

The eight-cylinder carburetor V-shaped engine Ford G61T liquid cooling was installed on the armored car. Power - HP 90, displacement 3560 cm3. The transmission included a six-speed gearbox and transfer case. The wheel formula of the armored car is 4x2 (when reversing 4x4), the size of 10,50 tires is 20, the suspension is on transverse semi-elliptical springs (two for each bridge).

Armored car "Chabo" on the march. East Front, 1941 year


The power plant and the undercarriage provided “Chabo” with a sufficiently high mobility and maneuverability on the ground. Maximum speed when driving on the highway reached 65 km / h. Power reserve was 150 km with a capacity of fuel tanks 135 l. Combat weight of the machine - 5,95 t.

In addition to the linear modification, the commander version was also produced - 40М, armed only with 8-mm machine gun. Radio stations R / 4 and R / 5 with a frame antenna were installed on it. Combat weight was equal to 5,85 t. Commander vehicles were made 30 units.

It should be noted that for armored vehicles of the Danube flotilla Manfred Weiss produced 18 Chabo towers.

The Chabo armored vehicles entered service with the 1 and 2 motorized and 1 and 2 cavalry brigades, one company each. The company consisted of 10 combat vehicles, one commander and two training. A platoon of three "Chabo" had a mountain rifle brigade. All of these compounds, with the exception of the 1 Cavalry Brigade, together with the Wehrmacht took part in the aggression against Yugoslavia in April 1941.

In the summer of the same year, the 2-I motorized and 1-I cavalry brigades, as well as a company of 2-X armored vehicles — Chabo 57 fought on the Soviet-German front. By December, 40 armored vehicles were lost. During the fighting revealed the weakness of their weapons and booking. In January, the 1943, in battles on the Don, destroyed the 1 Cavalry Brigade and lost all the 18 such armored vehicles that were in its composition.

By the summer of 1944, 48 combat-ready Chabo remained in the Hungarian army, 14 of whom fought in Poland in June as part of the 1 Cavalry Division. The last time this type of armored vehicles took part in the battles in Hungary in the winter of 1945. All of them were destroyed by the Red Army.
Author:
Articles from this series:
Armored Hungary World War II. Light tank "Toldi"
Armored Hungary World War II. Medium tank "Turan"
Armored Hungary World War II. Heavy tank "Tosh"
Armored Hungary World War II. Self-propelled installation "Nimrod"
Armored Hungary World War II. Armored car "Chabo"
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. biglow
    biglow April 15 2013 10: 15 New
    +2
    there was no place for such cars on the eastern front. Although blacks in the desert drive just right
  2. biglow
    biglow April 15 2013 10: 15 New
    0
    there was no place for such cars on the eastern front. Although blacks in the desert drive just right
  3. Snoop
    Snoop April 15 2013 10: 40 New
    0
    As a scout or communications machine will go. Yes, and against infantry such an armored vehicle is effective.
  4. Snoop
    Snoop April 15 2013 10: 40 New
    +1
    As a scout or communications machine will go. Yes, and against infantry such an armored vehicle is effective.
    Plus an article :) I learned a lot about Hungarian tank building from this series of articles.
  5. NAPOLEON
    NAPOLEON April 15 2013 14: 54 New
    0
    at the level of world standards of that time soldier

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Бронеавтомобиль «Чабо»

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Бронеавтомобиль «Чабо»
Бронеавтомобиль AC.II


Первая попытка создать бронеавтомобиль венгерской конструкции была предпринята в 1932 году уже упоминавшимся конструктором Н.Штраусслером. Под его руководством на заводе фирмы Manfred Weiss разработали и изготовили четырехколесную небронированную машину AC.I. По сути она представляла собой шасси будущего бронеавтомобиля. Шасси увезли в Англию для испытаний. В 1935 году изготовили улучшенную модель шасси AC.II, опять-таки вскоре отправленную в Англию, поскольку бронировать его в Венгрии было нельзя (запретительные статьи Трианонского договора еще действовали). Броней и башней машину оснастила английская фирма Alvis, на которую в 1937 году перешел работать и сам конструктор. Вскоре образовалась и фирма Alvis-Straussler. Бронеавтомобиль AC.II имел клепаные бронекорпус и башню. Масса машины с экипажем из четырех человек составляла 4 т. Вооружение состояло из пулемета Vickers калибра 7,69 мм. Шестицилиндровый двигатель Alvis мощностью 120 л.с. разгонял бронеавтомобиль до максимальной скорости 45 км/ч.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Бронеавтомобиль «Чабо»
Csaba



Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Бронеавтомобиль «Чабо»
Компоновка бронеавтомобиля «Чабо»: 1 — 20-мм противотанковое ружье 36М; 2 — прибор наблюдения; 3 — пулемет 31М; 4 — сиденье пулеметчика; 5 — сиденье заднего водителя; 6 — поручневая антенна; 7 — двигатель; 8 — боеукладка; 9 — задний руль; 10 — сиденье переднего механика-водителя; 11 — передний руль


В 1937 году на заводе фирмы Alvis-Straussler был изготовлен прототип бронеавтомобиля AC.IIЮ. Эти машины заказала Голландия для своих колоний, Португалия и Англия — для службы на Среднем Востоке. Шасси для них поставлялись фирмой Manfred Weiss , а броня, двигатели, коробки передач и вооружение — Alvis-Straussler.

Венгерская фирма Manfred Weiss в 1938 году на основе шасси AC.IIID изготовила прототип бронеавтомобиля для Хонведшега. Машина получила индекс AC.II и имела корпус и башню из неброневой стали. Она испытывалась в 1939 году, была рекомендована к серийному производству и принята на вооружение под наименованием 39М Csaba («Чабо») — в честь младшего сына гуннского короля Аттилы. К окончательной доработке «Чабо» Штраусслер уже отношения не имел. Заказ на производство восьми учебных (из неброневой стали) и 53 бронированных машин завод Manfred Weiss получил в 1939 году. С 1940 по 1944 год было выпущено 135 единиц.

«Чабо» — единственный серийный венгерский легкий разведывательный бронеавтомобиль. Он относится к числу наиболее удачных машин этого типа периода Второй мировой войны.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Бронеавтомобиль «Чабо»
Буксировка заглохшего бронеавтомобиля «Чабо» однотипной машиной. 1-я кавалерийская бригада (ее опознавательные знаки нанесены над шаровыми установками 8-мм пулеметов Gebauer). Украина, 1941 год


Башня и несущий корпус машины — клепаные, собирались из прямых броневых листов, расположенных под рациональными углами наклона. Толщина броневых листов в лобовой части корпуса достигала 13 мм, бортов — 7, башни — 10. В кормовой части справа размещался двигатель, слева — задний пост управления. Вооружение состояло из противотанкового ружья 36М калибра 20 мм и 8-мм пулемета 34/37АМ Gebauer. Кроме того, в корпусе бронеавтомобиля укладывался 8-мм ручной пулемет 31М, предназначавшийся для стрельбы по воздушным целям через люк в кормовой стенке башни. Боекомплект — 200 патронов калибра 20 мм и 3000 патронов калибра 8 мм.

В состав экипажа входили командир-стрелок, пулеметчик, передний водитель и задний водитель (он же радист). В распоряжении последнего имелась радиостанция R/4.

На бронеавтомобиле устанавливался восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель Ford G61T жидкостного охлаждения. Мощность — 90 л.с, рабочий объем 3560 см3. Трансмиссия включала в себя шестискоростную коробку передач и раздаточную коробку. Колесная формула бронеавтомобиля — 4x2 (при движении задним ходом 4x4), размер шин 10,50 - 20, подвеска — на поперечных полуэллиптических рессорах (по две на каждый мост).

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Бронеавтомобиль «Чабо»
Бронеавтомобиль «Чабо» на марше. Восточный фронт, 1941 год


Силовая установка и ходовая часть обеспечивали «Чабо» достаточно высокую подвижность и проходимость на местности. Максимальная скорость при движении по шоссе достигала 65 км/ч. Запас хода составлял 150 км при емкости топливных баков 135 л. Боевая масса машины — 5,95 т.

Помимо линейной модификации, выпускался и командирский вариант — 40М, вооруженный только 8-мм пулеметом. На нем устанавливались радиостанции R/4 и R/5 с рамочной антенной. Боевая масса равнялась 5,85 т. Командирских машин было изготовлено 30 единиц.

Следует отметить, что для бронекатеров дунайской флотилии заводом Manfred Weiss были изготовлены 18 башен «Чабо».

Бронеавтомобили «Чабо» поступили на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 1-й и 2-й кавалерийских бригад по одной роте в каждую. В состав роты входили 10 боевых машин, одна командирская и две учебных. Взвод из трех «Чабо» имела горнострелковая бригада. Все эти соединения, за исключением 1-й кавалерийской бригады, совместно с Вермахтом принимали участие в агрессии против Югославии в апреле 1941 года.

Летом того же года на советско-германском фронте воевали 2-я моторизованная и 1-я кавалерийская бригады, а также рота бронемашин 2-й кавбригады — всего 57 «Чабо». К декабрю 40 бронеавтомобилей оказались утрачены. В ходе боевых действий выявилась слабость их вооружения и бронирования. В январе 1943 года в боях на Дону была разгромлена 1-я кавалерийская бригада и потеряны все 18 таких броневиков, находившихся в ее составе.

К лету 1944 года в венгерской армии оставалось 48 боеспособных «Чабо», 14 из которых в июне воевали в Польше в составе 1-й кавдивизии. В последний раз бронеавтомобили этого типа принимали участие в боях на территории Венгрии зимой 1945 года. Bсе они были уничтожены Красной Армией.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. biglow 15 апреля 2013 10:15
    на восточном фронте таким машинам было не место.Хотя негров по пустыне гонять в самый раз
    biglow
  2. biglow 15 апреля 2013 10:15
    на восточном фронте таким машинам было не место.Хотя негров по пустыне гонять в самый раз
    biglow
  3. Snoop 15 апреля 2013 10:40
    Как разведчик или машина связи пойдет. Да и против пехоты такая бронемашина действенна.
  4. Snoop 15 апреля 2013 10:40
    Как разведчик или машина связи пойдет. Да и против пехоты такая бронемашина действенна.
    Плюс статье:) Многое узнал о венгерском танкостроении из этой серии статей.
  5. НАПОЛЕОН 15 апреля 2013 14:54
    на уровне мировых стандартов того времени soldier
    НАПОЛЕОН

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня