Открывает ли нам космические дали суборбитальный прыжок Starship-Super Heavy?

2 203 63
Открывает ли нам космические дали суборбитальный прыжок Starship-Super Heavy?
Фото с испытаний двигателей Raptor 2 в декабре 2022 года. Особо отмечалось: на этот раз - не взорвались


Статья Андрея Митрофанова «Успешный полёт Starship-Super Heavy: новая реальность, которая изменит всё» меня сильно удивила своим разухабистым тоном. Конечно, я всё понимаю, что хочется предупредить и всё такое. Но всё же, если браться анализировать подобные вещи, то надо бы в них вносить толику здравого смысла.



Это тем более важно, что вообще вся эпопея Илона Маска строится на рекламе и обещаниях. В таком агрессивном маркетинге реклама должна посеять панику, сбить руководство конкурирующих космических организаций с толку, особенно если они возглавляются случайными людьми, в целях монополизации мирового рынка космических запусков. Маск предпринимает попытки показать, что у него техническое лидерство в ракетах-носителях, и многие на эту показуху ведутся.

На чем они там летают вообще?!


Между тем, в активе ракеты-носителя Starship всего 10 запусков с апреля 2023 года по август 2025 года, включая тот самый «исторический». Все запуски суборбитальные, четыре последних запуска — с имитаторами полезной нагрузки на борту. При этом программа была отработана полностью в 4 запусках, полностью неудачными были 3 запуска, частично удачными были 3 запуска. Итого, надежность 40%.

«Исторический» пуск состоялся 27 августа, потому что предшествующий корабль, чей запуск был запланирован на 29 июня, взорвался во время огневых испытаний. Это всё не секрет. Справочные сведения находятся за пару минут.

Для сравнения, «Ангара-А5» сделала пять запусков, из которых один был частично успешным: ракета отработала штатно, подвел разгонный блок. Надежность 80%. «Протон-К» летал 310 раз, из них 277 успешных — 89%, «Протон-М» летал 115 раз, из них 103 успешных — 89,6%.

Так что Маску еще работать и работать по достижению своей ракетой должной надежности. Но тут есть нюанс. Маск применил на своей ракете схему, на которой в свое время погорел с лунной ракетой Н-1 великий Сергей Королев: связка из 33 двигателей.


Компоновочная схема Starship-Super Heavy. Впечатляет, не так ли?

Подобная «метелка» всегда будет уступать в надежности схемам, использующим всего несколько двигателей («Ангара-А5» — 4 двигателя первой ступени). Это определяется вероятностью выхода из строя одного из множества узлов, что влияет на работоспособность всей ракеты. Конечно, сейчас с помощью высокоточных датчиков и бортового компьютера, управляя тягой, можно «подправить» ракету со связкой двигателей, в которой погасли один или два двигателя. Но это далеко не коренное решение вопроса.

Дальше — интереснее. Тяга нашей «керосинки» РД-191 — 196 тс. Четырех таких хватает, чтобы обеспечить вывод 24 тонн на низкую околоземную орбиту. Про Raptor сначала говорилось в 2014 году, что у него будет тяга от 705 до 840 тс, потом в 2015 году Маск снизил планку до 230 тс, в 2019 году нам заявили, что достигнута тяга в 172 тс. Теперь вроде как у него три варианта двигателя с тягой от 185 до 280 тс. Вроде бы помощнее нашего.

Но теперь нам говорят, что у них есть ракета-носитель с суммарной тягой 1400 тс (при 32 двигателях это дает всего 42 тс на двигатель), а по другим данным даже 7680 тс, которая с нагрузкой всего 16 тонн (в 10 раз меньше обещанного!!) в «историческом» запуске делает только суборбитальный прыжок. На чем они там вообще летают?!

Не стану сейчас делать расчеты тяги для такого прыжка, но реальная тяга изделий Маска не менее чем на порядок меньше заявленных характеристик.

Но какое это имеет значение? Это же «великий шаг всего человечества»!

Нереалистичные обещания


Теперь про возвращаемую ступень. Это подается как некое выдающееся техническое достижение, хотя еще в 2020 году КБ «Салют» разъяснило, что системы возвращаемого запуска серьезно ухудшают характеристики ракеты-носителя, поскольку требуется дополнительное оборудование и остаток топлива на маневрирование, и всё это исключается из полезной нагрузки. Так, «Ангара-А5В» с возвращаемой ступенью для посадки в Охотском море могла бы выводить не 37 тонн, а 26–27 тонн.

Нечто подобное есть и на всех возвращаемых ракетах Маска. Он может обмануть общественность, но законы физики — вряд ли.

Но дело даже не в этом. Для возврата первой ступени, например, боковых блоков «Ангары-А5», отделяющихся на высоте примерно 80 км, вполне достаточно парашютной системы, давно отработанной и многократно испытанной. Вес каждого блока первой ступени — 10,4 тонны. Немного больше, чем БМД-1 (7,2 тонны), но вполне посильно. Парашюты могут обеспечить торможение и плавное приземление, а при необходимости могут даже подрулить.

Однако для рекламных целей парашюты не годятся. Требуется именно зрелище, демонстрация, как ракета опускается на струе пламени, раскладывает опоры и садится на площадку на барже. Зрелище показано, а дальше можно перейти к тому, что ныне, так же как и в «историческом» пуске 27 августа 2025 года, Starship просто плюхается в океан.

После прополаскивания в океане ступень, конечно, идет в разборку. Вообще, при многократном использовании разгонных блоков с очень большими тепловыми и механическими нагрузками следует их разбирать и диагностировать на пригодность к повторному использованию. Тщательный осмотр и дефектоскопия деталей — не появилось ли каких микротрещин, которые могут привести к разрушению детали при втором запуске.

И тут в 2016 году Маск в своей презентации обещал, что ускоритель будет повторно использоваться тысячу раз! Я даже посмотрел его презентацию. Да, «1,000 uses per booster» — обещает Маск.


«Чудо техники» от Илона Маска с более или менее близкого расстояния. Как думаете, если вот это искупается в океане, будет ли пригодно к повторному употреблению?

Ну вот кто в это может поверить? Хорошо, если отдельные агрегаты ракетных двигателей перенесут 3–5 запусков. Какие-то элементы, такие как трубы или клапаны, наверное, могут выдержать 10–15 запусков. И не факт, что после запуска и возврата ступени весь комплект агрегатов окажется полностью пригоден и его не придется дополнять новыми частями. Тут, наверное, нужен некоторый опыт и исследование отработавших и возвращенных разгонных блоков, чтобы точно определить пригодность тех или иных его узлов к повторному или многократному применению.

Почему это всё затрагивается? Потому что у Маска на этом построена экономика запуска. При стоимости ускорителя в 230 млн долларов 1000 запусков дадут всего 230 тысяч долларов за запуск. Примерно 1 доллар за 53 цента за килограмм полезной нагрузки (150 тонн на НОО). Ура! Ура?! Если получится одну ступень запустить два раза, то выходит уже 766 долларов за кг. При однократном запуске — 1533 доллара за кг. Это, скажем так, себестоимость первой ступени, есть еще расходы на вторую ступень, на третью, еще кое-какие расходы, ну и прибыль, конечно.

Когда у вас ценник колеблется от 10 до 25 тысяч долларов за кг на НОО, то обещания Маска запустить 1 кг за 5–10 долларов, ну или даже за 100 долларов, вызывают ажиотаж. Коммерсанты начинают насиловать калькулятор, забывая, что в основание этих оценок заложено нереализуемое с технической точки зрения количество повторных пусков. Сомневаюсь, что металл выдержит столько раз. Можно, конечно, тайком начинять полетавший корпус ракеты новыми агрегатами, выдавая это за «повторный запуск». Но я сомневаюсь, что даже корпус выдержит столько раз.

Впрочем, что мы обсуждаем? У Starship пока что только десять запусков, шесть из которых были неудачными, со взрывами и разрушениями. Отсутствует предмет обсуждения.

Итоги, увы, не блестящие


Итак, в сухом остатке: 40%-ная надежность, суборбитальные прыжки с нагрузкой в десять раз меньше обещанной, двигатели с сомнительной тягой и еще более сомнительная их связка на манер «метелки», ну и в завершение всего прополаскивание возвращаемой ступени в точно заданной точке Индийского океана.

Это ни при какой погоде не тянет на исторический день в космонавтике. Скорее, это жалкие потуги Илона Маска представить себя более значительным, чем он является на деле.

В статье об «историческом» запуске еще затрагивалась тема широчайших космических далей, которые открывает суборбитальный прыжок Starship. Но об этом в другой раз, эта тема требует более обстоятельного рассмотрения.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    Сегодня, 04:18
    Всё равно Маск крут, но забавно конечно наблюдать за многодвигательными схемами после сверхмощного и надёжного лунного F-1. Или "сверхмощный" и "надёжный" вот в такенных кавычках должен быть?
    1. +3
      Сегодня, 05:09
      Цитата: Владимир_2У
      за многодвигательными схемами после сверхмощного и надёжного лунного F-1.

      Шедевр американского ракетостроения Сатурн-5 создавался для одной узкой задачи - отправки нескольких экспедиций на Луну, без планов её дальнейшего использования. Великолепная и очень дорогая ракета.

      В то же время Н-1 должна была стать рабочей лошадкой советской космонавтики, до 10 запусков в год. Круг задач предельно широк: выведение огромных блоков орбитальных станций, запуск аппаратов к другим планетам (в частности планировались посылка на Марс "тяжёлого марсохода" и автоматизированная доставка грунта с его поверхности на Землю), за 7-8 запусков Н-1 доставлять и собирать на орбите огромные ТМК (Тяжёлый межпланетный корабль), ещё для полётов к Марсу и Венере (первая экспедиция к Марсу планировалась в июне 1971-го года). А Луна советских ракетчиков особо не интересовала.
      1. 0
        Сегодня, 05:24
        Цитата: bya965
        А Луна советских ракетчиков особо не интересовала.

        В первую очередь она не интересовала С.П. Королёва, он мыслил куда масштабнее. Если бы он отказался от операции, то история советской космонавтики пошла бы своим оригинальным путем.
      2. +1
        Сегодня, 05:25
        Цитата: bya965
        Шедевр американского ракетостроения Сатурн-5 создавался для одной узкой задачи - отправки нескольких экспедиций на Луну

        Шедевр, шедевр. Только речь вообще то о двигателе... А уж для него то и без Луны задач нашлость бы. Тут важно что БЫ, Был бы он таки мощным и надёжным...

        Цитата: bya965
        В то же время Н-1 должна была стать рабочей лошадкой советской космонавтики, до 10 запусков в год.
        Ну смешно же, для невзлетевшей Н-1 целый ворох задач, а для успешного Сатурна Луна и один единственный Скайлэб. Вижу жёсткое противоречие...
        1. +1
          Сегодня, 05:37
          Цитата: Владимир_2У
          для успешного Сатурна Луна и один единственный Скайлэб. Вижу жёсткое противоречие...

          Нет никаких противоречий. Для США Лунная программа вышла чрезвычайно дорого и потратить еще больше на тот же Марс они не могли. В смысле конгресс зарубил бы такие расходы. И кстати в СССР отказ от Н-1 частично был обусловлен ее стоимостью. Это только Королёву было по силам продавить марсианскую программу.
          1. 0
            Сегодня, 05:54
            Цитата: Дырокол
            Для США Лунная программа вышла чрезвычайно дорого и потратить еще больше на тот же Марс они не могли. В смысле конгресс зарубил бы такие расходы.

            Вы и за конгресс подумали... Но вот только Вьетнамская война не помешала Лунной программе, а выход из войны очевидно же, помешал дальнейшему освоению пространства. Да один только престиж должен был подтолкнуть конгресс в сторону Марса. Уж не говоря об орбите.
            И вообще то значительная часть космических затрат идёт на РАЗРАБОТКУ и создание оснастки и старта, а тут слили серийный и типа выдающийся двигатель и всё прочее.
            1. +1
              Сегодня, 06:04
              Цитата: Владимир_2У
              Вы и за конгресс подумали...

              Это не я, это исторические исследования.
              Цитата: Владимир_2У
              Но вот только Вьетнамская война не помешала Лунной программе

              А как она могла помешать?
              Цитата: Владимир_2У
              Да один только престиж должен был подтолкнуть конгресс в сторону Марса.

              Престиж был восстановлен Лунной программой, далее то куда? СССР не ответил высадкой на Марс, поэтому и прикрыли расходы на мирный космос.
              Цитата: Владимир_2У
              а тут слили серийный и типа выдающийся двигатель и всё прочее.

              Двигатель без ракеты не летает, а Сатурн-5 оказался не нужен. США вполне хватало Титанов и Атласов. Даже Сатурн-1 особо не зашел.
              1. 0
                Сегодня, 06:35
                Цитата: Дырокол
                Это не я, это исторические исследования.
                Что конгрессу в уши надули, что историческим исследователям... Как версия.
                Цитата: Дырокол
                Но вот только Вьетнамская война не помешала Лунной программе

                А как она могла помешать?

                Т.е. огромные расходы на войну не могли помешать сверхдорогостоящей программе, а прекращение этик расходов очень стало мешать...

                Цитата: Дырокол
                Престиж был восстановлен Лунной программой, далее то куда? СССР не ответил высадкой на Марс, поэтому и прикрыли расходы на мирный космос.

                Вообще то Шаттлы это практически мирная программа, но самое смешное, что это изначально часть огромной программы и предназначена она была в основном снабжения орбитальных станций. Которых без сверхтяжа не построить laughing

                Цитата: Дырокол
                Двигатель без ракеты не летает, а Сатурн-5 оказался не нужен. США вполне хватало Титанов и Атласов. Даже Сатурн-1 особо не зашел.
                Ахаха, в принципе это показатель...
                Это ракета без двигателя не летает, потому что её строят вокруг двигателя. И движок с Сатурна прекрасно работал как в чистом виде, так и в модификации на Дельтах.
                1. 0
                  Сегодня, 06:52
                  Цитата: Владимир_2У
                  Т.е. огромные расходы на войну не могли помешать сверхдорогостоящей программе, а прекращение этик расходов очень стало мешать...

                  Почему нет? Расходы же разные по направлениям. Космос и дефенс, разные строчки.
                  Цитата: Владимир_2У
                  Которых без сверхтяжа не построить

                  Так и СШ задумывался как многоразовая система которая будет дешевле Сатурн-5.
                  Цитата: Владимир_2У
                  И движок с Сатурна прекрасно работал как в чистом виде, так и в модификации на Дельтах.

                  Ммм... Мне сложно сказать, что RS-27 является модификацией F-1. Компания разработчик конечно одна, и несомненно использовался опыт разработки F-1, но даже Н-1 не являлся семейством F-1.
                  1. +2
                    Сегодня, 07:00
                    Цитата: Дырокол
                    Ммм... Мне сложно сказать, что RS-27 является модификацией F-1. Компания разработчик конечно одна, и несомненно использовался опыт разработки F-1, но даже Н-1 не являлся семейством F-1.

                    Рука -лицо. Так то то и оно, что Н-1, посредственный двигатель, использовался, далее, а Ф-1 почему то нет... И да, глупость про то что без ракеты двигатель не нужен, глупостью и остаётся.

                    Цитата: Дырокол
                    Так и СШ задумывался как многоразовая система которая будет дешевле Сатурн-5.
                    Какой то марразм... Шаттл не мог выводить станции на орбиту, в отличие от Сатурна, он и не должен был заменять, он должен был обслуживать.
                    Цитата: Дырокол
                    Т.е. огромные расходы на войну не могли помешать сверхдорогостоящей программе, а прекращение этик расходов очень стало мешать...
                    Почему нет? Расходы же разные по направлениям. Космос и дефенс, разные строчки.

                    Т.е. вы даже не в курсе что бюджет, откуда и оборона и космос, он для страны един. Ой...
                  2. +1
                    Сегодня, 07:27
                    https://topwar.ru/95743-intervyu-dmitriy-konanyhin-o-makaronnom-monstre-ilona-maska-serezno.html

                    Вот статья 2016 года, где эксперд раскатал Фалькон 8 и назвал проект многоразовых кораблей В то же время сама идея посадки первой ступени ракеты-носителя на планету Земля, по моему глубочайшему убеждению, является мертворожденным уб лю.дком.
                    Вот сейчас автор рассуждает про "многоразовость" как 10 лет назад.
                    Назвал Королёвскую Н-1 ошибкой. Королев считал, что именно множество двигателей даст необходимую надежднось, так как выход из строя даже нескольких не приведет к потере ракеты, тем самым повышая надежность. Гений потому что был. Маск исходит тоже из этих позиций. Более того, Маск ни раз упоминал Н-1 как источник вдохновения. Сравнивать редко летающую Анагару с неготовым проектом вообще какой смысл непонятно.
    2. -1
      Сегодня, 05:11
      Цитата: Владимир_2У
      забавно конечно наблюдать за многодвигательными схемами после сверхмощного и надёжного лунного F-1

      Сравните удельную тягу, у Raptor 2 141, у F-1 77. Для Super Heavy потребуется 11 F-1 с общей массой 99 тонн, тогда как 33 Raptor 2 это всего 53 тонны.
      1. 0
        Сегодня, 05:40
        Цитата: Дырокол
        Для Super Heavy потребуется 11 F-1 с общей массой 99 тонн, тогда как 33 Raptor 2 это всего 53 тонны

        А вы ничего не напутали? Потому что массу Раптора вы посчитали без оборудования. А Ф-1 полную. Я вот не нашёл массу Ф-1 без оборудования...
        А так 11 против 33 по массе и выходят как 99 и 94. Круто, очень большой прогресс... Но не это важно, важно то, что мметь мощнейший двигатель, и никак его больше не использовать... Что то тут подозрительно....
        1. -2
          Сегодня, 05:58
          Цитата: Владимир_2У
          А вы ничего не напутали?

          Нет
          Цитата: Владимир_2У
          Потому что массу Раптора вы посчитали без оборудования. А Ф-1 полную.

          Про какое оборудование речь?* Есть данные по удельной тяге, у Raptor 2 она 141, Raptor 3 она 200, у F-1 83 (ранее ошибся).
          1. -1
            Сегодня, 06:03
            Цитата: Дырокол
            Про какое оборудование речь?* Есть данные по удельной тяге, у Raptor 2 она 141, Raptor 3 она 200, у F-1 83 (ранее ошибся).

            Хм, странно, какое то такое оборудование, не специалист.
            Так, масса первого Raptor — 2080 кг (самого по себе) и 3630 кг (с учетом оборудования, которое соединяет его с космическим кораблем). Масса Raptor 2 — 1630 и 2875 кг соответственно

            Но по первой паре ссылок по строке "Raptor 2 масса" это оборудование упоминается.
            А вы где нашли? А то припоминаю ваше избирательное зрение...
            1. -2
              Сегодня, 06:09
              Цитата: Владимир_2У
              с учетом оборудования, которое соединяет его с космическим кораблем

              А при чем тут это оборудование если это часть ракеты. Вы же не учитываете массу моторамы (соединяющую авиационный двигатель с самолетом) в характеристики авиадвигателя.
              Цитата: Владимир_2У
              А вы где нашли?

              Повторяю, у всех двигателей есть характеристика "удельная мощность", для РД это "удельная тяга" соотношение массы двигателя к тяге. Сравните удельную тягу у двух двигателей и откроется вам истина.
              1. 0
                Сегодня, 06:14
                Цитата: Дырокол
                А при чем тут это оборудование если это часть ракеты.

                Однако эта масса упоминается и не в одном источнике. Зато про Ф-1 только полная масса.
                Цитата: Дырокол
                Вы же не учитываете массу моторамы (соединяющую авиационный двигатель с самолетом) в характеристики авиадвигателя.
                А с чего вы решили, что это не учитывается ВООБЩЕ?

                Цитата: Дырокол
                Повторяю, у всех двигателей есть характеристика "удельная мощность", для РД это "удельная тяга" соотношение массы двигателя к тяге. Сравните удельную тягу у двух двигателей и откроется вам истина.

                В общем ссылок не будет. Понятно...
                Вот только в это оборудование могут входить и гидроаккумуляторы, расходные бачки для всяких жидкостей и масса оборудования без которого двигатель вообще работать не будет. А может, зная амеров, и турбонасосы не посчитали, а что?
                1. 0
                  Сегодня, 06:36
                  Цитата: Владимир_2У
                  Однако эта масса упоминается и не в одном источнике. Зато про Ф-1 только полная масса.

                  Понятно, считать вы не хотите. Тяга Rocketdyne F-1 в вакууме 7700 кН или 785 тонны-силы, удельная тяга при этом 83. Таким образом масса двигателя составляет 9458 кг.
                  Ссылка: https://en.wikipedia.org/wiki/Rocketdyne_F-1. В других источниках данные такие же.
                  Тяга Raptor 2 на уровне моря 2260 кН или 230 тонны-силы, удельная тяга при этом 141,1. Таким образом масса двигателя составляет 1630 кг.
                  Ссылка: https://en.wikipedia.org/wiki/SpaceX_Raptor
                  Доступно?
                  1. 0
                    Сегодня, 06:45
                    Цитата: Дырокол
                    Понятно, считать вы не хотите. Тяга Rocketdyne F-1 в вакууме 7700 кН или 785 тонны-силы, удельная тяга при этом 83. Таким образом масса двигателя составляет 9458 кг.

                    Т.е. вы прямо игнорируете то, что для удельной тяги Ф-1 считают ПОЛНУЮ массу, а для Раптора-2 массу без оборудования, без которого двигатель не будет работать.

                    https://www.ixbt.com/news/2024/08/11/1-5-spacex-raptor-3.html?ysclid=mfg9143pe672991939
                    https://ru.wikipedia.org/wiki/Raptor_(%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C)

                    Доступно, что вы используете мошеннический приём?
                    1. 0
                      Сегодня, 06:59
                      Цитата: Владимир_2У
                      Т.е. вы прямо игнорируете то, что для удельной тяги Ф-1 считают ПОЛНУЮ массу.

                      Чем вы это можете подтвердить?
                      Цитата: Владимир_2У
                      Доступно, что вы используете мошеннический приём?

                      В чем мошенничество? Есть данные по удельной тяге, есть данные по тяге, делим одно на другое и получаем массу.
                      1. 0
                        Сегодня, 07:13
                        Цитата: Дырокол
                        Цитата: Владимир_2У
                        Т.е. вы прямо игнорируете то, что для удельной тяги Ф-1 считают ПОЛНУЮ массу.

                        Чем вы это можете подтвердить?

                        Тем, что для Раптора введён параметр массы без оборудования, а для Ф-1 такого параметра нет. И расчёт ведёте без учёта этого параметра. Вот найдите такой параметр для Ф-1, и тогда считайте.

                        Цитата: Дырокол
                        В чем мошенничество? Есть данные по удельной тяге, есть данные по тяге, делим одно на другое и получаем массу.
                        Вот только если считать с оборудованием, без которого работа двигателя невозможна, то данные будут значительно хуже. А так как вы это уже демонстративно игнорируете, то это и не мошенничество даже а наглое попирание элементарного здравого смысла.
                        Ну или у вас уровень такой, моральный ли, какой то ещё...
                        Кстати, моторама для самолётов, значительно легче собственно двигателя, десяток, полтора процентов от массы, а не больше трети, как вы пытались представить.
    3. 0
      Сегодня, 05:13
      B J2 который успешно у них безотказно якобы летал на 2 или 3 ступени или на обоих (непомню и смотреть лень). Который ни разу до реального пуска с экипажем не проходил тестирования собственно в вакууме, где и должен был работать! lol Вот это ваще упомрачительные технологии good laughing
      И после этого всего - все что они шмагли. Сделать бак морковку и 2 ТТ ускорителя. Мощьности которых не хватало и сам шатл помогал всеми движками от морковки. Верх технологий!
      Посадили людей на бочку с порохом - пущай полетают (с)
  2. +1
    Сегодня, 04:44
    Очень правильная и логичная статья. Сам думал написать нечто подобное, потому что, по сути, Маск повторяет принципиальную ошибку программы "Спейс Шаттл" - ну, отсутствуют сегодня технические предпосылки для создания дешевого многоразового космического корабля&ракеты-носителя.
    1. +1
      Сегодня, 05:13
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Маск повторяет принципиальную ошибку программы "Спейс Шаттл

      у СШ многоразовым был только челнок и ошибкой программы СШ был выбор топливной пары.
      1. Я не говорю, что Маск дублирует программу Спейс Шаттл. Я говорю, что он повторяет принципиальную ошибку той программы
  3. -2
    Сегодня, 04:45
    Мне понравился разбор космической деятельности Илона Маска. И нам не надо обезьянничать повторяя путь Маска. У нас была космическая система Лавочкина "Буря" которая была доведена до практического воплощения совершив несколько полётов. Другой момент это система или проект "Спираль" будущего проекта "Бурана". Если "Спираль" сделать не одноместным а от трёх до шести местным то получится вполне приличный многоразовый корабль космоплан. Его можно запускать как на ракета носителе "Союз" семёрки Королёва так и на системе "Буря", или с самолёта носителя. Вес "Спирали" будет не более 3 тонн как у корабля "Союз". Отзывы офицеров обслуживающих "Бурю" в то время были хорошими, но потянуть две системы Королёва и Лавочкина страна не могла.
    Поженив "Бурю" со "Спиралью" это будет чисто российский путь в космонавтике а не подглядывать за Маском и не пытаться повторять за ним. soldier
    1. +1
      Сегодня, 04:54
      Цитата: Солдатов В.
      Если "Спираль" сделать не одноместным а от трёх до шести местным

      То зачем, самый главный вопрос?
      1. -4
        Сегодня, 05:01
        Может я не прав, но если эта система будет относительно недорогой, то когда появится наша чисто российская космическая станция то к ней можно летать чаще чем сейчас на МКС. В космосе можно получать новые материалы как для техники так и для медицины. Такой космический заводик или фабрика. hi
        1. 0
          Сегодня, 05:21
          Цитата: Солдатов В.
          Может я не прав, но если эта система будет относительно недорогой

          Создать недорогую систему доставки человека на орбиту можно. Но какой в ней смысл? На орбиту нужно доставлять грузы дешево, тот же самый космический заводик.
          1. -1
            Сегодня, 05:29
            Пока "Прогресс" космический грузовик имеет грузоподъёмность 2 с половиной тонны. И потом кто мешает также сделать грузовую версию "Спирали"?
            1. 0
              Сегодня, 05:32
              Цитата: Солдатов В.
              И потом кто мешает также сделать грузовую версию "Спирали"?

              Если вы имеете в виду систему создаваемую в те годы, то характеристики системы "Спираль". Не годилась она десятки тонн поднимать на орбиту.
              1. 0
                Сегодня, 05:37
                Ну никто не будет повторять "Спираль", а взять за основу можно, " Буран" использовал же наработки рабочего макета "Спирали".
                1. 0
                  Сегодня, 05:40
                  Цитата: Солдатов В.
                  Ну никто не будет повторять "Спираль", а взять за основу можно

                  Нет. Первая ступень взлетающая по самолетному откровенно не годится для грузовых миссий. Огромная масса на развитые аэродинамические поверхности просто не позволит это сделать.
        2. +1
          Сегодня, 07:10
          Так одноразовая ракета будет куда дешевле. У Спирали была чисто военная направленность, это был прототип боевого космического самолёта
  4. +2
    Сегодня, 04:59
    в активе ракеты-носителя Starship всего 10 запусков с апреля 2023 года по август 2025 года
    Для сравнения, «Ангара-А5» сделала пять запусков

    Для сравнения следует указать и период за который «Ангара-А5» сделала пять запусков и каков итог для всей системы, готова она к эксплуатации или нет.
    Маск применил на своей ракете схему, на которой в свое время погорел с лунной ракетой Н-1 великий Сергей Королев

    С.П.Королев не погорел, а не успел доработать ибо умер, а после него систему Н-1 просто закрыли. В последнем запуске был достигнут явный прогресс. И для тех времен четыре запуска это чрезвычайно мало.
    Подобная «метелка» всегда будет уступать в надежности схемам, использующим всего несколько двигателей

    Из всех десяти запусков к Super Heavy меньше всего претензий, уже в пятом запуске Super Heavy успешно «села» на манипуляторы Mechazilla.
    поскольку требуется дополнительное оборудование и остаток топлива на маневрирование, и всё это исключается из полезной нагрузки

    ВСЕ ракеты заправляют с определенным избытком (гарантированный запас топлива) и у всех ракет в первой ступени при падении остаются тонны топлива (основная претензия экологов к ракетам).
    Однако для рекламных целей парашюты не годятся. Требуется именно зрелище

    Парашюты не годятся для управляемой посадки, зрелищность тут не при чем.
    Сомневаюсь, что металл выдержит столько раз.

    Для этого существуют расчеты, все сомнения должны высказываться после просмотра расчетов на нагрузки конструкции. А на пустом месте такие заявления сомнительны.
    Отсутствует предмет обсуждения.

    Касаемо Super Heavy в девятом полете было повторное использование Super Heavy B14, оесть чего обсуждать.
    Скорее, это жалкие потуги Илона Маска представить себя более значительным, чем он является на деле.

    Жалкие потуги по сравнению с чем?
    1. -1
      Сегодня, 05:40
      Цитата: Дырокол
      С.П.Королев не погорел, а не успел доработать ибо умер, а после него систему Н-1 просто закрыли. В последнем запуске был достигнут явный прогресс. И для тех времен четыре запуска это чрезвычайно мало.

      на 4 пуске емнип 1 ступени не хватило пары секунд до отделения. Т.е. фактически 1-2 пуска и она бы пусть не 100% но могла лететь. Более того были готовы еще 2 ракеты. и Непонятно, если хотели прикрыть изначально - зачем восстанавливали почти уничтоженный стартовый комплек после аварии?
      Ну если ударится в конспирологию - то очень много фактов этой темной истории, что причина - лунная сделка. Это как в анегдоте про Петьку и Василь Иваныча.
      Переплывают они Дон. Доплыли до середины.
      Петька - Василь Иваныч все! Не могу больше. Сил нет!
      Василь Иваныч - Хорошо Петька. Так и быть. Поплыли обратно!
      1. +1
        Сегодня, 05:43
        Цитата: Алексей_12
        если хотели прикрыть изначально - зачем восстанавливали почти уничтоженный стартовый комплек после аварии?

        Не собирались ее изначально прикрывать. Ее закрыл Глушко после смерти Королёва. Нет там никакой конспирологии, а обычные неприязненные отношения между Глушко и Королёвым.
        1. -2
          Сегодня, 05:49
          Цитата: Дырокол
          между Глушко и Королёвым.

          Да, там много дров поломали. ТАм еще и Челомей с Янгелем. Истории известные. Может как в итоге и к лучшему. Нам то грех жаловаться. На Союзах, Протонах летаем до сих пор - хотя технически это давно уже другие ракеты. Да и много чего от знаменитой сотки пошло. Многие ой типа Россия ничего не умеет, только как на наработках СССР летать. А что с дураками то такими спорить то. Ничего не доказать, а опустишься до них- задавят опытом (с). Американцы скока раз пытались сделать двигатель с замкнутым циклом и что это невозможно. А мы на них уже летали и т.д.

          Я когда увидел это чудо от маска аля Н-1 - я просто ржал laughing good

          У нас НК-33 стали прородителями целого семейства даже при закрытии самого РН. А у них что? и аполлон прикрыли и движков нет laughing (ой. РН Сатурн 5 имелся в виду, но я думаю поняли)
          1. +4
            Сегодня, 06:18
            Цитата: Алексей_12
            Я когда увидел это чудо от маска аля Н-1 - я просто ржал

            Над ним постоянно "ржут", сначала над Falcon-9, потом над Falcon Heavy, сейчас над Super Heavy Starship.
            1. 0
              Сегодня, 06:20
              Да я ржал не в том плане. Что все новое - хорошо забытое старое (с) Это линее доказательство тому, что схема Н1 - не така уж и ущербная была. Хотя на тот момент это был предел наших возможностей и шаровые баки не от хорошей жизни в ней стояли и куча НК15/33
              З.Ы, Если что - не я минуса... не ставил.
              1. +1
                Сегодня, 06:38
                Цитата: Алексей_12
                доказательство тому, что схема Н1 - не така уж и ущербная была

                Схема Н-1 была сложна, несомненно, но не ущербна. И как можно было заявлять о ущербности, если весь цикл испытаний не был пройден.
                1. -1
                  Сегодня, 06:46
                  Цитата: Дырокол
                  Схема Н-1 была сложна, несомненно

                  Не от хорошей жизни. Баки мы могли сферической формы делать, но не цилиндрической. Поэтому и пришли к такой схеме. И она почти взлетела.
  5. -1
    Сегодня, 05:05
    Требуется именно зрелище, демонстрация, как ракета опускается на струе пламени, раскладывает опоры и садится на площадку на барже

    The Show Must Go On (c) Queen
    Как в мультиках и фильмах! Нужн одать пиплу, что он хавать любит. А физику - "подкрутить" где нада.
    Маск не более чем балабол и рекламщик. И правильно в статье замечено про дефектоскопию. Разобрать/собрать, вявить дефекты, заменить косяки - это по стоимости - как собрать новую. И иметь целый спектр такого оборудования под разные виды материалов.
    1. +1
      Сегодня, 05:14
      Цитата: Алексей_12
      физику - "подкрутить" где нада.
      Маск не более чем балабол и рекламщик.

      К сожалению не могу согласиться...спутники
      "Старлинк" над нашими головами балабольством не назовёшь. request
      Недооценивать Маска не стоит...да он много рекламы пускает, эксперментирует...но дорогу осилит идущий...надо брать от него все полезное для нас...и топтать его как конкурента не очень хорошо.
      1. -1
        Сегодня, 05:17
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        К сожалению не могу согласиться...спутники
        "Старлинк" над нашими головами балабольством не назовёшь.

        ЗАпустить кусок пластика и метала это не все равно, что запустить туда человека.
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        и топтать его как конкурента не очень хорошо.

        А кто его топчет? Уж точно не я. Это задача петухов топтать laughing
        Что-то анекдот вспомнился.
        Мужик продает петуха. Рекламирует в пух и прах. Кричит вовремя вместо будильника. Кур топчет как не в себя и т.д.
        Его спрашивают - а чтож ты тогда его такого золотого то продаешь?
        Мужик - да на меня заглядываться начал lol
        1. 0
          Сегодня, 05:22
          До эры полётов человека в дальний космос ещё очень и очень далеко. smile А кусок металла и пластика в космосе под управлением человека это уже достижение и очевидный прогресс.
          Я очень хочу видеть наши достижения в космосе...наши Старлинки, наши Орбитальные станции, наших космонавтов на своих российских кораблях в космосе...а не на каких то там МКС.
          Но всему свое время. smile
          1. 0
            Сегодня, 05:27
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            в космосе под управлением человека это уже достижение и очевидный прогресс.

            ВВП хорошо ответил на один вопрос про илона. Кто первым будет на марсе? Он сказал все точно. Усмехнулся своей улыбкой с хитринкой. "Машины". Коротко, емко и по делу. good
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            Я очень хочу видеть наши достижения в космосе.

            Да кто против. Просто сейчас не до этого. Пока не до этого. Вон новостей по ядерному тягочу уже с начала СВО нет. Хотя рапортовали, что на МКС успешно было испытано капельное охлаждение. Умеем мы все. Просто печатного станка у нас под рукой нет.
    2. +4
      Сегодня, 05:18
      Цитата: Алексей_12
      Маск не более чем балабол и рекламщик.

      Т.е. балабол и рекламщик подмял под себя практически весь рынок космических запусков и создал космическую систему связи на зависть всем?
  6. +3
    Сегодня, 05:08
    На чем они там вообще летают?!
    Один известный руководитель, спец по батутам и хохломе тоже примерно так говорил. В результате где теперь наш Роскосмос и где НАСА. Дорогу осилит идущий(С).
  7. +5
    Сегодня, 05:19
    Предлагаю не хавать комбикорм с первого канала на тему "Маск шарлатан", а обратиться к фактам. Кто создал и осуществил запуск всех спутников старлинк?Кто лидер по запуску коммерческих спутников в мире?В 2024 году общее число коммерческих космических запусков составило более 260, что стало новым мировым рекордом, а компания SpaceX провела около 130 запусков с использованием многоразовых ракет Falcon 9. "Роскосмос" осуществил 17 успешных запусков, в основном с космодромов Байконур и Плесецк. Ждемс прорывного атомного буксира от роскосмоса
    1. 0
      Сегодня, 07:40
      Предлагаю не хавать комбикорм с первого канала на тему "Маск шарлатан", а обратиться к фактам.

      они никогда не согласятся с тем что Маск что то делает...
  8. +1
    Сегодня, 05:25
    Автор ничего не понимает походу.
    Всё наладят, и американцы уже 10-й раз посетят Луну :))
    И создадут на Луне свою базу.

    Когда у Маска не было ракеты, и он как нищий просил у России проект ракеты.
    Но наши послали его подальше.
    Потом Рогозин - пусть на батуте попрыгнет :))
    И что? Сейчас супер ракета Старшип уже успешно испытан.
    А простые ракеты давно летают и выводят многотысячные спутники на орбиту... :))
    1. +2
      Сегодня, 06:00
      А рогозя почему то не топчет зону
  9. +1
    Сегодня, 05:27
    Статья Андрея Митрофанова «Успешный полёт Starship-Super Heavy: новая реальность, которая изменит всё» меня сильно удивила

    Это очередная "митрофановщина" и удивляться ей нечего. Стиль такой фирменный у него.
    1. -1
      Сегодня, 05:52
      Цитата: Дилетант
      Статья Андрея Митрофанова «Успешный полёт Starship-Super Heavy: новая реальность, которая изменит всё» меня сильно удивила

      Это очередная "митрофановщина" и удивляться ей нечего. Стиль такой фирменный у него.

      А вы прочтите всю статью Митрофанова. Дальше первого параграфа
      1. +1
        Сегодня, 07:12
        Я читал. Бред, если коротко
      2. 0
        Сегодня, 07:33
        А почему вы считаете, что я должен перед вами отчитываться? Вам нравится - ваше дело. А мне НЕ нравится. И это мое дело и я даю свою оценку творчества г-на Митрофанова.
  10. -1
    Сегодня, 05:33
    Цитата: Алексей_12
    новостей по ядерному тягочу уже с начала СВО нет.

    Пока не решим вопрос с Украиной...ресурсы страны сейчас брошены на более первоочередную задачу...надеюсь военка даст дополнительный импульс по космосу нашей стране...what
    Так было уже не раз...военные задачи тянули за собой развитие гражданской отрасли.
  11. +2
    Сегодня, 05:50
    Дмитрий прочитал только первую часть той статьи? А ведь самое интересное и страшное для нас идёт со второго параграфа.
    Уже сейчас у одного старлинка 10тыс спутников на орбите. И они очень сильно усложняют жизнь на фронте и в тылу. Скоро их будет десятки тысяч. И это только одна компания одной страны
    1. 0
      Сегодня, 07:25
      Уже сейчас у одного старлинка 10тыс спутников на орбите.

      а Маск еще обещает выпустить свой смартфон с подключенным к нему Старлинком...
      вот это будет ж.опа - все провайдеры у нас будут посланы вдаль...
    2. Комментарий был удален.
  12. +1
    Сегодня, 05:52
    Цитата: Дмитрий Верхотуров
    реальная тяга изделий Маска не менее чем на порядок меньше заявленных характеристик.

    Тоже мне, секрет Полишинеля! Да об этом в Бокачихе каждому мексиканскому гастарбайтеру известно. Скажу больше: каждая старбейзовская робособака знает, что вместо жидких кислорода и метана в систему закачиваются газообразные, чисто для того, чтобы "силосная башня" не рухнула под собственным весом и хоть как-то сохраняла форму. А сам корабль склеен из пенопластовой потолочной плитки (бустер -- вообще из папье-маше!). И корабль и бустер оклеены фольгой из сигаретных пачек, для имитации нержавейки. Это точно. А иначе как бы ракета оторвалась от стартового стола, если при "тяга изделий Маска не менее чем на порядок меньше" ее тяговооруженность была бы менее 0,2? А она ж, зараза, летит! (неужели лишь компьютерная графика? - как вариант?)
    Цитата: Дмитрий Верхотуров
    Не стану сейчас делать расчеты тяги для такого прыжка...

    А чё так? Не, у меня тоже с математикой не очень, но тут и считать-то особо нечего, можно и в уме прикинуть.
    В общем, ребята, я (здесь смайлик "под столом, катаюсь и икаю").
    Ну, а если без иронии и сарказма, то старшип для нас не подарок даже в одноразовом варианте второй ступени. Всегда найдется что-то военное и враждебное нам, что они смогут таскать задешево на орбиту, в товарных количествах. И пусть не по 200 тонн за раз, а по 100. И пусть не по 10 баксов за кило, а по 100. Фигово, как ни крути.
    Все урряяякловские предвосхищения автора из статьи комментировать просто лень.
  13. 0
    Сегодня, 06:54
    Полёты маска, как и вся космическая программа отдаёт шарлатанством и видеомонтажем
  14. +1
    Сегодня, 07:20
    Итак, в сухом остатке: 40%-ная надежность,

    автор, а где у вас репрезентативная выборка наблюдений???
    был ГОСТ по тому как мы считали показатели надежности технических средств, ГОСТ - "нынешние" - отменили, а вы вероятность считаете - из 10 запусков...
    ну, кто еще, что придумает?