Сколько стоит полететь на Falcon 9

1 184 6
Сколько стоит полететь на Falcon 9
ДДля начала, впечатляющий снимок посадки первой ступени Falcon 9. Адепты Маска в восторге. На фото ступень под номером В1076, это ее третий полет 27 февраля 2023 года, через 48 дней после второго полета, 10 января 2023 года. Эта ступень сделала 21 полет, из них самый недавний 21 февраля 2025 года, и все еще в строю — ожидает новой миссии.


Поскольку тема Илона Маска и его бороздящих просторы космоса кораблей весьма будоражит публику, я решил продолжить анализ этой темы, только уже касаясь его ракеты-носителя Falcon 9 с возвращаемыми ступенями. Оказалось, что адепты Маска, по неспособности к анализу или умышленно, постоянно смешивают явно неудачную разработку тяжелой ракеты-носителя, которая пока еще не долетела даже до НОО, с многократно летающей Falcon 9. Происходит постоянная подмена как самого предмета обсуждений, так и подмена понятий, что, в общем, первый признак недобросовестности. Возможно, адепты Маска искренне веруют, что такой подменой они кого-то в чем-то убедят, но пока что убедили только в том, что в обсуждении с ними надо постоянно следить за своим кошельком.



Сроки оборота


Как уже не раз говорилось, если в какой-то теме начинаются различные театральные эффекты — изучайте детали, ибо в них самое интересное. Наверное, в космонавтике не было больше другой темы, в которой было бы больше театральных эффектов, чем по поводу возвращаемой ступени ракеты Falcon 9.

Чего только про нее не говорили! Однако я взял список возвращаемых ступеней, которые у Маска пронумерованы и указано, какие полеты и с чем именно совершила каждая ступень, и стал рассматривать. Первое, что бросается в глаза, — срок оборота в днях.

Самая первая ступень В1021, которая впервые совершила два полета, сначала летала 8 апреля 2016 года, потом 30 марта 2017 года, через 365 дней. Другая ступень В1023 — 27 мая 2016 года и 6 февраля 2018 года, через 620 дней.

Потом дело пошло веселее, появилась версия Block 5, которых было, по состоянию на 3 сентября 2025 года, изготовлено 52 штуки. В том числе 29 уже пали смертью храбрых: 20 были израсходованы, то есть запущены без возвращения — такой режим тоже возможен, 6 были потеряны при неудачной посадке, 3 потеряны при возвращении. Итого — 23 ступени в строю.


Вот теперь начинается интересная статистика. Поскольку база данных очень большая, для анализа я взял запуски только за январь 2025 года. В этот месяц было 13 запусков, в том числе 8 — со «Старлинком» на борту, остальные с другой нагрузкой. Запуски шли через каждые 2–3 дня, иногда три дня подряд (13–15 января) или по два запуска в один день (10 и 21 января). Конвейер, в общем.

Нам как изображают возвращаемость ступени Falcon 9: ступень приземлилась, ее проверили, и чуть ли не на следующий день она готова к полету. Это либо незнание деталей, либо сознательное введение в заблуждение. Даже новейшие ступени летают повторно в среднем через 30–40 дней. Срок оборота в 21 день был рекордным. Поэтому в январских запусках было использовано 12 разных ступеней, и только одна — В1073 полетела повторно. Первый январский запуск (20-й запуск в послужном списке ступени) был 4 января 2025 года, а второй январский (21-й запуск и полет в один конец) был 30 января 2025 года, или через 26 дней. Эта ступень использовалась в течение 992 дней, то есть в среднем через 49 дней.

И таких примеров можно насобирать порядочно. Например, В-1063, которая летала 27 раз и все еще в строю (первый — 21 ноября 2022 года, 27-й по счету — 26 августа 2025 года), имела длинные промежутки между полетами. К примеру, между 26-м и 27-м полетами — 83 дня, между 25-м и 26-м полетами — 37 дней, между 2-м и 3-м — 186 дней. В 2025 году срок оборота ступени сокращался, но для каждой отдельной ступени могли быть очень разнообразные интервалы.

Вот теперь пусть адепты Илона Маска и пояснят, зачем нужны эти паузы в запусках, да еще неравномерные по протяженности, и что в это время со ступенью делают. Разумеется, что-то делают, не любуются же на нее месяцами.

Единственное объяснение таким паузам в запусках возвращаемых ступеней — разборка. Ступень разбирают и собирают снова. Завод-изготовитель, к примеру, получив вернувшийся двигатель, довольно быстро его перебирает, заменяя неудовлетворительные части новыми. Разница в сроках оборота разных ступеней связана с изготовлением запчастей. Некоторая часть узлов и агрегатов, несомненно, заменяется на новые после каждого же запуска. Первоначально нужные запчасти изготовлялись по заказу, что и приводило к длинному сроку оборота, но потом набили руку и начали создавать запасы наиболее нужных запчастей, но бывает, что приходится изготовлять что-то еще, и получается незапланированная задержка.

Итого у них сейчас в строю 23 первых ступени по 9 двигателей на каждом — 207 двигателей в обороте. Плюс каждый запуск требует расхода второй ступени с одним двигателем, той же модификации, только с увеличенным соплом. Итого за январь 2025 года им пришлось перебрать 108 двигателей первых ступеней и израсходовать 13 двигателей вторых ступеней и 9 двигателей израсходованной ступени В1073.


Интереснейшее фото: рядком лежат три ступени: В1052, В1053, В1068, а правее, сбоку и подальше, лежит уже летавшая ступень со снятыми опорами. Три ступени в связке для тяжелой ракеты-носителя для запуска на геостационарную орбиту спутника ViaSat-3. По центру лежит В1068 — это единственный ее полет, по бокам лежат В1052 (8 полетов) и В1053 (3 полета), все ступени были израсходованы и не вернулись/size]


Источники экономии


Для чего вся возня? Для хорошей такой экономии денежных средств.

Каждый двигатель Merlin в 2022 году стоил 2,17 млн долларов. Соответственно, 9 двигателей первой ступени — 19,53 млн долларов или 54% стоимости первой ступени (вся ступень — 36,1 млн долларов).

Можно предположить два варианта. Первый — при возврате ступени вся начинка меняется на новую, остается только корпус, он же емкость для топлива и окислителя. В этом случае экономия на повторном использовании корпуса 16,6 млн долларов. Можно сравнить. Если взять 20 пусков, то безвозвратные пуски дали бы расход в 722 млн долларов, а 20 пусков только лишь с заменой двигателей — 390 млн долларов или 54% от стоимости безвозвратных пусков.

Второй — замена 40% деталей двигателей и пропорционально по стоимости. Поскольку Маск не настолько любезен, чтобы раскрыть нам свою бухгалтерию, придется воспользоваться примерными прикидками. В этом случае один раз двигатель стоит полную цену, а 19 других раз — 40% от номинала. Итого замена 40% деталей на 9 двигателях ступени — это 7,8 млн долларов расхода. Замена по 40% деталей 19 раз — 148,7 млн долларов, плюс 19,5 млн долларов стоимость комплекта. Итого затрат на 20 пусков — 167,7 млн долларов или 23,2% от стоимости безвозвратных пусков. Экономия более 70% расходов — это впечатляет!

Это весьма грубые прикидки, потому что, вероятнее всего, доля замены запчастей у него ощутимо ниже. Имея опыт 488 посадок и 4392 случаев обследования отработавших двигателей, не будет особенно трудно повысить надежность деталей и узлов, которые подвергаются наибольшим нагрузкам и снашиванию. И этот процесс явно происходил, судя по сокращению сроков оборота ступеней. Если у них 10% деталей на замену, то расходы на 20 запусков составят всего лишь 56,5 млн долларов или 7,8% от стоимости 20 безвозвратных запусков. Что там Маркс писал о сверхприбылях для капиталистов?

При этом, поскольку Falcon 9 — это «керосинка», к вящему огорчению многих фанатов Илона Маска, на пуск для первой ступени требуется 123500 кг керосина RP-1 по 2,3 доллара за кг и 287400 кг жидкого кислорода по 0,27 долларов за кг. Керосин — 284050 долларов, кислород — 77598 долларов, суммарно — 361648 долларов. Расходы на горючее составят на 20 пусков 7,2 млн. долларов.

Как им это удалось? Полагаю, что за счет контракта с RTX Corporation (Raytheon Technologies до 2023 года), в которую вошел производитель авиадвигателей Pratt & Whitney, вместе с производителем ракетных двигателей Rocketdyne, ранее купленном у Boeing). Взяв за основу систему диагностики и обслуживания военных реактивных двигателей, они адаптировали ее к ракетным двигателям. Это один из возможных вариантов. То же самое, может, с несколько большими трудностями, можно сделать на основе системы диагностики и обслуживания гражданских турбореактивных двигателей (в США это в основном двигатели Pratt & Whitney) через какую-нибудь фирму. Но это, безусловно, осуществимо.


Цех тот же самый, что и на предыдущем фото, и еще одна полетавшая ступень в процессе переборки со снятыми опорами

Как драть прибыли с бывших в употреблении ракет?


Что это дает в общем итоге? В 2023 году стоимость запуска Falcon 9 оценивалась в 69,85 млн долларов. Но, думаю, что в компании Маска говорят не всю правду, и это стоимость новой ракеты.

Даже в таком расчете в 529-м запуске 6 сентября 2025 года, когда было выведено 17500 кг полезной нагрузки, на 1 кг приходится 3991 доллар и 42 цента.

Из стоимости ракеты 51,7% или 36,1 млн долларов приходится на первую ступень, которая возвращается. Еще на Falcon 9 возвращаемый обтекатель, но его стоимость неизвестна. Часть затрат на первую ступень экономится за счет возврата. Попробуем это рассчитать. Для этого нам нужно среднее количество полетов на ступень.

Для серии В-1046 — В1059 (13 штук) — 81 полет или 6,2 полета в среднем.

Для серии В1060 — В1069 — 164 полета или 18,2 полета в среднем.

Для серии В1070 — В1079 — 140 полетов или 15,5 полетов в среднем.

Для серии В1080 — В1089 — 94 полета или 10,4 полетов в среднем.

Для серии В1090 — В1097 — 27 полетов или 3,8 полетов в среднем.

Последние две серии сравнительно мало летали, потому что они еще находятся в эксплуатации.

Итого в подсчете 47 ступеней, выполнивших 506 полетов или в среднем 10,7 полетов на ступень. Полная стоимость ступени — 36,1 млн долларов, девяти двигателей — 19,5 млн долларов, при замене 40% деталей — девять двигателей будут стоить 7,8 млн долларов, при замене 10% деталей — 1,95 млн долларов; корпус остается тот же. Один полет обходится в полную стоимость, а 9,7 других полетов из числа в среднем сделанных — в сокращенную стоимость.

Таким образом, при замене 40% деталей стоимость среднего количества полетов первой ступени составляет 111,76 млн долларов, а при замене 10% деталей — 55 млн долларов. Для сравнения, стоимость 10,7 безвозвратных пусков составила бы 386,27 млн долларов.

Через среднюю стоимость полета первой ступени с учетом рассчитанной экономии (10,4 млн долларов для замены 40% деталей и 5,1 млн долларов для замены 10% деталей) нетрудно подсчитать, во что примерно обходится Маску запуск одной ракеты. 33,7 млн долларов стоят безвозвратные части ракеты на каждый пуск и еще затраты на возобновление возвращенной первой ступени. Итого: для замены 40% деталей — 44,1 млн долларов (2520 долларов за килограмм), для замены 10% деталей — 38,8 млн долларов (2217 долларов за килограмм).

По сравнению с безвозвратным запуском, запуск по варианту замены 40% деталей дешевле на 1471 доллар или на 36,8%, по варианту замены 10% деталей — на 1774 доллара или на 44,4%.


Вообще, заводских фотографий не так много. Вот три полетавшие ступени, видимо, частично разобранные, но предусмотрительно снятые со стороны, с которой наиболее интересных деталей не видно

Это, конечно, очень грубые прикидки, основанные на открытых источниках и сведениях в них, возможно, неточных. У нас нет возможности учесть все затраты на запуск одной ракеты. Однако по части основных затрат уже видно немало. Просто выставляя «бывшую в употреблении» ракету-носитель по цене новой, Маск имеет возможность драть прибыли до 40%. Что там Маркс писал о сверхприбылях для капиталистов?

На этом пока остановимся. Если читателям будет интересно, то можно и дальше поизучать его ракетно-космический бизнес. «На глазок» Маск уже сейчас может иметь чистую прибыль от своего «Старлинка», но подсчетами мы займемся в другой раз.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    Сегодня, 04:35
    Просто выставляя «бывшую в употреблении» ракету-носитель по цене новой, Маск имеет возможность драть прибыли до 40%.

    Как говорил товарищ Сталин, правда немного wink по другому поводу: "Что делать, что делать? Завидовать будем!"
    1. +2
      Сегодня, 07:33
      При Рогозине в Роскосмосе, такие статьи выходили чаще и еще в придачу с рогозинскими платными комментаторами. Сам видимо писал и участвовал в комментариях, где его называли "журналист". Неужели Рогозин от скуки все еще финансирует такие статьи против Маска? laughing Интересно, как у него с батутом? Луна-25 не сниться в кошмарах? laughing
  2. +7
    Сегодня, 04:51
    Цитата: Владимир_2У
    "Что делать, что делать? Завидовать будем!"
    С состоянием дел в космической отрасли, завидовать только и остается
  3. +1
    Сегодня, 05:56
    Единственное объяснение таким паузам в запусках возвращаемых ступеней — разборка. Ступень разбирают и собирают снова.

    Зачем разбирать всю ступень? И возможно ли это? Достаточно осмотреть баки и проверить их давлением.
    Завод-изготовитель, к примеру, получив вернувшийся двигатель, довольно быстро его перебирает, заменяя неудовлетворительные части новыми. Разница в сроках оборота разных ступеней связана с изготовлением запчастей. Некоторая часть узлов и агрегатов, несомненно, заменяется на новые после каждого же запуска.

    Углубляясь в дебри достаточно посмотреть схему РД Merlin 1D и посмотреть, что в нем вообще может поломаться. Двигатель прост и все что там может сломаться это турбина насоса. Могут кавитировать лопатки. Ну и форсунки нужно прочистить ибо керосин оставляет нагар. Т.е. все обслуживание сводится к проверке подшипников турбины, ее лопаток и прочистке форсунок. Ну еще проверка фланцевых соединений трубопроводов с заменой прокладок если требуется.
    Ниже изображение этого агрегата в сборке и раздельно. Ничего сверхъестественного и дорогого в нем нет.
  4. +3
    Сегодня, 06:07
    Просто выставляя «бывшую в употреблении» ракету-носитель по цене новой, Маск имеет возможность драть прибыли до 40%. Что там Маркс писал о сверхприбылях для капиталистов?

    Как понимаю автор осуждает его за это? Допустим конкуренты просят за вывод спутника "Х" 80 млн. денег, а вы можете это сделать за 40 млн. денег. Выбор: предложить владельцу спутника "Х" сделать это за 40 млн денег или за 75 млн. денег? Наверное последнее выгоднее? А когда твои конкуренты оптимизировав расходы и уменьшив маржу снизят свои хотелки до 70 млн. денег, вы можете предложить и 65 млн. денег. Плюс у вас очень низкая страховка ибо у вас статистика по удачным запускам кратно превышает таковую у конкурентов.
    На счет "драть прибыли". Эти прибыли идут на "blackjack and hookers" или на испытание новой ракеты? Тоже важно так то...
  5. +4
    Сегодня, 06:56
    Адептом Маска не являюсь, но вот это "что адепты Маска, по неспособности к анализу", обвинение значительной части читателей ВО мягко сказано "неумности", ну так себе начало. Был бы минус, поставил.