Сколько стоит полететь на Falcon 9

6 606 94
Сколько стоит полететь на Falcon 9
Для начала, впечатляющий снимок посадки первой ступени Falcon 9. Адепты Маска в восторге. На фото ступень под номером В1076, это ее третий полет 27 февраля 2023 года, через 48 дней после второго полета, 10 января 2023 года. Эта ступень сделала 21 полет, из них самый недавний 21 февраля 2025 года, и все еще в строю — ожидает новой миссии.


Поскольку тема Илона Маска и его бороздящих просторы космоса кораблей весьма будоражит публику, я решил продолжить анализ этой темы, только уже касаясь его ракеты-носителя Falcon 9 с возвращаемыми ступенями. Оказалось, что адепты Маска, по неспособности к анализу или умышленно, постоянно смешивают явно неудачную разработку тяжелой ракеты-носителя, которая пока еще не долетела даже до НОО, с многократно летающей Falcon 9. Происходит постоянная подмена как самого предмета обсуждений, так и подмена понятий, что, в общем, первый признак недобросовестности. Возможно, адепты Маска искренне веруют, что такой подменой они кого-то в чем-то убедят, но пока что убедили только в том, что в обсуждении с ними надо постоянно следить за своим кошельком.



Сроки оборота


Как уже не раз говорилось, если в какой-то теме начинаются различные театральные эффекты — изучайте детали, ибо в них самое интересное. Наверное, в космонавтике не было больше другой темы, в которой было бы больше театральных эффектов, чем по поводу возвращаемой ступени ракеты Falcon 9.

Чего только про нее не говорили! Однако я взял список возвращаемых ступеней, которые у Маска пронумерованы и указано, какие полеты и с чем именно совершила каждая ступень, и стал рассматривать. Первое, что бросается в глаза, — срок оборота в днях.

Самая первая ступень В1021, которая впервые совершила два полета, сначала летала 8 апреля 2016 года, потом 30 марта 2017 года, через 365 дней. Другая ступень В1023 — 27 мая 2016 года и 6 февраля 2018 года, через 620 дней.

Потом дело пошло веселее, появилась версия Block 5, которых было, по состоянию на 3 сентября 2025 года, изготовлено 52 штуки. В том числе 29 уже пали смертью храбрых: 20 были израсходованы, то есть запущены без возвращения — такой режим тоже возможен, 6 были потеряны при неудачной посадке, 3 потеряны при возвращении. Итого — 23 ступени в строю.


Вот теперь начинается интересная статистика. Поскольку база данных очень большая, для анализа я взял запуски только за январь 2025 года. В этот месяц было 13 запусков, в том числе 8 — со «Старлинком» на борту, остальные с другой нагрузкой. Запуски шли через каждые 2–3 дня, иногда три дня подряд (13–15 января) или по два запуска в один день (10 и 21 января). Конвейер, в общем.

Нам как изображают возвращаемость ступени Falcon 9: ступень приземлилась, ее проверили, и чуть ли не на следующий день она готова к полету. Это либо незнание деталей, либо сознательное введение в заблуждение. Даже новейшие ступени летают повторно в среднем через 30–40 дней. Срок оборота в 21 день был рекордным. Поэтому в январских запусках было использовано 12 разных ступеней, и только одна — В1073 полетела повторно. Первый январский запуск (20-й запуск в послужном списке ступени) был 4 января 2025 года, а второй январский (21-й запуск и полет в один конец) был 30 января 2025 года, или через 26 дней. Эта ступень использовалась в течение 992 дней, то есть в среднем через 49 дней.

И таких примеров можно насобирать порядочно. Например, В-1063, которая летала 27 раз и все еще в строю (первый — 21 ноября 2022 года, 27-й по счету — 26 августа 2025 года), имела длинные промежутки между полетами. К примеру, между 26-м и 27-м полетами — 83 дня, между 25-м и 26-м полетами — 37 дней, между 2-м и 3-м — 186 дней. В 2025 году срок оборота ступени сокращался, но для каждой отдельной ступени могли быть очень разнообразные интервалы.

Вот теперь пусть адепты Илона Маска и пояснят, зачем нужны эти паузы в запусках, да еще неравномерные по протяженности, и что в это время со ступенью делают. Разумеется, что-то делают, не любуются же на нее месяцами.

Единственное объяснение таким паузам в запусках возвращаемых ступеней — разборка. Ступень разбирают и собирают снова. Завод-изготовитель, к примеру, получив вернувшийся двигатель, довольно быстро его перебирает, заменяя неудовлетворительные части новыми. Разница в сроках оборота разных ступеней связана с изготовлением запчастей. Некоторая часть узлов и агрегатов, несомненно, заменяется на новые после каждого же запуска. Первоначально нужные запчасти изготовлялись по заказу, что и приводило к длинному сроку оборота, но потом набили руку и начали создавать запасы наиболее нужных запчастей, но бывает, что приходится изготовлять что-то еще, и получается незапланированная задержка.

Итого у них сейчас в строю 23 первых ступени по 9 двигателей на каждом — 207 двигателей в обороте. Плюс каждый запуск требует расхода второй ступени с одним двигателем, той же модификации, только с увеличенным соплом. Итого за январь 2025 года им пришлось перебрать 108 двигателей первых ступеней и израсходовать 13 двигателей вторых ступеней и 9 двигателей израсходованной ступени В1073.


Интереснейшее фото: рядком лежат три ступени: В1052, В1053, В1068, а правее, сбоку и подальше, лежит уже летавшая ступень со снятыми опорами. Три ступени в связке для тяжелой ракеты-носителя для запуска на геостационарную орбиту спутника ViaSat-3. По центру лежит В1068 — это единственный ее полет, по бокам лежат В1052 (8 полетов) и В1053 (3 полета), все ступени были израсходованы и не вернулись/size]


Источники экономии


Для чего вся возня? Для хорошей такой экономии денежных средств.

Каждый двигатель Merlin в 2022 году стоил 2,17 млн долларов. Соответственно, 9 двигателей первой ступени — 19,53 млн долларов или 54% стоимости первой ступени (вся ступень — 36,1 млн долларов).

Можно предположить два варианта. Первый — при возврате ступени вся начинка меняется на новую, остается только корпус, он же емкость для топлива и окислителя. В этом случае экономия на повторном использовании корпуса 16,6 млн долларов. Можно сравнить. Если взять 20 пусков, то безвозвратные пуски дали бы расход в 722 млн долларов, а 20 пусков только лишь с заменой двигателей — 390 млн долларов или 54% от стоимости безвозвратных пусков.

Второй — замена 40% деталей двигателей и пропорционально по стоимости. Поскольку Маск не настолько любезен, чтобы раскрыть нам свою бухгалтерию, придется воспользоваться примерными прикидками. В этом случае один раз двигатель стоит полную цену, а 19 других раз — 40% от номинала. Итого замена 40% деталей на 9 двигателях ступени — это 7,8 млн долларов расхода. Замена по 40% деталей 19 раз — 148,7 млн долларов, плюс 19,5 млн долларов стоимость комплекта. Итого затрат на 20 пусков — 167,7 млн долларов или 23,2% от стоимости безвозвратных пусков. Экономия более 70% расходов — это впечатляет!

Это весьма грубые прикидки, потому что, вероятнее всего, доля замены запчастей у него ощутимо ниже. Имея опыт 488 посадок и 4392 случаев обследования отработавших двигателей, не будет особенно трудно повысить надежность деталей и узлов, которые подвергаются наибольшим нагрузкам и снашиванию. И этот процесс явно происходил, судя по сокращению сроков оборота ступеней. Если у них 10% деталей на замену, то расходы на 20 запусков составят всего лишь 56,5 млн долларов или 7,8% от стоимости 20 безвозвратных запусков. Что там Маркс писал о сверхприбылях для капиталистов?

При этом, поскольку Falcon 9 — это «керосинка», к вящему огорчению многих фанатов Илона Маска, на пуск для первой ступени требуется 123500 кг керосина RP-1 по 2,3 доллара за кг и 287400 кг жидкого кислорода по 0,27 долларов за кг. Керосин — 284050 долларов, кислород — 77598 долларов, суммарно — 361648 долларов. Расходы на горючее составят на 20 пусков 7,2 млн. долларов.

Как им это удалось? Полагаю, что за счет контракта с RTX Corporation (Raytheon Technologies до 2023 года), в которую вошел производитель авиадвигателей Pratt & Whitney, вместе с производителем ракетных двигателей Rocketdyne, ранее купленном у Boeing). Взяв за основу систему диагностики и обслуживания военных реактивных двигателей, они адаптировали ее к ракетным двигателям. Это один из возможных вариантов. То же самое, может, с несколько большими трудностями, можно сделать на основе системы диагностики и обслуживания гражданских турбореактивных двигателей (в США это в основном двигатели Pratt & Whitney) через какую-нибудь фирму. Но это, безусловно, осуществимо.


Цех тот же самый, что и на предыдущем фото, и еще одна полетавшая ступень в процессе переборки со снятыми опорами

Как драть прибыли с бывших в употреблении ракет?


Что это дает в общем итоге? В 2023 году стоимость запуска Falcon 9 оценивалась в 69,85 млн долларов. Но, думаю, что в компании Маска говорят не всю правду, и это стоимость новой ракеты.

Даже в таком расчете в 529-м запуске 6 сентября 2025 года, когда было выведено 17500 кг полезной нагрузки, на 1 кг приходится 3991 доллар и 42 цента.

Из стоимости ракеты 51,7% или 36,1 млн долларов приходится на первую ступень, которая возвращается. Еще на Falcon 9 возвращаемый обтекатель, но его стоимость неизвестна. Часть затрат на первую ступень экономится за счет возврата. Попробуем это рассчитать. Для этого нам нужно среднее количество полетов на ступень.

Для серии В-1046 — В1059 (13 штук) — 81 полет или 6,2 полета в среднем.

Для серии В1060 — В1069 — 164 полета или 18,2 полета в среднем.

Для серии В1070 — В1079 — 140 полетов или 15,5 полетов в среднем.

Для серии В1080 — В1089 — 94 полета или 10,4 полетов в среднем.

Для серии В1090 — В1097 — 27 полетов или 3,8 полетов в среднем.

Последние две серии сравнительно мало летали, потому что они еще находятся в эксплуатации.

Итого в подсчете 47 ступеней, выполнивших 506 полетов или в среднем 10,7 полетов на ступень. Полная стоимость ступени — 36,1 млн долларов, девяти двигателей — 19,5 млн долларов, при замене 40% деталей — девять двигателей будут стоить 7,8 млн долларов, при замене 10% деталей — 1,95 млн долларов; корпус остается тот же. Один полет обходится в полную стоимость, а 9,7 других полетов из числа в среднем сделанных — в сокращенную стоимость.

Таким образом, при замене 40% деталей стоимость среднего количества полетов первой ступени составляет 111,76 млн долларов, а при замене 10% деталей — 55 млн долларов. Для сравнения, стоимость 10,7 безвозвратных пусков составила бы 386,27 млн долларов.

Через среднюю стоимость полета первой ступени с учетом рассчитанной экономии (10,4 млн долларов для замены 40% деталей и 5,1 млн долларов для замены 10% деталей) нетрудно подсчитать, во что примерно обходится Маску запуск одной ракеты. 33,7 млн долларов стоят безвозвратные части ракеты на каждый пуск и еще затраты на возобновление возвращенной первой ступени. Итого: для замены 40% деталей — 44,1 млн долларов (2520 долларов за килограмм), для замены 10% деталей — 38,8 млн долларов (2217 долларов за килограмм).

По сравнению с безвозвратным запуском, запуск по варианту замены 40% деталей дешевле на 1471 доллар или на 36,8%, по варианту замены 10% деталей — на 1774 доллара или на 44,4%.


Вообще, заводских фотографий не так много. Вот три полетавшие ступени, видимо, частично разобранные, но предусмотрительно снятые со стороны, с которой наиболее интересных деталей не видно

Это, конечно, очень грубые прикидки, основанные на открытых источниках и сведениях в них, возможно, неточных. У нас нет возможности учесть все затраты на запуск одной ракеты. Однако по части основных затрат уже видно немало. Просто выставляя «бывшую в употреблении» ракету-носитель по цене новой, Маск имеет возможность драть прибыли до 40%. Что там Маркс писал о сверхприбылях для капиталистов?

На этом пока остановимся. Если читателям будет интересно, то можно и дальше поизучать его ракетно-космический бизнес. «На глазок» Маск уже сейчас может иметь чистую прибыль от своего «Старлинка», но подсчетами мы займемся в другой раз.
94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    18 сентября 2025 04:35
    Просто выставляя «бывшую в употреблении» ракету-носитель по цене новой, Маск имеет возможность драть прибыли до 40%.

    Как говорил товарищ Сталин, правда немного wink по другому поводу: "Что делать, что делать? Завидовать будем!"
    1. +10
      18 сентября 2025 07:33
      При Рогозине в Роскосмосе, такие статьи выходили чаще и еще в придачу с рогозинскими платными комментаторами. Сам видимо писал и участвовал в комментариях, где его называли "журналист". Неужели Рогозин от скуки все еще финансирует такие статьи против Маска? laughing Интересно, как у него с батутом? Луна-25 не сниться в кошмарах? laughing
      1. +8
        18 сентября 2025 08:21
        Вместо жонглирования кучей цифр, автор привел бы только пару - стоимость вывода 1 кг полезной нагрузки на орбиту у фалькона и у "семерки". Про число запусков за один период времени даже не прошу.
        1. +5
          18 сентября 2025 09:34
          Цитата: Добрый злыдень
          стоимость вывода 1 кг полезной нагрузки на орбиту у фалькона и у "семерки".
          Для этого нужно знать себестоимость запусков. Автор правильно пишет, что разница между ценой запуска для заказчиков и чистыми затратами SpaceX на пуск может быть огромна, и это ещё зависит от числа повторного использования ступеней. Эти данные не так просто найти, даже для старых РН. Эта огромная маржа и объясняет, откуда у SpaceX было столько средств на развитие Starlink на первых этапах, до первой прибыли от абонентов, строительство собственного космодрома в Техасе для Starhip и для его испытательных полётов.

          Автор постоянно использует выражение "адепты Илона Маска". Но в таком случае обратите внимание, что в таком случае главный "адепт" прямо сейчас... стоит во главе Роскосмоса. Да, я про Дмитрия Владимировича Баканова. И да, сведений у него поболее наших, и они явно подтверждают правильность концепции многоразовости и правильность создания аналога Falcon 9 в России (РН "Союз-7"). Почему?
          Буквально вчера он дал интервью, где были такие слова:
          «Получилось так, что по инерции мы пытались выехать на историческом заделе, а в это время конкуренты создавали новую технику. Технология возвращаемой первой ступени полностью перекроила рынок мировых пусковых услуг. Если в 2012 — 2013 годах за Россией было 80% рынка, то сейчас всего лишь за одной компанией [SpaceX] 70% этого рынка».

          А в июле такие:
          «С ракетой сейчас Маск доказывает, что раньше первая ступень отработала, отстрелилась, упала и на металлолом. Сейчас по несколько раз первую ступень используют, и за счет этого происходит колоссальное удешевление, колоссальная экономия»
    2. 0
      18 сентября 2025 11:25
      Сталин был прав тогда и справедливо сейчас то, что он сказал.
  2. +8
    18 сентября 2025 04:51
    Цитата: Владимир_2У
    "Что делать, что делать? Завидовать будем!"
    С состоянием дел в космической отрасли, завидовать только и остается
  3. +7
    18 сентября 2025 05:56
    Единственное объяснение таким паузам в запусках возвращаемых ступеней — разборка. Ступень разбирают и собирают снова.

    Зачем разбирать всю ступень? И возможно ли это? Достаточно осмотреть баки и проверить их давлением.
    Завод-изготовитель, к примеру, получив вернувшийся двигатель, довольно быстро его перебирает, заменяя неудовлетворительные части новыми. Разница в сроках оборота разных ступеней связана с изготовлением запчастей. Некоторая часть узлов и агрегатов, несомненно, заменяется на новые после каждого же запуска.

    Углубляясь в дебри достаточно посмотреть схему РД Merlin 1D и посмотреть, что в нем вообще может поломаться. Двигатель прост и все что там может сломаться это турбина насоса. Могут кавитировать лопатки. Ну и форсунки нужно прочистить ибо керосин оставляет нагар. Т.е. все обслуживание сводится к проверке подшипников турбины, ее лопаток и прочистке форсунок. Ну еще проверка фланцевых соединений трубопроводов с заменой прокладок если требуется.
    Ниже изображение этого агрегата в сборке и раздельно. Ничего сверхъестественного и дорогого в нем нет.
    1. -6
      18 сентября 2025 10:52
      Цитата: Дырокол
      Ничего сверхъестественного и дорогого в нем нет.


      Интересно у Вас выходит.
      Если разобрать движок автомобиля то он покажется намного сложнее этого Мерлина.
      Но!
      Движок автомобиля может стоить 2 тыс долларов, а вот Мерлин "почему-то" стоит 2,17 млн долларов. И ведь Мерлин выпускается давно и очень массово, а стоимость вот такая.
      Может Вам КАЖЕТСЯ, что данный двигатель прост и дешев?
      1. +7
        18 сентября 2025 11:19
        Цитата: СергейБ
        Движок автомобиля может стоить 2 тыс долларов, а вот Мерлин "почему-то" стоит 2,17 млн долларов.

        Когда ракетные двигатели начнут делать из тех же материалов, что и автомобильные двигатели и такой же массой, то несомненно они будут их дешевле.
    2. -3
      18 сентября 2025 10:56
      Цитата: Дырокол
      Двигатель прост и все что там может сломаться это турбина насоса. Могут кавитировать лопатки. Ну и форсунки нужно прочистить

      Всё что Вы перечислили может составлять до 70 процентов стоимости двигателя. Действительно фигня, не стоящая внимания)
      1. +2
        18 сентября 2025 11:20
        Цитата: СергейБ
        Всё что Вы перечислили может составлять до 70 процентов стоимости двигателя.

        Подтвердите фактами.
    3. 0
      19 сентября 2025 16:19
      При регламентном обслуживании обычного рессивера для воздушного компрессора, просто стоящего на фундаменте и работающего при обычном даалении -6-8 атм производится несколько видов осмотра. При изготовлении или ремонте ствола АК или ПК - две детали-ствол и камера подвергаются нескольким видам дефектоскопии. Думаю, любой истребитель-не космического использования - имеет перечень обязательной дефектоскопии в сотни позиций-что при изготовлении, что при ремонте.
      Так что, космический аппарат многоразового использования нааерняка содержит весьма обьемный перечень межцикловых работ. Не знаю, как у американцев, а у нас с предьявлением и ОТК, и военпредам.
      1. 0
        22 сентября 2025 04:29
        Цитата: Semenov197
        у нас с предьявлением и ОТК, и военпредам

        При чем тут контроль при производстве если речь идет о эксплуатации?
        1. 0
          22 сентября 2025 16:12
          Речь о межцикловом обьеме работ при эксплуатации космического аппарата, производство упоминается в контексте
          1. 0
            23 сентября 2025 04:36
            Цитата: Semenov197
            Речь о межцикловом обьеме работ при эксплуатации космического аппарата

            Если о этом речь, то приведите перечень "глобальных " проблем при проведении технических мероприятий между запусками. Что там необычайно сложного и дорогого?
            1. 0
              23 сентября 2025 07:41
              Там ВСЕ глобальное и сложное и требующее внимания, сил и времени.
              Емкости, соединения, клапаны, трубопроводы, уплотнения, силовые элементы, приводы и тд тд .
              Там, скорее, можно выделить пару деталей, не подлежащих межцикловой проверке
              1. 0
                23 сентября 2025 08:07
                Цитата: Semenov197
                Там ВСЕ глобальное и сложное и требующее внимания, сил и времени.

                Нет там ничего глобального. Все очень просто. Все уплотнения и трубопроводы рассчитаны на неоднократное использование, испытаны изготовителем и требуют проверки через определенное изготовителем количество циклов/часов. Механический износ может быть только! у движущихся элементов. В ракетном двигателе это только турбина турбонасоса. Поэтому достаточно проверить оси и подшипники турбины, а также лопатки турбины на наличие повреждений от кавитации. ВСЕ!
                1. -1
                  23 сентября 2025 08:33
                  Ну, как Вам сказать
                  Не все
                  Хотя бы так
                  Вы знакомы, через какое количество использований изготовитель и приемщик требуют обслуживания каких узлов и в каком обьеме?
                  Судя по тому, что Вы пишите, аряд ли.
                  Вы готовы гарантировать фунуциональность силовых элементов после полета в космос без соотв проверки?
                  И так на каждом шагу по всему изделию
                  1. +1
                    23 сентября 2025 08:41
                    Цитата: Semenov197
                    Вы знакомы, через какое количество использований изготовитель и приемщик требуют обслуживания каких узлов и в каком обьеме?

                    Есть заявление Маска, что первая ступень Ф9 рассчитана на 20 запусков. Т.е. при проектировании была заложена прочность на 20 запусков подтвержденная испытаниями.
                    Цитата: Semenov197
                    Вы готовы гарантировать фунуциональность силовых элементов после полета в космос без соотв проверки?

                    Кому интересны мои гарантии. Их Маск дает и судя по количеству запусков это подтверждается.
                    П.С: в современном ТРД движущихся частей куда больше чем в ЖРД и температуры в нем конечно если и поменьше, но воздействуют на двигатель часами, а не минутами как в ЖРД ракеты. Однако после приземления и проведения ряда тестов самолет принимает пассажиров и летит дальше. Почему? Да потому что конструкционно заложены такие условия эксплуатации.
                    1. 0
                      23 сентября 2025 11:19
                      Заявления Маска и соблюдение технического регламента не одно и то же.
                      Маск-публичная персона.
                      Условия эксплуатации того же реактивного лайнера и космического аппарата, все таки отличаются.
                      После повышенных перегрузок внимательнейшим образом проводится осмотр и прочий регламент военного ЛА. Перегрузок, которые смешные для космического аппарата и разрушиельны для пассажироского лайнера.
                      Многоразовый космический корабль просто от морской воды высушить и от грязи отмыть-и то время нужно
                      1. 0
                        23 сентября 2025 21:16
                        Цитата: Semenov197
                        Заявления Маска и соблюдение технического регламента не одно и то же.

                        Что за глупости вы заявляете? Маск технический директор компании, а не PR менеджер.
                        Цитата: Semenov197
                        Условия эксплуатации того же реактивного лайнера и космического аппарата, все таки отличаются

                        Конечно. В ракете двигатель работает минут 5-7, а в самолёте несколько часов.
                        После повышенных перегрузок внимательнейшим образом проводится осмотр и прочий регламент военного ЛА

                        Который заключается в проведении тестов. Никто двигатель не разбирает, только если при тестировании обнаружен сбой.
                        Цитата: Semenov197
                        Многоразовый космический корабль просто от морской воды высушить и от грязи отмыть-и то время нужно

                        Никто грязь не смывает. Повторные полёты можете посмотреть, ступени чёрные от копоти. Промывают трубопроводы и форсунки, сопло чистят от нагара. Это всё мелочи. Из относительно сложного это турбонасос.
                      2. -1
                        23 сентября 2025 22:10
                        Глупости заявляете вы
                        Идите учите матчасть
                        Точка
                      3. 0
                        24 сентября 2025 04:12
                        Цитата: Semenov197
                        Глупости заявляете вы
                        Идите учите матчасть
                        Точка

                        Типичный финал при отсутствии аргументов.
                      4. -2
                        24 сентября 2025 07:00
                        Господин собеседник, у вас клиповое мышление гимназиста, насмотревщегося ютюба.
                        Для начала разберитесь в стадиях создания новой техники-чем отличается опытный образец, опытная серия, серийное производство. Какие инженерные мероприятия производятся между этими этапами,
                        Чем отличается испытание опытного образца от опытной серии и СЕРИЙНОЙ эксплуатации.
                        Вы ведете себя так, как будто перед вами вся документация Фалкона , как будно изучили ПМИ Фалкона и присваете ему литерность.
                        Наивность высказываний ваших просто зашкаливает.
                        Мог бы посоветовать вам изучить пачку ГОСТ 15В.2... , но не осилите.
                        Американский аналог этой нормативки тоже не осилите.
                      5. +1
                        24 сентября 2025 07:03
                        Цитата: Semenov197
                        Наивность высказываний ваших просто зашкаливает.

                        Пустота ваших слов к сожалению.
      2. 0
        7 октября 2025 23:14
        ...а у нас с предьявлением и ОТК, и военпредам

        Но ето не мешает датчики к Протону забивать кувалдой в перевернутом положении)
        1. 0
          8 октября 2025 08:06
          Качественное изготовление и качественная эксплуатация изделий-многогранный процесс, включающий в себя и общую культуру населения, и личностные качества конкретного исполнителя (-лей), и много чего другого.
          Но лучше ШТАТНО работающего тандема ОТК+ВП для нас пока не придумано
  4. +11
    18 сентября 2025 06:07
    Просто выставляя «бывшую в употреблении» ракету-носитель по цене новой, Маск имеет возможность драть прибыли до 40%. Что там Маркс писал о сверхприбылях для капиталистов?

    Как понимаю автор осуждает его за это? Допустим конкуренты просят за вывод спутника "Х" 80 млн. денег, а вы можете это сделать за 40 млн. денег. Выбор: предложить владельцу спутника "Х" сделать это за 40 млн денег или за 75 млн. денег? Наверное последнее выгоднее? А когда твои конкуренты оптимизировав расходы и уменьшив маржу снизят свои хотелки до 70 млн. денег, вы можете предложить и 65 млн. денег. Плюс у вас очень низкая страховка ибо у вас статистика по удачным запускам кратно превышает таковую у конкурентов.
    На счет "драть прибыли". Эти прибыли идут на "blackjack and hookers" или на испытание новой ракеты? Тоже важно так то...
  5. +12
    18 сентября 2025 06:56
    Адептом Маска не являюсь, но вот это "что адепты Маска, по неспособности к анализу", обвинение значительной части читателей ВО мягко сказано "неумности", ну так себе начало. Был бы минус, поставил.
    1. -11
      18 сентября 2025 11:14
      Ну так а где они здесь и сейчас, эти адепты Маска? Чего это они не приходят и не учат меня жизни?
      Или посмотрели, поняли, что с их познаниями не вырулит, да и отвалили? laughing
      1. +6
        18 сентября 2025 12:34
        Ну так а где они здесь и сейчас, эти адепты Маска?

        Может, в вашем воображении?
      2. +2
        18 сентября 2025 18:41
        они не приходят и не учат меня жизни

        Я не адепт Маска, но не то что бы поучить жизни, а просто подсказать...
        Понятно, что статья больше про деньги, чем про технику, но всё же стоит соблюдать общепринятую техническую терминологию.
        Ракетное топливо состоит из двух компонентов: горючее и окислитель. Поэтому фраза "топливо и окислитель" выглядит чудаковато. Это небрежность или непонимание?
        Для понимания: авиационное, автомобильное и печное топливо — тоже двухкомпонентное, только окислитель берётся из воздуха. У твердотопливных двигателей реактивных снарядов и ракет тоже два компонента топлива, там горючее и окислитель, будучи в твёрдой фазе, смешаны в требуемой пропорции.
        Для закрепления: топливо=горючее+окислитель wink

        С уважением,
        hi
        1. +1
          18 сентября 2025 19:27
          Спасибо!
          Запятые я, надеюсь, все расставил? hi
          1. 0
            18 сентября 2025 21:04
            Минус не мой.
            А с пунктуацией у Вас вполне прилично (по нынешним временам).
            hi
  6. +12
    18 сентября 2025 08:19
    Автор попытался порыться в чужом кошельке, увидел там много денег и практически сделал выводы что его хозяин чуть ли не мошенник, обдирает людей почём зря, надо ему пальчиком погрозить и в Гуантанамо отправить, вредителя такого
  7. +4
    18 сентября 2025 08:50
    О чем эта статья? О том как у амеров всё якобы плохо? Может и так. Из статьи правда это не усматривается. Из неё вообще ничего не понятно. Я бы с удовольствием поменялся бы с янками Роскосмосом на Маска+ НАСА.
    1. -3
      18 сентября 2025 12:06
      ну обменяли и дальше? бюджет российского наса и маска будет как у роскосмоса)))) много ли старлинков он сможет запустить?
  8. +5
    18 сентября 2025 09:02
    Напоминает нетленное "экономическая целесообразность"....
  9. +8
    18 сентября 2025 11:11
    Создал чувак работающий бизнес, оптимизирует, экономит, получает прибыль. Как монополист, норму прибыли устанавливает себе сам.
    Красавчик, остальным учится и завидовать.
    1. -6
      18 сентября 2025 12:08
      маск сидит на бюджете пентагона, их ставленник, он не с пустого места он создал а его туда поставили и все дали
      1. +7
        18 сентября 2025 12:42
        Цитата: Nastia Makarova
        маск сидит на бюджете пентагона, их ставленник, он не с пустого места он создал а его туда поставили и все дали

        Роскосмос сидит на бюджете РФ, дальше что?
        1. -3
          18 сентября 2025 12:55
          сравните бюджеты, дайте Роскосмосу столько сколько дали на старлинк и будет все хорошо
          1. +3
            18 сентября 2025 13:58
            Цитата: Nastia Makarova
            сравните бюджеты, дайте Роскосмосу столько сколько дали на старлинк и будет все хорошо

            Никто не против, давайте деньги, раз так защищаете Роскосмос, только вот за предыдущие года отчитаться не хотите? Ну там за космодром "Восточный", за Луну - 25, за Фобос- Грунт. Ну или хотя бы за обещания к 2016,17,18,19,20,21,22,23,24 построить базу на Луне. За "Енисей", за "Союз-5"... куда ушли деньги? Где результаты?
            Президента тоже очень интересуют эти вопросы кстати.
            1. -7
              18 сентября 2025 14:45
              он задал им вопрос, ему ответили
              а кто должен дать деньги? столько нет денег
              1. -1
                18 сентября 2025 18:17
                он задал им вопрос, ему ответили
                а кто должен дать деньги? столько нет денег

                А какие зарплаты у руководителей НАСА и Роскосмоса? В частности Рогозина и Джима Брайденстайна на 2019-й год?
                С аппетитами Рогозина конечно денег не хватит. Поэт же...
                1. -1
                  18 сентября 2025 22:44
                  Naofumi(Юра)
                  А какие зарплаты у руководителей
                  Рогозин, пока был на Роскосмосе, восстановил график строительства Восточного и не допустил аварий при пусках, которые до этого были.
                  а Джим корешился с Илоном и пилили напару бюджет. хотя с десяток лет к мкс на батуте тренировались. хорошо\повезло им, что Рогозин отходчивый
                  1. +1
                    18 сентября 2025 22:57
                    Рогозин, пока был на Роскосмосе, восстановил график строительства Восточного и не допустил аварий при пусках, которые до этого были.
                    а Джим корешился с Илоном и пилили напару бюджет. хотя с десяток лет к мкс на батуте тренировались. хорошо\повезло им, что Рогозин отходчивый

                    А еще при Джиме на Марс полетел очередной марсоход, Персеверанс по программе Марс-2020.

                    Но то, что фактически убрал аварии, то это молодец. Без подкола.
                    Но где российские Вояджеры? АМС, которые уже бороздят межзвездное пространство! Ну хотя бы Юнона или аналоги Спирита. Про Уэбба или Хаббл вообще молчу. Особенно про Уэбба.
                    Где развитие? Когда уже пройдем стагнацию?
                    1. -1
                      18 сентября 2025 23:34
                      Но где российские Вояджеры?
                      это тупик.
                      Про Уэбба или Хаббл вообще молчу
                      Спектр-РГ. но вообще, все научные программы, думаю, будут расширять после снижения накала в международной обстановке.
                      АМС, которые уже бороздят межзвездное пространство!
                      2030 год. Ядерный буксир делают плотно уже лет семь. деньги выделены. это должна быть СЕРИЙНАЯ МАШИНА. круче этого проекта сейчас в мире ничего нет.
                      Где развитие? Когда уже пройдем стагнацию?

                      - новый космодром.
                      - новая Ангара.
                      - Союз5 с автоматическими наземными процедурами\стартом.
                      - декабрь 2025 - запуск первых серийных спутников (из 900 штук) широкополосного интернета. терминалы\приёмники, "как у Маска" и терминалы для транспорта
                      - глонасс нового помехозащитного поколения -пошли спутники на орбиту на днях.
                      - в этом и том году пуски долгоиграющих спутников ДЗЗ
                      - орбитальная лазерная связь
                      - пилотируемый Союз, причаливаемый за 1-2 оборота, а не за сутки и более, как у некоторых
                      1. +2
                        19 сентября 2025 01:38
                        это тупик.

                        Фото газовых гигантов, исключение планеты "X", которая якобы влияла на орбиту Сатурна. Информацию про Ио, его вулканическую активность, а так же влияние плазмы Ио на магнитосферу Юпитера, открытие "лун-пастухов", новые луны Урана.
                        Опять же, благодаря Вояджеру-1 мы знаем, что гелиосфера сплющена, а не в форме сферы. Так же Вояджеры уточнили давление на гелиопаузе, которое оказалось выше того, что думали раньше.
                        Благодаря Вояджерам узнали, что Солнце отклоняет 70% радиации межзвездного пространства!

                        Знание - сила!
                        Если это тупик, то пора возвращаться к плоской Земле на трех китах, вокруг которой крутится Солнце.

                        Спектр-РГ. но вообще, все научные программы, думаю, будут расширять после снижения накала в международной обстановке.

                        Ну кстати да, забыл про рентгеновский Спектр-РГ.

                        2030 год. Ядерный буксир делают плотно уже лет семь. деньги выделены. это должна быть СЕРИЙНАЯ МАШИНА. круче этого проекта сейчас в мире ничего нет.

                        А полетит ли этот буксир, доделают ли его? Не выйдет ли, как с Луной-25?
                        Тут надо смотреть, когда он полетит.
                        Тот же Спектр-РГ запустили.
                        Ждал фото Стрельца-А, его центра именно со Спектра-РГ. Очень интересно посмотреть рентгеновский снимок черной дыры в центре нашей галактики.

                        - новый космодром.
                        - новая Ангара.
                        - Союз5 с автоматическими наземными процедурами\стартом.
                        - декабрь 2025 - запуск первых серийных спутников (из 900 штук) широкополосного интернета. терминалы\приёмники, "как у Маска" и терминалы для транспорта
                        - глонасс нового помехозащитного поколения -пошли спутники на орбиту на днях.
                        - в этом и том году пуски долгоиграющих спутников ДЗЗ
                        - орбитальная лазерная связь
                        - пилотируемый Союз, причаливаемый за 1-2 оборота, а не за сутки и более, как у некоторых
                      2. -2
                        19 сентября 2025 12:27
                        Опять же, благодаря Вояджеру-1 мы знаем, что гелиосфера сплющена, а не в форме сферы. Так же Вояджеры уточнили давление на гелиопаузе, которое оказалось выше того, что думали раньше.
                        Благодаря Вояджерам узнали, что Солнце отклоняет 70% радиации межзвездного пространства!
                        Naofumi
                        (Юра), буксир бы там оказался не через 40 лет, как вояджер, а через 3года, из них бы он 3 года (без нескольких месяцев ) потратил бы на разгон.
                        вояджер и прочее- это вы из рогатки стрельнули - и летит.
                        буксир - это машина, которая может ускоряться и тормозить, которая может набрать очень большую скорость, теоретически - до скоростей истекающих газов. а скоростей истекания уже достигли до 200-300км/сек, вояджеры - 15-17 км/сек.
                        то есть расстояние до Солнца (1.ае.) буксир сможет преодолевать за 6 часов.
                        буксир полетит - это наше будущее, и вот это будет сила. потом будет буксир-2, буксир-3 - совершенствование - чтобы достичь теоретических скоростей . вот тогда и посмотрите туда, куда хотите
                      3. +3
                        19 сентября 2025 14:32
                        Naofumi
                        (Юра), буксир бы там оказался не через 40 лет, как вояджер, а через 3года, из них бы он 3 года (без нескольких месяцев ) потратил бы на разгон.
                        вояджер и прочее- это вы из рогатки стрельнули - и летит.
                        буксир - это машина, которая может ускоряться и тормозить, которая может набрать очень большую скорость, теоретически - до скоростей истекающих газов. а скоростей истекания уже достигли до 200-300км/сек, вояджеры - 15-17 км/сек.
                        то есть расстояние до Солнца (1.ае.) буксир сможет преодолевать за 6 часов.
                        буксир полетит - это наше будущее, и вот это будет сила. потом будет буксир-2, буксир-3 - совершенствование - чтобы достичь теоретических скоростей . вот тогда и посмотрите туда, куда хотите

                        В теории да, но на практике летит в межзвездном пространстве Вояджер-1.
                        За последнее время много чего должно было полететь, долететь до нужной точки с миссией, но не долетело.
                        А сравнить есть с чем, если берем СССР, который единственный в мире спускал удачно на Венеру АМС и сделал снимки.
                        Согласитесь, звучит куда лучше, чем: когда то полетит ядерный буксир...
                      4. -1
                        19 сентября 2025 21:23
                        Согласитесь, звучит куда лучше, чем: когда то полетит ядерный буксир..
                        соглашаюсь. звучало. но время для буксира пришло.
                        американцы через сми уже пригрозили его сбить при запуске в 2030.
                        это будет наша гегемония в космосе.
                      5. +1
                        20 сентября 2025 01:12
                        соглашаюсь. звучало. но время для буксира пришло.
                        американцы через сми уже пригрозили его сбить при запуске в 2030.
                        это будет наша гегемония в космосе.

                        Я буду только рад, если буксир запустят в космос и в производство.
                        А в астероидах очень много полезных минералов, которые можно буксировать с краев Солнечной системы поближе к Земле. Это действительно даст экономический рывок, вслед за которым пойдет технический и технологический.
                      6. 0
                        29 октября 2025 08:29
                        Спасибо за взвешенный, здравый комментарий.
            2. -1
              18 сентября 2025 21:25
              отчитаться не хотите? Ну там за космодром "Восточный"
              что с ним не так? какие данные вам нужны? где-то ненайденные растраты, или из графика выбились?
              за Луну - 25, за Фобос- Грунт.
              - учатся-научаться. пускать нужно больше, и больше средств выделять.
              Ну или хотя бы за обещания к 2016,17,18,19,20,21,22,23,24 построить базу на Луне
              ничего себе НУ!кто вам это обещал? фантазии свои поубавьте, пожалуйста. есть федеральная космическая программа, там написано - что, когда и как.
              За "Енисей", за "Союз-5"
              Союз-5 в этом году начнёт выводить группировку в 900 спутников.
              а что Енисей - что вы на нём выводить собрались? спутники легче стали, Луна осталась в чьих-то мечтах - мечтать не вредно, а бить нужно кулаком, а не растопыркой
              1. +2
                18 сентября 2025 22:07
                ничего себе НУ!кто вам это обещал?

                Например, глава РКК "Энергия" .
                "Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа - гелия-3"

                https://www.kommersant.ru/doc/988962
                Или вот глава Роскосмоса
                Российская автоматическая база может быть создана на Луне уже в 2020 - 2025 году, заявил заместитель руководителя "Роскосмоса" Николай Моисеев. Об этом в понедельник сообщило информационное агентство "Интерфакс".

                https://lenta.ru/news/2004/11/22/moon/
                1. -1
                  18 сентября 2025 22:26
                  с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа - гелия-3"
                  solar,
                  гелия-3 не существует, как коммерческого проекта - физика этого мира не позволяет возить туда-сюда тяжести запросто так. но если какая-то группа людей захотела добывать - то пожалуйста, вот вам и заявление, только денег подавайте.
                  Российская автоматическая база может быть создана на Луне уже в 2020 - 2025 году
                  поймите, это заявление О ВОЗМОЖНОСТЯХ предприятия, а не утверждённые планы.
                  "пиар", "дайте денег" , "мы тут" - выбирайте любое
                  1. +2
                    18 сентября 2025 22:38
                    Вы хотели узнать, кто обещал? Я вам дал ссылки на конкретные факты. А вы дали заднюю :((...
                    1. -1
                      18 сентября 2025 22:50
                      solar, спасибо за ссылки.
                      я их всего лишь прокомментировал для Гражданский(Вадим), чтобы проводили границу между обещаниями/возможностями/и твёрдой валютой, прежде чем сыпать обвинениями в невыполнении чего-то.
                      про космос чего только кто ни говорил и что только не обещали. но в контексте - за ваши деньги. ведь никаких технически нерешённых проблем нет для доставки базовых модулей, тракторов и завода на Луну
                      1. 0
                        22 сентября 2025 06:54
                        Цитата: Disant
                        solar, спасибо за ссылки.
                        я их всего лишь прокомментировал для Гражданский(Вадим), чтобы проводили границу между обещаниями/возможностями/и твёрдой валютой, прежде чем сыпать обвинениями в невыполнении чего-то.
                        про космос чего только кто ни говорил и что только не обещали. но в контексте - за ваши деньги. ведь никаких технически нерешённых проблем нет для доставки базовых модулей, тракторов и завода на Луну


                        Господин Рогозин - перелогиньтесь, если свои слова не помните- то интернет все ваши обещания помнит.
          2. +3
            18 сентября 2025 19:55
            Цитата: Nastia Makarova
            сравните бюджеты, дайте Роскосмосу столько сколько дали на старлинк и будет все хорошо

            не будет.
            Просто посмотрите на ЦСКБ Прогресс, за последние 35 лет.
            Вся проблема в том, что начиная с начала 90-х годов, в "космос" шли одни двоечники и там процветало кумовство ввиду отсрочки от армии.
            Цвет космоса ушел в начале девяностых и остался один ленивый и никому не нужный шлак.
            И они подтягивали к себе таких же.
            Я очень много видел ЦСКБ Прогресс изнутри.
            Я очень много видел выпускников аэрокоса самарского.
            это невозможно сделать современным по мысли.
            Закон один: где бы не работать, лишь бы не работать.
            Вывести в субботу за двойной оклад на полдня половину служб, а вторую не выводить.
            Что бы у первой не дай бог была работа.
            Понимаете систему?
            Двоечники никогда никого ничему не научат...
            Это закон.
        2. -4
          18 сентября 2025 13:39
          НАСА сидит на бюджете правительства США, дальше что? Почему "частник" вкалывает, а казенное агентство, у которого бабла в разы больше чем у Роскосмоса, на этого "частника" уповает?
          Раньше на казенные денежки на Луну летали, что же ныне не летают? Хотя не раз заявляли (еще при Обаме... "созвездие"), что хотят туда вернуться.

          "Может в консерватории что-нибудь поменять?". laughing
          1. +2
            18 сентября 2025 13:58
            Цитата: Illanatol
            НАСА сидит на бюджете правительства США, дальше что? Почему "частник" вкалывает, а казенное агентство, у которого бабла в разы больше чем у Роскосмоса, на этого "частника" уповает?

            Где частные фирмы у нас? Что у них летает? Почему деньги не даете?
            1. -5
              18 сентября 2025 14:47
              денег нет столько сколько в пентагоне
  10. +6
    18 сентября 2025 12:33
    Нам как изображают возвращаемость ступени Falcon 9: ступень приземлилась, ее проверили, и чуть ли не на следующий день она готова к полету.

    Никто так не изображает.
    Вот теперь пусть адепты Илона Маска и пояснят, зачем нужны эти паузы в запусках, да еще неравномерные по протяженности, и что в это время со ступенью делают.

    Я не адепт Илона Маска, но поясню автору- делают дефектоскопию и вообще достаточно тщательную проверку состояния ступени после пуска и приземления. Или автор представлял себе, что ступени повторно используют без тщательной проверки?
    1. -6
      18 сентября 2025 13:48
      Понимаю. Здорово быть умным задним числом. laughing
      Никаких умственных усилий.
      1. +3
        18 сентября 2025 19:57
        Цитата: wehr
        Понимаю. Здорово быть умным задним числом. laughing
        Никаких умственных усилий.


        Вы даже и вперед не пытетесь.
        Вообще никаких усилий.
        Кроме самолюбования и ненависти как к читателям, так и ответную от них...
        1. -3
          18 сентября 2025 20:03
          Если бы я ненавидел читателей, то ни за что не стал бы писать для них такие статьи.
          А тех немногих чудаков на букву "м", кто приходит нагадить, можно и нужно попинать. laughing
          1. +1
            18 сентября 2025 20:52
            Цитата: wehr
            Если бы я ненавидел читателей, то ни за что не стал бы писать для них такие статьи.
            А тех немногих чудаков на букву "м", кто приходит нагадить, можно и нужно попинать. laughing


            У вас не получалось, не получается и никогда не получится.
            Вам по полной насовали в панамку.
            Здесь, много умных действительно людей.
            Которые видят мир гораздо более здраво и трезво.
            1. -2
              18 сентября 2025 21:03
              Дорогой мой, сравните количество просмотров и количество комментариев.
              Если можете, конечно. laughing
        2. -2
          18 сентября 2025 20:07
          Кстати, насчет самолюбования.
          За свои многочисленные труды я как-то не получил почти что никакой похвалы. Вот такое у нас общество, злобно ненавидящее умных.
          Так что, не обессудьте...
          1. +3
            18 сентября 2025 20:50
            Цитата: wehr
            Кстати, насчет самолюбования.
            За свои многочисленные труды я как-то не получил почти что никакой похвалы. Вот такое у нас общество, злобно ненавидящее умных.
            Так что, не обессудьте...

            Даже здесь , в этой фразе вы показали свое самолюбование.
            Непризнаный гений.
            Вы неумны.
            Не льстите себе.

            За свои многочисленные труды я как-то не получил почти что никакой похвалы. Вот такое у нас общество, злобно ненавидящее умных.

            Вы обозлены. С завышенной самооценкой.
            Вы неделями пишете и пишете.
            Но никто вас не оценивает положительно.
            Конечно - серая масса не доросла!!!! (с)
            Только вот это я уже где то видел и неоднократно.
            В литературе и фильмах.
            Но это не про "Левшу"...
            Это больше про "голого короля"...
            герой демонстрирует свою исключительность и пренебрежение к окружающим
            1. -2
              18 сентября 2025 21:01
              Таким отношением Вы вредите сами себе, потому что лишаетесь тех ценностей, которые создают и которые могли бы создать умные люди, коих Вы всеми силами стараетесь раздавить.
              Недавно у меня была передача и там я развивал такую мысль. Римская империя стояла менее чем в полушаге от индустрии. У нее было все: Рейнская область и Британия с углем и железной рудой, и была паровая турбина Герона.
              Паровая турбина - это и двигатели, и насосы, и молоты, вся промышленная техника. Поставив турбину Герона на свои корабли, римляне реально могли завоевать весь мир.
              Но вся проблема была в том, что Герон, судя по всему, был полным маргиналом, мы даже не знаем точно, когда он жил. И его идеи остались игрушками, а не превратились в источник неисчерпаемой индустриальной и военной мощи.
              Вот наше общество - такое же римское общество времен Герона, которое так же давит изо всех сил своих Геронов, причем даже не в состоянии объяснить зачем.
              Моммзена читали? Ах, ну что это я...? Чтение - это же для париев и изгоев. Ну тогда не будут спойлерить. laughing
              1. +2
                18 сентября 2025 22:20
                и была паровая турбина Герона.

                Герон не изобретал паровой турбины. Паровую турбину изобрели де Лаваль и Парсонс в конце 19 века, она не имела ничего общего с паровым шаром Герона, который остался забавной игрушкой, непригодной к практическому применению.
                hi
                1. 0
                  18 сентября 2025 22:45
                  Хорошо, не изобретал.
                  А готы взяли Рим, разграбили и начертали на руинах: "Вперед, к победе феодализма!" laughing
                  1. +2
                    18 сентября 2025 22:56
                    Ох уж эти готы!
                    Но кроме готов, в этом участвовали ещё вандалы вообще-то.
                    А какое всё это имеет отношение к паровому шару Герона?
                    1. 0
                      18 сентября 2025 23:19
                      Как я уже говорил выше, спойлерить не буду laughing
      2. +1
        18 сентября 2025 23:14
        Это вы про себя? Создали какое-то соломенное чучело, которое говорит откровенный утрированный бред, героически развенчали его и на этом основании насмехаетесь над всеми, кто вам не угодил. Расчеты было интересно посмотреть, но все остальное в статье - откровенная желтая пресса.
  11. -8
    18 сентября 2025 13:50
    А не проще ли сделать самолёт, с выходом в космос и последующим возвращением?! Многоразовый, ведь был же у нас "Буран", вот его и доработать!!!
    1. +2
      18 сентября 2025 21:44
      никто не будет дорабатывать крылатые проекты с людьми - плазма на спуске жрёт всё и наказывает.
      крылья - опять же "лишняя масса" для вывода на орбиту
  12. -1
    18 сентября 2025 14:03
    В 2023 году стоимость запуска Falcon 9 оценивалась в 69,85 млн долларов. Но, думаю, что в компании Маска говорят не всю правду, и это стоимость новой ракеты.

    1. Ето только ваши подозрения что 70 миллиона стоимость новой ракете. Сама компания Маска рекламирует ету цену для 17,4 тона на ниской орбите что соответствует пуску с многократное использование ступеней.
    2. Нет никаких основании думат что Маск завишает именно ету демпинговую рекламную цену.
    Его прибили идут главним образом от бюджет США которий платит за один полет Фалкона от 95 до 133 миллиона долара.
    3. Подмена 10, 20 или 40 % деталей первих ступеней не означает что цена снижается на 90, 80 или 60 % соответственно. Разборка и проверка деталей весьма трудоемкое и совсем не дешевое занятие. Неизвестно и что подменяют.
    Можно с большой уверености считат что полет с многократно используемих ступеней стоит 70 миллиона и вьиводит на ниской орбите 17,4 тона.
    1. -5
      18 сентября 2025 14:20
      У меня немного отправных данных:
      - цена за ракету 2023 года,
      - доля в ней первой ступени,
      - цена за двигатель 2023 года.

      Из них и вытекают все расчеты. Ну еще пара допущений. Это модель изменения себестоимости в зависимости от определенной доли замены деталей. Да, она грубовата.
      Вы приходите и говорите: нет, не так. Какие основания? У Вас есть модель получше? Или у Вас доступ к бухгалтерии Маска?
  13. +1
    18 сентября 2025 15:05
    Не очень понятно с прибылями. Маск по большей части свои спутники запускает, он с себя прибыли дерет?
  14. +2
    18 сентября 2025 17:00
    Цитата: wehr
    Вы приходите и говорите: нет, не так. Какие основания? У Вас есть модель получше? Или у Вас доступ к бухгалтерии Маска?

    Доступ у меня к бухгалтерии Маска нет как и у вас. Основание считат что 70 миллиона ето себестоимост одного пуска включая использование первих ступеней много раз - цена которая сам Маск обьявил для запуск Фалкона-9. Так как ето его рекламная цена есть все основания считат что она равна или ниже реальной себестоимости. Как уже не раз писал - для своих настоящих комерческих пусков Маск берет до 133 милиона за пуск.
    1. 0
      18 сентября 2025 19:26
      А что Вас смущает? Что Маск, верный капиталистическому шкуродерству, берет наценку?
      Ну да, берет, хотя бы за то, что может запустить спутник через две-три-недели или месяц, а не через полгода-год и больше, как другие агентства. Если нет нужны кидать тяжелый спутник на ГСО, то есть собирать "Тяжелый флакон", то спутник по заказу может полететь буквально через несколько дней после доставки ближайшим рейсом.
      Разве Вы не согласились бы за это доплатить?
      1. 0
        19 сентября 2025 02:08
        Зачем Маску драть прибыль если ему неизвестно какие суммы закидывают инвесторы через теслу? Сто пусков в год - меньше 10 миллиардов баксов, насколько я помню ему еще 5 лет назад тупо за экологичность давали три штата порядка 4 миллиардов баксов, на бирже он привлек под три сотни лярдов баксов при размещении акций, сколько ему напихали всякие вангарды-блэкроки на конвейерную сборку спутников (которые очевидно заставили замолчать западных интернет-провайдеров и иридиумов, что лишаются работы и теряют прибыли) - вообще загадка! Плюс куча контрактов от НАСА и пентагона, я думаю он может вообще бесплатно запускать и почти ничего не потерять из своего бездонного кармана.
  15. -1
    18 сентября 2025 20:22
    Как то перпендикулярно.
    О каких сверхприбылях идет речь.
    1. Многоразовый двигатель намного дороже одноразового.
    2. Перебрать с заменой части комплектющих это двойная работа плюс двигатель изначально должен быть на это расчитан что делает его еще дороже.
    3. Баки наддувом не проверить главная проблема это вибрация. И значит нужно проверять в динамике. А это стенд.
    4. Ест многое на свете друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам.
    До сих пор считаю многоразовость первой ступени аферой. Упор на снижение себистоимости одноразовой более правильный подход.
    1. 0
      3 октября 2025 03:22
      Правильная многоразовость должна быть с крылатым запуском и крылатой же посадкой.
  16. 0
    18 сентября 2025 21:29
    Цитата: wehr
    А что Вас смущает? Что Маск, верный капиталистическому шкуродерству, берет наценку?

    Mеня прибили Маска никак не смущают, а наоборот радуют так как он распиливает бюджет США.
    Но предмет дискусии била себестоимост его "многоразових" пусков. И я указал что у меня есть основание думат что 70 миллиона ето себестоимост етих "дешевих" пусков.
    1. 0
      18 сентября 2025 21:38
      Не распиливает. Это очень расчетливый капиталист, работающий, кстати, на заемном капитале и с прибылью.
      Давайте рассмотрим Ваше основание.

      На мой взгляд, у него есть плановая себестоимость, равная цене новой ракеты в сборе. Если получается взять больше за запуск этой стоимости - это прибыль.
      Но и есть удается потратить меньше за счет использования б/у ступеней, то вот эта разница между плановой и фактической себестоимостью (которая меньше), - это тоже прибыль.
  17. 0
    19 сентября 2025 11:35
    Цитата: wehr
    Не распиливает. Это очень расчетливый капиталист, работающий, кстати, на заемном капитале и с прибылью.

    Именно потому что он расчетливий капиталист он конечно распиливает не свои а деньги государства получая максимальной прибилью из государствених заказов. Главная забота каждого сериозного капиталиста украсть как можно больше деньги общества.
    Цитата: wehr
    На мой взгляд, у него есть плановая себестоимость, равная цене новой ракеты в сборе. Если получается взять больше за запуск этой стоимости - это прибыль.
    Но и есть удается потратить меньше за счет использования б/у ступеней, то вот эта разница между плановой и фактической себестоимостью (которая меньше), - это тоже прибыль.

    Полностью разделяю ваше мнение насчет получение прибили. Разница между нами только в том что плановая себестоимость Маска (я так думаю) не равна полностью новой ракете, а равна себестоимости ракете с многократное использование первих ступеней.
    Доказательство - он поставил цену 70 миллиона для 17,4 тона на ниской орбите или для полезной нагрузки которая соответствует многократного использования первих ступеней, а не для 22 тона которая соответствует однократного использования всех ступеней.
  18. +2
    19 сентября 2025 15:09
    Как драть прибыли с бывших в употреблении ракет? ....
    Просто выставляя «бывшую в употреблении» ракету-носитель по цене новой, Маск имеет возможность драть прибыли до 40%. Что там Маркс писал о сверхприбылях для капиталистов?

    Ув. Автор, полагаю Вы лукавите.
    Маск не продает заказчику б/у ракету под видом новой.
    Он продает транспортную услугу, т.е. доставку груза и заказчику безразлично какая там первая ступень свежесделанная с красивой хохломой или без оной.
    Он покупает доставку.
    Он платит деньги именно за это и не за что-то другое.
    Далее.
    Срвершенно незатейливо зашел на вики.
    2024г.
    127 повторных запусков первых ступеней.
    5 запусков новых первых ступеней.
    96% повторных запусков.
    С таким соотношением тема про дорого-недорого, выгодно -невыгодно, покажите бухгалтерию! - это грустные форумные беседы ниочем.
    Те же кто занимается этой техникой пытаются найти свои решения.
    Камрад совершенно справедливо упомянул Главу Роскосмоса
    «С ракетой сейчас Маск доказывает, что раньше первая ступень отработала, отстрелилась, упала и на металлолом. Сейчас по несколько раз первую ступень используют, и за счет этого происходит колоссальное удешевление, колоссальная экономия»
    https://www.vesti.ru/article/4615336
    Вам бы не сюда заметочки писать а в Роскосмос.
    Расскажите им как они неправы и идут неверной дорогой.
    Контакты:
    Почтовый адрес:
    107996, ГСП-6, г. Москва, ул. Щепкина, д. 42
    Телефон:
    +7 (495) 660-23-23
    Факс:
    +7 (495) 631-99-00
    E-mail:
    info@roscosmos.ru

    "Вот теперь пусть адепты Илона Маска и пояснят, зачем нужны эти паузы в запусках, да еще неравномерные по протяженности, и что в это время со ступенью делают. Разумеется, что-то делают, не любуются же на нее месяцами."

    Восстановили и поставили в ангар.
    Нормальное объяснение?
    Как они их ротируют совершенно неважно.
    Важно то что 13000 человек имея в обороте, по Вашим же словам, 23 ступени обеспечивают более ста запусков в год.
    Пускают каждую неделю и по несколько раз.
    Полезной нагрузки выведено раз в 20 больше чем мы.
    Народу, повторю, порядка 13000 человек.
    РКК «Энергия»(Союз) + центр имени М. В. Хруничева(Ангара) -порядка 50000 человек.
    Вот о чем бы беспокоится и заметочки писать.

    Цитата: Disant
    2030 год. Ядерный буксир делают плотно уже лет семь. деньги выделены. это должна быть СЕРИЙНАЯ МАШИНА. круче этого проекта сейчас в мире ничего нет.

    «Дмитриева О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.
    Уважаемый Юрий Иванович, я хотела бы узнать, как развивается проект космического тягача "Зевс". Он также среди тех приоритетов по дальнему космосу, которые сейчас вынуждены были сократить, или нет?
    Борисов Ю. И.
    Борисов Ю. И. Так, ну что касается нашей ядерной программы, хочу вас расстроить: она сегодня никак не развивается, потому что она не финансируется уже третий год, хотя и принята в 2021 году. И только благодаря последним поручениям президента... дано очень жёсткое поручение правительству изыскать средства, чтобы начиная с этого года продолжить финансирование и наверстать упущенное. А там цена — 149,9 миллиарда рублей до 2032 года, по-моему... уже до 2030 года.

    Теперь о "Зевсе" — ядерном буксире. Действительно, очень интересный проект, который позволяет создать энергетическую установку мощностью порядка 1 мегаватта, — такой буксир мог бы доставлять крупногабаритные конструкции, в частности на Луну, весом до 7 тонн, мог бы собирать космический мусор, эта проблема скоро станет очень актуальной, в частности на точках геостационарной... Но сегодня, вот судя по взаимодействию с китайскими коллегами, более интересна для них и востребована, имеет практическое значение ядерная энергетическая установка, о которой я сказал, поэтому мы с коллегами из "Росатома" переформатировали эту программу, представили новый её облик и новую, скажем так, модель финансирования — надеюсь, что после поручения президента она начнёт наконец физически существовать, и мы сумеем в лунную программу совместно с китайскими коллегами действительно сделать очень серьёзный вклад.
    Стенограмма заседания 03 июля 2024 г.
    http://transcript.duma.gov.ru/node/6411/
    Так дела обстояли в прошлом году.
    А коммент хороший, камрад.
    Бодренький такой и аналоговнет.
  19. -1
    3 октября 2025 03:24
    Мне, например, другое интересно - а что он на орбиту возит? Когда я последний раз интересовался, половину запусков составляли спутники Старлинк самого Маска. Т.е. прибыльность сомнительная, из одного кармана в другой деньги перекладываем.
  20. 0
    9 октября 2025 19:13
    Цитата: Автор
    ...можно и дальше поизучать его ракетно-космический бизнес.


    Да и насарожий лохотрон с "Артемидой" тоже стоит поизучать)))