FB-22 и FB-23: непройдёнными путями ВВС США

9 395 17
FB-22 и FB-23: непройдёнными путями ВВС США

Разработка современной боевой машины – это длительный, сложный и дорогостоящий процесс. Нет ничего удивительного в том, что когда у конструкторских бюро и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) получается создать какое-то успешное изделие, то на его базе разрабатываются различные модификации, предназначенные для решения тех или иных задач.

Учитывая стоимость современных боевых самолётов, к авиации это относится в первую очередь, например, можно вспомнить фронтовой бомбардировщик МиГ-27, созданный на базе истребителя МиГ-23, а на базе фронтового бомбардировщика Су-24 был создан тактический разведывательный самолёт Су-24МР.




МиГ-23 и МиГ-27 (вверху), Су-24 и Су-24МР (внизу)

Куда больше модификаций было создано на базе истребителя-перехватчика четвёртого поколения Су-27 – это и двухместная версия Су-30, которая получила многочисленные экспортные версии, включая знаменитую индийскую Су-30МКИ, это и фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34, палубный Су-33, модификация поколения 4++ Су-35С, а ещё было множество опытных машин, не пошедших в серию, например, Су-27КУБ/Су-33УБ.


Су-27СМ3 и Су-35С (вверху), Су-34 и Су-27КУБ/Су-33УБ (внизу)

А что у вероятного противника?

Если говорить об истребителях четвёртого поколения F-15, F-16 и F-18, то эти машины также получили множество модификаций, а вот у истребителя пятого поколения F-22A Raptor с модификациями как-то не задалось. Конечно, то же самое можно сказать и о нашем многофункциональном истребителе Су-57, но эта машина появилась гораздо позже F-22A, так что у неё ещё всё впереди.

Впрочем, в своё время и у F-22A были перспективы стать чем-то большим, нежели просто истребитель, но, обо всём по порядку.

В марте 1999 года военно-воздушные силы (ВВС) США опубликовали белую книгу, в которой говорилось, что существующий парк стратегических бомбардировщиков B-52, B-1 и B-2 будет достаточен примерно до 2037 года. Однако такие сроки устраивали далеко не всех в Конгрессе и в руководстве ВВС США, в частности, предполагалось, что повышение численности и эффективности средств противовоздушной обороны (ПВО) у вероятных противников значительно увеличивали риски уничтожения любых самолётов, не оснащённых технологиями снижения заметности.


В качестве решения проблемы рассматривалась возможность создания некоего среднего – регионального бомбардировщика, способного частично взять на себя функции стратегических бомбардировщиков и обладающего повышенной выживаемостью на поле боя, в частности, предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) США были предложены три проекта – FB-22 компании Lockheed Martin, FB-23 компании Northrop Grumman и B-1R компании Rockwell.

Фактически ВВС США решили повторить трюк с тактическим бомбардировщиком F-111, когда они превратили его в «полустратегический» бомбардировщик FB-111A, выпущенный в количестве 76 машин (хотя изначально планировалась серия в 263 единицы).


Полёт пары FB-111A

FB-22


Проект бомбардировщика FB-22 компания Lockheed Martin предложила ещё в начале 2000-х годов, а в 2001 году были начаты исследования осуществимости проекта FB-22 в целом. Основной задачей FB-22 рассматривалось проникновение в воздушное пространство противника, плотно прикрытое средствами ПВО, для нанесения ударов по наземным целям. При этом FB-22 должен был сохранять возможность борьбы с воздушными целями.

Для этого компания Lockheed Martin разработала несколько концепций, которые предусматривали значительные изменения фюзеляжа и крыльев, сохраняя при этом большую часть бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) исходного истребителя F-22A.

В первом варианте, обозначенном как FB-22-1, Lockheed Martin удлинила и расширила фюзеляж, чтобы увеличить внутренние отсеки вооружений, тогда как общая аэродинамическая схема осталась неизменной.


В последующих известных итерациях, обозначенных как FB-22-2, FB-22-3, FB-22-4, хвостовое горизонтальное оперение было удалено, фактически FB-22 стал строиться по схеме «бесхвостка», при этом разработчики рассматривали возможность установки треугольно-ромбовидных крыльев с различной стреловидностью по передней и задней кромке. Увеличение размаха крыльев позволяло значительно повысить дальность полёта FB-22 как за счёт увеличения подъёмной силы, так и за счёт размещения дополнительных запасов топлива в баках, размещаемых в крыле.


Передняя часть фюзеляжа всех модификаций FB-22 была удлинена для размещения второго пилота – оператора вооружений. Унификация F-22A и FB-22 по БРЭО и программному обеспечению должна была достигать 80%. По некоторым данным, было создано не четыре, а шесть версий FB-22, но достоверная информация о них отсутствует.

Боевая нагрузка во внутренних отсеках FB-22 должна была составлять 6800 килограмм, а при размещении вооружений на внешних пилонах – 13 600 килограмм. При этом для FB-22 планировалась разработка малозаметных «гранёных» внешних контейнеров для вооружений, размещаемых под крылом, в частности, в них должны были помещаться такие крупногабаритные авиабомбы, как GBU-37.


Сброс противобункерной авиабомбы GBU-37 с бомбардировщика B-2A

По сравнению с исходным F-22A боевой радиус FB-22 был почти утроен – с 1100 километров до более чем 3000 километров, дополнительно он мог быть ещё более увеличен за счет использования подвесных топливных баков.

Основным режимом полёта являлся дозвуковой, хотя наличие форсажных камер в оптимизированных для дозвукового полёта турбореактивных двигателях Pratt & Whitney F119 допускало и возможность броска на сверхзвуковой скорости. Предполагаемая максимальная скорость различалась в зависимости от варианта исполнения – от 1,5 Маха для FB-22-4 с его максимально большой площадью крыла до 1,92 Маха у FB-22-2.


Изображение FB-22-4

Для самообороны от самолётов противника FB-22 должен был нести ракеты AIM-9 Sidewinders и AIM-120 AMRAAM.

Тематика регионального бомбардировщика заинтересовала не только компанию Lockheed Martin, но и их конкурента – компанию Northrop Grumman, ранее проигравшую конкурс на малозаметный истребитель пятого поколения со своим прототипом YF-23.

FB-23



Скорее всего, у регионального бомбардировщика FB-23 компании Northrop Grumman заведомо было меньше шансов по сравнению с FB-22, поскольку в этом случае терялась унификация, и ВВС США пришлось бы фактически создавать ещё один самолёт пятого поколения – не стоит обольщаться, прототип YF-23 – это всего лишь прототип, ему далеко до серийного изделия.

С другой стороны, компания Northrop Grumman является разработчиком и поставщиком стратегических бомбардировщиков B-2, так что наверняка имелась вероятность того, что они могли продавить проект FB-23 по своим каналам.


Изображение FB-23

Впервые компания Northrop Grumman предложила ВВС США разработать региональный бомбардировщик FB-23 на базе отклонённого проекта самолёта пятого поколения F-23 ещё в 2004 году. Кстати, существует мнение, что выбор самолёта F-22 был ошибкой, что потенциал у F-23 был значительно выше, а ВВС США просто выбрали более консервативную модель для того, чтобы минимизировать возможные риски.


Макет FB-23

Также есть мнение, что правительство США решило поддержать компанию Lockheed Martin, поскольку Northrop Grumman уже получила значительные средства по программе бомбардировщика B-2 – это вполне в традициях США, «не складывать все яйца в одну корзину», поддерживая сразу несколько производителей, обеспечивая их взаимную конкуренцию.

В СССР тоже был развит подобный подход, и отказ от него ни к чему хорошему не приведёт – фирму МиГ необходимо реанимировать, например, путём закупок хотя бы сотни МиГ-35, созданием перспективного самолёта МиГ-41 или глубоко модернизированного МиГ-31.

Как и в проекте FB-22, перспективный FB-23 должен был иметь двухместную кабину. Общие очертания и компоновка планера должны были бы быть такими же, как и у исходного YF-23, но значительно увеличиться в размерах – почти на треть, до 30 метров против исходных 20 метров у YF-23. Радиус действия должен был составлять порядка 3000 километров с полезной нагрузкой 4540 килограмм во внутренних отсеках.


В общем, судя по всему, FB-23 должен был значительно сильнее отличаться от YF-23, чем FB-22 должен был отличаться от F-22A, став уже чем-то типа нашего Ту-22М3.

Других подробностей о региональном бомбардировщике FB-23 нет, судя по всему, его глубокая проработка не производилась из-за низких шансов на реализацию проекта.

B-1R


О проекте регионального бомбардировщика B-1R компании Rockwell мы упомянем вскользь, поскольку эта машина несколько выбивается из рассматриваемой темы.

Если FB-22 и FB-23 – это развитие тактический боевых самолётов, то B-1R – это попытка создания регионального бомбардировщика на базе стратегического B-1B, путём перевода его на ТРД F119 Pratt & Whitney от истребителя F-22 Raptor, установки на него радиолокационной станции (РЛС) с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), ввода в состав его боекомплекта ракет класса «воздух-воздух», а также расширения номенклатуры применяемых вооружений.

Очевидно, что такая машина была бы не дешевле, а, скорее всего, ещё и дороже исходного стратегического бомбардировщика B-1B и получила бы от него в наследство все проблемы с эксплуатацией, при этом на какое-то увеличение живучести рассчитывать не приходилось, так что проект B-1R, судя по всему, серьёзно даже и не прорабатывался.


Так себе идея – попытаться превратить «стратег» в тактический бомбардировщик

Единственное, что стоит отметить, что уже тогда стали задумываться о том, чтобы сделать бомбардировщики более живучими, придав им возможность работы по воздушным целям и оснастив мощными РЛС с АФАР.

В наше время РЛС с АФАР и ракеты «воздух-воздух», скорее всего, появятся в составе бортового комплекса вооружений новейшего американского стратегического бомбардировщика B-21 Raider, который и стал создаваться взамен закрытых программ FB-22, FB-23 и B-1R.

Возникает вопрос, а насколько боевые машины такого формата могут быть востребованы в наши дни?

Шестое поколение


Если посмотреть на ту информацию о самолётах шестого поколения, что имеется в открытом доступе, то можно увидеть, что их размерность может несколько возрасти, по крайней мере, речь идёт о тяжёлых двухдвигательных самолётах.

В частности, США нужен самолёт, способный оперировать на большом удалении от мест базирования, на тихоокеанском театре военных действий – разумеется, мы понимаем, что речь идёт о противостоянии с Китаем.


Из презентации американского истребителя шестого поколения F-47

В свою очередь, в КНР также понимают, что в случае конфликта им придёт атаковать американские военные базы, находящиеся на большом удалении, поэтому среди летающих прототипов самолётов шестого поколения имеются достаточно крупные модели, скорее всего, как раз и способные решать задачи «региональных бомбардировщиков».


Chengdu J-36, оснащённый тремя ТРД, – это один из прототипов китайской программы разработки самолётов шестого поколения, предположительно, он предназначен для завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным и надводным целям. Аналитики предполагают, что J-36 может быть либо прототипом истребителя шестого поколения, либо прототипом регионального бомбардировщика, ранее известного как JH-XX

Справочно, из англоязычной wikipedia:

«Руководство ВВС США считает этот самолет истребителем завоевания превосходства в воздухе «шестого поколения». Другие расходящиеся мнения полагают, что самолет может быть тяжелым истребителем, истребителем-бомбардировщиком, перехватчиком, бомбардировщиком или ударным самолетом, учитывая его большой размер, удлиненный грузовой отсек и аэродинамическую оптимизацию, направленную на скорость и дальность полета.

Аналитики также предупредили, что помещение J-36 в традиционную семантику, такую как «бомбардировщик», может быть упрощением, которое не отражает роли и возможностей, которые J-36 будет представлять в контексте будущей воздушной войны и стратегии.

Билл Свитман, пишущий для Австралийского института стратегической политики, предположил, что J-36 может служить в качестве сверхзвуковой стартовой платформы для ракет большой дальности и центра управления для других пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, и что общие размеры и летные характеристики J-36 следует отнести к новой категории самолетов, которую он назвал «воздушный крейсер» (вспоминаем материал Что есть B-21 Raider: от B-52 stealth до «летающего эсминца»).

Джастин Бронк из Королевского института объединенных оборонных исследований (RUSI) предположил, что большие пилотируемые самолеты могут предложить уникальные стратегические преимущества Китаю и США в Индо-Тихоокеанском регионе, который имеет ограниченные передовые базы и растущие угрозы со стороны ракет, беспилотников и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ

Увеличение размерности может быть связано не только с необходимостью увеличения радиуса действия, но и увеличения боекомплекта во внутренних отсеках. Проблема современных малозаметных самолётов пятого поколения в том, что в режиме малозаметности они несут в три-четыре раза меньше ракет «воздух-воздух», нежели их предшественники четвёртого поколения, не говоря уже о боеприпасах класса «воздух-поверхность».


Конечно, можно использовать внешние подвески, но тогда резко увеличивается заметность, а с «гранёными» подкрыльевыми контейнерами для вооружений, судя по всему, как-то не задалось.

Выводы


Как мы видим, решись в своё время США на реализацию программ FB-22 или FB-23, и они могли получить бы достаточно интересную машину, во многом превосходящую «классические» истребители пятого поколения в ряде сценариев.

В чём-то FB-22 или FB-23 могли бы даже иметь предполагаемые возможности перспективных боевых машин шестого поколения – ведь сейчас оказались востребованы и большой радиус полёта, и вместительный отсек (отсеки) вооружений, то есть всё то, что могло бы быть реализовано в FB-22 или в FB-23 ещё лет десять тому назад.

Очень впечатляет концепт FB-23, по крайней мере субъективно...

Исходя из изложенного, возникает вопрос, могут ли быть востребованы подобные машины в Воздушно-космических силах (ВКС) России?
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    24 сентября 2025 04:52
    Тут одного взгляда на представленные конструкции достаточно, что бы понять почему не взлетело. Это фактически новые самолеты с соответствующей ценой разработки. И даже трюк с названием новых самолетов старыми индексами не помог (не один Туполев так хитрил), после окончания холодной войны деньги на такие игрушки закончились.
  2. +2
    24 сентября 2025 05:25
    Кстати, существует мнение, что выбор самолёта F-22 был ошибкой, что потенциал у F-23 был значительно выше

    Несомненно, поэтому из F-22 и не получится никогда нормальный ударный самолет как это было с F-15. Выбрав F-22 американцы сами загнали себя в тупик.F-22 конечно хороший истребитель, но не более того. F-23 теоретически мог бы стать семейством машин разного назначения и возможно F-35 и не потребовался бы в трех ипостасях.
    уже тогда стали задумываться о том, чтобы сделать бомбардировщики более живучими, придав им возможность работы по воздушным целям и оснастив мощными РЛС с АФАР
    3
    В-1В так то получил БРЛС с АФАР.
    Аналитики предполагают, что J-36 может быть либо прототипом истребителя шестого поколения, либо прототипом регионального бомбардировщика, ранее известного как JH-XX

    "Истребительность" J-36 под вопросом, скорее всего он все таки тактический ударник.
    возникает вопрос, могут ли быть востребованы подобные машины в Воздушно-космических силах (ВКС) России?

    Это из серии «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания»
    1. +3
      24 сентября 2025 08:23
      Несомненно, поэтому из F-22 и не получится никогда нормальный ударный самолет как это было с F-15. Выбрав F-22 американцы сами загнали себя в тупик.F-22 конечно хороший истребитель, но не более того. F-23 теоретически мог бы стать семейством машин разного назначения и возможно F-35 и не потребовался бы в трех ипостасях.

      А что бы YF-23 смог предложить морпехам? У них во главе угла стояла вертикальная взлет/посадка.
      Тут или оставайся на AV-8B, либо покупай более новый самолет, как вышло с F-35B. Сверхзвук, СВВП - морпехи счастливы.

      И не факт, что YF-23 в будущим не изменил бы планер для флота и ВВС.

      3
      В-1В так то получил БРЛС с АФАР.

      И еще шикарный Sniper XR.
      1. 0
        25 сентября 2025 11:55
        Цитата: Naofumi
        А что бы YF-23 смог предложить морпехам? У них во главе угла стояла вертикальная взлет/посадка.

        Это для машин, базирующихся на УДК - авиация поддержки первого эшелона, на время до оборудования или захвата береговых аэродромов.
        Но кроме них у морпехов есть эскадрильи нормальных ИБ, рассчитанных под работу с береговых аэродромов или CATOBAR-авианосцев.
        1. 0
          25 сентября 2025 23:07
          Это для машин, базирующихся на УДК - авиация поддержки первого эшелона, на время до оборудования или захвата береговых аэродромов.
          Но кроме них у морпехов есть эскадрильи нормальных ИБ, рассчитанных под работу с береговых аэродромов или CATOBAR-авианосцев.

          Вы про F/A-18C? Да, есть такие у морпехов. Но F-35B заменял у морпехов именно AV-8B, а не старичка F/A-18C. YF-23 не смог бы заменить AV-8B.
      2. 0
        25 сентября 2025 19:39
        А что бы YF-23 смог предложить морпехам

        А когда в последний раз морпехи что-то решали своей вертикальной авиацией. Что ни ситуация так или нормальные авианосцы подходили или коалиция желающих с наземных аэродромов занималась. Тут бы принять непростое решение и упразднить им личную авиацию (вертолетов за глаза)... а то и сам КМП.. laughing
        1. 0
          25 сентября 2025 23:11
          А когда в последний раз морпехи что-то решали своей вертикальной авиацией. Что ни ситуация так или нормальные авианосцы подходили или коалиция желающих с наземных аэродромов занималась. Тут бы принять непростое решение и упразднить им личную авиацию (вертолетов за глаза)... а то и сам КМП..

          В Ираке, всю компанию с 2003 года.
          Там где морпехи, там и их авиация, что СВВП, что классическая.
        2. 0
          29 сентября 2025 15:44
          Цитата: MaikCG
          А когда в последний раз морпехи что-то решали своей вертикальной авиацией. Что ни ситуация так или нормальные авианосцы подходили или коалиция желающих с наземных аэродромов занималась.

          Так самолёты КВВП - это гуадалканальские флешбеки КМП. smile
          Корпусу кровь из носу нужна хоть какая авиаподдержка в промежуток времени между высадкой и оборудованием первого берегового аэродрома под "Хорнеты". Надеяться на флот в этом вопросе бессмысленно - АУГ решают свои задачи и в любой момент могут уйти (привет, Гуадалканал). Максимум, что гарантированно сделают большие АВ - выбьют авиацию противника на аэродромах в районе высадки.
          Сажать на палубы больших АВ эскадрильи КМП тоже смысла нет - они уйдёт вместе с палубами.
          КМП нужны палубы, которые никто не отнимет или отнимет в последнюю очередь. В ВМВ эту проблему решили за счёт эскортных АВ с эскадрильями Корпуса. Но после войны их списали. Вот и пришлось сначала заказывать вертолётоносцы под смешанные авиагруппы, а затем - УДК с возможностью базирования СКВВП. Морпехи бы и нормальный средний АВ заказали бы - так ведь флот отнимет. smile Поэтому "палубы промежуточного этапа" рассчитывают под СКВВП, да ещё и нагружают десантом.
    2. +2
      24 сентября 2025 09:07
      Цитата: Дырокол
      В-1В так то получил БРЛС с АФАР.

      B-1B не получил БРЛС SABR-GS. БРЛС AN/APQ-164 c ПФАР.

      Версию БРЛС AN/APQ-181 с АФАР получил B-2A.
  3. +2
    24 сентября 2025 09:33
    мне кажется, если бы в США YF-23 развили бы в сторону тяжелой ударной машины, то получили бы очень интересную ударную машину с большим радиусом действия.
  4. +1
    24 сентября 2025 11:25
    Америка и Россия живёт своим умом в авиастроении. Пытается жить своим умом Европа и очень старается Китай. Всё зависит от финансов, лоббистов в правительстве, и конструкторской школы. Нашим олигархам пора давно понять, что если не хотите чтобы у вас не отобрали всё нажитое непосильным трудом вкладывайтесь в армию, ВМФ, ВВС. bully
  5. +1
    24 сентября 2025 12:12
    Американцы решили сделать аналог Мираж-IV на новом технологическом уровне. В принципе идея очень здравая. Мираж-IV во Франции занимал нишу Су-24 и Ту-22, при этом будучи гораздо проще в производстве и эксплуатации, и очень хорошо, что французы их списали, так и не создав аналога на замену!
    В ВКС однозначно нужен такой самолет на замену сразу Су-24, Су-34 и Ту-22М3.
    1. 0
      25 сентября 2025 07:25
      Цитата: Melior
      В ВКС однозначно нужен такой самолет на замену сразу Су-24, Су-34 и Ту-22М3.

      Это на самом деле не так сложно получить с опорой на существующий задел и те агрегаты , которые будут готовы к серийному производству к 2030 г. За основу берём укрупнённый отмасштабированный планет Т-50 с двухместной кабиной как у Су-34 и взлётным весом 75-85 т. Двигатели Р-579В-300 с тягой на форсаже 22 000 - 23 000 кг.с. (первая цифра - техзадание , вторая - тяга полученная на стенде) и 14 000 кг.с. на бесфорсажном максимуме , готовность к концу десятилетия .
      Назначение\область применения\модификации :
      1) самолёт МРА с БК из 2 ГЗ ПКР с дальностью до 1500 км. + 4 РВВ в двух крыльевых отсеках вооружений . Работает в паре с разведывательно-ударным БПЛА С-70 "Охотник" (ведение пассивной РТР вражеских АУГ\КУГ самостоятельно или рассредоточенной группой таких же БПЛА , при обнаружении - передача целеуказания ударным самолётам МРА и нанесение удара ПРЛР Х-59 по РЛ постам кораблей обнаруженного соединения , с возможным добавлением Х-69 в версии ПКР) , при получении целеуказания - залп ГЗ ПКР в специальном или конвенциальном исполнении .
      2) "региональный бамбардировщик-ракетоносец" - для европейского ТВД , контроля всей "евразийской зоны" , для передового базирования на базах ВКС в союзных странах в качестве главного ударного инструмента ВКС (так же как и его модификация МРА) . Благодаря совершенной СУО и сменной оснастке обе эти функции (МРА и "региональный бомбардировщик-ракетоносец") могут быть совмещены , но потребуют универсальных экипажей ... так что лучше всё же отдельные специализированные версии , но технически почти идентичные .
      3) Тяжелый дальний барражирующий истребитель-перехватчик с собственным мощным всеракурсным РЛК , большим БК РВВ БД и СД , предназначенный для длительного барражирования\дежурства в воздухе в Арктике и на ДВ . Может так же выступать в роли истребителя сопровождения Дальней Авиации .
      Исполнитель техзадания - КБ Сухого .
      Строительство опытных машин и серийное производство - АСЗ им. Чкалова .
      Боевой радиус от 4000 до 7000 км. в зависимости от боевой нагрузки и наличия несъёмного конформного закабинного бака .
      Вот такое техзадание .
      Приступать к исполнению можно прямо сейчас , дабы проект планера был готов к моменту полной готовности двигателей .
      Срок принятия на вооружение - середина будущего десятилетия .
      Цель ясна , задачи поставлены . "За работу товарищи" - как говорили в прежний период величия нашей Страны . hi
  6. 0
    25 сентября 2025 09:22
    Пока РФ закупает рейсовые самолеты Боинг и их зап.части - США будут развивать свои боевые самолеты.
    Вот такие пироги.
    1. -1
      25 сентября 2025 19:51
      США будут развивать свои боевые самолеты

      Продлив срок службы Б-52 до 2050 года.
      1. 0
        26 сентября 2025 01:24
        У них есть много новых бомберов.
        И сейчас развивают новые виды вооружения.
        А РФ пока на советских - галошах держится.
        Да еще пытаются критиковать Советский Союз!.
  7. 0
    20 октября 2025 12:43
    Спорный тезис-

    Учитывая стоимость современных боевых самолётов, к авиации это относится в первую очередь, например, можно вспомнить фронтовой бомбардировщик МиГ-27, созданный на ....

    При этом выпускался уже Су-17.