Акустический след беспилотников. Возможности обнаружения, идентификации и противодействия

5 528 90
Акустический след беспилотников. Возможности обнаружения, идентификации и противодействия
Украинская система акустического наблюдения


Я занимаюсь разработкой прикладной математики и программ для обработки акустических сигналов в системах связи. Моя первая статья на «Военном Обозрении» по акустике беспилотников была несколько простой, не вызвала особого большого изначального интереса, но потом она была единственной из моих статей, которую постоянно кто-то читал. Поэтому я счел необходимым еще раз вернуться к теме с учетом замечаний в комментариях.



На этот раз я скачал существенно более качественные записи украинских беспилотников («Лють» и более мелкие), и рассмотрение можно начать с временной картинки записи с микрофона одного из них.


При увеличении временной картинки (осциллограммы) мы уже видим детали, которые вполне можно интерпретировать.


При всем внешнем хаосе здесь мы явственно видим период регулярных тычков, которые являются не чем иным, как тактами выхлопа цилиндров двигателя. Конечно, для анализа замеров в числах тут надо еще разбираться в количестве цилиндров, тактности двигателя, особенности фаз газораспределения по цилиндрам, но эта задача понятная и достаточно прямолинейная.

Данный вид сигнала относится к гармоническому классу. Что это такое. В эволюции наш слух был «заточен» на восприятие трех классов сигналов:

- всплески (в английском это транзиенты), например хруст ветки под ногами;
- шумы, примером которых может быть часть согласных звуков;
- гармонические сигналы, представленные и нашими гласными звуками, звуками животных, пением птиц.

Особенностью гармонических сигналов является то, что они на основном своем участке представляют собой примерно периодический сигнал, который весьма сильно отличается от элементарного синуса. Это создает массу гармоник, кратных основной частоте.

И тот же самый сигнал в частотном представлении будет выглядеть как масса параллельных линий, равноудаленных на величину частоты основного тона.


В спектре беспилотника нет особого подчеркивания каких-то частотных зон, как это есть, например, в гласных звуках нашей речи. Основная энергетика лежит в зоне ниже 1,5–2 кГц.


В целом обороты двигателя беспилотника весьма стабильны, хотя просматривается работа регулятора оборотов двигателя. В случае беспилотника нагрузкой двигателя является винт, который обладает какими-то параметрами инерции. Если же мы посмотрим на классические транспортные средства, то там двигатель завязан на колеса, а объектом инерции выступает уже всё транспортное средство вместе с пассажирами. И подобной волнистости в спектральной картинке, очевидно, там мы уже не увидим. Если нужна более точная картина данного явления, то придется погружаться в преобразования Лапласа, классическую теорию управления и горы цифровых данных.


Если мы сделаем срез спектральной картинки в любой временной точке, то спектр будет выглядеть примерно так.


Здесь мы видим амплитуды гармоник (в логарифмическом масштабе) на частотах, кратных основной частоте. Кстати, в биологии есть какой-то закон, согласно которому наше ощущение пропорционально логарифму от величины раздражителя (например, акустического давления). Представленный срез имеет тоже периодический характер.

Технически, он был получен Фурье-преобразованием, крайне полезной математической и вычислительной операцией.

Но здесь любопытно то, что вот эту картинку из-за ее периодичности можно пропустить через Фурье еще раз. Эта операция называется кепстром, и ее меня просили опробовать в комментариях предыдущей статьи.

В этом случае из Фурье «вылезет» период основной частоты пичков (дистанция между гармониками в спектрограмме, но выраженные в обратной форме к частоте — периоде).

Это нам позволяет автоматически прицелиться на данный гармонический сигнал и делать по нему выводы о его принадлежности.


По горизонтали здесь, как и на всех графиках, — время, по вертикали — величина, кратная периоду (но можно говорить и о частоте) основного тона, цвет — интенсивность. Стабильная горизонтальная прямая линия демонстрирует постоянство оборотов двигателя. На кучу всяких артефактов сверху не стоит обращать внимания, поскольку данную программу я писал под совершенно другую исследовательскую задачу.

В другой записи украинского беспилотника явно наблюдается доплеровский эффект в его пролете.


И на кепстре мы видим линейное изменение положения периода основной частоты.


Наш интерес к кепстру вызван тем, что большой поток данных с микрофона по итогу сводится к наблюдению за одной выделяющейся точкой. Это «упаковывает» данные и позволяет существенно снизить скорости передачи по каналу связи. Однако, если мы по кепстру определили частоту основного тона, получили картинку Фурье не с одного, а двух немного разнесенных микрофонов, то на них мы получим практически идентичные картинки амплитуд, но фазы гармоник при этом будут различаться (разница фаз — произведение номера гармоники на величину основной частоты и на величину временной задержки).


Мы можем принудительно обнулить весь спектр посторонних сигналов, амплитуды гармоник зафиксировать на какой-то постоянной для всех гармоник величине, а в качестве фазы можно засунуть разницу фаз между микрофонами для каждой частоты гармоники.

Если эту комбинацию снова «засунуть» в Фурье (с входом в комплексных числах), то для какого-то выхода Фурье фазы гармоник сложатся в пик (правда, вялый), и это даст нам направление на источник акустического сигнала. Пик этот плоский и не сильно удобный, однако для какого-то другого выхода гармоники будут складываться как «фаза-противофаза», и получится острый минимум, который можно и использовать для определения направления на источник звука.

Я работаю в крупной частной фирме. Здесь иногда на горизонте появляются весьма суровые проблемы, и требуется высокая степень подготовленности к их решению. Одним из моих инициативных исследовательских проектов была работа с условным названием «самонаводящийся микрофон». Все изложенные выше идеи имеют корни из этой работы. Сама же та работа была остановлена по той причине, что я исследую несколько подходов (на практике выживает и доходит до ценного результата только одна идея из 3–5). Те идеи, которые я впитал из лекций МГУ (канал izoalex на «Ютубе»), для наших задач дали существенно более крутые результаты (к слову говоря, эти преподаватели создали математику iZotope RX, мирового лидера в своей области и... американской фирмы).

Во всей этой проблематике выделяются, конечно, коптеры, которые создают максимальные проблемы нашим ребятам.

Спектрограмма звука коптера выглядит так:


Увеличено в низкочастотной части:


При этом кепстр выглядит как:


Что их всего этого можно было бы извлечь практически


1. Все эти операции, перечисленные выше в варианте на 4 микрофона (2 микрофона мало из-за снижения углового разрешения в некоторой зоне направлений и отсутствия разделения зеркальных комбинаций), требуют вычислительной мощности, примерно соответствующей микроконтроллерам STM32F4xx или STM32F7xx (это то, что мы можем увидеть в полетных контроллерах коптеров).

Предполагаемая задержка в обработке сигнала будет в районе 30–60 миллисекунд.

2. В области DSP (digital signal processing — цифровая обработка сигналов) у нас в стране работает и обучается не так много людей. Преподавателям в вузах можно было бы дать, к примеру, стерео-записи звука (.wav формата, в котором фаза не удалена из-за компрессии) пролетающего коптера и посмотреть, на что эти преподаватели способны.

Здесь сложности заключаются в том, что теория сигнальной обработки достаточно большая, сложная и опирается на большие объемы разнообразной математики. Вторым осложняющим фактором является то, что профессиональное программирование в этой области крайне далеко от того, чем занимаются обычные программисты.

Отсутствие подобных записей (хотя бы стерео .wav-формата с пары разнесенных микрофонов) меня и остановило в написании продолжения этой статьи.
90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. kig
    -1
    9 октября 2025 04:20
    Статья это хорошо, даже замечательно. Графики красивые. Рассуждения вполне научные. А пригодятся ли они, скажем, мобильным группам охотников за БПЛА? Украинцы, кстати, давно понаставили микрофонов по всей стране, и пеленгуют наши шахеды без всяких разложений шумов на гармоники.
    1. +3
      9 октября 2025 05:14
      Мобильным группам это нужно в первую очередь чтобы заранее знать откуда и куда летит БПЛА с отображением на планшете и куда надо переместиться чтобы перехватить.
      Я был уверен что у нас уже давно на всех вышках сотовой стоят микрофоны хотя бы с простейшей полосовой фильтрацией.
      1. +4
        9 октября 2025 12:18
        От нескольких трофейных БПЛА одного типа получить звукозаписи во время их тестового полёта, чтобы выделить общую (среднюю) составляющую их звука. Затем звуколокатором можно будет выделять её в боевой обстановке для пеленгации этого типа БПЛА. И так накапливать записи звука и других типов БПЛА...
    2. +6
      9 октября 2025 08:50
      А пригодятся ли они, скажем, мобильным группам охотников за БПЛА?

      статья показывает, что у нас есть заделы по данному направлению, но НЕТ финансирования...
      чтобы работали "группы охотников за БПЛА" - необходимо все изготовить в "железе"...
      кстати, насколько помню в стране остался только один производитель микрофонов...

      а статье +
      1. +5
        9 октября 2025 09:31
        Последовательность тут чуть чуть другая
        1. Нужны для начала хотя бы стерео записи подлета коптера к транспортному средству для его уничтожения (понятно что тестовая имитация). На этих записях делается проверка идеи и доказательство ее работоспособности.
        2. При положительном исходе делаются записи того же самого но в 4 канальном варианте. Запись можно сделать например на акустическую станцию Zoom H6 (это моя домашняя). Снова делается доказательство работоспособности.
        3. При положительном исходе делается прототип на процессоре. Одновременно решается вопрос - а что мы с этой информацией будем делать (запуск секто-метателя, подрыв чего там... ?).
        4. Пробная эксплуатация, устранение замечаний.

        Для беспилотников последовательность очевидно будет похожая.
        1. +1
          9 октября 2025 15:04
          Статья отличная и для ВО просто замечательная, хотя и не по формату издания )
          Один только вопрос: неужели сама идея никого из рядомстоящих с волонтерским ВПК не заинтересовала?
          И сама идея не ограничивается расчетм пространственной позиции (координаты) объекта... Есть и еще прикладное использование -
          а) акустическое опознание свой/чужой
          б) поиск любого акустического объекта, в том числе - гидроакустика, хотя там много новых уравнений типа температурных слове, подводных течений и восходящих/нисходящих температурных потоков и прочих тараканов
          в) селекция целей для взрывателей
          и прочих разных скучных применений....
          И всё это - даже не на поле теории военного дела
          Супер
          1. 0
            10 октября 2025 10:09
            насмешили!!! какие свой-чухой??? движки китаёзы продают обеем сторонам конфликта одинаковые. и это не единичные "подлодки", а тысячи с разной жижкой в движках, нагрузкой и т.п. Но идею нашего "Пенициллин" враг воплотил в разнесённом зондировании бытовыми телефонами и акустическими датчиками с обработкой ИИ...к сожалению. а у нас как всегда...
            1. +1
              10 октября 2025 10:18
              И зря смеетесь...
              Вообще-то любой инженер-двигателист скажет, что нет одинаковых двигателей, так что ссылаться на китайский фактор - вот уж смешно ... wassat

              А тема аккустического опознавания разрабатывается (и успешно) еще со времен появления первых гидроаккустических станций, и такие системы были на наших АПЛ... и не только наших...

              Вот уж - смешно так смешно
          2. 0
            10 октября 2025 16:13
            Еще как интересуются и еще как работают. Поэтому и нельзя публиковать. Вот и автор - подкинул идею и дальше ни слова. Но результаты будут скоро.
        2. 0
          24 октября 2025 09:07
          Вы правы в том, что общая стерео (даже моно) характеристика любого БПЛА будет плюс минус одинакова. Вот время ВОВ были специальные "слухачи" которые с помощью стерео труб (эти установки потом на параде проезжали в 1945) слушали небо и определяли приближение вражеской авиации по звуку, передавая данные уже зениткам, авиации, предупреждая о налётах.
      2. kig
        +1
        12 октября 2025 01:54
        Цитата: Дедок
        у нас есть заделы по данному направлению, но НЕТ финансирования...

        Мне кажется, что если бы были "заделы", то автор не обращался бы со своими идеями сюда. Хотя, может быть, сейчас его заметит кто надо и использует по назначению. В конце концов, украинская сеть, если верить американским генералам, появилась усилиями двух энтузиастов. Хотя сравнивать нас и их ...у нас все идёт по плану, а у них там сплошной караул. Вот и выдумывают что попало.
      3. 0
        12 октября 2025 19:49
        статья показывает, что у нас есть заделы по данному направлению, но НЕТ финансирования...
        Цифровой обработкой сигналов плотно занимаются гелоги, нефтедобытчики и сейсмологи
  2. +2
    9 октября 2025 05:12
    Статья интересна...но требует специфичных знаний по физике звука. smile
    Придётся греть мозги углубляясь в суть вопроса. what
    1. +3
      9 октября 2025 08:52
      Статья интересна...но требует специфичных знаний по физике звука.

      это из области обучения по специальности "звукорежиссер", что была в ЛИКИ...
      к чему я: там учились талантливые ребятишки в основном - и не все трудоустроены по специальности...
    2. 0
      12 октября 2025 19:51
      Статья интересна...но требует специфичных знаний по физике звука.

      Физика звука здесь непричёи. Больше математика.

      Придётся греть мозги углубляясь в суть вопроса
      Курс ЦОС (цифровая обработка сигналов). Многие наработки из этого используются в совершенно других областях.
  3. +2
    9 октября 2025 05:23
    DSP штука хорошая и полезная. Как минимум чтобы увеличить дальность обнаружения по сравнению со стандартной. По идее всё это должно быть отработано на системах обнаружения подводных лодок. Где акустика вообще главное и отставание в технологиях обработки акустического сигнала от противника грозит большими бедами. По идее бери и используй для обнаружения БПЛА. Надеюсь всё так и есть у нас.
  4. +3
    9 октября 2025 05:29
    Проблема интересная. Но исследования все таки следует проводить опираясь на нормальную научную базу. Не стоит изобретать велосипед когда уже есть хорошая теоретическая база в исследованиях акустических сигналов ВМФ или теория пространственной обработки радиоэлектронных сигналов. Понятно, что в МГУ не могут преподавать основы акустической или радиоэлектронной разведки, разве что на военных кафедрах да и то сомнительно. Поэтому нужно для начала автору выбрать организацию, военную или военно-промышленную в которой занимаются подобными разработками, устроится туда на работу для получения допуска, изучить закрытые библиотеки и уж конечно потом не делать выводы о преподавателях которые к таким библиотекам ни когда не имели доступ.
    1. 0
      9 октября 2025 09:42
      Встречался я в году 2011 с к.т.н.-ом из конторы, производящей датчики гидро-акустического наблюдения для нашего ВМФ. Осталось от него тяжелое впечатление из-за его понтов и одновременной дремучести. Это было в НИИФИ, тоже интересной конторы. А интересная она была тем что имея монопольное из за этого гнала на корню.
      1. +1
        9 октября 2025 14:09
        Цитата: JustMe
        Встречался я в году 2011 с к.т.н.-ом из конторы

        В таких НИИ реально занимаются исследованиями единицы. Причем исследуют или испытывают они как правило уже готовые изделия и формируют требования к перспективным. Конструкторскими разработками занимаются КБ при предприятиях. Разговор с одним сотрудником, тем более если этот к.т.н. считает вас посторонним так и должен был произвести негативное впечатление. Для откровенности с вами должна быть специальная команда от контрразведки.
        1. +1
          9 октября 2025 16:27
          Разницу в акустических исследованиях я как инженер геофизик наблюдал в начале 90х. Мы занимались исследованиями скважин где используется всё новейшее. Куча датчиков радиции, акустических, электрических, гидравлических, ядерно-магнитных спускаются в скважину для исследований. Когда в Россию попала американская аппаратура то воочию была видна разница. Особенно в акустике и ЯМР. Американский прибор за счёт мощности источников и чуствительности гидрофонов "светил" раза в 2 глубже. Особенно большая разница была в программах обработки сигнала. У нас не было программ с использованием преобразований Лапласа и Фурье для обработки. Подозреваю что программы использованные автором статьи до сих пор импортные.
          Сейчас с увеличением мощности процессоров в тысячи раз и появлением ИИ возможности наверняка увеличились тоже кратно.
          1. +2
            9 октября 2025 17:25
            Как ни странно, у нас не было особых проблем с интеллектом наших специалистов. Так лучший кодек для звука и музыки MP3 на рубеже 2000-х написали в Spirit_DSP. Были большие сравнительные испытания где-то за рубежом. А фирма эта базировалась в то время у метро Таганская. Сейчас лучший зарубежный кодек для цифровой радиосвязи - AMBE2++ - от фирмы DSP Innovations. Это где-то в Европе, но ребята там из Пензы. В мой версии этого кодека декодер работает лучше, на кодировщик получился похуже.
            Картинки к статье были сделаны на западном софте, но встраиваемый код в процессоры и наши системы нашей фирмы я пишу сам.
            1. +2
              9 октября 2025 20:38
              То что мозги у наших ребят не хуже сомнений нет. Но в том то и дело что инициативная разработка всегда лучше и эффективнее чем спущенная бюрократическим аппаратом сверху. Я пользуюсь для оценки своих акустических систем программой REW. Шикарная прога для оценки звучания акустики в комнате и качества акустических систем. Наворочанная. Я никак не могу поверить что это написал один человек. Если такую задачу поставить сверху то будут работать пара десятков человек в течении пары лет минимум. Если вообще осилят.
              Вы пишете в основном о процессе сжатия- разжатия информации. В акустике есть ещё сотни разных нюансов. Например наши приборы проигрывали американским прежде всего по частоте излучения. Американский излучатель работал на частотах ниже 500 Гц (и соответственно мощность выше в разы) и соответственно получать после фильтрации сигнал в диапазоне 5-10 Гц очень далеко от источника.
              Но главное это обработка. Получение достаточно точного сигнала при соотношении сигнал/шум сильно ниже 1. Это позволило американцам запустить ядерно-магнитный резонанс для исследований. Плюс обработка с накоплением данных тысяч измерений используя уже возможности процессора. Получались данные там откуда их достать казалось невозможно.
  5. +1
    9 октября 2025 05:33
    Напомнило фильм про одного американского акустика, который по звуковому следу не мог понять что за русская подлодка засветилась на сонаре. Также звук и акустический рисунок сличал, считал количество винтов и прочие данные.
    1. +1
      9 октября 2025 07:41
      Примерное так в акустической локации это и работает: либо сопоставление с уже известным образцом-шаблоном, либо что шумит в том направлении.
      Собственно это одна из причин, почему акустика не является ключевым в антидроновой. Добавил обмотки, поставил прерыватель на третий такт - и сразу в той стороне уже что-то неизвестное: то ли дрон, то ли автотранспорт.
      Но как часть комплексной системы предупреждений акустическая локация весьма полезна.
      1. 0
        10 октября 2025 16:20
        Выделить дрон от транспорта возможно по углу места. Там проблема с определением дальности. Нельзя с одной антенной работать, всегда нужны 2 и больше. А это уже система, не самостоятельная машина ПВО.
  6. -1
    9 октября 2025 06:00
    Вы через статью ещё и врага нучите определять по звуку направления летящего беспилотника и не только.
    А так да, схема рабочая.
    1. +2
      9 октября 2025 08:57
      Вы через статью ещё и врага нучите определять по звуку направления летящего беспилотника и не только.

      нам его, судя по косвенным данным - догонять и догонять....
      1. -2
        10 октября 2025 16:21
        Ни то, ни другое верно. Работы ведутся по обе стороны фронта. Пока паритет.
    2. +2
      13 октября 2025 12:17
      Цитата: sagitovich
      Вы через статью ещё и врага нучите определять по звуку направления летящего беспилотника и не только.
      А так да, схема рабочая.


      Посмотрите в интернете маршруты полета наших БПЛА.
      Они все формируются автоматически на основании системы звуковых и частотных характеристик уже минимум с зимы 2022 года.
      На каждый телефон ставили программы. На каждую трубу, вышку связи, вышку ЛЭП укры ставили микрофоны и собирали их в единую сеть и сейчас имеют прекрасную систему оповещения. Но основании которой у них и работают мобильные группы ПВО.
      Снимающие от 20 до 70% наших БПЛА ежедневно.
  7. 0
    9 октября 2025 06:37
    Как я понимаю есть оснащённые лаборатории укомплектованные подготовленными специалистами, только занимаются они другим. Нужным не нужным другой вопрос и не нам решать. А ещё и не имеют права об этом кричать, где попало. А есть энтузиаст, который на домашнем компьютере чего то там пытается добиться, обладая какими то знаниями. Но зато его никто не ограничивает в рассказах о своих достижениях. А ещё не понятна цель этих изысканий. Нужно сначала написать возможные цели, выделить главные и второстепенные. Легко достижимые и более трудные, по времени и финансам и техническому исполнению. И уже совместно с нужной лабораторией двигаться в нужном направлении. Или Искать спонсоров, и пытаться реализовывать много микрофонные распределённые системы на например сотовых вышках.
    1. Комментарий был удален.
  8. +4
    9 октября 2025 06:37
    Цитата: Михаил Павлов
    Вторым осложняющим фактором является то, что профессиональное программирование в этой области крайне далеко от того, чем занимаются обычные программисты
    Как-то был на УЗИ и наблюдая за прибором, мне пришло в голову, что программисту для того, чтобы оживить тупое медицинское железо, надобно программно описать каждый миллиметр движения сканера, причем не просто описать, а описать опираясь на накопленные медицинской наукой знания. Я самую малость могу поковырять С++, поэтому очень даже хорошо представляю себе ту колоссальную работу, которую проделал кодер. Возвращаясь к статье, можно сказать, что Автор предложил очень хорошую идею разложения звука, на которую не жалко ни денег, ни потраченного времени... Ниже фото, как обнаруживали летательные аппараты наши деды...
    1. +3
      9 октября 2025 07:05
      Цитата: Luminman
      оживить тупое медицинское железо

      Знаменитый профессор в области радиолокации ПВО Ширман Яков Давидович изобрел и запатентовал свой знаменитый автокомпенсатор шумов от постановщиков помех на основе электрокардиографа (ЭКГ). Поэтому зря вы так о медицинском железе.
      1. +1
        9 октября 2025 14:53
        Цитата: ученый
        Поэтому зря вы так о медицинском железе
        Медицинское железо, впрочем, как и любое другое, остается тупым до того момента, пока в него не вдохнули жизнь ПО... wink
    2. +2
      9 октября 2025 07:42
      В практическом написании кода в области цифровой обработки сигналов все очень занятно.
      Например число 2*пи берется 2^16 = 65536. Если к какой то величине фазы прибавлять величину угловой частоты то в этом случае фаза будет переполняться и делать один оборот и идти по кругу. Под это у меня в коллекции есть три варианта синуса - табличный, кусочно-линейный, полиномиальный.
      Использовать плавающую математику крайне не желательно (я ее использую минимально и только в прототипах программ). Целочисленное деление практически запрещено и возможно одно на блок данных в 20 миллисекунд. Короче, там все вот в таком духе..
    3. 0
      9 октября 2025 09:00
      Как-то был на УЗИ и наблюдая за прибором,

      УЗИ - это "чье то" мнение по приводимой картинке - действующим прибором... т.е. это необъективно!
  9. +2
    9 октября 2025 07:32
    НАКОНЕЦ ТО ДОШЛО ! Ранее писал в комментах о таком способе обнаружения .Направленный микрофон +библиотека шумов по типу сигнатуры шумов подводных лодок .Да есть особенности,т.к плотность воды выше воздуха ,тем не менее способ довольно рабочий и зависит от опыта и подготовеи оператора(акустика) либо от совершенства звукоанализатора .
    1. +3
      9 октября 2025 12:44
      Я тоже согласен и говорил об этом же. На малых высотах электромагнитный метод локации практически бесполезен. Звуколокация гораздо эффективнее в этом случае- дальность обнаружения, как минимум, несколько километров, даже если дрон летит на высоте деревьев. Ещё я рекомендовал использовать акустические обнаружители и шагов человека. Двадцать лет назад мы приобрели промышленный течеискатель. Датчик звуков встроен в небольшую пику, соединённую с усилителем. Втыкаешь её в землю и всё слышишь в радиусе километра. Пробовали на природе в сельской местности. До ближайшей избы было километра два. Я включил на максимальную громкость и опешил от неожиданности- в наушниках громкость разговора людей в доме была такая, словно они рядом со мной стояли...
  10. +3
    9 октября 2025 08:10
    В ВОВ - были посты ВНОС, со слуховыми трубами, только слушали люди, конечно, техника лучше справится, в кардиологии, кстати - эхограмма сердца намного представительнее - кардиограммы ..
  11. 0
    9 октября 2025 08:16
    А что насчет разрешающей способности? Два беспилотника на небольшой дальности и одном направлении будут различимы?
    1. +2
      9 октября 2025 08:33
      Пришлось пару раз наблюдать налет беспилотников. Они прилетали раздельно с интервалом 15-30 минут. Если предположить что они летят парой на близком расстоянии, то у них будут различаться обороты двигателй хотя бы чуть-чуть, что дает эффект как биения. Помимо прочего в звучании беспилотников я явственно слышал такой эффект который у музыкантов называется вибрато.
  12. +1
    9 октября 2025 08:41
    Если же мы посмотрим на классические транспортные средства, то там двигатель завязан на колеса, а объектом инерции выступает уже всё транспортное средство вместе с пассажирами.И подобной волнистости в спектральной картинке, очевидно, там мы уже не увидим.

    она есть в работе любого ДВС: посмотрите на "идеи" создания двухмассового маховика...
  13. +1
    9 октября 2025 09:13
    Это всё очень красиво и наукоёмко, только меры противодействия здесь исходят, опять же, из флота - снижение и искажение издаваемого звука. Что довольно просто реализуется.
    1. +3
      9 октября 2025 10:04
      ..Что довольно просто реализуется.

      Согласен.
      Вот есть украинские заявления о количестве сбитых наших БПЛА. Это преувеличение или в этих числах есть доля правды?
      У украинцев заявляется что есть сеть акустического наблюдения. Тогда где наше действия по ее нейтрализации? Я что-то ничего не видел.
      А почему - понятно. Например, руководство космического НИИ, где я работал раньше, это были тупые дятлы ( и я могу дать ссылки на документы с их подписями, которые это подтверждают)
      1. 0
        9 октября 2025 10:20
        Например, руководство космического НИИ, где я работал раньше, это были тупые дятлы ( и я могу дать ссылки на документы с их подписями, которые это подтверждают)

        ну, прямо, с этим не согласен: научные степени - они получили, научные звания - получили, а то что они ничего не могут создавать (креатива у таких людей не бывает - работают по чье то схеме) и занимаются продвижением по карьерной лестнице - отрицать нельзя...
        1. 0
          9 октября 2025 10:32
          Простой пример.
          Директор НИИФИ Мокров пригласил на работу кандидата наук из местного политеха. Ктн делал проект - тема МИФ-2 по измерительной технике. В основу этого проекта он заложил хитрые идеи, но которые кардинально нарушают принципы линейности и временной инвариатности. По факту, в результате должна была получиться система автоматических фальсификаций. Я читал начальных отчет перед РОСКосмосом, на котором стояли подписи всей верхушки НИИФИ.
          Я бы под таким не подписался.
    2. +1
      13 октября 2025 19:55
      .. снижение и искажение издаваемого звука. Что довольно просто реализуется.

      Ну где это можно увидеть?.. Где?..
      Я регулярно вижу видео со сбитыми нашими Геранями и Герберами.. Там ничего нет..
      А делается модификация звука относительно не сложно (но не в стиле глушителей, а в стиле расщепления и модуляции звука). И тут главный момент - кому поручат такую работу. Возможно, как обычно - импотенту, который видит свою главную задачу в освоении бюджета. Такой публики даже в лучшие времена было больше 80% от состава в НИИФИ (где я работал).
  14. +4
    9 октября 2025 12:27
    С самого начала СВО я лично разработал и собрал установку для акустической пеленгации БПЛА (она вполне успешно прошла испытания и показала возможность по пеленгации БПЛА на дистанциях до 1 километра... Даже была отмечена как "рацпредложение" по линии одного закрытого НИИ... Более того в общем то была проработана концепция полностью автоматизированного комплекса по пеленгации и уничтожению БПЛА при крайне низких затратах на поражение. А ведь проблема БПЛА сейчас это прежде всего вопрос экономики. Тема распознавания "акустических портретов" в этом ключе крайне интересна - т.к. позволило бы заметно увеличить дальность пеленгации за счёт точной очистки сигнала от шумов.
    К сожалению "дешёвые" решения в современных реалиях малоинтересны "большой" промышленности. А возможности "гаражных" производств упираются в потолок компетенций и доступность комплектующих... Я в своей поделке вынужден был использовать активные микрофоны и микшерский пульт купленные на али...
    А жаль. Акустика в сочетании с системой "машинного зрения" являясь "пассивным" а значит необнаруживаемым противником сенсором к тому же неподвержена электронным помехам. Переосмысление на современном уровне системы "Прожзвук" могло бы в значительной мере снизить "беспилотную опасность" - ведь на самом деле БПЛА далеко не вундерваффе.
  15. 0
    9 октября 2025 14:03
    А то что у американцев используется как детектор источника выстрела это то же самое или другое?
    Например Boomerang 3 Gunfire Acoustic Detection System
    1. +2
      9 октября 2025 15:21
      это то же самое или другое?

      Набор микрофонов позволяет создать акустическую ФАР, которая определяет направление звука. При использование двух и более ФАР достигается локализация источника звука с характерным звуковым следом. Задача не для микроконтроллеров
      1. +1
        10 октября 2025 03:05
        Цитата: Sensor
        это то же самое или другое?

        Набор микрофонов позволяет создать акустическую ФАР, которая определяет направление звука. При использование двух и более ФАР достигается локализация источника звука с характерным звуковым следом. Задача не для микроконтроллеров


        Насколько мне известно достаточно одной ФАР т.к. фактически это много антенн с регулируемой мощностью излучения / чувствительностью по направлению.

        Но я не антеннолог
        1. +1
          10 октября 2025 04:04
          достаточно одной ФАР

          Нет, одна решетка -- одно направление. Многолучевые ФАР это несколько самостоятельных ФАР размещенных в одном месте и несколько направлений из одной точки..
          Смысл применения ФАР не крутить механически остронаправленную антенну, в изменять диаграмму направленности совокупности излучателей/приемников.
          см. "Фазированная антенная решётка"
          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%88%D1%91%D1%82%D0%BA%D0%B0
      2. +1
        10 октября 2025 16:27
        Как раз для них, микроконтроллеров. Пуля пролетела, запись сделан. Обрабатывай хоть 5 хоть 10 секунд. А не 20 мс. Да и DSP всегда рядом, поможет.
        1. 0
          10 октября 2025 17:43
          Вот пуля пролетела и ага. Для этого никаких ЦОС не нужно.
          1. +1
            13 октября 2025 10:09
            Нужна конечно. Но обработать можно после пролета, по записи, если процесорной мощности не хватает.
    2. +1
      9 октября 2025 16:36
      ..Например Boomerang 3 Gunfire Acoustic Detection System

      Похоже у этой системы определение направления трехмерное (полу-шар) и она позволяет определять направление и вверх (высотные здания, горы..). Когда я считал разнесение микрофонов то у меня примерно такие размеры и получались (это теоретически, практика может внести коррективы).
      1. 0
        10 октября 2025 03:09
        Цитата: JustMe
        ..Например Boomerang 3 Gunfire Acoustic Detection System

        Похоже у этой системы определение направления трехмерное (полу-шар) и она позволяет определять направление и вверх (высотные здания, горы..). Когда я считал разнесение микрофонов то у меня примерно такие размеры и получались (это теоретически, практика может внести коррективы).


        А почему нельзя напримаер по периметру техники поставить микрофоны с известным расстоянием между ними (в углах например и по оси врашения башни) и по триангуляции определять направление (насколько я понимаю чем больше расстояние между ними тем точнее)

        Спасибо
        1. +1
          10 октября 2025 06:53
          Предположим, что звук от источника летит под углом 45 градусов к оси микрофонов (то есть примерно как на картинке). Между микрофонами будет разница по времени прилета фронта звука. Но я стараюсь не работать с временным представлением, а работаю со спектральным. Предположим , что мы выбрали базу (расстояние) между микрофонами таким образом что разность фаз между сигналом микрофонов по первой гармонике будет 15.. 20 градусов. Тогда по второй гармонике будет в 2 раза больше, по третьей - в 3 раза, ну и так далее. Но круг у нас 360 градусов. Фаза у нас перейдет на какой то гармонике через 360 и будет крутиться по новой. Все отлично и хорошо скармливается в преобразование Фурье с комплексным входом. Но если мы возьмем большую базу и может так получиться что уже первая гармоника накрутит 360 градусов с какой то погрешностью, следующая - еще 360 с еще погрешностью, ну и так далее. В результате мы получим неопределенность, разбавленную большой погрешностью.
          Но идею можно считать вполне рабочей если кто-то сделает начальное наведение.
          Полностью идеи нельзя отвергать поскольку очевидно возможны комбо-варианты.
      2. 0
        11 октября 2025 06:16
        Цитата: JustMe
        разнесение микрофонов .


        Кстати о птичках (беспилотны и не очень)
        Тут один товарищ

        Уже предлагал и сейчас повторюсь...
        Берётся датчик сигнализации, настраивается на определённый сектор. Туда же смотрит шашка с дробью. Вешается гирлянда по кругу. Цена вопроса - 700р. + шашка. При появлении любого предмета в зоне датчика, следует подрыв шашки. Лёгкий дрон сдует сразу...


        И идеи сохранения популяции пернатых и пр мимо проходящих...

        Можно ли иметь относииельно дешёвый и узконаправленный в заданный сектор микрофон(ы), настроенный на частоты двигателей БПЛА (даже пусть будет любых)

        И инициировать сигнал на срабатывание защитного боеприпаса совместно с датчиком сигнализации.

        Спасибо.
  16. +4
    9 октября 2025 15:09
    Мысли дельные, но для начала можно ещё проще, даже без обработки сигналов: на каждую вышку сотовой связи повесить микрофон с простеньким контроллером. Он будет регистрировать ЛЮБОЙ сигнал, по уровню и длительности превышающий заданный уровень. Далее с помощью sms-ки (чтобы работало даже при отключении мобильного интернета) признак "тут что-то летит" передаётся в региональный центр обработки данных (можно не только признак, но и уровень звука). Там сравнивают с воздушной обстановкой. Если в том районе нет своих ЛА, значит район пролетает вражеский БПЛА. По изменению уровня звука на одном микрафоне, а также по появлению сигналов с других вышек можно более-менее определить скорость и направление движения. По скорости можно дополнительно отсеять варианты работающего трактора, мотоцикла, газонокосилки и т.п.
    1. +1
      9 октября 2025 16:43
      (4 микрофона х 16 битовое данное х 8000 измерений в секунду) даст весьма большой поток данных. Для сомнительных случаев его вполне можно было бы куда то послать, где есть приличные вычислительные мощности, но а так лучше сделать первичную обработку, предварительное принятие решение и пересылка в минимальной форме или можно что-то накопить и при появлении признаков переслать проблемный блок данных.
      1. 0
        9 октября 2025 16:58
        даст весьма большой поток данных.

        Получили 64 кб передали, получили следующие 64 кб передали дельту, заменили массив данных если дельта большая передаем массив.
        1. 0
          9 октября 2025 17:09
          Обычный телефонный канал, пакованный кодеком G729 затребует 4.. 8 кБайт/сек (но это для речи). Идея с дельтой будет работать если наш блок данных точно попадает на кратности периода источника звука (а этого точно не будет).
          1. 0
            9 октября 2025 18:09
            если наш блок данных точно попадает на кратности периода источника звука

            Наверное следует посмотреть в сторону алгоритмов сжатия с потерями, в начале нулевых ими интересовался, сейчас уже ничего не помню.
            Посмотрите С. П. Марпл-мл "Цифровой спектральный анализ и его приложения"
            https://libcats.org/dl/635381/24a658
            Там большое внимание уделено спектральным оценкам. А для заявленных вами целей совсем не обязательно придерживаться целочисленной арифметики, ну возрастет цена и вес оборудования на порядок, все равно оно останется мобильным.
            1. +1
              9 октября 2025 18:55
              Я работаю в высоко-конкурентной зоне и имею свой набор наработок и достижений. Последнее мое достижение - это шумодав, когда к примеру речь была на 20 децибел ниже порога шума (один из реальных тестов). Все это пишется на целочисленной арифметике.
              Что-то аналогичное имеет Hytera, на а Motorolla сдает свои позиции.
              В теории тут возможно лучший вариант - преобразование Виглера. Оно используется в детектировании направления на подводные объекты (курс лекций МГУ "Акустика океана" и дополнительный спец.курс по подводным акустическим измерениям). Что любопытно, информацию по этой тематике с примерно 2005 года на западе как отрубило.
      2. 0
        10 октября 2025 16:32
        Ничего страшного. В самом простом электросчетчике 8000 считывания по 24 разряда .... И расчет активной, реактивной и полной мощности. Правда, чип специализированный.
  17. +1
    10 октября 2025 00:32
    Думаю, это почти магистральный путь по реализации обнаружения небольших и низколетящих дронов. Только DSP, способный влет проводить анализ и выдавать результат дл принятия решения оператору, либо автоматизированной системе, вплоть до дрона-перехватчика. С пополняемой библиотекой капстеров, как сейчас мы обновляем авторадары.
    Но, естественно, желательно и оптический канал (телефокус по наводке звукового процессора), и термический (термооптический), и системы радиолокации.
    То есть, для начала это все могло бы управляться наземной/морской управляющей системой, а при достаточной миниатюризации и снижению себестоимости при массовом производстве - и на дронах-истребителях ( здравствуй "Страж-птица" Роберта Шекли?) в составе эскадрильи 4-6 дронов с разнесенными микрофонами, связанной в одну ячейку.
    Причем вопрос надо/не надо даже не стоит - наши враги точно будут работать и работают в этом направлении.
  18. +1
    10 октября 2025 04:20
    Отсутствие подобных записей (хотя бы стерео .wav-формата с пары разнесенных микрофонов) меня и остановило в написании продолжения этой статьи.

    Для отладки программ, на первом этапе, можно синтезировать сигнал с заданными временными функциями девиациями мод, амплитуд, фаз. помех. Как только получится более менее распознавать синтезированный сигнал нужно переходить к полевым испытаниям.
    1. +1
      10 октября 2025 07:48
      Александр, я работаю программистом в DSP области с 2016 года. До этого - междисциплинарный специалист с более чем достойным уровнем в электронике (ну и математике).
      И хочу сказать что синтетические сигналы в подобного рода задачах только уводят в сторону.
      К примеру синтетический сигнал для эходава может дать подавление в 36-40 дБ, а в реальности эходав демонстирует подавление в 2-3 дБ (структура эходава - классика, которой забиты очень толстые книги Айфичера или Опенгейма). В такой программе как Skype можно было предложить абонентам на обоих концах начать громко одновременно считать и программа начинала демонстрировать что она не обеспечивает реальный дуплекс. Что-то подобное происходит в большинстве месинлжеров.
      То есть у них у всех эходав особо не получился.
      Мой результат в этой области дало нелинейное спектральное вычитание - 36 дБ средний и слабый сигнал, 24 дБ - сильный сигнал, то есть реальный дуплекс возможен, но об этом мало кто знает.
      Если я соберусь в ближайшее время, то в качестве источника сигнала запущу мотокосу.
      1. 0
        10 октября 2025 20:40
        Так что, лучше всего для дуплекса была старая добрая схема противоместного дифференциального трансформатора... Дешево и сердито. Компенсация аналогового тока в противонаправленных обмотках на общем сердечнике - и вот он идеал, ну почти (вес, размер, КПД - в минус, простота и стоимость - в плюс). Ну и не загонять сердечник в магнитное насыщение.
        1. 0
          11 октября 2025 18:32
          Так называемый гибрид дает разделение микрофон-наушник в 8.. 24 дБ (зависит от рассогласования линии и от частоты). Наличие мгновенного эхо в аналоговой электронике мы не чувствуем, но цифровой технике возникает задержка в 20..80 миллисекунд. Это создает уже явственное эхо. Вторая проблема - если сигнал вылез в громкоговоритель, то то что будет от него в микрофоне - "это две больших разницы"
  19. +1
    10 октября 2025 09:58
    Год изучал ЦОС, хотя не было это основным направлением. Но сразу вопрос - это все сферический конь в вакууме, одиночный объект над голой степью. Что делать, если их несколько? Если есть многоэтажки, которые дают эхо? Математика там становится более интересной, гораздо. Эта проблема решена?
    Так то это просто развитие постов акустической разведки для поиска самолетов, арт батарей и даже одиночных стрелков
    1. 0
      11 октября 2025 18:36
      В этой области работают профессионал .. и долго.
      Что у них там - я не знаю. Но я хорошо знаю что акустическая картинка от сложных акустических источников с массой пере-отражений - это то что навивает ужас для тех кто попытается это обработать..
  20. 0
    10 октября 2025 16:10
    Отличная статья. Можно и нужно наводится по звуку !
  21. 0
    10 октября 2025 17:07
    В сети есть фото монструозных звукоусилительных станций времен Первой мировой и 20-30-х годов, до появления радиолокации. Гегель был великим философом, его спираль развития - гениальна. Вот и опять как 100 лет назад слушаем? Все возвращается на круги своя и точка.
  22. +2
    10 октября 2025 21:37
    Спасибо!
    Вы о сложном постарались рассказать просто.
    Больше двух точек получения сигнала. Сравнение полученных сигналов.
    Интерпретация сравнения. Варианты местоположения источников сигнала. Выбор вероятного местоположения сигнала. Повторные получение, интерпретация и выбор.
    Для простого читателя Вы очень доступно рассказали и о радио/звуко локации, и о возможности использования.
    1. 0
      13 октября 2025 20:27
      А это в принципе возможно на основе акустических шумов полученных с 4 микрофонов провести анализ (при помощи , рядов Фурье , комплексных чисел ) и узнать направление, высоту и скорость полета хотя бы единичного беспилотника , или как,?
      1. +1
        13 октября 2025 20:58
        Вот я наблюдал как примерно в 800..1200 метрах от нашего дома пролетал беспилотник "Лютый". Он шел на высоте зрительно в пару градусов выше линии горизонта. То есть, высота здесь особо не нужна.
        Примеры подобного любительского матричного микрофона можно найти для микрокомпьютера Raspberry Pie.
  23. 0
    14 октября 2025 02:38
    Teledyne FLIR хорошо известна своими тепловизионными инфракрасными камерами, но FLIR Si2 отличается тем, что вместо измерения температуры камера акустического изображения оснащена 124 чувствительными микрофонами
    https://t.me/cnxsoftwareru/3425
    https://www.flir.com/browse/portable-inspection-solutions/acoustic-imaging-cameras/
    1. +1
      14 октября 2025 08:18
      Картинки с осциллографа полезны в деле анализа шума работающего двигателя на предмет поиска в нем неисправности (например где то в автосервисе), а искать сам двигатель по его шуму это другое, и потом если скорость беспилотника 50м/с то это 15% от скорости звука, что уже ограничивает возможности поиска, а если ветер , кстати распространение звука в атмосфере по прямой линии бывает только при одинаковой температуре воздуха (при перепадах температур луч звука изгибается ) это к тому, что от мат. анализов бывает мало толку ,впрочем как и от мед. анализов
      1. +1
        14 октября 2025 08:31
        FLIR Si2 хороша для анализа и визуализации мод колебаний, как например высокочастотная вибрация в транспортном средстве (от машин до ракет). Я о чем то подобном думал когда работал в НИИФИ. Но в такой конторе создать подобное невозможно, потому что они тупо пилят бюджет а процесс создания подобной системы крайне запутан и труден, особенно когда у тебя все деньги бюджета проекта заберут "на другие более важные цели". И директор Мокров мне прямо заявил что я не достоин заниматься сигнальной обработкой.
        1. 0
          17 октября 2025 10:10
          А что тов. JustMe думает про "Бабай"?

          https://dzen.ru/a/aHy99s2mM1dRaSDB?ysclid=mgui1xn1oj303746819
          1. 0
            17 октября 2025 10:39
            Если реально работает - то молодцы.
            Информации и описания конечно мало, но идеи витают в воздухе, если кто-то реально достиг результата - то замечательно.
            1. 0
              17 октября 2025 10:46
              Цитата: JustMe
              Если реально работает - то молодцы.
              Информации и описания конечно мало, но идеи витают в воздухе, если кто-то реально достиг результата - то замечательно.


              Меня больше интересуют мысли на тему ихменения частоты в "ухе" ракеты (в зависимости от векторов взаимных скоростей цели и ракеты) и влияние этого на результат.

              В том числе и возможную в будущем идентификацию цели по звуку (насколько я понял пока такая опция не существует)
              1. +1
                17 октября 2025 10:53
                Как выяснилось есть люди, которые натравили нейронную сеть на идентификацию цели по звуку. Подробностей я особо не знаю и над этой темой особо не работал.
                Предположительно, у них анализатор спектра на Фурье, а выход Фурье заведен на сверточную нейронную сеть.
                1. 0
                  17 октября 2025 13:19
                  Цитата: JustMe
                  Как выяснилось есть люди, которые натравили нейронную сеть на идентификацию цели по звуку. Подробностей я особо не знаю и над этой темой особо не работал.
                  Предположительно, у них анализатор спектра на Фурье, а выход Фурье заведен на сверточную нейронную сеть.


                  В переводе на полу-разговорный русский: нейронка может прогнозировать (с какой-то точностью) флуктуации изменения частоты каждого конкретоого двигателя в зависимости от векторов скоростей?
                  И
                  Соответственно отличать конкретно этот двигатель от его сомодельников (≠ собутыльников)?
                  1. +2
                    17 октября 2025 13:57
                    Попробую перевести на язык простых нормальных людей.
                    Посмотрим на какую-то картинку спектра выше. Представим что мы видим вертикальную полоску шириной 1...4 секунды из этой картинки и это полоска ползет вправо по картинке согласно ходу времени. Что мы видим в этой полоске?.
                    Это набор чередующихся линий с небольшой волнистостью и немного "дышащих" по амплитуде. Вот это все скармливается в систему систему анализа, которая ради понтов называется нейронной сетью, а по сути это статистический анализатор работющий по набору шаблонов.
                    Помимо одной такой "полоски" анализа можно иметь где-то в памяти такую же картинку из прошлого 15...20 секунд назад. Анализатор (нейронная сет) прекрасно их может сравнивать и ощущать динамику.
                    По моим наблюдениям раздолбаи на пит-байках и тому подобном никогда не держат обороты в стиле беспилотника.
  24. +2
    15 октября 2025 11:26
    Автор, спасибо за поднятую тему.
    К слову, украинцы именно на этих принципах построили систему обнаружения наших "Гераней". У них развёрнута система "Звук" по всей стране, состоящая из 14000+микрофонов, на телефонах у граждан стоит приложение еППО, где просто одна кнопка, которую надо нажать, если человек слышит звук мотора в воздухе, в этом году к ним добавляется несколько десятков своих БЛА с микрофонами, у нас в СМИ написали, что для артиллерийской разведки, фактически же для отлова БЛА.
    Все данные от этих средств обнаружения сливаются в АСУ ПВО "Вираж-Планшет", и там уже отображаются относительно точные координаты целей, которые видят на своих планшетах команды охотников на дроны.
    И это работает, хотя большинство наших БЛА долетают до цели, но по 80 штук в год они всё-таки сбивают.
    Если бы у нас была такая система, то в процентном отношении мы бы сбивали их очень много, в силу того, что у них меньше дронов чем у нас, а у нас больше ресурсов чтобы их сбивать.
    Но по факту ничего не делается, увы.
    Кстати, Вы не единственный энтузиаст, занимающийся акустическим обнаружением.
    Статье однозначно плюс.
    1. 0
      22 октября 2025 21:40
      Восемьдесят штук в ГОД? Не в месяц?
  25. +1
    15 октября 2025 11:33
    ...К тому времени в Ленинграде оставалось около 300 незрячих. Остальных успели эвакуировать — в блокадном городе остались только те, кто добровольно отказался его покидать.

    Незрячие Ленинграда не были иждивенцами. Они трудились на заводах, выступали с концертами в госпиталях, то есть по мере сил помогали бороться с врагом.


    Поэтому, когда ПВО города объявило набор незрячих добровольцев для службы «слухачами», заявления подали практически все слепые, которые на тот момент находились в Ленинграде.

    Однако военные провели строжайший «отсев» кандидатов. Для начала отказали женщинам, потом провели тщательный медицинский отбор. Будущий «слухач» должен был иметь очень хороший слух и достаточно крепкое здоровье, чтобы переносить предстоящие многочасовые нагрузки.

    Так были отобраны 30 кандидатов, из которых затем выбрали 20 наиболее способных. Эти два десятка незрячих были отправлены на обучение.

    Ведь мало просто услышать звук, надо чётко его идентифицировать, определить, на каком удалении от города находятся вражеские самолёты…

    В действующую армию в 1942 году были определены 12 лучших незрячих «слухачей». Одним из первых и стал Яков Зобин, которому исполнилось 28 лет.

    В расчёт звукоулавливателя входили два бойца: зрячий и слепой. Первый медленно поворачивал трубы аппарата в разные стороны, а второй должен был слушать и услышать врага.
    Результат превзошёл все ожидания. И без того отличных слух незрячих бойцов во время службы на звукоулавливателе стал стремительно развиваться в нужном направлении.

    Через несколько месяцев Яков Зобин и его товарищи не просто обнаруживали приближающиеся самолёты противника, но на слух определяли их тип, высоту, на которой они летели, и расстояние до них.
    Ефрейтор Яков Зобин оставался в рядах ПВО Ленинграда до самого конца войны, был удостоен наград, в том числе той самой медали «За боевые заслуги», о которой говорилось вначале.
  26. 0
    5 ноября 2025 14:37
    Михаил, спасибо за статью! Один из наших проектов связан с созданием национальной подвижно-стационарной системы обеспечения безопасности периметра объектов, в связи с чем ваш опыт и исследования можно было бы использовать прямо по назначению. Это же верно и для тех, кто комментировал статью (при наличии опыта). Если интересно сотрудничество, обращайтесь. Ранее у нас было несколько интересных проектов из темы акустики: Квинта и Нейроникс Про. Первый - это а-ля Шазам, только для коммерческого использования с возможностью распознавания кавер версий музыкальных произведений. Второй - диагностика наличия респираторных заболеваний по дыханию и кашлю, в частности диагностика ковида (были времена). Есть желание имеющийся опыт использовать для детектирования БПЛА...