Береговые артиллерийские батареи как часть военно-исторического наследия Владивостока

5 824 35
Береговые артиллерийские батареи как часть военно-исторического наследия Владивостока

Будучи во Владивостоке в сентябре 2025 года, мы с супругой посвятили значительную часть свободного времени посещению музеев и различных исторических мест, коих в городе и в его окрестностях немало. На основе накопленных материалов создано несколько публикаций, которые представлены на суд читателей «Военного обозрения».

История Владивостокской крепости


С момента своего основания в 1860 году Владивосток являлся важным российским оборонным форпостом на Дальнем Востоке. К концу 1880 года во Владивостоке имелось 17 береговых батарей (всего 42 орудия), а также четыре сухопутных укрепления для защиты города от возможного нападения с суши.



К началу Первой мировой войны Владивостокская крепость была одной из немногих в Российской империи морских крепостей, имеющих не только артиллерийские береговые батареи, прикрывающие подходы с моря, но и надёжные укрепления, защищающие город с суши. Активное строительство оборонительных сооружений, при возведении которых учитывался опыт обороны Порт-Артура в 1904 году, продолжалось до 1917 года.

По состоянию на конец 1917 года оборонительные сооружения Владивостокской крепости включали в себя около полусотни береговых батарей различного калибра, которые защищали город от бомбардировки тяжелой морской артиллерии, а также препятствовали высадке десанта и блокировали подходы со стороны суши. В составе укреплений было шестнадцать фортов, десятки береговых капониров и полукапониров, а также множество опорных пунктов. Все важные оборонительные сооружения снабжались электроэнергией и соединялись между собой дорогами и подземными кабельными линиями связи.

При взаимодействии с флотом обеспечивалось быстрое развёртывание минных заграждений. Для защиты от огня тяжёлых орудий были возведены семь тоннельных и одна казематированная казарма, более трёх километров подбрустверных галерей и шесть километров тоннельных ходов. Укрепления строились с учётом пересечённого рельефа местности, что значительно увеличивало их боевые возможности. Большая часть сооружений могла выдерживать обстрел 203-мм артиллерии и единичные попадания 305-мм снарядов.

Форты соединялись друг с другом рокадными дорогами, а с центром крепости — радиальными магистралями. Рокадных дорог на всем протяжении оборонительных линий было оборудовано не менее двух, чтобы иметь возможность для манёвра войсками вдоль позиций даже при прицельном обстреле какого-то участка шоссе. Все дороги прокладывались по обратным скатам высот вне сферы наблюдения со стороны направлений атаки вероятного противника. Строили очень добротно, некоторые фортификационные сооружения, сданные более 100 лет назад, и сейчас находятся в хорошем состоянии.


Согласно окончательному варианту, принятому в 1910 году, оборонительные сооружения сухопутного участка фронта должны были иметь всего 1290 орудий. Из них: дальнобойных орудий — 572, орудий ближнего боя — 718, а также 268 пулемётов, 64 полупудовые мортиры и 36 станков для запуска ракет. Береговая оборона должна была включать в себя 316 орудий. Из них: орудий дальнего боя — 212, орудий ближнего боя — 104, пулемётов — 56, ракетных станков — 36.

Предусматривалось, что оборону крепости будет обеспечивать гарнизон, включавший в себя 48 батальонов пехоты, 15 батальонов крепостной артиллерии, восемь батарей полевой и горной артиллерии, два сапёрных батальона, один минный батальон, один телеграфный батальон, один железнодорожный батальон, две воздухоплавательные роты и три отдельных казачьи сотни.

К началу Первой мировой во Владивостоке были накоплены очень существенные запасы строительных материалов, в связи с чем темпы возведения укреплений до 1916 года оставались высокими. Но к концу 1916 года, когда были готовы примерно на две трети 11 фортов, все намеченные к постройке дороги, два опорных пункта, пять береговых батарей долговременного типа и четыре для 120-мм орудий Виккерса, 21 береговой капонир, 8 групп тоннельных пороховых погребов, строительство замедлилось. В первую очередь это было связано с исчерпанием запасов цемента, который раньше доставлялся морем из Новороссийска, и после закрытия Турцией черноморских проливов его поставки стали возможны только по перегруженной железной дороге.

После того как Япония стала союзником Антанты, Владивосток превратился из передового форпоста в пункт, лежащий в глубочайшем тылу, что позволило перебросить имевшиеся на Дальнем Востоке войска на Запад. Параллельно с этим для нужд фронта изымалось вооружение, первоначально предназначенное для защиты Владивостокской крепости. В первую очередь это касалось современной по меркам тех лет артиллерии и пулемётов. К началу Гражданской войны в составе береговых батарей в основном оставались откровенно устаревшие крупнокалиберные орудия, произведённые во второй половине 19-го века.


В береговых батареях Владивостокской крепости к 1917 году в основном остались 9-дюймовые (229-мм) мортиры образца 1877 года, 9-дюймовые (229-мм) береговые пушки образца 1867 года и 11-дюймовые (280-мм) береговые пушки образца 1887 года, а также небольшое количество стационарно размещённых артиллерийских систем меньшего калибра, демонтаж которых был связан с большими трудностями.

В 1917 году строительные работы прекратились, а оборонительные сооружения были законсервированы, и для их охраны от разграбления оставили минимальное количество служащих. Однако после начала Гражданской войны про сохранность оборонительных сооружений, предназначенных для противодействия внешней агрессии, новые власти забыли.

В 1923 году командование Народно-Революционной Армии Дальневосточной республики официально упразднило Владивостокскую крепость, после чего фортификационные сооружения оказались надолго заброшены. Старые артиллерийские системы сдали на металлолом, а новых на их месте не появилось.


Однако в начале 1930-х после вторжения японской армии в Манчжурию встал вопрос об усилении береговой обороны под Владивостоком. В связи с этим в 1932 году на старых крепостных позициях на острове Русский и в бухте Золотой Рог разместили семь артиллерийских батарей, также было запланировано строительство полутора сотен бетонных дотов с пушечным и пулемётным вооружением. Впрочем, советское командование понимало, что в условиях, когда японский флот, имевший в своём составе современные линкоры и крейсеры, господствовал в регионе, для надёжного перекрытия огнём Амурского и Уссурийского заливов требовались тяжёлые дальнобойные орудия.

Для этого в 1933 году на островах Русский и Попова началось строительство батарей, вооруженных новыми 180-мм морскими пушками с дальностью стрельбы до 40 км. В 1934 году береговая оборона была дополнена 305-мм «Ворошиловской» батареей, расположенной в юго-восточной части острова Русский, которая могла прицельно обстреливать вражеские корабли на дальности до 35 км. К началу Великой Отечественной войны в районе Владивостока имелось свыше 150 тяжёлых береговых орудий, в том числе 305-мм и 356-мм на железнодорожном ходу.


Схема расположения береговых батарей Тихоокеанского флота по состоянию на 1942 год и зоны их огневого контроля

Все стационарные тяжёлые батареи, построенные в 1930-е годы, размещались на закрытых позициях и оснащались подземными и железобетонными укрытиями, обеспечивавшими защиту погребов с боеприпасами и силовых станций от обстрела тяжёлой артиллерией и воздушных бомбардировок. Значительное внимание уделялось противопожарной безопасности с системой аварийного водяного орошения артиллерийских погребов. Располагавшиеся на существенном удалении от огневых позиций командные пункты были связаны с батареями подземными кабельными линиями связи.

В годы Второй мировой с учётом современных требований совершенствовалась система управления огнём береговых батарей. Оптические наблюдательные и дальномерные приборы были дополнены радиолокационными станциями орудийной наводки, позволявшими вести огонь в тумане, а кабельные линии связи продублировали радиостанциями. Для защиты от ударов с воздуха неподалёку от позиций береговой артиллерии размещали зенитные орудия и пулемёты.

После прихода к власти Хрущёва значительную часть береговых батарей ликвидировали, а оставшиеся подверглись консервации. Однако после обострения отношений с КНР в 1970 году был образован ВЛОР — Владивостокский оборонительный район, ставший преемником Владивостокской крепости. В начале 1970-х крупнокалиберные орудия снова ввели в строй. Их усилили 85-130-мм корабельными артиллерийскими установками и 57-мм спаренными зенитками, установленными стационарно, а также буксируемыми 100-152-мм орудиями, размещаемыми на подготовленных позициях в угрожаемый период.

Береговые батареи, ДОТы и другие сооружения Владивостокского оборонительного района поддерживались в работоспособном состоянии до 1992 года, после чего началось их стремительное разграбление.


Большая часть береговой артиллерии, размещённой в окрестностях Владивостока, была разделана на металл или подверглась воздействию вандалов.


Хотя форты и артиллерийские батареи, представляющие историческую ценность, формально охраняются государством, оставшись без присмотра, они по большей части завалены мусором, расписаны граффити и закопчены кострищами.


Многие памятники военной истории в окрестностях Владивостока находятся в зоне транспортной доступности, расположены в живописных местах, и при должном подходе они могли бы привлекать туристов и приносить хорошие деньги. Но, к сожалению, ряд интереснейших объектов до сих пор ждёт своей очереди на реставрацию.

Новосильцевская батарея № 375


Первым военно-историческим объектом, который мы посетили в окрестностях Владивостока, стала Новосильцевская батарея, расположенная на вершине мыса Новосильского острова Русский, на высоте 45,8 м над уровнем моря.


Назначением батареи, построенной в очень удобном месте, являлось противодействие попыткам вражеских судов подойти к восточному входу в пролив Босфор Восточный, воспрепятствование тралению противником минных заграждений, а также противодесантная оборона острова Русский.

[
Крепостной флаг на позиции Новосильцевской батареи

Первоначально с 1888 года на этом месте возвели дерево-земляные укрепления. В 1903 году здесь построили капитальные бетонные артиллерийские позиции с орудийными двориками, пороховыми погребами и укрытиями для расчётов.

После завершения строительства на левом фланге батареи установили шесть 152-мм пушек системы Канэ образца 1895 года на береговом станке.

Орудие, разработанное во Франции в 1892 году, поступило на вооружение российского флота в 1895 году, став первой артиллерийской системой такого калибра с выстрелами унитарного заряжания. Этими «шестидюймовками» были вооружены крейсеры «Варяг», «Аврора», «Очаков» и другие. Кроме того, 152-мм пушки системы Канэ активно применялись в береговой обороне и приняли участие в Великой Отечественной войне.


Для своего времени эта «шестидюймовка» обладала высокими данными. При массе 13100 кг она имела длину ствола 45 калибров, что позволяло разогнать снаряд массой 41,4 кг до 790 м/с. При этом максимальная дальность стрельбы составляла 11 500 м. Углы вертикальной наводки: от -7° до +20°. Скорострельность – 8 выстр./мин. Расчёт – 8-10 человек.

Вскоре после начала Первой мировой береговые 152-мм орудия сняли и отправили в действующую армию. Вместо них на Новосильцевской батарее установили четыре 152-мм орудия с броневыми щитами на корабельных станках, закреплённых к бетонным основаниям. Однако уже в 1915 году и они тоже были отправлены на фронт.


Макеты 152-мм орудий Канэ на корабельных станках

Помимо «шестидюймовок», на батарее имелись две 57-мм скорострельные пушки Норденфельда. Эта пушка, спроектированная в Великобритании, предназначалась для стрельбы по быстроходным малоразмерным плавсредствам и была принята на вооружение российского флота в 1892 году.


57-мм скорострельная пушка Норденфельда на огневой позиции

Основным назначением 57-мм пушек на Новосильцевской батарее являлась пристрелка, а также противодействие скоростным миноносным и десантным судам. Эти орудия вели огонь унитарными выстрелами с металлической гильзой. Выстрелы снаряжались стальной или чугунной гранатой, весящей 2,7 кг, а также шрапнелью с трубкой двойного действия и картечью. При использовании бездымного метательного заряда начальная скорость чугунной гранаты составляла 554 м/с. Дальность стрельбы – до 5500 м. Боевая скорострельность – до 15 выстр./мин. Расчёт – 5 человек.


Макеты 57-мм пушек на Новосильцевской батарее

Перед саммитом АТЭС в 2012 году фортификационные сооружения батареи реставрировали, а вместо отсутствующих 57-мм и 152-мм орудий установили макеты.


Если не присматриваться, то эти макеты вполне похожи на настоящие пушки, и в целом после посещения Новосильцевской батареи остаётся благоприятное впечатление, которое усиливается шикарными видами на пролив Босфор Восточный, Русский мост и морскую акваторию.

Артиллерийская батарея №198 на сопке «Холодильник»


Как уже говорилось выше, в конце 1960-х отношения с КНР обострились настолько, что это привело к вооруженным столкновениям на советско-китайской границе. В сложившейся ситуации в 1970-е годы в усиление обороноспособности советского Дальнего Востока были вложены очень существенные ресурсы, и вдоль границы с бывшим стратегическим союзником развернули новые воинские части, и началось строительство укреплённых районов.

В полной мере это коснулось Приморского края и окрестностей Владивостока, где произошло частичное возрождение фортификационных сооружений, приграничных укрепрайонов и стационарных артиллерийских батарей. В то время стали активно строить новые укреплённые районы и расконсервировать построенные ранее. В марте 1970 года был сформирован Владивостокский оборонительный район, который подчинили командованию Тихоокеанского флота, а для размещения Центрального командного пункта выделили бывший форт №5 Владивостокской крепости проекта 1910 года.

Для защиты сухопутных подходов к Владивостоку был сформирован Укреплённый район №1, в составе которого имелись отдельные пулемётно-артиллерийские батальоны, а также стационарная артиллерия в виде взводов танковых башен и артиллерийских дивизионов.

В городской черте Владивостока и на острове Русский построили артиллерийские позиции, которые не входили в состав укрепрайона №1. При оборудовании новых береговых батарей активно использовались имевшиеся на хранении 85-мм, 100-мм и 130-мм морские артиллерийские установки, а также спаренные 57-мм зенитки.


Одной из наиболее известных сегодня является артиллерийская батарея № 198, расположенная на сопке Холодильник на бывшей позиции дореволюционной артиллерийской батареи с литерой «А».

Своё название сопка получила от находящегося у её подножия крепостного казематированного мясохолодильника, сданного в 1914 году. До революции она носила имя Муравьёва-Амурского. Наверху сопки располагался построенный в 1903 году форт «Графа Муравьёва-Амурского», где имелись артиллерийские батареи и пороховые погреба. В настоящее время центральная часть форта с сохранившимися фортификационными сооружениями используется МО РФ для размещения узла тропосферной связи.

При строительстве новой позиции земляные орудийные дворики старой батареи срыли, а вместо них было построено четыре новых упрощённых бетонных орудийных дворика, в которых разместили морские 130-мм артиллерийские установки Б-13-3с.


Артустановки семейства Б-13 производились на заводе № 232 «Большевик» (Обуховский завод). С 1937 года по 1954 год предприятие изготовило 885 установок. В 1943 году в серию пошло 130-мм орудие Б-13-3с с измененным пружинным досылателем, введенным вместо пневматического.

В годы Великой Отечественной войны 130-мм артиллерийские установки Б-13 стали самыми распространенными отечественными морскими орудиями среднего калибра. Ими вооружались все советские лидеры и эсминцы постройки до 1945 года, ряд канонерских лодок и некоторые минные заградители, а также большинство береговых артиллерийских батарей. Так, по состоянию на 22 июня 1941 года в составе береговых батарей имелось 169 таких пушек, а в ходе войны еще несколько десятков были установлены на новых огневых позициях. Орудия Б-13 использовались также на бронепоездах и железнодорожных батареях.

Артиллерийская установка модификации Б-13-3с от ранних вариантов, помимо досылателя, отличалась щитом обтекаемой формы, частично защищавшим расчёт от осколков снарядов.


130-мм артиллерийская установка Б-13-3с, установленная в орудийном дворике Безымянной батареи № 319, позиция которой сейчас является территорией Музея «Владивостокская крепость»

Общая масса установки составляла 12,8 т. Орудие с длиной ствола 6581 мм (50 калибров) при начальной скорости снаряда 870 м/с имело дальность стрельбы 25 500 м. Углы вертикальной наводки: от -5° до +45°. По финансовым соображениям при конструировании орудия командование флота потребовало использовать картузное заряжание, что ограничило практическую скорострельность величиной 7–8 выстр./мин. В боекомплекте имелась широкая номенклатура снарядов: фугасные, осколочно-фугасные, полубронебойные, ныряющие (для орудий с мелкой нарезкой), зенитные, противорадиолокационные (со второй половины 1960-х годов), осветительные, а также дистанционные гранаты. Осколочно-фугасный снаряд ОФ-46 массой 33,4 кг содержал 3,65 кг тротила.

В современной литературе установки Б-13 иногда критикуют за то, что на них не было силовых приводов и механизированного заряжания, что ограничивало скорость наведения и темп стрельбы. Но в то же время отсутствие приборов и механизмов, требующих электропитания, существенно упрощало конструкцию и снижало стоимость, позволяло за несколько часов устанавливать орудия Б-13 на четырехосных железнодорожных платформах или на простых железобетонных фундаментах, а также улучшало надёжность и боевую устойчивость под огнём противника.

В послевоенные годы в советской береговой обороне имелось очень значительное количество 130-мм орудий, по состоянию на середину 1980-х было развёрнуто более 600 установок Б-13, и ещё около сотни хранилось на складах.

После нормализации отношений с КНР большая часть оборонительных сооружений под Владивостоком в начале 1990-х пришла в упадок. Большую часть артиллерийских орудий распилили на металлолом или изуродовали вандалы.


Сорванная мемориальная табличка на позиции артиллерийской батареи №198 на сопке Холодильник

В полной мере это относится и к артиллерийской батарее № 198, объявленной «Объектом культурного наследия». Близость военного узла связи к артиллерийским орудиям уберегла их от разделки на металл, но, оставшись без непосредственного присмотра, пушки лишились всего, что с них можно было снять.


Также в удручающем состоянии находятся расположенные ниже артиллерийских установок пороховые погреба и укрытия старого форта, которые плохо выглядят снаружи, замусорены и загажены изнутри.


Сопка Холодильник имеет высоту 257,9 м, является самой высокой точкой в городской черте Владивостока, и неподалёку от позиций артиллерийской батареи установлены телекоммуникационные вышки.


С учётом наличия поблизости электрических сетей и того, что к подножию сопки ведут асфальтовые дороги, а на самый верх, помимо короткой пешеходной тропы, можно подняться на автотранспорте по грунтовке, вполне реальным представляется здесь обустройство ещё одного филиала Военно-исторического музея Тихоокеанского флота, который наверняка пользовался бы популярностью у туристов.


Также стоит добавить, что с батареи №198 открываются потрясающие виды на окрестности Владивостока и прибрежные воды.


К сожалению, в рамках одной статьи абсолютно нереально рассказать про все артиллерийские батареи, которые удалось посетить в ходе нашего вояжа по Приморью, и речь о батарее № 319, на территории которой создан Музей «Владивостокская крепость», пойдёт в следующей публикации. В конце текста имеются активные ссылки на предыдущие статьи данного цикла.

Продолжение следует...
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    18 октября 2025 06:19
    Мы еще в начале и середине 80х пацанами бегали на холодильник на эти пушки смотрели , там на соседней сопке, на днепровской , есть заброшенные форты и казематы . Среди пацанов ходили всякого рода легенды , передающиеся из уст в уста о разных ужасах которые там происходили laughing
  2. +7
    18 октября 2025 07:07
    Спасибо Сергей! Прочитал на одном дыхании. Стиль изложения, иллюстрации, исходный материал - все на ять! Жаль что подобные статьи в последнее время, увы не часты.
    1. +8
      18 октября 2025 12:25
      Здравствуйте!
      Спасибо за добрые слова! Очень рад, что Вам понравилось! Своей очереди также ждёт публикация посвящённая береговой батарее № 319 и Музею "Владивостокская крепость" расположенному на её территории.
      Цитата: Ричард
      Жаль что подобные статьи в последнее время, увы не часты.

      Увы, но большей части читателей такие статьи не интересны. sad
      В том, что данная публикация появилась большая заслуга моего племянника Ярослава, обеспечившего нас авторанспортом и моей второй половины стойко сопровождавшей меня в походах по музеям и историческим местам в окрестностях Владивостока.
      1. +5
        18 октября 2025 18:36
        моей второй половины стойко сопровождавшей меня в походах по музеям и историческим местам в окрестностях Владивостока.
        Я бы даже сказал - "стоически"!
        Спасибо, Сергей! Привет Ольге!
      2. +9
        19 октября 2025 08:48
        Цитата: Bongo
        Увы, но большей части читателей такие статьи не интересны.

        Не-не-не!!!!! Очень даже интересны! hi
        1. +4
          19 октября 2025 10:10
          Андрей, приветствую!
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Не-не-не!!!!! Очень даже интересны!

          Я сужу по количеству просмотров...
          1. +1
            20 октября 2025 01:25
            Цитата: Bongo
            Андрей, приветствую!
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Не-не-не!!!!! Очень даже интересны!

            Я сужу по количеству просмотров...

            Непонятна механика вылета статей в "Новые"- я вот например только сегодня увидел статью про форму при Александре 3 и вашу статью. Возможно поэтому просмотров и не много
            1. +3
              20 октября 2025 04:18
              Цитата: свой1970
              Непонятна механика вылета статей в "Новые"- я вот например только сегодня увидел статью про форму при Александре 3 и вашу статью.

              Алгоритмы сайта работают не всегда корректно. Я на них не ориентируюсь и самостоятельно просматриваю все рубрики.
              Цитата: свой1970
              Возможно поэтому просмотров и не много

              Это тоже, но и сама по себе тема на любителя.
          2. +3
            21 октября 2025 06:51
            Я сужу по количеству просмотров...
            Не стоит прибедняться, 4700 - это немало.
            1. +1
              21 октября 2025 13:07
              Антон, привет!
              Цитата: 3x3zsave
              Не стоит прибедняться, 4700 - это немало.

              Смотря с чем сравнивать...На самом деле это очень мало. У меня есть понимание, как увеличить кликбейт, но самоуважение не даёт.
              1. 0
                21 октября 2025 14:47
                Привет, Сергей!
                Смотря с чем сравнивать...
                Я сравнил со вчерашней статьей Рыжова, на достаточно животрепещущую тему. Те же, что и у тебя 4700 просмотров.
    2. +7
      18 октября 2025 15:20
      Присоединяюсь к добрым словам Димы, работа Сергея и вправду изумительная!!!
      Спасибо всем причастным к ее «выходу».
      1. +6
        18 октября 2025 15:48
        Владислав, добрый вечер!
        В сентябре, когда мы посетили Приморье, там ещё было лето, ласковое море и солнце. Я даже немного обгорела, когда мы нежились на каменистом пляже в районе маяка Токаревская кошка (сама офигиваю с названия). Но помимо пляжного отдыха побывали во множестве интересных мест. Большое впечатление произвёл шикарный океанариум на острове Русский. если будешь во Владивостоке - рекомендую. good
        Ну, и по разным историческим местам - батареям и фортам меня муж с собой потягал. Про часть этих мест уже вышли или ещё будут статьи. Надо отдать Серёже должное, когда мы посещали форты и батареи было не скучно, он прям экскурсии проводил, и замечал интересные детали, хотя сам был там в первый раз. Впрочем, ты наверное помнишь поход на лодку Декабрист в Питере.
        1. +4
          18 октября 2025 18:41
          он прям экскурсии проводил, и замечал интересные детали, хотя сам был там в первый раз.
          Ну прям как мы в музее Суворова!
          Привет, Оля!
  3. +1
    18 октября 2025 07:46
    Корабельные артустановки Б -13-3с не являлись артустановками универсального калибра . Это были артустановки главного калибра . Артустановками универсального калибра являлись артустановки Б- 34 . Первые использовали 130 мм. снаряды , вторые 100 мм. снаряды. Корабельные орудия делятся на три калибра - главный , универсальный и зенитный .
    1. +1
      18 октября 2025 12:17
      Всегда интересно пообщаться со знающим человеком!
      Цитата: север 2
      Корабельные артустановки Б -13-3с не являлись артустановками универсального калибра . Это были артустановки главного калибра .

      Правильно ли я понимаю, что орудия "главного" калибра на эсминцах и лидерах не могли быть "универсальными" ? Т.е. помимо ведения огня по морским и сухопутным целям, имея в боекомплекте зенитные снаряды с дистанционным взрывателем ( а в боекомплекте 130-мм орудий они были) бороться с вражеской авиацией?
      Цитата: север 2
      Корабельные орудия делятся на три калибра - главный , универсальный и зенитный .

      Не ужели? Насколько мне известно морская артиллерия артиллерия классифицируется на по калибрам, а по назначению.
      1. +2
        18 октября 2025 15:19
        Всегда интересно пообщаться со знающим человеком!

        Есть "знающие человеки", а есть воинствующие невежды, с апломбом вещающие всякие глупости типа
        "Корабельные орудия делятся на три калибра - главный , универсальный и зенитный ."
        1. +2
          18 октября 2025 15:52
          Цитата: Nikname2025
          Есть "знающие человеки", а есть воинствующие невежды

          Мой муж по мере возможностей старается быть тактичным даже с теми, кто несёт откровенную чушь. Впрочем есть одна особенная "одарённость", которая судит о состоянии американского ракетостроения по тому, что им ссал в уши замполит более чем 40 лет назад. wassat
          1. +2
            18 октября 2025 15:54
            одна особенная "одарённость"

            Намек понял.
      2. +4
        19 октября 2025 08:52
        Цитата: Bongo
        Правильно ли я понимаю, что орудия "главного" калибра на эсминцах и лидерах не могли быть "универсальными" ?

        Могли, и у тех же американцев - были. К сожалению, у нас с зенитками среднего калибра не заладилось, отчего 130-мм пушки зенитными не были. Хотя при случае, с учетом угла возвышения 45 град, могли попробовать куда-то пальнуть. Зенитные снаряды в боекомплекте имелись.
      3. +2
        20 октября 2025 11:53
        Цитата: Bongo
        Правильно ли я понимаю, что орудия "главного" калибра на эсминцах и лидерах не могли быть "универсальными" ?

        130-мм орудия ЭМ и ЛД вплоть до проектов 41 и 56 универсальными не были.
        Во-первых, малый УВН - всего 45 градусов. То есть, они могли использоваться для стрельбы только по низколетящим самолётам.
        Во-вторых, отсутствие МПУАЗО. А именно управление огнём делает из "пушки с большими УВН" универсальное орудие.
        Что такое огонь крупнокалиберной ЗА по самолётам без СУАО хорошо отражено в рапорте командира АВ "Энтерпрайз" по боям у Соломоновых островов: при постоянно неработающей СУАО 127/38 годится только для ведения огня по горизонтальным бомбардировщикам на средних высотах. И это писалось про лучшее универсальное орудие той войны.

        Именно за неуниверсальность ГК обычно критикуют наши довоенные, а особенно - первые послевоенные ЭМ (пр. 30-К и 30-бис).
  4. +1
    18 октября 2025 17:00
    В современной литературе установки Б-13 иногда критикуют за то, что на них не было силовых приводов и механизированного заряжания
    А то, что они никак не защищены от осколков?! Зачем так делать?
    1. +2
      20 октября 2025 12:36
      Цитата: bk0010
      А то, что они никак не защищены от осколков?! Зачем так делать?

      Потому что это корабельная АУ с её вечной борьбой за вес. Там башеноподобные щиты, открытые с тыла, были нормой жизни у всех. Плюс ручные приводы наведения - тут башню особо не повращаешь.
      При установке на берегу оставалось надеяться на маскировку и дворик.
  5. +4
    18 октября 2025 17:12
    Автору, его супруге и племяннику плюс за интересную статью-экскурсию, ждем продолжение good
    смотрю на фото с мортирами 1877г., толку от них в 1917 году не было никакого, только что салют дать....
    1. +2
      20 октября 2025 12:49
      Цитата: faiver
      смотрю на фото с мортирами 1877г., толку от них в 1917 году не было никакого, только что салют дать....

      А это орудия последнего шанса - для работы в проливах и на фарватерах, когда противник уже подходит к базе.
      Им на смену заказали 305-мм гаубицы обр. 1915 года. Но заказ перехватила армия.
      Тем не менее орудия эти в БО таки послужили: во Владивостоке 12" гаубицами вооружили 911-ю батарею.
      Батарея на четыре 305-мм гаубицы образца 1915 года была поставлена на позиции 11-дюймовой мортирной Батареи №359 (№ XXV). К 17 марта 1932 батарея была установлена на временные деревянные основания. Позднее переделана в бетонном варианте.

      Впрочем, судьба этой батареи повторила ПМВ: орудия служили в БО лишь до 1941 г., после чего они были переданы армейцам в Иманский УР. Где они и отметились в 1945 году: при штурме Хутоуского УР и подавлении японской крупнокалиберной артиллерии, обстреливавшей советскую территорию, 305-мм гаубицы 295-го ОАД выпустили 866 снарядов.
  6. -1
    18 октября 2025 19:32
    Цитата: Nikname2025
    Всегда интересно пообщаться со знающим человеком!

    Есть "знающие человеки", а есть воинствующие невежды, с апломбом вещающие всякие глупости типа
    "Корабельные орудия делятся на три калибра - главный , универсальный и зенитный ."

    Целая серия советских артиллерийских лёгких крейсеров пр. 68 бис . По моему 14 штук . Боевая часть 2 делилась на три дивизиона - ДГК , ДУК и ДЗК , т.е дивизион главного калибра , дивизион универсального калибра и дивизион зенитного калибра . Со своим командованием по дивизионам , Если командир БЧ-2 у нас на крейсере "Свердлове " был Кап 2 ранга , то командир моего дивизиона универсального калибра был капитан-лейтенант .
    Теперь конкретно об артустановках . Какая из Б - 13 универсальная артиллерия , если что бы стрелять по воздушной цели у неё угол возвышения лишь 45 градусов , скорострельность 6 выстрелов в минуту , заряжание в ручную , тяжеленый больше тридцати кг. снаряд . На моей "родной" УПБУ-универсальной палубнабашенной установке См5-1с , угол возвышение стволов было 85 градусов , скорострельность три раза больше , заряжание полуавтоматическое , снаряд на порядок меньше весом и т.д А представьте возвышение стволов только 45 градусов . Это только по шар-пилоту на учениях стрелять .
    Ещё раз утверждаю , что корабельная артиллерия на военных кораблях квалифицируется на три калибра _главный , универсальный и зенитный , Т.е калибр определяет ттд артустановки ,потом исходя из этих ттд артустановки определяется её предназначение .
    1. 0
      19 октября 2025 01:55
      Теперь конкретно об артустановках . Какая из Б - 13 универсальная артиллерия , если что бы стрелять по воздушной цели у неё угол возвышения лишь 45 градусов , скорострельность 6 выстрелов в минуту , заряжание в ручную , тяжеленый больше тридцати кг. снаряд

      Теперь конкретно об артустановках. До конца 1950-х годов для стрельбы по низколетящим самолетам в боекомплекте Б-13 предназначалась дистанционная граната (зенитный снаряд) обр.1928 г. ЗС-46. С конца 1950 - х - дистанционная граната ЗС-46Р с радиовзрывателем.
      Аналогично в боекомплекте орудия Б-38 для стрельбы по низколетящим самолетам был предусмотрен зенитный снаряд ЗС-35. Во время модернизации в пятидесятых годах по проекту 68У-1 система ПУС "Молния-АЦ-68бис" управления стрельбой главного калибра была подключена к ПУАЗО "Зенит-68бис", что позволило вести главным калибром не заградительную, а прицельную стрельбу по самолетам.
      Главным калибром на корабле называются орудия самого большого по сравнению с другими имеющимися на корабле орудиями калибра. И даже если эти орудия будут универсальными, все равно это будет главный калибр. К примеру, на американских крейсерах Atlanta-class главный калибр состоял из шестнадцати универсальных 127 мм пушек в восьми башнях. А на крейсерах Dido-class главный калибр состоял из десяти 133 мм универсальных орудий.
      На кораблях артиллерия делится по назначению, а не по названиям дивизионов - артиллерия главного калибра, универсальная артиллерия, зенитная артиллерия.
      И "предназначение" определяется не калибром, а выполняемыми задачами. Орудие калибра, к примеру, Mark 12 127 мм, на эсминцах и легких крейсерах было главным калибром, а на линкорах - универсальной артиллерией.
    2. +4
      19 октября 2025 09:18
      Есть теоретики а есть практики.
      И как говорят практики теоретикам "забудте все что знаете".
      Кто то слушается. А кто то продолжает доказывать истинну по документам.
  7. +2
    20 октября 2025 02:59
    Мне повезло побывать во Владивостоке в служебной командировке. Местные коллеги показали достопримечательности города, а главное(!) они оказались фанатами Крепости. Я посмотрел всё, что можно и часть того, что нельзя. И ещё толстенную книгу подарили о крепости!
    1. +3
      20 октября 2025 07:14
      Цитата: bbss
      Я посмотрел всё, что можно и часть того, что нельзя.

      Некоторые сооружения построенные более века назад до сих пор используются в оборонных и "специальных" целях. Про это я писать в данной публикации не стал.
  8. +1
    20 октября 2025 11:35
    В 1934 году береговая оборона была дополнена 305-мм «Ворошиловской» батареей, расположенной в юго-восточной части острова Русский, которая могла прицельно обстреливать вражеские корабли на дальности до 35 км.

    35 км - это только для дальнобойного "лёгкого" 332-кг снаряда. Для обычного 470-кг максимальная дальность была 24,5 км.
    Причина проста - на 981-й батарее стояли 2 корабельные башни (средние) ЛК "Полтава" / "Фрунзе" с их УВН 25 градусов. Батарея была нужна срочно, поэтому при установке башен на берегу ограничились только их добронированием. Вообще, до войны работы по увеличению УВН корабельных 12"/52 удалось провести только на "Парижанке" - и лишь в конце 30-х.
    Две другие башни (концевые) ЛК "Полтава" / "Фрунзе" после войны тоже ушли на берег - в Севастополь на восстановленную 30-ю батарею. И у них УВН был увеличен до 40 градусов.
    1. +2
      20 октября 2025 13:04
      Алексей, Вы меня иногда удивляете... request Может быть стоит публикацию внимательней читать и обращать внимание на активные ссылки в конце?
      Цитата: Alexey RA
      35 км - это только для дальнобойного "лёгкого" 332-кг снаряда. Для обычного 470-кг максимальная дальность была 24,5 км.


      Береговая батарея на № 981 имени К.Е. Ворошилова на острове Русский
      https://topwar.ru/271512-beregovaja-batareja-na-981-imeni-ke-voroshilova-na-ostrove-russkij.html
      1. 0
        20 октября 2025 13:36
        Цитата: Bongo
        Может быть стоит публикацию внимательней читать и обращать внимание на активные ссылки в конце?

        А я и посмотрел. Там вначале идёт фото таблички:
        8. Вес снаряда обр. 1911 года 470,9 кг.;
        10. Прицельная дальность стрельбы: 35 км.

        И лишь затем раскрывается, что 35 км - это для облегчённого дальнобойного снаряда, а обычный 470 кг имеет меньшую дальность.
        1. +1
          21 октября 2025 12:58
          Цитата: Alexey RA
          И лишь затем раскрывается, что 35 км - это для облегчённого дальнобойного снаряда, а обычный 470 кг имеет меньшую дальность.

          Как это противоречит сказанному в публикации ?
  9. 0
    24 октября 2025 12:09
    С интересом прочел статью - интересный материал, дополненный историческими хрониками и фотографиями с глубокой проработкой! Напомнил мне Севастопольские фортификации и катакомбы..