Гражданская безопасность: устройства хранения электрической энергии

5 419 87
Гражданская безопасность: устройства хранения электрической энергии

Продолжаем наш цикл «гражданская безопасность» – ранее мы рассмотрели способы выживания в различных типах жилищ в условиях отключения теплоснабжения и электро-газоснабжения.

Обеспечить отопление жилища с помощью автономных источников электроэнергии практически невозможно – слишком мощный потребуется источник, точнее, теоретически это возможно, особенно в сочетании с энергосберегающими технологиями, но очень сложно и дорого.



Например, для того чтобы обеспечить круглосуточную работу электрического обогревателя мощностью 0,5 кВт, способного обогреть маленькую хорошо утеплённую комнату, необходимо примерно 20 автомобильных аккумуляторов ёмкостью по 65 А·ч (ампер-часов) каждый, для запитки которых потребуется 15 солнечных панелей максимальной мощностью 200 Вт каждая, не считая преобразователей напряжения, контроллеров заряда-разряда и прочего, да и КПД такой системы будет непрерывно падать.

Впрочем, если не рассматривать задачу обогрева жилища, то электроэнергия – это исключительно важный ресурс, и сегодня мы поговорим о том, как её можно хранить, например, на случай периодических отключений сетей электроснабжения.

Базовые вопросы


Обеспечение электроэнергией требует наличия как минимум двух составных частей – источника электроэнергии и устройства для его хранения. Также в процессе используются преобразователи напряжения и контроллеры заряда-разряда, но зачастую они уже встроены в устройства производства или хранения электроэнергии, если же нет, то их необходимо добавлять в систему электроснабжения отдельно.

Проблема в том, что разные потребители имеют разные требования по питанию: кому-то необходимо 4,5 В, кому-то 12 В, а кому-то и 220 В. В то же время источники и устройства хранения электроэнергии также могут иметь разное выходное напряжение: от тех же 4,2 В у литиевых аккумуляторов до 12,6 В у автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов. При этом существуют литий-железо-фосфатные аккумуляторы с выходным напряжением 3,2 В и свинцово-кислотные аккумуляторы для грузовых автомобилей, выдающие напряжение 24 В, а также аккумуляторы иных типов.

Всё это необходимо учитывать при построении системы электроснабжения, так как иначе можно сжечь предполагаемые потребители энергии, также не стоит забывать, что при преобразовании теряется определённый процент энергии, так что злоупотреблять излишними преобразованиями тоже не стоит.

Начать можно с того, что в каждом доме должно быть такое устройство, как мультиметр, — стоят они недорого, от нескольких сотен рублей, если не брать в расчёт профессиональные решения. В быту мультиметр очень полезен, хотя бы для того, чтобы понять остаток заряда батарейки, аккумулятора, понять, «живы» ли они, или прозвонить цепь на предмет разрыва.


Удивительно, но во многих домах мультиметра нет, и даже мужчины не умеют им пользоваться – это к слову о том, чем дети должны заниматься на уроках труда, вместо бесполезных уроков «этикета» и непонятных «разговоров о важном».

Рассматривая устройства хранения электрической энергии, не будем говорить о каких-то экзотических решениях, таких как маховики, гравитационные или пневматические системы рекуперации энергии, тепловые аккумуляторы и тому подобное, только обычные, доступные к приобретению обычными гражданами России в настоящее время или в ближайшем будущем аккумуляторные батареи различного типа.

Литиевые аккумуляторы


Разумеется, литиевые аккумуляторы – это первое, что приходит в голову, именно с литиевыми аккумуляторами большинство населения сталкивается каждый день. Хранилища электроэнергии на базе литиевых аккумуляторов можно условно разделить на три типа.

Первый тип – это портативные аккумуляторы или пауэрбанки, большинство бытовых пауэрбанков имеет ёмкость от 5 до 20 А·ч, хотя существуют и модели на 30-60 А·ч. Их входное и выходное напряжение составляет 3,6-4,2 В, а выходной ток зависит от реализации той или иной технологии быстрой зарядки, входы и выходы обычно являются вариациями разъёма USB – USB-A, micro-USB, USB type-C.


Пауэрбанки доступны – их стоимость начинается от нескольких тысяч рублей, в наше время они имеются практически в каждой семье.

У литиевых аккумуляторов есть три недостатка: они теряют ёмкость при отрицательных температурах, они теряют ёмкость со временем, и они являются пожаро-взрывоопасными.

Впрочем, для защиты от низких температур аккумулятор можно держать ближе к телу, а ёмкость при грамотной эксплуатации они теряют достаточно медленно – главное их не перегревать, не перезаряжать, не переразряжать, не заряжать и не разряжать большими токами. У автора до сих пор жив фонарик Fenix Premium Q5, купленный где-то в 2007-2008 годах, и остаточная ёмкость его литиевых аккумуляторов формата 16340 составляет порядка 70% – а ведь прошло почти 20 лет!

Что касается пожаро-взрывоопасности, то здесь также необходимо следить за соблюдением правил эксплуатации, не разбирать и механически не повреждать аккумуляторы, не использовать вздувшиеся изделия.

Второй тип – это портативные электростанции, которые, по сути, являются увеличенными пауэрбанками с расширенным функционалом, они могут быть выполнены как на базе «классических» литиевых аккумуляторов, так и на базе литий-железо-фосфатных аккумуляторов. Портативные электростанции обычно включают в себя зарядное устройство от сети 220 В и инвертор, позволяющий выдать напряжение 12 / 24 / 220 В, в зависимости от модели.


Ёмкость портативных электростанций может составлять сотни-тысячи А·ч, а то и Вт·ч (ватт-часов), в остальном на портативные электростанции распространяется всё, сказанное выше для пауэрбанков.

Кстати, литий-железо-фосфатные аккумуляторы практически пожаро-взрывобезопасны, меньше боятся отрицательных температур, но распространены они значительно меньше, чем «классические» литий-кобальтовые аккумуляторы (ICR) или литий-марганцевые аккумуляторы (IMR или INR) из-за почти вдвое меньшей удельной энергоёмкости, впрочем, они могут использоваться в электросамокатах и электровелосипедах.

Третий тип – это базовые литиевые элементы, то есть аккумуляторы формата 18650, 21700 и т.п., которые используются как отдельно, так и в составе сборок, в том числе и вышеупомянутых пауэрбанков и портативных электростанций.

Зачем выносит их в отдельный тип?

Затем, что базовые литиевые элементы входят в состав множества электронных устройств, а главное, электромобилей и гибридов – последних в нашей стране пока ещё не так уж и много, но их количество будет расти, и в случае кризиса это будет весьма перспективный источник аккумуляторов для самостоятельной сборки устройств хранения электроэнергии.


Следует только помнить о том, что литиевые аккумуляторы нельзя паять за торцы (если на них нет отдельных выводов), в лучшем случае это чревато выходом аккумуляторов из строя, а в худшем – взрывом.

Свинцово-кислотные аккумуляторы


В быту они используются значительно реже, в основном в источниках бесперебойного питания (ИБП), но зато свинцово-кислотный аккумулятор есть в любом автомобиле, а в случае серьёзного кризиса множество автомобилей встанет на прикол. Свинцово-кислотные аккумуляторы менее пожаро-взрывоопасны, нежели литиевые, также они более устойчивы к минусовым температурам.


Однако обслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторы могут выделять пары серной кислоты, так что размещать их в жилом помещении нецелесообразно. Также в обслуживаемых свинцово-кислотных аккумуляторах периодически необходимо доливать электролит – серную кислоту и дистиллированную воду. У необслуживаемых аккумуляторов (типа AGM или гелевых) таких проблем нет.

Для автомобильных аккумуляторов требуется зарядное устройство от 220 В и инвертор напряжения на 4,5 В / 220 В, да и в случае постоянной зарядки от источника питания напряжением 12 В, например, от солнечной батареи, потребуется контроллер заряда.


Современные зарядные устройства стоят очень недорого, где-то пару тысяч на маркетплейсах, так что иметь их в хозяйстве рекомендуется каждому автомобилисту. Помимо зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов, они позволяют производить процедуру их десульфатации, увеличивая срок службы.

Впрочем, по мнению автора, в автомобиль лучше ставить новый аккумулятор, ведь «резина», технические жидкости и аккумулятор – это те расходники, на которых экономить не стоит, а старый аккумулятор как раз можно использовать дома как резервный источник электропитания с инвертором.


Примитивный инвертор также стоит пару тысяч рублей, хороший инвертор, поддерживающий чистую синусоиду, стоит дороже, но он того стоит, так как некоторые электроприборы не будут работать от источника питания с модифицированной или аппроксимированной синусоидой, а некоторые и вовсе могут выйти из строя.


Кстати, в своих накопителях энергии Powerwall для индивидуальных домохозяйств компания Tesla как раз использует отработавшие свой срок литиевые аккумуляторы, снятые с электромобилей.

Натрий-ионные аккумуляторы


Это новый тип аккумуляторов, в магазинах их пока почти не найти, и очень много подделок, что несколько противоречит требованию «доступность», но, скорее всего, это вопрос ближайшего будущего.

Кто-то называет появление натрий-ионных аккумуляторов революцией, и автор склонен с этим согласиться. Хотя натрий-ионные аккумуляторы и уступают по удельной энергоёмкости литиевым где-то на треть, но зато они способны работать при минусовых температурах – без потери ёмкости до -20°С и до -40°С с потерей 10% ёмкости (до 90%), что сделает электромобили с такими аккумуляторами пригодными для эксплуатации на большей части территории России.

Кроме того, их срок службы составит более 5000–10000 циклов против 500–1000 у литий-ионных аккумуляторов, что позволит эксплуатировать их порядка 15–30 лет, а при щадящих условиях эксплуатации, скорее всего, и намного больше, также натрий-ионные аккумуляторы пожаро-взрывобезопасны.


Первые образцы пауэрбанков и портативных электростанций уже появились в продаже за рубежом, правда, пока их стоимость завышена из-за новизны технологии, но в перспективе, по мере увеличения масштабов и географии производства, она должна стать ниже, чем у литиевых аккумуляторов.

Столь выдающиеся характеристики позволяют говорить не только об огромном потенциале применения натрий-ионных аккумуляторов в гражданском сегменте, но и в военном. Автор в будущем планирует по максимуму избавиться от литиевых аккумуляторов, заменив их на натрий-ионные везде, где только это возможно.

Выводы


Наличие дома хотя бы двух-трёх пауэрбанков – это необходимый минимум, который обеспечит хотя бы базовые потребности в электроэнергии для средств связи и освещения на один-два дня при отключении или перебоях в работе сетей электроснабжения.

Портативная электростанция или автомобильный аккумулятор с зарядным устройством и инвертором увеличат этот срок до одной-двух недель, разумеется, речь идёт о маломощных потребителях электрической энергии – смартфонах, фонариках, рациях и тому подобном.

Однако, если отключение электроэнергии будет не периодическим, а постоянным, либо промежутки между подачей электроэнергии будут очень большими, то сколько бы энергии мы не запасли в аккумуляторах, но рано или поздно она закончится, и в следующем материале мы поговорим об автономных источниках электрической энергии, пригодных для бытового использования.
87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    12 ноября 2025 04:34
    Вот тут нельзя не отметить разницу между индивидуальным и многоквартирным жильём. В индивидуальном жилье лучшее средство хранения электроэнергии - это генератор и канистра топлива )))
    Натрий-ионные батареи, конечно, технология перспективная. Читал на хабре. Будем посмотреть. Тут и электромобили лучше себя проявят, и хранение электричества дома. Да и натрий - элемент ни фига не дефицитный, в отличие от лития.
    1. +3
      12 ноября 2025 12:46
      Цитата: Evil Eye
      В индивидуальном жилье лучшее средство хранения электроэнергии - это генератор и канистра топлива )))
      Не соглашусь. На мой взгляд, в частном доме должен стоять мощный инвертор с большой батареей аккумуляторов, а генератор должен запускаться только для зарядки аккумуляторов. Как на подводной лодке. Чем это удобно:
      - запуск инвертора легко автоматизировать, что важно, когда в момент отключения электричества дома только женщины и дети.
      - нагрузка дома постоянно меняется (включаются- выключаются холодильники, кондиционеры, печь и тд) и подстраиваться под нагрузку инвертору гораздо проще, чем бензиновому генератору
      - генератор используется с номинальной нагрузкой, а не с перегрузками и в холостую, что экономит и топливо и его моторесурс.
      В идеале, на подзарядку аккумуляторов должна работать ещё и солнечная батарея.
      1. 0
        13 ноября 2025 04:11
        Всё равно у вас основной источник энергии в такой схеме - генератор, а аккумулятор - это, скажем так, буфер. Вот так )
        1. +1
          13 ноября 2025 10:56
          Цитата: Evil Eye
          Всё равно у вас основной источник энергии в такой схеме - генератор, а аккумулятор - это, скажем так, буфер. Вот так )
          Я несколько по другому это представляю. Сердце всей системы - батарея аккумуляторов. От неё работает аварийная система питания дома (через инвертер 220 вольт), а так же можно использовать её родное напряжение (12 вольт на светильники, радио, автомобильный холодильник и тд). А батарею заряжают от солнечной батареи (основной источник поступления энергии), сетевого блока питания (220 вольт), и от генератора (самый крайний случай). Вобщем, всё крутится вокруг аккумулятора.
          Как то так.
      2. 0
        16 ноября 2025 00:58
        На мой взгляд, в частном доме должен стоять мощный инвертор с большой батареей аккумуляторов
        Всё это пройденный этап)) Когда свет отключают на 12 часов или он есть, но в количестве 120-150 В. Не хватает на долго даже самых навороченных и специально заточенных для ИБП аккумуляторов. Особенно, если на них висят котлы отопления, освещение и немного техники. Остаётся только проверенная в центрах обработки данных схема, когда на первых этапах отрабатывают аккумуляторы, например, полчаса нет света, а потом все дружно дали по 250-260 В))) Если больше получаса как обычно, то нужно запускать генератор, который потихоньку будет питать дом и подзаряжать аккумуляторы. Главное, чтобы через сутки свет дали. А то молотить простому генератору с воздушным охлаждением (на что хватило) больше суток может быть печальной историей.
    2. 0
      12 ноября 2025 18:02
      Автор написал много откровенной чепухи и видно, что в источниках тока он не силен.
  2. +5
    12 ноября 2025 04:39
    Однако, если отключение электроэнергии будет не периодическим, а постоянным, либо промежутки между подачей электроэнергии будут очень большими, то сколько бы энергии мы не запасли в аккумуляторах, но рано или поздно она закончится

    Хороший вывод... Касаемо описанного автором, если в вашем населенном пункте не будет электричества, то не будет и связи, смысла накапливать его в "банках" особого нет. Ну разве что посмотреть на свои фото из безмятежного времени...
  3. +2
    12 ноября 2025 05:24
    В частном доме и даче альтернативы при отключении сетевого электричества генератору нет. request
    Только он позволяет использовать тяжёлую нагрузку в доме с большими токами...чайники,плиты,стиральные машины, сварочники и так далее.
    Все что полегче с малыми токами ...зарядки,небольшие телевизоры, бритвы и прочее можно отдасть аккумуляторам и фотобатареям. smile
    В многоквартирных домах с этим ситуация похуже будет...лучше бежать из них .
    1. +2
      12 ноября 2025 08:56
      У меня на доме есть и генератор и мощная портативная аккумуляторная электростанция. Всё это было приобретено, так, как в посёлке постоянно отключается электроэнергия, причём зимой это обычное дело из-за аварий электросетей по вине сильных ветров, ледяных дождей и пр. Портативная электростанция тянет даже комфорку плиты 2500 ватт в течении 1 часа. А так она используется для работы отопительного газового котла, циркуляционных насосов отопления, холодильника, морозильного ларя, насосов водоподачи, освещения и прочих мелких потребителей. Хватает на сутки. Генератор используем редко. У соседа ещё лучше батарея, она имеет возможность подсоединять дополнительные ёмкости. для увеличения времени работы.
    2. +1
      12 ноября 2025 15:32
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Только он позволяет использовать тяжёлую нагрузку в доме с большими токами...чайники,плиты,стиральные машины, сварочники и так далее.

      Есть мощьные аккумуляторные системы бесперибойного питания, например на Литий-железно-фосфатный АКБ. Мощьностью до нескольких десятков кВт, но там цена от 1,5млн и до....
    3. +1
      12 ноября 2025 23:27
      Очень странно звучит стремление прям позарез при отключении электричества стираться, готовить на всех комфорках и пользоваться электросваркой. Будто нельзя потерпеть несколько часов, надо проверить сколько нагрузки выдержит система
  4. +7
    12 ноября 2025 05:55
    Замечу, что в СССР производились и продавались простейшие фонарики. Без батарей. Берешь в руку, и начинаешь сжимать ручку. Вот тебе и луч света в темном царстве, при отключении электричества. Конечно, телефон им не подзарядишь, но как источник света эти фонари были очень хороши. Не требовали подзарядки, лишь только навык работы с кистевым эспандером. Удивительно, что сейчас ничего подобного не выпускают. smile
    1. +3
      12 ноября 2025 06:03
      в СССР производились и продавались простейшие фонарики. Без батарей. Берешь в руку, и начинаешь сжимать ручку

      С таким принципом и на велосипедах использовались
      Есть ещё фонарики с встряхиванием соленоида в обмотке провода с кондером большой емкости на концах...трясешь фонарик пару минут и ву а ля...да будет свет. smile
      1. +2
        12 ноября 2025 06:04
        С таким принципов и на велосипедах использовались
        Есть ещё фонарики с встряхиванием соленоида в обмотке провода с кондером большой емкости на концах...трясешь фонарик пару минут и ву а ля...да будет свет.
        Да-да, есть такие! hi
    2. +5
      12 ноября 2025 08:27
      Такие фонарики называли Жучёк . Помню , и был такой у меня . Есть и сейчас велосипедные тренажеры , где можно подзарядить телефон или что то другое . Но придется « попотеть» .
      В начале статьи идет речь о отоплении помещения . Автор упустил одну вещь .
      Это изоляция помещения или дома . В хорошо изолированном доме тепло зимой и прохладно летом , в жару . И энергии ( дрова , уголь ) надо намного меньше .
      1. +4
        12 ноября 2025 15:08
        Цитата: Кузнец 55
        Такие фонарики называли Жучёк

        Впервые в детстве прочитал название "жужжалка" в повести "Зелёные цепочки", а потом и у меня появился такой Жучок. Ещё у меня был фонарик, заряжающийся прямо от розетки. Разбирал его в детстве, там три плоские штуки, наверно, конденсаторы.
        1. +2
          13 ноября 2025 13:27
          Это никель-кадмиевые дисковые аккумуляторы, обозначение например Д-0,1 где 0,1 - ёмкость в ампер-часах.
          1. 0
            13 ноября 2025 15:12
            Спасибо за уточнение. Я-то электрик тот ещё... lol Для меня всё одно, главное, что внутри кулоны, а метод их хранения -- тёмный лес. request
    3. +1
      12 ноября 2025 10:44
      Есть такие. Россия. Дешевле бутылки водки.
      https://www.ozon.ru/product/ruchnoy-fonar-871997679/?at=08tYPEzWJcq39LDzIGJOD4nTQx2OpyiqgmllgSoPDymZ
    4. -3
      12 ноября 2025 23:30
      Ну и долго вы так... дёргали такой фонарик в темноте? Нормальные люди свечками запасались и не маялись фигнёй
      1. 0
        13 ноября 2025 02:15
        Нормальные люди свечками запасались и не маялись фигнёй
        Свечки никто со счетов не списывает. Но кончились спички, свеча погасла, и?..
        1. 0
          13 ноября 2025 14:13
          Одну свечу от другой зажгли. Или сунули палочку в газовый котел и запалили её там. Потом выяснили как так получилось, что в доме спички пропали. А дергать часами фонарик это онанизм какой-то.
          1. 0
            13 ноября 2025 14:16
            Ну, во первых, не часами, а пару минут. Во вторых, у меня, к примеру, нет никаких котлов, только плита. И при отсутствии электричества, уверен, газа тоже не будет. Отключат, во избежание взрывов и удуший. А так - спички кончились, свеча погасла. И все.
            1. +1
              13 ноября 2025 15:46
              Сходили на кухню, нашли металлическую крышку от какой-нибудь бутылки, налили в нее подсолнечного масла, закрутили фитилек, закрепили его проволочкой или фольгой. Гореть будет наверно пару дней, бутылки хватит не на один месяц. А с фонариком таким от силы в погреб сходить можно
  5. +4
    12 ноября 2025 06:04
    и в следующем материале мы поговорим об автономных источниках электрической энергии, пригодных для бытового использования.

    Кому нужна эта болтовня? Чтобы гарантированно выжить, нужно уезжать в деревню, где люди веками жили без электричества. Там можно и картошку выращивать...
    1. +3
      12 ноября 2025 08:09
      Там можно и картошку выращивать...

      абсолютно точно!
      а обсуждать то, что автор нам выдал - нет смысла: если епездричество кончится, то и топливо закончится быстро - со всеми вытекающими...
      лучше бы автор обсудил агротехнику выращивания картошки и пр. - это более актуальней...
    2. +1
      12 ноября 2025 08:34
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: ROSS 42
      нужно уезжать в деревню, где люди веками жили без электричества

      Перенимаем опыт предков и запасаемся всем тем, кто чем богат:
    3. 0
      12 ноября 2025 09:51
      "Там можно и картошку выращивать..."
      Ага, зимой и особенно, где-нибудь поближе к северу.
    4. +2
      12 ноября 2025 10:34
      В деревне будут другие проблемы. Как думаете - чем займутся при таких раскладах миллионы мигрантов, разом оставшихся без средств к существованию? Вот именно. Они и сейчас-то себя особо не стесняют, а уж тут..А мелкие деревушки, коттеджные посёлки и садоводства сильно вряд ли особо кто-то охранять будет. Со всеми вытекающими..

      Хорошо если соседи дружные и у всех есть стволы. А если нет? Да и и запас патронов не думаю что у всех особо велик..
      1. +2
        12 ноября 2025 11:07
        Цитата: paul3390
        Хорошо если соседи дружные и у всех есть стволы. А если нет?

        Тогда придётся покупать пулемёт и выкопать большую компостную яму...
      2. +4
        12 ноября 2025 23:32
        Какие ещё мигранты? К вам приедут все городские, у которых в многоэтажках ничего не будет. Независимо от национальности. Или вы думаете они будут сидеть ровно?
  6. +4
    12 ноября 2025 06:12
    Цитата: ROSS 42
    Чтобы гарантированно выжить, нужно уезжать в деревню, где люди веками жили без электричества. Там можно и картошку выращивать...

    Сочувствую москвичам и петербуржцам с их многотысячными человейниками.
    request
    Исход тысяч людей из таких домов в сельскую местность...это как нашествие саранчи...их же надо обустраивать...кормить, поить, согревать и так далее...тема очень болезненная для властей.
    1. +2
      12 ноября 2025 06:47
      Думаете,что эти миллионы успеют?Сдвинутся хоть куда то?
      1. +2
        12 ноября 2025 06:51
        Цитата: dmi.pris1
        Думаете,что эти миллионы успеют?Сдвинутся хоть куда то?

        Ну по Газе в Палестине это было видно.
        Тысячи палестинцев двинулись к границе Иордании и Египта...но братьям арабам они даром не нужны были...остановили на границе. request
        У нас с нашим климатом и расстояниями все тяжелее будет.
        Из блокадного Ленинграда народ эвакуировали и в мой город...так что примерно будет как с Суджей...болезненно и с большими потерями людей.
        1. 0
          12 ноября 2025 06:53
          Я имею в виду ядерный конфликт.Тут и сельским жителям хана будет,глядя на соседей,давно уже живущих по-городскому
          1. +3
            12 ноября 2025 06:56
            Шансы выжить в сельской местности есть...но как надолго, трудно сказать. what
            1. -1
              12 ноября 2025 08:11
              Шансы выжить в сельской местности есть...но как надолго, трудно сказать

              рядом лес, а там кабаны, лоси, медведи...
              1. +4
                12 ноября 2025 09:25
                рядом лес, а там кабаны, лоси, медведи...


                Быстро выбьете под 0. Там их не миллионные стада как бизонов. Каждому из этих животных нужен ареал в несколько десятков кв. километров. Да и местное население будет очень не в восторге от нашествия даже небольшого количества горожан, которые быстро выбьют дичь.
                1. -1
                  12 ноября 2025 09:27
                  Быстро выбьете под 0.

                  согласен, но охотников - не много
                  и чтобы выбить под 0 - нужна организация этих действий, а одиночки - не смогут...
                  1. +3
                    12 ноября 2025 09:32
                    согласен, но охотников - не много
                    и чтобы выбить под 0 - нужна организация этих действий, а одиночки - не смогут...


                    Мы же говорим об экстремальной ситуации ядерной войны. Значит речь о повальном шествии в глубокую провинцию на прокорм, а не единиц охотников.
                    1. 0
                      12 ноября 2025 09:34
                      Значит речь о повальном шествии в глубокую провинцию на прокорм,

                      так и я говорю об охотниках, а не о людях с руЖЖём...
                      сколько бы их не было...
                    2. -1
                      12 ноября 2025 09:40
                      можно выжить в деревне

                      Я вижу: "продотряды" подзабылись....
                      1. 0
                        12 ноября 2025 11:02
                        Я вижу: "продотряды" подзабылись....

                        ну, охотникам они не страшны: заготовки можно оставлять и в лесу...
                      2. -1
                        12 ноября 2025 13:07
                        ну, охотникам они не страшны: заготовки можно оставлять и в лесу

                        Горелые пятки родных и веревки на деревьях быстро развязывают языки...
              2. -1
                12 ноября 2025 09:52
                Вы это сейчас о том, что "кабаны, лоси, медведи...", тоже есть хотят? yes
                1. 0
                  12 ноября 2025 10:14
                  Вы это сейчас о том, что "кабаны, лоси, медведи...", тоже есть хотят?

                  да нет, я о гороховом супе с копчеными кабаньими ребрышками...
                  1. -1
                    12 ноября 2025 11:37
                    Без соответствующих навыков, даже с ружье, то тот же кабан бы с Вами "подискутировал" о том чьи ребрышки бы были в гороховом супе. yes
                    1. 0
                      12 ноября 2025 11:38
                      Без соответствующих навыков, даже с ружье,

                      так я писал:
                      так и я говорю об охотниках, а не о людях с руЖЖём...
                      1. 0
                        12 ноября 2025 11:42
                        Так это потом и не мне я писал именно на "рядом лес..." yes
                      2. +1
                        12 ноября 2025 11:51
                        Так это потом и не мне я писал именно на "рядом лес..

                        Ок!
              3. +1
                12 ноября 2025 10:40
                Ну это в тайге, а в средней полосе России леса можно назвать «пустыми».
                Так что если дачи это одно, то вот побег в леса станет гарантированной смертью для многих беженцев
                1. -1
                  12 ноября 2025 11:01
                  Ну это в тайге, а в средней полосе России леса можно назвать «пустыми».

                  это - заблуждение: за год несколько легковушек "встречаются" с ними в нашей округе
                  Так что если дачи это одно, то вот побег в леса станет гарантированной смертью для многих беженцев

                  а это - уже другая история...
    2. +2
      12 ноября 2025 08:10
      их же надо обустраивать...кормить, поить, согревать и так далее...тема очень болезненная для властей.

      а как же: "спасение утопающих - дело рук самих утопающих"?
  7. +2
    12 ноября 2025 06:45
    В случае серьезного шухера,про электричество придется,забыть.И надолго.Печка-буржуйка,вот что будет наше все.Да и возможно и это не надо будет.Не дай Бог
    1. 0
      12 ноября 2025 08:28
      Цитата: dmi.pris1
      В случае серьезного шухера,про электричество придется,забыть.И надолго.

      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Достаём советские учебники по гражданской обороге и вспоминаем, что в каждой машине есть генератор и аккумулятор, а так-же велосипед (у соседа). Немного околдовали и аля оп:
      1. +2
        12 ноября 2025 11:17
        Ну и ?Долго будете крутить,Борис,что бы обеспечивать сотовую связь(телефон,вышки итд.)этим лисапедом?
        1. 0
          13 ноября 2025 08:54
          Суть Русской цивилизации есть большевизм.

          Цитата: dmi.pris1
          Долго будете крутить,Борис,что бы обеспечивать сотовую связь(телефон,вышки итд.)этим лисапедом?

          Вы думаете, что после ядерного взрыва, одним из факторов поражения которого является электро-магнитный импульс, какая-то электроника будет ещё работать? Помните, когда в Чёрном море рядом с посудиной из США пролетел наш самолётик и у них отказала вся электроника (связь, телефоны, часы).

          Восстанавливать придётся всё и всем с нуля.
    2. +2
      12 ноября 2025 10:08
      Вот кстати на озоне предлагают интересный комплект превращения обычной бочки в печку. Да - прогорает за пару-тройку месяцев, тогда снимаешь комплект и ставишь на другую бочку...



      https://www.ozon.ru/product/nabor-furnitury-dlya-sozdaniya-pechi-iz-bochki-fireway-a101-dvertsa-patrubok-s-shibernoy-zaslonkoy-1071570027/
      1. +1
        12 ноября 2025 11:20
        Я то использую для сжигания мусора.В принципе хватает надолго.Но ведь это не каждый день.Раньше на приусадебных участках в кострах просто жгли,сейчас -нельзя
    3. +2
      12 ноября 2025 13:07
      Цитата: dmi.pris1
      В случае серьезного шухера,про электричество придется,забыть.И надолго.Печка-буржуйка,вот что будет наше все.Да и возможно и это не надо будет.Не дай Бог
      Как вариант:
      Термогенератор «ТГК-3» с 1953 года выпускало несколько заводов
      Есть и современные - B25-12 (М) навешивается на печку типа "Буржуйка")
      1. 0
        12 ноября 2025 13:10
        Для чего?Лапочку одну подлючить.Технику не потянет,связи не будет априори.Можно заряжать (долгл)аккумуляторы раций-баофенги и им подобные.Вот и все
        1. +2
          12 ноября 2025 13:18
          Цитата: dmi.pris1
          Для чего?
          Термогенератор B25-12 (М) - при 12 вольтах тянет нагрузку 25 ватт. можно подключить не только радио но и небольшой телевизор, а это не только новости, но и, какое-никакое, развлечение. Да и телефон можно подзарядить.
          PS
          Я не верю во всемирный апокалипсис, а вот на проблемы со светом, на местном уровне, стоит рассчитывать.
          1. 0
            12 ноября 2025 14:52
            Проблемы со светом на местном уровне решаются путем подключения автономного генератора.Дороговато в эксплуатации,но пару-тройку суток можно пожить.
            1. +4
              12 ноября 2025 14:58
              Цитата: dmi.pris1
              Проблемы со светом на местном уровне решаются путем подключения автономного генератора.Дороговато в эксплуатации,но пару-тройку суток можно пожить.
              На данный момент, у себя в квартире на 5-ом этаже я решаю так:
              инвертор (2 кВт) + аккумулятор (LiFePo4 (Литий-железо-фосфатный)) + солнечная батарея на солнечной стороне дома (410 ватт)
              1. +2
                12 ноября 2025 15:59
                А вот это весьма неплохо.Даже при нормальной жизни,без катаклизмов hi
                1. +1
                  12 ноября 2025 17:21
                  Цитата: dmi.pris1
                  Даже при нормальной жизни,без катаклизмов
                  К слову, про нормальную жизнь: у меня в прихожей (самоё тёмное место в квартире, даже днём) уже годами светит светодиодная лампа, которая не выключается никогда. Ночью сильно выручает, хотя и днём к месту . Подключена напрямую к аккумулятору, а в данный момент аккумулятор заряжается только от солнца (мощности солнечной батареи хватает с огромным запасом).
  8. +1
    12 ноября 2025 07:38
    Насчёт связи - пауэрбанки особо не помогут. Сигнал с вышки сотовой связи пропадает часов через пять - шесть после отключения электричества и то если аккумуляторы на ней в хорошем состоянии. Тут другой вариант есть. В начале 2000-х была программа телефонизации России в сельской местности, тогда везде зарыли в землю огромное количество кабеля и понаставили телефонов практически в каждой деревне. Звонить по этому телефону можно было, вставив в него карту, которую купить можно было на почте. Но как у нас и бывает, связь эта осталась в основном невостребованной, потому что в это же время стала активно развиваться сотовая связь. Со временем телефоны эти связисты поснимали в большинстве случаев, а кабель в земле остался, так что связь проводную недолго и восстановить.
    1. +3
      12 ноября 2025 11:22
      Не забывайте,что для любой связи надо электричество.А его лисапедом от Бориса не получить..Одного кабеля для восстановления связи недостаточно
      1. 0
        12 ноября 2025 12:52
        Я помню был телефон с питанием от батареи, батарея состояла из блока квадратных элементов, телефон был подключён к телефонной станции с ручным подключением абонементов. В 60-е годы это было, телефон скорее всего ТАН-6.
    2. 0
      19 ноября 2025 01:22
      В начале 2000-х была программа телефонизации России в сельской местности, тогда везде зарыли в землю огромное количество кабеля и понаставили телефонов практически в каждой деревне.
      Может быть где-то и закапывали кабели, но вот в моей деревне и в других по району ничего не закапывали: деревянный электрический столб, на нём висит телефон, а на макушке столба антенна. Правда сейчас ничего не работает, даже в экстренные службы нельзя позвонить, да и карточек телефонных я давно уже не видел. Да и вообще в настоящее время без электричества никакой связи не будет. Только катушка с проводом и полевой телефон, даже почтовых голубей уже нет.
      1. 0
        19 ноября 2025 17:37
        Вначале были таксофоны только с антеннами, но связь там была не стабильная. Потом более надёжную связь обеспечивали кабелем, но где-то и антенны применялись. Везде по разному было. Вот на фото- таксофон с кабелем, в землю он уходит. Связист проверяет связь, похоже . В сети можно посмотреть фото, где таксофоны стоят в чистом поле без антенн, с кабелем.
        1. 0
          19 ноября 2025 19:18
          Ну я же не утверждаю, что были только антенны: так и написал: "Может быть где-то и закапывали кабели". Просто привел пример своей местности.
  9. +2
    12 ноября 2025 08:46
    Большевизм – есть суть Русской цивилизации.

    Цитата: А.Митрофанов
    в следующем материале мы поговорим об автономных источниках электрической энергии

    Инвертор - лишняя трата энергии. Вся электроника, от ламп освещения (есть такие) до компов и телевизоров прекрасно работают от 12 вольт т.е. напрямую от аккумуляторов.
  10. +5
    12 ноября 2025 09:11
    чтобы понять остаток заряда батарейки
    для помнящих СССР это легко:языком замыкаешь контакты квадратной батареки и -если щиплет-заряд хороший! yes
    1. +2
      12 ноября 2025 14:04
      Цитата: Ольгович
      чтобы понять остаток заряда батарейки
      для помнящих СССР это легко:языком замыкаешь контакты квадратной батарейки и -если щиплет-заряд хороший! yes
      В школе наблюдал, как заряд батареи языком проверила моя одноклассница на фотовспышке. Как мне сказали, 300 вольт. Я так понял, у неё впечатления были яркими.
      1. +1
        12 ноября 2025 14:09
        Цитата: Bad_gr
        В школе наблюдал, как заряд батареи языком проверила моя одноклассница на фотовспышке. Как мне сказали, 300 вольт

        это другое yes
  11. +1
    12 ноября 2025 16:04
    Странно, что автор не упомянул портативные солнечные панели - они для туризма и выживания самое то!
    1. +1
      14 ноября 2025 11:04
      Эта статья о накопителях,об источниках будет в следующей.Читайте в конце статьи внимательнее.
  12. bar
    0
    13 ноября 2025 08:54
    чтобы обеспечить круглосуточную работу электрического обогревателя мощностью 0,5 кВт, способного обогреть маленькую хорошо утеплённую комнату, необходимо примерно 20 автомобильных аккумуляторов

    Статья о том, как поставить себя в интересную позу защитника экологии и при этом попытаться выжить в интересных обстоятельствах. При том, что обычная буржуйка решит проблему выживания дёшево, сердито и с большим запасом. laughing
    1. +1
      13 ноября 2025 09:23
      Так тут про квартиру речь, а не дом.
      Дрова то где городскому жителю брать
      1. bar
        +1
        13 ноября 2025 09:29
        Буржуйка в квартире замечательно монтируется, с трубой в форточку. Ну а дрова конечно надо запасать. Мы же не в пустыне живём. На том же балконе можно сложить немаленький запас. Это гораздо реальнее и практичнее всяких извратов с батарейками. И "зелёной" энергетике не противоречит, возобновляемый ресурс. Те же мелкорбоиты кучу электростанций понастроили на дровах.
    2. +3
      13 ноября 2025 11:43
      так речь идет об электричестве а не отопительных приборах
  13. 0
    13 ноября 2025 13:57
    Однако, если отключение электроэнергии будет не периодическим, а постоянным, либо промежутки между подачей электроэнергии будут очень большими, то сколько бы энергии мы не запасли в аккумуляторах, но рано или поздно она закончится

    Начата подготовка общественного мнения у населения к сидению в противоатомных бункерах?
    1. +1
      13 ноября 2025 19:38
      Начата подготовка общественного мнения у населения к сидению в противоатомных бункерах?

      В противоатомных бункерах это не нужно, там атомные батарейки. laughing
  14. 0
    16 ноября 2025 13:44
    Цитата: Бывший солдат
    согласен, но охотников - не много
    и чтобы выбить под 0 - нужна организация этих действий, а одиночки - не смогут...


    Мы же говорим об экстремальной ситуации ядерной войны. Значит речь о повальном шествии в глубокую провинцию на прокорм, а не единиц охотников.


    Разве повальное шествие из миллионников не окажется поражено и малоподвижно? И двигаться будет не умом, а животным желанием двигаться от места поражения?
  15. 0
    16 ноября 2025 14:01
    Зачем цифровой мультиметр в публикации про проблемы с электропитанием?
    Стрелочный авометр вольты и амперы без питания измерит. Продам фонарик с ручным приводом уже писали. Но там нужно лампочку посовременнее поставить. Или светодиод, если эл маг импульс не учитывать. Легче мослать будет.
    Про солнечные батареи, стабилизаторы напряжения и тока, инверторы... Если нет эл маг импульсного покрытия местности - будут работать. И радио можно послушать. Которое на транзисторах. А если было, то радио будут слушать владельцы ламповых приёмников. Если у них от подвала, превращённого в свинцово-кислотный аккумулятор, провода идут к обычному трансформатору. И бареттер ток и напряжение регулирует.
    Но у таких наверное и заряд свинцово-кислотного подвала от вакуумных фотоэлементов, механических ветряков, приливно-отливных и волновых генераторов.
    Такие и решают, когда проверить устойчивость человекоподобных.
    И где больше выживут.
  16. 0
    17 ноября 2025 21:20
    Кстати, ничего не сказано про аккумуляторы формата АА/ААА. Как правило, это Ni-Mh. Они, по сути, заменяют обычные батарейки (хотя напряжение у них пониже - 1,2 В, а не 1,5 В), которые можно использовать в портативной технике или фонариках.