Кровавый атаман Григорий Семенов

9 429 129
Кровавый атаман Григорий Семенов

В предыдущей статье мы говорили о происхождении и молодости Григория Семенова, его пути от хорунжего царской армии до самозваного атамана Особого Маньчжурского отряда, в котором подчиненными не слишком образованного забайкальского казака оказались не только старшие офицеры царской армии, но и генералы. Сегодня мы продолжим этот рассказ.

Наполеоновские планы есаула Семенова


5 апреля 1918 года Семёнов отправился в поход на Читу, но взять город не сумел. Захватить Читу он смог в августе 1918 года — после того, как пополнил свой отряд, доведя его численность до семи тысяч человек. Этот город он провозгласил своей столицей.



Семёнов вполне серьёзно желал создать собственное государство, которое включало бы в себя не только Забайкалье и Дальний Восток, но ещё и Монголию и Маньчжурию. В 1919 году он даже создал на приграничных территориях поддержанное японцами и просуществовавшее несколько месяцев «Велико-Монгольское государство», получив при этом титул «гыцун-ван» (что-то вроде «светлейшего князя»).

Отметим, что Унгерну потом упоминавшийся в первой статье Богдо-гэгэн VIII Нгаванг Лобсанг Чокьи Ньим Тензин Вангчуг пожаловал более высокий титул – дархан-хошой-чин-вана в степени хана (а сам Богдо-гэгэн VIII еще в 1911 году был объявлен Великим ханом).

Провозгласившего себя Верховным правителем России Александра Колчака Семёнов долго не признавал, даже перехватывал и грабил идущие от Владивостока поезда с военным снаряжением, отправляемым адмиралу Антантой. Колчак издал приказ об аресте Семёнова, однако атаман уже нашел покровителей в лице японцев. А японских оккупантов на Дальнем Востоке было почти в два раза больше, чем всех остальных вместе взятых – 72 тысячи человек (американцев – 10 тысяч, и 28 тысяч других союзничков царской России по Антанте – англичан, французов, сербов, греков, итальянцев, румынов). Аппетиты японцев распространялись тогда на Приморскую, Амурскую, Забайкальскую области и Северный Сахалин. Имея таких хозяев, можно было не бояться полностью зависимого от Антанты опереточного адмирала. Семенов и не испугался, а «товарищ» (то есть заместитель) министра просвещения в правительстве Колчака Г. К. Гинс вспоминал, что японский генерал Такеучи заявил:

Атамана Семенова, этого истого самурая, мы никому не выдадим и будем защищать его всеми силами.


Японские интервенты в Приморье, фотография сделана между 1919-1920 гг.

В результате направленные против Семенова Колчаком из Иркутска войска на станции Могзон (в 140 км от Читы) были остановлены и разоружены японцами.

Упоминавшийся в первой статье командующий американским интервенционным корпусом генерал Грэйвс писал о Семенове и его японских хозяевах:

Убийца, грабитель и самый отъявленный негодяй, который не просуществовал бы в Сибири и одной недели без защиты со стороны Японии.

И далее:

Солдаты Семёнова и Калмыкова под защитой японских войск бродили по стране как дикие звери, убивая и грабя людей… Условия в Восточной Сибири были ужасными, и там не было ничего дешевле человеческой жизни.

Семенов и Калмыков поучаствовали и в разграблении так называемого «золота Колчака» – золотого запаса России, захваченного 7 августа 1918 года в Казани Каппелем. Калмыков сумел переправить в Маньчжурию около 36 пудов.


И. Калмыков – еще один самозваный атаман (на самом деле – сотник), которого называли «кровавым диктатором Хабаровска»

Но Семенов ограбил Колчака совсем уж по-крупному. В ноябре 1919 года он остановил поезд с эвакуируемым из Омска золотым запасом и выгрузил из него 722 шестипудовых ящика с золотыми монетами. Стоимость «добычи», по разным оценкам, составляла от сумму 70–90 миллионов рублей золотом.

Вернемся к другим подвигам кровавого атамана Семенова. Вот как описывает один из них генерал Грэйвс:

Полковник Морроу (командовавший американскими войсками в забайкальском секторе) доложил о самом жестоком, бессердечном и почти невероятном убийстве целой деревни Семеновым. Когда его войска подошли к деревне, жители, по-видимому, попытались убежать из своих домов, но солдаты Семенова стреляли в них – мужчин, женщин и детей – как будто охотились на кроликов, и бросили их тела на месте убийства. Они застрелили не кого-то одного, но всех в этой деревне.

Продолжим цитировать Грэйвса:

Буду далёк от всякого преувеличения, если скажу, что на каждого убитого большевиками в Восточной Сибири приходится сто убитых антибольшевистскими элементами.

Свидетельство Грэйвса подтверждает и военный министр правительства Колчака барон А. П. Будберг, который пишет в своем дневнике, что подчиненные Семенова действовали:

только на потеху собственной жадности, распущенности, разврату и общей нравственной мерзости.

А также:

Творимые у Семёнова безобразия не поддаются никакому описанию; за две недели застрелилось семь офицеров; расстрелы идут сотнями, и начальники состязаются в числе расстрелянных.

А вот что сообщил следствию о подчиненных Семенова начальник его личной канцелярии, а затем — начальник казачьего отдела штаба армии Лев Власьевский:

Об Унгерне ходили легенды. Он был очень жесток. Не щадил ни женщин, ни детей. По его приказанию уничтожалось население целых деревень. И сам он лично с наслаждением расстреливал обречённых на смерть. Таким же жестоким был и начальник особой карательной дивизии семёновской армии генерал Тирбах.

Отметим, что происходило всё это в малонаселённой Сибири, и демографические последствия расправ, устраиваемых Семёновым и другими командирами армии Колчака, были поистине ужасными.

В общем, неудивительно, что население Сибири и Дальнего Востока возненавидело белых, партизанское движение стало массовым, один только Лазо (командующий партизанскими соединениями в Приморье) собрал целую армию численностью в 9 тысяч человек, в составе которой были венгерские, австрийские и немецкие подразделения. Отдельно действовали еще 20 партизанских отрядов.


Сибирские партизаны

Повстанческая армия Степно-Баджейской советской республики, которую возглавлял Александр Диомедович Кравченко, бывший командир караульной роты резервного полка в Красноярске, насчитывала 5 тысяч человек. Одним из ее полков командовал бывший штабс-капитан царской армии и полный георгиевский кавалер Пётр Ефимович Щетинкин — белые называли его «страшным предводителем красных, который, как призрак, появляется внезапно и так же внезапно исчезает».


Щетинкин Пётр Ефимович


Новосибирск, памятник Петру Щетинкину

После захвата барона Унгерна советское правительство наградило Щетинкина орденом Красного Знамени, а новые монгольские власти присвоили ему звание «Тимур-Батор Джаль-Джуль» (Железный командир-богатырь). В 1926 году он был отправлен военным советником в Монголию (оказался там одновременно с другим очень интересным персонажем – Яковом Блюмкиным), но в сентябре 1927 года при не вполне ясных обстоятельствах погиб в Улан-Баторе. По официальной версии, причиной смерти Щетинкина стал сердечный приступ.

Но вернёмся к Семенову. Признать власть Колчака (да и то чисто формально) он согласился лишь в июне 1919 года. Бывшего есаула сухопутный адмирал произвел вначале в генерал-майоры, потом – в генерал-лейтенанты. 24 декабря 1919 г. Колчак и вовсе назначил его «главным начальником Приамурского края» и главнокомандующим всеми вооружёнными силами Дальнего Востока и Иркутского военного округа с подчинением также Забайкальского военного округа.


Г. Семёнов – третий слева в первом ряду, около 1919 г.

Своим последним указом Колчак даже передал Семенову власть в Восточной России, но не будем забегать вперёд.

Поражение кровавого атамана


В 1920 году в гражданской войне наметился явный перелом в пользу красных. После неудачи похода Деникина на Москву его армия бежала на юг, теряя захваченные города и земли. Еще хуже были дела у Колчака, который 4 января 1920 г. уступил разбитому Деникину титул верховного правителя России, а Семенова бывший адмирал назначил «Верховным правителем восточной окраины России», Главнокомандующим Вооруженными Силами Дальнего Востока и Иркутского военного округа, наделив «всей полнотой военной и гражданской власти на этой территории».


Г. Семенов на фотографии 1920 г.

Как мы помним, Семенову достались также и 722 ящика с золотом, отправленные Колчаком в Читу. Следователям он заявил, что успел потратить «на нужды армии» 667 тысяч золотых рублей. Но известно, что довольно много золота Семенов через китайского журналиста Вен-Ен-Тана отправил в Гонконг-Шанхайский банк. Потом безуспешно пытался получить его в 30-е годы. Еще 20 пудов золота в марте 1920 г. были задержаны на Харбинской таможне и конфискованы по распоряжению Чжан Цзо-Линя – генерал-губернатора трёх китайских провинций в Маньчжурии. 326 тысяч золотых рублей захватил в Хайларе генерал-губернатор Цицикарской провинции У Цзы-Чен. Кое-что было растащено собственными командирами и рядовыми казаками армии Семенова: это золото, видимо, осталось в многочисленных кладах, отыскать следы которых теперь вряд ли возможно.

Вернёмся к Колчаку, который 8 января 1920 года распустил последние остававшиеся верными ему части, еще через неделю, 15 января 1920 года, командование чехословацкого легиона передало его представителям Иркутского ревкома. 7 февраля кровавый адмирал был расстрелян.

На юге европейской части России 17 марта 1920 года 9-я армия Иеронима Уборевича освободила Екатеринодар, через 10 дней она вошла в Новороссийск. Обернувшаяся катастрофой эвакуация белогвардейцев из этого города окончательно погубила военную репутацию Деникина: в начале апреля 1920 г. он вынужден был передать власть и командование оставшимися войсками Петру Врангелю. В сентябре 1920 года Семёнов признал власть своего бывшего командира и объявил, что подчиняется Правительству Юга России как Всероссийскому.

Тем временем перешла в наступление Народно-революционная армия Дальневосточной республики, с тыла по семеновцам били партизаны. К тому же прекратилась поддержка со стороны Японии, да и Унгерн увел свои части в Монголию. В октябре 1920 года Семенов был выбит из Читы и начал отступление в Приморье. Здесь он бросил свои войска – просто сел в аэроплан и улетел в китайский Харбин, бросив подчинённых на произвол судьбы. А остатки его армии ушли в Маньчжурию – здесь белогвардейцы были разоружены китайскими властями. Оставшиеся в Приморье белые части были возмущены предательством атамана и отказались ему подчиняться.

В Маньчжурии Семенов не успокоился и уже в конце 1920 года попытался поднять восстание в Приамурье, однако кровавого атамана там никто не поддержал.

Разочарованный Семёнов в сентябре 1921 года, по его собственным словам, «закончил вооружённую борьбу с большевиками на родной земле».

Эмиграция


Семенов сменил несколько стран – жил в Японии, Китае, Канаде, САСШ (США). В США Семенова арестовали по обвинению в военных преступлениях, в американских газетах его вполне справедливо называли «мясником» и «дегенератом». Упоминавшиеся генерал Грейвс и его заместитель полковник Чарльз Морроу в Сенате США официально заявили:

Семёнов несет ответственность за истребление целых деревень, развязав преднамеренную кампанию убийств, изнасилований и грабежа, стоившую жизни 100 тысячам мужчин, женщин и детей.

Бывшему атаману удалось освободиться под залог в 25 тысяч долларов — огромная сумма по тем временам, эти деньги явно были награблены в Сибири. После этого он спешно уехал в Канаду, оттуда — к своим бывшим хозяевам, в Японию, где обосновался в Нагасаки. Советским следователям в 1945 году он дал такие показания:

В 1926 году при встрече со мной (генерал) Танака сказал, что когда он станет премьером, то направит деятельность японского правительства на осуществление давно намеченного им плана отторжения Восточной Сибири от СССР и добьется создания на этой территории «буферного государства». Танака обещал мне пост руководителя будущего дальневосточного правительства. Танака указал, что при выборе окончательного плана нападения на СССР будут учтены также возможности русских белоэмигрантов, проживающих в сфере японского влияния. Танака порекомендовал мне активизировать подготовку белоэмигрантов к войне против СССР с таким расчетом, чтобы они могли сыграть в ней свою роль.

Поскольку планы войны Японии против СССР так и не были реализованы, ставший никому не нужным Семенов перебрался в Маньчжурию. Возглавлял «Дальневосточный союз казаков». Однако связей с Японией не потерял: японцы предоставили ему дом в поселке Какахаши близ города Дайрен (Дальний, Далянь), да ещё и платили «пенсию» – тысячу йен. Кроме того, под опекой японцев в 1934 году было создано Бюро по делам российских эмигрантов в Манчжурской империи (БРЭМ).

В 1938 году Семенов издал книгу под названием «О себе: воспоминания, мысли и выводы». В том же году в период боевых действий в 1938 г. у озера Хасан, а затем и в 1939 году во время боев на реке Халхин-Гол, японские кураторы приказали ему готовить белоэмигрантов к возможному вторжению на территорию СССР.

После нападения Германии на СССР Семенов писал в газете «Голос эмигрантов»:

Нам, русским националистам, нужно проникнуться сознанием ответственности момента и не закрывать глаза на тот факт, что у нас нет другого правильного пути, как только честно и открыто идти с передовыми державами «оси» – Японией и Германией.

И в другой газете – «Захинганский голос»:

Сроки приблизятся, когда мы, русские националисты, встанем на путь реализации наших идей освобождения России… в тесной кооперации с Великой императорской Японией и Маньчжурской империей, являющимися для нас источником сил, необходимых для осуществления наших задач.

Семенов предложил и план создания буферного (между СССР и Японией) монгольского государства в Приморье. Японцы эту идею одобрили, но отложили реализацию до так и не состоявшегося захвата германскими войсками Москвы. Войдя на советскую территорию, Семенов должен был провозгласить там создание нового государства, а себя – его главой, после чего обратиться к Японии с официальной просьбой о помощи. Белоэмигранты даже сформировали в Маньчжурии Захинганский казачий корпус, состоявший из «пяти полков, двух отдельных дивизионов и одной отдельной сотни», командовать которым был назначен генерал Бакшеев. Распущен этот корпус был лишь весной 1945 года.

Расплата


С 22 по 24 августа 1945 года советские войска провели десантную операцию по освобождению Порт-Артура и города Далянь (Дальний). Первая группа десантников (956 человек) на 27 гидросамолётах «Каталина» высадилась в бухте города Далянь и, пересев на надувные шлюпки, добралась до берега, захватив судостроительный завод, сухой док и складские помещения. Другая группа, захватив аэропорт Даляня, на японских автомобилях направилась в город, пленив начальника морского гарнизона – вице-адмирала Кобаяси. На следующий день, 23 августа, советские десантники высадились в Порт-Артуре. Нас интересуют действия первой группы, которую возглавлял генерал-майор Яманов.


Генерал-майор Алексей Александрович Яманов на фотографии 1946 г.

Именно эти десантники 24 августа, между делом, захватили в плен и бывшего атамана Семёнова: место его жительства они узнали от советского консула в Даляне М. Жуковского.


Арестованный Г. Семенов, 1945 г.

Существуют и другие версии его ареста, отличающиеся в деталях, однако в них имеются некоторые противоречия, а также нестыковки по датам.

Семенов был отправлен в Москву, следствие по его делу велось более года. Помимо Семенова, среди обвиняемых оказались некоторые его подельники и соратники – К. В. Родзаевский, Л. Ф. Власьевский, А. П. Бакшеев, Л. П. Охотин, Н. А. Ухтомский.


Г. Семенов (на переднем плане) и К. Родзаевский во время заседания суда

Группа красноармейцев и партизан, воевавших против Семенова в годы гражданской войны, направила в Военную коллегию письмо, в котором были такие строки:

Мы вспоминаем кошмарный разгул белогвардейско-семеновских и интервентских банд, организованные ими Читинские, Маковеевские, Даурские застенки, где погибли от рук палачей без суда и следствия тысячи наших лучших людей. Не можем также забыть смертников из числа красногвардейцев и красных партизан, которых расстреливали из пулеметов, а случайно оставшихся в живых уничтожали самым зверским способом.

Заседания суда широко освещались в советской прессе. Все обвиняемые признали себя виновными, что неудивительно: свидетельств совершенных ими преступлений было слишком много, и отрицать их было невозможно. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года Г. Семенов был приговорен к смертной казни через повешение, Власьевский, Родзаевский, Бакшеев – к расстрелу, Ухтомский получил 20 лет заключения, Охотин – 15 лет. Приговор привели в исполнение в 23 часа 30 августа 1946 года.

При Ельцине была предпринята попытка реабилитации этих преступников. Однако Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации сочла недоказанным лишь обвинение в антисоветской агитации и пропаганде (весьма странное решение), в остальной части приговор был оставлен в силе и подсудимые признаны не подлежащими реабилитации.
129 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    21 ноября 2025 05:02
    Судя по всему, Гонконг- Шанхайский Банк - это лондонский HSBC, третий по размеру частный банк мира в настоящее время и крупнейший в Европе.
  2. +9
    21 ноября 2025 05:15
    Спасибо автору за статью! С детства знал, что Семёнов был "кровавым", но то что прочитал в статье это просто геноцид народов восточной сибири. Сам служил в ЗабВО и прекрасно представляю какие демографические проблемы несло уничтожение деревень! А там от деревни до деревни и 100 вёрст мало!
    1. vet
      -1
      21 ноября 2025 09:27
      Сам служил в ЗабВО и прекрасно представляю какие демографические проблемы несло уничтожение деревень! А там от деревни до деревни и 100 вёрст мало!

      При обсуждении одной статьи о Порт-Артуре некоторые высказывали сожаление, что не присоединили не колонизировали Маньчжурию (Желтороссию). Вот, как говорится, Бог уберег: густонаселённую "туземцами" Маньчжурию 100% не удержали бы, да еще и Дальний Восток с Восточной Сибирью потеряли бы - там и так населения кот наплакал, а если бы еще и в Маньчжурию часть людей поехали... Избыток населения в Российской империи был относительным - поскольку промышленность находилась в зачаточном состоянии. Советская индустриализация разом "высосала" якобы "лишних" людей из деревень.
      1. +3
        21 ноября 2025 09:56
        Скажу больше. Служил в г.Могоча, так в 80-х годах процентов 10-15 жителей носили китайские фамилии.
        1. +4
          21 ноября 2025 11:32
          Цитата: путник 63
          Служил в г.Могоча
          Это там, где жизнь хуже, чем в Сочи? wink
          1. +5
            22 ноября 2025 00:46
            Примерно так. Хотя в оригинале звучит: " Бог создал Сочи, а чёрт Могочи".
            1. +6
              22 ноября 2025 05:34
              Цитата: путник 63
              в оригинале звучит: " Бог создал Сочи, а чёрт Могочи"
              Я слышал другое: "Кто жил в могочинских казармах, тому не страшен Бухенвальд" wink
              1. +4
                22 ноября 2025 05:47
                Я честно говоря такого не слышал! Но когда утром было не оторвать голову от подушки (волосы примёрзли) чего только не скажешь!
                1. +4
                  22 ноября 2025 05:49
                  Цитата: путник 63
                  Я честно говоря такого не слышал!
                  Преподаватель у нас в училище любил такое говорить. Он там раньше служил wink
                  1. +4
                    22 ноября 2025 05:59
                    Цитата: Schneeberg
                    Цитата: путник 63
                    Я честно говоря такого не слышал!
                    Преподаватель у нас в училище любил такое говорить. Он там раньше служил wink

                    Я там служил с 1984 по 1987гг в ОБВП, может где и пересекались? И ещё никогда не забуду "расшифровку" ЗабВО когда только приехал туда! "Забудь вернутся обратно"!
                    1. +4
                      22 ноября 2025 06:01
                      Цитата: путник 63
                      Я там служил с 1984 по 1987гг в ОВП, може где и пересекались?
                      Нет. Я под Читой в ДА...
                      1. +5
                        22 ноября 2025 06:11
                        В Даурии? А хотя всё равно земляк!
                    2. +1
                      23 ноября 2025 14:39
                      Цитата: путник 63
                      Я там служил с 1984 по 1987гг в ОБВП, может где и пересекались? И ещё никогда не забуду "расшифровку" ЗабВО когда только приехал туда! "Забудь вернутся обратно"!

                      "Срочную" в том округе служил в те года, в МНР и иногда попадались деревеньки, про которые в разговоре назывались ....:" семёновки" и, иногда старички в такой деревеньке, порой искоса посматривали - "ишь, понаехали..."
                      1. +1
                        24 ноября 2025 02:10
                        Скажу больше! В начале 80-х в Могоче жил дедок, который всегда ходил с шашкой на боку и при виде военных вытаскивал шашку и треся ею голосил : порублю с..ки! Так то он был безобидный, но... когда встретились с ним в первый раз было жутковато! Тем более, что у нас из оружия были только ... ноги т.е. кто быстрее бегает!
                      2. +2
                        26 ноября 2025 17:06
                        Цитата: путник 63
                        дедок, который всегда ходил с шашкой на боку и при виде военных вытаскивал шашку и треся ею голосил : порублю с..ки! Так то он был безобидный, но... когда встретились с ним в первый раз было жутковато!

                        Эт точно...Тут понимаш... к примеру - заходишь во двор с пустым ведром: "воды в радиатор, можно?", а там дедок..старый, седой дровишки рубит... , но не топором, а шашкой... recourse Неуловимые мстители, что на экране бурнашей рубили ...это кино..., а в жизни другие ошушения... belay lol
    2. -4
      21 ноября 2025 12:42
      Цитата: путник 63
      прекрасно представляю какие демографические проблемы несло уничтожение деревень!


      Там бурно росло до ВОР русское Забайкалськое казачье войско-более 260 тыс чел, сто станиц и поселков.

      Беспощадно уничтожалось красными вместе с женщинами и детми, бежало в Китай.
      Ими было образовано 20 станиц во Внутренней Монголии, Маньчжурии и вдоль КВЖД. Была воссоздана структура ЗКВ с выборным войсковым атаманом, правлением, почетными судьями и т.п. Организованы учебные заведения, больницы и др. учреждения. В 1929-1933 г.г. в Забайкалье проходили кампании по раскулачиванию и коллективизации. После ряда восстаний против политики большевиков, жестоко подавленных, произошло еще одно массовое бегство казаков в Маньчжурию.

      В 1945 беспощадно репрессировано опять...
      1. +2
        22 ноября 2025 07:38
        Ну, да. Потомки семеновцев до сих пор живут в Монголии.
        Любили их красные, любили их и местные. Не уехали, всех бы и кончили. Вы так и не поняли за что?
        1. -7
          22 ноября 2025 09:15
          Цитата: MCmaximus
          Не уехали, всех бы и кончили. Вы так и не поняли за что?

          звери уничтожали русских за то, что они русские.
          1. +5
            22 ноября 2025 09:54
            Вы первый, кто на моей памяти посочувствовал семеновцам.
            А в зверей перевели всех остальных.
            1. -7
              22 ноября 2025 11:41
              я сочувствую ВСЕМ жертвам развязаннми большевиками .ГВ ,террора, расказачивания, коллективизации, ежовщины и тп преступлений.
              1. vet
                +2
                22 ноября 2025 12:00
                А адекватные люди сочувствуют жертвам белых упырей. Радетель Вы наш, молдаванский. Гражданин ничтожной местечковой страны, нищей и расколотой на части, в которой проводятся политические репрессии и у которой нет будущего, изволит поучать граждан великой России. Не нужны нам Ваши слезы по нашим врагам. Решайте проблемы Вашей страны. К нам не лезьте.
                1. -7
                  22 ноября 2025 12:35
                  Цитата: vet
                  А адекватные люди

                  вот это вы называете... адекватностью:
                  Цитата: vet
                  Радетель Вы наш

                  Цитата: vet
                  молдаванский

                  Цитата: vet
                  Гражданин ничтожной местечковой страны

                  [/quote][quote=vet]не лезьте

                  ? belay lol
    3. 0
      29 ноября 2025 13:32
      Есть хорошая книга "Неотвратимое возмездие". Там очень подробно рассказывается обо всех этих Шкуро, Красновых, Семеновых. С фото и рассказами свидетелей и очевидцев их преступлений.
  3. +10
    21 ноября 2025 05:16
    «Через повешенье» - собаке, собачья смерть.
    Спасибо Валерий!
    hi
    1. +4
      21 ноября 2025 07:40
      Цитата: Коте пане Коханка
      собаке, собачья смерть

      Выражение крылатое,хотя и странноватое,всё-таки собака - друг человека,это хорошо известно,как и хорошо известно,что собака животное нечистое,в отличии от кошек и котов.
      Откуда же пошло это выражение - по преданию автором этой знаменитой фразы был император Николай I, таким образом русский царь отреагировал на смерть Лермонтова.
      1. +6
        21 ноября 2025 08:27
        по преданию автором этой знаменитой фразы был император Николай I

        Все возможно Владимир. Император был довольно резок в своих замечаниях и не стеснялся своих поданных.
        К примеру, ему приписывают слова, «У нас воруют все, кроме меня и наследника».
        В поступках он тоже, был как минимум непредсказуем.
        Мог выйти из кареты и пешком, с непокрытой головой, проводить похоронную процессию отставного капитана.
      2. +2
        21 ноября 2025 17:48
        Первое письменное упоминание этого выражения зафиксировано в романе И.И.Лажечникова "Последний новик". Я думаю,что оно относится к праславянским временам. Существует множество устойчивых выражений, относящихся к собакам:собачий холод,устал как собака,собачья жизнь и т.д. У поляков есть выражение "пся крев"( собачья кровь, т.е происхождение).Когда поляк говорит о человеке что не переносит его "jak psy dziada w ciasnej ulicy" т.е относится как собака к деду на узкой улице. Думаю,что предание о Николае 1 в отношении смерти Лермонтова,является легендой.
      3. +3
        21 ноября 2025 20:47
        что собака животное нечистое,
        В исламе.
        1. +3
          22 ноября 2025 10:43
          Цитата: 3x3zsave
          что собака животное нечистое

          И,в православии.
          1. +1
            22 ноября 2025 10:50
            В исламе считается, что укушенный собакой в рай не попадет. В православии такого нет.
            1. +3
              22 ноября 2025 11:11
              Доброго времени суток hi
              В православной традиции нечистыми считаются два вида животных - собаки и свиньи. Ибо сказано - "не мечите бисер перед свиньями и не кидайте хлеба псам" (Евангилие от Матфея 7:6)
              В связи с чем собак нельзя пускать в храм. Помните "Дубровского"? Когда отец ГГ перед смертью сходит с ума и кричит: - «Слыхано дело, ваше превосходительство, псари вводят собак в божию церковь! Собаки бегают по церкви"
            2. +5
              22 ноября 2025 11:22
              Цитата: 3x3zsave
              В православии такого нет.

              Древние евреи ненавидели собак,связано было с тем,что их враги,римляне и египтяне,почитали собак.
              По закону Моисея,собаки и считались нечистыми животными,в Ветхом Завете они упоминаются 30 (тридцать) раз,из них 28 (двадцать восемь) раз - негативно.
              Сейчас вопрос классификации животных на нечистых в Православии пересмотрен,учитывая что собака есть боготворимое создание,но и не имеет образа Божия, сам вопрос,кстати сложный.Если очень коротко - главное без фанатизма.
              1. +1
                22 ноября 2025 11:48
                Новый Завет вообще отменяет деление животных на чистых и нечистых. Так как считается, что человек пытающийся спастись через законы Торы пренебрегает спасением через смерть Иисуса Христа, что является основой Христианства.
      4. +3
        22 ноября 2025 16:23
        Цитата: bober1982
        собака животное нечистое,в отличии от кошек и котов.

        Это мусульманское понятие ... У людей европейского облика, христианского вероисповедования , собака верный друг и помощник . hi У нас с радикальными мусульманами пропасть в обычаях и традициях .
  4. +3
    21 ноября 2025 07:51
    Спасибо Валерию за труд!
  5. +6
    21 ноября 2025 08:24
    Смута в государстве - радость для соседей.

    Стратагема Стервятника: «Грабить во время пожара».
  6. vet
    +10
    21 ноября 2025 09:19
    Сейчас придет молдаванин Ольгович и объяснит всем. как хорошо мы, россияне жили бы при Колчаке, Семенове, Шкуро, Мамонтове и прочих белых упырях. laughing
  7. -13
    21 ноября 2025 09:57
    демографические последствия .. были поистине ужасными

    Демографические последствия Гражданской бойни, развязанной ВОРами в 1917г-ужасны-15 млн чел.

    Зверства происходили с обеих сторон, просто красные остались ненаказанными, но описаны соврееннными истоиками:
    трупов казаков 3-го полка. У всех бы:ли отрезаны носы, уши и отрублены пальцы. 15 июля 1919 года две сотни казаков 1-го Забайкальского казачьего полка перешли на сторону красных. Это произошло в селе Грязновском станицы Олочинской. После перехода на сторону большевиков в сотнях немедленно расстреляно 13 офицеров и 52 казака.
    Командовавший с 1920 года Восточно-Забайкальским фронтом и 1-м Забайкальским корпусом красных, бывший казак Яков Николаевич Каратаев имел суровый нрав.

    Его корпус отличался крайней жестокостью и практиковал бандитизм. В последствии при реорганизации партизанских полков в регулярные части НРА ДВР, Каратаев возглавил кавалерийскую дивизию имени себя. . Беспощадный террор оказался эффективным и сломил сопротивление Забайкальского казачества.
    Павел Александрович Новиков в своей работе «Гражданская война в Восточной Сибири» отмечал садизм который проявляли забайкальские, амурские, алтайские и енисейские партизаны. Они жестоко пытали и убивали плененных белогвардейцев. Многие авторы включая Алексея Теплякова писали, что убийства и казни белоказаков производились в форме соревнований. Для тренировок навыка владения шашкой наскоку, молодые казаки рубили как правило тыкву установленную на палку, так сказать имитация головы. Партизаны же проделывали это все с настоящими головами пленных. Соревновались кто больше голов снесет.

    В конце 1920 года партизаны-анархисты Нестора Каландаришвили, активно действовавшие в западном Забайкалье, не только грабили население, но и насиловали бурятских женщин и девушек. Красоту русских, особенно Забайкальских и Амурских женщин отмечали и отмечают многие. Китайцы всегда стремились заполучить в жены русских женщин . Среди партизан было много интернационалистов. Китайцев и корейцы служили у красных, из них состояли целые партизанские отряды, имевшие своих собственных командиров. Нападая на деревни, они часто забирали с собой женщин.
    После падения в Забайкалье режима атамана Семенова не успевшие бежать офицеры и их семьи подверглись жестоким расправам.
    Один из спасшихся генералов Сибирской армии вспоминал: «Сегодня получены известия, что несчастные жены офицеров, не успевшие выехать из Читы, замучены по распоряжению Краснощекова-Тобельсона»
    .

    А вот что завоевали себе партизаны:
    Хабаровский район. За неуплату женой партизана налога в сумме 5 руб. с[ель]советом наложен на него штраф в сумме 190 руб., причем для покрытия штрафа с[ель]с[оветом] забрано: швейная машинка, ружье и разные домашние вещи.

    Тамбовский район. За эксплуатацию одного батрака было распродано хозяйство бывшего партизана-китайца, вынужденного прибегать к эксплуатации наемной силы в виду потери трудоспособности (нет обеих рук)
    . и о чём говорили:
    «Хлеба нет, мы голодаем, а нас заставляют строить несбыточной социализм. Скорее бы война, мы, красные партизаны, получив винтовки, увидали бы, с кем нужно бороться и кого надо защищать».

    Айртавский район. «Вот до чего нас довела советская власть. Мы, колхозники, едим лебеду и питаемся всякими суррогатами. В настоящее время все против соввласти. Начнется война, все красные партизаны, как один, пойдут против обманщиков-большевиков, т.к. мы все узнали, в чем заключается власть Советов — в грабеже и насилии».

    Зыряновский район. «Довольно того, что раз завоевали на свою шею; теперь с голодом и голые сидим. Только бы началась война, больше не придется большевикам на нашей шее выезжать».

    ЗСК

    «Нас, красных партизан, в революцию обманули, сулили свободу и прочее, а теперь совсем не то проводится в жизнь, знал бы, что так будет, ни за что бы не стал защищать власть Советов» (бывший партизан Хоменко, б/п, середняк).

    «Я, вот, — бывший кр[асный] партизан, а мне живется плохо, ну их к чертовой матери с соввластью, опять надо брать винтовки и выступать против власти, надоело уже терпеть, невтерпеж сделалось» (бывший кр[асный] партизан Попов, б/п, середняк).

    «Вот до чего докатились коммунисты, хвастают о достижениях, а фактически ничего нет, хлеба не стало, вот я — партизан, а 4-й день сижу без хлеба голодным, а на меня не обращают внимания, и таких, как я, очень много, хоть бери пики в руки и начинай снова воевать

    А забайкальские казаки в Австралии стали зажиточными фермерами, начав с нуля..
    1. +5
      21 ноября 2025 11:35
      Гражданская война это трагедия в любой стране мира. И не стоит оправдывать ни одну из сторон. Кровь за кровь. Разница в том, что большевики бедноту почти не трогали, а от белых доставалось всем.
      1. -6
        21 ноября 2025 13:02
        Цитата: Юрий_К_Мск
        И не стоит оправдывать ни одну из сторон. Кровь за кровь. Разница в том, что большевики бедноту почти не трогали, а от белых доставалось всем.

        напомню, что в белой России ( а это Россия до ВОРов) не было и в помине и не могло быть в принципе миллионов лишенцев, миллионов осужденых контреволюционеров, многих миллионов неосужденных высланных людей , троек, двоек, рабского труда гулага с собаками и пулеметами, виноватых "народов", культов личности, тысяч уничтоженных ученных, ДЕл лицеистов, промпаирии, Академических, врачей, Весны, кремлевских, ПТ центров, ВФЗ, тысяч ВЫСШИХ командиров,наркомов и пр., ОДНОЙ единств партии, одного мнения и одной газеты., диких абортов, дикого падения рождаемости, людоедства во время диких голодов и пр..

        За это белой России стоило побороться......
        1. vet
          +6
          21 ноября 2025 13:44
          Ольгович, перестаньте заботиться о России, думайте о Вашей несчастной нищей стране, которая благодаря таким радетелям, как Вы, фактически лишена суверенитета и будущего, и в которой проводятся политические репрессии. О России, ее прошлом и будущем будем думать мы, а не надоедливые крикливые молдаване, у которых явное расстройство психика на почве буйного монархизма. Себе и другим молдаванам на шею царей и "благородий" сажайте, а мы - обойдемся.
          1. -7
            21 ноября 2025 13:51
            Цитата: vet
            Ольгович, перестаньте заботиться о России, думайте

            перестаньте давать указания, наконец.

            вы, "заботливые", отрезали от России Русские Одессу, Измаил, Тирасполь, Верный, Гурьев и еще сотни городов и поселков, вырвали там с корнем Русскую память своими коренизациями,вырастили националистов там..

            Спаси Бог любую страну от таких "заботяг"-всё уничтожат!
          2. +1
            21 ноября 2025 15:27
            По-вашему русские оказавшиеся после развала СССР на территори бывших республик не имеет права быть русским?
            а как же
            Цитата: vet
            Значит, по-Вашему, потомки русских людей по каким-то причинам переехавших в 1874-1880 гг. в Ташкент или Алмату - узбеки и казахи?
            1. -2
              21 ноября 2025 19:28
              Цитата: Старший матрос
              По-вашему русские оказавшиеся после развала СССР на территори бывших республик не имеет права быть русским?

              и внесем ясность-это для Ветов русские там-казахи и молдаване, а для казахов-самые, что ни наесть, русские
            2. vet
              -4
              22 ноября 2025 08:29
              Да, этнические русские. Но - граждане других государств, в которых проводится выраженная русофобская политика, и антикоммунизм с антисоветизмом - государственная политика. И потому даже этнические русские там - уже заражены антикоммунизмом и анетисоветизмом, не понимая, что это сейчас фактически синоним русофобии. Все по Зиновьеву:
              "Метили в коммунизм, а попали в Россию".
              1. +1
                22 ноября 2025 11:05
                Цитата: vet
                Но - граждане других государств, в которых проводится выраженная русофобская политика

                И Ольгович как раз тот человек, который несет за это ответственность?))
                Не говоря уж о том, что Вы обсуждаете период, когда государство было единым.
              2. -6
                22 ноября 2025 11:28
                Цитата: vet
                э выраженная русофобская политика


                была у вас: именно ВЫ отрезали от России русские Одессу, Николаев, Севастополь, Новороссию. .
                .
                Забыли уже об этих ПРЕСТУПЛЕНИЯХ против русскаго народа?

                Отрезали бы ваши гуру Москву от России вы бы сегодня с жаром и москвичей иностранцами называли..
        2. +5
          21 ноября 2025 23:01
          За "Ленский расстрел" тоже будете бороться? История вышвырнула всю эту белую нечисть на задворки, где ей и место. У красных была идея о реальном построении нового государства, а кроме неё, были ещё и силы. И кроме белых, красные ещё попутно бились с интервентами всех мастей и расцветок. У белых был полный бардак и чаще всего исход всех действий этих "великих стратегов и тактиков" завершался в стиле "воруй-убивай".
          1. -6
            22 ноября 2025 09:23
            Цитата: Jager
            За "Ленский расстрел" тоже будете бороться?

            после Ленских красных диких зверств 1930х не стыдно упоминать ?
            Цитата: Jager
            История вышвырнула всю эту белую нечисть на задворки, где ей и место

            История вышвырнула большевистскую на задворки, где они прыгают в виде жалких клоунов
            Цитата: Jager
            идея о реальном построении нового государства,

            вот их "идея"

            Ползут по оврагам, несут изуверы
            Наганы и бомбы, бациллы холеры...
            Но ты их встречаешь, силен и суров,
            Испытанный в пламени битвы Ежов.

            Враги нашей жизни, враги миллионов,-
            Ползли к нам троцкистские банды шпионов,
            Бухаринцы, хитрые змеи болот,
            Националистов озлобленный сброд.

            Они ликовали, неся нам оковы,
            Но звери попались в капканы Ежова.
            Великого Сталина преданный друг,
            Ежов разорвал их предательский круг!

            Раскрыта змеиная вражья порода
            Глазами Ежова - глазами народа.
            Всех змей ядовитых Ежов подстерег
            И выкурил гадов из нор и берлог.

            Разгромлена вся скорпионья порода
            Руками Ежова - руками народа.
            И Ленина орден, горящий огнем,
            Был дан тебе, сталинский верный нарком.

            Ты - меч, обнаженный спокойно и грозно,
            Огонь, опаливший змеиные гнезда,
            Ты - пуля для всех скорпионов и змей,
            Ты - око страны, что алмаза ясней.

            за это "стоило" бороться...
    2. -6
      21 ноября 2025 11:45
      Да ,вы ,внутренние и внешние враги СССР и советского народа сначала развязали две войны против советского народа ,а после захвата и расчленения вами СССР вы стали развязывать войны и против друг друга . И всегда вы трусливо "ни при чем ", и доказали вашу настоящую бесчеловечную сущность когда вам нет выгоды изображать из себя "человеколюбцев " для оправдания того ,что вы сотворили как против советского народа ,так и против друг друга .
      1. -3
        21 ноября 2025 13:32
        Цитата: tatra
        вы

        Цитата: tatra
        вами

        Цитата: tatra
        вы

        Цитата: tatra
        вашу

        Цитата: tatra
        вам


        А вы, ВЫ КУДА смотрели, как допустили?! am lol
        Цитата: tatra
        вашу
    3. 0
      25 ноября 2025 18:03
      Господин Олегович .А давайте расскажите всем как японцы сжигали в Амурской области деревни с жителями .Это еще много много лет до Хатыни .Казаки ,были еще и за красных ,но сделавшие свой выбор за так называемых белых получили то, что получили ,горе побежденным .А вы что считаете что если бы белые казаки победили ,красных бы не вешали и не убивали .Это батенька гражданская война .
      1. -1
        26 ноября 2025 09:15
        Цитата: odisey3000
        Казаки ,были еще и за красных ,но сделавшие свой выбор за так называемых белых получили то, что получили ,горе побежденным

        lol так выбравшие красных и были наказаны... красными-коллективизацией, нищетой, ссылками и расстрелами.
        вот -красный казак каширин-командарм 2 ранга:=
        Арестован 19 августа 1937 года. Внесен в сталинские расстрельные списки от 1 ноября 1937 г. и 10 июня 1938 г. («за» 1-ю категорию Молотов,Сталин, Ворошилов, Каганович, Жданов). Приговорен к высшей мере наказания Военной коллегии Верховного Суда СССР 14 июня 1938 года по обвинению в участии в «контрреволюционной террористической организации в рядах РККА». Расстрелян в тот же день. Место захоронения — Московская область, спецобъект НКВД «Коммунарка». Реабилитирован посмертно определением Военной коллегии Верховного суда СССР 1 сентября 1956 года.

        В 1937—1938 годах были расстреляны два его брата, Иван и Пётр, активные участники Гражданской войны, занимавшие высокие посты в советских органа.

        Родная сов власть.. lol
  8. +10
    21 ноября 2025 10:08
    Валерий, спасибо!
    Статья прямо-таки оглушила меня.
    Всех поздравляю с Днём Небесного воина -- Архистратига Михаила.
  9. +2
    21 ноября 2025 11:17
    А теперь и черед Анненкова подошел.
  10. +7
    21 ноября 2025 11:47
    А вообще, мне непонятно, как может называть себя националистом человек, который целыми поселениями уничтожает людей, принадлежащих той же нации, что и он сам.
    Действительно, националист по определению отстаивает права собственной нации, если они занижены по сравнению с правами людей другой национальности, проживающей на одной территории с пораженными в правах. Что-то тут не вяжется. Как не вяжется для меня слово "соотечественник", активно прилагаемое нашей властью к людям из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызтана, Казахстана и Туркмении, каждый из которых имеет в паспорте указание национальности -- таджик, узбек, киргиз, казах, туркмен. Какие же это соотечественники? У каждого из них своё государство, своя родина. Бывшие -- понятно. Однако нынешние?
    И вот тут загвоздка.
    Не раз и не два на протяжении уже многих лет слышу от знающих людей, что никакого письменного договора о роспуске СССР на самом деле нет. Что в госархивах такой правовой документ отсутствует. Его искали, не найден. Так, может, нам морочат голову и мы живем вот таком странно преобразованном СССР с предельной формой автономизации бывших союзных республик и отсюда -- "таджик-соотечественник"? Только получается так, что русский Таджикистану не соотечественник.
    Видите, как далеко заводит самоопределение Семенова -- "националист". Убийца своего народа -- да. Националист -- нет. Что здесь не так?
  11. -9
    21 ноября 2025 11:51
    Спасибо за подобные статьи . А то враги СССР и советского народа как СССР захватили только ради личной выгоды за счет страны и народа ,так и историю нашей страны и народа они используют только ради личной выгоды . Так ,из правления восхваляемого ими ради выгоды в их лживой ,клеветнической ,лицемерной антисоветчине для оправдания захвата ими СССР ,Николая II, они выкинули все факты ,которые они с их "праведным гневом ", выставили за преступления Сталина .
    А из периода развязанной внутренними врагами большевиков и интервентами Гражданской с целью захвата ими России ,они выкинули зверства врагов большевиков ,а Красный террор раздули до огромных масштабов .
    1. +4
      21 ноября 2025 12:13
      Цитата: tatra
      А то враги СССР и советского народа как СССР захватили только ради личной выгоды за счет страны и народа ,так и историю нашей страны и народа они используют только ради личной выгоды

      только к сожалению у них не останется лет через 20 врагов, так как граждане СССР - кончатся по биологическим причинам.. и тогда - полная свобода менять историю...
  12. -4
    21 ноября 2025 12:12
    К
    олчаку, который 8 января 1920 года распустил последние остававшиеся верными ему части, еще через неделю

    Из статьи в статью повторяется эта чушь- автор не в курсе беспримернаго Великого Сибирского похода в 2 000 км Белой Армии , завершившегося в МАРТЕ 1920 в Чите.

    Вышедшие части готовы были продолжать борьбу. Поэтому армия была реорганизована. Мелкие части были расформированы и пошли на пополнение крупных, а дивизии были сведены в сводные полки.Армия отдыхала и готовилась к новым боям

    Красные же ерои ДВосточных боев , Блюхер, Уборевич, Постышев и пр намного раньше Семенова оказались ..японскими шпионами , нещадно избивались товарищами по партии на допросах и под каким кустом прикопаны -не знает никто...

    .
    1. +11
      21 ноября 2025 13:32
      Колчак распустил находившиеся с ним части - это было условием чехов и французского генерала Жанена, которые заявили, что далее следовать с ними он может только как частное лицо. Или - пусть идет сам в Монголию - 250 км. Узнав, что следовать за ним в Моноглию изъявили желание 10 человек, Колчак распустил своих людей и устроился в купе в пассажирском вагоне второго класса под флагами Великобритании, США, Франции, Японии и Чехословакии. А так называемый "Великий Ледяной Сибирский поход", который стал агонией белогвардейских войск - это уже не про сдавшегося Колчака, а про назначенного главнокомандующим войсками Восточного фронта Каппеля. Земля горела под ногами, города восставали и белогвардейцы вынуждены были их обходить. Попытались штурмовать Красноярск - потеряли половину оставшейся армии, причем в основном пленными. Иркутск - тоже обошли. Об этом будет рассказано. В Чите, куда пришли жалкие остатки белогвардейцев (уже не с Каппелем, а с его трупом), находился «Верховный правитель восточной окраины России» Семенов, который думал не о борьбе с большевиками, а о том, как бы побыстрее бежать с захваченным золотом. Скоро он бросит свои войска и улетит на аэроплане в Дальний. Остатки его армии уйдут в Маньчжурию и будут разоружены. Дальний Восток не был сразу же освобожден только из-за японцев.
      1. -2
        21 ноября 2025 13:39
        Цитата: ВлР
        Колчак распустил находившиеся с ним части

        Армия, десятки тыс человек, ШЛА еще многие месяцы, сшибала красных на пути и Вышедшие части готовы были продолжать борьбу. Поэтому армия была реорганизована. Мелкие части были расформированы и пошли на пополнение крупных, а дивизии были сведены в сводные полки.Армия отдыхала и готовилась к новым боям
        1. +6
          21 ноября 2025 14:00
          Эта "армия" после "отдыха" пошла в новый поход на Петроград?
          Или Москву?
    2. +6
      21 ноября 2025 13:33
      Так что могли предложить белые России? Свободу? Свободу чего?Быть повешенным или расстрелянным?Запоротым насмерть шомполами или нагайками?
      1. +7
        21 ноября 2025 16:04
        Так что могли предложить белые России?

        Абсолютно НИЧЕГО!В одном из прошлых постов уже писал,что в ГВ прошлое сражалось с будущим,за большевиками стояло именно будущее страны,отсюда и победа в Гражданской войне.Белые?Да они даже между собой договориться не могли!Ну и нельзя не сказать о роли РВСР в ходе войны.Кстати,Валерий,нет ли желания написать статью об этом органе? hi
        1. +6
          21 ноября 2025 16:20
          А я до этого у пана Ольговича спрашивал и нёс какую то ахинею про "свободу"...
          1. +6
            21 ноября 2025 16:28
            ахинею

            Да я тоже не в восторге от этого дремучего монархизма!Но крайне интересно было бы узнать сколько прожил бы условный персонаж нашего крайне циничного времени в ту эпоху?Это так к слову и не в ходе обсуждения. hi
        2. -7
          21 ноября 2025 19:49
          Цитата: АрхиФил
          Так что могли предложить белые России?

          Абсолютно НИЧЕГО!

          Приветствую, Сергей! hi

          И не соглашусь: напомню, что в белой России ( а это Россия до ВОРов) не было и в помине и не могло быть в принципе миллионов лишенцев, миллионов осужденых контреволюционеров-враглв народа, многих миллионов неосужденных высланных людей , 682 тыс расстрелов ЗА ГОД троек, двоек, рабского труда гулага с собаками и пулеметами, виноватых "народов", культов личности, тысяч уничтоженных ученных, ДЕл лицеистов, промпаирии, Академических, врачей, Весны, кремлевских, ПТ центров, ВФЗ, тысяч ВЫСШИХ командиров,наркомов, руководителей страны и пр., господства ОДНОЙ единств партии, одного мнения и одной газеты., диких абортов, дикого падения рождаемости, людоедства во время диких голодов и пр..

          За это белой России стоило побороться !

          А "Будущее" оказалось прошлым и еще более страшным Средневековьем:
          .


          Ползут по оврагам, несут изуверы
          Наганы и бомбы, бациллы холеры...
          Но ты их встречаешь, силен и суров,
          Испытанный в пламени битвы Ежов.

          Враги нашей жизни, враги миллионов,-
          Ползли к нам троцкистские банды шпионов,
          Бухаринцы, хитрые змеи болот,
          Националистов озлобленный сброд.

          Они ликовали, неся нам оковы,
          Но звери попались в капканы Ежова.
          Великого Сталина преданный друг,
          Ежов разорвал их предательский круг!

          Раскрыта змеиная вражья порода
          Глазами Ежова - глазами народа.
          Всех змей ядовитых Ежов подстерег
          И выкурил гадов из нор и берлог.

          Разгромлена вся скорпионья порода
          Руками Ежова - руками народа.
          И Ленина орден, горящий огнем,
          Был дан тебе, сталинский верный нарком.

          Ты - меч, обнаженный спокойно и грозно,
          Огонь, опаливший змеиные гнезда,
          Ты - пуля для всех скорпионов и змей,
          Ты - око страны, что алмаза ясней.

          Эту постыдность (и иллион подобных)-можно представить в России или другой нормальной стране?
          а это -не жгучий стыд
          АРЕСТ ГРУППЫ ВРАЧЕЙ-ВРЕДИТЕЛЕЙ

          Некоторое время тому назад органами государственной безопасности была раскрыта террористическая группа врачей, ставивших своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза.

          В числе участников этой террористической группы оказались: профессор Вовси М. С., врач-терапевт; профессор Виноградов В. Н., врач-терапевт; профессор Коган М. Б., врач-терапевт; профессор Коган Б. Б., врач-терапевт; профессор Егоров П. И., врач-терапевт; профессор Фельдман А. И., врач-отоларинголог; профессор Этингер Я. Г., врач-терапевт; профессор Гринштейн А. М., врач-невропатолог; Майоров Г. И., врач-терапевт.

          Документальными данными, исследованиями, заключениями медицинских экспертов и признаниями арестованных установлено, что преступники, являясь скрытыми врагами народа, осуществляли вредительское лечение больных и подрывали их здоровье.

          Следствием установлено, что участники террористической группы, используя свое положение врачей и злоупотребляя доверием больных, преднамеренно злодейски подрывали здоровье последних, умышленно игнорировали данные объективного исследования больных, ставили им неправильные диагнозы, не соответствовавшие действительному характеру их заболеваний, а затем неправильным лечением губили их.
          ?
          А Московские процессы? и пр и пр...
          1. +2
            22 ноября 2025 06:46
            А Московские процессы? и пр и пр...

            Да,многое из того,что Вы,Андрей,написали было.Но ведь ясно,что при построении нового здания неизбежно бывают ошибки,Вам ли как строителю это не знать?Но в данный момент Ваша защита монархизма выглядит простите,но откровенным *голосом из прошлого* и кстати!А кого Вы могли бы предложить нам гражданам России на *трон*?! laughing Это честно говоря ничто иное как шутка,лично я никого на *российском престоле* видеть попросту не желаю,но это мое частное мнение.
            Приветствую, Сергей! hi
            Утро доброе Андрей и хорошего дня!У меня сегодня.....футбольное дерби!!! good со СпаМом!В изрядном предвкушении признаюсь!
            1. -2
              22 ноября 2025 09:41
              Цитата: АрхиФил
              Но ведь ясно,что при построении нового здания неизбежно бывают ошибки,Вам ли как строителю это не знать?

              Утро доброе!

              избежны ошибки и именно потому, что за ними жизни людей. Аварийные злания не принимают в экспл

              И здания строили ВСЕ вокруг-и НИГДЕ таких миллионных "ошибок-смертей людей-не было.
              И да-постройка -то и рухнула.
              Цитата: АрхиФил
              У меня сегодня.....футбольное дерби!!!

              я просто пробегу свои 2 км..
              Цитата: АрхиФил
              Но в данный момент Ваша защита монархизма в

              защита России
              Цитата: АрхиФил
              А кого Вы могли бы предложить нам гражданам России на *трон*?

              Кого выберете президентом
              1. +1
                22 ноября 2025 10:39
                Кого выберете президентом
                Президент всё-таки должность номинально(в нашей реальности laughing ),но выборная,а вопрос мой прозвучал несколько,хмм, иначе. laughingВпрочем ладно,персон по настоящему знаковых всё равно просто нет.
                1. -2
                  22 ноября 2025 11:06
                  Цитата: АрхиФил
                  но выборная,а вопрос мой прозвучал несколько,хмм, иначе

                  в России есть Конституция ей и надо следовать
                  1. vet
                    -3
                    22 ноября 2025 12:05
                    в России есть Конституция ей и надо следовать

                    Молдаванский "капитан-очевидность". Вот ведь какие ценные советы "неразумным россиянам" раздает. Прямо "глаза открывает". Незаконно репрессированную главу Гагаузии Евгению Гуцул нет желания защитить? Вот занятие для молдаван - а не шастание по чужим ресурсам с однообразными надоедливыми и никому ненужными монархическими бреднями.
                    1. +1
                      22 ноября 2025 17:19
                      Вы сейас практически дословно цитируете украинских пропагандистов.
    3. +2
      21 ноября 2025 13:39
      Ольгович вы говорите также как те же бандеровцы, вы и памятники Ленину дай вам волю снесли бы, и запретили все бы советское, получается вы кто???? Такой же предатель правильно...
      Ветераны СВО вам мягко говоря могут и начистить одно место за такие откровенно провокационные посты...
      1. vet
        +3
        21 ноября 2025 13:52
        Так он же представитель недружественной страны, в которой уничтожают память о том, как богато жила эта республика в СССР, а теперь ее правители привели ее к краху, все развалили, даже преуспевающее в советское время сельское хозяйство, довели людей до нищеты, а страну до гражданской войны, после которой отделилось Приднестровье, теперь гнобят Гагаузию. Но вбивают в головы что во всем виноваты СССР и коммунисты. Вот Ольгович - видать, головой повредился от этой пропаганды,
        1. 0
          21 ноября 2025 19:47
          Цитата: vet
          Так он же представитель недружественной страны, в которой уничтожают память о том, как богато жила эта республика в СССР, а теперь ее правители привели ее к краху, все развалили, даже преуспевающее в советское время сельское хозяйство

          к сожалению, нынче благосостояние никакой бывшей республики СССР- от памяти о альма матер- не зависит.. зависит от политического строя..
      2. +1
        21 ноября 2025 19:45
        Цитата: Иван_6
        Ольгович вы говорите также как те же бандеровцы, вы и памятники Ленину дай вам волю снесли бы, и запретили все бы советское, получается вы кто????

        Вы утрируете..сейчас в РФ - вроде как не все советское запрещено.. не говоря про КПСС, закрытый мавзолей, памятник Дзержинскому, памятники и доски "Маннергеймам и ко".. но по факту - только память о СССР и не запрещена и подводить к тому что бойцы воюют за СССР-явный перебор, даже если многие носят его флаги.. от СВО- СССР к восстановлению- не планируется..
        1. +4
          22 ноября 2025 07:45
          СССР к восстановлению- не планируется..

          В текущей реальности это просто невозможно,да и нужно ли?СССР это всё-таки было социальное государство,а что может предложить нынешняя Россия?Нет,ну что касаемо тамошних *элит* понятно,чин типа генерал-губернатора со всеми вытекающими и всё такое прочее,включая чисто номинальное верховенство Москвы,с этим ясно.Народ?А кто его спрашивать будет и кому интересно его мнение? bully Нет,нереально,да и не нужно. hiА вот к нам,к гражданам РФ,государство могло бы быть и повнимательнее.В хорошем смысле. laughing
          1. +1
            22 ноября 2025 07:48
            Цитата: АрхиФил
            Нет,нереально,да и не нужно.

            полностью согласен и думаю так же.. просто многие на сайте-все время забывают, судя по комментам, что мы уже не СССР и его не будет больше hi
            1. +1
              22 ноября 2025 07:50
              судя по комментам, что мы уже не СССР и его не будет больше hi

              Ностальгия,Николай,ностальгия!Плохое забывается,а хорошее вспоминается именно сейчас. bully hi
              1. +1
                22 ноября 2025 14:37
                Цитата: АрхиФил
                Ностальгия,Николай,ностальгия!Плохое забывается,а хорошее вспоминается именно сейчас.

                думаю именно в этом дело.. ностальгия и молодость, так сказать.. а вот если предложить вернуться в СССР именно пенсионером, то думаю ситуация выглядела бы уже немного по другому hi но тем не менее, в другой стране уже живем и по другим принципам.. даже если нам это не нравится...
                1. 0
                  22 ноября 2025 15:13
                  именно пенсионером, то думаю ситуация выглядела бы уже немного по другому

                  О!Это была завораживающая картина!Сейчас у своего дома такого конечно не наблюдаю,но в детстве было,дедульки за столиком в *домино* с портвейном,а бабушки на лавочке около подъезда и никакой пришлый в подъезд не сунется под их супер таможенными взглядами! laughing Зато про своих знали абсолютно всё,с точностью опытнейших работников ОК и *первого отдела*.Этого давно уже нет,как и традиции уступать место в общественном транспорте женщинам и пожилым людям.Замечу,что без всякого напоминания.Ладно это так,ворчание вслух.
                  1. +2
                    22 ноября 2025 22:26
                    Цитата: АрхиФил
                    О!Это была завораживающая картина!Сейчас у своего дома такого конечно не наблюдаю,но в детстве было,дедульки за столиком в *домино* с портвейном,а бабушки на лавочке около подъезда и никакой пришлый в подъезд не сунется под их супер таможенными взглядами!

                    откровенно говоря с удовольствием бы посмотрел.. и окунулся в этот мир.. жаль что не дано в отличии от Вас.. честное Октябрятское hi
  13. +3
    21 ноября 2025 13:30
    А теперь представьте себе, что творилось бы в России, если бы эти бандиты вышли победителями в Гражданской войне.Кговавые большевиги по сравнению с этой бандой просто шаловливые детишки из младшей группы детского сада...
    1. +3
      21 ноября 2025 19:50
      Цитата: Grencer81
      А теперь представьте себе, что творилось бы в России, если бы эти бандиты вышли победителями в Гражданской войне.Кговавые большевиги по сравнению с этой бандой просто шаловливые детишки из младшей группы детского сада...

      и в тоже время- не будь ВОР- и ГВ не было бы? чтото было бы-мы не можем сказать что.. но не такая ГВ..
      1. +1
        22 ноября 2025 07:28
        Ага...А не было бы ФР,не было бы ВОР...
        1. +1
          22 ноября 2025 07:37
          Цитата: Grencer81
          Ага...А не было бы ФР,не было бы ВОР...

          не.. как раз ФР-почти нельзя было избежать, а вот без ВОР- вполне могло бы обойтись.. после ФР- ГВ по факту не началась, так как для большинства- хватило отставки самодержавия и перемен, а крестьянам- основным бойцам с обеих сторон- вообще ничего не хотелось, пока их не мобилизовывали в одну из армий ГВ..
          1. +3
            22 ноября 2025 07:53
            после ФР- ГВ

            Решительности Временным не хватило,решительности,да и чёткого плана на будущее скорее всего попросту....не было.Пустая болтовня,увы.А возможность избежать кровопролития безусловно была.
            1. +2
              22 ноября 2025 14:34
              Цитата: АрхиФил
              Решительности Временным не хватило,решительности,да и чёткого плана на будущее скорее всего попросту....не было.Пустая болтовня,увы.А возможность избежать кровопролития безусловно была.

              абсолютно согласен.. и еще у них не было лидера-Керенский не потянул..
  14. +4
    21 ноября 2025 15:21
    самозваный атаман (на самом деле – сотник)

    Валерий. Сотник - это звание. Атаман - должность. Между ними нет противоречия. Атаманом (например станичным) могли выбрать и унтера, и рядового казака.
    1. +4
      21 ноября 2025 15:43
      и унтера,

      Извините,Иван,но УРЯДНИКА. bully Это к слову. hi
      1. +2
        21 ноября 2025 15:47
        Цитата: АрхиФил
        Извините,Иван,но УРЯДНИКА

        Так-то, да, но как быть если вахмистр или подхорунжий?)) feel
        Унтер-офицеры категория широкая request
        1. +3
          21 ноября 2025 15:49
          Унтер-офицеры категория широкая

          Но в основе применимая именно к армии.
        2. 0
          21 ноября 2025 16:18
          Но у казаков они были вахмистрами и урядниками.
          1. +3
            21 ноября 2025 16:39
            подхорунжих куда дели?
  15. +3
    21 ноября 2025 16:31
    Серьезные исследователи не включают "Воспоминания генерала Грейвса" в число исторических источников. Вышеприведенные цитаты не дают каких-либо конкретных данных и относятся к разряду так называемого Агентства ОБС (одна бабушка сказала),т.е. относятся к слухам. Это касается и сообщения полковника Морроу. Конечно,дым не бывает без огня-и слухи бывают на чем-то основаны. Американские войска заняли участки Транссиба от Владивостока до Уссурийска (98 километров,по прямой-78 километров ) и от Верхнеудинска до станции Мысовая (179 километров, по прямой-121 километр). По забайкальским меркам это маленькие расстояния, такие часто бывают от деревни до ближайшего райцентра. Сам полковник Морроу в своих показаниях Американскому сенату, данных в 1922 году сказал дословно: «Степанов(полковник в семеновском отряде ОМО) говорил, что он не может заснуть, если не убьет кого-нибудь в этот день». Американцы не были на территориях контролируемых семеновцами. Морроу мог услышать слухи о жестоких акциях семеновцев от кого-то другого,передать о них генералу Грейвсу. В свою очередь генерал Грейвс сообщение Морроу насчет полковника Степанова отнес к самомоу Семенову, т.е это типичный эффект «испорченного телефона». В результате в «Воспоминаниях» Грейвса мы можем прочитать: «Семёнов организовал то, что было известно как „станции убийств“ и открыто бахвалился, что не может спокойно спать, если в течение дня хоть кого-то не убил». Про самого Морроу в книге, «Иностранные интервенты в Советской России», за 1935 год считающейся первоисточником, написано:«Когда наши солдаты(т.е солдаты под командованием Морроу) брали русских в плен, они отвозили их на станцию Андрияновка, где вагоны разгружались, пленных подводили к огромным ямам, у которых их и расстреливали из пулеметов». «Самым памятным» для полковника Морроу был день, «когда было расстреляно 1600 человек, доставленных в 53 вагонах». К сожалению, современные исследователи не смогли найти эту книгу и проанализировать ее. Вполне возможно,что ее вообще нет. Насчет гражданской войны в России существует множество подобных фейков. В этот период было много жестокостей как со стороны красных,так и со стороны белых,задача исследователя-восстановить подлинную канву исторических событий.
  16. +5
    21 ноября 2025 17:59
    Кстати, интересное показание на Московском процессе генерала А. П. Бакшеева. Он утверждал, что и белые не любили Семёнова, но:
    "
    выступить против него мы не могли, нас обвинили бы в измене Японии".
  17. +7
    21 ноября 2025 18:16
    А вот, что пишет сам Семёнов - о том, на чьей стороне был народ:
    «Сочувствие населения было на стороне красных... Крестьянство и особенно рабочие в подавляющем большинстве пошли за красными, отшатнувшись от нас... Что касается буржуазии, то она проявила весьма мало жертвенности и больше зарабатывала на белых армиях, чем помогала им».
  18. 0
    21 ноября 2025 20:22
    На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года Г. Семенов был приговорен к смертной казни через повешение,
    Указ был действительно в 1943 году?!!!
    1. +3
      21 ноября 2025 20:33
      Спасибо, исправим эту опечатку. Я, корректор и редактор пропустили, вот как бывает
      1. +3
        21 ноября 2025 21:06
        Впрочем, оказывается правильно:
        Приговор вынесен 30 августа 1946 года, но на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г.
  19. -1
    21 ноября 2025 20:32
    Статья явно предвзятая и пропагандистская в пользу отбеливания красных и демонизирования и расчеловечивания белых. Все это не способствует национальному применению и извлечению исторических уроков на будущее. Вся вина белых в том, что они проиграли войну, а на проигравших всегда повесят всех собак. Суд победителя над побежденным это вообще смешно.
    1. -2
      22 ноября 2025 03:58
      Цитата: Glock-17
      Статья явно предвзятая и пропагандистская в пользу отбеливания красных и демонизирования и расчеловечивания белых.

      Я отковенно общался с мусульманами современной Pоссии. После 1991 года в Россию вернулся не только капитализм, но и рабство. Русской девушке старшая жена может приказать заставить выезать матку, а после смети мужа продать из Петербуга в Москву в рабство за четветь миллиона рублей. Причем демонстративновезет в металлическом неснимаемом ощейнике. Если женщине лет 25 ее могут продать в Дагестан за 5 миллионов, или 15 летнюю русскую в Бельгию за неизвестную цену. Последня подажа была лет 15 назад а пеpвая в этом году А после этого Путин удивляется, почему при его власти в России не рожают русские женщины. На атомных объектах в Щучьем мужчины отделены от женщин и имеют в месяц порядка 60 000 рублей с угрозой штафа за перекур 100 000 рублей. А в Москвк узбеки и таджики по рекомендации спецслужб и дипломатов своих стран требуют работу от 6000 до 12 000 рублей в день. Сложилась ситуация, что водитель или оператор получают заплату соизмеримую с главным инженером. Ни один таджик в Московской области не пойдет работать за 50 000 руб в месяц а фирма поизводящая процессоы платит студенту выпускного куса Станкина только 30 000 в месяц пусть и не за полный рабочий день.
      1. +1
        22 ноября 2025 04:34
        Так какое это имеет отношение к белому движению столетней давности? Вся нынешняя верхушка когда-то состояла в компартии и являются ее продуктом. Причислять себя к «белым» в наше время это сущая глупость хотя бы потому, что все мы, в том числе и я, родились под красными. Лично я дальше пионерии не дошел. В комсомол в начале 90х вступать отказался по идейным соображениям.
        1. +1
          22 ноября 2025 04:37
          Цитата: Glock-17
          Так какое это имеет отношение к белому движению столетней давности?

          В 1991 году Колчаки и Семеновы победили. Я посто написал о pеальных pезультатах их победы. Постоянные pепаации на Запад, pаботоговля, изгнание технической иетеллигенции из Pоссии за pубеж.
          1. +1
            22 ноября 2025 04:48
            Колчаки и Семеновы расстреляли бы этих «победителей» за принадлежность к компартии, предательство веры и развал страны. Такие как Чубайс и Гайдар ну никак на «белых» не тянут. Скорее на «серых»
            1. +2
              22 ноября 2025 05:05
              Цитата: Glock-17
              Колчаки и Семеновы расстреляли бы этих «победителей»

              Мой одноклассник жил в Монголии, куда Сталин выселил из КНP потомков семеновцев. Он имел с детьми потомками сeменовцев в Монголии столкновения и описывал их именно как pусофобов котоpые испытывают патологическую ненависть ко всему pусскому. Даже во вpемена СССР семеновцы пpи Бpежневе не делали секpета, что если им позволят убивать pусских они пойдут в услужение и амеpиканцам и японцам.
              1. -3
                22 ноября 2025 05:33
                Это и есть результат разобщенности русского народа по принципу разделяй и властвуй. Уничтожение русских как нации продолжается до сих пор. Кто в этом виноват и кому это выгодно можно только гадать.
          2. -5
            22 ноября 2025 10:56
            Цитата: gsev
            Я посто написал о pеальных pезультатах их победы.

            это результаты ВАШЕЙ "по беды" 1917-ВЫ с невероятной скоростью плодили "обиженнных" националов (по вашему) русскими-численность таджиков за 73 г выросла в...ШЕСТЬ РАЗ!! И ВЫ русских при этом разучили рожать-первые места в мире по алкоголю, разводам, самоубисйствам -это тоже ВЫ.
            1. 0
              22 ноября 2025 17:55
              Цитата: Ольгович
              численность таджиков за 73 г выросла в...ШЕСТЬ РАЗ!!

              После 1991 года все усугубилось. Знакомые чеченки намерены одить не меивой"нее 4 детей.Русские дамы до 48-ми летнего возраста все еще ищут молодых олигархов которые могут им уделить 24 часа в сутки совсем как если не в сеиале "Даллас" или "Санта-Барбара", то в сериале "Не родись красивой".
    2. +2
      22 ноября 2025 08:20
      Да,да...Они,белогвардейцы, были не только белые,но и мягкие,и пушистые... И крестьян не пороли,и рабочих не вешали...Не так ли?
      1. -3
        22 ноября 2025 09:02
        Народная молва говорит, что там, где белые пороли, красные рубили. В той войне мог победить только тот, кто пролил больше крови. Были границы, которые белые просто не могли переступить так как всё таки считали русский народ своим, а вот Совнарком был далеко не русским по своему составу.
        1. +2
          22 ноября 2025 17:31
          Ага,канешна,канешна,считали прям своим...Своими рабами они его считали и не только русских, точнее великороссов.
          И кстати, а почему в многонациональной стране Совнарком должен быть был исключительно русским?
          А другие люди других национальностей это уже не совсем люди?
          И какая такая "народная молва"? Красные хотя бы делали видимость каких-то судов,в отличии от белых.
  20. 0
    21 ноября 2025 20:32
    Если эта публикация про историю, то почему "союзнички", а не союзники, хоть они и враги?
    А если "нужно сбацать побыстрее", то "...последствия расправ, устраиваемых Семёновым и другими командирами армии Колчака..." и Семёнов ограбил Колчака, а в довесок много "честных слов" американских офицеров экспедиционного корпуса...
    Публикация про Семёнова белогвардейца, про него же, но на службе Колчаку, про строгих, но справедливых американцев?
    Или про рейтинг автора публикации?
    1. 0
      22 ноября 2025 05:38
      Цитата: Fangaro
      но на службе Колчаку, про строгих, но справедливых американцев?

      Амеиканцы не такие ковожадные как немцы, японцы, финны. Путин и Бpежнев смоpозили большую глупость пытаясь за счет амеpиканцев наладить взаимодействие в экономике с Геpманией, Фpанцией и Японией.
      1. -3
        22 ноября 2025 08:22
        Ха,ха,ха!!!Американцы такие же фашисты как и прочие, когда речь заходит о русских и России.
  21. vet
    0
    22 ноября 2025 08:39
    Тут некоторые, те же Fangaro и Glock-17, пытаются писать по принципу тут вижу, тут нет. Абсолютно непредвзятые американцы принимавшие активное участие в тех событиях и получавшие информацию их первых уст - значит, как свидетели не подходят, а абсолютно предвзятые проигравшие эмигранты, заинтересованные в обелении себя любимых - подходят? Цитаты тех же американцев они увидели, а цитаты белых пособников Семенова - Власьевского и Будберга - нет? Такая вот "куриная слепота".
    1. 0
      22 ноября 2025 09:52
      Американцы в качестве свидетелей не подходят. Семенов выбрал своими союзниками японцев. История показала, чем закончилось геополитическое противостояние США и Японии. Так что непредвзятость здесь под вопросом. Иногда нужно чуть чуть подумать.
      1. vet
        +1
        22 ноября 2025 12:08
        СЩА и Япония тогда - союзники по Антанте.
        А вообще просто умиляют нынешние поклонники белогвардейцев. Еще можно понять попытки защитить Деникина, но они готовы защищать 100процентных садистов и палачей вроде Шкуро и Семенова.
        1. 0
          22 ноября 2025 12:34
          Противоречия между США и Японией уже начали накапливаться в то время. Вдохновившись победой над царской Россией, Япония посчитала, что может наступить на горло и западным странам.
          Прежде чем объявлять казацких атаманов злодеями и садистами, нужно почитать директиву Свердлова по расказачиванию или фактически его геноциду. Неудивительно, что в ответ сопротивление казаков было ожесточенным. Если ты встал на путь насилия, то не обижайся на соответствующий ответ. Дело здесь не поклонении, а исторической справедливости.
  22. +3
    22 ноября 2025 10:58
    Граждане, господа, товарищи!
    Внимательнейшим образом ознакомился с биографиями всей этой контры - содержательно, убедительно.

    Напрашивается главный вопрос. Понимаю, что вся эта публика геройствовала на прошлых войнах российской империи, не без этого, все распинались в любви к России...

    Но главный вопрос такой - что произошло бы с Россией, с нами со всеми и где мы сейчас были, если бы все эти Колчаки, Семеновы, Унгерны победили бы? Россия под властью "их благородий"...

    1) Нет сталинского террора. А что есть?

    Начальник казачьего отдела штаба армии Лев Власьевский:

    "Об Унгерне ходили легенды. Он был очень жесток. Не щадил ни женщин, ни детей. По его приказанию уничтожалось население целых деревень. И сам он лично с наслаждением расстреливал обречённых на смерть. Таким же жестоким был и начальник особой карательной дивизии семёновской армии генерал Тирбах..."

    из книги Георгия Яковлевича Виллиама «Побеждённые», работавшего при белых журналистом:.

    "... по ночам здесь слышались стоны и вопли; вообще, было известно, что то, что творилось в застенках контрразведки Новороссийска, напоминало самые мрачные времена средневековья.
    Попасть в это страшное место, а оттуда в могилу, было как нельзя более легко.
    Стоило только какому-нибудь агенту обнаружить у счастливого обывателя района Добровольческой армии достаточную, по его, агента, понятию, сумму денег, и он мог учредить за ним охоту по всем правилам контрразведывательного искусства. Мог просто пристрелить его в укромном местечке, сунуть в карман компрометирующий документ, грубейшую фальсификацию, – и дело было сделано. Грабитель-агент, согласно законам, на сей предмет изданным, получал что-то около 80 процентов из суммы, найденной при арестованном или убитом «комиссаре»...".

    И таких свидетельств, фотодокументов и т.п. - множество.

    2) Потеря экономического суверенитета, превращение в полуколонию Запада.
    Огромные иностранные долги, в т.ч. военные, еще царской России (значительная часть осела в изящных радикюльчиках разных мадам типа Кшесинской - занималась даже производством, типа, снарядов, в мошне неподражаемого Гришки Распутина и т.д. и т.п. )
    Беляки наделали кучу своих долгов. "Противник" иностранной помощи Деникин, к примеру, получил от англичан танки, которые были благополучны брошены при отступлении в Новороссийске и достались красным...
    На Генуэской мирной конференции в 1922 большевики, ясно дело, отказались за все это платить и тем более возвращать долги батюшки-царя и его придворной мафии...
    Запад попытался задушить советскую Россию блокадой, но не вышло. Оказалось, что так фиг что от большевиков получишь, а торговать с ними гораздо выгоднее...

    Ликвидировать помещичье землевладение белогвардейцы тоже не собирались, великий путаник Деникин провозгласил по земельному вопросу "непредрешение", т.е. сначала победим красных, а там посмотрим...
    Короче не нравятся колхозы, работайте на помещика и на кулаков...

    И мне почему-то кажется, что после Колчака и Семенова - вряд ли полетели бы в космос, не было бы и других достижений, коими при старом режиме Россия особо не блистала...


    На фото - английские танки спешат на помощь Деникину, колчаковский террор
    1. vet
      +1
      22 ноября 2025 12:09
      Монархизм и симпатии к белым - это болезнь головного мозга. Похоже, неизлечимая.
      1. +2
        22 ноября 2025 12:25
        Вот увидите, они и Бориса Анненкова с его многократно задокументированными зверствами будут защищать и выставлять героем.
        1. +1
          22 ноября 2025 17:24
          А про Муравьева нет желания написать?)))
        2. 0
          22 ноября 2025 20:28
          А еще был Александр Ильич Дутов. Про него будет статья? Если да, то жду с нетерпением.
          1. +3
            22 ноября 2025 21:35
            Ну, по-крайней мере, папку "Дутов" и файл "ворд" создал, но они ещё пустые. Пока работаю над другими статьями. Следующей здесь будет статья о Каппеле. Планировал об Улагае, но решил задержаться на востоке. Затем, вероятно, об Улагае и Слащеве.
            1. +1
              22 ноября 2025 22:29
              Хорошо спасибо. Интересно будет почитать и про них.
      2. Комментарий был удален.
  23. +1
    24 ноября 2025 06:49
    Мы на го́ре всем буржуям
    Мировой пожар раздуем,
    Мировой пожар в крови —
    Господи, благослови!
  24. 0
    27 ноября 2025 18:21
    Для некоторых поклонников Семенова ,а давайте вспомним как японские интервенты сжигали вместе с людьми деревни в Амурской области и им помогали местные казачьки .Это еще про Хатынь и подавно никто не знал .Забыли .Белое движение - это болезненная реакция на большевизм ,что в дальнейшем этих всех мастей борцов(семенов ,Краснов,Шкуро ,Радзиевский,Ильин и многих других) привело под знамена фашизма с его расовой человеконенавистнической теорией господ и унтерменшей .Русский народ в этих планах должен был быть истреблен и порабощен .Так за что воевали белые ..Для любителей порассуждать кто прав ,кто виноват . Красная армия разогнала всю эту нечисть и население бывшей Российской империи поддержало ее .И в Берлине развевался Красный флаг ,адольф застрелился .