Про «Победу при помощи F-16»

3 738 9
Про «Победу при помощи F-16»

Меньше месяца прошло с момента размышлений по поводу охоты на дронов Идеальный охотник за дронами, и вот события приняли совсем уж своеобразный облик. И здесь самое интересное, что определенную точку зрения на события сформировали как американцы, так и украинцы из числа тех, кто трезво оценивает ситуацию.

Стоит немного окунуться в историю и вспомнить, что там говорили господа украинские политики, когда вымогали себе самолеты. «Выметем железной метлой», «Переломим весь ход войны», «Не оставим шансов на победу» и так далее. Особенно был хорош министр Кулеба, демонстрировавший, что может складывать предложения более чем из пяти слов.



Прошло довольно приличное количество времени, а что у нас по факту?


А по факту у них так: если брать области Центральной Украины, Тернопольскую, Хмельницкую, Винницкую, то расклад такой: сперва летят «Мотошахеды». Затем — реактивные «Герани». Потом подтягиваются крылатые ракеты и отдельно прилетают со стороны моря. ПВО начинает изображать что-то такое осмысленное, но всё чаще весь этот шалман спокойно летит на север в сторону Киева и Днепра. А после всего этого летающего цирка на сцену выходит авиация ВСУ.


То есть украинским погонщикам литаков дают команду на взлет только тогда, когда все абсолютно уверены, что все спокойно. Ракетоносцы пошли в свои гавани, МиГ-31 тоже на аэродромы направились, и ничего не может угрожать.

Всё довольно логично, потому что терять «супероружие», на которое так рассчитывали в Киеве, просто глупо. И доказательством тому служит очередной Су-27, который не смог уйти от российской ракеты «воздух-воздух» в Харьковской области буквально на днях.

Вот как-то так вышло, что «железная метла» украинских F-16, которая должна была вымести всё из украинского неба, мутировала в скромных охотников за дронами. Да и то тихонько, чтобы враги не увидели и не отоварили.

Но хоть на этом поприще что-то да получится. Возможно.


Честно говоря, уже столько было сказано на тему того, что в условиях конфликта на Украине F-16 – это мальчик для битья, что повторяться совсем не хочется. Но как борец с дронами и медленными крылатыми ракетами – сойдет. Хотя, конечно, более дешевый и двухместный самолет был бы более уместен.

Но, как говорится, за неимением горничной… Сойдет и F-16. Вопрос на миллион долларов встал в отношении вооружения. Долбить «Герани», стоимость которых 0,05 млн долларов, ракетами AIM-120, стоимостью 1,095 миллиона, — это даже за чужой счет сложно. Оно понятно, что США наклепали более 20 000 таких ракет, но это совершенно не означает того, что их надо пачками отвозить в Киев, чтобы там сбивали «Герани».

Надо как-то и про экономику не забывать, а это совсем не экономика


Понятно, что Украина остро нуждается в недорогих и массовых зенитных комплексах и противодроновых ракетах, потому APKWS II в сочетании с истребителями F-16 для борьбы с беспилотниками и некоторыми крылатыми ракетами стало чуть ли не светом в конце тоннеля.

70-миллиметровые высокоточные ракеты Advanced Precision Kill Weapon System II (APKWS II) с лазерным наведением теперь, судя по всему, входят в арсенал украинских истребителей F-16 Viper. Это не стало неожиданностью, учитывая, что ракеты предоставили украинским ВВС чрезвычайно ценный и, главное, недорогой вариант для борьбы с беспилотниками и дозвуковыми крылатыми ракетами большой дальности.


Предположительно, первыми украинскими истребителями F-16AM, получившими новое вооружение, стали самолеты из состава 107-го отдельного авиационного полка. Фотография в жутком качестве была опубликована на канале Avia OFN в социальной сети Telegram. Вооружение рассматриваемого самолёта, помимо пары 70-мм ракетных блоков LAU-131/A на семь ракет, снаряжённых ракетами APKWS II, также включало ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder и AN/AAQ-33 Sniper Advanced Targeting Pod (ATP).

Здесь стоит отметить, что Украина уже некоторое время использует APKWS II в боевых действиях, хотя и с наземных пусковых установок в качестве ракет класса «земля — воздух» и в качестве ракет класса «земля — земля». Без особого декларируемого успеха, обусловленного, видимо, проблемами наводки и малым радиусом действия ракет.

Дополнительная возможность запускать ракеты с лазерным наведением с истребителей F-16 ВВС Украины стала бы большим подспорьем. Украинские «Гадюки» используются для перехвата российских ударных беспилотников и крылатых ракет большой дальности, вот только в плане результативности у них всё очень скромно.


APKWS II в качестве зенитных ракет не показали себя чем-то исключительным, эти ракеты имеют явные преимущества в стоимости по сравнению с традиционными ракетами класса «воздух-воздух».


Каждая ракета APKWS II состоит из трёх основных компонентов: 70-миллиметрового ракетного двигателя, одной из нескольких стандартных боеголовок и блока наведения и управления. Блок наведения и управления — самый дорогой из трёх компонентов, его стоимость составляет около 15 000 долларов. Боеголовка и двигатель увеличивают общую стоимость ещё на несколько тысяч долларов, которая обычно составляет от 20 000 до 25 000 долларов. Для сравнения: стоимость современных вариантов AIM-120 составляет около 1 миллиона долларов за единицу, а последние версии AIM-9X стоят около 500 000 долларов.

Также была разработана специально оптимизированная для использования в воздухе версия APKWS II, известная по-разному как AGR-20F или системы противодействия беспилотным летательным аппаратам с неподвижным крылом воздушного базирования Ordnance (FALCO). Конфигурация FALCO включает фугасную боеголовку с бесконтактным взрывателем, а также изменения в алгоритмах наведения и обнаружения боеприпаса для повышения его эффективности против воздушных угроз. Неизвестно, получила ли Украина версии APKWS II от FALCO, скорее всего, нет. Поставки APKWS II первых моделей – более вероятный расклад.

Но и это, в целом, прилично увеличивает возможности украинских самолетов. Если вместо двух ракет «воздух-воздух» подвешивать две колобахи на семь ракет каждая – это +12 ракет, которыми можно работать по дронам. А уже замечено, что у ВСУ есть «даблы», которые позволяют подвесить два блока на один пилон. И здесь вообще красота получается. Ну, почти красота.


Использование APKWS II в качестве оружия класса «воздух-воздух» имеет свои ограничения, даже при использовании ракет в конфигурации FALCON. Ракеты не работают по принципу «выстрелил и забыл», и каждую цель необходимо держать в луче лазера, наведенного на цель, на протяжении всего процесса. Это влияет на скорость, с которой самолеты, оснащенные этим оружием, могут реагировать на многочисленные угрозы. В этом случае полезно использовать так называемое «сопровождение напарника», когда один самолет обозначает цель для другого.

В целом же использование одноместного F-16 смотрится не очень. У летчика в бою есть чем заняться, кроме того, чтобы держать дрон в прицеле лазерного дальномера. Именно поэтому украинские самолеты предпочитают работать в глубоком тылу, где вероятность появления российских ракет минимальна.

Генеральный подрядчик APKWS II, компания BAE Systems, в настоящее время разрабатывает двухрежимный пакет наведения, который включает в себя инфракрасную головку самонаведения, позволяющую использовать принцип «выстрелил и забыл», в значительной степени для решения именно этой проблемы. Новый вариант наведения также повысит возможности и гибкость боеприпасов при использовании в режимах «воздух-воздух» или «воздух-земля». Но это уже дело приличного будущего, вариант решения хороший, но вопрос времени.

Важно подчеркнуть, что APKWS II можно использовать против беспилотников и дозвуковых крылатых ракет, в первую очередь потому, что эти цели относительно стабильны в полёте, не реагируют на действия противника и обладают более низкими характеристиками. Эти ракеты не предназначены для воздушного боя.

Как уже упоминалось, украинские F-16 также могут использовать APKWS II против наземных целей, для чего они изначально и предназначались. Ракеты с лазерным наведением обеспечивают аналогичную экономию средств и вместимость боекомплекта при использовании в качестве высокоточных и недорогих боеприпасов класса «воздух-поверхность», которые можно применять против стационарных или движущихся целей.

Здесь надо помнить о том, что дальность действия APKWS II не более 10 км. А это значит, что работать по наземным целям можно, но только там, где в ответ не прилетит «Оса» или «Тор». А они могут прилететь где угодно, и вообще, архаичная система лазерной подсветки в 10 км от передовой – это просто приглашение палачей F-16 выстроиться в очередь.

Помимо APKWS II, сам комплекс Sniper ATP является ещё одним важным элементом для украинских F-16. Блок содержит электрооптические и инфракрасные видеокамеры, лазерный целеуказатель и маркер, а также может генерировать координаты цели для боеприпасов с GPS-наведением. Он может использоваться для более общих задач по наблюдению и разведке «воздух-земля», а также обладает вторичной возможностью обнаружения и идентификации целей «воздух-воздух».


На самом деле — это всё «набор для нищих». Понятно, что здесь больше работает экономика, ведь передача Киеву APKWS II в первую очередь должна снизить потребность в передаче более традиционных и дорогих ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» из запасов США и НАТО.

Сама по себе ситуация довольно комичная: вместо нормальных самолетов — F-16AM первых выпусков, уверен, не в самом прекрасном техническом состоянии, вместо современных ракет — НУРСы с лазерным наведением.


Даже «Тукан» с подвешенной РЛС и блоком Sniper ATP смотрелся бы намного реалистичнее. Здесь надо понимать, что максимальная скорость «Тукана» — около 700 км/ч, крейсерская — около 500 км/ч, а скорость сваливания вообще 150 км/ч. О чем это все говорит? Да о том, что «Тукан» будет очень комфортно чувствовать себя в стае «Гераней». Самолет летит примерно на той же скорости, что и беспилотники, может вполне нормально маневрировать, а главное — в кабине будет сидеть организм, который станет держать БПЛА в луче лазера и ждать, пока ракета доберется до цели.


F-16AM здесь смотрится очень печально. Его максимальная скорость здесь не так важна, догнать он догонит какой угодно летательный аппарат в небе Украины. Но вот его минимальные скорости – это другое дело совершенно. 300-350 км/ч – это скорость сваливания F-16, и ничего с этим не сделать. То есть, догнав стаю беспилотников, пилот F-16 попадает не в очень красивую ситуацию: с одной стороны он должен как-то целиться лазером в БПЛА и запускать ракеты, с другой – держать самолет в устойчивом положении и не дать ему сорваться в штопор, потому что цели (кроме крылатых ракет) довольно медленные.

В общем, всё смотрелось бы очень смешно, если бы не было так смешно


F-16 позиционировали как оружие, которое может переломить ход всей войны на Украине. «Железная метла», которая… Далее всё можно прочитать в выступлениях одного не очень удачливого политического деятеля австрийского происхождения году этак в 1944-м.

На деле же получились какие-то трусохвостики, летающие только там, где точно нельзя нарваться на Су-35 или Су-57, а про российские ЗРК просто молчим. Нет, того безбашенного летчика Су-27, которого сбили в Харьковской области, нельзя не уважать хотя бы за то, что его понесло в реальное пекло. Что он там пытался изобразить – сказать сложно, но в любом случае шансов у него было немного.

А «херои» на разрекламированных американских самолетах, гоняющиеся за «Геранями» в Центральной Украине, – о да, именно так и переламываются течения войн, именно так войны и выигрываются.

Да они и с беспилотниками не очень хорошо справляются. В общем, смех. И этим столько пугали, столько «эксперты» извели букв, рассказывая, как всё изменится. А на деле… На деле имитация и не более того. Ну, у кого-то там счета выросли, но это уже совершенно не наше дело.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    Сегодня, 05:20
    Статья довольно поверхностная. Я вот например,не столь оптимистичен как автор. F-16 не плохой самолёт, и для
    нас хорошо что их у ВСУ пока мало. Не знаю что там и куда летят наши беспилотники,но Саратов и Энгельс подвергались недавно мощной атаке.
    1. +4
      Сегодня, 06:27
      Цитата: двп
      Статья довольно поверхностная. Я вот например,не столь оптимистичен как автор. F-16 не плохой самолёт, и для
      нас хорошо что их у ВСУ пока мало. Не знаю что там и куда летят наши беспилотники,но Саратов и Энгельс подвергались недавно мощной атаке.

      Всё это так, но вспомните слова "маэстро" из фильма Леонида Быкова: первым на рейхстаге распишется рядовой Ваня и по праву! Честно говоря очень долго сам осознавал, что ВСЕ рода и виды ВС включая ВМФ созданы только для одного: поддержки пехоты на поле боя! И как бы там не было, но войну заканчивают ни ВМФ ни ВВС ( не надо меня пугать ВКС), а рядовой Ваня!
    2. +4
      Сегодня, 06:57
      Цитата: двп
      F-16 не плохой самолёт

      Ну в статье и не говорится, что он плохой, вот только для борьбы с Геранями он малопригоден, просто потому что создавался для других задач.
    3. 0
      Сегодня, 08:46
      Цитата: двп
      Я вот например,не столь оптимистичен как автор. F-16 не плохой самолёт, и для
      нас хорошо что их у ВСУ пока мало.

      Неплохой, но отечественный парк авиации ничуть не хуже и активно работает над теем, чтобы 16ым было не продохнуть.

      Цитата: двп
      Не знаю что там и куда летят наши беспилотники,но Саратов и Энгельс подвергались недавно мощной атаке.

      Не знаю как там насчёт Энгельса, но вот Одесса которыый день под ударами находится и без света сидит, а ещё по кораблю прилетело в порту.
  2. +3
    Сегодня, 07:28
    Интересно, F-16 по украине как хотят летают. А почему там не летают как хотят СУ-35, СУ-30, СУ-57???????. Четыре года прошло с начала СВО....
    1. +1
      Сегодня, 08:29
      Можно вопрос иначе поставить, почему, несмотря на огромную разведывательную (никто не сравнится по числу и качеству разведывательных спутников, авиации с США. + свой вклад вносят другип страны НАТО), техническую (пнредовые системы связи, обработки данных, управления и др.) и организационную (думаю операции, совместно с украинцами, планируют лучшие военные умы Запада) поддержку со стороны других стран, Украина не смошла переломить ход боевых действий? Почему несмотря на огромное санкционное давление и ведение боевых действий, подавляющая часть жителей России особо не замечает войну?
      Не надо требовать больше того, что могут сделать люди.
  3. G17
    +1
    Сегодня, 07:39
    Опять этот придуманный миф о том, что враг пытается использовать F-16 для перелома хода войны в свою пользу. Нигде и никогда укро-фашисты об этом не говорили. На данном этапе F-16 нужен им а) как единая летающая боевая система, способная нести всю линейку натовского вооружения (прежде всего планирующие бомбы, видео ударов которыми по нашим позициям враг регулярно выкладывает в сети), б) как будущий единый самолёт украинских ВВС, так как все советские Су-27, МиГ-29 и Су-24 уже слишком стары и понесли за четыре года тяжёлые потери в) для охоты за нашими "Геранями" и "Калибрами" в глубоком тылу. Наконец, когда придёт время, F-16 послужат отличным прикрытием для появления в рядах ВВС ВСУ куда более современных моделей F-16, с более современным вооружением и уже не слабо обученными украинскими лётчиками, а пилотами стран НАТО в кабинах. Только в этом случае связка НАТО-Украина действительно попытается завоевать превосходство в воздухе. Но пока, на данном этапе войны, таких планов нет.
    1. 0
      Сегодня, 08:17
      Они почти про каждый тип западного оружия так говорили, начиная с джавелинов и заканчивая F-16.
    2. 0
      Сегодня, 08:43
      Цитата: G17
      Опять этот придуманный миф о том, что враг пытается использовать F-16 для перелома хода войны в свою пользу. Нигде и никогда укро-фашисты об этом не говорили.

      Аналогичная ситуация как с "Киев за три дня"?

      Цитата: G17
      а) как единая летающая боевая система, способная нести всю линейку натовского вооружения (прежде всего планирующие бомбы, видео ударов которыми по нашим позициям враг регулярно выкладывает в сети)

      Думаю дело не столько в унификации (они и от французских машин не отказались и не отказались бы от других более совершенных машин), сколько из-за потребности получить более современные мпшиеы на фоне исчерпания ресурса у старых советских саиолётов.
      Что касается кадров сброса бомб, то они действительно есть, но число таких атак меркнет над эффективностью отечественных ВКС.

      Цитата: G17
      Только в этом случае связка НАТО-Украина действительно попытается завоевать превосходство в воздухе. Но пока, на данном этапе войны, таких планов нет.

      Тут тоже, скорее не планов, а банальной отсутствия возможности реализовать такой план без неприемлемых для Запада потерь. К тому же, вполне возможно, парк F16 серьёзно просядет и им будет не то, что до завоеваниия превосходства в воздухе, а в принципе сохранить род войск.