Белогвардейский генерал Николай Юденич

9 582 156
Белогвардейский генерал Николай Юденич
Юденич на портрете работы М. Мизернюка. 1916 г.


В предыдущей статье мы говорили о происхождении Николая Юденича, начале его военной карьеры, участии в Русско-японской войне, успехах на Кавказском фронте I мировой войны. Сегодня мы продолжим этот рассказ и поговорим о том, чем занимался Юденич после отставки и до Октябрьской революции, его бегстве в Финляндию, походе Северо-западной армии на Петроград, жизни Юденича в эмиграции.



Итак, после отказа Юденича направить уже разложившиеся войска Кавказского фронта в заведомо обреченное на провал наступление, он был снят с должности главнокомандующего и вернулся в Петроград.

Юденич после отставки


Временное правительство вело Россию к гибели, и летом 1917 года это было понятно уже всем. На роль «спасителя Отечества» претендовал Лавр Корнилов. С 12 по 15 (25–28) августа в Москве проходило Государственное совещание, на котором этот генерал, похоже, и принял решение стать русским Бонапартом. Вот как в романе «Тихий Дон» описывает его появление М. Шолохов:

Офицеры, взявшись за руки, образовали предохранительную цепь, но их разметали. К Корнилову тянулись десятки рук. Какая-то полная, растрепанная дама семенила сбоку от него, стараясь прижаться губами к рукаву светло-зеленого мундира. У выхода под оглушительный грохот приветственных криков Корнилова подняли на руки, понесли.

А это свидетельство Л. Троцкого:

Морозова, купчиха-миллионерша, опустилась на колени. Офицеры на руках вынесли Корнилова к народу.

Член партии кадетов Ф. Ф. Родичев обратился к генералу со словами:

Спасите Россию, и благодарный народ увенчает Вас.


Прибытие Корнилова на Совещание

Боевой генерал Юденич поддержал планы Корнилова по наведению порядка в стране. Корнилов, кстати, был уверен, что действует в строгом соответствии с планами правительства, которое само обратилось к нему с просьбой прислать в Петроград отряд надежных частей. И потому, получив утром 27 августа телеграмму Керенского с требованием немедленно сдать должность Верховного командующего Лукомскому и явиться в Петроград, решил, что тот «находится под давлением каких-то деструктивных сил», ответил:

Ввиду тягчайшего положения страны и армии я решил должности Верховного главнокомандующего не сдавать и выяснить предварительно обстановку.

Получив эту телеграмму, Керенский вообразил, что вызванные им армейские отряды идут свергать правительство, объявил Корнилова мятежником и, окончательно струсив, обратился за помощью к уже фактически загнанным в подполье большевикам. В итоге корниловские войска были остановлены без единого выстрела – агитаторами большевиков и профсоюзом железнодорожников, могущественным «Викжелем», о котором З. Гиппиус писала 9 ноября 1917 года:

Мы стали псами подзаборными,
Не уползти!
Уж разобрал руками чёрными
«Викжель» пути.

Хотелось бы обратить внимание, что «чёрные руки Викжеля» в данном случае не метафора: руки рабочих-железнодорожников были именно чёрными — от въевшейся угольной пыли и смазки. Вот как вспоминал о действиях активистов Викжеля генерал П. Н. Краснов:

По чьему-то, никому не известному распоряжению, к какому-нибудь эшелону прицепляли паровоз, и его везли два-три перегона: сорок, шестьдесят верст, и потом он оказывался где-то в стороне, на глухом разъезде, без фуража для лошадей и без обеда для людей. Люди, видя всю эту бестолковщину, которая творилась кругом, начали арестовывать офицеров и начальников.

А это — свидетельство Краснова о работе большевистских агитаторов:

Почти всюду мы видели одну и ту же картину. Где на путях, где в вагоне сидели или стояли драгуны, и среди них — юркая личность в солдатской шинели. Слышались отрывистые фразы:

«Товарищи, что же вы, Керенский вас из-под офицерской палки вывел, свободу вам дал, а вы опять захотели тянуться перед офицером, да чтобы в зубы вам тыкали. Так, что ли?» Или:

«Товарищи, Керенский за свободу и счастье народа, а генерал Корнилов — за дисциплину и смертную казнь. Ужели вы с Корниловым?».

Однако, в отличие от того же Деникина, находившийся в отставке Юденич никак не пострадал и не был арестован. После прихода к власти большевиков жил в Петрограде в доме «Русского страхового общества», дворником в котором служил фельдфебель, знакомый ему со времен Памирской экспедиции. Россию он покинул в январе 1918 года (по другим данным – в ноябре 1917 года): по чужим документам вместе с женой и адъютантом перебрался в финский Гельсингфорс, где надеялся найти помощь у старого знакомого по Академии Генштаба – Карла Маннергейма.

Вел переговоры с представителями Англии и Швеции, признал Колчака Верховным правителем, и в апреле 1919 года адмирал перевел ему деньги для финансирования очередной белогвардейской армии, которая находилась на территории Эстонии и российской Псковской губернии и называлась Северо-Западной. Командовал ей генерал Александр Родзянко, который уже пытался наступать на Петроград весной-летом этого года, а теперь вынужден был уступить свой пост более авторитетному в войсках Юденичу. Численность этой армии достигала 20 тысяч человек, в распоряжении Юденича оказались более сотни артиллерийских орудий, 2 бронепоезда, 8 броневиков и 6 танков (которые, впрочем, принять участие в боевых действиях так и не смогли – увязли в грязи осенних дорог).


Генералы Н. Юденич и А. Родзянко с офицерами Северо-Западной белой армии, 1919 г.

По иронии судьбы, союзниками Юденича должны были стать эстонцы, независимость которых он отказывался признавать. Юденич даже успел выпустить собственные деньги, вот кредитный билет полевого казначейства Северо-Западного фронта с подписью этого генерала:


Наступление на Петроград



Оборона Петрограда, карта

В 1919 году обстановка в России, казалось, благоприятствовала белым. Начал свое наступление Деникин, и к концу лета его войска заняли Харьков, Екатеринослав (Днепропетровск), Царицын, в сентябре пали Сумы, Обоянь, Старый Оскол и Курск. И 28 сентября в наступление на Петроград двинулась Северо-Западная армия Юденича. К 20 октября были заняты Ямбург, Луга, Царское Село и Павловск. Перерезать снабжавшую Петроград Николаевскую железную дорогу белым не удалось, но до города оставалось всего 20 километров. Троцкий вспоминал:

В Петрограде я застал жесточайшую растерянность. Всё ползло. Войска откатывались, рассыпаясь на части. Центром растерянности был Зиновьев. Свердлов говорил мне: «Зиновьев — это паника».
Когда дела шли плохо, Зиновьев ложился обычно на диван, не в метафорическом, а в подлинном смысле, и вздыхал… Апатия, безнадежность, обреченность захватили и низы административного аппарата.

На «освобождённых» территориях были развязаны массовые репрессии, и Демьян Бедный потом с полным правом писал:

Генерал Юденич бравый
Тоже был палач кровавый,
Прорывался в Ленинград,
Чтоб устроить там парад:
Не скупился на эффекты,
Разукрасить все проспекты,
На оплечья фонарей
Понавесить бунтарей.


Однако следует отметить, что Юденичу вовсе не нужно было отдавать приказы о расстрелах: чаще всего бессудные расправы проводились по инициативе его подчиненных (которые изрядно замарали имя этого генерала) и даже без его ведома. Особенно запомнился всем бывший царский ротмистр Станислав Булак-Балахович, который начинал как красный командир, но, узнав, что принято решение о его аресте за необоснованную жестокость и растрату вверенного имущества, бежал к белым, получив от них погоны полковника. В армии Юденича этот садист занялся любимым делом, корреспондент газеты «Русские ведомости» князь Львов писал в 1920 г.:

Мы ехали по району, оккупированному год тому назад знаменитым Булак-Балаховичем. Народная память осталась о нём нехорошая. Грабежи и, главное, виселица навсегда, должно быть, погубили репутацию Балаховича среди крестьянского мира. За 40-50 вёрст от Пскова крестьяне с суровым неодобрением рассказывают о его казнях на псковских площадях и о его нечеловеческом пристрастии к повешениям.


С. Булак-Балахович (крайний слева) и командующий эстонской армией Йохан Лайдонер, Псков, 31 мая 1919 г.

Помимо прочего, белогвардейцы тогда отметились и сожжением основанной Ломоносовым фабрики цветных смальт.
В это трудно поверить, но в память о походе Юденича на Петроград на Пулковских высотах в 1991 году был установлен первый в России «памятник белогвардейскому движению». И уже в 2008 г. в селе Ополье (Кингисеппский район Ленинградской области) появился памятник «воинам Северо-Западной армии».

Вернемся в тревожный 1919 год. Для отражения наступления Юденича к Петрограду в кратчайшие сроки были переброшены новые боевые части Красной армии, среди них были даже некоторые соединения 2-й дивизии из сражавшейся против Колчака армии Фрунзе.


Солдаты 2-й стрелковой дивизии под Петроградом, 1919 г.

А вот кавалерийская бригада Г. Котовского опоздала – белогвардейцы уже были отброшены от города.

21 октября 1920 г. продвижение Северо-Западной армии было остановлено, на следующий день Красная армия сама перешла в наступление, и в начале ноября под угрозой окружения войска Юденича покатились назад. В середине ноября Юденич писал командующему эстонской армией Йохану Лайдонеру:

Красные подавляющими силами упорно атакуют и местами теснят части вверенной мне армии, особенно со стороны Гдова. Войска до крайности утомлены беспрерывными боями. На крайне тесном пространстве между фронтом и эстонской границей – в непосредственном тылу войск скопились все обозы, запасные, пленные, беженцы, что до крайности стесняет маневрирование войск, малейший неуспех может создать панику в тылу и привести к катастрофе и гибели всей армии. Необходимо не позднее завтрашнего дня перевести все тылы на левый берег Наровы. Предвижу возможность и даже неизбежность дальнейшего отхода армии, что может вызвать конфликт в случае перехода границы Эстонии. Во избежание неминуемой гибели армии я прошу вас не отказать немедленно принять под ваше командование вверенную мне армию и назначить ей участок общего с вверенными вам войсками фронта. Прошу вас доложить мою просьбу эстонскому правительству о принятии Северо-Западной армии под покровительство Эстонии.

Эстонцы с отступающими белогвардейцами не церемонились. Журналист Генрих Гроссен писал об этом:

Несчастные русские, несмотря на зимнюю стужу, буквально раздевались, и всё беспощадно отнималось. С груди срывались нательные золотые кресты, отнимались кошельки, с пальцев снимались кольца. На глазах русских отрядов эстонцы снимали с солдат, дрожащих от мороза, новое английское обмундирование, взамен которого давалось тряпьё, но и то не всегда. Не щадили и тёплое нижнее американское бельё, и на голые тела несчастных побеждённых накидывались рваные шинели.


Нарва. Интернированные бойцы армии Юденича. Февраль 1920 г.

Генерал-лейтенант А. Родзянко, который с 19 июня и по 2 октября 1919 г. сам командовал Северным корпусом, позже ставшим Северо-Западной армией, в поражении обвинил именно Юденича:

Огромная ответственность за гибель армии лежит на самом генерале Юдениче, человеке безвольном и упрямом, которому были совершенно чужды стремления и желания борцов за правое дело. Этот дряхлый старик не имел права брать на себя столь ответственную роль; большими преступниками перед погибшими борцами являются те русские общественные деятели, которые выдвинули эту мумию на столь ответственный пост.


1912 г., Олимпийские игры в Стокгольме, член сборной Российской империи А. П. Родзянко.

Кстати, А. Куприн, который в чине поручика служил тогда в Северо-Западной армии (был редактором газеты «Приневский край»), вспоминал, что во время наступления на Петроград:

Генералы Родзянко и Пален, оба высоченные гиганты, в светлых шинелях офицерского сукна, с оружием, которое в их руках казалось игрушечным, ходили в атаку впереди цепей.


Поручик А. Куприн на фотографии 1914 г.

Очень критичен к Юденичу был и Алексей Толстой, который в романе «Эмигранты» назвал его «тупым, упрямым, свирепым человеком и кабинетным генералом».

22 января 1922 года Юденич официально объявил о роспуске своей армии и передал «ликвидационной комиссии» остатки ее казны – 227 000 фунтов стерлингов. Бывшие союзники солдат и офицеров армии Юденича разместили практически в концлагерях, смертность от холода и болезней (в основном от тифа) была огромной. В результате более 7 тысяч белогвардейцев бежали от «гостеприимных» эстонцев обратно – в Советскую Россию.

Юденич, конечно, устроился с большим комфортом – в дорогой ревельской гостинице «Коммерс», однако в ночь на 29 января 1920 года он был арестован упоминавшимся выше Булак-Балаховичем. По требованию французской и английской военных миссий генерал был освобождён, а Балахович сбежал в Польшу, где Ю. Пилсудский сказал Б. Савинкову:

Пусть Балахович – бандит, но так как нет выбора, то лучше, пожалуй, иметь дело с Балаховичем, чем с золотопогонными генералами.

В итоге этот садист дослужился до чина польского генерала.

Юденич в эмиграции


24 февраля 1920 г. бывший генерал в вагоне английской военной миссии был вывезен из Эстонии. Через Ригу, Стокгольм и Копенгаген добрался до Лондона, но скоро переехал в Ниццу. От участия в политических делах он уклонялся, зато возглавил Общество ревнителей русской истории в Ницце, читал лекции о боевых действиях на Кавказе. В 1933 году в возрасте 71 года он умер от туберкулеза. Демьян Бедный откликнулся на его смерть такими стихами:

Получил под поясницу,
И Юденич за границу
Без оглядки тож подрал,
Где тринадцать лет хворал
И намедни помер в Ницце –
В венерической больнице.

Однако сейчас имя Юденича, как обладателя трех степеней ордена Святого Георгия, выбито на мраморной доске Георгиевского зала Московского Кремля.

Александра Юденич пережила супруга на 29 лет, в 1956 г. она была избрана почетным председателем собрания, посвященного 40-летию взятия крепости Эрзрум, в 1962 году в журнале «Часовой» опубликовала воспоминания о муже.
156 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 декабря 2025 04:47
    Численность этой армии достигала 20 тысяч человек,

    Максимум, что было 18500 человек, но боевой дух был очень высок.
    союзниками Юденича должны были стать эстонцы, независимость которых он отказывался признавать

    Признал он Эстонию, как независимое государство. Это было условие англичан, которые в противном случае не дали бы ему ни оружия, ни денег. Правда часть оружия эстонцы присвоили. Но в составе Северо-Западной армии воевал Ингерманландский полк в составе 6000 человек. Именно они и решили судьбу Петрограда. Им просто надоело воевать и они отправились домой.
    А перевести все стрелки на командира - это наше всегда!
    Да, дальнейшая судьба армии не завидная.
    1. +9
      14 декабря 2025 05:17
      Юденич, как Иуда продал свой народ: пошёл на него войной на деньги западных "спонсоров".
      1. 0
        14 декабря 2025 07:43
        и красные и белые бились не за народ, а за власть, и те и другие спустили в топку этой борьбы миллионы жизней, особой разницы не вижу....
        1. +9
          14 декабря 2025 09:06
          Цитата: faiver
          и красные и белые бились не за народ, а за власть, и те и другие спустили в топку этой борьбы миллионы жизней, особой разницы не вижу....

          Разница хороша видна: ПМВ и ВМВ, бесплатные образование и медицина, декретный (Ленинский) отпуск, яо, космос, вторая экономика и т.д. и т.п.
          1. -11
            14 декабря 2025 09:17
            вы забыли указать почти бесплатную работу на единственного работодателя в стране - "государство рабочих и крестьян", в котором ни рабочие ни крестьяне ничего не решали....
            1. +8
              14 декабря 2025 09:22
              Цитата: faiver
              вы забыли указать почти бесплатную работу на единственного работодателя в стране - "государство рабочих и крестьян", в котором ни рабочие ни крестьяне ничего не решали....

              То-то сейчас все забогатели. laughing
              И все всё решают. 146% решают. wink
              Особенно рабочие и крестьяне. yes
              1. -1
                14 декабря 2025 09:24
                и сейчас тоже самое, только у руля не КПСС, а Единая Россия, смена партбилета....
                1. +12
                  14 декабря 2025 09:28
                  Цитата: faiver
                  и сейчас тоже самое, только у руля не КПСС, а Единая Россия, смена партбилета....

                  Вот только сейчас ни в профком, ни в партком не пожалуешься, и управа на начальство не найдешь, сразу уволят. Руководители всех бюджетных учреждений начисляют себе и своим космические премии за счёт рядовых сотрудников.
                  1. -6
                    14 декабря 2025 09:34
                    Руководители всех бюджетных учреждений
                    - писать клевету на тысячи людей в интернете зная что тебе ничего за это не будет это наверно по коммунистически? bully
                    1. +7
                      14 декабря 2025 09:52
                      Цитата: faiver
                      Руководители всех бюджетных учреждений
                      - писать клевету на тысячи людей в интернете зная что тебе ничего за это не будет это наверно по коммунистически? bully

                      Я - не коммунист. Мимо попали.
                      Просто мне доводилось работать в бюджетных организациях. Там такая система. А против системы не пойдёшь. Вполне допускаю, что должности директоров бюджетных учреждений продаются, но я свечку не держал.
                      Клевету я ни на кого не писал.
                      Посмотрите хотя бы, что случилось с руководством министерства обороны: Тимур и его команда и другие команды.
                      При СССР была своя система: блат, спецкормушки, спецпайки и т.д.
                      1. -4
                        14 декабря 2025 09:59
                        И мне доводилось, а раз свечку не держали то это просто ваши домыслы, и именно клевету вы и писали, тему закрыл..... hi
                      2. -10
                        14 декабря 2025 10:34
                        Вы ведь тоже клеветали. что красные бились за народ.
                    2. +6
                      14 декабря 2025 19:29
                      Цитата: faiver
                      - писать клевету на тысячи людей в интернете зная что тебе ничего за это не будет это наверно по коммунистически?

                      "Краснодарская чиновница хотела через суд запретить обсуждать свою заработную плату"
                      https://yamal-media.ru/news/krasnodarskaja-chinovnitsa-zahotela-zapretit-cherez-sud-obsuzhdat-svoju-zarplatu
                      Наверное, стыдно за свою малую зарплату. wink
                      1. -4
                        14 декабря 2025 19:43
                        Небольшой ликбез - руководители бюджетных учреждений не являются чиновниками в большинстве своем
            2. -3
              14 декабря 2025 13:54
              Интересный Вы человек..Потомок видимо того с фотографии,упершийся взглядом(готовый застрелить) и тыкающим пальцем в фотографа..На снимке с эстонцами и карателями Булак-Балаховича
              1. -4
                14 декабря 2025 15:19
                видимо вот такие как вы соседей или коллег по работе во враги народа записывали и доносы в НКВД на них строчили.... hi
                1. +3
                  14 декабря 2025 15:38
                  Кстати,мои предки были из так называемых репрессированных.Причем,на Советскую Власть они обиды не имели.Да и я получил прекрасное образование в 70-80 х..А с Вами тут непонятки,про стукачей?Не из этих?А?
                  1. -3
                    14 декабря 2025 15:46
                    возрастная спутанность сознания как у Татры?
                    1. 0
                      14 декабря 2025 16:00
                      НЕ клевещите . У врагов СССР при данной им Горбачевым "свободе слова " проявилась ментальная склонность к клеветничеству .
                      1. 0
                        14 декабря 2025 16:02
                        приношу свои извинения мадам, признаю что сам д.у.р.а.к напросился hi bully
    2. -3
      14 декабря 2025 18:14
      Цитата: ee2100
      часть оружия эстонцы присвоили. Но в составе Северо-Западной армии воевал Ингерманландский полк в составе 6000 человек. Именно они и решили судьбу Петрограда

      еще в 1918 г болшевики признали независмость эстонии ларвии литвы.

      эстонцы ненавидели русских больше большевиков-ими во время боев задержаны и боепроипасы и продовольствие и одежда для Руссской армии.

      А главная причина поражения-латвия НЕ пропустила Западную добровольческую русскую армию через Ригу на фронт к Юденичу, иначе Питер был бы свободен.

      Красных спасли эстонцы и латыши нацисты
  2. +4
    14 декабря 2025 05:23
    Статья очень интересна и информативна, спасибо автору! Но опять "но", дело в том, что Юденич действительно был кавалером ордена святого георгия трёх степеней, но не всех(как написано в статье), т.к. орден святого георгия имел четыре степени! И первой степени у Юденича не было!
    1. +6
      14 декабря 2025 05:53
      Да, в первой статье я писал, что Юденич стал последним обладателем 2-й степени этого ордена. Слово "всех" , конечно, лишнее, проскочило как-то. Спасибо, что обратили внимание, уберем.
      1. +4
        14 декабря 2025 05:57
        Спасибо за ответ! Хотя кому то кажется, что текст комментария слишком короткий.
      2. +5
        14 декабря 2025 08:16
        Да и вообще,спасибо за статью.В советской школе о Юдениче ничего хорошего не сказано.О действиях на полях Первой Мировой и его армии в Турции тем более.Понятно,что человек он был неоднозначный.Лично я -против всей этой белогвардейщины,но свою историю знать надо
      3. +3
        14 декабря 2025 08:58
        Цитата: ВлР
        Да, в первой статье я писал, что Юденич стал последним обладателем 2-й степени этого ордена. Слово "всех" , конечно, лишнее, проскочило как-то. Спасибо, что обратили внимание, уберем.

        Утро доброе Валерий!
        Опережаю Ивана, до революции ордена Российской империи различались классами, а не степенями.
        Спасибо за статью!
  3. -4
    14 декабря 2025 06:15
    Про садизм среди красных, которые тоже вдоволь грабили и вешали - тишина.
    Хотя... Они же нынче записаны в "патриоты". Даже несмотря на то, что рассматривали Россию в качестве сырьевой базы для распространения "мировой революции".
    1. +7
      14 декабря 2025 06:45
      Цитата: invisible_man
      Про садизм среди красных, которые тоже вдоволь грабили и вешали - тишина.
      Почему тишина автор же указал
      Особенно запомнился всем бывший царский ротмистр Станислав Булак-Балахович, который начинал как красный командир, но, узнав, что принято решение о его аресте за необоснованную жестокость и растрату вверенного имущества, бежал к белым, получив от них погоны полковника.
      Всё чин по чину.
      1. -5
        14 декабря 2025 08:21
        Ну, это же классическое "уволен задним числом". А хотелось бы услышать не только о тех, кто "начинал", но и о тех, кто продолжил. И дослужился до больших чинов.
        1. +3
          14 декабря 2025 08:33
          Цитата: invisible_man
          А хотелось бы услышать не только о тех, кто "начинал", но и о тех, кто продолжил.
          Так как они начали так и продолжили- не за красивые же им глаза группенфюреров присваивали...Куда уж больше?!
          1. -1
            14 декабря 2025 09:23
            Я имею в виду карьеру в РККА. Вы совершенно напрасно делаете вид, что не понимаете)
            1. +7
              14 декабря 2025 11:40
              Цитата: invisible_man
              Я имею в виду карьеру в РККА. Вы совершенно напрасно делаете вид, что не понимаете)

              А разве шкуро, краснов и им подобные служили в РККА?Сколько помню многие из белогвардейских генералов, были отпущены под расписку что не будут воевать и тому подобное...
              1. -3
                15 декабря 2025 09:42
                Цитата: Fitter65
                А разве шкуро, краснов и им подобные служили в РККА?

                конечно-кто осуществил геноцид терского, донского и пр казачества с уничтожением русских станиц, массовым убиством детей и женщин?

                Жертв-сотни тысяч. Читайте о расказачивании., сегодня не секрет уже эти зверства против народа.
                1. vet
                  0
                  15 декабря 2025 09:57
                  Князь Дологоруков при Петре 1 - такого геноцида Дон не знал, совсем обезлюдел и заселялся уже новыми казакками - фактчически заново.
                  1. -1
                    15 декабря 2025 11:18
                    Цитата: vet
                    Князь Дологоруков при Петре 1 - такого геноцида Дон не знал, совсем обезлюдел и заселялся уже новыми казакками - фактчически заново.

                    миллион и тысячи-не видим разницы, как и разницы в несколько веков и нагодной властью и ненародной?.

                    И да-когда же вы , наконец, покажете страну, где за год 37*38 расстреляли 682 тыс оградждан, -в 300 000 больше чем в фашисит италии?
                    1. 0
                      15 декабря 2025 12:08
                      Цитата: Ольгович
                      И да-когда же вы , наконец, покажете страну, где за год 37*38 расстреляли 682 тыс оградждан, -в 300 000 больше чем в фашисит италии?

                      682 000 ай-я-яй.. А остальные миллионы в какие годы расстреляли?
                      1. -2
                        2 января 2026 16:12
                        Цитата: Fitter65
                        Цитата: Ольгович
                        И да-когда же вы , наконец, покажете страну, где за год 37*38 расстреляли 682 тыс оградждан, -в 300 000 больше чем в фашисит италии?

                        682 000 ай-я-яй.. А остальные миллионы в какие годы расстреляли?

                        Остальные миллионы в Гулаге сидели.Ну,право,у СССР было полмиллиона лишних людей.
                      2. 0
                        2 января 2026 18:55
                        Цитата: Panin (michman)
                        Остальные миллионы в Гулаге сидели.Ну,право,у СССР было полмиллиона лишних людей.

                        И сколько миллионов сидело в ГУЛАГЕ?
                    2. +2
                      15 декабря 2025 12:29
                      Донесение Долгорукова Петру I:
                      «В Есаулове сидело 3000 человек, и штурмом взяты и все перевешаны, только из помянутых 50 человек за малолетством освобождены. В Донецком сидело 2000 человек, также штурмом взяты и многое число побиты, а остальные все перевешаны. Из-под Воронежа взято казаков 200 человек, и на Воронеже все помянутые перевешаны. В Черкасском повешено около круга Донского и противу станишных изб около 200 человек. Також и многие партии из разных городков и множество в тех партиях посечено».

                      Уничтоженные кзацкие городки и станицы Долгоруков даже не считает:
                      «По Хопру, сверху от Пристанной по Бузулук – все. По Донцу, сверху по Луганск – все. По Медведице – по Усть-Медведицкую станицу, что на Дону. По Бузулуку – все. По Айдару – все. По Деркуле – все. По Калитвам и по другим запольным речкам – все. По Иловле по Иловлинскую – все».
                      1. -1
                        15 декабря 2025 13:47
                        Цитата: ВлР
                        Донесение Долгорукова Петру I:
                        «В Есаулове сидело 3000 челове



                        Из телеграммы члена РВС Кавказской трудовой армии Врачева Сталину и Орджоникидзе от 1 ноября 1920 г.: «Выселение станиц идёт успешно… Сегодня у меня происходило совещание с чеченцами — представителями аулов. Настроение чеченцев превосходное, они рады до бесконечности

                        Вы тоже рады?

                        »красный комдив Ф. К. Миронов: Коммунисты вызвали своими злодеяниями на Дону поголовное восстание и гонят теперь русский народ на поправление своей злой ошибки. Кровь, проливаемая теперь на Южном фронте, — это кровь напрасная и лишняя, и проливается она под дикий сатанинский хохот новых вандалов, воскресивших своим злодейством времена средневековья и инквизиции. Например: в станице Качалинской 2-го Донского округа коммунисты, пытая перебежавшего с кадетской стороны 22-летнего казака, ставили его босыми ногами на раскалённую сковороду, причем они ещё и били по оголённым ногам палками. В станице Боковской из числа 62 человек невинно расстрелянных казаков есть расстрелянный за то, что не дал спичек комиссару Горохову. В станице Морозовской ревком зарезал 67 человек. Эти злодеи приводили людей в сарай и здесь, пьяные, изощрялись над людьми в искусстве ударов шашкою и кинжалом. Всех зарезанных нашли под полом сарая. В хуторе Севастьяновом Чернышевской станицы расстрелян председатель хуторского совета за то, что носил одну фамилию с кадетским офицером. А когда возмущённое население стало допытываться, за что, то убийцы ответили: «Произошла ошибка». В хуторе Сетраковском Мигулинской станицы в силу приказа по экспедиционному корпусу об истреблении казачества во время митинга убито безоружных 400 человек. В силу приказа о красном терроре на Дону расстреляны десятки тысяч безоружных людей. Беззаконным реквизициям и конфискациям счёт нужно вести сотнями тысяч. Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса.
                        .

                        Богуславский, возглавлявший ревком в станице Морозовской, в пьяном виде пошёл в тюрьму, взял список арестованных, вызвал по порядку номеров 64 сидевших в тюрьме казаков и всех по очереди расстрелял. И в дальнейшем Богуславский и другие члены ревкома проводили такие же массовые расстрелы, вызывая казаков в ревком и к себе домой. Возмущение этими бессудными расстрелами было так велико, что, когда в станицу переехал штаб 9-й армии, политотдел этой армии распорядился арестовать весь состав Морозовского ревкома и провести следствие. Была выявлена страшная картина диких расправ с жителями станицы и окрестных хуторов. Только во дворе Богуславского обнаружили 50 зарытых трупов расстрелянных и зарезанных казаков и членов их семей. Ещё 150 трупов нашли в разных местах вне станицы. Проверка показала, что большинство убитых ни в чём не было виновно и все они подлежали освобождению.

                        Уральский областной Революционный комитет в феврале 1919 года издаёт инструкцию, согласно которой следовало: «объявить вне закона казаков, и они подлежат истреблению
                2. -1
                  18 декабря 2025 12:28
                  Казачки хотели своё государство, и таких, как вы, Ольгович, монархистов, они бы первых вздёрнули на своём пути к этой цели.
                  Но мне хотелось бы получить комментарий по этому прекрасному: "Станислав Булак-Балахович, который начинал как красный командир, но, узнав, что принято решение о его аресте за необоснованную жестокость и растрату вверенного имущества, бежал к белым, получив от них погоны полковника."
                  Получается - белый стан - это убежище для садистов и негодяев, которых изгоняли красные?
                  1. -1
                    18 декабря 2025 12:42
                    Цитата: Aлеkc
                    Казачки хотели своё государство, и таких, как вы, Ольгович, монархистов, они бы первых вздёрнули на своём пути к этой цели.

                    свое государство получичили из красных рук все националюги, кто хотел и сколько хотел за счет России--в окно глянь

                    Цитата: Aлеkc
                    Получается - белый стан - это убежище для садистов и негодяев,

                    красный стан: и был таким всю жизнь, 1939 г нквд, курсант:
                    С первого дня, нас всех созвал в свой кабинет т. Томин и сказал, что наши курсовые знания отстали от практики [и] здесь вам придется изменить их и при допросах применять физические воздействия на допрашиваемых[,] если не будет признания[,] при чем повел нас в соседнюю комнату и показал[,] как нужно допрашивать[,] и одним ударом сапога в живот арестованного свалил наземь его, а его помощник Не[й]ман топтал ногами лежащего по груди и животу, после чего арестованный выбросился в окно и убился. От такого допроса второй арестованный, врач, выбросился в окно[,] сломал ногу, в больницу отправил[и его] только после подписи нечитанного [им] протокола. А то валялся на полу в комнате.

                    Помощник Не[й]ман специально ходил по комнатам следователей-курсантов и учил их[,] как делать допрос[,] показывая нам новые им изобретенные формы избиения, от чего несколько человек умерли в тюремной больнице. По приказу Томина в тюрподе под помещением отдела, в одну камеру, где могло с трудом быть 30 человек, было помещено 87 человек и запрещено давать воду. Спустя пару часов задохнулось на смерть 8 ч[еловек], а девятый учитель взбесился — лишился ума, то его Томин, Петров и Не[й]ман с курсантом (физкультурник — самый сильный был у нас в школе [курсантов,] забыл фамилию) забрал в погреб и расстреляли без суда, а тюремного врача заставили составить подложный акт, что учитель тоже задохнулся, при посредстве Начальника Тюрьмы Абрамова. Среди задохнувшихся был секретарь комсомола 18-19 лет из Монастырского района и все они умершие 2 дня как были арестованы.

                    За этот случай хорошо допросите тюремного врача и молодую беременную в то время фельдшерицу и курсанта-физкультурника и дежурных милиционеров по тюрподу[,] и все узнаете, что учитель — был бешеный, не умерший и его забрали из камеры живого[,] чтобы убить, а Борисов с Томиным спорили, чтоб так не делать, но он не послушал и ра[с]стрелял.

                    Когда Томин проверял записанные нами протоколы допроса, то возвращал для переделки завербованных лиц, указывая нам, что у вербовку нужно записывать по больших тузов (инженеров, врачей, учителей, районных работников даже облас[т]ных), лишь бы арестованный называл фамилии[,] а мы[,] курсанты[,] по его стандарт записывали сами и причисляли к той контрреволюционной организации, к которой Томин может приписать.

                    ПЕТРОВ, НЕ[Й]МАН, АБРАМОВИЧ И ТОМИН в погребе били камнями арестованного сотрудника НКВД, заставляли подписать показания, а потом убили, пальто коверкотовое с убитого забрали себе, АБРАМОВ[ИЧ] и носил его. Об этом сам рассказывал Петров, комендант[,] и можно у него найти пальто. Они же пользовали молодых и красивых женщин, одну 17 летнюю девицу[,] дочь плановика или лаборанта сахарного завода Монастырского района[,] и другую, жену начальника политотдела дивизии, а потом их расстреляли[,] и Петров в половой орган вставлял деревянную кеглю убитым женщинам
                    1. -2
                      19 декабря 2025 02:07
                      Цитата: Ольгович
                      С первого дня, нас всех созвал в свой кабинет т. Томин и

                      Долго сочиняли?
                      1. 0
                        19 декабря 2025 09:09
                        Цитата: ВасАндр
                        Долго сочиняли?

                        belay fool
                        Истмат читайте
                    2. 0
                      25 декабря 2025 12:07
                      Что красные раздавали власть - то понятно было, они выживали. Кого потом смогли вернуть - вернули. А что до этого военные и капиталисты вместе с церковью своего царя свергли, с немцами у порога, а потом временное правительство обосралось , это как стартовое условие ахтунга в твоей голове не принимается, конечно.
                      1. 0
                        25 декабря 2025 12:28
                        Цитата: Aлеkc
                        Что красные раздавали власть - то понятно было, они выживали. Кого потом смогли вернуть - вернули.

                        в окно гляньте-все потеряно, ибо тураки были
                        Цитата: Aлеkc
                        А что до этого военные и капиталисты вместе с церковью своего царя свергли, с немцами у порога, а потом временное правительство обосралось , это как стартовое условие ахтунга в твоей голове не принимается, конечно.

                        сталин иначе считал-сверг народ под руководство большевиков-краткий курс читай
                        Цитата: Aлеkc
                        стартовое условие ахтунга в твоей голове не принимается,

                        нет конечно- их Не выбрали решать вопросы , они проиграли выборы и не их собачье дело править страной-тем более никогда никем эти тебилы не работали до того.
                    3. 0
                      25 декабря 2025 12:10
                      Чёта маловатая портянка про красных преступников - их было гораздо больше. Как и у белых! Потому что в такое время вся гниль вылезает, в погонах или петлицах, без разницы. И всё равно, пример показательный - красные выпи*ли дерьмо, а белые подобрали. Это уже системная работа с кадрами.
                      1. 0
                        25 декабря 2025 12:30
                        Цитата: Aлеkc
                        Чёта маловатая портянка про красных преступников - их было гораздо больше. Как и у белых! Потому что в такое время вся гниль вылезает, в погонах или петлицах, без разницы

                        это 1939 год, и и таких свид море-эта мерзость и правила с 1917 по 53 г
      2. +4
        14 декабря 2025 09:15
        Причем,
        царский ротмистр Станислав Булак-Балахович, который начинал как красный командир.

        Ключевая фраза,царский ротмистр.
  4. vet
    +8
    14 декабря 2025 06:17
    в память о походе Юденича на Петроград на Пулковских высотах в 1991 году был установлен первый в России «памятник белогвардейскому движению». И уже в 2008 г. в селе Ополье (Кингисеппский район Ленинградской области) появился памятник «воинам Северо-Западной армии»

    Проклятое наследие позорных 90-х г., когда вдруг решили вычеркнуть все советское. И только сейчас наши правители вдруг осознали, что невозможно побеждать, провозглашая себя наследниками проигравших. Сменили риторику но, судя потому, что действуют Ельцин-центры, стоят памятники Солженицыну, Колчаку - в душе остаются поклонниками белогвардейщины.
  5. vet
    +4
    14 декабря 2025 06:19
    Юденичу вовсе не нужно было отдавать приказы о расстрелах: чаще всего бессудные расправы проводились по инициативе его подчиненных (которые изрядно замарали имя этого генерала)... бывший царский ротмистр Станислав Булак-Балахович, который начинал как красный командир, но, узнав, что принято решение о его аресте за необоснованную жестокость и растрату вверенного имущества, бежал к белым, получив от них погоны полковника

    Характерно, что Юденич даже не пытался избавить свою армию о таких Балахновичей. Видимо, действовал по принципу "нет отбросов - есть кадры".
  6. -1
    14 декабря 2025 06:25
    Что-то сильно кого-то заботит судьба белогвардейских «героев», проявивших свои таланты в Гражданской войне и про$равших Русско-японскую и ПМВ...
    Белая гвардия, белая стая,
    Белое воинство, белая кость.
    Влажные плиты травой зарастают.
    Русские буквы — французский погост.
    Я прикасаюсь ладонью к истории,
    Я прохожу по гражданской войне.
    О, как же хотелось им в первопрестольную
    Въехать однажды на белом коне.
    Не было славы — не стало и Родины,
    Сердца не стало, а память жива.
    Ваши сиятельства, их благородия
    Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.

    Как она уже достала эта «малининщевина»...
    Искать жемчуг в навозе - право, неблагодарное занятие...Не стоят они воспоминаний только потому, что их руки по локоть в крови русских людей...
    1. -2
      14 декабря 2025 07:06
      Цитата: ROSS 42
      Что-то сильно кого-то заботит судьба белогвардейских «героев», проявивших свои таланты в Гражданской войне и про$равших Русско-японскую и ПМВ...

      Давайте вспомним чем в итоге закончили коммунисты. И русских тогда убивали все.
      1. +7
        14 декабря 2025 07:11
        Цитата: Dart2027
        И русских тогда убивали все.

        Убивали только потому, что ворам было всё равно, сколько людей останется в результате перекраивания собственности...За годы правления ЕБН Россия потеряла несколько миллионов граждан (убитых, пропавших без вести, умерших от голода и наркотиков)...
        И хватит свистеть про коммунистов - называйте всё своими именами: высшее политическое руководство и руководство силовых ведомств...
        1. 0
          14 декабря 2025 07:26
          Цитата: ROSS 42
          За годы правления ЕБН Россия потеряла

          Я не про ЕБН, а про Гражданскую войну.
          Цитата: ROSS 42
          И хватит свистеть про коммунистов - называйте всё своими именами: высшее политическое руководство и руководство силовых ведомств...

          А они были марсианами? И как это меняет результат?
          1. +2
            14 декабря 2025 07:38
            Как же не про ЕБНа, тогда стрельба по городам шла не меньше. чем в гражданскую.Да и была по сути необъявленная гражданская война
            1. +2
              14 декабря 2025 07:51
              Цитата: Гардамир
              Как же не про ЕБНа, тогда стрельба по городам шла не меньше. чем в гражданскую

              А что Юденич жил в то время?
              1. -1
                14 декабря 2025 07:56
                Кручу-верчу, запутать хочу.
                1. +5
                  14 декабря 2025 08:37
                  Цитата: Гардамир
                  запутать хочу

                  Не знаю кто там Вас путает, но я написал что
                  Цитата: Dart2027
                  И русских тогда убивали все
                  именно про ГВ. И у тех и у других хватало всякого.
                  1. -2
                    14 декабря 2025 10:23
                    Да, но перед этим зачем-то спросили, чем закончили коммунисты.
                    1. +2
                      14 декабря 2025 12:19
                      Цитата: Гардамир
                      зачем-то спросили, чем закончили коммунисты.

                      Потому что перед этим говорилось о том кто что провалил.
      2. -3
        14 декабря 2025 07:35
        Коммунист Путин президент России.
        1. +14
          14 декабря 2025 07:43
          Путин - такой же "коммунист", как передавший ему власть Ельцин. Именно при Путине в школах начали изучать Соженицына, причем Путин попросил у вдовы этого графомана убрать из российских изданий "ГУЛАГа" отрывки, в которых тот восхваляет Власова и власовцев - потому что "ещё не пришло время". Лично открывал памятник Солженицыну. Перезахороненному праху Деникина с цветами "поклоняться" ходил. Да и памятник Колчаку в Иркутске мог появиться только с ведома Путина.
          1. +3
            14 декабря 2025 07:54
            Полностью согласен.Просто не надо обвинять во всем коммунистов. Как коммунист работающий столяром, иог уничтожить страну?
            1. -4
              14 декабря 2025 13:26
              Цитата: Гардамир
              Просто не надо обвинять во всем коммунистов. Как коммунист работающий столяром, иог уничтожить страну?

              многие, но мало выходили на митинги с требованием сохранить страну-в прибалтике, молдове и пр -и это интерфронты, а не комми

              .А почему не вышли коммунисты столяры по всей стране?
              1. 0
                14 декабря 2025 18:38
                Сейчас ведь тоже никто не выходит. Всё повторяется приеклонение перед мигрантами, путь к уничтожению страны, но это ведь не коммунисты. значит все правильно делают.
                1. -2
                  14 декабря 2025 20:06
                  Цитата: Гардамир
                  Сейчас ведь тоже никто не выходит

                  мы с друзьями выходили тогда , требовали сохранить страну, сберечь, соблюдать закон.

                  Но сколько нас было? Вы ходили-нет. Всем было все равно
                  Цитата: Гардамир
                  Всё повторяется приеклонение перед мигрантами, путь к уничтожению страны, но это ведь не коммунисты. значит все правильно делают.

                  опять вы не выхходите, как и тогда в 87-91-не нравится-вперед!

                  Хотя не вижу преклонения, но в закон из привеси надо.
          2. +1
            14 декабря 2025 08:42
            Цитата: ВлР
            Именно при Путине в школах начали изучать Соженицына

            Вы слегка заблуждаетесь.
            Именно при советской власти и было принято решение о включении книг Солженицына в школьную программу.
            В 1989 году в литературном методическом журнале было рекомендовано включить некоторые книги Солженицына для изучения и,в 1991 году в школьную программу включили "Один день Ивана Денисовича"
            Далее процесс пошёл с ускорением.
            Насчёт бывших коммунистов,какая партия была - такие и коммунисты.
            Известные укро.персонажи - женщина с косой,кровавый пастор и прочий сброд,все были коммунистами.
            Любопытно,на каком курсе военного училища вырусь Сырский вступил в КПСС ?
            1. +10
              14 декабря 2025 09:31
              "Архипелаг ГУЛаг" в школьную программу был включен в 2010 году. Вдова Солженицына, Н. Светлова заявила 10 сентября на презентации первой партии школьного тиража «Архипелага»:
              «Из книги убран материал о героях России – власовцах. Нужно, чтобы прошло несколько десятилетий, чтобы народ России дошёл до понимания того, что это были настоящие патриоты своей страны».
              1. +3
                14 декабря 2025 09:49
                Цитата: ВлР
                дова Солженицына, Н. Светлова заявила 10 сентября на презентации первой партии школьного тиража «Архипелага»:
                «Из книги убран материал о героях России – власовцах. Нужно, чтобы прошло несколько десятилетий, чтобы народ России дошёл до понимания того, что это были настоящие патриоты своей страны».

                справедливости ради, это мнение одной бабы, не факт что умной.. и на ее мнении делать глобальные выводы, на мой взгляд, не стоит..
                1. +8
                  14 декабря 2025 10:05
                  Не сомневаюсь в том, что она - не умная. Но она продвигает не свое (не только свое) мнение, а точку зрения весьма значительного количества людей, многие из которых сейчас причислены к "иноагентам", однако совсем недавно были обласканы российскими властями, получали деньги на антисоветскик фильмы, спектакли, телепередачи, как должное принимали звания и государственные награды. Часть из них по-прежнему "на коне", например тот же К. Эрнст, который лишь чуть-чуть скорректировал свою позицию, и сейчас временно притормозил выход откровенно антисоветских и антироссийских проектов. Или инициатор установки памятной доски Маннергейму и большой поклонник всех белогвардейцев Мединский. Который, кстати, недавно поразил меня, когда стал на канале "Культура" рассказывать о том, как Лермонтов стоял на дуэли с фуражкой, наполненный вишнями и спокойно ел их - что-то у него в голове замкнуло, и он пересказал сюжет пушкинской "Метели". А Пушкин взял это из рассказа о дуэли одного из потомков графа Зубова
              2. +2
                14 декабря 2025 11:15
                Цитата: ВлР
                "Архипелаг ГУЛаг" в школьную программу был включен в 2010 году.

                Само решение о включении книг Солженицына в школьную программу было принято высшим советским руководством,а не какой-то методический журнал рекомендовал,эти только озвучили.
                Советская власть,коммунисты, вынесли Сталина из Мавзолея и топтали его имя,нынешняя власть возвращает Сталина.
                И,кто же здесь контра и белогвардейщина.
                1. 0
                  19 декабря 2025 02:22
                  Цитата: bober1982
                  нынешняя власть возвращает Сталина

                  С чего вы так решили? Поясните? А то я не вижу ни одного признака этого.
          3. -5
            14 декабря 2025 12:10
            Цитата: ВлР
            Лично открывал памятник Солженицыну. Перезахороненному праху Деникина

            искренне не понимаю, ПОЧЕМУ надо молчать о том, от чего волосы дыбом встсают? Это же наши соотечественники, соседи

            1936
            ....Женька влетел в класс, сразбегу вскочил на учительский стул, поднял руку и начал:

            — У лукоморья дуб спилили,

            Златую цепь в торгсин снесли,

            Кота в котлеты прокрутили,

            Русалку в море утопили,

            А лешего сослали в Соловки......

            .....В учительской сидел человек в форме НКВД. Перед ним на столе лежала фуражка с голубым верхом и малиновым околышем. Мужчина что-то писал, не обращая на меня внимания. Наконец, поднял голову и спросил: «Фамилия?» Я ответил. «Год рождения? Место рождения, социальное происхождение. Судимость, кто родители, судимы ли?» — и ответы записывал на листе бумагии. Затем военный спросил:

            — Ну-с, что тебе известно об этом деле? — Военный поднял глаза и уставился на меня немигающим взглядом.

            — О каком этом? — уточнил я.

            — Вопросы здесь задаю я! — гаркнул он.

            — Я не знаю, о чем Вы спрашиваете.

            — Я спрашиваю: кто писал в туалете антисоветские лозунги?

            — Не знаю, кто писал.

            — Кто выходил в туалет?

            — Ну, я жду.

            — Действительно, выходило несколько человек, кто в туалет, кто в коридор покурить, но кто куда — я не знаю. Сам я не курю. В туалет ходить надобности не было.

            — Ты читал стихи?

            — Нет, я в туалете не был.

            Я сказал правду, лично я их не читал.

            — На, читай, — и он дал бумажку с той пародией, которую нам прочитал Женька. Мелькнула мысль, значит Мишка Женьку не выдал.

            — Ну как?

            — Глупость, халтура.

            — А если глубже?

            — А глубже — употребить эту бумажку в туалете и слить водой.

            — Не так ты прост, староста класса, ты меня не уводи от сути вопроса. Это гнусная клевета на советскую действительность, на наш социалистический строй. До чего дожили при советской власти? Исторический дуб спилили. Златую цепь — народное достояние — продали в торгсине. Накупили на эти деньги водки, селедки или еще чего для личной надобности, ну, а дальше махровая контрреволюция. В стране голод, есть нечего, кошек жрут. Кто довел? Большевики!

            Следователь вошел в раж и делал одно предположение невероятнее другого.

            — А ты говоришь: глупость. Не глупость это, а антисоветский акт, вылазка врага. Значит ты одобряешь эту прокламацию?


            Тиминский Владимир и еще 7 учеников посадили на год в тюрьму затем в Гулаг на 7 лет., искалечили жизнь

            При Деникине, Юдениче такое разве возможно?
            1. +5
              14 декабря 2025 12:21
              При Деникине, Юдениче такое разве возможно?

              Более чем возможно - учитывая сколько дрянных людей было в их подчинении. И эти Шкуро и Семёновы, Мамонтовы и Анненковы, можете поверить, думали бы не о рабочих или крестьянах, а о себе, не забывая о вернувшихся с ними помещиков и представителей буржуазии. Восполняли свои и их потери, причем "с процентами", а "быдло" - "загоняли в стойла", направо-налево стреляя и сажая недовольных.
              Что касается Вашего любимого Солженицына, вот рассказ его друга детства - К. С. Симоняна, профессора, лечащего врача академика Ландау. Его вызвали к следователю госбезопасности в 1952 году и дали почитать донос Солженицына:
              «Я начал читать и почувствовал, как у меня на голове зашевелились волосы... На этих пятидесяти двух страницах описывалась история моей семьи, нашей дружбы в школе и позднее. При этом на каждой странице доказывалось, что с детства я, якобы, был настроен антисоветски, духовно и политически разлагал своих друзей и особенно его, Саню Солженицына, подстрекал к антисталинской деятельности».

              В конце беседы, Симонян спросил следователя:
              «Скажите, зачем Солженицын сделал это перед самым окончанием срока заключения?»

              Ответ был следующим:
              «Да он просто дрянь-человек».
              1. -6
                14 декабря 2025 12:37
                Цитата: ВлР
                Более чем возможно - учитывая сколько дрянных людей было в их подчинении.

                дрянных людей, судя по сотнмям тысяч расстрелов, у красных на порядки больше-разве не так?
                Цитата: ВлР
                думали бы не о рабочих или крестьянах, а о себе, не забывая о вернувшихся с ними помещиков и представителей буржуазии.

                Всеобщие равные прямые тайные выборы решали в случае победы белых, а не шкуро-хоть коммунистов выбирай!
                Цитата: ВлР
                а "быдло" - "загоняли в стойла", направо-налево стреляя и сажая недовольных

                это и было с 1917 по 1953г -не так ли?
                Цитата: ВлР
                Что касается Вашего любимого Солженицына, вот рассказ его друга детства

                он не лбим мною, но он с Шаламовым открыл то, о чем стыдливо молчали власти и через что прошли миллионы.
                1. vet
                  +3
                  15 декабря 2025 10:03
                  дрянных людей, судя по сотнмям тысяч расстрелов, у красных на порядки больше-разве не так?

                  Конечно, не так. Удивительный Вы человек. Вам рассказывают о жутчайших зверствах Шкуро, Семенова, Анненкова и прочих, а Вы - пытаетесь уверить всех, что белые - миролюбивейшие "эльфы", которые только и думали, как русских крестьян и рабочих осчастливить. Да такие репрессии в случае их победы были бы, что большевикам и не снились. Плюс - 100% поражение во II мировой войне. Поистине, монаргизм и слабоумие - синонимы.
                  1. -1
                    2 января 2026 16:35
                    Цитата: vet
                    Вам рассказывают о жутчайших зверствах Шкуро, Семенова, Анненкова и прочих, а Вы - пытаетесь уверить всех, что белые - миролюбивейшие "эльфы", которые только и думали, как русских крестьян и рабочих осчастливить

                    В любой воюющей армии находятся беспринципные отморозки,особенно в гражданскую войну,которые расстреливают пленных.Ибо мстят за своих братьев,родителей и прочих знакомых.У каждого человека есть свои убеждения,правильные или не правильные.
                    Репрессии конечно были бы,комиссары пошли бы в расход однозначно.Простые красноармейцы же переходили на службу к белым и обратно,когда появлялся удобный случай.
                    Государство не ведет переговоров с террористами.
                    Что касается поражения во Второй мировой.
                    Если бы Россия стала демократическим государством,без лозунгов о мировом коммунизме,то у нее не было бы противоречий с Англией,Францией и США.
                2. vet
                  +2
                  15 декабря 2025 10:04
                  Что касается Вашего любимого Солженицына, вот рассказ его друга детства
                  он не лбим мною, но он с Шаламовым открыл то

                  Щаламов - писал правду, а Солженицын врал, и весь его "Гулаг" - сборник лагерных баек, что давно уже доказано.
                  1. -2
                    15 декабря 2025 11:09
                    Цитата: vet
                    его "Гулаг" - сборник лагерных баек

                    вот авторы архипелага, опровергайте:
                    Александрова Мария Борисовна
                    Алексеев Иван А., заключённый Устьвымлага в первой половине 1960-х годов «нездоровые антисоветские настроения» Иван Алексеев получил 3 года тюремного режима[6]:4С. и»[6]:440.
                    Алексеев Иван Николаевич
                    Аничкова Наталья Мильевна (1896—1975) — филолог, заключённая Унжлага (Сухобезводное) в 1949—1955 годах. II 210, 514.
                    Бабич Александр Павлович (1899, Новороссийск — 1950, умер в заключении) — жил в Ленинграде, почётный полярник, начальник полярной станции Домашний остров ГУСМП. 7 января 1942 года по обвинению по статье 58-1"а" Уголовного кодекса (УК) РСФСР приговорён к расстрелу. 6 марта 1942 года приговор заменён десятью годами (Джидинский лагерь)[7] I 143, 408; II 172—173, 237, 305—307, 523, 530
                    Бакст Михаил Абрамович (1933 г. р.) — школьник средней школы № 10 в Ленинск-Кузнецке, 29 сентября 1951 года Кемеровским областным судом по статьям 58-10 ч. 2, 58-11 осуждён на 10 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), 2 октября 1954 года приговор изменён, исключена статья 58-11, срок снижен до 5 лет[8]. I 147, II 254, III 415.
                    Баранов Александр Иванович — заключённый Ныроблага в 1944 году II 321.
                    Баранович Марина Казимировна (1901—1975) — в «Архипелаге ГУЛАГ,
                    и пр


                    Керснсовская, Мухина, Беленький и пр тысячи-тоже врут?
                    1. +1
                      15 декабря 2025 12:35
                      Солженицын не имел доступа к документам, и потому, как и все его 'информаторы", брал цифры с потолка - и эти цифры были столь фантастичными и неправдоподобными, что за голову схватились даже эмигранты- антисоветчики: считали, что в такую чушь никто не поверит. Кадровые сотрудники спецслужб были более прагматичны и циничны, Карел Ездинский из чехословацкой редакции радиостанции «Свободная Европа» заявил:
                      «Литературная чушь первого разряда, но антикоммунистически направленная, а потому ценная».

                      Более того, после выхода "Архипелага" советское правительство обратилось к Солженицыну с предложением поработать в архивах - и потом самому внести коррективы в приведенные им цифры. Через журнал «Знания - народу» - цитата:
                      «Приезжайте в Москву. Документы ждут вас».

                      Солженицын, разумеется, даже и не ответил. И в последующем лишь "повышал градус" - потому что иначе ведь американские хозяева "кормить не будут".
                      1. -3
                        15 декабря 2025 13:35
                        Цитата: ВлР
                        Солженицын не имел доступа к документам, и потому, как и все его 'информаторы", брал цифры с потолка

                        почему эти документы секретны-боялись власти сотворенного. Сами рассказыо тех порядках в лагерях-ужасны по сути
                        Цифры могли сказать сами власти, но кроме общей ругани-ни полслова. И кто непорядочен?
                        Цитата: ВлР
                        Солженицын, разумеется, даже и не ответил.

                        разумеется ответили сами власти-с цифрами, георгафией и пр. Что, нет? И о чем тогда говорить?
    2. +3
      14 декабря 2025 07:11
      Как у Вас всё просто! Это тоже были русские люди и они сражались за свою Россию, а не ту которая будет. А какой она будет не знал никто.
      Вы уверены, что сейчас Вы на стороне добра?
      На то она и гражданская война, где брат против брата, а сын против отца. Но все наши. И все они достойны памяти. Может не нужно ставить паяльники, но отметить павших воинов необходимо.
      Это моё мнение и если кому оно не нравиться это его дело.
      Памятники в Эстонии.
      Первый воинам Северо-западной армии, а второй неизвестной сестре миллсердия.
      1. +6
        14 декабря 2025 07:17
        Цитата: ee2100
        Как у Вас всё просто!

        А что тут сложного? Одни горбатились для страны, а другие прожирали и пропивали собранное в виде налогов...Назовите пример, когда кто-то из бывших отдал своё состояние на борьбу с «красными»? До сих пор ищем «золото Колчака»...А были ли такие случаи в годы ВОВ с советскими гражданами? Да, были...
        Так что, не надо лить «крокодиловы слёзы»...Эти «белые» тоже своего царя предали...
        1. 0
          14 декабря 2025 07:28
          Цитата: ROSS 42
          До сих пор ищем «золото Колчака»...

          А чего его искать? Вспоминаем кто его сдал, и все.
        2. +2
          14 декабря 2025 16:25
          Цитата: ROSS 42
          , когда кто-то из бывших отдал своё состояние на борьбу с «красными»

          Поняли, что херню написали?
          Они жизни клали.
        3. -1
          2 января 2026 16:40
          Цитата: ROSS 42
          а другие прожирали и пропивали собранное в виде налогов...

          Я вас уверяю,такие люди были и в СССР.Посмотрите какой нибудь фильм о войне.Там полные рестораны.То же "Место встречи изменить нельзя".
    3. Комментарий был удален.
  7. +4
    14 декабря 2025 08:40
    Удивляет в комментариях то, что прошло сто лет, но люди снова поделились на красных и белых. И снова разжигают гражданскую войну.
    Может уже хватит? И стоит посмотреть немного отстраненно. Неужели непонятно, что если в истории что-то произошло или не произошло, то по другому не могло быть? А поздние оценки - интересное занятие, но не более. "Дай бог мне быть таким умным до, как моя Сара после". Мало что ли примеров? Англия. Франция... Пока там все устаканилось. США. По своему, но они на острове. Иначе бы, что там было б никто не знает.
    1. +1
      14 декабря 2025 08:49
      Цитата: MCmaximus
      Удивляет в комментариях то, что прошло сто лет, но люди снова поделились на красных и белых. И снова разжигают гражданскую войну.

      Сознательно натравливают друг на друга.
      Пытаются раскачать изнутри,так что ничего удивительного.
      1. -3
        14 декабря 2025 09:51
        Цитата: bober1982
        Сознательно натравливают друг на друга.
        Пытаются раскачать изнутри,так что ничего удивительного.

        не согласен, просто многие мозгами еще в СССР которого давно нет и пытаются его защищать, как учили.. или признавать что учили не во всем без пропаганды.. основная масса не готова на это... задуматься если о смысле слов-"гражданская война"? это война между своими за то, как каждая сторона искренне считает нужно идти стране.. предатели здесь слово не уместно..
        1. -5
          14 декабря 2025 09:56
          Да не смешите . Вы ,враги советского народа ,что развязали Гражданскую войну ради СЕБЯ ,что СССР захватили только ради СЕБЯ . Вам всегда было и есть плевать на свою страну и народ .
          1. +4
            14 декабря 2025 10:10
            Цитата: tatra
            Да не смешите . Вы ,враги советского народа ,что развязали Гражданскую войну ради СЕБЯ ,что СССР захватили только ради СЕБЯ . Вам всегда было и есть плевать на свою страну и народ .

            чтото не чувствую себя миллионером, поимевшим чтото с развала СССР, правда я был еще тогда в начальной школе- но ведь Вам, Ирина, это не важно? laughing
            1. -6
              14 декабря 2025 10:12
              Ну вам же всем ,врагам СССР и советского народа ,"а сейчас лучше ,чем в СССР ", значит ,все вы что-то поимели от уничтожения вами СССР .
              1. +1
                14 декабря 2025 12:31
                Цитата: tatra
                Ну вам же всем ,врагам СССР и советского народа ,"а сейчас лучше ,чем в СССР ", значит ,все вы что-то поимели от уничтожения вами СССР .

                школьник начальных классов поимел чтото от уничтожения СССР? у которого мама врач, а папа научный сотрудник? нуну.. что-то Вы кажется не совсем в себе, Ирина..
                1. -3
                  14 декабря 2025 15:46
                  Вы ,враги СССР ,отрицаете и то ,что вы сами сделали , и то ,что вы сами говорите и пишете . И все до одного "ни при чем " к захвату вами СССР "а я СССР не захватывал ","а я тогда маленький был ". НО зато самозабвенно "обсасываете " события 80-100-летней давности .
                  1. +5
                    14 декабря 2025 15:49
                    Ирина, давайте конкретно: 1.как я будучи 8 летним ребенком , захватывал СССР?
                    2. Почему я не должен размышлять о событиях 100 летней давности?
                    1. -4
                      14 декабря 2025 16:05
                      Вот сущность врагов коммунистов все они трусливо "ни при чем " к тому ,что они сотворили за почти 40 лет после захвата ими СССР в их Перестройку ,и мало того ,все они и "ни при чем " к друг другу ,и к их "вождям ", которых они навязывают нам с 1991 года , и к результатам их высокооплачиваемой работы ,их хваленого капитализма . Поэтому и вся их идеология ,пропаганда ,внешняя политика , их комментарии в Интернете -не ЗА себя ,а ПРОТИВ других .
                      1. +3
                        14 декабря 2025 16:08
                        Цитата: tatra
                        Вот сущность врагов коммунистов все они трусливо "ни при чем " к тому ,что они сотворили за почти 40 лет после захвата ими СССР в их Перестройку ,и мало того ,все они и "ни при чем " к друг другу ,и к их "вождям ", которых они навязывают нам с 1991 года , и к результатам их высокооплачиваемой работы ,их хваленого капитализма . Поэтому и вся их идеология ,пропаганда ,внешняя политика , их комментарии в Интернете -не ЗА себя ,а ПРОТИВ других .

                        Ирина, у меня есть подозрение, что с Вами что-то не так.. 8 летний ребенок- ни власть в стране захватить не может, ни Президента поставить.. это точно, даже не сомневайтесь.. а если Вы не про меня- зачем мне отвечаете? пишите не в ответ, а просто коммент...
                      2. +1
                        15 декабря 2025 09:55
                        Цитата: советник 2 уровня
                        8 летний ребенок- ни власть в стране захватить не может, ни Президента поставить..

                        Вы взываете к здравому смыслу, которого, увы.
                      3. +1
                        19 декабря 2025 02:47
                        Бесполезно спорить с Ириной... smile
                        Эту глухую стенку ничем не прошибешь. hi
                    2. +5
                      14 декабря 2025 16:07
                      видимо вы еще будучи октябренком замысливали события в Беловежской пуще и писали тайные послания Ельцину, Шушкевичу и Кравчуку.... lol
          2. +8
            14 декабря 2025 10:41
            Вы ,враги советского народа ,

            Вы,Ирина,не слишком ли громогласно и абсолютно бездоказательно записываете всех здесь присутствующих в Ваших мифических *врагов СССР*?Можно конечно привести культовую фразу Арни нашего Шварценеггера,но зачем право?Я не стал бы отвечать на Ваше злобствование,но поймите правильно, изрядно достали Ваши вопли.Мы,подавляющее большинство,участников данного ресурса,просто трудились в то время.Просто честно работали,а кто-то и служил,поймите это наконец и утихомиритьте сами себя.Вы отнюдь не Нина Андреева и Сажи Умалатова,не тот калибр,знаете ли.
            1. +4
              14 декабря 2025 13:12
              Цитата: АрхиФил
              Мы,подавляющее большинство,участников данного ресурса,просто трудились в то время

              hi более, того, пробивались через заградительные цепи на участки голосования вмарте 1991, на митинги за сохрвниние страны , на выборы нардепов -замечу-при полном равнодушии и безразличии местных коммунистов
              1. 0
                19 декабря 2025 02:55
                Цитата: Ольгович
                на митинги за сохрвнение страны

                Если вы так реагировали на развал страны, то почему вы льете грязь на коммунистов, собравших разваливающуюся РИ в СССР, но молчите о коммунистах-предателях во власти РФ, результатом деятельности которых страна сильно ужалась территориально, из второй экономики мира превратилась в сырьевой придаток?
                1. 0
                  19 декабря 2025 09:15
                  Цитата: ВасАндр
                  Если вы так реагировали на развал страны, то почему вы льете грязь на коммунистов,

                  потому, что это была моя Родина, коммунисты ее разрезали на части в 1917-1954
                  Цитата: ВасАндр
                  результатом деятельности которых страна сильно ужалась территориально,

                  ужали Россию с 1917 по 1954гг
            2. +2
              14 декабря 2025 16:22
              Привет и браво ,тебе Сергей! Усадил так усадил! Здоровья и удачи! Николай пересылал нам твои фотографии. Чудно!
              1. +4
                14 декабря 2025 16:29
                Привет и браво ,тебе Сергей!

                Привет Александр,привет!!!
                Усадил так усадил!
                Да не ставил я такой задачи,поверь.Просто?Ну сколько можно одно и тоже из года в год??? Причём не только на этом сайте,я ведь не поленился и помониторил слегка. bully Ведь иногда у неё проскальзывают вполне нормальные и дельные комменты,но?В основном то,что видим и пытаемся читать.Вот как-то так.
                Николай пересылал нам твои фотографии. Чудно!
                Это которые?Давай через Вацап,он у меня в порядке на данный момент.Некоторое время назад слегка чудил,было. hi
          3. +2
            14 декабря 2025 12:23
            Цитата: tatra
            Вы ,враги советского народа ,что развязали Гражданскую войну ради СЕБЯ ,что СССР захватили только ради СЕБЯ

            Коммунисты?
            1. -2
              14 декабря 2025 15:50
              Одно из качеств врагов коммунистов -фантастическая трусость . Вы и вину и ответственность за то ,что вы сотворили против большевиков-коммунистов и их сторонников ,трусливо свалили на них .
              И вину и ответственность за то ,что вы сотворили против таких же ,как вы ,врагов коммунистов ,свалили на них .
              1. +1
                14 декабря 2025 15:51
                Цитата: tatra
                Одно из качеств врагов коммунистов -фантастическая трусость . Вы и вину и ответственность за то ,что вы сотворили против большевиков-коммунистов и их сторонников ,трусливо свалили на них .

                То есть в СССР у власти были не коммунисты?
                1. -3
                  14 декабря 2025 15:58
                  Почему вы ,враги коммунистов ,СССР и советского народа -такая аномалия человечества ,включая то ,что вы единственные в мировой истории и сейчас в мире ,трусливо отказываетесь от ответственности за то ,что вы захватили власть в своей стране ?
                  1. +2
                    14 декабря 2025 17:40
                    Цитата: tatra
                    Почему вы ,враги коммунистов ,СССР и советского народа -такая аномалия человечества

                    Так были или нет?
        2. 0
          14 декабря 2025 10:47
          дело не в гражданской войне. Зачем ваши сняли фильм мумия и прочее?
          1. -4
            14 декабря 2025 11:04
            Ну так это один из элементов "холодной войны " и "холодной Гражданской войны' ,которую ведут внешние и внутренние враги советского народа все 108 лет после Октябрьской революции .
          2. +2
            14 декабря 2025 11:27
            Цитата: Гардамир
            Зачем ваши сняли фильм мумия и прочее?

            Фильм,кстати,безобразный,но наши ли сняли,большой вопрос.
            И,даже если его показывают на телеканале "Спас", шустрых и ушлых везде хватает,в том числе и на упомянутом канале.
          3. 0
            14 декабря 2025 12:23
            Цитата: Гардамир
            дело не в гражданской войне. Зачем ваши сняли фильм мумия и прочее?

            не совсем понял Вашу мысль.. при чем тут мумия 2000х в голливуде и ГВ? и "ваши" по отношению ко мне, никогда в США не бывавшему?
            1. +7
              14 декабря 2025 12:43
              Цитата: советник 2 уровня
              не совсем понял Вашу мысль.

              Речь идёт о провокационном документальном фильме,вышел на телеканале Спас,автор - шустрый мальчик,к самому телеканалу ,кстати,надо тоже относиться с осторожностью,слишком много всякого рода "залепух"
              К слову сказать,ваш вопрос попал в самую точку,а именно : никто про этот фильм ничего не знает,никого не заинтересовал,разве что отдельных интеллектуалов.Короче,фильм в массы не пошёл и не пойдёт,слишком грубая работа.
          4. 0
            14 декабря 2025 12:26
            Цитата: Гардамир
            Зачем ваши сняли фильм мумия и прочее?

            А если вспомнить сколько там наснимали и написали коммунисты?
            1. +6
              14 декабря 2025 12:36
              сколько там наснимали и написали коммунисты?

              Как ни странно, в СССР были весьма честные фильмы о гражданской войне. Вспомните "Чапаев", где: "белые пришли - грабят, красные пришли - тоже грабят". И каппелевцы - не грабители и мародеры, а стойкие дисциплинированные бойцы, красиво идущие в "психическую атаку". А вспомните, какие белые офицеры в "Адъютанте его превосходительства"? Или - фильм "41" (о любви между боьшевичкой и белым офицером). Даже в "Новых приключениях неуловимых" белые офицеры - вежливы, галантны, культурны, один из них хорошую песню "Русское поле" поет. Сейчас даже как-то странно вспоминать, а тогда - эти вполне симпатичные белые удивления ни у кого не вызывали.
              1. -1
                14 декабря 2025 12:55
                Цитата: ВлР
                Как ни странно, в СССР были весьма честные фильмы о гражданской войне.
                Недавно перечитывал "Зори над Русью" (1958 год). Это про Куликовскую битву и процессы на Руси, которые ей предшествовали. Написано в целом хорошо, но просто достали сюжетные вставки, которые показывали, что хотя Дмитрий Донской и против монголов, но он все равно плохой, потому что князь, а ГГ, реальное историческое лицо из бояр "разжаловали" в крестьяне.
                Что до приведенных фильмов, то 17 мгновениях немцы тоже культурны.
                1. +1
                  14 декабря 2025 14:38
                  тоже культурны.
                  И умны!В отличии от карикатурных персонажей целого ряда наших фильмов. bully
                  1. +1
                    14 декабря 2025 14:45
                    Цитата: АрхиФил
                    от карикатурных персонажей целого ряда наших фильмов

                    Помню такие.
              2. +2
                14 декабря 2025 14:36
                фильм "41"

                Валерий,извините, не придирки ради,но название фильма всё-таки*Сорок первый*!В цифрах как-то знаете ли....не звучит,право.А сам фильм конечно же великолепный,а уж пленительная Извицкая в роли Марютки это что-то!Утончённому Олегу Стриженову впрочем было легче,по сути он играл самого себя.Кстати был ещё фильм 26-го года,снял Протазанов. hi По теме этого фильма мы уже неоднократно встречались. bully
            2. 0
              14 декабря 2025 15:52
              В отличии от вас ,врагов СССР и советского народа ,советские коммунисты не клеветали на тех ,у кого они отняли страну . И у них была положительная история дореволюционной России .
              1. +1
                14 декабря 2025 17:40
                Цитата: tatra
                В отличии от вас ,врагов СССР и советского народа ,советские коммунисты
                А что в СССР у власти были не коммунисты?
        3. +4
          14 декабря 2025 16:45
          Цитата: советник 2 уровня
          не согласен, просто многие мозгами еще в СССР которого давно нет и пытаются его защищать, как учили.. или признавать что учили не во всем без пропаганды..

          Я вам, Николай, как советнику 2 уровня, напечатаю несколько предложений.
          С чего вы взяли, что многие мозгами в СССР? Может быть, они в вспоминают всё лучшее, что было в социалистической стране? Вероятнее всего, они помнят гордость за социалистическое Отечество. Никто и не настаивает, что Россия должна создавать СССР 2.0...А что, нельзя вспомнить, как советский народ победил фашистов в 1945-м? Или, может быть, КНДР просто так решила заключить с Россией договор о сотрудничестве?
          Многие люди из РИ всё-таки поняли, почему произошла революция в октябре 1917 года и власть перешла к народу...
          Вам нравится нынешняя эпоха, о которой (если ничего не изменится) скоро и вспоминать будет некому. Страна вымирает. Население нищает. Люди потеряли веру в доброе участие и каждый год ждут новых потрясений. На каждом шагу воры, спекулянты, мошенники, торговцы дрянью, не дающие нормальной жизни простым людям. Как сказал один бывший милиционер: «Была милиция для людей, стала полиция для чиновников...»
          Не поэтому ли с Днём народного единства что-то непонятное: праздник есть, а единства нет...
          Скоро Новый год и по каналам снова будут крутить «гадкие» советские кинофильмы...
          Вам они неинтересны, не правда ли?
          1. 0
            14 декабря 2025 18:44
            Цитата: ROSS 42
            Я вам, Николай, как советнику 2 уровня, напечатаю несколько предложений.
            С чего вы взяли, что многие мозгами в СССР? Может быть, они в вспоминают всё лучшее, что было в социалистической стране? Вероятнее всего, они помнят гордость за социалистическое Отечество. Никто и не настаивает, что Россия должна создавать СССР 2.0...А что, нельзя вспомнить, как советский народ победил фашистов в 1945-м?

            тут согласен, Юрий Васильевич, но с нюансами.. жить идеалами исчезнувшей страны можно, но логично ли? смысл? да и то, что в молодости и трава зеленее и т.д. с этим не поспоришь.. думаю - это тоже сильно влияет.. откровенно говоря, спорный вопрос для меня, хотел бы я в СССР.. думаю, главное почему хотелось бы- уверенность в завтрашнем дне.. почему не хотелось бы - навязывание коммунистических идеалов и если ты выделяешься из толпы, мнением ли действиями - получи по шапке...
            Цитата: ROSS 42
            Или, может быть, КНДР просто так решила заключить с Россией договор о сотрудничестве?

            а с ними много кто хочет еще договор? почему бы и не заключить, уверен, они с него неплохие бонусы получают... я бы на их месте- однозначно за договор был бы..
            Цитата: ROSS 42
            Многие люди из РИ всё-таки поняли, почему произошла революция в октябре 1917 года и власть перешла к народу...

            почему понятно думаю всем, но интерпретация событий разная.. к какому народу Батенька? может в первые годы, а потом с каждой пятилеткой все больше к новому дворянству-"номенклатуре"- не так разве? разве не вели себя партийные бонзы, сродни дворянам (далеко не сразу после Революции конечно)
            Цитата: ROSS 42
            Вам нравится нынешняя эпоха, о которой (если ничего не изменится) скоро и вспоминать будет некому. Страна вымирает. Население нищает. Люди потеряли веру в доброе участие и каждый год ждут новых потрясений. На каждом шагу воры, спекулянты, мошенники, торговцы дрянью, не дающие нормальной жизни простым людям. Как сказал один бывший милиционер: «Была милиция для людей, стала полиция для чиновников...»

            буду краток-не нравится. слишком мало положительных моментов ,чтобы нравилось..
            Цитата: ROSS 42
            Скоро Новый год и по каналам снова будут крутить «гадкие» советские кинофильмы... Вам они неинтересны, не правда ли?

            нравятся и смотрю регулярно, недавно с сыном "приключения Шурика" смотрели.. но и зарубежные фильмы мне не чужды, хотя в основном они шлак..
            В общем, Юрий Васильевич, чтото Вы меня поняли в лучшем случае наполовину hi
            1. +4
              15 декабря 2025 08:08
              Цитата: советник 2 уровня
              тут согласен, Юрий Васильевич, но с нюансами.. жить идеалами исчезнувшей страны можно, но логично ли? смысл?

              Если это идеалы справедливости, если они ставят во главу приоритетов человека производительного труда, если эти идеалы пропагандируют семейные ценности, то ими жить не только можно, но и необходимо. Куда подлее жить идеями финансовых пирамид, обещая обществу благополучие...А в опробованной социалистической системе и нужно было всего-то подправить избирательное право и контролирующие органы своевременно прореживать...
              hi
    2. 0
      14 декабря 2025 09:49
      Только вот одна из кардинальных разниц между "красными " и "белыми "-что "красные " что в советский ,что в злобный и тотально лживый антисоветский период -ЗА своё Государство СССР ,а "белые " что в советский период ,что в их антисоветский ,ПРОТИВ СССР ,а ЗА созданное ими Государство ,их антисоветскую власть ,которую они навязали нам в 1991 году ,их Систему ,экономику ,никого из них нет .
      И они всегда предают друг друга , включая то ,что они предали двух их "вождей " Горбачева и Ельцина ,подкинули их тем ,у кого они все вместе отняли страну .
    3. +6
      14 декабря 2025 09:56
      И стоит посмотреть немного отстраненно.

      Кнш,на Украине,тоже посмотрели отстраненно и стали чтить Петлюру и Бандеру.А теперь в отношении Украины,проводится СВО,одной из целью является денацификация."Хотите как на Украине?"(с) В.В.Путин.Из неопубликованного.Или это другое?
      1. 0
        14 декабря 2025 09:59
        Да все враги СССР ,захватившие республики СССР -одинаковые ,и вся их "история " нашей страны и народа -АНТИсоветская и РУСОФОБская .
      2. -2
        14 декабря 2025 12:29
        Цитата: parusnik
        Кнш,на Украине,тоже посмотрели отстраненно и стали чтить Петлюру и Бандеру.

        Кнш,это как понимать?
        Кстати,от Петлюры на Украине всегда открещивались,слишком много евреев перебил,было бы глупо нынешней укро.еврейской власти чтить его.
        А,вот Бандера,да - этот у них в героях,отсюда вывод - одна из основных целей СВО - денацификация украинского преступного нацистского режима.
        1. +4
          14 декабря 2025 12:46
          Петлюре памятники в Ровно и Виннице уже поставили. Может быть, и где-то ещё уже есть.
          А мы в 90-ые просто по лезвию ножа прошли - ведь уже планировали открывать музей Власова и власовцев.
          1. +1
            14 декабря 2025 12:49
            Цитата: ВлР
            Петлюре тоже памятники в Ровно и Виннице уже поставили.

            Странно,Винница еврейский город,от благодарных евреев,что ли?
            1. +6
              14 декабря 2025 12:52
              Ну, так Зеленский ведь тоже "благодарный еврей". Как и его бывший "папик" Коломойский. Или - сбежавший в Израиль Миндич.
        2. +3
          14 декабря 2025 12:55
          Кстати,от Петлюры на Украине всегда открещивались

          Улица Симона Петлюры - улица в Киеве. Расположена в районе железнодорожного вокзала Киев-Пас.А Сидор Артемьевич Ковпак,называл,бандеровцев,последышами С.Петлюры.Дед,знал о чем говорил. И да,войска С.Петлюры воевали против советских войск в гражданскую ,так же как бандеровцы против советских в Великую Отечественную.И да,флаг сегодняшней Украины,это флаг петлюровской Директории,слушаю остальные аргументы в защиту Петлюры,от православного патриота..который вчера, вступая в ВЛКСМ,писал в заявлении,хочу быть первым в рядах строителей коммунизма.
          1. -1
            14 декабря 2025 12:59
            Цитата: parusnik
            писал в заявлении,хочу быть первым в рядах строителей коммунизма.

            А,что же было писать в заявлении,что хочу быть в последних рядах строителей коммунизма? Я правофланговым хотел быть.
            1. +1
              14 декабря 2025 13:01
              Это ладно .Не вижу аргументов в защиту С.Петлюры.,которого не чтят, на нацисткой Украине.Правофланговый православный патриот - перевертыш.
      3. 0
        14 декабря 2025 17:21
        На украине - настоящее. А наши события прошли 100 лет назад. Из них можно сделать только выводы. И для белых они неутешительны. Ни народ их в итоге не поддержал, ни у хваленых царских профессионалов не оказалось ничего против совершенно гражданских большевиков. В общем-то, вывод простой и навсегда: политически проигранную войну не стоит и начинать. Может быть заграница поможет. А может и нет. Другое, то что белые просто должны были начать воевать. Иначе, этим генералам вообще была бы грош цена. Тогда.
        1. +4
          14 декабря 2025 21:16
          На украине - настоящее.

          А настоящее с чего началось? С десоветизации и декоммунизации,тож самое идет и у нас,только пока с напрягом....У меня об этом комментарий,вы не захотели этого заметить..Мы же тип не украинцы,да? У нас не пройдет?..Но два памятника зам.директора нацистского Русского института А.И.Ильину уже стоят,этот "великий русский философ",до конца жизни боролся со страной победивший фашизм..но мы кнш,не украинцы.. laughing
      4. vet
        +3
        15 декабря 2025 10:09
        Вот имено: Украина - яркий пример того, что случается с государством, отрекшимся от своецй истории и принявшей сочинять придуманную в которой герои - садисты, подонки и предатели. Если бы у нас в стране преобладали Ольговичи - до такого же состояния мы довели бы и Россию. Но он, слава Богу, живет в нищей Молдавии, которая скоро станет бесправным регионом бедной Румынии. Пусть испьет эту учашу жо дна и посмотрит к чему приводит десоветизация и декоммунизация.
    4. +7
      14 декабря 2025 10:44
      Может уже хватит?
      Полностью согласен. Вот только мне советскому океанологу, ничего неизвестно об "ученом"т Колчаке. Но то что грабил и вешал, знают и красные и белые. Однко нынешняя влать предлагаетзабыть одно и молитьсяна другое, как и с доской Маннергейма.
      1. -1
        14 декабря 2025 12:28
        Цитата: Гардамир
        Вот только мне советскому океанологу, ничего неизвестно об "ученом"т Колчаке.
        Вы серьезно? В СССР о таком говорить было нельзя.
  8. +3
    14 декабря 2025 09:23
    Рассуждать о генерале Юденича в отрыве от Северо-Западной армии и игрищ балтийской политики это рассуждать ни о чем. Типа пипл все схавает!
    В тоже время Прибалтика это был ещё то гнездо со змеями, где вершился передел Европы и в частности самой Прибалтики и Финляндии. Именно в этом гнезде и очутился генерал Юденич. Генерал, но далеко не Политик. Как выяснилось в Ревеле находился в то время глава всех союзных миссий в Прибалтике английский генерал Гоф. его миссия должна была состоять при Юденича, точно так же как состояли иностранные представители при Деникина и Колчаке. Реально же Гоф выступил в роли единовластного распорядителя всего края, причём Юденич у него был всегда в последней очереди. Это объясняется многими факторами. И спецификой фронта и полной зависимостью здесь белогвардейцев от иностранцев.И личностью главнокомандующего - ни Деникин, ни Колчак, ни Краснов не потерпели бы и десятой доли выходок Года.
    Как пример... В частности Балтийского флота. К тому времени угар и дурь революции уже стал сходить и многие стали браться за ум. Ряд кораблей готовился перейти на сторону белых. Гоф, вместо того чтобы колеблющихся моряков привлечь на сторону белых, задался целью уничтожить Балтийский флот. Для начала передав два эсминца Эстонии и это резко отринуло идею перехода. Тем более англичане предприняли атаку торпедных катеров на Кронштадт. Из этого ничего путного не вышло. Кронштадт потерял крейсер, а англичане эсминец и подводную лодку. Ну и разные баржи и катера с обеих сторон. Русские моряки озлобились и о переходе речи уже не было.
    В общем во всех этих политических интригах боевой генерал Юденич потерялся. Армия не была монолитной, снабжения не было совсем. Особой угрозы Петрограду не было, но туда был направлен руководить Сталин, потому последующим советским источникам веры нет по понятным причинам.
    В общем тема эта большая и требует отдельного повествования. Хорошо раскрыта в книге Валерия Шамбарова "Белогвардейщина".
  9. +3
    14 декабря 2025 09:52
    адмирал перевел ему деньги для финансирования очередной белогвардейской армии, которая находилась на территории Эстонии и российской Псковской губернии и называлась Северо-Западной.

    А как начиналась Северо-Западная армия?А начиналась с Северного корпуса.
    Северный корпус, а за время своего существования он часто менял названия и назывался и Русская добровольческая Северная армия, Отдельный Псковский русский добровольческий корпус, Псковский корпус, Северная армия,другими словами, оперативно-стратегическое объединение белых войск в северо-западном районе России в 1918 - 1919 гг., в ходе Гражданской войны в России. Образован 10 октября 1918 года при содействии германской армии. По мере развития претерпевал множество реорганизаций, структурных и дислокационных изменений, будучи при поддержке Антанты преобразован 19 июня 1919 года в "Северную армию", которая 1 июля была переименована в Северо-западную армию.Пока находился под "крылом" немцев,обмундирование и снаряжение получил от немецкой армии.Будучи,преобразованным уже в Армию,"спонсорскую" помощь, армия получала от стран Антанты,Великобритании и США.Английский флот и авиация,поддерживали,армию Юденича,во время его освободительного похода на Петроград.Атака КБФ,английскими торпедными катерами,бомбардировка, Петрограда и Кронштадта,английской авиацией,наверное,если бы не СВО,в городе на Неве и Кронштадте,появились бы мемориальные таблички храбрым английским летчикам и морякам,как дощечка Маннергейму,которая как дорогая память,хранится в музее Первой Мировой Войны г.Пушкин -Царское Село,Ленинградской области.
  10. +4
    14 декабря 2025 09:53
    Враги СССР доказали ,что им плевать на все преступления внешних и внутренних врагов советского народа ,НО если бы эта статья была о Красном терроре ,они бы набежали изображать "человеколюбие " и "праведный гнев " против большевиков . Потому что это им ВЫГОДНО . Они всегда все делают ,говорят ,пишут только ради выгоды .
  11. -4
    14 декабря 2025 10:02
    Где тринадцать лет хворал
    И намедни помер в Ницце –
    В венерической больнице.
    нормальный человек мог написать такое?

    Есенин Бедному:
    И всё-таки, когда я в «Правде» прочитал
    Неправду о Христе блудливого Демьяна —
    Мне стало стыдно, будто я попал
    В блевотину, извергнутую спьяну


    Юденич натсупал силами, намного меньше красных, без тыла, эстонцы предали русскую армию, он сделал максимум возможного.

    Прекрасный русский генерал, патриот, умница.

    А красные неудачливые командиры воевавшие против него-УНИЧТОЖЕНЫ товарищами по партии в подвалах Лубянки-вацетисы и пр

    И уже в 2008 г. в селе Ополье (Кингисеппский район Ленинградской области) появился памятник «воинам Северо-Западной армии».

    напоминание о том, что могло не быть дикой диктатуры кучки из партии, многомиллионной голодной смертности в середине 20 века, культов, гулагов,сотен тыс расстрелов, островов людоедов, искривлений и выпрямлений линии партии, коренизаций и расчленения России на 16 кусков и даже блокады города....
    1. vet
      +2
      15 декабря 2025 10:12
      Есенин Бедному:

      Окститеь, вся эта богема - везде и всегда клубок со змеями, все там ненавидят друг друга, вспомните, что Маяковский о том же Есенине писал. И ЦУветаева об этом - от имени Есенина к Маяковскому:
      "А помнишь, как матом, во весь свой эстрадный,
      Басище — меня-то
      Обкладывал?"
      1. -2
        15 декабря 2025 11:22
        Цитата: vet
        Окститеь, вся эта богема -

        окститесь-это может нормальный человек писать о ушедшем:
        Где тринадцать лет хворал
        И намедни помер в Ницце –
        В венерической больнице.


        Это омерзительно
    2. 0
      15 декабря 2025 16:58
      Юденич натсупал силами, намного меньше красных, без тыла, эстонцы предали русскую армию, он сделал максимум возможного.

      Прекрасный русский генерал, патриот, умница.


      Прям как то спорить с Вами неудобно.
      Прекрасный
      русский генерал.
  12. +5
    14 декабря 2025 16:29
    Есть у В. Шишкова повесть «Пейпус озеро», там описан исход армии Юденича в Эстонию и те ужасы, что они там пережили. Пейпус озеро это эстонское название Чудского озера.
  13. +3
    14 декабря 2025 21:52
    Цитата: Бородач
    Юденич, как Иуда продал свой народ: пошёл на него войной на деньги западных "спонсоров".

    Не он один.
    1. -3
      16 декабря 2025 11:13
      Цитата: Pavel57
      Не он один.

      несть им числа-красные тухачевский егоров, гамарник,уборевич вацетис и прочие ВСЕ командармы 1,2 ранга РКкА-37 года -шпионы-нацмиты запада, диверсанты и предатели народа yes
  14. -2
    15 декабря 2025 11:33
    Да, судя по накалу страстей в комментариях Гражданская война через 105 лет еще не закончилась. Причем сторонники красных явно агрессивней белых. После драки руками не машут, пора прекращать это бессмысленное противостояние. Н. Юденич достойный русский генерал и воевал он, как и Деникин, Колчак и другие - прежде всего за Россию, а не за коммунистический интернационал Ленина -Троцкого, которые были готовы сжечь народ России в топке перманентной мировой революции.
    1. vet
      +2
      16 декабря 2025 16:41
      сторонники красных явно агрессивней белых

      Да ладно: один Ольгович агрессивней всех "прокрасных" комментаторов вместе взятых. Еще, правда, есть Татра - но ее выводим за скобки. Их ы вместе свести в одной ветке - а вход на другие забанить.
  15. 0
    15 декабря 2025 14:19
    "Однако сейчас имя Юденича, как обладателя трех степеней ордена Святого Георгия, выбито на мраморной доске Георгиевского зала Московского Кремля.".
    Как бэ турок он гонял в ПМВ по Кавказу только так. Даже Эрдогану наверное икается. Не ту он сторону выбрал просто.