Первые века русской истории. Следы скандинавов

6 782 118
Первые века русской истории. Следы скандинавов
А. Д. Кившенко. Призвание князя


В предыдущей статье мы говорили о «Повести временных лет», а также о сведениях, которые можно найти о славянах и русах в дошедших до нашего времени трудах греческих, римских, хазарских, персидских и арабских авторов. Сегодня мы продолжим этот рассказ. Поговорим о так называемом «расселении славян», о государстве Само, о русах и славянах византийских и европейских хроник. А в следующей статье – о так называемой «Русской земле», о современных версиях происхождения слова «Русь» и современных взглядах на пресловутую «норманнскую проблему».



Великое переселение народов


Во второй половине VI века славяне стали главным действующим лицом так называемого Великого переселения народов. Причиной тому, вероятно, было постоянное давление со стороны гуннов и авар.


Расселение славян

Славянская миграция VI-VIII вв. явилась завершающим этапом Великого переселения и официально именуется «расселением славян», которое шло по трем основным направлениям. Первое – на юг (Балканский полуостров) во владения Византийской империи. Интересно, что проникновение славян на Балканы было настолько успешным, что византийский император Константин Багрянородный в Х в. с грустью констатировал, что вся его страна «ославянилась».

Второе — на восток (по Восточно-Европейской равнине). Третье — на запад (в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы). В 622—623 гг. борьбу мелких разрозненных западноевропейских (чехо-моравских) племен с аварами возглавил Само (Самослав?), который, вероятно, был франкским купцом, но, возможно, славянином, долго жившим среди франков. По свидетельству хрониста Фредегара, Само прибыл в Моравию «для торговли во главе целого отряда». Он объединил ряд племенных княжеств, создав первое государство западных славян. Нанеся поражение аварам, Само в 631 г. разгромил также и франков и расширил территорию страны на северо-западе за счет земель сербо-лужицких племен, обитавших в бассейне средней Лабы.


Государство Само

В 658 г. (после смерти вождя) эта держава распалась, набеги авар продолжались, и в 745 г. словенский (хорутанский) князь Борут был вынужден отдать Карантанию (словенский центр в восточных Альпах) под покровительство герцога Баварии. В 788 г. Карантания вошла во Франкскую империю.

Другие славянские племена


Что касается антов, то они разделились на племена тиверцев, хорватов и уличей, все они упоминаются в русских летописях. «Баварский географ», составленный в Восточно-Франкском королевстве не позже третьей четверти IX века, называет также славянские племена бужан, волынян и уличей. В том же памятнике впервые упомянута Русь (Ruzzi), которая локализована им где-то на юге Восточной Европы, скорее всего в районе среднего Днепра. Примерно там же, согласно так называемой карте Коттониана (Присциана), созданной около 1000 г. неизвестным англосаксонским священником, жили и славянские племена: надпись «Славяне» (sclavi) помещена к востоку от Силезии, между южным побережьем Балтийского моря и Дунаем.

Скандинавский след


В предыдущей статье говорилось, что, по свидетельству многих средневековых иностранных авторов, славяне и русы жили на одной территории, но как бы по соседству. И действительно, археологически выделено пять отдельных крупных очагов скандинавского присутствия: Старая Ладога, Городище под Новгородом, Гнездово около Смоленска, Тимерево в Ярославской области и Шестовицкий могильник близ Чернигова. Даже в самом Новгороде число археологических находок норманнского происхождения относительно невелико, так, из 233 украшений X–XI вв. скандинавскими являются лишь 7. Еще меньше находок такого рода на территории Киева.

Особо следует выделить норманнский форпост в Альдейгьюборге (Ладоге). Здесь скандинавы пересаживались со своих традиционных «длиных кораблей» на «однодеревки», отдыхали перед походом или после него, сбывали часть товаров. Остановка в Ладоге лишала их главного преимущества – внезапности появления. Идти на юг они могли, лишь захватив Новгород, что было весьма нелегкой задачей и, опять-таки, лишало поход фактора внезапности, либо получив разрешение от новгородских властей. Поэтому на территории славянских княжеств норманны были не викингами, а купцами, наемниками либо транзитными гостями (по пути для найма в Константинополе).

Норманнов живо интересовали дела в соседних славянских княжествах. О «крещении Руси» сразу же узнали в далекой Исландии, а вот о «призвании варягов» скандинавам ничего не известно. А ведь смена власти в стратегически расположенном Новгороде – событие очень важное и экстраординарное. Это говорит о том, что даже если какой-то мелкий вождь и появился в Хольмгарде, то роль его там была невелика и принципиально ничего не изменилось. Это не было ни завоеванием соседнего государства, ни основанием нового. А сам полулегендарный Рюрик явно не может претендовать на какую-то роль в формировании русской государственности – кем бы он ни был: ободритом, сыном скандинава и ободритской княжны или принадлежавшим к династии правителей Ютландии викингом по имени «Херрауд Сокол, сын Людбранда Победоносный, Заслуживающий Доверия».

От старшего брата Херрауду-Рюрику достался лен во Фрисландии, который он потерял после конфликта с императором Лотарем. Некоторое время пиратствовал в Северном море, в 845 г. принял участие в крупном походе норманнов, когда большая флотилия викингов вошла в устье Эльбы, угрожая Гамбургу, но экспедиция закончилась неудачей по причине какой-то эпидемии.

В 850 г. Херрауд–Рюрик заключил мир с Лотарем, который возвратил ему Фрисландию на условии защиты ее от других викингов, однако в 854 г. Лотарь разделил Фрисландию между своими сыновьями, и Рюрик снова остался без удела. В 857 г. правитель Дании Хорик II пожаловал Херрауду–Рюрику часть своих земель между Северным морем и рекой Эйдер, а затем его имя на 6 лет исчезло из исторических хроник – некоторые полагают, что именно в это время его и «призвали» к словенам. И в распоряжении историков имеется крайне интересное свидетельство «Баварского географа» (документ, составленный в Восточно-Франкском королевстве не позже третьей четверти IX века), согласно которому в армии современных его автору «руссов» служат «фризы»:

Руссы, чье войско свободные фризы.

В январе 863 г. Херрауд-Рюрик нападает на рейнский город Нейсс, причем говорится, что он недавно принял христианство. В 873 г. он получает лен от Карла Смелого, а в 874 г. умирает. По русским же данным, Рюрик умер на территории современной Карелии в 879 году.

Другая странность «Повести временных лет» — «каламбурные» имена братьев Рюрика. Даже современным шведам в имени Синеус явственно слышится sine hus (свой род), в имени Трувор — thru varing (верная дружина). Однако Е.А. Мельникова считает, что в древнескандинавском языке данные выражения должны были бы звучать иначе. Она полагает, что речь все же идет о людях с именами Þórvar[ð]r и Signjótr, которые в русской транскрипции были переданы как Трувор и Синеус. И, поскольку об их потомках ничего не говорится в источниках, они могли быть не родственниками Рюрика, а командирами его дружины.

А что же Гостомысл, который, который якобы и был автором идеи призвания варягов? Согласно туманным летописным указаниям, он был сыном племенного вождя Буривоя, который:

Имел тяжкую войну с варягами, и, многажды их побеждая... напоследок... быв побежден и всё почти войско потеряв, ушел в город Корелу и тут умер.

В Ксантенских анналах упоминается некий Густимусл – славянский вождь в земле ободритов, потомками которых в настоящее время считают новгородских словен. Еще в XII веке Новгород поддерживал связь с западнославянским городом Волин.

Итак, какой-то Гостомысл, похоже, все-таки существовал. Но это не разрешает главного вопроса: был ли он именно словенским князем? Или хотя бы старейшиной рода? А может быть, воспоминания о нем – это отголоски какой-то другой, не нашей истории?

Гостомысл с переменным успехом продолжал дело отца, и главным поражением его жизни, судя по летописям, стала гибель всех четырех сыновей, хотя были живы и здоровы и имели детей три его дочери, отданные замуж в разные страны. Среди их внуков и решили искать себе князя новгородские словене. Результат известен.

Гораздо большую роль в истории Руси сыграл преемник полумифического Рюрика – Олег, прозвище которого является буквальным переводом на русский язык «говорящего» имени Хельги. Снорри Стурлсон, автор сборника «королевских» саг «Круг земной» и «Младшей Эдды», пишет по этому поводу:

В великую битву вовлекла Сигрун (имя валькирии) Хельги, и великую победу, с благословения Одина, ему принесла. Стал он победителем всех конунгов. Само его имя стало с тех пор нарицательным и означало «вещий вождь», «вождь, ведомый духами».

То есть «Вещим» наш знаменитый князь назван на двух языках и два раза.


Памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге

Олег принял судьбоносное решение: уйти из Новгорода, в котором князья фактически не имели власти, на юг, где, опять-таки, был не основан, а захвачен уже существовавший город – Киев. И, плохо зная местный язык, объявил этот город не отцом, а матерью городов русских.


Убийство Аскольда и Дира по приказу Вещего Олега на гравюре А. Бруни ,1839 г.

И мы можем найти в сагах похожего персонажа – это Орвар Одд (Одд Стрела). Проблема лишь в том, что «Орвар-Оддсага» относится к жанру «саги о древних временах», которые сами скандинавы считали сказками. Но если отбросить все сказочные эпизоды и элементы, в «сухом остатке» мы все же увидим человека, похожего на «Вещего Олега»: общие сведения биографий совпадают, вплоть до смерти от укуса змеи.

Знаменитую княгиню Ольгу большинство современных исследователей согласны считать женщиной «рода была варяжского», но родившейся где-то близ Пскова.


В. Васнецов. Княгиня Ольга

Датский историк Саксон Грамматик называет ее Хельгой и сестрой датского короля Ингелуса, а в рукописном Синопсисе Ундольского утверждается, что она была дочерью Олега. В отрывках речей Ольги, дошедших до нас в летописях, обнаружены явные скандинавизмы. Например, Ольга упрекает прибывших в Киев византийских послов в том, что в Константинополе она «стояла у императора в скутарях в суде». Skuta, в переводе с древнескандинавского, одномачтовое судно, а sund – пролив. То есть византийцы держали ее со всей свитой на ладьях в проливе Босфор, не позволяя сойти на берег. Причем говорит она это в порыве раздражения, когда слова не выбирают, а произносят первые, пришедшие в голову, и, следовательно, наиболее знакомые.

Имеются сведения, что родители передали малолетнюю Ольгу на воспитание тетке – для славян это нехарактерно, а вот у скандинавов эпохи викингов встречается очень часто. Рассказ о поведении Ольги после убийства мужа древлянами выглядит как типичная «Прядь» – короткий прозаический рассказ, часто являющийся частью какой-то саги. Месть через погребальный обряд является излюбленным мотивом скандинавских саг, варианты легенды о сожжении города с помощью птиц можно найти в трудах Снорри Стурлсона и Саксона Грамматика.

Сын Ольги и Игоря (Ингвара) уже носит славянское имя – Святослав, хотя у многих видных командиров его дружины имена еще скандинавские.


Войско киевлян под предводительством Свенельда и Асмуда побеждает древлян. Миниатюра Радзивилловской летописи

Однако и Свенельд, фактический соправитель Игоря, Ольги и Святослава, дал своим сыновьям именно славянские имена – Лют и Мстиша. Это неудивительно: в той же Нормандии потомки Хрольва Пешехода и его воинов очень быстро так «офранцузились», что забыли «северный язык», и чтобы научить ему внука, Хрольву пришлось пригласить учителя из Скандинавии.

Ещё раз отметим, что в рассказах о том времени просто огромное количество нестыковок по датам. Опираясь на одни источники, В. Татищев утверждал, что Ольга крестилась в возрасте 68 лет, а Б. Рыбаков высчитал, что в то время ей было от 28 до 32 лет. Совсем уж впечатляет разница в возрасте между Игорем и его женой. Если суммировать данные разных летописей, получится, что Ольга жила в селе Выдубицком близ уже существовавшего Пскова, который, тем не менее, был ею же и основан после возвращения из Византии. Она была простой скромной девушкой, но при этом старшей дочерью знаменитого Гостомысла, и на самом деле звали ее Прекраса, а «Вещей», то есть Хельгой, была позже названа за мудрость. При этом ее младшая сестра – средняя дочь Гостомысла Умила, была матерью Рюрика.

В 880 г. 19-летний Игорь впервые встретился с Прекрасой, которая перевезла его через реку на лодке. По некоторым летописям, «девице» в это время было 120 лет. Еще через 23 года (в 903 г.) она вышла за Игоря замуж, а Святослава родила через 39 лет – в 942 г. – примерно в 180 лет. А когда княгине исполнилось около 200 лет, в нее влюбился византийский император. Потом она прожила еще 12 лет. И потому многие историки считают, что на самом деле на Руси было несколько Олегов, несколько Ольг и несколько Игорей, которые могли даже и не быть родственниками. «Ведомый духами» Хельги – Олег, возможно, в данном случае не имя собственное, а титул, а Ингвар (Младший) – это заместитель правителя.

Отметим, что в 2002 и 2006 гг. были проведены интересные генетические исследования, имеющие прямое отношение к обсуждаемой проблеме. У потомков Рюрика изучалась Y-хромосома, которая передается сотнями и тысячами поколений без изменений и только по мужской линии. Оказалось, что люди, считающиеся потомками Рюрика, принадлежат к двум совершенно разным ветвям популяционных маркеров, то есть являются потомками двух разных предков по мужской линии.

Владимир Мономах, например, имеет скандинавский генетический маркер N, а его дядя Святослав – славянский R1a. Некоторые исследователи полагают, что причиной могла быть неверность жены Ярослава Мудрого – шведской принцессы Ингигерд, которая не смогла устоять перед мужским очарованием вынужденно гостившего у них норвежского короля Олава Харальдсона. Тем более, что именно за него когда-то страстно хотела выйти замуж юная Ингигерд: с большим трудом ее уговорили вступить в брак с Ярославом. С другой стороны, именно Владимир Святославич в ряде источников называется «Старым» – а это четкое указание не на возраст правителя, а на его роль основателя династии. А значит, предыдущие князья, действительно, могли и не быть родственниками.

Владимир Святославич уже очень хорошо известен авторам саг, ведь при его дворе воспитывался будущий король Норвегии и святой покровитель Исландии Олав Трюггвасон, да и Киев этот князь захватил с помощью скандинавских наемников.


Памятник Олаву Трюггвасону в Тронхейме

Однако известен Владимир скандинавам именно в качестве правителя иностранного государства – «своим» они его не считают. Следовательно, если Владимир и был прямым потомком Рюрика, а тот действительно был норманнским конунгом, призванным в Новгород, то к этому времени и он, и другие скандинавы на Руси окончательно ассимилировались и ославянились.

В дальнейшем многие русские князья становились если не героями, то персонажами саг, у некоторых из них даже были вторые – скандинавские имена. Сын Ярослава Мудрого Всеволод, например, известен в Скандинавии как Хольти, сын Владимира Мономаха Мстислав – как Харальд. Еще два будущих короля Норвегии – Магнус и Харальд Хардрада (Суровый) – укрывались от своих врагов при дворе Ярослава Мудрого, а Харальд стал еще и зятем этого князя.


Харальд Хардрада. Изображение на витраже в Керкуольском соборе, Оркнейские острова


Магнус Олавсон

Но это уже совсем другая история, не имеющая отношения к предполагаемым скандинавам «первой волны».

А что же европейцы и византийцы говорили о русах?

Русы византийских и европейских хроник


В Бертинских анналах утверждается, что в 839 г. ко двору франкского императора Людовика Благочестивого вместе с послами византийского императора Феофила прибыли люди, «которые говорили, что их народ зовут рос (Rhos), и которых, как они говорили, царь их, по имени Хакан (скандинавское имя Хакон? Тюркский титул каган?), отправил к нему (Феофилу) ради дружбы» (Пруденций). Оказалось, что эти «росы» говорят на «северном языке» и подозрительно похожи на «свеонов». Между тем всего два года назад норманны атаковали землю франков, и потому «росов» сочли шпионами. Они были задержаны, и о дальнейшей их судьбе, к сожалению, ничего не сообщается.

Кстати о каганатах: в 871 г. Людовик Немецкий в письме к Василию Македонянину насчитал таковых четыре – Хазарский, Аварский, Болгарский и… Норманнский.

В 844 г. часть норманнов, приплывших к берегам Франции, отправилась на юг и осадила Севилью. В местных хрониках пришельцы названы воинами «народа ар-рус». О том же пишет Абу-л-Хасан ал-Мас`уди (умер в 951 г.), которого называют «арабским Геродотом»:

Пришли по морю к Андалусии корабли, на них – какие-то люди, и напали на ее побережье... И этот народ – русы, о котором мы уже упоминали, ибо никто, кроме них, не ходит по этому морю, соединяющемуся с морем Океан.


Корабль викингов. Миниатюра манускрипта X века

Новые сведения о «росах» в греческих и западноевропейских источниках относятся к событиям 860 г., когда войско «народа Рос» совершило поход на Константинополь. Именно этот поход религиозная традиция связывает с так называемым «чудом погружения в море покрова Пресвятой Богородицы»: якобы после этого поднялся шторм, потопивший неприятельский флот. Но современники, похоже, ни о каком чуде не знали, а были уверены в поражении византийцев. Папа римский Николай I, например, упрекал императора Михаила III за то, что пришельцы ушли неотомщенными, а находившийся в то время в Константинополе патриарх Фотий сообщает, что «город не взят по их (россов) милости». Он горько сетует в своей проповеди:

Народ неименитый, не считаемый ни за что, неизвестный, но получивший имя со времени похода против нас... Достигший блистательной высоты и несметного богатства, – о, какое бедствие, ниспосланное нам от Бога.

(«Две беседы святейшего патриарха константинопольского Фотия по случаю нашествия россов»).

А в «Окружном послании» восточным архиепископам он говорит, что руссы вышли из «страны северной», живут вдали от греков, за многими странами, судоходными реками и лишенными пристанищ морями.

Капеллан венецианского дожа Иоанн Дьякон (XI век) сообщает, что при императоре Михаиле III на Константинополь напали норманны, которые, придя на 360 судах,

повоевали окрестности города, беспощадно поубивали множество людей и с триумфом воротились домой.

Испанский купец еврейского происхождения Ибрахим ибн Йа‘куб ал-Исра’или ат-Туртуши в 960–980-х годах доехал до Венгрии и Чехии, возможно, и до Польши. Он также отделяет русов от славян: пишет, что к Праге приходят «из города Кракова русы и славяне», а также, что с государством польского князя Мешко граничат «на востоке русы и на севере пруссы».

Византийский историк Иоанн Скилица (который, кстати, описал визит в Константинополь княгини Ольги и ее крещение) в написанном до 1079 г. «Обозрении истории» сообщает:

Всё лежащее на берегах Эвксина и его побережье разорял и опустошал в набегах флот россов, живущих у Северного Тавра (Крым), народа грубого и дикого.

Хронист Х века Лиутпранд Кремонский категорично утверждает:

Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos по месту жительства.

«Народ Рос» он помещал рядом с печенегами и хазарами.

В «Рифмованной хронике» герцогов нормандских, написанной около 1175 г. поэтом Бенуа де Сент-Мором, говорится:

Между Дунаем, Океаном и землей алан
есть остров, называемый Сканси,
и я полагаю, что это земля Руси.
Как пчелы из ульев,
Вылетают они огромными могучими роями
из тысяч и тысяч яростных бойцов,
и бросаются в бой, выхватив мечи,
воспламененные гневом, как один за всех и все за одного.
Этот великий народ может нападать на большие страны,
и давать жестокие сражения,
и одерживать славные победы.

Состоявший в переписке с княгиней Ольгой епископ Адальберт Магдебургский (она просила его прислать миссионеров для проповеди христианства) называет ее царицей не славян, а русов – хотя правила она именно в землях славян. О русах же он сообщает, что они – часть народа, западная часть которого погибла в Норике (римская провинция на правобережье Верхнего Дуная) и в Италии в V веке.

Таким образом, Лиутпранд Кремонский, епископ Адальберт и автор «Баварского географа» дружно утверждают, что современные им русы – не славяне, а люди скандинавского происхождения, и на берегах Днепра они появились задолго до «призвания» Рюрика.

Пожалуй, стоит сделать небольшой перерыв. В следующей статье мы продолжим и закончим этот рассказ.
118 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    12 апреля 2026 04:11
    Христос Воскресе!

    И вот пришли три брата,
    Варяги средних лет,
    Глядят — земля богата,
    Порядка ж вовсе нет.


    Вроде и прошло какое-то время после А. К. Толстого. А знаем мы не сильно больше.

    Не то, что Рюрик, а и Олег с Ольгой - личности легендарные.

    И хорошо, что они есть в нашей истории.
    1. +5
      12 апреля 2026 04:55
      Да они и для своих потомков были какими-то мифическими, никто не называл своего сына или дочь в честь великих предков, какие-то единичные уникумы из сотен и тысяч потенциальных наследников стали рюриками-ольгами-олегами. Зато всеволодов-мстиславов-изяславов девать некуда было, хроники полистаешь кто там кому кем приходился, с кем воевал и с кем союзничал - мозги закипают.
      1. +6
        12 апреля 2026 08:07
        Как минимум два русских князя носили имя Рюрик, оба Ростиславичи, один - Перемышльский, второй - Киевский и упоминается в "Слове о полку Игореве". Причем, возможно, ещё и как "сокол": написано, что "храброе Ольгово гнездо" не было порождено "на обиду ни Соколу, ни Кречету" - намек на значение имени Рюрик? Третий Рюрик, Черниговский, упоминается в летописях, но его существование под вопросом. Игорей и даже Ингварей - очень много. А рязанский князь, умерший незадолго до осады города Батыем - вообще Ингвар Игоревич. Да и Олегов немало, причем первый из них - брат Владимира Святославича (Святого).
        1. -4
          12 апреля 2026 12:36
          Как минимум два русских князя носили имя Рюрик
          и родились они через пару сотен лет. Когда потомков Рюрика было уже на эшелон и маленький вагон. По всей видимости где-то там князья выдумали что у них был легендарный предок, Рюриковичи оне и оне тут власть
    2. +10
      12 апреля 2026 06:33
      Во истину воскрес!
      Привет Сергей, доброго утра честной компании.
      Уважаемый Валерий (Автор) относится к норманистам, правда достаточно умеренного толка. В связи с чем ждать иной подборки источников было бы опрометчиво.
      Соглашусь лишь в одном - недооценивать участие в истории нашего Отечества представителей дома Рюрика достаточно опрометчиво. Участие в данных процессах: варягов, кобяков, руси, чуди и иже с ними вторично. Распад родоплеменной общности выдвигал на первое место вождей которые «лепили» свое место под солнцем. Аттила, Само и Рюрик отличаются только в одном. Дело первых осталось только на страницах истории, а «детище»последнего само пишет историю.
      В данном вопросе, главное не кто Рюрик, а то что мы считаем себя его «потомками»…
      1. +9
        12 апреля 2026 06:53
        Цитата: Коте пане Коханка
        Аттила, Само и Рюрик отличаются только в одном. Дело первых осталось только на страницах истории, а «детище»последнего само пишет историю
        Из вашего списка, оставшихся только на страницах истории, я бы изъял основателя государства Само и поместил его туда, где пишут историю. Славянские историки из Чехии и Словакии высоко оценивают это государство, считая его органической частью развития всего славянского мира, ибо именно в Само, в этом еще только зачатке государственности, славяне смогли организовать союз для борьбы с аварами...
      2. +3
        12 апреля 2026 07:50
        По крайней мере, если выстраивать портретную галерею, то начнем с Рюрика.

        С Гостомысла чуть сложнее.

        А Рюрик появляется и самым необычным образом:

        Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
        Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
        чтоб спросить с тебя, Рюрик.
      3. 0
        12 апреля 2026 22:08
        Цитата: Коте пане Коханка
        В данном вопросе, главное не кто Рюрик, а то что мы считаем себя его «потомками»…

        С одной стороны вроде бы и так, но со второй.., как бы знать хочется, но есть понятие, что сие невозможно.
        Меня все время удивляет стремление авторов на подтвердить свою правоту ссылками на летописи. Даже если автор летописи был очевидцем события и то это всего лишь его, автора, видение данного события. Но таковых свидетелей не наблюдается, все они пишут свои "летописи" с чужих слов, кои, в свою очередь, тоже не являлись прямыми свидетелями события. Да, сопоставляя свидетельства множества летописей на одно и тоже событие, можно делать какие-то выводы, но и они не будут явл. истиной.
    3. +1
      12 апреля 2026 08:37
      "Поскреби русского и найдёшь татарина" - неизвестный автор.Вот Вам и ответ на все родословные изыскания!😄😄😄😄!
      1. +3
        12 апреля 2026 08:48
        Хорошо, когда прадедов назвать можем.

        Важно не превратиться в «Иванов, родства не помнящих».

        Хоть внуку есть что рассказать. Если, конечно, разговор об этом зайдет. А он будет.
      2. +11
        12 апреля 2026 09:49
        Поскреби русского и найдёшь татарина"

        Приписывается Жозефу де Местру, Наполеону и Александру Пушкину.
        Но современные исследователи с удивлением обнаружили, что как раз "татаро-монголы* не оставили следов в генофонде русских.
        1. +4
          12 апреля 2026 12:39
          Да татаромонголы в генофонде сегодняшних татар мало генофонда оставили laughing
          1. +7
            12 апреля 2026 13:20
            Цитата: alexoff
            Да татаромонголы в генофонде сегодняшних татар мало генофонда оставили


            А какое отношение современные татары имеют к "татаро-монголам"?
            Нынешние татары казанские есть наследники Волжской Булгарии, которая появилась задолго до Батыя.
            1. +1
              12 апреля 2026 13:57
              Ну как - название как-то получили. А какое к этому имеют отношение жившее неподалеку от Амура и разгромленное монголами племя татаров - ну примерно как земляничка в анекдоте про одного поручика путешествовала laughing
            2. 0
              12 апреля 2026 22:15
              Цитата: Illanatol


              А какое отношение современные татары имеют к "татаро-монголам"?
              Нынешние татары казанские есть наследники Волжской Булгарии, которая появилась задолго до Батыя.

              Когда служил срочную, то со мной служил "татарин", так он утверждал - мы не татары, мы - булгары. По рассказам его дедов-прадедов, в 20-е - 30 - е годы всех массово переписывали в татары. Кстати, тоже самое происходило на Окраине. В эти же времена всех русских массово переписывали в украинцы.
        2. +2
          13 апреля 2026 15:32
          Цитата: ВлР
          Приписывается Жозефу де Местру, Наполеону и Александру Пушкину.

          Ну за французов говорить не буду, а Александр Сергеевич, будучи человеком образованным, прекрасно знал, что добрая половина родов российского дворянства имеет в предках тех или иных выходцев из Орды. Ну а поскольку все в этой корпорации посредством браков приходились друг другу родственниками, удивляться его мнению не приходится request
    4. +7
      12 апреля 2026 12:17
      Воистину Воскресе!

      Всем мира, удачи, любви, берегите друг друга...
    5. +8
      12 апреля 2026 12:31
      Христос Воскресе!

      Воистину Воскресе!
    6. 0
      12 апреля 2026 15:52
      -Владимир Святославич.
      Мать Малуша(Малка) видимо еврейка. Хотя в известной хронике она дочь князя древлян Мала. Такого имени у слявян не было, тем более у князя, Скорее всего вождя древлян звали Маломир.
      Брат Добрыня ...Никитич, прообраз известного богатыря.
      Имя Малка с еврейского царица. Малуша(славянское имя) Маломировна, наследница династии, ведшей свой род от легендарного Житомира или Малка Любечанка, дочь Мала Любечанина.
      В любом случае Добрыня ей не брат. Как версия-любовник, отец Владимира.
      Уж больно трепетно(по отцовски) относился к нему дядя-воевода.
      Княгиня Ольга, дата рождения около 893/920.Странный разбег. князь Владимир, ~дата рождения 960.
      В любом случае он не сын, а внук Ольги,учитывая ранние браки тех времен. От брака ее дочери и одного из ЗАКОННЫХ болгарских царей-около полувека назад прочитал болгарский источник. Отсюда и его стремление уйти из под опеки Сванельда и Ко и занять в Доростоле полагающийся ему трон.
      И еще. Рарог (падающий/атакующий сокол) -древняя столица ободритов Выходец из западных славян
      с таким именем женился на дочери князя Гостомысла и стал править в его землях.
      1. 0
        13 апреля 2026 12:00
        Владимир Святославич.
        Мать Малуша(Малка) видимо еврейка.
        Малуша это не имя, а прозвище.
        Имя у нее было вполне себе русское
    7. +1
      13 апреля 2026 11:58
      Не то, что Рюрик, а и Олег с Ольгой - личности легендарные.
      Легендарный Рюрик, а Олег первый русский князь, упомянутый в греческих хронографах, откуда, по всей видимости, он и "перекочевал" в русские летописи
      1. 0
        13 апреля 2026 16:31
        Можем ли твердо знать года жизни Ольги?
        1. +2
          14 апреля 2026 11:31
          После того, как в 21-м веке были открыты архивы, обнаружилось, что мы даже толком не знаем историю В.О.В. В настоящее время эта история лишь составляется заново.
          Что уж говорить о событиях 8-10 веков когда на Руси еще не было письменности
          1. 0
            14 апреля 2026 17:00
            Вот про что и говорю.

            Не раз ловил себя на мысли, что определенные нюансы времени могу ощущать лишь, начиная со времени Алексея Михайловича.

            При всем глубоком уважении к историкам.
            1. -2
              14 апреля 2026 17:55
              Вот именно. По моему мнению на истфаках учат тому, как нужно сочинять и оформлять легенды, чтобы они были похожи на настоящие научные исследования laughing
              Вот и вся наука
  2. +3
    12 апреля 2026 04:30
    Странно что сами варяги ни о каком своем племени русов и не в курсах были и не сложил никакой скальд песни как они героически сплавились по Днепру и грабанули греков с неожиданного направления. Наверно это было название какой-то небольшой шайки-лейки, которая разрослась и потом уже забыли откуда название-то взялось. А к соседям приплывали прародители казаков - всякий сброд из всех подряд, более-менее говорящих на одном языке.
    1. +6
      12 апреля 2026 06:44
      Идти на юг они могли, лишь захватив Новгород, что было весьма нелегкой задачей и, опять-таки, лишало поход фактора внезапности, либо получив разрешение от новгородских властей. Поэтому на территории славянских княжеств норманны были не викингами, а купцами, наемниками либо транзитными гостями (по пути для найма в Константинополе).

      Если честно, довод так себе.
      Старая Ладога в ранней своей истории неоднократно выпадала и обратно возвращалась в сферу влияния потомков Рюрика.
      Взять на щит Новгород, как Париж, Йерк, Лондон и иже с ними викинги могли всегда, но … видимо это не отвечало их чаяниям. Выгоднее было торговать и служить. К слову северо-восток (побережье Белого и Баренцево море) переодически подвергалось набегам скандинавов. Мифическая (насколько) Биория один с примеров экспансии. Ильменские славяне, впрочем тоже не отставали от соседей.
      1. +6
        12 апреля 2026 09:23
        Цитата: Коте пане Коханка
        Взять на щит Новгород, как Париж, Йерк, Лондон и иже с ними викинги могли всегда, но … видимо это не отвечало их чаяниям. Выгоднее было торговать и служить

        археология подтверждает это... больше всего скандинавских артефактов того времени было найдено там (на севере), в среднем поволжье, а также в среднем и нижнем поднепровье (с киевом на юге)... волга и днепр были "стандартными" торговыми путями росов на восток (где их видел ибн фадлан) и в византию (дошедшие до нас ранее упомянутые договоры)... торговля даже того времени предпочитает скорее "тишину", чем бой на каждом шагу
        1. +1
          12 апреля 2026 14:00
          Да тогда вдоль путей что угодно находили, что везли то и оказывалось у местных. Кто жил - это надо по захоронениям смотреть, а хоронить по варяжскому образцу как-то не стремились
          1. +6
            12 апреля 2026 16:50
            Цитата: alexoff
            Кто жил - это надо по захоронениям смотреть, а хоронить по варяжскому образцу как-то не стремились

            почему ?.. под ярославлем и владимиром есть курганы со скандинавскими артефактами, инвентарь погребений очень схож с таковыми из восточной скандинавии
            1. -1
              12 апреля 2026 18:05
              Из десятков тысяч других курганов? Поди нанятые новгородцами дружины для централизации власти, как это водилось в те времена? Там небось и дирхамы находили и крымские амфоры, можно тоже кучу выводов сделать
              1. +4
                12 апреля 2026 18:20
                Цитата: alexoff
                Там небось и дирхамы находили

                конечно... росы на восток не за "шелками" ездили, а именно за восточным серебром в обмен на шкурки бобра и прочую "рухлядь" :)
                1. +1
                  12 апреля 2026 21:01
                  Чтоб на это серебро прикупить меч да шлем! Вообще Петр 1 только первый кажись заметил что у нас железо для мечей импортное от шведов, а те взяли да и перекрыли канал поставок. Пришлось на деле проводить импортозамещение в кратчайшие сроки, нашему самодержцу такая прыть и не снилась.
            2. 0
              12 апреля 2026 22:23
              Цитата: Rodez
              под ярославлем и владимиром есть курганы со скандинавскими артефактами,

              И о чем это говорит? По-мне, так ни о чем.
      2. +1
        12 апреля 2026 12:42
        Русь была недостаточно богатая и достаточно злая и мстительна чтоб не лезть на рожон. Большую часть разборок варяги сливали. Да и к ним потом приплывали грабить в ответ. В отличие от англичан с французами
    2. +4
      12 апреля 2026 09:00
      как они героически сплавились по Днепру и грабанули греков с неожиданного направления

      Вспомним эпизод из летописей. Когда Владимир захватил Киев, часть наёмных скандинавов решила уйти служить в Византию. И по такому случаю попросила проводников, ибо как сказано - дороги туда они не знали. Чтобы среди шайки матёрых викингов, которые как утверждают шастали по днепровскому пути туда-сюда к тому моменту уж лет 200 как - и не нашлось ни одного знающего дорогу?? Непонятно...
      1. +3
        12 апреля 2026 16:07
        Добрый день Павел!
        часть наёмных скандинавов решила уйти служить в Византию. И по такому случаю попросила проводников,

        Если судить по руническим надписям часть наёмных скандинавов решила уйти служить в Византию. И по такому случаю попросила проводников, на надгробных камнях на о. Готланд, добраться до Днепровских было сродни гражданскому подвигу.
        1. +4
          12 апреля 2026 16:25
          Варяги Владимира были случайно набранными и оказавшимися на тот момент свободными от других обязательств викингами, которые, возможно, ранее на западе промышляли и мало что о русских землях знали. Победив, Владимир затягивал с оплатой варяжских наемников, а сам в это время проводил
          агитационно-разъяснительную работу среди наиболее адекватных из них - "мужей добрых, умных и храбрых", которые в итоге остались у него на службе. Остальные варяги, поняв, что ничего не получат, а сила уже не на их стороне, попросили отпустить их на службу в Константинополь. Владимир с удовольствием отпустил и даже проводников дал, поскольку люди-то вооруженные и очень опасные, возможно, даже сам им эту идею подал: мол, что Вам здесь сидеть, когда в Царьграде в 10 раз больше получите - там у ромеев "злата, как киевских конфет". Но отправил гонцов к императору:
          "Идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, а рассели по разным местам, а сюда не пускай ни одного".
  3. +10
    12 апреля 2026 06:35
    Мне всегда было занятно, почему современные англичане не скрывают того факта, что какое-то время ими правили скандинавы, а на востоке Англии даже было целое государство, называемое Денло. И это не считая таких же недолговечных викингских княжеств на Британских островах. А вот французы, проживающие в Нормандии, так они и вовсе гордятся викингским происхождением своих правителей (вспомним Хрольфа!), в то время как у нас, в России, некоторые историки, начиная с Ломоносова, почему-то стремятся опровергнуть и всячески замаскировать факт о влиянии скандинавов (русов) в нашей истории...
    1. +4
      12 апреля 2026 07:57
      Потому что недостачно объявить, что Олег - это Хелги, а Игорь - Ингвар. А русь - это руотси. Требуется более серьезная аргументация.
      1. +7
        12 апреля 2026 10:21
        Цитата: СВД68
        А русь - это руотси. Требуется более серьезная аргументация

        как раз лингвистически очень даже аргументировано... во 1-х, "руотси" на финском означает шведов и швецию, во 2-х, хорошо согласуется с русскими словами финского происхождения, - "русь - руотси", "сумь - суоми" и прочие "чудь", "емь" и "водь"... правда, почему скандинавы "на руси" назывались по фински, хорошего ответа не нашлось, а одной лингвистики тут недостаточно :)
        1. +5
          12 апреля 2026 10:52
          Цитата: Rodez
          правда, почему скандинавы "на руси" назывались по фински, хорошего ответа не нашлось
          Согласно исследованиям украинских "ученых", в деревнях центральной и северной России до революции говорили на финских диалектах и только большевистская программа всеобщей грамотности полностью перевела все население страны на русский язык. Не знаю, можно ли этому верить, но на заметку взять можно...
          1. +2
            12 апреля 2026 12:56
            Цитата: Luminman
            но на заметку взять можно

            согласен, именно поэтому эта теория тоже существует... но как и какая-нибудь другая, не может ответить на все вопросы и возникновение названия по прежнему остается неясным
        2. +3
          12 апреля 2026 21:49
          Да всё просто. Славяне в тех местах были пришлые, так же как и скандинавы. А автохтонами были финские племена, те самые чудь, емь, весь и т.д. И эти финские племена уже имели название для пришельцев из Скандинавии, руотси. Швеция и сейчас зовётся по-фински Ruotsi. А дальше славяне просто брали это финское "руотси" и перестраивали как им удобно было в "русь", по аналогии с уже знакомыми емь, сумь, водь, чудь. Рекомендую на эту тему лекцию прекрасного лингвиста академика Зализняка А.А. Легко в сети можно найти.
          1. +1
            13 апреля 2026 09:40
            Цитата: MikMichel
            эти финские племена уже имели название для пришельцев из Скандинавии

            в этом и есть "сила" этой теории... но не все так просто (что и отметил выше), дело в том, что эти скандинавы "на руси" тоже себя так называли, а вот почему "шведы" называли себя по "фински" - ответа нет и в этом ее "слабость"...
            п.с. для наглядности сильно утрирую : поговорил ибн фадлан для начала (или та же канцелярия базилевса) с некими "славянами", - а что это у вас там за народ на кораблях прибыл и на берегу толчется, - да "русь" это всякая, отвечают ему "славяне" :)
            1. +1
              14 апреля 2026 18:40
              Не терия, а довольно обоснованная гипотеза. И откуда вы взяли, что "шведы" называли себя по "фински"? Понимаете в чём дело, мы точно не знаем и никогда не узнаем, как те "шведы" себя называли. Нарративные источники дело не надёжное. И самое логичное объяснение, это то, что те "шведы", будучи довольно пройдошливыми кадрами, ведь они купцами-торгашами были в первую очередь, называли себя ровно так, как им было выгодно в данный момент.
          2. 0
            13 апреля 2026 10:44
            [quote][Да всё просто/quote]
            Вот только автор повести с Вами не согласен:
            "Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си".
            Перевод:
            И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти.
            Шведов автор называет Свеи.
            1. +2
              14 апреля 2026 18:30
              Хм, это смотря как поглядеть. И да, автор называет свеями не шведов. Шведов тогда ещё не существовало. Свеи-свионы были. Готы-гауты были. Урмане, суть норги, тоже были. Ну и англы-англяне там всякие и т.п. А шведов не было. Так что все хорошо. Главное, о чём там написано - и пошли за море к варягам, к руси. Т.е. автор ПВЛ позиционирует русь абсолютно там же, где и прочих скандинавов, за морем, т.е. на скандинавском берегу Балтики. Это всё, что нам нужно знать, потому что варягами-русью могли зваться по прибытию, например, в Айдельгъюборг-Ладогу и свеи, и гауты, и фризы, и любые другие скандинавы.
    2. +5
      12 апреля 2026 07:58
      в то время как у нас, в России, некоторые историки, начиная с Ломоносова, почему-то стремятся опровергнуть и всячески замаскировать факт о влиянии скандинавов (русов) в нашей истории...
      Да и вообще, имея в половине дворянских фамилий татарскую этимологию, стесняться иностранного влияния на собственную историю несколько нелепо.
      1. +4
        12 апреля 2026 08:06
        Не переставали споры.
        А в литературу то как красиво вошли:

        Голоса

        Захарьина! Захарьина! Никиту
        Романыча! Захарьина на царство!

        Трубецкой
        (к Сицкому)

        Кто против этого! Боярин чист!
        Корить его не станем. По заслугам
        И честь ему мы воздаем, но он
        Не княжеского рода — быть под ним
        Невместно нам, потомкам Гедимина!

        Шуйский

        Нам и подавно, Рюрика потомкам!
      2. +4
        12 апреля 2026 10:47
        Цитата: 3x3zsave
        Да и вообще, имея в половине дворянских фамилий татарскую этимологию, стесняться иностранного влияния на собственную историю несколько нелепо
        Тюркское (половцы, позже татары) влияние на славян началось еще задолго до обращения их в христианство и формирования наций. Достаточно вспомнить браки между русскими князьями и половчанками, а на приграничных территориях это было вполне обыденным явлением...
        1. +3
          12 апреля 2026 10:54
          Тюркское происхождение половцев в настоящее время отрицается большинством историков, На этом обжёгся Герасимов в его скандальной реконструкции облика Андрея Боголюбского, который считал половцев тюрками и даже монголоидами, и потому изобразил князя даже с эпикантусом. Современные реконструкции, в том числе и виднейших судебно-медицинских экспертов, однозначно дают внешность североевропейского типа.
          1. +6
            12 апреля 2026 11:27
            Тюркское происхождение половцев в настоящее время отрицается большинством историков
            Половцы - тюркоязычный народ, относящийся к кыпчакской группе! При общении понимали печенегов, которые так же были тюрками...
            Цитата: ВлР
            считал половцев тюрками и даже монголоидами, и потому изобразил князя даже с эпикантусом
            Монголоидность появилась на Руси с монголами, а Андрей Боголюбский жил задолго до них. Да и половцы были белобрысыми, а монголоидов белобрысых не бывает...
            1. +3
              12 апреля 2026 11:48
              Реконструкция внешности половца из погребения у села Квашниково, 1989 г. Автор - заведовавшая Лабораторией пластической реконструкции Института этнографии АН СССР (Институт антропологии и этнологии РАН) Галина Викторовна Лебединская. Стопроцентный европеоид.
              С. А. Плетнева, доктор исторических наук, заведующая группой средневековой археологии евразийских степей Института археологии РАН:
              «Данные антропологии, на основе которых выполнены заключения о монголоидности популяций Великой степи, нуждаются в тотальной ревизии».

              В. Н. Звягин, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией судебно-медицинских остеологических исследований Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава России, заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности, писал в 2010 г.:
              «Предположение о том, что князь Андрей мог иметь монголоидные особенности, подобные тем, которые зафиксированы у коренного европеоидного населения Поволжья (татары, чуваши, башкиры) и Средней Азии (узбеки, таджики, туркмены) полностью исключается (вероятность Pl ≥ 9 х 10-25».

              Он же в 2011 году:
              «
              Причина трансформации европеоидного черепа, тяготеющего к «нордическим формам», в «монголоидный характер лица» на скульптурной реконструкции Андрея Боголюбского не вполне ясна. Возможно, при работе над бюстом князя М. М. Герасимов учитывал его русско-половецкое происхождение. В те годы ошибочно считалось, что среди половцев доминирует монголоидный расовый тип».
              1. +1
                12 апреля 2026 22:53
                У вас тут изображение реконструкции именно ПОЛОВЦА. И это хорошая реконструкция, показывающая довольно умеренные монголоидные признаки. А вот Андрей Боголюбский Герасимова -
                1. +2
                  13 апреля 2026 00:07
                  реконструкции именно ПОЛОВЦА

                  Да, реконструкция внешности половца авторства Г. Лебединской
            2. +1
              12 апреля 2026 23:24
              Половцы и печенеги понимали друг друга, безусловно, но считается, что печенеги вероятнее всего говорили на огузском тюркском, в отличие от кыпчакского языка половцев. Надо бы ещё вспомнить торков, они же гузы/узы, от которых произошло название города Торческ. Торки, суть турки, это та часть огузов, которые, теснимые кыпчаками, отходили на северо-запад, и в XI веке уже поселились в Поросье, подчинившись местным князьям, в отличие от их южной родни турок-сельджуков, которые приняли ислам и примерно в это же время пошли на юго-запад, в Иран и дальше. Так вот, если обратить внимание на изображение этих самых сельджуков, то можно невооружённым глазом увидеть явную монголоидность их ликов. Очевидно, что большинство турок-сельджуков имели явно выраженные монголоидные признаки, которые со временем от смешения с европеоидным населением довольно быстро сошли на нет. Эти процессы смешения с европеоидным населением происходили ещё со времён распространения Тюркского каганата. Т.о. можно сказать, что тюрки были разные, как с преобладанием монголоидных признаков в фенотипах, так и с доминацией европеоидных признаков. И чем западнее находился ареал их существования, тем сильнее доминировали европеоидные признаки в фенотипах.
            3. 0
              12 апреля 2026 23:31
              С чего б тогда готским девам,гремящим русским златом на берегах чермного моря лелеять месть за Шарукань( половцы проиграли),мечтая о временах Бусовых( Германарих тогда победил).
              Собственно Иордан указывает на это,говоря,что венеды,кои по грехам нашим( готов и ромеев) свирепствуют сейчас повсюду в те времена все были под властью Германариха,хотя и пытались сопротивляться по многочисленности их,вызывая лишь смех своим оружием.
              Конечно половцами они сами себя не называли,ибо какой народ будет сравнивать отличительную особенность своей внешности( волосы) со свежеоструганным полом.А волосы они носили длинные.. и мужчины в том числе.
              А вот их давние враги славяне вполне себе так называли.
          2. +2
            12 апреля 2026 22:47
            Не порите чушь, ей же больно. Половцы безусловные ТЮРКИ. И это никем, кроме фриков не отрицается. А Герасимов обжёгся исключительно на стереотипе, согласно которому все встепные народы считались монголоидными. Даже скифов считали таковыми, отсюда и это Блоковское "да, скифы мы, с раскосыми очами". Только вот тюрки ещё совсем не значит монголоиды. Это на минуточку ЯЗЫКОВАЯ семья. И среди тюрок в наше время встречаются как сугубые монголоиды (якуты, тувинцы, хакасы и т.п.), так и абсолютные европеоиды (турки, гагаузы, карачаи/балкарцы и т.п.). Причём европеоиды располагаются на западе, а монголоиды на востоке. Подобная широтная изменчивость фенотипов тюрок существовала также и в XII веке. Изначально, в V в. алтайские тюрки имели фенотип с преобладающими монголоидными признаками. Потом, когда Тюркский каганат распространился далеко на запад, вместе с ним и тюркский язык получил распространение на огромных площадях Ц. Азии, населённых ранее в основном европеоидным ираноязычным населением, монголоидные признаки у этого ассимилированного тюрками населения по вполне понятным причинам получили широтную изменчивость, т.е. стали уменьшаться с востока на запад. Ведь потомство монголоидных тюрок от смешения с европеоидами с течением времени приобретало всё больше европеоидных признаков в фенотипе. Поэтому западные тюркоязычные племена вполне могли иметь слабо выраженные монголоидные признаки или не иметь таковых вовсе, в отличие от более выраженных монголоидных признаков у восточных тюркоязычных племён.
            Что касается происхождения слова "половцы", от "полова", половые, т.е. жёлтые, это русская калька с тюркского слова Сары (шары) - жёлтый, и это в данном случае не обозначение цвета волос, это распространённая у тюрок цветовая родо-племенная идентификация, сары-кыпчак, т.е. жёлтые кыпчаки, т.е. западные кыпчаки, или просто сары. В Лаврентьевской летописи под 1096 г. упоминается этот эндоэтноним половцев «рекше: сарини есми».
            И вот эти-то сары-половцы, возможно не все, а только их ханский род, очевидно вообще не имели, либо имели слабо выраженные монголоидные признаки, которые никак не передались Андрею Боголюбскому, мать которого была дочерью хана Аепы (Осеневича) и внучкой хана Осеня (Асиня). И нам ещё не известно, кто были её мать и бабушка, возможно тоже женщины с европеодным фенотипом.
            Так что Герасимов в этом вопросе очень сильно накосячил.
        2. +3
          12 апреля 2026 16:23
          Цитата: Luminman
          Цитата: 3x3zsave
          Да и вообще, имея в половине дворянских фамилий татарскую этимологию, стесняться иностранного влияния на собственную историю несколько нелепо
          Тюркское (половцы, позже татары) влияние на славян началось еще задолго до обращения их в христианство и формирования наций. Достаточно вспомнить браки между русскими князьями и половчанками, а на приграничных территориях это было вполне обыденным явлением...

          Ключевой маркер «князьями».
          Впрочем, еще до традиции брать в жены дочерей половецких ханов. В женах наших князей отметились скандинавки, гречанки, венгерки и даже англичанки.
      3. +2
        12 апреля 2026 13:25
        Вероятно просто не считали татар иностранцами... laughing
    3. +2
      12 апреля 2026 12:46
      Потому что в европах стало дико модно переться по тем, кто их грабил и убивал пару сотен лет, а они просто обтекали. Это как если бы у нас славили Золотую Орду.
      Варяги у нас ничего не захватывали, их сначала выгнали, а потом позвали как наёмников. И государство они нам не принесли, у них у самих его не было
      Что же до дворян - они переходили на русскую службу. И всякие кантемиры и лермонты быстро русели
      1. +1
        12 апреля 2026 16:49
        И государство они нам не принесли,

        Проблема не в государственности, а степени участия в становлении нашей общности на 1/5 суши.
        К слову, как таковое с о всеми признаками государственных институтов наша отчизна существует только с 1481 года. После стояния на Угре.
        1. +1
          12 апреля 2026 18:18
          Можно легко заметить как государственность ставилась - в Киеве помер князь, новгородский князь нанял варягов и пошел с ними в Киев. Так повторялось раз за разом, только Ярослав Мудрый, тоже провернувший этот трюк, решил что надо свою армию из местных нанимать и вообще проводить информационные кампании. А так - влияние всех подряд велико, и Орда говорят научила централизованной власти, датчанин Даль словарь толковый словарь написал, один грузин сами знаете что, половецкие княжны детей князьям рожали, а в одно лицо больше всего сделал тот безвестный товарищ, что Девлет Гирея перепугал что русская армия идет и он полез на штурм укрепленного лагеря Воротынского, положив всю армию. А варяги - просто наемная армия, не было бы их - нанимали бы купцы местных или кочевников, чем собственно тоже занимались.
  4. +1
    12 апреля 2026 08:16
    Олег, прозвище которого является буквальным переводом на русский язык «говорящего» имени Хельги

    А почему не имеет права на жизнь обратная версия? Имя Олег скандинавам ничего не говорило, зато вот прозвище Вещий - запросто. Да это ж Хельгу, священный! Отлично - так звать и будем.
    Ибо Олег-Хельгу как-то уж очень притянуто за уши, к тому же - вовсе не факт что он был именно Олегом. Во многих списках имя передаётся как Олг, Олъг, и так далее.. Обратим внимание - женский вариант имени звучит как Ольга, Олга, а отнюдь не Олега, как казалось бы было бы правильно по русски. Династия черниговских князей везде и всюду называется именно Ольговичи, а вовсе не Олеговичи. Так что - как на самом деле звали Вещего вопрос спорный. А уж Олг-Хельгу точно из области фантастики..
    1. vet
      +4
      12 апреля 2026 11:20
      Хельг-Эльг-Ольг-Олег - это явно все одного корня. Нам ли удивлляться тарнсформации. если Евгением зовем Женями, Александров - Сашами и Шурами.
      1. +5
        12 апреля 2026 11:32
        Евгением зовем Женями
        Обрусевшее французское "Эжен".
        1. +6
          12 апреля 2026 16:43
          Цитата: 3x3zsave
          Евгением зовем Женями
          Обрусевшее французское "Эжен".

          Привет Дружище!
          На днях был в Париже!
          1. +4
            12 апреля 2026 16:57
            Челябинская область?

            Со стрижкой кустарников размахнулись.
            1. +3
              12 апреля 2026 19:34
              Цитата: Korsar4
              Челябинская область?

              Со стрижкой кустарников размахнулись.

              Угу, зато там кошаки наглые и петухи горластые!
              Смотреть на Эйфелеву башню под «ку-кв-реку»…Франция отдыхает….
              1. +2
                12 апреля 2026 20:28
                Вот-вот. Там если и петухи, то галльские.
                1. +3
                  12 апреля 2026 21:02
                  Цитата: Korsar4
                  Вот-вот. Там если и петухи, то галльские.

                  А коты Сергей в красных ботфортах и со шпагами!!!
                  К слову, в местном музее есть стенд с «краснознаменными» галифе )гусарскими) и буденовкой. По воспоминаниям местных в доме четыре дня провел Блюхер.
                  Завтра попрошу фотографию.
                  Ниже занятный вымпел из нашего «далека»
                  1. +1
                    13 апреля 2026 07:48
                    Вероятно, все мы стали нарушителями дисциплины. Никто жилье не торопится предоставлять.
          2. +3
            12 апреля 2026 17:35
            Привет, Влад!
            До Фер-Шомпенуаза не доехал?
            1. +5
              12 апреля 2026 19:28
              Не, не срослось. На прошлой неделе - Челябинск, Магнитогорск, Карталы,Чесма, Троицк.
              Завтра - Златоуст, Миасс, Чебаркуль.
              Бешеной собаке семь верст не крюк!
              К слову в Париже, местные представители дома культуры настояли на пресыщении музея.
              Получили истинное удовольствие от посещения музея. Нагабакская изба в Париже.
  5. 0
    12 апреля 2026 08:27
    кем бы он ни был: ободритом

    Я лично придерживаюсь именно этой версии. Что возможно прослеживается даже в имени его потомка - Святослава. Вспомним как передавалось его имя греками - Сфендославос. Что как-то не очень понятно. Но - в западно-славянских языках было своеобразное произношение определённых форм. Свентовит, вместо восточного Святовита. Свантеплук, вместо Святополк. Кстати - именно это имя перешло в Швецию и превратилось в довольно популярное Сванте. Как там Малыша звали - Сванте Свантессон? Но самого первого известного нам Сванте звали Свантеплук Кнудссон...

    Так вот - если Святослав на самом деле был Свентославом, Свантеславом, то тогда греческая передача как Сфендослав как раз довольно точна. А значит - даже через три поколения династия помнила о своём ободритском происхождении.... Святославом же - он стал уже в более поздних русских источниках, как более привычная и удобная форма имени..
    1. +6
      12 апреля 2026 11:36
      Цитата: paul3390
      Так вот - если Святослав на самом деле был Свентославом
      Во всей шведской историографии Святослава называют Свинельдом ...
  6. 0
    12 апреля 2026 08:32
    сын Владимира Мономаха Мстислав

    Имейте совесть - второе имя Мстислава в честь дедушки, последнего саксонского короля Англии Гарольда Годвинссона! У него мама - Гита Гарольдовна! Он - не Харальд, он - Гарольд! И скандинавы тут - никаким боком..
    1. +5
      12 апреля 2026 08:42
      Харальд и Гарольд - это одно и то же имя. И Гита после гибели отца жила именно у своих датских родственников. Англия уверенно шла к тому, чтобы стать ещё одной скандинавской страной, вторжение офранцузившихся нормандцев (знать которых также имела скандинавское происхождение) сломало историю Англии, повернуло ее в неестественное русло, и вражда между нормандцами и коренными жителями, которые даже говорили на разных языках, сохранялась на протяжении нескольких поколений. Она служит основой сюжета романа "Айвенго": герой проклят отцом за то, что пошел на службу к нормандскому королю Ричарду Львиное Сердце.
      1. +1
        12 апреля 2026 09:25
        Имя одно, но - какое отношение Мстислав-Гарольд имеет к Скандинавии? Скажем Джон и Иван тоже одно имя, но разве из этого следует что Иван Васильевич Грозный был англичанин?
      2. +5
        12 апреля 2026 10:10
        Цитата: ВлР
        вражда между нормандцами и коренными жителями, которые даже говорили на разных языках, сохранялась на протяжении нескольких поколений

        кстати, многие и не подозревают, что современный английский язык относится к группе германских языков, как и скандинавские
      3. 0
        13 апреля 2026 15:07
        Достаточно глянуть на английское написание имени Айвенго (Ivanhoe), чтобы понять, что с именами не всё так просто :)
    2. +7
      12 апреля 2026 11:04
      Цитата: paul3390
      Он - не Харальд, он - Гарольд!
      Дело в том, что кириллическими символами написать звук h, который есть в германских языках, попросту невозможно. Он произносится не как звук х, и не как звук г, а как фрикативное г, так как произносят этот звук на Украине или на юге России, только мягче и с придыханием. Вам правильно ответили:
      Цитата: ВлР
      Харальд и Гарольд - это одно и то же имя
      П.С. У моей бабушки была пропагандистская книга еще 1940-х годов, так там Гитлер назывался Хитлером, Гиммлер - Химмлером, а город Гамбург - Хамбургом...
      1. +3
        12 апреля 2026 13:41
        Цитата: Luminman
        Дело в том, что кириллическими символами написать звук h, который есть в германских языках, попросту невозможно.


        Кого то волновали такие тонкости? Латинское Homo можно произносить и как "гомо" и как "хомо".
        Гарольд, Харальд... это тонкости малозначащие. Различия небольшие даже ныне сохраняются в местных диалектах.

        У кого то Ричард, у кого то Рихард... и что?
  7. +2
    12 апреля 2026 08:39
    Оказалось, что эти «росы» говорят на «северном языке» и подозрительно похожи на «свеонов»

    Этот момент убедительно разобран ещё у Лесного. Вот - ко двору франкского императора прибывают персонажи с грамотой от императора византийского. В которой говорится - это послы от народа росс, просьба пропустить. Если россы на самом деле шведы - в чём проблема-то? Даже если они франкам и враждебны - это ж послы с грамотой, чего их задерживать? Надо оказать содействие.
    Но франков насторожило именно это - как же так, в грамоте написано что россы, а на проверку шведы. Враги. Подозрительно однако, надо уточнить, не подстава ли.
    Так что - вывод из этого эпизода очевидный - франки россов шведами отнюдь не считали..
  8. +1
    12 апреля 2026 08:44
    В отрывках речей Ольги, дошедших до нас в летописях, обнаружены явные скандинавизмы

    Мы не знаем, кто был источником для хронистов, что наших что византийских. Возможно - это были наёмные скандинавы из дружин, впоследствии перешедших на службу в Византию. Что тогда было частым явлением. Тогда - наличие скандинавизмов вполне естественно... Кстати - тоже касается и названий порогов на Днепре у Константина Багрянородного..
  9. +2
    12 апреля 2026 08:54
    который мы зовем Nordmannos по месту жительства

    Во многих западных источниках Ольга названа Регина Ругорум, а не Регина Руссорум, как казалось бы должно было быть. То есть - королева ругов, а не русов. А поскольку руги 9-10 веков это очевидные западные славяне - отсюда и вывод. И если Рюрик действительно был ободритом, как и значительная часть его дружины - понятно почему Ольга королева именно ругов, а не славян.. Тем более - не очень понятно что имелось ввиду тогда под термином славяне - общее название всех славянских народов или новгородские словене. Если последнее - то да, возможно после ухода на юг Новгород его преемникам не очень-то и подчинялся. Формально считаясь под их рукой, но управляясь вполне самостоятельно, как в дальнейшем и было.

    Норманны же - это не народ, это общее название всех северян. И не очень ясно, почему бы тем же ободритам бывшим соседями данов, так же не быть норманнами.. Северяне же ж? От тех же викингов крайне мало отличавшиеся..
    1. +6
      12 апреля 2026 11:13
      Цитата: paul3390
      А поскольку руги 9-10 веков это очевидные западные славяне
      Все же считается, что руги - это германское племя. Одоакр по некоторым данным был ругом...
      1. +2
        12 апреля 2026 16:39
        Цитата: Luminman
        Цитата: paul3390
        А поскольку руги 9-10 веков это очевидные западные славяне
        Все же считается, что руги - это германское племя. Одоакр по некоторым данным был ругом...

        С Ругами не менее сложно чем с Русами. Не менее 7 точек позиционирования от Эльбы до Каспийского моря. С русами не менее сложно от Балтики до Крыма (Кубани).
        1. +1
          13 апреля 2026 07:12
          Цитата: Коте пане Коханка
          С Ругами не менее сложно чем с Русами.


          Согласно правилам т.н. палатизации (смягчения гласных) производное от "руг" - "руж". В французском "руж" - красный (Мулен Руж). Т.е. эти руги ассоциировались с красным цветом. Либо одежда, либо цвет волос, либо амуниция - щиты. Однако у русских красный цвет тоже был популярен издревле.
          Не исключено, что эти руги, как и русы были связаны не с определенным народом, а некой социальной группой или сословием у народов индоевропейского происхождения, что и объясняет столь широкое распространение.
      2. +2
        12 апреля 2026 23:40
        Одоакр не был ругом. Даже если кто-то из древних авторов его так называет. Скорее всего он был скиром из подчинённых гуннам, т.к. папу его Эдику/Эдекона, приближённого Аттилы, Приск Панийский называл «природным унном». В сражении на Болии в 469 г. скиры были разбиты остготами, их рекс Эдика был убит. Одоакр с тех пор не любил готов. Он и не мог быть ругом по одной простой причине - будучи правителем Италии он с ругами жёстко воевал и загеноцидил их в итоге так, что им пришлось уйти из своего Ругиленда (в бывш. римском Норике) и поселиться среди остготов Теодориха Амала.
      3. 0
        14 апреля 2026 07:23
        Цитата: Luminman
        Все же считается, что руги - это германское племя. Одоакр по некоторым данным был ругом...


        Вопрос только, кто тогда считался германцем. Может германцами (а это не самоназвание) тогда называли славян.
        Нынешние немецкие археологии даже жалуются: при раскопках в родной Германии постоянно находят артефакты славянского происхождения.
        1. +1
          14 апреля 2026 19:10
          Про германцев читайте Г.Ю. Цезаря, Тацита, Плиния Ст., Страбона, Плутарха и др.
          Про ругов читайте того же Тацита и Клавдия Птолемея. Также руги упоминаются у Прокопия Кесарийского и у неизвестного автора первой половины VII века в труде «Происхождение народа лангобардов». Иордан тоже писал про них, точнее про ульмеругов, т.е. островных ругов.
          Руги это вне всякого сомнения германское племя.
          А немецкие археологи находят артефакты времён славянского присутствия на территории совр. Германии. Вот раньше была такая страна ГДР, если вы помните. И практически всю её территорию приблизительно века с VII, может ещё раньше, заселили т.н. полабские славяне. Отсюда и славянские артефакты, и богатейшая славянская топонимика, и сохранившиеся до наших времён лужицкие сербы-лужичане и их славянский серболужицкий язык.
          1. 0
            15 апреля 2026 08:23
            Читать можно, но стоит ли верить тем, кто явно был пристрастен (как Цезарь), либо сам получал инфу через третьи руки?
            Еще раз - мы не знаем, кого античные источники называли "германцами", они могли слишком вольно использовать этот термин. Теми же скифами или вандалами они могли называть самые разные народы, не сильно утруждая себя поисками различий в сортах этих варваров. Тем более, что пристрастности этим античным авторам было не занимать.
            Ага, а некоторые утверждают, что предки современных немцов стали осваивать территорию Германии лишь с 12 века н.э., начав завоевания с территории Дании.
            Так что у полабских славян вполне могли быть предшественники, тоже просто славянские или прото-славянские. Если этому нет подтверждений от археологов, то... "копать надо глубже, здесь вам не армия!" laughing
            1. +1
              15 апреля 2026 12:23
              Верить не надо. Надо знать. Знает историческая наука, археология, источниковедение. Ещё раз, мы прекрасно знаем кого античные источники называли "германцами", в этих текстах полным полно "утруждений себя поисками различий в сортах этих варваров" и прочих объяснений, равно как и географических привязок, археология тоже копает и находит, и привязывает разные культуры к определённым территориям. Это для вас непонятно, т.к. вы, очевидно, далеки от науки, не читали никого из перечисленных авторов, равно как и статьи учёных, анализирующие сообщения этих авторов, археологические исследования и т.п. Что касается какой-то "пристрастности" древних авторов, то для этого и существует вышеупомянутая наука - источниковедение, которая исследует источники, отделяя т.с. зёрна истины от плевел пристрастности и прочих минусов.
              И да, скифами называли самые разные народы ещё со времён Геродота, это старая античная традиция, в которой понятие скифы со временем перестало обозначать этноним и превратилось в этникон (этнохороним), т.е. обозначение жителей определённой области, местности, производимое от названия самой местности (топонима), в данном случае некой территории под названием Скифия, и ещё в синоним слову "варвары", а в христианские времена слово "скифы" стало обозначать язычников. Очень ёмкое такое слово получилось.
              Сюда же относится и античная традиция переноса названия прежних, более древних народов на племена и народы, современные авторам. Науке это всё хорошо известно. Подобные пертурбации происходили и с названиями гуннов, вандалов, ругов, и с массой других названий.
              И всё это имеет научное объяснение и обоснование.
              А то, что "некоторые утверждают", так некоторые говорят, что кур доят. Вы бы лучше прислушивались не к этим "некоторым", которые в основном суть диванные фрики, графоманы и выдумщики, а к научным данным, благо во времена интернета можно получить достаточно аргументированных и подтверждённых наукой сведений по многим интересным историческим вопросам. Если, конечно, вас интересует история с научной точки зрения, а не такая тёплая и приятная сердцу фолк-хистори.
    2. +3
      12 апреля 2026 13:37
      Цитата: paul3390
      А поскольку руги 9-10 веков это очевидные западные славяне - отсюда и вывод.


      А кто эти мифические "руги"? Был ли вообще такой народ или племя?
      Средневековые хронисты обозначали нашу страну на латыни как Ruthenia. В честь нашей России-Рутении даже со временем был назван химический элемент - рутений.

      Но иногда переписчики допускали ошибки. И получались варианты: Rutenia или Ruhenia. От последнего и произошли эти самые "руги".
      1. +3
        12 апреля 2026 23:53
        Руги это германское племя, которое жило на берегу Балтики, пока готы в процессе своего великого кочевания на юг, не заставили их тоже мигрировать в Центральную Европу. Руги среди многих германских племён входили в состав гуннской державы, потом, когда она распалась, они попытались образовать своё государство Ругиленд в бывш. римском Норике, но их дважды разбил и отгеноцидил Одоакр, после чего Ругиленд кончился, а руги были вынуждены поселиться среди остготов Теодориха Амала и вместе с ними потом захватили Италию, образовав там Остготское королевство. Во времена Готских войн, как писал Прокопий Кесарийский, руги ещё вполне себе наличествовали, и из их среды даже избрали короля, Эрариха, но когда узнали, что он тайно сносился с врагами, его зарезали. Все следы ругов теряются с окончанием готских войн, т.е. вероятнее всего они были истреблены, как большинство италийских готов, или умерли от голода и болезней, которые охватили разорённую войной Италию. Все более поздние упоминания ругов это обычный перенос названий более древних народов на народы, современные автору того или иного текста.
    3. +4
      12 апреля 2026 13:42
      Могли бы и скифами обозвать... по привычке.
    4. +2
      12 апреля 2026 16:35
      Северяне же ж?

      Спорно, если верить ПВЛ, то северяне проживали южнее полян.
  10. +3
    12 апреля 2026 09:08
    часть норманнов, приплывших к берегам Франции, отправилась на юг и осадила Севилью. В местных хрониках пришельцы названы воинами «народа ар-рус»

    У Саксона Грамматика есть пассаж - в те годы шайки викингов, состоящих из данов и славян, начали грабить берега Англии. Цитата не точная, лень искать. Если верна связка руги-русы, а руги - это западные славяне, соседи данов, то почему бы части их и не отправится в прибыльный набег вместе с соседями? Даны остались грабить франков, а руги - решили сплавать в далёкие неведомые страны.. И любопытно что там, да и добыча возможно богаче..
  11. +8
    12 апреля 2026 12:26
    дружно утверждают, что современные им русы – не славяне, а люди скандинавского происхождения
    .

    «… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал» –
    А.С. Пушкин
  12. -3
    12 апреля 2026 14:06
    Гораздо большую роль в истории Руси сыграл преемник полумифического Рюрика – Олег, прозвище которого является буквальным переводом на русский язык «говорящего» имени Хельги.
    Эту нелепость придумали немцы, взявшиеся при Екатерине за написание русской истории, и стремившиеся все великие дела русов приписать иностранцам.

    Еще в 19-м веке русские историки выдвинули вполне обоснованное объяснение: ися Олег (Волег) и его женская форма Ольга (Вольга) славянского происхождения и происходят от слова ВОЛЯ.
    Именем Вольга названа великая русская река.
    В Бертинских анналах утверждается, что в 839 г. ко двору франкского императора Людовика Благочестивого вместе с послами византийского императора Феофила прибыли люди, «которые говорили, что их народ зовут рос (Rhos), и которых, как они говорили, царь их, по имени Хакан (скандинавское имя Хакон?
    Каганами (хаканами) именовались русские князья - факт давно известный и встречающийся в публикациях русских историков еще с 19 века.
    1. vet
      +2
      14 апреля 2026 08:58
      Олег (Волег) и его женская форма Ольга (Вольга) славянского происхождения и происходят от слова ВОЛЯ.

      Примитивное толкование в духе Задорнова. Даже былинный герой Вольга Всеславич - не "Вольный", а именно "Вещий", единственный богатырь не с нейтральным, а с четко "говорящим" о нем именем. Народная память сохранила значение этого имени.
      1. -1
        14 апреля 2026 13:01
        Примитивное толкование в духе Задорнова.
        Вообще то данное толкование предложил известный русский историк д.и.н. Д.И. Иловайский, который не уставал повторять, что не нужно уподобляясь историкам-немцам упорно выискивать иностранное там, где имеется лишь исконно русское.
        а именно "Вещий", единственный богатырь не с нейтральным, а с четко "говорящим" о нем именем
        По богатырям ничего не скажу, исследования сказок и баек не входит в круг моих интересов.

        А что касаемо имен, то имеются все основания полагать, что Олег (Волег) и Игорь имена русско-славянские, которым сочинявшие историю Руси немцы (подстраивающиеся под запрос российских самодержцев) изо всех сил старались придать иностранное толкование.
        И нужно быть, мягко говоря, очень странным человеком, чтобы поверить в то, что имя Олег (Волег) является произвольным от имени Хельги.
        1. vet
          +2
          14 апреля 2026 14:09
          Иловайский давно устарел, и надо быть очень наивным человеком, чтобы на него сейчас ссылаться. А Ваши фантазии о славянских именах Ингвар-Игорь и Хельги-Олег - на Вашей совести. Еще имена Свенельд и Асмуд славянскими назовите.
          1. 0
            14 апреля 2026 15:16
            Иловайский давно устарел
            считайте так, как вам сердце подсказывает. Я свою аргументацию озвучил.
            А Ваши фантазии о славянских именах
            Это не фантазии, а гипотезы, высказанные русским историком д.и.н. Д.И. Иловайским.
            Но вы имеете право выдвинуть собственные гипотезы - у нас свободная страна и каждый имеет право писать глупости
            Еще имена Свенельд и Асмуд славянскими назовите.
            Не берусь судить славянские они или нет по простой причине: до настоящего времени ни кем не составлен полный список славянских имен т.к. это не представляется возможным.
            Еще добавлю что имена Свенельд и Асмуд стали известными по греческим хронографам, т.е. были записаны греками на слух и не факт, что правильно.
  13. +4
    12 апреля 2026 22:46
    Насчет следов скандинавов/варгов/викингов, нельзя не вспомнить про т.н. "рунические камни".
    На территории России и соседних стран известны ряд рунических камней, связанных с эпохой варягов. Самый известный Березанский рунический камень, обнаруженный в 1905 году археологом Эрнстом фон Штерном во время раскопок на выявленном им скандинавском погребении, он содержит надпись рунами: «Гран сделал это захоронение в память о Карле, своём сотоварище» (Grani gærði hvalf þessi æftiʀ Karl, felaga sinn).
    Варяжские рунические камни в Швеции - это мемориальные стеллы и надписи на скалах, посвящённые восточным походам викингов в область Гардарики (др.-сканд. Garðaríki). Они являются важным источником по истории русско-скандинавских отношений. Надписи на древнескандинавском языке были сделаны рунами типа футарк, среди упоминаний в таких надписях - локации, связанные с территорией современной России (например, Garðar, Holmgarðr - Хольмгард, современный Великий Новгород).
    "Подавляющее большинство тех, в память о ком установлены камни первой половины XI века, во время поездок на восток «умерли», «были убиты» или «пали», что говорит о бурной военной деятельности скандинавов на Руси в этот период." (с)
    1. +4
      13 апреля 2026 17:03
      Нельзя не вспомнить арабского путешественника Ибн Фадлана. Он прямо отожествлял русов с варягами. Подробно описал погребение знатного варяга в корабле. Воевали, торговали. Причём главное занятие их - работорговля.
      1. +3
        13 апреля 2026 18:36
        Нельзя не вспомнить арабского путешественника Ибн Фадлана. Он прямо отожествлял русов с варягами.

        Давайте вспомним, что отправной точкой, введения в оборот истории Ибна, стал Йкут живший спустя полтора века.
        Ровесницей Ийкута был Ярослав Владимирович, который дал Новгороду Русскую Правду, где варяги имели иной правовой статус от остальных свободных мужей.
        1. +1
          14 апреля 2026 07:18
          Цитата: Коте пане Коханка
          Ровесницей Ийкута был Ярослав Владимирович, который дал Новгороду Русскую Правду, где варяги имели иной правовой статус от остальных свободных мужей.


          Пардон, Ярослав был... мадам?
          Ну, Ярослав, который Мудрый, активно использовал наемников-варягов в борьбе за трон, может поэтому и решил их наградить плюшками. Тем более, что эти варяги, еще в самом начале, когда Ярослав еще не сел на киевский престол, хорошо огребли от новгородцев за свой произвол.

          Вообще не стоит слишком доверять этим хроникам, летописям и пр., благо авторы их явно пристрасны. Тот же Нестор со своей ПВЛ... этот монах строчил свой опус в монастыре, который основал тот самый Ярослав. Но если бы в борьбе за трон одержал Святополк и профинансировал создание монастыря, читали бы мы в опусе про Святополка Мудрого и Ярослава Окаянного, который (Ярослав) зверски убил Бориса и Глеба... даже не сомневаюсь.
  14. -2
    13 апреля 2026 14:08
    Олег принял судьбоносное решение: уйти из Новгорода, в котором князья фактически не имели власти, на юг, где, опять-таки, был не основан, а захвачен уже существовавший город – Киев. И, плохо зная местный язык, объявил этот город не отцом, а матерью городов русских.
    Это не он объявил матерью, а греки в своих летописях его назвали μητρόπολις — «метрополис», что означает мать.
    А Олег не мог плохо знать местный язык, поскольку видимо ни откуда он не приплывал, а был изначально киевским князем.

    Автор слабо знает источники, но зато хорошо знаком с баснями
    1. vet
      +2
      14 апреля 2026 08:54
      Полная чушь, как и во всех других постах Ксаверия.
  15. +3
    13 апреля 2026 22:43
    Согласно древним хроникам, первым местом, которое викинги заметили на Пиренейском полуострове, был Хихон в Астурии, но там говорится лишь о том, что они, возможно, высадились, чтобы пополнить запасы провианта. Затем они направились дальше на запад, в Галисию, под предводительством некоего Виттингура. Астурийский король Ранимир I, латинизированное имя которого звучит как Ранимирус, вышел им навстречу и нанес им поражение в окрестностях современной Ла-Коруньи. Возможно, летописи преувеличили масштабы поражения викингов, учитывая, что они продолжили свое путешествие на юг, в зону, находившуюся под исламским контролем; в любом случае, они потерпели неудачу.Эти северные мореплаватели, заселившие Азорские острова ещё до португальцев, обосновались в Англии, Ирландии, Сицилии и Нормандии во Франции; не было бы ничего удивительного в том, что они поселились бы и в России. Я знаю, что вокруг происхождения России разгораются ожесточенные споры, но такие споры ведутся повсюду, и никто не готов уступить.
    1. +2
      14 апреля 2026 07:28
      Цитата: Carlos Sala
      Я знаю, что вокруг происхождения России разгораются ожесточенные споры, но такие споры ведутся повсюду, и никто не готов уступить.


      Ну не везде, в Англии - вряд ли. Ведь бессмысленно спорить по поводу происхождения государственности в этой стране. Неважно, кто победил бы в битве при Гастингсе: обе стороны были внешними захватчиками. А местным лишь оставалось пассивно наблюдать, кто из захватчиков будет иметь (во всех смыслах) аборигенов. И аборигены в итоге почти целиком потеряли и свой язык и культуру. Нынешние англичане не соотносятся с бриттами времен Цезаря от слова никак.
      1. 0
        14 апреля 2026 17:08
        Не стоит слишком верить английским мифам. Англичане в основном представляют собой кельтов с генотипом R1b, при этом саксонцы составляют лишь 25 %, а италийцы и римляне — 5 %.
        1. +1
          15 апреля 2026 07:54
          Сами англичане, их историки, утверждают, что к кельтам-галлам имеют весьма опосредованное отношение. Автохтонное население якобы происходило с территории современной Испании, но не Франции. И факт остается фактом: культура и язык англичан имеет мало общего с кельтскими аналогами.
          Наследниками бриттов можно считать валлийцев. Валлийский с английским различаются сильно, фактически это разные языки. Впрочем шотландский и ирландский - тоже. У англичан выражение "говорить ирландское" означает - "произносить тарабарщину".
  16. -1
    14 апреля 2026 09:50
    Первые века русской истории. Следы скандинавов

    Прямо не стесняясь выпирает норманнский лоббизм. Почему только следы скандинавов? А где следы арабов, тюрков, балтийский славян, хазар кстати данниками которых восточные славяне были.
  17. -1
    3 мая 2026 12:07
    Закавыка в том, что на уровне ген следы т.н. "норманн" стремятся к нулю, Клёсов и Балановский свидетельствуют yes
    А известная пословица теперь звучит так - "Поскреби татарина - найдёшь русского"(по Балановскому).
    Статья зачётная, автор поработал с доступной изторией, осталось натянуть на глобус генетику.