ЮАР и Родезия против мин. Часть II

Как уже говорилось в первой части нашего рассказа, в ходе войны в Южной Родезии различные мины и самодельные взрывные устройства стали настоящей бедой для войск Родезии и Южно-Африканской Республики. Счет уничтоженных взрывами автомобилей и другой самоходной техники постоянно увеличивался, а вместе с ним росло количество погибших и раненых, в том числе и гражданских. Наиболее очевидным способом спасения людей от мин было создание соответствующей бронетехники. Развивая эту концепцию, конструкторы ЮАР и Родезии создали массу различных бронемашин, имевших несколько общих черт.

Однако такой подход к защите солдат и мирного населения не мог обеспечить должный уровень безопасности. Кроме того, он был невыгоден с экономической точки зрения, ведь дешевое взрывное устройство, могло вывести из строя или даже уничтожить броневик, стоимость которого была эквивалентна сотням или тысячам мин. Таким образом, одновременно с эксплуатацией бронетехники класса MPV (Mine protected vehicle – «Машина, защищенная от мин») родезийским и южноафриканским войскам приходилось уделять большое внимание поиску и уничтожению мин. Стоит отметить, огромная протяженность оборудованных шоссе и простых грунтовых дорог делала поиск мин крайне сложной задачей. Саперы с ручными миноискателями работали слишком долго и рисковали попасть в засаду, а специальная техника для разминирования попросту отсутствовала.

Pookie


Первой родезийской специальной машиной, предназначенной для обнаружения мин, стал легкий броневик Pookie («Пуки»), созданный в середине семидесятых. Как и другие южноафриканские бронемашины того времени, новый образец был назван в честь местного животного. Словом Pookie в некоторых диалектах Южной Африки обозначаются приматы семейства галаговых. Возможно, облик нового саперного броневика кому-то напомнил этих зверушек, что и повлияло на выбор имени проекта.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Музейный Pookie, хорошо видны опускаемые модули поискового оборудования


Специфическая роль новой машины сказалась на ее облике. По мнению авторов проекта и будущих эксплуатантов, экипаж броневика должен был состоять всего из одного человека. Благодаря этому удалось создать компактный и хорошо защищенный бронекорпус характерной угловатой формы. Примечательно, что днище корпуса выполнили из двух сходящихся под углом панелей, но, несмотря на это, смогли обеспечить водителю достаточный комфорт. Корпус при помощи кронштейнов особой формы устанавливался на ходовую часть, состоявшую из двух отдельных модулей. Передний был максимально облегчен и упрощен. Из всех необходимых агрегатов в нем были лишь рулевой механизм и простая система подвески. Для максимального упрощения конструкции рулевое колесо внутри бронекабины соединялось с механизмами при помощи вала, установленного открыто, за пределами корпуса. Задний модуль ходовой части оснащался двигателем и коробкой передач, взятыми у автомобиля Volkswagen Käfer («Жук»), а также топливным баком и аккумулятором.

Компоновка машины Pookie была обусловлена необходимостью обеспечить минимальные последствия подрыва мины под колесом. Для этого, к примеру, в некоторых местах ходовой части умышленно были сделаны сравнительно слабые участки, по которым должно было идти разрушение. Также броневик спроектировали таким образом, чтобы уменьшить нагрузку на передние колеса. Предполагалось, что это позволит снизить давление на грунт и, как следствие, уменьшить вероятность подрыва мины. Наконец, саперный броневик Pookie получил непривычные для такой техники колеса. Для снижения нагрузки на грунт родезийские инженеры решили применить колеса с широкими шинами, используемые на гоночных машинах «Формулы-1». Эти колеса предполагалось накачивать до вдвое меньшего давления, чем на болидах. Благодаря этому удельная нагрузка на поверхность падала до приемлемых значений. Согласно некоторым данным, броневик Pookie мог спокойно ездить по противотанковым минам с нажимным взрывателем, не боясь подорваться.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Кабина броневика Pookie


С колесами бронемашины для саперов была связана интересная история, похожая на шпионский детектив. Поскольку официальные поставки каких-либо комплектующих для техники в Родезию были запрещены, представителям родезийской промышленности и армии приходилось инкогнито «внедряться» на Гран-при Южной Африки. Там они заводили знакомства с техническим персоналом команд и скупали использованные покрышки. Это продолжалось в течение нескольких лет и, к счастью для родезийских саперов, никто не догадался, зачем заключаются подобные негласные «контракты». Бывшие в употреблении шины активно использовались для оснащения машин Pookie, а местные условия способствовали сравнительно низкому их износу.

В результате всех принятых мер бронеавтомобили Pookie получили возможность быстро передвигаться по любым дорогам Родезии со скоростью до 80 км/ч и обеспечивать безопасность автоколонн. Для поиска взрывных устройств саперную машину оснастили двумя рамками металлоискателя, прикрытыми кожухами цилиндрической или коробчатой формы. Они крепились в нижней части бортов корпуса и в рабочем положении опускались параллельно земле. В походном положении приспособления для поиска мин поднимались и удерживались под углом к горизонту.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II


Первые два экземпляра саперного броневика Pookie были построены в 1976 году. Вскоре прототипы показали все свои возможности и армия заказала еще пять таких машин. Типичный способ использования этой техники выглядел следующим образом. Перед колонной автотранспорта и бронетехники на достаточном удалении шел броневик с миноискателями. Обнаружив взрывное устройство, водитель-оператор Pookie помечал его и ехал дальше. Далее с миной разбирались саперы колонны, а водители старались объехать опасный объект. Потери военной техники вследствие подрыва на минах значительно сократились.

Однако вскоре противник заметил, что противотанковые мины перестали давать ожидаемый эффект и начал применять самодельные взрывные устройства, в конструкции которых отсутствовал металл. Предполагалось, что Pookie не сможет определять такие боеприпасы. Однако на вражескую хитрость родезийцы ответили своим новым ноу-хау. В состав оборудования включили эхолокатор несложной конструкции, позволявший находить в грунте чужеродные включения. Стоит отметить, из-за применения этого прибора броневик пришлось оснастить достаточно крупным блоком электроники, но затраты на его производство полностью компенсировались всего за несколько дней работы.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Инженерное подразделение, оснащенное машинами Pookie


За четыре года, начиная с 1976-го, в Родезии собрали 75 машин типа Pookie, незначительно отличавшихся друг от друга некоторыми деталями конструкции. К примеру, часть броневиков оснащалась крупным ветровым бронестеклом, а в других водителю приходилось наблюдать за местностью через небольшое окно. Также менялась форма кожухов металлоискателя и эхолота. При этом, независимо от конструкции конкретного экземпляра, все 75 броневиков отлично справлялись со своими обязанностями. За несколько лет эксплуатации машины Pookie в общей сложности обнаружили около 550 противотанковых мин и самодельных взрывных устройств различных типов. За это время было потеряно всего 12 броневиков, причем ни одна из уничтоженных противником машин не стала жертвой исключительно мин. Чаще всего саперные броневики попадали в засаду и расстреливались из гранатометов. К счастью, ни один водитель не погиб.

FU-2

Высокая эффективность легких броневиков Pookie заставила саперов партизанских формирований изменить тактику. Они начали минировать не только дороги, но и площадки, пригодные для использования в качестве аэродромов. Такое минирование позволило решить сразу две тактические задачи. Во-первых, взрывные устройства уничтожали взлетающие или садящиеся самолеты, а во-вторых, проверка многочисленных импровизированных грунтовых аэродромов отнимала у родезийских инженерных подразделений массу сил и времени.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Один из вариантов FU-2


Все имевшиеся на тот момент Pookie использовались для проверки дорог и сопровождения автоколонн, поэтому требовался некий новый тип техники. Специально для поиска мин и самодельных взрывных устройств на больших посадочных площадках военные Родезии создали простейшую, но удобную и эффективную версию «самоходного миноискателя» под названием FU-2. Основой для новой модели специальной техники стал обычный велосипед, на который монтировался набор специального оборудования. Вернее, часть конструкции двухколесного транспорта присоединялась к тележке с аппаратурой и служила рабочим местом оператора-водителя. На небольшой двухколесной тележке устанавливались аккумулятор и блок электроники. Сбоку подвижно крепились рамки металлоискателя. Таким образом, единовременно одна «машина» FU-2 могла обследовать полосу земли шириной около двух метров.

К сожалению, данные об этом техническом средстве крайне скудны и поэтому, к примеру, точно неизвестно, как родезийцы защитили FU-2 от риска наехать на мину колесами. Вероятно, в передней части тележки с аппаратурой находилась еще одна рамка, следившая за центральным сектором. Несмотря на ярко выраженный кустарный характер, миноискатель на базе велосипеда оказался достаточно эффективным и полезным. Судя по тому, что использование в качестве аэродромов неподготовленных площадок продолжалось до самого конца войны, саперы на FU-2 смогли найти немало мин и спасти множество жизней. Кроме того, FU-2 считается самой массовой «машиной» родезийских саперов. По различным оценкам, было собрано не менее 100-150 таких систем.

Spinnekop

Последним саперным броневиком, которому удалось принять участие в войне в Южной Родезии, стала машина Spinnekop («Паук»). Этот образец, разработанный в ЮАР, полностью оправдывал свое название, поскольку для уменьшения риска уничтожения инженеры подняли бронекорпус на максимально возможную высоту, создав оригинальную ходовую честь. Бронированный корпус с характерным V-образным днищем разделили на два отсека. В переднем располагались водитель и оператор миноискателя. В заднем – двигатель и часть агрегатов трансмиссии. Через нижнюю часть корпуса по всей длине машины проходила закрытая кожухом рама, соединявшая все элементы конструкции. В средней части рамы крепились опоры двух «лыж», предотвращавших переворачивание машины на бок. Максимальная длина семитонного саперного броневика Spinnekop – около семи метров. Высота порядка 3 и ширина, в зависимости от комплектации, около 3,3 метра.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Spinnekop, серийный экземпляр


В передней, средней и задней частях продолговатой рамы крепились длинные рычаги, на концах которых устанавливались колеса с сопутствующими системами. Из-за столь сложной конструкции ходовой части броневик Spinnekop получил гидравлическую трансмиссию. Только такая система могла надежно передавать крутящий момент двигателя на колеса и располагаться в раме сложной конструкции. При использовании 90-сильного шестицилиндрового двигателя бронемашина могла разгоняться на шоссе до 60 километров в час. Интересен тот факт, что максимальная скорость движения зависела от режима работы гидротрансмиссии. 60 километров в час достигались при двух ведущих колесах из шести. При переключении на колесную формулу 4х6 этот показатель падал на 10 км/ч. Наконец, в полноприводном варианте Spinnekop разгонялся лишь до 40 километров в час. Во время поиска мин рекомендовалось двигаться со скоростью не более 16-18 км/ч.

Миноискатели машины Spinnekop устанавливались на съемной раме, крепившейся к передним колесам. Согласно разным источникам, в блоке аппаратуры присутствовали как приборы, использующие электромагнитное излучение, так и эхолокационное оборудование. Управляемая одним из членов экипажа установка могла обследовать полосу дороги шириной около 2,5-3 метров.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Машина Spinnekop, оснащенная системами поиска мин


Известно, что первый экземпляр саперного броневика Spinnekop, построенный в 1979 году, недолгое время испытывался на территории Родезии. После испытаний, показавших эффективность работы миноискателей и правильность использованных технических решений, началось серийное производство новой бронемашины. За несколько лет промышленность ЮАР построила всего 18 броневиков Spinnekop. Столь малое количество серийных машины было обусловлено особенностями их применения – война закончилась, вследствие чего основной задачей инженерных подразделений стало обследование территорий, на которых могли находиться вражеские взрывные устройства.

Неоднозначные итоги

После окончания войны в Южной Родезии все построенные саперные броневики были поделены участниками конфликта и активно использовались для очистки территорий, густо «засеянных» противотанковыми и противопехотными минами или самодельными взрывными устройствами. На этой службе было потеряно большинство построенных машин, а немногие сохранившиеся экземпляры позже попали в музеи военной техники. Так, один или два броневика Pookie в настоящее время служат музейными экспонатами. Переоборудованные из велосипедов миноискатели FU-2, к сожалению, сохранились лишь на нескольких фотографиях плохого качества и в воспоминаниях участников той войны. Наконец, немногочисленные машины Spinnekop выработали свой ресурс в составе подразделений армии ЮАР, после чего были списаны и утилизированы.

До сих пор в земле Зимбабве и некоторых районов Южно-Африканской Республики остаются десятки или даже сотни тысяч мин и других взрывных устройств. Разминирование территорий, на которых шли боевые действия, остается одной из главных проблем Южной Африки. Тем не менее, несмотря на важность вопроса, саперы южноафриканских стран в последние десятилетия вынуждены использовать имеющуюся технику, возможности и эффективность которой оставляют желать лучшего. Основными средствами обнаружения мин по-прежнему остаются ручные миноискатели и щупы. Время от времени предпринимаются попытки построить самоходную машину наподобие Pookie или Spinnekop, но все они завершаются неудачей. В результате мины продолжают убивать людей, а саперы Зимбабве и других бедных южноафриканских государств вынуждены искать боеприпасы при помощи устаревших малоэффективных систем.


По материалам сайтов:
http://rhodesians.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://armourbook.com/
http://africancrisis.org/
http://rhodesianforces.org/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Iraclius 13 августа 2013 08:58
    Модели сапёрных машин выглядят ещё более, эмм, экстравагантно, чем в предыдущей части статьи. Впрочем, главное, что они смогли выполнить свою задачу при минимальных материально-финансовых затратах. И без всякого новомодного 3D-дизайна, замечу.
    1. Вернем_СССР 13 августа 2013 09:43
      Цитата: Iraclius
      И без всякого новомодного 3D-дизайна, замечу.

      3D дизайн (к черту это дурацкое слово! - есть наше - "проектирование") - всего лишь способ облегчить и ускорить рутинный труд. Не более.
      Сопряжение с различными САПР в части подключения автоматизированных расчетных под модулей - это не главная функция, а скорее бонус.
      Применимо к теме - всё точно так же приходилось вычерчивать во всех проекциях карандашами, всё точно так же приходилось считать и скорее всего по тем же самым алгоритмам, только даже не на калькуляторе, а в столбик.
      1. Гражданский 13 августа 2013 20:43
        Вопрос, а где наши МАРАПы?
  2. Iraclius 13 августа 2013 09:45
    Я о том, когда практическую целесообразность, утилитарность, подменяют безграмотным дизайном.
    1. Вернем_СССР 13 августа 2013 09:52
      Это совсем не одно и то же laughing
      И я бы на Вас посмотрел, во что бы Вы сами полезли в это "Ведро" или в современную "обезображенную" дизайном машину laughing
  3. Iraclius 13 августа 2013 10:05
    Я бы полез в ту машину, в надёжности которой уверен. А не ту, которую в "Компасе" вычерчивал дилетант.
    1. Вернем_СССР 13 августа 2013 10:17
      Какая разница в чем вычерчивали машину? и почему взрослый человек, судя по количеству сообщений - не первый день на форуме и не может нормально составить ветку диалога, а пишет в столбик? wassat
  4. Siga 13 августа 2013 10:07
    Потрясающие машины! Огромное спасибо автору
  5. biglow 13 августа 2013 10:32
    какой то пост апокалиптический дизайн в стиле безумного макса.
    biglow
  6. xomaNN 13 августа 2013 14:20
    Своеобразный родезийский "луноход":))
  7. ВольдемарЪ 27 августа 2013 21:30
    Понравились обе статьи. Вот откуда пошли МРАПы. Автору спасибо.
  8. buk-m1 3 сентября 2013 21:13
    Интересные машинки
    buk-m1

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня