Military Review

South Africa and Rhodesia vs min. Part II

9
As mentioned in the first part of our story, during the war in Southern Rhodesia, various mines and improvised explosive devices became a real disaster for the troops of Rhodesia and the Republic of South Africa. The number of cars and other self-propelled vehicles destroyed by the explosions was constantly increasing, and with it the number of dead and wounded, including civilians. The most obvious way to save people from mines was the creation of appropriate armored vehicles. Developing this concept, the designers of South Africa and Rhodesia created a mass of various armored vehicles that had several common features.


However, this approach to the protection of soldiers and civilians could not provide an adequate level of security. In addition, it was unprofitable from an economic point of view, because a cheap explosive device could disable or even destroy an armored car, the cost of which was equivalent to hundreds or thousands of mines. Thus, simultaneously with the operation of an MPV (Mine protected vehicle) class of armored vehicles, the Rhodesian and South African forces had to pay great attention to the search and destruction of mines. It is worth noting that the enormous length of the equipped highways and simple dirt roads made the search for mines extremely difficult. Sappers with hand-held mine detectors worked too long and risked ambush, and there was simply no special mine clearance equipment.

Pookie

The first Rhodesian mines' special machine was the light Pookie armored car, built in the mid-seventies. Like other South African armored vehicles of the time, the new model was named after a local animal. The word Pookie in some dialects of South Africa designates primates of the Galag family. Perhaps the appearance of the new engineer armored car reminded these little animals to someone, which influenced the choice of the project name.


Museum Pookie, visible search equipment modules are visible


The specific role of the new machine has affected its appearance. According to the authors of the project and future operators, the crew of the armored car was to consist of only one person. Thanks to this, it was possible to create a compact and well-protected armored hull with a characteristic angular shape. It is noteworthy that the bottom of the hull was made of two panels converging at an angle, but despite this, they were able to provide the driver with sufficient comfort. The case with the help of special-shaped brackets was mounted on the chassis, consisting of two separate modules. The front was as easy as possible and simplified. Of all the necessary units in it were only the steering mechanism and a simple suspension system. For maximum simplification of the design, the steering wheel inside the armored cockpit was connected to the mechanisms with the help of a shaft mounted openly, outside the hull. The rear undercarriage module was equipped with an engine and gearbox taken from a Volkswagen Käfer (“Beetle”) car, as well as a fuel tank and battery.

The layout of the Pookie machine was driven by the need to ensure minimal impact on the mines under the wheel. For this purpose, for example, in some places of the undercarriage, relatively weak sections were intentionally made, along which destruction had to take place. Also, the armored car was designed to reduce the load on the front wheels. It was assumed that this would reduce the pressure on the ground and, as a result, reduce the likelihood of mine exploding. Finally, the Pookie sapper armored vehicle received wheels unusual for such a technique. To reduce the load on the ground, Rhodesian engineers decided to use wheels with wide tires used on Formula 1 racing cars. These wheels were supposed to be pumped up to twice as little pressure as on fireballs. Due to this, the specific load on the surface fell to acceptable values. According to some reports, the Pookie armored vehicle could safely ride anti-tank mines with a pressure fuse without fear of being blown up.

South Africa and Rhodesia vs min. Part II
Pookie Armored Cab


With the wheels of an armored vehicle for sappers an interesting историяlike a spy detective story. Since official deliveries of any components for vehicles to Rhodesia were banned, representatives of the Rhodesian industry and the army had to be incognito inculcated at the Grand Prix of South Africa. There they got acquainted with the technical staff of the teams and bought up used tires. This went on for several years and, fortunately for the Rhodesian sappers, no one guessed why such secret "contracts" were being concluded. Used tires were extensively used to equip Pookie machines, and local conditions contributed to their relatively low wear.

As a result of all the measures taken, Pookie armored cars were able to move quickly along any roads in Rhodesia at speeds up to 80 km / h and ensure the safety of convoy trucks. To search for explosive devices, the sapper machine was equipped with two metal detector frames, covered with cylindrical or box-shaped covers. They were fastened in the lower part of the hull sides and in the working position fell parallel to the ground. In the stowed position, devices for searching for mines were raised and held at an angle to the horizon.




The first two copies of the Pookie sapper armored vehicle were built in 1976. Soon, the prototypes showed all their capabilities and the army ordered five more such machines. A typical way to use this technique was as follows. In front of the convoy of vehicles and armored vehicles, an armored car with mine detectors was at a sufficient distance. Finding an explosive device, the driver-operator Pookie tagged him and drove on. Then the engineers of the column understood with a mine, and the drivers tried to drive around a dangerous object. The loss of military equipment due to the detonation of mines was significantly reduced.

However, soon the enemy noticed that the anti-tank mines had ceased to produce the expected effect and began to use improvised explosive devices, in whose construction there was no metal. It was assumed that Pookie will not be able to identify such ammunition. However, the Rhodesians responded to the enemy’s cunning with their new know-how. The equipment included a simple-structure echolocator, which allowed to find alien inclusions in the ground. It is worth noting, because of the use of this device, the armored car had to be equipped with a fairly large electronics unit, but the cost of its production was fully compensated for in just a few days of work.


Engineering unit equipped with Pookie machines


For four years, starting with 1976, in Rhodesia, 75 Pookie-type machines were assembled, slightly differing from each other in some details of the design. For example, some of the armored cars were equipped with large wind-glass armored glass, while in others the driver had to watch the terrain through a small window. The shape of the metal detector covers and the echo sounder also changed. At the same time, regardless of the design of a specific instance, all 75 armored cars coped well with their duties. In just a few years of using the Pookie, a total of about 550 anti-tank mines and improvised explosive devices of various types have been discovered. During this time, all 12 armored cars were lost, and none of the vehicles destroyed by the enemy became a victim of mines exclusively. Most often, the engineer armored cars were ambushed and shot from grenade launchers. Fortunately, no driver died.

FU-2

The high performance of Pookie’s light armored vehicles forced the partisan sappers to change tactics. They began to mine not only roads, but also sites suitable for use as airfields. Such mining allowed solving at once two tactical tasks. Firstly, explosive devices destroyed planes taking off or landing, and secondly, the inspection of numerous improvised ground airfields took a lot of time and effort from the Rhodesian engineering units.


One of the options FU-2


All the Pookies that were available at that time were used to check the roads and escort the convoy, so some new type of equipment was needed. Especially for the search of mines and improvised explosive devices on large landing sites, the Rhodesian military created the simplest, but convenient and effective version of the “self-propelled mine detector” called FU-2. The basis for the new model of special equipment was the usual bike, on which a set of special equipment was mounted. Rather, part of the construction of two-wheeled transport joined the cart with the equipment and served as the workplace of the operator-driver. On a small two-wheeled cart installed battery and electronics unit. The frames of the metal detector were movably mounted on the side. Thus, at the same time one FU-2 “machine” could survey a strip of land about two meters wide.

Unfortunately, the data on this technical tool is extremely scarce and therefore, for example, it is not known exactly how the Rhodesians protected FU-2 from the risk of hitting the mine with wheels. Probably, in the front of the trolley with the equipment was another frame, watching the central sector. Despite the pronounced handicraft character, the bicycle-based mine detector proved to be quite effective and useful. Judging by the fact that the use of unprepared sites as airfields continued until the very end of the war, the sappers at FU-2 were able to find a lot of mines and save many lives. In addition, FU-2 is considered the most massive "machine" of Rhodesian sappers. According to various estimates, at least 100-150 of such systems were assembled.

Spinnekop

Spinnekop (Spider) was the last sapper armored vehicle that managed to take part in the war in Southern Rhodesia. This model, developed in South Africa, fully justified its name, because to reduce the risk of destruction, engineers raised the armored hull to the highest possible height, creating an original suspension honor. Armored housing with a characteristic V-shaped bottom divided into two compartments. In the front were the driver and operator of the mine detector. In the rear - the engine and part of the transmission units. Through the lower part of the body along the entire length of the machine, there was a frame, closed by a casing, connecting all the structural elements. In the middle part of the frame, the supports of two “skis” were fastened, which prevented the car from turning over on its side. The maximum length of the seven-toned deminer armored car Spinnekop is about seven meters. The height of the order of 3 and width, depending on the configuration, about 3,3 meter.


Spinnekop serial copy


In the front, middle and rear parts of the oblong frame were attached long levers, at the ends of which wheels were installed with associated systems. Because of such a sophisticated undercarriage design, the Spinnekop armored car received a hydraulic transmission. Only such a system could reliably transmit engine torque to the wheels and be located in a frame of complex construction. When using the 90-strong six-cylinder engine, the armored car could accelerate on the highway to 60 kilometers per hour. An interesting fact is that the maximum speed depended on the mode of operation of the hydraulic transmission. 60 kilometers per hour were achieved with two of the six driving wheels. When switching to the wheel formula 4х6, this figure fell to 10 km / h. Finally, in the all-wheel drive version, the Spinnekop accelerated only to 40 kilometers per hour. During the search for mines, it was recommended to move at a speed of no more than 16-18 km / h.

Spinnekop's mine detectors were mounted on a removable frame that was attached to the front wheels. According to different sources, both instrumentation using electromagnetic radiation and echolocation equipment were present in the apparatus unit. A facility operated by one of the crew members could survey a lane width of about 2,5-3 meters.


Spinnekop Mine Search Engine


It is known that the first instance of the Spinnekop sapper armored vehicle, built in 1979, was briefly tested in Rhodesia for a short time. After the tests, which showed the effectiveness of the mine detectors and the correctness of the used technical solutions, the mass production of the new armored vehicle began. In just a few years, South African industry built the entire 18 Spinnekop armored car. Such a small number of serial machines was due to the peculiarities of their use - the war ended, as a result of which the main task of the engineering units was to survey the territories in which enemy explosive devices could be located.

Ambiguous results

After the end of the war in Southern Rhodesia, all built engineer armored vehicles were divided by participants in the conflict and were actively used to clean up areas densely “planted” with anti-tank and anti-personnel mines or improvised explosive devices. At this service, most of the cars built were lost, and the few surviving copies later got into the museums of military equipment. So, one or two Pookie armored cars currently serve as museum pieces. The FU-2 mine detectors converted from bicycles, unfortunately, have been preserved only in a few poor quality photos and in the memories of those who participated in that war. Finally, a few Spinnekop machines developed their resources as part of the South African army units, after which they were written off and disposed of.

Until now, tens or even hundreds of thousands of mines and other explosive devices remain in the land of Zimbabwe and some areas of the Republic of South Africa. Demining of the territories where the fighting took place remains one of the main problems of South Africa. Nevertheless, despite the importance of the issue, the sappers of South African countries in recent decades have been forced to use the available equipment, the possibilities and effectiveness of which leave much to be desired. The main mine detection tools are still hand-held mine detectors and probes. From time to time attempts are made to build a self-propelled machine like a Pookie or Spinnekop, but they all fail. As a result, mines continue to kill people, and sappers from Zimbabwe and other poor South African states are forced to search for ammunition with outdated, inefficient systems.


On the materials of the sites:
http://rhodesians.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://armourbook.com/
http://africancrisis.org/
http://rhodesianforces.org/
Author:
Articles from this series:
South Africa and Rhodesia vs min. Part I
South Africa and Rhodesia vs min. Part II
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Iraclius
    Iraclius 13 August 2013 08: 58 New
    +2
    Models of sapper cars look even more, um, extravagant than in the previous part of the article. However, the main thing is that they were able to fulfill their task with minimal material and financial costs. And without any newfangled 3D-design, I note.
    1. Refund_SSSR
      Refund_SSSR 13 August 2013 09: 43 New
      0
      Quote: Iraclius
      And without any newfangled 3D design, I note.

      3D design (to hell with this stupid word! - there is our - "design") - just a way to facilitate and speed up routine work. No more.
      Pairing with various CAD systems in terms of connecting automated settlement for modules is not the main function, but rather a bonus.
      Applies to the topic - everything had to be drawn in pencils in all projections in the same way, everything had to be considered in the same way and most likely by the same algorithms, not even on a calculator, but in a column.
      1. Civil
        Civil 13 August 2013 20: 43 New
        -1
        The question is, where are our MARAPs?
  2. Iraclius
    Iraclius 13 August 2013 09: 45 New
    0
    I’m talking about when practicality, utility, are replaced by an illiterate design.
    1. Refund_SSSR
      Refund_SSSR 13 August 2013 09: 52 New
      -1
      This is not the same thing. laughing
      And I would look at you, what would you yourself climb into this "Bucket" or into a modern "disfigured" by design machine laughing
  3. Iraclius
    Iraclius 13 August 2013 10: 05 New
    -1
    I would climb into the car that I am confident in. And not the one that the amateur drew in "Compass".
    1. Refund_SSSR
      Refund_SSSR 13 August 2013 10: 17 New
      -1
      What is the difference in what the car was drawn? and why is an adult, judging by the number of posts, not the first day on the forum and cannot normally compose a dialogue thread, but writes in a column? wassat
  4. Follow us
    Follow us 13 August 2013 10: 07 New
    +2
    Awesome cars! Many thanks to the author.
  5. biglow
    biglow 13 August 2013 10: 32 New
    -1
    some kind of post apocalyptic design in the style of crazy max.
  6. xomaNN
    xomaNN 13 August 2013 14: 20 New
    0
    A kind of Rhodesian "moon rover" :))
  7. Woldemar
    Woldemar 27 August 2013 21: 30 New
    0
    Liked both articles. This is where the Mraps came from. Thanks to the author.
  8. buk-m1
    buk-m1 3 September 2013 21: 13 New
    -1
    Interesting cars

ЮАР и Родезия против мин. Часть II

Как уже говорилось в первой части нашего рассказа, в ходе войны в Южной Родезии различные мины и самодельные взрывные устройства стали настоящей бедой для войск Родезии и Южно-Африканской Республики. Счет уничтоженных взрывами автомобилей и другой самоходной техники постоянно увеличивался, а вместе с ним росло количество погибших и раненых, в том числе и гражданских. Наиболее очевидным способом спасения людей от мин было создание соответствующей бронетехники. Развивая эту концепцию, конструкторы ЮАР и Родезии создали массу различных бронемашин, имевших несколько общих черт.

Однако такой подход к защите солдат и мирного населения не мог обеспечить должный уровень безопасности. Кроме того, он был невыгоден с экономической точки зрения, ведь дешевое взрывное устройство, могло вывести из строя или даже уничтожить броневик, стоимость которого была эквивалентна сотням или тысячам мин. Таким образом, одновременно с эксплуатацией бронетехники класса MPV (Mine protected vehicle – «Машина, защищенная от мин») родезийским и южноафриканским войскам приходилось уделять большое внимание поиску и уничтожению мин. Стоит отметить, огромная протяженность оборудованных шоссе и простых грунтовых дорог делала поиск мин крайне сложной задачей. Саперы с ручными миноискателями работали слишком долго и рисковали попасть в засаду, а специальная техника для разминирования попросту отсутствовала.

Pookie


Первой родезийской специальной машиной, предназначенной для обнаружения мин, стал легкий броневик Pookie («Пуки»), созданный в середине семидесятых. Как и другие южноафриканские бронемашины того времени, новый образец был назван в честь местного животного. Словом Pookie в некоторых диалектах Южной Африки обозначаются приматы семейства галаговых. Возможно, облик нового саперного броневика кому-то напомнил этих зверушек, что и повлияло на выбор имени проекта.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Музейный Pookie, хорошо видны опускаемые модули поискового оборудования


Специфическая роль новой машины сказалась на ее облике. По мнению авторов проекта и будущих эксплуатантов, экипаж броневика должен был состоять всего из одного человека. Благодаря этому удалось создать компактный и хорошо защищенный бронекорпус характерной угловатой формы. Примечательно, что днище корпуса выполнили из двух сходящихся под углом панелей, но, несмотря на это, смогли обеспечить водителю достаточный комфорт. Корпус при помощи кронштейнов особой формы устанавливался на ходовую часть, состоявшую из двух отдельных модулей. Передний был максимально облегчен и упрощен. Из всех необходимых агрегатов в нем были лишь рулевой механизм и простая система подвески. Для максимального упрощения конструкции рулевое колесо внутри бронекабины соединялось с механизмами при помощи вала, установленного открыто, за пределами корпуса. Задний модуль ходовой части оснащался двигателем и коробкой передач, взятыми у автомобиля Volkswagen Käfer («Жук»), а также топливным баком и аккумулятором.

Компоновка машины Pookie была обусловлена необходимостью обеспечить минимальные последствия подрыва мины под колесом. Для этого, к примеру, в некоторых местах ходовой части умышленно были сделаны сравнительно слабые участки, по которым должно было идти разрушение. Также броневик спроектировали таким образом, чтобы уменьшить нагрузку на передние колеса. Предполагалось, что это позволит снизить давление на грунт и, как следствие, уменьшить вероятность подрыва мины. Наконец, саперный броневик Pookie получил непривычные для такой техники колеса. Для снижения нагрузки на грунт родезийские инженеры решили применить колеса с широкими шинами, используемые на гоночных машинах «Формулы-1». Эти колеса предполагалось накачивать до вдвое меньшего давления, чем на болидах. Благодаря этому удельная нагрузка на поверхность падала до приемлемых значений. Согласно некоторым данным, броневик Pookie мог спокойно ездить по противотанковым минам с нажимным взрывателем, не боясь подорваться.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Кабина броневика Pookie


С колесами бронемашины для саперов была связана интересная история, похожая на шпионский детектив. Поскольку официальные поставки каких-либо комплектующих для техники в Родезию были запрещены, представителям родезийской промышленности и армии приходилось инкогнито «внедряться» на Гран-при Южной Африки. Там они заводили знакомства с техническим персоналом команд и скупали использованные покрышки. Это продолжалось в течение нескольких лет и, к счастью для родезийских саперов, никто не догадался, зачем заключаются подобные негласные «контракты». Бывшие в употреблении шины активно использовались для оснащения машин Pookie, а местные условия способствовали сравнительно низкому их износу.

В результате всех принятых мер бронеавтомобили Pookie получили возможность быстро передвигаться по любым дорогам Родезии со скоростью до 80 км/ч и обеспечивать безопасность автоколонн. Для поиска взрывных устройств саперную машину оснастили двумя рамками металлоискателя, прикрытыми кожухами цилиндрической или коробчатой формы. Они крепились в нижней части бортов корпуса и в рабочем положении опускались параллельно земле. В походном положении приспособления для поиска мин поднимались и удерживались под углом к горизонту.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II


Первые два экземпляра саперного броневика Pookie были построены в 1976 году. Вскоре прототипы показали все свои возможности и армия заказала еще пять таких машин. Типичный способ использования этой техники выглядел следующим образом. Перед колонной автотранспорта и бронетехники на достаточном удалении шел броневик с миноискателями. Обнаружив взрывное устройство, водитель-оператор Pookie помечал его и ехал дальше. Далее с миной разбирались саперы колонны, а водители старались объехать опасный объект. Потери военной техники вследствие подрыва на минах значительно сократились.

Однако вскоре противник заметил, что противотанковые мины перестали давать ожидаемый эффект и начал применять самодельные взрывные устройства, в конструкции которых отсутствовал металл. Предполагалось, что Pookie не сможет определять такие боеприпасы. Однако на вражескую хитрость родезийцы ответили своим новым ноу-хау. В состав оборудования включили эхолокатор несложной конструкции, позволявший находить в грунте чужеродные включения. Стоит отметить, из-за применения этого прибора броневик пришлось оснастить достаточно крупным блоком электроники, но затраты на его производство полностью компенсировались всего за несколько дней работы.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Инженерное подразделение, оснащенное машинами Pookie


За четыре года, начиная с 1976-го, в Родезии собрали 75 машин типа Pookie, незначительно отличавшихся друг от друга некоторыми деталями конструкции. К примеру, часть броневиков оснащалась крупным ветровым бронестеклом, а в других водителю приходилось наблюдать за местностью через небольшое окно. Также менялась форма кожухов металлоискателя и эхолота. При этом, независимо от конструкции конкретного экземпляра, все 75 броневиков отлично справлялись со своими обязанностями. За несколько лет эксплуатации машины Pookie в общей сложности обнаружили около 550 противотанковых мин и самодельных взрывных устройств различных типов. За это время было потеряно всего 12 броневиков, причем ни одна из уничтоженных противником машин не стала жертвой исключительно мин. Чаще всего саперные броневики попадали в засаду и расстреливались из гранатометов. К счастью, ни один водитель не погиб.

FU-2

Высокая эффективность легких броневиков Pookie заставила саперов партизанских формирований изменить тактику. Они начали минировать не только дороги, но и площадки, пригодные для использования в качестве аэродромов. Такое минирование позволило решить сразу две тактические задачи. Во-первых, взрывные устройства уничтожали взлетающие или садящиеся самолеты, а во-вторых, проверка многочисленных импровизированных грунтовых аэродромов отнимала у родезийских инженерных подразделений массу сил и времени.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Один из вариантов FU-2


Все имевшиеся на тот момент Pookie использовались для проверки дорог и сопровождения автоколонн, поэтому требовался некий новый тип техники. Специально для поиска мин и самодельных взрывных устройств на больших посадочных площадках военные Родезии создали простейшую, но удобную и эффективную версию «самоходного миноискателя» под названием FU-2. Основой для новой модели специальной техники стал обычный велосипед, на который монтировался набор специального оборудования. Вернее, часть конструкции двухколесного транспорта присоединялась к тележке с аппаратурой и служила рабочим местом оператора-водителя. На небольшой двухколесной тележке устанавливались аккумулятор и блок электроники. Сбоку подвижно крепились рамки металлоискателя. Таким образом, единовременно одна «машина» FU-2 могла обследовать полосу земли шириной около двух метров.

К сожалению, данные об этом техническом средстве крайне скудны и поэтому, к примеру, точно неизвестно, как родезийцы защитили FU-2 от риска наехать на мину колесами. Вероятно, в передней части тележки с аппаратурой находилась еще одна рамка, следившая за центральным сектором. Несмотря на ярко выраженный кустарный характер, миноискатель на базе велосипеда оказался достаточно эффективным и полезным. Судя по тому, что использование в качестве аэродромов неподготовленных площадок продолжалось до самого конца войны, саперы на FU-2 смогли найти немало мин и спасти множество жизней. Кроме того, FU-2 считается самой массовой «машиной» родезийских саперов. По различным оценкам, было собрано не менее 100-150 таких систем.

Spinnekop

Последним саперным броневиком, которому удалось принять участие в войне в Южной Родезии, стала машина Spinnekop («Паук»). Этот образец, разработанный в ЮАР, полностью оправдывал свое название, поскольку для уменьшения риска уничтожения инженеры подняли бронекорпус на максимально возможную высоту, создав оригинальную ходовую честь. Бронированный корпус с характерным V-образным днищем разделили на два отсека. В переднем располагались водитель и оператор миноискателя. В заднем – двигатель и часть агрегатов трансмиссии. Через нижнюю часть корпуса по всей длине машины проходила закрытая кожухом рама, соединявшая все элементы конструкции. В средней части рамы крепились опоры двух «лыж», предотвращавших переворачивание машины на бок. Максимальная длина семитонного саперного броневика Spinnekop – около семи метров. Высота порядка 3 и ширина, в зависимости от комплектации, около 3,3 метра.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Spinnekop, серийный экземпляр


В передней, средней и задней частях продолговатой рамы крепились длинные рычаги, на концах которых устанавливались колеса с сопутствующими системами. Из-за столь сложной конструкции ходовой части броневик Spinnekop получил гидравлическую трансмиссию. Только такая система могла надежно передавать крутящий момент двигателя на колеса и располагаться в раме сложной конструкции. При использовании 90-сильного шестицилиндрового двигателя бронемашина могла разгоняться на шоссе до 60 километров в час. Интересен тот факт, что максимальная скорость движения зависела от режима работы гидротрансмиссии. 60 километров в час достигались при двух ведущих колесах из шести. При переключении на колесную формулу 4х6 этот показатель падал на 10 км/ч. Наконец, в полноприводном варианте Spinnekop разгонялся лишь до 40 километров в час. Во время поиска мин рекомендовалось двигаться со скоростью не более 16-18 км/ч.

Миноискатели машины Spinnekop устанавливались на съемной раме, крепившейся к передним колесам. Согласно разным источникам, в блоке аппаратуры присутствовали как приборы, использующие электромагнитное излучение, так и эхолокационное оборудование. Управляемая одним из членов экипажа установка могла обследовать полосу дороги шириной около 2,5-3 метров.

ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Машина Spinnekop, оснащенная системами поиска мин


Известно, что первый экземпляр саперного броневика Spinnekop, построенный в 1979 году, недолгое время испытывался на территории Родезии. После испытаний, показавших эффективность работы миноискателей и правильность использованных технических решений, началось серийное производство новой бронемашины. За несколько лет промышленность ЮАР построила всего 18 броневиков Spinnekop. Столь малое количество серийных машины было обусловлено особенностями их применения – война закончилась, вследствие чего основной задачей инженерных подразделений стало обследование территорий, на которых могли находиться вражеские взрывные устройства.

Неоднозначные итоги

После окончания войны в Южной Родезии все построенные саперные броневики были поделены участниками конфликта и активно использовались для очистки территорий, густо «засеянных» противотанковыми и противопехотными минами или самодельными взрывными устройствами. На этой службе было потеряно большинство построенных машин, а немногие сохранившиеся экземпляры позже попали в музеи военной техники. Так, один или два броневика Pookie в настоящее время служат музейными экспонатами. Переоборудованные из велосипедов миноискатели FU-2, к сожалению, сохранились лишь на нескольких фотографиях плохого качества и в воспоминаниях участников той войны. Наконец, немногочисленные машины Spinnekop выработали свой ресурс в составе подразделений армии ЮАР, после чего были списаны и утилизированы.

До сих пор в земле Зимбабве и некоторых районов Южно-Африканской Республики остаются десятки или даже сотни тысяч мин и других взрывных устройств. Разминирование территорий, на которых шли боевые действия, остается одной из главных проблем Южной Африки. Тем не менее, несмотря на важность вопроса, саперы южноафриканских стран в последние десятилетия вынуждены использовать имеющуюся технику, возможности и эффективность которой оставляют желать лучшего. Основными средствами обнаружения мин по-прежнему остаются ручные миноискатели и щупы. Время от времени предпринимаются попытки построить самоходную машину наподобие Pookie или Spinnekop, но все они завершаются неудачей. В результате мины продолжают убивать людей, а саперы Зимбабве и других бедных южноафриканских государств вынуждены искать боеприпасы при помощи устаревших малоэффективных систем.


По материалам сайтов:
http://rhodesians.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://armourbook.com/
http://africancrisis.org/
http://rhodesianforces.org/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Iraclius 13 августа 2013 08:58
    Модели сапёрных машин выглядят ещё более, эмм, экстравагантно, чем в предыдущей части статьи. Впрочем, главное, что они смогли выполнить свою задачу при минимальных материально-финансовых затратах. И без всякого новомодного 3D-дизайна, замечу.
    1. Вернем_СССР 13 августа 2013 09:43
      Цитата: Iraclius
      И без всякого новомодного 3D-дизайна, замечу.

      3D дизайн (к черту это дурацкое слово! - есть наше - "проектирование") - всего лишь способ облегчить и ускорить рутинный труд. Не более.
      Сопряжение с различными САПР в части подключения автоматизированных расчетных под модулей - это не главная функция, а скорее бонус.
      Применимо к теме - всё точно так же приходилось вычерчивать во всех проекциях карандашами, всё точно так же приходилось считать и скорее всего по тем же самым алгоритмам, только даже не на калькуляторе, а в столбик.
      1. Гражданский 13 августа 2013 20:43
        Вопрос, а где наши МАРАПы?
  2. Iraclius 13 августа 2013 09:45
    Я о том, когда практическую целесообразность, утилитарность, подменяют безграмотным дизайном.
    1. Вернем_СССР 13 августа 2013 09:52
      Это совсем не одно и то же laughing
      И я бы на Вас посмотрел, во что бы Вы сами полезли в это "Ведро" или в современную "обезображенную" дизайном машину laughing
  3. Iraclius 13 августа 2013 10:05
    Я бы полез в ту машину, в надёжности которой уверен. А не ту, которую в "Компасе" вычерчивал дилетант.
    1. Вернем_СССР 13 августа 2013 10:17
      Какая разница в чем вычерчивали машину? и почему взрослый человек, судя по количеству сообщений - не первый день на форуме и не может нормально составить ветку диалога, а пишет в столбик? wassat
  4. Siga 13 августа 2013 10:07
    Потрясающие машины! Огромное спасибо автору
  5. biglow 13 августа 2013 10:32
    какой то пост апокалиптический дизайн в стиле безумного макса.
    biglow
  6. xomaNN 13 августа 2013 14:20
    Своеобразный родезийский "луноход":))
  7. ВольдемарЪ 27 августа 2013 21:30
    Понравились обе статьи. Вот откуда пошли МРАПы. Автору спасибо.
  8. buk-m1 3 сентября 2013 21:13
    Интересные машинки
    buk-m1

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня