Military Review

The feat of the Russian Guard under Kulm

9
17 - 18 (29 - 30) August 1813, the allied army in the area of ​​the village of Kulm in Bohemia (now Chlumets in the Czech Republic) defeated the French 1 corps under the command of Dominic Vandam. The battle lasted two days. On the first day, the Combined Detachment under the command of Alexander Ivanovich Osterman-Tolstoy held off superior enemy forces. The fight was heavy and bloody. Osterman-Tolstoy himself was wounded and lost his arm. However, the Russian troops withstood the blow of the enemy. In the evening, Russian troops of the main army of Mikhail Bogdanovich Barclay de Tolly, who were moving away from Dresden, came to the Osterman-Tolstoy detachment, which was replaced by Alexey Petrovich Yermolov. A Prussian corps under the command of General Friedrich Kleist was the same valley in the mountains as the French troops earlier, and was suddenly for himself and the enemy in the rear of Vandam. As a result, the French were surrounded and lost superiority in number. The French corps was completely crushed. Most of the French soldiers died, ran away, or were captured. Captain Vandam was also captured. In Russia, he remained in exile in Vyatka and returned to France after the abdication of Napoleon.


prehistory

After the unsuccessful battle of Dresden (Dresden battle 26-27 August 1813 of the year) The Bohemian army retreated in three columns through the Ore Mountains to Bohemia (the Czech Republic was then called). One part of the Austrian army marched through Tarant to Freiberg (by the eastern road), the other through Dippoldiswalde and Eichwald to Teplice (central road). Russian-Prussian troops under the general command of Field Marshal MB Barclay de Tolly walked through the Don and Tsegist, then along the highway through Peterswalde to Teplice (east route). The occupation by the enemy of both main routes from Dresden, to Pirna and Freiberg, forced the first Austrian column and the Russian-Prussian column to deviate from the directions indicated by it.

Napoleon still 15 (27) August, in order to cut the path of the retreat of the Bohemian army through the mountain valleys, surround and destroy the enemy army, which he planned to break near Dresden, sent a roundabout maneuver through Peterswalde to the Teplits 1-i army building (32 - 35 thousand soldiers, 84 guns). The French emperor also promised Vandam to send the corps of Saint-Cyr and Marmont to help him. If the French troops successfully completed the tasks set by Napoleon, the Allied forces found themselves in a critical situation. The seizure by Vandam of the Greenhouse blocked the Allied forces a narrow path through the Ore Mountains. At the approach of the main forces of Napoleon, the Allied forces, under which the Russian emperor and the Prussian king were stationed, were threatened with encirclement and complete defeat. However, the 10-thousand was in the way of the French corps. a Russian detachment under the command of Count Ostermann-Tolstoy (already during the battle, reinforcements approached him).

In Dippoldiswalde there was a big crowd of troops, artillery, carts, mobile stores. If Napoleon’s army pursued the Bohemian army, a great disaster could have happened. But the French army did not pursue the allies. The French, on 4 days, were on the march, then they fought for two days, in inclement weather. True, the Allied forces did not shine with freshness, especially the Austrians, who had serious problems with provisions and soldiers' uniforms. Rain and bad roads slowed down the Allied forces.

In addition, Napoleon made a mistake. Initially, he wanted to take advantage of the victory at Dresden. August 28 Murat, Lotur-Mébourg and Victor moved to Freiberg, Marmont in Dippoldiswalde, Saint-Cyr to Don, and then Maxin, the guards arrived in Pirnu. Thus, Napoleon with the guard on the evening of August 28 was at Pirma, 30 versts from Kulm. The next day, he came to the aid of Wandam and block the road to the allies, who stretched along narrow mountain roads. From the rear, the Allied forces would have crammed the forces of Murat, Marmont, and Saint-Cyr. However, the next day, the Old Guard received orders to return to Dresden. Some researchers attribute this decision to the illness of the French Emperor. Others talk about the impact of news of the defeat of Udino near Berlin (The end of the 1813 truce of the year. Battle of Grosberen 23 August 1813 of the year.) and the defeat of the McDonald group on Katsbach. These messages attracted all the attention of the French ruler to the direction of Berlin and Silesia, from which enemy armies could appear. Therefore, the Old Guard with Napoleon returned to Dresden, the Young Guard received orders to remain in Pirna. The other corps, though continued to pursue, but did it hesitantly, limiting themselves to capturing the laggards (most of the Austrians) and abandoned carts. Moreover, the corps of Vandam, which was located on the most important and dangerous direction, did not receive any specific instructions. This doomed the 1 corps to defeat.

The feat of the Russian Guard under Kulm

Dominic Joseph Rene Wandam (1770 - 1830).

Battle

The Osterman-Tolstoy Consolidated Detachment consisted of: 1-I Guards Division under the command of Major-General Grigory Vladimirovich Rosen (Preobrazhensky, Semenovsky, Izmaylovsky, Leib-Guards Chasseurs Regiment), several regiments of 2 2nd Army Corps Yevgeny Würteme, and a man, and a number of XNUMX 2nd Army Corps Yevgeny Würteme man in the shelves of the Yevgeny Würteme regiment of the Yevgeny Guernsey Regiment Rosen (Preobrazhensky, Semenovskiy, Izmaylovsky, Life Guards Regiment) Gelfreich. Osterman was ordered not to allow French troops to leave the mountain gorges.

The first skirmishes occurred 28 August. The fighting took place near the villages of Gross-Kotty, Krichwitz, Kohlberg. While the guard marched towards Gisgübel, under the nose of the French corps, part of the detachment's forces attacked the enemy. The Wolf brigade (Murom and Chernigov regiments) overturned the enemy for Krychvits, where the Russian hands lasted until the 16 hours. The Knorring detachment, with the support of the leyb rangers battalion and the semenov battalion, under the personal command of Yermolov attacked Kolberg. The French had no data on the number of opposing enemy forces, exaggerating their number. Vandam was misled by the determination of the actions of the Russian squad. Further advancement of the detachment was accompanied by constant fights with the French troops. So, Gusgübel’s Guards had to clear the road from the French riflemen.

The course of the battle 17 (29) August. At dawn, the French troops pushed the Ostermann-Tolstoi detachment from Kulm to the Greenhouse. Russian troops occupied the defense south-west of Kulma near the village of Pristen, lined up in two lines. Osterman focused his main efforts on his left flank, along the Kulm-Teplice road. On the right flank, Russian forces settled down hilly terrain.

Wandam hoping that only one appearance of the forces of his corps would cause the Russians to retreat and, in a hurry to occupy Teplits, did not wait for the concentration of all forces and brought the units into battle as they stayed. The first to attack was the Reuss brigade (6 battalions). Around noon, she attacked the Russian positions near the village of Straden. However, the enemy's attack was repelled, and the commander of the French brigade, Prince Reissky, was killed. Yermolov supported the legeb rangers of the Semenov regiment, and the French backed up. But at this moment the 42-I division of Mouton-Duvernet (9 battalions) entered against the Russian left wing. Russian shooters pushed out of the woods at Straden. Wandam deployed the Corbino cavalry (20 squadrons) and sent from Kulm, on the battle side of the highway, the Gobrecht brigade (8 squadrons). At about 14 hours came Phillip's division (14 battalions). Vandam, hoping to resolve the matter with one decisive blow, sent one regiment to Straden, and three to Pristin. The Russian arrows left Straden, but when two French battalions, carelessly, rushed to pursue them, they were surrounded in the forest and for the most part killed, or captured. It was a fierce battle, the troops converged in hand-to-hand combat. Semenov regiment lost to half of its composition.

Pristen changed hands several times. The French pushed the 2 corps out of it. But Prince Shakhovsky with the 4 th Chasseurs, Revel, and Minsk regiments recaptured the settlement. The French, suffering heavy losses from the fire of Russian artillery, again moved to the attack. Wuerttemberg asked for reinforcements. Tolstoy had only three battalions in reserve (two from the Izmailovsky regiment and one from Preobrazhensky). Reserve hit the enemy. The French were rejected. But Russian troops suffered heavy losses. The commander of the Izmailovo Life Guards Regiment, Matvey Khrapovitsky was seriously wounded.

At this time, Tolstoy's detachment received reinforcements - the 1-I Cuirassier Division approached under the command of Major-General Nikolai Ivanovich Depreradovich. Two cuirassiers of the regiment, the Kavalergardsky and the Horsemen, occupied the defense on the right flank, where the sides divided the ravine, and the Life Guards Ulansky and Dragoonsky regiments turned on the left flank.

At about 17 hours, French troops attacked the left flank of the Russian troops in two columns. The French broke through the Russian defenses, seized Pristen, but were suspended by a bayonet attack by the battalion of the Semenov regiment. Semenovtsy beat off the guns captured by the French battery. At this point, the French were attacked by the Life Guards of the Ulansky and Dragoon regiments under the command of Ivan Dibich. One French column was able to hide in the woods, another entered the battle and was defeated. Only prisoners were taken to 500 people. On this active hostilities that day ended. The Russian detachment suffered great losses - up to 6 thousand people, but withstood the blow of the enemy, eliminating the threat of the environment and the defeat of the retreating Allied army.

The battle was stubborn. Both sides showed courage and courage. Osterman-Tolstoy was wounded, his left arm, broken by the nucleus, was cut off. He replied to the words of sympathy: “It is very nice to be wounded for the Fatherland, and as for the left hand, I have the right hand, which I need for a sign of the cross, a sign of faith in God, on which I believe all my hope.” The command of the troops assumed the general Alexey Ermolov, the commander of the 5-th Guards Corps. Ermolov perfectly fulfilled the task. The Russian Guardsmen with their heroic self-sacrifice saved the whole army. According to Denis Davydov, “the famous Kulm battle, which on the first day of this great battle, belonged primarily to A. Yermolov, serves as one of the decorations of the military field of this general.” No wonder that he was awarded the Order of St. Alexander Nevsky, and the Prussian king handed him the cross of the Red Eagle 1-th degree.


Alexander Ivanovich Osterman-Tolstoy (1770 / 72 - 1857).

Alexey Petrovich Ermolov (1777 - 1861).

In the evening, Russian troops of the main army began to approach Teplits under the command of Barclay de Tolly. At night, Yermolov's detachment was reinforced by the 2-th Kirasir division and part of the 3-th infantry corps. They replaced the exsanguinated and exhausted units of the 1-th Guards Division exhausted by the battle. Mikhail Andreevich Miloradovich, and then Barclay de Tolly, assumed overall command. Around the same time, Prussian troops went to the rear of the French. This was not done on purpose and it was a surprise for both the Prussians and the French. Vandam even initially considered it to be the troops of Saint-Cyr. The total number of Allied forces in the area of ​​the battle increased to 50-60 thousand people.



The course of the battle. 18 (30) August. Barclay on the left flank in the first line put the 1-th Grenadier Division under the command of Nikolai Raevsky and the brigade of Major-General Dmitry Pyshnitsky, in the second line was located the Austrian brigade of Prince of Hesse-Homburg. The general leadership of the left flank was exercised by Prince Lieutenant-General Dmitry Golitsyn. In the center in the first line was the 2 corps of Eugene of Württemberg and the Gelfreich detachment, in the second line there were the 2-I Guards Infantry Division of Major General Ivan Udom, the Guards cavalry and the Austrian cuirassiers. It also housed the 3-I cuirassier division of Ilya Duki. General command carried Miloradovich. On the right wing were the cavalry detachment of Major General Karl Knorring (seriously injured in this battle), the Austrian divisions I. Colloredo and F. Bianchi. The right flank was supposed to bypass the enemy. The right flank was led by the Austrian commander Colloredo.

On this day, French troops continued to attack the left flank of the Allied forces. Russian troops struck on both flanks, while Austrian troops attempted to bypass the left flank of the French corps. By noon, Prussian troops had gone to the rear of the French. Wandam was forced to turn part of his forces against Kleist and counterattacked him. Prussian troops were driven back a few kilometers to the north, but only the cavalry brigade of General J. Corbino could break through the corridor and leave. The French, attacked from three directions, were crushed and broken. By 13 hours, French troops began to surrender. Prior to 12, thousands of people, along with the commander and all artillery (80 guns), fell into the hands of the Allies. Others fled through the forests.


Battle of Kulm 17-18 August 1813 of the year. A. Kotzebue.

Results

The allied army, thanks to the courage and sacrifice of thousands of Russian soldiers, escaped encirclement. The threat of a possible military catastrophe was eliminated. The French 1 Corps under the command of Dominique Vandam was completely crushed. Napoleon Bonaparte had to re-form the corps, but in fact the 1 corps did not regain its combat capability until the end of the campaign. In the battle of Kulm, the French troops lost up to 5 thousand killed, all artillery and convoy. The prisoners were about 12 thousand people. The total losses of the French corps are estimated at 17-22 thousand people, some soldiers fled through the forests, and later joined Napoleon's army. Allied forces lost about 10 thousand people, of which - 7 thousand Russian. Most of the losses occurred on the first day of the battle. Guardsmen suffered significant losses: the Semenov regiment lost 900 people killed and wounded, that is, half of the payroll, the Izmailovsky regiment - 551 people, etc.

For Alexander, this was the first victory in which he was present, so she became special to him. According to the adjutant of Russian sovereign Alexander Mikhailovsky-Danilevsky, who later became a prominent military historian, "The battle of Kulma was always a favorite subject of his memory." Osterman-Tolstoy was awarded the Order of St.. George 2 degree and the Prussian Great Iron Cross. Russian guardsmen were marked with the Iron Cross Cross (Kulma Cross). Many generals who participated in the battle were promoted: Osterman-Tolstoy became Adjutant General Alexander I, Rosen and Depreradovich were promoted to lieutenant general. Russian tsar granted by 2 rub. to the soldiers. Guards squadrons were assigned three soldiers of St. George's cross, each of which should have been awarded to those "who, by the choice of their congregations, will be elected worthy of receiving." In Austria, in honor of the victory at Kulm, a monument was erected, and a medal was struck with the inscription: "To the courage of the Russian Guard at Kulm."


Soldier's Kulma cross.

Victory at Kulm, as well as news about Victoria near Katsbach (Battle of Katzbach), contributed to raising the morale of the Allied army, gave the actions of the allies confidence and activity, and strengthened the anti-French coalition. The Trachenberg plan was implemented - the Allied armies smashed Napoleon’s army in pieces. Given the depletion of France’s human resources, Napoleon faced the problem of reserves. The numerical advantage of the allied forces was becoming more tangible.


Monument at the site of the Battle of Kulm.
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Prometey
    Prometey 29 August 2013 08: 16 New
    +9
    Around the same time, Prussian troops went to the rear of the French. This was not done on purpose and was a surprise for both the Prussians and the French. Vandam even initially thought it was Saint-Cyr’s troops.
    The most curious moment of the battle. Probably the Prussians themselves were crazy of this, but there was nowhere to go, I had to fight laughing (just kidding, of course). The Prussians along the way learned how to build tricks on the French.
    And so in all evidence, the strength of the coalition rested solely on Russian shoulders and bayonets.
    1. Mareman Vasilich
      Mareman Vasilich 30 August 2013 14: 02 New
      +1
      Quote: Prometey
      Around the same time, Prussian troops went to the rear of the French. This was not done on purpose and was a surprise for both the Prussians and the French. Vandam even initially thought it was Saint-Cyr’s troops.
      The most curious moment of the battle. Probably the Prussians themselves were crazy of this, but there was nowhere to go, I had to fight laughing (just kidding, of course). The Prussians along the way learned how to build tricks on the French.
      And so in all evidence, the strength of the coalition rested solely on Russian shoulders and bayonets.
      As always. You're right.
  2. smel
    smel 29 August 2013 11: 06 New
    +6
    Thanks to the author for reminding us of our glorious history. Especially for the portrait of Ermolov. This image and now haunts many.
  3. xan
    xan 29 August 2013 13: 26 New
    +2
    Yes, there was a time!
    Now I can’t even imagine modern French and Germans converging in hand-to-hand combat.
    And ours I can.
  4. Ruslan_F38
    Ruslan_F38 29 August 2013 19: 43 New
    +2
    It's time to recall the courage of our soldiers.
  5. mithridate
    mithridate 1 September 2013 05: 59 New
    0
    and later the allies betrayed, as, however, much later
  6. Tumbu Yumbu
    Tumbu Yumbu 2 September 2013 02: 38 New
    0
    Under Kulm, Kulnev died. Attack of the Grodno Hussars!
    1. svp67
      svp67 2 September 2013 02: 52 New
      0
      Quote: Tumbu Yumbu
      Under Kulm, Kulnev died. Attack of the Grodno Hussars!
      And you can find out the name and patronymic of the hero ...
    2. fencer
      fencer 19 September 2014 00: 07 New
      0
      Quote: Tumbu Yumbu
      Under Kulm, Kulnev died. Attack of the Grodno Hussars!

      Kulnev died in 1812. The year before. Be careful!
  7. Tumbu Yumbu
    Tumbu Yumbu 2 September 2013 02: 46 New
    0
    I apologize for the flood. Kulnev died in the form of the Grodno Hussars. History says so. Eternal memory to the Heroes of the Fatherland! In that attack, who counted how many of our great-grandfathers were killed? But, their memory and eternal imitation was imprinted in our minds on behalf of the commander!

Подвиг Русской Гвардии при Кульме

17 – 18 (29 – 30) августа 1813 года союзная армия в районе селения Кульм в Богемии (ныне - Хлумец в Чехии) разгромила французский 1-й корпус под командованием Доминика Вандама. Сражение длилось два дня. В первый день Сводный отряд под началом Александра Ивановича Остермана-Толстого сдерживал превосходящие силы противника. Бой был тяжелым и кровопролитным. Сам Остерман-Толстой был ранен и потерял руку. Однако русские войска выдержали удар врага. Вечером к отряду Остермана-Толстого, которого заменил Алексей Петрович Ермолов, вышли русские войска основной армии Михаила Богдановича Барклая-де-Толли, которые отходили от Дрездена. А прусский корпус под командованием генерала Фридриха Клейста прошёл той же долиной в горах, что и французские войска ранее, и оказался внезапно для себя и противника в тылу у Вандама. В результате французы попали в окружение и утратили превосходство в числе. Французский корпус был полностью разгромлен. Большая часть французских солдат погибла, разбежалась, или попала в плен. В плен попал и командир корпуса Вандам. В России он пребывал в ссылке в Вятке и вернулся во Францию после отречения Наполеона.

Предыстория

После неудачного Дрезденского сражения (Дрезденское сражение 26-27 августа 1813 года) Богемская армия тремя колоннами отходила через Рудные горы в Богемию (так тогда называли Чехию). Одна часть австрийской армии шла через Тарант к Фрайбергу (восточной дорогой), другая - через Диппольдисвальде и Эйхвальд к Теплицу (центральная дорога). Русско-прусские войска под общим командованием генерал-фельдмаршала М.Б. Барклая де Толли шли через Дону и Цегист, затем по шоссе через Петерсвальде к Теплицу (восточный путь). Занятие противником обоих главных путей от Дрездена, на Пирну и Фрайберг, заставило первую австрийскую колонну и русско-прусскую колонну отклониться от указанных им направлений.


Наполеон ещё 15 (27) августа, для того чтобы перерезать путь отступления Богемской армии через горные долины, окружить и уничтожить армию противника, которую он планировал разбить под Дрезденом, послал обходным манёвром через Петерсвальде на Теплиц 1-й армейский корпус (32 – 35 тыс. солдат, 84 орудия). Французский император также обещал Вандама прислать ему на помощь корпуса Сен-Сира и Мармона. При успешном выполнении французскими войсками поставленной Наполеоном задачи, союзные войска оказывались в критическом положении. Захват Вандамом Теплица перекрывал союзным войскам узкий путь через Рудные горы. При подходе основных сил Наполеона, союзным войскам, при которых находился русский император и прусский король, грозило окружение и полное поражение. Однако на пути французского корпуса оказался 10-тыс. русский отряд под началом графа Остермана-Толстого (уже в ходе сражения к нему подошли подкрепления).

В Диппольдисвальде произошло большое столпотворение войск, артиллерии, обозов, подвижных магазинов. Если бы армия Наполеона преследовала Богемскую армии, могла произойти большая беда. Но французская армия не преследовала союзников. Французы в продолжение 4 суток были на марше, затем сражались два дня, в ненастную погоду. Правда, и союзные войска не блистали свежестью, особенно австрийцы, у которых серьёзные проблемы были с провиантом и обмундированием солдат. Дождь и плохие дороги замедляли движение союзных войск.

К тому же Наполеон совершил ошибку. Первоначально он хотел воспользоваться победой под Дрезденом. 28 августа Мюрат, Лотур-Мобур и Виктор двинулись к Фрайбергу, Мармон в Диппольдисвальде, Сен-Сир к Дону, а затем Максену, гвардия прибыла в Пирну. Таким образом, Наполеон с гвардией вечером 28 августа был в Пирме, в 30 верстах от Кульма. На следующий день он прийти на помощь Вандаму и преградить дорогу союзникам, которые растянулись по узким горным дорогам. С тыла союзные войска теснили бы войска Мюрата, Мармона и Сен-Сира. Однако на следующий день Старая гвардия получила приказ вернуться в Дрезден. Часть исследователей приписывает это решение болезни французского императора. Другие говорят о влияние известий о поражении Удино под Берлином (Конец перемирия 1813 года. Сражение у Гросберена 23 августа 1813 года.) и разгроме группировки Макдональда на Кацбахе. Эти сообщения привлекли всё внимание французского владыки к берлинскому направлению и Силезии, откуда могли появиться вражеские армии. Поэтому Старая гвардия с Наполеоном вернулись в Дрезден, Молодая гвардия получила приказ остаться в Пирне. Другие корпуса хоть и продолжали преследование, но делали это нерешительно, ограничиваясь захватом в плен отставших (в большинстве совеем австрийцев) и брошенных обозов. Более того корпус Вандама, который располагался на самом главном и опасном направлении, не получил никаких конкретных указаний. Это обрекало 1-й корпус на поражение.

Подвиг Русской Гвардии при Кульме

Доминик Жозеф Рене Вандам (1770 - 1830).

Сражение

В состав Сводного отряда Остермана-Толстого входили: 1-я гвардейская дивизия под началом генерал-майора Григория Владимировича Розена (Преображенский, Семёновский, Измайловский, Лейб-Гвардии егерский полки), нескольких полков 2-го армейского корпуса Евгения Вюртембергского, и отряд Богдана Борисовича Гельфрейха. Остерман получил приказ не допускать французские войска к выходам из горных ущелий.

Первые стычки произошли 28 августа. Бои шли у селений Гросс-Котты, Кричвиц, Кольберг. В то время как гвардия шла к Гисгюбелю, под носом у французского корпуса, часть сил отряда атаковала противника. Бригада Вольфа (Муромский и Черниговский полки) опрокинули противника за Кричвиц, где русские стрелки продержались до 16 часов. Отряд Кнорринга, при поддержке батальона лейб-егерей и батальона семеновцев, под личным командованием Ермолова атаковал Кольберг. Французы не имели данных о численности противостоящих им сил противника, преувеличивая их численность. Вандам был введен в заблуждение решительностью действий русского отряда. Дальнейшее продвижение отряда сопровождалась постоянными схватками с французскими войсками. Так у Гюсгюбеля гвардии пришлось освобождать дорогу от французских стрелков.

Ход боя 17(29) августа. На рассвете французские войска оттеснили отряд Остермана-Толстого от Кульма в сторону Теплица. Русские войска заняли оборону юго-западнее Кульма у селения Пристен, построившись в две линии. Остерман сосредоточил главные усилия на своём левом фланге, вдоль дороги Кульм — Теплице. На правом фланге русские силы расположились холмистой местности.

Вандам надеясь, что только одно появление сил его корпуса заставит русских отступить и, торопясь занять Теплиц, не стал ждать сосредоточение всех сил и вводил части в бой по мере их пребывания. Первой пошла в атаку бригада Рейсса (6 батальонов). Около полудня она атаковала русские позиции у селения Страден. Однако атаку противника отразили, а командир французской бригады принц Рейсский, погиб. Ермолов поддержал лейб-егерей Семеновским полком, и французы подались назад. Но в этот момент против русского левого крыла вступила 42-я дивизия Мутона-Дюверне (9 батальонов). Русских стрелков вытеснили из леса у Страдена. Вандам развернул кавалерию Корбино (20 эскадронов) и направил из Кульма, по бое стороны шоссе, бригаду Гобрехта (8 эскадронов). Около 14 часов подошла дивизия Филипона (14 батальонов). Вандам, надеясь решить дело одним решительным ударом, один полк направил на Страден, и три – на Пристен. Русские стрелки оставили Страден, но когда два французских батальона, неосторожно кинулись преследовать их, их окружили в лесу и по большей части перебили, или захватили в плен. Шёл яростный бой, войска сходились в рукопашных схватках. Семеновский полк потерял до половины своего состава.

Пристен несколько раз переходил из рук в руки. Французы вытеснили из него бойцов 2-го корпуса. Но князь Шаховский с 4-м егерским, Ревельским и Минским полками, отбили селение. Французы, неся большие потери от огня русской артиллерии, снова двинулись в атаку. Вюртембергский попросил подкреплений. В резерве у Толстого оставалось всего три батальона (два из Измайловского полка и один Преображенского). Резерв ударил по врагу. Французов отбросили. Но и русские войска понесли большие потери. Командир Измайловского лейб-гвардии полка Матвей Храповицкий был тяжело ранен.

В это время отряд Толстого получил подкрепление - подошла 1-я кирасирская дивизия под командованием генерал-майора Николая Ивановича Депрерадовича. Два кирасирских полка - Кавалергардский и Конный, заняли оборону на правом фланге, где стороны разделял овраг, а лейб-гвардии Уланский и Драгунский полки развернулись на левом фланге.

Около 17 часов французские войска двумя колоннами атаковали левый фланг русских войск. Французы пробили русскую оборону, захватили Пристен, но были приостановлены штыковой атакой батальона Семёновского полка. Семеновцы отбили орудия захваченной французами батареи. В этот момент по французам ударили лейб-гвардии Уланский и Драгунский полки под началом Ивана Дибича. Одна французская колонна смогла скрыться в лесу, другая вступила в бой и была разгромлена. Только пленными взяли до 500 человек. На этом активные боевые действия в этот день закончились. Русский отряд понес большие потери – до 6 тыс. человек, но выдержал удар противника, устранив угрозу окружения и разгрома отступавшей союзной армии.

Сражение было упорным. Обе стороны проявляли храбрость и мужество. Остерман-Толстой был ранен, его перебитая ядром левая рука была отрезана. На слова сочувствия он ответил: «Быть раненому за Отечество весьма приятно, а что касается левой руки, то у меня остается правая, которая мне нужна для крестного знамения, знака веры в Бога, на коего полагаю всю мою надежду». Командование войсками принял на себя генерал Алексей Ермолов, командир 5-го гвардейского корпуса. Ермолов прекрасно выполнил задачу. Русские гвардейцы своим геройским самопожертвованием спасли всю армию. По мнению Дениса Давыдова, «знаменитая Кульмская битва, которая в первый день этого великого по своим последствиям боя, принадлежала по преимуществу А. Ермолову, служит одним из украшений военного поприща сего генерала». Не зря его прямо на месте битвы наградили орденом св. Александра Невского, а прусский король вручил ему крест Красного орла 1-й степени.

Подвиг Русской Гвардии при Кульме

Александр Иванович Остерман-Толстой (1770/72 — 1857).
Подвиг Русской Гвардии при Кульме

Алексей Петрович Ермолов (1777 - 1861).

Вечером к Теплицу стали подходить русские войска основной армии под началом Барклая-де-Толли. Ночью отряд Ермолова был усилен 2-й кирасирской дивизией и частью 3-го пехотного корпуса. Они сменили на передовой обескровленные и измотанные боем подразделения 1-й гвардейской дивизии. Общее командование принял на себя Михаил Андреевич Милорадович, а затем Барклай де Толли. Примерно в это же время прусские войска вышли в тыл к французам. Это было сделано не специально и стало неожиданность и для пруссаков, и для французов. Вандам даже первоначально посчитал, что это войска Сен-Сира. Общая численность союзных войск в районе сражения возросла до 50-60 тыс. человек.

Подвиг Русской Гвардии при Кульме


Ход боя. 18 (30) августа. Барклай на левом фланге в первой линии поставил 1-ю гренадерскую дивизию под командованием Николая Раевского и бригаду генерал-майора Дмитрия Пышницкого, во второй линии располагалась австрийская бригада принца Гессен-Гомбургского. Общее руководство левым флангом осуществлял князь генерал-лейтенант Дмитрий Голицын. В центре в первой линии был 2-й корпус Евгения Вюртембергского и отряд Гельфрейха, во второй линии – 2-я гвардейская пехотная дивизия генерал-майора Ивана Удома, гвардейская кавалерия и австрийские кирасиры. Здесь же располагалась 3-я кирасирская дивизия Ильи Дуки. Общее командование осуществлял Милорадович. На правом крыле были кавалерийский отряд генерал-майора Карла Кнорринга (бы в этом сражении тяжело ранен), австрийские дивизии И. Коллоредо и Ф. Бьянки. Правый фланг должен был осуществить обход противника. Правым флангом руководил австрийский полководец Коллоредо.

Французские войска в этот день продолжали атаковать левый фланг союзных войск. Русские войска ударили на обоих флангах, а австрийские войска пытались обойти левый фланг французского корпуса. К полудню в тыл французам вышли прусские войска. Вандам был вынужден повернуть часть своих сил против Клейста и контратаковал его. Прусские войска были отброшены на несколько километров к северу, но пробить коридор и уйти смогла только кавалерийская бригада генерала Ж. Корбино. Французы, атакованные с трёх направлений, были смяты и разбиты. К 13 часам французские войска стали сдаваться. До 12 тыс. человек вместе с командующим и всей артиллерией (80 орудий) попали в руки союзников. Другие разбежались по лесам.

Подвиг Русской Гвардии при Кульме

Сражение при Кульме 17-18 августа 1813 года. А. Коцебу.

Итоги

Союзная армия, благодаря мужеству и самопожертвованию тысяч русских воинов, избежала окружения. Угроза возможной военной катастрофы была ликвидирована. Французский 1-й корпус под командованием Доминика Вандама был полностью разгромлен. Наполеону Бонапарту пришлось формировать корпус заново, но фактически 1-й корпус так и не восстановил боеспособность до конца кампании. В сражении при Кульме французские войска потеряли до 5 тыс. убитыми, всю артиллерию и обоз. Пленных было около 12 тыс. человек. Общие потери французского корпуса оценивают в 17-22 тыс. человек, часть солдат разбежалось по лесам, и позднее присоединилось к армии Наполеона. Союзные войска потеряли около 10 тыс. человек, из них – 7 тыс. русских. Большая часть потерь пришлась на первый день сражения. Значительные потери понесли гвардейцы: Семёновский полк потерял 900 человек убитыми и ранеными, то есть половину списочного состава, Измайловский полк - 551 человека и т. д.

Для Александра это была первая победа, при которой он присутствовал, поэтому она стала для него особенной. По словам адъютанта российского государя Александра Михайловского-Данилевского, позднее ставшего видным военным историком, «Кульмское сражение было для него всегда любимым предметом воспоминания». Остерман-Толстой был отмечен орденом св. Георгия 2-й степени и прусским Большим Железным крестом. Русские гвардейцы были отмечены Знаком Отличия Железного креста (Кульмским крестом). Многие участвовавшие в сражении генералы получили повышение: Остерман-Толстой стал генерал-адъютантом Александра I, Розен и Депрерадович произведены в генерал-лейтенанты. Русский царь пожаловал по 2 руб. солдатам. Гвардейским эскадронам выделили по три солдатских Георгиевских креста, ими должны были наградить тех, «кои по выбору собратий их избраны будут достойными к получению». В Австрии в честь победы под Кульмом был сооружен монумент, и отчеканили медаль с надписью: «Мужеству Русской Гвардии при Кульме».

Подвиг Русской Гвардии при Кульме

Солдатский Кульмский крест.

Победа под Кульмом, а также известия о виктории под Кацбахом (Сражение на Кацбахе), способствовала подъему боевого духа союзной армии, придала действиям союзников уверенность и активность, и укрепила антифранцузскую коалицию. Трахенбергский план был реализован – союзные армии громили армию Наполеона по частям. Учитывая истощение людских ресурсов Франции, перед Наполеоном встала проблема резервов. Численное преимущество союзных войск становилось все более ощутимым.

Подвиг Русской Гвардии при Кульме

Монумент на месте сражения под Кульмом.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Prometey 29 августа 2013 08:16
    Примерно в это же время прусские войска вышли в тыл к французам. Это было сделано не специально и стало неожиданность и для пруссаков, и для французов. Вандам даже первоначально посчитал, что это войска Сен-Сира.
    Самый курьезный момент битвы. Наверное пруссаки сами офигели от этого, но деваться уже было некуда, пришлось сражаться laughing (шучу, конечно). Пруссаки по ходу научились строить подлянки французам.
    А так по всей очевидности, сила коалиции держалась исключительно на русских плечах и штыках.
    1. Мареман Василич 30 августа 2013 14:02
      Цитата: Prometey
      Примерно в это же время прусские войска вышли в тыл к французам. Это было сделано не специально и стало неожиданность и для пруссаков, и для французов. Вандам даже первоначально посчитал, что это войска Сен-Сира.
      Самый курьезный момент битвы. Наверное пруссаки сами офигели от этого, но деваться уже было некуда, пришлось сражаться laughing (шучу, конечно). Пруссаки по ходу научились строить подлянки французам.
      А так по всей очевидности, сила коалиции держалась исключительно на русских плечах и штыках.
      Как и всегда.Вы правы.
  2. smel 29 августа 2013 11:06
    Спасибо автору за напоминание о нашей славной истории. Особенно - за портрет Ермолова. Этот образ и сейчас многим не даёт покоя.
  3. xan 29 августа 2013 13:26
    Да, было время!
    Сейчас я даже представить не могу современных французов и немцев, сходящихся в рукопашную.
    А наших могу.
    xan
  4. Ruslan_F38 29 августа 2013 19:43
    Самое время напомнить о мужестве наших воинов.
    Ruslan_F38
  5. митридат 1 сентября 2013 05:59
    а попозже союзнички предали, как, впрочем, и гораздо позднее
  6. Тумбу-Юмбу 2 сентября 2013 02:38
    При Кульме погиб Кульнев. Атака Гродненского гусарского!
    Тумбу-Юмбу
    1. svp67 2 сентября 2013 02:52
      Цитата: Тумбу-Юмбу
      При Кульме погиб Кульнев. Атака Гродненского гусарского!
      А можно узнать имя отчество и звание героя...
    2. fencer 19 сентября 2014 00:07
      Цитата: Тумбу-Юмбу
      При Кульме погиб Кульнев. Атака Гродненского гусарского!

      Кульнев погиб в 1812 году. За год до того. Будьте внимательнее!
      fencer
  7. Тумбу-Юмбу 2 сентября 2013 02:46
    Прошу прощения за флуд. Кулнев погиб в форме Гродненского гусарского. История так говорит. Вечная память Героям Отечества! В той атаке, кто посчитал сколько наших прадедов полегло? Но, память им и вечное подражание впечаталась в умы наши по имени командира!
    Тумбу-Юмбу

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня