Military Review

Battle of Denniewice

6
25 August (6 September) near the town of Dennevitz near the town of Uterbog, a battle took place between the allied Russian-Prussian Northern army under the command of the Swedish crown prince Jean Bernadot and the French troops of Marshal Michel Ney. The fierce battle ended with a heavy defeat for the French group.


Two weeks before the battle of Denniewice, the Northern army in the battle of Grosberen (The end of the 1813 truce of the year. Battle of Grosberen 23 August 1813 of the year. ) has already defeated the French army under the command of Marshal Nicolas Charles Oudinot. French troops tried to take Berlin and force Prussia into negotiations. The Prussian corps under the command of General Friedrich Bülow played the decisive role in the battle of Grosberen. The failure of Udino’s grouping did not lead Napoleon to change the course of action. The French emperor decided to strike Berlin again. He replaced the commander - Oudino was replaced by Ney.

Help. Michel Ney (1769 - 1815) began military service with 1788 of the year, a private in the hussar regiment. He was a member of the revolutionary wars of France. In 1792, for bravery in battles during the Northern campaign, he was awarded the officer's rank. For military achievements in campaigns 1795 — 1796 promoted to brigadier generals. In 1799, the troops under his command played a decisive role in the seizure of Mannheim. Ney becomes the division commander. In the year 1801, Napoleon appointed Ney as inspector general of cavalry. From 1803, the commander of the 6 Corps. Upon the proclamation of the French Empire, the marshal’s baton is given. Distinguished in campaigns 1805, 1806-1807. From 1808, he commanded the 6 Corps in Spain, where he suffered a series of setbacks. In the Russian campaign 1812, he commanded the 3 Corps, taking part in all the significant battles of this war. In the battle of Borodino, Ney's troops acted in the center and took Semenovsky flushes. During the battle of Borodino, Ney received the title of Prince Moskvoretsky. During the retreat, commanded the rearguard. He was actually the last to leave the borders of Russia, holding the defenses of Vilna and Kovno. She was highly respected by the soldiers, distinguished by vigor, composure, determination and courage. Got the nickname "the bravest of the brave" and "tireless."

Battle of Denniewice

French commander, Marshal of France (1804), Duke of Elhingen and Prince Moskvoretsky Michel Ney.

Forces of the parties and their location

Napoleon promised to send reinforcements to Her. In addition, the French emperor wanted to come to the army of Nei himself, along with selected troops, guards. However, the defeats at Katzbach and Kulm (Battle on Katzbach. The feat of the Russian Guard under Kulm) forced Napoleon to turn all his attention first to Silesia, and then to Bohemia. And the main reserves had to be left, compensating for the damage suffered by the troops of MacDonald and the corps of Vandam. Ney's army was strengthened only by the Polish division of Dombrowski, which had in its composition the 4 battalion and the 2 Uhlan regiment (about 4 thousand people). As a result, Oudinot's forces numbered no more than 70 thousand people. In addition, the morale of these troops was weakened by the defeat at Grosberen. The grouping Ney included: 4-th infantry corps under General Bertrand (French, Italians, Poles, Germans), 7-th Infantry Saxon corps of General Reynier, 12-th infantry corps of Marshal Oudinot (includes Bavarian division) and 3-Cavalry corps of general arridgy.

On the Berlin route, the 3-th and 4-th Prussian corps of the Bulow and Taouencin blocks blocked the enemy’s road. They numbered about 50 thousand soldiers. In addition, they could quickly support the Swedish and Russian cavalry units (about 5 thousand sabers). In the second echelon were Russian and Swedish corps.

Despite the unfavorable circumstances, Ney decided to act immediately. 23 August (4 September), he conducted a review of the troops in the camp near Wittenberg. On August 24 (September 5), he ordered Bertrand's 4 Corps to attack the Prussian detachment from Tsana under General Dobšiuc. After a stubborn battle, the Prussians, having lost several hundred people, retreated to Zalmsdorf. The French troops moved to Berlin along the same road: Bertrand’s corps was the first, followed by Rainier Saxons, and Oudinot’s corps closed the column. The army stretched over a distance of more than 10 km, and later the troops were brought into battle as they approached, which weakened the strike power of the French group.

General Dobšiutz, temporarily commanding the Prussian Corps 4, in the absence of Tauencin, who was hitting the head of the Northern Army commander, deployed his troops in two lines. As part of his body was about 14 thousand people with 36 guns. The flanks covered the Cossacks under Ilovaisky. The Prussians were attacked again and retreated to Uterbog. The Prussians lost during the retreat from Zana to 3 thousand people.

In the evening of August 24 (September 5), Prussian forces were located in a space about 25 versts from Yamov to Uterbog. A Russian and Swedish corps were between Lobessen and Marzane. The offensive of Ney’s troops revealed the enemy’s intention to bypass the left flank of the Northern Army and capture Berlin. Bülow, who was located with his corps closest to the enemy, decided, in the event of a further offensive by the French against Tauensin, to strike the enemy in the flank and rear. On the night of 24 on 25 of August (5 - 6 of September), the main forces of the 3 Prussian corps were three Hessen-Homburg, Tyumen and Kraft brigades, reserve cavalry and artillery were advanced to Kurz-Lipsdorf, 5 versts from the Bertrand corps. In the morning they became even closer to the enemy. Borstel’s brigade was abandoned by Cropstedt.

Bernadot ordered the Bülov and Tauencin 6 September Corps to attack the enemy. Russian-Swedish troops began to move to the place of the upcoming battle. Part of the Russian troops — Vorontsov’s vanguard and Chernyshev’s detachment — were sent to the rear of the enemy.

In the French army, there were thousands of cavalry before 10, but it was of poor quality and could not reconnoiter the disposition of the enemy troops. Cossacks all the time circling around the enemy, preventing the French from conducting reconnaissance. The French did not know about the appearance of the Bülow Corps near their left flank. French troops 6 September were still divided into three columns, which moved at a considerable distance from each other. The cavalry was moving in the rear guard.


The battle plan for Denniewice 25 August (6 September) 1813

Battle

In the morning, Towenz, planning to unite with Bulov, began to move his troops, leaving the 4 battalion, the 2 squadron and the 11 guns under the command of Major Kleist on the heights of Yuterbog. However, the Prussian corps did not have time to leave before the advent of French troops. Towyantsin occupied heights, placing the troops in two lines. At this time he had about 10 thousand soldiers. Bertrand's corps, passing Dennevitz, prepared for battle. In the first line was the Italian division of Fontanelli, it was supported by one of Frankemon's brigade of the Württemberg division (the second brigade remained in the rear, to protect carts), in the second line - the Lorges cavalry, in reserve - the Moran division. There were about 4 thousand people in the 18 case.

The battle began around 9 in the morning. At the very beginning of the battle, Ney, who left to study the Prussian positions, was nearly captured by the Cossacks. For a long time the battle was limited to a shootout. Only around 13 hours did the Prussian troops retreat beyond the ravine, while the French prepared for the pursuit. However, they were soon forced to pay attention to the defense, since the Bülow Corps came to Bertrand’s left flank. In the morning, the three Byulov brigades and cavalry took up a flank position in the area of ​​the village of Nieder-Görsdorf, to the left of the French corps. Bülow sent 4 Brigade of Tyumen (8 thousand soldiers) to the aid of the Tauentsinu. The rest of the brigade remained in reserve.

Upon hearing an artillery skirmish on his right flank, Tauentsin, and noticing that the French had stopped the attack, threw the cavalry into battle. Two squadrons of the 3-th Pomeranian regiment scattered three enemy battalions and took many prisoners. True, Major Barnekov fell in battle. The 4 squadron of the Brandenburg Hussars and the 1 and 7 th Kurmarck regiments pierced the first line of the French corps, dispersed two battalions in the second line, overturned the cavalry regiment. Two Polish Uhlan regiments attempted to counterattack, but were defeated by the 4-m Kurmarki landvehr regiment and three squadrons of the 2-th West Prussian regiment. The corps of Tauenqing went on the offensive with all its might and forced the enemy to retreat.

At the same time, the Tyumen Brigade attacked Dyuryutta Division. But the first attack of the Prussians was repelled by strong artillery fire and a bayonet attack. Bülow reinforced Tyumen with a part of the Hessen-Homburg brigade with a Russian artillery company of Colonel Dietrichs (it was then reinforced with 6 guns). With the support of artillery, the Prussians attacked the second time and dropped the French from the heights. Division Dyuryutta moved to Dennewitz. General Tyumen attacked the village of 16 with battalions of the 4 and 3 teams.

At this time, the Saxon corps launched an offensive against the 6 of the Kraft Brigade. In the first line was the 1-I Saxon division of Lecock, in the second - the 2-I Saxon division. The Saxons began to besiege the Prussians and Bülow sent the remaining battalions of the 3 Brigade of Hessen-Homburg to help Kraft. A fierce battle went over the village of Gelsdorf. The Prussians were beaten out of the village three times, but they counterattacked and regained Gelsdorf.

By the 16 clock on the right wing of the Prussian troops, the situation was favorable. The Prussians were winning up, the enemy retreating. But Bülow had already put all his forces into battle. While three divisions of the 12 corps of Marshal Oudinot approached with the main forces of cavalry. Against the 15 Prussian battalions on the right flank were about 50 enemy battalions. The French opened concentrated fire from several batteries at Gelsdorf. The attack went to the division Gillemino. The Prussians defended themselves courageously. They overturned two enemy battalions and forced the third to retreat. Many prisoners were captured. However, the balance of power was in favor of the enemy, and it should have affected soon. The French re-attack captured Gelsdorf.

At this critical moment, the Borstel 5 Brigade (8 battalions) appeared. Bulow's order to repel Gelsdorf. The Prussians went on the attack and captured Gelsdorf. The French responded with a new strike from the Guillemino division, supported by the forces of the other two divisions. The Prussians were rejected from Gelsdorf again. Borstelle artillery could not withstand 50 enemy guns. The French cavalry tried to complete the success, but was repulsed. Borstad Brigade attacked Gelsdorf for the second time. This attack could be the last effort of the brave Prussian troops on this flank. They had no more fresh strength.

However, Ney's mistake and the arrival of reinforcements to the Prussian corps led to the victory of the Allied forces. Ney, satisfied with the success on the left flank, decided to remove the Udino 12 case from him and throw him in support of Bertrand's 4 case. On the right flank, the situation for the French troops was really unfortunate. The Prussians captured Dennewitz. The squadrons of the East Prussian Regiment passed Rohrbek and overthrew the 8 enemy squadrons. The troops of the right wing of the French army retreated in all directions. Rainier, seeing a clear danger in leaving the 12 corps, offered to leave him at least one division from the Udino corps. However, Udino did not want to divide the troops and moved all the forces towards Rohrbek. To assist the Saxon corps, only a few Bavarian battalions were left.

In addition, the troops of Oudinot moved to the right wing for more than an hour. When they appeared there, they could not change the situation. The corps of Bertrand and the division of Durutte retreated in frustration and involved in the disorder and the troops of Udino. Prussian cavalry pursued the enemy. At this time, Bülow ordered the Borstel brigade to attack Gelsdorf again. She was supported by Oppen's reserve cavalry. At the same time, reinforcements arrived - the Izyum hussars, the dragoons of the Riga and Finnish regiments under the command of Palen, the 5 Cossack regiments of Ilovaisky, and two battalions of rangers who joined the Borstel brigade. Russian-Prussian cavalry overturned the enemy's cavalry, captured several guns.

Following this, artillery appeared - a Swedish battery and Russian companies. Artillery fire caused great harm to the enemy. Saxons bravely fought, but were driven out of Gelsdorf and began to retreat. By 18 hours the battle was over. The French army was defeated. Cavalry and Cossacks chased the enemy. Ney's troops, in complete frustration, retreated to Torgau on the Elbe.

At Ena, part of the enemy troops tried to gain a foothold, but was overturned by raisin and Pomeranian hussars. Hussars captured more than 1 thousand people and captured 11 guns. In Dame, the French were attacked by General Wobezer. After a stubborn fight, the entire 23 line regiment of Bertrand's 4 Corps folded weapon. About 2,5 thousand people were captured. Prussian guerrilla units at Holzdorf captured more than 300 people and 8 guns. At Herzberg, the detachments of Count Orurk and Lieutenant Colonel Lottum defeated the Saxons, taking the 800 people into captivity.


Monument to Bülow in Brandenburg in memory of the Battle of Dennewitz.

Results

The northern army repelled Napoleon’s second attempt to capture Berlin. French troops suffered a serious defeat and suffered great losses. Ney's troops in the battle of Denniewice and during the retreat to Torgau lost 16-18 thousand people (according to other estimates, 22-25 thousand people, including deserters). There were especially many prisoners - 10-13,5 thousand people. The 12 Corps had to be disbanded, distributing the remaining troops among other units. His commander, Oudinot, became the head of the Young Guard. The Allies captured 60 guns and 4 banner. Prussian troops lost 9-10 thousand people. The Bülow Corps is over 6 thousand people, the Taujentsin Corps is over 3 thousand people. Russian troops in this battle lost 25 people.

The battle of Denniewice intensified the split between the French and the Saxons, which was observed earlier. Marshal Ney laid the blame for the defeat on the Saxons, the retreat which led according to him to the withdrawal of the 12-corps of Oudinot. Most of the Saxons, who was captured by Denniewice, went over to the side of the Allies.


Memorial at the site of the Battle of Denniewice, erected in 1817 in the village of Nieder-Görsdorf.
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Sergey Medvedev
    Sergey Medvedev 5 September 2013 09: 37 New
    +2
    Ney hurried, did not wait for the approach of all his forces.
    1. Prometey
      Prometey 5 September 2013 13: 04 New
      +1
      Quote: Sergey Medvedev
      Ney hurried, did not wait for the approach of all his forces.

      Well, the crown pressed on the ears, probably wanted to repeat the success of Davout at Aurstedt. Only the Prussians were not the same, they were ready to stand to the end.
  2. Prometey
    Prometey 5 September 2013 09: 47 New
    +2
    The Russians, being the core of the anti-French coalition, once again taught the Prussians to fight, who after Frederick II lost their warlike fervor. And after all learned to beat the paddling pool.
  3. Mareman Vasilich
    Mareman Vasilich 5 September 2013 10: 11 New
    +4
    We hollowed both of them, this is more important. And let the citizens honor their soldiers. What matters to us is only experience, military experience, as it were, on someone else's example. Let the military study all this, but historians. But the article is plus, interesting.
  4. Pavel.
    Pavel. 199615 8 September 2013 10: 12 New
    0
    .........................
  5. Vladimir73
    Vladimir73 10 September 2013 19: 44 New
    0
    Great article !!!

Сражение при Денневице

25 августа (6 сентября) у селения Денневиц вблизи города Ютербог произошло сражение между союзной русско-прусской Северной армией под командованием шведского кронпринца Жана Бернадота и французскими войсками маршала Мишеля Нея. Ожесточённое сражение завершилось тяжелым поражением французской группировки.

За две недели до сражения при Денневице Северная армия в сражении под Гросбереном (Конец перемирия 1813 года. Сражение у Гросберена 23 августа 1813 года. ) уже разбила французскую армию под командованием маршала Никола Шарля Удино. Французские войска пытались взять Берлин и вынудить Пруссию к переговорам. Решающую роль в сражении под Гросбереном сыграл прусский корпус под командованием генерала Фридриха Бюлова. Неудача группировки Удино не побудила Наполеона изменить план действий. Французский император решил снова ударить по Берлину. Он сменил командующего – Удино заменили на Нея.

Справка. Мишель Ней (1769 – 1815) начал военную службу с 1788 года, рядовым в гусарском полку. Был участником революционных войн Франции. В 1792 году за храбрость в боях во время Северной кампании был удостоен офицерского звания. За боевые заслуги в кампаниях 1795—1796 гг. произведен в бригадные генералы. В 1799 году войска под его началом сыграли решающую роль в захвате Мангейма. Ней становится командиром дивизии. В 1801 году Наполеон назначил Нея генерал-инспектором кавалерии. С 1803 года командир 6-го корпуса. При провозглашении Французской империи получает маршальский жезл. Отличился в кампаниях 1805, 1806-1807 гг. С 1808 года командовал 6-м корпусом в Испании, где потерпел ряд неудач. В русской кампании 1812 года командовал 3-м корпусом, приняв участие во всех значительных сражениях этой войны. В Бородинском сражении войска Нея действовали в центре и взяли Семеновские флеши. За битву при Бородино Ней получил титул князя Москворецкого. Во время отступления командовал арьергардом. Он фактически последним покинул пределы России, держа оборону Вильны и Ковно. Ней пользовался большим уважением у солдат, отличался бодростью, хладнокровием, решительностью и мужеством. Получил прозвище «храбрейший из храбрых» и «неутомимый».


Сражение при Денневице

Французский военачальник, маршал Франции (1804), герцог Эльхингенский и князь Москворецкий Мишель Ней.

Силы сторон и их расположение

Наполеон пообещал направить Нею подкрепления. К тому же французский император хотел сам прибыть к армии Нея, вместе с отборными войсками, гвардией. Однако поражения при Кацбахе и Кульме (Сражение на Кацбахе. Подвиг Русской Гвардии при Кульме) заставили Наполеона обратить всё внимание сперва к Силезии, а затем Богемии. А основные резервы пришлось оставить, восполняя урон, которые понесли войска Макдональда и корпус Вандама. Армия Нея была усилена только польской дивизией Домбровского, которая имела в своём составе 4 батальона и 2 уланских полка (около 4 тыс. человек). В результате силы Удино насчитывали не более 70 тыс. человек. К тому же боевой дух этих войск был ослаблен поражением под Гросбереном. В группировку Нея входили: 4-й пехотный корпус под началом генерала Бертрана (французы, итальянцы, поляки, немцы), 7-й пехотный саксонский корпус генерала Ренье, 12-й пехотный корпус маршала Удино (включал баварскую дивизию) и 3-й кавалерийский корпус генерала Арриджи.

На берлинском направлении дорогу врагу преграждали части 3-го и 4-го прусских корпусов Бюлова и Тауенцина. Они насчитывали около 50 тыс. солдат. Кроме того, их могли быстро поддержать шведские и русские кавалерийские части (около 5 тыс. сабель). Во втором эшелоне стояли русский и шведский корпуса.

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, Ней решил действовать немедленно. 23 августа (4 сентября) он провел смотр войск в лагере под Виттенбергом. 24 августа (5 сентября) он приказал 4-му корпусу Бертрана атаковать у Цаны прусский отряд под началом генерала Добшюца. После упорного боя, пруссаки, потеряв несколько сотен человек, отступили к Цальмсдорфу. Французские войска двигались на Берлин по одной дороге: первым шёл корпус Бертрана, за ним саксонцы Ренье и замыкал колонну корпус Удино. Армия растянулась на расстояние более чем 10 км, и позднее войска вводились в бой по мере их подхода, что ослабило ударную мощь французской группировки.

Генерал Добшюц, временно командуя 4-м прусским корпусом, в отсутствие Тауенцина ухавшего в штаб командующего Северной армией, расположил войска в две линии. В составе его корпуса было около 14 тыс. человек при 36 орудиях. Фланги прикрывали казаки под началом Иловайского. Пруссаки были снова атакованы и отошли к Ютербогу. Пруссаки потеряли при отступлении от Цаны до 3 тыс. человек.

Вечером 24 августа (5 сентября) прусские силы были расположены на пространстве около 25 верст от Ямова до Ютербога. А русский и шведский корпуса были между Лобессеном и Марцане. Наступление войск Нея выявило намерение противника – обойти левый фланг Северной армии и захватить Берлин. Бюлов, располагавшийся со своим корпусом ближе всех к противнику, решил, в случае дальнейшего наступления французов против Тауенцина, ударить противнику во фланг и тыл. В ночь с 24 на 25 августа (5 – 6 сентября) главные силы 3-го прусского корпуса - три бригады Гессен-Гомбургского, Тюмена и Крафта, резервная кавалерия и артиллерия были выдвинуты к Курц-Липсдорфу, в 5 верстах от корпуса Бертрана. Утром они ещё больше сблизились с противником. Бригада Борстеля была оставлена Кропштедта.

Бернадот отдал приказ корпусам Бюлова и Тауенцина 6 сентября атаковать противника. Русско-шведские войска стали перебрасывать к месту предстоящего сражения. Часть русских войск – авангард Воронцова и отряд Чернышева, направили в тыл противнику.

Во французской армии было до 10 тыс. кавалерии, но она была низкого качества и не смогла разведать расположение войск противника. Казаки всё время кружили вокруг противника, мешая французам проводить разведку. Французы не знали о появлении корпуса Бюлова около их левого фланга. Французские войска 6 сентября по-прежнему были разделены на три колонны, которые двигались на значительном расстоянии друг от друга. Кавалерия двигалась в арьергарде.

Сражение при Денневице

Схема сражения при Денневице 25 августа (6 сентября) 1813 г.

Сражение

Тауенцин, планируя соединиться с Бюловым, утром начал движение своих войск, оставив на высотах у Ютербога 4 батальона, 2 эскадрона и 11 орудий под командованием майора Клейста. Однако прусский корпус не успел уйти до появления французских войск. Тауенцин занял высоты, расположив войска в две линии. В это время у него было около 10 тыс. солдат. Корпус Бертрана, пройдя Денневиц, приготовился к бою. В первой линии была итальянская дивизия Фонтанелли, её поддерживала одна из бригад вюртембергской дивизии Франкемона (вторая бригада оставалась в тылу, для защиты обозов), во второй линии – кавалерия Лоржа, в резерве – дивизия Морана. Всего в 4-м корпусе было около 18 тыс. человек.

Сражение началось около 9 часов утра. В самом начале сражения, Ней, выехавший для изучения прусских позиций, едва не был захвачен казаками. Довольно долго бой ограничивался перестрелкой. Только около 13 часов прусские войска отошли за овраг, а французы приготовились к преследованию. Однако вскоре были вынуждены обратить внимание на оборону, т. к. к левому флангу Бертрана вышел корпус Бюлова. Три бригады Бюлова и кавалерия утром заняли фланговую позицию в районе деревни Нидер-Гёрсдорф, слева от французского корпуса. Бюлов направил на помощь Тауенцину 4-ю бригаду Тюмена (8 тыс. солдат). Остальные бригады остались в резерве.

Тауенцин, услышав артиллерийскую перестрелку на своем правом фланге, и заметив, что французы остановили атаку, бросил в бой кавалерию. Два эскадрона 3-го Померанского полка рассеяли три вражеских батальона и взяли много пленных. Правда, в бою пал майор Барнеков. 4-й эскадрон Бранденбургских гусар и 1-й и 7-й Курмаркские полки пробили первую линию французского корпуса, рассеяли два батальона во второй линии, опрокинули конно-егерский полк. Два польских уланских полка пытались контратаковать, но были разбиты 4-м Курмаркским ландверным полком и тремя эскадронами 2-го Западно-Прусского полка. Корпус Тауенцина перешёл в наступление всеми силами и заставил противника отступить.

Одновременно бригада Тюмена атаковала дивизию Дюрютта. Но первая атака пруссаков была отражена сильным артиллерийским огнем и штыковой атакой. Бюлов подкрепил Тюмена частью бригады Гессен-Гомбургского с русской артиллерийской ротой полковника Дитрихса (её затем усилили ещё 6 орудиями). При поддержке артиллерии, пруссаки второй раз атаковали и сбросили французов с высот. Дивизия Дюрютта отошла к Денневицу. Генерал Тюмен атаковал селение 16 батальонами 4-й и 3-й бригад.

В это время саксонский корпус начал наступление против 6-й бригады Крафта. В первой линии была 1-я саксонская дивизия Лекока, во второй – 2-я саксонская дивизия. Саксонцы стали теснить пруссаков и Бюлов направил на помощь Крафту оставшиеся батальоны 3-й бригады Гессен-Гомбургского. Ожесточённый бой шёл за селение Гельсдорф. Пруссаков выбивали из селения трижды, но они контратаковали и возвращали себе Гельсдорф.

К 16 часам на правом крыле прусских войск ситуация была благоприятной. Пруссаки одерживали вверх, противник отступал. Но Бюлов ввел в сражение уже все свои силы. В то время как подошли три дивизии 12-го корпуса маршала Удино с основными силами кавалерии. Против 15 прусских батальонов на правом фланге было около 50 батальонов противника. Французы открыли сосредоточенный огонь из нескольких батарей по Гельсдорфу. В атаку пошла дивизия Гильемино. Пруссаки мужественно оборонялись. Они опрокинули два вражеских батальона и заставили отступить третий. Было захвачено много пленных. Однако соотношение сил было в пользу противника, и оно должно было вскоре сказаться. Французы повторной атакой захватили Гельсдорф.

В этот критический момент появилась 5-я бригада Борстеля (8 батальонов). Бюлов приказ отбить Гельсдорф. Пруссаки перешли в атаку и захватили Гельсдорф. Французы ответили новым ударом дивизии Гильемино, при поддержке сил других двух дивизий. Пруссаков опять отбросили от Гельсдорфа. Артиллерия Борстеля не могла выстоять под огнем 50 вражеских орудий. Французская кавалерия пыталась довершить успех, но была отбита. Бригада Борстеля вторично атаковала Гельсдорф. Эта атака могла стать последним усилием храбрых прусских войск на этом фланге. Больше свежих сил у них не было.

Однако ошибка Нея и прибытие к прусским корпусам подкреплений привело к победе союзных войск. Ней, удовлетворённый успехом на левом фланге, решил снять с него 12-й корпус Удино и бросить его на поддержку 4-го корпуса Бертрана. На правом фланге ситуация для французских войск действительно складывалась неудачно. Пруссаки захватили Денневиц. Эскадроны Восточно-Прусского полка прошли Рорбек и опрокинули 8 вражеских эскадронов. Войска правого крыла французской армии отступали на всех направлениях. Ренье, видя явную опасность в уходе 12-го корпуса, предлагал оставить ему хоть одну дивизию из корпуса Удино. Однако Удино не хотел разделять войска и двинул к Рорбеку все силы. Для содействия саксонскому корпусу оставили только несколько баварских батальонов.

К тому же войска Удино переходили на правое крыло более часа. Когда они там появились, они уже не могли изменить ситуацию. Корпус Бертрана и дивизия Дюрютта отступали в расстройстве и вовлекли в беспорядок и войска Удино. Прусская кавалерия преследовала противника. В это время Бюлов приказал бригаде Борстеля снова атаковать Гельсдорф. Её поддержала резервная кавалерия Оппена. В это же время подошли подкрепления – Изюмские гусары, драгуны Рижского и Финляндских полков под началом Палена, 5 казачьих полков Иловайского и два батальона егерей, которые примкнули к бригаде Борстеля. Русско-прусская кавалерия опрокинула конницу противника, захватила несколько орудий.

Вслед за этим появилась артиллерия – шведская батарея и русские роты. Огонь артиллерии нанес большой вред противнику. Саксонцы мужественно дрались, но были выбиты из Гельсдорфа и стали отступать. К 18 часам сражение было завершено. Французская армия потерпела поражение. Кавалерия и казаки преследовали врага. Войска Нея в полном расстройстве отступили в Торгау на Эльбе.

У Эны часть войск противника пыталась закрепиться, но была опрокинута изюмскими и померанскими гусарами. В плен гусары взяли более 1 тыс. человек и захватили 11 орудий. В Даме французов атаковал генерал Вобезер. После упорного боя, весь 23-й линейный полк 4-го корпуса Бертрана сложил оружие. Было захвачено в плен около 2,5 тыс. человек. Прусские партизанские отряды у Гольцдорфа захватили более 300 человек и 8 орудий. У Герцберга отряды графа Орурка и подполковника Лоттума разбили саксонцев, взяв в плен 800 человек.

Сражение при Денневице

Памятник Бюлову в Бранденбурге в память о битве при Денневице.

Итоги

Северная армия отразила вторую попытку войск Наполеона захватить Берлин. Французские войска потерпели серьёзное поражение и понесли большие потери. Войска Нея в сражении при Денневице и при отступлении к Торгау потеряли 16-18 тыс. человек (по другим оценкам, 22-25 тыс. человек, включая дезертиров). Особенно много было пленных – 10-13,5 тыс. человек. 12-й корпус пришлось расформировать, распределив оставшиеся войска между другими соединениями. Его командир Удино стал начальником Молодой Гвардии. Союзники захватили 60 орудий и 4 знамени. Прусские войска потеряли 9-10 тыс. человек. Корпус Бюлова – более 6 тыс. человек, корпус Тауенцина – свыше 3 тыс. человек. Русские войска в этом сражении потеряли 25 человек.

Сражение при Денневице усилило раскол между французами и саксонцами, который наблюдался и ранее. Маршал Ней возложил вину за поражение на саксонцев, отступление которых привело по его словам к отходу 12-го корпуса Удино. Большая часть саксонцев, которая попала в плен при Денневице, перешла на сторону союзников.

Сражение при Денневице

Мемориал на месте сражения при Денневице, возведённый в 1817 г. в деревне Нидер-Гёрсдорф.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Сергей Медведев 5 сентября 2013 09:37
    Ней потропился, не дождался подхода всех своих сил.
    1. Prometey 5 сентября 2013 13:04
      Цитата: Сергей Медведев
      Ней потропился, не дождался подхода всех своих сил.

      Ну так корона на уши давила, хотел наверное повторить успех Даву при Аурштедте. Только прусаки уже не те были, готовы были стоять до конца.
  2. Prometey 5 сентября 2013 09:47
    Русские являясь ядром антифранцузской коалиции вновь научили воевать пруссаков, которые после Фридриха II утратили свой воинственный пыл. И ведь научились бить лягушатников.
  3. Мареман Василич 5 сентября 2013 10:11
    Мы долбили и тех и других,это главнее. И велечие их воинов пусть ихние граждане почитают. Нам важен только опыт, военный опыт, так сказать, на чужом примере. Пусть военные изучают всё это, да историки. Но статье плюс, интересна.
  4. Pavel.199615 8 сентября 2013 10:12
    .........................
    Pavel.199615
  5. Vladimir73 10 сентября 2013 19:44
    Отличная статья !!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня