Черноморские броненосцы: от "Поповок" до "Потёмкина"

Черноморские броненосные корабли второй половины XIX — начала XX века прошли долгий эволюционный путь — от первых небольших «поповок» до огромных эскадренных броненосцев, ставших сильнейшими кораблями на Чёрном море. На процесс этой эволюции повлияло множество факторов: непрерывный технический прогресс, растущие возможности российского судостроения, непомерные амбиции некоторых высших морских чинов, постоянный недостаток средств в бюджете страны и вечное стремление чиновников «к экономии». В результате, за 34 года было построено десять кораблей, которые составляли основу боевой мощи Черноморского флота. О них мы и расскажем сегодня.



«ПОПОВКИ» — ПЕРВЫЕ ЧЕРНОМОРСКИЕ БРОНЕНОСНЫЕ КОРАБЛИ


Крымская война 1853-1856 гг. завершилась поражением Российской империи. По Парижскому мирному договору наша страна лишалась Черноморского флота, морских баз и крепостей на Чёрном море. Было разрешено лишь иметь флотилию из 10 небольших судов. Император Александр II начал проводить в стране либеральные реформы, они затронули и Российский императорский флот. На Балтике началось строительство паровых броненосных кораблей береговой обороны. А в 1876 г. в состав флота вошёл первый мореходный броненосец «Пётр Великий» — сильнейший боевой корабль в мире. Начинается строительство броненосцев. На Чёрном море всё было иначе.

Руководство Морского министерства неоднократно планировало начать строительство военных кораблей на юге. Но всякий раз решение вопроса откладывалось из-за разных причин: наша страна была вынуждена соблюдать международные договоры, в казне хронически не хватало средств, на Чёрном море не было ни одного судостроительного завода, который был готов построить относительно крупный корабль, а военное руководство никак не могло окончательно выбрать проект броненосного корабля. Тем временем Османская империя стремительно наращивала свой флот.

В конце 1870 г., когда Франция была разгромлена Пруссией, ситуация изменилась. Россия, использовав благоприятный момент, в январе 1871 г. объявила об отмене условий Парижского договора. Теперь ничто не сдерживало кораблестроение и началось восстановление боеспособности Черноморского флота. Первым делом решено построить четыре корабля береговой обороны. Сначала думали о постройке мониторов типа «Ураган», потом хотели строить броненосные лодки, аналогичные балтийскому «Смерчу» или «Русалке». Но на юге у России по-прежнему не было ни одной верфи. Поэтому первый черноморский броненосный корабль было решено строить в Санкт-Петербурге. Вместо мониторов или башенных фрегатов «под шпилем» решили построить четыре корабля круглой формы. Продвигал этот проект автор «Петра Великого» контр-адмирал А.А. Попов, который обладал непререкаемым авторитетом. Ему удалось убедить военное руководство строить для Чёрного моря круглые корабли с целью экономии казённых средств и даже «Высочайше одобрить» свой проект. Император назвал такие корабли «поповками». Так они и вошли в историю флота, став самыми необычными русскими кораблями.

Вскоре в Новом Адмиралтействе началась подготовка к строительству первой «поповки». Работы начались в феврале 1871 г. С апреля велась сборка корпуса на болтах, она шла и днём, и ночью. 17 декабря состоялась официальная закладка в присутствии императора. Первый корабль назвали «Новгород». К этому времени корпус был почти готов. К январю 1872 г. его разобрали и начали отправку на Чёрное море для окончательной сборки. В марте первая партия деталей была доставлена на берег реки Ингул в Николаевское адмиралтейство. Немедленно началась сборка, но она растянулась более чем на год. На стапеле работало мало рабочих, не хватало станков, не было достаточного числа инструментов и оборудования, т.е. адмиралтейство не было готово даже к таким работам. Лишь 21 мая 1873 г. «Новгород», со всеми механизмами и бронёй, был спущен на воду. Начались испытания необычного корабля, которые растянулись ещё на год. Во время испытаний в конструкцию «поповки» непрерывно вносились многочисленные изменения и улучшения. Одновременно проводились стрельбы и пробные плавания по Чёрному и Азовскому морям. В них её обязательно сопровождала шхуна-конвоир «на всякий случай». В 1874 г. «Новгород» приняли в состав Черноморского флота.

«Вице-адмирал Попов» — вторая «поповка». Благодаря увеличенным размерам (3550 т вместо 2491 т, 36,5 м вместо 30,8 м) конструкторы разместили 2х305-мм вместо 2х280-мм и улучшили конструкцию корабля


Строительство второй «поповки», которую назвали «Киев», началось на берегу реки Ингул в январе 1872 г. Её планировали построить по первоначальному проекту, но в марте А.А. Попов убедил военное руководство внести в него изменения и работы на стапеле приостановили. По новому проекту выросли размеры корабля, благодаря этому разместили более мощную и совершенную паровую машину, усилили вооружение и бронирование. Лишь осенью 1873 г. начались работы по удлинению старого стапеля, т.к. корпус второй «поповки» по новому проекту был на 6 метров больше, чем у головной. Старый корпус разобрали. Новый корабль начали строить и назвали «Вице-адмирал Попов». Работы возобновили лишь весной 1874 г. 27 августа 1874 г. состоялась официальная закладка в присутствии императора. Строительство вызвало много трудностей, поставки брони и механизмов задерживались, не хватало рабочих и оборудования. 25 августа 1875 г. корпус спустили на воду. Ещё почти год ушёл на достройку, т.к. механизмы и часть брони строителям пришлось ждать от поставщиков. В июне 1876 г. начались испытания «Вице-адмирала Попова», в августе его спешно приняли в состав флота, т.к. ситуация на Балканах обострилась и страна готовилась к войне. Во время службы в конструкцию «поповок» вносились многочисленные изменения. От постройки ещё двух «плавающих блюдец» отказались из-за недостатка бюджетных средств и конструктивных недостатков кораблей, которые выявились во время плаваний и стрельб. Есть известная легенда, что после каждого выстрела главным калибром начиналось вращение «поповки» вокруг своей оси. Её опровергли, но «осадок остался». Предложение о постройке других броненосных кораблей для Чёрного моря, к сожалению, не встретило понимания у военного руководства — в бюджете не хватало средств и их строительство отложили на неопределённый срок.

12 апреля 1877 г. началась очередная русско-турецкая война. Вооружение «поповок» максимально усилили («Новгород» получил 2х87-мм орудия, 2 скорострельных пушки Энгстрема, 2 картечницы Гатлинга и 6 шестовых мин, на «Вице-адмирала Попова» установили 8х87-мм орудий, кар-течницу Гатлинга и 6 шестовых мин), но их боевая ценность оставалась крайне сомнительной. В июне «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» совершили поход в Очаков, в июле к Киликийскому гирлу Дуная, но противника не обнаружили. Остальное время они входили в состав «активной обороны Одессы», но кораблей противника не встречали. «Горячие головы» в военном руководстве предлагали отправить «поповки» в крейсерство, но их отговорили. А других боевых кораблей у Российской империи на Чёрном море не было и с турецким флотом пришлось воевать вооружённым пароходам РОПиТ и минным катерам. Русская армия действовала успешно, наши войска дошли до пригородов Стамбула. В феврале 1878 г. война завершилась поражением Османской империи, но наша страна не смогла воспользоваться этой победой — из-за «помощи» европейских держав. Черноморские проливы остались турецкими. «Поповки» продолжили службу на Чёрном море. В 1892 г. по новой классификации они стали броненосцами береговой обороны. За два десятилетия службы их неоднократно модернизировали, корабли изредка совершали походы вдоль побережья, но моряки всё равно смотрели на них с усмешкой.

ЧЕТЫРЕ ПЕРВОКЛАССНЫХ ЧЕРНОМОРСКИХ БРОНЕНОСЦА

В 1882 г. новым руководителем Морского министерства стал адмирал И.А. Шестаков. Он лично разрабатывал проекты броненосных кораблей, контролировал их проектирование и строительство, постоянно вмешивался в процесс создания и неоднократно вносил «правку». При нём была разработана двадцатилетняя программа развития флота. По ней Черноморский флот должен был получить 8 эскадренных броненосцев, 2 крейсера и 19 миноносок. На это выделяли значительную сумму в 67 238160 рублей. Позднее в планы добавили 6 эсминцев и 6 канлодок. Разработка проекта черноморского броненосца началась в августе 1882 г. Вместо «Петра Великого» было решено разработать новый проект броненосца. Взамен башен, которые признавались дорогостоящей «роскошью», новые корабли получили по три двухорудийные барбетные установки, в которых разместили 305-мм орудия образца 1877 г. (весом 43 т каждое). Для экономии водоизмещения конструкторы создали укороченный броневой пояс по ватерлинии, отказались от четвёртой пары 305-мм орудий и броневой защиты 152-мм орудий. Были внесены изменения в систему бронирования кораблей — броневой пояс значительно удлинили и расширили, железные плиты были заменены на сталежелезные. Это было далеко не последние изменения, которые были внесены в конструкцию кораблей, «улучшения» продолжились уже в процессе постройки.

Таким был Черноморский флот в начале своего возрождения после поражения в Крымской войне. На первом плане миноноски на слипе на берегу, на заднем плане «поповки» — слева «Вице-адмирал Попов», справа «Новгород». Севастополь, начало 80-х годов XIX в


Строительство трёх однотипных броненосных кораблей начали в июле 1883 г. на верфи Николаевского адмиралтейства («Екатерина II») и на верфи РОПиТ в Севастополе («Чесма» и «Синоп»). Официальная закладка состоялась в сентябре 1884 г. Опыт строительства «поповок» пошёл ни-колаевцам на пользу, но не все механизмы новых кораблей были отечественными. Российские заводы были не в состоянии поставить броню сразу для трёх броненосцев и контракт заключили с англичанами, которые в своё время успешно поставили плиты для «Петра Великого». За два года фирма «Камель и К0» должна была поставить 412 плиты для трёх кораблей (по 137 на корабль +1 для опытных стрельб). В Англии также заказали машины для севастопольских кораблей, для «Екатерины II» их изготавливал Балтийский завод. 6 мая 1886 г. в Севастополе в присутствии императора Александра III спустили на воду «Чесму», 11 мая в Николаеве состоялся спуск «Екатерины II». 20 мая 1887 г. на воду сошёл «Синоп». Начались продолжительные работы по достройке, и в конце 1887 г. корабли сосредоточили в Севастополе для отделки и вооружения. На броненосцы уже устанавливали вооружение и бронирование, а руководство всё ещё вносило изменения в проект. На «Чесме», например, пришлось срезать по палубу уже установленный каземат. Зато, из-за задержек в строительстве, на ней разместили новейшие 35-калиберные 305-мм орудия. «Синоп» и «Екатерина II» получили старые 30-калиберные орудия образца 1877 г. Их дополняли 7х152-мм, 8х47-мм, 4х5х37-мм и две десантных пушки. Период достройки и швартовых испытаний «Екатерины II» продлился 18 месяцев, она вышла на ходовые испытания лишь в мае 1889 г. «Чесму» к этому времени уже «приняли в казну». «Синоп» вышел на ходовые испытания весной 1890 г., т.к. готовность задерживал срыв сроков поставки главных машин английской фирмы «Непир и сыновья». Три новейших броненосных корабля с восемнадцатью 305-мм орудиями после вступления в строй стали основой Черноморского флота.

Эскадренный броненосец «Синоп» на бочках в Севастополе. Это третий корабль типа «Екатерина II», который составлял основу Черноморского флота. Хорошо видно роскошное носовое украшение корабля


В 1888 г. руководством было решено пятый черноморский броненосец строить также по типу «Екатерины II», т.к. другого проекта просто не было. В него хотели внести множество изменений, но в результате строительства получился немного улучшенная «Чесма». Он также получил новейшие 35-калиберные 305-мм орудия. Новый корабль, который назвали «Георгий Победоносец», начали строить на верфи РОПиТ в Севастополе в марте 1889 г. 26 февраля 1892 г. его спустили на воду. В 1893 г. он совершил первое плавание с эскадрой. Одновременно на корабле продолжались различные испытания и устранялись многочисленные недоделки. В результате реализации судостроительной программы Черноморский флот получил полноценную эскадру из четырёх однотипных кораблей. Но их построили с массой недостатков: со значительной перегрузкой (около 650 т), при стрельбе из орудий главного калибра палуба и корпус получали повреждения, т.е. свободно стрелять орудия могли лишь на траверз. А при наведении четырёх 305-мм орудий на один борт броненосцы получали значительный крен. В 1892 г. они стали называться эскадренными броненосцами по новой классификации. Их главной задачей считалось уничтожение укреплений в проливе Босфор — мощные орудия главного калибра могли подавить турецкие батареи и обеспечить высадку десанта. В конце 80 — начале 90-х гг. XIX в. наши военные стратеги разработали несколько планов по захвату черноморских проливов. Были подготовлены войска и артиллерия для десанта, транспорт для их перевозки. Все необходимые боеприпасы, оборудование и припасы лежали на складах в Одессе и Севастополе. Оставалось лишь отдать приказ о начале операции, но императора Александра III не зря звали Миротворец, а его сын Николай II не решился на конфликт с европейскими державами. Русская экспедиция по захвату Босфора так и не состоялась. Тем не менее, броненосцы типа «Екатерина II» долгое время были сильнейшими броненосцами на Чёрном море. Два десятилетия они принимали самое активное участие в учениях и манёврах флота, проводили многочисленные артиллерийские и торпедные стрельбы, осуществляли минные постановки (с плотиков), высаживали десанты, совершали продолжительные походы по Чёрному морю, посещали порты, на них проводили опыты со связью, с броненосцев запускали воздушные шары и змеи. Они были «лицом» Черноморского флота, символом его возрождения после Крымской войны.

ДВА БРОНЕНОСЦА ВМЕСТО ПЯТНАДЦАТИ

В 90-е годы XIX века в кают-компаниях черноморских кораблей был популярен такой анекдот: «Запрос в английском парламенте: «А известно уважаемым лордам, что Россия приступила к постройке 15 броненосцев на Чёрном море? Они будут названы именами двенадцати апостолов и трёх святителей. Ответ: «Нет, неизвестно». Следуя этой логике, на рубеже XIX-XX веков Черноморский флот должны были пополнить пятнадцать броненосцев, а на самом деле его пополнили лишь два корабля; «Двенадцать апостолов», «Три святителя».

В 1886 г. началось проектирование четвёртого черноморского броненосца, который назвали «Двенадцать апостолов». Он стал «лебединой песней» адмирала И.А. Шестакова. В качестве прототипа при проектировании был использован «Император Александр II», но на новый «малостоящий» (по аналогии с балтийскими) корабль руководство захотело установить 4х305-мм, 2х229-мм и 2x152-мм орудия. А в одном из проектов предусматривалось размещение аж восьми 229-мм орудий. Работы по строительству начались в Николаеве в феврале 1888 г. Но вскоре они приостановились, т.к. проект был изменён—теперь решено вооружить корабль 4х305-мм и 8x152-мм орудиями. Главный калибр было решено размещать в барбетных установках. Официальная закладка состоялась 9 августа 1889 г., на воду «Двенадцать апостолов» спустили 1 сентября 1890 г. Началась достройка, которая затянулась на три года — ещё продолжалась «правка» проекта, а контрагенты традиционно срывали сроки поставок. Заказ брони получила фирма «Камель и К0», но она поставила плиты не в 1890 г. (как в контракте), а затянула выполнение работ аж до 1892 г. из-за спешных заказов британского адмиралтейства. В апреле 1892 г. корабль перевели для достройки в Севастополь. Осенью начались испытания броненосца, а весной 1893 г. «Двенадцать апостолов» начал ходить в плавания с эскадрой. Вскоре его приняли «в казну», но он так и не смог достичь контрактной скорости из-за малой мощности паровых машин. Новый «малостоющий» броненосец был более мореходным и обладал лучшими ходовыми качествами, чем корабли типа «Екатерина II», но был слабее вооружён (4х305-мм, 4x152-мм, 12х47-мм, 4х5х37-мм и два десантных орудия) и намного хуже бронирован.

Эскадренный броненосец «Двенадцать апостолов» — единственный «малостоящий» броненосец Черноморского флота


Пятым броненосцем стал «Георгий Победоносец» (типа «Екатерина II»), а шестым Черноморский флот пополнили «Три святителя». Этот корабль можно назвать первым черноморским броненосцем классического типа. Его проектирование началось в сентябре 1890 г., но первоначальный проект был отклонён флотским руководством. За основу нового варианта был взят «Наварин», а в качестве зарубежного аналога начальство ориентировалось на английский «Трафальгар». В результате, при разработке проекта значительно выросло водоизмещение и размеры броненосного корабля, было усилено его вооружение и усовершенствовано бронирование. Последнее несколько раз менялось в ходе строительства из-за непрерывного технического прогресса. В результате, окончательный заказ на броневые плиты для броненосца получили целых три иностранных фирмы. Ряд механизмов и устройств для броненосца также заказали за границей — часть брони, машины и котлы в Англии, румпель и баллер руля в Германии, броневые плиты во Франции. Главный калибр дополняли 8x152-мм, 4х120-мм, 10х47-мм, 8х5х37-мм, 4 пулемёта и два десантных орудия. Строительство началось в Николаеве в начале 1891 г., но сначала пришлось реконструировать эллинг №7, т.к. новый броненосец в него не влезал. Официальная закладка состоялась лишь 4 сентября 1892 г. В процессе постройки «правка» проекта продолжалась. Корпус спустили на воду 31 октября 1893 г. Началась достройка, но и во время этих работ в проект ещё продолжали вноситься изменения. В результате, лишь в 1896 г. начались испытания броненосца, в начале 1897 г. его «приняли в казну». Он стал самым крупным и мощным броненосцем на Чёрном море и оставался таким до 1905 г.

В ПОИСКАХ ИДЕАЛА

Седьмым черноморским броненосцем стал «Ростислав». В этот раз руководство решило построить небольшой корабль с мощным вооружением, хорошей мореходностью и малой осадкой, который мог бы действовать у берегов противника — уничтожать батареи, поддерживать десант и войска. Работа над проектом началась в 1892 г. Оно продолжалось более года, каждый вариант вызывал ожесточённые споры, т.к. в 6000 т водоизмещения не удавалось вместить вооружение, бронирование, машины и механизмы. В результате, было решено пожертвовать артиллерией: вместо 305-мм на нём размещались 254-мм орудия. Приводы башен ГК сделали электрическими вместо гидравлических, средний калибр (8x152-мм) также разместили в двухорудийных башнях. Их дополняли 12х47-мм и 16х37-мм орудий. В январе 1894 г. в Николаеве начались работы по строительству. Официальная закладка состоялась 6 мая 1895 г. Корпус спустили на воду 20 августа 1895 г. Началась достройка, но ряд поставщиков традиционно срывали сроки выполнения работ. Особенно долго ждали поставку 254-мм орудий с Обуховского завода. Испытания броненосца начались в октябре 1898 г. Они сопровождались устранением многочисленных дефектов и растянулись на два года. В 1900 г. его «приняли в казну», он начал ходить в плавания, но и после этого доделки продолжались. Изящный броненосец стал флагманом Черноморского флота, его просторный адмиральский салон, комфортный мостик и уютные каюты полюбились флагманам всех рангов. К сожалению, за годы безупречной службы «Ростислава» не обошлось без ЧП — в ночь с 29 на 30 мая 1909 г. у входа в Севастополь он протаранил подводную лодку «Камбала». Она разломилась на две части и мгновенно затонула, погибло 20 подводников.

Эскадренный броненосец «Три святителя» — единственный низкобортный (корабль мониторного типа) на Чёрном море. В носу корабля хорошо виден бушприт для удобства постановки на бочку


Восьмым черноморским броненосцем стал всемирно известный «Потёмкин». Точнее говоря «Князь Потёмкин-Таврический». Разработка проекта началась в 1895 г. В качестве прототипа выступали «Три святителя» и «Пересвет», зарубежным аналогом выступал «Маджестик». Новый корабль должен был стать самым мощным на Чёрном море. Военное руководство вернулось к 305-мм орудиям. Планировалось улучшить мореходность (за счёт полубака) и усилить бронирование. Проектирование продолжалось до мая 1897 г. Его строительство началось в Николаеве в декабре 1897 г., официальная закладка состоялась 28 сентября 1898 г., корпус спустили на воду 26 сентября 1900 г. Достройка, традиционно для отечественных верфей, затянулась на несколько лет. Особенно затянули с поставкой орудий и башен ГК. Лишь осенью 1903 г. «Потёмкин» вышел на испытания. К лету 1905 г. они были завершены, но «принятию в казну» помешало известное восстание.

14 июня 1905 г. на Тендре, где должны проходить артиллерийские стрельбы, моряки «Потёмкина» начали восстание из-за плохого питания. Они захватили оружие, и на корабле началась перестрелка. В результате было убито 6 офицеров и 1 матрос. Броненосец оказался в руках восставших. На его поиски послали эскадру, 17 июня они настигли корабль и состоялся знаменитый «немой бой». Мятежный корабль продолжил скитания по Чёрному морю (он заходил в Одессу и Феодосию), а закончились они в румынском порту Констанца. Моряки сошли на берег и стали эмигрантами. 26 июня за кораблём пришли броненосцы «Чесма», «Синоп» и 4 миноносца. 1 июля его «под конвоем» привели в Севастополь. 6 октября броненосец переименовали в «Пантелеймон».

Он принял участие в ноябрьских событиях в Севастополе. Часть кораблей флота подняла красные флаги, ими командовал отставной лейтенант П.П. Шмидт. Броненосец был захвачен восставшими матросами, но активного участия в восстании не принимал. Главную роль в тех событиях играл крейсер «Очаков». Восстание было жестоко подавлено. Верные правительству корабли, крепостные орудия и полевая артиллерия расстреляли корабли мятежников. В этом принял участие броненосец «Ростислав», который выпустил по «Очакову» 2х254хмм и 16x152-мм снарядов.

ПЕРЕД ВОЙНОЙ

Введение в состав новых броненосцев позволило флотскому руководству начать избавляться от старых кораблей. Первыми «под нож» были отправлены «поповки». Они находились в составе Черноморского флота вплоть до 1903 г., но, в основном, корабли стояли в Южной бухте Севастополя. Они были сданы в порт на хранение и исключены из списков флота. «На иголки» их корпуса пустили лишь в 1912 г. Следующим из боевого состава флота в 1911 г. был выведен «Двенадцать апостолов», который несколько лет стоял в отстое в Южной бухте. Он использовался для учебных целей, как склад и плавбаза подводных лодок. Его переоборудовали в минный склад и поставили в Сухарной балке Севастополя, в его трюмах хранился флотский минный арсенал.

«Ростислав» в море. Этот корабль считался одним из красивейших кораблей Российского императорского флота


Спуск на воду «Князя Потёмкина-Таврического», Николаев, 26 сентября 1900 г.


В конце первого десятилетия XX века возник вопрос о дальнейшей судьбе броненосцев типа «Екатерина II» — корабли морально и физически устарели и не соответствовали новым стандартам. На их содержание уходили значительные средства. Из-за дефицита бюджета так и не был положительно решён вопрос о модернизации этих броненосцев. Первый подобный проект был разработан ещё в конце XIX века, но дальше разговоров дело не пошло. Теперь было разработано несколько проектов их модернизации до уровня самых современных броненосцев, а также несколько вариантов переоборудования. Их долго обсуждали, высокие военные чины спорили и «ломали перья», конструкторами разрабатывались всё новые варианты, переписка по этим вопросам занимала целые шкафы, на неё были истрачены тонны бумаги, но средств для проведения работ так и не было выделено. Корабли вывели в резерв. Вместо резервной эскадры флот получил два вспомогательных корабля. «Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём и был перевооружён. На него установили 4х203-мм, 12x152мм, 2х47-мм и 4 пулемёта. «Георгий Победоносец» перевооружили восемью новыми 152-мм орудиями и использовали как брандвахту в Севастополе. Он стоял на бочках неподалёку от Графской пристани.

Остальные броненосцы типа «Екатерина II» было решено списать. К сожалению, в военном руководстве не нашлось ни одного дальновидного «государственного человека», который предложил другой вариант их использования. Дело в том, что черноморские порты были практически беззащитны от атак с моря. И для их защиты можно было бы установить эти корабли в качестве брандвахты и плавучей батареи. С бывших броненосцев можно было снять машины, заменить бронирование и полностью перевооружить. С сокращёнными экипажами они могли бы оберегать спокойствие Одессы, Новороссийска и других черноморских портов. Этот проект не требовал столь значительных средств и значительно укрепил бы оборону страны на юге. Но было решено иначе и в 1907 г. из состава флота вывели «Екатерину II» и «Чесму». Теперь их именовали «Исключённые суда № 3 и № 4», их корпуса ещё послужили Российскому императорскому флоту.

Достаточно скромный военный бюджет страны не позволял проводить полноценную боевую подготовку всем кораблями флота, и значительная часть была вынуждена долгое время находиться в т.н. «вооружённом резерве». Боевой учёбой черноморцы занимались весной, летом и осенью, а зимой проводили ремонт, корабли доковались и т.д. С каждым годом ситуация на Балканах ухудшалась и, соответственно, с каждым годом и напряжённость боевой подготовки черноморцев возрастала.

«Пантелеймон» в море. Это имя «Потёмкин» получил после восстания по личному приказу императора Николая II
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Su-9
    Su-9 17 сентября 2013 08:16
    +2
    Как ни странно, иногда принимаются правильные решения которые легко критиковать : "Остальные броненосцы типа «Екатерина II» было решено списать. К сожалению, в военном руководстве не нашлось ни одного дальновидного «государственного человека», который предложил другой вариант их использования. Дело в том, что черноморские порты были практически беззащитны от атак с моря. И для их защиты можно было бы установить эти корабли в качестве брандвахты и плавучей батареи. С бывших броненосцев можно было снять машины, заменить бронирование и полностью перевооружить. С сокращёнными экипажами они могли бы оберегать спокойствие Одессы, Новороссийска и других черноморских портов.".
    Как показала история, именно с моря портам в 20м веке ничего и не угрожало. Проблемы приходили с берега.
    1. Цитата: Su-9
      . И для их защиты можно было бы установить эти корабли в качестве брандвахты и плавучей батареи. С бывших броненосцев можно было снять машины, заменить бронирование и полностью перевооружить.

      Автор просто не дал себе труда посчитать, во что обойдется такое перевооружение. И сравнить с простым усилением береговой артиллерии.
    2. Trapper7 Офлайн
      Trapper7 17 сентября 2013 11:55
      0
      Цитата: Su-9
      Как показала история, именно с моря портам в 20м веке ничего и не угрожало. Проблемы приходили с берега.

      Как показала история, при наличии подобных батарей можно было бы избежать обстрела легким Бреслау Новороссийска. Автор тут прав. Это мое ИМХО.

      Обстрел Новороссийска
      1. shurup Офлайн
        shurup 17 сентября 2013 13:53
        0
        Я как-то предлагал построить и поставить возле Новороссийска неопоповку диаметром с аэродром.
        ЯЭУ хватило бы на энергонужды, а движителей - на разворачивание "носом" против ветра. Плюс места для парков, газонов, парой сухих доков и небольшого свечного заводика.
        И имя придумал - "Котлин".
  2. УВБ Офлайн
    УВБ 17 сентября 2013 08:21
    +8
    Напрашивается продолжение статьи, были еще Евстафий и Иоанн Златоуст. И была еще мировая война, в которой корабли активно участвовали. И небольшой недостаток, как мне показалось- о первых кораблях написано достаточно подробно, а с каждым последующим все меньше информации. А в целом- плюс, и фото отличные.
  3. Владимирец Офлайн
    Владимирец 17 сентября 2013 08:31
    +1
    Даа, поповки корабли... recourse Скорее уж самоходные плавбатареи.
    1. shurup Офлайн
      shurup 17 сентября 2013 14:02
      -1
      После самоходных табуреток и самонаводящихся летающих шапок, даже поповки кораблями кажутся.
      Впрочем это не совсем по теме, но ситуация похожа.
  4. ВохаАхов Офлайн
    ВохаАхов 17 сентября 2013 09:57
    0
    Цитата: УВБ
    Напрашивается продолжение статьи, были еще Евстафий и Иоанн Златоуст. И была еще мировая война, в которой корабли активно участвовали. И небольшой недостаток, как мне показалось- о первых кораблях написано достаточно подробно, а с каждым последующим все меньше информации. А в целом- плюс, и фото отличные.

    Эти два корабля уже вступали в строй по классификации как линейные корабли.
    1. УВБ Офлайн
      УВБ 17 сентября 2013 13:34
      0
      Значения не имеет, упомянутые в статье корабли тоже переквалифицировали в линкоры. Но в боевых действиях они принимали участие, а Пантелеймон и Три Святителя и в столкновении с германо-турецким Гебеном, и не без успеха, особенно Пантелеймон!"
  5. ясенпень
    ясенпень 17 сентября 2013 18:38
    +1
    не сталь подвела Россию, в 20 веке, а прокладки между оружием и палубой angry
  6. митридат Офлайн
    митридат 18 сентября 2013 15:18
    +1
    информативная статья с отличными фото
  7. ВольдемарЪ Офлайн
    ВольдемарЪ 17 апреля 2014 16:37
    0
    Красивые корабли.