Military Review

Post-war Soviet anti-aircraft artillery. Part 1

14



Soviet anti-aircraft artillery played a very important role in the Great Patriotic War. According to official data, 21 645 aircraft were shot down by ground forces against ground forces of the ground forces, including anti-aircraft guns of 76 mm and more - 4047 aircraft, anti-aircraft guns - 14 657 aircraft.
In addition to fighting aviation enemy, anti-aircraft guns, if necessary, often fired at ground targets. For example, 15 fighter anti-tank artillery divisions of twelve 85-mm anti-aircraft guns took part in the Battle of Kursk. This measure, of course, was a necessary one, since the anti-aircraft guns were much more expensive, the mobility was less, and they were masked harder.

The number of anti-aircraft guns during the war continuously increased. Particularly significant was the increase in small-caliber anti-aircraft guns, so on January 1, 1942, there were about 1600 37 mm anti-aircraft guns, and on January 1, 1945 there were about 19 guns. However, despite a quantitative increase in anti-aircraft guns, in the USSR during the war, self-propelled anti-aircraft guns (ZSU) were not created that could accompany and cover Tanks.
In part, the need for such vehicles was met by the Lend-Leased American quad 12,7-mm ZSU М17, which were mounted on the chassis of the M3 semi-tracked armored personnel carrier.

ZSU M17


These ZSU proved to be very effective means of protecting tank units and formations on the march from air attack. In addition, M17 was successfully used during the battles in cities, firing densely on the upper floors of buildings.

The task of covering the troops on the march was assigned mainly to anti-aircraft machine-gun installations (ZPU) caliber 7,62-12,7-mm, mounted on trucks.

The mass production of the 1940-mm 25-K submachine gun in 72 was started only in the second half of the war due to difficulties in mastering serial production. A number of design solutions of the anti-aircraft gun 72-K was borrowed from the 37-mm automatic anti-aircraft gun mod. 1939 of the year 61-K.


Anti-aircraft gun 72-K



The 72-K anti-aircraft guns were designed for anti-aircraft defense of a rifle regiment level and in the Red Army occupied an intermediate position between large-bore DShK heavy anti-aircraft machine guns and more powerful 37-K anti-aircraft guns. They were also installed on trucks, but in much smaller quantities.


Anti-aircraft gun 72-K in the back of a truck


Anti-aircraft guns 72-K and twin installations 94-KM on their base were used against low-flying and diving targets. By the number of copies issued, they are far behind the 37-mm automata.


94-KM Installations on Trucks


The creation of an anti-aircraft machine gun of such caliber with ring-loading loading does not seem to be fully justified. The use of a charger for a small caliber anti-aircraft machine gun greatly reduced the practical rate of fire, slightly exceeding the 37-mm 61-K machine gun by this indicator. But while much inferior to him in range, altitude and striking action of the projectile. The production cost of the 25-mm 72-K was not much less than the production cost of the 37-mm 61-K.
The installation of the rotating part of the gun on an inseparable four-wheel vehicle is subject to criticism on the basis of comparison with foreign anti-aircraft guns of similar class.

However, it should be noted that the 25-mm projectile itself was not bad. At a distance of 500 meters, an armor-piercing projectile with a mass of 280 gr., With an initial speed of 900 m / s., Pierced 30-mm armor along the normal.

When creating the unit with tape power, it was quite possible to achieve a high rate of fire, which was done after the war in anti-aircraft 25-mm machines designed for the Navy.

With the end of the war in 1945, production of the 72-K was discontinued, however, they continued to be in service until the beginning of the 60-s, until the 23-mm ZU-23-2 were replaced.

The 37-mm automatic anti-aircraft gun 1939 model of the year 61-K, based on the Swedish 40-mm Bofors gun, has received much more widespread use.

The 37-mm automatic anti-aircraft gun of the 1939 model of the year is a single-barreled small-caliber automatic anti-aircraft gun on a four-carriage with a non-detachable four-wheel drive.

Automatic guns based on the use of recoil force according to the scheme with a short recoil of the barrel. All actions necessary for firing a shot (opening the bolt after the shot, extracting the liner, cocking the drummer, feeding the cartridges into the chamber, closing the bolt and lowering the hammer) are performed automatically. Manually carried out the aiming, pointing guns and feed clips with ammunition in the store.

According to the leadership of the gun service, his main task was to fight against air targets at distances up to 4 km and at altitudes up to 3 km. If necessary, the gun can be successfully used for firing at ground targets, including tanks and armored vehicles.

61-K during the Great Patriotic War were the main means of air defense of the Soviet troops in the front line.

During the war years, the industry delivered more than 22 600 37-mm anti-aircraft guns to the Red Army. 1939 of the year. In addition, at the final stage of the war, the anti-aircraft self-propelled unit SU-37, based on the self-propelled unit SU-76М and armed with the 37-mm anti-aircraft gun 61-K, began to arrive in the troops.


self-propelled anti-aircraft installation SU-37


In order to increase the density of anti-aircraft fire at the end of the war, a two-gun B-47 unit was developed, consisting of two 61-K submachine guns on a four-wheeled wagon.


two-gun mount B-47


Despite the fact that 61-K production was completed in 1946 year, they remained in service for a very long time and took part in numerous wars on all continents.

37-mm anti-aircraft guns arr. 1939 was actively used during the Korean War by both North Korean and Chinese units. According to the results of the application, the gun proved to be positive, but in some cases there was an insufficient firing range. An example is the battle in September 1952 of the 36 P-51 aircraft with the 61-K battalion, as a result of which 8 planes were shot down (according to Soviet data), and the loss of the battalion was one of the crews.

In the postwar years, the gun was exported to dozens of countries around the world, in the armies of many of which it is in service today. In addition to the USSR, the gun was produced in Poland, as well as in China under the symbol Type 55. In addition, in China, on the basis of the tank Type 69 was created self-propelled twin anti-aircraft installation Type 88.

61-K was also actively used during the Vietnam War (using a semi-handicraft twinned self-propelled anti-aircraft gun based on the T-34 tank, known as the 63 Type). Used 37-mm guns arr. 1939 and during the Arab-Israeli wars, as well as during various armed conflicts in Africa and other regions of the world.

This anti-aircraft gun, perhaps, is the most "belligerent" in the number of armed conflicts where it was used. The exact number of aircraft shot down by them is not known, but it can be said that it is much larger than that of any other anti-aircraft gun.

The only medium-caliber anti-aircraft gun produced in wartime in the USSR was the 85-mm anti-aircraft gun mod. 1939
During the war, in the 1943 year, in order to reduce the cost of production and increase the reliability of the mechanisms of the gun, regardless of the angle of elevation, the upgraded 85-mm gun mod. 1939 g. With semiautomatic copying, automatic overrun speed control and simplified units.

In February, 1944. This gun, which received the factory index KS-12, went into mass production.

In 1944, the 85-mm anti-aircraft gun mod. 1944 g. (COP-1). It was obtained by imposing a new 85-mm barrel on the carriage of an 85-mm anti-aircraft gun mod. 1939. The goal of modernization was to increase the survivability of the barrel and reduce the cost of production. 1 was adopted on July 2 of the year.

Post-war Soviet anti-aircraft artillery. Part 1

anti-aircraft 85 mm gun KS-1


For aiming the gun according to the PUAZO data, the receiving devices connected by synchronous communication with the PUAZO are installed. Installation of fuses with the help of fuse installer is made according to PUAZO data or at the command of the commander 85 mm anti-aircraft gun arr. The 1939 was equipped with PUAZO-3 receiving devices, and the 85-mm anti-aircraft gun mod. 1944 - PUAZO-4.


Distance metering of PUAZO-3


At the beginning of the 1947, a new 85-mm anti-aircraft gun, the KS-18, was put to the test.
The KS-18 gun was a four-wheeled platform weighing 3600 kg with a torsion bar suspension, on which a machine with a weight 3300 kg was installed. The gun was equipped with a tray and shearer shells. Due to the increased length of the barrel and the use of a more powerful charge, the height of the target area was increased from 8 to 12 km. Kamora KS-18 was identical with the 85-mm anti-tank gun D-44.
The gun was equipped with a synchronous tracking drive and receiving devices PUAZO-6.
The KS-18 cannon was recommended for use by military anti-aircraft artillery and RVK anti-aircraft artillery instead of 85-mm anti-aircraft guns arr. 1939 and arr. 1944

Over the years, more than 14000 85-mm anti-aircraft guns of all modifications were produced. In the postwar period, they were in service with anti-aircraft artillery regiments, artillery divisions (brigades), armies and RVK, and corps anti-aircraft artillery regiments (divisions) of military anti-aircraft artillery.

85-mm anti-aircraft guns took an active part in the conflicts in Korea and Vietnam, where they showed themselves well. The barrage of these guns often forced American pilots to go to low altitudes, where they came under fire from small-caliber anti-aircraft guns.

Anti-aircraft 85-mm guns were in service in the USSR until the middle of the 60-ies, until they were driven out by air defense forces with anti-aircraft missile systems.

Based on:
Shirokorad A. B. Encyclopedia of domestic artillery.
http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1998_07/p6.php
Author:
Articles from this series:
Post-war Soviet anti-aircraft artillery. Part 1
Post-war Soviet anti-aircraft artillery. Part 2
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Denis
    Denis 28 November 2013 08: 03
    +5
    ZSU on BTR-40 is not mentioned, and those in Vietnam were noted
    or will there be a sequel?
    BTR-40A-AA - anti-aircraft defense machine equipped with anti-aircraft mount ZTPU-2
    1. Bongo
      28 November 2013 12: 26
      +4
      Article: "Soviet post-war anti-aircraft machine gun mounts" was on November 26, 2013.
  2. 528Obrp
    528Obrp 28 November 2013 09: 13
    +7
    Thanks to the author. We look forward to continuing
  3. 1969s9691g.
    1969s9691g. 28 November 2013 10: 11
    +4
    All anti-aircraft artillery of the USSR in the book by A. Shirokorada "Encyclopedia of Russian artillery."
  4. UzRus
    UzRus 28 November 2013 13: 41
    0
    The very first photo - S-60?
    1. Bongo
      28 November 2013 13: 42
      +3
      100-mm KS-19
    2. Bongo
      28 November 2013 14: 39
      +4
      С-60 in the museum "Vladivostok fortress"
      1. zyablik.olga
        zyablik.olga 8 December 2013 12: 12
        +8
        Respect the author! More and pictures of their own hi
  5. abrakadabre
    abrakadabre 28 November 2013 14: 38
    +5
    Since the title contains "part 1", the continuation will be
    1. Bongo
      28 November 2013 14: 40
      +2
      Must be tomorrow
      1. Eugeniy_369
        Eugeniy_369 28 November 2013 15: 26
        +2
        Quote: Bongo
        Must be tomorrow

        Thank you for the article!
        PS Sergey, do you have time to sleep? what
        1. Bongo
          29 November 2013 03: 57
          +1
          I am with you in different time zones. wink
  6. xomaNN
    xomaNN 29 November 2013 17: 43
    +3
    About anti-aircraft guns in WWII there is not so much material and legends as about anti-aircraft guns of 45 mm, ZIS-3 and other field artillery. It was useful to read.
  7. xomaNN
    xomaNN 29 November 2013 17: 43
    +3
    About anti-aircraft guns in WWII there is not so much material and legends as about anti-aircraft guns of 45 mm, ZIS-3 and other field artillery. It was useful to read.
    1. Bongo
      9 December 2013 06: 18
      +2
      Look on the site in the "Artillery" section, some time ago about the Soviet anti-tank, there was an article in two parts.

Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я

Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я


Советская зенитная артиллерия сыграла очень важную роль в великой Отечественной войне. По официальным данным, в ходе боевых действий наземными средствами ПВО сухопутных войск было сбито 21 645 самолётов, в том числе зенитными пушками калибра 76 мм и более — 4047 самолётов, зенитными автоматами — 14 657 самолётов.
Помимо борьбы с авиацией противника, зенитные орудия в случае необходимости часто вели огонь по наземным целям. Например, в Курской битве принимали участие 15 истребительно-противотанковых артдивизионов по двенадцать зенитных 85-мм пушек. Мера эта конечно была вынужденной, так как зенитные орудия были намного дороже, подвижность меньше, а маскировались они тяжелее.

Количество зенитных орудий в ходе войны непрерывно увеличивалось. Особенно существенным был прирост малокалиберных зенитных автоматов, так на 1 января 1942 года в наличии имелось около 1600 37-мм зенитных пушек, а на 1 января 1945 года имелось около 19 800 орудий. Однако, несмотря на количественное увеличение зенитных автоматов, в СССР в ходе войны так и не были созданы зенитные самоходные установки (ЗСУ), способные сопровождать и прикрывать танки.

Отчасти потребность в таких машинах удовлетворялась полученными по ленд-лизу американскими счетверёнными 12,7-мм ЗСУ М17, которые монтировались на шасси полугусеничного бронетранспортёра М3.
Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я

ЗСУ М17


Эти ЗСУ показали себя очень эффективным средством защиты танковых частей и соединений на марше от воздушного нападения. Кроме того, M17 успешно использовались о время боев в городах, ведя плотный огонь по верхним этажам зданий.

Задача прикрытия войск на марше возлагалась в основном на зенитные пулемётные установки (ЗПУ) калибра 7,62-12,7-мм, устанавливаемые на грузовые машины.

Массовый выпуск принятого на вооружение в 1940 году 25-мм автомата 72-К из-за трудностей с освоением серийного производства начался только во второй половине войны. Ряд конструктивных решений зенитного автомата 72-К был заимствован от 37-мм автоматической зенитной пушки обр. 1939 года 61-К.

Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я

Зенитный автомат 72-К



Зенитные автоматы 72-К предназначались для противовоздушной обороны уровня стрелкового полка и в РККА занимали промежуточное положение между крупнокалиберными зенитными пулемётами ДШК и более мощными 37-мм зенитными пушками 61-К. Они так же устанавливались на грузовики, но гораздо в меньших количествах.

Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я

Зенитный автомат 72-К в кузове грузовика


Зенитные автоматы 72-К и спаренные установки 94-КМ на их базе применялись против низколетящих и пикирующих целей. По количеству выпушенных экземпляров они сильно уступили 37-мм автоматам.

Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я

Установки 94-КМ на грузовиках


Создание зенитного автомата такого калибра с обойменным заряжанием представляется не вполне оправданным. Применение обойменного заряжания для зенитного автомата малого калибра сильно снижало практическую скорострельность, ненамного превосходя по этому показателю 37-мм автомат 61-К. Но при этом сильно уступая ему по дальности, высотности и поражающему действию снаряда. Стоимость производства 25-мм 72-К была не намного меньше стоимости производства 37-мм 61-К.
Установка вращающейся части орудия на неотделяемой четырёхколёсной повозке, являются объектом критики на основании сравнения с аналогичными по классу зарубежными зенитными пушками.

Однако следует отметить, что сам 25-мм снаряд был не плох. На дистанции 500 метров, бронебойный снаряд массой 280 гр., с начальной скоростью 900 м/с., по нормали пробивал 30-мм броню.

При создании установки с ленточным питанием, вполне можно было добиться высокой скорострельности, что и было сделано после войны в зенитных 25-мм автоматах созданных для ВМФ.

С окончанием войны в 1945 году производство 72-К было прекращено, тем не менее, они продолжали состоять на вооружении до начала 60-х, пока не были заменены 23–мм ЗУ-23-2.

Гораздо большее распространение получила 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года 61-К, созданная на основе шведской 40-мм пушки Bofors.

37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года представляет собою одноствольное малокалиберное автоматическое зенитное орудие на четырёхстанинном лафете с неотделяемым четырёхколёсным ходом.

Автоматика пушки основана на использовании силы отдачи по схеме с коротким откатом ствола. Все действия, необходимые для производства выстрела (открывание затвора после выстрела с экстрагированием гильзы, взведение ударника, подача патронов в патронник, закрывание затвора и спуск ударника) производятся автоматически. Вручную осуществляется прицеливание, наведение орудия и подача обойм с патронами в магазин.

Согласно руководству службы орудия, главной его задачей признавалась борьба с воздушными целями на дальностях до 4 км и на высотах до 3 км. В случае необходимости пушка может быть успешно использована и для стрельбы по наземным целям, в том числе по танкам и бронемашинам.

61-К в течение Великой Отечественной войны являлись основным средством противовоздушной обороны советских войск в прифронтовой полосе.

За годы войны промышленностью было поставлено Красной Армии более 22 600 37-мм зенитных пушек обр. 1939 года. Кроме того, на завершающем этапе войны в войска начала поступать зенитная самоходная установка СУ-37, созданная на базе самоходной установки СУ-76М и вооруженная 37-мм зенитным автоматом 61-К.

Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я

зенитные самоходные установки СУ-37


В целях повышения плотности зенитного огня в конце войны была разработана двухорудийная установка В-47, состоявшая из двух автоматов 61-К на четырехколесной повозке.

Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я

двухорудийная установка В-47


Несмотря на то, что производство 61-К было завершено в 1946 году, они ещё очень долго оставались на вооружении и принимали участие в многочисленных войнах на всех континентах.

37-мм зенитные пушки обр. 1939 г. активно использовались в ходе Корейской войны как северокорейскими, так и китайскими частями. По итогам применения, орудие зарекомендовало себя положительно, но в ряде случаев отмечалась недостаточная дальность стрельбы. В качестве примера приводится бой в сентябре 1952 года 36 самолётов P-51 с дивизионом 61-К, в результате которого было сбито 8 самолётов (по советским данным), а потери дивизиона составили одно орудие и 12 человек из состава расчётов.

В послевоенные годы орудие экспортировалось в десятки стран мира, в армиях многих из которых оно стоит на вооружении и в настоящее время. Помимо СССР, орудие выпускалось в Польше, а также в Китае под индексом Тип 55. Кроме того, в Китае на базе танка Тип 69 была создана самоходная спаренная зенитная установка Тип 88 .

Активно использовались 61-К и в ходе Вьетнамской войны (при этом использовалась полукустарная спаренная самоходная зенитная установка на базе танка Т-34, известная как Тип 63). Применялись 37-мм пушки обр. 1939 г. и в ходе арабо-израильских войн, а также в ходе различных вооружённых конфликтов в Африке и в других регионах мира.

Это зенитное орудие, пожалуй, является самым «воюющим», по количеству вооруженных конфликтов, где оно применялось. Точное количество сбитых им самолётов не известно, но можно сказать, что оно значительно больше, чем у какого либо другого зенитного орудия.

Единственным выпускаемым в военное время в СССР зенитным орудием среднего калибра была 85-мм зенитная пушка обр. 1939 г.
Во время войны, в 1943 году, с целью удешевления производства и повышения надежности работы механизмов орудия вне зависимости от угла возвышения, было создана и успешно испытана модернизированная 85-мм пушка обр. 1939 г. с копирной полуавтоматикой, автоматическим регулятором скорости наката и упрощенными агрегатами.

В феврале 1944г. эта пушка, получившая заводской индекс КС-12, пошла в серийное производство.

В 1944 году, на вооружение была принята 85-мм зенитная пушка обр. 1944 г. (КС -1). Она была получена наложением нового 85-мм ствола на лафет 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г. Целью модернизации было повышение живучести ствола и удешевление производства. На вооружение КС-1 приняли 2 июля 1945 года.

Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я

зенитная 85-мм пушка КС-1


Для наводки пушки по данным ПУАЗО установлены принимающие приборы, связанные синхронной связью с ПУАЗО. Установка взрывателей с помощью установщика взрывателей производится по данным ПУАЗО или по команде командира 85 мм зенитная пушка обр. 1939 г. была снабжена принимающими приборами ПУАЗО-З, а 85-мм зенитная пушка обр. 1944 г. – ПУАЗО-4А.

Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я

Дальномерный расчёт ПУАЗО-3


В начале 1947 года на испытания поступило новое 85-мм зенитное орудие КС-18.
Пушка КС-18 представляла собой четырёхколёсную платформу массой 3600 кг с торсионной подвеской, на которой устанавливался станок с орудием массой 3300 кг. Орудие оснащалось лотком и досылателем снарядов. Благодаря увеличенной длине ствола и использованию более мощного заряда зона поражения целей по высоте была увеличена с 8 до 12 км. Камора КС-18 была идентична с 85-мм противотанковой пушкой Д-44.
Орудие оснащалось синхронно-следящим приводом и принимающими приборами ПУАЗО-6.
Пушка КС-18 была рекомендована на вооружение войсковой зенитной артиллерии и зенитной артиллерии РВК вместо 85-мм зенитных пушек обр. 1939г. и обр. 1944г.

Всего за годы производства было выпущено более 14000 85-мм зенитных орудий всех модификаций. В послевоенное время они состояли на вооружении зенитных артиллерийских полков, артиллерийских дивизий (бригад), армий и РВК, и корпусной зенитной артиллерии полков (дивизионов) войсковой зенитной артиллерии.

85-мм зенитки принимали активное участие в конфликтах в Корее и Вьетнаме, где неплохо себя проявили. Заградительный огонь этих орудий зачастую вынуждал американских пилотов переходить на малые высоты, где они попадали под огонь малокалиберных зенитных автоматов.

Зенитные 85-мм орудия состояли на вооружении в СССР до середины 60-х годов, пока не были вытеснены в войсках ПВО зенитно-ракетными комплексами.

По материалам:
Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии.
http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1998_07/p6.php

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. Денис 28 ноября 2013 08:03
    Не упомянута ЗСУ на БТР-40,а те во Вьетнаме отметились
    или будет продолжение?
    БТР-40А-АА — машина противововоздушной обороны, оснащенная зенитной установкой ЗТПУ-2
    1. Bongo 28 ноября 2013 12:26
      Статья: "Советские послевоенные зенитные пулемётные установки" была 26 ноября 2013 года.
  2. 528Obrp 28 ноября 2013 09:13
    Спасибо автору. Ждем продолжения
  3. 1969с9691г. 28 ноября 2013 10:11
    вся зенитная артиллерия ссср в книге а.широкорада "энциклопедия отечественной артиллерии".Книга класная.
    1969с9691г.
  4. UzRus 28 ноября 2013 13:41
    Самое первое фото - С-60?
    1. Bongo 28 ноября 2013 13:42
      100-мм КС-19
    2. Bongo 28 ноября 2013 14:39
      С-60 в музее "Владивостокская крепость"
      1. zyablik.olga 8 декабря 2013 12:12
        Автору респект!Ещё и фотки свои hi
  5. abrakadabre 28 ноября 2013 14:38
    Раз в заголовке стоит "часть 1", то продолжение будет
    1. Bongo 28 ноября 2013 14:40
      Должно быть завтра
      1. Eugeniy_369 28 ноября 2013 15:26
        Цитата: Bongo
        Должно быть завтра

        За статью спасибо!
        P.S. Сергей, вам на сон время остается? what
        Eugeniy_369
        1. Bongo 29 ноября 2013 03:57
          Я с вами в разных часовых поясах. wink
  6. xomaNN 29 ноября 2013 17:43
    Про зенитки в ВОВ не так много материала и легенд , как про ПТО 45 мм, ЗИС-3 и прочую полевую артиллерию. Полезно было прочитать.
  7. xomaNN 29 ноября 2013 17:43
    Про зенитки в ВОВ не так много материала и легенд , как про ПТО 45 мм, ЗИС-3 и прочую полевую артиллерию. Полезно было прочитать.
    1. Bongo 9 декабря 2013 06:18
      Поищите на сайте в разделе "Артиллерия", некоторое время назад про Советскую противотанковую, статья из двух частей была.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня