Military Review

The first tanks of Sweden. Part I

2
The twenties and thirties of the last century became a period of active development of armored vehicles. Engineers from different countries studied various layouts and applied different technical solutions, which led to the appearance of original and sometimes even strange projects. However, it was the experimental armored vehicles of that time that helped different states to create their own tank building schools. At the very end of the twenties, to countries creating their own tanks, joined by Sweden. Swedish tank building is very interesting history. First of all, for the reason that it "comes" from German. The first Swedish self-built tanks (L-5) were developed in Germany. In addition, several of the following Swedish tanks were developed on the basis of this German project. In the future, the development paths of tank construction in Germany and Sweden diverged. The first Swedish tanks of the twenties and thirties are of great interest. Consider several projects of the time.


Landsverk L-5

The first Swedish tank of its own production (but not development) was the Landsverk L-5 combat vehicle, also known as Stridsvagn L-5, GFK and M28. This tank was designed in Germany, and the Swedish company Landsverk was attracted to the project as a prototype construction company. In the mid-twenties, when the L-5 tank was created, the German authorities tried to hide all the projects of military equipment, because of which foreign organizations were involved in the creation of a promising light tank.

The first tanks of Sweden. Part I


The GFK project (this was the name it used to carry in Germany) was believed to have emerged under the influence of the English ideas of the early twenties. Seeing the latest foreign technology, the German military and designers began to develop several projects of similar machines. It is worth noting that only one of them reached the stage of testing the prototype, which was created under the guidance of designer O. Merker. For obvious reasons, there were no major innovations in the GFK project, with the exception of a few original ideas. This light tank used a number of well-known and mastered by that time technical solutions, which could ensure the comparative simplicity of the production of equipment at enterprises of third countries that do not have their own tank design.

Perhaps the most interesting feature of the GFK / L-5 project was the original chassis. The caterpillars of that time had a small resource, which is why German engineers decided to equip a new combat vehicle with a combined wheeled and tracked undercarriage. A multi-tracked caterpillar propulsion unit with a front guide and rear drive wheel was attached directly to the sides of the tank. In addition, on the sides of the hull, next to the caterpillar, provided for the suspension of the wheels with their lifting system. The engine torque was transmitted to the wheels through separate transmission units. The gearbox and driving rear wheels were connected using a chain drive.

It was assumed that the new tank GFK will be able to move on the roads on wheels and before the battle on rough terrain to move to the tracks. Such an opportunity could provide a promising tank with high mobility in combat conditions and at the same time did not lead to increased consumption of an already small track resource.

It can be said that the combined propeller was the only truly original idea in the GFK / L-5 project. All other components and assemblies of the new tank were made in accordance with the usual technologies of the time. The body was proposed to be assembled with rivets from relatively thin sheets of bulletproof booking. The layout of the internal volumes was carried out according to the classical scheme: in the front of the building a control compartment was placed with the workplace of the driver. Behind it was placed the fighting compartment with a swivel tower, and the hull-like hull was allocated for the engine and transmission. For the convenience of the driver, his workplace provided a small cabin with inspection slits. Office of management was shifted to starboard. At the left there was a separate armored cabin with a MG 08 machine gun of 7,92 caliber mm.

The main armament of the GFK tank was located in the swing turret. It consisted of one 37 caliber mm gun and one MG 08 machine gun. Like some other tanks of the time, the new German car had no paired weapons. The cannon and turret machine gun were installed on separate supports and because of this they had different pointing angles. Thus, the instrument could be guided vertically in the range from -10 ° to + 30 ° from the horizontal. The corners of the vertical guidance of the machine gun were larger: from -5 ° to + 77 °. The turning mechanisms of the tower made it possible to attack targets in any direction. Inside the fighting compartment, we managed to place 200 shells for 37-mm cannons and 1000 cartridges for a turret machine gun. Another 1000 ammunition designed for course machine gun in front of the case.

Like some other light tanks of the twenties, the GFK received two sets of controls. One of them was located on the workplace of the driver, and the other - in the back of the crew compartment. It was assumed that the second driver will provide greater maneuverability, and if necessary, will be able to remove the damaged car from the battlefield. It was not possible to find out how justified such a decision was. The only confirmed consequence of the use of two driver's places was the tightness inside habitable volumes. The crew consisted of four people: two driver-mechanics, a commander and a machine gunner. It was assumed that the "free" driver could help other crew members in preparing the gun for firing.

Tank GFK turned out relatively small and light. With a length of about 5 meters, a width of about 2 m and a height of no more than 1,5 meter, the machine had a combat mass of about 7 tons.

By the time the design was completed, the German light tank received a new designation - the Räder-Raupen Kampfwagen M28. The Versailles Peace Treaty did not allow Germany to build, test and use tanks. Because of this, German tank builders had to turn to foreign organizations for help. It should be noted that the German military did not want to take risks and therefore long enough to pull with the decision. As a result, it was decided to build an experimental batch of six light armored vehicles.

The further implementation of the project M28 attracted the Swedish company Landsverk. She was handed the project documentation and commissioned to build prototypes of the new tank. Apparently, to preserve secrecy, Swedish industrialists renamed the M28 project as L-5. It was under this name that he later became widely known.

In 1929, Landsverk built the first of the most experienced armored vehicles. In 30, the assembly of the remaining five has ended. Six prototype tanks differed from each other in some design features. Thus, the first three tanks received a four-cylinder carburetor engine manufactured by Daimler-Benz with an 60 horsepower Xp. The remaining three cars were equipped with Bussing-NAG D7 petrol engines with 70 horsepower. During the tests it was supposed to compare the capabilities of the tank with different power plants. In addition, it was planned to compare the electric and hydraulic systems lifting the wheels. The first four prototypes received electric, the fifth and sixth - hydraulic.

Soon after the construction was completed, tests of six prototype tanks began. At this stage, the project again became the subject of international cooperation. The fact is that five L-5 tanks were tested in Sweden. The sixth, in turn, went to the Soviet Union, to the Kama tank school in Kazan, where German tank crews were trained at that time. Despite testing at different test sites, the responses of German test tankers were generally similar. With an acceptable firepower and a sufficient level of protection, the L-5 tank had ambiguous driving characteristics. The wheel lift system was too complex, and its placement outside the armored hull had a negative effect on survivability in combat conditions.

Since the GFK / M28 / L-5 tank did not have any advantages over other German-made armored vehicles, work on it was stopped. In 1933, an experienced tank, tested in Kazan, was sent back to Sweden. The fate of the six experimental machines is unknown. Most likely, they remained at the Landsverk plant, where they were later dismantled. Reliable data on this account is missing.

Landsverk L-30

Soon after receiving the design documentation for the M28 / L-5 tank, the Swedish designers from Landsverk decided to create their own project for a similar purpose combat vehicle. After discussing the prospects for such technology, it was decided to develop two tanks on the basis of L-5. One of them was supposed to be an improved version of the German project with a combined chassis, and the second was supposed to equip only tracked propulsion. These projects received the designations L-30 and L-10, respectively.


Landsverk L-10


Landsverk L-30


Work on the improvement of the German project did not take much time. The design of the wheeled / tracked tank L-30 lasted only a few months. For 1930, Landsverk employees managed to create a technical design, and then build the first and, as it turned out, the only copy of the new tank.

In its basic features, the L-30 light tank was similar to its predecessor, however, when creating the project, the Swedish engineers took into account the deficiencies identified by the latter. Therefore, the design of the machine has undergone significant changes. The layout of the hull remained the same: the control compartment in the front, the combat compartment in the middle and the engine-transmission compartment - in the aft one. The workplace of the driver on the L-30 tank, unlike the L-5, was placed at the left side. In addition, the crew was reduced to three people, because it was decided to abandon the second driver’s workplace, which did not give any particular advantages.

The armored hull of the light tank L-30 was supposed to be welded from rolled armor plates. The front hull sheet had a thickness of 14 mm, the rest - up to 6 mm. It should be noted that in the manufacture of the hull of a prototype tank, Swedish industrialists decided to save money and assembled it from ordinary steel. However, this did not prevent to conduct tests and draw the necessary conclusions.



At the rear of the hull, a Maybach DSO12 8-cylinder hp gasoline engine with a capacity of 150 hp was placed. Next to it was a transmission designed to transmit torque to both engines.

The undercarriage was the weakest point of the M28 / L-5 project. Despite all the advantages, the combination of tracked and wheeled propulsion was not reliable enough. The designers of Landsverk took into account the experience of German colleagues and created their own version of the combined chassis. First of all, they simplified the tracked undercarriage and thereby increased its reliability. On each side of the tank there are four track rollers left. They were interlocked by two and equipped with leaf springs. In addition, the track undercarriage included two supporting rollers, a front guide and a rear drive wheel.

The wheeled undercarriage of the L-30 tank as a whole was based on German developments, but there were several innovations in its design. Thus, the attachment points for the wheel propulsion were located on board the tank, above the support rollers and under the upper branch of the track. Four wheels with pneumatic tires equipped with a suspension with vertical springs. The mechanism for lowering and lifting wheels, according to some sources, was electrically driven. When driving on wheels was only the rear axle.



All the weapons of the tank L-30 was in the tower. The prototype received an 37-mm rifled Bofors cannon and an 7,92-mm machine gun paired with it. The design of the conical turret allowed later on to change the composition of the tank’s weapons, placing a suitable weapon or a machine gun of a different model on it. In addition, some sources mention the possibility of installing an additional machine gun in the front of the hull, next to the workplace of the driver. Inside the fighting compartment, we managed to place the 100 projectiles for the cannon and the 3000 cartridges for the machine gun.

The tank of its own Swedish development was significantly larger and heavier than the German prototype. Thus, the combat weight of the L-30 machine exceeded 11650 kg. Some interest are the dimensions of the new combat vehicle. The Swedish development tank was slightly longer than the German one (overall length 5180 mm) and much higher - its height on the roof of the tower reached 2200 mm. Due to the change in a large number of elements of the undercarriage, the L-30 tank turned out to be approximately 60 cm wider than the L-5.

The tests of an experienced Landsverk L-30 tank started at the very end of the 1930 of the year. The updated chassis clearly demonstrated its high performance. When using the tracks, the tank moved on the highway at speeds up to 35 km / h, and on wheels it accelerated to 77 km / h. Cruising range reached 200 kilometers. Similar characteristics of mobility were high enough for the very beginning of the thirties. Nevertheless, the commission of the military department of Sweden had claims to a new combat vehicle. The use of tracked and wheeled propulsion complicated the design, as well as adversely affected the simplicity and ease of operation.

The further fate of the L-30 project was determined by comparison with another tank based on the German L-5 - L-10. Wheel-tracked armored car surpassed it only in speed on the highway when driving on wheels. Comparison of other characteristics either did not show any advantages of the L-30 tank, or was not in its favor. As a result, the Landsverk L-10 tank, which received the new designation Strv m / 31, was adopted by the Swedish army.

***

The L-30 project turned out to be the last Swedish attempt to create a light tank, the chassis of which could combine all the best sides of the tracks and wheels. Tests of seven armored vehicles of two models showed not only the advantages of the applied technical solutions, but also their serious disadvantages. Some problems of the tank L-5 were corrected in the project L-30, however, this did not lead to the emergence of technology suitable for practical use. The overall architecture of the wheeled-tracked undercarriage was too complicated to manufacture and operate, and also did not give any tangible advantages over tracked or wheeled vehicles. Further development of the Swedish tank building followed the path of creating purely tracked vehicles, and the L-10 light tank, based on the L-5, to some extent became the basis for several of the following types of armored vehicles.


On the materials of the sites:
http://www2.landskrona.se/
http://aviarmor.net/
http://militaryfactory.com/
http://tanksinworldwar2.com/
http://protanki.com/
Author:
Articles from this series:
The first tanks of Sweden. Part I
The first tanks of Sweden. Part II
Armored cars of Sweden. Part I
Armored cars of Sweden. Part II
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. avt
    avt 23 December 2013 10: 26
    +11
    And where are the fans of the Rezun theory about the "insidious" Stalin "tyrant" who wanted to cut across the German autobahns on wheeled tanks! ?? laughing It is urgent to justify that the Swedes made them by order of the NKVD and it does not matter that in the USSR Tukhachevsky pushed it.
    1. The comment was deleted.
    2. The comment was deleted.
  2. ildar335
    ildar335 26 December 2013 08: 04
    0
    pretty boy!)))

Первые танки Швеции. Часть I

Двадцатые и тридцатые годы прошлого века стали периодом активного развития бронетанковой техники. Инженеры различных стран изучали различные компоновки и применяли разные технические решения, что приводило к появлению оригинальных и порой даже странных проектов. Однако именно экспериментальные бронемашины того времени помогли разным государствам создать собственные школы танкостроения. В самом конце двадцатых годов к странам, занимающимся созданием собственных танков, присоединилась Швеция. Шведское танкостроение имеет очень интересую историю. Прежде всего, по той причине, что оно «происходит» от немецкого. Первые шведские танки собственной постройки (L-5) были разработаны в Германии. Кроме того, несколько следующих шведских танков были разработаны на базе этого немецкого проекта. В дальнейшем пути развития танкостроения Германии и Швеции разошлись. Первые шведские танки двадцатых и тридцатых годов представляют большой интерес. Рассмотрим несколько проектов того времени.

Landsverk L-5

Первым шведским танком собственного производства (но не разработки) стала боевая машина Landsverk L-5, также известная под обозначениями Stridsvagn L-5, GFK и M28. Этот танк спроектировали в Германии, а шведская компания Landsverk была привлечена к проекту в качестве предприятия-строителя прототипов. В середине двадцатых годов, когда создавался танк L-5, немецкие власти старались скрыть все проекты военной техники, из-за чего к созданию перспективного легкого танка были привлечены зарубежные организации.


Первые танки Швеции. Часть I


Проект GFK (именно такое название он носил в Германии), как считается, появился под влиянием английских идей начала двадцатых годов. Видя новейшую зарубежную технику, немецкие военные и конструкторы начали разработку сразу нескольких проектов аналогичных машин. Стоит отметить, до стадии испытаний прототипа дошел лишь один из них, создававшийся под руководством конструктора О. Меркера. По понятым причинам, в проекте GFK не было никаких серьезных нововведений, за исключением нескольких оригинальных идей. Этот легкий танк использовал ряд известных и освоенных к тому времени технических решений, что могло обеспечить сравнительную простоту производства техники на предприятиях третьих стран, не имеющих собственного танкостроения.

Пожалуй, самой интересной чертой проекта GFK/L-5 стала оригинальная ходовая часть. Гусеницы того времени имели малый ресурс, из-за чего немецкие инженеры решили оснастить новую боевую машину комбинированной колесно-гусеничной ходовой частью. Непосредственно на бортах танка крепился многокатковый гусеничный движитель с передним направляющим и задним ведущим колесом. Кроме того, на бортах корпуса, рядом с гусеницей, предусмотрели подвеску колес с системой их подъема. Крутящий момент двигателя через отдельные агрегаты трансмиссии передавался на колеса. Коробка передач и ведущие задние колеса соединялись при помощи цепной передачи.

Предполагалось, что новый танк GFK сможет передвигаться по дорогам на колесах и перед боем на пересеченной местности переходить на гусеницы. Подобная возможность могла обеспечить перспективному танку высокую подвижность в боевых условиях и одновременно с этим не приводила к повышенному расходу и без того небольшого ресурса гусениц.

Можно сказать, что комбинированный движитель оказался единственной по-настоящему оригинальной идеей в проекте GFK/L-5. Все остальные узлы и агрегаты нового танка были выполнены в соответствии с обычными для того времени технологиями. Корпус предлагалось собирать клепкой из сравнительно тонких листов противопульного бронирования. Компоновку внутренних объемов выполнили по классической схеме: в передней части корпуса разместили отделение управления с рабочим местом механика-водителя. За ним поместили боевое отделение с поворотной башней, а корму корпуса выделили под двигатель и трансмиссию. Для удобства работы механика-водителя над его рабочим местом предусмотрели небольшую рубку со смотровыми щелями. Отделение управления было сдвинуто к правому борту. У левого размещалась отдельная бронированная рубка с пулеметом MG 08 калибра 7,92 мм.

Основное вооружение танка GFK размещалось в поворотной башне. Оно состояло из одной пушки калибра 37 мм и одного пулемета MG 08. Как у некоторых других танков того времени, новая немецкая машина не имела спаренного оружия. Пушка и башенный пулемет устанавливались на отдельных опорах и из-за этого имели различные углы наведения. Так, орудие можно было наводить по вертикали в пределах от -10° до +30° от горизонтали. Углы вертикальной наводки пулемета были больше: от -5° до +77°. Поворотные механизмы башни позволяли атаковать цели в любом направлении. Внутри боевого отделения удалось разместить 200 снарядов для 37-мм пушки и 1000 патронов для башенного пулемета. Еще 1000 патронов предназначались для курсового пулемета в передней части корпуса.

Подобно некоторым другим легким танкам двадцатых годов, GFK получил два комплекта органов управления. Один из них размещался на рабочем месте механика-водителя, а другой – в задней части боевого отделения. Предполагалось, что второй водитель обеспечит большую маневренность, а при необходимости сможет вывести поврежденную машину с поля боя. Насколько оправданным было такое решение, выяснить не удалось. Единственным подтвержденным следствием использования двух водительских мест стала теснота внутри обитаемых объемов. Экипаж танка состоял из четырех человек: двух механиков-водителей, командира и пулеметчика. Предполагалось, что «свободный» механик-водитель сможет помогать другим членам экипажа в подготовке пушки к стрельбе.

Танк GFK получился сравнительно небольшим и легким. При длине около 5 метров, ширине около 2 м и высоте не более 1,5 метра машина имела боевую массу порядка 7 тонн.

К моменту окончания проектирования немецкий легкий танк получил новое обозначение – Räder-Raupen Kampfwagen M28. Версальский мирный договор не позволял Германии строить, испытывать и использовать танки. Из-за этого немецким танкостроителям пришлось обратиться за помощью к зарубежным организациям. Необходимо отметить, что немецкие военные не желали рисковать и поэтому достаточно долго тянули с решением. В итоге было решено построить опытную партию из шести легких бронемашин.

К дальнейшему осуществлению проекта M28 привлекли шведскую компанию Landsverk. Ей передали документацию по проекту и поручили построить опытные образцы нового танка. По-видимому, для сохранения секретности шведские промышленники переименовали проект M28 в L-5. Именно под этим названием он позже получил широкую известность.

В 1929 году компания Landsverk построила первую из опытных бронемашин. В 30-м закончилась сборка остальных пяти. Шесть танков-прототипов отличались друг от друга некоторыми особенностями конструкции. Так, первые три танка получили четырехцилиндровый карбюраторный двигатель фирмы Daimler-Benz мощностью 60 л.с. Оставшиеся три машины оборудовали бензиновыми моторами Bussing-NAG D7 мощностью 70 л.с. В ходе испытаний предполагалось сравнить возможности танка с разными силовыми установками. Кроме того, планировалось сравнить электрическую и гидравлическую системы поднятия колес. Первые четыре прототипа получили электрическую, пятый и шестой – гидравлическую.

Вскоре после окончания строительства начались испытания шести танков-прототипов. На этой стадии проект вновь стал предметом международного сотрудничества. Дело в том, что пять танков L-5 испытывались в Швеции. Шестой, в свою очередь, отправился в Советский Союз, в танковую школу «Кама» в Казани, где в то время проходили подготовку немецкие танкисты. Несмотря на проведение испытаний на разных полигонах, отзывы немецких танкистов-испытателей были в целом схожи. При приемлемой огневой мощи и достаточном уровне защиты танк L-5 имел неоднозначные ходовые характеристики. Система подъема колес оказалась слишком сложной, а ее размещение за пределами бронированного корпуса отрицательно сказывалось на живучести в боевых условиях.

Поскольку танк GFK/M28/L-5 не имел никаких преимуществ перед иной бронетехникой немецкой разработки, работы над ним прекратили. В 1933 году опытный танк, испытывавшийся в Казани, отправили обратно в Швецию. Дальнейшая судьба шести опытных машин неизвестна. Скорее всего, они остались на предприятии Landsverk, где позже были разобраны. Достоверные данные на этот счет отсутствуют.

Landsverk L-30

Вскоре после получения конструкторской документации по танку M28/L-5 шведские конструкторы из компании Landsverk решили создать свой собственный проект боевой машины аналогичного назначения. После обсуждения перспектив такой техники было решено разрабатывать на базе L-5 сразу два танка. Один из них должен был представлять собой усовершенствованный вариант немецкого проекта с комбинированной ходовой частью, а второй предполагалось оснастить лишь гусеничным движителем. Эти проекты получили обозначения L-30 и L-10 соответственно.

Первые танки Швеции. Часть I
Landsverk L-10

Первые танки Швеции. Часть I
Landsverk L-30


Работы по усовершенствованию немецкого проекта не заняли много времени. Проектирование колесно-гусеничного танка L-30 продолжалось всего несколько месяцев. За 1930 год сотрудники фирмы Landsverk успели создать технический проект, а затем построить первый и, как позже выяснилось, единственный экземпляр нового танка.

В основных своих чертах легкий танк L-30 был похож на предшественника, однако при создании проекта шведские инженеры учли выявленные недостатки последнего. Поэтому конструкция машины претерпела заметные изменения. Компоновка корпуса осталась прежней: отделение управления в передней части, боевое в средней и моторно-трансмиссионное – в кормовой. Рабочее место механика-водителя на танке L-30, в отличие от L-5, помещалось у левого борта. Кроме того, экипаж сократили до трех человек, поскольку было решено отказаться от второго рабочего места водителя, не дававшего никаких особенных преимуществ.

Бронированный корпус легкого танка L-30 предполагалось сваривать из катаных броневых листов. Лобовой лист корпуса имел толщину 14 мм, остальные – до 6 мм. Необходимо отметить, при изготовлении корпуса танка-прототипа шведские промышленники решили сэкономить и собрали его из обычной стали. Тем не менее, это не помешало провести испытания и сделать необходимые выводы.

Первые танки Швеции. Часть I


В кормовой части корпуса разместили 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach DSO8 мощностью 150 л.с. Рядом с ним находилась трансмиссия, предназначенная для передачи крутящего момента на оба движителя.

Ходовая часть была самым слабым местом проекта M28/L-5. Несмотря на все преимущества, комбинация гусеничного и колесного движителя была недостаточно надежной. Конструкторы фирмы Landsverk учли опыт немецких коллег и создали свой вариант комбинированной ходовой части. Прежде всего, они упростили гусеничную ходовую часть и тем самым повысили ее надежность. На каждом борту танка осталось по четыре опорных катка. Они были сблокированы по два и оснащены пластинчатыми рессорами. Кроме того, в составе гусеничной ходовой части были два поддерживающих катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо.

Колесная ходовая часть танка L-30 в целом основывалась на немецких разработках, но в ее конструкции было несколько нововведений. Так, узлы крепления колесного движителя размещались на борту танка, над опорными катками и под верхней ветвью гусеницы. Четыре колеса с пневматическими шинами оснастили подвеской с вертикальными пружинами. Механизм спуска и подъема колес, по некоторым данным, имел электрический привод. При движении на колесах ведущей была только задняя ось.

Первые танки Швеции. Часть I


Все вооружение танка L-30 находилось в башне. Прототип получил 37-мм нарезную пушку Bofors и спаренный с ней 7,92-мм пулемет. Конструкция конической башни позволяла в дальнейшем изменить состав вооружения танка, установив на него подходящее орудие или пулемет другой модели. Кроме того, в некоторых источниках упоминается возможность установки дополнительного пулемета в передней части корпуса, рядом с рабочим местом механика-водителя. Внутри боевого отделения удалось разместить укладки на 100 снарядов для пушки и 3000 патронов для пулемета.

Танк собственной шведской разработки оказался заметно крупнее и тяжелее немецкого прототипа. Так, боевая масса машины L-30 превысила 11650 кг. Некоторый интерес представляют габариты новой боевой машины. Танк шведской разработки оказался незначительно длиннее немецкого (общая длина 5180 мм) и гораздо выше – его высота по крыше башни достигла 2200 мм. Из-за изменения большого количества элементов ходовой части танк L-30 оказался примерно на 60 см шире L-5.

Испытания опытного танка Landsverk L-30 стартовали в самом конце 1930 года. Обновленная ходовая часть наглядно продемонстрировала свои высокие характеристики. При использовании гусениц танк передвигался на шоссе со скоростью до 35 км/ч, а на колесах разгонялся до 77 км/ч. Запас хода достигал 200 километров. Подобные характеристики подвижности были достаточно высокими для самого начала тридцатых годов. Тем не менее, у комиссии военного ведомства Швеции возникли претензии к новой боевой машине. Применение гусеничного и колесного движителя усложняло конструкцию, а также негативно сказывалось на простоте и удобстве эксплуатации.

Дальнейшую судьбу проекта L-30 определило сравнение с другим танком на базе немецкого L-5 – L-10. Колесно-гусеничная бронемашина превосходила его лишь по скорости на шоссе при движении на колесах. Сравнение иных характеристик либо не показывало никаких преимуществ танка L-30, либо было не в его пользу. В итоге на вооружение шведской армии был принят танк Landsverk L-10, получивший новое обозначение Strv m/31.

***

Проект L-30 оказался последней шведской попыткой создать легкий танк, ходовая часть которого могла бы объединить в себе все лучшие стороны гусениц и колес. Испытания семи бронемашин двух моделей показали не только преимущества примененных технических решений, но и их серьезные недостатки. Некоторые проблемы танка L-5 были исправлены в проекте L-30, однако и это не привело к появлению техники, пригодной к практическому применению. Общая архитектура колесно-гусеничной ходовой части была слишком сложной в изготовлении и эксплуатации, а также не давала ощутимых преимуществ перед гусеничной или колесной техникой. Дальнейшее развитие шведского танкостроения пошло по пути создания чисто гусеничных машин, а легкий танк L-10, созданный на базе L-5, в той или иной мере стал основой для нескольких следующих типов бронетехники.


По материалам сайтов:
http://www2.landskrona.se/
http://aviarmor.net/
http://militaryfactory.com/
http://tanksinworldwar2.com/
http://protanki.com/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. avt 23 декабря 2013 10:26
    А где поклонники резунской теории про ,,коварного "Сталина ,,,тирана" желавшего на колесных танках рассекать по немецким автобанам !?? laughing Срочно нужно обосновать ,что шведы делали их по заказу НКВД и не беда что в СССР это пропихивал Тухачевский .
    avt
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  2. ildar335 26 декабря 2013 08:04
    красавчик!)))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня