Первые танки Швеции. Часть II

Своим появлением шведское танкостроение обязано немецкому проекту легкого танка Räder-Raupen Kampfwagen M28. Из-за ограничений, налагаемых Версальским мирным договором, Германия не могла разрабатывать, строить и эксплуатировать танки. По этой причине документация по секретному проекту была передана шведской компании Landsverk. В соответствии с негласным соглашением, шведская фирма должна была построить несколько прототипов танка M28 и провести их испытания. Для конспирации легкий танк с колесно-гусеничной ходовой частью получил новое название L-5. Проект M28/L-5 оказался неудачным, но только для Германии. Многочисленные трудности, выявленные при испытаниях, привели к отказу от дальнейших работ. Однако немецкая неудача дала толчок собственному танкостроению Швеции. На основе проекта L-5 были созданы несколько новых танков, которые служили до середины сороковых годов.

Landsverk L-10

В 1930 году, вскоре после завершения строительства шести танков-прототипов модели L-5, конструкторы фирмы Landsverk принялись за работу над двумя проектами перспективных боевых машин. Используя наработки и технические решения, переданные немецкими коллегами, шведы намеревались разработать два легких танка: L-10 и L-30. Первый из них планировалось оснастить гусеничной ходовой частью, а второй должен был продолжать идеологию оригинального L-5 и помимо гусениц использовать колеса. Оба танка должны были иметь боевую массу не более 12 тонн, а также вооружаться 37-мм нарезной пушкой и пулеметами.


Первые танки Швеции. Часть II
Первые танки Швеции. Часть II


Рассматривая бронированный корпус танка L-10, нетрудно заметить, что шведские танкостроители не стали бездумно копировать соответствующий агрегат машины L-5, а фактически создали новую конструкцию. Корпус предлагалось собирать из катаных броневых листов разной толщины. Верхняя лобовая деталь имела толщину 24 мм, борта и корма – до 14 мм. Коническая башня имела примерно такой же уровень защиты, поскольку ее предполагалось делать из 14-мм листа и оснащать 20-мм маской орудия. Подобная броня надежно защищала экипаж и агрегаты танка от пуль стрелкового оружия и осколков.

Конструкторы компании Landsverk не стали искать новые идеи и скомпоновали внутренние агрегаты танка L-10 по классической схеме. В передней части корпуса разместили отделение управления. В нем, у левого борта, находилось рабочее место механика-водителя. На лобовом листе корпуса предусмотрели люк механика-водителя. Для наблюдения за окружающей обстановкой на крыше корпуса, над креслом водителя и перед башней, установили небольшую башенку со смотровыми приборами. Правая часть лба корпуса имела характерные очертания, поскольку в ней предусмотрели место для установки курсового пулемета Ksp m/14-29 калибра 6,5 мм. Пулеметом должен был управлять стрелок-радист, рабочее место которого находилось справа от механика-водителя. Между бронированным кожухом пулемета и люком механика-водителя на лобовом листе крепилась фара в собственном кожухе с крышкой.

Первые танки Швеции. Часть II


В средней части корпуса располагалось боевое отделение с двухместной башней. Командир и заряжающий должны были попадать в башню через два крупных люка, находившихся в задней части бортов башни. На люках также имелись смотровые щели для наблюдения за окружающей обстановкой.

Башенное вооружение танка L-10 состояло из одной 37-мм пушки Bofors и 6,5-мм пулемета, аналогичного установленному в корпусе. Согласно различным источникам, боекомплект оружия состоял из 100 снарядов калибра 37 мм и 2000-3000 патронов для двух пулеметов.

В корме корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение. Легкий танк L-10 получил 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach DSO 8 мощностью 140 л.с. Точно такая же силовая установка использовалась и на колесно-гусеничном танке L-30, однако две новые бронемашины отличались друг от друга трансмиссией. Ввиду применения только гусеничного движителя танк L-10 оснастили механической трансмиссией менее сложной конструкции. Двигатель Maybach DSO 8 был достаточно мощным для танков того времени, однако имел сравнительно большие габариты. Из-за этого моторно-трансмиссионное отделение получилось более высоким, чем передняя и средняя части корпуса, а крыша имела «ступеньку» за башней.

Первые танки Швеции. Часть II


Немецкий проект M28/L-5 подразумевал использование сложной многокатковой ходовой части. Увидев результаты испытания прототипов этого легкого танка, шведские конструкторы приняли решение упростить ходовую часть и улучшить ее характеристики. По этой причине танк L-10 получил ходовую с четырьмя опорными катками, двумя поддерживающими роликами, направляющим и ведущим колесом (в задней части корпуса) на каждом борту. Инженеры фирмы Landsverk, работая над ходовой частью нового танка, пошли по тому же пути, что и их английские коллеги. Четыре сдвоенных опорных катка на каждом борту были собраны на двух тележках с пластинчатыми рессорами. Кроме того, тележки были соединены дополнительной балкой, связанной с пружинным амортизатором. Подобная конструкция ходовой части, как ожидалось, могла обеспечить высокую плавность хода без применения сложных с технологической точки зрения деталей.

Проекты L-10 и L-30, основанные на немецком L-5, подразумевали заметное утяжеление машины. Боевая масса L-10 превышала аналогичный параметр L-5 более чем в полтора раза и составляла 11,5 тонн. Габариты нового легкого танка были типичными для техники этого класса тех лет: длина около 5,2 метра, ширина порядка 2 м и высота не более 2,2 м.

Первые танки Швеции. Часть II


Строительство первого опытного танка L-10 началось в 1930-м, и до конца года он был отправлен на испытания. Необходимо отметить, что L-10 испытывался одновременно с L-30, и это определило дальнейшую судьбу обеих бронемашин. Благодаря высокой удельной мощности (более 12 л.с. на тонну) легкий танк L-10 мог разгоняться на шоссе до скорости свыше 40 км/ч, что было хорошим показателем для бронетехники того времени. Топлива хватало на 200 километров пути. При сравнении двух новых танков выяснилось, что вочти все их характеристики почти не отличаются друг от друга, а колесно-гусеничный L-30 имеет большое преимущество лишь в максимальной скорости на шоссе (при движении на колесах он разгонялся до 75-77 км/ч).

Гусеничный танк L-10 не мог угнаться за L-30 с комбинированной ходовой частью, однако был гораздо проще в производстве и обслуживании. Именно поэтому он был принят на вооружение шведских сухопутных войск и получил название Stridsvagn m/31. Несмотря на достаточно высокие характеристики, танк L-10 или m/31 не строился большой серией. Военные заказали лишь три бронемашины этой модели, последняя из которых была построена в 1935 году. Малое количество танков m/31 почти не сказалось на интенсивности их эксплуатации. Военные активно использовали новую немногочисленную технику на учениях и получали опыт ее эксплуатации, а также собирали информацию о недостатках. В дальнейшем это помогло создать более совершенные танки.

Первые танки Швеции. Часть II


Три боевые машины Stridsvagn m/31 находились в эксплуатации до конца 1940 года. После этого два танка утилизировали, а третий отправили на хранение. Позже третий экземпляр танка m/31 стал экспонатом танкового музея города Аксвалл, где хранится до сих пор.

Несмотря на всего три построенных экземпляра, легкий танк Landsverk L-10 или Stridsvagn m/31 стал первым шведским танком собственной разработки, принятым на вооружение и строившимся серийно.

Landsverk L-60

Уже в 1934 году компания Landsverk начала разработку нового легкого танка, который должен был представлять собой глубокую модернизацию L-10. Предполагалось, что использование отработанных технологий и идей в сочетании с новыми техническими решениями позволит значительно поднять возможности этой боевой машины, сохранив сравнительную простоту производства.

Бронированный корпус танка L-60 представлял собой дальнейшее развитие соответствующего агрегата машины L-10 и был доработан для возможности использования новых узлов и агрегатов. Кроме того, изменилась компоновка его внутренних объемов. Корпус L-60 собирался из катаных листов толщиной до 15 мм (лоб корпуса) и имел меньший уровень защиты в сравнении с базовым L-10. В передней части корпуса поместили ряд агрегатов трансмиссии. Для повышения ходовых характеристик было решено разместить двигатель и часть деталей трансмиссии на старом месте, в корме, а остальные узлы последней – в передней части корпуса, что привело к переносу ведущих колес и соответствующим доработкам ходовой части.

Первые танки Швеции. Часть II


В качестве силовой установки танк L-60 использовал 6-цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель Scania Vabis 1664 мощностью 142 л.с. Механическая трансмиссия была разделена на два блока: один из них находился рядом с двигателем, второй – в передней части корпуса. Блоки соединялись при помощи вала.

В ходовой части танка L-60 впервые в шведской практике были применены опорные катки с независимой подвеской. На каждом борту бронемашины было по четыре опорных катка с пружинными амортизаторами, два поддерживающих ролика, заднее направляющее и переднее ведущее колесо.

Изменение моторно-трансмиссионной установки привело к перекомпоновке большей части внутренних объемов танка, хотя некоторые элементы остались на своих местах. К примеру, отделение управления осталось в передней левой части корпуса. Как и раньше, механик-водитель мог наблюдать за окружающей обстановкой через смотровые приборы на небольшой башенке. Однако теперь его люк находился в крыше башенки, а место под курсовой пулемет справа от водителя было занято агрегатами трансмиссии.

Первые танки Швеции. Часть II


В средней части бронекорпуса находилось боевое отделение с башней. Конструкция последней незначительно отличалась от использовавшейся на танке L-10. Она точно так же имела толщину брони до 14 мм и вмещала в себя рабочие места двух членов экипажа – командира и заряжающего.

В башне располагалось все вооружение нового танка. «Главным калибром» машины была 37-мм пушка Bofors, а в качестве вспомогательного оружия использовался 8-мм пулемет Madsen. Как и на предыдущих танках Швеции, пушка и пулемет были установлены на отдельных опорах и наводились самостоятельно. В боекомплекте танка присутствовали 100 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета. Таким образом, огневая мощь всех шведских танков, созданных в первой половине тридцатых годов, была примерно одинаковой.

Изменения в силовой установке и трансмиссии положительно сказались как на габаритах, так и на весе нового танка. Боевая масса L-60 не превышала 8700 кг, что было на две с лишним тонны меньше, чем у L-10. Длина бронемашины сократилась до 4,7 метра, ширина и высота равнялись 2,06 и 2,09 м соответственно. Облегчение танка привело к повышению его удельной мощности: при 142-сильном двигателе этот параметр превышал 16 л.с. на тонну.

В конце 1934 года закончилось строительство опытного танка L-60 и вскоре стартовали его испытания. Несколько новых агрегатов, в том числе трансмиссия, сперва проявили себя не с самой лучшей стороны, из-за чего потребовалась их доводка. После исправления основных недостатков танк L-60 смог достичь на шоссе скорости 45 км/ч, а запас хода доходил до 270 километров.

Первые танки Швеции. Часть II


Испытания и доводка легкого танка L-60 растянулись на несколько лет. Из-за этого шведские военные в середине десятилетия потеряли интерес к новому проекту компании Landsverk. Тем не менее, уже в 1935 году новую бронетехнику заказала Ирландия. Ей были переданы две машины с условными обозначениями L-601 и L-602. Построенные для ирландских военных танки имели более мощный 160-сильный двигатель Bussing-NAG V8 немецкого производства, а также оснащались другой башней с 20-мм автоматической пушкой. Два танка использовались до начала пятидесятых годов, когда была проведена модернизация с заменой ходовой части. После этого бронемашины прослужили еще около десяти лет.

Чуть позже компания Landsverk передала один экземпляр легкого танка L-60 Австрии, которая собиралась провести испытания и принять решение о необходимости дальнейших закупок. Эта машина была незначительно доработана перед передачей и получила обозначение L-60S. Австрийские военные изучили представленный танк, но не стали подписывать контракт на поставку большой партии этих боевых машин.

В сентябре 1937 года про танк L-60 вспомнила шведская армия и заказала 16 машин. Контракт гласил, что одна из этих машин должна была иметь корпус из неброневой стали и предназначалась для использования в учебных целях. Танк Landsverk L-60 был принят на вооружение под обозначением Stridsvagn m/38. Поставка заказанной техники завершилась в 1939 году, после чего ее распределили в два полка. В дальнейшем эти подразделения претерпели несколько изменений.

В 1939 году армия заказала дополнительную партию из 20 танков m/38 в доработанной версии m/39. Главное отличие модификации m/39 от базового L-60 заключалось в использовании дополнительных броневых листов, навешиваемых на собственную броню танка. Дополнительная защита увеличивала общую толщину лобовой брони до 50 мм, но при этом утяжеляла машину до 8,95 тонны. Кроме того, танки m/39 получили второй пулемет, установленный в башне. Последние m/39 были переданы заказчику в 1941 году. Танки моделей m/38 и m/39 служили в одних и тех же подразделениях. В Швеции эксплуатация боевых машин на базе L-60 продолжалась до 1957 года.

За год до начала производства танков m/39 машины модели L-60 стали предметом еще одного международного соглашения. Венгрия купила у Швеции лицензию на производство техники этой модели. После некоторых незначительных доработок, связанных прежде всего с технологиями производства, бронемашина получила новое название: 38M Toldi. В соответствии с доработанным проектом венгерская промышленность построила более двух сотен танков.

Последними модификациями танка Landsverk L-60 стали m/40L и m/40K. Дополнительная буква в названии модификации обозначала производителя техники: машины с литерой L выпускала компания Landsverk, а танки с буквой K строил завод Karlstads Mekaniska Verkstad в Карлстаде. Обе эти модификации получили новую автоматическую трансмиссию и модернизированное дополнительное бронирование. По уровню защиты эти танки были примерно равны m/39, но отличались по весу. Так, боевая масса машины m/40L без дополнительной брони достигала 9,1 тонны (с навесной броней – 9,36 т), а танк m/40K в полностью снаряженном состоянии весил 10,9 тонны. Танк m/40K получил новый двигатель Scania-Vabis L 603 мощностью 603 л.с., компенсировавший увеличение веса.

В 1940 году армия Швеции заказала 100 легких танков m/40L, а через два года 80 машин модели m/40K. Эти заказы были выполнены в 1942 и 1944 годах соответственно. Как и другие танки семейства L-60, бронетехника моделей m/40L и m/40K эксплуатировалась до 1957 года, после чего была списана.

Незадолго до списания танков L-60, в 1956 году, Швеция продала Доминиканской Республике 20 танков m/40L. На новом месте службы эти машины получили обозначение L/60L. В 1965 году США вторглись в Доминиканскую Республику, и армии островного государства пришлось использовать шведские танки в бою. За два с половиной десятилетия танки компании Landsverk успели устареть и морально, и материально, что привело к ожидаемому результату. В конце апреля 1965 года американские войска уничтожили три танка L/60L, а позже несколько единиц такой техники достались им в качестве трофеев. Доминиканские военные использовали легкие танки шведского производства до начала XXI века. Несколько танков L/60L сохранились до сих пор. Они на ходу, но служат музейными экспонатами.

***

Легкие танки семейства L-60 стали первыми шведскими бронемашинами этого класса, строившимися большой серией. Кроме того, они были последней разработкой компании Landsverk, в которой прослеживались некоторые черты немецкого проекта M28/L-5. В дальнейшем шведские танкостроители продолжили развитие имеющихся идей, но все же ушли от технических решений, предложенных еще Отто Меркером в конце двадцатых годов. Совершенствование немецких проектов помогло Швеции создать самобытную конструкторскую школу, которая позже не раз демонстрировала оригинальный и ни на что не похожий подход к проектированию бронетехники.


По материалам сайтов:
http://www2.landskrona.se/
http://aviarmor.net/
http://militaryfactory.com/
http://tanksinworldwar2.com/
http://tanks-encyclopedia.com/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. P12P 24 декабря 2013 09:17
    познавательная статья, очень понравилось, танки кажутся помесью немецких и английских танков
  2. sdv68 24 декабря 2013 11:00
    Когда смотришь на подобные танки, сразу хочется спросить у резуноидов - "а на кого ссно собиралась напасть Швеция, когда создавала танки по колесно-гусеничной схеме ?"
    1. makarov 24 декабря 2013 13:11
      "а на кого ссно собиралась напасть Швеция, когда создавала танки по колесно-гусеничной схеме ?"

      вероятно для торговли была такая линейка.
      makarov
      1. sdv68 24 декабря 2013 13:41
        Цитата: makarov
        вероятно для торговли была такая линейка.
        И продана была Сталину, дабы он готовил нападение на беззащитную Германию )))))
        1. BigRiver 25 декабря 2013 07:28
          Цитата: sdv68
          ... И продана была Сталину, дабы он готовил нападение на беззащитную Германию )))))

          Кристи был продан то амерами:)) А куплен в силу целого комплекса причин. Одной из главных - была инфа, что поляки его собираются выпускать, наряду с Виккерсом 6 тонн. Опять же, двиг Кристи - "Либерти" уже выпускался по лицензии в СССР.
      2. BigRiver 25 декабря 2013 07:25
        Цитата: makarov
        ...вероятно для торговли была такая линейка.

        Исключительно из эксплуатационных соображений. Ресурс траков и пальцев стал более-менее приемлемым с изобретением марганцовистой стали в начале-середине 30-х годов. В СССР мы смогли отработать технологию еще позднее, только к концу 30-х.
  3. ТОПОР 28 декабря 2013 06:51
    Похожи на "японцев", этого периода...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня