Military Review

The first tanks of Sweden. Part II

6
Swedish tank construction owes its appearance to the German light project tank Räder-Raupen Kampfwagen M28. Due to the restrictions imposed by the Treaty of Versailles, Germany was unable to develop, build and operate tanks. For this reason, the secret project documentation was handed over to the Swedish company Landsverk. In accordance with a tacit agreement, the Swedish company was to build several prototypes of the M28 tank and test them. For conspiracy, a light tank with a wheel-tracked undercarriage was given the new name L-5. The project M28 / L-5 was unsuccessful, but only for Germany. Numerous difficulties identified during testing led to the abandonment of further work. However, German failure gave impetus to Sweden’s own tank building. Based on the L-5 project, several new tanks were created that served until the mid-forties.


Landsverk L-10

In the 1930 year, shortly after the completion of the construction of six prototype tanks of the L-5 model, Landsverk designers began work on two projects of advanced combat vehicles. Using the achievements and technical solutions transmitted by German colleagues, the Swedes intended to develop two light tanks: the L-10 and L-30. The first of them was planned to be equipped with a tracked undercarriage, and the second was to continue the ideology of the original L-5 and use the wheels besides the tracks. Both tanks were supposed to have a combat mass of no more than 12 tons, and also to arm themselves with an 37-mm rifled gun and machine guns.




Considering the armored hull of the L-10 tank, it is easy to see that the Swedish tank builders did not mindlessly copy the corresponding unit of the L-5 machine, but actually created a new design. The body was proposed to be assembled from rolled armor plates of different thickness. The upper frontal part had a thickness of 24 mm, the sides and the stern - up to 14 mm. The conical tower had about the same level of protection, since it was supposed to be made from an 14-mm sheet and equipped with an 20-mm cannon mask. Such armor reliably protected the crew and units of the tank from rifle bullets weapons and splinters.

Landsverk's designers did not begin to search for new ideas and assembled the internal aggregates of the L-10 tank in accordance with the classical scheme. In front of the housing stationed control compartment. In it, at the left side, was the workplace of the driver. On the front of the hull provided for the hatch of the driver. To monitor the environment on the roof of the building, above the driver’s seat and in front of the tower, a small turret was installed with viewing devices. The right side of the hull's forehead had a characteristic shape, since it provided a place for the installation of a Ksp m / 14-29 machine gun of 6,5 mm caliber X. The machine gun was to be controlled by the radio operator, whose workplace was to the right of the driver. Between the armored casing of the machine gun and the hatch of the driver on the front plate was mounted headlight in its own casing with a cover.



In the middle part of the corps there was a combat compartment with a double turret. The commander and loader had to get into the tower through two large hatches, located in the rear of the sides of the tower. The hatches also had viewing slots to monitor the environment.

The turret armament of the L-10 tank consisted of one 37-mm Bofors cannon and a 6,5-mm machine gun, similar to that installed in the hull. According to various sources, the weapons ammunition consisted of 100 mm 37 caliber shells and 2000-3000 ammunition for two machine guns.

In the stern of the hull there was an engine compartment. Light tank L-10 received a 12-cylinder gasoline engine Maybach DSO 8 with power 140 hp Exactly the same power plant was used on the L-30 wheeled / tracked tank, but the two new armored vehicles differed from each other in transmission. Due to the use of only a tracked propulsion unit, the L-10 tank was equipped with a mechanical transmission with a less complex structure. The Maybach DSO 8 engine was powerful enough for tanks of that time, but had relatively large dimensions. Because of this, the engine compartment turned out to be higher than the front and middle parts of the hull, and the roof had a “step” behind the tower.

The first tanks of Sweden. Part II


The German project M28 / L-5 implied the use of a complex multi-roll undercarriage. After seeing the results of testing the prototypes of this light tank, the Swedish designers decided to simplify the chassis and improve its performance. For this reason, the L-10 received a chassis with four road wheels, two support rollers, a guide wheel and a drive wheel (at the rear of the hull) on each side. The Landsverk engineers, working on the undercarriage of the new tank, followed the same path as their English counterparts. Four dual track rollers on each side were assembled on two trolleys with leaf springs. In addition, the carts were connected by an additional beam connected with a spring shock absorber. Such a design of the chassis, as expected, could provide a high smoothness without the use of sophisticated details from a technological point of view.

The L-10 and L-30 projects based on the German L-5 meant that the machine was noticeably heavier. The combat weight of L-10 exceeded the analogous parameter L-5 by more than one and a half times and amounted to 11,5 tons. The dimensions of the new light tank were typical for vehicles of this class of those years: the length is about 5,2 meter, the width is about 2 m and the height is no more than 2,2 m.



Construction of the first experimental L-10 tank began in 1930, and by the end of the year it was sent for testing. It should be noted that the L-10 was tested simultaneously with the L-30, and this determined the further fate of both armored vehicles. Due to the high power density (more than 12 hp per ton), the light tank L-10 could accelerate on the highway to speeds above 40 km / h, which was a good indicator for armored vehicles of the time. Fuel enough for 200 kilometers. When comparing two new tanks, it turned out that almost all of their characteristics hardly differ from each other, and the wheel-tracked L-30 has a great advantage only at the maximum speed on the highway (when driving on wheels, it accelerated to 75-77 km / h) .

Tracked tank L-10 could not keep up with the L-30 with a combined suspension, but it was much easier to manufacture and maintain. That is why it was adopted by the Swedish ground forces and was named Stridsvagn m / 31. Despite its high performance, the L-10 or m / 31 tank was not built in a large series. The military ordered only three armored vehicles of this model, the last of which was built in the 1935 year. A small number of m / 31 tanks had almost no effect on the intensity of their operation. The military actively used a few small equipment on the exercises and received experience in its operation, and also collected information about the shortcomings. Later it helped to create more advanced tanks.



Three Stridsvagn m / 31 combat vehicles were in service until the end of 1940. After that, two tanks were disposed of, and the third was sent to storage. Later, the third copy of the tank m / 31 became an exhibit of the tank museum of the city of Axvall, where it is still kept.

Despite only three built specimens, the Landsverk L-10 or Stridsvagn m / 31 light tank became the first Swedish tank of its own design, accepted for service and built as standard.

Landsverk L-60

Already in 1934, Landsverk began developing a new light tank that was supposed to be a deep upgrade of the L-10. It was assumed that the use of proven technologies and ideas in combination with new technical solutions will significantly increase the capabilities of this combat vehicle, while maintaining the relative simplicity of production.

The armored hull of the L-60 was a further development of the corresponding unit of the L-10 and was modified to allow the use of new components and assemblies. In addition, the layout of its internal volumes has changed. The L-60 body was assembled from rolled sheets with a thickness up to 15 mm (front of the body) and had a lower level of protection compared to the base L-10. In front of the hull placed a number of transmission units. To improve the driving characteristics, it was decided to place the engine and part of the transmission parts at the old place, in the stern, and the remaining components of the latter - in front of the hull, which led to the transfer of the drive wheels and the corresponding modifications of the chassis.



As a power plant, the L-60 tank used an 6 X-cylinder petrol carburetor engine Scania Vabis 1664 with HP 142 power. The mechanical transmission was divided into two blocks: one of them was located next to the engine, the second - in front of the case. The blocks were connected using a shaft.

In the undercarriage of the tank L-60 for the first time in the Swedish practice were used track rollers with independent suspension. On each side of the armored car were four road wheels with spring shock absorbers, two supporting rollers, rear guide and front drive wheel.

A change in the engine-transmission unit led to a re-configuration of the majority of the tank’s internal volumes, although some elements remained in place. For example, the control compartment remains in the front left part of the case. As before, the driver could monitor the environment through viewing instruments on a small turret. However, now his hatch was in the turret roof, and the place for the course machine gun to the right of the driver was occupied by transmission units.



In the middle part of the armored hull was a fighting compartment with a tower. The design of the latter was slightly different from that used on the L-10 tank. She also had armor thickness up to 14 mm in the same way and contained the workplaces of two crew members - a commander and a loader.

In the tower was located all the weapons of the new tank. The “main caliber” of the machine was the 37-mm Bofors cannon, and the Madsen 8-mm machine gun was used as an auxiliary weapon. As in the previous tanks of Sweden, the gun and machine gun were mounted on separate supports and built independently. In the tank ammunition there were 100 shells for the cannon and 2000 cartridges for the machine gun. Thus, the firepower of all Swedish tanks created in the first half of the thirties, was about the same.

Changes in the power plant and transmission had a positive impact on both the size and weight of the new tank. The combat weight of the L-60 did not exceed 8700 kg, which was more than two tons less than that of the L-10. The length of the armored vehicle was reduced to 4,7 meters, the width and height were equal to 2,06 and 2,09 m, respectively. The relief of the tank increased its power density: with the 142-strong engine, this parameter exceeded the 16 hp. per ton.

At the end of 1934, the construction of an experienced L-60 tank was completed and its tests soon started. Several new units, including the transmission, at first proved to be not at their best, which required their refinement. After correcting the major shortcomings, the L-60 tank was able to reach 45 km / h on the highway, and the cruising range reached 270 kilometers.



The tests and fine-tuning of the light tank L-60 stretched over several years. Because of this, the Swedish military lost interest in the new Landsverk project in the middle of the decade. However, already in 1935, Ireland ordered an armored vehicle. She was given two cars with the symbols L-601 and L-602. The tanks built for the Irish military had a more powerful German-made Bussing-NAG V160 8 engine and were also equipped with another turret with an 20-mm automatic cannon. Two tanks were used until the early fifties, when the modernization was carried out with the replacement of the chassis. After that, the armored vehicles served for about ten years.

A little later, Landsverk handed over one copy of the L-60 light tank to Austria, which was going to test and decide on the need for further purchases. This machine was slightly modified before transfer and received the designation L-60S. The Austrian military studied the tank presented, but did not sign a contract for the supply of a large batch of these combat vehicles.

In September, the Swedish army recalled the L-1937 tank 60, and ordered 16 machines. The contract stated that one of these machines was to have a body made of non-armored steel and was intended for educational use. Tank Landsverk L-60 was adopted under the designation Stridsvagn m / 38. The delivery of the ordered equipment was completed in the 1939 year, after which it was distributed in two regiments. In the future, these units have undergone several changes.

In 1939, the army ordered an additional batch of X / NUMX m / 20 tanks in a modified version of m / 38. The main difference between the m / 39 modification and the base L-39 was the use of additional armor plates mounted on the tank’s own armor. Additional protection increased the total thickness of the frontal armor to 60 mm, but at the same time weighted the car to 50 tons. In addition, m / 8,95 tanks received a second machine gun mounted in the turret. The last m / 39 was transferred to the customer in 39 year. The m / 1941 and m / 38 tanks served in the same units. In Sweden, the operation of combat vehicles based on the L-39 continued until the 60 year.

A year before the production of m / 39 tanks began, the L-60 vehicles became the subject of another international agreement. Hungary bought from Sweden a license to manufacture this model of equipment. After some minor improvements related primarily to production technology, the armored car received a new name: 38M Toldi. In accordance with the revised project, the Hungarian industry built more than two hundred tanks.

The latest modifications of the Landsverk L-60 tank were m / 40L and m / 40K. An additional letter in the name of the modification designated the manufacturer of the vehicle: Landsverk produced the cars with the letter L, and built tanks Karlstads Mekaniska Verkstad in Karlstad with tanks with the letter K. Both of these modifications received a new automatic transmission and upgraded additional booking. In terms of protection, these tanks were approximately equal to m / 39, but differed in weight. Thus, the combat mass of the m / 40L machine without additional armor reached 9,1 tons (with mounted armor - 9,36 tons), and the m / 40K tank in fully equipped weight weighed 10,9 tons. Tank m / 40K received a new engine Scania-Vabis L 603 603 horsepower, offset the increase in weight.

In 1940, the Swedish army ordered the 100 light tanks m / 40L, and two years later the 80 machines m / 40K. These orders were completed in 1942 and 1944 respectively. Like other tanks of the L-60 family, the armored vehicles of the m / 40L and m / 40K models were operated until the 1957 year, after which they were decommissioned.

Shortly before the decommissioning of L-60 tanks, in 1956, Sweden sold the 20 tanks m / 40L to the Dominican Republic. At the new duty station, these machines received the designation L / 60L. In 1965, the US invaded the Dominican Republic, and the army of the island nation had to use Swedish tanks in battle. For two and a half decades, Landsverk’s tanks became obsolete both morally and financially, which led to the expected result. At the end of April 1965, the American troops destroyed three tanks L / 60L, and later several units of such equipment got them as trophies. The Dominican military used Swedish-made light tanks until the beginning of the 21st century. Several L / 60L tanks are still preserved. They are on the move, but serve as museum exhibits.

***

Light tanks of the L-60 family were the first Swedish armored vehicles of this class to be built in a large series. In addition, they were the latest development of Landsverk, which traced some of the features of the German project M28 / L-5. In the future, the Swedish tank builders continued the development of existing ideas, but still went away from the technical solutions proposed by Otto Merker in the late twenties. The improvement of the German projects helped Sweden to create a distinctive design school, which later repeatedly demonstrated an original and unlikely approach to the design of armored vehicles.


On the materials of the sites:
http://www2.landskrona.se/
http://aviarmor.net/
http://militaryfactory.com/
http://tanksinworldwar2.com/
http://tanks-encyclopedia.com/
Author:
Articles from this series:
The first tanks of Sweden. Part I
The first tanks of Sweden. Part II
Armored cars of Sweden. Part I
Armored cars of Sweden. Part II
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. P12P
    P12P 24 December 2013 09: 17
    +3
    informative article, really liked, the tanks seem to be a cross between German and English tanks
  2. sdv68
    sdv68 24 December 2013 11: 00
    +1
    When you look at such tanks, you immediately want to ask Resunoids - "And who was Sweden going to attack when it created tanks on a wheeled-tracked scheme?"
    1. makarov
      makarov 24 December 2013 13: 11
      0
      "And who was Sweden going to attack when it created tanks on a wheeled-tracked scheme?"

      probably for trading was such a line.
      1. sdv68
        sdv68 24 December 2013 13: 41
        +2
        Quote: makarov
        probably for trading was such a line.
        And it was sold to Stalin, so that he would prepare an attack on defenseless Germany)))))
        1. Bigriver
          Bigriver 25 December 2013 07: 28
          0
          Quote: sdv68
          ... And it was sold to Stalin, so that he would prepare an attack on defenseless Germany)))))

          Christie was sold by amers :)) And bought for a variety of reasons. One of the main things was infa that the Poles were going to produce it, along with Vickers, 6 tons. Again, moving Christie - "Liberty" was already produced under license in the USSR.
      2. Bigriver
        Bigriver 25 December 2013 07: 25
        0
        Quote: makarov
        ... probably there was such a line for trading.

        For operational reasons only. The resource of tracks and fingers became more or less acceptable with the invention of manganese steel in the early to mid-30s. In the USSR, we were able to work out the technology even later, only by the end of the 30s.
  3. AX
    AX 28 December 2013 06: 51
    0
    They look like the "Japanese" of this period ...

Первые танки Швеции. Часть II

Своим появлением шведское танкостроение обязано немецкому проекту легкого танка Räder-Raupen Kampfwagen M28. Из-за ограничений, налагаемых Версальским мирным договором, Германия не могла разрабатывать, строить и эксплуатировать танки. По этой причине документация по секретному проекту была передана шведской компании Landsverk. В соответствии с негласным соглашением, шведская фирма должна была построить несколько прототипов танка M28 и провести их испытания. Для конспирации легкий танк с колесно-гусеничной ходовой частью получил новое название L-5. Проект M28/L-5 оказался неудачным, но только для Германии. Многочисленные трудности, выявленные при испытаниях, привели к отказу от дальнейших работ. Однако немецкая неудача дала толчок собственному танкостроению Швеции. На основе проекта L-5 были созданы несколько новых танков, которые служили до середины сороковых годов.

Landsverk L-10

В 1930 году, вскоре после завершения строительства шести танков-прототипов модели L-5, конструкторы фирмы Landsverk принялись за работу над двумя проектами перспективных боевых машин. Используя наработки и технические решения, переданные немецкими коллегами, шведы намеревались разработать два легких танка: L-10 и L-30. Первый из них планировалось оснастить гусеничной ходовой частью, а второй должен был продолжать идеологию оригинального L-5 и помимо гусениц использовать колеса. Оба танка должны были иметь боевую массу не более 12 тонн, а также вооружаться 37-мм нарезной пушкой и пулеметами.


Первые танки Швеции. Часть II
Первые танки Швеции. Часть II


Рассматривая бронированный корпус танка L-10, нетрудно заметить, что шведские танкостроители не стали бездумно копировать соответствующий агрегат машины L-5, а фактически создали новую конструкцию. Корпус предлагалось собирать из катаных броневых листов разной толщины. Верхняя лобовая деталь имела толщину 24 мм, борта и корма – до 14 мм. Коническая башня имела примерно такой же уровень защиты, поскольку ее предполагалось делать из 14-мм листа и оснащать 20-мм маской орудия. Подобная броня надежно защищала экипаж и агрегаты танка от пуль стрелкового оружия и осколков.

Конструкторы компании Landsverk не стали искать новые идеи и скомпоновали внутренние агрегаты танка L-10 по классической схеме. В передней части корпуса разместили отделение управления. В нем, у левого борта, находилось рабочее место механика-водителя. На лобовом листе корпуса предусмотрели люк механика-водителя. Для наблюдения за окружающей обстановкой на крыше корпуса, над креслом водителя и перед башней, установили небольшую башенку со смотровыми приборами. Правая часть лба корпуса имела характерные очертания, поскольку в ней предусмотрели место для установки курсового пулемета Ksp m/14-29 калибра 6,5 мм. Пулеметом должен был управлять стрелок-радист, рабочее место которого находилось справа от механика-водителя. Между бронированным кожухом пулемета и люком механика-водителя на лобовом листе крепилась фара в собственном кожухе с крышкой.

Первые танки Швеции. Часть II


В средней части корпуса располагалось боевое отделение с двухместной башней. Командир и заряжающий должны были попадать в башню через два крупных люка, находившихся в задней части бортов башни. На люках также имелись смотровые щели для наблюдения за окружающей обстановкой.

Башенное вооружение танка L-10 состояло из одной 37-мм пушки Bofors и 6,5-мм пулемета, аналогичного установленному в корпусе. Согласно различным источникам, боекомплект оружия состоял из 100 снарядов калибра 37 мм и 2000-3000 патронов для двух пулеметов.

В корме корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение. Легкий танк L-10 получил 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach DSO 8 мощностью 140 л.с. Точно такая же силовая установка использовалась и на колесно-гусеничном танке L-30, однако две новые бронемашины отличались друг от друга трансмиссией. Ввиду применения только гусеничного движителя танк L-10 оснастили механической трансмиссией менее сложной конструкции. Двигатель Maybach DSO 8 был достаточно мощным для танков того времени, однако имел сравнительно большие габариты. Из-за этого моторно-трансмиссионное отделение получилось более высоким, чем передняя и средняя части корпуса, а крыша имела «ступеньку» за башней.

Первые танки Швеции. Часть II


Немецкий проект M28/L-5 подразумевал использование сложной многокатковой ходовой части. Увидев результаты испытания прототипов этого легкого танка, шведские конструкторы приняли решение упростить ходовую часть и улучшить ее характеристики. По этой причине танк L-10 получил ходовую с четырьмя опорными катками, двумя поддерживающими роликами, направляющим и ведущим колесом (в задней части корпуса) на каждом борту. Инженеры фирмы Landsverk, работая над ходовой частью нового танка, пошли по тому же пути, что и их английские коллеги. Четыре сдвоенных опорных катка на каждом борту были собраны на двух тележках с пластинчатыми рессорами. Кроме того, тележки были соединены дополнительной балкой, связанной с пружинным амортизатором. Подобная конструкция ходовой части, как ожидалось, могла обеспечить высокую плавность хода без применения сложных с технологической точки зрения деталей.

Проекты L-10 и L-30, основанные на немецком L-5, подразумевали заметное утяжеление машины. Боевая масса L-10 превышала аналогичный параметр L-5 более чем в полтора раза и составляла 11,5 тонн. Габариты нового легкого танка были типичными для техники этого класса тех лет: длина около 5,2 метра, ширина порядка 2 м и высота не более 2,2 м.

Первые танки Швеции. Часть II


Строительство первого опытного танка L-10 началось в 1930-м, и до конца года он был отправлен на испытания. Необходимо отметить, что L-10 испытывался одновременно с L-30, и это определило дальнейшую судьбу обеих бронемашин. Благодаря высокой удельной мощности (более 12 л.с. на тонну) легкий танк L-10 мог разгоняться на шоссе до скорости свыше 40 км/ч, что было хорошим показателем для бронетехники того времени. Топлива хватало на 200 километров пути. При сравнении двух новых танков выяснилось, что вочти все их характеристики почти не отличаются друг от друга, а колесно-гусеничный L-30 имеет большое преимущество лишь в максимальной скорости на шоссе (при движении на колесах он разгонялся до 75-77 км/ч).

Гусеничный танк L-10 не мог угнаться за L-30 с комбинированной ходовой частью, однако был гораздо проще в производстве и обслуживании. Именно поэтому он был принят на вооружение шведских сухопутных войск и получил название Stridsvagn m/31. Несмотря на достаточно высокие характеристики, танк L-10 или m/31 не строился большой серией. Военные заказали лишь три бронемашины этой модели, последняя из которых была построена в 1935 году. Малое количество танков m/31 почти не сказалось на интенсивности их эксплуатации. Военные активно использовали новую немногочисленную технику на учениях и получали опыт ее эксплуатации, а также собирали информацию о недостатках. В дальнейшем это помогло создать более совершенные танки.

Первые танки Швеции. Часть II


Три боевые машины Stridsvagn m/31 находились в эксплуатации до конца 1940 года. После этого два танка утилизировали, а третий отправили на хранение. Позже третий экземпляр танка m/31 стал экспонатом танкового музея города Аксвалл, где хранится до сих пор.

Несмотря на всего три построенных экземпляра, легкий танк Landsverk L-10 или Stridsvagn m/31 стал первым шведским танком собственной разработки, принятым на вооружение и строившимся серийно.

Landsverk L-60

Уже в 1934 году компания Landsverk начала разработку нового легкого танка, который должен был представлять собой глубокую модернизацию L-10. Предполагалось, что использование отработанных технологий и идей в сочетании с новыми техническими решениями позволит значительно поднять возможности этой боевой машины, сохранив сравнительную простоту производства.

Бронированный корпус танка L-60 представлял собой дальнейшее развитие соответствующего агрегата машины L-10 и был доработан для возможности использования новых узлов и агрегатов. Кроме того, изменилась компоновка его внутренних объемов. Корпус L-60 собирался из катаных листов толщиной до 15 мм (лоб корпуса) и имел меньший уровень защиты в сравнении с базовым L-10. В передней части корпуса поместили ряд агрегатов трансмиссии. Для повышения ходовых характеристик было решено разместить двигатель и часть деталей трансмиссии на старом месте, в корме, а остальные узлы последней – в передней части корпуса, что привело к переносу ведущих колес и соответствующим доработкам ходовой части.

Первые танки Швеции. Часть II


В качестве силовой установки танк L-60 использовал 6-цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель Scania Vabis 1664 мощностью 142 л.с. Механическая трансмиссия была разделена на два блока: один из них находился рядом с двигателем, второй – в передней части корпуса. Блоки соединялись при помощи вала.

В ходовой части танка L-60 впервые в шведской практике были применены опорные катки с независимой подвеской. На каждом борту бронемашины было по четыре опорных катка с пружинными амортизаторами, два поддерживающих ролика, заднее направляющее и переднее ведущее колесо.

Изменение моторно-трансмиссионной установки привело к перекомпоновке большей части внутренних объемов танка, хотя некоторые элементы остались на своих местах. К примеру, отделение управления осталось в передней левой части корпуса. Как и раньше, механик-водитель мог наблюдать за окружающей обстановкой через смотровые приборы на небольшой башенке. Однако теперь его люк находился в крыше башенки, а место под курсовой пулемет справа от водителя было занято агрегатами трансмиссии.

Первые танки Швеции. Часть II


В средней части бронекорпуса находилось боевое отделение с башней. Конструкция последней незначительно отличалась от использовавшейся на танке L-10. Она точно так же имела толщину брони до 14 мм и вмещала в себя рабочие места двух членов экипажа – командира и заряжающего.

В башне располагалось все вооружение нового танка. «Главным калибром» машины была 37-мм пушка Bofors, а в качестве вспомогательного оружия использовался 8-мм пулемет Madsen. Как и на предыдущих танках Швеции, пушка и пулемет были установлены на отдельных опорах и наводились самостоятельно. В боекомплекте танка присутствовали 100 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета. Таким образом, огневая мощь всех шведских танков, созданных в первой половине тридцатых годов, была примерно одинаковой.

Изменения в силовой установке и трансмиссии положительно сказались как на габаритах, так и на весе нового танка. Боевая масса L-60 не превышала 8700 кг, что было на две с лишним тонны меньше, чем у L-10. Длина бронемашины сократилась до 4,7 метра, ширина и высота равнялись 2,06 и 2,09 м соответственно. Облегчение танка привело к повышению его удельной мощности: при 142-сильном двигателе этот параметр превышал 16 л.с. на тонну.

В конце 1934 года закончилось строительство опытного танка L-60 и вскоре стартовали его испытания. Несколько новых агрегатов, в том числе трансмиссия, сперва проявили себя не с самой лучшей стороны, из-за чего потребовалась их доводка. После исправления основных недостатков танк L-60 смог достичь на шоссе скорости 45 км/ч, а запас хода доходил до 270 километров.

Первые танки Швеции. Часть II


Испытания и доводка легкого танка L-60 растянулись на несколько лет. Из-за этого шведские военные в середине десятилетия потеряли интерес к новому проекту компании Landsverk. Тем не менее, уже в 1935 году новую бронетехнику заказала Ирландия. Ей были переданы две машины с условными обозначениями L-601 и L-602. Построенные для ирландских военных танки имели более мощный 160-сильный двигатель Bussing-NAG V8 немецкого производства, а также оснащались другой башней с 20-мм автоматической пушкой. Два танка использовались до начала пятидесятых годов, когда была проведена модернизация с заменой ходовой части. После этого бронемашины прослужили еще около десяти лет.

Чуть позже компания Landsverk передала один экземпляр легкого танка L-60 Австрии, которая собиралась провести испытания и принять решение о необходимости дальнейших закупок. Эта машина была незначительно доработана перед передачей и получила обозначение L-60S. Австрийские военные изучили представленный танк, но не стали подписывать контракт на поставку большой партии этих боевых машин.

В сентябре 1937 года про танк L-60 вспомнила шведская армия и заказала 16 машин. Контракт гласил, что одна из этих машин должна была иметь корпус из неброневой стали и предназначалась для использования в учебных целях. Танк Landsverk L-60 был принят на вооружение под обозначением Stridsvagn m/38. Поставка заказанной техники завершилась в 1939 году, после чего ее распределили в два полка. В дальнейшем эти подразделения претерпели несколько изменений.

В 1939 году армия заказала дополнительную партию из 20 танков m/38 в доработанной версии m/39. Главное отличие модификации m/39 от базового L-60 заключалось в использовании дополнительных броневых листов, навешиваемых на собственную броню танка. Дополнительная защита увеличивала общую толщину лобовой брони до 50 мм, но при этом утяжеляла машину до 8,95 тонны. Кроме того, танки m/39 получили второй пулемет, установленный в башне. Последние m/39 были переданы заказчику в 1941 году. Танки моделей m/38 и m/39 служили в одних и тех же подразделениях. В Швеции эксплуатация боевых машин на базе L-60 продолжалась до 1957 года.

За год до начала производства танков m/39 машины модели L-60 стали предметом еще одного международного соглашения. Венгрия купила у Швеции лицензию на производство техники этой модели. После некоторых незначительных доработок, связанных прежде всего с технологиями производства, бронемашина получила новое название: 38M Toldi. В соответствии с доработанным проектом венгерская промышленность построила более двух сотен танков.

Последними модификациями танка Landsverk L-60 стали m/40L и m/40K. Дополнительная буква в названии модификации обозначала производителя техники: машины с литерой L выпускала компания Landsverk, а танки с буквой K строил завод Karlstads Mekaniska Verkstad в Карлстаде. Обе эти модификации получили новую автоматическую трансмиссию и модернизированное дополнительное бронирование. По уровню защиты эти танки были примерно равны m/39, но отличались по весу. Так, боевая масса машины m/40L без дополнительной брони достигала 9,1 тонны (с навесной броней – 9,36 т), а танк m/40K в полностью снаряженном состоянии весил 10,9 тонны. Танк m/40K получил новый двигатель Scania-Vabis L 603 мощностью 603 л.с., компенсировавший увеличение веса.

В 1940 году армия Швеции заказала 100 легких танков m/40L, а через два года 80 машин модели m/40K. Эти заказы были выполнены в 1942 и 1944 годах соответственно. Как и другие танки семейства L-60, бронетехника моделей m/40L и m/40K эксплуатировалась до 1957 года, после чего была списана.

Незадолго до списания танков L-60, в 1956 году, Швеция продала Доминиканской Республике 20 танков m/40L. На новом месте службы эти машины получили обозначение L/60L. В 1965 году США вторглись в Доминиканскую Республику, и армии островного государства пришлось использовать шведские танки в бою. За два с половиной десятилетия танки компании Landsverk успели устареть и морально, и материально, что привело к ожидаемому результату. В конце апреля 1965 года американские войска уничтожили три танка L/60L, а позже несколько единиц такой техники достались им в качестве трофеев. Доминиканские военные использовали легкие танки шведского производства до начала XXI века. Несколько танков L/60L сохранились до сих пор. Они на ходу, но служат музейными экспонатами.

***

Легкие танки семейства L-60 стали первыми шведскими бронемашинами этого класса, строившимися большой серией. Кроме того, они были последней разработкой компании Landsverk, в которой прослеживались некоторые черты немецкого проекта M28/L-5. В дальнейшем шведские танкостроители продолжили развитие имеющихся идей, но все же ушли от технических решений, предложенных еще Отто Меркером в конце двадцатых годов. Совершенствование немецких проектов помогло Швеции создать самобытную конструкторскую школу, которая позже не раз демонстрировала оригинальный и ни на что не похожий подход к проектированию бронетехники.


По материалам сайтов:
http://www2.landskrona.se/
http://aviarmor.net/
http://militaryfactory.com/
http://tanksinworldwar2.com/
http://tanks-encyclopedia.com/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. P12P 24 декабря 2013 09:17
    познавательная статья, очень понравилось, танки кажутся помесью немецких и английских танков
  2. sdv68 24 декабря 2013 11:00
    Когда смотришь на подобные танки, сразу хочется спросить у резуноидов - "а на кого ссно собиралась напасть Швеция, когда создавала танки по колесно-гусеничной схеме ?"
    1. makarov 24 декабря 2013 13:11
      "а на кого ссно собиралась напасть Швеция, когда создавала танки по колесно-гусеничной схеме ?"

      вероятно для торговли была такая линейка.
      makarov
      1. sdv68 24 декабря 2013 13:41
        Цитата: makarov
        вероятно для торговли была такая линейка.
        И продана была Сталину, дабы он готовил нападение на беззащитную Германию )))))
        1. BigRiver 25 декабря 2013 07:28
          Цитата: sdv68
          ... И продана была Сталину, дабы он готовил нападение на беззащитную Германию )))))

          Кристи был продан то амерами:)) А куплен в силу целого комплекса причин. Одной из главных - была инфа, что поляки его собираются выпускать, наряду с Виккерсом 6 тонн. Опять же, двиг Кристи - "Либерти" уже выпускался по лицензии в СССР.
      2. BigRiver 25 декабря 2013 07:25
        Цитата: makarov
        ...вероятно для торговли была такая линейка.

        Исключительно из эксплуатационных соображений. Ресурс траков и пальцев стал более-менее приемлемым с изобретением марганцовистой стали в начале-середине 30-х годов. В СССР мы смогли отработать технологию еще позднее, только к концу 30-х.
  3. ТОПОР 28 декабря 2013 06:51
    Похожи на "японцев", этого периода...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня