Military Review

How America saved Western Europe from the ghost of the world revolution

5
World War I was very different in character from previous and next ones. The decades preceding this war were characterized in military affairs primarily by the fact that in their development weapon defense sharply gone ahead compared with the offensive weapon. They began to dominate the battlefield: a rapid-fire magazine rifle, a rapid-fire rifled breech-loading gun, and, of course, a machine gun. All these weapons were well combined with powerful engineering preparation of defensive positions: solid trenches with communications, minefields, thousands of kilometers of barbed wire, strong points with dugouts, pillboxes, bunkers, forts, fortifications, etc. Under these conditions, any attempt to attack troops ended in disaster and turned into a merciless meat grinder, as under Verdun. The war for many years has become less manoeuvrable, trench, positional. Unprecedented losses and several years of great trench seating led to fatigue and demoralization of the existing armies, then led to fraternization with enemy soldiers, mass desertion, riots and revolutions, and ultimately ended with the collapse of 4's powerful empires: Russian, Austro-Hungarian, Germanic and Ottoman. And despite the victory, apart from them, two major colonial empires, British and French, began to collapse and began to collapse. In this sad stories we know more about the death of the Russian Empire. But at the same time, we remember the words of Lenin that the proletarian revolution in Russia was an unplanned, accidental phenomenon for the world communist movement, since most of the western communist leaders believed that the world revolution would begin in one of the Western European countries. But this did not happen. Let's try to dig this story deeper.


In France, unrest in the army, among workers and the public, began in January 1917. Soldiers complained about poor nutrition, the terrible conditions of trench life and complete disorder in the country. The wives of the soldiers in the letters complained about the lack of products and the queue for them. The movement of discontent began to spread among the workers. The centers of opposition propaganda were committees of left-wing parties, which were associated with the International, and syndicates (trade unions). Their main slogan was to end the war, because “only the world will solve the problem of lack of fuel, food and curbing galloping prices.” Soldiers who received leave, then arrived in the trenches and told about the plight of families in the rear. At the same time there was propaganda about the profit of capitalists on military supplies and on the military industry. For reasons of moral character added a cold, with rain, snow and strong winds winter. Without that hard life in damp trenches, in frozen ground like stone, it became unbearable. In such conditions, preparations were made for the offensive of the French army in the spring of 1917, which was envisaged by the joint plan of the Entente. Already in early March, propaganda from the Russian front began to take its toll. It penetrated into the Russian units on the French front. Most of the Russian troops in France refused to continue the war and demanded a return to Russia. Russian troops were disarmed, sent to special camps and isolated from communication with units of the French army.
How America saved Western Europe from the ghost of the world revolution
Fig. 1. Russian corps on the French front


The ministers of security, internal affairs and defense in these conditions should have taken measures to restore order in the country and the army, but each tried to blame responsibility on the other. In the end, the responsibility for restoring order in the army was assigned to the commander of the troops, General Nivelles. On April 6, he convened a meeting of command personnel in Compiegne about preparedness for the offensive, in the presence of Commander-in-Chief President Poincare. Those present identified many problems and did not express confidence in the success of the upcoming offensive. However, in pursuance of the agreed plan of the Allies, a decision was made on the offensive in mid-April. A telegram was soon received that the US Congress decided to declare war on Germany on April 6th. The common efforts of the command and government in the country brought order, and discipline was restored in the army. All of France had hopes for success and the end of the war, General Nivelle did not skimp on promises to the troops: "You will see that you will enter the line of the Bosch trenches, like a knife in butter." The offensive was announced on April 16 at 6 a.m. 850 thousand troops, 2300 heavy and 2700 light guns, tens of thousands of machine guns and 200 were prepared for the offensive tanks.



Fig. 2, 3. The onset of the French infantry and tanks on the march


But parts of the Germans, foreseeing massive enemy artillery preparation before the offensive, left the first lines of the trenches. The French fired millions of shells at empty trenches and easily occupied them. But unexpectedly advancing units were subjected to heavy machine-gun fire from the next line of trenches. They were stunned that the machine guns of the enemy were not destroyed by artillery during the most powerful artillery bombardment, and demanded help from the artillery. Light artillery launched a massive fire on the enemy, but due to poor communication and coordination, part of the fire also fell on its troops. The Senegalese divisions were particularly affected, deeply wedged into enemy defenses and caught in the crossfire of German machine guns and French artillery. Everywhere on the part of the Germans, desperate resistance was met. The attacks of the French were accompanied by adverse weather conditions, heavy rain and wind. Meanwhile, the headquarters of the High Command hastened to report on the occupation of the first lines of German defense, "filled with thousands of corpses of German soldiers." But in the afternoon, trains with wounded began to arrive in Paris, telling terrible details to reporters. By this time, the defeated advanced Senegalese divisions had rushed back, filling hospitals and ambulances. Tank units suffered a complete fiasco, out of 132 tanks that reached the front line and entered the battle, 57 were hit, 64 went out of order and were abandoned. Parts of the French in the occupied trenches were under heavy fire from German artillery and aviation and suffered huge losses, never reaching the main line of defense of the Germans. The lack of communication excluded any possibility of interaction between the advancing chains and artillery; as a result, the French constantly fell under the “friendly fire” of their own artillery. Rain and wind did not stop.

The situation in the rear and in transport was no better. Chaos in the supply and evacuation of the wounded reminded a worse past, as under Verdun. So, in the hospital for 3500 beds there was a whole 4 thermometer, no lighting, not enough heat, water and food. The wounded remained for several days without examination and bandaging, at the sight of the doctors shouted "murderers." The unsuccessful offensive lasted a week, and from the rostrum of parliament began the demands for the issuance of the head of General Nivelle. Called to parliament, he continued to insist on continuing the offensive. In the army, among the commanders, disobedience to the orders of the stakes, which they considered criminal, began to be observed; in response, Nivelle began repressions. One of the disobedient generals who had been removed from office made his way to the reception of Poincare, after which he canceled the offensive with his power. Such interference of the authorities in the affairs of the front control led to a collapse of the order of subordination, the conviction in the hopelessness of the war dominated among the commanding staff.

On April 27, an army commission was assembled to ascertain the situation at the front. The commanders of the armies and the heads of the divisions were blamed for the losses suffered, after which the demoralization of Nivelle’s army became universal. Entire divisions refused to execute combat orders. Fighting at the front in some places continued, but in most cases with a sad outcome. Under these conditions, the war ministry decided to save the army by removing Nivel from it, and on May 15, General Petain replaced Nivelle. To intimidate the rebel units took decisive measures, the instigators were identified and in some parts were shot right in front of the system under martial law. But Peten saw that the army could not restore order by execution of orders alone. Unrest spread to Paris, during the dispersal of the protesters there were several wounded. In the parts, protests began under the slogans: “Our wives are dying of starvation, and they are being shot.” Organized propaganda began and the proclamations were heard to the soldiers: “Comrades, you have the strength, do not forget this! Down with war and death to the perpetrators of the world slaughter! ”Desertion began, and the propaganda slogans became wider. “Soldiers of France, the hour of the world has struck. Your offensive ended in hopeless failure and enormous losses. You have no material strength to lead this aimless war. What should you do? Prospects for hunger, accompanied by death, are already evident in cities and villages. If you do not get rid of degenerates and arrogant leaders leading the country to death, if you can not get rid of the yoke of England to establish an immediate peace, all of France will plunge into the abyss and irreparable ruin. Comrades, Down with the War, Long Live the Peace! ”

Propaganda was carried out within the country by syndicates, defeatists and Marxists. The interior minister wanted to arrest the syndicate leaders, but Poincaré did not dare. Of the 2000 identified defeatists, only a few were arrested. Under the influence of agitators, several regiments went to Paris to carry out the revolution. The cavalry units loyal to the command stopped the trains, disarmed the rebels, and several were shot. Throughout the military units, field courts were introduced that passed death sentences for recalcitrant soldiers. Meanwhile, the leaders of the destruction remained unpunished and continued their destructive work, although they were well known to the ministries of security and internal affairs.

The army was increasingly turning into a rebellious camp. The commander-in-chief of the Allied forces, Marshal Foch, held a meeting in Compiegne with the top military leaders. The general opinion was that the insurrection was the result of the propaganda of socialists and syndicates and the connivance of the government. The highest military ranks hopelessly even looked at the near future. They did not doubt the further active actions of the Germans at the front and the complete absence of the means and forces to counter them. But further political events helped France to safely get out of this hopeless situation. 5 May 1917, the United States announced the entry into the war against Germany, not only at sea, but also on the continent. The United States immediately expanded the scale of economic and naval assistance to the allies and began preparing an expeditionary force to enter the fighting on the Western Front. According to the law on limited conscription adopted by 18 in May 1917, 1 million men between the ages of 21 and 31 were drafted into the army. Already 19 June, the first American military units landed in Bordeaux, but only in October the first American division arrived on the front line.


Fig. 4. US troops on the march


The emergence of America on the side of the Allies with its unlimited material means quickly raised the spirits in the army, and even more in the ruling circles. The decisive persecution of those involved in the demoralization of the army and the destruction of public order began. From June 29 to July 5, hearings on responsibility for the disintegration of the army began in the Senate and the Chamber of Deputies. Up to 1000 people were arrested, including not only opposition public figures, but also responsible public security officials and some ministers. Clemenceau was appointed war minister, the army was put in order, and France avoided an internal disaster. History, apparently, was pleased that the greatest unrest of the XX century occurred not in France, but at the other end of Europe. Probably, this lady considered that five revolutions were too many for France, enough for four.

This description exemplifies parallel events and the morale of the armies of the warring countries, and shows that the military and various shortcomings in a three-year positional war were inherent not only in the Russian army, but, even more so, in the armies of other countries, including the German and french. Prior to the abdication of the sovereign, the Russian army did not know major disturbances in military units, they began only closer to the summer of 1917, under the influence of the general demoralization in the country, which began from above.

After the abdication of Nicholas II, the leader of the Octobrist Party, A.I. Guchkov. His competence in military matters, in comparison with other organizers of the overthrow of the monarchy, was determined by his stay as a guest performer during the Anglo-Boer War. He turned out to be a "great connoisseur" of military art, and with him they changed the 150 top commanders, including the 73 commander, comcor and commander. When it appeared the order number XXUMX on the Petrograd garrison, which became the detonator of order destruction in the capital garrison, and then in other rear, reserve and training units of the army. But even this veteran vrazhina of Russian statehood, who arranged a merciless purge of commanders on the fronts, did not dare to sign the Declaration of the Rights of the Soldier imposed by the Petrograd Soviet of Workers and Soldiers Deputies. Guchkov was forced to resign and on May 1 of 9, the new military minister Kerensky signed this Declaration, decisively launching the most powerful tool for decomposing the active army.

Despite these destructive measures, the State Duma and the Provisional Government were afraid of front-line units as fire, and it was precisely to protect revolutionary Petrograd from the possible raid of the front-line soldiers that they themselves armed the Petrograd workers (who overthrew them later). This example also shows that revolutionary propaganda and demagoguery, no matter in which country it is conducted, is built according to one pattern and is based on the excitement of human instincts. In all sections of society and in the ruling elite, there are always people who sympathize with these slogans. But without the participation of the army, revolutions do not happen, and France was also saved by the fact that in Paris there was no congestion, as in Petrograd, spare and training battalions, and also managed to avoid the escape of units from the front. However, its main salvation was in the entry of the USA into the war and in the appearance on its territory of the American armed forces, which raised the morale of the army and the whole of French society.

She survived the revolutionary process and the collapse of the army and Germany. After the cessation of the struggle against the Entente, the army disintegrated completely, the same propaganda was conducted inside it, with the same slogans and objectives. Fortunately for Germany, inside it there were people who started fighting with the forces of decomposition from the head. One morning, the communist leaders Karl Liebknecht and Rosa Luxemburg were found murdered and thrown into a ditch. The army and the country were saved from the inevitable collapse and the revolutionary process. Unfortunately, in Russia, the State Duma and the Provisional Government, which received the right to govern the country, in their activities and in revolutionary slogans did not differ in any way from the extreme party groups, as a result, they lost their authority and prestige among the masses Army - with all the ensuing consequences.

And the United States of America turned out to be the real winner in the First World War. They profited unspeakably on military supplies, not only swept clean all the gold reserves and budgets of the Entente countries, but also imposed on them huge and enslaving debts. Having entered the war at the final stage, the USA managed to grab not only a substantial share of the laurels of the winners and saviors of the Old World, but also a bold piece of reparations and indemnities from the vanquished. It was America's finest hour. Only a century ago, US President Monroe proclaimed the “America for Americans” doctrine, and the United States entered into a stubborn and merciless struggle to squeeze the European colonial powers from the American continent. But after the Versailles Peace, no single power could do anything in the western hemisphere without the permission of the United States. It was a triumph of visionary strategy and a decisive step towards world domination. And in this highest political pilotage of the American power elite of that time there is something to analyze the geopolitical mind and there is something for us to learn.

Materials used:
Gordeev A.A. History of the Cossacks.
Author:
Articles from this series:
By the anniversary of the end of the first world war
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Landwarrior
    Landwarrior 17 February 2014 11: 36
    +3
    The French at first said that the fact that they stood up to Paris was due primarily to the special infantry brigades of the Russian army ... And then they were treated worse than with captured Germans ...
  2. parus2nik
    parus2nik 17 February 2014 12: 32
    +2
    It’s clear that the capitalists didn’t profit from the war .. Allies on ANTANTE French, British .. ate badly .. The Russian army since 1916, according to A.I. Denikin, simply went hungry .. Badly fed armies will not make a revolution, but hungry are capable ..
    One morning, the communist leaders Karl Liebknecht and Rosa Luxemburg were found dead and thrown into a ditch. The army and the country were saved from the inevitable collapse and the revolutionary process ... But the process would go and the Fuhrer of the future would be shot somewhere ...
  3. Admiral 013
    Admiral 013 17 February 2014 14: 20
    0
    The Englishman asks the American what needs to happen for the United States to enter the war. I think the ship with American passengers should be sunk by the Germans, the American replied. So the reason for the war was created, is being created and will be created and so it will always begin.
  4. 225chay
    225chay 17 February 2014 15: 20
    +1
    Quote: parus2nik
    One morning, the communist leaders Karl Liebknecht and Rosa Luxemburg were found dead and thrown into a ditch. The army and the country were saved from the inevitable collapse and the revolutionary process.

    all revolutions were and are being made by the same greedy people hungry for profit ...
    and millions of ordinary citizens marched into the furnace of revolution like brushwood on Trotsky. France, Russia - an example ...
  5. schizophrenic
    schizophrenic 18 February 2014 00: 03
    0
    Yes, in World War II, America also made money and you can see who was profitable.
  6. siberalt
    siberalt 18 February 2014 00: 56
    0
    And in which wars after the period of the formation of the United States, they did not profit? And if there is no war, then they make it with the wrong hands. This is the most greedy and cynical state in the whole world. In addition, they did not refuse slavery. Only this they call differently - postmodern.

Как Америка спасала Западную Европу от призрака мировой революции

Первая мировая война сильно отличалась по своему характеру от предыдущих и следующих. Предшествовавшие этой войне десятилетия характеризовались в военном деле прежде всего тем, что в своём развитии оружие обороны резко ушло вперёд по сравнению с оружием наступления. На поле боя стали господствовать: скорострельная магазинная винтовка, скорострельная нарезная казнозарядная пушка и, конечно, пулемёт. Всё это оружие хорошо сочеталось с мощной инженерной подготовкой оборонительных позиций: сплошные траншеи с ходами сообщения, минные поля, тысячи километров колючей проволоки, опорные пункты с блиндажами, доты, дзоты, форты, укрепрайоны и т.п. В этих условиях всякая попытка войск наступать заканчивалась катастрофой и превращалась в беспощадную мясорубку, как при Вердене. Война на долгие годы стала маломаневренной, окопной, позиционной. Невиданные доселе потери и несколько лет великого окопного сидения привели к усталости и деморализации действующих армий, потом привели к братаниям с солдатами противника, массовому дезертирству, бунтам и революциям, а в конечном итоге закончилось крушением 4-х могучих империй: российской, австро-венгерской, германской и османской. Да и несмотря на победу, кроме них, капитально надломились и начали валиться ещё две могучие колониальные империи: британская и французская. В этой печальной истории мы больше знаем о гибели империи российской. Но в то же время помним слова Ленина о том, что пролетарская революция в России была для мирового коммунистического движения явлением неплановым, случайным, ибо большинство западных коммунистических вождей полагали, что мировая революция начнётся в одной из западноевропейских стран. Но этого не случилось. Попробуем копнуть эту историю поглубже.

Во Франции волнения в действующей армии, среди рабочих и общественности начались в январе 1917 года. Со стороны солдат поднялись жалобы на плохое питание, ужасные условия окопной жизни и полное расстройство в стране. Жёны солдат в письмах жаловались на нехватку продуктов и на очереди за ними. Движение недовольства начало шириться и среди рабочих. Центрами оппозиционной пропаганды были комитеты левых партий, вошедшие в связь с Интернационалом, и синдикаты (профсоюзы). Их главным лозунгом было прекращение войны, ибо «только мир позволит решить проблему нехватки топлива, продовольствия и обуздания галопирующих цен». Солдаты, получавшие отпуска, затем прибывали в окопы и рассказывали о тяжёлом положении семей в тылу. Одновременно велась пропаганда о наживе капиталистов на военных поставках и на военной промышленности. К причинам морального характера добавилась холодная, с дождями, снегом и сильными ветрами зима. Без того тяжёлая жизнь в сырых окопах, в промёрзшей, как камень, земле, стала невыносимой. В таких условиях велась подготовка к наступлению армии Франции весной 1917 года, которое было предусмотрено совместным планом Антанты. Уже в начале марта начала сказываться пропаганда с русского фронта. Она проникла и в русские части на французском фронте. Большая часть русских войск во Франции отказалась продолжать войну и требовала возвращения в Россию. Русские войска были разоружены, отправлены в специальные лагеря и изолированы от общения с частями французской армии.
Как Америка спасала Западную Европу от призрака мировой революции
Рис. 1. Русский корпус на французском фронте



Министры безопасности, внутренних дел и обороны в этих условиях должны были принимать меры для наведения порядка в стране и армии, но каждый старался свалить ответственность на другого. В конце концов ответственность за восстановление порядка в армии была возложена на командующего войсками генерала Нивеля. Тот 6 апреля собрал совещание командного состава в Компьене насчёт готовности к наступлению, в присутствии главнокомандующего президента Пуанкаре. Присутствующие обозначили много проблем и не выразили уверенности в успехе предстоящего наступления. Однако во исполнение согласованного плана союзников было принято решение о наступлении в середине апреля. Вскоре также была получена телеграмма о том, что американский Конгресс 6 апреля решил объявить войну Германии. Общими усилиями командования и правительства в стране был наведён порядок, а в армии восстановлена дисциплина. Вся Франция питала надежду на успех и окончание войны, генерал Нивель не скупился на обещания войскам: «Увидите, вы войдёте в линию окопов бошей, как нож в масло». Переход в наступление был объявлен 16 апреля в 6 часов утра. К наступлению было подготовлено 850 тысяч войск, 2300 тяжёлых и 2700 лёгких орудий, десятки тысяч пулемётов и 200 танков.

Как Америка спасала Западную Европу от призрака мировой революции
Как Америка спасала Западную Европу от призрака мировой революции
Рис. 2, 3. Наступление французской пехоты и танки на марше


Но части германцев, предвидя массированную артподготовку противника перед наступлением, оставили первые линии окопов. Французы выпустили миллионы снарядов по пустым окопам и легко их заняли. Но неожиданно наступавшие части подверглись сильному пулемётному огню со следующей линии окопов. Они были ошеломлены тем, что пулемёты противника не были уничтожены артиллерией в ходе мощнейшей артподготовки, и потребовали помощи от артиллерии. Лёгкая артиллерия обрушила массированный огонь на противника, но из-за плохой связи и координации часть огня обрушилась и на свои войска. Особенно пострадали дивизии сенегальцев, глубоко вклинившиеся в оборону противника и попавшие под перекрёстный огонь немецких пулемётов и французской артиллерии. Повсеместно со стороны германцев было встречено отчаянное сопротивление. Атаки французов сопровождались неблагоприятными погодными условиями, сильным дождём и ветром. Между тем ставка Верховного командования поспешила сообщить о занятии первых линий немецкой обороны, «заполненных тысячами трупов германских солдат». Но после полудня в Париж стали прибывать поезда с ранеными, сообщавшими журналистам жуткие подробности. К этому времени разгромленные передовые сенегальские дивизии бросились назад, заполняя госпитали и санитарные поезда. Полное фиаско потерпели танковые части, из 132 дошедших до передовой и вступивших в бой танков 57 были подбиты, 64 вышли из строя и были брошены. Части французов в занятых окопах оказались под шквальным огнём германской артиллерии и авиации и понесли огромные потери, так и не достигнув главной линии обороны германцев. Отсутствие связи исключило всякую возможность взаимодействия наступающих цепей и артиллерии, в результате французы постоянно попадали также под «дружественный огонь» своей же артиллерии. Дождь и ветер не прекращались.

Не лучше было положение в тылу и на транспорте. Хаос в подвозе снабжения и эвакуации раненых напоминал худшее прошлое, как при Вердене. Так, в госпитале на 3500 кроватей было всего 4 термометра, никакого освещения, не хватало тепла, воды и пищи. Раненые оставались по несколько дней без осмотра и перевязки, при виде докторов кричали «убийцы». Неудачное наступление продолжалось неделю, и с трибун парламента начались требования выдачи головы генерала Нивеля. Вызванный в парламент, он продолжал настаивать на продолжении наступления. В армии среди командного состава стало наблюдаться неповиновение приказам ставки, которые они считали преступными, в ответ Нивель начал репрессии. Один из генералов-ослушников, снятых с должности, пробился на приём к Пуанкаре, после чего тот отменил наступление своей властью. Такое вмешательство власти в дела управления фронтом привело к обвалу порядка подчинённости, среди командного состава стало господствовать убеждение в безнадёжности войны.

27 апреля было собрана армейская комиссия с целью выяснения положения на фронте. В понесённых потерях были обвинены командующие армиями и начальники дивизий, после чего деморализация армии Нивеля приняла всеобщий характер. Целые дивизии отказывались от выполнения боевых приказов. Бои на фронте в некоторых местах продолжались, но в большинстве случаев с печальным исходом. В этих условиях военное министерство решило спасти армию, удалив из неё Нивеля, и 15 мая генерал Петен заменил Нивеля. Для устрашения мятежных частей приняли решительные меры, зачинщиков выявляли и в некоторых частях расстреливали прямо перед строем по законам военного времени. Но Петен видел, что одними расстрелами порядка в армии не восстановить. Волнения перекинулись в Париж, в ходе разгона протестующих было несколько раненых. В частях начались протесты под лозунгами: «Наши жёны умирают от голода, а в них стреляют». Началась организованная пропаганда и солдатам раздавались прокламации: «Товарищи, вы имеете силу, не забывайте этого! Долой войну и смерть виновникам мировой бойни!» Началось дезертирство, а лозунги пропаганды становились всё более широкими. «Солдаты Франции, час мира пробил. Ваше наступление окончилось безнадёжной неудачей и громадными потерями. Вы не имеете материальных сил вести эту бесцельную войну. Что вы должны делать? Перспективы голода, сопровождающиеся смертью, уже проявляются в городах и деревнях. Если вы не освободитесь от дегенератов и наглых вождей, ведущих страну к гибели, если вы не сможете освободиться от гнёта Англии, чтобы установить немедленный мир, вся Франция погрузится в пропасть и непоправимую разруху. Товарищи, долой войну, да здравствует мир!»

Пропаганда велась внутри страны силами синдикатов, пораженцев и марксистов. Министр внутренних дел хотел арестовать руководителей синдиката, но Пуанкаре не решился. Из 2000 выявленных пораженцев было арестовано лишь несколько человек. Под влиянием агитаторов несколько полков отправились на Париж с целью проведения революции. Верные командованию кавалерийские части остановили поезда, разоружили мятежников, а несколько человек было расстреляно. Повсюду в войсковых частях были введены полевые суды, выносившие смертные приговоры для непокорным солдатам. Между тем руководители разрушения оставались безнаказанными и продолжали разрушительную работу, хотя были хорошо известны министерствам безопасности и внутренних дел.

Армия всё более превращалась в мятежный лагерь. Главнокомандующий союзными войсками маршал Фош провёл совещание в Компьене с высшими военачальниками. Общее мнение сводилось к тому, что мятеж является результатом пропаганды социалистов и синдикатов и попустительства правительства. Высшие военные чины безнадёжно смотрели даже на ближайшее будущее. Они не сомневались в дальнейших активных действиях германцев на фронте и полном отсутствии средств и сил для противодействия им. Но дальнейшие политические события помогли Франции благополучно выйти из создавшегося безвыходного положения. 5 мая 1917 года США объявили о вступлении в войну против Германии не только на море, но и на континенте. США незамедлительно расширили масштабы экономической и военно-морской помощи союзникам и начали подготовку экспедиционного корпуса для вступления в боевые действия на Западном фронте. Согласно принятому 18 мая 1917 года закону об ограниченной воинской повинности, в армию призывался 1 млн. мужчин в возрасте от 21 до 31 года. Уже 19 июня первые американские войсковые части высадились в Бордо, но лишь в октябре на линию фронта прибыла первая американская дивизия.

Как Америка спасала Западную Европу от призрака мировой революции
Рис. 4. Американские войска на марше


Появление Америки на стороне союзников с её неограниченными материальными средствами быстро подняло настроение в армии, а ещё больше в правящих кругах. Началось решительное преследование лиц, причастных к деморализации армии и разрушению общественного порядка. С 29 июня по 5 июля в Сенате и Палате депутатов начались слушания об ответственности за разложение армии. Было арестовано до 1000 человек, в число которых вошли не только оппозиционные общественные деятели, но и ответственные чины общественной безопасности и некоторые министры. Клемансо был назначен военным министром, армия была приведена в порядок, и Франция избежала внутренней катастрофы. Истории, видимо, было угодно, чтобы величайшая смута XX века произошла не во Франции, а на другом конце Европы. Вероятно, эта госпожа посчитала, что пять революций для Франции слишком много, достаточно четырёх.

Это описание служит примером параллельных событий и морального состояния армий воевавших стран и показывает, что военные тяготы и всевозможные недостатки в условиях позиционной трёхлетней войны были присущи не только русской армии, но, даже в большей степени, армиям других стран, в том числе и германской и французской. Русская армия до отречения государя не знала крупных волнений в войсковых частях, они начались только ближе к лету 1917 года под влиянием общей деморализации в стране, начавшейся сверху.

После отречения Николая II военным министром был назначен лидер партии октябристов А.И. Гучков. Компетентность его по военным вопросам, в сравнении с другими организаторами свержения монархии, определялась пребыванием его в качестве гастролёра во время англо-бурской войны. Он оказался «большим знатоком» военного искусства, и при нём сменили 150 высших начальников, в том числе 73 начдива, комкора и командарма. При нём появился приказ №1 по петроградскому гарнизону, ставший детонатором разрушения порядка в столичном гарнизоне, а затем и в других тыловых, запасных и учебных частях армии. Но даже этот матёрый вражина российской государственности, устроивший беспощадную чистку командного состава на фронтах, не отважился на подписание Декларации прав солдата, навязанной Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов. Гучков вынужден был подать в отставку и 9 мая 1917 года новый военный министр Керенский подписал эту Декларацию, решительно запустив в дело мощнейший инструмент разложения действующей армии.

Несмотря на эти разрушительные меры, Государственная Дума и Временное правительство как огня боялись фронтовых частей, и именно для защиты революционного Петрограда от возможного рейда фронтовиков они сами и вооружили петроградских рабочих (которые их потом и свергли). Пример этот показывает ещё и то, что революционная пропаганда и демагогия, в какой бы стране она ни велась, построена по одному шаблону и зиждется на возбуждении человеческих инстинктов. Во всех слоях общества и в правящей элите всегда находятся люди, сочувствующие этим лозунгам. Но без участия армии революций не бывает, и Франция была спасена также тем, что в Париже не было скопления, как в Петрограде, запасных и учебных батальонов, а также удалось избежать бегства частей с фронта. Однако главное её спасение было во вступлении США в войну и в появлении на её территории американских вооружённых сил, поднявших моральное состояние армии и всего французского общества.

Пережила революционный процесс и развал армии и Германия. После прекращения борьбы с Антантой армия разложилась совершенно, внутри её велась та же пропаганда, с теми же лозунгами и целями. К счастью Германии, внутри её нашлись люди, которые борьбу с силами разложения начали с головы. Однажды утром были найдены убитыми и сброшенными в канаву коммунистические вожди Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Армия и страна были спасены от неизбежного развала и революционного процесса. К сожалению, в России Государственная Дума и Временное правительство, получившие право на управление страной, в своей деятельности и в революционных лозунгах нисколько не отличались от крайних партийных группировок, в результате потеряли свой авторитет и престиж в народных массах, склонных к порядку, и особенно в армии — со всеми вытекающими из этого последствиями.

А настоящим победителем в Первой мировой войне оказались Соединённые Штаты Америки. Они несказанно нажились на военных поставках, не только вымели подчистую все золотовалютные резервы и бюджеты стран Антанты, но и навязали им колоссальные и кабальные долги. Вступив в войну в завершающей стадии, США сумели отхватить себе не только солидную долю лавров победителей и спасителей Старого Света, но и жирный кусок репараций и контрибуций с побеждённых. Это был звёздный час Америки. Лишь столетие назад президент США Монро провозгласил доктрину «Америка для американцев», и США вступили в упорную и беспощадную борьбу за выдавливание европейских колониальных держав с американского континента. Но уже после Версальского мира ни одна держава не могла ничего предпринять на западном полушарии без разрешения США. Это был триумф дальновидной стратегии и решительный шаг на пути к мировому господству. И в этом высшем политическом пилотаже американской властной элиты той поры есть что проанализировать геополитическому уму и есть чему нам поучиться.

Использованы материалы:
Гордеев А.А. История казачества.
Автор: Сергей Волгин


Статьи из этой серии:

К очередной годовщине окончания первой мировой войны

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Landwarrior 17 февраля 2014 11:36
    Французы сначала говорили о том, что тем что Париж устоял они обязаны в первую очередь особым пехотным бригадам Русской армии...А потом обращались с ними хуже чем с пленными немцами...
  2. parus2nik 17 февраля 2014 12:32
    Понятно,капиталисты на войне не наживались..Союзники по АНТАНТЕ французы,англичане..плохо питались..Русская армия с 1916 по словам А.И.Деникина просто голодала..Плохо питающиеся армии революции не сделают, а вот голодные способны..
    Однажды утром были найдены убитыми и сброшенными в канаву коммунистические вожди Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Армия и страна были спасены от неизбежного развала и революционного процесса...А пошёл бы процесс,и фюрера будущего где-то подстрелили...
    parus2nik
  3. Адмирал 013 17 февраля 2014 14:20
    Англичанин спрашивает американца, а что должно произойти чтобы США вступили в войну. Думаю корабль с американскими пассажирами должен быть потоплен немцами, ответил американец. Так создавался, создается и создаваться будет повод для войны и так она будет всегда начинаться.
    Адмирал 013
  4. 225chay 17 февраля 2014 15:20
    Цитата: parus2nik
    Однажды утром были найдены убитыми и сброшенными в канаву коммунистические вожди Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Армия и страна были спасены от неизбежного развала и революционного процесса.

    все революции делались и делаются одними и теми же алчными людьми жаждущими наживы...
    а в топку революции как хворост по Троцкому шли миллионы простых граждан. Франция, Россия - пример...
    225chay
  5. шизофреник 18 февраля 2014 00:03
    Да в второй мировой войне Америка также нажилась и можно посмотреть кому было выгодно.
  6. сибиралт 18 февраля 2014 00:56
    А на каких войнах после периода становления США они не наживались? И если войны нет, то они её делают чужими руками. Это самое алчное и циничное государство во всём мире. Помимо того они и от рабовладения не отказывались. Только это они называют по другому - постмодерн.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня