О своеобразии текущего момента в российском авиастроении

Намедни высокопоставленный источник bmpd в авиационной промышленности рассказал некоторые, быть может, не сильно сенсационные, но небезынтересные подробности текущей ситуации. Спешим поделиться оными с нашими читателями.

Программа ПАК ФА

В 2013 году завершены заводские испытания, в этом году начаты Государственные совместные испытания, которые планируется завершить в 2015 году. С 2016 года начнется мелкосерийное производство. В этом году основные усилия на испытаниях будут направлены на отработку БРЭО, особенно тех его режимов, которые обеспечивают малозаметность. В ближайшее время начнется также отработка применения АСП. В 2014 году к испытаниям присоединится еще одна, шестая по счету машина, в следующем - еще две, потом серия. Для подготовки к производству в Комсомольске расширена механо- и термообработка, создано новое гальваническое производство. Расширяется и модернизируется испытательная и полигонная база, поскольку старая не может обеспечить испытания комплекса пятого поколения. При создании ПАК ФА, как и Су-35С, отказались от использования опытного производства, машины для испытаний производятся на серийном заводе, что облегчает подготовку к серии.


О своеобразии текущего момента в российском авиастроении

Пятый опытный образец истребителя ПАК ФА - самолет Т-50-5.


Вопрос о создании легкого истребителя пятого поколения.

Наши боевые авиационные комплексы всегда были и будут тяжелее западных, причем не только из-за иной технологической среды, но и по условиям эксплуатации, поэтому склонность военных к более тяжелым машинам понятна. Сейчас главное – это развивать технологическую среду, чтобы, когда встанет такая задача, быть в состоянии создать адекватные технические решения. Может быть, это будет не легкий истребитель пятого поколения, а беспилотники и продвинутые машины четвертого поколения. Для решения задачи создания легкого истребителя нужно добиться значительного прогресса в миговской кооперации – и по двигателям, и по БРЭО, и по радару. То есть сначала – технологии, а уже потом технические решения. На сегодня основная задача - это развитие МиГ-29 в направлении МиГ-35. А вообще, будущая группировка ВВС скорее всего будет представлять собой смесь ПАК ФА, Су-35 и беспилотников.

ЛВТС и перспективный штурмовик.

МО РФ все еще не определилось окончательно с этой темой, рассматриваются различные проекты. Главный вызов для фаворита - Ил-112В - это контроль стоимости. При этом в ОАК уже думают о создании семейства сверхтяжелых ВТС, но понятно, что все надо делать не одновременно, а последовательно - сначала ЛВТС и МТА, потом тяжелые машины. Равным образом военные еще не определились и по перспективному штурмовику. Рассматриваются варианты глубокой модернизации Су-25, создания легкого штурмовика на базе Як-130 и разработки принципиально новой машины.

Вопрос о восстановлении производства МиГ-31

Если уж возобновлять производство МиГ-31, то только глубочайшим образом модернизированного. Но в принципе сейчас, с увеличением дальности пуска ракет нужны не скоростные, а способные к длительному барражированию машины.

ПАК ДА

Имеется контракт на разработку эскизного проекта. По результатам создания эскизного проекта военные выдадут ТЗ. В работе по ПАК ДА будет использован потенциал не только Туполева, но и всего ОАК, в частности, технический и ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ потенциал «Сухого», созданный в ходе реализации проекта ПАК ФА. Видимо, именно в проекте ПАК ДА, а не на легкого истребителя будут использованы инженерные и конструкторские ресурсы, которые освободятся после окончания основного объема работ по ПАК ФА.

Проблема разнотипности парка

Вообще это вопрос к военным. В принципе задача сокращения типажа стоит, и на каком-то этапе количество типов будет снижено. Но сейчас Су-30М2 выполняет функцию учебно-боевого самолета для Су-27СМ, с которым имеет унифицированное информационно-управляющее поле. Су-30СМ дополняет Су-35С, который станет базовым самолетом четвертого поколения для ВВС РФ. Закупки Су-30М2 – это следствие острого дефицита УБС в ВВС РФ. Отчасти избыточная разнотипность - это следствие отсутствия закупок в 90-е и начале нулевых годов. Когда у военных появились деньги, они начали закупать все, что может предложить промышленность, в том числе из заделов.

Главная задача по ГОЗ

Приоритет на сегодня – обеспечение исправности парка. До передачи ремзаводов в состав ОАК показатели исправности были на уровне 40%, сейчас вышли на 50%, задача на этот год – выйти на 60% исправности. Контракты на ремонты только начали массово подписываться, цикл ремонтов – 5-6 месяцев, так что радикально ситуация улучшится только в следующем году. Доля новых самолетов в ВВС РФ – всего 10%, так что ремонты необходимы (для сравнения – доля новых вертолетов – 40%). Только по двигателям на этот год законтрактован ремонт 600 моторов, контракты подписаны на 95%. Всего предполагается отремонтировать 200 самолетов. Абсолютный приоритет – ремонт (с одновременным обновлением БРЭО) машин Дальней авиации.

Развитие программы Су-35С

Главное в прошлом году – началась интеграция АСП, всего интегрировано 14 типов АСП. Теперь задача – расширение области применения АСП. Но и интеграция новых типов АСП продолжается. В этом году будет поставлено 12 Су-35С (не считая официально переданных в феврале), а главное – ожидается заключение нового контракта еще на 48 единиц. Срок гарантии для машин в Дземгах – три года, это беспрецедентно. Сейчас параллельно продолжаются ОКР, идет серийное производство и развертываются мероприятия по поддержанию парка. Восстановление после выявления неисправности – не более 5 часов. Отчасти благодаря близости завода, но там также сидит гарантийная бригада, группа техподдержки и развернута техаптечка. По организации программа отличается высоким уровнем интеграции - главный конструктор Игорь Демин стал руководителем всей программы Су-35С, и теперь отвечает не только за ОКР, но также серийное производство и поддержку эксплуатации.

Ситуация в ОАК

Источник категорически опроверг слухи о переезде ОАО "Туполев" в Казань. На московской площадке сейчас работает 1,5 тыс человек, и никто никуда их отправлять не собирается. Еще тысяча человек занято на филиале Туполева на КАПО, и 500 – в Ульяновске, эти два подразделения будут расти, но не за счет перевода людей из Москвы. Объединение ОАО "Туполев" и КАПО в один экономический субъект нужно для более оперативного решения вопросов выполнения ГОЗ, прежде всего в части Дальней авиации. Это объективно назревшая реструктуризация, подобно созданию вертикально-интегрированной компании «Сухой» или РСК «МиГ». Объединение облегчит жизнь военным. Сейчас МО РФ заключает контракты с двумя экономическими субъектами, которые при возникновении проблем кивают друг на друга. После объединения будет единственный ответственный за выполнение ГОЗ.
По ОАК в целом. Ежегодно на работу принимается 1,5 тыс человек. За семь лет существования ОАК инвестиции в перевооружение выросли с 1 до 10 млрд рублей, всего за семь лет инвестировано 45 млрд рублей, то есть грубо около 1,5 млрд долл. Проводится политика опережающего роста зарплаты у рабочих основных специальностей по сравнению с управленцами. Стратегическая цель - довести объем производства ОАК до 350 млрд рублей, только тогда компания станет эффективной. При создании ОАК два завода - Комсомольск и Иркутск, имея 40% персонала ОАК, давали 85% продукции, остальные 60% занятых - всего 10% продукции. Сейчас положение выравнивается, начали дышать Воронеж (10 млрд рублей продаж в этом году) и Ульяновск, растет производство в Новосибирске.
Первоисточник: http://bmpd.livejournal.com/802161.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. ССИ 10 апреля 2014 09:01
    Прям, картина маслом! Райские кущи, а не ОАК, а самолеты в час по чайной ложке строятся...
    1. vaf 10 апреля 2014 14:59
      Цитата: ССИ
      Прям, картина маслом!


      Серёга good , с языка снял фразу drinks
      а Михаил. сам понимаешь,асланович не успокоится..пока Миг не..."закопает" wassat crying
      vaf
    2. ev58 15 апреля 2014 16:54
      Об одном из моментов я уже писал ранее в других статьях. Например, после вхождения нашего предприятия в ОАК и требований ОАК производить закупки материалов, комплектующих ЭРИ централизованно - через "пятое колесо" срок поставок увеличился с 1-1,5 месяцев до 3-4 месяцев. И так в каждом предприятии ОАК. Чем мешали годами, десятилетиями складывавшиеся налаженные и эффективно работающие прямые связи с поставщиками?
      ev58
  2. cerbuk6155 10 апреля 2014 09:07
    Я рад что наша АВИА-ПРОМЫШЛЕННОСТЬ начинает все крепче дышать. Еще бы увеличить заказы и народу работа и штатам под дых. good drinks
    1. SpnSr 12 апреля 2014 00:17
      Цитата: cerbuk6155
      Я рад что наша АВИА-ПРОМЫШЛЕННОСТЬ начинает все крепче дышать. Еще бы увеличить заказы и народу работа и штатам под дых. good drinks

      ага! и побольше пилотируемых беспилотников распродать всему миру, пусть думают, что летают, пока тихо! wassat laughing
  3. bigELDAK 10 апреля 2014 09:08
    Имеется контракт на разработку эскизного проекта. По результатам создания эскизного проекта военные выдадут ТЗ

    Извиняюсь,мне раньше казалось сначала выдают техзадание в разные ОКБ,а уж те собирая свои наработки,возможности представляют свои эскизы,модели и прожекты,а уж потом победителю заказчик доверяет создать опытные образцы с последующим госиспытанием.Честно говоря не знал,что надо сначала нарисовать картинку,потом по этой картинке сочинить ТЗ(характеристики).
    bigELDAK
    1. Genry 10 апреля 2014 11:16
      ТЗ всегда пишется как договор технической части, между заказчиками и разработчиками (что хочу - что смогу).
      Это в ВУЗах сам себе пишешь ТЗ ....
    2. vaf 10 апреля 2014 14:30
      Цитата: bigELDAK
      сначала выдают техзадание в разные ОКБ


      Путаете Тех.задание (ТТЗ) с Тех.требованием (ТТТ) wink
      vaf
  4. umah 10 апреля 2014 09:12
    началась интеграция АСП, всего интегрировано 14 типов АСП. Теперь задача – расширение области применения АСП

    АСП - это автоматический спаренный пулемет или атипичный синдром полуночника? Что-то автор с сокращениями и аббревиатурами переборщил. Специалист может и поймет, но не все на сайте специалисты.
    1. sv68 10 апреля 2014 10:28
      АСП-атомный самолёт предуманный am читайте между строк
    2. vaf 10 апреля 2014 14:34
      Цитата: umah
      АСП - это автоматический спаренный пулемет или атипичный синдром полуночника?


      АСП-авиационные средства поражения. Сокращения в связи с тем. что если в авиационных темах обходится без сокращений, то..страниц Обозрения не хватит!

      И АСП не интегрируются в самолёт. а только в СУВ wink , а некоторые в СУО напрямую.хотя само СУО то же интегрируется в СУВ wink
      (СУ-системы управления, В- вооружением,О - оружием) soldier
      vaf
    3. Alex 10 апреля 2014 14:35
      авиационные средства поражения?
      1. vaf 10 апреля 2014 15:02
        Цитата: Alex
        авиационные средства поражения?


        Так точно! soldier АСП подразделяются на ОСП (обычные) и ССП (специальные) wink в грифованных "изданиях" прямо так и именуются -ЯСП или ЯСБ soldier
        vaf
  5. dimarm74 10 апреля 2014 09:49
    По сравнению с США очень даже не плохо. У них все хуже, Ф-35 до ума не довели еще, а старые самолеты уже вырабатывают свой ресурс. Действительно, проблема ранотипности существует. По МиГ-35 опять ничего конкретного. Будет на них заказ или нет? Может кто в курсе?
    dimarm74
    1. silver_roman 10 апреля 2014 14:38
      Цитата: dimarm74
      По сравнению с США очень даже не плохо. У них все хуже, Ф-35 до ума не довели еще


      у штатов проблемы есть,но при желании они могут клепать в год сотни этих ф-35ых. уже есть под 100 штук, чуть меньше. так что не нужно на супостата заглядываться.
      Цитата: dimarm74
      По МиГ-35 опять ничего конкретного

      ПО МиГу вроде писали, что все испытывают его. Если бы индийцы заказали его вместо рафаля, вот это был бы импульс. А погосяну они и нафиг не надо. его сушки, как пирожки разлетаются горячие!
      Но все же думаю такой великолепной школе ЛА не дадут сгинуть!
      1. русс69 10 апреля 2014 14:41
        Цитата: silver_roman
        у штатов проблемы есть,но при желании они могут клепать в год сотни этих ф-35ых. уже есть под 100 штук, чуть меньше. так что не нужно на супостата заглядываться.

        США , со слов руководителя завода, только к 2018 году рассчитывают выйти на производство 100 штук в год...
        Не нужно их считать всемогущими. Но ускорится конечно могут, только не в разы.
        1. silver_roman 10 апреля 2014 15:13
          Цитата: русс69
          США , со слов руководителя завода, только к 2018 году рассчитывают выйти на производство 100 штук в год...

          ясен пень, что не в военное время нет смысла надрывать пупок и ударными темпами клепать сырые ЛА. я говорю, что при необходимости они могут значительно увеличить темпы. в этом смысле они нас существенно опережают.

          Цитата: русс69
          Не нужно их считать всемогущими

          они не непобедимы, но очень даже сильны и по сути всемогущи. это говорит их уровень контроля по всей планете. нет темы, где бы не было их носа!

          я лишь призываю быть реалистами!
    2. vaf 10 апреля 2014 15:08
      Цитата: dimarm74
      По сравнению с США очень даже не плохо.


      По сравнению с амерами....плохо! по сравнению с НВАТО..вообще ..бледная тень! soldier
      У нас не проблема разнотипности, а проблема.....хоть в чём нибудь!!!9по боеготовому и боеспособному составу).
      это только в fellow статьях( от уважаемого мною Олега Капцова drinks ) можем на сайте сравнивать..у кого "длинше и толще" 9недавняя статья про Ф-15 и су-27). а по факту crying
      vaf
  6. tchoni 10 апреля 2014 10:02
    Будем надеяццо что авиация в России не загнется.
  7. rubin6286 10 апреля 2014 10:07
    Оценка статьи – « неудовлетворительно». Тема статьи не раскрыта и написана неизвестно кем. Писать о «своеобразии текущего момента в российском авиастроении» может профессионал, т.е. специалист в той или иной сфере авиационного производства – конструктор завода или КБ, инженер на производстве, экономист, испытатель агрегатов, систем, приборов и оборудования, летчик-испытатель и т.д. и т.п.
    1. Genry 10 апреля 2014 11:21
      Действующие профессионалы статьи не пишут. Некогда.
      Их пишут беллетристы. Это такие-же "спецы", как менеджеры в магазинах.
  8. Grenader 10 апреля 2014 10:30
    Глава ОАК также повторил свое ранее озвученное мнение, что Россия не испытывает потребности в легком истребителе для замены МиГ-29. В настоящее время ОКБ им. Микояна сосредоточило свои усилия по доводке продвинутой версии МиГ-29 - МиГ-35, но потребность в создании однодвигательного легкого истребителя потенциально существует «где-то в будущем».
    Непонятный человек этот Погосян. С чего это Россия не испытывает потребности в лёгком истребителе? У лёгких истребителей свои задачи, а у тяжёлых свои. Пока без лёгких истребителей обходится ни одна страна не пытается. Мы же даже не берёмся за разработку лёгкого истребителя пятого поколения.
    1. dimarm74 10 апреля 2014 11:22
      теперь что-ли глава ОАК решает какие ВВС необходимы типы боевых самолетов laughing
      dimarm74
    2. bigELDAK 10 апреля 2014 11:50
      Полностью с вами согласен(по поводу легкого истребителя),но если отказались от 1двигательных реактивных самолетов(в СССР(России)не эксплуатируются,а законсервированы МиГ23,МиГ27,L29,L39 заморожены проекты сухого с.54(56),су37)то ожидать что появиться этакий ф35 не стоит.Ведь даже УБС як130 разрабатывался 2двигательным.
      bigELDAK
      1. Bongo 10 апреля 2014 13:38
        Цитата: bigELDAK
        законсервированы МиГ23,МиГ27,L29,L39

        МиГ-23 и Миг-27, а так же Су-17-не закансервированы, а уже по большей части разделаны на металлолом.
        УТС L-29-списаны из-за выработки ресурса, L-39-ещё эксплуатируются, но с каждым годом их становиться меньше.
  9. Военрук 10 апреля 2014 10:40
    Построить не проблема, проблема подготовить летчиков и летный состав. Главное люди! Самолет сам не полетит. Вот в этом основная проблема, которая нарастает и в пассажирской авиации. Скоро будем нанимать иностранных пилотов.
    Военрук
  10. ranger 10 апреля 2014 10:40
    Ну и что нового сообщил автор о положении в отечественном авиастроении?
    Ровным счето ничего, просто слепил воедино несколько разрозненных сообщений из разных источников, сославшись на некий источник в авиапроме... Сколько-нибудь цельной картины не получилось, компиляция тоже должна быть профессиональной. Похоже автор взялся не за свое дело...P.S. не случайно в качестве певоисточника указан ЖЖ.
  11. tolancop 10 апреля 2014 10:44
    Цитата: ССИ
    Прям, картина маслом! Райские кущи, а не ОАК, а самолеты в час по чайной ложке строятся...

    С моей точки зрения, хорошо, что строятся. Сегодня по чайной ложке, завтра по столовой. После десятилетия развала промышленности поднять ее быстро не получится. На переоборудование предприятий нужно время: определиться с потребностями, разместить заказ, дождаться поставки, установить отладить - время ушло. С кадрами еще сложнее - старых осталось мало, подготовка новых - это года 3 минимум. Радует, что "процесс пошел"...
  12. nvn_co 10 апреля 2014 11:16
    Приятно слышать о том, что идут такие перемены, работают над новыми проектами. Авиация начинает дышать... Приятно посмотреть в небо и увидеть след летящего самолета. Заначит небо живет, значит есть у людей работа, значит начинаем подымать голову и смотреть в будущее!!! Это хорошо!
  13. qwert 10 апреля 2014 12:03
    Создание штурмовика на базе Як-130- это утопия. Полноценный штурмовик на его базе не сделаешь, а ударный самолет для боевых действий с противником не имеющим сильной ПВО, нужен другой стране, а не России. Бомбить страны третьего мира России резона нет. Поэтому штурмовик должен быть специальной конструкции. Не понятно почему забросили Су-39. На сегодняшний день он идеален для работы во фронтовой зоне.
    Насчет беспилотников.... Американцы считали, что F-102 станет последним пилотируемым истребителем. Можете почитать книги и журналы начала пятидесятых. Но, как видим и по прошедстви полувека пилотируемая авиация актуальна. А уж про закат танков говорилоь и в 30-е годы, и в 40-е, и потом каждые 20 лет. Так,что БПЛА и ДПЛА -очередное временное увлечение. Они останутся только в ряде тактических ниш, но никогда не заменят полноценную авиацию
  14. malikszh 10 апреля 2014 12:17
    Молодцы, надо срочно восстанавливать имеющие самолеты, ремонтировать всех самолетов которые не летает. А то сиуация с Украины становится опасным!
    malikszh
  15. fleks 10 апреля 2014 13:45
    хотелось бы подкинуть автору тему о перспективном транспортном самолете почему его разрабатывают а не модернизируют хорошо зарекомендовавшие себя старые К примеру поставь на ан12 новые движки и современное брэо и будет нечто-хорошая тема для статьи
    1. vaf 10 апреля 2014 15:13
      Цитата: fleks
      К примеру поставь на ан12 новые движки и современное брэо и будет нечто-хорошая тема для статьи


      Это давным давно "пройденная тема"...у нас она оказалась "нахрен" никому не нужная.
      И зачем сейчас то .."разрабатывать"(т.е. сделать очередную кормушку для распила wassat ).
      купить у китайцев уже готовый и всё lol
      vaf
  16. supertiger21 10 апреля 2014 17:16
    Одна и та-же статья как и несколько дней назад belay ,зачем копировать fool ???
  17. Комментарий был удален.
  18. Комментарий был удален.
  19. Sledgehammer 10 апреля 2014 22:05
    Вопрос о создании легкого истребителя пятого поколения....А вообще, будущая
    группировка ВВС скорее всего будет представлять собой смесь ПАК ФА, Су-35 и
    беспилотников.

    ЛМИ в любом случае необходим ,лет так через 6-7 увидим наверняка первые прототипы,
    это сейчас приоритет у ПАК ФА в том числе как у демонстратора технологий. Поэтому
    приняли решении о его разработки и это уж точно не как результат какого то гнобления
    ОКБ МИГ. При этом потенциальные покупатели ЛМИ скорее всего ограничатся модернизацией
    МИГ-29 до МИГ-35 и здесь микоянцам карты в руки пусть зарабатывают.
    Sledgehammer
  20. Морган 15 апреля 2014 01:29
    А куда подевался универсал Су-34 кто-нибудь знает? Ведь очень вкусная машина. Опять вредители в руководстве.
    1. дед Анисим 15 апреля 2014 16:35
      Погосян что-то мутит
      дед Анисим
  21. alexandrastafiev 17 апреля 2014 14:25
    Что все слишком здорово чтобы быть правдой Рабочие в авиапромышленность что то не бегут на перегонки И чтоб молодые ученые где то писали что хотят в этой отрасли работать тоже тишина

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня