История создания тяжелых крейсеров типа «Кронштадт» (проект 69)

История создания тяжелых крейсеров типа «Кронштадт» (проект 69)


Проектирование


Проектирование тяжелых крейсеров в СССР началось в середине 1930-х гг., одновременно с разработкой проектов больших (типа «А») и малых (типа «Б») линкоров. В 1934–1936 гг. было рассмотрено несколько предэскизных и эскизных проектов кораблей с 240-мм и 280-мм орудиями главного калибра, однако дальнейшего развития они не получили.


Тяжелый крейсер проекта 69


1 ноября 1937 г. были подготовлены новые тактико-технические требования к тяжелому крейсеру, утвержденные начальником Морских Сил РККА. Состав вооружения: 9 254-мм орудий в трех трехорудийных башнях, 8 130-мм орудий в четырех двухорудийных башнях, 8 100-мм зенитных орудий в четырех двухорудийных башенных установках, 4 счетверенных 37-мм зенитных автомата (уже после начала проектирования количество их было увеличено до шести), 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 80 – 100 мин (в перегруз), 2 самолета КОР-2. Стандартное водоизмещение 22.000 – 23.000 тонн. Скорость хода – не менее 34 узлов.

Проектирование тяжелого (фактически линейного) крейсера, которому был присвоен индекс «проект 69», выполнял коллектив ЦКБ-17 (до января 1937 г. – ЦКБС-1). В ходе работ выяснилось, что уложиться в заданное водоизмещение невозможно – пришлось исключить торпедное вооружение, понизить дальность хода и сократить боезапас.

Эскизный проект 69 закончили в июне 1938 году. Стандартное водоизмещение по сравнению с ТТЗ возросло до 24.450 тонн, расчетная скорость несколько снизилась – до 33,3 узлов. Бронирование приносилось в жертву высокой скорости и составляло: главный пояс – 140 мм, траверзы – 210 мм, барбеты башен – 210 мм, средняя палуба – 80 мм и нижняя – 20 мм.

После того, как советским конструкторам стали известны элементы строившихся в Германии линейных крейсеров типа «Scharnhorst», Комитетет Обороны при СНК СССР в конце июня 1938 г. принял решение включить в круг задач, ставящихся перед новыми тяжелыми крейсерами, борьбу с этими кораблями. 10 июля были утверждены «Основные тактико-технические задания на проектирование тяжелого крейсера проекта 69». Главный калибр увеличивался до 305 мм, стандартное водоизмещение ограничивалось 31.000 т, скорость хода – 32 уз.

Новый вариант эскизного проекта представили на рассмотрение 20 октября 1938 года. По заключению Управления кораблестроения РККФ, он имел ряд существенных недостатков, для исправления которых была создана специальная комиссия. Итогом ее работы стали следующие рекомендации: заменить 130-мм орудия на 152-мм, усилить бронирование и противоминную защиту за счет снижения дальности плавания и оставить без изменения скорость.


Тяжелый крейсер проекта 69И



Тяжелый крейсер проекта 69И. Боковая проекция



Тяжелый крейсер проекта 69И, вид с носа и с кормы




Компоновка тяжелого крейсера проекта 69И. Копия подлинного чертежа


При подготовке корректированного эскизного проекта вышеназванные замечания учли, при этом усилили бронирование боевой рубки, башен главного и противоминного калибров. Незначительно увеличилась длина, ширина и высота борта и, как следствие, водоизмещение.

Корректированный эскизный проект был рассмотрен ГКО и утвержден 13 июля 1939 г. Наряды на постройку выдали в марте 1939 г., срок сдачи установили в 1943 году. 12 апреля 1940 г., через пять месяцев после закладки, постановлением Комитета Обороны, технический проект корабля, наконец, утвердили.

Из-за отставания в создании орудий главного калибра в 1940 г. было решено принять предложение германской фирмы «Крупп» о поставке башен главного калибра с 380-мм артиллерией. На состоявшихся вскоре переговорах германская сторона выразила готовность поставить шесть комплектов двухорудийных 380-мм башен (на два корабля проекта 69) и приборы управления стрельбой к ним.

Политическое решение о приобретении в Германии 380-мм башен и ПУС принималось без учета мнения ВМФ. 10 июля 1940 г. было утверждено «ТТЗ на перевооружение корабля проекта 69 германскими 380-мм башнями взамен 305-мм башен МК-15 и ПУС главного калибра». 16 октября того же года проект 69-И (И – иностранный) был готов.

Размещение новых артустановок потребовало значительных изменений общего расположения примерно на 40% длины корабля. Противоминная защита удлинялась на 9 м. Для размещения новых приборов управления стрельбой требовалось увеличить габариты боевой рубки, изменить верхние ярусы башенноподобной фок-мачты, надстройку под кормовым командно-дальномерным постом. В комплект приборов управления стрельбой входили два КДП с одним 10-м дальномером в каждом (устанавливались на местах КДП-8). Все эти изменения привели к тому, что стандартное водоизмещение корабля возросло с 35.250 до 36.240 тонн, уменьшилась скорость.

В октябре 1940 г. срок сдачи крейсеров сдвинули на 1944 год.

В ноябре 1940 г. договор на поставку 380-мм башен и приборов управления подписали, однако в СССР их так и не отправили.

Строительство головного «Кронштадта» приостановили через три месяца после нападения фашистской Германии на СССР – 10 сентября 1941 года – при готовности всего 12%. Во время войны заготовленная для корабля броня частично использовалась для строительства оборонительных сооружений под Ленинградом. По окончании же войны достройку корабля по техническому состоянию признали нецелесообразной, и его разобрали на металл. К тому времени готовность крейсера составляла всего 7%.

Второй крейсер – «Севастополь» – 15 августа 1941 г. при готовности около 13% был захвачен германскими войсками. Во время оккупации немцы его частично разобрали на металл. После освобождения Николаева советскими войсками готовность корабля оценили в 4% (к тому же при отступлении фашисты подорвали стапель) и от достройки отказались.

Программа постройки тяжелых крейсеров типа «Кронштадт»

Название

Место постройки

дата закладки

примечание

«Кронштадт»

Завод №194, Ленинград

30.11.1939 г.

Не достроен

«Севастополь»

Завод №200, Николаев

5.11.1939 г.

Не достроен

Конструкция

Главный 230-мм броневой пояс высотой 5 м устанавливался с наклоном 6° наружу и закрывал среднюю часть корпуса на протяжении между барбетами концевых башен (76,8% от длины корпуса по ватерлинии) и замыкался траверзами: 330-мм носовым и 260-мм кормовым.


Схема бронирования тяжелого крейсера проекта 69


К верхней кромке пояса примыкала 90-мм средняя броневая палуба. Ниже располагалась 30-мм противоосколочная палуба, толщина которой вне цитадели уменьшалась до 15 мм.

Бронирование рубки составляло: стенок 330 – 260 мм, крыши – 125 мм; барбеты башен ГК – 330 мм выше средней палубы, и 30 мм – ниже; барбеты башен 152-мм орудий – 75 – 50 мм.

Противоминная защита в пределах цитадели имела глубину 6 м и относилась к «американскому» типу, она состояла из пяти продольных переборок и булей. Толщина переборок – от 14 до 20 мм.

Энергетическая установка включала 3 турбозубчатых агрегата Харьковского электромеханического и турбогенераторного завода (производились по лицензии швейцарской фирмы «Brown-Bovery») суммарной мощностью 201.000 л.с.; пар вырабатывали 12 паровых котлов 7у-бис (давление 37 атм, температура 380°С). Предусматривалась возможность двухчасового форсирования энергоустановки до мощности 230.000 л.с. и достижения полной скорости 33 узлов. ЭУ размещалась эшелонно в шести котельных и трех машинных отделениях.

По проекту главный калибр должен был состоять из трех трехорудийных 305-мм башенных установок МК-15, расположенных в диаметральной плоскости. 305-мм/54 орудия Б-50 имели угол возвышения 45°, что обеспечивало дальность стрельбы 470-кг снарядом 260 кбт.

Управление огнем артиллерии ГК осуществлялось двумя КДП-8 с двумя 8-м дальномерами в каждом: на башенноподобной фок-мачте и на кормовой надстройке. Кроме того, в каждой башне имелся свой 12-м дальномер.

Противоминный калибр насчитывал 8 152-мм орудий в четырех двухорудийных башнях МК-17 в средней части корпуса. Их огнем управляли два КДП-4. Для обеспечения огня зенитных 100-мм установок МЗ-16 имелись два стабилизированных поста наводки с 4-м дальномерами.

Зенитная артиллерия ближнего боя состояла из семи счетверенных 37-мм автоматов 46-К в бронированных гнездах. Кроме того, предусматривалась установка четырех спаренных 12,7-мм пулеметов ДШК.

Тактико-технические характеристики советских тяжелых крейсеров типа «Кронштадт» (проект 69)

Водоизмещение, т

• стандартное

• полное

 

35.250

41.540

Размеры, м

• длина

• ширина

• осадка

 

250,5

31,6

9,45

Энергетическая установка

3 ТЗА

12 ПК

201.000 л.с.

5450 т нефти

Скорость, уз

33

Дальность плавания, миль

8300 при 14,5 уз

Бронирование, мм

• главный пояс

• траверзы

• средняя палуба

• нижняя палуба

• башни ГК

• барбеты ГК

• рубка

 

230

330…260

90

30

330

330

330

Вооружение

305-мм – 3 х 3

152-мм – 4 х 2

100-мм – 4 х 2

37-мм – 7 х 4

12,7-мм – 4 х 2

1 катапульта

2 гидросамолета

Экипаж, чел.

1037

По материалам книги «Линкоры Второй Мировой» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2005 г.
Первоисточник:
http://otvaga2004.ru
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти