Нужен ли в современном танке автомат заряжания?

Последствия попытки решения неразрешимой задач

К сожалению, в истории отечественной «оборонки», да и всей промышленности в целом, немало примеров весьма сомнительных достижений. Причем все они, как правило, являются предметом особой нашей гордости. В полной мере это относится и к наиболее спорному элементу в конструкции советских/российских танков — автомату заряжания. Благодаря этому интересному механизму экипаж отечественных танков уже давно соответствует песне из фильма «Трактористы».


Действительно, у нас привыкли с оттенком превосходства подчеркивать: мы-де такими автоматами свои танки оснащаем, а зарубежные производители в абсолютном большинстве — нет. Но почему? Неужели разработка данного агрегата оказалась не по зубам американским, немецким, английским, японским (далее почти до бесконечности) инженерам, и лишь русская техническая мысль смогла справиться со столь сложной проблемой? Попробуем разобраться.

Показатель важный, но не главный

Идея использования автомата заряжания родилась в Харькове в период проектирования танка Т-64, была включена в ТТЗ на эту машину, после чего унаследована танками Т-72 и Т-80. По неизвестной автору причине сие устройство на Т-64 и Т-80 именуется механизмом заряжания (МЗ), а на Т-72 — автоматом (АЗ). Наверное, чтобы вконец запутать вероятного противника. Кроме того, следует отметить, что МЗ на Т-64 и Т-80 идентичны, а АЗ на Т-72 (и на Т-90) имеет принципиально иную конструкцию. Впрочем, тема унификации, а точнее, почти полного ее отсутствия, у трех советских основных танков, одновременно серийно выпускавшихся в течение почти 15 лет, требует отдельного обстоятельного разговора. Сейчас речь не об этом.

Постараемся ответить на вопрос: для чего понадобился Т-64 механизм заряжания? Официальная версия такова: за счет отказа от заряжающего удалось сократить забронированный объем, уменьшить габариты машины, а сэкономленную массу обратить на усиление броневой защиты. Кроме того, обычно упоминается повышение скорострельности и облегчение работы членов экипажа. Что же из перечисленного главное? Совершенно очевидно, что первые три фактора. Ведь в Харькове пытались решить неразрешимую задачу: создать танк с наименьшими габаритами и массой, но с наиболее мощными вооружением и бронезащитой. Так что именно ради этого был внедрен автомат, простите, механизм заряжания.

Плюсы и минусы автоматического заряжания

Плюсы за счет отказа от заряжающего:
— удалось сократить забронированный объем;
— уменьшить габариты машины;
— а сэкономленную массу обратить на усиление броневой защиты;
— увеличить скорострельность;
— облегчает подготовку к выстрелу.

Минусы:
— автомат имеет конечную емкость, и почти всегда она меньше общего числа выстрелов, которые могут быть загружены в танк;
— сравнительно небольшой боекомплект;
— невозможность использования боеприпасов большей длины;
— сложность пополнения автомата заряжания боеприпасами при использовании всех выстрелов в АЗ;
— при выходе из строя АЗ скорострельность танка уменьшается до 1-2 выстрелов в минуты, или танк вообще теряет возможность стрелять;
— низкая защищенность АЗ или остальных выстрелов.

Ручное заряжание

Плюсы:

— все выстрелы находятся в бронированной боевой укладке, отделенной от экипажа;
— отсутствие ограничений по использованию удлиненных выстрелов;
— наличие лишнего члена экипажа облегчает и сокращает время на загрузку боеприпасов и технического обслуживания техники.

Минусы:
— низкая по сравнению с АЗ скорострельность, уменьшающая по ходу усталости заряжающего;
— большие размеры башни и в результате вес танка;
— травмоопасность при заряжании в движении по пересеченной местности.

А действительно ли это так?

По оценкам экспертов, подтвержденным соответствующими испытаниями, скорострельность при ручном заряжании первых 10-12 унитарных боеприпасов практически такая же, как и осуществляемая с помощью АЗ, даже чуть выше. Она составляет восемь-десять выстрелов в минуту, колеблясь в зависимости от ловкости и тренированности заряжающего. Затем показатель начинает плавно снижаться: сказывается утомляемость заряжающего.

Стандартная скорострельность танков при ручном заряжании — 6-7 выстрелов в минуту. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность примерно 4-8 выстрелов в минуту. Как видим, разница не очень большая и, как видно из роликов, зависит от подготовки заряжающего.


Работа заряжающего танка «Абрамс»



Работа заряжающего танка «Леопард-2»



Работа заряжающего танка «Челенджер-2»



Работа заряжающего танка «Меркава Mk4»


Основной минус — заряжающий подвержен физической усталости, что негативным образом сказывается на скорострельности пушки. Если в начале боя темп работы заряжающего превосходит темп работы автомата заряжания, то в конце боя ситуация меняется на противоположную, и особенно в процессе движения танка с повышенной скоростью по пересеченной местности.

Но, как видим из этого ролика, заряжающему вполне хватает времени на восстановление сил, и не так уж и сильно его мотает по боевому отделению.


Работа заряжающего танка «Абрамс» в боевых условиях


А вот так работают автоматы заряжания на различных танках.


Работа автомата заряжания Т-72/90



Работа автомата заряжания Т-64/80



Работа автомата заряжания танка «Леклерк» (Франция), К-2 (Южная Корея) и Тип-90 (Япония)


Мое мнение. Иностранные конструкторы, столкнувшись с сложностями в создании и эксплуатации механизмов заряжания, решили оставить заряжающего как члена экипажа.

Причины:
1. Из вышеприведенного — такая система, естественно, надежнее. При проблемах с электросетью и гидравликой у автоматов она в противовес им в таких условиях обеспечивает большую надежность и скорострельность.
2. Нет нагрузки на командира танка и наводчика — они занимаются только непосредственными обязанностями, не отвлекаясь, т. е. ведут бой.
3. Больший боекомплект.
4. Заряжающий имеет и другие обязанности, в первую очередь по техобслуживанию.

И потом, сейчас упор делается на применение управляемого оружия, а не на повышение скорострельности.

Труднодоступный и опасный боезапас

Стоит, наверное, задаться еще одним вопросом: что произойдет, если Т-72 израсходует все боеприпасы из автомата заряжания? Несмотря на то, что современный бой динамичен и скоротечен, предположить такое можно. В 1973 году, например, на Синае и Голанах танковые дуэли длились довольно долго. Не станем гадать, сколько времени может уйти на 22 выстрела (количество боеприпасов в АЗ «семьдесят второго»), попытаемся представить, что будет потом. Достаточно взглянуть на схему размещения боекомплекта в танке Т-72, чтобы увидеть:

Боекомплект танка Т-72 составляет 45 выстрелов раздельного заряжания. 22 выстрела находятся в автомате заряжания, а 23 снарядов и заряды растыканы по всему боевому отделению, что крайне затрудняет пользование ими.

Нужен ли в современном танке автомат заряжания?

Схема размещение боекомплекта в Т-72


Но главное — заряжать-то кто будет? Заряжающего ведь нет! Зато имеется инструкция по эксплуатации, которая предписывает заниматься этим командиру и наводчику попеременно. Есть даже специальная таблица размещения снарядов и зарядов, а также последовательности заряжания орудия вручную, например, первыми тремя выстрелами.


Таблица заряжания первых трех выстрелов в Т-72


И так для 23 боеприпасов. С той лишь разницей, что начиная с пятого в графе «Положение башни» приводится угол по шкале азимутального указателя, на который нужно ее повернуть, чтобы добраться до снаряда и заряда. Так и хочется спросить: танкисты (наводчик и командир) все это должны помнить?

Справедливости ради надо сказать, что в этом отношении не отличаются в лучшую сторону от «семьдесят второго» и Т-64 с Т-80. Так, например:

Боекомплект танка Т-64 составляет 37 выстрелов раздельного заряжания. 28 выстрелов находятся в автомате заряжания, а 9 снарядов и заряды растыканы по всему боевому отделению, что крайне затрудняет пользование ими.


Укладка выстрелов в отделении управления


Еще семь размещены в отделении управления, а два снаряда и заряда — на полу кабины. В бою экипаж может рассчитывать только на боеприпасы в кабине, так как ни наводчик, ни командир попасть в отделение управления не смогут. Хотя в соответствующей инструкции по эксплуатации сообщается, что вне механизма заряжания могут находиться только выстрелы с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. От этого, однако, легче не становится.


Схема размещение боекомплекта в Т-64


Совершенно очевидно, что после расстрела боеприпасов из автомата заряжания или выхода его из строя по каким-либо причинам Т-72 практически теряет боеспособность. Любопытно отметить, что в инструкции по эксплуатации Т-64А глава о заряжании пушки руками командира и наводчика вообще отсутствует (хотя ручное заряжание в Т-64 происходит немного быстрее и проще, чем в Т-72), то есть экипаж как бы заранее готовят к тому, что ему придется рассчитывать только на 28 выстрелов в МЗ. И в том, и в другом танке, правда, предусмотрена подача выстрелов на линию досылания вручную, но это при условии выхода из строя только силового привода. В случае же заклинивания вращающегося транспортера до снарядов и зарядов в нем просто не добраться.

А что же творится у вероятного противника?

Надо отметить, что впервые автоматом заряжания оснастили французский легкий танк АМХ13 в 1951 году. Так что это не наше изобретение. В дальнейшем на Западе было разработано несколько конструкций АЗ различного типа, в том числе и карусельного. Но ни один из них на серийных танках не использовался: сокращением забронированного объема там никто не занимался.

Боекомплект танка «Абрамс» составляет 40 унитарных выстрелов, при этом 34 снаряда расположены в нише башни. Заряжающий сидит боком к орудию (лицом к казеннику) слева от него и досылает выстрелы правой рукой, а не левой, как в советских танках с ручным заряжанием.


Схема размещения боекомплекта танка «Абрамс»


Основная часть боекомплекта к пушке размещена в изолированном отсеке кормовой части башни, оборудованной вышибными панелями. Остальные снаряды хранятся в изолированном отсеке в корпусе танка.

Боекомплект танка «Леопард-2» составляет 42 унитарных выстрела, но в башне находится всего 15 унитаров, и по этому показателю он уступает «Абрамсу» и Т-72.


Схема размещение боекомплекта танка «Леопард-2»



15 выстрелов находится слева в кормовой нише башни



Дополнительная боеукладка (27 выстрелов) размещена в корпусе, слева от механика-водителя


Боекомплект танка «Challenger II» составляет 52 выстрела с раздельным заряжанием, причем снаряды расположены в кормовой нише башни, а заряды располагаются ниже погона башни в бронированных контейнерах. Вышеназванные бронированные контейнеры имеют "рубашки" со специальной жидкостью.


Схема размещения боекомплекта танка «Challenger II»




Выстрелы, размещенные в башне


По советскому пути пошли только французские специалисты, установив АЗ на «Леклерке». Причину такого решения понять легко: они тоже стремились к уменьшению забронированного объема, только в пределах других габаритов и массы. Однако конструкция автомата «Леклерка» принципиально иная, и с точки зрения компоновки и удобства пользования она гораздо лучше нашей.


Схема размещения боекомплекта танка «Леклерк»


Боекомплект танка «Леклерк» составляет 40 унитарных выстрелов, из которых 22 находятся в автомате заряжания, снаряды размещены в ячейках горизонтального конвейера, находящегося поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи. По команде с пульта орудие устанавливается на угол заряжания — 1,8°, конвейер подает к окну ячейку с соответствующим выстрелом. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту. Эффективная скорострельность — 10-12 выстрелов в минуту (у Т-72 — восемь) как с места, так и в движении, и ещё 18 находятся в барабанной боеукладке в отделении управления, и могут быть перемещены наводчиком в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём.

Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки — вращающегося барабана на 18 выстрелов, смонтированного в корпусе справа от механика-водителя. При этом нет необходимости распределять боеприпасы по типам, поскольку автомат снабжен считывающим устройством, которое подсоединено к процессору, способному распознать не менее пяти типов боеприпасов.
Отсек пушки и АЗ отделен от рабочих мест командира и наводчика герметичными стенками, что повышает безопасность и живучесть. Помимо удобства пополнения автомата как снаружи, так и изнутри французский агрегат обладает еще одним преимуществом перед советским аналогом — он приспособлен под любые типы боеприпасов, в то время как отечественные МЗ и АЗ не позволяют разместить в них современные выстрелы с удлиненными подкалиберными снарядами.

Полная противоположность советскому и французскому решению — израильский танк «Меркава Mk4».
Боекомплект танка «Меркава Mk4» составляет 46 унитарных выстрелов, из которых 10 находятся в барабанном механизме, подающем снаряды заряжающему, а остальные 36 снарядов размещены в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса.

Вместе с тем в экипаже машины остался заряжающий, который, исходя из обстановки определяет, как заряжать пушку: вручную или с помощью автомата.


Схема размещения боекомплекта танка «Меркава Mk4»



Огнеупорные контейнеры в кормовой части корпуса


Что тут сказать? Налицо совсем иной подход: АЗ вместе с заряжающим, а не вместо него. Тут действительно решалась задача облегчения труда членов экипажа и повышения скорострельности.

Таким образом, ни американский, ни немецкий, ни израильский танки не теряют боеспособности вплоть до полного расстрела боекомплекта, на загрузку которого в эти машины по сравнению с Т-72 уходит гораздо меньше времени.

Сам собою напрашивается вопрос: а нужна ли вообще немеханизированная укладка? Помимо бесполезности ее для стрельбы, она несет явную угрозу жизни экипажа. Весь мир обошли фотографии Т-72 с башнями, сорванными взрывом боекомплекта, из Ирака, Югославии, Чечни, Сирии. У некоторых экспертов этот факт вызывал недоумение: ведь выстрелы в автомате заряжания этого танка находятся ниже уровня опорных катков. В автомате — да, а вот в немеханизированной укладке — нет. Судя по всему, последние и являются катализатором процесса детонации боезапаса.

Так нужен или нет современному танку автомат заряжания? Как видим, тенденции развития мирового танкостроения не дают окончательного ответа на этот вопрос. Ясно одно: в том виде, в каком он существует на отечественных танках, АЗ (МЗ) точно не нужен.

Источники:
http://weaponscollection.com/17/1475-vazhnyy-element-v-tanke-avtomat-zaryazhaniya.html
http://arma.at.ua/blog/otechestvennye_tanki_i_ikh_zarubezhnye_konkurenty/2012-06-01-10
http://btvt.narod.ru/4/4.html
http://andrei-bt.livejournal.com
Автор:
Александр Иванов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

336 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти