70-летие первого полета штурмовика Ил-10

18 апреля 1944 года В.К. Коккинаки выполнил с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве первый полет на штурмовике Ил-10.

Самолет был построен на авиационном заводе № 18 в Куйбышеве, а его окончательная сборка производилась на заводе № 240 в Москве, штурмовик оснащался двигателем АМ-42, имел мощное артиллерийское вооружение – четыре крыльевых пушки НС-23 с общим боезапасом 600 патронов и турельную пушку УБ-20. Максимальная скорость Ил-10 была равной 551 км/ч – почти на 150 км/ч больше максимальной скорости Ил-2.

70-летие первого полета штурмовика Ил-10



Из всего многообразия задач, которые решали самолеты Ил-2 в ходе Великой Отечественной войны, особенно необычным было их использование в качестве истребителей. Конечно, Ил-2 не могли на равных бороться с более скоростными и маневренными фронтовыми истребителями противника, но при встречах с некоторыми широко применявшимися в боевых действиях бомбардировщиками и транспортными самолетами противника, самолеты Ил-2, как правило, их сбивали.

На основе боевого опыта использования Ил-2 Государственный комитет обороны 17 мая 1943 г. принял решение о создании одноместного бронированного истребителя Ил-1. Сергей Владимирович Ильюшин не разделял концепции бронированного истребителя, и проектирование Ил-1 велось с позиции возможности в дальнейшем использования самолета в качестве высокоскоростного и маневренного двухместного бронированного штурмовика. Новый самолет получил обозначение Ил-10.

Военные летчики высоко оценили Ил-10 как простой по технике пилотирования и не требующий специального переучивания с Ил-2. По оценке военных испытателей: «…Самолет Ил-10 является классическим образцом самолета-штурмовика».

После испытаний штурмовик Ил-10 был запущен в серию и с 15 апреля 1945 года начал принимать участие в боевых действиях.

Незадолго до этого, 28 марта 1945 года, в рамках испытаний самолета, над аэродромом Шпроттау в Селезии был организован показательный воздушный бой штурмовика Ил-10, который пилотировал капитан А. Сироткин из 108-го гвардейского штурмового авиаполка, с истребителем Ла-5ФН, который пилотировал Герой Советского Союза капитан В. Попков из 5-го гвардейского истребительного авиаполка. К тому времени В. Попков был признанным асом, имевшим на счету около 100 боев и 39 сбитых вражеских самолетов.

Бой закончился вничью, однако пленка фотокинопулемета беспристрастно показала, что и летчик, и воздушный стрелок Ил-10 не раз ловили истребитель в перекрестия прицелов.

Это позволило сделать главный вывод, что если в кабине штурмовика опытный, инициативный летчик и меткий воздушный стрелок, они имеют хорошие шансы одержать победу в поединке с истребителем. К тому же на высотах до 2 000 метров Ил-10 не уступал в скорости немецким истребителям Me-109G2 и FW-190A-4.

К концу Великой Отечественной войны высокие боевые качества самолетов Ил-10 с успехом использовали уже несколько штурмовых авиаполков. В больших количествах штурмовики Ил-10 применялись в войне с Японией.

После завершения Великой Отечественной войны на Ил-10 перевооружили все оставшиеся после расформирования штурмовые авиачасти ВВС Красной Армии. Кроме ВВС СССР они состояли на вооружении штурмовых авиаполков ВВС Польши, Чехословакии, Китая, Северной Кореи.

70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


Бронированный истребитель Ил-1

70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


Первый опытный штурмовик Ил-10 на авиационном заводе № 18 в Куйбышеве. Февраль, 1944 г.

70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


Опытный штурмовик Ил-10 с пушкой Ш-20 калибра 20 мм в оборонительной установке ВУ-7. Гсударственные испытания. Май, 1944 г.

70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10



Опытный модернизированный штурмовик Ил-10М

70-летие первого полета штурмовика Ил-10


Серийный модернизированный штурмовик Ил-10М

70-летие первого полета штурмовика Ил-10


Штурмовик Ил-10М - буксировщик мишений

70-летие первого полета штурмовика Ил-10


Штурмовик Ил-10 ВВС Северной Кореи.

70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


В Корейской войне штурмовик Ил-10 был довольно эффективным самолетом непосредственной поддержки наземных войск. Вместе с тем, он начал устаревать и являлся легкой добычей для реактивных истребителей противника. Эти машины поддерживали с воздуха наступление северокорейских армий в первые недели войны и наносили удары по аэродрому Кимпо, когда США эвакуировали своих граждан. Активные в начале войны, ВВС Северной Кореи затем редко участвовали в боевых действиях.

70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


70-летие первого полета штурмовика Ил-10


В ходе Корейской войны несколько штурмовиков ил-10 попали в руки американцев и были всесторонне изучены. Два Ил-10 отправили в США для исследований в Корнельскую аэродинамическую лабораторию в Итаке, штат Нью-Йорк. Самолеты были отремонтированы и совершали испытательные полеты на аэродроме Райт в Огайо.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 45
  1. svp67 24 апреля 2014 07:43
    Да, появись он на пару лет раньше, может и спас бы очень много жизней, а так - он, увы не когда не затмит славы, своего старшего "брата" - Ил2,"горбатого"... Который на своём "горбу" всю войну вынес...
    1. сибирский немец 24 апреля 2014 08:31
      а там видели бронированный истребитель - интересно сколько жизней наших лётчиков спас
      1. svp67 24 апреля 2014 09:24
        Цитата: сибирский немец
        а там видели бронированный истребитель - интересно сколько жизней наших лётчиков спас

        Это был опытный образец, который в реальном бою был бы малоэффективен, так как был маломаневрен... И он планировался как истребитель бомбардировщиков. Из-за низкой способности к энергичному вертикальному маневру, в бою против других истребителей он был бы - "хромой уткой"
        1. Vadivak 24 апреля 2014 12:13
          Цитата: svp67
          Это был опытный образец, который в реальном бою был бы малоэффективен, так как был маломаневрен..


          19 мая 1944 г. летчик-испытатель В. К. Коккинаки совершил на истребителе Ил-1 первый полет. В процессе проведения заводских летных испытаний на самолете Ил-1 с нормальной полетной массой 5320 кг была достигнута максимальная скорость горизонтального полета 580 км/т на высоте 3260м. По своим скоростным характеристикам в диапазоне высот от земли и до 4000 м бронированный истребитель Ил-1 значительно превосходил широко применявшийся в Люфтваффе истребитель FW-190A-4 и практически не уступал массовому истребителю врага легкому Bf-109G-2. По оценке В. К. Коккинаки, истребитель Ил-1 выполнял все фигуры высшего пилотажа мягко, легко. Полный вираж в горизонтальной плоскости на высоте 1000 м самолет завершал за 20 с, а истребитель Bf-109G-2 - за 22 ... 23 с. Боевым разворотом за 13 ... 14 с истребитель Ил-1 набирал высоту 900 м Однако благодаря возросшей мощи советской истребительной авиации, завоевавшей стратегическое господство в воздухе, к середине 1944 г. необходимость в боевом самолете такого типа уже отпала, поэтому на государственные испытания Ил-1 передан не был.

          http://www.airwar.ru/enc/fww2/il1.html
          1. svp67 24 апреля 2014 12:40
            Цитата: Vadivak
            Полный вираж в горизонтальной плоскости на высоте 1000 м самолет завершал за 20 с, а истребитель Bf-109G-2 - за 22 ... 23 с

            Да виражировали они классно, не зря же почти всю войну у Илов "круг" оставался одним из самых распространенных защитных маневров... А вот как они в вертикальном маневре то себя "чувствовали"?
            1. Vadivak 24 апреля 2014 14:08
              Цитата: svp67
              А вот как они в вертикальном маневре то себя "чувствовали"?

              Боевым разворотом за 13 ... 14 с истребитель Ил-1 набирал высоту 900 м
    2. BigRiver 24 апреля 2014 09:34
      Цитата: svp67
      Да, появись он на пару лет раньше, может и спас бы очень много жизней...

      Статья несколько "парадная". Складывается чувство, что вот он появился и - ура-а-а, качественный скачок!
      Мучительно доводили "десятку" как бы, не весь конец сороковых.
      У Растренина встречалось, что в 1945-м налет у Ил-10 на один отказ составлял всего несколько часов. Для сравнения, у Ил-2 он составлял сотни часов.
      Т.е., грубо говоря, пару недель боевых действий, и по вине матчасти (двигатель, планер) - весь полк небоеспособен. Все занимаются ремонтом.
      1. Добрый кот 24 апреля 2014 10:01
        У Драбкина "Я воевал на Ил-2" есть воспоминания ветеранов об ИЛ-10, все отзывы единодушны- самолет сырой, воевать на нем не хотели
        1. qwert 24 апреля 2014 11:14
          Драбкин, которы "Я дрался на Т-34", "Я дрался на Ил-2" ," Я дрался на Всем, что было в ВОВ"... Пробовал читать. какая-то чернуха. Почитав Драпкина, становится во-первых стыдно за нас-лапотников , а во-вторых вообще непонятно как мы будучи таким быдлом смогли победить?
          Какой-то он демократически-либеральный автор. Ему впору сценарии для Никиты Михалкова писать))))
          1. xan 24 апреля 2014 11:52
            Цитата: qwert
            Почитав Драпкина, становится во-первых стыдно за нас-лапотников , а во-вторых вообще непонятно как мы будучи таким быдлом смогли победить?
            Какой-то он демократически-либеральный автор. Ему впору сценарии для Никиты Михалкова писать))))

            там же просто интервью ветеранов, причем тут Драпкин?
            А ветераны разные бывают. Полно и тех, кто мочил фрицев в хвост и гриву.
            xan
            1. qwert 24 апреля 2014 12:11
              Вот именно интервью. Тут ведь ясно какие именно моменты из интервью выдергивает Драпкин. В каком ключе велась беседа. Да и возможно, большая часть ветеранов, как раз и не вошла в книгу.
              С сожалением наблюдал, как у людей пожилых менялся взгляд на те события, оторым они были свидетелями, под действием средств СМИ. Иногда слушаешь, старичка, как он говорит про репрессия тридцатых. Обличает и Сталина и Берию. А потом спрашиваешь его, а у Вас дедушка кого из родственников репресировали. И дедушка задумывается, пытаясь вспомнить, а потом говорит, что никого. А если его дальше спрашивать, про то чему он был свидетель, то оказывается, что в те годы он сам этих реперессий и не замечал. Но ведь после смерти Сталина, о всех его зверствах стало известно. Раз руководство страны объявило, значит так оно и было.
              Вот и с войной такое происходит. Сам ветеран не видел в свой части такого. Но вот слышал уже после войны, что какой-то генерал имел семь фронтовых жен, а еще, то, что в Берлине немок насиловали. Но, это не его часть. У них такого не было. Но, то, то было у других верит. Да и как не верить. Ведь столько лет им мозги промывают. А я по своему деду знаю, что на ту же рекламу старички ведуться активнее. Доверчивее они. Может потому, что из того поколения, которое врало меньше, нет у них этой прививки от вранья?
              1. rkkasa 81 24 апреля 2014 18:02
                qwert - а Вы точно того самого Драбкина читали ?!
              2. Сыч 5 мая 2014 18:03
                Потому что из того поколения, которое врало меньше, нет у них этой прививки от вранья.Истина.
                Сыч
              3. DeniZ 28 марта 2015 11:35
                Может потому, что из того поколения, которое врало меньше, нет у них этой прививки от вранья?

                Просто в советских мемуарах была цензура, и многое не писалось, или писалось с преувеличением.
            2. Vadivak 24 апреля 2014 12:18
              Цитата: xan
              причем тут Драпкин?


              Уважаемые форумчане не коверкайте пожалуйста фамилии

              Артём Влади́мирович Дра́бкин
            3. Алекс 9 июля 2014 19:56
              Цитата: xan
              там же просто интервью ветеранов, причем тут Драпкин?

              Когда-то, ещё в 80-х, мой университетский шеф сказал: "И "Прада" и "Жейминь Жи-бао" цитируют Ленина, но выводы почему-то у них разные". Это к тому, что интервью - штука лукавая, тут всё, что хочешь, написать можно:и людей подобрать, и вопросы нужные задавать, и куски как надо скомпоновать, и акценты необходимые усилить. И претензий нет: это ветераны говорили.
          2. rkkasa 81 24 апреля 2014 17:56
            Цитата: qwert
            Драбкин, которы "Я дрался на Т-34", "Я дрался на Ил-2" ," Я дрался на Всем, что было в ВОВ"... Пробовал читать. какая-то чернуха. Почитав Драпкина, становится во-первых стыдно за нас-лапотников , а во-вторых вообще непонятно как мы будучи таким быдлом смогли победить?
            Какой-то он демократически-либеральный автор. Ему впору сценарии для Никиты Михалкова писать))))


            Читал Драбкина, особой чернухи не увидел. Иногда ветераны в своих воспоминаниях нелестно отзывались о командирах, иногда о технике или бытовых условиях, но общее впечатление такое - люди делали свою тяжёлую и опасную работу и с пониманием относились к трудностям и тем недостаткам которые у нас тогда были.
            1. qwert 25 апреля 2014 07:02
              Если честно, то читал про то как он дрался на бомбере. Ну, попробую еще почитать. Может мне попалась именно единственная книга, где описано, что в нашей Армии было ВСЁ ПЛОХО. Возможно в других произведениях Драбкина все-таки показано почему мы победили. Чем наши солдаты превзошли немецких, и почему некоторые образцы техники даже зарубежными специалистами признаются лучшими или одними из луших периода второй мировой.
              Что кстати посоветуете из Драбкина при таком раскладе?
              1. badger1974 25 апреля 2014 20:53
                а чё вы за Драбкина уцепились, прочтите например Василий Борисычя Емельяненко "В военном воздухе суровом", довольно обстоятельный материал, чё гадости лить, про Ил-10 там то ж есть, оч интересно, хотя есть и потери в корее. но не советскими лётчиками
                badger1974
              2. DeniZ 28 марта 2015 11:38
                Почитайте - Я дрался на Т-34.

                Можно еще Астафьева послушать, или других ветеранов.


          3. 79057330785 28 марта 2015 11:16
            Драбкин собрал честные, правдивые мемуары участников ВОВ. Никакой чернухи нет, просто правда жизни без прикрас. Ни очернения ни огульного восхваления какой либо техники нашей или немецкой не увидел. По крайней мере откровенной лжи я не заметил. А некоторые неточности, особенно со временем со слов пожилых ветеранов допустимы. А фильм Никиты Михалкова "Утомлённые солнцем-2" мне очень понравился. Показаны разные стороны войны и человеческих отношений. Немецкую технику правдиво изобразили. А то Т-54 щитами покроют, на Уралах кресты нарисуют и вперёд немцы под москвой
          4. 79057330785 28 марта 2015 11:16
            Драбкин собрал честные, правдивые мемуары участников ВОВ. Никакой чернухи нет, просто правда жизни без прикрас. Ни очернения ни огульного восхваления какой либо техники нашей или немецкой не увидел. По крайней мере откровенной лжи я не заметил. А некоторые неточности, особенно со временем со слов пожилых ветеранов допустимы. А фильм Никиты Михалкова "Утомлённые солнцем-2" мне очень понравился. Показаны разные стороны войны и человеческих отношений. Немецкую технику правдиво изобразили. А то Т-54 щитами покроют, на Уралах кресты нарисуют и вперёд немцы под москвой
          5. DeniZ 28 марта 2015 11:32
            Вообще то автор содержания его книг не он, а ветераны.
        2. DeniZ 28 марта 2015 11:30
          Да, читал несколько книг Драбкина. Интересные интервью от ветеранов. При чем уже без цензуры, в свободном стиле. Про Ил-10 именно так и писали.
      2. Даос 24 апреля 2014 10:27
        Ну на самом деле 10ка это почти вынужденный шаг - на который Илюшин пошёл что бы не потерять производство. В 1943м очень успешно прошёл испытания Су-6 который превосходил Ила по всем боевым параметрам а главное имел более живучую схему с двигателем воздушного охлаждения. А для резкого повышения лётных данных Ила требовалась замена двигателя - что было сопряжено с большим объёмом работ по переделке несущего бронекорпуса да и с центровкой у Ила постоянно возникали проблемы. Вот Илюшин и схватился за переделку 42года ... Понятно что в условиях военного времени выбрали всё таки отлаженную в производстве модель а не абсолютно новый самолёт - невзирая на все недостатки важнее было сохранить объём выпуска машин.
        А если честно жаль...
        1. Vadivak 24 апреля 2014 14:20
          Цитата: Даос
          В 1943м очень успешно прошёл испытания Су-6 который превосходил Ила по всем боевым параметрам а главное имел более живучую схему с двигателем воздушного охлаждения.



          Однако НКАПом было предложено заменить на самолете Су-6 мотор М-71 на мотор АМ-42. Что и было проделано Установленный на самолете Су-6 мотор АМ-42 №4277, на котором, согласно записи в формуляре, произведен ряд конструктивных изменений, рекомендованных в акте по госиспытаниям мотора АМ-42 на станке, получен с завода №24 27 мая 1944 года.


          Су-6 М-42.
          1. Даос 24 апреля 2014 16:07
            Ну там вообще то много чего понамешано было... М-42 это была попытка "спасти машину" потому что требуемый М-71Ф НКАП в серию отказывался вводить. Точнее упорно "тупил" это дело. Ну а переделка под движок водяного охлаждения привела к ухудшению ЛТХ и как итог 6й уже не имел особых преимуществ перед 10кой... Вообще "скандалы, интриги, расследования" погубили очень много безусловно толковых проектов в авиации.
            1. Vadivak 24 апреля 2014 16:31
              Цитата: Даос
              и как итог 6й уже не имел особых преимуществ перед 10кой...


              Вот именно. Чего хотели того и добились. Сухой прямой конкурент Ильюшина по этой теме, а Ильюшин как известно дружил с Яковлевым....

              Не нашла поддержки и тема реактивного штурмовика Су-14 14 ноября 1949 года постановлением правительства ОКБ П.О.Сухого было ликвидировано, работы по самолету-штурмовику под шифром «Н» (Су-14) – прекращены.
              1. Гамдлислям 24 апреля 2014 18:23
                Цитата: Vadivak
                Сухой прямой конкурент Ильюшина по этой теме, а Ильюшин как известно дружил с Яковлевым....

                Уважаемый коллега Вадим, зам. наркома авиапромышленности Яковлев А.С. курировал опытное самолётостроение. А вот промышленное производство курировал 1-й зам. наркома Дементьев Пётр Васильевич, с которым , как и с наркомом Шахуриным А.И., у Ильюшина были хорошые отношения (кои не сумел наладить Сухой П.О.).
                А вот к судьбе ОКБ Сухова П.О. и самолёту Су-14 Яковлев уже никакого отношения не имел, т.к. уже в июле 1946 года был освобождёт от должности зам. министра авиационной промышленности.
                "Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
                Удовлетворить просьбу т. Яковлева А. С. об освобождении его от должности Заместителя Министра авиационной промышленности по общим вопросам, в связи с большой его конструкторской работой по созданию новых самолетов.
                За шестилетнюю руководящую работу в Министерстве авиационной промышленности, наряду с личной конструкторской работой, объявить т. Яковлеву А. С. благодарность.

                Председатель Совета Министров Союза ССР
                И. Сталин
                Управляющий делами Совета Министров СССР
                Я. Чадаев".
                1. вася 24 апреля 2014 20:46
                  Цитата: Гамдлислям
                  Цитата: Vadivak
                  Сухой прямой конкурент Ильюшина по этой теме, а Ильюшин как известно дружил с Яковлевым....

                  Уважаемый коллега Вадим, зам. наркома авиапромышленности Яковлев А.С. курировал опытное самолётостроение. А вот промышленное производство курировал 1-й зам. наркома Дементьев Пётр Васильевич, с которым , как и с наркомом Шахуриным А.И., у Ильюшина были хорошые отношения (кои не сумел наладить Сухой П.О.).
                  А вот к судьбе ОКБ Сухова П.О. и самолёту Су-14 Яковлев уже никакого отношения не имел, т.к. уже в июле 1946 года был освобождёт от должности зам. министра авиационной промышленности.
                  "Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
                  Удовлетворить просьбу т. Яковлева А. С. об освобождении его от должности Заместителя Министра авиационной промышленности по общим вопросам, в связи с большой его конструкторской работой по созданию новых самолетов.
                  За шестилетнюю руководящую работу в Министерстве авиационной промышленности, наряду с личной конструкторской работой, объявить т. Яковлеву А. С. благодарность.

                  Председатель Совета Министров Союза ССР
                  И. Сталин
                  Управляющий делами Совета Министров СССР
                  Я. Чадаев".

                  Яковлева уволили. И уволили по праву. Надо было посадить.
                  1. Vadivak 25 апреля 2014 09:19
                    Цитата: вася
                    А вот к судьбе ОКБ Сухова П.О. и самолёту Су-14 Яковлев уже никакого отношения не имел, т.к. уже в июле 1946 года был освобождёт от должности зам. министра авиационной промышленности.


                    Я не писал что Яковлев имел отношение к судьбе Су-14.

                    Что касается ухода Яковлева, то в 1946 году в апреле посадили Шахурина, а Яковлева отправили заниматься тем, что у него получалось.

                    А вот как их работу с Шахуриным оценил Сталин:

                    - Вы знаете, что вывели из строя истребительную авиацию? Вы знаете, какую услугу оказали Гитлеру?! Вы гитлеровцы!
                    1. Гамдлислям 30 апреля 2014 14:35
                      Уважаемый коллега Вадим, это было летом 1943 года, перед Курской битвой. Вот только отчитывал Сталин И.В. не Шахурина А.И., а Дементьева П.В. и Яковлева А.С..
                      В книге "Цель жизни" Яковлев А.С. так это описывает:
                      "— Да знаете ли вы, что так мог поступить только самый коварный враг?! Именно так и поступил бы, — выпустив на заводе годные самолеты, чтобы они на фронте оказались негодными! Враг не нанес бы нам большего ущерба, не придумал бы ничего худшего. Это работа на Гитлера!
                      Он несколько раз повторил, что самый коварный враг не мог бы нанести большего вреда.
                      — Вы знаете, что вывели из строя истребительную авиацию? Вы знаете, какую услугу оказали Гитлеру?! Вы гитлеровцы!
                      Трудно себе представить наше состояние в тот момент. Я чувствовал, что холодею. А Дементьев стоял весь красный и нервно теребил в руках кусок злополучной обшивки.
                      Несколько минут прошло в гробовом молчании. Наконец, Сталин, походив некоторое время в раздумье, несколько успокоился и по-деловому спросил:
                      — Что будем делать?
                      Дементьев заявил, что мы немедленно исправим все самолеты.
                      — Что значит немедленно? Какой срок? Дементьев задумался на какое-то мгновение, переглянулся со мной:
                      — В течение двух недель.
                      — А не обманываете?
                      — Нет, товарищ Сталин, сделаем.
                      "
        2. Комментарий был удален.
      3. вася 24 апреля 2014 20:43
        Цитата: BigRiver
        У Растренина встречалось, что в 1945-м налет у Ил-10 на один отказ составлял всего несколько часов. Для сравнения, у Ил-2 он составлял сотни часов.

        Проблемы Советского самолетостроения до 50-х годов были в двигателях.
        Эти проблемы снова возникли в конце 80-х, из-за лоббистов иностранных компаний.
    3. Ghjynjyjoiiyr 7 июля 2014 22:01
      По свидетельству самих лётчиков ("Я сражался на ИЛ-2" Драбкин А.) его очень не любили за сложность в управлении.
      Ghjynjyjoiiyr
  2. 0255 24 апреля 2014 08:07
    Жаль, мало инфы о применении Ил-10 в Корее.
    1. svp67 24 апреля 2014 09:23
      Цитата: 0255
      Жаль, мало инфы о применении Ил-10 в Корее.

      Их американцы почти сразу всех с "неба сняли..." Там же за штурвалами корейцы и китайцы летали, наших не было. Соответственно и подготовка была не высокой.
      1. Владимирец 24 апреля 2014 14:51
        Цитата: svp67
        Там же за штурвалами корейцы и китайцы летали, наших не было. Соответственно и подготовка была не высокой.

        Начался век реактивов, поршневые самолеты постепенно оставляли небо и особой вины летчиков в том, что они не могли противостоять реактивным истребителям, нет.
      2. vova1973 24 апреля 2014 15:34
        в севекорейских ВВС было много пилотов которые еще в Японских ВВС летали опыт был.
  3. Вольный ветер 24 апреля 2014 08:45
    Интересно получается, но ведь и вертолеты, менее , намного менее быстрые, так же становятся легкой добычей для современных истребителей. Самолеты подобные этому, по сравнению с вертолетами, более экономичны, более скоростные, более маневренные. Хотя есть те же "Грачи" Может и этот самолет где нибудь сгодился бы. КРАСИВЫЙ самелет!!!!!. Как и большинство самолетов!!!!!!
    1. Владимирец 24 апреля 2014 14:52
      Цитата: Вольный ветер
      но ведь и вертолеты, менее , намного менее быстрые, так же становятся легкой добычей для современных истребителей. Самолеты подобные этому, по сравнению с вертолетами, более экономичны, более скоростные, более маневренные.

      Вы потом перечитали то, что написали? Причем здесь сравнение вертолетов и самолетов? belay
      1. Вольный ветер 24 апреля 2014 20:19
        Прошу прощения, я о том что в некоторых случаях, штурмовики , вполне могли бы заменить вертолеты, еще раз повторюсь, в некоторых случаях. Оснастите штурмовик современными агрегатами, современной электроникой и вооружением и может получится очень грозный ВОИН!!! Причем намного более дешевый, и не менее грозный чем вертолеты!Хотя есть "Грачи" .
        1. Александр1959 28 марта 2015 13:05
          Пытались, но...
  4. Юрик 24 апреля 2014 09:46
    Красивый самолёт!!!
    1. SS68SS 24 апреля 2014 12:07
      Еще один повод гордости за наших Отцов и Дедов. За нашу Родину!
  5. nvn_co 24 апреля 2014 10:03
    Хорошие фотографии, спасибо автору статьи (но только за фотографии).
    1. Гамдлислям 24 апреля 2014 18:37
      Цитата: nvn_co
      Хорошие фотографии

      Фотографии действительно хорошие, но Ил-10 на них послевоенного выпуска, а это совсем другой самолёт по сравнению с тем, что выпускался в конце 44 - в 45 годах.
  6. rubin6286 24 апреля 2014 10:29
    Появившийся в конце войны штурмовик Ил-10 отражал советские теоретические воззрения и опыт практики боевого применения штурмовой авиации. Рациональное бронирование позволило снизить вес конструкции и повысить летно-технические характеристики машины, массу суммарного залпа и бомбовой нагрузки, однако наличие в конце 40-годов в боевых порядках наземных войск ЗСУ малого и среднего калибра в т.ч. с радиолокационным наведением, применение реактивных истребителей сделало штурмовик обнаруживаемым и уязвимым. Производство таких машин стало экономически невыгодным. Ил-10 обходился дороже, чем американские «Мустанг», «Корсар» и «Хеллкет», английский «Файрфлай» при той же боевой эффективности. В Корейской войне он использовался летчиками КНДР для атаки наземных и морских целей. Концепция самолета огневой поддержки войск после Корейской войны была пересмотрена. В СССР от него отказались в пользу боевых вертолетов и истребитель-бомбардировщиков с реактивным двигателем, в США создали достаточно удачный АД-1 «Скайрейдер» и до начала 70-х годов применяли его в ряде локальных конфликтов наряду с десантно-штурмовыми вертолетами «Ирокез», «Кайова» и боевыми «Кобра». В дальнейшем изменившийся технический и технологический уровень авиапромышленности, вооружения позволил реализовать концепцию реактивного самолета непосредственной поддержки войск .Наибольшую известность получили советский Су-25 и американский А-10 «Тандерболт-2».
  7. Мареман Василич 24 апреля 2014 10:31
    Статья нормальная, общая, обозревательная, самое то для непосвещённых граждан. Илы били врага так, что от них воняет до сих пор. А от амеров воняет даже когда они просто думают о наших воздушных машинах.
  8. qwert 24 апреля 2014 11:27
    Ну, воевал он в Корее. Был в принцие не хуже Скайрайдера. Ну, да... Меньше бомб брал. Однако, в целом, как штурмовик , который не просто бомбоносец, а живучий, маневренный, способный действовать над линией фронта- однозначно не хуже. Поэтому американцы их могли поснимать ровно также как МиГи Скайрайдеров. Не более того.
    Применялся он и в борьбе с кораблями. Поищите книги про действия авиации в Корее. Там в принципе было два ударных самолета Ту-2 и Ил-10. И почему-то в основном описаны удары с Ил-10 по кораблям.
    Ну, а во Второй мировой-это да... Вообще лебединая песня штурмовиков. Поэтому нигде не найдете сравнения Ил-10 с западными машинами. Его просто не с кем сравнивать. Не было ничего подобного ни у кого.Сравнение с американскими истребителями, я считаю несерьезным. Не будете же вы сравнивать танк и бронемашину типа Центарио. Пусть даже и пушки на них одинаковые. Живучесть-то разная. И посылать броневик на поле боя для прорыва вражеской обороны можно только в качестве вынужденной меры.
    Поэтому в итоге американцы и создали свой А-1, но правда с не очень хорошим бронированием.
    И даже в 60-х годах некоторые генералы ВВС признавали, что это было ошибкой порезать их в утиль.
    1. Vadivak 24 апреля 2014 14:46
      Цитата: qwert
      И даже в 60-х годах некоторые генералы ВВС признавали, что это было ошибкой порезать их в утиль.


      В КНР Ил-10 эксплуатировались до 1972 г, а 24 самолета В-33 в 1957 г. поставили Йемену.
    2. Комментарий был удален.
  9. Роман 1977 24 апреля 2014 11:34
    Ил-10 состоял на вооружении не только в СССР, но и в соцстранах. В 1949 г. 40 Ил-10 получили польские ВВС (4-й, 5-й и 6-й штурмовые авиаполки). Кроме того, "десятка" поступала на вооружение югославских и чешских ВВС.

    штурмовик Ил-10 ВВС Болгарии
    С конца декабря 1951 г. в Чехословакии на авиазаводе "Авиа" в Соковице по чертежам воронежского авиазавода № 64 был налажен серийный выпуск лицензионного варианта Ил-10 под обозначением В-33. На его основе чехи выпускали и учебно-тренировочный вариант СВ-33. В период 1953-54 гг. чешские штурмовики поставлялись в Польшу, Венгрию, Румынию и Болгарию. Серийное производство В-33 завершилось в 1955 г. после выпуска 1200 самолетов этого типа.С 1958 г. штурмовую авиацию в Чехословакии постепенно ликвидировали. Полки перевооружали на МиГ-15бис. Последние В-33 сняли с вооружения в сентябре 1960 г., когда был расформирован 32-й полк.

    чехословацкий клон Ил-10- штурмовик В-33
    В отличие от советских Ил-10, чешские штурмовики вооружались 4 пушками НС-23РМ (по 150 снарядов на ствол). В Польше часть В-33 дорабатывалась для подвески двух подвесных бензобаков от МиГ-17. ПТБ подвешивались на бомбовые замки под центропланом.

    штурмовик В-33 в музее ВВС Польши в Кракове
    В венгерские ВВС первая партия из 50 Ил-10 и двух УИл-10 поступила в сентябре 1949 г. Все самолеты, что называется, «были в употреблении», но находились в довольно приличном состоянии. Затем последовали еще небольшие поставки самолетов этого типа. В октябре 1950 г. авиация этой страны располагала 67 Ил-10 и 14 УИл-10. В дальнейшем доукомплектование венгерских штурмовых полков шло в основном за счет поставок техники из Чехословакии. В общей сложности в Венгрию поставили 159 Ил-10 и УИл-10 и их лицензионных вариантов. Самолеты этого типа использовались там до второй половины 1956 г.
    Румыния оказалась последней из стран социалистического лагеря, получившей Ил-10. В марте 1953 г. из Советского Союза прибыли 30 самолетов Ил-10 и УИл-10, уже побывавших в эксплуатации. Они поступили на вооружение 63-й штурмовой авиагруппы. В июне того же года в румынские ВВС дополнительно поступили 150 чехословацких В-33. С вооружения советские и чешские «десятки» были сняты в 1960 г.
    1. Роман 1977 24 апреля 2014 11:45
      Ну, а наиболее яркой страницей в послевоенной истории штурмовика Ил-10 стало его участие в корейской войне 1950-1953 г.г.:
      В 1946 г. советская авиационная техника начала поступать в Северную Корею. В Пхеньяне создали учебный полк, в ряде источников именуемый также авиационным училищем. Там наши инструкторы обучали корейцев на различных самолетах, в том числе имелись и несколько УИл-10. В 1947 г., почти за год до официального провозглашения КНДР, началось формирование смешанной авиадивизии. В ее состав вошел 1-й штурмовой полк. Позднее нумерацию частей и соединений изменили. Дивизия стала 5-й, а полк -57-м. Летный и технический состав готовили также в СССР, а позднее и в Китае.

      28 апреля 1950 г. старший лейтенант Ли Ган Сун дезертировал, угнав свой Ил-10 в Южную Корею. Он сел в районе Йонгдонгпо. Самолет позднее перегнали на аэродром Кимпо под Сеулом. Там он, по-видимому, через два месяца стал трофеем северокорейцев.
      На 25 июня 1950 г., когда началась война в Корее, северяне имели 93 Ил-10 и УИл-10. В первый же день боевых действий штурмовики поддержали атаки пехоты и танков. Кроме того, они наносили удары по опорным пунктам и сосредоточениям войск противника. Северокорейская авиация полностью господствовала в воздухе. Южане истребителей не имели, ближайшие американские части дислоцировались в Японии. Отсутствовала и сколько-нибудь организованная противовоздушная оборона. В этих условиях действия штурмовиков были весьма эффективны.
      Например, утром 26 июня пара Ил-10 в сопровождении истребителей бомбила и обстреливала товарную станцию в Сеуле. Им удалось взорвать состав с боеприпасами и уничтожить много живой силы противника. Американцы сообщают также об участии штурмовиков в налетах на аэродром Кимпо, где была сожжена большая часть самолетов весьма немногочисленных тогда южнокорейских ВВС.
      Но уже на следующий день в небе появились реактивные истребители США. Утром 27 июня недалеко от Сувона они перехватили восьмерку Ил-10 и сбили (по американским данным) четыре машины. Корейцы в ответ попытались нанести удар по аэродрому Сувон, но лишились еще пары штурмовиков. Другие источники говорят, что 27 июня корейцы потеряли всего четыре Ил-10, а ответным огнем воздушного стрелка был уничтожен истребитель «Мустанг».
      Усиление авиации противника не помешало войскам Ким Ир Сена взять 28 июня Сеул. На аэродроме Кимпо разместились северокорейские штурмовики. Они поддерживали части, продвигавшиеся дальше на юг, в частности, они активно участвовали в боях на подходах к Пусану, где северокорейские танкисты пытались прорвать оборону американской 24-й пехотной дивизии.
      Но далее господство в воздухе перешло к противнику. Почти каждый вылет штурмовиков сопровождался потерями. Американцы также регулярно бомбили и обстреливали аэродромы северян. Через две недели боев в 57-м полку осталось около двух десятков исправных Ил-10. Их рассредоточили на различных площадках. Летали группами не более четырех - шести самолетов. В конце лета Советский Союз передал корейцам некоторое количество штурмовиков, но это не возместило потерь техники. Помимо всего прочего, северокорейская авиация лишилась резервов летного состава.
      1. Роман 1977 24 апреля 2014 11:53
        Тем не менее, войска КНДР теснили противника. ВВС посильно помогали в этом. 16 июля оборона американцев была прорвана, через четыре дня пал г. Тэчжон. Все эти дни штурмовики непрерывно атаковали оборону врага. Действовали они и над морем. 22 августа у о. Мунчан в Желтом море пара Ил-10 якобы потопила вражеский корабль: то ли эсминец, то ли тральщик. Во всяком случае, американцы официально эту потерю не признали.
        Наиболее результативным летчиком-штурмовиком корейские источники называют АН Хон Зуна, сообщая об уничтожении им эсминца и двух самолетов.
        К концу августа северокорейская авиация располагала 20 исправными штурмовиками, на которые приходилось 17 летчиков. 15 сентября силы ООН высадили десант под Инчхоном и начали наступление на север. При отступлении войска КНДР бросили в Кимпо два неисправных Ил-10. Еще до этого в руки американцев попало несколько подбитых машин. Оба самолета вывезли в США. Там их передали в Корнелльскую лабораторию (г. Итака). Из двух штурмовиков собрали один. 20 июня - 15 августа 1951 г. он прошел испытания на авиабазе Райт-Филд. Летал на нем капитан Р. Стивене.


        Ил-10 ВВС Северной Кореи, поврежденный при бомбардировке и захваченный американцами в разрушенном ангаре на аэродроме Кимпо, осень 1950 года.
        В дальнейшем Ил-10 ВВС КНДР не сыграли большой роли в боевых действиях, хотя и продолжали применяться в ограниченном количестве до конца войны в составе китайско-корейской Объединенной воздушной армии генерала Лю Чженя. О том, когда корейцы сняли с вооружения последние Ил-10, сведений нет.
        28 августа и 2 сентября 1949 г. появились директивы советского Генштаба о поставках военной техники в Китай. Но штурмовики начали отправлять в эту страну только с 1950 г. Это были уже бывшие в употреблении машины, ранее эксплуатировавшиеся в советских ВВС. Среди первых девяти дивизий авиации народного Китая одна была штурмовой. В ее состав входили два полка.
        Китайские Ил-10 участвовали в настоящих боях всего один раз. В январе 1955 г. Народно-освободительная армия совместно с флотом и авиацией захватила острова Цзяньмэнь, с которых дальнобойная артиллерия чанкайшистов время от времени обстреливала материк. Десант поддерживали бомбардировщики Ту-2 и штурмовики Ил-10, действовавшие под прикрытием истребителей Ла-11, МиГ-15 и МиГ-17. В авиационном музее в Пекине сейчас демонстрируется Ил-10, участвовавший в налетах на о. Цзяншань.

        Ил-10 в музее ВВС Китая в Пекине
        Последние штурмовики сняли с вооружения в Китае в 1972 г.
        Имеются сведения, что в 1957 г. 24 самолета В-33 были поставлены в Йемен, но никакой информации об их использовании нет.
  10. Bongo 24 апреля 2014 14:28
    По настоящему боеспособным штурмовиком был усовершенствованный и доведённый Ил-10М, на котором были устранены многие детские болячки и недоделки военного времени. Первоначально же Ил-10 был весьма сырой машиной, самолёты имевшиеся в ШАП в конце войны в боевых действиях из-за низкой надёжности двигателя и проблем с прочностью планера учавствовали эпизодически. Лётчики новую машину откровенно недолюбливали. Статья откровенно "однобокая".
    1. Роман 1977 24 апреля 2014 15:31
      Ил-10М, к сожалению появился не в то время, поэтому и выпустили их немного, по советским меркам конечно, всего 146 машин завод № 168 в период 1952-54 гг. построил 136 экземпляров Ил-10М, из них в 1952 г. - 1 машину, в 1953 г. -100 штук и в 54-м - 35 штурмовиков. В 1953 г. к выпуску Ил-10М был подключен авиазавод № 47 в Оренбурге, выпустивший в 1953 г. 4 штурмовика этого типа и в 54-м - 6 машин.


      В качестве основного недостатка серийного Ил-10М летчики ГК НИИ ВВС отмечали неудовлетворительную путевую устойчивость: "Раскачивание самолета в путевом отношении на скоростях по прибору более 400 км/ ч делает невозможным ведение прицельной стрельбы из оружия по "точечным целям,"
      При выяснении причин неустойчивости штурмовика оказалось, что к такому эффекту привела установка угольников на руль поворота, устранявших ранее выявленные автоколебания самолета. После установки подфюзеляжного гребня путевая устойчивость Ил-10М вошла в норму, и в дальнейшем на всех серийных Ил-10М устанавливался такой гребень.
      По состоянию на 1 января 1955 г. ВВС Советской Армии в своем составе имели 19 штурмовых авиаполков, на вооружении которых состояли 1700 штурмовиков Ил-10 и Ил-10М и 130 реактивных истребителей-бомбардировщиков МиГ-15бис.
      В апреле 1956 г. министр обороны маршал Г.К.Жуков представил руководству страны подготовленный Генштабом и Главным штабом ВВС доклад о состоянии и перспективах развития штурмовой авиации. В докладе делался вывод о низкой эффективности штурмовиков на поле боя в современной войне и фактически предлагалось ликвидировать штурмовую авиацию, обеспечив решение боевых задач по непосредственной авиационной поддержке наземных войск в наступлении и обороне силами бомбардировочной и истребительной авиации. В результате обсуждения "в верхах" вышел приказ министра обороны от 20.04.56 г., согласно которому в составе ВВС СА упразднялась штурмовая авиация, имеющиеся Ил-10 и Ил-10М списывались "по плану МО", летный состав частично переучивался на МиГ-15бис, а частично - переводился в истребительную авиацию ВВС и ПВО. Параллельно с разгоном штурмовой авиации Постановлением правительства от 13.04.56 г. было остановлено серийное производство реактивного бронированного штурмовика Ил-40 и прекращены все опытные работы по перспективным самолетам-штурмовикам. После громкой славы в Великой Отечественной войне штурмовики Красной Армии "ушли" в небытие до весны 1969 г., когда Министр обороны А.А.Гречко обратился в МАП с просьбой начать работы по созданию самолета-штурмовика, отвечающего требованиям современной войны, и объявил конкурс на его разработку.
  11. goose 24 апреля 2014 15:06
    Цитата: Vadivak
    Цитата: svp67
    А вот как они в вертикальном маневре то себя "чувствовали"?

    Боевым разворотом за 13 ... 14 с истребитель Ил-1 набирал высоту 900 м

    Эти характеристики актуальны на 1941 год, примерно соответствуют Як-1. Bf-109G, в зависимости от модификации, набирал от 1050 до 1350 м. Ла-5Ф(ФН) 1100..1250 м. Fw-190A - 700..900 м. P-51D 1000..1100м.

    так что да, хромая утка, на 1945 год.
    1. Комментарий был удален.
    2. badger1974 25 апреля 2014 21:51
      Эти характеристики актуальны на 1941 год, примерно соответствуют Як-1. Bf-109G, в зависимости от модификации, набирал от 1050 до 1350 м. Ла-5Ф(ФН) 1100..1250 м. Fw-190A - 700..900 м. P-51D 1000..1100м.



      крайне заблуждение , по крайней мере хоть на сайт Светки Савицкой зайди, мож прояснит для вас ситуацию,
      badger1974
  12. 52гим 24 апреля 2014 17:28
    Цитата: qwert
    Вот именно интервью. Тут ведь ясно какие именно моменты из интервью выдергивает Драпкин. В каком ключе велась беседа. Да и возможно, большая часть ветеранов, как раз и не вошла в книгу.
    С сожалением наблюдал, как у людей пожилых менялся взгляд на те события, оторым они были свидетелями, под действием средств СМИ. Иногда слушаешь, старичка, как он говорит про репрессия тридцатых. Обличает и Сталина и Берию. А потом спрашиваешь его, а у Вас дедушка кого из родственников репресировали. И дедушка задумывается, пытаясь вспомнить, а потом говорит, что никого. А если его дальше спрашивать, про то чему он был свидетель, то оказывается, что в те годы он сам этих реперессий и не замечал. Но ведь после смерти Сталина, о всех его зверствах стало известно. Раз руководство страны объявило, значит так оно и было.
    Вот и с войной такое происходит. Сам ветеран не видел в свой части такого. Но вот слышал уже после войны, что какой-то генерал имел семь фронтовых жен, а еще, то, что в Берлине немок насиловали. Но, это не его часть. У них такого не было. Но, то, то было у других верит. Да и как не верить. Ведь столько лет им мозги промывают. А я по своему деду знаю, что на ту же рекламу старички ведуться активнее. Доверчивее они. Может потому, что из того поколения, которое врало меньше, нет у них этой прививки от вранья?

    Рекомендую прочитать смысл этих книг-интервью, там Артем очень четко поставил приоритеты об интервью и собственно исторической точности, а то никто почему-то не читает умное слово автора в начале или конце книги.
  13. 52гим 24 апреля 2014 17:32
    Нет, ИЛ-10 не был самолетом-воином, скорее скороспелка-полуаристократ, попавший на войнушку под занавес. У Расстренина оч. подробно и правильно расписано, рекомендую к прочтению.
  14. 52гим 24 апреля 2014 17:40
    В ходе Корейской войны несколько штурмовиков ил-10 попали в руки американцев и были всесторонне изучены. Два Ил-10 отправили в США для исследований в Корнельскую аэродинамическую лабораторию в Итаке, штат Нью-Йорк. Самолеты были отремонтированы и совершали испытательные полеты на аэродроме Райт в Огайо.
    Ну очень хочется почитать обзор и отзывы матрасников об испытаниях, аж слюнки текуть!
    1. qwert 25 апреля 2014 07:09
      Ну, про этот самолет много написано. Есть два выпуска журнала "Война в воздухе", вот том, по моему, было об оценке. Высокую оценку дали, в том числе и двигателю. Типа по удельной мощности превосходил американские жидкостного охлаждения. А в самом самолете отметили очень высокую защищенность и скорость, отметили и маневренность и мощное по американским меркам оружение задней полусферы.
  15. rubin6286 25 апреля 2014 10:37
    Мой первый комментарий к этой статье был обзорным. Должен сказать, что авторы большинства комментариев владеют «кабинетно-компьютерным» мышлением и поэтому смутно и весьма упрощенно представляют управление самолетом, воздушный бой, эксплуатацию двигателей в полевых условиях и многое другое, без чего авиация как вид вооруженных сил не могла бы существовать.
    Попробую кое-что «прояснить» по Ил-10 и отдельным «околосамолетным» вопросам:
    Итак, уважаемые:
    Vadivak - Боевой разворот на поршневом самолете-истребителе – один из важных элементов воздушного боя. Чем легче самолет, тем легче эту фигуру выполнить. Чем тяжелее самолет, тем труднее, т.к. больше усилие на ручку управления, никаких усилителей тогда еще не придумали. Что легче, выжимать гирю 16 кг или 32? Какой на тяжелом самолете вертикальный маневр!
    В верхней точке разворота от перегрузки не то, что противника, а вообще, в какой-то момент, ничего не видно. Именно с этого положения, чаще всего и открывали огонь, чаще всего неэффективный, но исключения бывали. Известно, что Виктор Талалихин в 1941 году одержал так одну из своих побед.

    Уважаемый Даос: Вы во многом правы, но в военный период для Ил-2 наиболее подходящим и отработанным оказался АМ-38. Чтобы обеспечить потребности фронта, сняли с производства не только АМ-35, но и МиГ-3, хотя машина обладала весьма большим потенциалом модернизации. Эта же участь постигла многие другие перспективные самолеты, ведь конструкторская мысль не стояла на месте. Относительно Ил-6,Ил-8 есть мнение, что по сравнению с Ил-2 они требовали больших переделок производства и поэтому не пошли в серию. Вряд ли стоит об этом жалеть, потому, что тактика действий штурмовой авиации тогда была неизменной, номенклатура вооружения тоже и рост мощности двигателя и скорости полета не обеспечивал повышение точности поражения целей. Если Вы рассмотрите конструкцию АМ-38,40,42, то не найдете таких существенных отличий, например, как в немецких двигателях, устанавливавшихся на модификации МЕ-109 и ФВ-190. Самолет становился мощнее Ил-2, но ничуть не легче и проще его в управлении.

    Вася:
    Вы вообще ничего не понимаете в авиации. Мой Вам совет, не читайте и не пишите всякую чепуху. Яковлев никогда не стремился к монополии, но был исключительно требователен в вопросах технологии производства. Можно хаять сколько угодно, но «короля делает свита».
    ЯК-3 – самый легкий в мире истребитель 2 Мировой войны.
    ЯК-9 – самый массовый советский истребитель 2 Мировой войны.
    ЯК-50 ( 1949 г.) – реактивный истребитель, с двигателем, аналогичным МиГ-15 был конструктивно легче на 250 кг и технологичнее в производстве.
    Можно много еще перечислять, но по отзывам, Як идет за «ручкой», а про других конструкторов можно услышать:
    « как всегда «дубоват» (Лавочкин);
    «Он сначала самолет сделал, а потом искал, куда в нем посадить экипаж» ( Туполев);
    « Конструктор Сухой, самолет сырой, механик мокрый (Сухой);

    Qwert: глупо писать, кто кого «снял» бы с неба. Воюют не машины, а люди и именно их подготовка определяет исход боя. Ил-10 воевал в Корее, а «Скайрейдер» появился позднее и был конструктивно совершеннее и потому продержался до начала 70-х годов. В нашей армии знания обратно пропорциональны званиям и на мнение иных генералов ссылаться не стоит.
  16. Альф 26 апреля 2014 23:28
    Автор по вооружению путает ИЛ-10 с ИЛ-10М. У 10-го вооружение-2х23 мм и 2х12,7мм, а 4х23-это у 10М.
    Скорость у 10-го по сравнению с 2-м действительно больше, но по применению выяснилось, что из-за возросшей скорости летчик не успевает прицелиться. Большим плюсом 10-го была бронированная кабина стрелка, думаю, не стоит напоминать, что из-за неполного бронирования потери стрелков ИЛ-2 по отношению к потерям летчиков составляли 7:1.
  17. DeniZ 28 марта 2015 11:40
    Раз начали тут про ветеранов, войну, Ил-2, то можно этот материал посмотреть:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня