70-летие первого полета штурмовика Ил-10

18 апреля 1944 года В.К. Коккинаки выполнил с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве первый полет на штурмовике Ил-10.

Самолет был построен на авиационном заводе № 18 в Куйбышеве, а его окончательная сборка производилась на заводе № 240 в Москве, штурмовик оснащался двигателем АМ-42, имел мощное артиллерийское вооружение – четыре крыльевых пушки НС-23 с общим боезапасом 600 патронов и турельную пушку УБ-20. Максимальная скорость Ил-10 была равной 551 км/ч – почти на 150 км/ч больше максимальной скорости Ил-2.




Из всего многообразия задач, которые решали самолеты Ил-2 в ходе Великой Отечественной войны, особенно необычным было их использование в качестве истребителей. Конечно, Ил-2 не могли на равных бороться с более скоростными и маневренными фронтовыми истребителями противника, но при встречах с некоторыми широко применявшимися в боевых действиях бомбардировщиками и транспортными самолетами противника, самолеты Ил-2, как правило, их сбивали.

На основе боевого опыта использования Ил-2 Государственный комитет обороны 17 мая 1943 г. принял решение о создании одноместного бронированного истребителя Ил-1. Сергей Владимирович Ильюшин не разделял концепции бронированного истребителя, и проектирование Ил-1 велось с позиции возможности в дальнейшем использования самолета в качестве высокоскоростного и маневренного двухместного бронированного штурмовика. Новый самолет получил обозначение Ил-10.

Военные летчики высоко оценили Ил-10 как простой по технике пилотирования и не требующий специального переучивания с Ил-2. По оценке военных испытателей: «…Самолет Ил-10 является классическим образцом самолета-штурмовика».

После испытаний штурмовик Ил-10 был запущен в серию и с 15 апреля 1945 года начал принимать участие в боевых действиях.

Незадолго до этого, 28 марта 1945 года, в рамках испытаний самолета, над аэродромом Шпроттау в Селезии был организован показательный воздушный бой штурмовика Ил-10, который пилотировал капитан А. Сироткин из 108-го гвардейского штурмового авиаполка, с истребителем Ла-5ФН, который пилотировал Герой Советского Союза капитан В. Попков из 5-го гвардейского истребительного авиаполка. К тому времени В. Попков был признанным асом, имевшим на счету около 100 боев и 39 сбитых вражеских самолетов.

Бой закончился вничью, однако пленка фотокинопулемета беспристрастно показала, что и летчик, и воздушный стрелок Ил-10 не раз ловили истребитель в перекрестия прицелов.

Это позволило сделать главный вывод, что если в кабине штурмовика опытный, инициативный летчик и меткий воздушный стрелок, они имеют хорошие шансы одержать победу в поединке с истребителем. К тому же на высотах до 2 000 метров Ил-10 не уступал в скорости немецким истребителям Me-109G2 и FW-190A-4.

К концу Великой Отечественной войны высокие боевые качества самолетов Ил-10 с успехом использовали уже несколько штурмовых авиаполков. В больших количествах штурмовики Ил-10 применялись в войне с Японией.

После завершения Великой Отечественной войны на Ил-10 перевооружили все оставшиеся после расформирования штурмовые авиачасти ВВС Красной Армии. Кроме ВВС СССР они состояли на вооружении штурмовых авиаполков ВВС Польши, Чехословакии, Китая, Северной Кореи.

70-летие первого полета штурмовика Ил-10







Бронированный истребитель Ил-1











Первый опытный штурмовик Ил-10 на авиационном заводе № 18 в Куйбышеве. Февраль, 1944 г.





Опытный штурмовик Ил-10 с пушкой Ш-20 калибра 20 мм в оборонительной установке ВУ-7. Гсударственные испытания. Май, 1944 г.








Опытный модернизированный штурмовик Ил-10М



Серийный модернизированный штурмовик Ил-10М



Штурмовик Ил-10М - буксировщик мишений



Штурмовик Ил-10 ВВС Северной Кореи.





В Корейской войне штурмовик Ил-10 был довольно эффективным самолетом непосредственной поддержки наземных войск. Вместе с тем, он начал устаревать и являлся легкой добычей для реактивных истребителей противника. Эти машины поддерживали с воздуха наступление северокорейских армий в первые недели войны и наносили удары по аэродрому Кимпо, когда США эвакуировали своих граждан. Активные в начале войны, ВВС Северной Кореи затем редко участвовали в боевых действиях.









В ходе Корейской войны несколько штурмовиков ил-10 попали в руки американцев и были всесторонне изучены. Два Ил-10 отправили в США для исследований в Корнельскую аэродинамическую лабораторию в Итаке, штат Нью-Йорк. Самолеты были отремонтированы и совершали испытательные полеты на аэродроме Райт в Огайо.
Первоисточник:
http://ru-aviation.livejournal.com/2951055.html
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти