«ВВС по карману». Как Tejas призван спасти Индию от Rafale?

23
Разработанный главным образом в Индии, легкий истребитель Tejas не одного класса с французским Rafale, но значительно превосходит МиГ-21, для замены которого он разрабатывался.

Министр обороны абсолютно оправданно отказался подписывать с французской Dassault Aviation контракт на поставку 126 истребителей Rafale общей стоимостью 20 млрд долл., пока как стоимость жизненного цикла все еще обсуждается. Эта сумма за 30-50 лет эксплуатации, как правило, превосходит изначальную цену закупки как минимум в 3 раза. По мере того, как Дели готовится принять новое правительство, крайне уместно рассмотреть альтернативу такому чрезмерно дорогому приобретению.

Геополитическая обстановка диктует индийским ВВС необходимость быть готовыми к конфронтациям различного уровня одновременно на двух фронтах. Такие условия требуют наличия смешанного парка дорогих истребителей наивысшего уровня, как, например, Су-30 (или грядущих перспективных истребителей пятого поколения) и большого количества менее дорогих самолетов тактической авиации. Последние могут с легкостью участвовать в конфликтах малой интенсивности, где было бы рискованно задействовать наиболее ценные единицы, как самолеты Сухого.

Стремительный вывод из эксплуатации сотен МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-27, которые на протяжении десятилетий составляли костяк тактической авиации ВВС Индии, оставил лишь 6 эскадрилий модернизированных МиГ-21 и 4 эскадрильи штурмовиков МиГ-27. Это означает, что парк ВВС Индии на данный момент намного малочисленнее предполагаемых 39 с половиной эскадрилий, и, вероятно, не способен дать полноценный отпор даже одному противнику.

В 2001 г. планы ВВС по восполнению нехватки с помощью дополнительной закупки истребителей Mirage 2000 разбились об твердый лоб чиновников из министерства обороны, которое настояло на участии Mirage в тендере. Задержки в закупочном процессе тянулись до того момента, пока Mirage не перестали выпускать, а международное давление склонило индийцев к покупке более тяжелого и дорогого истребителя взамен тактических, которые изначально планировали закупить ВВС.

К июлю 2007 г. наконец был сформирован запрос на предложения. Предполагалось приобрести 126 средних многоцелевых истребителей с возможностью дозакупки еще 63. На закупку основных 126 истребителей планировалось потратить около 10,25 млрд долл. По последней информации, на сегодняшний день стоимость 126 истребителей Rafale перевалила за 20 млрд долл., во многом за счет того, что около 50 позиций «дополнительного оборудования» не были изначально включены в стоимость французского предложения. Помимо двойного увеличения стоимости в долларах, падение курса рупии по отношению к доллару за время переговоров (с менее чем 41 рупии за доллар, до более 60 ) привело к тому, что индийцы были бы вынужденны заплатить примерно в три раза больше, чем планировалось. Причем четверть суммы должна была быть выплачена в качестве предоплаты.

Интересная деталь – 5 французских истребителей, участвовавших в индийском тендере MMRCA одновременно участвовали в другом похожем тендере – в Бразилии. Глава ВВС Бразилии Юнити Сайто (Juniti Saito) недавно объявил о решении закупить шведские Gripen NG, принятом в результате исчерпывающего оценивания предложений, в ходе которого сверяли ТТХ, стоимость и степень передачи технологий. ВВС Бразилии рассчитали, что летный час Gripen обойдется в 4000 долл. против примерно 14 000 долл. за летный час более тяжелого Rafale. Представители SAAB сообщали, что их предложение обойдется бразильцам в 4,5 млрд долл. за истребители плюс 1,5 млрд долл. за более чем 30 лет эксплуатации против 8,2 млрд плюс 4 млрд долл. соответственно за Rafale.

Заявленная стоимость одного истребителя Rafale выше стоимости однодвигательного Gripen на 82%. Однако согласно расчетам самих бразильцев, два двигателя Rafale вкупе с более дорогим обслуживанием обойдутся в сумму, на 250% превышающую стоимость содержания Gripen.

Такая стоимость Rafale тесно связана с рассчитанной комитетом по обороне и безопасности при французском сенате, который в 2011 г. оценил программу по закупкам Rafale в 43,56 млрд евро за 286 истребителей.

«ВВС по карману». Как Tejas призван спасти Индию от Rafale?


Разработанный главным образом в Индии, легкий истребитель Tejas не одного класса с французским Rafale, но существенно превосходит МиГ-21, для замены которого он разрабатывался. Современная РЛС и системы наведения, данные с которых выводятся на нашлемную систему целеуказания пилота, обеспечивают превосходные возможности по обнаружению целей и ведению по ним ракетного огня. Продвинутые ракеты для поражения целей за пределами видимости и ракеты ближнего боя наряду с высокоточными управляемыми боеприпасами делают его более опасным противником, чем более мощные МиГ-23 и МиГ-27. Даже если цена одного Tejas на момент получения им окончательного допуска к полетам вырастет до 30 млн долл., 126 истребителей Tejas все равно обойдутся дешевле 4 млрд долл., что равно пятой части стоимости такого же количества истребителей Rafale.

Стоимость эксплуатации, вероятно, будет сопоставима с экономичным Gripen. Во многом потому, что Tejas маленький, легкий и на нем стоит слегка модифицированная версия эффективного и крайне надежного двигателя GE-F404, который стоит на тех версиях Gripen, которые сегодня находятся в эксплуатации.

В то время, как точное сравнение бразильских и «просочившихся» данных об индийских Rafale не корректно, главным образом из-за разницы в количестве единиц и условиях оплаты, небольшое различие в стоимости каждого самолета, предполагает, что широко растиражированные ожидания индийцев с большой вероятностью могут оказаться реальными. ВВС Индии могут приобрести 200 истребителей Tejas вместо 126 Rafale, и при этом сэкономить еще 14 млрд долл., что вполне сопоставимо с закупочным бюджетом всей индийской армии на 2013-2014 г. Исходя из расчетов бразильцев, ВВС Индии также смогут сэкономить более 170 млн долл. ежегодно, даже если 200 истребителей Tejas, вместо 126 Rafale будут летать по 15 часов в месяц каждый.


Angad Singh — Zone Five Aviation


Несомненно, индийские разработчики взялись за амбициозный проект по разработке технически продвинутого самолета без реалистичной оценки необходимых ресурсов перед лицом часто скептично настроенных ВВС и не всегда полностью вовлеченной в процессы Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Затем они подмочили свою репутацию выставлением абсолютно нереалистичных сроков выполнения проекта. К счастью, Tejas недавно неплохо продвинулся потому, что сегодняшний глава HAL Р.К.Тьяги (Dr. R.K. Tyagi), кажется, оказывает маленькому истребителю свою поддержку.

Было бы безмерно глупо разбивать команды, которые активно работают над дальнейшим развитием композитного планера и системы управления полетом мирового класса для Tejas, в то время как работа по достижению эксплуатационной готовности приближается к завершению, а возможность переделки самолета под более полное соответствие требованиям ВВС находится на критическом этапе.

Некоторые обозреватели, кажется, не в курсе, что Rafale начали эксплуатировать с 2001 г., почти через 15 лет после того, как он впервые поднялся в воздух. Это промежуток, который будет лишь немного меньше аналогичного для Tejas, в случае получения последним статуса окончательной готовности к применению в конце текущего года. ВВС были намного более требовательными к Tejas, чем к участникам тендера MMRCA и на раскаленной, высокогорной ВПП аэропорта Лех (Leh), и в условиях летних пыльных бурь в Джайсалмере. Также представители ведомства, кажется, забыли, что истребители Mirage 2000 были вооружены одной лишь пушкой на протяжении трех лет после их ввода в эксплуатацию. Которые, кстати, оказались по большей части неэффективными при проведении рискованных учений “ Operation Brass Tacks” в 1986-87 гг.

Подводя итоги, следует отметить, что продолжение программы MMRCA в сегодняшнем виде будет душить Индию не один десяток лет. Доступная авиация – эффективная авиация. И, соответственно, наоборот.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    29 апреля 2014 08:15
    Вопрос в другом - против кого они хотят воевать?!
    1. +2
      29 апреля 2014 08:29
      Цитата: Хранитель
      Вопрос в другом - против кого они хотят воевать?!


      У Индии с Пакистаном вроде взаимные претензии.
      1. +3
        29 апреля 2014 08:38
        Кажется, в Индии тоже подняли тему национализации + самодостаточности ВПК wink
      2. +2
        29 апреля 2014 12:23
        С кем воевать не знаю, а так конфликты Пакистан, Китай.
      3. Комментарий был удален.
    2. +5
      29 апреля 2014 08:51
      Цитата: Хранитель
      Вопрос в другом - против кого они хотят воевать?!

      посмотрите на карту... hi
    3. Орк-78
      +2
      29 апреля 2014 09:24
      Цитата: Хранитель
      Вопрос в другом - против кого они хотят воевать?!

      И не будет ли ЕС на стороне противника, по каким-то своим геополитическим причинам? Не надо забывать, что случилось с "Рафалями" Каддафи!
      1. +2
        29 апреля 2014 11:48
        Цитата: Орк-78
        И не будет ли ЕС на стороне противника, по каким-то своим геополитическим причинам? Не надо забывать, что случилось с "Рафалями" Каддафи!


        Ничего не случилось, у Каддафи их просто не было.
        1. 0
          29 апреля 2014 17:11
          Цитата: Zymran
          Ничего не случилось, у Каддафи их просто не было.


          А ведь могли быть,если успели-бы подписать контракт.На данный момент новые ливийские власти до-сих пор ведут переговоры по закупке Рафалей.
    4. +3
      29 апреля 2014 09:41
      Цитата: Хранитель
      Вопрос в другом - против кого они хотят воевать?!

      Вы попали в точку! Если Индии нужен боевой самолёт способный противостоять ВВС вероятного противника, то он должен быть лучше их самолётов. Tejas не имеет никаких преимуществ перед J-10, более того он хуже J-10B который уже пошёл в серию. Рафаль несомненно лучше китайских и уж тем более пакистанских боевых самолётов. Номенклатура вооружения Рафаля намного больше таковой у Tejas и J-10B, а боевая нагрузка просто рекордная. Я понимаю, что Индия выкинув туеву хучу денег и особенно времени на Tejas просто обязана его пристроить, Рафаль же дико мешает...
      1. +1
        29 апреля 2014 17:23
        Nayhas(Евгений) . Рафаль по сравнению с Tejas и J-10 двухдвигательный . Боевая нагрузка зависит от полезной . Если топлива под завязку , то вооружение по минимуму ; если вооружения по максимуму , то топлива ... ведро .
        Был бы готов МиГ-35 , то индусы , думаю, голову не ломали бы . Только бы потребовали "своего" туда по-больше запихать .
        Вообще считаю , что легких в ВВС должно быть больше тяжелых , 1 к 2 . А с одними тяжелыми никаких бабок не хватит . Эксплуатация явно дороже , хотя бы по расходу топлива . Патрулировать воздушное пространство и легкими можно . hi
        P.S. Я так понимаю, Казахстан ждет МиГ-35 . Иначе уже давно какое-нибудь новье прикупил . Назарбаев вчера речь в Москве толкнул - до 3 ночи сидел и ждал , чтобы посмотреть (Россия24 показала). 100 миллиарда дол. запасов - куда дальше мариновать !?
    5. -2
      29 апреля 2014 10:51
      Да!Против кого они хотят воевать?!Непонятно!
    6. +4
      29 апреля 2014 11:03
      Цитата: Хранитель
      Вопрос в другом - против кого они хотят воевать?!

      Тут даже вопрос не о войне,хотя у Индии есть территориальные проблемы с Китаем и Пакистаном.Тут дело в том что слабые государства сразу становятся в очередь на демократизацию с помощью США.
    7. +1
      29 апреля 2014 13:50
      Цитата: Хранитель
      Вопрос в другом - против кого они хотят воевать?!

      Индия зажата между Пакистаном и КНР, и с обоими у нее довольно серьезные терки, хоть на поверхность это почти не всплывает последнее время.
      1. +1
        29 апреля 2014 17:41
        Мужики , ну причем тут воевать ? Индия замахивается на звание мировой державы , одним из мировых центров !Да , сейчас может только в Союзе с сильной державой (не зря проходила инфа про интерес к ТС). А как без сильной армии и ВВС ?
        После всех заварушек , организованных США и ЕС , в КНР , Пакистане и Индии прекрасно понимают , что и их могут затянуть в этот омут . Поэтому воевать друг с другом это только на руку Западу . Сейчас все будут усиливать свои ВС и разрабатывать стратегию их развития и развития своих ВПК . КНР это давно делает , т.к. ранее уже столкнулся с "интересами" Запада . hi
    8. 0
      29 апреля 2014 17:32
      У Индии территориальные конфликты с Пакистаном и Китаем.
  2. +4
    29 апреля 2014 08:41
    Геополитических противника у индусов два Китай и Пакистан. И то что делают истребитель сами тоже плюс для них технологии развивают и деньги экономят. Только вот с движками проблема они-то импортные.
  3. +4
    29 апреля 2014 08:45
    Не хотят у нас индийцы покупать авиатехнику , пусть берут барахло, да подороже.
    1. +1
      29 апреля 2014 17:15
      Цитата: Гигант мысли
      Не хотят у нас индийцы покупать авиатехнику


      Что значит "не хотят" belay ?Су-30МКИ не мы им разве поставляем с 2002 года?

      Цитата: Гигант мысли
      пусть берут барахло, да подороже.


      Насчет "барахла" вы погорячились,но про "подороже" правы.
  4. 0
    29 апреля 2014 09:01
    Цитата: Хранитель
    Вопрос в другом - против кого они хотят воевать?!

    У Индии постоянные взаимные территориальные претензии с Пакистаном и Китаем.
  5. 0
    29 апреля 2014 09:14
    Даже сейчас ... когда индусов можно увидеть во многих компаниях по всему Миру ... когда есть среди них блестящие шахматисты и программисты ... я всё равно не забываю описание этих людей (индия очень разная и многонациональная) по книгам Киплинга и иным рассказам ... я помню что у них до сих пор большая масса страны пребывает в ином времени ... есть огромный клубок проблем (ужасное отношение к женщине, внутренние рассовые проблеммы, местами есть обряды канибализма и прочая хрень) ... страна очень и очень нестабильна сама по себе а очередной Махатма не появился
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      29 апреля 2014 12:24
      Киплинг и иные рассказы не годятся для того чтобы составить адекватное представление о современной Индии-вот и рождаются бредни вроде каннибализма и как вы выразились прочая хрень... Несмотря на многонациональный состав населения, социальное расслоение и иные проблемы - Индия тем не менее страна с динамично развивающейся экономикой в т.ч. ОПК... В свое время был там служебной командировке и кое что увидел своими глазами...
  6. +1
    29 апреля 2014 09:40
    Индийцы молодцы!Начали делать свою технику!Танк Арджун,Ракеты средней дальности,теперь вот истребитель!Понимают что пора переходить на новый уровень.С закупки зарубежных лучших образцов на производство собственных аналогов
  7. +2
    29 апреля 2014 10:05
    Не вышла из Рафаля замена Миражу.
    Возможно не хватило инженерного чутья самого месье Марселя Дассо.
    Поэтому индусов понять можно, вместо легкого и недорого самолета им предложили не совсем легкий и совсем не дешовый. Выходит Су-30 дешевле Рафаля. А при таком раскладе в чем резон расширять разнообразие парка? Экономия только на топливе? Но, думаю на Рафале другие эксплуатационные поболе будут. Поэтому вообще резон пропадает в добавлении в парк "легких" истребителей.
    Жаль в свое время (1993год) не добили однодвигательный проект развития МиГ-29М. Возможно он имел бы хороший комерческий потенциал.
  8. +1
    29 апреля 2014 10:39
    Управление любой техникой зависит от человека. Любой хороший самолет в неумелых руках станет железным "гробом" и наоборот соответственно. У индийцев с этим не все в порядке и тратить огромные деньги на французские и русские самолеты бесполезно, лучше строить свой Tejas и доводить его до ума следующими модификациями. Возможно при наличии своего массового самолета и подготовка пилотов шагнет вперед.
  9. +3
    29 апреля 2014 11:39
    Возможно индийцы смотрят сейчас на то, как запад реагирует на события на Украине и думают - вот купи сейчас у тех же французов их самолеты, а потом случись что - введут санкции и 126 дорогих истребителей будут на земле без запчастей стоять.
  10. 0
    29 апреля 2014 12:58
    В случаи каких не будь неправильных действий ИНДИИ, ФРАЦИЯ сама или по указу США перекроют не только поставки запчастей, но пошлет сигнал через спутник и ни один самолет не только не заведется, но даже не включится. И тогда или меняй политику или вывози свои самолеты на свалку. Такое уже было только в ИРАКЕ и не только с самолетами и ракетами но и с оружием для сухопутных войск. Так что прежде чем покупать надо все продумать. drinks
  11. +1
    29 апреля 2014 17:22
    Видно,что позиции французов заметно ослаблены,хоть и они победители тендера.Но наши во главе с Погосяном молча не реагируют на эту ситуацию.На их месте надо пытаться любой ценой потеснить Рафаль,как победителя,взяв свою "львиную долю" рынка в виде истребителей МиГ-35.Но Погосяну плевать на МиГ,он занят Сушками.И мы опять упускаем момент,тем временем как Теджас и Рафаль отрывают тот или иной кусок рынка Индии.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»