Сражение на реке Ялу

18 апреля (1 мая) 1904 года произошло первое значительное сухопутное сражение Русско-японской войны. Неудача русских войск на пограничной реке Ялу у города Цзюляньчэн (Тюренчен) стала первым поражением Российской империи на суше. Японская армия вырвалась на оперативный простор. Первое поражение подорвало боевой дух русской армии. У русского командования сложилось преувеличенное, ошибочное мнение о силе японской армии.

Наступление японцев. Морской театр

В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года японский флот атаковал русскую эскадру в Порт-Артуре (Нападение на Порт-Артур). В результате атаки были на несколько недель выведены из строя два сильнейших корабля русской эскадры — эскадренные броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич».


Блокирование или уничтожение кораблей русской эскадры было важнейшей задачей японского флота. Необходимо было обеспечить высадку японских армий. Поэтому в дальнейшем японцы предприняли попытки блокировать русскую эскадру во внутренней гавани Порт-Артура с помощью судов-брандеров, которые хотели затопить на входе в гавань. Однако диверсия не удалась. Японский Соединенный флот блокировал Порт-Артур и занимался прикрытием десантных сил, которые перебрасывали с Японских островов в Корею. Русский Тихоокеанский флот, ослабленный в самом начале войны, и русская Маньчжурская армия, развертывание которой затянулось на полтора месяца, не смогли помешать японцам провести высадку десанта и выполнить основную задачу начального этапа войны.

Неблагоприятное развитие ситуации на Дальнем Востоке и особенно пассивность Порт-артурской эскадры заставили русское верховное командование подумать о назначении нового командующего флотом Тихого океана. Кандидатур было две — начальник Главного морского штаба вице-адмирал Зиновий Петрович Рождественский и талантливый командир, знаменитый исследователь Арктики и ученый вице-адмирал Степан Осипович Макаров, который командовал Кронштадтом. Макарова не любили при дворе за его «беспокойный характер», но именно он предвидел печальный исход войны в том случае, если немедленно не будут предприняты меры по повышению боеспособность вооруженных сил Российской империи, особенно на Дальнем Востоке. Макаров долго служил на Дальнем Востоке, хорошо знал театр военных действий, поэтому выбрали его.

Перед отъездом Макаров предложил Морскому министерству решить ряд важнейших задач. Так, Макаров настаивал на немедленной переброске на Дальний Восток отряда кораблей под командованием контр-адмирала А.А. Вирениуса (броненосец, два крейсера 1-го ранга, 7 эсминцев и др. корабли). Однако Морское министерство не поддержало этот план. Отряд Вирениуса, который уже находился у берегов Аравийского полуострова, получил приказ вернуться на Балтику, в Кронштадт. С учётом того, что Тихоокеанская эскадра не имела достаточного числа миноносцев, необходимых для маневренной войны и охраны портов, побережья и решения других локальных задач, Макаров предлагал направить на Дальний Восток дополнительные миноносные силы. Планировалось переправить по железной дороге (такой опыт уже имелся) в Порт-Артур в разобранном виде 8 миноносцев и начать строительство серии из 40 малых миноносцев. Однако и этот замысел не встретил понимания в верхах. Таким образом, Тихоокеанский флот не был усилен.

Прибыв в Порт-Артур, Макаров развернул бурную деятельность. Порт-артурская эскадра прекратила «прятаться» во внутренней гавани крепости и стала выходить в открытое море. За короткое время руководства вице-адмирала С.О. Макарова (чуть более месяца) Тихоокеанская эскадра выходила в Желтое море в поисках встречи с японским Соединенным флотом шесть раз. За все остальное время войны с Японской империей русский флот выходил в открытое море всего три раза: один раз под командованием вице-адмирала О. В. Старка и два раза — под началом В.К. Витгефта.

Вице-адмирал Макаров позаботился о соблюдении секретности, морской разведке, активизации действий Владивостокского отряда крейсеров. В Желтое море стали высылать небольшие отряды быстроходных эскадренных миноносцев для разведки сил противника. Начались боестолкновения с японцами. Навечно вошли в русскую военную летопись моряки эскадренного миноносца «Стерегущий» под командованием лейтенанта А.С. Сергеева. Эсминец был вынужден принять неравный бой (вражеский снаряд повредил машину) с 6 вражескими кораблями. Русские моряки погибли, но не сдались.

Происходили и другие столкновения. В морских окрестностях Порт-Артура четыре русских эскадренных миноносца — «Выносливый» «Властный», «Бесстрашный» и «Внимательный» — заставили отступить вражеский миноносный отряд. В ночь на 23 марта японские миноносцы сделали попытку атаковать русские корабли. Макаров решил, что за атакой миноносцев может последовать нападения главных сил вражеского флота и привел корабли в боевую готовность. И не ошибся. Утром у Порт-Артура появились японские корабли. Макаров приказал немедленно выводить корабли в море, чтобы под прикрытием огня береговых батарей вступить в решительное сражение с вражеским флотом. Планы японского вице-адмирала Того, который хотел провести очередной обстрел Порт-Артура, были сорваны. Японцы потерпели и ещё одну неудачу — в самом начале боя русские эскадренные броненосцы «Ретвизан» и «Победа» накрыли японский броненосец «Фудзи». Японское командование не приняло боя и отвело корабли в море.

Макаров выражал готовность дать решительный боя японскому флоту, что вызвало растерянность у японского морского и сухопутного командования. Переброска японских войск оказалась под угрозой срыва. Однако трагичный случай прервал восстановление боеспособности русского флота. Вечером 30 марта (12 апреля) русские миноносцы вышли на разведку в море. Ночью миноносцы вернулись, но один из миноносцев, «Страшный», под командованием капитана 2-го ранга К.К. Юрасовского, отстал от своих и в темноте присоединился к японским кораблям, приняв их за свои. На рассвете ошибка была обнаружена. «Страшный» принял неравный бой. Шесть японских кораблей атаковали русский миноносец. Команда «Страшного» приняла неравный бой и повторила подвиг «Стерегущего». Большая часть команды погибла. В Порт-Артуре, получив известие о бое, немедленно отправили подкрепления. Дежурный броненосный крейсер «Баян» разогнал японские миноносцы и спас несколько чудом уцелевших человек.

Одновременно корабли русской эскадры стали выходить в море. Вице-адмирал Макаров на флагманском «Петропавловске» пошел навстречу «Баяну», который преследовали японские корабли. Макаров собирался дать бой главным японским силам. 31 марта (13 апреля) «Петропавловск» подорвался на мине и практически мгновенно затонул. Погиб и Макаров со своим штабом, включая главу штаба контр-адмирала М.П. Моласа, погибло 17 (18) корабельных офицеров, 62 (65) матроса. Погиб и находившийся на корабле знаменитый художник Василий Верещагин. Спаслись немногие…

Это был страшный удар для русского флота. Найти соответствующую замену Макарову не смогли. Макаров оказался единственным русским флотоводцем, который действительно мог изменить ход боевых действий на море, соответственно и на войне, в пользу России. Русская Тихоокеанская эскадра была парализована. В России, да и за границей, включая Японию, этому событию уделили большое внимание. Практически все сошлись во мнении, что смерть Макарова была важнее гибели такого первоклассного боевого корабля, как «Петропавловск». Российская империя потеряла настоящего боевого вождя, и найти нового среди «генералов и адмиралов мирного времени» было весьма сложной задачей. Надо отметить, что в Японии выразили большое сожаление по поводу гибели одного из лучших в мире адмиралов.

Сразу же после гибели Макарова в Порт-Артур прибыл главнокомандующий вооруженными силами Российской империи на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев. Он принял на себя командование флотом. 22 апреля командующим флотом был назначен контр-адмирал В.К. Витгефт. Он был руководителем морского отдела штаба царского наместника и инициативностью не отличался. За короткий срок новое командование свело на нет все новшества, которые ввел Макаров. Русская эскадра замерла на внутреннем рейде. Даже дежурство крейсеров на внешнем рейде отменили. Старое правило «беречь и не рисковать», которое установил бездарный адмирал Алексеев, было восстановлено в полном объеме и действовало до самой бесславной гибели русского флота. Уезжая из Порт-Артура в Мукден в связи с угрозой окружения Алексеев дал указания Витгефту активных действий не предпринимать ввиду ослабления сил флота и ограничиться разведкой крейсеров и миноносцев. Да и легкие силы предлагалось не подвергать «особому риску». Инициатива на море окончательно перешла к японцам.

Сражение на реке Ялу


Сухопутный театр

Первоначальная задача Маньчжурской армии заключалась в том, чтобы отвлечь на себя японские войска, помешав противнику нанести мощный удар по Порт-Артуру. После того как были получены достоверные сведения о высадке в портах западного побережья Кореи японских войск и их продвижения на север, временный командующий русской Маньчжурской армией генерал Н.П. Линевич получил приказ задержать противника на рубеже пограничной реки Ялу. Это должно было позволить завершить сосредоточение русских войск, прибывающих их Западной Сибири и Европейской России в районе городов Мукден — Ляоян, и не дать японцам направить к Порт-Артуру превосходящие силы.

В эти дни главнокомандующий русскими силами на Дальнем Востоке адмирал Алексеев получил указания императора Николая II по поводу ведения войны. Царь предлагал все усилия направить на обеспечение сосредоточения войск и удержание КВЖД. В целом указания российского монарха были расплывчаты и обрекали русскую армию на бездействие. Русская армия, как и флот, потеряла стратегическую инициативу, позволив противнику навязывать свою волю.

Надо сказать, что опасаясь русского флота, особенно когда его возглавлял решительный и талантливый флотоводец Макаров, японское командование замедлило процесс переброски войск в Корею. Только 29 марта 1904 года завершили высадку последние соединения 1-й армии генерала Куроки. Весенняя распутица сделала дороги, которых не хватало, труднопроходимыми. Так, путь от Сеула до Пхеньяна в 240 верст передовые части японской армии проделали лишь за 24 дня. Только в 20-х числах апреля передовые силы японской армии появились на левом берегу реки Ялу.

При движении японские войска не встретили серьёзного сопротивления, хотя и ожидали его. В Северной Корее был расположен передовой казачий конный отряд под командованием генерала П. И. Мищенко. Казачий отряд состоял из 22 сотен забайкальской и уссурийской казачьей конницы и одной казачьей артиллерийской батареи. Казаки получили задачу вести разведку и выдвинулись до 100 км южнее реки Ялу. Поэтому на территории Корейского полуострова были только небольшие стычки между казачьими дозорами и передовыми подразделениями японской армии.

Первое сравнительно серьёзное столкновение произошло у Ченшена. Со стороны русских войск в бою приняли участие шесть сотен спешенных казаков (один казачий полк), со стороны японцев — 5 батальонов пехоты, 7 кавалерийских эскадронов, саперная рота и 18 полевых орудий. Исход боя решили японские артиллеристы. Они обстреляли позиции казаков, и те сели на коней и отошли в расположение основных сил на реку Ялу. Обошлось без потерь.

Отступление русских войск из Кореи произвело крайне неблагоприятное впечатление на местное население. К тому же русские дозоры не смогли определить даже приблизительный состав находившихся на марше японских войск. Боевое соприкосновение с японцами было утрачено, что лишало русское командование сведений о противнике. Так, прогнозы русского командования, что на третий месяц войны к Южно-Китайской железной дороге выйдут 10 дивизий противника, не оправдались. Фактически к реке Ялу вышли только 3 японские дивизии.

Русская Маньчжурская армия мобилизовалась и развертывалась крайне медленно. Всё упиралось в реальные, а не бумажные, запланированные свыше, пропускные способности Сибирской железной дороги. За первые полтора месяца войны среднесуточный прирост дальневосточной армейской группировки составлял около одного пехотного батальона, 0,5 сотни конницы и 3 орудий. Только к концу апреля Россия и Япония смогли подготовиться к первым сражениям на сухопутном театре военных действий.

Сражение на реке Ялу


Продолжение следует…
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Сражение на реке Ялу
Сражение на реке Ялу. Часть 2

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. Alez 30 апреля 2014 09:34
    Как много зависит от личности. Погиб Макаров (честь и хвала герою) и все пошло не так.
    1. Turkir 14 мая 2014 15:28
      Вместе с Макаровым погиб художник Верещагин и младший брат Миклухо-Маклая.
  2. Андрей СПБ 30 апреля 2014 11:48
    Да, во все времена не только исход битвы но и ведение войны во многом зависит от решительности и опыта полководца!
    Андрей СПБ
  3. штурман 30 апреля 2014 11:55
    фамилия у вице-адмирала-рожественский. макаров- несомненно хороший человек, но бестолковый военный. не организовал противоминное наблюдение,не менял маршруты развёртывания. в качестве заслуг-геройская гибель 2 миноносцев, броненосца и собственная.
    штурман
  4. Gomunkul 30 апреля 2014 12:34
    Неблагоприятное развитие ситуации на Дальнем Востоке и особенно пассивность Порт-артурской эскадры заставили русское верховное командование подумать о назначении нового командующего флотом Тихого океана.
    Говорить о пассивности эскадры и неблагоприятном развитии ситуации не совсем правильно. Этому предшествовало много причин и уже как следствие война с Японией. Если автор статьи взялся за такую не лёгкую работу, то начать нужно было именно с причин, почему случилась эта война, чтобы получилась полная картина. Статье плюс. hi
  5. Prometey 30 апреля 2014 18:07
    В большинстве случаев А. Самсонов пишет хороший материал. Но данная статья, наполнена типовыми клише.
    Найти соответствующую замену Макарову не смогли

    Это что получается - на всю Российскую империю приходился лишь один боле-менее толковый адмирал? Попахивает дешевой большевистской агиткой.
    Макаров оказался единственным русским флотоводцем, который действительно мог изменить ход боевых действий на море, соответственно и на войне, в пользу России.

    Очень интересно было бы узнать, на основании чего автор делает столь категоричный вывод?
    Российская империя потеряла настоящего боевого вождя, и найти нового среди «генералов и адмиралов мирного времени» было весьма сложной задачей

    Ну это вообще, перл. Какие боевые заслуги были у Макарова, который вообще не располагал опытом командования таким соединением, как эскадра?
  6. Bosk 30 апреля 2014 19:48
    Говоря о Русско-Японской войне не надо забывать "стратегию" Куропаткина который постоянно требовал от войск "всеми мерами избегать решительного боя" до отхода "на главные силы нашей армии", он и о сражении на Ялу доложил царю , что "бой у Ялу явился случайным, как для начальников, так и для войск"...вот такой вот случайный бой в котором положили головы более двух тысяч российских воинов...
  7. Yarik 30 апреля 2014 21:01
    штурман Сегодня, 11:55
    фамилия у вице-адмирала-рожественский. макаров- несомненно хороший человек, но бестолковый военный. не организовал противоминное наблюдение,не менял маршруты развёртывания. в качестве заслуг-геройская гибель 2 миноносцев, броненосца и собственная.

    В принципе, согласен.Но! Организовал взаимодействие армейцев с эскадрой и дежурства канлодок и эсминцев в проходе. Т.о., брандерами японцам блокировать не удалось.
    1. Artem1967 1 мая 2014 20:46
      В принципе не согласен! По бестолковому адмиралу и свои и враги скорбить не будут. Да, боевого опыта в ранге командующего Макарову не хватало, но была энергия, инициатива и вера в себя и своих людей. А это предпосылка к победе, и подчиненые это чувствовали. Кстати, противоминное наблюдение велось и подозрительная суета на рейде было зафиксирована русскими постами, но по невыясненым обстоятельствам перед выходом эскадры фарватер протрален не был. Вопрос - почему? К чему привела последующая гибельная безинициативность русского флота все знают.
      Artem1967

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня