Military Review

Battle of the Yalu River

9
18 April (1 May) 1904, the first significant land battle of the Russian-Japanese war. The failure of the Russian troops on the border river Yalu near the city of Jiulienchen (Turenchen) was the first defeat of the Russian Empire on land. The Japanese army broke free to the operating room. The first defeat undermined the morale of the Russian army. The Russian command had an exaggerated, erroneous opinion about the strength of the Japanese army.


The onset of the Japanese. Maritime Theater

On the night of January 27 (February 9) 1904, the Japanese fleet attacked the Russian squadron in Port Arthur (Attack on port arthur). As a result of the attack, the two strongest ships of the Russian squadron, the squadron battleships Retvisan and Tsarevich, were put out of action for several weeks.

Blocking or destroying the ships of the Russian squadron was the most important task of the Japanese fleet. It was necessary to ensure the landing of the Japanese armies. Therefore, in the future, the Japanese made attempts to block the Russian squadron in the inner harbor of Port Arthur with the help of firebrand vessels that wanted to flood at the entrance to the harbor. However, the diversion failed. The Japanese United Fleet blocked Port Arthur and was engaged in covering up the landing forces, which were transferred from the Japanese islands to Korea. The Russian Pacific Fleet, weakened at the very beginning of the war, and the Russian Manchu army, the deployment of which dragged on for a month and a half, could not prevent the Japanese from landing and fulfill the main task of the initial stage of the war.

The unfavorable development of the situation in the Far East and especially the passivity of the Port Arthur squadron forced the Russian high command to think about the appointment of a new commander of the Pacific Fleet. There were two candidates - Vice-Admiral Zinovy ​​Petrovich Rozhdestvensky, Chief of the Main Naval Staff, and a talented commander, a famous Arctic explorer and scientist, Vice-Admiral Stepan Osipovich Makarov, who commanded Kronstadt. Makarov was disliked at court because of his “restless nature”, but it was he who foresaw the sad outcome of the war if measures were not immediately taken to increase the combat capability of the armed forces of the Russian Empire, especially in the Far East. Makarov served in the Far East for a long time, knew the theater of military operations well, so he was chosen.

Before leaving, Makarov offered the Sea Ministry to solve a number of important tasks. Thus, Makarov insisted on the immediate transfer to the Far East of a detachment of ships under the command of Rear Admiral A.A. Vireniusa (battleship, two cruisers of 1 rank, 7 destroyers and other ships). However, the Marine Ministry did not support this plan. Virenius's detachment, which was already located off the coast of the Arabian Peninsula, was ordered to return to the Baltic, in Kronstadt. Taking into account the fact that the Pacific squadron did not have a sufficient number of destroyers necessary for maneuvering war and the protection of ports, coasts and the solution of other local tasks, Makarov proposed to send additional torpedoing forces to the Far East. It was planned to ship by rail (this experience already existed) to Port Arthur in dismantled 8 destroyers and to begin construction of a series of small destroyers from the 40. However, this idea did not meet with understanding at the top. Thus, the Pacific Fleet was not strengthened.

Arriving at Port Arthur, Makarov launched a stormy activity. The Port-Artur squadron ceased to "hide" in the inner harbor of the fortress and began to go out into the open sea. In a short time, the leadership of Vice-Admiral S.O. Makarova (a little over a month). The Pacific squadron went into the Yellow Sea in search of a meeting with the Japanese United Fleet six times. For the rest of the war with the Japanese Empire, the Russian fleet went out into the open sea only three times: once under the command of Vice-Admiral O. V. Stark and twice under the command of V.К. Witgefta.

Vice-Admiral Makarov took care of secrecy, maritime intelligence, activation of the actions of the Vladivostok detachment of cruisers. In the Yellow Sea began to send small detachments of high-speed squadron destroyers for reconnaissance of enemy forces. Began clashes with the Japanese. Eternally, the sailors of the destroyer Sterushushchy under the command of Lieutenant A.S. Sergeyeva. The destroyer was forced to take an unequal battle (enemy projectile damaged the machine) with 6 enemy ships. Russian sailors died, but did not surrender.

There were other clashes. In the maritime environs of Port Arthur, four Russian destroyers of the destroyer — Vigorous, Imperious, Fearless, and Attentive — forced the enemy destroyer squad to retreat. On the night of March 23, the Japanese destroyers made an attempt to attack the Russian ships. Makarov decided that the attack of the destroyers could be followed by the attacks of the main forces of the enemy fleet and brought the ships on alert. And no mistake. Morning at Port Arthur appeared Japanese ships. Makarov ordered that ships be put into the sea immediately in order to engage in a decisive battle with the enemy fleet under cover of coastal batteries. The plans of the Japanese Vice-Admiral Togo, who wanted to conduct another shelling of Port Arthur, were thwarted. The Japanese suffered another failure - at the very beginning of the battle the Russian squadron battleships Retvisan and Victory covered the Japanese battleship Fuji. The Japanese command did not take the fight and took the ships to sea.

Makarov expressed his readiness to give a decisive battle to the Japanese fleet, which caused confusion among the Japanese naval and land command. The transfer of Japanese troops was in jeopardy. However, the tragic incident interrupted the restoration of the combat capability of the Russian fleet. In the evening of March 30 (April 12), the Russian destroyers went on reconnaissance at sea. At night, the destroyers returned, but one of the destroyers, "The Terrible", under the command of the captain of the 2 rank KK Yurasovsky, behind his and in the dark joined the Japanese ships, taking them for their own. At dawn, an error was detected. "The Terrible" took an unequal battle. Six Japanese ships attacked the Russian destroyer. The team of "The Terrible" took an unequal battle and repeated the feat of the "guard". Most of the team died. In Port Arthur, having received the news of the battle, they immediately sent reinforcements. The duty armored cruiser Bayan dispersed the Japanese destroyers and rescued several miraculously survived people.

At the same time the ships of the Russian squadron began to go to sea. Vice-Admiral Makarov on the flagship "Petropavlovsk" went to meet the "Bayan", which pursued the Japanese ships. Makarov was going to give battle to the main Japanese forces. March 31 (April 13) “Petropavlovsk” hit a mine and sank almost instantly. Makarov died with his headquarters, including the head of the staff of Rear Admiral MP Molasa, 17 (18) ship officers died, 62 (65) sailor. The famous artist Vasily Vereshchagin who was on the ship also died. Few saved ...

It was a terrible blow for the Russian fleet. Find the appropriate replacement Makarov could not. Makarov was the only Russian naval commander who really could change the course of military operations at sea, respectively, and in the war, in favor of Russia. The Russian Pacific squadron was paralyzed. In Russia and abroad, including Japan, much attention was paid to this event. Practically everyone agreed that the death of Makarov was more important than the death of such a first-class warship as the Petropavlovsk. The Russian Empire has lost a real militant leader, and finding a new one among the “generals and admirals of peacetime” was a very difficult task. It should be noted that Japan expressed great regret over the death of one of the world's best admirals.

Immediately after the death of Makarov, Admiral E.I., Commander-in-Chief of the armed forces of the Russian Empire in the Far East, arrived in Port Arthur. Alekseev. He took command of the fleet. On April 22, Rear Admiral V.K. was appointed fleet commander. Witgeft. He was the head of the naval department of the royal governor’s headquarters and was not very initiative. In a short time, the new command nullified all the innovations that Makarov introduced. Russian squadron froze in the inner raid. Even the duty of the cruisers on the outer roadstead was canceled. The old rule “to preserve and not to risk”, which was established by the talentless admiral Alekseev, was restored in full and operated until the most inglorious death of the Russian fleet. Leaving Port Arthur for Mukden in connection with the threat of encirclement, Alekseev instructed Vitgeft not to take active measures in view of the weakening of the fleet and limit himself to reconnaissance of cruisers and destroyers. Yes, and light forces proposed not to put "particular risk." The initiative at sea finally passed to the Japanese.

Battle of the Yalu River


Land Theater

The initial task of the Manchurian army was to divert Japanese troops, preventing the enemy from delivering a powerful blow to Port Arthur. After reliable information was received about the landing of Japanese troops in the ports of the west coast of Korea and their advancement to the north, the temporary commander of the Russian Manchurian army, General N.P. Linevich received an order to detain the enemy at the turn of the border river Yalu. This should have allowed to complete the concentration of Russian troops arriving in Western Siberia and European Russia in the area of ​​the cities of Mukden - Liaoyang, and not allow the Japanese to send superior forces to Port Arthur.

These days, the commander-in-chief of the Russian forces in the Far East, Admiral Alekseyev, received instructions from Emperor Nicholas II on the conduct of the war. The king offered all efforts to focus on the concentration of troops and the retention of the CER. In general, the instructions of the Russian monarch were vague and doomed the Russian army to inaction. The Russian army, like the fleet, lost its strategic initiative, allowing the enemy to impose its will.

It must be said that fearing the Russian fleet, especially when it was headed by the decisive and talented naval commander Makarov, the Japanese command slowed down the process of the transfer of troops to Korea. Only 29 March 1904 completed the landing of General Kuroki’s latest 1 Army units. Spring thaw made the roads, which were lacking, impassable. Thus, the advanced units of the Japanese army made their way from Seoul to Pyongyang to 240 versts only in 24 of the day. It was only in 20 April that the advanced forces of the Japanese army appeared on the left bank of the Yalu River.

When moving, the Japanese troops did not meet with serious resistance, although they expected it. An advanced Cossack cavalry detachment under the command of General P. I. Mishchenko was located in North Korea. The Cossack detachment consisted of 22 hundreds of Trans-Baikal and Ussuri Cossack cavalry and one Cossack artillery battery. The Cossacks received the task of reconnaissance and advanced to 100 km south of the Yalu River. Therefore, on the territory of the Korean Peninsula, there were only minor clashes between Cossack patrols and advanced units of the Japanese army.

The first relatively serious collision occurred at Chenshen. On the Russian side, six hundred dismounted Cossacks (one Cossack regiment) took part in the battle; on the Japanese side, the 5 infantry battalions, the 7 cavalry squadrons, the engineer company and the 18 field guns. The outcome of the battle was decided by Japanese gunners. They fired at the positions of the Cossacks, and they mounted their horses and retreated to the location of the main forces on the Yalu River. There were no losses.

The retreat of the Russian troops from Korea made an extremely unfavorable impression on the local population. In addition, the Russian patrols were unable to determine even the approximate composition of the Japanese troops on the march. Combat contact with the Japanese was lost, which deprived the Russian command of information about the enemy. Thus, the forecasts of the Russian command that 10 enemy divisions would come out to the South China Railway in the third month of the war did not materialize. In fact, only 3 Japanese divisions reached the Yalu River.

The Russian Manchurian army mobilized and deployed very slowly. Everything rested on real, rather than paper, planned above, carrying capacities of the Siberian Railway. During the first month and a half of the war, the average daily growth of the Far Eastern army group was about one infantry battalion, 0,5 hundreds of cavalry and 3 guns. Only by the end of April Russia and Japan were able to prepare for the first battles in the land theater of military operations.



To be continued ...
Author:
Articles from this series:
Battle of the Yalu River
The battle on the river Yalu. Part of 2
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Alez
    Alez April 30 2014 09: 34
    +1
    How much depends on the person. Makarov died (honor and praise to the hero) and everything went wrong.
    1. Turkir
      Turkir 14 May 2014 15: 28
      0
      Together with Makarov, the artist Vereshchagin and the younger brother of Miklouho-Maclay died.
  2. Andrey SPB
    Andrey SPB April 30 2014 11: 48
    +5
    Yes, at all times, not only the outcome of the battle but also the conduct of the war largely depends on the decisiveness and experience of the commander!
  3. navigator
    navigator April 30 2014 11: 55
    0
    the surname of Vice Admiral is Christmas. Makarov is undoubtedly a good man, but a stupid military man. did not organize mine observation, did not change deployment routes. as merit, the heroic death of 2 destroyers, an armadillo and one of its own.
  4. Gomunkul
    Gomunkul April 30 2014 12: 34
    0
    The unfavorable development of the situation in the Far East and especially the passivity of the Port Arthur squadron made the Russian high command think about appointing a new commander of the Pacific Fleet.
    Talking about the passivity of the squadron and the unfavorable development of the situation is not entirely correct. This was preceded by many reasons and, as a consequence, the war with Japan. If the author of the article took up such a hard job, then it was necessary to start precisely with the reasons why this war happened in order to get a complete picture. Article plus. hi
  5. Prometey
    Prometey April 30 2014 18: 07
    0
    In most cases, A. Samsonov writes good material. But this article is filled with typical cliches.
    Find a suitable replacement Makarov could not

    This is what happens - for the entire Russian Empire there was only one more or less sensible admiral? It smacks of cheap Bolshevik agitation.
    Makarov was the only Russian naval commander who could really change the course of hostilities at sea, respectively, and in the war, in favor of Russia.

    It would be very interesting to know on the basis of what the author makes such a categorical conclusion?
    The Russian Empire lost a true war leader, and finding a new one among the “peacetime generals and admirals” was a very difficult task

    Well, that’s it, pearl. What military merits did Makarov have, who generally did not have the experience of commanding such a formation as a squadron?
  6. Bosk
    Bosk April 30 2014 19: 48
    0
    Speaking about the Russo-Japanese War, one must not forget the "strategy" of Kuropatkin, who constantly demanded that the troops "by all means avoid a decisive battle" until the withdrawal "to the main forces of our army," he also reported to the tsar about the battle on Yalu that " random, both for the commanders and for the troops "... this is such a random battle in which more than two thousand Russian soldiers laid their heads ...
  7. Yarik
    Yarik April 30 2014 21: 01
    0
    navigator Today, 11:55
    the surname of Vice Admiral is Christmas. Makarov is undoubtedly a good man, but a stupid military man. did not organize mine observation, did not change deployment routes. as merit, the heroic death of 2 destroyers, an armadillo and one of its own.

    In principle, I agree. But! He organized the interaction of the army with the squadron and the watch on the cannons and destroyers in the aisle. Thus, the Japanese failed to block the firewalls.
    1. Artem1967
      Artem1967 1 May 2014 20: 46
      +2
      In principle, I do not agree! According to the stupid admiral, both their own and enemies will not grieve. Yes, the military experience in the rank of commander Makarov was not enough, but there was energy, initiative and faith in himself and his people. And this is a prerequisite for victory, and subordinates felt it. By the way, mine observation was carried out and suspicious fuss in the raid was recorded by Russian posts, but due to unclear circumstances the fairway was not wiped out before the squadron left. The question is why? What the subsequent disastrous lack of initiative of the Russian fleet led everyone to know.

Сражение на реке Ялу

18 апреля (1 мая) 1904 года произошло первое значительное сухопутное сражение Русско-японской войны. Неудача русских войск на пограничной реке Ялу у города Цзюляньчэн (Тюренчен) стала первым поражением Российской империи на суше. Японская армия вырвалась на оперативный простор. Первое поражение подорвало боевой дух русской армии. У русского командования сложилось преувеличенное, ошибочное мнение о силе японской армии.

Наступление японцев. Морской театр

В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года японский флот атаковал русскую эскадру в Порт-Артуре (Нападение на Порт-Артур). В результате атаки были на несколько недель выведены из строя два сильнейших корабля русской эскадры — эскадренные броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич».


Блокирование или уничтожение кораблей русской эскадры было важнейшей задачей японского флота. Необходимо было обеспечить высадку японских армий. Поэтому в дальнейшем японцы предприняли попытки блокировать русскую эскадру во внутренней гавани Порт-Артура с помощью судов-брандеров, которые хотели затопить на входе в гавань. Однако диверсия не удалась. Японский Соединенный флот блокировал Порт-Артур и занимался прикрытием десантных сил, которые перебрасывали с Японских островов в Корею. Русский Тихоокеанский флот, ослабленный в самом начале войны, и русская Маньчжурская армия, развертывание которой затянулось на полтора месяца, не смогли помешать японцам провести высадку десанта и выполнить основную задачу начального этапа войны.

Неблагоприятное развитие ситуации на Дальнем Востоке и особенно пассивность Порт-артурской эскадры заставили русское верховное командование подумать о назначении нового командующего флотом Тихого океана. Кандидатур было две — начальник Главного морского штаба вице-адмирал Зиновий Петрович Рождественский и талантливый командир, знаменитый исследователь Арктики и ученый вице-адмирал Степан Осипович Макаров, который командовал Кронштадтом. Макарова не любили при дворе за его «беспокойный характер», но именно он предвидел печальный исход войны в том случае, если немедленно не будут предприняты меры по повышению боеспособность вооруженных сил Российской империи, особенно на Дальнем Востоке. Макаров долго служил на Дальнем Востоке, хорошо знал театр военных действий, поэтому выбрали его.

Перед отъездом Макаров предложил Морскому министерству решить ряд важнейших задач. Так, Макаров настаивал на немедленной переброске на Дальний Восток отряда кораблей под командованием контр-адмирала А.А. Вирениуса (броненосец, два крейсера 1-го ранга, 7 эсминцев и др. корабли). Однако Морское министерство не поддержало этот план. Отряд Вирениуса, который уже находился у берегов Аравийского полуострова, получил приказ вернуться на Балтику, в Кронштадт. С учётом того, что Тихоокеанская эскадра не имела достаточного числа миноносцев, необходимых для маневренной войны и охраны портов, побережья и решения других локальных задач, Макаров предлагал направить на Дальний Восток дополнительные миноносные силы. Планировалось переправить по железной дороге (такой опыт уже имелся) в Порт-Артур в разобранном виде 8 миноносцев и начать строительство серии из 40 малых миноносцев. Однако и этот замысел не встретил понимания в верхах. Таким образом, Тихоокеанский флот не был усилен.

Прибыв в Порт-Артур, Макаров развернул бурную деятельность. Порт-артурская эскадра прекратила «прятаться» во внутренней гавани крепости и стала выходить в открытое море. За короткое время руководства вице-адмирала С.О. Макарова (чуть более месяца) Тихоокеанская эскадра выходила в Желтое море в поисках встречи с японским Соединенным флотом шесть раз. За все остальное время войны с Японской империей русский флот выходил в открытое море всего три раза: один раз под командованием вице-адмирала О. В. Старка и два раза — под началом В.К. Витгефта.

Вице-адмирал Макаров позаботился о соблюдении секретности, морской разведке, активизации действий Владивостокского отряда крейсеров. В Желтое море стали высылать небольшие отряды быстроходных эскадренных миноносцев для разведки сил противника. Начались боестолкновения с японцами. Навечно вошли в русскую военную летопись моряки эскадренного миноносца «Стерегущий» под командованием лейтенанта А.С. Сергеева. Эсминец был вынужден принять неравный бой (вражеский снаряд повредил машину) с 6 вражескими кораблями. Русские моряки погибли, но не сдались.

Происходили и другие столкновения. В морских окрестностях Порт-Артура четыре русских эскадренных миноносца — «Выносливый» «Властный», «Бесстрашный» и «Внимательный» — заставили отступить вражеский миноносный отряд. В ночь на 23 марта японские миноносцы сделали попытку атаковать русские корабли. Макаров решил, что за атакой миноносцев может последовать нападения главных сил вражеского флота и привел корабли в боевую готовность. И не ошибся. Утром у Порт-Артура появились японские корабли. Макаров приказал немедленно выводить корабли в море, чтобы под прикрытием огня береговых батарей вступить в решительное сражение с вражеским флотом. Планы японского вице-адмирала Того, который хотел провести очередной обстрел Порт-Артура, были сорваны. Японцы потерпели и ещё одну неудачу — в самом начале боя русские эскадренные броненосцы «Ретвизан» и «Победа» накрыли японский броненосец «Фудзи». Японское командование не приняло боя и отвело корабли в море.

Макаров выражал готовность дать решительный боя японскому флоту, что вызвало растерянность у японского морского и сухопутного командования. Переброска японских войск оказалась под угрозой срыва. Однако трагичный случай прервал восстановление боеспособности русского флота. Вечером 30 марта (12 апреля) русские миноносцы вышли на разведку в море. Ночью миноносцы вернулись, но один из миноносцев, «Страшный», под командованием капитана 2-го ранга К.К. Юрасовского, отстал от своих и в темноте присоединился к японским кораблям, приняв их за свои. На рассвете ошибка была обнаружена. «Страшный» принял неравный бой. Шесть японских кораблей атаковали русский миноносец. Команда «Страшного» приняла неравный бой и повторила подвиг «Стерегущего». Большая часть команды погибла. В Порт-Артуре, получив известие о бое, немедленно отправили подкрепления. Дежурный броненосный крейсер «Баян» разогнал японские миноносцы и спас несколько чудом уцелевших человек.

Одновременно корабли русской эскадры стали выходить в море. Вице-адмирал Макаров на флагманском «Петропавловске» пошел навстречу «Баяну», который преследовали японские корабли. Макаров собирался дать бой главным японским силам. 31 марта (13 апреля) «Петропавловск» подорвался на мине и практически мгновенно затонул. Погиб и Макаров со своим штабом, включая главу штаба контр-адмирала М.П. Моласа, погибло 17 (18) корабельных офицеров, 62 (65) матроса. Погиб и находившийся на корабле знаменитый художник Василий Верещагин. Спаслись немногие…

Это был страшный удар для русского флота. Найти соответствующую замену Макарову не смогли. Макаров оказался единственным русским флотоводцем, который действительно мог изменить ход боевых действий на море, соответственно и на войне, в пользу России. Русская Тихоокеанская эскадра была парализована. В России, да и за границей, включая Японию, этому событию уделили большое внимание. Практически все сошлись во мнении, что смерть Макарова была важнее гибели такого первоклассного боевого корабля, как «Петропавловск». Российская империя потеряла настоящего боевого вождя, и найти нового среди «генералов и адмиралов мирного времени» было весьма сложной задачей. Надо отметить, что в Японии выразили большое сожаление по поводу гибели одного из лучших в мире адмиралов.

Сразу же после гибели Макарова в Порт-Артур прибыл главнокомандующий вооруженными силами Российской империи на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев. Он принял на себя командование флотом. 22 апреля командующим флотом был назначен контр-адмирал В.К. Витгефт. Он был руководителем морского отдела штаба царского наместника и инициативностью не отличался. За короткий срок новое командование свело на нет все новшества, которые ввел Макаров. Русская эскадра замерла на внутреннем рейде. Даже дежурство крейсеров на внешнем рейде отменили. Старое правило «беречь и не рисковать», которое установил бездарный адмирал Алексеев, было восстановлено в полном объеме и действовало до самой бесславной гибели русского флота. Уезжая из Порт-Артура в Мукден в связи с угрозой окружения Алексеев дал указания Витгефту активных действий не предпринимать ввиду ослабления сил флота и ограничиться разведкой крейсеров и миноносцев. Да и легкие силы предлагалось не подвергать «особому риску». Инициатива на море окончательно перешла к японцам.

Сражение на реке Ялу


Сухопутный театр

Первоначальная задача Маньчжурской армии заключалась в том, чтобы отвлечь на себя японские войска, помешав противнику нанести мощный удар по Порт-Артуру. После того как были получены достоверные сведения о высадке в портах западного побережья Кореи японских войск и их продвижения на север, временный командующий русской Маньчжурской армией генерал Н.П. Линевич получил приказ задержать противника на рубеже пограничной реки Ялу. Это должно было позволить завершить сосредоточение русских войск, прибывающих их Западной Сибири и Европейской России в районе городов Мукден — Ляоян, и не дать японцам направить к Порт-Артуру превосходящие силы.

В эти дни главнокомандующий русскими силами на Дальнем Востоке адмирал Алексеев получил указания императора Николая II по поводу ведения войны. Царь предлагал все усилия направить на обеспечение сосредоточения войск и удержание КВЖД. В целом указания российского монарха были расплывчаты и обрекали русскую армию на бездействие. Русская армия, как и флот, потеряла стратегическую инициативу, позволив противнику навязывать свою волю.

Надо сказать, что опасаясь русского флота, особенно когда его возглавлял решительный и талантливый флотоводец Макаров, японское командование замедлило процесс переброски войск в Корею. Только 29 марта 1904 года завершили высадку последние соединения 1-й армии генерала Куроки. Весенняя распутица сделала дороги, которых не хватало, труднопроходимыми. Так, путь от Сеула до Пхеньяна в 240 верст передовые части японской армии проделали лишь за 24 дня. Только в 20-х числах апреля передовые силы японской армии появились на левом берегу реки Ялу.

При движении японские войска не встретили серьёзного сопротивления, хотя и ожидали его. В Северной Корее был расположен передовой казачий конный отряд под командованием генерала П. И. Мищенко. Казачий отряд состоял из 22 сотен забайкальской и уссурийской казачьей конницы и одной казачьей артиллерийской батареи. Казаки получили задачу вести разведку и выдвинулись до 100 км южнее реки Ялу. Поэтому на территории Корейского полуострова были только небольшие стычки между казачьими дозорами и передовыми подразделениями японской армии.

Первое сравнительно серьёзное столкновение произошло у Ченшена. Со стороны русских войск в бою приняли участие шесть сотен спешенных казаков (один казачий полк), со стороны японцев — 5 батальонов пехоты, 7 кавалерийских эскадронов, саперная рота и 18 полевых орудий. Исход боя решили японские артиллеристы. Они обстреляли позиции казаков, и те сели на коней и отошли в расположение основных сил на реку Ялу. Обошлось без потерь.

Отступление русских войск из Кореи произвело крайне неблагоприятное впечатление на местное население. К тому же русские дозоры не смогли определить даже приблизительный состав находившихся на марше японских войск. Боевое соприкосновение с японцами было утрачено, что лишало русское командование сведений о противнике. Так, прогнозы русского командования, что на третий месяц войны к Южно-Китайской железной дороге выйдут 10 дивизий противника, не оправдались. Фактически к реке Ялу вышли только 3 японские дивизии.

Русская Маньчжурская армия мобилизовалась и развертывалась крайне медленно. Всё упиралось в реальные, а не бумажные, запланированные свыше, пропускные способности Сибирской железной дороги. За первые полтора месяца войны среднесуточный прирост дальневосточной армейской группировки составлял около одного пехотного батальона, 0,5 сотни конницы и 3 орудий. Только к концу апреля Россия и Япония смогли подготовиться к первым сражениям на сухопутном театре военных действий.

Сражение на реке Ялу


Продолжение следует…
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Сражение на реке Ялу
Сражение на реке Ялу. Часть 2

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. Alez 30 апреля 2014 09:34
    Как много зависит от личности. Погиб Макаров (честь и хвала герою) и все пошло не так.
    1. Turkir 14 мая 2014 15:28
      Вместе с Макаровым погиб художник Верещагин и младший брат Миклухо-Маклая.
  2. Андрей СПБ 30 апреля 2014 11:48
    Да, во все времена не только исход битвы но и ведение войны во многом зависит от решительности и опыта полководца!
    Андрей СПБ
  3. штурман 30 апреля 2014 11:55
    фамилия у вице-адмирала-рожественский. макаров- несомненно хороший человек, но бестолковый военный. не организовал противоминное наблюдение,не менял маршруты развёртывания. в качестве заслуг-геройская гибель 2 миноносцев, броненосца и собственная.
    штурман
  4. Gomunkul 30 апреля 2014 12:34
    Неблагоприятное развитие ситуации на Дальнем Востоке и особенно пассивность Порт-артурской эскадры заставили русское верховное командование подумать о назначении нового командующего флотом Тихого океана.
    Говорить о пассивности эскадры и неблагоприятном развитии ситуации не совсем правильно. Этому предшествовало много причин и уже как следствие война с Японией. Если автор статьи взялся за такую не лёгкую работу, то начать нужно было именно с причин, почему случилась эта война, чтобы получилась полная картина. Статье плюс. hi
  5. Prometey 30 апреля 2014 18:07
    В большинстве случаев А. Самсонов пишет хороший материал. Но данная статья, наполнена типовыми клише.
    Найти соответствующую замену Макарову не смогли

    Это что получается - на всю Российскую империю приходился лишь один боле-менее толковый адмирал? Попахивает дешевой большевистской агиткой.
    Макаров оказался единственным русским флотоводцем, который действительно мог изменить ход боевых действий на море, соответственно и на войне, в пользу России.

    Очень интересно было бы узнать, на основании чего автор делает столь категоричный вывод?
    Российская империя потеряла настоящего боевого вождя, и найти нового среди «генералов и адмиралов мирного времени» было весьма сложной задачей

    Ну это вообще, перл. Какие боевые заслуги были у Макарова, который вообще не располагал опытом командования таким соединением, как эскадра?
  6. Bosk 30 апреля 2014 19:48
    Говоря о Русско-Японской войне не надо забывать "стратегию" Куропаткина который постоянно требовал от войск "всеми мерами избегать решительного боя" до отхода "на главные силы нашей армии", он и о сражении на Ялу доложил царю , что "бой у Ялу явился случайным, как для начальников, так и для войск"...вот такой вот случайный бой в котором положили головы более двух тысяч российских воинов...
  7. Yarik 30 апреля 2014 21:01
    штурман Сегодня, 11:55
    фамилия у вице-адмирала-рожественский. макаров- несомненно хороший человек, но бестолковый военный. не организовал противоминное наблюдение,не менял маршруты развёртывания. в качестве заслуг-геройская гибель 2 миноносцев, броненосца и собственная.

    В принципе, согласен.Но! Организовал взаимодействие армейцев с эскадрой и дежурства канлодок и эсминцев в проходе. Т.о., брандерами японцам блокировать не удалось.
    1. Artem1967 1 мая 2014 20:46
      В принципе не согласен! По бестолковому адмиралу и свои и враги скорбить не будут. Да, боевого опыта в ранге командующего Макарову не хватало, но была энергия, инициатива и вера в себя и своих людей. А это предпосылка к победе, и подчиненые это чувствовали. Кстати, противоминное наблюдение велось и подозрительная суета на рейде было зафиксирована русскими постами, но по невыясненым обстоятельствам перед выходом эскадры фарватер протрален не был. Вопрос - почему? К чему привела последующая гибельная безинициативность русского флота все знают.
      Artem1967

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня