Су-34: из Сибири с любовью

Су-34: из Сибири с любовью


20 марта 2014 года произошло знаменательное событие – постановлением правительства РФ был принят на вооружение фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34. Это первый боевой самолет, официально принятый на вооружение в постсоветской России.

Очень важно, что все работы по проектированию самолета и запуску в производство прошли в последние два десятилетия. Это новая разработка, а не завершение давнего советского задела. Контракт на разработку перспективного истребителя-бомбардировщика, получившего обозначение Су-27ИБ, был подписан в 1989 году.


Первый полет предсерийного варианта состоялся 18 декабря 1993 года. В 1995 году новую машину показали на авиасалоне в французском Ле Бурже под названием Су-32ФН. В безденежные 1990-е работа над самолетом замедлилась. Только в июне 2003 года Минобороны РФ подписало Акт предварительного заключения, что позволило допустить бомбардировщик, получивший название Су-34, к опытной эксплуатации.

В 2006-м был подписан первый контракт на изготовление опытной партии из пяти самолетов с поставкой в 2007–2009 годах. Производство разместили на ОАО «Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова» (НАЗ им. В.П. Чкалова), где раньше собирали Су-24. К тому времени завод был в плачевном состоянии. Государство новые самолеты не заказывало, сборочные цеха опустели. Предприятие выживало за счет ширпотреба, изготовления инструмента, стальных дверей и т.п. Достаточно сказать, что сейчас в цехе окончательной сборки из 250 рабочих только 5 – ветераны еще с советским стажем.

В период освоения производства, связанный с набором и обучением людей, фактически «на коленке» собирали, по сути, один самолет в год. В 2008 году был подписан госконтракт уже на поставку серии в 32 Су-34 в период с 2010 по 2013 год. Задание было успешно выполнено, и сейчас идет производство 92 самолетов в период 2013–2020 годов. План текущего года – 16 машин. Однако не исключено производство двух самолетов в счет уже следующего года. Су-34 высоко оценили в ВВС России и хотели бы иметь больше таких машин.

ПУТЕШЕСТВИЕ ДЕТАЛИ

Все знают, что современный самолет – очень сложная машина. Но знать и понимать – разные вещи. Понимать начинаешь, когда своими глазами видишь, как листы металла превращаются в детали, потом в отдельные агрегаты и сборки. И наконец сходятся в цехе окончательной сборки, откуда выкатывается уже готовый Су-34, только не окрашенный.

За два дня даже просто обойти все цеха Новосибирского авиазавода невозможно, но с основным производством можно успеть ознакомиться. И даже с людьми поговорить. Такую возможность корреспонденту «НВО» предоставила пресс-служба ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

Для того чтобы начать производство самолета, надо сперва разработать технологию изготовления каждой детали, спроектировать и сделать различную оснастку. Чтобы отштамповать первую пластину дюраля, следует сделать этот самый штамп. А таких деталей сотни и тысячи. Если быть совсем точным, фронтовой бомбардировщик Су-34 состоит из 57 тыс. деталей, которые соединены десятками тысяч клепок и болтов. Около 200 предприятий поставляют покупную кооперацию – комплектующие, материалы, агрегаты, бортовое оборудование и т.д. И если речь зашла о покупке, 75% стоимости самолета приходится как раз на кооперацию.

Лишнего на гособоронзаказе не заработаешь. Если цена приобретения Су-34 в первом контракте была 1,3 млрд руб., то в следующем уже только 1,05 млрд. руб. То есть по мере перехода к крупносерийному производству себестоимость продукции должна снижаться. По словам директора предприятия Сергея Смирнова, первоначально на производство самолета требовалось 460 тыс. часов работы, сейчас – 170 тыс. часов.

Основной способ сократить затраты времени и удешевить изготовление детали – современное высокопроизводительное оборудование. Несколько лет назад в механических цехах имелось всего несколько единиц импортного оборудования. Сегодня – 160 обрабатывающих центров. Если раньше на изготовление сложной детали требовалось, условно говоря, 20 смен, то сейчас – 3–4.

Современный станок сверкает белой эмалью и стеклом, никаких потеков масла и луж эмульсии. На участке, где обрабатывают листы титановой брони, обрабатывающие центры имеют размер морского контейнера с раздвижной стеклянной стеной. Рабочий входит внутрь, чтобы закрепить деталь и инструмент. За процессом обработки наблюдает сквозь стекло.

В специальном бюро разрабатываются программы обработки, моделируются процессы. Затем программа передается на станок. Если раньше на производстве требовались виртуозы-станочники, то сейчас – виртуозы-программисты. Но и старые универсальные станки не все отправлены в утиль. Черновая обработка, подрезка и другие операции, не требующие высокой точности, проще и дешевле проводить старым добрым фрезерованием.

Бронекапсула кабины, где плечо в плечо располагаются два летчика, целиком сварена из листов титана толщиной до 17 мм. А весит всего 380 кг. Сварка титановых деталей – очень сложный процесс. Этот металл при нагреве свыше 400 градусов начинает активно окисляться, а в кислородной среде даже способен к самовозгоранию. Поэтому сварка ведется в среде аргона.

Сборщики-клепальщики из простых элементов собирают конструкции самолетного планера. Большую дюралевую пластину сложного профиля жестко закрепляют с помощью струбцин на специальном стапеле. Теперь с помощью пневматического молотка к ней можно приклепать различные детали конструкции. Если не закрепить, то возникающее в металле напряжение «поведет» деталь. Но не только на заклепки и болты крепятся конструкционные элементы. Дополнительно они ставятся на герметик, весь крепеж покрывается специальным грунтом, чтобы никакой влаги, никакой коррозии на многие годы. Густо проклепанные ребрами жесткости длинные топливные баки изнутри выложены полиуретаном. Если пуля или малокалиберный снаряд пробьют стенку бака, эластичное уплотнение не допустит утечки горючего или взрыва паров.

Комплектующие проходят через десятки цехов, словно ручейки, сливаясь в единое русло. В цехе стыковки агрегатов отдельные отсеки собираются в планер – носовая часть, центроплан, хвостовая… На выходе из цеха корпус будущего самолета проходит через дождевальную камеру. Струи воды омывают его сверху. Внутри отсеки проложены промокательной бумагой. После душа открываются люки, и бумага взвешивается. «Промокашка» впитывает всю влагу, которая могла проникнуть внутрь, и взвешивание показывает, сколько этой влаги, не превышена ли норма влажности. Способ простой, но чрезвычайно надежный. Глаз человека может не заметить каплю воды, а бумага ее обязательно впитает.

ЛЮДИ И САМОЛЕТЫ

В цехе окончательной сборки самолет полностью комплектуется двигателями, вооружением, бортовым радиоэлектронным оборудованием, шасси и т.д. Объем работ таков, что в отличие от остальных цехов здесь работают круглосуточно – в три смены. Каждая бригада рабочих имеет свою специализацию, например устанавливает и регулирует шасси.

Основной контингент работающих в возрасте до 35 лет. Раньше средний возраст был старше, но по мере увеличения количества работников постоянно омолаживался, примерно на год за год. Многие из рабочих, с кем довелось пообщаться, «унаследовали» заводскую профессию от родителей. У некоторых и деды здесь работали. На предприятии даже проходит конкурс трудовых династий. Такая преемственность, продолжение традиций дорогого стоят.

Что еще примечательно? Стеклянный шкаф со спортивными кубками и дипломами прямо в цехе. Неподалеку от стенда «Профсоюзная жизнь». Сборочный цех – чемпион завода по мини-футболу. Коллективный дух, соревновательный настрой, крепкое здоровье – это составная часть корпоративной культуры ОАО «Сухой», куда входит НАЗ им. В.П. Чкалова, и всей госкорпорации ОАО «ОАК».

Сейчас на предприятии работают 6,7 тыс. человек. Могло бы быть больше, но когда появился гособоронзаказ, все непрофильное производство, помогавшее продержаться в трудные 1990-е, отделили. Заниматься надо своим делом. Но не только производством Су-34 жив завод. Здесь изготавливается и ряд комплектующих для ближнемагистрального пассажирского лайнера «Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet 100 / сокр. SSJ 100). В этих цехах средний возраст сотрудников еще моложе. Молодым проще осваивать технологии ХХI века и особенности работы с композиционными материалами. Из Новосибирска кабины и некоторые другие секции «Суперджета» отправляются в Комсомольск-на-Амуре, где производится окончательная сборка лайнера.

Готовый Су-34 имеет лимонно-желтый цвет – это цвет защитного гальванического покрытия авиационного дюраля. С темными заплатами стальных деталей и хромированным блеском стоек шасси. В таком виде он будет облетываться, уносясь далеко на север, едва ли не за Полярный круг. Шесть заводских летчиков-испытателей занимаются этим круглый год, в любое время суток. Полагающуюся окраску, опознавательные знаки и номера самолет получит, когда его примут на службу в ВВС России.

На всем пути от первого листа металла до испытательного полета каждую деталь, каждую рабочую операцию сопровождает контроль. Женщины в белых халатах придирчиво замеряют каждый элемент конструкции. А кроме заводского бюро технического контроля есть еще представители заказчика – военпреды. Качество, а не количество – главный показатель работы. На стенде в цехе фотографии рабочих, имеющих личное клеймо качества, – уважаемые люди.

Здесь же в цехе стоит электронный терминал вроде тех, через которые оплачивают мобильную связь. Здесь мастер может посмотреть текущее задание и его выполнение, узнать обо всех замечаниях технического контроля. А каждый работник может зайти в «личный кабинет» и увидеть, сколько заработал в этом месяце. Электронный бухгалтер четко покажет, какие рабочие операции выполнены, приняты и оплачены; по каким расценкам. Это улучшило человеческий климат в цехе, прекратились обиды и конфликты по поводу якобы недоплаченного за ударный труд.

На вопрос о зарплате молодые рабочие дипломатично отвечают: «Мне хватает». А если сравнить с другими предприятиями Новосибирска? «Здесь, пожалуй, получше». Официально средняя зарплата на заводе 32–34 тыс. руб. Помимо зарплаты есть еще такое понятие, как стабильность. Больше 800 работников стоят в очереди на квартиру. Правда, завод сам не строит, а в духе времени помогает с ипотекой, дает гарантии. Почти 400 человек уже получили таким образом жилье. Гособоронзаказ гарантирован до 2020 года, а там скорее всего будет заключен следующий.

Пройдет немного времени, и встанет вопрос о ремонте и модернизации Су-34. В принципе сейчас ОАО «ОАК» несет ответственность за весь жизненный цикл самолета. Вполне возможно, что лет через пять–семь Су-34 первых серий вернутся на завод для обновления и смены части бортового оборудования на более современное. Да и нынешнее производство, видимо, надо будет наращивать. Собирать не 16, а все 20 или даже больше самолетов в год. Во всяком случае, НАЗ им. В.П. Чкалова сохранил и поддерживает собственную систему профессионального обучения.

Сейчас даже старым работникам трудно представить, что еще несколько лет назад завод был в плачевном состоянии, а вместо современных боевых самолетов делали ширпотреб. Спасибо людям, которые сумели сохранить российский авиапром, которые, несмотря на трудности, недофинансирование, долги по зарплате, не дали разрушить производственную и технологическую базу. Как только государство взялось восстанавливать боевой потенциал Вооруженных сил, нашло деньги на долговременную программу перевооружения, авиационные заводы возродились и заработали на полную мощность. Этому способствовало и создание всеобъемлющей интегрированной структуры – «Объединенной авиастроительной корпорации». В рамках единого стратегического замысла ВВС России получают сейчас самую передовую технику.
Автор: Виктор Мясников
Первоисточник: http://www.ng.ru/armament/2014-05-23/13_su34.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 54
  1. Гордей. 24 мая 2014 08:08
    Надо было фотографиями дополнить.Из сборочного цеха: http://www.sdelanounas.ru/blogs/49787/
  2. Велесович 24 мая 2014 08:17
    Двоякое впечатление... С одной стороны, конечно, радует восстановление производства. А с другой, оборудование на этом производстве - импорт. А своё развитое современное станкостроение - это основа основ экономической независимости государства. Представим на секунду, что пресловутые санкции действительно достигли серьезных масштабов и технологичное оборудование больше не поставляется. И что тогда? Обратно будем доставать из подвалов древние советские станки?
    1. Samurai3X 24 мая 2014 10:19
      У Росси всегда были проблемы со станкостроением, причём даже в советские времена.
      Помню был когда-то репортаж, что на заводах МиГа в 2000-х использовались станки, которые были "взяты" у немцев в 45-50 х ... При Империи вообще своих станков современных не было в принципе.
      Но вроде как японцы сдали нам станкостроительный завод под ключ. Так что дело пошло.
      Лет через 10 может и новая отрасль наконец-то появится фактически впервые.
      http://www.biznes33.ru/news/view/6943/
      1. Fiero 24 мая 2014 10:35
        Лучшиe стaнки в СССР были из ГДР и Чeхии,всe это почeму то стaрaются нe зaмeчaть...
        Тaк жe можно eщe вспомнить нaпримeр
        В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании
        Fiero
        1. макс702 24 мая 2014 12:32
          Да с станкостроением беда, все производилось в странах СЭВ, именно эта проблема сейчас все тормозит, на кой черт мы отдали этот кусок пирога проститутствующм странам не понятно, вот сейчас и платим за ошибки, как подымать эту отрасль принынешнем уровне образования категорически не ясно , желание есть но вот возможности...
          1. qwert 26 мая 2014 07:29
            Никто в странах СЭВ не делал к примеру 1000-тонное прессовое оборудование и автоматизированные (роботизированные) производственные линии, револьверные автоматы тоже были разработаны (наш приоритет) и производились именно в СССР
        2. qwert 26 мая 2014 07:28
          Было такое. Но была и куча уникальных станков и прочего оборудования созданного в СССР, кготорого не было ни в Японии ни в США. К примеру на осколках того могущества мы и "клепаем" сейчас титановые центропланы для боинговского Дримлайнера. А то, что закупали те, станки какие могли закупить, особенно если они подобно японскому не требовались в большой серии, говорит о разумности руководства. Насчет ГДР и Чехии, так у нас большенство десантных и малых кораблей было от туда, а вот АПЛ и крупные океанские корабли делали сами. Со станками было нечто подобное. СЭВ однако. Учебные Л-29 и Л-39 тоже у Поляков покупали, и не потому, что сами сделали-бы хуже. Политика и экономическая рациональность.
        3. воронбит 16 июня 2014 05:17
          в ссср ох были станки...говорю тб.как тульский робототник 89
          воронбит
          1. воронбит 16 июня 2014 05:32
            грустно ....станкостроение 11111 производство срдств производства-важнейшая штука
            воронбит
            1. воронбит 16 июня 2014 05:35
              когда нибудь эти твари наворуются...
              воронбит
      2. Облитератор 24 мая 2014 15:28
        Неправда ваша. Станкостроительные заводы был разбросаны вообще по всему Союзу. После его развала у нас(в РФ) должно было остаться приличное количество довольно серьезных и успешных станкостроительных предприятий, продукция которых даже в кап. странах Европы пользовалась спросом. Станкостроение СССР покрывало свои нужды в станках почти полностью, за рубежом конечно покупали какие-то очень хитрые и точные станки, но на общем фоне их мало было очень.

        Мы потеряли это лишь из-за собственного раздолбайства в лихие 90-е, а не якобы из-за расположения в неправильных странах.
      3. qwert 26 мая 2014 07:22
        Ну, были такие станки на вспомогательном производстве и в тех цехах где ПТУ-шники практику проходили. А вот на момент моей учебы в авиационном институте (конец 80-х)так вот по количеству парка современных станков автоматов и станков с ЧПУ Советский союз превосходил ЯПОНИЮ И США ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ!!!!!
        А вот в 90-х очень много этих станков и автоматизированных линий пошло в металлолом. Кроме того именно в 90-х годах делался упор в разных СМИ о якобы отсталости СССР.
        1. yehat 26 мая 2014 11:54
          вы забыли о режиме секретности. Подавляющая масса населения даже не догадывалась о потенциале СССР, поэтому так охотно глотала ту лапшу, которую им вешали.
          Я сам увидел лишь маленькую часть, когда поехал учиться в Новосибирск, но и этого хватило!
          Фотографии реальных термоядерных реакторов - это, я вам скажу, сильно по голове бьет ... или институт сельского хозяйства полтора километра длинной.
          1. Александр2012 26 мая 2014 22:45
            Можно поподробнее о реальных термоядерных реакторах? Токамаки не в счёт.
        2. santepa 26 мая 2014 21:53
          Да. Я вот в 1986г окончил Одесский автомеханический техникум по специальности ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ РЕЗАНИЕМ! Нас водили на экскурсии на заводы Одессы, и в том числе на завод РАДИАЛЬНО-СВЕРЛИЛЬНЫХ СТАНКОВ. Так вот такого количества станков с ЧПУ, и автоматизированных линий я не видел больше нигде. А после армии пошел работать на Одесский завод СТРОЙГИДРАВЛИКА- токарем. Станки все старые,трудоемкие т.е надо помослать рукоятки-но неплохие, работали надежно(это 1988г).И стоял один чех-почти ЧПУ т.е. на конечниках- выставил фишки в отверстия на программаторе- и он чешет программу и только суппортом ворочает- инструмеенты меняет-6шт.Но глаз и глаз за ним нужен, намоталась на резец сливная стружка(как ниточка), и все провернуть барабан для смены инструмента он уже не в силах- маломощная гидравлика.И через год пришли к нам станки с ЧПУ Московский комсомолец 16к20ЧПУ-я в него влюбился как в девушку-они заменили почти ВСЕ,и гидрокопиры, и вертикально-расточные, и даже шлифовальные(а мы делали валы для гидромоторов дорожно-строительной техники) потому что давали точность до тысячных долей, и класс шероховатости как после шлифовки. А старые все в лом пошли. И жисть настала-малина, бегаешь меж двумя станками, валы меняешь микрометром промерял дверку закрыл, кнопочку нажал-ПОЕХАЛИ.Опа размер ушел,но пока в допуске-кнопочками тысячку добавил-все-порядочек. Ну хоть белый халат одевай. Но они очень требовательны к качеству напряжения, сначала мучались,малейшие скачки, ВСЕ он встал где застало-и наша песня хороша-начинай сначала,а деталь пошла в брак. Поставили выпрямитель-трансформатор-все пошла песня.Правда расценки срезали- но раньше я работал на одном станке- и делал за смену 100 валов умирая, а теперь на двух 250 не напрягаясь. Но был еще в отдельном помещени цеха(с кондишкой) агрегат фирмы МАУЗЕР а конвейер-загрузчик у него фирмы ЛИБХЕР. и он делал теже валы что и мы, но полностью заменяя и наш,и соседний участок тонкой алмазно расточной обработки полусфер этих валов 7 шт,делал 100 шт в смену, но работал и ночью, итого-300,заменяя собой 20-25 чел не самой низкой квалификации,а некоторые вообще были ассы. Сам он размером с жороший частный дом,2 больших пульта, робот-рука взял с конвейера 4 вала-всавил в транспортер, двери открылись,транспортер уехал,двери закрылись, все делается внутри закрытой зоны, смотришь через окошки, цикл окончен двери открылись, выехало, выгрузило, все размеры заданные- реальные на табло, брак не пропустит работяга даже не парится- 1 чел, погрузил заготовки-снял готовые,расфасовал ВСЕ!!!!!!!!!!
          santepa
    2. qwert 26 мая 2014 07:15
      Да и вообще репортаж какой-то лубочный. ПРЕДСЕРИЙНЫЙ полетел в 1993 году. Немножко некорректно называть эту машину чисто Российской. Правильнее сказать:" наконец то принят на вооружение последний самолет советской разработки, модифицированный с учетом времени (20 лет все-таки прошло) уже в России".
  3. Орик 24 мая 2014 09:54
    Абсолютная хрень пишется автором. Начало создания 1986, первый полет 1990 это еще СОВЕТСКАЯ разработка.
    1. Fiero 24 мая 2014 10:23
      Рaзработка aбсолютно сырого Су-27 РСФСР,горaздо болee сложнaя доводкa сaмолeтa до мaкcимумa в нeвeроятно трудныe врeмeнa ужe чисто России
      Fiero
      1. yehat 26 мая 2014 12:36
        справедливости ради - основные затраты на создание самолета были еще при СССР.
        Причем создавалась и производственно-опытная база.
        Доводка аппарата - важная вещь, но она все же не такая дорогая.
  4. kod3001 24 мая 2014 10:54
    Сколько ещё предстоит сделать!Нужно МИГ поднемать,помоему весь авиопром нужно поднемть,и это дело не одного года!
    1. Толераст 24 мая 2014 21:19
      Зачем вбухивать деньги в убыточный бесперспективный МИГ. Какие у них есть современные разработки? Одни вариации на тему малоудачного 29-го.
      Толераст
      1. tomket 25 мая 2014 23:15
        начнем с того ,что вся линейка сухого ,это вариации на тему су-27 ,т-50? ну так и у мига была заготовка по пятому поколению, причем пораньше сухого поднялась в воздух.
        1. Толераст 26 мая 2014 00:27
          Миг-144 ? Так там был только один макет.Или я ошибаюсь? Вы поймите, я против КБ ничего не имею. Пусть дядюшка Пого подкинет им деньжат на новые программы. Но Миг-29 уж слишком слаб даже по сравнению со своими западными одногодками. Посмотрите на последние модификации F-16, французишек, даже шведики подтянулись. А ведь Миг-29СМ или Миг-35 даже к классу легких не отнести. И такие средненькие характеристики. Не лучше ли массово клепать мощные тяжелые Су-30СМ и 35, а МИГ пусть спокойно работает над новыми совремеменными проектами?
          PS.На своей правоте не настаиваю. Знаю, что в этой теме профан. Стоически стерплю все минусы ради одного серьезного разъяснения. Такие вот мы, наследники Герцена. Ради доступа к правде претерпеваем лишения hi Вам все равно плюс.
          Толераст
          1. qwert 26 мая 2014 07:35
            Легким не назовете из-за двух двигателей?????)))) По взлетной массе он как раз легкий....
            А последние модификации F-16, я бы истребителем не назвал. Бомбёр он практически, причем даже ни разу и не штурмовик еще, живучесть не та.
          2. qwert 26 мая 2014 07:37
            И кстати МИГ-35 отличается от МИГ-29 гораздо радикальнее чем F-16 от F-16 БЛОК 52. Хотя внешне планер МиГ-29 и МиГ-35 похож, но технологически выполнен СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ
          3. yehat 26 мая 2014 12:06
            ну ты рассказал, аж улыбнуло )))
            F16 существенно уступает миг-29, тем более СМ. F16 был хорош только на фоне Миг-23 и то, если рассматривать ПВО вариант.
            По сути, F16 - это простой не очень дорогой самолет с относительно неплохими ТТХ. НЕ БОЛЬШЕ !!!
            Западные самолеты подтягиваются не за счет своих летных характерискик, а за счет нового оборудования. Если у КБ будут новейшие системы, никаких проблем. По сути, не их это задача.
            А насчет нового легкого самолеты вы правы, только Миг-у сначала нужно прийти в себя, набрать мускулы (спецов и идеи, наработки технологии, смежников, промышленную базу и т.д.) для этого. Слишком долго у них были проблемы.
            Поэтому, модернизация - это пока все, что они могут.
            1. santepa 26 мая 2014 23:18
              Да! тоже считаю что а м е ры сильны в первую очередь своей электроникой и тонкой всей хреновиной типа матриц инфра кр изл, оптика,и т д. Но и России отставать в этом-смерти подобно. ПАРАДОКС убей не пойму почему испокон веков запад(англо-саксонская цивилизация) видят первого своего врага именно в России, а не как вот сейчас и Китай(уже помощней России) и арабские халифаты разные(ислам в общем).Очень ярые, и непримиримые,жаждущие дорваться до богатеев западных(и в общем тоже побогаче России)Может Россия у всех создает впечатление эдакого богатенького дурачка(вечно пьяненького),которого можно легко раздолбать и который сам не осознает своего счастья,чем владеет. и его можно либо ловко развсти, либо просто прихлопнуть не сильно напрягаясь. Ну а то что ИСТОРИЯ УЧИТ ТОЛЬКО ТОМУ, ЧТО ОНА НИКОГО, НИЧЕМУ НЕ УЧИТ. проэто они видимо все забывают!!!
              santepa
          4. yehat 26 мая 2014 12:38
            Цитата: Толераст
            Миг-144 ? Так там был только один макет.Или я ошибаюсь?

            Вы ошибаетесь, потому что за опытным образцом (не макетом) стояло не мало.
            В том числе, принципиально новое оборудование.
      2. papik09 26 мая 2014 06:04
        Цитата: Толераст
        малоудачного 29-го.


        Ознакомьтесь с историей, может пригодится. МиГ -29 до сих пор непревзойденный с своем классе самолет. fool
        1. yehat 26 мая 2014 12:23
          извините, но это уже не совсем верно!!!
          1. Цена эксплуатации и содержания, техподдержка, запчасти. Тут Миг вчистую проигрывает практически любому конкуренту
          2. Авионика - хорошо, если Миг сможет хотя бы сохранить близость к паритету.
          3. в США появилась новая номенклатура зенитных ракет ближнего боя, которая как минимум не хуже советских, а я думаю, даже чуть лучше.
          4. Применение стелс-технологии

          можно еще параметры приводить

          Да, заложенные передовые идеи в самолет до сих пор дают дивиденды , но сколько лет на них можно ехать без перемен?
          1. Толераст 27 мая 2014 01:42
            Значит не я один сомневаюсь в суперскости МиГ-29 drinks Нет там никаких дивидендов кроме замечательных летных качеств, вообще присущих нашим истребителям.
            Толераст
        2. Толераст 27 мая 2014 01:14
          Боевой радиус, работа по земле, боевая нагрузка, про электронику вообще молчу - вчистую уступает и F-16 и F-18 и Rafal и даже крошечному Гриппену. Превосходит только в ближнем воздушном бою, но сейчас это вообще не тема.
          Был бы просто счастлив, если бы все это было не так и 29-й являлся суперистребителем.
          Толераст
      3. qwert 26 мая 2014 07:32
        Если МиГ-29 малоудачный то F-18 Хорнет получается вообще г.а.в.н.о? Он ведь практически по всем характеристикам уступал...
        А кто тогда удачный??? Мираж-2000? Менее маневренный с более слабым радиоэлектронным оборудованием и уступающим вооружением воздушного боя???
        1. Толераст 27 мая 2014 01:35
          Мираж 2000 - откровенно печальная птичка, F-18 создавался для ВМС. У палубников всегда более скромные характеристики. А сейчас он даже вообще полуштурмовик вроде уродца Корсара. Против нормальных истребителей он-никто. Вы назвали два слабых западных истребителя.
          А вот F-16 и особенно Рафаль - самолетики поинтереснее. Вы сильно недооцениваете F-16 в плане воздушного боя.
          Толераст
  5. zeleznijdorojnik 24 мая 2014 12:02
    20 единиц в год - не объем для такого АЗ. 80-120 машин.
    1. М.Пётр 24 мая 2014 12:53
      Вы шутите чтоле? Вон Иркут при максимальном напряге 35 машин в год может выпустить и это бльшая цифра, в СССР-овские времена 30 машин максимум делали.
      М.Пётр
      1. пацантрэ 24 мая 2014 19:08
        Цитата: М.Пётр
        в СССР-овские времена 30 машин максимум делали.

        В месяц, вы хотели сказать?
        1. М.Пётр 26 мая 2014 14:26
          Да нет, в год. Самолёт это не автомат.
          М.Пётр
    2. Yarik 24 мая 2014 18:44
      Перебор. Понятно, что оружия много никогда не бывает,но это же не "калаш".
  6. tolyasik0577 24 мая 2014 13:00
    когда читаешь такие статьи, чувство гордости и радости переполняют до краев. еще больше радует что производство начинает поднимиматься с колен. один завод как спрут своими щупальцами возрождает отечественную промышленность по всей стране.
  7. лёшка 24 мая 2014 13:02
    красивый самолёт drinks
    лёшка
    1. SS68SS 25 мая 2014 21:00
      Цитата: лёшка
      красивый самолёт



      Главное - умный. А.м.е.р.ы обос.рались в Черном море. Он их хваленые ПВО подавил и спокойненько отрабатывал атакующие элементы пилотажа, а они сидели на своем корабле и сделать ничего не могли..... МОЛОДЕЦ !!!!
      1. yehat 26 мая 2014 12:34
        а разве на черном море был не су-24 разведывательный?
    2. Комментарий был удален.
  8. Гигант мысли 24 мая 2014 13:16
    Главное то, что сейчас в России есть современный истребитель-бомбардировщик, который удовлетворяет всем требованиям, которые выставляют военные, а это много значит. В свете последних событий можно было бы и решить вопрос по ускорению поставок этого самолёта в войска.
  9. duche 24 мая 2014 14:12
    В добрый путь drinks
  10. silberwolf88 24 мая 2014 15:20
    Отличный самолёт ... хорошо что есть заказы ...
    Высокотехнологичное производство и специалистов надо поддерживать ... тем более что это влияет на поддержание оборонного потенциала России на должном уровне.
  11. кэн 24 мая 2014 15:48
    Ну вот и сделан шаг к восстановлению и обновлению наших ВВС. Теперь нужно вновь создать учебные заведения для обучения летного состава.
  12. sef-77 24 мая 2014 18:28
    Посмеялся :"Этому способствовало и создание всеобъемлющей интегрированной структуры – «Объединенной авиастроительной корпорации». Погосян загубил всю авиапромышленность, а тут на тебе…..поспособствовали…хм…...
    1. Толераст 24 мая 2014 23:01
      Ага, теперь мы летаем на метлах.
      Толераст
    2. santepa 26 мая 2014 23:33
      Посмейся еще!!!Смотри не надорвись. А кто тогда делает все эти СУшки, ИЛы, МИшки,ЯКи?
      santepa
  13. сибиралт 24 мая 2014 23:27
    Хорошее дело если заводы восстанавливаются. А свое станкостроение нужно поднимать в приоритетном направлении.
  14. Magic Archer 25 мая 2014 02:04
    Отличный самолёт!У нас над кольским полуостровом летали!Видимо учебный полёт!Выглядит потрясающе!
  15. старик 72 25 мая 2014 03:13
    Калашников-хоросё,Т-90 хоросё,Станки производить тоже хоросё,а СУ-34 лутси !!!Помните такую песню про олешков,паровоз-хорошо,самолёт-хорошо,а олешки лучше.
    старик 72
  16. dmitrij.blyuz 25 мая 2014 14:55
    Статья- из темы"всех шапками".Ничего нового.Аффтору-хотя бы поюзить по Авиационным сайтам.Может и ума прибавится.Спецов в Авиации развелось-как одуванчиков весной.Знатоки,блин. fool
    dmitrij.blyuz
    1. Бессребреник 25 мая 2014 15:54
      Да ладно , мы же не в генштабе. feel
      Бессребреник
  17. dmitrij.blyuz 25 мая 2014 19:00
    Лучший из лучших.Всех времён и народов.
    dmitrij.blyuz
  18. Толераст 25 мая 2014 19:24
    Харэ минусовать, немного критики никому еще не мешало. Лучше бы объяснили дилетанту зачем ВВС России нужен этот типа легкий истребитель(да и не легкий он вовсе), под какие задачи? Чтобы МИГ совсем не загнулся? Заказали бы беспилотники.
    Толераст
  19. dmitrij.blyuz 25 мая 2014 19:49
    Мужики.Пора.
    dmitrij.blyuz
  20. yehat 26 мая 2014 12:31
    Цитата: sef-77
    Погосян загубил всю авиапромышленность

    простите, но как бы он ни старался, не смог бы приблизиться к достижениям Горбачева, Ельцина, Чубайса в развале авиапрома. Погосян всего-лишь пытался обеспечить выживаемость цепочки производства для своего КБ.
    1. santepa 26 мая 2014 23:56
      Да не слушайте вы его, он постоянно смеется.Хотелось бы посмотреть на него-на месте этого Погосяна. Как бы он крутился бы (как вошь на сковородке) чтобы хоть чтото залетало когда вообще все вокруг тебя только и думают как бы до чего дорваться стоящего- продать-хапнуть, и свалить ни с кем не делясь (по возможности), и шкуру свою сберечь при этом(картина 90х годов). И Погосяну надо было тоже подумать про свою шкуру,потому что эти деятели ни перед чем не останавливались.А у него начало летать, да в первую очередь СУ, но и ЯК,и ИЛ выходит из пеленок Ташкента, и МИГ поднимется-не сомневаюсь ни капли, и для ТУполевцев найдется хомут. А лежать на дыване(четвероногом друге)и почитывать либералистические опусы из разряда УСЕ ПРОПАЛО ШЕФ УСЕ ПРОС...ЛИ это не самолеты строить, и даже не каструли штамповать(там тоже знания кое какие надо иметь)
      santepa
  21. aspid21 29 мая 2014 15:07
    Можем, если захотим?
    aspid21

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня