Military Review

Danube campaign of the Eastern War. Part of 4. Defeat

1
Almost simultaneously with the unsuccessful assault of one of the forts of Silistra, the Russian army suffered another misfortune. 16 (28) in May a reconnaissance team was sent under the command of Colonel Andrey Karamzin. The squad had six squadrons of the Alexandria Hussars, one hundred Cossacks and four guns. This detachment was part of the forces of Lieutenant-General Liprandi, who, by order of Paskevich, lifted the siege from the city of Calafat, under which stood useless for three months, and retreated to Craiova in anticipation of an order to further retreat to the Russian borders.


It should be noted that Andrei Karamzin (the son of the famous Russian writer and historian N. M. Karamzin) was a man personally brave, but without any special combat experience. At one time he served in cavalry, retired, successfully married and lived in luxury. The decision to resume service, abandoning luxurious life, was made under a patriotic impulse and desire to experience military happiness. The troops did not like him, considering the St. Petersburg dandy, who received his high rank under the protection and "sat around the neck." But they could not do anything, given the high connections of Karamzin.

The detachment went to m. Caracalu, where the Ottoman detachment was located, of an unknown number. Intelligence was very poorly placed. Locals are actively spying on the enemy. In addition, the Turkish command constantly sent out its agents, the “good servants,” who misinformed the Russians. On the way, it became necessary to cross the narrow bridge. Lieutenant Chernyaev (the future hero of the conquest of Tashkent - “The Tashkent Lion” and the Serbian Commander in 1876) told Karamzin that the place was dangerous and not worth the risk. This narrow bridge could cause the death of the detachment, if he had to quickly retreat. However, Karamzin ordered the barrier to be forced, and then the detachment crossed another such bridge, which was thrown over the ravine.

After crossing the second bridge, the Russian detachment came upon superior enemy forces. The Ottomans moved in four columns, there were about 3 thousand people. There was also the possibility of quietly moving away. However, Karamzin declared that he saw only two Turkish columns and ordered to attack the enemy. Russian guns opened fire on the enemy, but almost immediately fell silent. It turned out that by mistake they forgot to take ammunition. Karamzin, instead of ordering the withdrawal, ordered the squadron to attack the Ottomans.

The first squadron ran into the ranks of the enemy, but lost the commander, confused and rushed back. On the way he mixed up the ranks of the second squadron, everyone ran. The soldiers did not believe the "dandy" and completely lost their morale. The Turks tried to cut off the hussar from the crossing, she had a fight. The Turks seized all the guns, but could not stop the squad. Most of it broke through to its. On this day, 19 officers and 132 soldiers fell. Karamzin showed personal courage (the soldier would have left a good one) and, surrounded by the Turks, was cut to the last. Later, when his body was discovered, eighteen wounds were counted on it. Actually, death and saved him from the military court. Paskevich began the investigation, which found out that Colonel Karamzin, "wanting to commemorate himself with a victory," ignored all the warnings of the more experienced officers, without sending out even patrols ahead, attacked a stronger opponent and suffered a defeat.

This local battle had serious consequences. The Russian army received another moral strike. The Turks were emboldened, and the departure of the Liprandi corps was complicated by their constant forays. In addition, the European press has inflated this small skirmish, of which there are many in wars, to the heights of a great battle. Allegedly, because of the big lost battle, the Russian army accelerated the retreat from the Danube principalities.

Meanwhile, the siege of Silistria continued, but, as before, was hesitant. The case went to the lifting of the siege. May 28 (June 9) Paskevich was easily contused during the reconnaissance of Silistra. He passed the command of Gorchakov and went to Iasi, and then to Gomel. According to many contemporaries, he was not injured. Just wanted to finish the Danube campaign as soon as possible. Before his departure, the commander-in-chief appointed General Khrulev as commander of the avant-garde (infantry brigade, cavalry regiment, four hundred Cossacks, three batteries) to monitor the roads leading to Silistra from Shumly. In the future, the avant-garde will be the rearguard. May 28 (June 9) Khrulev defeated the Turkish detachment, which made a sortie from the fortress (the blockade of Silistra was not complete).

1 (13) June, the army lost a man who until the last tried to take Silistra. Bypassing the siege work, Schilder was badly wounded by a grenade splinter in the leg. He was tried to be saved and his leg was taken away, but the 11 (23) Jun general died. Sovereign Nicholas I, in a letter to Prince Gorchakov, honored the memory of his favorite with the words: “The loss of Schilder extremely upset me; there will be no second such, both in knowledge and in courage. ”

Gorchakov, prompted by the generals and officers, still decided on the assault. The Turkish garrison in Silistria was extremely weak, starving. Turks in Silistria have been waiting for death from day to day. The assault was scheduled on the night of 8 on 9 June. The troops were informed that there would be no signal for retreat. The soldiers were determined to take the enemy fortress. But two hours before the assault, Paskevich's order came to lift the siege and retreat beyond the Danube. The reason for such an order was a letter received by Paskevich from Emperor Nikolai Pavlovich, it allowed to lift the siege and reported on hostile measures of Austria. The troops were returned to the camp. The army was gripped by universal discontent, and when the rumor passed that Austria was to blame for all this, the bitterness against the Austrians became universal.


Siege Plan of Silistria in 1854

Retreat of the Russian army

The retreat of the Russian troops went smoothly. The Turks kept at a considerable distance. Sometimes there were clashes associated with the desire of Omer Pasha to show Europe that he was “driving” Russian troops. In fact, the clashes always ended in dropping the Ottomans from the Russian positions, after which the Russian troops calmly and without accelerating the pace, continued to withdraw.

The only serious thing happened at Zhurzhev. 30-thousand the Turkish corps tried to break the resistance of the 9 th unit of General Soymonov and break through to Bucharest. June 23-25 were fighting. The Turks, emboldened after the failure of the siege of Silistra and the appearance of the first units of the Allies in Varna, boldly attacked a small Russian detachment. Zhurzhev Russian troops left. The Turks, having suffered significant losses, stopped their offensive. In this battle, Russian troops lost more than 1 thousand people (according to other sources, about 1,8 thousand), the Ottomans - about 5 thousand soldiers.

Gorchakov, having gathered considerable forces in the town of Frateshti, was preparing to give the Ottomans a battle, but they did not show up from Zhurzhev for several days. Therefore, the retreat was continued. Part of the troops sent to the Crimea. Further evacuation took place calmly. In late August, the last Russian troops left Dobrudja and came to Ishmael. According to a special Austro-Turkish agreement, the Austrian army occupied the territory of the Danube principalities that had been evacuated by the Russians.

The French press happily wrote about the deliverance of Moldavia and Wallachia from the "Russian barbarians". However, soon the locals regretted the departure of the Russians. The Austrians behaved like real occupiers and masters of the region. They paid for poorly secured papers (they were quoted at 30% below par in Vienna itself), while the Russians paid for them in gold. So wild outrage was established in the Danube region that the former Russian occupation seemed to be an example of law and order. Austrian officers who beat local residents with a stick were considered "good", who beat their saber with "angry", killed to death - "strict", and even tortured their victims before the murder.

It should be noted that in Paris, London and Constantinople did not understand why the Russians retreated from Silistria. Omer Pasha announced in Turkey and Europe that Silistria was saved from death by his wisdom and courage. Marshal St. Arnaud about the Russian retreat from Silistra reported to Paris that the king apparently wanted Austria to help make peace for him, and therefore decided to lift the siege and clear the Danubian principalities. By order of Marshal Colonel Willer conducted a study of abandoned Russian positions in Silistria. The French enthusiastically responded to the work done by Russian engineers. Schilder and his sappers did everything possible to make the fortress fall. It remains only to take.

Results

The Danube campaign ended in complete failure. And the fault of the officers and soldiers in this was not. The failure of the campaign was the cause of the failure of the Turkish army, and the indecisiveness of the high command, political considerations did not allow the Russian army to win on the Danube. Russia gave a strategic initiative to the enemy. The war ceased to be offensive and became defensive (offensive actions continued only on the Caucasian front).

In Russia, the sudden failure of the Danube campaign made a heavy impression. Everyone understood that this was a strategic and political defeat. The Slavophiles, who pinned high hopes on the liberation of the Balkan Slavs and the unity of the Slavic world led by the Russian Empire, were especially dismayed. Their dreams of the triumph of Orthodoxy and the unity of the Slavic peoples collapsed or were pushed to a very far perspective.

There was no reason for war with Russia now: officially the Western powers defended the interests of Turkey. The departure of the Russian army from Moldova and Wallachia eliminated the threat of the Ottoman Empire. However, the Anglo-French coalition was not so much interested in the integrity of the territory of Turkey as in organizing a successful attack on Russia itself. The Russian Empire was planned to be dismembered and thrown away from the Baltic and Black Seas, and greatly weakened. Therefore, after the withdrawal of the Russian army from the Danube principalities, the war not only did not stop, but broke out even more. England and France begin aggressive actions, both on the Baltic and the Black Sea.

In April, the landing of Allied forces in Gallipoli (Turkey) began. France has shown particular zeal. Napoleon III wanted to consolidate his position with a victorious war, which would restore the importance of France as a great power and give him the aura of a great commander and ruler. In June, the troops began to transfer to Eastern Bulgaria, in the region of Varna. Basically, the Allied forces threw the sea, partly went on their own. In the middle of July, under the Varna, there were already 40 thousand Frenchmen under the command of Marshal Saint-Arnaud and 15 thousand British under the command of Lord Raglan. However, the evacuation of the Russian army from the Danube principalities and their occupation by the Austrian army made their stay in Varna meaningless.

Here the Allies suffered the first great losses - the troops began to mow cholera. In six weeks, 8 was infected by thousands of Frenchmen, of which 5 thousand died. This greatly affected the fighting spirit of the army. She had already suffered heavy losses without fighting. The Allied Command decided to conduct the first combat operation - the French General Yusuf with 3 thousand Algerian spouses and Ottoman bashi-bazouks in the second half of July moved to Babadag to attack the 7 Russian Infantry Division, which was stationed in Southern Bessarabia and the Lower Danube. However, on the way the detachment "melted" - the disease and desertion destroyed the connection.

To break the strategic deadlock, Lord Raglan, whose corps was replenished by this time, proposed to conduct a landing operation in the Crimea. He was able to convince the Allied governments and Marshal St. Arnaud in the reality of this plan. In Crimea, one could count on the support of the local Crimean-Tatar population, which should have facilitated the intervention. 22 August troops began to land on ships. September 4 landing began at Evpatoria.

In the Baltic, a strong Anglo-French fleet blocked the Russian Baltic fleet in Kronstadt and Sveaborg. Russian bases allies did not dare to attack. The Allied fleet landed troops on the island of Bomarsund. 16 August allies captured the fortress of Bomarsund. Attempts by other landings failed, and in the autumn of 1854, the Allied squadron left the Baltic Sea.

Austria continued to drift towards the Anglo-French alliance. Already in the first days of July, an envoy arrived in Vienna from Vienna, who brought Austria’s consent to the four conditions that France had worked out. They were planned to present the Russian Empire as the basis of a future peace agreement. Petersburg should have abandoned Moldova and Wallachia; transfer the patronage of Christians to the subjects of the Ottoman Empire to all the great powers; on the Danube they planned to establish “freedom of navigation” (Russia was denied access to the mouth); Russia had to agree to neutralize the Black Sea and give consent to the revision of the Straits Agreement 1841. In December, 1854 Austria announced an alliance with Britain and France. However, Austria, putting pressure on Russia, still preferred not to enter the war.

Under these conditions, Prussia behaved unexpectedly for England and France. The Prussian king suddenly declared that he no longer considered himself bound by the treaty with Austria from April 20. Under this treaty Prussia formed an alliance with Austria. Both powers agreed that if Russia did not soon withdraw its troops from Moldavia and Wallachia, Austria would require their purification, and Prussia would support this ultimatum. And if Russia refuses to withdraw troops, both great powers will join the anti-Russian alliance. The performance of Austria and Prussia could also be caused by the annexation of the Danube principalities to Russia and the active offensive of the Russian army in the Balkans.

Now Berlin has broken this agreement. This was due to Berlin’s concerns about Russia's actions. England and France were far away, and Prussia and Russia bordered. The Prussian king Friedrich-Wilhelm IV knew that St. Petersburg did not need to transfer troops to the western border. Throughout the Eastern War, large Russian units were stationed on the border of Prussia and Austria, and they were more powerful than the troops that were stationed in the Danube and Crimea. So, by the opening of the 1854 campaign of the year, there were 125-thousand on the Baltic coast. the army of Tsarevich Alexander Nikolaevich, and in the Kingdom of Poland was 105-thousand. General Ridiger's army. The troops guarding the Black Sea and Azov coasts and the Crimea were much smaller in number - 45 in total, thousand bayonets and sabers.

Sovereign Nikolai Pavlovich, annoyed to the last degree by the duplicity of the neighbors, could declare war on the Austrian Empire and Prussia and punish them. In addition, Berlin did not want to strengthen Vienna, which occupied Moldova and Wallachia. At the same time, Austria was reinforced by the fact that it entered into an allied relationship with France, the French now did not threaten to seize Lombardy and Venice. As a result, Austria could gain an advantage in the German Union. The Austrian-French alliance was dangerous for Prussia. Everything forced Prussia to rush between Russia and its opponents during the Eastern War.

Danube campaign of the Eastern War. Part of 4. Defeat

Ivan Fyodorovich Paskevich

Sources:
Bogdanovich M. I. The Eastern War 1853 — 1856 SPb., 1876 // http://adjudant.ru/crimea/bogdan00.htm.
Dubrovin N.F. History Crimean War and the Defense of Sevastopol. In 3 t. // http://www.runivers.ru/lib/book3087/.
Zayonchkovsky A. M. The Eastern War 1853 — 1856. SPb., 2002 // http://adjudant.ru/crimea/zai00.htm.
Kersnovsky A.A. History of the Russian army // http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/index.html.
Petrov A.N. The war of Russia with Turkey. Danube Campaign 1853 and 1854 In 2 t. // http://www.runivers.ru/lib/book3052/9644//.
E. V. Tarle. The Crimean War: in 2-x. // http://militera.lib.ru/h/tarle3/index.html/.
Schilder N. K. Karl Andreevich Schilder. 1785 — 1854 // Russian Antiquity, 1875 // http://www.memoirs.ru/rarhtml/1436Schilder.htm.
Shcherbatov A. P. Field Marshal-General Prince Paskevich. His life and activities. In 9 t. // http://www.runivers.ru/lib/book7662/.
Author:
Articles from this series:
Danube campaign of the Eastern War
Danube campaign of the Eastern War. The battles of Oltenica and Cheti
Danube campaign of the Eastern War. Part of 3. Siege of Silistra
Danube campaign of the Eastern War. Part of 4. Defeat
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. voyaka uh
    voyaka uh 26 May 2014 11: 46
    +1
    Tsar Nikolai The first 30 years did not reform the army. General Paskevich
    successfully smashed rebels and revolutionaries across Europe,
    the old-style troops were suitable for this. But he understood that against
    regular Turkish army with European officers
    and armed with the latest weapons he won’t pull. Therefore tried
    Avoid defeat and save the soldiers.

Дунайская кампания Восточной войны. Часть 4. Поражение

Почти одновременно с неудачным штурмом одного из фортов Силистрии русскую армию постигло ещё одно несчастье. 16(28) мая в разведку был отправлен отряд под началом полковника Андрея Карамзина. В составе отряда было шесть эскадронов Александрийского гусарского полка, одна сотня казаков и четыре орудия. Этот отряд был часть сил генерал-лейтенанта Липранди, который по приказу Паскевича снял осаду с города Калафата, под которым простоял без толку три месяца, и отошел в Крайову в ожидании приказа о дальнейшем отступлении к русским границам.

Надо отметить, что Андрей Карамзин (сын знаменитого писателя и историка России Н. М. Карамзина) был человеком лично храбрым, но без особого боевого опыта. В своё время он служил в кавалерии, вышел в отставку, удачно женился и жил в роскоши. Решение возобновить службу, бросив роскошную жизнь, было принято под патриотическим порывом и желанием испытать военное счастье. В войсках его не любили, считая петербургским франтом, которые получил свой высокий чин по протекции и «сел всем на шею». Но и сделать ничего не могли, учитывая высокие связи Карамзина.

Отряд шел к м. Каракалу, где располагался османский отряд, неизвестной численности. Разведка была поставлена очень плохо. Местные жители активно шпионили на противника. К тому же турецкое командование постоянно подсылало своих агентов-«доброхотов», которые дезинформировали русских. По пути возникла необходимость переправиться через узкий мостик. Поручик Черняев (будущий герой покорения Ташкента — «Ташкентский лев» и сербский главнокомандующий в 1876 году) сообщил Карамзину, что место опасное, и рисковать не стоит. Этот узкий мостик мог стать причиной гибели отряда, если ему придется быстро отступать. Однако Карамзин приказал форсировать преграду, а затем отряд перешёл ещё через один такой мостик, перекинутый через овраг.


После перехода через второй мост, русский отряд натолкнулся на превосходящие силы противника. Османы двигались в четырех колоннах, их было около 3 тыс. человек. Ещё существовала возможность спокойно отойти. Однако Карамзин заявил, что видит только две турецкие колонны и приказал атаковать противника. Русские орудия открыли огонь по противнику, но почти сразу замолчали. Выяснилось, что по оплошности забыли взять боеприпасы. Карамзин, вместо того, чтобы отдать приказ об отходе, приказал эскадроном атаковать османов.

Первый эскадрон врубился в ряды противника, но потеряв командира, растерялся и бросился назад. По пути он смешал ряды второго эскадрона, все побежали. Солдаты не верили «франту» и полностью утратили боевой дух. Турки попытались отрезать гусар от переправы, у неё разгорелась схватка. Турки захватили все орудия, но остановить отряд не смогли. Большая его часть прорвалась к своим. В этот день пали 19 офицеров и 132 солдата. Карамзин проявил личное мужество (солдат из него вышел бы хороший) и, окруженный турками, рубился до последнего. Позднее, когда обнаружили его тело, на нём насчитали восемнадцать ран. Собственно, смерть и спасла его от военного суда. Паскевич начал следствие, которое выяснило, что полковник Карамзин, «желая ознаменовать себя победой», пренебрег всеми предостережениями более опытных офицеров, не высылая даже разъездов впереди, атаковал более сильного противника и потерпел поражение.

Этот локальный бой имел серьёзные последствия. Русская армия получила ещё один моральный удар. Турки же осмелели, и отход корпуса Липранди был осложнён их постоянными вылазками. К тому же европейская пресса раздула эту небольшую стычку, которых в войнах бывает множество, до высот большого сражения. Якобы из-за большого проигранного сражения русская армия ускорила отступление из дунайских княжеств.

Между тем осада Силистрии продолжалась, но, по-прежнему шла нерешительно. Дело шло к снятию осады. 28 мая (9 июня) во время рекогносцировки Силистрии Паскевич был легко контужен. Он сдал командование Горчакову и уехал в Яссы, а затем в Гомель. По мнению многих современников, он не был ранен. Просто поскорее хотел завершить Дунайскую кампанию. Перед отъездом главнокомандующий назначил генерала Хрулёва командиром авангарда (пехотная бригада, кавалерийский полк, четыре сотни казаков, три батареи), чтобы следить за дорогами ведущим к Силистрии из Шумлы. В дальнейшем авангард станет арьергардом. 28 мая (9 июня) Хрулёв разгромил турецкий отряд, который сделал вылазку из крепости (блокада Силистрии не была полной).

1 (13) июня армия лишилась человека, который до последнего старался взять Силистрию. Обходя осадные работы, Шильдер был тяжело ранен осколком гранаты в ногу. Его пробовали еще спасти и отняли ногу, но 11 (23) июня генерал скончался. Государь Николай I в письме к князю Горчакову почтил память своего любимца словами: «Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости».

Горчаков, побуждаемый генералами и офицерами, всё же решился на штурм. Турецкий гарнизон в Силистрии крайне ослаб, голодал. Турки в Силистрии ждали со дня на день гибели. Штурм был назначен в ночь с 8 на 9 июня. Войскам сообщили, что сигнала к отступлению не будет. Солдаты были полны решимости взять вражескую крепость. Но за два часа до штурма пришло приказание Паскевича снять осаду и отступить за Дунай. Поводом к такому приказу было письмо, полученное Паскевичем от императора Николая Павловича, оно разрешало снять осаду и сообщало о враждебных мерах Австрии. Войска были возвращены в лагерь. Армию охватило всеобщее недовольство, а когда прошёл слух, что во всем этом виновата Австрия, озлобление на австрийцев стало всеобщим.

Дунайская кампания Восточной войны. Часть 4. Поражение

План осады крепости Силистрии в 1854 году

Отступление русской армии

Отступление русских войск шло планомерно. Турки держались на значительном расстоянии. Иногда происходили стычки, связанные с желанием Омера-паши показать Европе, что он «гонит» русские войска. На самом деле стычки всегда завершались отбрасыванием османов от русских позиций, после чего русские войска спокойно и не ускоряя темпов, продолжали отход.

Единственное серьёзное дело произошло у Журжева. 30-тыс. турецкий корпус пытался сломить сопротивление 9-й тыс. отряда генерала Соймонова и прорваться к Бухаресту. 23-25 июня шли бои. Турки, осмелевшие после провала осады Силистрии и появления первых частей союзников в Варне, смело атаковали малочисленный русский отряд. Журжев русские войска оставили. Турки, понеся значительные потери, остановили своё наступление. В этом бою русские войска потеряли более 1 тыс. человек (по другим данным, около 1,8 тыс.), османы — около 5 тыс. солдат.

Горчаков, собрав в городе Фратешти значительные силы, готовился дать османам сражение, но они из Журжева не показывались несколько дней. Поэтому отступление было продолжено. Часть войск отправили в Крым. Дальше эвакуация проходила спокойно. В конце августа последние русские отряды покинули Добруджу и пришли в Измаил. Согласно особому австро-турецкому соглашению, австрийская армия заняла эвакуируемую русскими территорию дунайских княжеств.

Французская пресса с радостью писала об избавлении Молдавии и Валахии от «русских варваров». Однако скоро местные жители пожалели об уходе русских. Австрийцы вели себя как настоящие оккупанты и хозяева края. Расплачивались плохо обеспеченными бумажками (они в самой Вене котировались на 30% ниже номинала), а русские расплачивались золотом. В Подунавье установился настолько дикий произвол, что прежняя русская оккупация казалась образцом правопорядка. Австрийские офицеры, избивавшие местных жителей палкой, считались «добрыми», бившие саблей — «сердитыми», убивавшие насмерть — «строгими», перед убийством истязавшие еще свои жертвы — «своевольными».

Надо отметить, что в Париже, Лондоне и Константинополе не понимали, почему русские отступили от Силистрии. Омер-паша объявил в Турции и Европе, что Силистрия была спасена от гибели благодаря его мудрости и храбрости. Маршал Сент-Арно по поводу отступления русских от Силистрии донёс в Париж, что видимо, царь хочет, чтобы Австрия помогла заключить ему мир, и поэтому решил снять осаду и очистить дунайские княжества. По приказу маршала полковник Виллер провёл исследование брошенных русских позиций у Силистрии. Французы восторженно отозвались о проделанной русскими инженерами работе. Шильдер и его сапёры сделали все возможное, чтобы крепость пала. Её осталось только взять.

Итоги

Дунайская кампания завершилась полной неудачей. Причем вины офицеров и солдат в этом не было. Причиной провала кампании стала не стойкость турецкой армии, а нерешительность верховного командования, политические соображения не дали русской армии одержать победу на Дунае. Россия отдала стратегическую инициативу противнику. Война перестала быть наступательной и становилась оборонительной (наступательные действия продолжались только на Кавказском фронте).

В России внезапный провал Дунайской кампании произвёл тяжелое впечатление. Все понимали, что это стратегическое и политическое поражение. Особенно были удручены славянофилы, которые связывали с наступление на Дунае большие надежды по освобождению балканских славян и единству славянского мира во главе с Российской империей. Их мечты о торжестве православия и единстве славянских народов рухнули или были отодвинуты на весьма дальнюю перспективу.

Повода для войны с Россией теперь не было: официально западные державы отстаивали интересы Турции. Уход русской армии из Молдавии и Валахии ликвидировал угрозу Османской империи. Однако англо-французская коалиция была не столько заинтересованы в целостности территории Турции, сколько в организации успешного нападения на саму Россию. Российскую империю планировали расчленить и отбросив от Балтийского и Черного морей, сильно ослабить. Поэтому после выводу русской армии из дунайских княжеств война не только не остановилась, но разгорелась ещё сильнее. Англия и Франция начинают агрессивные действия, как на Балтийском, так и Чёрном море.

В апреле началась высадка союзных войск в Галлиполи (Турция). Особенное усердие выказала Франция. Наполеон III хотел упрочить свое положение победоносной войной, которая восстановит значение Франции как великой державы и придаст ему ореол великого полководца и правителя. В июне войска стали перебрасывать в Восточную Болгарию, в район Варны. В основном союзные войска перебрасывали морем, частично шли своим ходом. В середине июля под Варной уже было 40 тыс. французов под началом маршала Сент-Арно и 15 тыс. англичан под началом лорда Раглана. Однако эвакуация русской армии из дунайских княжеств и занятие их австрийской армией сделало их пребывание в Варне бессмысленным.

Здесь союзники понесли первые большие потери — войска начала косить холера. За шесть недель заболело 8 тыс. французов, из них 5 тыс. умерло. Это сильно отразилось на боевом духе армии. Она уже без боевых действий понесла большие потери. Союзное командование решило провести первую боевую операцию — французский генерал Юсуф с 3 тыс. алжирских спагов и османских башибузуков во второй половине июля двинулся к Бабадагу, чтобы атаковать 7-ю русскую пехотную дивизию, которая стояла в Южной Бессарабии и на Нижнем Дунае. Однако по пути отряд «растаял» — болезни и дезертирство уничтожили соединение.

Чтобы выйти из стратегического тупика, лорд Раглан, корпус которого к этому времени был пополнен, предложил провести десантную операцию в Крыму. Он смог убедить союзные правительства и маршала Сент-Арно в реальности этого плана. В Крыму можно было рассчитывать на поддержку местного крымско-татарского населения, что должно было облегчить интервенцию. 22 августа войска стали сажать на корабли. 4 сентября у Евпатории началась высадка.

На Балтике сильный англо-французский флот блокировал русский Балтийский флот в Кронштадте и Свеаборге. Русские базы союзники атаковать не решились. Союзный флот высадил десант на острове Бомарсунд. 16 августа союзники захватили крепость Бомарсунд. Попытки других десантов провалились, и осенью 1854 года союзная эскадра покинула Балтийское море.

Австрия же продолжили дрейф в сторону англо-французского союза. Уже в первые дни июля в Париж прибыл из Вены посланник, который привёз согласие Австрии на четыре условия, которые выработала Франция. Их планировали предъявить Российской империи в качестве основы будущего мирного соглашения. Петербург должен был отказаться от Молдавии и Валахии; передать дело покровительства христиан подданных Османской империи всем великим державам; на Дунае планировали установить «свободу судоходства» (Россию лишали доступа к устью); Россия должна была согласиться на нейтрализацию Черного моря и дать согласие на пересмотр договора 1841 г. о проливах. В декабре 1854 г. Австрия объявила о союзе с Англией и Францией. Однако Австрия, оказывая давление на Россию, по-прежнему предпочитала не вступать в войну.

Пруссия в этих условиях повела себя неожиданно для Англии и Франции. Прусский король внезапно заявил, что больше не считает себя связанным договором с Австрией от 20 апреля. По этому договору Пруссия заключила союз с Австрией. Обе державы договорились, что если Россия вскоре не выведет войска из Молдавии и Валахии, то Австрия потребует их очищения, а Пруссия поддержит этот ультиматум. И в случае отказа России вывести войска, обе великие державы присоединятся к антирусскому союзу. Выступление Австрии и Пруссии также могло быть вызвано присоединением дунайских княжеств к России и активным наступлением русской армии на Балканах.

Теперь Берлин разорвал это соглашение. Это было связано с опасениями Берлина по поводу действий России. Англия и Франция были далеко, а Пруссия и Россия граничили. Прусский король Фридрих-Вильгельм IV знал, что Петербургу не надо перебрасывать войска к западной границе. Всю Восточную войну большие русские соединения стояли на границе Пруссии и Австрии и они были мощнее тех войск, которые дислоцировались в Подунавье и Крыму. Так, к открытию кампании 1854 года на Балтийском побережье стояла 125-тыс. армия цесаревича Александра Николаевича, а в Царстве Польском находилась 105-тыс. армия генерала Ридигера. Войска охранявшие Черноморское и Азовское побережья и Крым были намного малочисленнее — всего 45 тыс. штыков и сабель.

Государь Николай Павлович, раздраженный до последней степени двуличной политикой соседей, мог объявить войну Австрийской империи и Пруссии и наказать их. Кроме того, Берлин не хотел усиления Вены, которая оккупировала Молдавию и Валахию. Одновременно Австрия усиливалась тем, что вступила в союзнические отношения с Францией, французы теперь не угрожали захватом Ломбардии и Венеции. В результате Австрия могла получить преимущество в Германском союзе. Австрийско-французский союз был опасен Пруссии. Все заставляло Пруссию во время Восточной войны метаться между Россией и ей противниками.

Дунайская кампания Восточной войны. Часть 4. Поражение

Иван Фёдорович Паскевич

Источники:
Богданович М. И. Восточная война 1853—1856 гг. СПб., 1876 // http://adjudant.ru/crimea/bogdan00.htm.
Дубровин Н. Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. В 3 т. // http://www.runivers.ru/lib/book3087/.
Зайончковский А. М. Восточная война 1853—1856. СПб., 2002 // http://adjudant.ru/crimea/zai00.htm.
Керсновский А.А. История Русской армии // http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/index.html.
Петров А. Н. Война России с Турцией. Дунайская кампания 1853 и 1854 гг. В 2 т. // http://www.runivers.ru/lib/book3052/9644//.
Тарле Е. В. Крымская война: в 2-х т. // http://militera.lib.ru/h/tarle3/index.html/.
Шильдер Н. К. Карл Андреевич Шильдер. 1785—1854 // Русская старина, 1875 // http://www.memoirs.ru/rarhtml/1436Schilder.htm.
Щербатов А. П. Генерал-Фельдмаршал князь Паскевич. Его жизнь и деятельность. В 9 т. // http://www.runivers.ru/lib/book7662/.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. voyaka uh 26 мая 2014 11:46
    Царь Николай Первый 30 лет не реформировал армию. Генерал Паскевич
    успешно громил повстанцев и революционеров по всей Европе,
    на это войска старого образца годились. Но он понимал, что против
    регулярной турецкой армии с офицерами-европейцами
    и вооруженной новейшим оружием ему не потянуть. Поэтому старался
    избежать разгрома и спасти солдат.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня