Международный успех ЯК-130

Международный успех ЯК-130


Одним из безусловно ключевых экспонатов российской экспозиции на Берлинском международном авиасалоне ILA-2014 (проходил в мае в германской столице) стал макет нового российского учебно-боевого самолета Як-130, который во многом рассматривается в качестве нового направления учебной авиационной техники. Представлявший на ILA-2014 Корпорацию «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, является разработчиком и производителем Як-130) Аркадий Гуртовой подтвердил, что «интерес к самолету нарастает, он безусловно востребован и будет востребован еще больше». И хотя самолет был представлен только моделью, неподдельное любопытство к нему профессионалов из разных стран стало наглядным подтверждением международных перспектив самолета. А также того уже неоднократно подтвержденного (в том числе «Промышленным еженедельником) факта, что Як-130 является одной из ключевых программ отечественного боевого авиапрома.

В небе, на земле, на экране


Учебно-боевой самолет Як-130 — перефразируя классика — техника крайне нужная и своевременная. Причем, как для повышения обороноспособности российских ВВС, так и в аспекте экспортных перспектив. А еще можно считать этот самолет и весьма счастливым: в прошлом году фильм о Як-130 «Ключ к небу» телеканала «Россия 2» стал лауреатом Первой Национальной премии «Авиационное видео». Награждение победителей прошло в Москве в рамках 15-й юбилейной встречи Авиационного пресс-клуба (встреча традиционно была организована отраслевым агентством «АвиаПорт», которое выступило и учредителем премии «Авиационное видео»).

Экспертное жюри тогда рассмотрев множество претендентов в номинации «Лучшее полнометражное информационное видео» признало победителем фильм, посвященный учебно-боевому самолету нового поколения Як-130. Он был представлен на конкурс ОАО «Корпорация «Иркут» и программой «Полигон» телеканала «Россия 2» ВГТРК.

Съемки фильма проходили на территории Иркутского авиационного завода — филиала ОАО «Корпорация „Иркут“ и Летно-испытательного и доводочного комплекса ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» в городе Жуковский. Ведущий программы «Полигон» подробно, шаг за шагом проследил, как собирается, проверяется и облетывается самолет перед поставкой заказчику. Пройдя медкомиссию и необходимую подготовку, корреспондент телеканала «Россия 2» впервые в истории российского телевидения получил возможность участвовать в управлении и вести съемки в кабине самолета Як-130.

Как отмечало жюри, творческая удача создателей фильма стала результатом использования новых технологий съемки, динамичной подачи материала, компетентности авторов и консультантов. Безупречна техническая сторона фильма, обеспеченная совместной работой квалифицированных специалистов ОАО «Корпорация «Иркут» и телеканала «Россия 2». Съемки с нескольких камер, установленных на Як-130 и самолете сопровождения, формируют целостную картину поведения машины в воздухе и летчиков в кабине. Фильм «Ключ к небу» впервые вышел в эфир 3 апреля 2013 года, после чего неоднократно демонстрировался повторно, вызвал множество позитивных откликов зрителей в социальных сетях и блогосфере.

Весомый вклад в успех фильма внес Герой России, старший летчик-испытатель ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» Олег Кононенко. Он профессионально представил самолет и виртуозно выполнил фигуры высшего пилотажа, которые зрители увидели глазами корреспондента. Героем фильма стал и сам Иркутский авиационный завод. Десятки строящихся самолетов в огромном цехе наглядно свидетельствуют о развитии отечественной военной авиации и достижениях Корпорации «Иркут». Интересное совпадение: примерно в эти же дни на аэродроме Борисоглебской учебной авиационной базы Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина Министр обороны России Сергей Шойгу принимал доклад о поставке в войска всех 18 предусмотренных гособоронзаказом 2013 года самолетов Як-130.

Уникальный и перспективный

Учебно-боевой самолет Як-130 разработан входящим в состав корпорации «Иркут» «ОКБ имени А.С. Яковлева». В настоящее время на его базе создан Инженерный центр имени А.С.Яковлева, который помимо Як-130 ведет разработку среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.
Самолеты Як-130 успешно завершили государственные испытания в 2009 году. Первая партия машин была передана ВВС в 2010 году, сначала они использовались в основном для отработки методик обучения и подготовки инструкторов.

В ходе государственных испытаний была подтверждена способность самолета применять широкий круг вооружения, как высокоточного, так и обычного. Для поражения наземных целей Як-130 вооружен управляемыми авиабомбами калибром до 500 кг, неуправляемыми бомбами и ракетами, а также двуствольной 23-мм пушкой в подвесном контейнере. Для борьбы с воздушными целями, в том числе вертолетами, беспилотными летательными аппаратами, военно-транспортными самолетами Як-130 может применять ракеты Р-73, имеющие дальность поражения до 20 км.

В рамках программы были проведены в том числе испытания в режиме «учебный штопор» с возможностью автоматического вывода. Подтверждена возможность полета на больших углах атаки, реализованы режимы автоматического полета и увода с опасной высоты. Расширены возможности самолета по имитации применения управляемого и неуправляемого вооружения. Также отмечается, что на самолетах проведены доработки, исключающие неквалифицированное вмешательство в настройку бортовых систем со стороны наземного персонала.

В итоге получилась машина, принципиально отличающаяся в лучшую сторону от других аналогичных по задачам моделей. Среди ключевых новшеств Як-130 можно выделить: принципиально новую аэродинамику; способность выполнять маневры, свойственные истребителям поколений «4++» и «5»; возможность использования самолета в качестве легкого боевого, оснащенного не только обычным, но и высокоточным оружием; «стеклянная» кабина (стрелочные приборы заменены на жидкокристаллические экраны); самолет изначально создавался, как элемент обучающего комплекса (компьютерные классы, тренажеры). Предвидение конструкторов позволило сформировать новый мировой стандарт учебно-тренировочного (учебно-боевого) реактивного самолета следующего поколения. Як-130 вошел в список техники, которая в приоритетном порядке закупается Министерством обороны России в рамках Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы.

Главный авиационный сенсей
Как уже писал «Промышленный еженедельник», учебно-боевой Як-130 выбран в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки летчиков ВВС России. Самолет является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, процедурные и специализированные тренажеры.

Государственной программой вооружений определена поставка для ВВС РФ до 2015 года как минимум 65 самолетов Як-130. Основное предназначение Як-130 — учебное, и обучение пилотов на них уже ведется. До прихода Як-130 основным самолетом для подготовки военных летчиков России выступал L-39, выпускавшийся в Чехии. Как отмечают российские эксперты, необходимость замены этой устаревшей машины связана с поступлением в войска самолетов поколения «4+» и, в перспективе, «5». Учебно-боевые самолеты прошлого поколения не позволяют отрабатывать многие из тех режимов, которые характерны для новой боевой техники. При этом превратить Як-130 в Су-30 или МиГ-29 можно прямо в воздухе: для этого достаточно выбрать нужный режим в бортовой системе.

Это, в частности, сверхманевренность, которой обладают истребители типа «Су», поступающие ВВС России. Эксперты также отмечают, что полностью «стеклянная» кабина Як-130 соответствует перспективным боевым самолетам. Кроме того, репрограмируемая цифровая система управления Як-130 позволяет точно имитировать характерные особенности разных самолетов, что улучает качество обучения пилотов и снижает его стоимость. Все это подтверждается на практике. Летчики (в том числе ВВС других стран, которые закупают самолет) отмечают высокую маневренность, устойчивость и управляемость самолета. У Як-130 — великолепные летные качества: он способен безопасно летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 км/ч. При этом самолет можно посадить с земли при помощи системы дистанционного радиоуправления. Пока такой возможности нет ни у одного учебно-тренировочного самолета в мире.

По словам борисоглебских инструкторов, новый самолет позволяет вести управление пилотированием «одним нажатием кнопки». И еще: «В Як-130 заложены такие элементы автоматизации, благодаря которым машина имитирует поведение любого российского или иностранного истребителя. При этом она абсолютно предсказуема и понятна как для обучаемого, так и для обучающего». При этом самолет поднимет в воздух до 3 т высокоточных ракет и корректируемых бомб — с их помощью можно уничтожать несколько наземных объектов, обеспечить охрану границы, в том числе морской. При этом специалисты ВВС утверждают, что на Як-130 все это выполнить дешевле, чем на «МиГах» и «Су».

ПОДВЕРСТКА

ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» (входит в состав «Объединенной авиастроительной корпорации») занимает лидирующие позиции среди российских авиастроительных предприятий, и представляет собой вертикально-интегрированный холдинг, деятельность которого направлена на проектирование, производство, реализацию и послепродажное обслуживание авиационной техники военного и гражданского назначения.

Корпорация объединила ведущих отечественных производителей и разработчиков в области авиастроения — Иркутский авиационный завод, Таганрогский Авиационный Научно-Технический Комплекс им. Г. М. Бериева, ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева», ЗАО «БЕТА ИР» и др. В марте 2004 года впервые в истории российского авиастроения и оборонной промышленности Корпорация успешно провела первичное публичное размещение (IPO) 23,3% своих акций на фондовой бирже среди российских и иностранных частных и институциональных инвесторов. С ноября 2006 года компания становится частью российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

На предприятиях Корпорации «Иркут» трудятся свыше 14 тыс. человек, которые разрабатывают и выпускают широкий спектр высокотехнологичной продукции. В настоящее время портфель заказов составляет свыше $6 млрд. Выручка компании за последние пять лет увеличилась вдвое. На долю Корпорации приходится свыше 15% рынка российского оружейного экспорта.

Основным продуктом Корпорации «Иркут» являются боевые самолеты семейства Су-30. Компания является головным исполнителем программы производства Су-30МКИ для ВВС Индии. В рамках диверсификации своего продуктового ряда Корпорация также разрабатывает и производит учебно-боевые самолеты Як-130, беспилотные летательные аппараты, компоненты для пассажирских авиалайнеров семейства Airbus. В последнее время Корпорация активно ведет работу по созданию нового пассажирского самолета МС-21.

В течение последних семи лет Корпорация входит в рейтинг 100 мировых лидеров ВПК по версии авторитетного американского издания Defense News. «Иркут» неоднократно признавался «Компанией года» в номинации «Промышленность. ВПК». В 2013 году пятый раз подряд Минпромторг России признал ОАО «Корпорация «Иркут» победителем конкурса на звание «Лучший российский экспортер года» в номинации «Авиастроение (самолетостроение)». Иркутский авиационный завод (филиал Корпорации «Иркут») стал первым предприятием в России, получившим сертификаты соответствия стандартам Airbus и EN9100.
Первоисточник: http://www.promweekly.ru/2014-19-2.php


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 33
  1. Evgeniy-111 6 июня 2014 08:46
    А почему на фото он летит с закрытыми воздухозаборниками?
    1. sasha-bort 6 июня 2014 09:44
      На посадку идет, чтоб всякая гадость не попадала в движок. У него сверху есть щели для забора воздуха.
    2. RPG_ 6 июня 2014 10:21
      Потому что низко летит и судя по шасси заходит на посадку, и не дай бог туда залетит птичка или камушек со взлетки.
  2. kapitan281271 6 июня 2014 09:13
    Во Во я сразу как то непонял
  3. rubin6286 6 июня 2014 09:39
    Самолет Як-130 стоит в 5 раз дороже Л-39 и потребляет топлива в 2 раза больше. Ресурс двигателей невелик и много нареканий вызывает низкая надежность системы управления. Эту машину нужно еще "доводить до ума",проводить полный цикл испытаний в ЛИЦ, где досконально будут изучены ее возможности,отработать ЭТД и только после этого передавать в училища. Многочисленные статьи о Як-130 пока остаются частью его рекламы,Сейчас 2014 год и на авиасалоне в Берлине представлен только макет самолета,хотя первый полет его состоялся еще в 1997 году. Кто купит самолет для первоначального обучения пилотов,который недоиспытан и не строится серийно в стране-изготовителе?
    1. Aaleks1974 6 июня 2014 09:49
      А сколько, по вашему, нужно построить самолетов, чтобы он считался серийным? Як-130 уже построили 58шт = продолжают производство по заказам. А насчет цены, тогда проще на У-2 учить, там весь самолет, как одно кресло, от 130-го, стоит.
      1. rubin6286 6 июня 2014 10:50
        В советской авиации, для того,чтобы сказать о самолете " у нас есть" нужно,чтобы таких машин в строевых частях было примерно 60 процентов своего класса. МиГ-29,например, этого показателя достиг только к 1996-97 г.г. Машина для первоначального обучения пилотов должна быть простой и дешевой.Далее следует цикл основного обучения и осуществляется он уже на других машинах, например - ,Миг-17УТИ,МиГ-21УТИ,МиГ-29УБ, СУ-25УБ и т.д. и т.п.,словом по предназначению. Як-130 должен был служить не только для первоначального. но и основного обучения.Это позволило бы отказаться от иных типов машин.Самолет этот стал сложнее и более "навороченным", но пока еще недостаточно надежным.Можно садить на ненадежную машину молодого пилота-курсанта? Вот то-то и оно! Сколько таких машин нужно,определяет Гособоронзаказ, учитывая возможности головного и смежных предприятий. На мой взгляд,чтобы серьезно говорить о Як-130. нужно,чтобы в каждой строевой части было не менее 4 таких машин,а в авиационных училищах столько,сколько нужно для организации учебного процесса. Ладно, самолет сделали, а как быть с запчастями? Ученик ( он же только учится) вполне может "поломать" что-то или вообще всю машину или она сама, недоведенная до ума и недоиспытанная, возьмет да и сломается,что уже происходит. Есть чем заменить.в т.ч. в полевых условиях и сколько времени на это уйдет? Пока,что с этим мучаются. У-2 был настолько доступен в производстве,прост в управлении и дешев,что давал возможность массового обучения летному делу в аэроклубах и создания соответствующего резерва в военное время. В советское время у нас в аэроклубах были Як-18.Як-52 и даже реактивные Л-29. Где эти аэроклубы сейчас?
    2. Aaleks1974 6 июня 2014 09:49
      А сколько, по вашему, нужно построить самолетов, чтобы он считался серийным? Як-130 уже построили 58шт = продолжают производство по заказам. А насчет цены, тогда проще на У-2 учить, там весь самолет, как одно кресло, от 130-го, стоит.
    3. Nayhas 6 июня 2014 10:01
      Цитата: rubin6286
      Кто купит самолет для первоначального обучения пилотов,который недоиспытан

      ...и регулярно падает...
      1. qwert 6 июня 2014 11:02
        Дык и Боинги падают. Однако на них куча пассажиров летает.
        Назовите сериный самолет, на котором не было аварий...
        1. Пупырчатый 6 июня 2014 11:43
          Цитата: qwert
          Дык и Боинги падают. Однако на них куча пассажиров летает.

          Есть различия когда падает старый самолет с выработанным ресурсом с плохим гражданским обслуживанием, и новый, только что запущенный в серию, с армейским. На данный момент ничего не буду говорить о качествах, просто говорю о том, что различие это существенное
    4. Добрый кот 6 июня 2014 10:59
      А Л-39 производится еще??
      1. rubin6286 6 июня 2014 12:57
        Л-39 производится в Чехии.В России только ремонтируются оставшиеся от СССР машины,часть которых списывается по мере износа. Производственная база пока позволяет выполнение на этой машине любого вида ремонтных работ.
      2. Добрый кот 6 июня 2014 16:01
        Сам себе отвечаю: Л-39 производился до 1999 г. соответственно о чем разговор то? Доведен як или нет , альтернативы нет ни какой
    5. qwert 6 июня 2014 11:00
      Вас почитать, выходит, что серийных экземпляров нет. А ведь здесь на сайте были фото Яков на серийной линии завода. Кром того была инфа и о том сколько ИМЕННО СЕРИЙНЫХ машин вышло с завода и куда они направлены (следовательно приняты заказчиком). А ив серию идут машины после завершения госииспытаний. Следовательно и с фразой о "недоиспытан" вы тоже передернули.
      Может попутали Як-130 и F-35????
      1. rubin6286 6 июня 2014 12:54
        Причем здесь американский Ф-35? Что вы несете? Чего тут передергивать.В войсках Як-130 нет,пока только в ЛИЦ,а там не просто строевые летчики,а пилоты экстра-класса. В училищах половина машин стоит на земле и требует ремонта.На параде 9 мая Як-130 не было вообще. Кто и как принимал выпущенные машины,думаю, есть кому разбираться, возможно мы когда-нибудь узнаем.
        1. ССИ 6 июня 2014 21:34
          Цитата: rubin6286
          В войсках Як-130 нет,пока только в ЛИЦ,

          Простите, а о каких войсках речь? Самолет, между прочим, учебный, а, лишь потом - боевой....
          1. rubin6286 7 июня 2014 14:20
            Уважаемый ССИ! В войсках- это значит в строевых частях ( в советское время в авиаполках,в постсоветское - на авиабазах). Странно,что для Вас в новинку то,что в полку кроме основных боевых машин есть еще учебные.вспомогательные. Они нужны для восстановления летчиками навыков пилотирования после длительного перерыва в полетах. ЛИЦ занимается испытанием машин,поступивших с завода-изготовителя с целью выработки рекомендаций по их эксплуатации и боевому применению в строевых частях.
    6. malikszh 6 июня 2014 12:50
      а вы летчик и летали? откуда знайте такую информацию или антироссийскую информацию почитали и тут болтайте?
      malikszh
      1. samoletil18 6 июня 2014 22:17
        Цитата: malikszh
        а вы летчик и летали? откуда знайте такую информацию или антироссийскую информацию почитали и тут болтайте?

        Вспомнилось: "В какой разведке служишь, гад?"(из к/ф "Конец операции "Резидент")
      2. rubin6286 7 июня 2014 14:26
        Читайте внимательно мои комментарии, вникайте,сопоставляйте, анализируйте и не задавайте глупых вопросов. Как в поэме "Иван Сусанин и поляки":
        " -- Куда ты завел нас, не видно ни зги!"
        " Иди же,иди не ... мне мозги".
  4. marder4 6 июня 2014 10:58
    похоже что у машины большое будущее и как учебного, так и боевого самолета...
  5. aspid1944 6 июня 2014 12:15
    Самолет красавец...
  6. silberwolf88 6 июня 2014 13:22
    Хорошая многоцелевая машина ... сбалансированная по параметру цена/эффект применения ... и с большим потенциалом по модернизации и вооружению ... и конечно хороший учебный самолёт.
  7. goose 6 июня 2014 13:30
    Цитата: qwert

    qwert
    (1)

    Сегодня, 11:02

    ↑ ↓ Новый


    Дык и Боинги падают. Однако на них куча пассажиров летает.Назовите сериный самолет, на котором не было аварий...

    Ил-96, не было аварий. Ил-86 - только 1 авария без разрушения самолета и жертв.
    1. Neksel 6 июня 2014 14:45
      Цитата: goose
      Ил-86 - только 1 авария без разрушения самолета и жертв.


      Из 106 построенных самолётов по состоянию на 8 июля 2008 года было потеряно четыре.

      Катастрофа Ил-86 (бортовой номер RA-86060) произошла неподалёку от Дмитровского шоссе в Москве 28 июля 2002 года. Рейс был техническим, и на борту находились лишь 16 членов экипажа, 14 из которых погибли.
      1. beifall 7 июня 2014 16:31
        из 300 ту-22 разбилось 70-80, из 30 ту-160 построенных, летает от силы 16, разбилось 2! Первый в 1987 г., второй в середине 2000 -х. Из 30 построенных ssr-100, два уже разбились, один 9 мая 2012г, второй летом прошлого года в ирландии! Есть фото!
        За 36,5 лет боевой службы миг-29 построено 1600 (примерно), в ссср, рф, украине,беларусе, казахстане и ещё пару стран РАЗБИЛОСЬ - 68! Есть список с именами лётчиков!
        beifall
    2. ССИ 6 июня 2014 21:36
      Цитата: goose
      Ил-86 - только 1 авария без разрушения самолета и жертв.

      Простите, но в ШРМ уронили Ил-86, с жертвами (ошибка летчиков), но мысль очень верная - одна катастрофа Ил-86 и ни одной - Ил-96....
  8. samoletil18 6 июня 2014 22:22
    Статья о международном успехе, вроде. А про успех где? Международный, тем более...
  9. 77bob1973 6 июня 2014 22:56
    Статья действительно рекламная и есть момент какой-то недосказанности и она в том что на сегодняшний момент это единственная серийная машина такого уровня и в этом главный плюс который перевесит все плюсы других ,может быть более продвинутых самолётов.
    77bob1973
  10. beifall 7 июня 2014 16:32
    Недавно в астраханской губернии разбился из-за отказа двигателей, это успех!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    beifall
    1. samoletil18 8 июня 2014 17:53
      Из-за отказа украинских двигателей
  11. TimBurton 8 июня 2014 11:57
    Уже летом этого года Иркутский авиазавод приступает к созданию учебного самолета Як-152. Взлет первого самолета по плану в 2015 году.
    TimBurton
  12. TimBurton 8 июня 2014 12:08
    Цитата: samoletil18
    Статья о международном успехе, вроде. А про успех где? Международный, тем более...


    Алжир уже 2 года эксплуатирует 16 самолетов. Готовится поставка в Сирию, Вьетнам, Белоруссию. Заинтересованы Казахстан и Монголия. Участвует в тендере в Малайзии и Филиппинах.
    TimBurton
    1. samoletil18 8 июня 2014 17:58
      А Вы это из статьи подчерпнули?
  13. Арон Заави 8 июня 2014 23:59
    Машина несомненно удачная. Главное что бы летчики были довольны
  14. TimBurton 9 июня 2014 12:58
    Цитата: samoletil18
    А Вы это из статьи подчерпнули?


    Работаю я на Иркутском авиазаводе.
    TimBurton
  15. waggish 7 июля 2014 17:29
    Какой успех, такой разбился недавно!!!!!!!!!!!
    waggish
  16. Beiderlei 7 января 2015 16:43
    ПРОВАЛ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Beiderlei

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня