Колесная САУ ГАЗ-68/КСП-76

28
Вскоре после окончания битвы на Курской дуге конструкторы Горьковского автозавода предложили разработать новую самоходную артиллерийскую установку. Эта боевая машина, по задумке авторов проекта, должна была дополнить в войсках существующие СУ-76, а также обеспечить большую мобильность артиллерийских средств. Для обеспечения высоких характеристик скорости и маневренности предлагалось построить новую САУ не на гусеничном, а на колесном шасси. С инициативой о создании колесной самоходки с 76-мм орудием в августе 1943 года выступил ведущий конструктор ГАЗ В.А. Грачев. Его поддержали конструкторское бюро и руководство завода. Предложенная концепция заинтересовала военных, в результате чего Наркомат среднего машиностроения и Главное бронетанковое управление Красной Армии разрешили начать разработку проекта.

Колесная САУ ГАЗ-68/КСП-76


Работы по новому проекту, получившему обозначение «изделие 68-СУ», стартовали в октябре 43-го. Немного позже проект сменил название на ГАЗ-68. Конструкторские работы шли довольно быстро. Уже в декабре 1943 года на Горьковском автозаводе собрали деревянный макет перспективной САУ на колесном шасси. В середине декабря 43-го конструкторы ГАЗ направили в ГБТУ проектную документацию. После выполнения некоторых доработок, предложенных Главным бронетанковым управлением, проект был утвержден. Разрешение на строительство опытной машины ГАЗ-68 было получено 7 февраля 1944 года. Примечательно, что к этому времени в документах появилось еще одно обозначение самоходки – КСП-76 («Колесная самоходная пушка с орудием калибра 76 мм»).

Не дожидаясь окончания проектных работ, конструкторское бюро начало передавать документацию по новому проекту в цеха автозавода. Благодаря этому, несмотря на загрузку предприятия, в начале апреля завершилось изготовление бронекорпуса первой КСП-76, а примерно через месяц готовая машина покинула сборочный цех.

Значительно сократить сроки разработки перспективной САУ помогло использование готового шасси. В качестве основы для КСП-76 было выбрано полноприводное шасси грузовика ГАЗ-63, созданного еще до войны, но так и не запущенного в серийное производство. Проектирование этого грузовика с колесной формулой 4х4 стартовало весной 1938 года, а в марте 39-го были построены два опытных экземпляра. В дальнейшем Горьковский автозавод занимался испытаниями и доводкой грузовика, но начало войны привело к замедлению или приостановке всех перспективных проектов.



О проекте ГАЗ-63 вспомнили только в 1943 году. Сначала в связи с разработкой перспективной колесной САУ, а позже в контексте создания нового полноприводного грузовика для нужд армии и народного хозяйства. Осенью 43-го даже был построен новый опытный образец машины, отличавшийся от предыдущих прототипов кабиной и некоторыми деталями конструкции. Шасси осталось прежним.

По задумке В.А. Грачева и его сотрудников, использование в качестве основы для нового проекта существующей и испытанной машины должно было ускорить разработку КСП-76, а также облегчить серийное строительство и обслуживание самоходок. Кроме того, колесное шасси должно было обеспечить достаточно высокие характеристики при движении по дорогам и, в некоторых случаях, по бездорожью. Колесная САУ могла дополнить существующие гусеничные машины.

Поскольку основой для КСП-76 был выбран грузовой автомобиль, конструкторам ГАЗ Ю.Н. Сорочкину и А.Н. Кириллову пришлось разработать оригинальный бронекорпус, предназначенный для защиты экипажа и агрегатов машины от пуль и осколков снарядов. Корпус представлял собой конструкцию сложной формы, сваренную из панелей брони различной толщины. Лобовой лист изначально имел толщину 10 мм, позже этот параметр увеличился до 16 мм. Борта и днище имели толщину 7 и 4 мм соответственно, а моторное отделение сверху закрывалось 5-мм листом. В передней части корпуса, между колесными арками, была предусмотрена ровная площадка для монтажа пушки. За этой площадкой располагался наклонный лобовой лист корпуса, за которым находилось боевое отделение. Последнее не имело крыши. Кормовая часть корпуса имела характерную скошенную форму. За счет применения нескольких интересных компоновочных решений корпус САУ КСП-76 имел приемлемый уровень защиты, но его вес при этом не превышал 1140 кг.

Пушка ЗиС-3 калибра 76 мм располагалась в передней части машины на станке, позволявшем наводить ее в двух плоскостях. Оригинальное размещение пушки между колесными арками, значительно поднимающимися над уровнем площадки, было предложено для уменьшения высоты всей боевой машины с целью увеличения живучести и устойчивости при движении. Станок орудия позволял наводить его в горизонтальной плоскости в пределах сектора шириной 37°. Допустимые углы вертикальной наводки – от -3° до +15°.

Характеристики орудия ЗиС-3 после установки на колесную машину почти не изменились. Ограничения по углам вертикальной наводки привели к некоторому сокращению максимальной дальности стрельбы (что, однако, не вызывало претензий, поскольку КСП-76 должна была стрелять только прямой наводкой), а скорострельность ограничивалась 8 выстрелами в минуту. В боевом отделении удалось разместить 58 унитарных снарядов калибра 76 мм. 41 боеприпас размещался в кормовой укладке в горизонтальном положении, 17 – справа от пушки в вертикальной укладке.

Внутри боевого отделения, справа от казенной части орудия, находился пост управления с рабочим местом механика-водителя. Слева от пушки находился прицел и место наводчика. Наводчик также выполнял обязанности командира и радиста. За наводчиком разместили откидное сиденье заряжающего. Для наблюдения за окружающей обстановкой экипаж располагал смотровыми приборами, а на рабочем месте командира имелась панорама. В качестве дополнительного оружия для самообороны предлагались два пистолета-пулемета ППШ с 12 магазинами (852 патрона).

Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса. Двигатель ГАЗ-202 установили со сдвигом от оси машины вправо на 276 мм. Слева от двигателя и агрегатов трансмиссии поместили изолированный топливный бак объемом 140 литров и основную укладку боекомплекта. Для охлаждения двигателя в кормовом листе была предусмотрена решетка радиатора.




Основой силовой установки самоходки КСП-76 был карбюраторный бензиновый двигатель ГАЗ-202 мощностью 85 л.с. С двигателем была сопряжена пятискоростная механическая коробка передач с дистанционным управлением с места водителя. С коробки передач крутящий момент передавался на две ведущие оси при помощи раздаточной коробки и трех карданных валов. Валы и коробка находились в специальном тоннеле, шедшем вдоль корпуса машины. Передняя ось получила постоянный привод, задняя – отключаемый.

Обе оси самоходки были сделаны жесткими и крепились к раме шасси при помощи листовых рессор с гидравлическими амортизаторами. Колеса опытной машины оснастили односкатными пулестойкими шинами. Для улучшения проходимости по пересеченной местности шины имели развитые грунтозацепы.

Прототип САУ ГАЗ-68/КСП-76, построенный весной 1944 года, наглядно продемонстрировал преимущества примененных компоновочных решений. При общей длине (с пушкой) 6,35 м и ширине 2,05 м самоходка имела высоту всего 1,55 м. Таким образом, КСП-76 при схожей огневой мощи была на 70 см ниже самоходки СУ-76, что должно было соответствующим образом сказаться на ее живучести в боевых условиях, однако в некоторой мере ограничивало боевые возможности. Боевая масса машины составляла 5430 кг.

В конце весны 1944 года стартовали заводские испытания новой самоходки. На шоссе боевая машина разгонялась до 77 км/ч. Запас хода по шоссе – 580 км. Благодаря использованию колесного шасси КСП-76 имела ряд преимуществ перед гусеничной СУ-76 и ее упрощенным вариантом ОСУ-76, разрабатывавшимся в то же время. Колесная боевая машина была быстрее на шоссе, тише и ниже. Тем не менее, гусеничные самоходки имели лучшие характеристики при передвижении по пересеченной местности.

Первые этапы испытаний сопровождались массой неполадок и проблем. Так, регулярно случались поломки недоведенного переднего моста, коробки передач и карданных валов. Кроме того, отмечалось, что боевое отделение самоходки имеет недостаточный объем и не слишком удобно для работы экипажа. К середине осени в Горьком завершились заводские испытания, после чего новую САУ ГАЗ-68/КСП-76 можно было перегонять на Научно-испытательный бронетанковый полигон в Кубинке. Примечательно, что весь путь от Горького до Кубинки, в том числе обледенелые участки шоссе, колесная САУ прошла своим ходом со средней скоростью 60 км/ч.

В отчете об испытаниях, проводившихся в 17 по 24 декабря 1944 года, отмечались преимущества САУ КСП-76, связанные с использованной конструкцией бронекорпуса. В частности, говорилось о сравнительно малой массе машины и ее малых габаритах. Кучность огня пушки ЗиС-3 была на уровне табличной. Однако, как выяснилось в ходе испытаний, самоходке следовало стрелять только с короткой остановки, поскольку при стрельбе в движении точность резко снижалась.

Проводившая испытания комиссия рекомендовала исправить оставшиеся мелкие недостатки конструкции, после чего самоходка ГАЗ-68/КСП-76 могла быть допущена на войсковые испытания в случае соответствующего решения Главного артиллерийского управления. Однако колесная САУ не рекомендовалась к принятию на вооружение. В 1944 году параллельно с КСП-76 разрабатывалась самоходка ОСУ-76, представлявшая собой упрощенный вариант СУ-76. Имея преимущества в габаритах, уровне защиты и максимальной скорости, колесная самоходка проигрывала гусеничной в боевой массе и проходимости на пересеченной местности. Более того, эффективное применение САУ КСП-76 вне дорог было признано невозможным. Наконец, на перспективы машины повлияли особенности проекта ГАЗ-63. Этот грузовик, хотя и прошел испытания до войны, не строился серийно, из-за чего начало производства самоходок на его базе могло быть связано с серьезными трудностями.

За отсутствием перспектив проект ГАЗ-68/КСП-76 закрыли сразу после завершения испытаний. Единственный построенный экземпляр этой самоходки так и остался в Кубинке. Сейчас он является экспонатом музея бронетанковой техники.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://русская-сила.рф/
http://bronetehnika.narod.ru/
http://all-tanks.ru/
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    9 июня 2014 08:12
    Пушку "облепили" машиной- для европейского ТВД не плохой аппарат, но вот дома хлопот не оберёшся...поэтому наверное и не прошла.
    1. 0
      9 июня 2014 08:23
      Цитата: Bosk
      поэтому наверное и не прошла

      Скорей всего потому что война шла.Была же отличная СУ-76
      Коней на переправе не меняют
      1. +5
        9 июня 2014 12:11
        Очень интересный пример(хотя и не без недостатков)качественного увеличения мобильности полковой артеллерии,все как то кинулись сравнивать данный аппарат с СУ-76М(как обычно перепутав хрен с пальцем)-машина по себистоимости и трудоемкости изготовления раза в 4-5 ниже\меньше чем"С.У.К.А." и вполне сравнима с затратами на изготовление трехосного грузовика в комплекте с буксируемым ЗиС-3.Вот с этим автопоездом и надо сравнивать КСП-76(а то и с парой гнедых-"Сын полка"почитайте).В плюсах:по любому-большая проходимость,маневренность,наличие защиты экипажа(очень не дурственной,для машины в 6т).В минусах:пожалуй только рамная конструкция,что делает всю конструкцию несколько не рациональной и съедает некоторое количество забронированного объема,да отсутствие упоров корпуса (которые несомненно бы появились на серийных изделиях).Главным недостатком КСП-76 была обратная сторона ее достоинств-изготовление на базе автоагрегатов,а автопрома в те годы в СССР фактически не было.ГАЗ был трансформирован в танковое производство,ЗиС в Миасе стабильно стал давать продукцию только в конце 45го.В отношении мотомеханизации армии упор делался на"Ленд-лиз".Это не был выбор между лучшим и хорошим,это было единственно возможное на тот момент решение-танки,нам тогда нужны были больше,а производственный потэнциал к началу 45г уже показал свои"края"по ресурсам рабочей силы.
      2. +3
        9 июня 2014 14:05
        Цитата: Денис
        Скорей всего потому что война шла.Была же отличная СУ-76

        Отличная от чего? Су-76 это было дитя войны, спешно запущенная в серию САУ на базе снятого с производства легкого Т-70. Машина имела массу недостатков и после окончания боевых действий была довольно быстро изъята из вооруженных сил.
        САУ КСП-76 была вооружена той же ЗиС-3, для второй половины войны это орудие было уже недостаточно мощным.
        1. +1
          9 июня 2014 20:02
          У Су-шки был один большой недостаток-это его применение,его первое время часто использовали как танк, иногда по не компетентности, а иногда по необходимости...вот там эта очень даже удачная самоходка и заслужила кучу не самых лестных прозвищ, а вот когда позже провели "разьяснительную беседу" на предмет использования этих машин то вы знаете-всё наладилось. Сами посудите, это мне кажется единственная машина по таким параметрам как бесшумность хода,отсутствие загазованности,лёгкость и быстрота эвакуации из подбитой самоходки и наконец визуальный контроль окрестностей...некоторые экипажи с умом используя эти плюсы добивались очень даже не плохих результатов и именно за это и любили эти машины.
        2. +1
          10 июня 2014 02:03
          Цитата: Bongo
          Отличная от чего? Су-76 это было дитя войны

          Не до жиру,быть бы живу (с)
          Тем что были отработаны двигатели и КПП,да и тем что они были.А перестраивание на другую технику неизбежно бы привело к сокращению производства,что во время войны ну никак не можно.
          И было так не только с самоходками,примеров много
          Ла-7 — один из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны, обладающий высокими лётно-техническими характеристиками. Высокая манёвренность и сильное вооружение. Считается, что он имел превосходство по своим боевым качествам над последними поршневыми истребителями Германии, Англии и США на малых и средних высотах. Повышенная живучесть машины. Простота и доступность в управлении
          Был же лучше Ла-5,но производство не перестраивали
      3. +2
        9 июня 2014 20:10
        Как не меняют? Серию КВ сменили на ИС, Т-34 обр. 1940 года от Т-34-85 отличается как Москвич-403 от ГАЗ-24. Авиационную технику вообще не вспоминаем. В статье всё сказано: "Наконец, на перспективы машины повлияли особенности проекта ГАЗ-63. Этот грузовик, хотя и прошел испытания до войны, не строился серийно, из-за чего начало производства самоходок на его базе могло быть связано с серьезными трудностями." Отладка новой КОНЦЕПЦИИ - дело долгое. СУ-76 уже не могла полностью выполнять круг задач в 1945 году, но вводить новую машину с равнозначным вооружением и с более узкой применяемостью - сомнительное удовольствие.
        1. 0
          10 июня 2014 02:37
          Цитата: pilot8878
          Как не меняют? Серию КВ сменили на ИС, Т-34 обр. 1940 года от Т-34-85 отличается как Москвич-403 от ГАЗ-24

          То по необходимости.Проблемы КВ с трансмиссией и к тому времени слабая 76-мм
          Даже очень нужные,явно превосходившие Захара и полуторку,ГАЗ-51 и упомянутый Вами ГАЗ-63 стали выпускать после войны,хотя разработали до неё
    2. +2
      9 июня 2014 12:23
      Идеально для Африки. Прекрасно бы показала себя в 70-х, да и сейчас тоже. Высота 155см. Проходимость на уровне джипа, а мощность достаточно и для вывода из строя любой БМП не говоря уже о том, что осколочно-фугасный 76мм снаряд вполне даже неплохо. Любая хижина и даже кирпичная постройка уничтожаются на раз.
      1. +1
        9 июня 2014 18:11
        Цитата: qwert
        Идеально для Африки. Прекрасно бы показала себя в 70-х, да и сейчас тож

        САУ AML-90, "Панар",ЮАР "Эланд 90 мм" выпущено 6000 ед.....
        ТТХ...
        Экипаж - 3 человека
        Вооружение - 90-мм пушка
        Боевая масса - 5,5 т
        Максимальная скорость хода по шоссе - 90 км/ч
        Запас хода - 600 км
        4-цилиндровый бензиновый двигатель "Панар" Модели 4 HD мощностью 90 л.с...
    3. +1
      9 июня 2014 17:24
      КСП-76 тупиковый путь. ОСУ-76( ОСА-76 ) лучший вариант. В ней применялся хорошо освоенный двигатель от полуторки ГАЗ-ММ. Производство ОСУ-76 легче было организовать.
      В 1944 году параллельно с КСП-76 разрабатывалась самоходка ОСУ-76, представлявшая собой упрощенный вариант СУ-76. Имея преимущества в габаритах, уровне защиты и максимальной скорости, колесная самоходка проигрывала гусеничной в боевой массе и проходимости на пересеченной местности.
      Кроме пушки ОСУ-76 имела мало общего с СУ-76. Один двигатель вместо двух, тоньше броня, легче и маневренней, главное дешевле в производстве. Но было принято решение вовремя войны новые образцы вооружений не принимать (исключения были, но редко, например ИС-1/2). Уже после войны была создана АСУ-57 в которой были реализованы многие решения ОСУ-76.
    4. Комментарий был удален.
    5. 0
      9 июня 2014 21:09
      Аналогичные мысли вертелись, об использовании и причине неприятия на вооружение.
  2. +1
    9 июня 2014 08:36
    САУ с неподвижной рубкой, на колесном ходу - тупиковая идея.
  3. ramsi
    +2
    9 июня 2014 08:39
    поскольку это самоходка, то ей надо уметь крутиться на месте, а не выписывать со своим рулевым кренделя
    1. +1
      9 июня 2014 09:40
      Цитата: ramsi
      рулевым кренделя

      Низкая высота определила изначальное неудобство в работе экипажа, после каждого выстрела она долго раскачивалась (как любой колесный танк), и до кучи, малые углы горизонтальной и вертикальной наводки. После первых испытаний уже ни у кого не возникло желания доводить её до более высокого уровня эксплуатации. И до конца войны внедрить не успевали, и после войны применять смысла никто не видел.
      Заслуга этого броневика в возобновлении работ по ГАЗ-63, что оказалось очень важным.
      1. ramsi
        0
        9 июня 2014 10:14
        раскачку-то, убрать не сложно (бульдозерный отвал сзади), низкая высота - так и рубка открытая, а вот малые углы по горизонтали - ну, хотя бы раздельный ручник на обе стороны сделали, что ли...
        1. 0
          10 июня 2014 23:03
          главное, что поняли: колесный танк и самоходка нам не нужны. Правда, сердюков попытался организовать поставку из Италии...
        2. Комментарий был удален.
  4. arthur_hammer
    0
    9 июня 2014 09:33
    мертвый проект, проще на БТР-40 поставить Б-10 или Б-11 (с круговым обстрелом)куда более эффективней было бы
    1. +1
      10 июня 2014 02:51
      Цитата: arthur_hammer
      проще на БТР-40 поставить Б-10 или Б-11

      Тогда и Су-25 бы очень к месту был.
      Только машина времени нужна
      Как известно БТР-40
      Был разработан в ОКБ ГАЗа в 1947—1949 годах
      Б-10 военным тоже не подошло
      Нарекания вызывала также и относительно низкая 175-миллиметровая бронепробиваемость использовавшейся в СГ-82 гранаты. Именно поэтому СГ-82 решили заменить более эффективным безоткатным орудием того же калибра.
      А с Б-11 тоже нужна машина времени
      Разработкой занималось специальное конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии (СКБ ГА), начальник Борис Иванович Шавырин он по совместительству выполнял и обязанности главного конструктора. Принято на вооружение Б-11 в 1954 году. Серийное производство было организовано на Тульском машиностроительном заводе.
      Б-11 предназначено для уничтожения военной техники, а также для разрушения укреплений.
  5. 0
    9 июня 2014 10:00
    Два наблюдения по статье:
    1. На фото видно что днище имеет боковые скосы. Предтече МРАП? Мы и тут были первые?
    2. Передний привод с подключаемым/отключаемым задним. И тут не в хвосте технологий, что популярны стали только в наше время.
    feel
    Отсутствуют упоры на грунт для уменьшения отдачи. Для гусеничных самоходок с их массой это понятно. Но для столь легкой машины в 5 тонн. Сколько таких откатных ударов выдержит трансмиссия? А при стрельбе на ходу?
    Какова сила отдачи у ЗиС-3?
    1. 0
      9 июня 2014 16:23
      А при стрельбе на ходу?

      стрелять на ходу, только в белый свет!
      1. 0
        10 июня 2014 12:38
        стрелять на ходу, только в белый свет!
        Пусть, чисто теоретически, в яблочко. Но что будет в момент выстрела на ходу с трансмиссией? Это ж такой удар и по главной передаче, и по коробке, через нее и по двигателю. Машинка-то легкая, не танк. Сколько таких отдач выдержат шестерни, пока им не посрубает зубцы на встречных усилиях двигателя и отдачи?
        1. 0
          11 июня 2014 15:00
          Цитата: abrakadabre
          Но что будет в момент выстрела на ходу с трансмиссией?

          Друзья,о чём вы?
          САУ это всего лишь забронированая пушка,стрельнул с позиции и мигом слинял
          1. 0
            12 июня 2014 12:22
            Друзья,о чём вы?
            САУ это всего лишь забронированая пушка,стрельнул с позиции и мигом слинял
            Как это о чем? Я вам о нагрузках на ходовую в момент выстрела (бо на фото весьма некрупная машина при солидном орудии). А вы мне про тактику применения.
            Обычная пушка при малом весе подпрыгивает как сумашедшая при выстреле. И не катается по полю от отдачи потому, что, в том числе, имеет упоры в землю.
            Хотя... чего я распинаюсь, если с первого раза вам было непонятно...
    2. 0
      9 июня 2014 21:13
      Конечно, на главного конструктора снизошло просветление и он решил создать первый МРАП))) Вы бы еще БА-64 вспомнили, тот МРАП еще больший МРАП. Скосы - мера для повышения пулестойкости относительно тонких листов брони.
      1. 0
        10 июня 2014 12:42
        Вы бы еще БА-64 вспомнили, тот МРАП еще больший МРАП. Скосы - мера для повышения пулестойкости относительно тонких листов брони.
        Ну я того, позубоскалил.
        lol
        Днище там плоское, скошенные борта не сходятся для чистого V-образного профиля. Им для этого и общая высота машины не позволит.

        А вот отсутствие опускаемых на грунт противооткатов - это серьезно. Какова отдача у ЗиС-3? Это ж какие тормоза надо чтобы машинка на отдаче не прыгала назад?
  6. w2000
    +2
    9 июня 2014 19:59
    Экспериментальный "Волк" с 122-мм гаубицей.
    1. 0
      11 июня 2014 09:24
      Цитата: w2000
      Экспериментальный "Волк" с 122-мм гаубицей.
      А что на шасси ГАЗ-66?
    2. Комментарий был удален.
  7. w2000
    0
    9 июня 2014 20:01
    >>>
  8. +1
    9 июня 2014 20:08
    Как мы знаем Европа имеет очень разветвлённую сеть дорог, эта и есть главная причина создания этой машины, но война близилась к концу, а перестройка производства как мы знаем дело долгое и муторное поэтому дело спустили на тормоза.