Индийцы модернизировали "изменяемую геометрию"

9
В марте 1982 года СССР и Индия подписали межправительственное соглашение о лицензионном производстве МиГ-27 на мощностях корпорации HAL. Ранее аналогичное соглашение было заключено по франко-британскому истребителю-бомбардировщику Jaguar, с началом поставок летом 1979-го. Его можно считать «западным аналогом» МиГ-27. Показателен сам факт того, что, купив «ягуары» и поставив их производство на поток в собственной стране, индийское правительство, тем не менее, приобрело еще и МиГ-27. Возможно, за счет высоких технологий и Jaguar, и МиГ-27 военные надеялись провести модернизацию ранее приобретенных МиГ-23БН. Сравнительно дешевые, они обладали высокими летно-техническими характеристиками и боевой нагрузкой, но несли упрощенную аппаратуру.

Иркутские и московские специалисты помогали индийцам освоить довольно сложный МиГ в производстве на территории заказчика. Группа советских инженеров проработала в Насике (Nasik) всю вторую половину 1982 года. Сначала с Иркутского авиазавода шли поставки готовых самолетов (правда, после облета их частично разбирали для перевозки морем). Затем - агрегатов, узлов и деталей для машин, что строились в рамках лицензионной программы. Первый самолет местной сборки выкатили в октябре 1984 года. Он был принят заказчиком до начала следующего. А 11 января 1986 года эскадрилья №32 Tiger Sharks на Ми Г-27 рапортовала о полной боевой готовности.

Сотый МиГ собрали в мае 1992 года. Доля компонентов местного производства него у него составляла 74%. Индийские ВВС дали МиГ-27МЛ собственное кодовые название Bahadur («храбрец»). Он поступил в следующие эскадрильи: №32 Tiger Sharks, №2 Winged Arrows, №18 Flying Bullets, №22 и №222 Wolfpack.

Выполнение масштабной программы лицензионного производства МиГ-27 разбили на четыре фазы. Фаза 1 – технологические комплекты. Фаза 2 и Фаза 3 - готовые узлы и сборки. Фаза 4 – поставка из нашей страны только материалов, листового дюраля, поковок и заготовок. По совокупности причин, местный прокат не подходил… Станки с числовым программным управлением HAL купила самостоятельно на Западе.

Индийцы модернизировали "изменяемую геометрию"


Изготовление планера и окончательная сборка МиГов производилась возле города Nasic на головном предприятии Nasic Aircraft Division, агрегаты и системы – Лакхнау (Lucknow). Двигатели Р-29Б-300 выпускались на заводе в Корапуте (Koraput). Bharat Electronics в Хайдерабаде (Hyderabad) занимался изготовлением элементов БРЭО. Фабрика в Корво (Korwa) делала лазерные системы и электронику.

HAL Nasic Aircraft Division располагается в 24 километрах от города, в населенном пункте Ojhar. Это отделение основано в 1964 году, когда началось масштабное военно-техническое сотрудничество между нашими государствами. Специально для производства МиГ-21ФЛ здесь был возведен MiG Aircraft Complex. Первая поставка собранного здесь МиГ-21ФЛ датируется октябрем 1970 года, МиГ-21М – ноябрем 1975-го. Затем настала очередь МиГ-21бис. Когда же к фронтовому истребителю прибавился еще и ударный самолет, число занятых на комплексе в Насике превысило восемь тысяч человек.

Со временем, спектр выполняемых работ расширился и охватил капитальный ремонт и модернизацию МиГов (кроме промышленности, этим занимался еще и расположенный неподалеку ремонтный завод минобороны 11 Base Maintenance Depot). С этой целью были созданы хорошо оборудованные производственные участки. На них и сегодня проводятся довольно сложные работы на МиГ-27, с полной разборкой самолета и его последующей сборкой.

Двигательное отделение Koraput Division создали практически одновременно с Nasic Division. С апреля 1964 года специализацией предприятия неизменно остается производство двигателей для истребителей марки «МиГ». Индийцы начинали с Р-11-Ф2 для МиГ-21ФЛ, потом освоили Р-25 для МиГ-21 бис. Это создало хорошую базу для освоения более крупного и сложного Р-29Б-300. Кроме прочего, Koraput Division изготавливает лопатки компрессоров и турбин для «миговских» моторов. С 2000 года предприятие производит капитальный ремонт Р-29Б-300.

Отделение Avionics Division Korwa образовано в 1982 году. Начало практическую деятельность с аппаратуры истребителя-бомбардировщика Jaguar. В 1987 году занялась еще и темой МиГ-27. Благодаря этому, численность работающих выросла до тысячи ста человек, включая двести высококвалифицированных инженеров. А производственные помещения расширились, заняв общую площадь 38 тысяч квадратных футов. Среди выпускаемых Avionics Division Korwa комплектующих для МиГ-27 самими индийцами упоминается следующие: «Система 44ЛК», аппаратура инерциальной и доплеровская навигации, система воздушных сигналов, стабилизированный прицел на фоне лобового стекла АСП-17ВГ, монитор для представления информации летчику ИТ-23М, компьютер обработки данных, лазерный дальномер-целеуказатель «Клен-ПМ», средства бортовой регистрации параметров полета и другие.

Так что программа лицензионного производства МиГ-27МЛ оказалась довольно обширной, дав работу многим тысячам индийцев. Всего жители Республики собрали 67 самолетов из заграничных комплектов и 98 «от сырья». Таким образом, общий объем производства «бахадуров» в Индии составил 165 единиц. Все были поставлены заказчику до 1997 года. По состоянию на 2003 год, ВВС Индии обладало 133 самолетами данной марки. Они эксплуатировались пятью эскадрильями. По информации в открытой печати, сегодня ВВС Индии эксплуатируют более ста МиГ-27. Приобретенные компетенции и производственная база позволяют Индии выступать в качестве поставщиков запчастей третьим странам, которые продолжают эксплуатировать самолеты семейства МиГ-23/27.

Местные специалисты считают, что находящиеся на вооружении ВВС Индии в количестве более ста единиц истребители-бомбардировщики МиГ-27МЛ могут прослужить еще лет десять. Установленный разработчиком самолета ресурс планера в 3000 часов по результатам анализа фактического состояния самолетов-лидеров может быть увеличен на 1200 часов, считают они. Известно точно, что ограниченную модернизацию прошли сорок самолетов строя. Проект модернизации разработало Defense Avionics Research Establishment (DARE) – отделение государственной исследовательской структуры DRDO министерства обороны Индии. Руководители DARE говорят об успешном завершении своей программы. Они утверждают, что «за небольшую цену» и «полностью используя национальные компетенции», самолеты разработки конца семидесятых годов достигли современного уровня.



Соответствующий проект запустили в 2002 году. Первый самолет-демонстратор отправился в полет 25 марта, второй - 4 ноября 2004 года. Вместе на испытаниях они налетали свыше трехсот часов. В июне 2006 года министерство обороны выдало DRDO – DARE предварительное одобрение Initial Operational Clearance. Оно открыло путь для работ на самолетах строя. После модернизации ими укомплектовали две эскадрильи. Доработанные машины получили обозначение МиГ-27UPG.

От первоначальной заводской комплектации остались 40% бортовых систем, в основном «механического типа». Вместе с тем, на самолетах произведена частичная замена устаревшего бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). При этом широко использовались различные технологии и компоненты, разработанные ранее в рамках программ Су-30МКИ и модернизации самолетов строя Jaguar по программе DARIN-2. В частности, на МиГ-27UPG установлен компьютер CAC (Core Avionics Computer), ранее прошедший проверки на истребителе ОКБ им. П.О. Сухого.

При проведении модернизации использовались принципы открытой архитектуры. Подключение различных элементов производится по шине передачи данных стандарта MIL-STD-1553B. На самолете появилась интегрированная система управления полетом и вооружением IFWCS. Также, МиГи оснащены новыми средствами радиоэлектронной борьбы, радиовысотомером, передовыми системами связи с защищенными каналами передачи данных, а также системой инерциальной навигации с коррекцией по спутниковому сигналу INGPS.

Для корректировки траектории ракет и авиабомб с лазерным наведением используются системы Laser Designator Pod (LDP – подсветка цели для наведения ракет) и Laser Ranger & Marked Target Seeker (LRMTS, определения дальности и первоначальное указание цели). Они в большой степени интегрированы, за счет чего расширились возможности истребителя-бомбардировщика по атаке целей ночью. Для поражения наземных целей могут применяться авиабомбы ФАБ-250, ФАБ-500 и их иностранные аналоги, а также корректируемые бомбы Griffin с наведением по лазерному лучу.

В распоряжении летчика появилась движущаяся карта местности. Изображение выводится на многофункциональный цветной индикатор (МФИ) фирмы Thales с матрицей размером 5 на 5 дюймов, аналогичный используемым на Су-30МКИ и других типах самолетов ВВС Индии. Среди других новинок на борту - цифровая система записи параметров полета.

Кабина самолета стала более «дружественной» летчику за счет упомянутого выше МФИ и индикатора на фоне лобового стекла El Op SU-967 израильской фирмы Elta (близкий к ИЛС Су-30МКИ). Здесь также установлена система предупреждения об облучении РЛС Tarang Mk II. Имеется возможность дополнить их другими, используя общую шину передачи данных.



В ходе разработки программного обеспечения для самолета МиГ-27UPG индийские специалисты создали программные пакеты с общим числом строк на языках программирования полмиллиона. DARE и специализированные институты ВВС разработали алгоритмы навигации, расчета дальности и траектории полета средств поражения после сброса, которые обеспечивают точное поражение целей различными типами бомб и ракет. На МиГ-27UPG также реализован автоматический полет по поворотным точкам маршрута в памяти бортового компьютера.

Обеспечено сопряжение с израильским подвесным контейнером Litening выдачи целеуказания управляемому оружию израильской фирмы Rafael. А также использование контейнера с разведывательной аппаратурой Vinten Vicon 18.

Самолеты строя дорабатывались на мощностях HAL Nasik Division. Соответствующая тема пошла следом после завершения в 2007 году программы модернизации 125 фронтовых истребителей МиГ-21бис в вариант МиГ-21бис UPG, который также известен под названием Bison. В ходе реализации проекта МиГ-27UPG осуществлялось взаимодействие с частными компаниями TCS и ComAvia «с целью применения новейших технологий» в области микроэлектроники и вычислительной техники. В результате проведенной модернизации МиГ-27МЛ «трансформировался в мощную ударную платформу с кабиной улучшенной эргономики», - отмечает DARE.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    19 июня 2014 09:47
    В Индии МИГ-23,27 до сих пор летают.У нас списали еще в начале90г.Потом началась первая чеченская и оказалось,что Миг-27 еще пригодился бы.Но на базах хранения все самолеты довели до ручки.
    1. +2
      19 июня 2014 11:40
      А зачем нам машины третьего поколения, когда уже четвёртое своё доживает. В Чечне МиГ-27 ни чем бы не отличился, он сильно проигрывает Су-25, это признали ещё в Афгане.
      1. +4
        19 июня 2014 16:14
        Су-25 действительно лучше по многим параметрам, и дешевле. Но МиГ-23БН имеет лучшую прицельно навигационную систему, и большую номенклатуру (высокоточных) боеприпасов.
        1. -1
          19 июня 2014 17:07
          Верно, вот только в горах от этого мало толку, истребители-бомбардировщики машины для равнин.
      2. +1
        19 июня 2014 19:45
        Су25 штурмовик ,а су 27 иб у них разные функции
      3. 0
        24 марта 2015 11:18
        МиГ-27 мог работать ночью, кроме него только Су-24 и Ту-22М3. Обратите внимание, как долго в других странах состоят на вооружении различные образцы техники. Их постоянно улучшают, продлевают ресурс, а морально устаревшие, но пригодные к эксплуатации машины продают странам третьего мира. Разом списываются только неудачные образцы. А у нас всегда не по-хозяйски. К 90-м МиГ-27 основательно довели, на него ещё 2-х контурный двигатель нужно было поставить. Читал об успешном применении его в Афгане в ночное время, пушка у него была мощная, можно было ещё ГШ-6-23 на него попробовать поставить. Но полезная нагрузка обычно небольшая была, обычно брали 2 500-ки и ПТБ
      4. 0
        24 марта 2015 11:18
        МиГ-27 мог работать ночью, кроме него только Су-24 и Ту-22М3. Обратите внимание, как долго в других странах состоят на вооружении различные образцы техники. Их постоянно улучшают, продлевают ресурс, а морально устаревшие, но пригодные к эксплуатации машины продают странам третьего мира. Разом списываются только неудачные образцы. А у нас всегда не по-хозяйски. К 90-м МиГ-27 основательно довели, на него ещё 2-х контурный двигатель нужно было поставить. Читал об успешном применении его в Афгане в ночное время, пушка у него была мощная, можно было ещё ГШ-6-23 на него попробовать поставить. Но полезная нагрузка обычно небольшая была, обычно брали 2 500-ки и ПТБ
    2. +4
      19 июня 2014 12:07
      Для индусов проведение такой модернизации вполне оправданно,ведь это одна из немногих машин цикл производства которых освоен местным авиапромом,почти полностью.Т.е.МиГ-27является основой"мобилизационного резерва" ударной\штурмовой части индийских ВВС.Однако с точки зрения увеличения боевого потэнциала, гораздо эффективней было бы потратиться на модернизацию"Ягуара" тем более,что отсутствие достаточно совершенного навигационно-прицельного комплекса считается чуть ли не единственным недостатком французкой машины.Опыт же эксплуатации МиГа как штурмовика(в СССР)врядли можно считать хорошим,сказывалась хроническая слабость истребительного планера,узкий диапазон центровок,полеты на сверхмалых высотах МиГ так и не освоил.Уникальная пушка ГШ-6х30 фактически была балластом,стрельба из нее как правило кончалась"нехорошестями".Весьма строгая,даже коварная в пилотировании машина,очень чувствительная к условиям посадки не когда не была мечтой пилота и всегда надежной страховкой от"безработицы"для тех персоонала.
  2. +7
    19 июня 2014 10:11
    Еще можно Ал-31Ф поставить. Тогда вообще зверь-машина получится.
  3. +4
    19 июня 2014 10:53
    Отличные самолеты. А уж как ИНДИЯ рада что мы помогли создать им авиационную промышленность с нуля, у них просто слов нет. drinks soldier
  4. +7
    19 июня 2014 14:09
    Цитата: La-5
    В Чечне МиГ-27 ни чем бы не отличился, он сильно проигрывает Су-25, это признали ещё в Афгане.

    Ну, да. А МиГ-31 еще больше проигрывл бы Су-25.))) Потому как тактика применения и задачи для штурмовика, и истребителя-бомбардировщика разные! Второму не надо на дозвуке утюжить передний край. О тактике применения ИБ написал ниже
    Цитата: Argon
    хроническая слабость истребительного планера
    Тогда вопрос, а как же со слабым планером МиГ-23 в американской группе "АГРЕССОР" достигали на сверхмалых -1700км/ч? Это непревзойденный результат. Большенство самолетов может достичь максимум 1400км/ч. И в первую очередь из-за слабости планера. Т.е. у прорадителя (МИГ-23) прочность планера была выше чем у других боевых машин, а у миг-27 пропала? не смешно....
    Цитата: Argon
    полеты на сверхмалых высотах МиГ так и не освоил
    Основная задача МиГ-27 выход на малых высотах преодаление насышенной ПВО(!!) лини фронта, нанесение удара управялемым оружием по защищенным объектам и быстрое сматывание. И в этом по мнению военных и результатам учений он выигрывал даже у Су-24!!!!! Особенно Су-27К с "кайрой". Никакие Ягуары и рядом не валялись. Почитайте монографию в "Авиации и Космонавтике" , да и вообще о нем много написано. И не читайте последние монографии в украинском "Авиации и времени". Там последние годы российские самолеты поливали грязью, а американские преозносили.Похоже украинская политика добралась и до технических журналов в свое время.
    1. -3
      19 июня 2014 17:11
      Вы слышите звон, да не знаете где он. Вернитесь в начало дискуссии и посмотрите с чего начался разговор, а тактику применения авиации я и без Вас знаю.
  5. +2
    19 июня 2014 16:28
    Опыт индусов еще раз показывает, что даже "морально устаревшие" самолеты могут быть вполне боеспособными если их довести до приличного уровня. Это еще один камень в огород тех, кто гордо заявляет "нам старый не нужно, нам новый давай" и с исступлением .пускают под нож изделия (не только самолеты, которые могли бы еще послужить, особенно в переходный период, когда на все новое ни денег, ни времени, ни кадров, ни научно технических и прочих заделов не хватает. Хорошо если что то принципиально новиое появится на вооружении лет через 10 причем не в нескольких экземплярах, а в количестве, потребном армии. А такое количество просто так и ниоткуда не возьмется .
  6. +3
    19 июня 2014 16:30
    Индия на сегодня произвела больше 350 реактивных боевых самолетов собственной конструкции и это число будет со скрипом, но расти.
    Кроме того была обширная программа лицензионного производства:
    британские:
    "Нэт" (316 самолетов, включая вариант "Эджит");

    "Ягуар" (116, вкл. французский вариант, производство продолжается);

    "Хок" (46, производство продолжается);

    Есть сообщения о производстве "Вампир" Мк.52 и Т.55, но подтверждения и цифры не нашел - если кто поделится - буду признателен!
    И наших самолетов:
    МиГ-21 (657 истребителей, 220 -бис только отверточная сборка);

    МиГ-27 (в Индии "Бахадур", 165);

    Су-30МКИ (сборка из самолето-комплектов с растущей локализацией, 120, производство продолжается.

    Все это дает Индии почти 1.800 самолетов.
    1. +1
      19 июня 2014 16:44
      Индийские самолеты собственного производства:
      1) HAL HF-24 "Марут"
      Этот истребитель-бомбардировщик создан немецким авиаконструктором К.Танком в 1961 году. 2 лицензионных британских двигателя Бристоль Сиддли "Орфей" (планировался перспективный египетский двигатель. В 1967-77 г.г. выпущено 147 "Марутов". Принимали участие в индо-пакистанской войне 1971 г. С вооружения снят.

      Скорость до 1.110 км/ч, макс.взлетный вес 10,9 т, потолок 13 800 м., вооружение 4 пушки (30-мм), до 1,8 т. боевой нагрузки
      2) HAL HJT-16 "Киран"
      Этот УБС создан в 1964 году. Лицензионный двигатель Роллс-Ройс "Вайпер". В 1968-85 г.г. произведено 190 "Киранов". Состоят на вооружении. В БД участия не принимали.

      Скорость до 700 км/ч, макс.взлетный вес 4,2 т, потолок 9 200 м., вооружение 2 пулемета (7,62-мм в подвесном контейнере) или 230 кг боевой нагрузки
      3) HAL LCA "Теджас"
      Легкий истребитель "Теджас" впервые полетел в 2001 году. Создание самолета идет очень тяжело - свой двигатель ("Кавери") создать не удалось (несмотря на помощь наших и французских специалистов), есть проблемы с перевесом. Двигатель - американский Дженерал Электрик F404. РЛС - израильская Элта М-2032 (планируется новый радар с АФАР). В малосерийном производстве с 2007 года, произведено 14 "Теджасов" (вкл. прототипы), заказано 54 машины (планируется и палубный вариант), план - 230. В опытной эксплуатации.

      Скорость до 1 920 км/ч, макс.взлетный вес 13,3 т., потолок 15 300 м., вооружение 1х2 пушки (23-мм), до 4 т. боевой нагрузки
      4) HAL HJT-36 "Ситара"
      Этот УБС создан в 2003 году. Двигатель - наш лицензионный (в планах) Сатурн АЛ-55 (разработка отстает на 2 года от плана). В малосерийном производстве с 2009 года. Выпущено 4 "Ситары" (включая прототипы), пока заказано 15 самолетов, контракт на 73 машины отложен, план - 200. На испытаниях.

      Скорость до 1 000 км/ч, макс.взлетный вес 4,6 т, потолок 9 000 м., вооружение 2 пулемета (12,7-мм в подвесном контейнере) до 1 т боевой нагрузки.
  7. +3
    19 июня 2014 17:59
    Наверно, статья была написана индусом, на каком-то своем языке и переведена, впоследствии на русский. Причем, под конец работы переводчик-человек устал и довершил дело гугл-переводчиком.

    ...индийские специалисты создали программные пакеты с общим числом строк на языках программирования полмиллиона...
    ...Самолеты строя дорабатывались на мощностях HAL Nasik Division...
    ...Соответствующая тема пошла следом после завершения в 2007 году программы модернизации...
  8. +1
    21 июня 2014 17:15
    Индусы - молодцы! Смогли в своей миллиардной стране( с миллионами нищих wink )обучить своих специалистов, освоить технологии новые и так вот конкретно освоить линейку самолетов laughing
  9. +2
    22 июня 2014 19:33
    Самолет, современный истребитель, это прежде всего двигатель, потом планер, потом БРЭО и вооружение. Свои движки ни разработать, ни сделать индусы не смогли. Китайцы, кстати, тоже движки для сушек закупают на "Салюте". Так что, пока научатся... На покупном оружии воевать нельзя. Кончится быстро. Как во время Ирано-Иракской кончилось современное вооружение у Ирана.
  10. +5
    22 июня 2014 21:28
    МиГ-27 до сих пор не раскрыл всего своего потенциала. С учетом модернизации он пролетает еще не один десяток лет. Слава Советской авиации!!! good

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»