В бою не побывавшие

Не всем известно, что в то самое время, когда первые серийные танки воевали на фронтах Первой мировой войны, существовали и другие едва ли не столь же интересные боевые машины и просто проекты совершенно чудовищных боевых машин, которые так и не были воплощены в металле…

Одним из самых "монстроподобных" механизмов того времени стала машина инженера М.Буаро, испытывавшаяся в декабре 1914 и в феврале 1915 года, и представляла собой восьмиметровую раму из шести опорных плит, соединенных между собой при помощи шарниров. Внутри рамы помещалась пирамидальная конструкция, в которой в свою очередь находился мотор мощностью 80 л.с. и места для двух членов экипажа. Получалась так, что эта пирамида благодаря наличию на ней колес медленно перекатывалась по этим опорным плитам, а те, словно огромные траки, "мостили" перед ней дорогу. Вес в 30 тонн и впечатляющие размеры позволяли ей в принципе проложить дорогу через любые проволочные заграждения, вот только скорость движения было всего лишь 3 км/ч! Кроме того, этой машиной было практически невозможно управлять. Да и размеры её были таковы, что она представляла собой очень хорошую цель для артиллерии, почему от неё и отказались сразу после испытаний.

В бою не побывавшие
Машина Буаро



Вторая версия была более компактной, имела бронированный корпус и могла преодолевать окопы в 6 футов шириной. Однако скорость её оказалась даже меньше, чем у первой – всего лишь I км/ч, а вот радиус поворота – 100 метров, что было совершенно неприемлемо.

В Англии первый проект танка-монстра представил капитан Королевской военно-морской авиационной службы Томас Хеттерингтон. Имея броневую защиту толщиной 80 мм, его боевая машина должна была иметь три колеса: два спереди, диаметром 12 метров – ведущие и одно заднее – рулевое. На бронеплатформе предполагалось разместить три башни, в каждой из которых планировалось установить сразу по два 102-мм орудия. Два дизельных двигателя должны были обеспечить машине движение со скоростью 8-12 км/ч.

Казалось, что для технически продвинутых англичан, имевших мощную военную промышленность, построить такую машину ничего не стоит, однако когда проект рассмотрели, выяснилось, что её масса может достигнуть 1000 тонн, а, кроме того, гигант высотой 14, длиной 30 и шириной 24 метра явился бы прекрасной мишенью для германской артиллерии. Тем не менее, англичане все же построили ее уменьшенный макет, но только из… дерева и уже по нему приняли решение все работы над "крейсером" Хеттерингтона прекратить, что и было сделано в июне 1915 года.

Впрочем, этот проект можно считать еще вполне благоразумным, если так можно сказать, потому что в то же самое время в США существовал, правда, только на бумаге, проект огромного колесного танка, получившего название "150-тонный полевой монитор" на двух паровых двигателях. Диаметр всех колес был одинаковым и составлял 6 метров, что по идее должно было обеспечить "полевому монитору" достаточно хорошую проходимость.

Но, если российский "Царь-танк" производил впечатление своими колесами 9-ти метровой высоты, то американский –вооружением. И не удивительно, ведь по замыслу конструкторов на нем должны были стоять сразу две 152-мм морских орудия, которые ставили на крейсера! Вспомогательным вооружением служила целая батарея из 10 пулеметов "Кольт" образца 1885 г, из которых четыре спаренных располагались в двух башнях, а остальные шесть должны были вести огонь через амбразуры в корпусе.

Экипаж этого "монстра" должен был состоять из 20 человек, т.е. было даже больше, чем на знаменитом германском танке А7V. При этом толщина брони его была относительно невелика – 6-18 мм, поэтому она не смогла бы сопротивляться снарядам германской 77-мм полевой пушки, а значит, и смысла в этой машине не было никакого! Слишком большим был у него и вес – 150 тонн. Поэтому неудивительно, что данная разработка так и не покинула чертежной доски. Вот только американский "150-тонный полевой монитор" на целых три метра не дотягивал по диаметру колес до своего российского "собрата".

В 1916 г. некто Эрик Лайон представил описание своего "броненосца": между двумя громадными колесами подвешивался корпус, стабилизируемый гироскопом и имеющий 11 амбразур для вооружения.

Впрочем, 150-тонный вес отнюдь не был тем максимумом, выше которого американские конструкторы боевых машин не пошли. Известен проект машины под названием "Траншейный разрушитель" весом в 200 тонн, т.е. она была бы даже более тяжелой, чем германский сверхтяжелый танк "Колоссаль"!
По своему устройству это должен был быть бронированный "вагон" на ходовой части все того же трактора "Холт", но только удлиненной. Вооружение "разрушителя" должно было состоять из шести (!) 75-мм французских пушек обр. 1897 года, одного огнемета и еще 20 пулеметов "Браунинг" с круговым обстрелом. Экипаж "монстра" должен был состоять из 30 человек, т.е. опять-таки больше, чем у танка "Колоссаль" с его 22-27 членами экипажа, и только лишь четырьмя 77-мм пушками. Однако если немцы все же построили хотя бы одну такую машину, а для другой приготовили практически полный комплект деталей, то американцы строить "разрушитель" так и не стали, избавив этим себя от необходимости потом его же еще и разбирать.

В бою не побывавшие
Американский паровой танк


В бой не вступил также и американский ромбический танк с паровым двигателем, вооруженный, кстати, ещё и огнеметом, и паровой танк на трех колесах (два ведущих спереди и одно рулевое сзади), вооруженный 76,2-мм горной пушкой и тремя пулеметами. Интересно, что топливом для танков служил керосин. На ромбическом танке он заливался в огромный бак и, кстати, из него же он поступал и к огнемету. Поднимать давления пара должен был насос, приводимый в действие вспомогательным бензиновым двигателем в 35 л.с. Так что конструкция однозначно получилась очень сложной. Этот танк много раз показывали на парадах – мол, вот, что у нас есть, не хуже, чем у англичан!

Французы создали проект «ромбического танка» весом 25 тонн по образцу англичан. Причем, пулеметное вооружение в спонсонах располагалось на нем в шахматном порядке, но на вооружение эту машину не приняли, посчитав, видимо, что более целесообразно сконцентрировать все усилия на Рено ФТ-17.
Что же касается России, то здесь проектов машин на больших колесах и помимо "танка Лебеденко" всегда хватало с избытком. Это и "земной броненосец", предложенный инженером А. Пороховщиковым из Риги (тем самым, что предложил потом знаменитый «Вездеход», объявленный у нас в советское время русским прообразом танка вообще!) в августе 1915 года – внушительное сочетание множества катков большого диаметра с рельефными грунтозацепами и установленными над ними броневыми площадками. Внутри некоторых катков должны были бы помещаться двигатели, а в остальных и на бронеплощадках – вооружение и боекомплект, и целый ряд других машин. Так, некто С. Подольский в октябре 1915 года предложил машину на шестиметровых катках, а толкать ее должен был не двигатель, а рота солдат! При этом для обстрела "разбегающегося в испуге противника" изобретатель предложил установить по краям этого странного сооружения башенки с пулеметами.

В апреле 1917 года инженером-механиком С.Навроцким была предложена машина весом 192 тонны, высотой 8,52 м, длиной 11,72 м и шириной 8,52 м, причем также в форме трицикла. Вот только "трицикл Навроцкого" в отличие от американской и германской машин был развернут на 180 градусов. То есть он имел передний приводной каток диаметром 6,5 м и два задних, диаметром по 2,5 м. Внутри переднего катка по проекту должны были размещаться два двигателя по 150 л.с. и механизмы трансмиссии, а с выступающих у него сбоку спонсонах – две 203-мм гаубицы и два пулемета! Передний каток должен был соединяться "блиндированными коридорами" с задней площадкой, где устанавливались два 152-мм орудия, четыре 102-мм и восемь 7,62-мм пулеметов. Бронирование – 20-30 мм, экипаж – 60 человек.

Затем в конце 1916 года подпоручиком Дриженко с Адмиралтейского завода в Петрограде был предложен аналог "танка Менделеева", с броней в 10-мм и вооруженный … 203,2-мм гаубицей! Называлась машина "Самодвижущаяся броневая башня для 8-дюймовой гаубицы". По сути это был все тот же броневагон на гусеничном ходу и вооружением в передней части. Два бензиновых – двигателя мощностью по 180 л.с. приводили в движение каждый свою гусеницу. Для обороны на крыше "башни" должны были располагаться два пулемета. Поскольку длина опорной поверхности ходовой части составляла шесть метров, две крайние тележки гусениц предполагалось сделать поднимающимися, что по мысли автора должно было улучшить её поворотливость, а, следовательно, и маневренность на поле боя. Внутри предусматривалось электрическое освещение и вентиляция. Расчетный вес "башни" составлял 46 тонн. Экипаж – шесть человек, а скорость планирования на уровне 10-15 км/ч.

Проект был исследован в Военной автомобильной школе, где посчитали его недоработанным и в Главном Артиллерийском управлении, где его сравнили с танками союзников. В результате автору было указано, что предложенное им вооружение на тех дистанциях, на которых обычно ведут бой танки, является совершенно избыточным, а для тяжелой артиллерии вполне достаточно и тракторной тяги. Таким образом, нигде, кроме как в кайзеровской Германии, "боевые вагоны" в бой так и не пошли!

Успех первых британских ромбических танков вылился в проект очень длинного танка, который сами англичане назвали "Лидер флотилии", с вооружением в двух казематах, переднем и заднем, причем располагаться в них должны были по-прежнему два 57-мм орудия, но зато целых 13 пулеметов! Лобовая броня предполагалась толщиной в два дюйма, что, по мнению его авторов, было бы вполне достаточно для защиты от германских снарядов.

Развитием проекта, стала разработка компании Фостера от 13 июля 1916 года, у которого гусеницы спереди и по бортам должны были защищаться свободно свисающими с корпуса листами брони толщиной в те же два дюйма. От расположенных в задней части корпуса пулеметов решили отказаться, сосредоточив все вооружение из двух пушек и пяти пулеметов "Льюис" в носу. В задней части корпуса под днищем, танк получил две дополнительные короткие гусеницы, предложенные инженером Уильямом Триттоном, которые вместе с "хвостом" по идее должны были обеспечить повышение его проходимости на поле боя в несколько раз!

Машина получилась огромной, 32 фута 6 дюймов длиной без "хвоста" и в 43 фута, т.е. почти 13 метров с "хвостом", а приблизительный вес её должен был составлять около 100 тонн! Привести в действие подобную махину планировалось при помощи двух двигателей "Даймер" (с обычных английских танков) суммарной мощностью в 210 л.с., каждый из которых имел отдельную коробку передач. Тем не менее, на нем не предусматривалось, чтобы каждый двигатель работал на свою собственную гусеницу, как это было сделано на более поздней машине "Уиппет". И обе эти коробки передач в итоге одновременно работали сразу на все четыре гусеницы через один общий вал!

В июле/августе 1916 года проект танка "Летающий слон" (такое название у разработчиков получила в итоге эта тяжелая машина) был вновь переработан и, хотя броню по бортам его и гусеницы под корпусом у него оставили, вооружение танка вновь сократилось, до одного орудия и пары пулеметов в носовой части. Параллельно с работой над "Лидером флотилии" англичане попытались модернизировать свои серийные танки Мк.IV, а позднее и Мк.V за счет удлинения их гусениц и переноса ведущих колес как можно дальше назад. Таким образом, удалось увеличить их длину до 11 метров. Танки эти получили название "Тедпол тейл" – "хвост головастика", причем некоторое их количество даже было построено. Вот только их эксплуатация показала, что удлиненные ветви гусениц у них не обладают нужной жесткостью, к тому же центр тяжести оказался сдвинут вперед. А это могло привести к заваливанию танка в траншею при её пересечении.

Что же касается вывода из всего этого, то он такой: отнюдь не все, что хорошо выглядит на бумаге, оказывается хорошим и в металле. Вы только посмотрите, как много всего было придумано конструкторами в самом начале зарождения и становления бронетанковой техники, но как мало из всего этого дошло до стадии серийного производства!
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. тюменец 30 июня 2014 13:01
    Подольский видимо, был большим поклонником Репина, раз предложил такую модель. Представляю себе это чудо с ротой этаких бурлаков наоборот сзади. И командира, орущего: Не отвлекаться, не отстреливаться, поднажми!
    тюменец
    1. Jin 30 июня 2014 15:09
      Я ещё представляю минный трал, который толкает впереди другая рота, каких-нибудь залётчиков или штрафников...жееесть.
      Jin
      1. pilot8878 1 июля 2014 00:48
        Либерасты прочитают и скажут: "А сзади их подгонял лично кровавый Сталин!" laughing
  2. qwert 30 июня 2014 14:55
    Иллюстраций нет. Плохо. Кстати в 70-е годы на эту тему в журнале Техника-молодежи была статья и на 3 странице обложки были приведены классные рисунки порядка 12 проектов. Если у кого есть та статьяи иллюстрации -поделитесь пжл.
    1. Штык 30 июня 2014 17:56
      Вот здесь тоже интересное http://historius.narod.ru/spravka/tank/tank-tm-01.htm и вот необычные танки http://samogo.net/articles.php?id=3352
    2. perepilka 30 июня 2014 19:58
      Цитата: qwert
      Кстати в 70-е годы на эту тему в журнале Техника-молодежи была статья и на 3 странице обложки были приведены классные рисунки порядка 12 проектов. Если у кого есть та статьяи иллюстрации -поделитесь пжл.

      http://zhurnalko.net/journal-2
    3. 290980 30 июня 2014 22:35
      архив всех лет ТМ good http://technicamolodezhi.ru/magazin/
      1. Sergei75 30 июня 2014 23:57
        Чёй-то не открывается журнал, только одна статейка, да и мало там журналов в архиве, а жаль!
  3. Чёрножелтобелый 30 июня 2014 17:45
    Цитата: qwert
    Иллюстраций нет. Плохо. Кстати в 70-е годы на эту тему в журнале Техника-молодежи была статья и на 3 странице обложки были приведены классные рисунки порядка 12 проектов. Если у кого есть та статьяи иллюстрации -поделитесь пжл.


    Да журнал был чудо просто, нечто похожее было в Моделист-конструктор!
  4. parusnik 30 июня 2014 19:04
    Иллюстраций,согласен,маловато будет..статья интересная...если об остальных монстрах и читал и рисунки видел,машина Буаро-новость..Спасибо..Кстати, интересное инженерное решение,но..
  5. Штык 30 июня 2014 22:14
    Цитата: perepilka
    http://zhurnalko.net/journal-2

    Вот спасибо! Классный архив!
  6. рюрикович 30 июня 2014 23:17
    Однажды Кайзер Вильгельм II предоставил на утверждение адмиралу Тирпицу проект своего сверхдредноута, на что получил ответ:" Несомненно, это будет самый быстроходный, самый защищённый, самый сильный корабль в мире...Но у него есть один недостаток - он перевернётся, как только будет спущен на воду."
    В полётах фантазии иногда нужно соблюдать хоть какие-то рамки реальности, и тогда очередной "шедевр" не покажется глупостью.
    1. андрей юрьевич 1 июля 2014 06:16
      Цитата: рюрикович
      В полётах фантазии иногда нужно соблюдать хоть какие-то рамки реальности, и тогда очередной "шедевр" не покажется глупостью.

      это же была заря танкосторения! hi
  7. казак волгский 5 февраля 2015 20:25
    паровой танк это сильно!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня