Перспективы морской авиации РФ

30


Военно-морской флот исторически отличается более высоким политическим значением по сравнению с другими видами Вооруженных сил, приближаясь по этому показателю к порождению новейшего времени – стратегическим ядерным силам. За процессами перевооружения флота и его реорганизации в этой связи пристально следят во всех крупных державах — и Россия здесь не исключение. Развитие морской авиации, важнейшей составляющей флотов во всем мире, может сказать о военных планах государства гораздо больше, чем многие иные процессы.

Российская морская авиация в постсоветское время пережила один из самых сложных периодов своего существования, когда от грозной силы в несколько сотен самолетов и вертолетов различных классов остались считанные десятки машин в составе разрозненных частей с неясным будущим. Возрождение морской авиации сегодня начинается в значительной мере с нуля, и до приведения ее в нормальное состояние предстоит пройти еще долгий путь.

В 2011 году российская морская авиация практически полностью лишилась ударной составляющей — ее бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, истребители МиГ-31, Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24, а также часть транспортных самолетов были переданы ВВС. Исключением стали лишь бомбардировщики Су-24 из состава авиации Черноморского флота, оставшиеся в подчинении ВМФ в связи с тем, что соглашения между Россией и Украиной допускали базирование в Крыму лишь авиации ВМФ, но не ВВС России.


www.militaryphotos.net
Илья Крамник: Российский авианосец:
пора переходить к делу


Помимо эскадрильи черноморских Су-24 в составе авиации флота остались противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, гидросамолеты Бе-12, палубные истребители Су-33, штурмовики Су-25, палубные вертолеты Ка-27 и некоторое количество транспортных самолетов и вертолетов.

Изъятие ударных сил из состава морской авиации было вызвано стремлением упростить управление и содержание соответствующих частей и соединений, а также их очень плохим состоянием ввиду хронического недофинансирования — так, из нескольких десятков ракетоносцев Ту-22М3 выполнять боевые задачи могли не более десяти машин.

В плачевном состоянии находилась и палубная авиация: единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» с авиагруппой в составе полутора десятков Су-33 советской постройки, нескольких учебных самолетов Су-25УТГ и вертолетов выходил в море достаточно редко, а перспективы обновления парка палубной авиации были более чем туманными. В подобном состоянии речь могла идти скорее о ликвидации морской авиации как рода сил ВМФ, чем о каких-либо перспективах.


РИА-Новости
Российский истребитель 5 поколения


Палубная авиация: новая надежда

Перспективы серьезных изменений забрезжили после того, как в 2011 году был заключен контракт на постройку для ВМФ России универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». Получение даже двух таких кораблей предполагает серьезную модернизацию имеющегося вертолетного парка флота и постройку новых машин. Главной новинкой стали палубные ударные вертолеты Ка-52К, предназначенные для поддержки морской пехоты и частей спецназа при действиях на берегу. Кроме того, они смогут поражать и надводные цели. В настоящее время проходят испытания этого типа вертолета. 8 февраля 2014 года был подписан контракт на поставку для ВМФ России 16 Ка-52К.

Вслед за обновлением парка вертолетов (выраженном в том числе и в поступлении на флот модернизированных противолодочных Ка-27М с цифровой аппаратурой) наступила очередь модернизации авиакрыла единственного российского авианосца. Помимо капитального ремонта остающихся в строю Су-33, которые смогут после этого эксплуатироваться до середины-конца 2020-х годов, «Адмирал Кузнецов» должен получить новые палубные истребители МиГ-29К. В результате, его авиакрыло будет включать 12-16 истребителей Су-33 и 24 МиГ-29К, что значительно повысит возможности авианосца, приблизив состав его авиагруппы к изначально запланированному еще в 1980-х годах.

В качестве более далекой перспективы рассматривается перспективный палубный истребитель пятого поколения, создаваемый в рамках программы ПАК КА – перспективного авиационного комплекса корабельной авиации. Предполагается, что эта машина будет представлять собой флотскую версию «сухопутного» истребителя пятого поколения Т-50, впервые поднявшегося в воздух в 2010 году, и в настоящее время проходящего испытания. Появление нового палубника возможно в первой половине 2020-х годов, и он должен будет заменить Су-33 на капитально отремонтированном «Адмирале Кузнецове», а также составить основу авиакрыла нового российского авианосца, проект которого в настоящее время разрабатывается.


topwar.ru
Многофункциональный истребитель Су-30СМ


После Крыма: возвращение ударной мощи

В 2014 году планы развития вооруженных сил в целом и ВМФ в частности пришлось серьезно корректировать с учетом изменения обстановки: воссоединение с Крымом сильно изменило обстановку не только на юго-западных рубежах России, но и в мире. Изменения затронули и морскую авиацию. В частности, в ее состав вернутся ударные силы. Эти планы обсуждались еще до крымских событий, но они стали катализатором процесса.

В ближайшие несколько лет флот получит многоцелевые истребители Су-30СМ, которые могут обеспечить эффективную поддержку боевым кораблям как на морских театрах (в Черном, Японском, Балтийском морях), так и увеличить радиус авиационной поддержки на океанских ТВД, действуя с баз на Кольском полуострове, Сахалине и Камчатке.

Ожидается, что до конца 2015 года будет подписан контракт на поставку 50 истребителей этого типа для ВМФ России, в дальнейшем возможно увеличение этого числа. Су-30СМ поставляются также для ВВС (60 самолетов по двум действующим контрактам).

Обновление затронет также и противолодочную авиацию, круг задач которой значительно расширится. В большинстве развитых стран по мере развития бортового радиоэлектронного оборудования противолодочные самолеты в ходе модернизаций начали превращаться в многоцелевые морские патрульные машины. Яркий пример представляют собой модернизированные P-3 Orion ВМС США, ровесники и одноклассники российских Ил-38.

В ходе эволюции за последние 30 лет «Орионы» научились атаковать надводные корабли с помощью противокорабельных ракет, работать в качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления, патрулировать исключительную экономическую зону и территориальные воды, ведя поиск контрабандистов и браконьеров.

Подобная модернизация уже идет и на российских противолодочных машинах – первый Ил-38Н передан флоту 15 июля 2014 года. Но для всего спектра задач, которые ставит перед Россией ее самая протяженная в мире морская граница в сочетании с устойчивым таянием полярных льдов, 28 Ил-38, которые планируется модернизировать, явно недостаточно – например, США располагают 130 машинами этого класса. При этом данное число многие американские специалисты также полагают недостаточным.

Перспективы морской авиации РФ

www.beriev.com
Проект гидросамолета A-42PE


Соревноваться с США, догоняя их по численности морской авиации, Россия не может, но возможности для существенного усиления морской авиации закупками новых машин есть.

Прежде всего речь идет о гидросамолете А-42, который создан на основе разработанного в 80-х годах прошлого века А-40 «Альбатрос». Эти машины, способные садиться на воду, помимо всех прочих задач морских патрульных самолетов, могут использоваться в спасательных операциях.

О планах по закупке А-42 военное ведомство уже объявляло. В частности, в 2008 году сообщалось о намерении закупить к 2010 году четырех таких самолетов в поисково-спасательном варианте, а затем перейти и к закупкам многоцелевых машин, способных нести вооружение. Однако пока эти планы не реализованы. По мнению экс-командующего ВВС и ПВО военно-морского флота генерал-лейтенанта Валерия Уварова, ВМФ России хватило бы 15-20 новых гидросамолетов, чтобы покрыть потребности в поисково-спасательных машинах и значительно усилить парк противолодочной авиации. Говорить о полной замене старых машин на А-42 вряд ли можно – с учетом состояния Таганрогского завода, где производятся эти машины, а также меньший по размерам Бе-200, закупаемый МЧС, выполнение заказа хотя бы на 40 таких машин может занять около 20 лет.

Еще один вариант, который позволил бы полностью заменить парк старых самолетов в приемлемые сроки, – это закупка самолетов Ту-214П. Эта машина, созданная на основе лайнера Ту-204/214, по идеологии примерно соответствует новейшему американскому патрульному самолету P-8 Poseidon, созданному на основе лайнера B-737.


www.militarists.ru
Десантный корабль "Мистраль"


Развертывание серийного производства подобных машин по заказу ВМФ – более реальная задача, чем запуск в крупную серию А-42, и, помимо прочего, это позволит поддержать производство самолетов Ту-204, на которые сегодня практически отсутствуют коммерческие заказы. Производство 50-60 таких машин за десять лет в сочетании с малой серией А-42, ориентированных прежде всего на спасательные задачи, могло бы в целом снять остроту проблемы и заложить основу для дальнейшего развития авиации ВМФ. Наконец, поддержать авиационную группировку в ближней зоне можно заказом самолетов Ил-114 в патрульной модификации. Такие машины могут вполне эффективно обеспечить патрулирование на закрытых морских театрах, высвободив модернизированные Ил-38Н и, в случае их заказа, Ту-214П, для океанских ТВД.

***

Оценивая перспективы изменений морской авиации в целом, можно сказать, что ключевой задачей этого рода сил ВМФ остается обеспечение возможностей флота по защите собственных морских рубежей. Тем не менее определенное внимание возможностям проекции силы также уделяется — модернизация авиакрыла «Адмирала Кузнецова», планируемый капитальный ремонт самого авианосца, строительство двух десантных кораблей типа «Мистраль» позволит ВМФ сформировать ядро сил, способных вести локальные операции на большом удалении от баз с полноценной авиационной поддержкой. Дальнейшее увеличение таких возможностей зависит в первую очередь от перспектив экономического развития страны.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    29 июля 2014 09:51
    Всё в статье замечательно отображено - только тревожит одно. Все перспективы нацелены к 20-м годам, а времени то у нас, как видится, уже не осталось. Будем как во время 2-ой мировой перевооружаться во время войны. soldier
    1. +5
      29 июля 2014 13:21
      Если не дай бог война никто ничего не успеет , сейчас не 40е 20 века, никто не даст спокойно эвакуировать и подымать производство , да и женщин и детей как и другую низкоквалифицированную силу к станку не поставишь, следовательно воевать будем тем что в наличии , боле менее исправное.. И это при условии неприменения ЯО в массовом масштабе. средства уничтожения стали дальнобойными и точными, а вот военная продукция очень сложной и трудоемкой в условиях серьезных военных действий производство оной будет невозможно..
      1. +3
        29 июля 2014 13:45
        Цитата: макс702
        Если не дай бог война никто ничего не успеет , сейчас не 40е 20 века, никто не даст спокойно эвакуировать и подымать производство , да и женщин и детей как и другую низкоквалифицированную силу к станку не поставишь, следовательно воевать будем тем что в наличии , боле менее исправное..
        То, что километровые взлётные полосы уцелеют, так же очень сомнительно. Тем не менее, говоря о перспективах нашей морской авиации, тема СВВП, похоже, напрочь похоронена, ни смотря на то, что СВВП может использоваться, как в качестве универсального палубного самолёта, так и в качестве самолёта глобальной ядерной войны, имея способность взлетать, при необходимости, из любой ямы, из любого укрытия.
    2. Vik.Tor
      +3
      29 июля 2014 13:37
      Очень тяжело что то поднимать после развала, не всё будет сразу, главное последовательно идти этим курсом и медленно но верно морскую авиацию поднимать.
    3. Name-SBB-409
      0
      8 сентября 2014 23:34
      Вы еще живете в голове с мыслью о том что будет третья мировая? Смешно) Как показала практика, самую вооруженную страну можно уничтожить и без применения силы.
  2. RSU
    +4
    29 июля 2014 10:12
    В виртуальной реальности всё когда-нибудь будет офигенно, а в реальной жизни всё, что было раздолбали и ничего нового пока не сделали.
  3. 0
    29 июля 2014 10:26
    Цитата: Арчиках
    Всё в статье замечательно отображено - только тревожит одно. Все перспективы нацелены к 20-м годам, а времени то у нас, как видится, уже не осталось. Будем как во время 2-ой мировой перевооружаться во время войны. soldier

    В России во все времена вся промышленность , ВПК и технологии развивались быстрее во время конфликтов и противостояний , будь то Великая Отечественная или холодная война. Кто знает , может и теперь отечественная промышленность быстро пойдет в гору?
  4. -1
    29 июля 2014 10:38
    Есть много способов нивелирования доминирования той или иной страны на тех или иных театрах возможных боевых действий.И на мой взгляд на океанских просторах одни из вариантов это проведение подводного ядерного взрыва на такой глубине,которая гарантирована вызывала большую волну и сопутствующие ядерному взрыву виды воздействий.Второй вариант это проведение нейтронного взрыва на высоте для гарантированного уничтожения живой силы.Третий вариант это использовать средства которые в качестве основной силы используют электромагнитные возмущения высокой и сверхвысокой мощности.Или всё это одновременно для гарантированного выведения из строя большей части ударной авианосной группы.Помимо прочего,почему не воспользоваться территориальными факторами,на подобе Йеллоустонской.Вполне возможно,что для гарантированного уничтожения США хватит пяти ядерных зарядов.
    1. +6
      29 июля 2014 11:06
      на мой взгляд на океанских просторах одни из вариантов это проведение подводного ядерного взрыва на такой глубине,которая гарантирована вызывала большую волну и сопутствующие ядерному взрыву виды воздействий.Второй вариант это проведение нейтронного взрыва на высоте для гарантированного уничтожения живой силы.Третий вариант это использовать средства которые в качестве основной силы используют электромагнитные возмущения высокой и сверхвысокой мощности.
      Жить после всего предложенного, где собираетесь? В подземном бункере или на Марсе?
    2. +1
      4 августа 2014 22:13
      минус за кровожадность (я бы за призыв к геноциду 300 000 000 человек - банил к чёртовой матери. А встретил-бы подобного морального обсоса - в рожу дал),
      и минус за незнание матчасти: и подводный ядерный и высотный нейтронный - это пальцем в небо.
      Потрудитесь прочесть немного профильной литературы - о затухании нейтронного излучения в воздухе (и заодно почему не делают мощных нейтронных зарядов), и о принципах экранирования от него (почему нейтронки сейчас и забыты).
      Также потрудитесь узнать о распространении ударной волны в жидкой среде - и почему подводные взрывы (даже ядерные) малоэффективны против крупных надводных целей.
  5. Крэнг
    +3
    29 июля 2014 11:15
    Ну и че нормально. УДК "Владивосток" и "Севастополь" могут действовать как:
    1. УДК - вертолеты КА-52К и КА-29.
    2. Крейсера ПЛО - вертолеты КА-27 и КА-31.
    3. Командно-штабной корабль - КА-27, КА-29.
    4. Легкий авианосец - КА-29, КА-52К и самолеты ВВП ЯК-41.
    Нормально в общем. Тем более их два. Уже серия. Впервые за х.з. знает сколько лет.
    1. +3
      29 июля 2014 16:30
      як-41 скорее для галочки, чем для эффективности.
  6. +1
    29 июля 2014 11:34
    А-42 хорошая машина. И вероятно его можно было бы пристроить в Индию и Китай. Не исключено, что заинтересовались бы Бразильцы и Аргентина (наши партнеры по БРИКС). Это уже деньги , на которые можно возраждать нормальное производство в ТАганроге. Обязательно пяток машин нужно разместить на Кубе.
    А по поводу Ту-204... Тут надо нашим авиапервозчикам настучать. Хватить старье за границей покупать. Тем более сейчас. Ввели нам санкции, а мы воспользовались и Боинги с нашего рынка выкинули. Поднять пошлины на ввоз товаров и машин, аналоги которых мы производим сами.
  7. +6
    29 июля 2014 12:19
    Статья конечно оптимистичная, но было бы неплохо если бы автор кроме перечисления типов авиатехники состоящей на вооружении ВМС указал и количество единиц этой самой техники. А так же долю исправной, способной реально выполнять боевые задачи.
  8. Мэт
    0
    29 июля 2014 12:20
    Хорошая статья,большое спасибо,первый раз услышал о версии Т-50 для флота.
    1. +3
      29 июля 2014 13:03
      Потому, что статья интересная, но через чур оптимистичная.
      "Прекратите пороть отсебятину! - Во времена Шекспира не было сигарет Друг" (с) wink
  9. +3
    29 июля 2014 12:47
    Данные по Т-50 ошибочны или устарели!!
    Пока на нем не будет стоять родной движок(так называемый двигатель второго этапа) все данные по скорости, боевой нагрузки лишь вымысел и гадание на кофейной гуще!
  10. 0
    29 июля 2014 12:55
    Подскажите, пожалуйста, по поводу самолета вертикального взлета и посадки (СВВП).
    Был разработан самолет ЯК 141.
    Отчего его не принимают в эксплуатацию?
    1. Hawk2014
      0
      5 августа 2014 17:40
      Программа была прекращена в начале 90-х годов прошлого века. После одной аварии во время испытаний появился формальный повод закрыть проект. Реальные же причины - это разочарование военных в СВВП по итогам эксплуатации Як-38 и, самое главное, отказ ВМФ в будущем заказывать тяжёлые авианесущие крейсера (ТАК). Три крейсера проекта 1143, "Киев", "Минск" и "Новороссийск" были проданы на металлолом, а ТАК проекта 1143.4 "Адмирал флота Советского союза Горшков" был переделан в авианосец и продан ВМС Индии. Носителей СВВП в российском флоте не осталось.
  11. лёшка
    0
    29 июля 2014 13:08
    поскорее бы это всё в вели в строй а то время поджимает
  12. 0
    29 июля 2014 14:53
    Время и деньги! Вот что будет определять перевооружение, в т.ч. и мор. авиации.
  13. 0
    29 июля 2014 16:31
    в таблице по Т50 указан огромный радиус засечения целей 400 км
    причем он существенно больше, чем у американцев, повернутых на теме преимущества в инициативе.
    Кто может прокомментировать реальное положение дел?
  14. +2
    29 июля 2014 18:06
    Может это прозвучит непатриотично, но о развитии морской авииации можно будет тогда, когда появятся полноценные авианосцы с полноценными авиационными группами в состав которых будет входит весь набор летательных аппаратов (истребителей, самолетов ДРЛОиУ, самолетов и вертолетов ПЛО и конечно самолетов РЭБ. Без всего этого можно только о развитии берегоцой авиации используемой в интересах ВМФ в пределах ее (авиации) радиуса действия. Кинечно дальние бомберы и спец самолеты типа ТУ95С могут добраться и до берегов Америки,но вряд ли это им позволит все та же авианосная авиация очень вероятного противника. Да и до АИГ эта же авиация вреяд ли позволит бомберам типа ТУ 22М3 подлететь на расстояние, гарантирующее уничтожение АУГ. В свое время эти вопросы подробно обсуждались на совещаниях в главном штабе ВМФ и вывод был однозначен. Без полноценных авианосцев (именно полноценных, а не неких гибридов авианосцев с ударными крейсерам), о полноценной морской авиации можно забыть. После чего и был начата разработка полноценного авианосца Ульяновск и самолета ДРЛОиУ. По крайней мере хорошо бы пока озаботиться созданием аналогов Ф35 и Хокая с вертикальным или укороченным взлетом/ посадкой для базирования на те же Мистрали, Кузнецов и другие, уже существующие корабли ВМФ, располагающие вертолетными площадками. А параллельно запускать процесс создания отечественны плавучих аэродромов, причем не обязательно надводных. Опыт создния таких АПЛ как АПЛ "Акула" вполне позволяет создать такой подводный авианосец. У китайцев проект подобного авианосца уже на чертежных досках.
    1. Hawk2014
      0
      5 августа 2014 18:02
      Цитата: gregor6549
      хорошо бы пока озаботиться созданием аналогов Ф35 и Хокая с вертикальным или укороченным взлетом/ посадкой для базирования на те же Мистрали, Кузнецов и другие, уже существующие корабли ВМФ, располагающие вертолетными площадками. А параллельно запускать процесс создания отечественны плавучих аэродромов, причем не обязательно надводных. Опыт создния таких АПЛ как АПЛ "Акула" вполне позволяет создать такой подводный авианосец. У китайцев проект подобного авианосца уже на чертежных досках

      А палуба этого самого "Мистраля" хотя бы тот же Як-141 выдержит? what Этот корабль построен по гражданским технологиям. Оставляя в стороне все перепетии появления этого "чуда" в российском флоте, отмечу, что для него даже вертолётов не нашлось! Поэтому и приняли решение разместить на нём Ка-52, который первоначально создавался для армейской авиации. Логично было оснастить этот самый "Мисталь" транспорно-десантными вертолётами Ми-171, но... его оснастили противотанковыми вертолётами. Интересно почему? what
      А что касается чертежных досок у китайцев... За последние полтора столетия на чертёжных досках было очень много чего и у очень многих. Многое так там и осталось.
  15. 0
    30 июля 2014 05:55
    Статья с оптимизмом будущего,а в настоящем отремонтированный Ил и запоздалый заказ на противолодочные вертолеты нового поколения.Ситуация в морской авиации ещё не сдвинулась с точки махровых 90-х...
  16. arthur_hammer
    0
    30 июля 2014 10:50
    Мистраль во Франции
  17. arthur_hammer
    0
    30 июля 2014 10:52
    ждем во Владивостоке "Владивосток" мосты похожи))) (мост на о. Русский)
  18. arthur_hammer
    0
    30 июля 2014 10:56
    этот мост в центре города
  19. спот
    0
    30 июля 2014 18:46
    Цитата: Арчиках
    Всё в статье замечательно отображено - только тревожит одно. Все перспективы нацелены к 20-м годам, а времени то у нас, как видится, уже не осталось. Будем как во время 2-ой мировой перевооружаться во время войны. soldier



    Я с ваших комментариев охре...ваю. Разрушали страну минимум 15 лет. Для восстановления тоже время требуется.
    Сейчас много делается и это хорошо. Воевать у России есть чем, но мы на месте не стоим.
  20. 0
    4 августа 2014 19:07
    Есть ли у кого информация по нашим проектирумым авианосцам? Буду благодарен,если ссылку выложит кто-нибудь.
  21. +1
    5 августа 2014 13:47
    Небольшое сравнение. В 1996 г. на аэродроме (летели с Елизово во Владик, проходили по правому борту на 2600м.) название не помню, стояло в утиль бортов около 50 Ту-95. Командующий сказал, что порезали все авианесущие корабли (осталась "Червона Украина"), плюс ракетную авиацию сократили. И теперь вот что: прошло 18 лет, перевооружение началось лет 5 назад, а америкосы ничего не сокращали, а только наращивали. Вы ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ сколько нужно сделать, чтобы хотя бы догнать США. Поднимать почти с нуля всё нужно! И разработку и производство! Спасибо ВВП, что начал этот процесс. Мы же в полной .ОПЕ. Работы хватит, нефти тоже.
  22. Hawk2014
    0
    5 августа 2014 18:32
    Статья неплохая, но на мой взгляд немного скомканная. Наверное её надо было разделить на две. Одну посвятить ударной морской авиации, а вторую базовой патрульной и поисково-спасательной. Как то нелепо давать противоречивую оценку. С одной стороны вроде бы хорошо, что проблема обозначена. С другой стороны, перчально, что базовая патрульная и поисково-спасательная аваиация находятся в столь плачевном состоянии. Ладно, про ударную авиацию, можно сказать, что начнётся ли большая война в обозримом будущем или нет? - это всё вилами по воде писано и гадать об это на кофейной гуще можно до бесконечности. Но браконьерство в национальных водах, контрабанда, стихийные бедствия это ведь повседневная реальность. И у этих явлений уже нет проблемы формирования военного бюджета. Поэтому утешать себя мыслью, - у противника тоже самое, дело бесполезное.
  23. Odin3489
    0
    11 августа 2014 13:35
    Приятно что наши самолеты быстрее амереканских.
  24. 0
    20 августа 2014 21:31
    Мистрали были закуплены и по иным,не военным,мотивам.Не хватает нам этих Мистралей и Мальдивских островов.Авианосцы для театра военных действий далекооооо за пределами страны.И где это???Реально остается только разведчики и противолодочная авиация.Отчего ВМФ не интересует ударные и разведывательные ПБЛА.Наверно этот вид вооружений был-бы дешевле да и палубы в 180м для них не надо.