«Железо» нового флота России

28


После распада СССР российский флот утратил значительную часть надводного корабельного состава из-за недостаточного финансирования эксплуатационных расходов и ремонтно-модернизационных работ. Длительная пауза в закупках новых боевых единиц позволила частично определиться в приоритетах строительства флота в новых политико-экономических условиях, однако заострила вопрос о сроках получения ВМФ новых кораблей.

Номенклатура обновления

В конце 1990-х – начале 2000-х годов было принято решение о приоритетном насыщении флота надводными кораблями второго ранга[1]. Из-за массового вывода советских кораблей после 1992 года эта универсальная ниша оказалась самой уязвимой. Именно на таких кораблях отрабатывались новые подходы к построению систем вооружения флота, которые затем будут масштабироваться на более крупные корабли.

Речь идет о сторожевых кораблях дальней морской зоны (фрегатах) проекта 22350 (типа «Адмирал Горшков») и сторожевых кораблях ближней морской зоны (корветах) проекта 20380/20385 (типа «Стерегущий» и «Гремящий»). При помощи серийного строительства этих проектов планируется нарастить «мясо» на весьма хрупком «скелете» российских флотов.

В целом эти корабли можно считать довольно типичными для русской школы судостроения. Они несут тяжелое многофункциональное ракетное вооружение, впервые в истории отечественного флота размещаемое в стандартных вертикальных пусковых установках универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК). Американский флот, например, этот путь прошел уже давно, и ликвидация «зоопарка» пусковых установок и ракетных комплексов советского флота была неизбежна. Большая часть управляемого ракетного оружия отечественного флота до недавнего времени не только не имела универсальных пусковых установок, но и более того – каждый отдельный ракетный комплекс имел свою собственную систему применения. Унификация ракетных комплексов «Оникс»/«Калибр» в сочетании с новыми зенитным комплексами и новой боевой информационно-управляющей системой «Сигма» позволяет гибко выстраивать систему боевых средств флота.


Wikipedia.org
Фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков»


Основная причина задержек ввода в строй этих кораблей – неготовность отдельных систем. Это важная деталь, которую нельзя упускать, анализируя срывы графиков кораблестроительных программ. Как правило, ответственность за перенос сроков лежит не на корабелах-«головниках», а на субподрядчиках, разрабатывавших и доводящих новые корабельные системы. В частности, в разное время наблюдались проблемы с готовностью зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Полимент-Редут», радиоэлектронных систем, гидроакустических комплексов, артиллерийских установок.

Проблему с быстрым насыщением флота кораблями пытаются решить паллиативными методами, а именно «размножением» проектов, действующих в схожей тактической нише. Поскольку строительство фрегатов проекта 22350 затянулось, командованием флота было принято решение заказать шесть фрегатов по отработанному экспортному проекту 11356 (шесть таких кораблей были построены для Индии – это фрегаты типа «Тальвар»). Несмотря на то, что корабли проекта 11356 и 22350, вероятно, будут использоваться на разных флотах (так, проект 11356 пойдет на Черное море и, возможно, в дальнейшем на Балтику, а одноклассники «Адмирала Горшкова» – на Северный флот и Тихий океан), это все же вносит определенный разнобой в номенклатуру.

Оценивая готовность фрегатов для Черного моря, надо отметить следующее. С учетом реального срока постройки на заводе «Янтарь» идентичных кораблей типа «Тальвар», равного приблизительно 57-60 месяцев, можно оценить время ввода в строй всех шести черноморских фрегатов. «Адмирал Григорович» будет готов ко второй половине 2015 года, «Адмирал Эссен» – не ранее весны 2016 года, «Адмирал Макаров» – вряд ли раньше зимы 2016/2017 годов. Даже если брать в расчет модернизацию производства завода «Янтарь» и неизбежное повышение производительности труда на верфи при ритмичном серийном строительстве, остальные фрегаты все равно рискуют появиться на Черном море только к 2018-2019 годам.

Если сделать шаг вверх, к кораблям первого ранга, то мы попадаем в нишу нового эсминца. Это место универсального океанского корабля, носителя сразу нескольких типов ударного (противокорабельного и предназначенного для стрельбы по наземным целям) и оборонительного (направленного против аэродинамических и баллистических целей, а также низкоорбитальных космических аппаратов) ракетного вооружения.

Этот корабль в данный момент проходит стадию определения технического облика в рамках проекта «Лидер». Из более-менее установленных фактов можно говорить о базировании на нем дальнобойных противоракет из состава перспективной наземной системы С-500, а также развитого комплекса ударного вооружения, в состав которого, возможно, войдут гиперзвуковые крылатые ракеты (разрабатываются в России в рамках проекта «Циркон»). Корабль с высокой степенью вероятности будет иметь водоизмещение около 11-13 тысяч тонн и нести атомную силовую установку (этот вопрос пока не разрешен до конца).

Несмотря на очевидную «маскировку» под видом эсминца, концептуально речь идет о полноценном ракетном крейсере. Эти корабли потенциально способны заменить весь «зоопарк» океанских кораблей первого ранга, доставшийся России от советских времен: ракетных крейсеров проектов 1144 и 1164, эсминцев проекта 956, БПК проектов 1134Б, 1155 и 1155.1.


И.А. Михайлов/forums.airbase.ru
Строящийся большой десантный
корабль «Иван Грен» проекта 11711
в спусковом плавучем доке ПД-8
ОАО «ПСЗ "Янтарь"». Калининград,
май 2012


Обилие ударных систем показывает продолжение линии на строительство кораблей-арсеналов – носителей большого количества противокорабельного управляемого вооружения. Это неизбежно в условиях невозможности быстрого создания авианосного флота с ударной палубной авиацией. Сами новые авианосцы, к слову, находятся на ранних этапах проектирования – а точнее, насколько можно судить, на этапе поисковых работ, которые должны ответить на вопрос о необходимости наличия таких кораблей в боевой системе флота и их возможном техническом облике.

Если, наоборот, спуститься от фрегатов и корветов к малым силам флота, то и здесь обнаружится заметная активность: строится немало новых кораблей и катеров. В частности, довольно активно идет строительство малых специальных кораблей. Лишь одним из примеров может служить создание базовых тральщиков проекта 12700 «Александрит», стеклопластиковые корпуса которых строятся по технологии вакуумной инфузии (кстати, это самые крупные в мире корабли с таким корпусом).

Однако именно здесь начинаются и досадные пробелы в строительстве нового корабельного состава.

«Пустые места»

Совершенно неясны перспективы строительства новых кораблей для десантных сил. Имеющиеся старые большие десантные корабли (БДК) проектов 775 и 1171 пока еще вполне пригодны – более того, на Черноморском и Балтийском флоте они являются одними из самых активных боевых единиц в связи с постоянными выходами в Средиземное море. Однако их в будущем необходимо заменять. БДК проекта 11711 «Иван Грен», уже десятый год строящийся в Калининграде, должен был стать головным кораблем в серии таких «заместителей».

Однако отношение флота к этому кораблю трудно назвать лояльным. Достаточно сказать, что, несмотря на шестилетний срок разработки, техническое задание на корабль уже в процессе постройки неоднократно переписывалось, а в проект было внесено 22 крупных изменения. В частности, полностью пересматривался состав вооружения. При этом в 2012 году от серийного строительства БДК проекта 11711 после «Ивана Грена» флот официально отказался, хотя ранее сообщалось о том, что военные оценивали потребность в кораблях такого типа минимум в 18 единиц.

Большую перспективу с точки зрения быстрого обновления десантных сил имел заказ во Франции четырех вертолетоносцев типа «Мистраль». Однако эта затея, и ранее бывшая предметом резких баталий в прессе и среди экспертов, утратила перспективность после охлаждения отношений с Западом из-за присоединения Крыма на фоне агрессивного лоббирования отечественной промышленностью программ полного импортозамещения.


arms-expo.ru
Илья Крамник: Перспективы морской авиации РФ


Не оценивая пригодность данного типа кораблей для нужд ВМФ России (укажем только, что на этот счет есть самые разные мнения, в том числе среди самих флотских специалистов: от осторожной поддержки и поиска выгод в проекте до категорического неприятия), отметим, что альтернативой «здесь-и-сейчас» является не гипотетический российский аналог, а отсутствие в составе флота четырех кораблей. Судостроители регулярно намекают, что флот хочет небольшие вертолетоносные корабли-доки, близкие по размерам и функционалу к голландским кораблям типа «Роттердам». Однако пока совершенно непонятна степень готовности такого проекта, если он вообще есть.

«Провисает» пока и верхняя часть «москитного флота» – сегмента небольших боевых кораблей и катеров, предназначенных в основном для действий в прибрежной зоне или на незначительном удалении от нее. Дело в том, что корветы проекта 20380/20385 шагнули за 2200 тонн полного водоизмещения и получили тяжелый комплекс ракетного вооружения. Эти корабли достаточно дороги и избыточны для применения в интересах задач охраны водного района (ОВР), хотя, скорее всего, именно их и будут применять в том числе для лидирования корабельных поисковых и ударных групп, составленных из малых сил флота. Для этого есть целый ряд оснований, в числе которых – наличие вертолета и возможность развернуть на корабле командный пункт соединения.

В этой нише должен был появиться «корвет ОВР». Однако оба имеющихся сейчас в постройке проекта кораблей водоизмещением около 1000-1300 тонн имеют свои недостатки для применения в этой роли.

Так, малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М» – чрезвычайно специфическая и дорогая платформа с тяжелым вооружением в виде восьми пусковых установок комплекса «Калибр». По сути, это носитель оперативно-тактического ракетного комплекса, а если вспомнить про максимальные дальности ракет 3М14 (2600 км, по сообщениям военных) – то и стратегического. Использовать «буяны» как универсальную базу для корвета ОВР пока не представляется возможным, главным образом из-за отсутствия всякого намека на разработку его противолодочной версии.

Патрульный корабль проекта 22160, во-первых, еще только строится (заказано шесть кораблей для нужд Черноморского флота, заложен первый), а во-вторых, как таковой не является кораблем ОВР. Имея увеличенную автономность и дальность (превосходящую дальность корветов проекта 20380 в полтора раза), он становится «кораблем присутствия», в т.ч. и в дальней морской зоне. Однако именно эти корабли будут строиться в ближайшее время вместо прежнего предполагаемого «корвета ОВР». Выбор этот выглядит неоднозначным.

«Модульный принцип исполнения» подразумевает в т.ч. и возможность установки ударного (8 ячеек УКСК для ракет «Калибр») или зенитного (вертикальные установки ЗРК «Штиль-1») ракетного оружия. Заявлено, что корабль несет мощный гидроакустический комплекс, однако его противолодочные возможности выглядят откровенно недостаточными. Исключение составляет вариант комплектации модулем УКСК, позволяющим применять противолодочные ракеты, однако вряд ли этот вариант корвета станет широко распространенным в силу своей дороговизны. В какой степени комбинация этих кораблей с кораблями проекта 21631 и 20380/20385 позволит обеспечить боевую устойчивость и универсальность сил ОВР, сказать пока сложно.

Наличие заводов не всегда означает наличие судостроения


sevastopol.ru.ircha.net
Илья Крамник: Черноморский флот:
23 года приключений


В советское время довольно широко практиковалась передача проектов для серийного строительства сразу на несколько заводов. Это было обусловлено как интересами быстрого ввода в строй большого количества кораблей, так и географией системы базирования флота, не совпадающей с географией размещения основных центров судостроения. Два приоритетных флота – Северный и Тихоокеанский – имели крайне слабую судостроительную базу, а исторические «центры компетенций» корабелов сосредоточены на второстепенных балтийском и черноморском направлениях. Практически все крупные корабли советского времени строились либо в Ленинграде, либо в Николаеве, при этом служили они в основном либо на Севере, либо на Тихом океане.

В настоящий момент наблюдается попытка воспроизвести этот опыт на семействе проектов 20380/20385 – с провальным результатом в виде резкого роста себестоимости и срыва сроков. Если строительство корветов на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге идет более или менее в рамках первоначальных графиков, то заказы для Тихого океана, переданные на Амурский судостроительный завод, по-прежнему не готовы и имеют неясную перспективу по вводу в строй. Более того, поскольку семейство проектов 20380/20385 уже начало размножаться «почкованием вариантов» (в версиях 20380 и 20385 на Балтике, 20380 на Тихом океане), ситуация дополнительно осложняется.

При этом нельзя сказать, что проблема передачи проектов с завода на завод носит непреодолимый характер и вызвана объективными экономическими сложностями в стране. Обусловлена она отсутствием координации и четко выстроенного управления деловыми процессами. Так, большие сомнения высказывались в конце 2000-х годов, когда исполнение четвертого, пятого и шестого фрегатов типа «Тальвар» (сторожевые корабли проекта 11356) для ВМС Индии было передано с Балтийского завода, строившего первую тройку, на калининградский завод «Янтарь». Тем не менее срывы плановых сроков ввода кораблей составили от 11 до 14 месяцев, что для завода, получившего фактически первый крупный военный заказ после распада СССР, стало отличным результатом.

Второй проблемой с реализацией проектов на практике является отсутствие выстроенной «косынки кооперации» – многоуровневой схемы взаимодействия головного исполнителя заказа с производителями систем и агрегатов, которыми должно комплектоваться изделие, а также, в свою очередь, взаимоотношений производителей с поставщиками комплектующих. Практика показывает, что основные задержки ввода профинансированных кораблей в строй связаны не с работой собственно судостроителей, а с неготовностью корабельных систем, оборудования и вооружения, производимых сторонними комплектаторами. Головной исполнитель заказа – судостроительная фирма – имеет минимальное влияние на своего субподрядчика, а координация программ между оборонными холдингами (скажем, между Объединенной судостроительной корпорацией и ракетчиками, между ОСК и производителями радиоэлектроники и пр.) по-прежнему достаточно слабо выражена. Именно с этим фактором связаны длительные проволочки в работах по проектам 20380/20385 и в особенности по проекту 22350.

До тех пор, пока регулирующие исполнение гособоронзаказа правительственные структуры не создадут эффективную штабную надстройку, способную оперативно «расшивать» возникшие «узкие места», риски перманентного срыва сроков постройки новых кораблей сохраняются.

Самый болезненный для России - вопрос об импорте

Самый болезненный вопрос в планировании кораблестроительных программ – это вопрос об импорте, т.е. о заказе боевых кораблей за рубежом. Вопрос этот имеет эмоционально-политический характер и к планированию флотских программ развития относится довольно опосредовано. Главный и пока единственный пример (зато заметный) – это заказ во Франции четырех десантных вертолетоносцев типа «Мистраль».


topwar.ru
30 апреля на Балтийском заводе
(г. Санкт-Петербург) была спущена на воду
кормовая секция десантного вертолетоносного
корабля-дока (ДВКД) «Севастополь»
(типа «Мистраль)


Трудно ставить под сомнение способность отечественных конструкторов разработать проект «русского Мистраля», а верфей – построить его. Вопрос тут лишь в одном: сколько времени займет создание и доводка проекта, а также сама постройка? Не дешевле и не эффективнее ли решить вопрос заказом отработанного корабля на отлаженной по техпроцессу верфи? То есть дискуссия должна сводиться к расстановке акцентов в государственной политике между быстрым принятием на вооружение новых кораблей и поддержкой отечественного производителя.

Речь не идет об алармистских трактовках, согласно которым Россия переходит в состояние зависимости по вооружению и военной технике от западных стран. Однако быстрое закрытие отдельных ниш в рамках четко прописанных технических заданий представлялось вполне допустимым. Тем не менее на данном этапе эти рассуждения носят исключительно умозрительный характер – временное охлаждение отношений России с Западом после присоединения Крыма уже не позволяет говорить о реализации подобных проектов в среднесрочной перспективе. Причем не позволяет как с точки зрения Запада, где нарастает нежелание «спонсировать» Москву, активно включившуюся в реинтеграцию сфер влияния на постсоветском пространстве, так и с внутрироссийской, учитывая рост антизападных настроений в обществе.

В заключение

Суммируя все сказанное выше, можно сформулировать следующие выводы.

В целом Россия активно расширяет строительство боевых единиц. После длительных «закупочных каникул», тянувшихся с начала 1990-х годов, на флот начали поступать новые корабли. Однако срывы сроков ввода в строй головных кораблей новых проектов и затягивание начала серийного строительства приводит к размножению в постройке типов кораблей, существующих в близких или вовсе одинаковых тактических нишах.

Военные не всегда готовы предоставить промышленности четкие и непротиворечивые технические задания на проектирование кораблей. Также регулярно наблюдается редактирование технического облика уже в процессе постройки. Примеры с многократной правкой технических заданий на уже строящиеся корабли приводились нами выше.

Одновременно с этим налицо проблемы с заполнением некоторых важных ниш, для которых либо нет проектных вариантов, либо имеются варианты с существенными недостатками или ограниченными возможностями.

Доводка комплексов вооружения флота и радиоэлектронных систем идет с отставанием по отношению к собственно судостроению, что удлиняет и удорожает постройку кораблей, а также мешает перейти к серийному воспроизводству типовых образцов.

Также до сих пор ограничены возможности по передаче проектов с завода на завод. Настройка промышленности ведется не просто в ручном режиме, а буквально с индивидуальным подходом к каждому предприятию.

Ситуацию с обновлением корабельного состава осложняет неразвитая система судоремонта на потенциальном флоте номер один – Тихоокеанском.

Все это приведет к довольно печальному явлению, известному как «сдвиг вправо» – этим эвфемизмом описываются попытки ввести горящий график работы в контролируемое состояние после срыва ранее поставленного срока. Каждая из этих проблем в отдельности не способна считаться непреодолимой, но их совокупность начнет действовать чисто статистически, путем накопления.

Блокирование военно-технического сотрудничества с Западом не окажет системного воздействия на обновление флота. Импорт готовых решений помог бы закрыть некоторые важные позиции уже сегодня, однако в данный момент такое решение представляется маловероятным по внешне- и внутриполитическим соображениям.

Это приведет к тому, что отдельные, некритические по своему значению ниши в корабельном составе, которые чисто теоретически можно было бы сравнительно быстро закрыть отработанным «железом», придется обустраивать своими силами. С учетом всего сказанного выше об особенностях рабочих ритмов промышленности, по отдельным позициям мы почти наверняка увидим длительные графики постройки и доводки кораблей. В конечном итоге, с учетом всех затраченных ресурсов, включая время и усилия управленческой команды ОСК, «импортозамещение» может выйти значительно дороже импорта.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    31 июля 2014 09:32
    Медленно и мучительно происходит процесс возрождения ВПК и в частности военного кораблестроения. Но он идет и это уже радует. Надеюсь, что всю эту чудовищно громоздкую систему сможем раскачать так, чтобы новые корабли пеклись как "горячие пирожки". Времена нынче смутные - поторопиться надо бы.
    1. +7
      31 июля 2014 09:48
      Да, действительно отрадно видеть, как кораблестроение возраждается. Для РФ, у которой обширная акватория, наличие современного флота жизнено необходимо
      1. +24
        31 июля 2014 11:04
        По поводу импорта, в частности кораблей "Мистраль".

        Вопрос конечно спорный: нужны не нужны?, стоило покупать не стоило?. А ответ прост сами мы могли в такие сроки построить вертолетоносцы? Ответ - нет. у нас бы проектирование закончилось году к 19. А так у нас к 19 году будут 4-е вертолетоносца.
        А это:
        - создание вертолетов для морской авиации (морского базирования)
        - 4-е корабля нового для ВМФ РФ класса, отработка новых стратегий от поддержки МП при высадке на побережье, усиление морских группировок действующих в мировом океане.
        - Получение иностранных технологий и технологическийх решений при возможном дальнейшем создании кораблей подобного класса или авианосцев ( надеюсь что все таки они будут строится)
        - Не стоит забывать что и кадровая политика на вмф поменяется. Мореманы служащие на кораблях далекого СССР с удовольствием переучатся на "мистраль", в итоге старые корабли спишут а на их место придут новые, + новые кадры на новые корабли.
        - Ну и немаловажный фактор (в последнее время) давления на РФ со стороны Франции. Согласитесь именно благодаря "Мистралям" она сильно сопротивляется вводу новых санкции =)
    2. timer
      +5
      31 июля 2014 22:52
      Для меня наш ВПК сродни России-очень люблю,ругаю,предлагаю свои решения по проблемам,переживаю до боли в сердце, радуюсь за успехи полученные кровью и потом.Это предлог.
      Что касемо статьи-проблемы в ней затронутые касаются всей системы ВПК и промышленности в целом.Система больна и перегружена неэффективными составляющими,страдает кадровым голодом и разрывом связей не только с партнерами по бывшей кооперации, но и с наукой и высшей школой.Что я предлагал и еще раз повторюсь-сделать ВПК основой для создания новой высокотехнологичной постиндустриальной экономической модели России.Уточняю-применить схему многоконечной звезды, где в центре гос.концерн а к нему кооперационными связями привязаны научный блок(спец.НИИ,профильные институты)+трудовой блок(профильные техникумы и ПТУ)+экспериментальный и патентный блок(мп созданные студентами и работниками НИИ и вузов для обкатки новых идей и патентов как военного так и гражданского применения).Получаеться некий живой конгломерат определенной направленности в рамках стратегии развития промышленности России элементы которого тесно переплетены между собой и способный генерировать и реализовывать новые прорывные идеи.И такие организационные формы не захиреют, их сложно сломать и победить.
  2. malikszh
    +4
    31 июля 2014 09:47
    Вот 10 корабля океанского масштаба готовым корпусом но требуется модернизация Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» 6 корабля, Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Адмирал Харламов» 1 корабль, Крейсера проекта 1144 «Орлан» 3 крейсера, надо срочно востановить.
  3. +2
    31 июля 2014 09:51
    Импорт готовых решений помог бы закрыть некоторые важные позиции уже сегодня, однако в данный момент такое решение представляется маловероятным по внешне- и внутриполитическим соображениям.
    На импорт надейся, а сам не плошай! Тому подтверждение введение со стороны США и их сателитов всевозможных санкций.
    1. +1
      2 августа 2014 21:12
      Цитата: Gomunkul
      На импорт надейся, а сам не плошай!

      Сейчас-то что повторять про импорт не только кораблей и всего ВВТ?
      Всё понятно, всё понятно.
      А в ВПК нужны прежде всего новые Непобедимые, Челомеи, Королевы, Макеевы и к ним примкнувшие не манагеры эффективные, а толковые инженеры.
      Когда есть спрос и интерес наши могут. yes Вертолетостроение - это живой пример.
  4. +3
    31 июля 2014 10:35
    Насколько я понял проблемы в головах, а не в наличии технологий и тд.
    1. +3
      31 июля 2014 11:05
      Проблема в головах в которых нет технологий, они ни как не хотят давать ветвь первенства головам с технологиями. )))
  5. +3
    31 июля 2014 11:03
    Насчет несколько раз названного "зоопарка" советских кораблей. Зоопарк был хорош и уместен. Задачи стоящие перед нашим флотом все-таки несколько иные чем у американского. И создавать универсальные ПУ в которые можно было бы всунуть и ПКР Гранит и ЗУР Кортик, не совсем разумное решение с точки зрения инженера, да и с точки зрения использования боле-менее спеиализированного корабля. Поэтому зоопарк в советском ВМФ был разумен. Американцам было удобнее ЗУр средней дальности, ПКР Гарпун и ПКР Томагавк боле-менее одной размерности, потому они первыми и заморочились унификацией. Да и с учетом задач тоже им это более необходимо. Если бомбить "бандерлогов", которым нечем ответить, то естественно можно снять даже все ЗУР, и загрузить Томагавки, чтобы шмалять по мирным городам. А мы всегда были готовы к столкновению с флотом США. Можно в этом случае уменьшить боезапас ЗУР? нет. А можно ли убрать ПКР? Нет, так как тогда и выход в море теряеет смысл. Следовательно вариации боекомплекта нам не нужны. Как ненужны и универсальные ПУ, которые в любом случае займут больше места и будут менее целесообразны чем специализировнные. А вот вертикальные ПУ первыми применили мы. Потому как они были целесообразны и для нашего флота.
    1. +4
      31 июля 2014 16:30
      Цитата: qwert
      Зоопарк был хорош и уместен

      Универсальность всегда лучше, при условии, что корабль-универсал справляется со всеми задачами по крайней мере на хорошо. Насколько я знаю сейчас реально создать корабль, который будет совмещать возможности эсминца, БПК и крейсера. Раньше это было невозможно вот и строили кучу всего.
      Цитата: qwert
      Как ненужны и универсальные ПУ, которые в любом случае займут больше места

      Кто Вам такую ерунду сказал?
      Цитата: qwert
      Следовательно вариации боекомплекта нам не нужны

      Зависит от задачи.
      1. +3
        31 июля 2014 18:30
        Универсальный корабль, посредственный во всем в чем универсален. Флот СССР конечно не назвать сбалансированным, хотя он и стремился к этому, но наши специализированные корабли превосходили универсальные НК США. Универсальность - уменьшение затрать когда достигнуто превосходство и врагов особо сильных нет.
        НК "который будет совмещать возможности эсминца, БПК и крейсера" дорог и не имеет смысла...
        1. +2
          31 июля 2014 20:17
          Цитата: MaximvsDV
          Универсальный корабль, посредственный во всем в чем

          Не всегда. Нельзя совместить принципиально различные вещи, но схожий круг задач вполне возможно. Всё зависит от технологий.
          Цитата: MaximvsDV
          но наши специализированные корабли превосходили универсальные НК США

          С чего вы это взяли? А уж как весело обслуживать и ремонтировать кучу различных кораблей, которые даже в пределах одной серии отличаются как будто разные проекты - это вообще сказка. Нецензурная.
          Цитата: MaximvsDV
          Универсальность - уменьшение затрать когда достигнуто превосходство и врагов особо сильных нет.

          Можно источник?
          Цитата: MaximvsDV
          дорог и не имеет смысла

          А строить три корабля - это дешевле и осмысленнее?
    2. +2
      31 июля 2014 16:36
      Цитата: qwert
      Насчет несколько раз названного "зоопарка" советских кораблей.

      Вы оправдываете человеческую глупость и местечковые интересы множества КБ. Американцы могли менять конфигурацию корабля с Мк.41 от ударного до ПВО и ПЛО в зависимости от задач, мы же делали спец. корабли типа под ПЛО 1155, под ударный 956, под ударный с ПВО 1164. Попытка же совместить все три конфигурации выразилась в монстрообразном 1144 о массовом производстве которого не могло быть и речи. В то время как американцы за 14 лет сделали 27 Тикондерог на каждом из которых было по 122! ячейки УВП. Вот уж где разгуляться можно по составу вооружения...
      1. 0
        31 июля 2014 18:50
        И эти УВП, позволили ему быть лишь неплохим НК ПРО (и то вопрос поскольку 63/62 всего -4 и то если бортом к атакующим объектам); ПКР из собственных ПУ, да и Гарпун оружие против беззащитных; ПЛО самообороны; ну Тамогавки по берегу в условиях развитой разведки...
        1. +2
          31 июля 2014 19:52
          Цитата: MaximvsDV
          И эти УВП, позволили ему быть лишь неплохим НК ПРО (и то вопрос поскольку 63/62 всего -4 и то если бортом к атакующим объектам); ПКР из собственных ПУ, да и Гарпун оружие против беззащитных; ПЛО самообороны; ну Тамогавки по берегу в условиях развитой разведки...

          Бррррррррр... какой сумбур...Давайте по подробнее.
          Касаемо ПРО.
          Какие корабли постройки времён СССР или РФ могут выполнять функции ПРО? Можно долго обсуждать эффективность ПРО у Иджис, но всё познаётся в сравнении. Есть что обсуждать и обсуждать абсолютно нечего по причине отсутствия.
          Касаемо ударных функций.
          В настоящее время да, кроме ПКР Гарпун и SM-2, а также ПКР Пингвин на СиХоках на Тикондерогах ударного вооружения нет. Была ПКР Томагавк которую сняли в 90-х годах с вооружения ибо не стало противника, но с чего вы взяли, что до этого ПКР Томагавк не принимались во внимание? Это была серьёзная дальнобойная ПКР и Тикондерога мог их нести намного больше, чем 1164 и 1144, не говоря уже о остальных. Кроме того в настоящее время разрабатывается ПКР LRASM которой может пользоваться любой корабль оснащенный УВП Мк.41.
          Касаемо ПЛО. Говорить уничижительно о ПЛО Тикондероги может только несведущий в этом дилетант. По уровню ПЛО с ним мог равняться в некотором роде только 1155. Реально лучшей системы ПЛО не обладал ни один корабль в мире.
          Цитата: MaximvsDV
          ну Тамогавки по берегу в условиях развитой разведки...

          Эт вообще за гранью...
    3. +1
      31 июля 2014 18:58
      Гарпуны имеют собственные ПУ....
  6. Комментарий был удален.
    1. Hawk2014
      0
      4 августа 2014 23:20
      И кто, по вашему мнению, должен будет этим заниматься? Президент? вице-премьер Рогозин? Минсудпром? Или. может быть, МЧС? what laughing
  7. +4
    31 июля 2014 12:38
    Отличная статья! Спасибо автору.
    Вот заключительная строка вызывает сомнение:
    "В конечном итоге, с учетом всех затраченных ресурсов, включая время и усилия управленческой команды ОСК, «импортозамещение» может выйти значительно дороже импорта."
    В краткосрочной перспективе скорее всего да, но в будущем дороже не будет точно.
  8. +5
    31 июля 2014 13:18
    По своему опыту могу сказать, у нас после 23 лет почти нету ВПК, т.ч. все вопли Рогозина об импортозамещении бессмылсленны. Люди за 20 т.руб. уже давно разбежались с заводов, большинство из них развалилось, деньги выделяемые на обновление производств, долгие годы разворовывались, в результате, что мы имеем в текущий момент: остатки пенсионеров советских времен + низкокваллифицированная молодежь делает коекакерские поделки за копейки с дикими сроками сдачи готовой продукции и пожизненным устранением рекламаций и классическим распилом денег начальниками = долгим разговорам со словом "надо" и исчезновением казенных денег с выдачей когда-нибудь поделок...
    1. vyatom
      +2
      31 июля 2014 14:03
      Цитата: IAlex
      По своему опыту могу сказать, у нас после 23 лет почти нету ВПК, т.ч. все вопли Рогозина об импортозамещении бессмылсленны. Люди за 20 т.руб. уже давно разбежались с заводов, большинство из них развалилось, деньги выделяемые на обновление производств, долгие годы разворовывались, в результате, что мы имеем в текущий момент: остатки пенсионеров советских времен + низкокваллифицированная молодежь делает коекакерские поделки за копейки с дикими сроками сдачи готовой продукции и пожизненным устранением рекламаций и классическим распилом денег начальниками = долгим разговорам со словом "надо" и исчезновением казенных денег с выдачей когда-нибудь поделок...

      Все так. Все так. К сожалению. Ну не популярны у нас рабочие профессии. И сварщик за 23 т.р. не будет нормально работать. Тем более зная что директор получая в 100 раз больше, и как правило вообще отсутствует на рабочем месте. Ради интереса зайдите на доску вакансий любой питерской судоверфи.
    2. Hawk2014
      0
      4 августа 2014 23:14
      Цитата: IAlex
      все вопли Рогозина об импортозамещении бессмылсленны.

      Бессмысленны для кого? Для самого Рогозина? Для минсудпрома? Для "патриотической" общественности?
  9. александр 17
    +2
    31 июля 2014 14:07
    В нынешнее время (когда развелось столько "грамотных" экономистов, но безграмотных инженеров) хотелось бы видеть постройку проектов на нескольких верфях одновременно, а не назначение отдельных заводов головным и единственным производителем. Очень обидно видеть, когда идет уже 2014 год, до конца ГОЗ 2020 осталось 5-ть лет, а кораблей так мало сдано.
    p.s/ Я сторонник, чтобы завод изготовитель равнозначно нес ответственность наряду с субподрядчиками за весь жизненный цикл продукции, до момента утилизации раз уж был внедрен везде стандарт ISO 9001!
    1. Hawk2014
      0
      4 августа 2014 23:08
      Цитата: александр 17

      p.s/ Я сторонник, чтобы завод изготовитель равнозначно нес ответственность наряду с субподрядчиками за весь жизненный цикл продукции, до момента утилизации раз уж был внедрен везде стандарт ISO 9001!

      Мечтать не вредно! laughing
  10. лёшка
    +1
    31 июля 2014 15:28
    медленно с воплями но ВПК поднимается
  11. 0
    31 июля 2014 15:55
    Очень был бы признателен , если кто то объяснил , что будет теперь со сроками в связи с остановкой поставок силовых установок украинской Зоря машпроект. И в каких проектах используются их установки ?
    1. +2
      31 июля 2014 16:22
      Цитата: 1c-inform-city
      Очень был бы признателен , если кто то объяснил , что будет теперь со сроками в связи с остановкой поставок силовых установок украинской Зоря машпроект. И в каких проектах используются их установки ?

      Был проект "Сименс-Силовые машины" по строительству завода по выпуску корабельных ГТУ, но как понимаете из-за санкций на нем можно ставить крест. А так все ГТУ у нас стояли от Зоря... Ну вроде хорохорятся наши, типа "ну и хорошо, мы построим свои ГТУ с блэкджеком и щлюхами", но тут не всё гладко. Дело в том, что создавать придётся копию ибо существующие проекты кораблей разрабатывали под конкретные ГТУ (габариты, монтажные места, диаметры валов и т.д.), либо перерабатывать проекты под разрабатываемые ГТУ, а это время и деньги...
  12. +1
    31 июля 2014 16:14
    Они несут тяжелое многофункциональное ракетное вооружение, впервые в истории отечественного флота размещаемое в стандартных вертикальных пусковых установках универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК). Американский флот, например, этот путь прошел уже давно, и ликвидация «зоопарка» пусковых установок и ракетных комплексов советского флота была неизбежна.

    Автор выдает желаемое за действительное. Никакой унификации нет и в помине. Есть условная унификация по ПКР в виде единой УВП 3С-14 для Калибра и Яхонта, всё. УВП же ЗРК Редут именуется 3С90Э.1 и никакой совместимости нет.
  13. александр 17
    +1
    31 июля 2014 16:23
    На проектах 11356 и 22350. Ну на головные и 1-е серийные установки были поставлены и их смонтировали, тормозят оружейники. Отвечая на второй вопрос - по заявлению наших правителей за 2-а года будет организовано производство ГТУ в городе Рыбинск.
    1. 0
      31 июля 2014 16:44
      То есть года на три всё встанет.
  14. +1
    31 июля 2014 20:43
    А хорошая статья. Аргументированная. Учесть только надо вливание в российский судпром трех крымских судоверфей- в Севастополе, Керчи, Феодосии. Они конечно сейчас на ладан дышат. Но это же не в чистом поле строить winked Базовые сооружения остались, остатки кадров сохранились. Перспектива на них строить простые уже технологически отработанные проекты есть. Кадры +деньги найти властям - и вперёд!
  15. Berezin Alex
    0
    31 июля 2014 21:45
    России надо строить больше кораблей океанской морской зоны. Чем плохи корабли проекта 1144 и 1164 ?Низкая высота надстройки современных кораблей не позволяет разместить мощную РЛС для контроля воздушного пространства, массовое применение алюминия и магнию снижает живучесть в случае пожара на борту, применение тонкого металла снижает способность действовать в северных широтах.
    1. 0
      31 июля 2014 23:02
      Цитата: Berezin Alex
      Чем плохи корабли проекта 1144 и 1164

      Устаревшее вооружение и комплектующие (собственно, сейчас уже не выпускаются).
  16. 0
    1 августа 2014 17:53
    Главное, чем отличается крейсер от эсминца - это наличие штаба эскадры с соответствующими средствами связи и разведки, а также - наличием ТЯО. Это одновременно и "адмиральская яхта", и разведчик, и ударная мощь флота.
  17. Hawk2014
    +1
    4 августа 2014 23:00
    Статью оцениваю как удовлетворительную. Ничего особенно нового, кроме описания старых проблем отечественного ВМФ и судостроения автору изложить не удалось. Наверное, когда он решил данную статью написать, он забыл, одну непреложную истину, которую всем кто хочет о флоте писать надо знать. А гласит эта истина следующее: "У российской бюрократии есть свои традиции, которым НИКАКИЕ Цусимы не страшны"! Немного поясню. Заказчиком современных военных кораблей являются либо национальная буржуазия (это прежде всего касается Великобритании, США, Франции и Германии), либо национальные правительства (это прежде всего касается России, поэтому в дальнейшем буду рассматривать только этот вариант). Правительство, в свою очередь, состоит из ряда ведомств, из которых ( в контексте обсуждения темы) для нас важны Министерство обороны, Министерство финансов и Министерство судостроительной промышленности. У каждого из этих ведомств есть свои интересы и традиции. Военные считают, что они служат государству и народу, хотя зачастую понимают эти термины излишне обобщённо. Поэтому минобороны требует, чтобы вооружение поставляемое вооружённым силам было на самом высоком техническом уровне. Но в недрах самого министерства обороны тоже идёт своя борьба за свой кусок бюджетного пирога. И вот здесь российский ВМФ оказывается в невыгодном положении. Крупные военные корабли являются одними из самых дорогих систем вооружений, их строительство является также одним из самых капитало-, науко- и трудоёмких остраслей военно-промышленного комплекса. Но по традиции, "львиная" доля военного бюджета достаётся сухопутным войскам и ВВС. Понимая своё положение, зная, что желаемого количественного корабельного состава им не видать как своих ушей, адмиралы завышают технические требования к заказываемой продукции. Но промышленность то строит то, что она может строить. Чтобы обойти завышенные требования, промышленники начинают хитрить, а то и просто жаловаться в правительство. И начинается поиск консенсуса, который может длиться очень долго. Флот, как правило, проигрывает, потому что: 1)наличие ядерного оружия делает маловероятным прямое нападение на Россию; 2) после 14 мая 1905 года российскому ВМФ так и не довелось вести бой в океанской зоне (необходимо уточнить, - само Цусимское сражение произошло уже не океанской зоне, через океаны был совершён переход к месту побоища). Таким образом, само внутренне устройство России, всегда в течении последних 120 лет, вставало непреодолимой преградой строительства Большого флота.
  18. 0
    5 августа 2014 12:57
    Что не говори а у России есть только два союзника , армия и ВМФ. как бы это не было высокопарно но оно так. Дорогое это удовольствие, кажется Наполеон сказал:Тот кто не хочет кормить свою армию , обречен кормить чужую. Радостно видеть что армия и флот пополняются новыми образцами техники. А ведь какую мы еще олимпиаду отгрохали и удивили мир своими возможностями, как финансовыми так и организацией. Так что Россия ВПЕРЕД !
  19. 0
    12 августа 2014 07:49
    хороший обзор, доступно и просто, действительно проблемы с насыщением кораблями всех классов и переоснащением вооружекнием действующих боевых едениц ВМФ РФ присутствуют очень даже остро, но хочется надеяться что эти проблемы будут все-таки по возможности достаточно быстро и эффективно решаться, иначе нам не выжить, гонка вооружений продолжается