Проект тяжелого двухзвенного бронетранспортера ДБТР-Т

55
Часто используемые сокращения и аббревиатуры в статье:

БТР – бронетранспортер;
ТБТР – тяжелый бронетранспортер;
ДБТР – двухзвенный бронетранспортер;
ПУ – пусковая установка;
ДУ – дистанционно-управляемая установка;
МТО – моторно-трансмиссионное отделение;
ЭМТ – электромеханическая трансмиссия.


Проект тяжелого двухзвенного бронетранспортера ДБТР-Т

Фото 1. Российский тяжелый бронетранспортер БТР-Т



Фото 2. Российский двухзвенный транспортер ДТ-30ПМ


Вдохновившись публикациями, размещенными на сайте «Отвага», я тоже решил попробовать свои силы в предложении концепции перспективной бронетехники. Так как мне очень интересна двухзвенная компоновка бронированных машин (в частности предложенная Р.Улановым) именно ее я и постарался изобразить в виде альтернативного двухзвенного тяжелого бронетранспортера, выполненного на базе шасси российского танка Т-55 (-54). Прошу не судить очень строго.

1. ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая автором боевая машина с условным названием ДБТР-Т (Двухзвенный Бронетранспортер – Тяжелый) может быть рассмотрена как один из перспективных альтернативных вариантов модернизации/переделки старых танков Т-55 (-54) в тяжелые гусеничные бронетранспортеры. (В свое время танков Т-55 и Т-54 было произведено довольно большое количество – примерно 95 000 штук, поэтому данное шасси наиболее доступно). Примером подобной реализованной модернизации является существующий пока в единичном экземпляре российский тяжелый бронетранспортер БТР-Т (фото 1).

БТР-Т имеет явные преимущества в бронезащите перед легкими БТР. Основными же его недостатками является малое количество десанта и невозможность спешивания десанта через кормовые двери, что ограничивает возможности применения БТР-Т.

Устранить эти недостатки на БТР-Т теоретически можно за счет переднего размещения МТО, но это решит только вопрос возможности более безопасного спешивания десанта, количество которого все равно будет недостаточно. Да и переделка классического танкового шасси в платформу с передним расположением МТО больше похоже на создание тяжелого БТР практически «с нуля».

С одной стороны, предложенная автором эскизная модель ДБТР-Т лишена основных недостатков БТР-Т, с другой стороны, полноценно сравнивать эти машины некорректно из-за их главного отличия – количества звеньев: у ДБТР-Т их два у БТР-Т – одно.

«Родственником» ДБТР-Т по количеству звеньев является двухзвенный вездеход ДТ-30 «Витязь» (фото 2) общеизвестный своей сверхпроходимостью, хотя его предназначение совсем другое.

Поэтому попробую сравнить характеристики ДБТР-Т с аналогичными характеристиками БТР-Т, а также, в принципе аргументировать создание такой машины притом что, ее стоимость будет равняться стоимости трех БТР-Т, а может и более…

Примечание
Предлагаемый автором двухзвенный бронетранспортер ДБТР-Т (рисунки и текст) является эскизной авторской работой, которая не претендует на какое-либо точное техническое и тактическое соответствие. Автор не является специалистом в данной области.


2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

ДБТР-Т – высокозащищенный бронетранспортер повышенной проходимости, обладающей броневой защитой, не уступающей защите БТР-Т, но с практически в два раза большим количеством экипажа – 13 человек. Десант имеет возможность покидания звена №2 машины через задние двери и верхние люки.

Благодаря двухзвенной конструкции ДБТ-Т должен значительно превосходить все существующие тяжелые гусеничные бронетранспортеры по проходимости и функциональности. База ДБТР-Т универсальная и может служить для создания целого семейства двухзвенных машин повышенной защищенности и проходимости.


Рисунок 1. Тяжелый двухзвенный бронетранспортер ДБТР-Т, внешний вид


3. СРАВНЕНИЕ БТР-Т и ДБТР-Т

Сравнительные технические характеристики существующего тяжелого бронетранспортера БТР-Т и предлагаемого автором ДБТР-Т:

Технические характеристики

БТР-Т

ДБТР-Т

Исходное шасси

Т-54/55

Т-54/55

(2 шасси)

Боевая масса, тонн

38,5

60 (28 + 32)

Полный экипаж, чел.

7

13

– в том числе десант

5

10

Двигатель

4-х тактный, 12-цилиндровый турбодизель

Марка двигателя

В-55В / В-55У

В-92С2Ф2

Мощность двигателя, л.с.

580 / 620

1130

Удельная мощность, л.с./т

15/16,1

18,8

Трансмиссия:

механическая

электромеханическая

Скорость вперед/назад, км/час

50 / 5

50 / 50

Запас хода по шоссе, км

500

500

Преодолеваемые препятствия:

 

 

– подъем, град

32

35

– крен, град

30

30

– стенка, м

0,8

0,8–1,5 (может и более)

– ров, м

2,7

3–3,5 (может и более)

– брод без ОПВТ / с ОПВТ, м

1,4 / 5

1,4 / 5

Удельное давление на грунт, кгс/кв.см

0,86

0,8

ВООРУЖЕНИЕ:

Автоматическая пушка

1 х 30-мм 2А42

2 х 30-мм 2А72

Спаренный пулемет:

1 х 7,62-мм ПКТ

2 х 7,62-мм ПКТ;

2 х 7,62-мм курсовых ДУ ПКТ

ПТУР (боезапас)

1 ПУ ПТУР (2 ПТУР)

2 ПУ ПТУР

Защита лобовой брони в эквиваленте гомогенной брони,-мм экв.

Не менее 600

Динамическая защита

Встроенная «Контакт-5»

Спешивание десанта

Только верхние люки

Верхние люки и кормовые двери

Основные размерения,-мм:

 

 

– длина

6450

11000

– ширина (по съемным боковым экранам)

3270

4000

– высота

2400

2500



Как мы видим, основное преимущество ДБТР-Т перед БТР-Т заключается в повышенной проходимости, большем количестве десанта и широкой номенклатуре вооружения. Главным же недостатком ДБТР будет его стоимость – предположительно в 3 раза больше стоимости БТР-Т (по некоторым оценкам стоимость переделки Т-55 в БТР-Т составляет 600 000 USD).

4. СРАВНЕНИЕ ДБТР-Т С ИНОСТРАННЫМИ ТЯЖЕЛЫМИ БТР

Аналогичные тяжелые бронетранспортеры активно применяются армией Израиля еще с конца 1980-х годов. Количество первых ТБТР «Ахзарит», созданных на базе трофейных танков Т-55, по различным данным, составляет от 500 до 1000 шт. Помимо «Ахзарита», на вооружении Израиля есть еще две модели ТБТР: 51-тонная «Пума» на базе танка «Центурион» и 60-тонный «Намер» на базе «Меркавы» Мк4 (фото 3). Создание Израилем нового, более дорогого и защищенного ТБТР «Намер» на базе их самого современного танка, еще раз подтверждает как ценность и эффективность этих бронетранспортеров в армии, так и ценность жизней экипажей этих машин для их руководства.

Технические характеристики

ДБТР-Т1
Россия

ТБТР «Ахзарит» (Мк-2),
Израиль

ТБТР «Намер»
Израиль

Шасси

Т-55 (-54)

Т-55

«Меркава» Mk4

Год выпуска

1988 г.

2008 г.

Боевая масса, т

60

44

60

Полный экипаж, чел

13

10

11–12

Из них десант, чел.

До 10

7

8–9

Мощность двигателя, л.с.

1130

850

1200

Удельная мощность, л.с./т

18,8

19,3

20

Скорость, км/час

50

50

60

Запас хода, км

500

500

500

Основное вооружение

2 х 30-мм АП +
2 х 7,62-мм пулемета

1 х 7,62-мм ДУ пулемет

1 х 12,7-мм ДУ пулемет/ или:
1 х 40-мм АГ или
1 х 30-мм АП

Вспомогательное вооружение

2 х 7,62-мм курсовых пулемета

1 х 7,62-мм пулемет

1–2 х 7,62-мм пулемет:
1 х 60-мм миномет

ПУ ПТУР

2 шт

нет

нет

Защита лобовой брони

Противо-
снарядная

Противо-
снарядная

Противо-
снарядная

Динамическая защита лобовой и бортовой брони:

есть

есть

есть

Длина:
Ширина:
Высота:

11 000-мм
4000-мм
2500-мм

6450-мм
3640-мм
2000-мм

7450-мм
3700-мм
Нет точных данных




Фото 3. Израильский тяжелый бронетранспортер «Намер»


Сравнительные данные в таблице показывают, что предположительные характеристики ДБТР-Т находятся на уровне одного из самых защищенных в мире ТБТР «Намер». Альтернативный ДБТР-Т уступает израильской машине в бронезащите (особенно в верхней и боковых проекциях корпуса), но превосходит его по проходимости, вооружению и функциональности.

Гнаться за уровнем бронирования «Намера» в двухзвенном варианте ДБТР не представляется возможным, так как «Намер» при своей длине в почти 7,5 м уже имеет массу в 60 тонн, а аналогичное бронирование 11-метрового ДБТР-Т утяжелит его как минимум до 80 тонн.

При моделировании ДБТР-Т автором был установлен верхний предел массы машины в 60 тонн. Это та масса, которую должен тянуть стандартный двигатель танка Т-90СМ с учетом снижения максимальной скорости с 60 до 50 км/час.


5. МОДИФИКАЦИИ ДБТР-Т

Рассмотрим теоретически возможные варианты ДБТР-Т, которые потенциально могут быть востребованы в армии:

Модель

Предназначение

Вооружение (боекомплект)

ДБТР-Т

Базовая или самая бюджетная модель, вместительное десантное отделение позволяет использовать машину как ТБТР и как боевую машину огнеметчиков. В кормовых дверках звена №2 имеются амбразуры для стрельбы изнутри машины

2 х 7,62-мм курсовых ПКТ (2 х 1000 патронов);

2 х12,7-мм ДУ НСВТ (900 патронов/6 магазинов).

ДБТР-Т1

Боевая модель с усиленным вооружением для огневой поддержки десанта и танков. По сути, машина аналогичная БМПТ «Терминатор-1» с экипажем из пяти человек + 8 десантников. Комплекс вооружения на схеме без изменения заимствован у одного из прототипов БМПТ, созданного в 1980-е годы. Машина может поражать 4 разные цели одновременно

2 х 7,62-мм курсовых ПКТ (2 х 1000 патронов);

2 х 30-мм АП 2А72 (2 х 300 снарядов);

2 х 7,62-мм спаренных ПКТ (2 х 1000 патронов);

2 ПУ ПТУР

ДБТР-Т2

Боевая модель с перспективным вооружением по функциям больше похожа на тяжелую БМП. Отличие от предыдущей модели в полностью дистанционном перспективном боевом модуле, установленном над десантным отделением звена №2. Пушка 2А11 взята как временное решение, с целью осваивания дистанционно-взрываемых снарядов до момента появления новых автоматических пушек калибра 40-45-мм

2 х 7,62-мм курсовых ПКТ (2 х 1000 патронов);

1 х 37-мм АП 2А11 (в перспективе 40-45-мм АП);

1 х 7,62-мм спаренный ПКТ;

1 х 40-мм спаренный АГ;

4 ПТУР «Атака»

ДБТР-ТР

Разведывательная машина

2 х 12,7-мм ДУ НСВТ.

ДБТР-БРЭМ

Ремонтно-эвакуационная машина. Для этой машины может использоваться и полноразмерное 5-катковое шасси Т-55/62 для 2-го звена, необходимым ограничением в этом случае является масса звена – до 30 тонн

2 х 12,7-мм ДУ НСВТ.

ДБТР-КШМ

Командно-штабная машина

2 х 12,7-мм ДУ НСВТ.

ДБТР-СЭМ

Санитарно-эвакуационная машина

Нет вооружения




Рисунок 2. Модификации ДБТР-Т


Все вышеперечисленные машины отличаются между собой только звеном №2. Звено №1 остается практически неизменным во всех модификациях, что повышает унификацию этих альтернативных машин. В вариантах ДБТР-ТР, БРЭМ и КШМ курсовые 7,62-мм пулеметы изымаются с надгусеничных полок шасси №1, вместо них устанавливается один или два 12,7-мм пулемета НСВТ (стандартные командирские ЗПУ танков Т-64 и Т-80). Замена пулеметов обусловлена невозможностью курсовых пулеметов обеспечить круговую защиту машины, которую могут обеспечить танковые ЗПУ с полностью круговым вращением.

Далее будут кратко рассмотрены два варианта возможных силовых установок. Предлагаемая трансмиссия – электромеханическая (ЭМТ), однако, понимая ее сложность и дороговизну, компоновка ДБТР-Т нарисована таким образом, что можно использовать как чисто механическую, так и электромеханическую трансмиссии.

6. ВООРУЖЕНИЕ

Звено №1 в варианте ДБТР-Т/Т1 иТ2.
Вооружение звена №1 в боевых моделях ДБТР состоит из двух курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, они управляются дистанционно двумя операторами. Важным вопросом будут углы горизонтального наведения пулеметов, чтобы они обеспечивали хорошую зону обстрела, по максимуму защищая не только фронтальную проекцию, но и боковую. Боекомплект ориентировочно состоит двух лент по 1000 патронов каждая.

Расположение пулеметов на над гусеничных полках обусловлено месторасположением вооружения звена №2, которое имеет круговое вращение.
Теоретически правильным было бы создание универсальных дистанционно управляемых установок, которые можно вооружать как 7,62-мм ПКТ так и 30-мм АГС-17Д, как сделано на БМПТ «Терминатор-1», только с большими углами наведения.

Преимущества такого вооружения: большой боекомплект в 1-й ленте (1000 патронов);
Недостатки: ограниченные углы наведения.


Фото 4. Зенитно-пулеметная установка калибра 12,7-мм


Звено №1 в других вариантах. Звено №1 во «вспомогательных» модификациях ДБТР-Т вооружается стандартной танковой зенитно-пулеметной установкой (ЗПУ) калибра 12,7-мм (фото 4).

Предполагается использование стандартних пулеметных установок от танков Т-64А и Т-80, так как они позволяют оператору вести огонь из пулемета не высовываясь из машины. Пулеметная установка имеет электромеханический привод и обеспечивает горизонтальное круговое наведение в секторе 360 градусов и горизонтальное в диапазоне от -15 до +85 градусов. Установка имеет дневной и ночной прицелы, двухплоскостного стабилизатора нет. Дальность стрельбы пулемета – 1500 м, боекомплект – 3 короба по 150 патронов на каждый пулемет.

Пулеметную установку ЗПУ автор выбирал из соображений защищенности экипажа, так как для ведения огня из зенитного пулемета танка Т-72 стрелку надо высовываться из люка.

На звене №1 может устанавливаться одна или две ЗПУ над люками стрелков. Преимущества такого вооружения: отличные углы наведения; недостатки: ограниченный в 150 патронов боекомплект.

Звено №2 базовая модель ДБТР-Т. Данная модификация звена может использоваться как бронетранспортер, так и в качестве боевой машины огнеметчиков. Учитывая отсутствие бойниц в бортовой броне второго звена машины, на его крыше смонтированы две командирские башенки танков Т-64/80, которые имеют круговое вращение. На башенках установлены стандартные пулеметы НСВТ-12,7. Расчетный боекомплект – по 4 короба на пулемет (1 на пулемете, 3 в десантном отделении).

ДБТР-Т в базовой комплектации обеспечивает одновременное поражение 4-х различных целей. По этому показателю он превосходит БМП-3, БМД-3/4 и БМПТ «Терминатор-1». В задних дверях десантного отделения предусматривается закрываемые крышкой бойницы для ведения огня из личного оружия в направлении кормы.



Фото 5. Один из прототипов БМПТ с двумя пушечными установками


Звено №2 боевая модель ДБТР-Т1. Звено имеет более мощное вооружение, состоящее из двух независимых пушечных установок калибра 30-мм со спаренными 7,62-мм пулеметами ПКТ. На правой (по ходу движения) пушечной установке смонтирована пусковая установка для двух ПТУР. Пушечные установки полностью заимствованы у прототипа БМПТ 2-й модификации (фото 5).

Почему выбрано именно это вооружение? Компактные размеры звеньев, необходимые для повышения маневренности машины (общая длина каждого звена составляет 5000 мм) не позволяют одновременно с десантом разместить в звене №2 боевое отделение двухместной башни с более мощным вооружением, например с 57-мм пушкой С-60 или «спаркой» из 100-мм 2А70 и 30-мм 2А72. К тому же, двухместная башня должна иметь мощную бронезащиту на уровне защиты корпуса, что неизбежно утяжелит как саму башню, так и всю машину в целом.

В отличие от двухместной обитаемой башни, комплекс вооружения опытной БМПТ с условным названием №2 может обеспечить сразу несколько преимуществ:

+ дополнительная защита крыши десантного отделения в месте расположения вооружения;
+ две разные цели, поражаемые одновременно, например, если ДБТР-Т попадет под одновременный обстрел с двух противоположных сторон;
+ возможность поражения одной цели (или скопления целей) из 2-х пушек и 2-х пулеметов одновременно;
+ в случае выхода одного орудия из строя, есть второе;
+ вынесенное наружу вооружение уменьшает загазованность десантного отделения.

Недостатки этого варианта:
- пушки перекрывают друг другу сектор обстрела при определенных углах поворота,
- отсутствие современной СУО и ограниченные возможности в борьбе с сильнозащищенными целями (танки, ДОТы, ДЗОты и др).


Рисунок 3. Модификация ДБТР-Т1 с двумя боевыми модулями от прототипа БМПТ


Благодаря своему мощному бронированию ДБТР-Т1 в случае необходимости может быть использован в качестве полноценной БМПТ, или сопровождать танки одновременно выполняя задачи БТР и БМПТ. По своему вооружению ДБТР-Т1 может полноценно заместить две машины пехоты БМП-2 или две БМД-2.

Звено №2 боевая модель ДБТР-Т2. Перспективный комплекс вооружения.

В данном случае автором предусматривается установка полностью автоматической башни, которая не будет «съедать» полезный объем десантного отделения. Управляют башней командир и оператор, которые «стационарно» сидят под башней и получают информацию на мониторы. Вооружение такого модуля состоит из 37-мм зенитного автомата 2А11 от ЗСУ «Енисей» с воздушным охлаждением ствола и соответственно меньшей скорострельностью (200-300 выстр./мин). Питание пушки двух ленточное. С пушкой спарены 7,62-мм пулемет ПКТ и 40-мм гранатомет АГС.

Почему калибр 37-мм? Считается, что для перспективных артсистем 30-мм уже недостаточно, для 57-мм нужно объемное подбашенное отделение. Автор считает 37-мм «золотой серединой», вернее «временной» серединой, пока нет автоматической пушки калибра 40-45-мм.

Даже в существующем виде 37-мм ОФ снаряд имеет почти в два раза большую массу, чем 30-мм ОФ снаряд. Вдобавок, по различной информации – 35…37-мм минимальный калибр, который уже целесообразно оснащать дистанционным взрывателем.

Выигрыш 37-мм БПС перед 30-мм снарядом в толщине пробиваемой брони заметен только на расстоянии до 1000 м.

В качестве управляемого вооружения используется комплекс управляемого вооружения БМПТ «Терминатор-2» из четырех ракет «Атака-Т».


Рисунок 4. Модификация ДБТР-Т2 с перспективным боевым модулем


Преимущества такого вооружения: современный комплекс вооружения и СУО, полностью автоматический боекомплект, возможность поражать более сложные цели такие как танки и боевые вертолеты противника;
Недостатки: громоздкая башня, которой невозможно придать уровень бронезащиты, аналогичный корпусу самого бронетранспортера. Башня теоретически будет сильно уязвима даже от мелкокалиберных автоматических пушек.


7. ТРАНСМИССИЯ ДБТР-Т

Рассматриваемый вид трансмиссии для ДБТР-Т – электромеханическая трансмиссия. С одной стороны, применение такой трансмиссии противоречит основной концепции ДБТР-Т – бюджетная и простая машина, сделанная на базе старых танков Т-55. С другой стороны, ее наличие существенно расширяет возможности ДБТР-Т, в результате чего, он должен значительно превосходить все существующие тяжелые БТР по проходимости, функциональности и другим эксплуатационным показателям.


Рисунок 5. Схема трансмиссии ДБТР-Т



Рисунок 6. Схема разборки трансмиссии ДБТР-Т


Представленная на эскизе трансмиссия одинаковая для звеньев №1 и №2. На звене №1 она устанавливается «классически» в задней части МТО, вместо старой механической трансмиссии танка Т-55. Звено №2 – аналогичный блок установлен в передней части, так как в кормовой находятся две двери для спешивания десанта.

Какие преимущества может дать дорогая ЭМТ двухзвенному бронетранспортеру:
+ Возможность быстрого расцепления звеньев для погрузки/разгрузки ДБТР на авто- или ж/д транспорт.

Длина каждого расцепленного звена составляет не более 6000-мм. Расцепление производится силами экипажа. Оба звена самостоятельно заезжают на платформы/тягачи/вагоны и т.д. при помощи специального силового кабеля длиной 10-15 м, через который подается электроэнергия от ведущего звена (№1) на ведомое звено (№2). Для управления ведомым звеном механик-водитель переходит в звено №2, на место командира, где имеются непосредственные органы управления трансмиссией звена №2. В момент маневров звена №2 звено №1 неподвижно работает в режиме генератора электроэнергии.


Рисунок 7. Погрузка звеньев ДБТР-Т на ж/д платформу


+ Эвакуация поврежденных звеньев по отдельности со сложных участков дороги (горные дороги, узкие улицы, лес и т.д.) за счет возможности разъединения звеньев и возможности буксировки этих звеньев при помощи внешнего генератора или другого ДБТР-Т.

+ Применения различных типов двигателей без изменения трансмиссии. Автором предложены два варианта ДБТР-Т с дизельными двигателями серии «В» танка Т-90 и с газовыми турбинами (ГТД) танка Т-80.

В перспективе, по ходу развития и доступности альтернативных видов топлива и источников энергии возможна интеграция силового энергоблока на основе топливных элементов, вырабатывающих электроэнергию за счет химической реакции топлива.


Рисунок 8. Три степени свободы двухзвенной машины


+ «Гибкость» ДБТР-Т. Как известно, двухзвенные сочлененные машины имеют три степени свободы движения относительно друг друга, соответственно и три диапазона ограничений этого движения. Например, двухзвенный транспортер ДТ-30П «Витязь» (с механической передачей – карданным валом) имеет следующий диапазон степеней свободы движения:
– углы поворота звеньев относительно продольной оси: +/– 38 град;
– углы подъема звеньев относительно друг друга: 35 град;
– угол «скручивания» звеньев относительно друг друга: 8 град.

Отсутствие жесткой механической передачи крутящего момента (карданного вала) двигателя ДБТР-Т от звена №1 на трансмиссию звена № 2, может позволить увеличить диапазон этих ограничений. Учитывая функциональное предназначение ДБТР-Т, наиболее важным будет увеличение диапазонов углов поворота звеньев относительно продольной оси (№1 на схеме), в этом случае, гибкий силовой кабель ЭМТ не будет каким-либо ограничением этой степени свободы движения. Эскизная компоновка ДБТР-Т нарисована с учетом максимального диапазона углов поворота звеньев: ±45…50 град.

+ Движение задним ходом. Большая длина ДБТР-Т (11 000-мм) существенно ограничивает его подвижность в боевой обстановке в сравнении с другими боевыми машинами (ТБТР, БМПТ, БМП), длина корпуса которых не превышает 6 500–7 500-мм. Таким образом, ДБТР-Т практически полностью лишается возможности разворота на горных дорогах или на улицах городов и населенных пунктов.

Данный конструктивный недостаток можно частично компенсировать увеличением максимальной скорости движения задним ходом до значения максимальной скорости движения вперед – 50 км/час (для сравнения, скорость движения задним ходом БТР-Т на базе Т-55 составляет всего 5 км/час).
Увеличение скорости заднего хода для ЭМТ ДБТР-Т не представляет особых сложностей. В отделении управления машиной предусматривается видеомонитор заднего обзора и видеокамера заднего хода, установленная на кормовом броневом листе звена №2.

+ Тяговые характеристики. Основным уникальным преимуществом ДБТР-Т является его повышенная проходимость при «тяжелой броне».

Учитывая то, что все наиболее сложные препятствия (окопы, противотанковые рвы, стенки, крутые подъемы, лесополоса, бездорожье, грунты с низкой несущей способностью и т.д.) ДБТР-Т будет преодолевать на малой скорости, ему необходим наиболее высокий показатель крутящего момента на этих низких скоростях. Известно, что ЭМТ обеспечивает высокий крутящий момент на малых скоростях движения, что и является ее основным преимуществом.

Из истории. Еще во время Великой Отечественной Войны ЭМТ применялась на самых тяжелых танках и САУ: серийно устанавливалась на немецкой тяжелой САУ «Фердинанд», весом в 68 тонн, прототипе сверхтяжелого танка «Маус», весом 180 тонн, на советском экспериментальном тяжелом танке ЭКВ (версия КВ-1) и послевоенном тяжелом танке ИС-6

+ Буксировка техники. Принимая во внимание предполагаемые высокие характеристики проходимости ДБТР-Т, на него будет возлагаться задача буксировки поврежденной техники или просто застрявших боевых машин на труднопроходимой местности. В любом случае буксировка будет производиться на малой скорости, на которой также будет необходим высокий крутящий момент.

+ Возможность подключения 3-го звена. Для отдельных модификаций ДБТР-Т теоретически возможно подключение 3-го облегченного звена (аналогично транспортеру ДТ-30П).

В случае, если ДБТР-Т будет использоваться в качестве ремонтно-эвакуационной машины или высокопроходимого транспортного средства для перевозки пехоты и вооружения/боеприпасов возможно добавление звена №3 (с аналогичной трансмиссией), которое будет находиться между звеном №1 и №2.

8. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ДБТР-Т

Перспективный ДБТР-Т автор предлагает создавать на базе шасси танков Т-55 с дизельными двигателями серии «В», как следствие, в качестве базового силового агрегата также предполагается силовая установка на основе двигателя серии «В», только модели: В-92С2Ф2, мощностью 1130 л.с., танка Т-90СМ.


Рисунок 9. Двигатель «стандартной» модификации ДБТР-Т


Применение самой «топовой» версии двигателя этой серии удорожает потенциальное производство ДБТР-Т, но именно такая мощность необходима для обеспечения высокой подвижности довольно тяжелого ДБТР-Т, броня которого эквивалентна танковой.

В качестве альтернативного силового агрегата без кардинального изменения трансмиссии (в случае применения ЭМТ), может быть использована газовая турбина ГТД, танка Т-80. Вполне очевидно, что применение более дорогой газовой турбины может быть оправдано лишь для специальных машин, например, предназначенных для постоянной службы в более холодных регионах, где необходимы «зимние» преимущества ГТД.

Можно рассмотреть две модификации ДБТР-Т по видам силовой установки:
– «Стандартную» модификацию ДБТР-Т с танковым двигателем В-92, мощностью 1130 л.с.;
– «Северную» модификацию с газотурбинным танковым двигателем, мощностью 1250–1400 л.с.

Некоторые параметры двигателей для сравнения:

Технические характеристики

ДБТР-Т

«стандартный»

ДБТР-Т

«северный»

Марка двигателя

В-92С2Ф2

ГТД-1250

Тип двигателя

Поршневой

турбодизель

Газотурбинный

двигатель

Запуск двигателя

Электрический, сжатый воздух, от буксира

Электрический

Мощность, л.с.

1130

1250

Удельная мощность ДБТР-Т, л.с./т

18,83

20,83

Тип топлива

Многотопливный

Многотопливный

Удельный расход топлива, г/л.с. * час

158

225

Масса двигателя

1100

1050

Ресурс двигателя до ремонта, моточасов

1000

1000

Габаритные размеры, мм:

Длина:

Ширина:

Высота:

.

1560

896

902

.

1494

1042

888

Минимальная рабочая температура пуска двигателя

-20°С

-40°С



По массогабаритным характеристикам двигатели практически идентичны, помимо высокой стоимости газовой турбины и большего расхода топлива, необходимо еще будет решить вопрос с отводом горячего воздуха системы охлаждения и выхлопа, который нельзя будет направить назад, как это сделано на танках Т-80.


Рисунок 10. Компоновка МТО ДБТР-Т


Вероятно, что если ДБТР-Т и будет производиться, то преимущественно в одной более «бюджетной» стандартной модификации с двигателем В-92С2Ф2 так как проблемы, связанные с одновременным наличием в армии основных танков с принципиально разными силовыми установками (Т-80 и Т-72/90) всем хорошо известны.

Еще одним аргументом в пользу В-92 может быть его не до конца использованный потенциал увеличения мощности. Применение улучшенных топливных систем, современных систем очистки воздуха, более эффективной системы охлаждения, присадок снижающих трение и т.д. теоретически могли бы повысить мощность этого двигателя до 1200 л.с. а может и более…

Двигатель В-92С2Ф2 располагается поперечно продольной оси корпуса (то есть аналогично танкам Т-44 / -54 / -55 / -62 / -72 / -90). Крутящий момент от двигателя передается электрогенератору через промежуточную передачу, аналогичную используемым на танках Т-44….90. Мощность электрогенератора – 900 кВт (1215 л.с) на случай возможного форсирования дизеля с 1130 л.с. до 1200 л.с. Суммарная мощность 4-х тяговых электродвигателей составляет 4 х 250 = 1000 кВт, чего достаточно как для стандартного двигателя танка Т-90СМ так и для хорошо форсированного (в перспективе) до 1350 л.с.


9. КОМПОНОВКА ДБТР-Т


Рисунок 11. Звено №1 в разрезе


Звено №1. Для максимального упрощения переделки исходного Т-55 звено №1 имеет классическую «танковую» компоновку. Экипаж из трех человек находится в передней части корпуса, его расположение полностью идентично расположению экипажа БМПТ «Терминатор-1» (мехвода и двух операторов АГС). При переделке стандартный корпус Т-55 укорачивается на 1 каток, общая длина укороченного корпуса примерно 5000-мм. Тут возможен вопрос читателя «зачем укорачивать?», попробую ответить со своей точки зрения:

«Изначально автор нарисовал два сочлененных полноразмерных 5-катковых шасси Т-55 – визуально, ДБТР-Т получился сильно длинным и соответственно менее маневренным, да и по массе, при нормальной броне (уровня БТР-Т) его масса с такой длиной составила бы 70-75 тонн. Понятно что, «топовый» В-92 в 1130 л.с. вряд ли потянет эту махину со скоростью более 30-35 км/час…».

За отделением управления находятся внутренние топливные баки, они отделены от экипажа усиленной бронеперегородкой, которая повышает жесткость конструкции отделения управления, которое, по сути, становится похожим на бронекапсулу. Сидения механика-водителя и двух членов экипажа крепятся к крыше отделения управления. Для посадки-высадки экипажа имеются три люка в крыше корпуса и один аварийный в днище корпуса за сидением механика-водителя между сидениями двух других членов экипажа.

Наружные топливные баки находятся на правой и левой надгусеничных полках.

Внутренние топливные баки изолированы от экипажа и МТО двумя бронеперегородками. В отделении МТО находится двигатель В-92С2Ф2 (поперечно продольной оси корпуса) параллельно двигателю расположен электрогенератор-стартер. Передача усилия двигателя на генератор осуществляется через промежуточную передачу («гитару»), аналогичную используемой на Т-54…90. Вентилятор системы охлаждения приводится в движение от вала основного генератора через вариатор, меняющий частоту вращения рабочего колеса вентилятора в зависимости от нагрузки двигателя. За генератором находится 1-й блок ЭМТ и гидросистема приводов поворотного механизма звеньев.

Во всех комплектациях ДБТР-Т на НЛД звена №1 находится стандартный танковый отвал для самоокапывания. При необходимости предполагается установка бульдозерного отвала с гидроприводами.

Для форсирования водных преград по дну предусматривается установка двух труб ОПВТ – по одной на каждом звене 1-м и 2-м.


Рисунок 12. Компоновка ДБТР-Т, вид сверху


Звено №2. Звено №2 также переделывается из корпуса танка Т-55, укороченного до четырех опорных катков на борт (длина примерно 5000 мм). Блок ЭМТ звена №2 аналогичен блоку ЭМТ звена №1 только расположен он в передней части звена №2. В трансмиссионном отделении находится вспомогательный дизель-генератор, мощностью 10–15 кВт для автономного энергообеспечения двух звеньев. В этом же отделении предполагается размещение кондиционера.

За трансмиссионным отделением расположено боевое и десантное отделение, рассчитанное на 10 человек. Высота звена №2 в районе БО и десантного отделения немного выше звена №1.

Посадка/высадка экипажа может осуществляться через две кормовые двери и 4 верхних люка.

Сидения экипажа размещены вдоль бортов (по 5 с каждого борта) звена и крепятся к крыше отделения. Баков с топлива в десантном отделении нет. Наружные топливные баки располагаются на надгусеничных полках, топливо из них передается через гибкие шланги в звено №1.
В каждом звене находится индивидуальная ФВУ, которое отличается производительностью в зависимости от количества экипажа.


10. ЗАЩИЩЕННОСТЬ ДБТР-Т

Лобовая проекция. Стойкость брони ДБТР будет предположительно на уровне существующего российского БТР-Т. Стойкость лобовой брони против КС – эквивалентна 600-мм гомогенной брони (в перспективе – 1000 мм). ВЛД корпуса звена №1 «прикрыта» встроенной ДЗ «Контакт-5». НЛД корпуса состоит из гомогенного броневого листа толщиной 100-мм наклоненного под углом 55 град (аналогично танку Т-55) и дополнительно «прикрыта» отвалом для самоокапывания. Лобовая броня звена №1 должна обеспечивать защиту от:

– кумулятивных реактивных гранат гранатомета РПГ-7;
– БПС пушек калибра 100-105-мм на расстоянии от 1000 м и более;
– БПС 57-мм пушки на любой дистанции.

В отличие от БТР-Т десант нового двухзвенного бронетранспортера ДБТР-Т защищен значительно лучше, так как весь фронтальный удар будет принимать на себя звено №1 прикрывая своим корпусом десантное отделение. Даже в случае поражения и выхода из строя звена №1 десант может беспрепятственно покинуть звено №2 а также вести огонь из вооружения, установленного на нем.

Бортовая броня. Защита машины с боков обеспечивается бортовой броней, толщиной 80-мм (толщина бортовой брони Т-55), дополнительно устанавливаются боковые съемные экраны с элементами ДЗ. Комплекс бортовой брони должен защищать борт ДБТР-Т от:

– реактивных гранат гранатомета РПГ-7 с тандемной кумулятивной боевой частью;
– бронебойных снарядов (БПС) автоматических пушек калибра 30-37-мм на любом расстоянии;
– БПС 57-мм пушки С-60 на расстоянии от 1000 м и более.

Расстояние между боковыми экранами и внутренним боковым бронелистом составляет примерно 600-650 мм. Наружные протектированные топливные баки находятся между съемным экраном и основной броней, обеспечивая дополнительную защиту от КС.

Крыша. С учетом того, что отделение управления звена №1 будет под прицелом гранатометчиков, крыша отделения управления дополнительно защищена ДЗ и люки имеют дополнительную защиту, аналогичную защите люков операторов гранатометов БМПТ «Терминатор-1».
Крыша десантного отделения звена №2 также дополнительно защищена блоками ДЗ.

Днище в районе отделения управления звена №1 дополнительно усилено приварным бронекоробом с внутренним наполнителем. Из-за усиленного бронирования днища в районе отделения управления клиренс уменьшен на 100-мм. Внутренняя бронеперегородка с дополнительными распорками за местами механика-водителя и двух членов экипажа являются ребром жесткости между днищем и крышей корпуса, что увеличивает стойкость днища в районе отделения управления от взрывного действия мин и фугасов.

Корма. Толщина кормовых бронелистов звеньев №1 и №2 составляет 45-мм, они обеспечивают защиту от бронебойных пуль калибра 14,5-мм выпущенных «в упор» и БПС калибра 30-мм на расстоянии 500 м и далее. Кормовые двери десантного отделения оснащены противокумулятивными решетчатыми экранами, установленными на расстоянии от двери для преждевременного срабатывания зарядов кумулятивных боеприпасов.

Автоматическое быстродействующее ППО установлено в каждом звене и работает независимо друг от друга. Дополнительное ППО размещено в МТО звена №1.

На крыше звена №1 и звена №2 установлены датчики оповещения о лазерном облучении машины для автоматического отстрела дымовых гранат.
Система активной защиты КАЗ автором пока не предусмотрена, так как это уже отдельная работа.

Новые возможности защиты. Наконец, новая тяжелая гусеничная машина получает уникальную возможность самостоятельно эвакуироваться из-под обстрела при разрыве гусеницы. В случае поражения и разрушения какой либо из гусениц звена №1 ДБТР может самостоятельно эвакуироваться за счет рабочего движителя звена №2, трансмиссия которого может снимать с основного двигателя-генератора до 500 кВт мощности (675 л.с.).


11. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДБТР-Т

Преимущества:
+ высокая проходимость;
+ удельное давление на уровне 0,8 кгс/см2 при массе в 60 тонн;
+ повышенная защита экипажа звена №1, который фактически находится в мощной бронекапсуле;
+ большое десантное отделение на 10 человек;
+ возможность десанта спешиваться через задние двери;
+ мощное вооружение;
+ многофункциональность ДБТР-Т и потенциал создания семейства машин на его базе;
+ топливо и ГСМ вынесены из отделения управления и десантного отсека, что снижает пожаро- / взрывоопасность машины;

Недостатки:
– высокая стоимость машины (приблизительно в 3 раза дороже БТР-Т);
– большая масса машины (60 тонн);
– скорость движения вперед – 50 км/час, что может привести к отставанию ДБТРов на марше от других, более быстрых боевых машин;
– отсутствие боковых амбразур в звене №2;
– отсутствие серийно выпускаемой военной версии ЭМТ, которую можно было бы использовать в ДБТР-Т;
– необходимость использования самой мощной версии двигателя «В», что исключает возможность использования старых двигателей мощностью 580 / 620 / 780 / 840 и 1000 л.с.
– необходимость дополнительной системы охлаждения тяговых электродвигателей и генератора;
– механик-водитель и два стрелка, при покидании машины через верхние люки попадают под обстрел;
– необходимость установки двух систем ППО, ФВУ и двух кондиционеров;
– боковой выхлоп повышает заметность машины.

Возможные перспективы последующей модернизации:
• установка перспективного Х-образного дизель-генератора, мощностью от 1200 л.с.;
• увеличение скорости движения до 60-70 км/час за счет использования более мощного двигателя;
• установка КАЗ для повышения защищенности машины;
• установка перспективной 40-45-мм автоматической пушки вместо «временной» 37-мм 2А11 для модели ДБТР-Т2;
• применение более простой механической или гидромеханической трансмиссии для удешевления и облегчения машины. При этом ДБТР-Т потеряет некоторые преимущества в проходимости, но и выиграть пару тонн веса, которые можно пустить на увеличение брони или на увеличение удельной мощности при прежнем уровне бронирования;
• установка в кормовой части звена №2 двух ДУ пулеметных установок, калибра 5,45–7,62-мм для дополнительной защиты машины с бортов.


12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении данной статьи правильным будет еще раз вернуться к вопросу «нужен ли армии ДБТР-Т по цене трех БТР-Т?», так как в ходе моделирования возможных характеристик ДБТР-Т идея бюджетной переделки старых танков Т-55 практически сошла на нет что, пожалуй, является главным минусом этой машины.

Из других «плюсов»/«минусов» машины, не учтенных выше:
+ Один ДБТР-Т по количеству десанта (10 человек вместо 5 человек) уже равняется двум БТР-Т, причем у десанта есть больше шансов безопасно покинуть машину через задние двери, которых нет на БТР-Т.
+ Подрыв ДБТР-Т на противотанковой мине или мощном фугасе также дает десанту гораздо больше шансов на спасение – основной удар принимает на себя звено №1, которое не имеет жесткой связи со звеном №2.
+ При разрыве гусеницы на мине ДБТР самостоятельно может выйти из засады задним ходом, сохранив при этом жизни экипажу и десанту.
+ Пробитие лобовой брони современными боеприпасами будет губительным для всего экипажа БТР-Т (7 человек) в то время как десантный отсек звена №2 ДБТР-Т (10 человек) останется неповрежденным.
+ Если считать по критерию выживаемости экипажа (если такой критерий существует), получается:

При полной комплектации машин экипажами и фронтальному поражению:
• один ДБТР-Т будет равен 2,33 БТР-Т, если в 1-м звене будет находиться 3 человека (7/3 = 2,33);
• один ДБТР-Т будет равен 3,5! БТР-Т, если в 1-м звене будет находиться 2 человека (7/2 = 3,5);

– В случае бокового или кормового поражения звена №2 ДБТР-Т (10 человек) пропорция, к сожалению, меняется в обратную сторону: 1 ДБТР-Т = 0,7 БТР-Т.

+ По вооружению, модель ДБТР-Т1 полноценно превосходит сразу два БТР-Т, как по количеству стволов, так и по количеству одновременно поражаемых целей.

Несмотря на последний пункт, получается, что приведенные выше сравнения не могут в полной мере оправдать высокую стоимость и целесообразность ДБТР-Т.

Пожалуй, остается главный козырь – один ДБТР-Т пройдет там, где не пройдет и три и более БТР-Т!
И если этот аргумент станет решающим – есть шанс, что аналогичные машины все-таки будут разрабатываться и производиться.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    14 августа 2014 10:10
    Идея не новая. Мне кажется, что если бы не было каких-то "подводных камней" (например маневренность, управляемость, трудности обслуживания и т.п.), то уже давным-давно бы такие изделия приняли на вооружение. Кстати, и "гражданские" версии сочлененных транспортеров большого распространения не получили.
    1. +4
      14 августа 2014 15:04
      Цитата: смерш24
      Мне кажется, что если бы не было каких-то "подводных камней"

      Да, да именно камней, причем не особенно и подводных. laughing
      Это ж не бронепоезд! laughing
      Да ещё корпуса Т-55, на хрена они?
      Известно ли автору предложений что за механизмы в трансмиссии сего танка?
      Сколь тверда его подвеска?
      Какие усилия могут возникать в сцепном устройстве и агрегатах силовой передачи, двигателе при движении сего монстра?
      К примеру, ни о какой регулярной буксировке танка тягачом БТС, а другим танком тем паче, на расстояния больше 5-10 км не может быть и речи, если дорог тебе твой БТС (танк).
      Создать такую чуду-юду на новом технологическом уровне наверное, возможно.
      Но, зачем? Гигантомания, танк "Маус", однако.
      1. +1
        14 августа 2014 17:12
        Цитата: алексеев
        Да ещё корпуса Т-55, на хрена они?
        hi Салют КрасКомам! В точку, автор исходит из неверного решения использования корпусов танка т54-55, видимо не будучи специалистом. Тут сразу напрашивается два вопроса:
        - на территории РФ уже нет достаточно большого количества этих танков, следовательно такая их модернизация может быть предложена только на экспорт...
        - сам корпус этих танков достаточно мал, тут бы лучше использовать базу Т62, а вообще Т72, вот тут оно лучше всего...
        Далее, фактически "облегчив" танк снятием башни и отсутствием боекомплекта основного орудия, автор утяжеляет его электротрансмиссией (увы но это факт, наши ЭТ тяжелей МТ) и еще добавляя прицеп с не большим "движком", и после этого он хочет получить такие же динамические качества как на исходном образце танка...???????? Не получит...
        Если уж решать, то "первое звено", должно собой представлять танк, но задом-на перед, то есть с двигателем спереди, за счет этого, можно будет улучшить тяговые свойства и чуть снизить вес, одновременно повышая защищенность экипажа. И это всё мы будем иметь на новом "базовом гусеничном шасси" "Армата". Смысл городить огород со старой техникой? Видимо он будет, только в аспекте переделки старых танков во "второе звено" этой сцепки...
    2. 0
      14 августа 2014 17:37
      видимо дело в цене и расходе топлива. зато по проходимости - вообще монстр.
  2. +3
    14 августа 2014 10:13
    - отсутствие современной СУО и ограниченные возможности в борьбе с сильнозащищенными целями (танки, ДОТы, ДЗОты и др).

    По поводу танков. В НИИ БТ были проведены испытания устойчивости Т-72 к воздействию ОФС и БС 30-мм пушки 2А42 — конструкции А. Г. Шипунова и В. П. Грязева БМП-2. Результат - выведено из строя практически все навесное оборудование в т.ч. и блоки ДЗ, оптика, пулемет и сердечником БС заклинена башня. Имея в запасе ПТУР танк можно добить. В целом предложение очень интересное, необходимо заинтересовать потенциального заказчика и дальнейшее развитие в НИОКР по вариантам модификаций.
    1. +2
      14 августа 2014 17:32
      Цитата: sso-250659
      По поводу танков. В НИИ БТ были проведены испытания устойчивости Т-72 к воздействию ОФС и БС 30-мм пушки 2А42 — конструкции А. Г. Шипунова и В. П. Грязева БМП-2. Результат - выведено из строя практически все навесное оборудование в т.ч. и блоки ДЗ, оптика, пулемет и сердечником БС заклинена башня. Имея в запасе ПТУР танк можно добить
      Классно, и как здорово...Особенно учитывая, что на БМП2 есть еще и ПТУР, всё КОНЕЦ танку!!!!!
      Слушайте, а у Вас нет сведений по поводу БМП? Какова её устойчивость к ЕДИНИЧНОМУ попаданию 125 мм снаряда танковой пушки, и стоит ли её потом "добивать"?
      1. +2
        14 августа 2014 18:00
        Цитата: sso-250659
        В НИИ БТ были проведены испытания устойчивости Т-72 к воздействию ОФС и БС 30-мм пушки 2А42 — конструкции А. Г. Шипунова и В. П. Грязева БМП-2. Результат - выведено из строя практически все навесное оборудование в т.ч. и блоки ДЗ, оптика, пулемет и сердечником БС заклинена башня. Имея в запасе ПТУР танк можно добить.

        Цитата: svp67
        Слушайте, а у Вас нет сведений по поводу БМП? Какова её устойчивость к ЕДИНИЧНОМУ попаданию 125 мм снаряда танковой пушки, и стоит ли её потом "добивать"?

        laughing

        Сергей, по ходу дела "sso-250659" привел историю испытания БМП-3, когда сняли с хранения Т-55 и поставили его как... тупую МИШЕНЬ на расстоянии 1500 м.
        Да, все навесное оборудование было снесено в хлам, разбиты прицелы и пробит в 4-х местах ствол пушки... 30-ка на БМП-3 дает хорошую кучность из-за крепления с "сотке".

        Вопрос один - кто так позволит резвиться бехе на расстоянии в полтора километра от танка ?
        wink laughing
        1. 0
          20 августа 2014 22:42
          Да нет он все правильно изложил, именно этот эпизод склонил военных к принятию на вооружение БМП-2 паралельно с БМП-1.
  3. +10
    14 августа 2014 10:45
    ДТ-30 витязь ,всё таки прекрасные и удивительные машины строили в СССР:
    1. +4
      14 августа 2014 11:20
      И щас строют в Ишимбае республика Башкортостан основной заказчик нефтяники Сибири
      1. +1
        14 августа 2014 16:27
        insafufa"И щас строют в Ишимбае республика Башкортостан основной заказчик нефтяники Сибири.
        Он еще долго нам служить будет.))) Аккурат для наших зим.)))
    2. +1
      14 августа 2014 16:26
      ватник"ДТ-30 витязь ,всё таки прекрасные и удивительные машины строили в СССР."
      Регулярно на таком рассекаю.)))По болотам самое оно. Был еще канадский, ну уж больно хлипкий. Катаемся во втором звене где экскаватор.)))
      1. +1
        14 августа 2014 16:42
        Цитата: Нагайбак
        Регулярно на таком рассекаю.

        На ДТ-30 ?
        Андрей, поясните, плиз:
        - насколько он капризен в обслуживании ?
        - как часто приходиться мудохаться с такой необычной гусянкой?
        Сам не имел возможности работать на ДТ-30, просто парни с 200-ой бригады о нём тепло отзывались, но матюков он им тоже доставлял достаточно.

        Просто интересно ваше мнение как эксплуатанта...
        hi
        1. +2
          14 августа 2014 19:13
          Aleks тв"Просто интересно ваше мнение как эксплуатанта..."
          Алексей приветствую!!! Вы немного не по адресу...)))я не эксплуатант, меня на нем доставляют на место аварии. Я всего лишь пассажир.)))Причем к сожалению не технарь. Когда нас доставляют на нем на место, экскаваторщик откапывает трубу, а операторы устраняют порыв.
          Но, со слов водил знаю,что он лучше канадского вездехода ,который у нас именовали почему то Хаска. По вопросам обслуживания пояснить Вам ничего не смогу.Единственно, что при мне ни разу поломок не было. А я не первый год работаю. Если бы был на вахте спросил бы тех кто им управляет. Но сейчас отдыхаю и буду там не скоро. Так,что извиняйте пособить не смог.)))
          1. 0
            15 августа 2014 09:46
            Цитата: Нагайбак
            меня на нем доставляют на место аварии. Я всего лишь пассажир.)))Причем к сожалению не технарь. Когда нас доставляют на нем на место, экскаваторщик откапывает трубу



            Человек-загадка... КТо же вы, если на газонефтепроводах - и "не технарь"?
            Медик? Охранник? Или экстрасенс-лозоискатель ? laughing
            1. 0
              15 августа 2014 18:37
              [quote=Михаил_59]Человек-загадка... КТо же вы, если на газонефтепроводах - и "не технарь"?
              Медик? Охранник? Или экстрасенс-лозоискатель ?
              Не технарь применительно к устройству этой машины.)) А в своих приборах я разбираюсь.) Кстати экстрасенс-лозоискатель очень близко к моей профессии.)))Если рассматривать ее с чувством юмора.))) Догадайтесь.)))
    3. 0
      14 августа 2014 17:13
      Цитата: ватник
      всё таки прекрасные и удивительные машины строили в СССР:
      Не кто и не спорит, только броня у него не танковая...
    4. OBLOZELO
      0
      14 августа 2014 23:31
      "Витязь" крут, я видел его на ВДНХ, лет 25 тому назад,
      понравился, удивился резиновым каткам... молодой ещё был... так вот.
      Напомнил мне "Витязь" нашу самоходку 2С7М "Малка" величают,
      она есть на "Обозрении", "Военном".
      http://gods-of-war.pp.ua/wp-content/uploads/2012/08/7650a72e6117b1a5e5df4f4da2a.
      jpg
      вот редкая Красавица!
      а ещё есть гражданское ЧУДО!
      СТОТОННЫЙ ПОДЪЁМНЫЙ кран
      смотрите какая прелесть!
      http://gods-of-war.pp.ua/wp-content/uploads/2012/08/7650a72e6117b1a5e5df4f4da2a.
      jpg
      Вот всё на одной САМОХОДКЕ устроено
      так не ужто на неё двадцать тонн брони и вооружение не пристроить?
      А ежели она будет с "хвостиком", как "Витязь"?
      А плавать нам без надобности, по воде ХОДЯТ.
    5. OBLOZELO
      0
      14 августа 2014 23:51
      РЕСПЕКТ за сюжет
  4. +7
    14 августа 2014 10:59
    Автору не просто плюс, а ПЛЮСище! hi за качественное изложение идеи и отличную подачу материала.
    Не совсем понял почему при отсутствии кардана , вторая степень свободы ограничена 8-ю градусами?
  5. +1
    14 августа 2014 11:04
    Витязь и сейчас производят. Для нефтянников, геофизиков и т.д. Конечно объемы не те. Да и армия его не закупает. Хотя тот же самый ПТС тоже не имеет бронирования, однако в армии эксплуатируется.
  6. arthur_hammer
    0
    14 августа 2014 11:22
    эффективность такой схемы на поле боя сомнительна, иначе уже все бросились бы делать на такой платформе боевую технику (именно для поля боя) у нас и не только такая схема давно опробована и используется в основном в "тыловых" подразделениях или в арктических поясах, у нас даже рассматривалась идея для транспортировки (взлет и посадка с машины) самолета ввп як-38.....
  7. SIT
    +3
    14 августа 2014 11:47
    Вобще 2х звенная схема использована для транспортеров не предусмотренных для непосредственного участия на поле боя. Это касается и натовских 2х звенных Volvo с мерседесовским дизелем или родным бензиновым, и наших Витязей. Это облегченные машины способные плавать с полной загрузкой даже в нештормовом море. У них пластиковые катки и уширенные резинометаллические гусеницы. За счет этого у них минимальное давление на грунт и высокая проходимость. Использование 2х звенной схемы непосредственно на поле боя не применялось прежде всего потому, что невозможно забронировать узел сочленения. Повредить же его могут даже просто осколки рядом разорвавшегося боеприпаса. Ну и что касается непосредственно вашей разработки, то ваши расчеты поазывают , что расход горючего у обычной версии вашей машины составит 178,54л топлива в час, а северного варианта 281,25л. Такие значения получаются умножением мощности двигателя на приведенный вами удельный расход горючего на л/с в час. Какова емкость топливных баков? На сколько хватит 1й заправки? Или до поля боя эти транспортеры нужно самих транспортировать на чем то?
  8. странник_032
    0
    14 августа 2014 12:46
    Длина предлагаемого ДБТР-Т 11 м...
    А как с требованиями ГАБТУ по транспортабельности водным,ж/д и авиатранспортом?
    Так-то вариант интересен в целом.
    Такая техника возможно могла бы быть полезной в труднопроходимых условиях Крайнего Севера и Арктики.
  9. 0
    14 августа 2014 12:50
    Использование 2х звенной схемы непосредственно на поле боя не применялось прежде всего потому, что невозможно забронировать узел сочленения

    Мне кажется что это не сложная с технической точки зрения задача, в БРЭМах например достаточно много узлов расположено на корпусе.
    1. странник_032
      0
      14 августа 2014 13:04
      Цитата: SIT
      Использование 2х звенной схемы непосредственно на поле боя не применялось прежде всего потому, что невозможно забронировать узел сочленения.


      Это технически возможно,но вряд ли будет оправданно т.к. при повреждении этого узла(повредить или сломать можно что угодно),восстановительный ремонт займёт много времени.
      1. 0
        14 августа 2014 13:33
        В нынешней броне технике и сейчас достаточно узлов которые в поле не отремонтируешь.
        ( особенно если зампотех не представляет как каток опорный поменять crying )
        Я хочу сказать что рассматривать уязвимость сочленения как основной минус подобных машин на мой взгляд не совсем корректно. Имхо
  10. ramsi
    0
    14 августа 2014 15:10
    машина получается более громоздкая и менее разворотливая чем однозвенная, а если уж брать такую схему, то лучше два менее мощных двигателя со своей трансмиссией в каждой из частей.
  11. +4
    14 августа 2014 16:16
    Конечно идея интересная.
    Спасибо автору за детальность и продуманность нового принципиального решения.

    Но:
    Слишком все громоздко.
    Слишком уязвима становиться машина как по габаритам и маневренности, так и по наличию незащищенного узла сочленения.
    Т.е. применять её непосредственно в боевых порядках - необоснованно.
    В неё даже необученный гранатометчик не промахнется, это большой и уязвимый гроб на поле боя (просто представил, если бы у меня в подразделении они были в "недавние времена").

    А вот применить такую схему для поддерживающих частей и подразделений обеспечения - очень интересная концепция может вырисоваться.
    - Установка РСЗО с возимым доп.боекомпектом,
    - Арт, система,
    - Машина управления и транспортирования БПЛА,
    - Транспортная машина для подвоза на передний край боекомплектов различных огневых систем, а то иногда даже ПТСку приходилось гонять по непролазной грязи, так как нет нормального транспортера (кроме мотолаги, конечно).
    - Да все что угодно.

    Да и переделка в боевую машину (кроме вышеназванных ОСНОВНЫХ причин), еще и слишком дорога.
    Намного проще взять БМО-Т и выкинуть из неё два стеллажа (один оставить), заманстрячить еще одно сидение и получиться вполне сносный БТР-Т.
    А если воткнуть в него легкий БМ Кливер, то получив вообще сносную БМП-Т.
    Из минусов только посадка-высадка: "а-ля БМП-3", но бортовые ниши частично прикрывают десантирование, и за ними возможно укрыться, если возникнет необходимость кататься "верхом" (задачи бывают разные).

    Вот этот вариант - вполне приемлем и РЕАЛЕН, как переходная модель до "нормального" БТР-Т (БМП-Т).
    Имхо, конечно.
    Автору - удачи в поисках оптимальных и интересных решений.
    hi

    Фото: мечта многих - БМО-Т, Красотуля...
    1. +2
      14 августа 2014 17:21
      Цитата: Aleks тв
      А вот применить такую схему для поддерживающих частей и подразделений обеспечения - очень интересная концепция может вырисоваться.
      - Установка РСЗО с возимым доп.боекомпектом,
      - Арт, система,
      - Машина управления и транспортирования БПЛА,
      - Транспортная машина для подвоза на передний край боекомплектов различных огневых систем, а то иногда даже ПТСку приходилось гонять по непролазной грязи, так как нет нормального транспортера (кроме мотолаги, конечно).
      - Да все что угодно.


      hi Алекс
      Считаю, что перспективы есть, и именно в тех областях кои ты отметил...особо мне кажется,что вот эта машина, не отказалась бы иметь, сменяемое "второе звено"...
      1. 0
        14 августа 2014 17:39
        Цитата: svp67
        вот эта машина, не отказалась бы иметь, сменяемое "второе звено"...

        День добрый, Сергей.
        Рад слышать.
        hi

        Т.е. к Буратинке прикантарить второе звено с доп.боекомплектом ? Закрыв его хорошей броней от греха подальше ?
        Очень хорошая мысль.
        Лучше даже не "доп.боекомплект", а сразу разместить во втором звене ВТОРУЮ направляющую, увеличивая огневой залп машины в два раза... хотя она и так является гигантским складом ВВ.
        Но тогда и машин придётся меньше выгонять на передний край, уменьшив тем самым шумность, т.к. Буратинки слишком близко к переднему краю приходится подгонять...
        Хватит ли только мощи двиглу.

        Хорошо бы мнение артиллеристов услышать.
        yes
        1. +4
          14 августа 2014 18:07
          Цитата: Aleks тв
          Но тогда и машин придётся меньше выгонять на передний край, уменьшив тем самым шумность, т.к. Буратинки слишком близко к переднему краю приходится подгонять...
          Хватит ли только мощи двиглу.
          Да, тут много чего продумать придется, просто в такой комплектации, можно было бы "облегчить" "второе звено", убрав "лишнюю бронь" в передней проекции, за то увеличив бк и горючку, к слову "ВЗ" использую "универсальное сцепное устройство" выступать в роли "танкера", для пополнения ГСМ "ПЗ"... Вообще интересно было бы эту схемку смоделировать и обработать.
          И по всему получается, что машина, предложенная автором, более подходяща для "эшелона поддержки и снабжения" "первого эшелона", чем как боевые машины... И интересно было бы продумать нечто подобное, для обеспечения действий перспективной "Арматы", что то типа "машины снабжения". Подползла сзади, соединилась автосцепкой и по быстрому перекачала горючее, пополнила БК и остальное...
          1. +1
            14 августа 2014 18:15
            Цитата: svp67
            более подходяща для "эшелона поддержки и снабжения" "первого эшелона"

            В точку каждое слово.
            good
            1. 0
              14 августа 2014 18:21
              Цитата: Aleks тв
              В точку

              Вот вопрос, Алекс как считаешь, если бы у БМО-Т была возможность использовать РПО "из-под брони", по типу ПТРК, это было бы плюсом, или это "лишнее"?
              1. +1
                14 августа 2014 18:51
                Лишнее. А вот использовать БМО-Т как носитель для робота, применяющего РПО- самое то.
                1. 0
                  14 августа 2014 18:59
                  Цитата: Лопатов
                  А вот использовать БМО-Т как носитель для робота, применяющего РПО- самое то.
                  Опять же, придется переворачивать носитель задом-наперед, тогда можно будет таких роботов выпускать через заднюю аппарель и принимать их так же...
                  1. 0
                    14 августа 2014 19:10
                    Слишком сложно. Прицеп в боевой обстановке, кузов "КамАЗа" при перемещениях. Просто на БМО-Т будет можно установить более мощную, а значит и более тяжёлую систему управления для робота.
                    1. 0
                      14 августа 2014 19:21
                      Цитата: Лопатов
                      Слишком сложно.
                      Вы сбрасываете со щитов "Армату". Всё более и более убеждаюсь,что это "шасси" действительно может стать очень перспективным...
                      1. 0
                        14 августа 2014 19:55
                        Конечно сбрасываю. "Армата" дорога, и потому прежде всего нужны танки и может быть САУ. А на БМО-Т и прочие вещи, по-моему, должны идти Т-72. Пока появятся машины на базе "Арматы", они уже успеют выработать свой ресурс.
                      2. 0
                        14 августа 2014 20:12
                        Цитата: Лопатов
                        "Армата" дорога, и потому прежде всего нужны танки и может быть САУ.
                        "Армата" пойдет в производство на нескольких заводах и в разных модификациях, в том числе и как тяжелая БМП, а вот из неё уже не сложно будет делать вот такие вот "носители"...
                2. OBLOZELO
                  0
                  15 августа 2014 00:36
                  ЧУДОВИЩЕ! belay
                  такую надстройку в ... топку lol
                3. OBLOZELO
                  0
                  15 августа 2014 00:38
                  Солдат не имеет права отдать своё оружие, иначе трибунал!
              2. +1
                14 августа 2014 20:31
                Цитата: svp67
                если бы у БМО-Т была возможность использовать РПО "из-под брони", по типу ПТРК, это было бы плюсом, или это "лишнее"?

                На выносной штанге как у Хризантемы ? А по иному ник.
                Слишком много заморочек для ручного оружия, коим является Шмель.
                Имхо, конечно.
            2. Комментарий был удален.
        2. 0
          14 августа 2014 18:47
          Цитата: Aleks тв
          Т.е. к Буратинке прикантарить второе звено с доп.боекомплектом ? Закрыв его хорошей броней от греха подальше ?

          Не стоит, отдельная ТЗМ намного лучше. Вот она, кстати, и может быть сочленённой. Как и ТЗМ для перспективной "Коалиции"

          Цитата: Aleks тв
          Но тогда и машин придётся меньше выгонять на передний край, уменьшив тем самым шумность, т.к. Буратинки слишком близко к переднему краю приходится подгонять...

          Модернизированный "Солнцепёк" на передний край вообще не надо будет выгонять. По факту это наиболее точная российская РСЗО
          1. 0
            14 августа 2014 20:31
            Цитата: Лопатов
            отдельная ТЗМ намного лучше. Вот она, кстати, и может быть сочленённой. Как и ТЗМ для перспективной "Коалиции"

            Хорошее применение.
            1. 0
              14 августа 2014 20:52
              По-моему, лучшее применение такого рода машин это горы и севера. То есть ниша, которую сейчас занимают очень слабо защищённые МТ-ЛБ и МТ-ЛБв. На которые вешать доп. броню невозможно- они сразу потеряют свои "вездеходные" возможности.
    2. OBLOZELO
      -1
      15 августа 2014 00:33
      Алекс.
      горячность не всегда на пользу.
      надобно снести верхнюю надстройку
      десант полулёжа
      вооружение высоко не задирать, увидят из далека,
      но максимально мощное и на полном автомате.
      Десантирование "отстегиванием", без травм, катапультированием десантного отсека.
      десант должен быть анатомичекски защищён
      лобешник максимально защитить,
      двигатель форсировать,
      оставший в машине экипаж должен ПОДАВЛЯТЬ противника.
      1. OBLOZELO
        0
        17 августа 2014 23:08
        МаршАльский минус равен тридцати одному РЯДОВОМУ!
        Крайне признателен!
  12. +1
    14 августа 2014 19:06
    1130 л.сил. это 831 киловатт. Такой движок, потянуть генератор . мощностью 900 киловат, никогда не сможет. автор. ... ну почитай ну хотя бы , физику. за 7 - 8 класс. ну что за идиотизм. в школе как учился?
  13. Крэнг
    +2
    14 августа 2014 19:18
    Был у меня на прошлой работе такой двухзвенный транспортер. Ух и намучились мы с ним. Такая махина - ей площади не хватает что бы развернуться. Сочлененная компоновка не для боевой техники ИМХО.
    1. 0
      14 августа 2014 20:52
      А чьего производства был аппарат?
      1. Крэнг
        +1
        15 августа 2014 08:58
        Нашего. Вот такой вот:
  14. 0
    14 августа 2014 20:34
    Похожую машину видел когда служил в Бундесвере. Помоему шведская машина была.
    1. +1
      14 августа 2014 20:57
      Bv206. Распространенная машинка, даже прибалтам N штук передали/подарили.
      1. 0
        14 августа 2014 21:42
        Точно, она и есть.
  15. +1
    14 августа 2014 21:50
    Как боевую машину этот агрегат сложно представить. Почемуто основное вооружение находится на задней платфоме, мёртвые углы будут значительны.
    И не ввосторге от боковых пулемётах на передней платформе, они мне не нравятся и на БМП-3. Если имеется оружие то оно должно не ограниченно во всех плоскостях работать.
  16. Комментарий был удален.
  17. OBLOZELO
    0
    14 августа 2014 23:41
    вокруг людей горючки быть не может, СГОРЯТ!
    СТОПУДОВЫЙ МИНУС
  18. Hawk2014
    +1
    15 августа 2014 11:30
    Цитата: Павел Скороход
    «нужен ли армии ДБТР-Т по цене трех БТР-Т?», так как в ходе моделирования возможных характеристик ДБТР-Т идея бюджетной переделки старых танков Т-55 практически сошла на нет что, пожалуй, является главным минусом этой машины.

    Автор сам понимает важнейший недостаток своей идеи. Нужно только добавить, что в своё время проект БТР-Т Российская армия признала неудовлетворительным. На вооружение он принят не был. Только в Бангладеш, предположительно, 30 танков Т-54А переделаны в БТР-Т в 2013 году.
    Считаю, что идея сочлененной ББТ надумана. Для начала бы не мешало определиться - нужны ли вообще тяжёлые БТР? what Пока что вокруг этой идеи идут только дебаты, причём далеко не самые "жаркие". Кроме Израиля, тяжёлые БТР никто не производит, о чём и упоминается в статье. Но израильтян мало, они даже женщин в армию призывают! (вряд ли от хорошей жизни). Жизнь представителя "богоизбранного" народа на вес золота. У них тяжёлый БТР, возможно, и имеет обоснование, хотя неизвестно сколько жизней израильских военнослужащих "Намеры" реально спасли? what В других же странах, о тяжёлых БМП/БТР, повторюсь, пока что одни только вялые разговоры.
    Сочленённая схема хорошо зарекомендовала себя на вездеходах, машин предназначенных для эксплуатации в экстремальных климатических и дорожных условиях. Отечественная промышленность производит два типа таких машин - ГАЗ-3344 и ДТ-10
  19. +1
    15 августа 2014 14:49
    Доброго времени суток, Коллеги! С конца 70-х, практически "с первого колышка", т.е., с самого начала строительства, имел счастье, с некоторыми перерывами, работать на ишимбайском "Болотоходе" (так, местные называли, да и, до сих пор, называют ОАО "Машиностроительная компания "Витязь" - в былые времена называвшееся "ИЗТМ", "Ишимбайтрансмаш" и ОАО Ишимбайский завод транспортного машиностроения "Витязь"). Принимал участие в разработке, доводке, постановке на производство, серийном производстве и модернизации сочленённых гусеничных машин снегоболотоходного класса - двухзвенных гусеничных транспортеров семейства "Витязь": ДТ-10П, ДТ-20П, ДТ-30, ДТ-30П и различных их модификаций, предназначенных, как для "нархоза", так и по ТТ и ТЗ МО. Поэтому, могу, достаточно компетентно и квалифицированно ответить, практически, на любые вопросы связанные с этой тематикой, а, также, если, это кого-то конкретно заинтересует - поделиться фото, видео и "картинками" из личного архива...
  20. +1
    15 августа 2014 16:13
    Цитата: ватник
    ДТ-30 витязь ,всё таки прекрасные и удивительные машины строили в СССР:


    Их и сейчас успешно строят, притом очень множество новых модификаций появилось. Покупают их так же успешно :)
  21. +1
    15 августа 2014 22:01
    Иллюстрации- превосходные! И изложено толково и стройно. Автору-респект.