Осенью специалисты обсудят перспективы экранопланов

В рамках развития промышленности и экономики необходимо обновлять и совершенствовать транспортную инфраструктуру и соответствующую технику. Несколько дней назад появилось предложение, касающееся использования новых технологий в области транспорта. На этот раз предлагается вспомнить достаточно старый, но, тем не менее, не вполне освоенный класс техники – экранопланы.




Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев предлагает вновь вернуться к разработке экранопланов и начать использовать их для решения различных транспортных задач. Депутат считает экранопланы гениальной разработкой, которая может быть интересна с точки зрения перевозок. В частности, подобные машины могут использоваться для транспортного сообщения между Крымом и остальной территорией России. Тем не менее, пока предложение зампреда думского комитета не должно перейти в стадию научно-исследовательских и конструкторских работ, а останется на уровне общих обсуждений.

Первые реальные меры в этом направлении планируется принять только осенью текущего года. В октябре или ноябре предполагается провести совещание, в рамках которого законодатели и специалисты обсудят перспективы экранопланов как многоцелевого транспортного средства для сообщения между регионами и т.п. задач. Во время совещания специалисты оценят общие перспективы экранопланов, а также поднимут несколько не менее важных вопросов, как то текущее состояние подобных проектов, экономическая актуальность и возможные методы применения. Планируется изучить возможность использования экранопланов в вооруженных силах: подобная техника ввиду своих характеристик может быть интересна министерству обороны.

Экранопланы или суда на динамической воздушной подушке не являются новинкой для российских конструкторов. Исследования тематики полета при помощи т.н. экрана (совокупность аэродинамических процессов под крылом летательного аппарата, летящего на небольшой высоте над поверхностью моря или зеилм) начались еще в тридцатых годах. В пятидесятых к исследованиям подключились специалисты из Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) во главе с Ростиславом Алексеевым. Испытания первого полноразмерного пилотируемого экраноплана СМ-1 начались в 1961 году. В 66-м в воздух поднялся аппарат КМ.

Новая идея заинтересовала военных, в результате чего инженеры ЦКБ по СПК приступили к созданию не экспериментальных аппаратов, но машин, пригодных для выполнения различных реальных задач. В начале семидесятых был построен опытный экраноплан «Орленок», предназначенный для высадки морских десантов. Он мог брать на борт две боевые машины или до 200 солдат. После испытаний прототип и три серийных экраноплана новой модели были приняты в опытную эксплуатацию ВМФ.

В 1986 году на воду был спущен единственный экраноплан проекта 903 – «Лунь». Аппарат, созданный на основе наработок по проекту КМ, предназначался для уничтожения кораблей и береговых объектов противника при помощи крылатых ракет 3М-80 «Москит». На верхней поверхности корпуса «Луня» располагались шесть пусковых установок для ракет. В 1990 году «Лунь» был принят в опытную эксплуатацию, завершившуюся примерно через год. После распада Советского Союза экраноплан был законсервирован, а позже списан. Второй аппарат проекта 903 тоже проектировался как ударный экраноплан, но финансовые проблемы начала девяностых заставили переработать проект. Последние строительные работы велись в соответствии с обновленным проектом, целью которого было создание поисково-спасательного экраноплана. Отсутствие финансирования привело к полной остановке строительства.

Экранопланы заинтересовали конструкторов и военных специфическим набором характеристик и возможностей. Полет на небольшой высоте над водой имеет определенные преимущества и позволяет обеспечить машине интересное сочетание преимуществ, свойственных самолетам и кораблям. К преимуществам такой техники следует отнести высокую скорость и экономичность. Кроме того, в теории экраноплан может двигаться не только над водой, но и над замерзшими водоемами, крупными равнинами и другими ровными поверхностями.

Тем не менее, экранопланы не лишены некоторых недостатков, которые могут сказываться на эффективности их эксплуатации. К примеру, им свойственна сравнительно низкая маневренность. Кроме того, для них требуется правильная проработка маршрута с учетом ландшафта (при полетах над сушей) и возможных препятствий. Так, при полете над морем следует принимать во внимание маршруты судоходства во избежание столкновения с судами.

При правильном планировании маршрутов экранопланы в некоторых районах могут быть удобной альтернативой другим средствам грузовых и пассажирских перевозок. Как показывает опыт, существующий уровень технологий позволяет разработать и построить экраноплан, превосходящий самолеты по грузоподъемности и имеющий значительно большую скорость в сравнении с морскими или речными судами.

Однако нельзя не отметить, что специфические характеристики и характерные особенности экранопланов накладывают определенные ограничения на их эксплуатацию. В результате этого использование такой техники для решения определенных задач в условиях некоторых районов может быть неоправданно сложным и дорогим. Таким образом, перед началом производства и эксплуатации новых экранопланов требуется тщательно изучить перспективы такой техники на определенных направлениях.

Пока предложение В. Гутенева носит самый общий характер. Депутат не предлагает незамедлительно начинать проектирование новых экранопланов без оглядки на текущую ситуацию. Осенью будут проведены консультации со специалистами, которые позволят определить реальные перспективы этой техники в современных условиях. Совещание, запланированное на осень этого года, поможет законодателям и конструкторам сделать выводы о необходимости экранопланов, а также определить круг грядущих работ. Тем не менее, нельзя исключать и противоположный результат совещаний, в результате которого экранопланы снова останутся немногочисленной технической экзотикой, не имеющей широкого распространения.


По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
http://vz.ru/

http://newsru.com/
http://popmech.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
http://expert.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

115 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти