Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Правда о МиГ-29 ("Air & Space", США)

Правда о МиГ-29 ("Air & Space", США)


В носовой части МиГ-29 (Fulcrum по натовской классификации), стоящего возле здания национального военно-воздушного и космического разведывательного центра на авиабазе Райт-Патерсон в Огайо, выросло осиное гнездо. Шины на его приподнятых над землей стойками колесах растрескались и порвались. На обтекателе засох птичий помет. Самолет создает впечатление военного трофея, выставленного напоказ как голова на пике. В определенном смысле это и есть трофей, взятый в результате победы в холодной войне. Это один из семнадцати МиГ-29-х, закупленных американским правительством в бывшей советской республике Молдавии в 1997 году. Приобрели самолеты для того, чтобы их не продали Ирану. Та слабая конфедерация, что пришла на смену Советскому Союзу, не имела возможности остановить эту сделку, что стало еще одним актом унижения после распада СССР. «Любое военное ведомство в любой стране серьезно расстроилось бы, получи противник возможность изучать и испытывать его самое современное оружие, — говорит московский историк авиации Сергей Исаев. — Интересно, порадовались бы Белый дом и Пентагон, если бы, например, Мексика попыталась продать Российской Федерации свои вертолеты UH-60L Blackhawk?»

Такое приобретение также дало западным аналитикам, часть из которых работала в мрачном здании этого национального разведцентра, шанс изучить истребитель, на который они смотрели издали на протяжении 20 лет. Когда МиГ-29 впервые появился в 1977 году, он, как и его далекий предок МиГ-15, стал потрясающим откровением: оказывается, Советы догоняют США в области авиационной техники!


Американская разведка впервые узнала о новом советском самолете по спутниковым фотографиям, сделанным в ноябре 1977 года, примерно тогда же, когда истребитель совершил свой первый полет. «Достаточно было взглянуть на его размеры и форму, чтобы понять: Советы проектируют аналог нашего F-16 и F/A-18, говорит Бенджамин Лэмбет (Benjamin Lambeth), написавший в 1999 году книгу Russia’s Air Power in Crisis (Российская военно-воздушная мощь в кризисный период), а в конце 1970-х годов работавший военным аналитиком в стратегическом исследовательском центре RAND в Санта-Монике, штат Калифорния. — Изо всех многочисленных разведывательных источников и средств сбора электронной и прочей информации американское правительство знало довольно много об этом самолете с самого начала, и нам было ясно, что надо что-то делать». В ВВС начали проектировать стелс-технологии и электронные системы для слежения и нацеливания сразу на несколько самолетов одновременно. В 1981 году руководство военно-воздушных сил выступило с первой официальной заявкой на разработку истребительной техники следующего поколения — перспективного тактического истребителя, который со временем станет самолетом, получившим название F-22 Raptor.

В последующие годы та разрозненная информация, которая была собрана о МиГ-29, сложилась в более понятную картину, потому что появилась возможность изучить 21 молдавский МиГ. С 20 по 27 октября 1997 года эти МиГи (14 фронтовых истребителей модели «С», шесть моделей «А» постарше и один двухместный самолет модификации «Б») были разобраны в Молдавии и по частям отправлены в национальный разведывательный центр в Дейтон, где их внимательно изучили на объекте по эксплуатации иностранной боевой техники. Что случилось потом — об этом Национальный военно-воздушный и космический разведывательный центр не сообщает. Офицер центра по связям с общественностью Джеймс Лансфорд (James Lunsford) говорит: «Мы не хотим, чтобы наши противники знали, что нам известно». Возможно, несколько МиГов, которые были в пригодном для полетов состоянии, были отправлены на испытания на базу ВВС Эдвардс в Калифорнию. По крайней мере, один экземпляр оказался в Неваде на авиабазе Неллис. Там его отправили в учебный центр, который летчики называют «зверинцем для молодняка». В центре есть целая выставка военной техники иностранного производства, которая выставлена там для ознакомления с нею молодых разведчиков. Что касается остальных машин и деталей, то данные о них засекречены, за исключением одной первой модели «А», которая попала в национальный музей ВВС США.

Внутри музея его куратор Джефф Даффорд (Jeff Duford) приглашает меня осмотреть галерею холодной войны, расположившуюся почти на четырех тысячах квадратных метрах выставочного пространства. Для начала он показывает мне экспонат «Чекпойнт Чарли». Этот недавно приобретенный тренажер отсека экипажа космического челнока НАСА занимает всю левую часть ангара, вытолкав самолеты в правую, где они стоят как сборная солянка. Там второй МиГ-29 из Огайо стоит нос к носу с непривлекательным штурмовиком Fairchild Republic A-10 по прозвищу Warthog (бородавочник, уродина, страшилище — прим. перев.).

Даффорд снимает ленту ограждения, и мы подходим поближе, чтобы осмотреть самолет внимательнее. В отличие от Миг-29, гниющего возле разведцентра, этот экземпляр замечательно восстановлен и нежится в комфорте с климат-контролем, наслаждаясь мягким светом ламп и блестя свежей краской, которая на ощупь как атлас.

Давайте признаем: советские истребители были безобразны, и МиГи едва ли не самые мерзкие на вид. Самолеты МиГ-17 и Миг-19 времен Вьетнамской войны это утилитарная труба с крыльями. Вслед за ними пришли смертоносные МиГ-21, представляющие собой рациональную скульптуру из углов и конуса. Но Миг-29 совсем другой. Эта прекрасная в своей обтекаемости машина напоминает своего двухкилевого современника с плоскими боками F-15 Eagle ничуть не больше, чем балерина из Большого театра боксера с уличного ринга. Когда галерея будет готова, эти две иконы воздушного боя будут выставлены вместе, говорит Даффорд. Либо же Fulcrum будет красоваться на пару со своим более прилизанным соперником F-16. Даффорд вместе с коллегами продумывает план размещения экспонатов таким образом, чтобы МиГ-29 выглядел как достойный противник, каким он и является.

«Нам очень повезло, что мы получили этот самолет, — говорит Даффорд, проводя рукой по правому воздухозаборнику МиГ-29. — Когда он поступил к нам, на нем была краска молдавских ВВС. Сделано все было очень грубо. Когда начались ремонтно-восстановительные работы, работники, зачищая поверхность, надеялись найти бортовые номера (эквивалент серийного номера в ВВС). Во время зачистки отчетливо проступил номер 08».

Узнав номер, Даффорд понял, что этот МиГ - не только одна из первых боевых машин данной марки, располагавшихся на базе ВВС в подмосковной Кубинке, но и один из первых самолетов из числа показанных за пределами Советского Союза. «Некоторые детали помогли выяснить его происхождение, — говорит Даффорд, — Пластины для отражения пламени.... Там всего шесть отверстий, и это говорит о том, что наш самолет — одна из первых моделей». Другой подсказкой стал способ нанесения номеров. В отличие от самолетов ВВС США, где правила по размерам очень жесткие, до миллиметра, «на российских самолетах расстояние между цифрами может быть разное», отмечает Даффорд. Он внимательно изучил снимки МиГ-29, сделанные в 1986 году на авиационной выставке в Финляндии в Куопио-Риссала. «Это как отпечатки пальцев. Посмотрев на расстояние между цифрами и на место их расположения, я убедился, что эта машина выставлялась в Финляндии».

В 1986 году Юкка Хоффрен (Jukka Hoffren) был фотографом в финских ВВС, работавшим на авиабазе в Тиккакоски, где находится финская военно-воздушная академия. Очарованный новым МиГом, Хоффрен отправился на авиашоу в Куопио-Риссала, где должен был состояться международный дебют этой машины. До 1986 года иностранцы видели истребитель только на нечетких спутниковых снимках, опубликованных в журнале Aviation Week & Space Technology. «Все это авиашоу строилось вокруг МиГ-29», — сообщил мне Хоффрен по электронной почте. Советы были заинтересованы в продаже своего нового самолеты финским ВВС, у которых был весьма разнообразный парк машин, возникший по причине сложной политики послевоенной Финляндии, регулировавшейся разными договорами. В составе военно-воздушных сил были и советские МиГ-21 бис, и шведские Saab Draken, и британские Hawk производства British Aerospace. По словам Хоффрена, в сравнении с весьма боеспособным МиГ-21, который был построен в грузинском Тбилиси так, что метод строительства можно назвать «доводкой молотком», новый МиГ был потрясающей машиной. «Если МиГ-21 можно назвать ракетой с крыльями, то МиГ-29 был очень маневренным самолетом в воздушном бою, и казалось, что он ничуть не уступает, а может даже превосходит F-16».

Увидеть не фотографию, а реальную машину, что сделал Хоффрен в Финляндии, было гораздо познавательнее; но самолет можно узнать по-настоящему только в полете. И в декабре 1989 года Лэмбет получил такую возможность. 15 декабря на базе в Кубинке в отвратительных погодных условиях он стал первым западным аналитиком, слетавшим на МиГ-29, а также первым после окончания Второй мировой войны представителем Запада, приглашенным подняться в воздух в советском воздушном пространстве на боевом самолете (канадский летчик истребительной авиации летал на МиГе в августе 1989 года на авиашоу в Эбботсфорде).

Спустя два года после дебюта Миг-29 в Куопио-Риссала Советы показали эту машину в Англии на авиасалоне в Фарнборо, а в 1989 году на авиасалоне в Париже. В то время Лэмбет был старшим аналитиком в исследовательском центре RAND. Раньше он работал специалистом по советской военной технике в ЦРУ, а также гражданским летчиком. Работа Лэмбета в RAND со специализацией на боевом применении тактической авиации дала ему возможность полетать на многих реактивных самолетах с великолепными летно-тактическими характеристиками. В Фарнборо он познакомился с главным летчиком-испытателем КБ Микояна Валерием Меницким, который сопровождал группу пилотов, техников и обслуживающего персонала на первой крупной западной выставке, где участвовал МиГ-29. Они подружились.

«Я много лет писал о советских самолетах, — говорит Лэмбет. — Когда я услышал, что в Фарнборо привезут МиГ-29, я не мог в это поверить. Я даже представить себе не мог, что мне настолько повезет, и я смогу полетать на нем. Это была своеобразная драма холодной войны — человек, работавший в ЦРУ, получает шанс подняться в небо в советском истребителе с красной звездой». Лэмбет сказал Меницкому, что он очень хочет полетать на МиГ-29. «Он не упал со стула от смеха, а сказал, что, может быть, это получится». Лэмбет выбрал правильное время: советский руководитель Михаил Горбачев недавно начал проводить политику гласности, а поскольку Советы надеялись на продажу нового истребителя другим странам, они были готовы всячески демонстрировать его возможности и характеристики.

Погода в Кубинке той зимой была отвратительная, поэтому перед вылетом на МиГ-29УБ Меницкий занял переднее кресло, а Лэмбет забрался в заднее. Полет предусматривал совершение ряда маневров, которые Лэмбет за несколько недель до этого выполнял на самолете ВВС национальной гвардии F-15 на авиабазе Хикэм в Гонолулу. Отчет Лэмбета в RAND, опубликованный в 1990 году, стал первым несекретным анализом таинственного прежде истребителя. Лэмбет подчеркнул, что не проходил никакой подготовки в качестве летчика-испытателя или летчика-истребителя, но в своем отчете он подробно описал впечатления от полета в кабине МиГ-29.

Вскоре Запад узнал все о МиГ-29, получив возможность для его эксплуатации. За три месяца до полета Лэмбета в Кубинке в Венгрию по туристическим визам перебрались около 7000 восточных немцев, которые разбили лагерь под Будапештом. 10 сентября 1989 года Венгрия официально открыла свою границу с Австрией, дав беженцам возможность отправиться в Западную Германию. К 1990 году Германия объединилась, а на следующий день после Рождества 1991 года прекратил свое существование Советский Союз.

МиГ-29 был единственным боевым самолетом в вооруженных силах Восточной Германии, который объединенное германское правительство сохранило в составе ВВС. «Немцы оказали неоценимую услугу, — говорит историк из военно-воздушного и космического разведывательного центра Роб Янг (Rob Young). — Они рассказали нам о МиГ-29 больше, чем мы могли узнать где бы то ни было. У нас по программе обмена бывали майоры и подполковники. Это было похоже на МиГ-15 в том, что с ним мы создавали модели и проводили имитационные эксперименты еще задолго до того, как сумели получить эту машину». Во время войны в Корее Центр воздушной технической разведки, ставший предшественником национального военно-воздушного и космического разведывательного центра на авиабазе Райт-Патерсон, получил детали потерпевшего аварию МиГ-15 и исследовал обломки, чтобы как можно больше узнать о характеристиках этого изменившего расклад сил МиГа. Летчики-испытатели ВВС США смогли полетать на таком самолете после того, как в сентябре 1953 года дезертировал один северокорейский летчик.

В 1991 году у бывшей Восточной Германии было 29 машин МиГ-29, базировавшихся в Прешене неподалеку от польской границы. Когда пал Железный занавес, летчики и техники Западной Германии начали проводить оценку своих бывших противников, пытаясь понять, можно ли ввести их в состав новых ВВС Германии. В конечном итоге они начали программу обучения, в которой летчики бывшей Восточной Германии выступали в качестве инструкторов.

Были отобраны лучшие из лучших молодых западногерманских лейтенантов и капитанов для переучивания на МиГи. В последующие годы 73-е крыло истребительной авиации, которое было переброшено в Лааге на балтийское побережье, забросали просьбами ВВС и ВМС западных стран, желавшие полетать в учебном бою против МиГ-29.

Петер Стайнигер (Peter Steiniger) был летчиком-истребителем ВВС Западной Германии и выпускником престижных курсов по совместной подготовке пилотов реактивной авиации Европы-НАТО на базе ВВС Шеппард, штат Техас. Вернувшись в Германию, он летал на F-4F, которые были экспортным вариантом легендарных «Фантомов» компании McDonnell Douglas, находившихся в строю в немецких ВВС вплоть до 2013 года. Когда он в 1986 году был лейтенантом, ему и его товарищам показали спутниковые снимки отрезвляющей новой советской разработки. Но не прошло и пяти лет после объединения, как он оказался в сюрреалистических обстоятельствах, порожденных замысловатыми изгибами истории: Стайнигер не только стал хорошо подготовленным пилотом МиГ-29, но и офицером оперативного отдела 73-го крыла, координирующим программу обменов. «Например, — говорит Стайнигер, — я ставлю молодого, взволнованного и перевозбужденного летчика F-16 в пару с пилотом бывших ВВС ГДР. Они поднимаются в небо и совершают несколько элементарных маневров, принятых в истребительной авиации. У нас были сотни таких вылетов, и тысячи уроков во время разборов полетов с коллегами с западных самолетов, которые слушали нас и смотрели наши видеозаписи...в основном с изумлением».

Летчики с многочисленных самолетов-противников МиГ-29, самоуверенно вызывавшие нас на соревнование и подначивавшие нас словами «а ну-ка, покажите, на что вы способны» (среди них такие самолеты как F-14 Tomcat и F/A-18 Hornet ВМС США), были посрамлены и зачастую фигурально в кровь разбивали свои носы уже после первого столкновения с 29-м. «Имея определенный опыт, ты мог превзойти в маневрировании любой реактивный самолет, даже F-16 и Hornet с большим углом атаки, — говорит Стайнигер. — Прекрасная конструкция в сочетании с одним видом бортового вооружения превращала самолет в настоящего убийцу: речь идет о ракете Archer AA-11 (название ракеты Р-73 в натовской классификации — прим. перев.)». Это ракета с тепловой системой самонаведения, обладающая замечательными характеристиками и большей дальностью, чем американская Sidewinder. «Простой монокулярный объектив перед правым глазом позволял мне наводить самонаводящуюся головку на цель под очень большим углом». Способность МиГ-29 захватывать цель на автоматическое сопровождение даже тогда, когда его нос был повернут в сторону от нее, заставила «прослезиться очень многих», говорит Стайнигер.

Но хотя в ближнем воздушном бою МиГ-29 был хорош, западные летчики вскоре обнаружили в нем несколько недостатков. Бывший пилот F-16 Майк Дженш (Mike Jaensch), учившийся в школе вооружений ВВС и служивший в ПВО, в 1994 году вернулся на действительную военную службу после того, как его уволили из американских авиалиний. Хорошо владеющий немецким языком Дженш получил место в составе группы летчиков, отправившихся в 1998 году по обмену в Лааге в эскадрилью, где были МиГи. Дженш буквально влюбился в этот самолет, в его мощь и маневренность, но испытывал определенные сложности с бортовой РЛС и вспомогательными системами. «Советская система взглядов был такова, что летчик в основе своей это исполнительный механизм ручки управления, — говорит он. — Самолет очень сильно отличался от того, к чему привыкли мы. Бортовой электроники был самый минимум. Такая система взглядов также означала, что Советам не нужно было передавать информацию летчику». Поскольку системы МиГа не могли передавать пилоту информацию о сложном боевом пространстве, боевые полеты на машине были запрещены. В 1998 году силы НАТО думали о том, чтобы направить МиГи из Лааге в Косово, но отказались от этой идеи. Операторам бортовой системы дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения (АВАКС) пришлось бы уделять особое и отдельное внимание МиГам. «АВАКС выдает информацию трем-шести самолетам на боевом патрулировании, но для нас пришлось бы передавать дополнительную информацию, — говорит Дженш. — Мы решили, что в итоге будем больше мешать, нежели помогать». Кроме того, у сербов тоже были МиГ-29, в связи с чем опознавание «свой-чужой» в воздухе было бы затруднено.

В 1996 году Фред Клифтон (Fred Clifton) стал первым в рамках программы обмена пилотом МиГ-29, прикомандированным к 73-му крылу. Этот выпускник школы вооружений ВВС, служивший на F-16, а также налетавший тысячи часов на F-15, F-5 и МиГ-29, подходит к характеристикам русского самолета трезво и холодно, как аналитик. «Это великолепная машина [в плане совершения элементарных маневров], — говори он. — Но из четырех истребителей, на которых я летал, этот самый непослушный и трудный в управлении». До того, как стать пилотом МиГ-29, Клифтон получил свое первое инструкторское назначение, став летчиком «самолета противника» и летая на F-5 по программе интенсивного обучения опытных летчиков, оттачивавших навыки боевых действий против известных угроз, в том числе, против МиГ-29. По прибытии в 73-е крыло он получил уникальную возможность подвергнуть критической проверке учебную программу, по которой занимались летчики в США. «Я получил шанс понять, насколько правильно я вел подготовку пилотов как летчик противника, — говорит он. — Многое из того, что нам дала разведка, оказалось верным». Да, МиГ-29 был исключительно боеспособной машиной в воздушном бою, и впечатляла его способность производить пуск ракет под очень большим углом по отношению к направлению полета (к 2002 году русские утратили это преимущество в наведении, отмечает Фред Клифтон, потому что американцы приняли на вооружение ракету AIM-9X и нашлемную систему целеуказания). Но у самолета была небольшая емкость топливных баков, а, следовательно, малая дальность полета, тесная кабина со множеством кнопок и переключателей на приборной доске, среднего качества РЛС и низкие показатели в плане универсальности. Его возможности ограничивались тем, что он перехватывал и сбивал цели противника на небольшой дальности от собственного аэродрома. Летчиков восточного блока учили послушно следовать указаниям наземных операторов, поэтому системы МиГ-29, включая индикатор на лобовом стекле, были разработаны недостаточно хорошо, и пилоты очень слабо владели ситуацией в воздухе.

Пилот гражданских авиалиний Даг Рассел (Doug Russell) в свое время участвовал в программе обмена и летал в составе 73-го крыла. Он и сегодня периодически летает на зарегистрированном как гражданская машина МиГ-29, приобретенном в Киргизии и принадлежащем соучредителю Microsoft Полу Аллену (Paul Allen, Рассел иногда летает и на других МиГ-29, зарегистрированных в США в Иллинойсе). Ему нравится этот самолет, но он говорит, что полет на нем похож на выходные в Вегасе: жажды наслаждений хоть отбавляй, а дающего удовлетворение результата мало. «Мы находились в высокой степени готовности и летали с бортовым вооружением, однако это ничего нам не давало, — говорит он о времени, проведенном в немецких ВВС. — Парню с Запада было трудно летать на этой машине, потому что у него не было того уровня осведомленности об окружающей обстановке.... Нас никогда не приглашали на танец». Рассел считает, что аналитики НАТО очень интересовались МиГом и настаивали на том, чтобы немцы продолжали летать на нем.

Вскоре после прибытия в 73-е крыло Клифтон узнал, что технические аналитики в США скоро выяснят все оставшиеся секреты МиГ-29. Во время командировки на авиабазу Рамштайн он присутствовал на секретном брифинге, где было сказано, что ВВС США закупают молдавские МиГи. Многие полагали, что ВВС составят эскадрилью из МиГ-29, чтобы они участвовали в подготовке летчиков в качестве самолетов противника. Но к полетам были годны лишь несколько из приобретенных машин. Чтобы поднять в воздух остальные, нужны были большие затраты. Кроме того, было крайне неудобно торговаться с Российской Федерацией из-за запчастей. Поэтому создание эскадрильи «противника» оказалось делом непрактичным.

Питер Стайнигер запустил вебсайт, на котором с энтузиазмом ведет летопись немецких МиГов и делится ощущениями от полетов на них. Там немало поразительных фотографий и хвалебных слов в адрес МиГ-29. Вместе с тем, Стайнигер говорит: «Хотел бы я воевать на таком самолете? Нет. Если отставить в сторону ракету Archer AA-11, работа в кабине летчика очень трудоемкая. Владение ситуацией за пределами прямой видимости ограничивается картой». Иными словами, летчику приходится опускать голову, открывать карту и смотреть, где же он оказался.

Некоторые самолеты МиГ-29 по-прежнему подвергаются дальнейшей модернизации: на польские МиГи ставят новые летные компьютеры, навигационную технику и даже радио диапазона СВЧ/УКВ Rockwell Collins. Но остальные ВВС, если не считать небольшое количество бывших советских союзников, после холодной войны не торопятся встать в очередь за покупкой МиГ-29. «После падения Железного занавеса МиГ-29 был брошен на произвол судьбы, — говорит Клифтон. — Новых поставок за рубеж практически нет. Кто его покупает? Да никто». А по поводу целесообразности модернизации этой машины с целью ее превращения в современный компьютеризированный многоцелевой истребитель Клифтон говорит так: «Покупайте F-16. Он экономичнее и лучше».

Сегодня русские предлагают на экспорт новый МиГ, 35-й. Этот самолет более качественный. «С годами русские модифицировали МиГ-29. Они его усовершенствовали, внесли изменения, — говорит Бен Лэмбет. — МиГ-35 похож на МиГ-29, но у него гораздо больше возможностей». Пока он привлек внимание только одного потенциального покупателя: Индии. Согласно имеющейся информации, на вооружение российских ВВС МиГ-35 поступит в 2016 году. Но внимание западных аналитиков, и наверняка составителей учебных программ в школе вооружений ВВС сегодня привлекает продукция иного авиационного конструкторского бюро.

В 2010 году русские выпустили в небо аналог F-22 Raptor. Это машина КБ Сухого, являющаяся потомком Су-27. Т-50 это многоцелевой истребитель, бортовая электроника у которого может соперничать с F-22. Но Лэмбет отмечает, что он все равно отстает от Raptor лет на десять. «У многих есть подозрение, что он будет не такой уж и малозаметный, — говорит он. — У этого самолета есть много таких черт и особенностей, которые будут выдавать его на экране РЛС». Но с расстояния трудно судить о том, как покажет себя Т-50, и будет ли вообще Россия продолжать его разработку. Это новая загадка, и в ближайшее время русские вряд ли пригласят кого-нибудь с Запада покататься на этой машине, чтобы разгадать ее.

Правда о МиГ-29 ("Air & Space", США)
Правда о МиГ-29 ("Air & Space", США)
Правда о МиГ-29 ("Air & Space", США)
Правда о МиГ-29 ("Air & Space", США)
Правда о МиГ-29 ("Air & Space", США)
Правда о МиГ-29 ("Air & Space", США)
Правда о МиГ-29 ("Air & Space", США)
Правда о МиГ-29 ("Air & Space", США)
Автор: Джон Сотэм (John Sotham)
Первоисточник: http://www.airspacemag.com/military-aviation/truth-about-mig-29-180952403/
Перевод: http://inosmi.ru/world/20140826/222598321.html

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 102
  1. inkass_98 28 августа 2014 08:44
    Давайте признаем: советские истребители были безобразны, и МиГи едва ли не самые мерзкие на вид. Самолеты МиГ-17 и Миг-19 времен Вьетнамской войны это утилитарная труба с крыльями. Вслед за ними пришли смертоносные МиГ-21, представляющие собой рациональную скульптуру из углов и конуса.
    Статью эту читал вчера на другом ресурсе, но вот эта фраза убила наповал. да вы на свои творения поглядите, потом уже наши осуждайте. Про F-35 я уже вообще молчу, как и F-117. Тоже нашли эталон красоты - F-16, крокодил редкостный. Или вот еще красавец:
    1. Гигант мысли 28 августа 2014 08:56
      Много каких наших военных секретов утекло в Америку в постперестроечное время, МиГ-29 не исключение, слава Богу, что этот период в нашей истории закончился.
      1. с1н7т 28 августа 2014 11:55
        Цитата: Гигант мысли
        Много каких наших военных секретов утекло в Америку в постперестроечное время, МиГ-29 не исключение, слава Богу, что этот период в нашей истории закончился.

        Ага. Просто секретов больше нету - в этом вся разница.
        с1н7т
      2. serrrrgo 28 августа 2014 16:01
        Да, почему то еще в статье не упоминается о стоимости. 21 МИГ-29 был продан молдаванами за 40 миллионов долларов. Меньше чем 2 млн за штуку..
    2. ssergn 28 августа 2014 08:56
      Не забывайте и А-10, тож красавчег.
      1. Владимирец 28 августа 2014 09:07
        Цитата: ssergn
        Не забывайте и А-10, тож красавчег.

        Не знаю, кому как, а мне Тандерболт нравится своей брутальностью.
        1. Canep 28 августа 2014 09:13
          Мне "громыхающий болт" напоминает каракатицу.
        2. kavad 28 августа 2014 11:26
          Аналогично!
        3. 52гим 28 августа 2014 16:28
          Штурмовик не обязан быть красивым, это функционал, как самосвал или газонокосилка! Но А-10 всё таки симпатичная "машина смерти".
      2. colonel 28 августа 2014 09:28
        Цитата: ssergn
        тож красавчег.

        а Saber? а F-4? Бревно с дыркой и беременный таракан.
      3. insafufa 28 августа 2014 09:37
        Наш Су 25 по красивее будет smile
      4. сивый 28 августа 2014 23:05
        И прозвище под стать Warthog"бородавочник".
    3. Тот же ЛЕХА 28 августа 2014 09:02
      Давайте признаем: советские истребители были безобразны, и МиГи едва ли не самые мерзкие на вид. Самолеты МиГ-17 и Миг-19 времен Вьетнамской войны это утилитарная труба с крыльями.


      ЭТО ПИСАЛ ТИПИЧНЫЙ ЛИБЕРАЛ.....у него все наше плохое.....а по мне любой либерал это сортирный отстой.
      1. serrrrgo 28 августа 2014 09:43
        Это писал Джон Сотэм (США) Может он и либерал, но уж точно не наш
      2. MIV999 28 августа 2014 11:15
        Ахаха)))...По моему причина такой оценки "мерзкие на вид"(с) от этого американского автора статьи гораздо прозаичнее - возможно он сам, или его родственники имели отношение к той войне...А во Вьетнаме наши ребята произвели неслабый фурор, появившись в небе...В то время, как американские концерны выбивали из своего правительства бабло на свои титановые супер-пуппер машины, наши состояли из стали... Были гораздо дешевле...Но при этом, чтобы завалить МИГа в него надо было попасть из пулемёта хрен знает сколько раз... в то время как титановые "америкосы" кололись весьма весело... Американцы на Спитфайерах и Фантомах(если память не изменяет) во Вьетнаме огребли от наших "советников" так жёстко и качественно, что нравиться МИГи американцам явно не могли)))...
        Вспомните песенку про Фантом)))... "Сбил тебя наш лётчик Ли СИ ЦИН"(с)))
    4. sscha 28 августа 2014 09:30
      У них другие эталоны красоты. laughing
      Нуланд, Псачка и Эштон..... wink laughing
    5. Fingolfin 28 августа 2014 09:38
      Ну тут ты не прав,брат. Старые Миги,при всем патриотизме,выглядят очень архаично. Тут я с автором согласен. Надо уметь признать правду.
      1. viktorrymar 28 августа 2014 10:10
        Старые Миги,при всем патриотизме,выглядят очень архаично


        Так они выглядят спустя более чем пол века, а для своего времени - они как стремительные серебряные стрелы!!! Да и сейчас они чертовски хороши!!!
        1. Андрей НМ 28 августа 2014 12:16
          Мой дед летал на таком. При попадании пули по фонарю на большой высоте у него перепонка лопнула от резкого перепада давления. И был момент, когда не выходила передняя нога, он уже хотел на пузо рядом с полосой, но в последний момент выпала, что-то там было повреждено. А еще рассказывал, что при посадке на живот на металлическую полосу у них погиб летчик, пушками металл полосы самолет "нагреб" на себя. Отмечал, что на простых МИГ-15 было тяжело, а вот когда бисы пошли (МИГ-15бис, движок мощнее), "вот тут уж мы их...". Дедовский кожаный шлемофон храню, правда он уже 1953 года выпуска. А еще две бритвы "Золинген", привезенные из Германии в 1945-м. Ушел из жизни 22 года назад. Надо было его больше расспрашивать да записывать...
        2. insafufa 28 августа 2014 15:27
          От одного вида у Матрасиков жилы стыли
          Не зря участок границы с Китаем и Корей называли аллеей МИГов
          За время участия в конфликте с ноября 1950 по июль 1953 года летчики 64-го корпуса совершили около 64 000 боевых вылетов. Провели 1872 воздушных боя. Корпусом было сбито 1250 самолетов противника. 150 самолетов записала на свой счет зенитная артиллерия, 1100 группы истребителей. Собственные потери корпуса составили 335 самолетов. В Корее погибло не менее 120 советских пилотов и 68 зенитчиков.
      2. viktorrymar 28 августа 2014 10:11
        А это, разве не красотища?!!!
        1. Wedmak 28 августа 2014 10:19
          Угу. Сразу по облику видно - боец.
        2. eaa59 28 августа 2014 13:28
          Насколько я помню, могу конечно ошибаться, на картинке не МиГ а СУ
        3. с1н7т 28 августа 2014 13:29
          Цитата: viktorrymar
          А это, разве не красотища?!!!

          Хорош, конечно, но по сравнению с Су-17, когда впервые увидел, показался нереально маленьким. По мне, Су-17М3 - самый красивый laughing
          с1н7т
      3. viktorrymar 28 августа 2014 10:13
        Какие чистые линии обводов!!!!
      4. viktorrymar 28 августа 2014 10:17
        Не удержался , красота!
        1. 52гим 28 августа 2014 16:33
          А 21-ф-13 вообще, на мой взгляд- самый изящный из 21-го семейства!
      5. sssla 28 августа 2014 10:27
        Цитата: Fingolfin
        . Старые Миги,при всем патриотизме,выглядят очень архаично. Тут я с автором согласен. Надо уметь признать правду.

        Ну правда так правда
        1. sssla 28 августа 2014 10:29
          И вот правда
          1. sssla 28 августа 2014 10:30
            и на это глазки открываем
            1. sssla 28 августа 2014 10:32
              и это "чудесный" дизайн НЕ архаичный
              1. sssla 28 августа 2014 10:33
                это ли не летающая труба как говорят янкерсы о наших мигах?
                1. sssla 28 августа 2014 10:36
                  И это Вот я и хочу вам указать на бревнышко в глазах "ваших"
                  1. sssla 28 августа 2014 10:57
                    Вот еще пара красавцев
                    1. sssla 28 августа 2014 10:59
                      )))И это тоже
                    2. Wedmak 28 августа 2014 11:13
                      А вот этот прикольно выглядит. Головастик с крыльями.
            2. Владимирец 28 августа 2014 10:33
              Цитата: sssla
              и на это глазки открываем

              Да уж, Фантом тот ещё красавЕц.
        2. Fingolfin 29 августа 2014 09:48
          Ну вообще-то речь шла о F-15...
      6. MaxSanbl4 28 августа 2014 15:00
        Если сравнивать современников, то, например с МиГ-15 нужно сравнивать сейбра, внешне и тот и другой, по словам автора - труба с крыльями. Но какая стремительная и красивая труба! :) После поршневых это был прорыв, в том числе и во внешнем виде, что обусловлено требованиями к реактивам.
    6. Loginoff 28 августа 2014 12:24
      Сами же американцы говорили, что МиГ-21 прекрасен :)
    7. vrach 28 августа 2014 12:39
      Обращаю внимание на следующий момент с точки зрения нейро-лингвистического программирования - избыточно часто встречается слово - мерзкий, мерзкая. Само по себе слово редко используется в обиходе, а в околотехнических текстах его вообще не должно быть. Не думаю, что это дефект перевода или у автора (иностранца) шли месячные. Практикант блин....
    8. сибиралт 28 августа 2014 14:07
      Что то не понял автора. А причём тут "правда о Миге?" В том что на него голуби ходят или как ими торгуют? ТТХ Мига-29 на "ВО" есть давно при всём обсуждении. Или что-то не так? hi
    9. viktor3316 28 августа 2014 17:01
      Миг-17-19 были трубами, но тем не менее они били амеров во вьетнаме только перья летели.
      1. с1н7т 28 августа 2014 18:39
        Цитата: viktor3316
        Миг-17-19 были трубами, но тем не менее они били амеров во вьетнаме только перья летели.

        Был у нас в полку лётчик, бывший в то время во Вьетнаме - он утверждал, что нашим летать на БД было запрещено после какого-то там случая. Наши только инструкторили. Выходит, это вьетнамцы их "мочили"! Т.е., наша техника даже в руках вьетнамцев была круче lol А там - хоть трубой назови laughing
        с1н7т
  2. Тот же ЛЕХА 28 августа 2014 09:00
    Ни при каких обстоятельствах секреты нашего оружия не должны попадать к нашим врагам.
    К сожалению в этой статье нерадостная информация....враг получил возможность изучить наше боевое оружие....
    ЭТО НЕДОПУСТИМО.
    1. P-38 28 августа 2014 09:27
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      враг получил возможность изучить наше боевое оружие....
      ЭТО НЕДОПУСТИМО

      Это верно. Но заметьте - американцы обнюхали МиГ-29 сверху донизу, ранее ознакомились с угнанным МиГ-25, но ничего подобного создать у себя так и не смогли. Как немцы не смогли создать ничего похожего на Т-34.
      P-38
      1. багатур 28 августа 2014 09:56
        Не имели необходимост создават аналог "25-го"! Кто их угрожат что бьй строит узко специализирани перехватчики?
      2. Wedmak 28 августа 2014 09:58
        Как немцы не смогли создать ничего похожего на Т-34

        Ну, тут вы не сравнивайте, у немцев своя школа танкостроения. А американцы держались на выходцах из России и Германии.
      3. SpnSr 28 августа 2014 10:24
        Цитата: P-38
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        враг получил возможность изучить наше боевое оружие....
        ЭТО НЕДОПУСТИМО

        Это верно. Но заметьте - американцы обнюхали МиГ-29 сверху донизу, ранее ознакомились с угнанным МиГ-25, но ничего подобного создать у себя так и не смогли. Как немцы не смогли создать ничего похожего на Т-34.

        у нас с ними разные взгляды на красоту!
        кстати, говоря красиво, это же не аналог практичности.
        и..., как говаривал один герой из фильма, «красота, это когда берешь камень, и отсекаешь все лишнее...»
  3. svskor80 28 августа 2014 09:02
    У американцев с дизайнерами военной техники в основном беда. Корабли их военные (за исключением авианосцев) уродские и больше торговый флот почему то напоминают. А в годы МИГ-17 общий дизайн был трубообразный.
  4. andrei332809 28 августа 2014 09:05
    н-дааа.предательство горбатого ещё долго нам аукаться будет am
    1. AYUJAK 28 августа 2014 13:36
      Надо признать что Горбатый был только верхушкой айзберга. Ведь он был окружен целой сворой партийцев разных мастей. При желании могли и его свергнуть или оставить не у дел как это было с Хрущем и Брежневым. Так что не он один виноват.
  5. ВИКТОР-61 28 августа 2014 09:07
    Мне многое нравится дизаин в нашей военной техники
    ВИКТОР-61
  6. Buran 28 августа 2014 09:12
    Самолет создает впечатление военного трофея, выставленного напоказ как голова на пике. В определенном смысле это и есть трофей, взятый в результате победы в холодной войне. Это один из семнадцати МиГ-29-х, закупленных американским правительством в бывшей советской республике Молдавии в 1997 году.

    То есть сворованное втихаря, это у них называется трофеем. Да и вообще статья какая то, г.о.в.н.о.м по белому хлебу.
  7. lexx2038 28 августа 2014 09:12
    Да, с такими друзьями и врагов не надо.
  8. поляр 28 августа 2014 09:13
    У пиндорасов короткая память, как в корейскую и въетнамскую войны "труба с крыльями" гоняла их до поноса и неприемлемых потерь.
    1. гранат 28 августа 2014 09:19
      Потерь во въетнаме наших МИГов было неприемлемо много, но это в первую очередь конечно из-за плохо обученных неопытных пилотов (въетнамцев)
  9. Mama_Cholli 28 августа 2014 09:14
    Интересная статья.
  10. yulka2980 28 августа 2014 09:14
    Наши самолеты красавцы!А вот Горбача и Ельцина люди еще долго будут вспоминать не добрым словом((((
    yulka2980
  11. гранат 28 августа 2014 09:15
    Какая разница какой самолет красивый или нет, главное его ТТХ а потом уже и о красоте можно говорить, военная техника это не гражданская!
    1. Mama_Cholli 28 августа 2014 09:28
      Цитата: гранат
      Какая разница какой самолет красивый или нет, главное его ТТХ а потом уже и о красоте можно говорить, военная техника это не гражданская!

      Ну хотелось -бы конечно, что бы и феррари с ларбоджинями летали... smile
      По-2 не был красавцем, однако немцы его уважительно боялись...Особенно ночью. smile

      Но по сути Вы правы, если самолет выполняет свои задачи, он может быть похож на что угодно, хоть на какашку, хоть на гриндайзера с членом.
    2. serrrrgo 28 августа 2014 09:46
      "Хорошо летать могут только красивые самолеты" (с) А.Н.Туполев
      1. Mama_Cholli 28 августа 2014 10:02
        Не спорю с корифеем авиастроения...Хорошо летать, это одно, а выполняемые задачи, например сесть-взлететь с авианосца, это другое. smile
      2. 52гим 28 августа 2014 16:41
        Ага, Ту-22 реально красив, и толку? Фабрика вдов, не хуже 104 "Старбойца!"
  12. Magic Archer 28 августа 2014 09:15
    Дизайном не повоюешь!Помню как читал отчёт про Т-34.Американцы так и написали после испытаний танка-не эстетический внешний вид ,качество швов ужасное!Зато у Шермана швы были ровные но вот только название среди танкистов у него было-"Спичечный коробок"!Потому что горел ну очень хорошо,в отличии от того же Т-34!
    1. макс702 28 августа 2014 10:34
      Беда в том что они не написали кто этот т-34 делал... Не сытый и довольный американский рабочий с опытом десятки лет , а дети и женщины вчера вставшие к станку и в полуголодном состоянии еле державшие сварочный аппарат..любители они сравнивать теплое с мягким и так испокон веков.
  13. андрей юрьевич 28 августа 2014 09:16
    мнение о красоте субъективно,как и пристрастно мнение о том или ином Л.А. Например Уважаемому мной "VAF", по душе 27й,и он вызовет на дуэль каждого,кто скажет что это "неважный самолёт" !!!( фото Миг,на авиабазе Бранд,ГСВГ, 1000 раз я проходил тут...)
    1. Wedmak 28 августа 2014 09:54
      мнение о красоте субъективно

      Согласен, спорить можно до хрипоты. По мне, так МИГ-27, как и МИГ-23 совсем не вершина дизайна и выглядят как-то... неустойчиво, что на земле, что в полете.
      1. андрей юрьевич 28 августа 2014 09:58
        Цитата: Wedmak
        мнение о красоте субъективно

        Согласен, спорить можно до хрипоты. По мне, так МИГ-27, как и МИГ-23 совсем не вершина дизайна и выглядят как-то... неустойчиво, что на земле, что в полете.

        Ой,Денис,огребёшь от "VAF"a, вот придёт,увидит и огребёшь... wassat
        1. Wedmak 28 августа 2014 10:05
          вот придёт,увидит и огребёшь...

          Я же ничего плохого не сказал о его летных и боевых качествах. winked
      2. spec.78 28 августа 2014 12:03
        Дизайн-дизайном, неустойчивость-неустойчивостью, но до ... точно не помню.... Бельгии или Голландии из Польши, один долетел. При этом летел он без пилота, который катапультировался)))))))
    2. Sergeqr 28 августа 2014 09:55
      Ну да...23-ий..
      Компактная машинка была.. wink
      Но летала. laughing
      Sergeqr
    3. багатур 28 августа 2014 09:58
      Ничто не скажеш-красавец)))) laughing
  14. mig31 28 августа 2014 09:16
    Уродство "фантомов" порождает зависть, я уж не говорю о летных характеристиках - по вертикалям и горизонталям 29 в его класе нет равных...
  15. зокняй82 28 августа 2014 09:18
    Радуются, псы своим трофеям, добытым не в бою, а разными интригами и подлостью.
  16. region46 28 августа 2014 09:23
    как мило звучит: молдавские ВВС !!!!
    1. Тот же ЛЕХА 28 августа 2014 09:32
      как мило звучит: молдавские ВВС !!!!


      Добавлю .. как мило звучит: .БЫВШИЕ молдавские ВВС !!!! smile
      1. Громобой 28 августа 2014 14:08
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        как мило звучит: .БЫВШИЕ молдавские ВВС !!!!
        Ага,это те самые ребята,которые надёжно прикрывают с воздуха молдавских десантников.
  17. asar 28 августа 2014 09:23
    Не знаю, народ! Кому как, а мне наши военные самолеты нравятся! И мощь и красота!
    Чего не скажешь об ам.ер.ск.их "изделиях -
    "грохнули" бабло на "F-22" - на деле туфта, очередной "распил" - F-35, туфта, сами янкесы признают!
    А наше красиво и мощно! Чего одна "Белая Лебедь" стоит! А уж о семействе Су и Миг сказано много хорошего, только ленивый не признает их превосходство!
    Эти "А-10" и наши, что лучше?! (простите дилетанта - патриота, сужу только по внешним признакам и открытой инфе!)
    1. Mama_Cholli 28 августа 2014 09:31
      Красиво идут... smile
    2. s.melioxin 28 августа 2014 09:48
      Если ... красота спасёт мир ..., то это не про это фото. Спасибо Уважаемый ! Вам +
      1. Комментарий был удален.
      2. Mama_Cholli 28 августа 2014 10:03
        Цитата: s.melioxin
        Если ... красота спасёт мир ..., то это не про это фото. Спасибо Уважаемый ! Вам +

        smile Согласен с Вами, такая красота мир точно не спасет...
    3. багатур 28 августа 2014 10:00
      Мне очень нравитса пушка,к свои задчи А-10 в полне пригоден и красота здесь не важна!
    4. Spitfire 28 августа 2014 11:43
      "Эти "А-10" и наши, что лучше?!"
      Не знаю, что лучше, А-10 построен вокруг маленькой семиствольной 30мм пушечки с картинки ;-)
    5. SpnSr 28 августа 2014 12:02
      Цитата: asar
      Не знаю, народ! Кому как, а мне наши военные самолеты нравятся! И мощь и красота!
      Чего не скажешь об ам.ер.ск.их "изделиях -
      "грохнули" бабло на "F-22" - на деле туфта, очередной "распил" - F-35, туфта, сами янкесы признают!
      А наше красиво и мощно! Чего одна "Белая Лебедь" стоит! А уж о семействе Су и Миг сказано много хорошего, только ленивый не признает их превосходство!
      Эти "А-10" и наши, что лучше?! (простите дилетанта - патриота, сужу только по внешним признакам и открытой инфе!)

      по поводу вот этих летунов, по мерке пин.дос.ов, уродцы из уродцев, но штурмовики ведь еще те!
      вы меня конечно звиняйте, но по мне так красота в деталях, а не в общей штукатурке в которой пытаются спрятать натуру.
      мне нравятся эти уродцы, в них есть превосходство, мне нравятся наши «Грачи», особенно когда он весь дрявый после боя возвращается на аэродром и несет живого пилота.
      в конце концов воюет не красота, а практичность...
      а это западные мерки красоты, это лишь чтобы привлечь наше внимание, чтобы начали относиться к своему как чему то не хорошему, а к их, как к эталону...
      знаете, по их меркам и геи красиво...
    6. Сухой_Т-50 28 августа 2014 13:56
      Я бы не был стоь шапкозакидательным по поводу качества.У Ф-22 был отличный предшественник-Ф-15 "Игл"(который,кстати довольно красиво выглядит,хотя до Су-27 ему далеко),так что недооценивать "Хищника" не стоит.А по поводу МиГов и Су я полностью согласен.Да и не понимаю я людей,заявлающих,что В1В красивее,чем Ту-160
    7. Сухой_Т-50 28 августа 2014 14:00
      Кстати,американцы планируют снять А-10 с вооружения
      А-10 - «самый уродливый и самый красивый самолет на планете»

      Решение Пентагона вывести из боевого состава ВВС США штурмовики А-10 является болезненным, но необходимым шагом для экономии финансовых средств, сообщает news.yahoo.com 14 марта.
      Начальник штаба ВВС США генерал Марк Уэлш (Mark Welsh) на заседании Конгресса заявил, что вывод из эксплуатации 283 «убийц танков» позволит сэкономить в течение пяти лет 3,7 млрд долл плюс 500 млн будет сэкономлено от аннулирования запланированной модернизации штурмовиков.

      Сэкономленные деньги пойдут на финансирование других программ ВВС, в том числе на доводку стелс-истребителя F-35, создание нового самолета-заправщика и дальнего бомбардировщика.
      «Принимая это трудное решение мы преследуем цели сохранить боеспособность ВВС с максимально эффективным использованием каждого доллара налогоплательщика», заявила в Конгрессе министр ВВС Дебора Джеймс (Deborah James). Это сокращение, которое встречает сопротивление на Капитолийском холме, принимается в рамках экономии 1 трлн долл бюджетных средств в течение следующих 10 лет.

      Тяжелобронированный дозвуковой штурмовик А-10 чрезвычайно популярен среди солдат и морских пехотинцев. Он может выдерживать огонь противника с земли и способен поражать танки и другие бронированные цели с бортовой 30 мм пушки, стреляющей снарядами с сердечником из обедненного урана. Председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал армии Мартин Демпси (Martin Dempsey) назвал А-10 «самым уродливым и в то же время самым красивым боевым самолетом на планете».Генерал Уэлш считает, что вывод из состава ВВС штурмовиков А-10 является решением с «самым низким уровнем риска с оперативной точки зрения». «Непосредственная авиационная поддержка наземных войск не является второстепенной задачей ВВС и никогда такой не будет. Но поддержка с воздуха не ограничивается одним самолетом, это миссия, которая будет очень эффективно выполняться целым рядом типов боевых самолетов», сказал генерал, чей сын является морским пехотинцем."
    8. Max_Bauder 28 августа 2014 14:59
      Как сказал бы мой брат: "Х...йня из под ногтей".
  18. Мареман Василич 28 августа 2014 09:25
    Успокойтесь братцы, автор сам себя хвалил в этой статье.
  19. к174ун7 28 августа 2014 09:28
    Если противник говорит "плохо" - значит на самом деле очень даже неплохо. О реальных боях с участием МиГ-29, Су-27 западные пишут мало, неохотно и необъективно, хотя бои были в максимально невыгодных для этих самолетов условиях. Была информация об учебных боях между индийскими (летавшими на Су не самой последней модификации) и американскими летчиками. После этих учений ни у одного индийца не возникло желания летать на американских машинах, в виду преимуществ Су. А насчет непривлекательного внешнего вида
    МиГ-17 и МиГ-19 - полнейшая брехня. Стремительные черты, ракеты под крыльями - настоящие бойцы.
    1. spec.78 28 августа 2014 12:05
      Скажу больше. в учебных боях между американскими F-15 и модернизированными индийскими МиГ-21, потери оценивались 1:1. информация, прошу заметить, из открытых источников
      1. Nayhas 28 августа 2014 13:26
        Цитата: spec.78
        Скажу больше. в учебных боях между американскими F-15 и модернизированными индийскими МиГ-21, потери оценивались 1:1. информация, прошу заметить, из открытых источников

        Сколько F-15 было сбито МиГ-21? Ни одного. Про обратное написано немало...
  20. tomket 28 августа 2014 09:33
    Статья предвзятая ,поскольку : Вот кто бы говорил об изящистве самолетов ,но только не американцы ,с их "Черной Вдовой" "Фантомом" ,прозванным - толстозадым и дважды уродом , "Хромающим гоблином" ,"Супер Сейбр" с его рыбьей мордой .Если МиГ-15 труба с крыльями ,то что же тогда "Старфайтер"??? Про МиГ-21 ,ведение высокоманевренного боя ,в том понимании ,которое есть сейчас ,началось именно на нем.
    1. андрей юрьевич 28 августа 2014 09:49
      Цитата: tomket
      Статья предвзятая ,поскольку : Вот кто бы говорил об изящистве самолетов ,но только не американцы ,с их "Черной Вдовой" "Фантомом" ,прозванным - толстозадым и дважды уродом , "Хромающим гоблином" ,"Супер Сейбр" с его рыбьей мордой .Если МиГ-15 труба с крыльями ,то что же тогда "Старфайтер"??? Про МиГ-21 ,ведение высокоманевренного боя ,в том понимании ,которое есть сейчас ,началось именно на нем.

      а Tomket F-14 ??? (над "ником" прикалываюсь) feel
      1. tomket 28 августа 2014 15:35
        ф-14 на мой взгляд ,самый изящный и гармоничный из американских истрибителей 4 го поколения ,да и вообще за всю истрорию американского и мирового авиастроения.
  21. Freeway_ 3007 28 августа 2014 09:33
    Цитата: ssergn
    Не забывайте и А-10, тож красавчег.


    Он брутален! smile
  22. Metlik 28 августа 2014 09:37
    «Покупайте F-16. Он экономичнее и лучше».

    Америка продает только самолеты, которые заведомо проиграют воздушный бой. Рапторы они не продают никому.
    1. asar 28 августа 2014 09:50
      Потому что "Раптор" кроме базы в Айдахо, нигде толком не может летать:
      "боится" влаги, пыли... На Гавайях, Гуаме вскрылись его недостатки! Так нафига такой ероплан, простите?! Очередной "распил" бюджета штатии, как впрочем и все их последние "достижения" в военпроме штатии! Да и стоит "Раптор" более 2х лярдов!
      1. iwind 28 августа 2014 10:02
        Цитата: asar
        Потому что "Раптор" кроме базы в Айдахо, нигде толком не может летать:
        "боится" влаги, пыли... На Гавайях, Гуаме вскрылись его недостатки! Так нафига такой ероплан, простите?! Очередной "распил" бюджета штатии, как впрочем и все их последние "достижения" в военпроме штатии! Да и стоит "Раптор" более 2х лярдов!

        А в дождь так вообще растворяется. wassat
        Откуда такой бред берется....

        1. asar 28 августа 2014 10:20
          Очередной удар по имиджу американского истребителя пятого поколения был нанесен в конце марта 2011 года, когда выяснилось, что ВВС США ввели ограничение на предельную высоту полета F-22. Согласно распоряжению Авиационного боевого командования (ACC) ВВС США, предельная высота полета F-22 не должна превышать 7,6 тысячи метров - при том, что, согласно заявленным техническим характеристикам, "потолок" "Раптора" составляет около 20 тысяч метров. Причиной для такого решения стало расследование, целью которого является проверка бортовых систем генерации кислорода (OBOGS), установленных на многие истребители ВВС США.

          По данным ACC, используемая военными OBOGS может быть дефектной. В частности, предполагается, что причиной потери F-22 17 ноября 2010 года на Аляске могли стать неполадки OBOGS. Эта система отвечает за генерацию кислорода и подачу дыхательной смеси в маску пилота на больших высотах полета. Из-за сбоя OBOGS пилот разбившегося F-22 Джеффри Хэни мог испытать кислородное голодание и потерять сознание. Введя запрет на обычные полеты, ВВС США при этом уточнили, что он не распространяется на боевые вылеты американских истребителей, которые по-прежнему не ограничены в своих перемещениях.

          Ограничение в ACC пояснили тем, что на высоте полета в 15 тысяч метров и более пилот имеет в своем распоряжении всего десять секунд до потери сознания в случае, если прекращается подача кислорода в маску. Этого времени не хватит, чтобы снизить самолет до высоты, на которой можно дышать без маски с дыхательной смесью. Высота в 7,6 тысячи метров была сочтена командованием безопасной, потому что у пилота в случае прекращения поступления кислорода есть возможность снизиться до 5,4 тысячи метров - высоты, на которой уже можно дышать без маски.

          Впрочем, авторитет F-22 был подорван много раньше. Так, в феврале 2010 года ВВС США на некоторое время приостановили полеты всех "Рапторов" - выяснилось, что корпус самолета неустойчив к воздействию влаги и легко поддается коррозии. Коррозия на истребителях обнаруживалась и раньше, но в данном случае оказалось, что система отвода лишней влаги от фонаря самолета конструктивно плоха и со своей задачей не справляется. В результате ржавчина появлялась на некоторых элементах фонаря самолета и даже внутри кабины пилота, причем появившаяся коррозия могла послужить причиной неполадок системы катапультирования.

          В 2009 году ВВС США в качестве эксперимента направили 12 истребителей F-22 с Аляски на базу Андерсен на Гуаме. Дождливая погода на острове оказалась немилосердной к боевым машинам, и вскоре выяснилось, что в условиях повышенной влажности электронные системы самолетов работают нестабильно, а система охлаждения вычислительных компонентов во влажной атмосфере просто отказывается служить. Был ли исправлен этот недочет, неизвестно. Зато известно, что с тех пор F-22 во влажном климате больше ни разу не применялся.

          В том же году бывший инженер Lockheed Martin Дэррол Олсен обвинил американскую компанию в создании бракованного F-22. По данным Олсена, на самолеты F-22 наносилось несколько лишних слоев покрытия, чтобы истребитель мог пройти все необходимые радиолокационные тесты. Брак же заключается в том, что радиопоглощающее покрытие F-22 без особого труда стирается с фюзеляжа под воздействием воды, масла или топлива. В Lockheed Martin обвинения Олсена отвергли, заявив, что при производстве самолета используется стойкое и качественное радиопоглощающее покрытие.


          Ну какой же это бред, простите?!
          1. iwind 28 августа 2014 10:37
            Цитата: asar
            Ну какой же это бред, простите?!

            Самый что обычный. Журнализды и не такое пишут.
            F-22 уже лет 10 базируется на Аляски причем не далеко от берега,летают почти каждый день. Дожди,снег, и т.д не помеха климат там ужасный(штормы пару раз в год) На дежурстве ,F-22 на улице находится на постоянной основе.
            Есть факты, а есть придумки журналистов для "сенсаци".
            Цитата: asar
            всего десять секунд до потери сознания в случае

            Человек за 10 секунд не дыша теряет сознания ?
            OBOGS была другая проблема не та что тут описана.
            1. Папакико 28 августа 2014 12:03
              Цитата: iwind
              Человек за 10 секунд не дыша теряет сознания ?

              OBOGS и памперс буквально высасывают кислород из тела пилота wink
              Со всем остальным соглашусь на 100500!!!
              Фу-22 летает и проживает во всех атмосферных средах.
              А с недавнего времени они базируются и на Гуам и полёты совершают в тех местах.
  23. барон врангель 28 августа 2014 09:40
    статья как бы обгаживает наши самолеты, и дело не в МИГ-29, а
    очередной американец хвалит свое.
    Я согласен что в 80-х годах МИГ по качеству электронике уступал, но полетным - то вряд ли!
    а на безобразные МИГИ- это ваще нечто!
  24. Rigla 28 августа 2014 09:45
    Цитата: Metlik
    «Покупайте F-16. Он экономичнее и лучше».

    Америка продает только самолеты, которые заведомо проиграют воздушный бой. Рапторы они не продают никому.


    Рапторы из за СЕРЬЕЗНЫХ ограничений по использованию хотят вообще вывести из эксплуатации, кстати умиляет мнение америкосов о том, что ПАК ФА будет ПОЧТИ ка Раптор... Ну не лошки ли? ИМХО до 2050 года встрча в бою с ПАК ФА будет катастрофой для ЛЮБОГО самолета в мире.
  25. Добрый кот 28 августа 2014 09:46
    Сразу видно американский способ подачи информации: максимум воды и минимум фактов.
  26. vem 28 августа 2014 09:55
    Несколько лет назад на Су-30 индусы дважды уделывали америкосов со счетом 14:1
    vem
  27. Pharao7766 28 августа 2014 10:00
    Статья - реклама.
    Вот мол посмотрите у русских какашка стремная на которой и летать то и тяжело и страшно, а у нас не самолет а кадилак.
    Профи знают что к чему, да и цена чуть ли не на первом месте у стран импортеров стоит.
    Так что со своими бла бла бла автор может дома сидеть.
    + и впечатляла его способность производить пуск ракет под очень большим углом по отношению к направлению полета (к 2002 году русские утратили это преимущество в наведении, отмечает Фред Клифтон, потому что американцы приняли на вооружение ракету AIM-9X и нашлемную систему целеуказания).
    Аааа, ну тут вы конечно молодцы, спустя 25 лет после МИГа внедрили таки систему, возьмите с полки пирожок.
    По слухам и системы малозаметности (а ля STELS) на МИГ29 еще в 80х внедряли.
  28. asar 28 августа 2014 10:05
    Красиво, мощно!
  29. Mama_Cholli 28 августа 2014 10:13
    На данный момент ставки делаются на маневренный бой, поэтому дизайн самолетов перестал походить на трубы с крылышками (миг-21) или столбы с крылышками (F- 4 ). А те самолеты были заточены на максимальную скорость, для массового прорыва ПВО и доставке ЯО к целям. (Во всяком случае с фантомом это именно так, это была их военная доктрина применения фантомов в Европе). А сейчас центропланы стремятся к динамическому неравновесию, для повышения маневренности, как например семейство Су.
    1. eaa59 28 августа 2014 13:41
      У СУ мне нравится их концептуальная разработка С-37, с обратной стреловидностью крыла и системой "утка", разработки 80х-90х годов. И по ТТХ машинка неплохая была, с F-22 равнялась, если не обходила. НО в связи с отсутствием денег, вернее с их присутствием в другом кармане, в серию, так и не пошла
  30. i80186 28 августа 2014 10:20
    Цитата: Владимирец
    Не знаю, кому как, а мне Тандерболт нравится своей брутальностью.

    Ну так собственно А-10 - это летающее вот это.) Зачем этому красота?
  31. KBR109 28 августа 2014 10:27
    Мешаем воду в ступе. А с лица же воды не пить. В классе же штурмовиков (для которых красота и зализанность это вообще ни о чем) А-10А занимает 1 место. За ним - СУ-25. У первого выше боевая нагрузка и чуть-чуть -защищенность. Обе машины весьма хороши.
    1. Wedmak 28 августа 2014 10:38
      У первого выше боевая нагрузка и чуть-чуть -защищенность.

      А после увеличения бронезащиты танков и появления ПЗРК и ЗРПК, пушка А-10 стала лишним грузом. А убрать ее нельзя. Так и летает с пустой пушкой и УАБ на пилонах. Выручают только управляемые высокоточные боеприпасы.
  32. DPN 28 августа 2014 10:42
    Эта статья лишний раз показывает Что предатель Горбачёв должен был ответить за свои деяния, а не получать высшие награды России. Предатель он таковым является какой бы он пост не занимал.
    DPN
  33. qwert 28 августа 2014 10:57
    Как обычно: "весьма посредственная РЛС" И это несмотря на то, что дальность обнаружения у нее была выше чем РЛС F-16 и F-18. Вот они везде это суют о нашей отсталости в электроннике. А ведь имеено к 80-м годам наши РЛС были лучше американских. И первой станцией которая превзошла американская была Сапфир-23, установленная на МиГ-23МЛ, а превзошла она РЛС F-15А. Затем американцы новь вырвались с F-15C, но тут и наши освоили серийное производства Су-27, и опять мы оказались впереди, вплоть до середины 90-х. Ну, а про "Заслон" я вообще молчу.
    Про дизайн самолетов. Ну здесь на вкус и цвет. МиГ-15 действительно не красавчик-сплошной функционал. Но из реактивных истребителей самый корявый внешне это F-4. F-16 же напротив на мой взгляд красив, а МиГ-29 не красавец и не . Зато МиГ-23.. Вот у этой машины вид очень хищный. Сразу видно, что это опасный боец, неотвратимый убийца, ястреб-истребитель.
    1. starochkin77 28 августа 2014 15:25
      Насчёт РЛС,первая в мире цифровая РЛС с фазированной решёткой,была установлена в начале 80-ых на МиГ-31 а разрабатывалась она ещё в 70-вх,четвёрка 31-ых может контролировать полосу шириной,почти 1000км при этом,если один самолёт обнаруживает цель,он автоматически,передаёт данные цели,всей группе,или группа летит в режиме радиомолчания(выключенная РЛС)получает данные с самолёта ДРЛО А-50,то так же сами между собой,перераспределяют цели.И это в начале 80-ых!На западе РЛС с фазированной решёткой на ЛА,начали устанавливать только в конце 90-ых в начале 2000-ых!Выводы делайте сами. hi
  34. Mavric 28 августа 2014 11:15
    Мне кажется или на предпоследней фотке F/A-18 со звёздами на крыльях? Нет тепопеленгатора и крыло поуже... Да и на последней F-18.
    1. Wedmak 28 августа 2014 11:28
      Мне кажется или на предпоследней фотке F/A-18 со звёздами на крыльях?

      Эскадрилья "Агрессор". Имитируют как раз наши МИГи и СУшки на учениях.
  35. shelva 28 августа 2014 11:24
    Аэродинамика диктует внешнему виду самолёта. Если он летает, манёвренен и способен набрать требуемую скорость и высоту - значит он красив.
  36. Andriuha077 28 августа 2014 11:27
    Ранние исследования ATF, предполагавшие операции поля боя. Рисунок датирован 10 декабря 1964 года.
    http://alternathistory.org.ua/seans-aviatsionnoi-arkheologii-v-ofise-lockheed-ma
    rtin
  37. Codename49 28 августа 2014 11:29
    я знаю что МИГ-29 в СССР лётчики испытатели окрестили УБИЙЦА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ-И не надо про него слушать что говорять западные лётчики!!!!!!!!
    Codename49
  38. Александр12 28 августа 2014 11:39
    Внешний вид для военной техники - последнее о чем можно задумываться. Главное его функциональность, удобство, живучесть. Когда ведешь боевые действия о внешнем виде не заморачиваешься. Техника как и боец всегда должна быть страшненькой - чтобы враг боялся laughing
  39. Крабио 28 августа 2014 11:40
    "Кто их покупает? Да никто."

    Зарубежный спец скромно умолчал о таких вещах, как модернизация и тех.обслуживание.
    А сам по себе самолет очень хорош.
    1. Nayhas 28 августа 2014 13:47
      Цитата: Крабио
      Зарубежный спец скромно умолчал о таких вещах, как модернизация

      назовите варианты модернизации МиГ-29, я знаю только один вариант 9-13.
      Цитата: Крабио
      и тех.обслуживание.

      Уж про это и заикаться не стоит. Межремонтный ресурс РД-33 всего 350 часов против 2000 часов у F100-PW-229...
      1. Andriuha077 29 августа 2014 09:36
        Цитата: Nayhas
        Межремонтный ресурс РД-33 всего 350 часов против 2000

        РД-33 позволяет самолетам МиГ-29 совершать взлет с полной боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже в воздухе.

        Основной недостаток ранних моделей двигателя - малый межремонтный ресурс (350 ч).

        Турбореактивный двигатель РД-33 является одним из лучших в мире двухконтурных двигателей четвертого поколения в своем классе тяги.

        Разработана модификация РД-33Н для однодвигательных самолетов МиГ-21, в том числе: СМР-95 для модернизации французских истребителей Мираж III и Мираж F-1.
        Для улучшения летно-технических характеристик истребителя МиГ-29 разработано сопло с управляемым вектором тяги.
        Ресурс, час.: 4000.
  40. Freeway_ 3007 28 августа 2014 11:57
    Цитата: asar
    Потому что "Раптор" кроме базы в Айдахо, нигде толком не может летать:
    "боится" влаги, пыли... На Гавайях, Гуаме вскрылись его недостатки! Так нафига такой ероплан, простите?! Очередной "распил" бюджета штатии, как впрочем и все их последние "достижения" в военпроме штатии! Да и стоит "Раптор" более 2х лярдов!


    Вообще то около 150 млн бакинских, а летает он будь здоров.
  41. spec.78 28 августа 2014 12:13
    По сравнениям британских журналокспертов потери в боях между рапторами и Су-27 оцениваются как 7:1. Самое интересное в том, что стоимость раптора почти в 10 раз превышает стоимость Су-27, т.е. говоря иными словами янки могут произвести 1 раптор, а мы 10 Су-27. Ну и кто выиграет войну в воздухе при таком раскладе?
    Мне еще более интересно посмотреть, как например 8 рапторов, с 64 ракетами на борту (на всех),будут отбиваться от сотни или двух сотен китайских развалюх, у которых буде 600-1200 ракет на борту. Думаю, что исход такого сражения известен заранее
    1. А Нас Рать 28 августа 2014 14:53
      Цитата: spec.78
      ...потери в боях между рапторами и Су-27 оцениваются как 7:1. Самое интересное в том, что стоимость раптора почти в 10 раз превышает стоимость Су-27, т.е. говоря иными словами янки могут произвести 1 раптор, а мы 10 Су-27. Ну и кто выиграет войну в воздухе при таком раскладе?

      А пилотов вы записали в пушечное мясо, я правильно понял? no
  42. Баракуда 28 августа 2014 12:28
    У автора спросить надо - почему о вспоминании слов "МИГ" и "СУ" пилоты всего мира трястись начинают ?
    1. Nayhas 28 августа 2014 13:49
      Цитата: Баракуда
      У автора спросить надо - почему о вспоминании слов "МИГ" и "СУ" пилоты всего мира трястись начинают ?

      Вы наблюдали такую картину? Ну например говоришь пилоту ВВС США "Су-27!" и он реально начинает в судорогах биться?
    2. nfoma80 28 августа 2014 14:15
      А по тому, что это единственные достойные противники, вот и всё! Можно тут долго разговаривать про самолёты,но в 80 годы СССР имел лутьших истребителей так как средний годовой налёт наших лётчиков был больше чем у американцев, да и 70 % пилотов могли показывать то, что русские витязи показывают. К тому же наши ВВС получили на тот момент суперсамолёты МИГ-29,Су-27 равных им по манёвренности у НАТО просто не было. Вот отсюда и страх,добавим сюда непредсказуемость поведения и выжимание наших в критических ситуациях из машины максимума наперекор всем инструкциям. Российские ВВС только сейчас начали летать постоянно,потихоньку набираясь опыта, советские лётчики все уже ушли, а кроме очень хорошего самолёта нужен ещё и отличный пилот. Так что МИГ и СУ это ещё не главное , нужен тот кто на этих инструментах виртуозно сыграет.
    3. А Нас Рать 28 августа 2014 14:58
      Цитата: Баракуда
      У автора спросить надо - почему о вспоминании слов "МИГ" и "СУ" пилоты всего мира трястись начинают?

      Не знаю как там со всем миром, но те пилоты с которыми я знаком, реально трястись начинают... от охотничьего азарта. lol
  43. qwert 28 августа 2014 14:18
    Цитата: Nayhas
    Скажу больше. в учебных боях между американскими F-15 и модернизированными индийскими МиГ-21, потери оценивались 1:1. информация, прошу заметить, из открытых источников

    Сколько F-15 было сбито МиГ-21? Ни одного. Про обратное написано немало...

    Было, было такое написано. Что-то там про МиГ-21-93 и про F-15 во время учений. Но там такой результат был получен во время ближнего боя с использованием ракет малой дальности. Причем там были оговорены еще условия о том, что машины действуют без помощи ДРЛО и еще несколько допущений.
    Но в целом делался вывод, что при определенных условиях МиГ-21-93 может на равных сражаться против F-15. На нем же Р-73 и Р-77 стоят и РЛС Копье (на базе Жука). Читал в журнале года 2 назад, когда клеил модель МиГ-21. Думаю и в интернете это можно найти. Совместные учения Индии и еще кого-то.
    А в реальных войнах чтобы МиГ-21 сбил F-15 , я такого не помню. МиГ-23 МЛ сбивали Иглов. А про МиГ-21 не слышал. Короче оба оппонента правы.
  44. Fitter65 28 августа 2014 14:22
    Вообще то,при воссоединении Германии,НАТО получило легальным образом большое количество различных образцов советской военной техники в идеальном состоянии..Потом польша которая побежала в НАТО,чехословакие,болгария,румыния солько военной советской техники имели...Поэтому молдавский металлолом для штатов не представлял огромадного военного секрета или интереса...
  45. ViRUS-007 28 августа 2014 15:07
    Ну на вкус и цвет товарища нет...

    Что не говори, но русские женщины самые красивые! А красота как известно вдохновляет love , и в том числе поэтому у нас такие красивые самолёты hi
  46. 52гим 28 августа 2014 16:54
    "В детстве я впервые увидел в небе самолёт, такой красивый и недоступный, летящий в синеве неба! И тогда я уже понял, что Это-моё! Но тогда у меня в руках была только рогатка..."(воспоминания командира дивизиона С-75). laughing
  47. The Art of War 28 августа 2014 17:34
    Discovery - F22 vs SU-37
    The Art of War
  48. Shamsik 12 сентября 2014 16:20
    В этом году читал, что на очередном международном авиашоу наш летчик после показательного выступления (от которого у всез глаза на лоб полезли) вызвал на учебный бой любого желающего, а там были американцы, Израиль, Франция и т.д. Никто не рискнул! Равных не оказалось! Вот так!
    Вот жаль только не помню где это было и на каком самолете наш летчик летал, то ли МИГ, Су, ... - не помню!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня