Вооружение за три моря

Индия увеличивает число поставщиков, надеясь полностью локализовать выпуск ПВН

Выступая в индийском парламенте, министр обороны Арун Джейтли объявил, что США стали крупнейшим поставщиком вооружений в Индию, опередив Россию. За три года Соединенные Штаты поставили Индии вооружений на общую сумму 5,4 миллиарда долларов. На закупку российской техники в указанный промежуток времени Индия израсходовала 4,2 миллиарда. Третьим и четвертым крупнейшими поставщиками стали Франция и Израиль. Всего же индусы закупили за этот трехлетний период иностранной продукции военного назначения почти на 14 миллиардов долларов.


Несмотря на то, что в ходе недавнего визита министра обороны США Чака Хейгела в Индию не было объявлено о каких-либо проектах в области ОПК, военно-техническое сотрудничество между странами продолжает развиваться. Официальные заявления о новых программах ожидаются в ближайшее время.

В поиске компромиссов

На протяжении года идут переговоры о совместном производстве противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) FGM-148 «Джавелин» (Javelin). В случае положительного решения этот проект станет первым примером изготовления американской ПВН в Индии. Объявление о соответствующем соглашении ожидалось приурочить к визиту Хейгела (7–9 августа). Однако представитель Минобороны США сообщил, что переговоры еще не завершены, отметив, что американская сторона предлагает технологии ПТРК четвертого поколения. Ранее США планировали предоставить Индии менее совершенное вооружение. Речь шла о «Джавелин» третьего поколения.

По мнению индийского военного эксперта Венкатарамана Махалингама, бригадного генерала запаса, ключевые заявления относительно совместных проектов в оборонной области будут сделаны в ходе предстоящего визита премьер-министра Нарендры Моди в США. «В ходе поездки американского министра обороны в Индию не предполагалось подписания каких-либо соглашений, – считает Махалингам. – На протяжении определенного времени США в рамках индийской программы DTTI (Defense Trade and Technology Initiative) предлагают совместную разработку и производство элементов продукции военного назначения, включая противотанковый ракетный комплекс «Джавелин», многоцелевые вертолеты MH-60, беспилотные летательные аппараты, дистанционные постановщики минных заграждений, а также другую военную технику. Необходимо время для грамотной оценки целесообразности этих предложений».

Подписание соглашений по совместному производству или закупке вооружений, вероятно, будет затруднено из-за формирования нового правительства Индии, которое только в конце мая приступило к работе. К тому же известно, что страна не спешит реализовывать сделку по совместному производству «Джавелинов», настаивая на обязательной передаче технологий всех версий комплекса. Специалисты считают, что Индия не должна ограничивать себя версией ПТРК с дальностью применения 2,5 километра, и отмечают необходимость получения наиболее современной версии, которая обеспечивает поражение целей на дистанции 4,5 километра.

На переговорах Моди с Хейгелом было решено заменить индийского чиновника, ответственного за производство ПВН. Ранее эту должность занимал советник по национальной безопасности. Его сменил министр по производству ПВН по программе DTTI. Представителем с американской стороны назначен заместитель министра обороны США по вопросам закупок, технологий и логистического обеспечения Фрэнк Кендалл.

«Участие министра обороны Индии Аруна Джетли в программе DTTI является наглядным доказательством намерения правительства премьер-министра Нарендры Моди укрепить отношения с другими государствами в области производства и закупок ПВН на самом высоком уровне», – отметил профессор Бхарат Карнад из индийского Центра политических исследований.


«Советник по национальной безопасности не смог бы отвечать за военно-техническое сотрудничество с США в связи с несоответствием его должности поставленной проблематике, – отметил Раджесвари Пиллей Раджагопалан, старший научный сотрудник по вопросам безопасности в фонде ORF (Observer Research Foundation). – С американской стороны долю ответственности несет министр обороны. Следовательно, участие главы индийского военного ведомства также необходимо. На данный момент человек, занимающий пост советника по национальной безопасности, в большей степени является экспертом по внутренним проблемам страны и не смог бы в полной мере представлять страну на переговорах».

Махиндра Сингх в свою очередь обращает внимание на то, что до настоящего времени американо-индийское ВТС основывалось на приобретении уже готовой ПВН, а не на ее совместном производстве.

После того как в 2001 году в отношениях между США и Индией были отменены санкции, препятствующие продаже и покупке ПВН, Соединенные Штаты поставили в эту страну вооружений и военной техники на сумму около девяти миллиардов долларов. Общий портфель заказов, заключенных на межправительственном уровне за последние пять лет, превышает шесть миллиардов.

По мнению аналитиков, Индия предпочла бы развивать ВТС с США с большим упором на передачу технологий, а не на приобретение вооружений.

«Американо-индийские отношения на данный момент зашли в тупик в связи с отсутствием основы для их дальнейшего усиления, – считает Бхарат Карнад. – Вопрос передачи технологий производства является крайне важным для Нью-Дели. Вместе с тем Вашингтон больше заинтересован в продаже уже произведенных вооружений».


По мнению других экспертов, для установления более прочных военно-технических связей необходимо время. «Сейчас главной проблемой является налаживание контактов с новым правительством в Нью-Дели. Этот процесс начался совсем недавно и, вероятно, потребует времени, – выразил свое мнение военный эксперт Рахул Бхонси, бригадный генерал запаса индийских вооруженных сил. – В передаче технологий, взаимном регулировании, структуре ОПК существуют белые пятна, которые, вероятно, заметны небольшому числу специалистов обеих стран. Поэтому процесс налаживания отношений затруднен».

Обе страны тем не менее приходят к выводу о существовании больших возможностей для углубления ВТС. «На данный момент потенциал отношений между США и Индией в этой области не раскрыт. До недавнего времени основным препятствием являлась политика правительства Объединенного прогрессивного альянса, у которого отсутствовала четкая стратегия выстраивания отношений с Соединенными Штатами. В какой-то мере этому способствовал министр обороны Араккапарамбил Энтони, склонявшийся к левым убеждениям», – полагает Раджесвари Пиллей Раджагопалан.

Ресурсы и планы

Начиная с 2000 года военный бюджет Индии возрос на 74 процента и в 2010-м достиг 40,8 миллиарда долларов или около двух процентов ВВП. Если сравнивать с другими азиатскими странами, ее расходы на оборону в настоящее время уступают только Китаю (120 миллиардов долларов в 2010-м) и Японии (около 60 миллиардов).

В 2012–2013 финансовом году военный бюджет Индии увеличился еще на 17 процентов и превысил 42 миллиарда долларов. В том числе более 15,7 миллиарда было потрачено на закупки современных систем вооружения и военное имущество.

Как подчеркивается в отчете о торговле в оборонной сфере между США и Индией за 2013 год, отношения в этой области последовательно прогрессируют на протяжении десятилетия и становятся ключевым компонентом в двустороннем сотрудничестве. Индия, в частности, участвует совместно с США более чем в 50 ежегодных военных учениях, чаще, чем любая другая страна. С середины прошлого десятилетия Нью-Дели получает транспортные и морские патрульные самолеты, оборудование для сил специального назначения, наземные РЛС, десантные корабли, управляемые ракеты. По итогам 2011 финансового года Индия стала третьим крупнейшим покупателем американских вооружений, подписав контракты на сумму 4,5 миллиарда долларов.

И хотя Нью-Дели существенно разочаровал Вашингтон, не заключив контракт на поставку 126 многоцелевых боевых истребителей по итогам тендера MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), когда были отклонены предложения «Боинга» (F/A-18) и «Локхид Мартин» (F-16), тем не менее сразу же после этого решения индийское руководство одобрило сделку на приобретение 10 военно-транспортных самолетов С-17 «Глоубмастер III» на сумму 4,1 миллиарда долларов.

По итогам 2007–2011 годов Индия стала крупнейшим импортером вооружений и военной техники (10 процентов мирового рынка ВВТ), а к 2025-му планирует реализовать ряд важных военных программ, израсходовав на закупку ПВН около 200 миллиардов долларов. Хотя модернизация вооруженных сил и усиление оборонных возможностей ведутся в стране в соответствии с имеющимися угрозами, в перспективе военный потенциал Индии позволит проецировать силу за пределы Южной Азии.

Наиболее крупные контракты Индии на приобретение американской ПВН приходятся на военную авиационную технику. В их числе – покупка шести военно-транспортных самолетов C-130J-30 «Геркулес» в 2008 году (на сумму 962 миллиона долларов), восемь морских патрульных самолетов P-8I «Посейдон» (2 миллиарда), десять тяжелых военно-транспортных самолетов C-17A «Глоубмастер III» (4,1 миллиарда). В июле компания «Локхид Мартин» получила контракт почти на 565 миллионов долларов на производство еще шести тактических С-130J-30 для ВВС Индии. Планируется заказать также шесть C-17A и четыре P-8I.

В число другой американской ПВН, приобретенной Индией за последние годы, входят индийский десантно-высадочный корабль-док «Джалашва» (бывший ДВКД «Трентон» типа «Остин» водоизмещением 16 900 тонн, стоимость контракта – 48 миллионов долларов), шесть бывших в употреблении вертолетов S-61/H-3A «Си Кинг» (39 миллионов долларов), 20 противокорабельных ракет RGM-84L «Гарпун-2» (170 миллионов долларов), 512 авиационных средств поражения CBU-97 SFW с неконтактными взрывателями (258 миллионов долларов), 41 турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой сгорания (ТРДДФ) F404-GE-IN20 для оснащения первой эскадрильи из 20 легких боевых самолетов (ЛБС) «Теджас» (первый контракт на 17 двигателей – 105 миллионов долларов, второй на 24 двигателя – 100 миллионов), 99 ТРДДФ F414 (800 миллионов долларов) для оснащения ЛБС «Теджас» Mk.2.

На вооружение сухопутных войск Индии из США поступают 155-мм сверхлегкие гаубицы М777. Поставки выполняются по межправительственному соглашению о закупке 145 орудий этого типа на общую сумму 647 миллионов долларов. Вместе с тем уже в этом году закупки М777 могут быть прекращены из-за повышенной стоимости гаубиц.

«Альтернативные М777 варианты могут обойтись вдвое дешевле, – отметил в июне 2014 года представитель Минобороны Индии. – Производство собственных гаубиц «Дхануш» (Dhanush) обходится в 140 миллионов рупий (около 2,3 миллиона долларов) за единицу».

«План модернизации полевой артиллерии» оценивается в три – пять миллиардов долларов. Она предусматривает закупку 3600 155-мм легких (с длиной ствола 39 калибра), а также буксируемых, колесных и гусеничных (с длиной ствола 52 калибра) гаубиц для 180 из 220 входящих в состав сухопутных войск Индии артиллерийских полков. Эта программа нацелена на замену и стандартизацию парка орудий, который в основном состоит из систем советского производства. Модернизацию полевой артиллерии планируется завершить в 2020–2025 годах.

У США есть перспектива поставки на индийский рынок 22 ударных вертолетов AH-64D «Апач» компании «Боинг» на сумму 1,4 миллиарда долларов. Американское агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности DSCA (Defense Security and Cooperation Agency) уведомило конгресс о решении продать в Индию 22 противокорабельные ракеты (ПКР) «Гарпун» (Harpoon), предназначенные для подводных лодок. Общая стоимость предполагаемого соглашения – 200 миллионов долларов. В случае его выполнения поставки будут вестись по программе военной помощи иностранным государствам FMS (Foreign Military Sales). В 2012 году Индия запросила вооружение для четырех дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 209/1500 (Type 209/1500 SSK) производства германской компании HDW, которые до этого прошли сервисное обслуживание. Предполагалось закупить 12 ПКР UGM-84L «Гарпун» в варианте блок-2 (Block II) EM (Encapsulated missiles) и 10 учебных торпед UGM-84L. Также ожидались поставка двух тренажеров, пусковых установок и запасных частей, подготовка индийского обслуживающего персонала, полное логистическое обеспечение этого вооружения.

Большие амбиции

Соединенные Штаты активно соперничают с Россией за звание крупнейшего поставщика ВВТ в Индию. В октябре прошлого года министр иностранных дел Индии Салман Хуршид заявил, что осуществление совместных с США разработки и производства позволит укрепить стратегическое партнерство между странами, однако не за счет связей Нью-Дели с Москвой. «Все знают, что мы должны диверсифицировать и расширять наши отношения. Но мы не делаем это ценой связей с нашими традиционными друзьями. Масштабное сотрудничество между Индией и Россией стремительно растет», – цитирует главу внешнеполитического ведомства агентство «Пресс Траст оф Индиа».

Тем не менее факт остается фактом. По итогам трех последних лет США стали крупнейшим поставщиком вооружений в Индию, опередив Россию. Это, конечно, не означает, что объем поставок американской ПВН полностью превысил аналогичный импорт из РФ. В августе 2014 года индийский информированный источник в оборонной отрасли сообщил, что если брать общий объем ВТС, Россия опережает остальные страны. Прямые поставки вооружений – лишь небольшая часть сотрудничества, которое включает и совместные проекты, и лицензионное производство, и контракты на обслуживание уже поставленной техники. «Сформированный на сегодня до 2020 года портфель заказов Индии на российскую технику составляет 20 миллиардов долларов и будет только расширяться», – подчеркнул источник. РФ и Индия в частности совместно работают над крылатыми ракетами «БраМос» (BrahMos) и проектом истребителя 5-го поколения, в Индии по лицензии собираются танки Т-90С и самолеты Су-30МКИ. Тем не менее в последние годы российские производители проиграли тендеры на поставку многоцелевых истребителей, ударных и военно-транспортных вертолетов, самолетов-заправщиков.

В индийских СМИ отмечалось, что стремление расширить список поставщиков ПВН связано с нарушением сроков исполнения контрактов. «Индия сознательно пыталась диверсифицировать свой импорт вооружений с 1999 года в связи с тем, что Россия склонна не придерживаться графиков поставок, повышать цены в середине исполнения договора, создавать препятствия при передаче технологий, – написала в начале августа газета «Таймс оф Индиа». – Долгожданная поставка авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), а также огромный рост его стоимости стали ярким примером этому».

Газета «Индиан экспресс» полагает, что в оборонных закупках правительство руководствуется прежде всего соотношением цены и качества. «Тем не менее такая страна, как Индия, имеющая большие амбиции, – подчеркивает издание, – не может позволить себе зависеть от других в оборонных нуждах». Необходимо поднимать собственный ОПК до такого уровня, который удовлетворит все потребности национальной безопасности источниками внутри страны, констатирует «Индиан экспресс».
Автор:
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти