10 кораблей, которые потрясли мир. Часть первая



10 лучших образцов военно-морской техники всех времен и народов. Мощь, красота и отвага. Каждый из представленных здесь кораблей совершил массу выдаюшихся подвигов. Они навечно покрыл свои палубы лаврами славы и заставили врагов изойти каплями липкого страха.


Сильнейшие из сильнейших. Они могли в одиночку менять ситуацию на ТВД и подвергать сомнению все прежние каноны морского боя. Они кроили карту мира, словно ржавые ножницы кровельную жесть. Они дрались и побеждали. А когда ложились на борт, истерзанные вражеским огнем - то не спускали флага и под звуки гимна уходили под воду... а в сторону противника еще полминуты летели снаряды, выпущенные уже погибшими расчетами затонувшего корабля.

Вперед в прошлое или назад в будушее? Позиции рейтинга условны - каждый из кораблей уже заслужил свое место в истории и не нуждается в пошлых оценках "диванных экспертов". Все что хотел автор данного материала - представить Вашему вниманию 10 захватывающих истории, способных поднять настроение у любого, кому небезразличен Флот.

10 место - "Дредноут"

«Дредноут» был построен за один год и один день. И это был такой корабль… Как же объяснить, что это был за корабль? Это был невероятный корабль! Самый сложный механизм, самая современная и дорогая машина в истории человечества, на тот момент времени, конечно. Да и на сегодняшний день – это поразительное сооружение… Ну попробуйте представить себе… Нет, это сложно описать… Ну, например, высота его корпуса была выше пятиэтажного дома, это без надстроек труб и мачт. Одна пушка главного калибра «Дредноута» весила больше, чем все пушки «Виктории», корабля, на котором держал свой флаг адмирал Нельсон, все вместе взятые. И 12-ти дюймовые пушки «Дредноута» могли стрелять снарядами весом 390 килограммов на расстоянии более 30 километров.

- Е. Гришковец, "Дредноуты"

10 кораблей, которые потрясли мир. Часть первая


Спушенный на воду в 1906 году, британский линейный корабль HMS Dreadnought ("бесстрашный") стал нарицательным именем для всех последующих кораблей данного класса. Выдающиеся размеры, невиданная прежде скорость и огневая мощь - один дредноут был равен целому отряду эскадренных броненосцев! В конструкции дредноута был учтен весь опыт предыдущих морских сражений (в первую очередь - Русско-японской войны) и были внедрены последние достижения науки и промышленности того времени. Главными причинами триумфа стали:

- справедливая концепция all-big-gun ("только большие пушки"), превратившая огонь дредноута в убийственный шквал раскаленной стали. 10 пушек ГК против 4 на броненосцах того времени! Но главное - резкое повышение точности стрельбы. Всплески от падений снарядов одного калибра исключали путаницу в определении дистанции до цели и корректировке огня, свойственной разнокалиберной артиллерии ЭБР начала века.

- паротурбинная силовая установка. Применение турбин позволило увеличить ход на несколько узлов, сделав дредноут самым быстроходным из крупных артиллерийских кораблей того времени (22 уз. ~ 40 км/ч). Но что гораздо важнее - турбины позволяли не снижать ход течении многих суток, в отличие от паровых машин броненосцев, которые требовали "передышки" уже после 8 часов работы в максимальном режиме.



Всего через три года после появления "Дредноута" такой же корабль появился у немцев - "Нассау". Еще больше и мощнее - с 12 пушками главного калибра! На подходе была эра "сверхдредноутов". Но начало этой изнурительной гонки морских вооружений осталось навсегда связано с тем легендарным Кораблем Его Величества, что совершил революцию в области ВМФ.

Остается добавить, что великолепные пушки "Дредноута" никогда не стреляли по противнику. Единственным боевым трофеем стала немецкая подлодка U-29, по воле случая протараненная линкором.

9 место - линейные корабли типа "Бисмарк"

Корабль, что дал самый зрелищный бой в истории военного флота. А началось все по-будничному просто: самый сильный корабль Атлантики в сопровождении тяжелого крейсера "Принц Ойген" вышел на перехват союзнических конвоев. В Датском проливе немецкие рейдеры были встречены линкорами флота Его Величества. Завязался скоротечный бой, в котором "Бисмарк" пятью залпами опрокинул в пучину британский линейный крейсер "Худ" вместе со всем его экипажем (1415 человек). Понимая, что они имеют дело с беспрецедентной боевой машиной, управляемой командой высококлассных специалистов, британцы бросают в погоню за немецким линкором 200 боевых кораблей - все силы, что у них были в Атлантике.



...Поврежденный зверь полным ходом уходил на базу, оставляя за собой предательский след мазута - результат попаданий снарядов с "Принц оф Уэльс". В разрывах пелены тумана регулярно мелькали силуэты британских крейсеров и эсминцев: "Бисмарк" давал в их сторону пару залпов и ложился на новый курс. Понимая, что немецкий киллер уходит от возмездия, наперерез было срочно брошено соединение H из Гибралтара. Пара атак торпедоносцев - и вот, наконец, удача! Взрывом одной из торпед повреждены рули - "Бисмарк" теряет управляемость. Теперь его участь предрешена.

Утром к месту действия подтянулись тяжелые крейсеры и линкоры ВМС Великобритании - началась последняя, самая драматичная глава из истории охоты на "Бисмарка".

За время боя «Родней» выпустил 380 406-мм и 716 152-мм снарядов, «Кинг Джордж V» — 339 356-мм и 660 133-мм, тяжелые крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» — соответственно 254 и 527 203-мм снарядов


Cвыше 2,5 тысяч выстрелов главным и средним калибром! Наконец, объятое пламенем немецкое "вундерваффе" полностью прекращает сопротивление. Новая торпедная атака - 3 пробоины ниже ватерлинии. Внутри "Бисмарка" еще теплится жизнь, но положение линкора слишком очевидно. Немцы открывают кингстоны и уходят под воду вместе со своим кораблем. Из 2200 членов экипажа будут спасены всего 115.




Останки "Бисмарка" покоятся на глубине 4700 метров в 600 милях от побережья Франции.
Прекрасно сохранившийся корпус линкора еще в течении нескольких тысячелетий будет напоминать о "тысячелетнем рейхе"

Имея такого "родственника", второму линкору серии "Бисмарк" оставалось лишь стоять в норвежских фьордах, одним фактом своего присутствия нагоняя страх на противника. Едва по палубе "Тирпица" раздавался стук матросских ботинок - чуть сильнее, чем обычно - в британском Адмиралтействе возникала паника (история брошенного конвоя PQ-17).

"Пока существует "Тирпиц", британскому флоту необходимо постоянно иметь в наличии два линкора типа "Кинг Джордж V". В водах метрополии постоянно должны находиться три корабля данного типа - на случай нахождения одного из них в ремонте."

- Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд

"Он создает всеобщий страх и угрозу во всех точках сразу".

-резолюция У. Черчилля

Попытки уничтожить "Тирпиц" не прекращались на протяжении всей войны: безрезультатные походы эскадр авианосцев и линкоров к мрачным скалам Альта-фьорда, атаки мини-субмарин и других специальных средств. Для потопления "Тирпица" авиации союзников потребовалось совершить к месту базирования линкора не менее 700 боевых вылетов. Наконец, осенью 1944 г. "одинокая Королева Севера" была забита градом чудовищных 5-тонных бомб "Толлбой".



"Бисмарк" и "Тирпиц" погибли, став образцом отваги и примером выдающейся боевой стойкости для кораблей класса "линкор".

8 место - авианосцы типа "Эссекс"

Они пришли, как лавина, как черный поток,
Они нас просто смели, и втоптали нас в грязь.
Все наши стяги и вымпелы вбиты в песок,
Они разрушили все, они убили всех нас (c)






Одной из главных неудач налета на Перл-Харбор считается отсутствие в базе американских авианосцев. Как бы развивались дальнейшие события на Тихоокеанском ТВД, если бы в тот раз японцам удалось потопить "Лексингтон" и "Энтерпрайз"? Риторический вопрос, не требующий ответа - в конечном итоге, ничего бы не изменилось. Исход военного противостояния США и Японии был предрешен. Президент Рузвельт знал об этом и делал все, чтобы эта война началась.

За последующие четыре года американская промышленность успела намолотить полторы сотни авианосных кораблей. На этом фоне своей особой статью выделяются 24 "Эссекса" - громадные 270-метровые коробки, ставшие боевым ядром ВМС США на заключительном этапе войны. Лишь 14 из них успели достигнуть зоны боевых действий, но и этого оказалось достаточно - Императорскому флоту оказалось нечего противопоставить этим монстрам. Налет на Трук, потопление "Ямато" и "Мусаси", огненный шторм над атоллами Тихого океана - сотни самолетов рвали противника "в сухую", не оставляя Японии ни единого шанса на победу в той войне.

"Эссекс"... Один из самых крупных и совершенных авианосцев своего времени. 36 тыс. тонн полного водоизмещения, ход 33 узла, экипаж 2-3 тыс. чел., авиагруппа - до ста самолетов различного назначения!


Модернизированный "Хэнкок" с угловой полетной палубой и реактивными штурмовиками А-4 "Скайхок"

Судьба сыграла с "Эссексами" злую шутку - быстро наступившая эра реактивной авиации раньше времени "состарила" замечательные корабли. Размеров их палуб еще хватало для базирования легких "Пантер" и "Скайхоков", но новые "Фантомы" оказались слишком велики и тяжелы для кораблей периода ВМВ.

"Эссексы" неплохо проявили себя в Корее, покуражились у берегов Вьетнама, но, увы, дни их были сочтены. К середине 60-х они уже считались "второсортной техникой" и, в основном, использовались в качестве противолодочных и вспомогательных кораблей (поиск в океане капсул космических аппаратов НАСА и т.д.). К началу 70-х все они, один за другим, оказались на свалке.

Славны "Эссексы" не тем, что сделали, а тем, чем были. Ужасающие масштабы программы их строительства, вкупе с великолепными характеристиками самих кораблей, дают им безоговорочный пропуск в бессмертие.


Авианосец-музей "Интрепид", пришвартованный у 86-го причала на Манхэттене




7 место - линкоры типа "Айова"

Четыре американских супер-героя, неподвластные влиянию времени.



...Жаркой январской ночью 1991 года морской простор вновь содрогнулся от залпов 16-дюймовых орудий. Били пушки, где-то за горизонтом вставало зарево пожаров. В сторону линкора, как и 40 лет назад, летели крылатые самоубийцы. В этот раз, вместо безбашенных камикадзе, янки попали под удар самоубийц нового поколения - "Хайин-2". Китайских копий советских противокорабельных ракет "Термит". В 1944-м японцам удалось прорваться сквозь зенитный огонь и поцарапать краску на борту новенького линкора. Чем закончится новый раунд? Вдалеке что-то рвануло и посыпалось в море - системы самообороны "Миссури" отразили атаку современной ракеты. А очень жаль. В противном случае, подтвердилась бы смелая гипотеза о полной неуязвимости этих плавучих крепостей для современного оружия. Броня линкора сильнее любой ракеты.

Построенные в эпоху ВМВ, эти корабли сровняли из своих орудий половину атоллов Тихого океана. Они крушили берега Кореи и Вьетнама. Забавный случай произошел в 1983-м - американская авиация не смогла прорваться сквозь плотнейший огонь сирийских батарей ЗРК. На помощь срочно вызвали ветерана - "Нью-Джерси" раздолбал из своих 406 мм "бомбард" окрестности Бейрута; притом один из снарядов уничтожил КП с командующим сирийскими контингентом в Ливане.

Короткая передышка, реактивация и модернизация - к середине 80-х шестнадцатидюймовый антиквариат соседствовал с автоматическими "Фаланксами" (4500 выстр./мин) и крылатыми ракетами нового поколения.

Последнее задание - зимой 1991 года "Миссури" и "Висконсин" обстреляли береговую линию Ирака, попутно выпустив шесть десятков "Томагавков" по Багдаду.

Легендарные киногерои боевиков "Захват" и "Морской бой". Последние в мире линкоры, ставшие вершиной эволюции для кораблей своего класса. Сталь и огонь. Боевая история длиною в полвека. Властелины моря. Спорить бесполезно.


Пуск КР с борта "Нью-Джерси"


Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

103 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти