10 кораблей, которые потрясли мир. Часть третья

10 кораблей, которые потрясли мир. Часть третья

Подводная лодка — морская гроза,
Под черной пилоткой стальные глаза.



Военная тайна: существует два типа кораблей. Подлодки и мишени. Так было, так есть и так будет всегда — слишком велика скрытность у субмарин. И слишком велики их боевые возможности по сравнению с любым из их надводных противников.

На этих ребят можно положиться! "Лузитания", "Вильгельм Густлофф" и крейсер "Эдинбург" с грузом золота... Они записали на свой счет крупнейшую победу в истории флота (авианосец "Синано", 70 тыс. тонн). Ночью, царапая килем дно, пролезли по узким проливам Скапа-Флоу и устроили погром в главной базе британского флота (рейд U-47 Гюнтера Прина, потопление линкора "Ройал Оук"). Провели учебную торпедную атаку на крейсер "Де Мойн" с президентом США на борту (дерзкий поход С-360, 1959 год). А в другой раз 13 часов шли под днищем авианосца "Энтерпрайз", так и оставшись незамеченными кораблями охранения АУГ.

Они могли погружаться в морские глубины на километр ("неуловимый Майк" — экспериментальная титановая подлодка К-278 "Комсомолец"). Совершать переходы с Северного флота на Камчатку вокруг мыса Горн, без единого всплытия на поверхность (52-суточный групповой поход К-116 и К-133, 1966 год). Или провести скрытное развертывание целой дивизии АПЛ у побережья противника (операция "Атрина", 1987 год)...

Не спал и наш "вероятный противник":

Британская АПЛ "Конкеррор" срезала антенну ГАС за кормой советского противолодочного корабля и бесследно растаяла с добычей в океане (операция "Официантка").

Американские подводники похитили образцы новейших мин с показательных учений ВМФ СССР в проливе между Владивостоком и о. Русский (сейчас мы знаем имя "героя" — подлодка специальных операций ВМС США "Грейбек"). Позже "Грейбек" украдет две термоядерные бомбы с разбившегося в Охотском море Ту-95, прежде чем до него доберутся наши спасатели (операция "Голубое солнце", 1976 год).

Вот какие чудеса творят "живые мертвецы", запертые в своих "стальных гробах"!


Славный дебют — потопление трех британских крейсеров ("Хок", "Альбукир" и "Крейсси") немецкой керосин-электрической подлодкой U-9 под командованием Отто Веддигена 22 сентября 1914 г. Экипаж U-9 состоял из 25 человек. Британцы потеряли в том бою 1459 человек.


На представленной диаграмме — распределение потерь японского флота от действий американских подлодок, палубной и базовой авиации, выставленных мин, надводных артиллерийских кораблей и случайных факторов. Узрев данную иллюстрацию, читатель наверняка изменит свое преставление о ходе сражений на Тихоокеанском ТВД, традиционно представляемом в виде "авианосных дуэлей". 200 субмарин ВМС США устроили кошмарную резню, перебив половину военных кораблей и практически весь торговый флот противника, лишив того всякой воли и возможности к сопротивлению.


Страшная мистическая история связана с крейсером "Индианаполис" (потоплен 30 июля 1945 г. подлодкой I-58). Японцы опоздали всего на четверо суток — крейсер успел доставить на Тиниан компоненты ядерного устройства. Теперь город Нагасаки был обречен.



Лодка-музей "Кавелла". В первом же боевом походе малышке удалось "грохнуть" тяжелый авианосец "Сёкаку" и 1272 члена его экипажа. Месть за Перл-Харбор!


"Кокон". Вот такую штуку с радиоизотопным источником питания выловили со дна Охотского моря. Сейчас эта легенда уже утратила гриф секретности: субмарины "Хэлибат", "Парче" и "СиВулф" десять лет прослушивали кабель связи между штабом ТОФ и бухтой Крашенинникова (базой наших стратегических ракетоносцев). "Спалились" случайно, раздавив кабель корпусом лодки. Позже, похожее устройство подняли со дна Белого моря.


К-276 "Кострома" после столкновения с американской подлодкой "Батон Руж" (Баренцево море, 1992 г.). Тревожит не столько факт столкновения — советский титановый монстр раздавил "американку", полностью выведя её из строя. Но каким образом иностранная АПЛ спокойно разгуливала прямо под носом у всего СФ, оставаясь незамеченной до самого момента столкновения с нашей лодкой?


Майки членов экипажа голландской подлодки "Валрус". На международных учениях JTFEX-99 малышка растерзала в клочья 12-ю АУГ ВМС США, сфотографировав вблизи 9 кораблей (авианосец "Т. Рузвельт" и его эскорт), оставшись при этом необнаруженной. Невероятно, но факт — в реальном бою это означало бы потерею пары кораблей "непобедимой АУГ" от действий скромной "дизелюхи". Янки признали поражение, срочно приняли инициативу DESI (противодействие ДЭПЛ, коих в мире осталось 300+ штук), взяли на два года в лизинг шведскую НАПЛ "Готланд" и потратили тысячи часов, пытаясь понять, "как они это делают". Увы, как показали результаты последних натовских учений, янки так ничего и не поняли. Слишком велика скрытность у современных неатомных подлодок с анаэробным двигателем.

Да простит меня читатель за столь долгую прелюдию к рейтингу самых потрясающих кораблей. Но факт есть факт — лодки реально "жгут" и доминируют на просторах океана!

3 место — "Наутилус"



"Underway on nuclear power!" (идем на ядерной энергии). Историческое радиосообщение с борта "Наутилуса" навечно изменило облик подводного флота, сделав его по-настоящему "подводным".

Много удивительных подвигов совершил этот корабль. Он мог месяцами не всплывать на поверхность, демонстрируя недостижимый для обычных "дизелюх" уровень скрытности и продолжительности подводного хода. 3 августа 1958 г. штурман передал командиру "Наутилуса" записку: координаты 90° с. ш. "Наутилус" стал первым кораблем, достигшим Северного полюса.



В остальном, как и все экспериментальные корабли, "Наутилус" оказался полным "трэшем". Маленьким, шумным и скорее опасным для своего экипажа, чем для противника. Корпус вибрировал так, что гидроакустики переставали что-либо слышать уже на 4 узлах.

Но главное — его великое наследие: к настоящему времени семейство атомоходов в мире разрослось до 500 с лишним штук! Несмотря на это, атомными подводными флотами располагают всего шесть государств — Россия, США, Великобритания, Франция, Индия и Китай.

2 место — У-бот VII серии



Иссиня-черный скальпель, которым немцы "чикали" своих противников. В комплекте — 703 заточенных лезвия, готовых в любой миг войти сквозь плоть и перерезать все важные артерии, обрекая врага на мучительную смерть.

У подводников Кригсмарине не было ядерных реакторов и сонаров бокового обзора. Лишь примитивный шумопеленгатор и гирокомпас, показывающий, где же север под этой чертовой водой. И тем не менее, результаты встреч с У-ботами оказались шокирующими — 123 потопленных боевых корабля и 2770 транспортов союзников. "Волчьи стаи" едва не загрызли Британскую империю.

Первые полтора года войны, не встречая организованного сопротивления, лодки добивались феноменальных счетов (40:1). С введением конвойной системы и усиления ПЛО "жирным годам" пришел конец — соотношение побед и потерь стало 10:1 в пользу Кригсмарине. Но настоящий перелом произошел в 1943 г. — союзники, используя промышленную мощь США, смогли выставить по десять противолодочных кораблей и самолетов на каждую немецкую лодку. Новое оружие, новые тактики и средства обнаружения... Для сохранения позиций немцам следовало немедленно выводить в океан технику нового поколения — электроботы XXII и XXIII серий. Но увязшая на востоке Германия оказалась неспособна дать в срок адекватный ответ. В бой по-прежнему шли устаревшие "семерки" — с отстреливаемыми ловушками-имитаторами "Болд", радар-детекторами "Фляйге" и самонаводящимися торпедами "Цаункёниг". Шансов у них уже не было. Германия проиграла битву за Атлантику.



В чем же было главное достижение немецких "семерок"? Помимо рациональной конструкции, прочнейшего корпуса (рабочая глубина погружения 220 метров — вдвое больше, чем у любой др. лодки того времени) и обилия хитроумных устройств (от шифровальной "Энигмы" до буксируемой ловушки "Афродита"), эти малышки доказали на практике какую опасность представляет подводный флот. И какие колоссальные ресурсы необходимо затратить противнику, чтобы нейтрализовать подводную угрозу!

1 место — ракетные подводные крейсеры стратегического назначения



Самые разрушительные и смертоносные корабли в истории флота. Их боевые возможности позволяют им запросто выжечь жизнь на всех континентах, погрузив мир во мрак бесконечной ночи.
К счастью, они еще не успели потрясти мир. Опасные игрушки в руках судьбы, они бесшумно выписывают "восьмерки" в холодных глубинах, "держа на прицеле" города по другую сторону Земли.

Собственно, уже само решение разместить ядерное оружие на борту субмарин говорит о многом. Даже янки, традиционно делающие ставку на непобедимые авианосные группы (полный контроль над морем и воздухом), не рискнули доверить АУГ баллистические ракеты, выбрав в качестве носителя ЯО лодки-одиночки. Невзирая на все подстерегающие опасности, у ПЛАРБ больше всего шансов уцелеть и выполнить поставленную задачу.

Кто из них достоин первого места в рейтинге 10 лучших кораблей?


Пуск БРПЛ Р-11ФМ с борта Б-67, сентябрь 1955 г.

Дизель-электрическая подлодка Северного флота Б-67, осуществившая первый в мире пуск баллистической ракеты с борта ПЛ?


"Жора Вашингтон" — первый по-настоящему боеспособный подводный ракетоносец, определивший облик всех последующих РПКСН/ПЛАРБ во всех странах мира. И его арсенал из 16-ти запускаемых из подводного положения ракет "Поларис", совершивших революцию в области морских стратегических ядерных сил.

Ракетоносец К-407 "Новомосковск" (пр. 667БДРМ "Дельфин"), установивший до сих пор никем не побитый военно-технический рекорд. Залповая стрельба всем боекомплектом с минимальными интервалами между пусками ракет. Шестнадцать 40-тонных "болванок" — как из пулемета! (Операция "Бегемот-2", 1991 год).

Серия из 14-ти лодок типа "Огайо" с 24-мя ракетными шахтами под ракеты "Трайдент"/"Трайдент-2". Мощь, техническое совершенство и высочайший уровень надежности. 30 лет на боевой службе! Полторы сотни успешных пусков. Коэффициент оперативного напряжения 0,8 — лодки большую часть своей жизни провели в море.


Наконец, ультимативные подводные корабли пр. 941 "Акула". Самые огромные из когда-либо созданных субмарин — с пятью прочными корпусами, двумя ядерными реакторами и 19 отсеками. Под стать был боекомплект — двадцать 90-тонных твердотопливных БРПЛ Р-39. Наш достойный ответ "Огайо"!

Единственная общая проблема всех "убийц городов" — до сих пор не было создано сколько-либо надежной и эффективной системы связи с идущими на глубине лодками. Подводники рискуют случайно "пропустить" Судный день и сохранить жизнь на планете Земля, несмотря на отчаянные приказы главнокомандующих и политиков, приговоривших мир к ядерной катастрофе.


Якорь "Акулы"
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти