Удар в нос

Удар в нос


Данная статья — трибьют спорам о необходимости бронирования оконечностей крейсеров и линкоров первой половины ХХ века.

Насколько опасными были повреждения носовой оконечности кораблей? К каким последствиям привели бы многочисленные осколочные пробоины в районе форштевня? Обширные затопления и опасный дифферент на нос, падение скорости? Насколько критичными для корабля были такие последствия?


Почему корпуса некоторых боевых кораблей (немецкие ТКР "Хиппер" и "Шарнхорст") были защищены броней (20...70 мм) до самого форштевня, в то время как их могучие соперники по другую сторону океана (американские ТКР типа "Балтимор" или ЛК типа "Айова") фактически не имели защиты за пределами броневой цитадели?

Чей подход оказался верным? Стоило ли "размазывать" броню по кораблю, прикрывая ею цепной ящик и складские помещения в носовой части? Чей опыт мог бы быть полезен при создании перспективных кораблей в ХХI веке?

В качестве небольшого исследования мы рассмотрим пару предельных случаев, когда открывшиеся течи приводили к ПОЛНОМУ затоплению всех отсеков в носовой части, или когда корабль вследствие катастрофических разрушений корпуса полностью терял носовую оконечность. Тем не менее, результаты этих страшных происшествий были прямо противоположны трагическим ожиданиям публики.

Спешите видеть!

Возвращение "Зейдлица"

...Бой разгорался с новой силой. "Куин Мери" стрелял из своих гигантских орудий по немецкому линейному крейсеру "Зейдлиц", раз за разом нанося противнику ужасные повреждения. Попадание в борт впереди фок-мачты вызвало сильные разрушения легких конструкций в носовой части корпуса. По главной палубе хлынула вода, стекая водопадом в погреба и посты на нижних палубах корабля.

Новое попадание — воспламенились заряды в левой бортовой башне ГК. Немцы успевают затопить погреб, избежав катастрофы.

Тяжелый всплеск от падения 343-мм снаряда по левому борту. Подводный взрыв распорол внешнюю обшивку корпуса, оставив рану длиной 11 метров.

Четвертое попадание снаряда с "Куин Мери" — разбито 150 мм орудие №6 левого борта.

Удар в нос


Немцы также не оставались "в долгу", отвечая мощными залпами своих великолепных 280 мм пушек. Марсовые "Зейдлица" и "Дерфлингера" видели, как выпущенные немецкие снаряды ударили по броне и ушли в глубь корпуса "Куин Мери". В следующую секунду ничего не произошло, "Куин Мери" ответил очередным залпом. А затем вдруг взорвался и исчез в сполохах пламени и облаке густого дыма. На шедший в кильватере ЛКР "Тайгер" посыпался град из различного рода обломков и частей погибшего корабля.

Моряки Кригсмарине потрясенно взирали на результаты собственных действий, все еще не веря, что огромный корабль с экипажем в 1200 чел. мог вот так вот просто исчезнуть — за одну секунду...

Но долго радоваться победе им было не суждено. Всего через пару минут "Зейдлиц" содрогнулся от нового взрыва. Прорвавшийся британский миноносец "Петард" (по др. версии — "Турбулент") нанес удар в правый борт линейного крейсера, в районе 123 шп. под броневой пояс. Боевая часть торпеды массой 232 кг разворотила в подводной части пробоину площадью 15 кв. м. Вышли из строя носовая электростанция и 150-мм орудие №1 по правому борту. В результате обширных затоплений "Зейдлиц" принял 2000 тонн воды, что увеличило его осадку носом на 1,8 м (одновременно приподняв из воды корму на 0,5 м).

Удар в нос


На этом удача окончательно оставила немцев. На горизонте появилась 5-я эскадра британских линейных кораблей — четверка современнейших сверхдредноутов типа "Куин Элизабет". За последующий час "Зейдлиц" получил семь прямых попаданий 381-мм снарядами, его палубы превратились в завалы из искореженной стали. Наибольшие проблемы доставил снаряд, пробивший борт в 20 метрах от форштевня и образовав в этом месте громадную пробоину 3 х 4 м. Именно эта пробоина впоследствии станет одной из главных причин обширных затоплений в носовой части "Зейдлица".

К шести вечера британские "Куины" вышли из боя, а избитый "Зейдлиц" вступил в новый бой с линейными крейсерами Гранд-флита. До наступления ночи он успел получить еще одиннадцать "плюх", в т.ч. восемь — снарядами калибра 305 мм, два — 343 мм, а также один 381-мм снаряд, выпущенный линкором "Ройал Оук".

Удар в нос


Один из 305-мм снарядов разорвался на укладке противоторпедной сети, образовав между листами внешней обшивки щель длиной 12 м, началось поступление воды в средней части корпуса.

343-мм снаряд с "Принцесс Ройял" уничтожил мостик: от сотрясения вышли из строя оба гирокомпаса, а карты в штурманской рубке оказались забрызганы кровью находившихся там людей до такой степени, что на них ничего нельзя было разобрать.

Но особенно тяжелые последствия имело попадание 305-мм снаряда с ЛКР "Сент-Винсент", вызвавшее грандиозный пожар в кормовой башне ГК, в результате чего погиб весь её расчет, а сама башня полностью вышла из строя до конца боя.

Удар в нос

Поврежденный ствол орудия "Зейдлица"


Итого: за сутки в немецкий линейный крейсер "Зейдлиц" попало 22 снаряда крупного калибра и одна торпеда, не считая пары снарядов калибра 102 и 152 мм. Потери среди экипажа составили 98 убитых и 55 раненых. Линейный крейсер продолжал следовать за своим флотом, постепенно погружаясь носом в воду и уменьшая скорость — до 19, затем до 15, 10, 7 узлов... К утру следующего дня линейный крейсер уже едва полз кормой вперед на 3-5 узлах, с креном 8° на левый борт. По палубам мчался неостановимый поток воды, проникавшей сквозь многочисленные крупные пробоины в бортах корабля. Не выдерживали расшатанные переборки, была нарушена герметичность водонепроницаемых отсеков... К 17:00 1 июня 1916 года расчетное кол-во воды, поступившее внутрь корпуса "Зейдлица" составило невероятные 5329 тонн или 21,2% от стандартного водоизмещения линейного крейсера! Рекорд.

Удар в нос

Синим выделены отсеки, принявшие воду для выравнивания крена и дифферента


Удар в нос


Как удалось "Зейдлицу" совершить чудо и в таком состоянии вернуться собственным ходом на базу? Назло всем превратностям, повреждениям, 8-балльному ветру и двум мелям, на которых пришлось посидеть, вследствие аномальной осадки носом (14 метров) и отсутствию исправных навигационных средств!..

Благодаря профессионализму командира крейсера — капитана 1-го ранга фон Эгиди и грамотным действиям дивизиона живучести под командованием корветтен-капитана Альвельслебена. Благодаря отваге и стойкости моряков, что не спали четверо суток после тяжелого боя, непрерывно поддерживая на плаву свой корабль. Благодаря самоотверженным действиям членов машинной команды, что работали и умирали, стоя по пояс в кипятке.

SMS Seydliz превратился в легенду, а его невероятное возвращение навечно вошло в историю как образец борьбы за живучесть.

Огрызок крейсера "Новый Орлеан"

Ночное побоище у Тассафаронга стало третьим по числу потерь среди моряков ВМС США после Перл-Харбора и разгрома у о. Саво. Янки, как обычно, честно "продули" сражение, имея на своей стороне количественное и техническое превосходство над противником.

Завязка была такова: ввиду появления аэродрома Хендерсон-Филд и перехода господства в воздухе в руки американцев, японцам ре оставалось ничего, кроме перехода к тактике "токийских экспрессов". Соединений быстроходных эсминцев, что могли за одну ночь доставить грузы сражающимся частям на о. Гуадалканал и еще до рассвета покинуть зону действия американской авиации.

30 ноября 1942 года "токийский экспересс" из восьми эсминцев под командованием контр-адмирала Р. Танаки в темноте "напоролось" на американскую эскадру (ТКР "Миннеаполис", "Новый Орлеан", "Пенсакола" и "Нотрхэмптон" под прикрытием легкого крейсера "Гонолулу" и четырех эсминцев).

Несмотря на отсутствие радиолокаторов, японцам удалось первыми разобраться в ситуации и нанести мощный удар по соединению ВМС США, пользуясь тактическими ошибками и откровенной глупостью командиров американских кораблей.

Пока янки отчаянно пытались попасть по единственному обнаруженному эсминцу противника, крейсеры "Миннеаполис" и "Новый Орлеан", один за другим, получили попадания "длинными копьями" — японскими кислородными торпедами калибра 610 мм. Двигавшийся позади них крейсер "Пенсакола" не нашел ничего лучше, чем пройти между поврежденными кораблями и противником. Японцы не упустили шанса и немедленно выпустили в возникший перед ними темный силуэт "длинное копьё", оторвавшее "Пенсаколе" левый гребной винт и превратившее машинное отделение крейсера в огненный ад. В горящем мазуте сгорело 125 моряков.

Удивительно, но после всего этого четвертый крейсер, "Нотрхэмптон", продолжал двигаться, как на параде, не меняя курса и даже не пытаясь уклониться от выпушенных японцами торпед. Исход очевиден — получив в район машинного отделения пару "длинных копий", крейсер полностью вышел из строя, лишился энергии, связи и беспомощно закружил на месте на единственном работающем винте. К утру его крен достиг 35°, и он затонул в 4 милях от побережья Гуадалканала.

Японцы потеряли в ночном бою 1 эсминец ("Таканами") и 197 чел.

Американцы потеряли тяжелый крейсер, а три уцелевших "подранка" навсегда вошли в историю как выдающиеся примеры борьбы за живучесть кораблей. Безвозвратные потери среди личного состава составили 395 чел.

Наиболее жутко выглядел после боя крейсер "Новый Орлеан".

Удар в нос


Японское "копьё" ударило в район погребов носовых башен ГК. Взрыв 490-кг боевой части, сопряженный с детонацией боезапаса, полностью оторвал "Новому Орлеану" носовую часть — до самой башни ГК №2. Неприятности крейсера на этом не закончились. Оторванный кусок корпуса завело в сторону и с силой ударило о борт движущегося крейсера, образовав на всем протяжении его корпуса ряд пробоин. Уходя под воду, 1800-тонный "обломок" задел винты, при этом оказались погнутыми лопасти внутреннего винта по левому борту.

Мне пришлось это увидеть. Я двигался впритирку вдоль молчащей второй башни и был остановлен спасательным тросом, натянутым между леером левого борта и башней. Слава богу, что он был здесь, ещё один мой шаг, и я бы полетел головой вниз в тёмную воду с тридцатифутовой высоты. Нос «ушёл». Сто двадцать пять футов корабля и первая носовая артиллерийская башня с тремя восьмидюймовыми пушками «ушли». Восемнадцать сотен тонн корабля «ушли». Боже мой, все те ребята, с которыми я прошёл учебный лагерь, все погибли.

Герберт Браун, матрос с крейсера "Новый Орлеан"

Несмотря на обширные разрушения, потерю четверти длины корпуса и гибель 183 моряков, "огрызок" крейсера осторожно двинулся 2-узловым ходом к Тулаги, где была расположена передовая база американцев. Переход длиной в 35 миль был завершен к утру следующего дня. После проведения оперативного ремонта и сооружения временного "носа" из кокосовых бревен, "Новый Орлеан" спустя 12 суток вновь вышел в море и направился в Австралию, куда благополучно прибыл 24 декабря 1942 года.

Окончательно ремонт "Нового Орлеана" был завершен к лету 1943 года на верфи в Пьюджет Саунд (шт. Вашингтон). Крейсер вернулся в строй и в дальнейшем принимал участие во многих крупных кампаниях и морских сражениях Тихоокеанского ТВД — Уэйк, Маршалловы о-ва, Кваджалейн, Мадзуро, налет на Трук, Иводзима, Филиппины, Сайпан и Тиниан... 17 боевых звезд! Один из самых заслуженных крейсеров ВМС США.

Удар в нос

USS Minneapolis (CA-36)


Что касается его "коллеги" — тяжелого крейсера "Миннеаполис", который был торпедирован в том же бою у Тассафаронга, пережил детонацию БК и также потерял носовую оконечность. Любопытно, что в отличие от "Нового Орлеана", оторванная носовая часть "Миннеаполиса" не затонула, а, надломившись, оказалась заведена под углом 70° под днище корабля. Несмотря на неприятности (включая оторванную носовую часть и разрушенное машинное отделение), этому кораблю также удалось добраться до берега, и после ремонта вернуться в строй.

Эпилог

Основные причины гибели кораблей в бою — это сильные пожары, нарушение остойчивости и детонация боекомплекта.

Как видно из приведенных примеров, повреждения в носовой части в этот перечень не входят. Даже после обширных затоплений и разрушений в носу, корабли, как правило, сохраняют львиную долю свой боеспособности и даже не пытаются идти ко дну.

Что уж говорить про мелкие осколочные пробоины и взрывы фугасов среднего/универсального калибра! Вызванные ими повреждения категорически не способны доставить значимых неприятностей и стать причиной потери хода и боеспособности крупного боевого корабля.

"Немецкая схема" с "размазыванием" противоосколочной брони по большой площади борта была ошибкой. Данный резерв стоило потратить на усиление защиты броневой цитадели, по-настоящему важных отсеков и механизмов корабля.

Наконец, вне зависимости от тяжести повреждений, ладно скроенный корабль с профессиональным и самоотверженным экипажем, способен демонстрировать чудеса живучести.

P. S. На заглавной иллюстрации к статье — линкор "Висконсин" после столкновения с эсминцем "Итон".

Удар в нос


Удар в нос

Тяжелый крейсер "Питтсбург" возвращается на базу после встречи с тропическим штормом
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 59
  1. saturn.mmm 31 октября 2014 09:13
    Спасибо. Про "Зейдлиц" потрясно, мужество и героизм немцев вызывает уважение.
    1. indeveral 31 октября 2014 10:37
      Мой любимы корабль. На неделе скачал набор для изготовленя модели из картона. В эти выходные проведу закладку. Надеюсь к Новому Году построю.
      1. Estik 31 октября 2014 12:41
        Привет, а где можно скачать набор?
        Estik
        1. indeveral 31 октября 2014 13:20
          Сайт http://laras-paper.com/news/syedlitz_jsc_253/2013-12-31-5560
          Куча всего. Такого колличества наборов по разным кораблям, не видел нигде. Накачал все основные, что мне нравяться. Буду потихоньку строить, пока жена вместе с ними из дома не выгонит(шучу).
          1. BYV 31 октября 2014 15:16
            Немного не по теме, но тоже решил собирать корабль, правда я больше парусники люблю. Сборную модель линкора "Глория" купил. Собираю уже пару месяцев - нет времени, да и опыта никакого.
            BYV
            1. BYV 31 октября 2014 15:19
              На сегодня модель выглядит как-то так.
              BYV
              1. indeveral 31 октября 2014 16:09
                Клас!!! А я больше люблю боевые корабли конца 19-начала 20 века. Хотя пожалуй после Зейдлица, займусь атомным крейсером Петр Великий.
              2. indeveral 31 октября 2014 16:09
                Клас!!! А я больше люблю боевые корабли конца 19-начала 20 века. Хотя пожалуй после Зейдлица, займусь атомным крейсером Петр Великий.
    2. vrach 31 октября 2014 11:50
      А "Блюхер" во время боя на Доггер-банке? Количество торпед дай Бог памяти попавших в него порядка 12(!!!), не считая прочих чемоданов.
    3. AKuzenka 31 октября 2014 23:18
      Единственная нация (после наших советских, за исключением бан деров) которую уважаю, кроме гитлеровского периода, немцы. Уважаю, но не преклоняюсь. Мы до алозиевича, с ними если воевали, то честно, но в основном дружили. А сколько немцев столько хорошего Родине сделали!!!
      1. jjj 1 ноября 2014 00:01
        Не удивляйтесь по генетике между русскими и немцами (северными) меньше различий чем между русскими и украинцами. Фактически пруссаки - это наши братья по крови
        jjj
        1. SWEET_SIXTEEN 1 ноября 2014 06:36
          Цитата: jjj
          Фактически пруссаки - это наши братья по крови

          Какие они нам братья)))

          Наглядный пример - университет г. Фрайбург, дата основания - 1457 год
          Напомнить, когда первый университет появился у восточных славян?



          Германцы - очень древняя развитая цивилизация, не имеющая никакого отношения к славянам. Что до генетических тестов - так можно и с шмпанзе родство найти. Ближайшие родственные языки немецкого - английский и голландский (штрассе - стрит - штраат, по нашему улица). Так что не надо брататься с теми, кто этого не сильно то и желает

          В каждой русской семье есть погибший дед-прадед. Когда такие картинки видишь - дрожь берет, а вы уже готовы с ними породниться.
          1. saturn.mmm 2 ноября 2014 21:26
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Наглядный пример - университет г. Фрайбург, дата основания - 1457 год

            А г.Фрайбург какое отношение имеет к Пруссии? Пруссия заканчивалась Магдебургом ЕМНИП.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            В каждой русской семье есть погибший дед-прадед. Когда такие картинки видишь - дрожь берет, а вы уже готовы с ними породниться.

            Вон украинцы сейчас друг с другом так поступают.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Германцы - очень древняя развитая цивилизация, не имеющая никакого отношения к славянам

            Сложно все переплетено, если взять время Атиллы то;
            В 360 году началась война с аланами, группой тюркских племен, которые жили между Итилем и Днепром. Но, несмотря на перевес в численности войск и лучшую подготовленность к войне, окончательную победу в 370 году одержали хунны. Их мобильные конные отряды стали контролировать степи Северного Кавказа от Хазарского (Каспийского) моря до Азовского. Дальше началось готское царство, созданное королем Германрихом. Оно простиралось от Балтийского моря до Азовского. Остроготы стояли во главе державы, подданными которой были визиготы, вандалы, скифы и другие племена.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Напомнить, когда первый университет появился у восточных славян?

            На сто лет позже и что?
            В XII в., когда в Западной Европе было всего два университета
            (Солерно, Болонья), то в одном только Кордовском халифате –70 библиотек и 17
            высших школ. Медицинский "Канон" Авицены в европейских университетах изучали по 18 век то есть более 600 лет.

            Тогда по Вашей логике кто европейцы по отношению к персам?
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Ближайшие родственные языки немецкого - английский и голландский (штрассе - стрит - штраат, по нашему улица)

            Немецкий и голландский родственные а английский нет.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Так что не надо брататься с теми, кто этого не сильно то и желает

            Оно конечно не надо если кто то не хочет, но в истории были моменты когда наши и немецкие люди братались (первая мировая война). requestА статья Ваша good
            1. SWEET_SIXTEEN 3 ноября 2014 06:53
              Цитата: saturn.mmm
              А г.Фрайбург какое отношение имеет к Пруссии?

              Германия
              Цитата: saturn.mmm
              Германцы - очень древняя развитая цивилизация, не имеющая никакого отношения к славянам
              Сложно все переплетено

              Ничего сложного - не так важно, кто кого месил в глубокой древности, хотя и там очевидно, что германцы и пр. готы "жгли не по децки" уже в первые века н.э., когда о славянах еще мало что было слышно

              Гораздо важнее развитие цивилизации - города (уровень и кол-во), университеты, важные события. Их в зап. европе в то время (9-10 век и около того) было несравненно больше. Что и понятно - раньше появились и оттого раньше начали развиваться
              Цитата: saturn.mmm
              кто европейцы по отношению к персам?

              Далекие потомки. В конце-концов, все языки восходят к единому протоязыку, но что это доказывает?
              прошли тысячи лет, каждый пошел своей дорогой
              Цитата: saturn.mmm
              В XII в., когда в Западной Европе было всего два университета

              Источник врет. На вскидку - Оксфорд и Кембридж, Сорбонна, Больнья и тп
              Цитата: saturn.mmm
              На сто лет позже и что?

              Да конечно. 18 век.
              Цитата: saturn.mmm
              Немецкий и голландский родственные а английский нет.

              Вот здесь ты, Михаил, не прав 100%
              Любой лингвист скажет, что эти трое - германская группа языков. Да и без лингвистов - они и похожи один в один, и слова и грамматика
              Цитата: saturn.mmm
              в истории были моменты когда наши и немецкие люди братались

              Братания содлат в ПМВ - сдедствие общей нелогичности той позиционной войны
              1. saturn.mmm 3 ноября 2014 11:16
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Германия

                Когда образовался университет в Фрайбурге этот город не входил в состав Пруссии.
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Ничего сложного - не так важно,

                Еще раз.
                Дальше началось готское царство, созданное королем Германрихом. Оно простиралось от Балтийского моря до Азовского. Остроготы стояли во главе державы, подданными которой были визиготы, вандалы, скифы и другие племена.
                Представьте территории расположенные между Балтийским и Азовским морем, это начало 5-го века нашей эры, первое упоминание о Киеве конец 5-го века.
                Цитата: saturn.mmm
                кто европейцы по отношению к персам?

                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Далекие потомки.

                Наглядный пример - университет г. Фрайбург, дата основания - 1457 год
                Напомнить, когда первый университет появился у восточных славян?
                Германцы - очень древняя развитая цивилизация, не имеющая никакого отношения к славянам.

                Я спрашивал в контексте развитой цивилизации.
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Источник врет. На вскидку - Оксфорд и Кембридж, Сорбонна, Больнья и тп

                Не врет. Высшими школами они стали лишь в 13-ом веке.
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                что германцы и пр. готы "жгли не по децки" уже в первые века н.э., когда о славянах еще мало что было слышно

                Славянские племена входили в состав готов в то время (остготы). После гибели Германриха его преемником стал Витимир (имя ни о чем не говорит)?
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Да конечно. 18 век.

                Виленский университет- где-то 1570-ый год.
                В случае обнаружения библиотеки Ивана Грозного многое могло прояснится в истории России.
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Вот здесь ты, Михаил, не прав 100%

                Германских слов в английском 30-40%.Они так похожи что немец не изучавший английский не поймет англичанина. Немецкий, английский и русский относятся к индоевропейской семье языков.
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Братания содлат в ПМВ - сдедствие общей нелогичности той позиционной войны

                Следствие не столь важно, важно что братание возможно, неприязнь к русским несколько надумана, сработала машина идеологии. Представление немцев о грязных русских это из агитки Советской России. До революции на улицах городов России было чисто, с дорогами были проблемы да и те постепенно решались, университетское образование особо не уступало европейскому.
                1. SWEET_SIXTEEN 5 ноября 2014 05:31
                  Цитата: saturn.mmm
                  не входил в состав Пруссии.

                  и дальше что?
                  мы говорим о немцах
                  Цитата: saturn.mmm
                  Остроготы стояли во главе державы, подданными которой были визиготы, вандалы, скифы и другие племена.

                  1. Остготы-остроготы - какое отношение к славянам
                  2. Там была такая "держава", что осталось два кургана и археологи до сих пор спорят кто кем был. Все на уровне догадок и легенд.
                  Цитата: saturn.mmm
                  После гибели Германриха его преемником стал Витимир (имя ни о чем не говорит)?

                  пред. абзац, п.2
                  Цитата: saturn.mmm
                  первое упоминание о Киеве конец 5-го века.

                  1. поселения на этом месте были с каменного века
                  2. Как город он сформировался ближе к 9-10 вв.
                  3. Киевская Русь, кстати, имеет мало отношения к Московии. Это две параллельные истории.
                  Цитата: saturn.mmm
                  Германцы - очень древняя развитая цивилизация, не имеющая никакого отношения к славянам.
                  Я спрашивал в контексте развитой цивилизации.

                  Не понял вопроса
                  Цитата: saturn.mmm
                  Виленский университет- где-то 1570-ый год.

                  А причем здесь славяне
                  Во-вторых - сколько к тому времени было универов в зап. европе??
                  Цитата: saturn.mmm
                  Не врет. Высшими школами они стали лишь в 13-ом веке.

                  Это лукавство.
                  Все эти Оксфорды и Болоньи были настоящими научными и учебными центрами того времени, полностью подходившими под звание университет (профессора со всей Европы читают лекции студентам)
                  Понятно, что у них не было гос. аккредитации и лицензий Рособрнауки))))
                  Цитата: saturn.mmm
                  Германских слов в английском 30-40%

                  Их хабе - Ай хэв
                  строение языков, грамматика - все идентично. Это единая германская группа. И у немецкого с анлийским на порядок больше сходства, чем у немецкого с русским (где тоже куча немецких слов: тот же почтампт - пост амт)

                  О чем здесь еще спорить?
                  Цитата: saturn.mmm
                  неприязнь к русским несколько надумана

                  Я думаю они даже не заморачиваются по этому поводу. Надо воевать с русскими - будут воевать. Надо заключить взаимовыгодную сделку - сделают.

                  Но вот дружить, как бриты со штатниками - никогда
                  1. saturn.mmm 5 ноября 2014 14:41
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    и дальше что?
                    мы говорим о немцах

                    Все началось с...
                    Цитата: jjj
                    Фактически пруссаки - это наши братья по крови

                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    Там была такая "держава"

                    Реальная сила которая противостояла гуннам, которые завоевали Европу почти до французских границ. После гуннов все перемешалось, библиотека Ивана Грозного могла бы раскрыть некоторые вещи по местам (клятва шведского короля латиницей но на старорусском ЕМНИП)
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    Киевская Русь, кстати, имеет мало отношения к Московии. Это две параллельные истории.

                    Параллельными они не могли быть в связи с тем что разбросаны во времени. Города Киевской Руси:Великий Новгород, Киев, Псков, Чернигов, Полоцк, Владимир, Суздаль, Смоленск. После того как Русь распалась, тогда только были упоминания о местечке Москва.
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    Не понял вопроса

                    Не такие германцы древние и развитые в то время, относительно.
                    В России артиллерия появилась в 1389 г., в конце царствования Дмитрия Донского. Таким образом, средневековая Русь отстала от Западной Европы в отношении использования артиллерии примерно на 50 лет.
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    А причем здесь славяне

                    Белорусы как и поляки тоже вроде как славяне. Это был главный белорусский университет, были и другие школы и православные в том числе (Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) но папа римский не спешил признавать их как университеты.
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    Это лукавство.

                    Не то что бы лукавство, просто официально они высшими на то время не числились даже не смотря на высокий уровень образования.
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    О чем здесь еще спорить?

                    Английский это ветвь германского, но немец не поймет англичанина в современности а голландца поймет.
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    Но вот дружить, как бриты со штатниками - никогда

                    Потому что бритам со штатниками до сих пор удавалось этого не допустить.
        2. БИГ 1 ноября 2014 08:11
          Цитата: jjj
          пруссаки - это наши братья по крови

          Да, по крови - с севером и востоком Германии родство очень близкое, ибо населены эти области во-многом бывшими славянами. Достаточно вспомнить что 1000 лет назад на территории Берлина существовало славянское поселение, племена поморских и полабских славян, да и сегодня в Германии живут сорбы - славяне, не утерявшие своей самости.
          1. тлауикол 1 ноября 2014 08:39
            того, кто вас ЭТОМУ учит ведите в ФСБ ( для начала плюньте в лицо и разбейте нос ). после просите прощения у деда-прадеда . и не торопитесь обривать голову

            и не надо с нацизмом/антисемитизмом/славянофильством и пр. расовыми теориями засорять все темы подряд
      2. SWEET_SIXTEEN 1 ноября 2014 06:53
        Цитата: AKuzenka
        Единственная нация (после наших советских, за исключением бан деров) которую уважаю, кроме гитлеровского периода, немцы

        Спешу обрадовать, но немцы не сильно уважают русских
        Слишком разные народы, германский этнос во-первых лет на 800 старше. Во-вторых, сильно различается психология - ничего похожего ("что русскому хорошо, то немцу смерть"). Они для нас - сумасшедшие педанты, помешанные на чистоте и порядке. Мы для них - бездари, лентяи и грязнули. Чисто бытовые предрассудки, однако, не поспоришь
        Цитата: AKuzenka
        Мы до алозиевича, с ними если воевали, то честно, но в основном дружили

        Охренеть как дружили - от тевтонского ордена до наполеоновского нашествия и обеих мировых войн

        Никто не принес на русскую землю столько крови и зла, как немцы
        Заклятые друзья

        пронзительная кинохроника из Сталинграда - с момента 3:45. Расскажи этим солдатам о братаниях с немцами. В каждой русской семье есть погибшие
        1. saturn.mmm 2 ноября 2014 22:02
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Спешу обрадовать, но немцы не сильно уважают русских
          Слишком разные народы, германский этнос во-первых лет на 800 старше. Во-вторых, сильно различается психология - ничего похожего ("что русскому хорошо, то немцу смерть"). Они для нас - сумасшедшие педанты, помешанные на чистоте и порядке. Мы для них - бездари, лентяи и грязнули. Чисто бытовые предрассудки, однако, не поспоришь

          Это отголоски воспитания советского времени, сумасшедшие педанты и т.д. это навязанные стереотипы. В наших отношениях все непросто и с культурой тоже.
    4. yehat 3 ноября 2014 13:44
      а какие у них были варианты? если бы корабль затонул, большинство бы погибло.
      вот и боролись, как могли!
  2. 89067359490 31 октября 2014 09:21
    Ну важен только корабль но и его моряки.
    1. БИГ 1 ноября 2014 07:59
      Цитата: 89067359490
      германский этнос во-первых лет на 800 старше

      Поясните пожалуйста, что за цифра такая?
      1. SWEET_SIXTEEN 1 ноября 2014 08:23
        Цитата: БИГ
        Поясните пожалуйста, что за цифра такая?

        О германских племенах было известно с начала н.э.
        Данные о славянах - ближе к 8-9 вв.

        ps/ Лженауку и гипербореев в пример не приводить.
  3. Prager 31 октября 2014 09:29
    автору плюс за интересную статью.
  4. vrach 31 октября 2014 09:38
    В ВОВ нечто подобное было и с крейсерами СССР, со "Славой" и кажется "Максимом Горьким", одному оторвало корму торпедой подлодки, другому нос миной. И тоже чудеса выживания.
  5. qwert 31 октября 2014 09:39
    Однако вести активный бой линкор с оторванным носом уже не может. Нет возможности маневрирования, дифферент мешает , а то и делает невозможным ведение огня. Переборки еще держат, но если дать залп главным калибром...то можно самому себя пустить на дно. Если его не добили в бою, то это легкая добыча для авиации и подводных лодок, а возможно и эсминцев. Таким образом корабль может выжить, но при этом перестает быть боевой единицей.
    1. Dart2027 31 октября 2014 18:14
      Цитата: qwert
      Таким образом корабль может выжить, но при этом перестает быть боевой единицей

      Это верно. Но выживший корабль может вернуться на базу и пройти ремонт, да и экипаж уцелеет. Если он будет потоплен, то всё - это конец.
    2. SWEET_SIXTEEN 31 октября 2014 20:58
      Цитата: qwert
      линкор с оторванным носом уже не может. Нет возможности маневрирования, дифферент мешает , а то и делает невозможным ведение огня

      Эдуард, что бы оторвать линкору нос, надо ОЧЕНЬ постараться

      И велика вероятность того, что пока будут "отрывать" линкору нос, сами "отрыватели" первыми скопытятся от огня линкора

      Что касается мелких осколочных пробоин и единичных попаданий фугасов 127-152 мм, то он на них чихал

      Цитата: qwert
      Нет возможности маневрирования, дифферент мешает , а то и делает невозможным ведение огня.

      Надо сильно постараться, чтобы довести до такого состояния ТКР/линкор. Долбить из пушек весь день, может тогда у него отвалится нос (или зароется в волны). Но не факт, что линкор это позволит

      По поводу торпед = подводный взрыв всегда страшная вещь, и попадание в носовую оконечность (бронированную или нет) скорее всего её оторвет
      Цитата: qwert
      это легкая добыча для авиации и подводных лодок, а возможно и эсминцев

      Как правило, подранки успевают эвакуировать - примеров масса (от "Н.Орлеана" до "Шеффилда")
      крупные НК всегда действуют в составе соединений, когда в воздухе господствует собственная авиация. А иначе зачем?
      Цитата: qwert
      Таким образом корабль может выжить, но при этом перестает быть боевой единицей.

      лучше сразу сгореть и затонуть с половиной экипажа?
  6. Cristall 31 октября 2014 10:30
    но как боевая единицы он будет сохранен(если конечно не затопят или не утопят) -можно будет ремонтом заняться.
    Но опять же потеря носа не так страшна как потеря другой оконечности....Да подвижность падает и прочее--а там вообще способность передвигаться.
    Удар "копьями" ужасна. Порой думаешь-американцы вы чем думали? Или долго запрягали? Противник явно быстрее соображал. До поры до времени.
    Немцы и американцы молодцы(последние хоть и косячили но борьба за живучесть потрясающая)
    Кстати для американцев та война была финальной за мировое океанское могущество.
    1. SWEET_SIXTEEN 31 октября 2014 21:07
      Цитата: Cristall
      потеря носа не так страшна как потеря другой оконечности

      С чего вы так решили?

      До винтов достучаться сложно - они под днищем, ближе к цитадели. К тому же дублированы
      повредить привод руля и его перо, тоже не так просто, как кажется

      ps/ корма, как правило, лучше защищена, в т.ч. отсек рулевых машин

      на фото - Тяжелый крейсер "Принц Ойген" бодро шастает по океану с оторванной кормой


      Результат попадания торпеды с подлодки "Трайдент"



      Немецкий хоровод. Перекладка руля вручную
      1. xren 31 октября 2014 21:42
        потеря носа не так страшна как потеря другой оконечности

        С чего вы так решили?


        Потому, что она как правило:

        1) выше кормы
        2) уже кормы
        3) более вытянута
        xren
      2. Cristall 4 ноября 2014 01:31
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        ps/ корма, как правило, лучше защищена, в т.ч. отсек рулевых машин

        да как бы Бисмарк так не считает...все таки удары торпед в любом месте могут быть смертельны. Но в машинное отделение и в винторулевую группу..куда поопаснее носа.
  7. ParapaPanda 31 октября 2014 10:41
    Статья отлично написана.
    Почет и уважение перу автора.
    1. Vadivak 31 октября 2014 15:24
      Цитата: ParapaPanda
      Статья отлично написана.


      Поищите по сайту статьи Олега. Получите удовольствие
      1. SWEET_SIXTEEN 31 октября 2014 21:12
        Цитата: ParapaPanda
        Статья отлично написана.
        Почет и уважение перу автора.

        Цитата: Vadivak
        Поищите по сайту статьи Олега. Получите удовольствие

        Спасибо мужики
    2. Комментарий был удален.
  8. Владимирец 31 октября 2014 11:22
    Статья интересна, как описание сражений. Для однозначных выводов данных случаев, мне кажется, не достаточно.
    1. SWEET_SIXTEEN 31 октября 2014 21:21
      Цитата: Владимирец
      Для однозначных выводов данных случаев, мне кажется, не достаточно.

      Можно вспомнить множество подобных случаев

      Принц Ойген, Питтсбург, лидер Ташкент (на фото)
  9. AK-47 31 октября 2014 11:34
    Цитата: Cristall
    но как боевая единицы он будет сохранен(если конечно не затопят или не утопят

    Не затопили и не утопили починили и обозвали "Обрубленный нос", прозвище сопровождало крейсер вплоть до самой сдачи на слом в 1959-м.
    CA-32 «Нью-Орлеан» с новым носом, август 1943г.
    AK-47
    1. SWEET_SIXTEEN 31 октября 2014 21:26
      Цитата: AK-47
      CA-32 «Нью-Орлеан» с новым носом, август 1943г.

      Да нуу
      Его уже к июлю 1943 г. восстановили, в т.ч. носовую башню ГК

      Н. Орлеан - справа, октябрь 1943 г.
  10. xren 31 октября 2014 14:21
    "В огороде бузина..."

    И какое отношение повреждение от торпед имеют отношение к противоосколочному бронированию?
    Более того, отрыв носовой оконечности, с точки зрения живучести, порой даже лучше, чем её затопление.
    Да и по Зейдлицу: с чего увереность, что он дошёл бы до базы не будь противоосколочного бронирования?
    xren
    1. SWEET_SIXTEEN 31 октября 2014 21:29
      Цитата: xren
      повреждение от торпед имеют отношение к противоосколочному бронированию?

      Видишь ли в чем дело, xren - если даже после ПОЛНОГО затопления или потери носовой оконечности, корабли сохраняли ход и боеспособность (как те же Зейдлиц или Ташкент), то мелкие осколочные пробоины - это вообще не повод для беспокойства

      Зачем было бронировать нос 20...70 мм - ответ очевиден, незачем
      1. xren 31 октября 2014 22:21
        Это Зедлиц-то сохранил боеспособность?
        линейный крейсер уже едва полз кормой вперед на 3-5 узлах, с креном 8° на левый борт.

        Ещё раз: как правило, потеря носовой оконечности для остойчивости гораздо более предпочтительна, чем её затопление.

        Упомянутый тобой крейсер "Пенсакола" получил торпеду в машинное отделение и тоже выжил - зачем прикрывать броней машинное отделение?

        Основные причины гибели кораблей в бою — это ... нарушение остойчивости... .
        Как видно из приведенных примеров, повреждения в носовой части в этот перечень не входят.


        А вот это вообще перл.
        xren
        1. SWEET_SIXTEEN 31 октября 2014 22:54
          Цитата: xren
          Это Зедлиц-то сохранил боеспособность?

          Он вообще-то бой вел весь вечер и получил ппц как много повреждений

          Это его состояние через сутки
          Цитата: xren
          как правило, потеря носовой оконечности для остойчивости гораздо более предпочтительна, чем её затопление.

          Зейдлиц, Миннеаполис и Ташкент
          1. xren 31 октября 2014 23:28
            Он вообще-то бой вел весь вечер и получил ппц как много повреждений

            твои слова
            после ПОЛНОГО затопления или потери носовой оконечности, корабли сохраняли ход и боеспособность (


            Зейдлиц, Миннеаполис и Ташкент

            И что? Вопреки не значит благодаря.
            Зейдлицу, как раз было бы лучше избавиться от лишнего.
            То, что случилось с Миннеаполисом - редкость, причем такой загиб уменьшил дифферентирующий момент, и нехило увеличил поперечную остойчивость. Это, в чем-то, даже лучше отрыва носа.
            xren
            1. SWEET_SIXTEEN 1 ноября 2014 07:11
              Цитата: xren
              твои слова
              после ПОЛНОГО затопления или потери носовой оконечности, корабли сохраняли ход и боеспособность

              И где ты увидел противоречие?


              Все корабли двигались своим ходом, Ташкент до конца боя не снижал скорость ниже 20 уз. и отстреливался до последнего патрона. Зейдлиц после боя имел ход 19 узлов. Н.Орлеан и Миннеаполис после 3-х дневного эрзац-ремонта совершали трансокеанские переходы
              Цитата: xren
              Зейдлицу, как раз было бы лучше избавиться от лишнего.

              Там не менее, мы имеем факт - полное затопление не стало причиной гибели. А линейный крейсер до вечера сохранял боеспособность
              Цитата: xren
              Вопреки не значит благодаря.

              Тебе просто сказать было нечего
              1. xren 1 ноября 2014 10:59
                мы имеем факт - полное затопление не стало причиной гибели. А линейный крейсер до вечера сохранял боеспособность

                Это не факт, а фантазии. Полное затопление порзошло уже после боя.

                Тебе просто сказать было нечего

                Во общем - то, да. Потому, что если тебе четыре раза было сказано, что отрыв
                носа более безопасен, то в пятый раз повторять это бесполезно.
                xren
      2. saturn.mmm 31 октября 2014 22:25
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Зачем было бронировать нос 20...70 мм - ответ очевиден, незачем

        Мне показалось что в статье и про людей было написано.
        1. SWEET_SIXTEEN 1 ноября 2014 07:12
          Цитата: saturn.mmm
          Мне показалось что в статье и про людей было написано.

          Михаил, это несомненно

          Человек - мера всему (Платон)
  11. тайфун7 31 октября 2014 14:55
    Олег, спасибо. Статья интересная от первого и до последнего слова. "Зейдлицу" и команде особо уважуха.
    тайфун7
    1. SWEET_SIXTEEN 31 октября 2014 21:30
      Цитата: тайфун7
      Олег, спасибо. Статья интересная от первого и до последнего слова. "Зейдлицу" и команде особо уважуха.

      Всегда пожалуйста

      Невероятное возвращение Зейдлица - впервые читал про это в Моделисте-Конструкторе в начале 2000-х, зацепило
  12. Андрей из Челябинска 31 октября 2014 16:07
    Эххх:))))
    Как всегда:)))
    Олег опять не уловил главного:))))
    Дело в том, что сама по себе идея цитадели заключается в том, чтобы обеспечить непотопляемость корабля с полностью разрушенными носовой и кормовой частью.
    Если "цитадельный" корабль которому раздолбали нос и(или) корму пошел кормить крабов при неповрежденной цитадели - стыд и позор его проектировщикам. Не должно такого быть, для того и нужна цитадель. А вот зачем нужно бронирование оконечностей, Олег так и не понял
    Бронирование оконечностей служит не для того, чтобы предотвращать гибель корабля. Она для того, чтобы обеспечить боевую устойчивость корабля. В чем разница?
    В том, что корабль с небронированными оконечностями может легко получить повреждения, исключающие его боевую деятельность от какой-то позорной авиабомбы, взорвавшейся в воде около корпуса корабля. Понятно, что корабль не утонет -но приняв немалое количество воды через небронированный борт корабль вынужден будет уйти в родную гавань, прервав боевую операцию
    1. SWEET_SIXTEEN 31 октября 2014 21:41
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Дело в том, что сама по себе идея цитадели заключается в том, чтобы обеспечить непотопляемость корабля с полностью разрушенными носовой и кормовой частью.

      Мы же говорим не только о сохранении плавучести

      Примеры из статьи - это предел, но даже там корабли двигались собственным ходом и продолжали бой (как те же Зейдлиц или Ташкент)
      Какие последствия могут быть от мелких осколочных пробоин в носу - да никаких особых последствий, боеспособность сохранится на 90%
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Олег так и не понял
      Бронирование оконечностей служит не для того, чтобы предотвращать гибель корабля. Она для того, чтобы обеспечить боевую устойчивость корабля

      Вот здесь я с критикой совершенно не соргласен

      Из статьи:
      Даже после обширных затоплений и разрушений в носу, корабли, как правило, сохраняют львиную долю свой боеспособности и даже не пытаются идти ко дну.

      Что уж говорить про мелкие осколочные пробоины и взрывы фугасов среднего/универсального калибра! Вызванные ими повреждения категорически не способны доставить значимых неприятностей и стать причиной потери хода и боеспособности крупного боевого корабля

      Цитата: Андрей из Челябинска
      корабль с небронированными оконечностями может легко получить повреждения, исключающие его боевую деятельность от какой-то позорной авиабомбы, взорвавшейся в воде около корпуса корабля

      Да неужели
      Сколько надо взорвать таких бомб?
      И что станет основной причиной затоплений - разорванная гидроударами обшивка или мелкие осколочные пробоины?
      1. xren 1 ноября 2014 15:38
        И что станет основной причиной затоплений - разорванная гидроударами обшивка или мелкие осколочные пробоины?


        Конечно осколочные пробоины, так как есть такие вещи как ПКЗ, двойные брорта и водонепроницаемые палубы и платформы.
        xren
  13. Megatron 31 октября 2014 16:20
    Новый нос стал короче, или мне кажется?
  14. Даос 31 октября 2014 16:29
    Вот за что я нашего Капцова люблю это за фанатизм... Ежели он в какую идею поверил будет до "победного" как тот Штирлиц стоять "на своём...".
    То есть все примеры которые "на идею работают" будут изучены, рассмотрены и лирически описаны. Всё же что противоречит "линии партии" будет благополучно проигнорировано и объявлено несуществующим...

    Примеры то в статье классные... но вот что интересно - случаев когда корабли шли на дно с абсолютно целыми бронецитаделями история не знает?
    Вообще постановка вопроса "доставляет" - дескать от потери носа корабли не тонут - его бронировать?
    1. SWEET_SIXTEEN 31 октября 2014 21:33
      Цитата: Даос
      Всё же что противоречит "линии партии" будет благополучно проигнорировано и объявлено несуществующим...

      Есть обратные случаи?
      Цитата: Даос
      когда корабли шли на дно с абсолютно целыми бронецитаделями история не знает?

      Пробитая ПТЗ считается повреждением цитадели?)
      Цитата: Даос
      дескать от потери носа корабли не тонут - его бронировать?

      Они не только не тонут, а даже не теряют боеспособности

      А тогда смысл прикрывать нос тонкой противосколочной броней - если осколки не опасны (в приведенных в статье примерах были не осколки, а кое-что покруче)
      1. alicante11 1 ноября 2014 12:00
        А тогда смысл прикрывать нос тонкой противосколочной броней - если осколки не опасны (в приведенных в статье примерах были не осколки, а кое-что покруче)


        Вы заметьте, что во всех ваших примерах у кораблей катастрофически упала скорость. В результате линия будет либо снижать скорость и попадать в положение 2-ой ТЭ, расстреливаемой японцами с выгодных для них углов и дистанций, либо корабль покинет строй, ослабив линию на н-нное количество орудий ГК.
        А проблемы с затоплениями в оконечностях создают как раз осколки и снаряды СК, которых может быть много больше, чем чемоданов ГК и которые, будучи фугасными, могут наделать дырок в не бронированной оконечности. Именно поэтому используется тонкое противофугасное и противоосколочное бронирование.
        1. SWEET_SIXTEEN 2 ноября 2014 05:52
          Цитата: alicante11
          во всех ваших примерах у кораблей катастрофически упала скорость.

          Не во всех
          Избитый Зейдлиц к ночи поддерживал 19 уз.
          Совсем плохо ему стало уже на следующий день, когда затопления превысили все мыслемые пределы

          Ташкент с затопленным носом имел 20 уз.
          Цитата: alicante11
          В результате линия будет либо снижать скорость и попадать в положение 2-ой ТЭ

          Подранка просто эвакуируют из зоны БД

          Линейные эскадренные бои НК в наше время невозможны
          Цитата: alicante11
          А проблемы с затоплениями в оконечностях создают как раз осколки и снаряды СК

          Скорей уж подводные взрывы, от которых броня не спасет
          Цитата: alicante11
          как раз осколки и снаряды СК, которых может быть много больше,

          А вопрос - линкор позволит?

          Или противник со своим СК скопытится первым от огня ТКР/ЛК
          1. alicante11 2 ноября 2014 08:56
            Не во всех
            Избитый Зейдлиц к ночи поддерживал 19 уз.
            Совсем плохо ему стало уже на следующий день, когда затопления превысили все мыслемые пределы


            19 узлов против скольки в норме? При чем это был линейный крейсер, который мог войти в линию более тихоходных линкоров (хотя этого и не было сделано и он как раз и сдерживал Хиппера), а если бы на столько же процентов снизилась скорость линкора? Смог бы он оставаться в боевом строю?

            Ташкент с затопленным носом имел 20 уз.


            Опять же, эсминец, "ползущий" на 20 узлах - не боец. Он не может и лидировать эсминцы (а он был именно лидером), т.е. обеспечить их атаку огнем орудий, поскольку просто не успеет за ними.

            Подранка просто эвакуируют из зоны БД


            Ну вот и получится, что этот "подранок" с целой артиллерией и побитым носом ослабит линию на н-ное количество стволов ГК.

            Линейные эскадренные бои НК в наше время невозможны


            Я так понимаю, что речь идет о прошлом. Что немцы бронировали, а наглосаксы - нет, и что вторые были более правы, чем первые. Или я не правильно понял ваше утверждение?

            Скорей уж подводные взрывы, от которых броня не спасет


            Вряд-ли, фугас малого калибра, взорвавшийся в воде не нанесет серьезных повреждений. Все-таки, вода не способствует распространению осколков и взрывной волны.

            А вопрос - линкор позволит?


            А кто ж его спросит-то? Тот же Зейдлиц имел попадания 152 и 102мм снарядов. В принципе, даже у линкоров имелись такие орудия. Правда, они были противоминным калибром, но в Ютланде ими стреляли и по противнику. А для броненосцев это вообще очень критично, поскольку они имели по 4-8 шестидюймовок на борт именно в качестве основного вооружения наряду с 4-мя крупными орудиями.
            1. xren 2 ноября 2014 10:42
              Все-таки, вода не способствует распространению осколков и взрывной волны.


              Пардон, но взрывная волна, как раз таки, гораздо лучше распространяется в воде.
              Но и под водой корабль не беззащитен.
              xren
              1. alicante11 2 ноября 2014 12:14
                Пардон, но взрывная волна, как раз таки, гораздо лучше распространяется в воде.


                Этого не может быть, вода более плотная среда, чем воздух. И поэтому она сильнее гасит энергию, оказывая большее сопротивление.
                Тут вопрос в другом, если я правильно помню вопросы противоминной защиты, вода имеет большую упругость и поэтому, скажем, при взрыве торпеды, осколки и взрывная волна, вслед за разрушаемой частью борта, пойдет во внутренние помещения корабля, из-за чего противоминные переборки устанавливались на расстоянии от борта. Сюда же можно отнести и були, которые, по сути, являются дополнительными отсеками, в которых происходит расширение продуктов взрыва.
                1. xren 4 ноября 2014 02:24
                  Еще раз пардон.
                  Осколки да, останавливаются водой, а вот взрывная волна наоборот, очень хорошо проходит. Потому что в земных условиях жидкости несжимаемы. Поэтому для корабля подводный взрыв гораздо опасней чем надводный.
                  xren
  15. Гунн 31 октября 2014 16:43
    Статье плюс - однозначно! Благодарность за труд! Ожидаю продолжения...
    Гунн
  16. wown 31 октября 2014 19:14
    а почему не добавить статью и о трагических случаях, на пример с Ослябей?
  17. xomaNN 31 октября 2014 19:56
    Профессионально действующие мотивированные идеей моряки, независимо от флага и гюйса над их кораблями, достойны всяческого уважения!!!
  18. vodolaz 31 октября 2014 23:49
    Интересная статья, Зейдлиц больше всех поразил.
  19. viruvalge412ee 1 ноября 2014 08:46
    ПО СОВОКУПНОСТИ ЗАСЛУГ КОМИТЕТ ЗЕЛЕНЫХ РОСИЙСКИХ МАТЕРЕЙ ПРИСВАИВАЕТ ЗЕЙДЛИЦУ ЗВАНИЯ: ЗАСЛУЖЕННЫЙ-ГВАРДЕЙСКИЙ . МЕДАЛЬ ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА И ОРДЕН ЛЕНИНА СООтветственно.
    Статья-блеск! Такое впечатление, что писал ее немец. Я понимаю , подвиги -есть всегда подвиги , вне национальностей и уважение к ним равное должно быть!Однако , едрен-батон, хочется рыдать !Нервы шалят от такого героизма не зейдлица, а людей в нем! Тогда, как таких людей МЫ(Пока еще вроде МЫ!?-решений ведь не было, что не мы) победили. Вооще -вопрос сложный и простой слегка затронул. Вопрос пушечного мяса. А оно-пушечное мясо, везде и всегда одинаковое-люди. p.s. Там, на Зейдлице, не было хохлов! Иначе Он бы тады затонул
    viruvalge412ee
  20. VictorLimaGolf 15 января 2015 12:06
    Автор немножко слукавил - опустил один факт, говорящий против его мнения. Статья написана хорошо и показывает высокую компетентность автора в данном вопросе, поэтому он не мог не знать про гибель линейного крейсера "Лютцов" в Ютландском бою от пробоин и затоплений именно в НОСОВОЙ части. "Лютцов" броневой пояс в оконечностях имел, но относительно небольшой толщины 100-120 мм, пробивавшийся главным калибром английских линкоров/линейных крейсеров. Результат - "Лютцов" принял 8 тысяч тонн воды в нос, дифферент был такой, что винты вышли из воды, и линейный крейсер был оставлен экипажем и затоплен из-за полной невозможности довести его до базы. А вот главный пояс толщиной 305 мм успешно противостоял снарядам, и машины и котлы остались в исправности. Все-таки "коротка кольчужка" оказалась!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня