Ещё раз о Сахалинском инциденте. Часть третья

Ещё раз о Сахалинском инциденте. Часть третья


А теперь хочу привести читателям последовательную хронологию событий, произошедших над Сахалином. Вот как ее восстановил Вольф Мазур на основе советских официально предоставленных отчетов, американских перехватов переговоров советской ПВО (так называемая «лента Киркпатрик», поданная США в ООН) и радарных карт СССР, США и Японии:


2:45 утра. Радары ПВО Камчатки засекли самолет, 2 часа ходивший вдоль границы. Обычно это бывает американский разведчик, чаще всего RC-135.

В 4:51 появился 2-й самолет. Сблизившись до слияния их отметок на экране, они 9 минут летели вместе, что было похоже на дозаправку в воздухе, затем один пошел на север, а другой в сторону Петропавловска. Включив генератор помех, он исчез с экранов над Охотским морем. Радарная карта в отчете ИКАО показывает RC-135, который шел к югу, пересекая след упомянутого самолета через 40 минут после его прохода.

2:51. Радар засек самолет, летевший со сверхзвуковой скоростью, курс юго-запад. Он исчез в 3:26.

3:32. Появился самолет, свернувший над морем вглубь суши севернее Петропавловска.

Далее Камчатку пересек еще один самолет, резко ускорявшийся до сверхзвука для отрыва от преследования в районах баз ВВС Елизово и Парамушир.

6-го «гостя» раскрыл американец Сеймур Херш в книге «Target is Destroyed», утверждая, что KAL 007 оставил Камчатку в 3:58, пройдя над ней со средней скоростью 586 узлов. Но над полуостровом дует встречный ветер в 50 узлов, то есть скорость «Боинга» была 636 узлов (сверхзвук), что невозможно в принципе! Это тоже был военный самолет.

Итак, одни самолеты исчезают, другие возникают; порой они сливаются до единой отметки на радаре; эфир полон американских помех — в небе закручивалось что-то тревожное. И у Советского Союза были иные данные радаров, чем те, которые они дали ИКАО. В 1992 г. Борис Ельцин передал США и Южной Корее «относящиеся к KAL 007 документы», в том числе карту, отражавшую курсовые данные «черного ящика» самолета, летевшего из Анкориджа (авиабаза ВВС Элмендорф) и сбитого над Сахалином. Вот такая получается картина. Похоже на рейд многих RC-135 под прикрытием самолетов радиоэлектронной борьбы (РЭБ), что отражает высокий уровень враждебности. Описанное относится к 1-й волне американского вторжения (по данным радаров и очевидцев, была и 2-я волна).

В 04:00 боевая тревога прозвучала и на Сахалине, хотя он весьма далеко от Камчатки. Это отражает массированное проявление агрессии со стороны США: корабли, субмарины, самолеты, спутники на орбите — СССР серьезно отнесся к начавшейся акции. ПВО видела 6 нарушителей, идущих на нее одновременно, и ясно, почему решили сбивать их без долгих процедур предупреждения. При большом количестве целей, идентифицированных как «военные, возможно враждебные», начинали действовать особые приказы.

05:14. Командир 24-й дивизии ПВО генерал Корнюков: «Цель нарушила государственную границу, приказываю цель уничтожить». Пилот истребителя уже держал палец на кнопке «огонь», и 1-й нарушитель был сбит в 05:16.

05:17. «Семнадцать тридцать одна (17 мин. 31 сек.), 2-ю цель уничтожить», что и было сделано.

05:18. «Восемнадцать тридцать одна, 3-ю цель уничтожить».

05:19. Самолет, который японцы вели с 05:12, разогнался до 450 узлов.


05:21. Приказ КП дивизии ПВО: «Применение ракет по громкоговорителю не объявлять». Ракеты достали цель не позднее 05:21. Приказ «не объявлять» отдан, чтобы не тревожить не вовлеченных в акции людей. Это понятно, если целей много, то есть бой разгорается.

05:20. KAL007 доложил токийскому контролю набор высоты до 35000 футов.

В это же время наблюдаемый японцами самолет, имитирующий корейца и передающий гражданский транспондерный код 1300, опустился до 26000 футов. В 05:15 он уже резко нырял с 35000 на 29000 футов. Зачем? Отчет ИКАО: в это время над Сахалином на высоте 26000-32000 футов были облака. Самолет искал в них защиту от ракет с инфракрасными головками самонаведения (ГСН, но был сбит в 05:27, японцы зафиксировали его взрыв. В этот момент другой нарушитель, летящий параллельно на 2000 м ниже, и висящий у него на хвосте советский истребитель исчезли с экранов. Потом истребитель вышел из атаки с разворотом и набором высоты, а нарушитель исчез. То есть было сбито 2 нарушителя буквально рядом в одно и то же время.

05:27. КАL 007 доложил токийскому контролю прохождение контрольной точки NOKKA.

05:38. RC-135 с самолетом, идентифицированном японцами как МиГ-23, на хвосте, исчез с японских радаров. Вероятно, он был сбит в 05:39.

05:40. Вытеснив другой RC из советского пространства, два советских истребителя на исходе топлива ушли на Южно-Сахалинск.

05:42. В воздух поднялся истребитель 805.

05:45. Вытесненный ранее истребителями RC вновь повернул к Сахалину. Подполковник Осипович: «Я зажег огни и дал 4 предупредительных очереди перед его носом. Он не реагировал. Получив приказ его уничтожить, я выпустил 2 ракеты».

05:45. Сахалин запросил подкрепление с материка — истребители из Постовой (Советская Гавань), уже стоящие в боевой готовности. Детали реконструированы по «ленте Киркпатрик» и записи переговоров советских летчиков с наземным контролем (отчет ИКАО). В отличие от «ленты К» с обрывками радиообмена, в записи с 163-м нет пробелов, она дает полную картину того, что перехватчик делал на протяжении 2-го часа вторжения.

05:45. Взлетевшего 121-го начали наводить на цель.

05:46. На 2-е задание пошел 163-й.

05:52. KAL 007, по версии США сбитый русскими в 05:27, ответил на вызов KAL 015 — 4 зашифрованных корейских слова, которые коллегу успокоили, он ответил «Roger» и прекратил радиообмен. Это записано центром Токио-Нарита, то есть 007 летел далеко от Сахалина, уже находясь в зоне действия приёмника VHF токийского контроля!

06:00. 805-й перехватил RC, идущий со стороны Тихого океана. Но сначала дал очереди из пушки, а RC сбросил скорость. Это был их трюк: полностью выпустив закрылки, тормозить так резко, что истребитель проносился мимо, а RC уходил за границу воздушного пространства СССР.

06:08. 163-й встретил нарушителя севернее мыса Терпения. Сбросив полные баки, он начал неистово маневрировать, пикируя и свечой уходя вверх, при этом резко меняя курс. Подвесные баки стоят дорого, и ни один пилот не станет их сбрасывать, особенно полными, если только не готовится вступить в бой. Небольшая маневренная цель пыталась стряхнуть 163-го, но тот намертво вцепился в свою жертву. Судя по спокойствию, сменившему эту гонку, и по вопросу к диспетчеру о своей позиции, бой выиграл 163-й; нарушитель упал в горах восточнее Леонидово.

06:19. 163-й лег на курс 230 и передал, что преследует другого нарушителя. В 06:21 отметка на экране разделилась: целей было 2, на дальности 10 и 15 км. Они увеличили скорость, сблизились почти вплотную и разогнались до сверхзвука. А 163-й в 06:27 вновь начал серию головоломных маневров, держась за целью, и в 06:28 доложил о выполнении приказа. Но бой для него не закончился, в 06:29 его навели на новую цель. Он резко повернул к северу и лег на курс 360, к Сахалину, в 06:32 изменил курс на 210 и запросил высоту цели. В 06:34 он сообщил остаток ракет (2) и топлива, запросил инструкций, внезапно повернул на 60 градусов, и 6 минут шел в поисках цели.

В 06:41 он выполнил новый приказ, выпустив 2 оставшиеся ракеты, развернулся и пошел на базу.

В это время японцы объявляют тревогу DEFCON 3 для ВВС севера страны (1 уровень ниже общей мобилизации); 72 истребителя (50% всех сил) и 2 спасательных эскадрона на авиабазе Читозе изготовились к бою.

Все бомбардировщики В-52 базы Пенсакола/Флорида взлетели и остались в воздухе на протяжении нескольких часов. Это была явно аварийная процедура стратегических сил.

06:02. Подполковник Осипович взлетел во 2-й раз; 1-й его целью был RC-135, 2-я походила на Ту-16.

06:10. Диспетчер: «Цель прямо по курсу, идет в вашу сторону, сейчас нарушит наше воздушное пространство». Пилот: «Он шел со скоростью 1000 км/ч. Поймав его радаром, я следовал на расстоянии 13 км. Неожиданно диспетчер начал нервно запрашивать мой курс, курс и высоту цели. Мой радар ничего не показывал, что было для меня полной неожиданностью. Я летал в этом районе много раз, но это случилось впервые». Позже ему сказали, что радарные отметки обоих самолетов исчезли с экрана.

06:22. Получив приказ заставить нарушителя приземлиться, он сделал 243 предупредительных выстрела: «В эфире была неописуемая сумятица. За мной шел МиГ-23 с подвесными баками; он не мог лететь быстро, и пилот не переставал кричать: «Вижу бой! Воздушный бой!» Не знаю, о каком бое он говорил».

В этот момент 163-й доложил, что нарушитель находится в 25 км впереди него, то есть в этом бою ни Осипович, ни 163-й участия не принимали. В воздухе было много других самолетов, в том числе два самолета дальнего радиолокационного обнаружения из Ванино, что дает представление о масштабе американского вторжения. Осипович: «Я сигналил огнями, а он пытался стряхнуть меня, сбросив скорость. Я не мог лететь медленнее 400 км/ч без срыва воздушного потока. Граница была рядом, и чтобы остановить его, я резко спикировал, повернул вправо и захватил его прицелом. Я мог его рассмотреть: он был больше Ил-76, силуэт напоминал Ту-16. 1-я ракета ударила в хвост, и я увидел большое оранжевое пламя; 2-я снесла половину левого крыла».

«Я отвернул и, идя на базу, слышал переговоры контроля с другим перехватчиком: «Цель снижается, ее не вижу»; пилот: «Цель теряет высоту, она на 5 тысячах метров, ее не вижу». Другой пилот также сбил нарушителя. Из-за недостатка топлива Осипович отошел, как только увидел, что цель горит. Другой мог дольше наблюдать за падением своей цели; диспетчер при его наведении не упоминал об Осиповиче, значит, они были в разных районах.

Осипович: «Я сбил вражеского разведчика. Они всегда кружили вокруг нас. Не имеет значения, что говорят, я отвечаю за свои слова: сбитый мной самолет был шпионским».

06:25. Генерал Корнюков: «Экипаж наведен в районе Кострома, спасателям готовность номер один, курс цели 210, выпущена ракета, полет контролирует Огуслаев».

06:25:31. Под контролем КП Депутат 805-й выпускает 2 инфракрасных ракеты, они взрываются в хвосте нарушителя, левое крыло не повреждено; доклад пилота: «Цель поражена».

06:26:25. Капитан Солодков: «КП Эмир, 26 минут 25 секунд, 37-й выпустил ракету в цель».

За 1 минуту сбито 3 цели: под контролем Огуслаева, КП Депутат (805-й) и КП Эмир (37-й)!

Американцы активно вклинивались в работу советской ПВО с ложными приказами, стремясь внести неразбериху. С материка подошли новые истребители.

06:35. 731-й шел курсом 120, через 15 секунд повернул на 200, в 06:38 резко пошел вверх. Маневры говорят о преследовании, бое и выходе из-под падающих обломков. В данном случае американские станции радиоперехвата зафиксировали падение своего самолета в Татарском проливе у острова Монерон. Агентство национальной безопасности США послало своему флоту радарный след, послуживший причиной их поисков именно в этой точке.

06:50. Над Сахалином поднялось солнце.

07:00. В проливе Лаперуза траулер «Уваровск» шел к северу Монерона с приказом искать людей и обломки на воде, и чуть не столкнулся с американским фрегатом, который уже что-то искал! В это же время капитану сторожевика Иванову приказали искать южнее острова сбитых пилотов: «Вооружены, возможно сопротивление». А «Уваровск» обнаружил на воде пятно молочного цвета диаметром 200 м, это был авиационный керосин, поднимавшийся с глубины. Море покрывали плавающие обломки, еще дымил оранжевый факел (они горят до получаса). За 2 часа собрали 1 т обломков, что очень много, учитывая их крайнюю легкость. Всего удается определить в море у Сахалина 10 мест крушения, на самом острове — минимум три, точные координаты еще двух крушений неизвестны.

На поиск самолета, исчезнувшего в 05:27 у Монерона, японцы послали 2 сторожевика. Придя на место, те увидели советские корабли, собиравшие обломки, в том числе большие, тяжелые объекты. Увидев советский сторожевик с расчехленными орудиями и сигнал «Не приближаться!», японцы стали наблюдать со стороны. Обломки были явно от военного самолета (там плавали и меховые куртки, а KAL007 вылетел из Нью-Йорка 31 августа, где еще было лето). В 3-х районах вокруг Монерона русские работали даже ночью при свете прожекторов, прочесав силами 80 судов каждый квадратный дюйм океанского дна, подняв много материала. Но официально они все еще «ничего не нашли». Янки искали в 19 милях северо-восточнее, а японцы в зоне 100x150 км, уже смекнув, что 007 упал не здесь, и они ищут что-то другое. Кто-то «втемную» использовал их для своих целей. Всего, по данным Вольфа Мазура, удается определить в море у Сахалина 10 мест крушения, на самом острове — минимум три, точные координаты еще двух крушений неизвестны.

Журналист телекомпании NHK Ивао Койяма сообразил, что советские суда общаются открытым текстом. Взяв приемник и магнитофон, он записал сообщения: база говорила рыбакам, что делать с обломками и телами. Ради важности информации Койяма не стал на этом зарабатывать, а послал запись в главный офис NHK в Токио. Однако их обломки никогда никем не предъявлялись. Запросив позднее собственную пленку, он ее не получил.

Над головами русских ходили японские, американские вертолеты, самолеты, в том числе противолодочные «Орионы»; подошли «Аваксы» и шесть F-15 с Окинавы, усилив 50 американских F-16 с базы Мисава. Как видим, силы больше соответствовали небольшой войне, чем гуманитарной акции спасения.

А в заключение приведу и версию, озвученную официальным лицом — бывшим заместителем представителя ИКАО в Монреале Владимиром Подберезным, принимавшим участие в расследовании обстоятельств гибели южнокорейского самолета.

По его словам, первым пострадал самолет-разведчик, — скорее всего, Р-3 «Орион». Это произошло за 10-12 минут до уничтожения «Боинга» летчиком Су-15 Осиповичем.

Уничтожение самолета-разведчика не входило в планы «воздушной операции». Как говорится, случайное совпадение: на «экране» радиолокационного прицела Су-15 отметка разведчика оказалась ближе, чем «Боинга». Вторым — в 6.24.56 (время сахалинское) — был уничтожен (взорван) «Боинг». Через 4 минуты (6.28.49) взорвался на своей международной воздушной трассе «Боинг» рейса КАL-007. Первые обломки его найдены через 8 дней у побережья острова Хоккайдо, к северу от острова Хонсю». Все три самолета были уничтожены над международными водами. Утром 1 сентября 1983 года на стол начальника Генерального штаба маршала Н. Огаркова легли предварительные боевые донесения (шифровки) от трех главкомов: войск ПВО, ВВС и ДВО. Донесения свидетельствовали: летчик Геннадий Осипович сбил в нейтральных водах самолет-разведчик США.

Вечером в программе «Время» по Центральному телевидению маршалом Огарковым, затем в заявлении ТАСС была сообщена лишь полуправда, считает Подберезный. Якобы после предупредительных выстрелов трассирующими снарядами, произведенных советским летчиком, самолет-нарушитель покинул воздушное пространство СССР. Затем в течение десяти минут он наблюдался радиолокационными средствами, а позже вышел из зоны наблюдения. То есть его полет истребителем Су-15 не пресекался. Другую часть правды о том, что советский истребитель сбил в международном воздушном пространстве американский самолет-разведчик, маршал Огарков поведать миру не мог — это вызвало бы всемирный скандал, поскольку налицо было грубое нарушение норм международного права. Спустя 5-6 дней, когда в руках у маршала С. Ахромеева появился «черный ящик» (речевой регистратор от южнокорейского рейса КАL-007), версия инцидента резко меняется. Согласно ей, покинувший воздушное пространство СССР самолет-нарушитель был уничтожен истребителем Су-15. В новом заявлении даже была озвучена ответственность Советского государства за уничтожение пассажирского самолета.

Через четыре дня летчика Осиповича переводят для продолжения службы в Армавир. Однако сначала он появляется в Москве, в Генштабе, на «беседе». Его обвиняют в срыве боевой задачи по уничтожению самолета-нарушителя. И это на самом деле так. Но высокие чины Генерального штаба «помиловали» летчика, «посоветовав» ему в телевизионном интервью «перенацелить» ракеты с самолета-разведчика США на южнокорейский «Боинг», который он не сбивал и не мог сбить. За «примерное» поведение перед телекамерой ему выдали премию в размере 192 рублей.

Любопытно, что ни одна из комиссий по расследованию инцидента к своей работе его не привлекала. В двух официальных докладах ИКАО говорится, что ее специалистам «не удалось» встретиться с Осиповичем.

«Есть ли доказательства наличия двух «Боингов»? По мнению Подберезного, речевой регистратор и регистратор параметров полетов, которые исследовали в СССР, России и в ИКАО, на самом деле были не с южнокорейского «Боинга», а с двух разных самолетов. Вот почему там нет никаких следов подделки. Останки пассажиров южнокорейского «Боинга» (рейс КАL-007), который весь свой полет осуществлял по международной воздушной трассе Р-20 (что подтверждает расшифрованный речевой регистратор), находятся на дне Тихого океана, восточнее острова Хоккайдо. Советские водолазы-эксперты с высокой вероятностью определили: судя по отсутствию пассажиров, да и по другим параметрам, останки «уничтоженного» Осиповичем «Боинга» не принадлежали южнокорейскому рейсу.

Между тем самолет-разведчик США, следуя вдоль международной воздушной трассы Р-20, осуществлял перехват и запись всех переговоров экипажа КАL-007 с диспетчерскими службами Анкориджа и Японии, с другими экипажами, организуя временные радиопомехи линиям связи. Цель — создать видимость отклонения самолета от трассы. Так появился параллельно второй «черный ящик» (речевой регистратор). Нет, не копия, — именно он через 5-6 дней после инцидента каким-то образом оказался у маршала С. Ахромеева.

Е-3А, на борту которого находился У. Кейси, взлетел с одной из авиабаз США на Аляске вечером 31 августа (время камчатское). Обнаружен в 23.45 в 800 км от Петропавловска-Камчатского, на высоте 8000 м радиотехническими войсками. Судя по сообщению маршала Огаркова на пресс-конференции, предположительно это был RС-135. После обнаружения самолет совершал «странное» барражирование. С этой же базы через некоторое время взлетели еще два-три самолета-разведчика.

Два «Боинга-747» поднялись с аэродрома Анкориджа. Один из них, «Боинг-747-200 В», — беспилотный, двойник южнокорейского, имитирующий его полет как нарушителя воздушного пространства СССР. Двойник и Е-3А сблизились и в течение 10 минут шли вместе. Далее они разделились. Е-3А развернулся на юго-восток, в сторону международной трассы, со снижением высоты, пытаясь выйти из зоны видимости радиотехнических войск ПВО СССР. Беспилотный «Боинг» (без пассажиров, но напичканный чемоданами, различной одеждой — мужской, женской, детской) пошел по сейчас уже известному маршруту нарушения. Через 10 минут после выхода из воздушного пространства СССР первый «Боинг» был ликвидирован (взорван) по заранее заложенной программе или дистанционно по радио с борта самолета Е-3А. ( За 10 минут наблюдения самолет мог при скорости 900 км/час пройти 150км, но это расстояние не прошел, следовательно, разворачивался, чтобы не уйти далеко от воздушного пространства СССР.В это время второй «Боинг-747-230 В» (рейс КАL-007) на автопилоте совершал свой полет по международной трассе Р-20, от которой он никуда не отклонялся (если бы отклонился, то из разговоров между собой членов экипажа это можно было бы установить). Но они вели себя так, как и должны были вести, четко выдерживая параметры трассы. Ни одно официальное расследование до сих пор не может объяснить мотивы хладнокровного поведения членов экипажа южнокорейского «Боинга».

Через 4 минуты после уничтожения первого «Боинга» взрывается КАL-007. Тоже по радио, с борта Е-3А, подводит итог Подберезный. (Учитывая найденное среди обломков у берегов Японии оперение ракеты с американской маркировкой, лично я считаю, что его сбил перехватчик).

Интересна была в этом вопросе позиция Японии. Правительство врало, озвучивая американскую версию. В то же время в СМИ постоянно уходила информация, да еще какая: четкие снимки находок, детали отчетов служащих японских радаров и многое другое. Это позволило собрать массу неопровержимых фактов американского вторжения на Дальнем Востоке СССР.

И несомненно, ту ночную битву выиграли советские летчики, завалив на «плохих самолетах с плохими радарами» несколько новейших машин агрессора. А вот битву за умы выиграли США, скормив всему миру ложь. И шитое белыми нитками продолжает «киснуть» в головах людей.



Использованный материал:
Мишель Брюн. Сахалинский инцидент.
Мухин Ю.И. Третья мировая над Сахалином, или Кто сбил корейский лайнер?
Корейский «Боинг-747» сбит над Сахалином // http://www.100velikih.com.
Мазур Вольф. «Чёрные птицы» над Сахалином: кто же сбил корейский «Боинг»? // Аэропорт.
Шальнев А. Американский репортаж // «Известия», 1993 год.
«Красная звезда», 2003 год.
Автор:
Эдуард Решетников
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти