Military Review

Fokker. Man and plane. Part one

6
Fokker. Man and plane. Part one


At the beginning of the 20 of the last century, our country bought about a thousand military and civil aircraft abroad. There were two goals: to quickly update the country's air fleet, destroyed by the world and civil wars, and to master the experience of aircraft construction in the world. Airplanes were bought in different countries, different brands, one by one, in several copies, in a dozen or so. A lot of cars (about three hundred) bought from Professor Junkers in Germany; his company was at that time the most advanced, even had a concession in Moscow. But, despite this, most of the aircraft (almost five hundred, that is, almost half of all purchased) were purchased from the Dutch designer and entrepreneur Anthony Fokker. Machines are simple, reliable and relatively cheap.

A certain role in the trade relations of Fokker with the USSR was also played by the fact that Anthony had visited the competition of military airplanes in St. Petersburg in 1912 year. He admired the vehicles he saw, and at the same time the young pilot Ya. A. Galanchikova. With the unstoppable energy that Anthony possessed in those years, he introduced the “Russian spirit” into the designs of his planes. The main features were: welded frame and plywood wing trim. Plywood sheathing, applied instead of fabric coating, made the wing smooth, well-kept shape and light, because it took on some of the bending and twisting load. (By the way, it is little known that in Russia, plywood was invented - in the year 1887 by O. S. Kostovich.)

Fokker airplanes faithfully served us for more than ten years both in the Air Force and on passenger lines. And after another ten years were firmly forgotten. Anthony Fokker himself was forgotten, despite his contribution to the domestic and world Aviation. In addition, it would not be an exaggeration to say that his life and fate were very unusual, and if he were an American, Hollywood would have shot a couple of films about him. Let's try to remove the curtain of the information vacuum from the outstanding personality of a talented aircraft designer. And start from the beginning.

In 1909, the Dutch rich man G. Fokker, who made a huge fortune on coffee plantations in Java (it was there that Antoni Fokker was born), almost forcefully sent his nineteen-year-old son Antony to the German city of Bingen, where, according to the colorful avenue, there was the best in Germany, the school of automotive engineers. However, this school was a provincial workshop. Anthony waved his hand at her and went to travel around Germany. Not far from Mainz, he came across a school of drivers, for whom a certain Buchner, posing as a seasoned aviator, undertook to build and fly around an airplane with a motor purchased at the expense of a city baker.

For a long time I remembered this overflight of the school. Having dispersed the car, Büchner could neither lift it from the ground, nor stop it, nor turn it away from the fence at the end of the airfield. The headmaster ran after the apparatus, rushing across the field, cursing fiercely, and burst into tears when the airplane turned into a pile of debris. The angry baker took his engine, Büchner disappeared, and his pupil Anthony Fokker decided to build the plane himself.

The prototype of all the Fokker aircraft was a monoplane with strongly raised ends of the wings, which allowed it to do without ailerons. At the beginning there was no steering of the turn either, so when jogging the car moved in any direction, just not where the pilot directed it. After that, the steering wheel was installed, and by the end of 1910, the device — the 1 Spider — was ready. 24 December 1910, the plane run by Antoni Fokker, took off the ground and flew 100 meters. The next time, “sponsor” and Fokker’s friend Franz von Baum sat down at the wheel, who safely crashed the plane for his health. Fokker did not survive the event for long and almost immediately set about creating a new Spider-2 aircraft, the first flight of which took place on May 12 of the year 1911.



It had an extremely simple wing construction, consisting of “pocket plating” - two layers of canvas quilted with paired seams along and across, Steel pipes — spars — were pushed along the wing, and across-straight slats, along the wing. The front spar was the tip of the wing, the rear edge was twine. There was no profile for the wings. The layout of the aircraft is a pushing midrange with a large transverse V wing (9 °). Engine - “Argus” in 100 l. with. On the Spider II airplane, Fokker performed all the flights necessary to obtain a pilot certificate and began building a third model, on which he intended to make demonstration flights in his homeland, in Holland.

Delivered to Harlem, the Spider III made a stunning impression. Anthony made six flights on it lasting up to 11 minutes, including over the 80-meter bell tower. This aircraft took part in the competition of military airplanes 1912, where it took the fourth place. One of the acquaintances of Fokker Sr. said then: “Who would have thought that your son would soar so high!”



Many years later, Anthony said that the happiest moments of his life were these triumphant flights over his native Haarlem, who once spent him in Germany as a loafer and loafer, and met as a hero ...

A few months later, again in Germany, Fokker fell on such seven minutes that he later called them the most terrible in his life.

In December, 1911, Antoni decides that his passion should be transferred to the rails of business. In the suburbs of Berlin, a hangar was acquired, in which the aircraft manufacturing company Fokker Airplanbau was founded. In order to gain a reputation, A. Fokker himself decided to demonstrate the merits of his “3 Spider” at the aviation week at the end of May 1912. And in flight at an altitude of 750 meters, the upper wing stretch suddenly sagged. This meant that one of the lower stretch marks broke, and the wing could fall off at any time. Decreasing speed, Fokker began to carefully decline. The wing fluttered. Anthony gave a sign to his passenger, Lieutenant Schlichting, to step on the wing in order to partially compensate for the lifting force with his own weight and to unload the structure. And the lieutenant inadvertently pushed the trim with his foot. The wing broke off at a height of ten to fifteen meters, the apparatus collapsed to the ground. Schlichting was killed on the spot, and Fokker was taken to hospital in an unconscious state. But the disaster did not discourage Anthony.

He continued to build "Spiders", designed a folding aircraft transported by car, developed a seaplane, visited St. Petersburg, where his "Spider" took fourth place in the competition of military airplanes. The well-known Russian aviatrix "L. A Galanchikova set a height record for women (2140 m) on the Spider, and Fokker himself set a height record for men (3050 meters). Then the Fokker flew over Germany from Berlin to Hamburg. About Fokker talked. He began to receive private orders for aircraft. In 1912-1013 Fokker managed to sell a half dozen "Spiders". In the autumn of 1913, a new venture, the Fokker Flug-Hohwer, appeared in the outskirts of Schwerin.

Nevertheless, the German military played a decisive role in its future fate. Back in 1909, the German Ministry of War for the first time released a small sum of money for the development of aviation - 36 thousands of marks. However, this did not mean that the Germans neglected the development of air weapons: just in Germany, then, the main attention was paid to the development of “zeppelin”. The dirigible orientation determined the characteristics of German aircraft engines: with high efficiency and service life, they were significantly heavier than the French ones. And this feature of them was manifested in the fact that by the winter of 1913 — 1914, Germany, having taken away all the records of flight range and duration from France, was unable to take away its speed record. However, until the spring of 1914, this was of little concern to military leaders.

It must be remembered that Fokker was not only a designer, but also a pilot. The dizzying aerobatic maneuvers that were then demonstrated by the French virtuoso Pegu made an indelible impression on Fokker. Being a skilled pilot himself, Fokker set out to surpass Pegu, but this required a plane with completely different articles than the Spiders. In the 1913 year, Fokker buys the Moran monoplane in a poor condition for a song. It was this step that served the further development of the Fokker scheme, since the designer changes the wooden fuselage set on it to welded steel pipes. This was the first manifestation of the designer's style. However, Anthony never disdained improving existing designs. Therefore, it was difficult enough to accuse him of plagiarism. The car was easy, sporty. On it, Fokker began to master Pegu's dizzying stunts and with particular trepidation — the famous “dead loop” of the Russian pilot P. N. Nesterov.

By the spring of 1914, partly under the impression of the Fokker cascade of airborne figures, the concept of a “cavalry monoplane”, a light, high-speed, maneuverable reconnaissance aircraft, matured in the minds of German strategists. Fokker received an order for a single monoplane with a motor in 80 — 100 l. with. A few months after the outbreak of World War I, the military demanded that a machine gun be installed on this airplane.

Surprisingly, but a fact: the war of the warring powers entered the world war without weapons, because the then military experts considered the main task of aviation is the reconnaissance and correction of artillery firing. And they had to arm the planes during the fighting. The British installed a machine gun in the bow of the "Vickers" - a lumbering slow-moving machine with a pusher propeller. The French mounted light machine guns high above the wing so that the bullets would fly over the propeller disk. Both of these decisions turned out to be unacceptable for the Germans: they did not have airplanes with pushing screws, and there was not enough light machine guns. But heavy machine guns could not be mounted high above the wing. Need a device that allows you to shoot through a rotating screw.

A serious attempt to solve this problem was made by the Frenchman Rolland Garros. In November 1914, a well-known French test pilot of the Moran-Solignier company, Lieutenant Garrot proposed the idea of ​​creating a single fighter armed with one machine gun fixed parallel to the flight line and shooting through a circle swept by a propeller. In order for the bullets, getting into the screw, not to pierce or damage it, Garro suggested the so-called bullet cutter. The cutter was a triangular, steel prism worn on the propeller blades in the place where they intersect with the extended axis of the bore of a fixedly mounted machine gun. The bullets, falling into the edge or in the face of a prism, ricocheted and did not damage the screw. Ricocheting over 15% of bullets for all shots. In February 1915, Garro’s proposal was implemented, the first shutoffs were installed on the French two-seater Moran-Saulne. 26 February 1915, on an airplane with Garro’s cutoffs, fought four enemy bombers. Having spent five clips, he forced the enemy crews to stop flying to the target and turn back. Over the 18 days he shot down the 5 of Germanic airplanes. Flying to the enemy ranks, Garro opened fire at close range.

We can safely say that the invention of Rolland Garros opened the way to the creation of a real fighter aircraft, since now the pilot could focus on solving a narrower range of tasks, the main one of which was to take a favorable position for shooting. A new weapon brought to life a new battle tactic: the attacking aircraft approached the target along the line of fire. This tactic has been preserved to this day. Naturally, in Germany they were very interested in new weapons, and quickly acquired them. Garro’s 19 in April during a free search due to a breakdown stalled the engine, and he planned for the territory occupied by the Germans. The Germans copied the novelty, but the results were deplorable. Unlike copper-coated French bullets, German bullets in chrome shells carried the screws.

Fokker was urgently called from Schwerin to Berlin ...

Anthony Fokker poses at the EI aircraftPrior to that, Anthony never held a machine gun in his hands, he had a very vague idea of ​​his work. Nevertheless, he undertook to carry out the assignment and, having received a standard army machine gun for experiments, he left for Schwerin. Three days later he reappeared in Berlin. An airplane with a machine gun that could shoot through the propeller was attached to his car. For 48 hours, without sleep and rest, Fokker connected the locking mechanism of the machine gun with the motor shaft with the help of a cam unit so that shots were fired only when the propeller blade was not in front of the machine gun barrel. Tests of the synchronizer were successful, Fokker received the first order for 30 kits. In May, the first German fighter, the Fokker EI, appeared on the front of the 1915 of the year. He was like two drops of water like the "Moran", differing from it only in the design of the farm chassis and the metal frame of the fuselage. (And this time it would not be entirely correct to talk about plagiarism: Fokker formally bought a license from Moran-Saulier and began producing aircraft of this system before the start of World War I.) The main thing that made the Fokker a true fighter was a machine gun , first equipped with a synchronizer for shooting through the screw.

The advantage of this solution is obvious: in the French plane, the linings reduced the efficiency of the propeller, and the bullets, hitting the blade, created significant engine loads. In addition, the synchronizer allowed to install two, three and even four barrels located directly near the pilot. All this eliminated the inconvenience of reloading, increased shooting accuracy due to the rigid attachment of weapons and allowed more convenient to put the scope. On account of the German fighters, not without reason called the "Fokker scourge", there were a lot of downed British and French aircraft (mostly sluggish "scouts"). The German army immediately gained an advantage. Fighter, and after it, attack aircraft, owe their appearance to solving the problem of the invention of the synchronizer.

Fighters with a synchronized machine gun put fear on the British and French. True, at first German pilots were limited to reconnaissance flights and defensive battles. But in August, 1915, the lieutenants Immelman and Belke scored several victories, and this started the high combat reputation of the Fokker fighters. N. Billing, an English aviation and political figure, speaking in parliament, said that sending British pilots into battle with the Fokkers was a premeditated murder.

The Allies frantically designed new cars that could compete with German ones. Meanwhile, Fokker was embroiled in patent litigation. In 1913, designer F. Schneider received a patent for a synchronizer. This patent appeared on the court as the main document testifying to the violation of Schneider’s patent rights by Fokker. Having carefully studied the case, Anthony tried to prove to the court that his synchronizer is significantly different from Schneider, and above all in the fact that his design is workable, in Schneider - not. Indeed, Schneider proceeded from the fact that the machine gun must be blocked every time the propeller blade passes in front of the barrel. But with a two-bladed propeller and 1200 rpm, the barrel is overlapped by the 40 blade once a second, and the firing rate of the machine gun itself is just 10 shots per second. It turned out that the locking mechanism had to be controlled by a blocker that worked four times faster than the machine gun itself, which was practically impossible. Fokker approached the matter differently. He understood: the only thing required is to stop the shot only when a bullet can hit the blade. If a machine gun makes 10 shots per second, it’s pointless to interrupt his 40 shooting times in that time. To establish the practical blocking frequency, Fokker screwed a plywood disk to the propeller of the aircraft with a machine gun and, turning it with his hand, received a series of bullet holes. On this disk, he easily adjusted the synchronizer: as soon as the holes on the disk went close to the blade, the locking mechanism had to interrupt the shot. This purely practical engineering approach allowed Fokker to create a workable design.



However, the court did not take into account this consideration and decided that Fokker would pay Schneider for each synchronized machine gun. Anthony saw in this decision the hostility with which he, a subject of Holland, constantly encountered in Germany. And it is not surprising that he himself never considered Germany his homeland. Once he told about the case when testing the first aircraft with synchronized machine guns. In one of these flights, Fokker caught up and caught a French reconnaissance aircraft in the crosshair. But the fire did not open. "Let the Germans themselves shoot at their opponents," - decided to Anthony and let the French leave.

To be continued ...

Использованная литература:
Pinchuk S. The Fokker Dr.I Dreidecker Fighter.
Kondratyev V. Fighters of the First World War.
Kondratyev V. The Fokker Fighter.
Kondratiev, V., Kolesnikov V. The Fighter Fokker D.VII.
Smirnov G. The Flying Dutchman // Inventor-rationalizer.
Smyslov, O.S. Aces vs aces.
Author:
6 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. bionik
    bionik 19 November 2014 07: 56
    +7
    The famous (Red Baron) Manfred von Richthofen flew on Fokker Dr. 1.
    1. bionik
      bionik 19 November 2014 08: 11
      +1
      1892-1918 25 years old
    2. svp67
      svp67 19 November 2014 08: 40
      +2
      Quote: bionik
      The famous (Red Baron) Manfred von Richthofen flew on Fokker Dr. 1.
      And it was on him that he died ...
    3. Underwood
      Underwood 19 November 2014 09: 45
      +3
      Well, isn’t he handsome ?????
  2. parusnik
    parusnik 19 November 2014 08: 05
    +3
    I remember that in the journal Inventor and Rationalizer, a large article about Fokker was published in four issues ...
  3. qwert
    19 November 2014 08: 58
    +2
    Quote: parusnik
    I remember that in the journal Inventor and Rationalizer, a large article about Fokker was published in four issues ...

    There was an article, only small and in one issue. But the cycle of full-fledged articles in 4's was about the aircraft designer Arkhangelsky. It is interesting to read old articles. Fokker did not name a single plane. Solid: monoplane, three-engine passenger triplane. The same nonsense, and according to Arkhangelsk. True, he was named SB, Ar-2, Tu-2. But further: a four-engine long-range bomber (this is Tu-4), a technical-engine jet bomber (Tu-14) and so on. That's why they used to be encrypted before? Who were you afraid of?
  4. nvn_co
    nvn_co 20 November 2014 15: 06
    +1
    A good article, such a pleasant, kind ... I even remembered how a teacher on the design of aircraft and helicopters said: "Remember, if the design is sensible, and it must be applied, then when it is finalized, necessary (in this place he smiled), it is not plagiarism and not ripped off! This is called the design acceptance! " After these words, everyone laughed for a long time, about twenty minutes. Yeah. he was a good teacher! Well, it just came to mind ... smile

Фоккер. Человек и самолёт. Часть первая

Фоккер. Человек и самолёт. Часть первая


В начале 20-х годов прошлого века наша страна купила за границей примерно тысячу военных и гражданских самолетов. Целей было две: быстро обновить воздушный флот страны, разрушенный мировой и гражданской войнами, и освоить накопленный в мире опыт самолетостроения. Самолеты покупали в разных странах, разных марок, по одному, по несколько экземпляров, по десятку-другому. Много машин (порядка трехсот) купили у профессора Юнкерса в Германии; его фирма была в то время наиболее передовой, даже имела концессию в Москве. Но, несмотря на это, больше всего самолетов (почти пятьсот, т. е. практически половину из всех закупленных) приобрели у голландского конструктора и предпринимателя Антони Фоккера. Машин простых, надежных и относительно дешевых.

Определенную роль в торговых отношениях Фоккера с СССР сыграло и то обстоятельство, что еще в 1912 году Антони побывал на конкурсе военных аэропланов в Петербурге. Он восхитился увиденными аппаратами, а заодно и молоденькой летчицей Я. А. Галанчиковой. С неудержимой энергией, которой обладал Антони в те годы, он внес в проекты своих самолетов «русский дух». Главные из особенностей были: сварной каркас и фанерная обшивка крыльев. Фанерная обшивка, примененная вместо матерчатой обтяжки, делала крыло гладким, хорошо сохраняющим форму и легким, потому что брало на себя часть изгибающей и крутящей нагрузки. (Кстати, малоизвестно, что в России же фанера и была изобретена — в 1887 году О. С. Костовичем.)


Самолеты Фоккера верно служили нам более десяти лет как в ВВС, так и на пассажирских линиях. А по прошествии еще десятка лет были прочно забыты. Предан забвению был и сам Антони Фоккер, несмотря на его вклад в отечественную и мировую авиацию. Кроме того, не будет преувеличением утверждать, что его жизнь и судьба были весьма необычны, и будь он американцем, Голливуд снял бы о нем уже пару-тройку фильмов. Попробуем убрать занавес информационного вакуума с незаурядной личности талантливого авиаконструктора. И начнем с самого начала.

В 1909 году голландский богач Г. Фоккер, наживший огромное состояние на кофейных плантациях на Яве (именно там и родился Антони Фоккер), едва ли не силком отправил своего девятнадцатилетнего сына-шалопая Антони в немецкий город Бинген, где, согласно красочному проспекту, находилось лучшее в Германии училище автомобильных инженеров. Однако, этим училищем оказалась захолустная мастерская. Антони махнул на нее рукой и отправился путешествовать по Германии. Неподалеку от Майнца он набрел на школу шоферов, для которой некий Бюхнер, выдававший себя за бывалого авиатора, взялся построить и облетать аэроплан с мотором, купленным на средства городского пекаря.

Надолго запомнился этот облет школе. Разогнав машину, Бюхнер не смог ни оторвать ее от земли, ни остановить, ни отвернуть от забора в конце летного поля. Директор школы бежал за мчавшимся по полю аппаратом, отчаянно ругаясь, и расплакался, когда аэроплан превратился в груду обломков. Обозлившийся пекарь забрал свой мотор, Бюхнер исчез, а его ученик Антони Фоккер решил строить самолет сам.

Прототип всех фоккеровских самолетов представлял собой моноплан с сильно задранными концами крыльев, что позволяло ему обходиться без элеронов. Руля поворота вначале тоже не было, поэтому при пробежках машина двигалась в любую сторону, только не туда, куда ее направлял пилот. После этого был установлен руль, и к концу 1910 года аппарат — «Паук 1» — был готов. 24 декабря 1910 года самолет под управлением Антони Фоккера оторвался от земли и пролетел 100 метров. Следующий раз за штурвал сел «спонсор» и друг Фоккера Франц фон Баум, который благополучно для своего здоровья разбил самолет. Фоккер переживал случившееся недолго и почти сразу принялся за создание нового самолета «Паук-2», первый полет которого состоялся 12 мая 1911 года.

Фоккер. Человек и самолёт. Часть первая


Он имел предельно простую конструкцию крыльев, состоявшую из “карманной обшивки” — двух слоев полотна, простеганного парными швами вдоль и поперек, Вдоль крыла между швами были просунуты стальные трубы — лонжероны, а поперек — прямые рейки-нервюры. Передний лонжерон был носком крыла, задняя кромка — бечевка. Профиля у крыльев не было. Схема самолета — расчалочный среднеплан с большим поперечным V крыльев (9°). Двигатель — “Аргус” в 100 л. с. На аэроплане «Паук II» Фоккер выполнил все полеты, необходимые для получения пилотского сертификата и приступил к постройке третьей модели, на которой вознамерился совершить демонстрационные полеты на Родине, в Голландии.

Доставленный в Харлем «Паук III» произвел ошеломляющее впечатление. Антони совершил на нем шесть полетов продолжительностью до 11 минут, в том числе над 80-метровой колокольней. Этот самолет принимал участие в конкурсе военных аэропланов 1912 г., где занял четвертое место. Один из знакомых Фоккера-старшего сказал тогда: «Кто бы мог подумать, что ваш сын взлетит так высоко!»

Фоккер. Человек и самолёт. Часть первая


Много лет спустя Антони говорил, что счастливейшими мгновениями его жизни были эти триумфальные полеты над родным Харлемом, который некогда проводил его в Германию как шалопая и бездельника, а встретил как героя…

А через несколько месяцев, снова в Германии, на долю Фоккера выпал такие семь минут, что впоследствии он назвал их самыми страшными в своей жизни.

В декабре 1911 года Антони решает, что свое увлечение нужно переводить на рельсы бизнеса. В пригороде Берлина был приобретен ангар, в котором и была основана авиастроительная фирма «Фоккер аэропланбау». Чтобы завоевать репутацию, А. Фоккер решил сам продемонстрировать достоинства своего «Паука 3» на авиационной неделе в конце мая 1912 года. И вот в полете на высоте 750 метров верхние растяжки крыла вдруг провисли. Это значило, что одна из нижних растяжек лопнула, и крыло может в любой момент отвалиться. Уменьшив скорость, Фоккер стал осторожно снижаться. Крыло трепетало. Антони дал знак своему пассажиру, лейтенанту Шлихтингу, выйти на крыло, чтобы собственным весом частично компенсировать подъемную силу, разгрузить конструкцию. И лейтенант нечаянно продавил ногой обшивку. Крыло обломилось на высоте десять—пятнадцать метров, аппарат рухнул на землю. Шлихтинг был убит на месте, а Фоккера в бессознательном состоянии отправили в госпиталь. Но катастрофа не обескуражила Антони.

Он продолжал строить «Пауки», проектировал складной самолет, перевозимый автомобилем, разрабатывал гидросамолет, побывал в Петербурге, где на конкурсе военных аэропланов его «Паук» занял четвертое место. Известная русская «авиатрисса» Л. А Галанчикова установила на «Пауке» рекорд высоты для женщин (2140 м), а сам Фоккер — рекорд высоты для мужчин (3050 метров). Затем «Фоккер» перелетел над Германией из Берлина в Гамбург. О Фоккере заговорили. Он стал получать частные заказы на самолеты . В 1912-1013 гг. Фоккеру удалось продать полтора десятка «Пауков». Осенью 1913 года в окрестностях Шверина появилось новое предприятие, «Фоккер флюгцойгверке».

И все-таки решающую роль в его дальнейшей судьбе сыграли немецкие военные. Еще в 1909 году военное министерство Германии впервые отпустило средства на развитие авиации ничтожную сумму — 36 тысяч марок. Однако это не означало, что немцы пренебрегали разработкой воздушного оружия: просто в Германии тогда главное внимание уделялось развитию «цеппелинов». Дирижабельная ориентация определила и характеристики немецких авиадвигателей: при высокой экономичности и моторесурсе они были существенно тяжелее французских. И эта их особенность проявилась в том, что к зиме 1913—1914 года Германия, отобрав у Франции все рекорды дальности и длительности полетов, не смогла отнять у нее рекорда скорости. Впрочем, до весны 1914 года это мало беспокоило военных деятелей.

Необходимо помнить, что Фоккер был не только конструктором, но и летчиком. Головокружительные фигуры высшего пилотажа, которые тогда демонстрировал французский виртуоз Пегу, произвели неизгладимое впечатление на Фоккера. Будучи сам искусным пилотом, Фоккер вознамерился превзойти Пегу, но для этого требовался самолет с совсем иными статями, чем у «Пауков». В 1913 году Фоккер покупает за бесценок моноплан «Моран» в неудовлетворительном состоянии. Именно этот шаг и послужил дальнейшему развитию схемы Фоккера, поскольку конструктор меняет на нем деревянный силовой набор фюзеляжа на сварной из стальных труб. Это было первое проявление стиля конструктора. Впрочем, Антони никогда не гнушался усовершенствовать уже имеющиеся конструкции. Поэтому обвинить его в плагиате было достаточно трудно. Машина получилась легкая, спортивная. На ней Фоккер начал осваивать головокружительные трюки Пегу и с особым трепетом — знаменитую «мертвую петлю» русского летчика П. Н. Нестерова.

К весне 1914 года, отчасти под впечатлением от каскада фигур, выделываемых в воздухе Фоккером, в головах немецких стратегов созрела концепция «кавалерийского моноплана» — легкого, скоростного, маневренного самолета-разведчика. Фоккер получил заказ на одноместный моноплан с мотором в 80—100 л. с. А через несколько месяцев после начала первой мировой войны военные потребовали установить на этом аэроплане пулемет.

Удивительно, но факт: в мировую войну самолеты воюющих держав вступили без вооружения, поскольку тогдашние военные специалисты считали главной задачей авиации разведку и корректировку артиллерийской стрельбы. И вооружать самолеты пришлось уже в ходе боевых действий. Англичане установили пулемет в носовой части «Виккерса» — неуклюжей тихоходной машины с толкающим винтом. Французы монтировали ручные пулеметы высоко над крылом, чтобы пули пролетали над диском винта. Оба эти решения оказались неприемлемыми для немцев: самолетов с толкающими винтами у них не было, а легких ручных пулеметов остро не хватало. Тяжелые же пулеметы установить высоко над крылом не удавалось. Нужны были устройства, позволяющие стрелять сквозь вращающийся винт.

Серьезную попытку в решении этой проблемы предпринял француз Роллан Гарро. В ноябре 1914 года известный французский летчик-испытатель фирмы Моран-Солинье лейтенант Гарро предложил идею создания одноместного истребителя, вооруженного одним пулеметом, закрепленным параллельно линии полета и стреляющим через круг, ометаемый воздушным винтом. Для того чтобы пули, попадая в винт, не пробивали и не повреждали его, Гарро предложил так называемый отсекатель пуль. Отсекатель представлял собой трехгранную, стальную призму, надетую на лопасти воздушного винта в том месте, где они пересекаются с продолженной осью канала ствола неподвижно установленного пулемета. Пули, попадая в ребро или в грань призмы, рикошетировали и не повреждали винта. Рикошетировало более 15% пуль от количества всех выстрелов. В феврале 1915 года предложение Гарро было реализовано, первые отсекатели была установлены на французском двухместном самолете Моран-Солнье. 26 февраля 1915 г. на самолете с установленными отсекателями Гарро провел воздушный бой с четырьмя бомбардировщиками противника. Израсходовав пять обойм, он вынудил экипажи неприятеля прекратить полет к цели и повернуть назад. За 18 дней он сбил 5 германских аэропланов. Подлетая к вражескому строю, Гарро открывал огонь с близкого расстояния.

Можно смело утверждать, что изобретение Роллана Гарро открыло дорогу к созданию настоящего самолета-истребителя, так как теперь пилот мог сосредоточиться на решении более узкого круга задач, главной из которых было занять выгодную позицию для стрельбы. Новое оружие вызвало к жизни и новую тактику боя: атакующий самолет сближался с целью по линии огня. Эта тактика сохранилась до сегодняшнего дня. Естественно, что в Германии очень заинтересовались новым оружием, и достаточно быстро его заполучили. 19 апреля у Гарро во время свободного поиска из-за поломки заглох мотор, и он спланировал на занятую германцами территорию. Немцы скопировали новинку, но результаты получили плачевные. В отличие от французских пуль, покрытых медью, немецкие пули в хромовых оболочках разносили винты.

Из Шверина в Берлин был срочно вызван Фоккер…

Антони Фоккер позирует у самолета ЕIДо этого Антони никогда не держал в руках пулемет, имел весьма смутное представление о его работе. Тем не менее, он взялся выполнить поручение и, получив для экспериментов стандартный армейский пулемет, уехал в Шверин. Через три дня он снова появился в Берлине. К его автомобилю был прицеплен самолет с пулеметом, который мог стрелять сквозь винт. За 48 часов, без сна и отдыха, Фоккер с помощью кулачкового агрегата соединил замковый механизм пулемета с валом мотора так, что выстрелы производились только когда перед дулом пулемета не было лопасти пропеллера. Испытания синхронизатора прошли успешно, Фоккер получил первый заказ на 30 комплектов. В мае 1915 года на фронте появился первый немецкий истребитель — «Фоккер E.I». Он как две капли воды походил на «Моран», отличаясь от него лишь конструкцией фермы шасси и металлическим каркасом фюзеляжа. (И в этот раз говорить о плагиате было бы не совсем корректно: Фоккер формально купил у фирмы Моран — Солнье лицензию и начал выпуск самолётов этой системы ещё до начала Первой мировой войны.) Главное, что делало «Фоккер» истинным истребителем, — это пулемёт, впервые снабжённый синхронизатором для стрельбы через винт.

Преимущество этого решения очевидно: во французском самолёте накладки уменьшали эффективность винта, а пули, попадая в лопасть, создавали значительные нагрузки на двигатель. Кроме того, синхронизатор позволял установить два, три и даже четыре ствола, расположенные непосредственно вблизи от летчика. Все это устраняло неудобства по перезаряжанию, повысило точность стрельбы за счет жесткого крепления оружия и позволило более удобно поставить прицел. На счету немецких истребителей, недаром прозванных «бич Фоккера», было немало сбитых английских и французских самолётов (по большей части медлительных «разведчиков»). Германская армия сразу же получила перевес. Истребительная, а вслед за ней и штурмовая авиация, обязаны своим появлением решению задачи изобретению синхронизатора.

Фоккер. Человек и самолёт. Часть перваяИстребители с синхронизированным пулеметом навели страх на англичан и французов. Правда, поначалу немецкие летчики ограничивались лишь разведывательными полетами и оборонительными боями. Но в августе 1915 года лейтенанты Иммельман и Бельке одержали по несколько побед, и с этого началась высокая боевая репутация фоккеровских истребителей. Н. Биллинг, английский авиационный и политический деятель, выступая в парламенте, заявил, что посылать английских летчиков в бой с «Фоккерами» — это преднамеренное убийство.

Союзники лихорадочно проектировали новые машины, способные соперничать с немецкими. А тем временем Фоккер оказался втянутым в патентные тяжбы. В 1913 конструктор Ф. Шнейдер получил патент на синхронизатор. Этот патент фигурировал на суде как главный документ, свидетельствовавший о нарушении Фоккером патентных прав Шнейдера. Внимательно изучив дело, Антони попытался доказать суду, что его синхронизатор существенно отличается от шнейдеровского, и прежде всего тем, что его конструкция работоспособна, в шнейдеровская — нет. Действительно, Шнейдер исходил из того, что пулемет должен блокироваться каждый раз, когда лопасть винта проходит перед дулом. Но при двухлопастном пропеллере и 1200 об/мин дуло перекрывается лопастью 40 раз в секунду, а скорострельность самого пулемета всего 10 выстрелов в секунду. Получалось, что замковый механизм должен был управляться блокирующим, работавшим в четыре раза быстрее самого пулемета, что было невозможным практически. Фоккер подошел к делу иначе. Он понял: единственное, что требуется — это останавливать выстрел только тогда, когда пуля может попасть в лопасть. Если пулемет делает 10 выстрелов в секунду, бессмысленно за это время прерывать его стрельбу 40 раз. Чтобы установить практическую частоту блокировки, Фоккер привинтил к винту самолета с пулеметом фанерный диск и, проворачивая его рукой, получил серию пулевых пробоин. По этому диску он легко отрегулировал синхронизатор: как только дырки на диске ложились близко к лопасти, блокирующий механизм должен был прерывать выстрел. Такой чисто практический инженерный подход позволил Фоккеру создать работоспособную конструкцию.

Фоккер. Человек и самолёт. Часть первая


Однако суд не принял во внимание это соображение и постановил, чтобы Фоккер платил Шнейдеру за каждый синхронизированный пулемет. Антони усмотрел в этом решении ту неприязнь, с которой он, подданный Голландии, постоянно сталкивался в Германии. И неудивительно, что сам он никогда не считал Германию своей родиной. Как-то он рассказал о случае при испытаниях первых самолетов с синхронизированными пулеметами. В одном из этих полетов Фоккер нагнал и поймал в перекрестие прицела французский самолет-разведчик. Но огонь не открыл. «Предоставим немцам самим стрелять в их противников», — решил Антони и дал французу уйти.

Продолжение следует…

Использованная литература:
Пинчук С. Самолет-истребитель Fokker Dr.I Dreidecker.
Кондратьев В. Истребители первой мировой.
Кондратьев В. Истребитель «Фоккер».
Кондратьев, В., Колесников В. Истребитель Фоккер D.VII.
Смирнов Г. Летучий голландец // Изобретатель-рационализатор.
Смыслов О.С. Асы против асов.
Автор: Эдуард Решетников


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. bionik 19 ноября 2014 07:56
    На Fokker Dr.1 летал знаменитый(Красный барон) Манфред фон Рихтгофен.
    1. bionik 19 ноября 2014 08:11
      1892-1918 25-лет
    2. svp67 19 ноября 2014 08:40
      Цитата: bionik
      На Fokker Dr.1 летал знаменитый(Красный барон) Манфред фон Рихтгофен.
      И именно на нем он и погиб...
    3. Ундервудъ 19 ноября 2014 09:45
      ну, не красавец ли?????
      Ундервудъ
  2. parusnik 19 ноября 2014 08:05
    Помню, в журнале Изобретатель и рационализатор, большая статья о Фоккере была, в четырёх номерах печаталась...
  3. qwert 19 ноября 2014 08:58
    Цитата: parusnik
    Помню, в журнале Изобретатель и рационализатор, большая статья о Фоккере была, в четырёх номерах печаталась...

    Была статья, только небольшая и в одном номере. А вот цикл полновесных статей в 4-х номерах были про авиаконструктора Архангельского. Интересно читать старые статьи. У Фоккера ни один самолет назван не был. Сплошные: моноплан, триплан трехмоторный пассажирский. Такая-же ерунда и по Архангельскому. Правда у него названы СБ,Ар-2, Ту-2. Но дальше :четырехмоторный дальний бомбардировщик (это Ту-4), техмоторный реактивный бомбардировщик (Ту-14) и так далее. Вот почему так раньше шифровались? Кого боялись?
  4. nvn_co 20 ноября 2014 15:06
    Хорошая статья, приятная такая, добрая... Даже вспомнилось, как преподаватель по конструкции самолетов и вертолетов говорил: "Запомните, если конструкция толковая, и ее необходимо применить, то при ее доработке, неоходимой (в этом месте он улыбался) - это не плагиат и не ободрали! Это называется приемсвенность конструкции!" После этих слов все долго смеялись, минут этак двадцать. Дааа. хороший преподаватель был! Ну это так просто вспомнилось... smile

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня